Фолькло на музыкальных занятиях в доу методическая разработка на тему. Музыкальный фольклор в жизни детей старшего дошкольного возраста Детский музыкальный фольклор

Для того чтобы понять происхождение и значение детского музыкального фольклора, нужно знать особенности славянского мировоззрения.

В то время, когда этот пласт устного народного творчества активно формировался, наши предки придерживались языческого вероисповедания и вели земледельческий образ жизни. Эти две особенности порождали своеобразное отношение к жизни и чуткий взгляд на природу, в рамках которых и формировалась культура.

Жанры этого вида творчества

Для начала нужно определиться, из чего состоит детский музыкальный фольклор. В первую очередь, колыбельные : их пели с самых первых часов жизни малыша. Далее – пестушки , они становились актуальны, когда ребёнок уже начинал реагировать на речь взрослого и делал первые попытки ответного общения. Наиболее знаменитые: «Сорока-ворона», «Ладушки», «Три колодца».

Позже детям начинали петь небольшие песенки с забавным содержанием – так называемые потешки . Близки к ним по смыслу и напевные небылицы , в которых всё переворачивалось с ног на голову, это очень веселило подрастающего малыша. Для чего наши предки придумывали всё это? Какие цели преследовали, создавая русский детский музыкальный фольклор? Сейчас и попробуем в этом разобраться.

Сакральный смысл устного народного творчества для детей

Славяне, создававшие этот пласт народной культуры, были людьми языческого мировоззрения. Для них всё в природе имело душу и делилось на плохое и хорошее. Хорошие духи помогали, создавали уют и счастье в доме, способствовали приросту домашнего хозяйства. Плохие духи, напротив, пакостили и старались свести все усилия к нулю. Их нужно было в первую очередь задабривать, во вторую – обманывать.

Ребёнок, только что пришедший в мир, считался существом пограничным: да, он здесь, рядом с матерью и отцом, но в любой момент может уйти обратно. Вокруг него постоянно витали злые духи, желающие утащить малыша в своё царство. Первым делом было защитить ребёнка, закрепить в нашем мире. Колыбельные в этом плане служили для охраны сна, они являлись своего рода заговорами от зла, от всего плохого, что покушалось на новорожденного. Пестушки, сложенные специальным образом и основанные на отличном знании таких точек тела, которые настраивают весь организм на здоровый лад, служили для укоренения ребёнка в этом мире.

Небылицы и разного рода прибаутки, построенные на несуразицах, должны были обманывать нечистую силу, ставить ее в тупик. Вот почему в таких произведениях всё наперекосяк, не так, как на самом деле. Одним словом, весь детский музыкальный фольклор был направлен на то, чтобы оставить ребёнка здесь, не позволить злым духам завладеть им.

Воспитательное и эстетическое значение народной культуры для детей

Естественно, все жанры устного народного творчества для подрастающего поколения имели еще и воспитательный смысл, а также не лишены были эстетизма. В первую очередь, они имеют очень чёткий, напевный ритм, что позволяет ребёнка, а также настраивает его на гармоничные отношения с внешним миром. Кроме того, детский музыкальный фольклор имеет и развлекательное значение: он в весёлой и забавной форме систематизирует знания маленького человека о внешнем мире, об отношениях людей и его собственном месте в нём.

Таким образом, этот огромный пласт русского народного творчества имел не только сакральное, но и прагматическое значение и был направлен исключительно на ребёнка. Наши предки смотрели на мир несколько иначе, чем современные люди и создавали свою неповторимую культуру, которой нет ни у какого другого народа.

Консультация для воспитателей

Музыкальный фольклор - как средство развития
творческих способностей дошкольников

Шорстова Юлия Владимировна,
муз.руководитель д/с №17 г.Алексеека

В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность подстерегающая наше общество сегодня - не в экономических реформах, не в смене политической системы, а в разрушении личности. Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Именно поэтому сегодня повсеместно возрастает интерес к народному творчеству, ведь именно в нём нужно искать истоки наших характеров, взаимоотношений, исторические корни. Каждый жанр русского народного творчества - кладезь народной мудрости. И в каждом - огромный запас положительной энергии, направленный на созидание, а не на разрушение. Использование фольклора на занятиях позволяет детям сравнить «как было» и «как есть», «как нужно» и «как не нужно» поступать в определенных случаях.

Таким образом, фольклорные произведения русского народа помогают, с одной стороны, приобщить ребенка к миру духовных, нравственных ценностей, зафиксированных в фольклорных жанрах, а с другой стороны - именно фольклорные жанры позволяют ребенку почувствовать себя ребенком, нужным маме и папе, поверить в справедливость, в добро, красоту нашего мира.

Нас, как музыкальных руководителей, больше интересует детский фольклор. Это понятие в полной мере относится к тем произведениям, которые созданы взрослыми для детей. Кроме того, сюда входят произведения, созданные самими детьми, а также перешедшие к детям из устного народного творчества взрослых.

Приобщение детей к народной культуре является средством формирования у них патриотических чувств и развития духовности. Духовный, творческий патриотизм надо прививать с раннего детства. В детском саду закладывается фундамент, происходит накопление первых, решающих музыкальных впечатлений. Ребёнок никогда не забудет то, чему он здесь научился, что он здесь услышал, оно входит в его плоть и кровь.

В нашем детском саду уже много лет музыкальное воспитание осуществляется, наряду с программой «Детство», по народно - православному календарю с использованием фольклорного материала, что способствует развитию творческой деятельности, раскрывает личность, воспитывает духовность. Именно музыкальные занятия воспитывают в детях умение ладить друг с другом, прислушиваться друг к другу, понимать, любить, прощать.

С русскими народными песнями и мелодиями мы начинаем знакомить детей уже с первой младшей группы. Это такие песни как: «Петушок», «Ладушки». «Зайка», «Солнышко», «Сорока - сорока» и т. д

Ребёнок младшего возраста живет больше чувствами, чем разумом: явления и предметы, с которыми он соприкасается, воспринимаются им, прежде всего, эмоционально. Этот факт является мощным стимулом для развития эстетических чувств ребенка. Известна особая впечатлительность детей, их готовность к сказочному восприятию мира, особенно это характерно для детей дошкольного и младшего школьного возраста как наиболее склонных к игровому самовыражению.

Особое место занимает «материнская поэзия»: колыбельные песни, потешки, прибаутки, сказки и песни, созданные для самых маленьких - все это прекрасный материал, используемый нами на музыкальных занятиях для развития детей, начиная с ясельной группы, когда оторванность от родной мамы, отца в связи с поступлением в детский сад становятся для ребенка настоящим стрессом. В это время колыбельные, пестушки, прибаутки напоминают детям о теплоте маминых рук, голоса в момент напевания «Ай баюшки-баиньки, прискакали заиньки…». Они для детей, в возрасте от года до трёх лет, просты по мелодии и понятны по содержанию, отражают окружающий мир ребёнка. По тексту песни очень лаконичны, построены на повторе одной музыкальной фразы, не требуют быстрого темпа, исполняются неторопливо. Звукоподражания используются для создания яркого образа и вызывают эмоциональный отклик у ребёнка.

Работая с малышами над музыкально - ритмическими движениями мы постоянно обращаемся к русским народным мелодиям: «Из-под дуба», «Ах вы, сени», «Как у наших у ворот», «Пойду ль я выйду ль я», «Ах ты, берёза», «Коробейники». Народные мелодии естественны и поэтому легки для восприятия и запоминания. Народная плясовая и хороводная музыка имеет простой ритмический рисунок и позволяет импровизировать движения. Народные подвижные игры формируют у детей ориентацию в пространстве, координацию, внимание, умение контролировать свои действия, подчиняться правилам игры. Это такие игры как: «Ходит Ваня», «Заинька», «Кто у нас хороший» и т. д. Все эти малые жанры фольклора детьми младших группы только воспринимаются, а вот дети старших групп уже пытаются внести в них свое.

Все эти малые жанры фольклора детьми младших группы только воспринимаются, а вот дети старших групп уже пытаются внести в них свое.

В работе с детьми средней, старшей, подготовительной групп, мы часто использую другие фольклорные жанры - песенки веснянки, заклички, колядки, игровые песни, обрядовые и т. д. - все то, что перешло в детский фольклор из взрослого фольклора. Дети данного возраста уже не просто где-то напевают, а поют обрядовые песни (веснянки, заклички, масленичные, жатвенные, свадебные песни и т. д.) .

В своей работе мы часто используем многообразие народной музыки для разучивания танцевальных движений, инсценировок, хороводов, плясок, игр: «Млада», «Посею лебеду на берегу», «Ой, вставала я ронёшенько» и т. д. Русская народная музыка постоянно звучит при выполнении движений на музыкальных занятиях. Разнообразие мелодий обогащает музыкально-ритмические движения детей, позволяет им проявить фантазию, а эмоциональность народных мелодий заряжает позитивной энергией на весь день. На этих песнях, хороводах дети приобщаются к миру взрослых, где живут уважение, взаимопонимание, любовь.

Обучение детей фольклору, на наш взгляд, должно происходить на основе синтеза основных форм художественной деятельности - музыки, хореографии, народного танца, фольклорного театра, изобразительного искусства, труда. Этот синтез осуществляется за счет участия в данной деятельности воспитателей ДОУ (проведения интегрированных занятий на которых дети погружаются в мир сказок, народного эпоса) .

Результатом нашей деятельности, как музыкального руководителя, является проведение календарных и фольклорных праздников в различных группах. Стало доброй традицией проводить в нашем детском саду такие праздники как: «Капустные посиделки», «Покрова». Интересно проходят «Рождественские святки», где дети старших групп ходят «в гости» к детям младшего возраста с песнями, закличками, колядками. Праздник масленица проводим на улице с традиционным угощением блинами и чаем. Весенние праздники продолжают «Сороки» (прилёт птиц) , «Встреча Весны», «Благовещенье», «Вербное воскресение». Не остаются без внимания и летние праздники: «В гости к берёзке» (Троица) и праздник Ивана Купала.

Благодаря включенности ребенка в деятельность по подготовке праздников, он становится не простым зрителем, а соучастником происходящего. Распевая песни, участвуя в народных танцах, водя хороводы, играя на народных музыкальных инструментах, играя в народные игры, дети нравственный кодекс, заложенный во всем этом, принимают к действию.

Основываясь на нашем опыте, можно сказать, что знакомство с детским музыкальным фольклором развивает интерес и внимание к окружающему миру, народному слову и народным обычаям, воспитывает художественный вкус, а так же многому учит. Развивается речь, формируются нравственные привычки, обогащаются знания о природе. Детский музыкальный фольклор является ценным средством воспитания ребёнка, имеет большое значение в приобщении его к истокам родного, истинного русского народного творчества.

Народный фольклор (народная мудрость) выступает незаменимым средством воздействия на дошкольника, поэтому любая сфера воспитания, в том числе воспитания музыкально-эстетического, предполагает использование образцов национальной культуры и, в первую очередь, музыкального фольклора. Фольклор - это коллективное художественное творчество народа. Поэтическое народное творчество веками вбирало в себя жизненный опыт, коллективную мудрость трудящихся масс и передавало их младшим поколениям, активно пропагандируя высокие нравственные нормы и эстетические идеалы.

Белорусский фольклор - один из самых богатых в мире. Это душа белорусского искусства, белорусской музыки. Произведение народного фольклора бесценны. В них сама жизнь. Они поучительны чистотой и непосредственностью. Знакомство с музыкальными фольклорными произведениями всегда обогащает и облагораживает. И чем раньше соприкасается с ним человек, тем лучше. Много непонятного есть в фольклоре даже взрослым, а надо приблизить его к детям, не исказив.

Интерес и внимание к народному искусству, в том числе и к музыкальному, в последнее время в нашей стране ещё более возрос. Истинно художественной и естественной почвой для музыкального воспитания ребёнка является фольклор того народа, к которому он принадлежит, как среда, в которой искусство органично слито с жизнью и мировоззрением людей. Народное искусство дарит детям встречи с напевными и искренними мелодиями, с подлинным, живым, ярким, образным и ласковым родным языком. Через фольклор и фольклорные праздники ребенок может проявлять свои умения, фантазию, показывать себя. В народных праздниках прекрасный материал для развития эстетических чувств учащихся, для расширения их кругозора и повышения культурного уровня.

Фольклор обладает рядом особенностей, учет которых позволяет эффективно использовать его в музыкальном развитии детей дошкольного возраста:

1. Для фольклорной традиции характерна устность, передача от человека к человеку, из поколения в поколение. В связи с устностью в произведениях фольклора используются частые повторы мелодических оборотов и текстов (в расчете на ограниченные возможности памяти человека), лаконичная музыкальная форма. Эти особенности делают музыкальный фольклор доступным детям дошкольного возраста.
2. В результате устности в фольклоре сложились такие черты как вариативность, вариантность. Вариантность подразумевает существование многих схожих вариантов одного образца в пространстве (различные регионы) и во времени. Вариативность - изменение образца во время его исполнения (в зависимости от возможностей исполнителя). Эти черты фольклора позволяют использовать его произведения в качестве бесценного материала для развития музыкально-творческих способностей дошкольников. Разучиваемый с дошкольниками фольклорный образец является моделью, на основе которой ребенок может импровизировать, создавать свои варианты, не вступая при этом в противоречие с самой природой фольклора.

3. В результате устности в фольклоре зафиксировались типовые мелодии, ритмы, тексты, которые переносятся из одного образца фольклора в другой, часто являются признаками жанра (терцовый лад в колыбельных песнях, распетый пятый слог во фразах колядных песен, текстовые рефрены «Шчодры вечар, добры вечар», «Каляда», «Агу, вясна!» и др.). Дошкольники, знакомясь с рядом традиционных напевов, усваивают «лексику» и «грамматику» национального музыкального языка. В этом процессе обогащается музыкальный интонационный словарь ребенка, а фольклор становится для него узнаваемым (в результате частой повторяемости) и близким явлением.
4. Для фольклора (особенно раннего пласта) характерна синкретичность - слитность всех его элементов (пения, движения, использования инструментов, игрового начала). Мировосприятие ребенка также синкретично, виды музыкальной деятельности дошкольника тесно связаны между собой. Таким образом, фольклорный репертуар соответствует возрастным возможностям и потребностям ребенка дошкольного возраста.

Сила воздействия на ребенка произведений народного творчества возрастает, если ознакомление с ними осуществляется на основе собственной деятельности дошкольника. Исходя из этого, в работе с детьми необходимо добиваться, чтобы они были не только активными слушателями и зрителями, но и активными исполнителями песен, хороводов, плясок, музыкальных игр и активно включались в работу на занятиях, в том числе и по подготовке к праздникам и развлечениям.

Знакомство детей с народными песнями и мелодиями происходит уже с младшей группы. Они для детей просты по мелодии и понятны по содержанию, отражают окружающий мир ребёнка. По тексту песни очень лаконичны, не требуют быстрого темпа, исполняются не торопливо, с хорошей дикцией («Зайка», «Бусел», «Чэ-чэ, чэ-чэ, сарока»). Звукоподражания используются для создания яркого образа и вызывают эмоциональный отклик у ребёнка. Дети знакомятся с потешками («Кую, кую ножку», «Ладу, Ладу, ладкі», «Коці, коці, лапкі»), колыбельными («Спі, сыночак, міленькі», «Люлі, люлі, люлі, прыляцелі куры»). Народные мелодии естественны и потому легки для восприятия и запоминания, а возможность собственного исполнения доставляют малышам настоящую радость. В средней и старшей группе вводится понятие «обрядовая песня» (колядные песни «Ой, ну-ну, каза», «Каляда з казой», «Го-го-го, каза», щедровки «Добры вечар», заклички «Дожджык, дожджык, сыпані», «Жавароначкі, прыляціце», «Божая кароўка»). Именно в старшей группе вводится новый жанр — частушка. Частушка достаточно сложный жанр при кажущейся простоте и легкости. Ребенок должен понять каждую частушку, прожить и показать характер героя, вложенный всего в четыре строчки. Мало того спеть, надо показать, сплясать, а еще подыграть на доступных музыкальных инструментах.
Народная плясовая и хороводная музыка имеет простой ритмический рисунок и позволяет импровизировать движения. В младшей группе ставится задача овладения простейшими элементами народной плясовой пластики: притопывание одной и двумя ногами, постукивание каблучком, похлопывание ладошками по коленкам, повороты ладошек из стороны в сторону, поскоки, пружинка, повороты корпуса. В средних группах вводятся новые элементы народного танца: ставить ногу на носок и пятку, подскоки, моталочка. В старшей группе: переменный шаг, шаг польки, боковой галоп, ковырялочка, присядка с выставлением поочередно ног на пятку. Уделяется внимание пластике рук в пляске - кружение в парах «крендельком», под локоток, на талии или на плечах у партнера. Так же в хороводах формируется умение у детей менять направление в кругу, идти за ведущим «змейкой», перестраиваться в пары из круга и наоборот. Среди образцов танцевально-игрового фольклора используются доступные дошкольникам имитационные (танцы «Таўкачыкі», «Млынок», «Каваль»), образные («Мосцік», «Пакажы, казелінька»), традиционные танцевальные (элементы танцев «Лявоніха», «Крыжачок», «Трасуха», «Весялуха») движения. Фольклор обогащает детские игры новым содержанием, вызывает положительные эмоции, желание участвовать в общих действиях, подсказанных текстом («У мядзведзя на бару», «Грушка», «Бульба», «А мы проса сеялі»). Народные подвижные хороводные игры формируют у детей ориентацию в пространстве, координацию, внимание, умение контролировать свои действия, подчиняться правилам игры.

Особое место в работе с детьми занимает использование народных музыкальных инструментов (бубны, треугольники, ксилофоны, трещотки, деревянные ложки, дудочки, свистульки). В старшей группе формируется представление о тембрах народных музыкальных инструментов таких, как цимбалы, скрипка, дуда, балалайка, гармонь, колёсная лира. Характерные для народной музыкальной культуры звуки, тембры, мелодии насыщают слуховое восприятие ребенка и постепенно формируют в его художественном сознании национальные музыкальные стереотипы, самобытное национальное музыкальное мышление. Доступность народных инструментов, привлекательность и лёгкость игры на них в ансамбле приносят детям радость, создают предпосылки для дальнейших занятий музыкой, формируют интерес к познанию мира музыки в разных его проявлениях.

Использование фольклора на музыкальных занятиях с детьми дошкольного возраста показывает высокую практическую значимость. Элементы народного фольклора эмоционально раскрепощают и снимают психологическое напряжение у детей дошкольного возраста. Значительно повышается музыкально-речевая активность, что вместе с тем способствует обеспечению эмоционального-психологического комфорта и сохранению здоровья детей на музыкальных занятиях. Обряды, народные песни, танцы, игры развивают музыкальные способности детей, интерес и внимание к окружающему миру, способствуют расширению кругозора, воспитывают любовь к родному краю, уважение к народным традициям.

Ерофеева Наталья
Роль фольклора в музыкальном развитии и воспитании детей дошкольного возраста

Актуальность

Необходимость обращения к истокам народного искусства, традициям, обычаям народа не случайна. Сегодня остро стоит проблема сохранения культуры народа, его духовных богатств. Порвались нити, которые связывали старшее и младшее поколения. Это может привести к тому, что последующие поколения могут утратить исконные свои корни. Особенно внушаемыми к этим изменениям являются дети. Мы взрослые должны осознать, что ребенку с самого детства необходимо прививать культуру своей страны, развивать к ней интерес. Поэтому, очень важно возрождать нашу культуру, преемственность поколений, дать детям нравственные устои, патриотические чувства, которые живы в людях старшего поколения.

Слово фольклор - это английское слово, сложенное из двух слов «фольк»-народ, «лор»- учение. Итак, фольклор - это народная мудрость. Фольклор не имеет автора. Это особое искусство - народные песни, танцы, игры, легенды и сказки, обряды, поверья и т. д. Люди, создавшие их когда-то, передавали другим из уст в уста, так фольклор дошел до наших дней, не оставив имен своих создателей. Фольклор сопровождает человека с рождения, опекая в детстве, и сопровождает вплоть до перехода в юность.

Детский фольклор - это слияние поэтического народного слова и движения. Детский фольклор - это то, что взрослые на протяжении многих лет создавали для детей.

Взрослые черпали из общей сокровищницы фольклора, отбирали для детей доступные их восприятию и пониманию песни, загадки, пословицы, поговорки, игры. Брали для детей то, что педагогически целесообразно.

Наконец, сами дети, подрастая, участвуют в играх сверстников, осваивают их и все, что с ними связано (считалки, скороговорки и т. д., а потом уже включаются и в творческий процесс создания простейших попевок для игр, считалок, дразнилок.

Фольклор увлекает детей раннего возраста яркими поэтическими образами, вызывает у них положительные эмоции, укрепляет светлое, жизнерадостное восприятие жизни, помогает понять, что хорошо и доступно, что красиво и что некрасиво.

Работу по ознакомлению с фольклором в детском саду условно можно разделить на несколько направлений:

Слушание народной музыки, песен, в том числе и колыбельных.

Знакомство с музыкальными играми и хороводами.

Знакомство с народными музыкальными инструментами.

Знакомство с традициями и обрядами русского народа.

Знакомство с фольклором начинается с первых дней жизни человека.

Что же относится к детскому фольклору?

Детский фольклор можно разделить на несколько групп:

«Поэзия пестования»

Календарный

Дидактический

Песенный

В системе жанров детского фольклора особое место занимает «поэзия пестования» , или «материнская поэзия» . Сюда относятся:

Колыбельные - протяжные песни для успокоения малыша, при укладывании его спать.

Пестушки – короткие стихотворные приговоры, которыми сопровождают физические процедуры и движения младенца в первые месяцы жизни. Их можно использовать с детьми раннего возраста во время зарядки и режимных моментов

Утром солнышко встает выше выше выше

Ночь прошла

Потешки – песни взрослого для ребенка. Сопровождающие игры ребенка с пальцами, ручками, ножками.

Куй куй ковалек

Тюшки – тютюшки

Иногда потешки только развлекают (как приведенная выше, а порой и наставляют или дают простейшие знания о мире.

На машине ехали

Прибаутки – песенки, напоминающие маленькие сказочки в стихах.

Баба сеяла горох

Календарный детский фольклор.

Заклички («закликать» - «звать, просить, приглашать, обращаться») – обращения к явлениям природы: солнцу, радуге, дождю, деревьям и т. д. слова которых выкрикиваются хором нараспев

Дождик дождик пуще

Радуга-дуга

Приговорки – обращения к живым существам (к насекомым, птицам, животным)

Божья коровка

Игровой детский фольклор.

Игровые припевы, приговоры – рифмованные стишки, содержащие условия игры, начинающие игру или связывающие части игрового действия.

Золотые ворота

«Да» и «нет» не говорите

Рыба-рыба-колбаса,

Народные игры , в основе которых часто бывают простейшие попевочки.

Игра я рыжая лисица

Жеребьёвая, сговорка – рифмованное обращение с целью разделения на команды.

Наливное яблочко или золотое блюдечко?

Конь вороной или сбруя золотая

Считалка – рифмованный стишок, состоящий из придуманных слов с подчёркнуто строгим соблюдением ритма. Под которые выбирают ведущего, начинают игру или какой-то ее этап. Служащие для справедливого распределения ролей в играх. Считалки дают возможность освоить песенно-ритмическую основу народных игр.

Под горою у реки

Аты баты-шли солдаты.

Ехала машина темным лесом за каким-то интересом…

За морями, за горами

Дразнилка – веселые, шутливые, кратко и метко называющие какие-то смешные стороны во внешности ребенка, в особенностях его поведения. рифмованное прибавление к имени.

Андрей-воробей

Мишка-кубышка

Архип – старый гриб.

Красавица-красавица

Поддёвка – малый фольклорный жанр юмористического содержания, основанного на игре слов.

Скажи двести.

Небылицы-перевертыши, нелепицы.

Ехала деревня мимо мужика

Докучные сказочки , у которых нет конца и которые можно обыгрывать множество раз.

Соберемся на полянке

Молчанки

Мы бежим,

Первый скажет и молчит

Летели три утки

Раз, два, три!

Ничего не говори.

Говорилка, говори,

Дидактический фольклор.

Цель дидактического детского фольклора – воспитание и развитие детей, передача им накопленного опыта, вооружение знаниями, необходимыми для взрослой жизни.

Скороговорка – быстрое повторение труднопроизносимых слов и фраз.

Значение скороговорок – постановка четкой дикции.

Загадка

Лучше использовать рифмовочки

На головке гребешок, кто же это Петушок

Пословица – меткое народное изречение, состоящее обычно из двух частей, вторая часть поясняет первую.

Волков бояться – в лес не ходить.

Сделал дело гуляй смело,

Песенный фольклор.

Хороводные и игровые песни .(хоровод капустка, игра карусели).

Плясовые песни

Работая с детьми над музыкально - ритмическими движениями, я постоянно обращаюсь к русским народным мелодиям, например: «Ах вы сени», «Как у наших у ворот», «Пойду ль выйду ль я», «Ах ты береза». Народные мелодии естественны и потому легки для восприятия и запоминания.

Народные подвижные хороводные игры формируют у детей ориентацию в пространстве, координацию, внимание, умение контролировать свои действия, подчиняться правилам игры. Это такие игры как: «Ходит Ваня», «Гори ясно», «Курочки и петушок» «Там, летали птички» и т. д.

Музыкальный фольклор - это то, что вдохновляет меня на работу с детьми по ознакомлению с русским народным искусством. Простота и доступность музыкальных фольклорных произведений, которые имеют ряд звуков, не превышающих пяти тонов, элементы звукоподражания, многократные повторения, способствуют первым успехам в развитии певческих интонаций детей. Обилие гласных, простой ритмический рисунок, интересное содержание делают русские народные песни незаменимыми в работе над протяжным пением, хорошей дикцией.

Народная песня обладает огромной художественно-воспитательной ценностью: формирует художественный вкус ребенка, обогащает речь типично народными выражениями, эпитетами, поэтическими оборотами (зимушка-зима, травушка-муравушка, весна–красна). Дети проявляют живой интерес к содержанию, быстро запоминают текст, с большим удовольствием подпевают

На занятиях дети раннего возраста только знакомятся и с элементами движений русской пляски, хороводным, дробным шагом, притопом, ковырялочкой, и др. После того как дети усвоили эти движения, они включаются в пляски, хороводы, игры.

Исполнительство и детское творчество в музыкально – фольклорной деятельности превращается в единый творческий процесс с его неотъемлемой частью – фольклорной импровизации, включающей помимо поиска в области игровых и танцевальных движений, в первую очередь, создание вариантов исполнения мелодии и игры на доступных детям народных инструментах. Это практический этап освоения народной культуры.

В нашем дошкольном учреждении развитие детей на традициях музыкальной народной культуры является одним из направлений общего художественно-эстетического воспитания и образования дошкольника. В музыкально - воспитательной работе используются русские народные песни, игры, танцы. Освоение народного творчества через элементарное овладение навыками хорового народного пения, исполнительства народной хореографии. Конечно же, вся работа по музыкальному развитию детей средствами фольклора проходит в тесном контакте с воспитателями.

Во время НОД; в процессе музыкальных развлечений, праздников;

во время режимных моментов (на зарядке; во время умывания «Водичка, умой мое личико», на прогулке, при укладывании детей на сон и т. д.)

Все это благотворно влияет на развитие у детей эмоциональной отзывчивости, музыкальной и образной памяти, приумножению слухового и голосового опыта, развитию двигательной активности, развитию мелкой моторики рук, ориентировки в пространстве, навыкам владения различными предметами во время движений под музыку.

Жизнь в детском саду должна быть яркой, богатой впечатлениями. Здесь на помощь нам приходят праздники и развлечения. Цель всего нашего коллектива - сделать детский праздник незабываемым, открыть детям окно в мир удивительных чудес, оставить яркий след в душе ребёнка. Красота праздничного действа, образная выразительная речь, песни и хороводы - прекрасный материал для эмоционально - эстетического и нравственного воспитания детей. Народные праздники всегда связаны с игрой.

Практический материал (песни, игры, танцы) для детей дошкольного возраста подбирается в соответствии с народным календарем.

Музыкальный фольклор – явление многогранное. В нем неразрывно связаны музыка, слово и движение. В соединении этих элементов большая сила педагогического воздействия, позволяющая комплексно подойти к проблеме комплексного освоения различных видов искусств ребенком.

Выводы

Чтобы не исчезла душа русского народа, так же, как встарь, должны наши дети быть участниками традиционных на Руси праздников, петь песни, водить хороводы, играть в любимые народом игры.

И тогда русская песня, русское поэтическое слово станут близкими детям и любимыми ими, будут способствуют пробуждению любви к родной природе, национальному искусству, развитию интереса к истории народа, его быту, а значит и к фольклору, как источнику развития народной культуры в музыкальном воспитании ребенка дошкольника. Мы и наше общество заинтересовано сохранить и передать будущим поколениям духовные ценности, в том числе поэтическую и музыкальную культуру. Необходимо создавать определенные условия и через передачу этого наследия не только на праздниках, но и в игровой и бытовой деятельности. Дети должны развиваться через познания культурного наследия, воспитываться так, чтобы быть способными его приумножать.

Собственно детский фольклор включает несколько жанровых объединений.

Календарный фольклор

(календарные песни, заклички, приговорки)

Заклички (от слова закликать - звать, просить, приглашать, обращаться) свя­заны с определенным временем года и обращены к различным явлениям природы. Заклички относятся к наиболее распространенным, активно бытующим жанрам дет­ского календарного фольклора. Обращенные к различным явлениям природы (солнцу, дождю, ветру, радуге и др.), они таят в себе отзвуки далеких языческих времен. Пережитком давно за­бытых верований звучит обращение к солнышку «её деток», которым холодно и которые просят его выглянуть и обогреть, накормить их. Да и обращение к ветру, морозу, весне, осени как к живым существам является отголоском древней традиции. Заговорно - заклинательные функции закличек по всей вероятности утрачены еще в прошлых веках. В настоящее время они отражают непосредственное общение детей с природой и переплетаются в их творчестве с игровыми элементами.

Присущее закличкам прямое обращение, обусловило преобладание в них интонаций зова, клича.

Близко к закличкам примыкает еще один жанр календарного фольклора – приговорки, представляющие собой краткие обращения к животным, птицам, насекомым, растениям. Например, дети обращаются к божьей коровке с просьбой полететь на небо; к улитке, чтобы она выпустила рога; к мышке, чтобы та заменила выпавший зуб новым и крепким.

Приговорки исполняют следующим образом: скачут на одной ноге, прижимая руку к уху и напевая.

К редко встречающимся относятся приговорки, которые дети напевают, собирая грибы, ягоды. Редкостны также записи приговорок птицам. Замечено, что эти приговорки, содержащие передразнивания и подражание голосам птиц, точное наблюдение детей над их повадками и оперением

В музыкальном отношении приговорки, пожалуй, разнообразны, как ни один другой жанр детского фольклора. В них отражен весь комплекс мелодических интонаций, близких к разговорной речи. Есть приговорки, построенные на многократном повторении отдельных возгласов. Древнейший музыкальный язык календарных песен сохраняет специфические особенности мелодического склада: лаконизм изложения, узкий звуковой объем (весь детский календарный музыкальный материал звучит в основном в пределах терции и кварты), тесную связь с живыми речевыми интонациями. Основу очень древних по своему происхождению колядок, закличек и приговорок составляет многократное повторение секундовых интонаций. Предельная ясность, простота музыкального языка календарных песен, естественность их интонаций, тесно связанных с речевыми, способствуют быстрому, легкому запоминанию, маленькими детьми. Напевы календарных песен можно кричать, петь, интонировать говорком.



Календарный фольклор представляет большой интерес для всех изучающих традиционное народное творчество.

Раздел детского календарного фольклора - одна из самых поэтических страниц детского творчества, так как он связан с образами природы, природными явлениями. Он приучает детей видеть, окружающей природы во всякое время года.

В купальских песнях для них привлекательны сказочность сюжета, таинственность легенд, связанных с праздником Купалы. В масленичных песнях им близки короткие 4-6-строфные миниатюрные образы сходные с детскими дразнилками.

В современных условиях дети перенимают календарный фольклор не только от взрослых, когда те отправляют тот или иной обряд, но друг от друга в игре. Нам не раз приходилось сталкиваться с фактами перенимания детьми тех или иных календарных образцов по воспоминаниям и рассказам пожилых людей, что позволяет им знакомиться даже с вышедшими из активного бытования песнями и обрядами и поминать их.

Исследователи детского фольклора начала XX века, и в частное Г. С. Виноградов, указывали на то, что календарный фольклор постепенно исчезает не только из взрослой, но и из детской музыкальной среды.

«В новом столетии календарный фольклор забывается и детской средой... Он на глазах историка народного быта выпал из состава фольклора взрослых, вошел в репертуар исполнителей из детской среды и теперь окончательно исчезает».

Безусловно, детский календарный фольклор претерпел значительные изменения даже по сравнению со второй половиной XIX века, что особенно заметно по обрядовым действам. Вот как описывала закликание весны детьми в Курской губернии в начале XX века этнограф Р. Данковская: «В Курской губернии дети 9 марта отправлялись с специальным печеньем в виде птиц на огороды, где стоят стога соломы, клали на верхушки стогов свои «кулики» и, глядя на них, плясали припевали печальным напевом, после чего, схватив каждый своего «кулика», убегали без оглядки, с тем, чтобы вернувшись, повторить все сначала. Дети бегали и пели так до позднего вечера. Съев головки «куликов», назавтра производили то же самое с их туловищами, которые к вечеру съедались».



Некоторые детские календарные песни хранятся в памяти детей независимо от определенных обрядов и праздников, связанных с конкретными датами. Например, описание семицко-троицких обрядов от детей записать не удалось - они их не знают, а семицкие песни про березку поют, не связывая их ни с какими праздниками. Некоторые жнивные песни, близкие традиционным детским закличкам и приговоркам, бытуют в современной детской среде тоже как заклички и пригворки. В настоящее время также не связаны с обрядом и егорьевские песни - дети могут пропевать их в любое время, увидев стадо или выгоняя скотину на пастбище. Вьюношные песни были записаны уже только от отдельных ребят по их воспоминаниям. Нам не удалось найти село или деревню, где бы обряд поздравления молодоженов еще бытовал, хотя можно предположить, что он существовал до недавнего времени. Несмотря на то, что молодоженов уже не поздравляют, но поздравительные песни еще помнят.

Потешный фольклор.

(прибаутки, небылицы, дразнилки)

Потешки - песенки, сопровождающие несложные игры и забавы взрослого с малышом (связанные с пальцами рук, подбрасыванием, качанием его на коленях). В потешках - первых играх взрослых с маленькими детьми – это поэтические произведения с простейшим сюжетом, в котором главным персонажем становятся пальчики, ручки, ножки малыша и руки взрослого- того, кто его забавляет (Ладушки, Сорока-ворона, Коза рогатая, Ехал мальчик маленький).

Прибаутки, небылицы, дразнилки имеют самостоятельное значение, с играми не связаны. Назначение прибауток - развеселить, потешить, рассмешить себя и своих сверстников . По форме это короткие (в основном из 4-8 строф) песенки с забавным содержанием, своего рода, в ритмизованные сказочки. Как правило, в них отражено какое-либо яркое событие или стремительное действие - дети не способны на долгое внимание, и в детских прибаутках передан в основном какой-либо один эпизод.

К числу прибауток относятся и небылицы - особый вид песен с смещением в содержании всех реальных связей и отношений - основанные на неправдоподобности, вымысле (мужик пашет на свинье, свинья свила гнездо на дубе, медведь по небу летит, корабль бежит и полю, море горит и т. п.). С другой стороны, все эти несообразности несовпадения с реальным миром как раз помогают ребенку, утвердит в своем мышлении подлинные взаимосвязи живой действительности укрепить в себе чувство реальности.

Детей в небылицах привлекают комические положения, юмор, рождающие радостные эмоции.

Дразнилки, также относящиеся к потешному фольклору, являются формой проявления детской сатиры и юмора. В них очень тонко подмечаются какой-либо порок, недостаток, или слабость человека, которые и выставляются на осмеяние, очень точно, быстро, остроумно фиксируются внешние признаки предметов и явлений. В каждой дразнилке - заряд эмоциональной силы. В репертуаре детей - неистощимый запас традиционных дразнилок, и создают они их обычно с присущей им меткостью, иронией и лукавой издевкой.

Если прозвище обычно закрепляется за каким-нибудь лицом в качестве устойчивого эпитета, то дразнилка исполняется только в отдельных случаях и за отдельным лицом не закрепляется.

Прибаутки, небылицы, дразнилки отвечают повышенной тяге детей к рифмам. Нередко они сами создают простейшие рифмованные нелепицы, дразнилки. Рифмы, замыкающие стих, в большинстве образцов потешного фольклора распространены так же, как и вообще во всех жанрах детского фольклора. Прибаутки, небылицы, дразнилки развивают детскую фантазию, пробуждают интерес к новым словообразованиям.

Для текста детского потешного фольклора характерны уменьшительные и увеличительные суффиксы в словах, например: гуленька, котенька, козлище, волчище, Часто употребляются парно созвучные слова: Федя-медя, синти-бринти, Алеша-белеша, муха-комуха, блошка-камошка.

В прибаутках часто встречаются и всевозможные междометия, звукоподражания самым различным явлениям - игре на дудочке и бубне (ду-ду, гу-ту-ту), щебету птиц (чики-чики-чикалочки); крикам животных, ударам колокола (дон-дон-дон, дили-бом).

Прибаутки- песенки или приговоры более сложного содержания, которыми взрослые забавляли детей (отсюда название «забавки», «забавушки»). От потешек они отличаются тем, что не связаны с игровыми действиями, а привлекают внимание ребенка исключительно поэтическими средствами. По содержанию прибаутки - маленькие сказочки в стихах с обилием интересных ребенку антропоморфных персонажей.

Они осуществляются, в частности, и посредством слов с преобладанием звуков, сходных

со звуковой стороной изображаемого явления.

Из элементов поэтической речи в потешном фольклоре встречаются различные разновидности определений: Петька-петух, Андрей-воробей, журавль длинноногий, Филя простота. Сложные сравнения в детских песнях отсутствуют, чаще всего они имеют вид образных слов, например: «нос сучком - голова пучком»,»сам с вершок, голова с горшок».

Нередко в потешном фольклоре встречаются и гиперболы:

«Фома песню спел,

На полати сел.

Съел три короба блинов,

Три лукошка пирогов,

Еще кадку щей,

Две печи калачей,

Овин киселя,

Петуха да гуся».

Пестушки - произведения, предназначенные для сопровождения физических упражнений и гигиенических процедур, необходимых для младенца. Ритмичные, веселые приговоры, соединенные с приятными для ребенка поглаживаниями (потягушки после сна), бодрыми или плавными движениями ручек и ножек (лунь плывет, сова летит), доставляли удовольствие и развивали как физически, так и эмоционально.

Колыбельная песня предназначена младенцу, поет ее мать. Назначение колыбельных песен убаюкать, усыпить ребенка. Творцами колыбельных песен преимущественно являются матери и бабушки, а пользуются ими все, кто нянчит детей. Детям, лежащим в колыбели, слова песни еще непонятны, но нежность, вложенная в мелодию и слова, пробуждают их душу и сердце.. Колыбельная песнь - величайшее завоевание народной педагогики, она нераздельно соединена с практикой воспитания детей, именно в том самом нежном возрасте, когда ребенок - еще беспомощное существо, требующее постоянного заботливого внимания, любви и нежности, без которых он просто не выживет.

Игровой фольклор

(считалки, игры)

Игровой фольклор занимает ведущее место в детском творчестве. Трудно представить себе детей, какого бы то ни было возраста, жизнь которых не была бы связана с определенным кругом игр. В теоретиче­ском исследовании «Дети и игра», в разработке которого принимали участие специалисты ряда стран, отмечается:

«Ребенок, лишенный элементарных знаний, которые дает ему игра, не смог бы ничему научиться в школе и был бы безнадежно оторван от своего естественного и социального окружения».

Практическая педагогика и искусство сочетаются в народных играх со стройной системой физического воспитания. Многие игры крестьянских детей имитируют работу взрослых людей, важные производственные процессы: посев льна, мака, жатву.

Воспроизведение в них различных бытовых явлений и дел в присущей им строгой последовательности имеет целью путем многократного повторения их в виде игровых действий с малых лет привить детям уважение к существующему порядку вещей, подготовить их к труду научить правилам поведения, познакомить с традициями и обычаям. Сегодня все реже в детском быту встречаются игры с элементами театрализации, сюжетно связанные с древним земледелием и домашним скотом; некоторые игры упрощаются и превращаются в спортивные.

В настоящее время большой популярностью в среде сельских и городских детей пользуются игры с веревочкой (скакалкой) и мячом.

Условно игры можно разбить на три основные типологические группы:

ü драматические;

ü спортивные;

ü хороводные .

Основой драматических игр является воплощение художественного образа в драматическом действии, то есть в синтезе диалога, музыкального припева, движении.

Они обычно воспроизводят какие-либо бытовые эпизоды, в них формируются зачатки театрализованного драматического действа.

Спецификой спортивных игр является наличие соревнования, их цель победа в состязании, усовершенствование тех или иных спортивных навыков. В них также нередко исполняются игровые припевы, в таких, например играх, как «Прятки», «Колдуны», «Перечина».

В хороводных играх разрабатываются хореографические, плясовые элементы. По характеру движения их можно разделить на три основные группы:

ü круговые хороводы сопровождаются драматизированным разыгрыванием сюжета в кругу одним или несколькими детьми. В одних случаях основу драматической инсценировки составляет прозаический речевой диалог, чередующийся с игровым припевом, в других - песенный диалог (как, например, в играх «Заинька», «Каравай», «Чижик»);

ü в некруговых хороводах происходит деление участников на две группы, которые хо­тят друг против друга или движутся поочередно «стенка на стенку», то приближаясь, то удаляясь друг от друга. Это игры «Просо», «Бояре», «В царя»;

ü хороводные шествия - это может быть ходьба рядами, «гуськом», «цепью», «змей­кой», прохождение «через воротца», как, например, в играх «Хмель», «Плетень», «Челнок».

Сгруппировать детские игры можно на одиночные, групповые или совместные .

Одиночные игры требуют объекта игры, то есть игрушки или какого-либо предмета, который является воплощением жизненного образа, помогают ребенку моделировать реальность, способствуют его самоутверждению. Для девочек, играющих в «семью», кукла изображает ребенка, которого они нянчат, воспитывают, которому поют различные песенки.

В совместных или групповых играх объектами обычно являются сами участники.

Игры включают в себя различные виды народного творчества : музыку, диалоги, ритмизованную речь, движения, они разнообразны по своему содержанию, игровому и хореографическому оформлению.

Большое место в совместных играх детей занимают считалки, или, как их назвал Г. С. Виноградов, «игровые прелюдии». Считалки имеют и различные местные названия: счетки, пересчет, сосчиталки, гадалки, ворожилки.

Считалки относятся к широкому бытующему и непрерывно развивающемуся жанру – наряду с традиционными образами в них нередко возникают и новые, современные, отражая постоянное обновление повседневной жизни детей и их восприятия.

Задача считалки - помочь подготовить, организовать игру. Важная организующая функция считалки как пролога игры, она объединяет коллектив детей в единое целое, помогает выбрать вожаков игры и распределить в ней их роли, игры при этом могут быть самые разнообразные и по цели, и по исполнению. Характерные музыкальные интонации и поэтический текст считалок, воздействуя на детей эмоционально, настраивают их на игру, заражают игровым задором.

По признаку композиционного строения считалки можно разделить на две группы:

1) «заумные»;

2) сюжетные.

Основу построения сюжетных считалок составляет повествовательное или драматическое развитие сюжета, нередко в этом качестве детьми используются и прибаутки. Следует отметить во многих считалках наличие счета, в некоторых встречающихся в них числовых обозначениях сказывается тенденция к заумным словообразованиям: перводан-другодан, анзи-дванзи и т. п.

Как в старинных, так и в современных считалках господствует единый принцип рифмовки стихов - напевно интонированное скандирование.

Игровыми припевами или считалками в большинстве своем сопровождаются игры с веревкой и мячом

Игровые припевы иногда поют соло, но чаще всего группой в унисон. осознанного многоголосия в пении детей не наблюдается. В мелодическом отношении игровые припевы весьма разнообразны, каждой игре присущи особые характерные черты, свои интонации.

Детские игры видоизменяются под влиянием многих факторов: ускорения темпа жизни, увеличения объема информации. Приспосабливаясь к новым условиям, традиционные сюжеты, игровые песенки различных игр существенно трансформируются, и процесс этот нескончаем.

Среди детей подросткового возраста более всего распространены веселые, шуточные песни. Народ даже в тяжелых условиях жизни, оберегал детей от горестных раздумий, старался держать их подальше от общественных бедствий и социального зла, все равно непонятных и недоступных детскому сознанию. Однако это отнюдь не означает, что в репертуаре подростков отсутствовали песни с серьезным содержанием, прививающие детям моральные убеждения, вызывающие у них чувство жалости и сочувствия, искреннее желание помочь человеку в беде, призывающие к борьбе за свободу и человеческое достоинство. Во многих песнях подростков воспеваются трудолюбие, смелость, храбрость, решительность и т.п.

Однако дети нередко пользуются дразнилками и поддевками . Это своеобразная форма детской сатиры, в которой высмеивается обидчик или капризный ребенок, неподчиняющийся правилам игры. Они способствуют психологической закалке ребенка, помогая ему найти свое место среди сверстников с помощью испытания острым (на детский взгляд) словом.

Дразнилка - унаследованный от взрослых жанр, который включает также прозвища, клички, присловья. Содержание дразнилок почти всегда смешное. В редких случаях дразнилки или какой-то элемент их оформлялись простейшей мелодией, т.е. по характеру были близки к шуточным песням. Некоторые дразнилки осуждают отрицательные качества и явления: плаксивость, ябедничество, обжерство, воровство (Ябеда - корябеда, соленый огурец). Ребенок, умеющий за себя постоять, найдет и подходящий ответ обидчику, отговорку: «Обзывайся целый год, все равно ты - бегемот, обзывайся целый век, все - равно я - человек».

Поддевки - тоже вид сатирического детского фольклора. Они представляют собой диалог, в котором человек ловится на слове (Скажи Медь! - Медь. - Твой отец медведь).

Современная детская устная культура все более обособляется от культуры взрослых, изменяются типы отношений между двумя этими формами культуры. Происходит переориентация на другие фольклорные жанры взрослых - частушку, анекдот, песни-переделки, а также на произведения, созданные профессиональными авторами.

Дети растут быстро. Взрослея, забывают детский фольклор так, как будто его никогда и не было в их жизни. На место повзрослевших приходят новые поколения детей. А детский фольклор живет долго, иногда - очень долго. Прочность традиции удивительна, ведь дети единственные в современном обществе передают свою культуру старинным способом - «из уст в уста», «делай, как я»:

Лекция «Вокальные жанры»

Что еще почитать