Краткосрочный проект, нацеленный на усвоение детьми сенсорных эталонов цвета;формирование способов обследования цветовых свойств предметов; развитие аналитического восприятия цвета; создание оптимальных условий, благоприятного эмоционального микроклимата для творческого и интеллектуального развития детей.
ПРОЕКТ «РАЗНОЦВЕТНАЯ НЕДЕЛЯ» В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ
Танцевали мы и пели,
Так устали, просто чудо!
Разноцветную неделю
Мы устроим вам повсюду.
Что же это за неделя?
Вы не знаете? Расскажем!
Это дело - не безделье.
Все цвета мы вам покажем.
С 5 по 12 февраля в средней группе нашего детского сада, с целью усвоения детьми сенсорных эталонов цвета, прошла «Разноцветная неделя».
Актуальность проекта:
Детство – пора удивительных открытий. Мир предстаёт притягивающим разнообразием форм, цветов, запахов, вкусов, звуков. Окружающее обладает множеством явных и скрытых свойств, которые ребёнок учится открывать для себя. Главным признаком предмета для ребёнка – дошкольника является цвет. С первых дней жизни к ребенку поступает колоссальная цветовая информация, и при нормальном речевом и умственном развитии дети очень рано начинают обращать внимание на окраску предметов. Но мир цвета открывается ребенку не сразу, а в определенной последовательности. Сначала ребенок воспринимает только теплые цвета - красный, оранжевый, желтый; с развитием психических реакций к ним добавляется зеленый, голубой, синий, фиолетовый, и постепенно к 5 годам ребенку становиться доступно все многообразие цветовых тонов спектра. Он начинает устанавливать связи: солнце – жёлтое, трава – зелёная, небо – синее. Знакомить ребенка с цветом необходимо начинать как можно раньше, ведь это поможет ему получить и усвоить больше информации об окружающем мире, развивать память, внимание и художественный вкус, а значит, развиваться в целом.
Таким образом, возникшее противоречие, с одной стороны важность и необходимость ознакомления детей с цветом, формирование у них сенсорных эталонов цвета, и с другой – недостаточный уровень знаний и умений детей привели к выбору темы проекта.
Объект проекта: цвета радуги.
Предмет проекта: качества цвета.
Цель проекта: усвоение детьми сенсорных эталонов цвета; формирование способов обследования цветовых свойств предметов; развитие аналитического восприятия цвета; создание оптимальных условий, благоприятного эмоционального микроклимата для творческого и интеллектуального развития детей.
Задачи проекта:
Тип проекта:
По доминирующей в проекте деятельности : творческий, познавательный.
По числу участников проекта : групповой
По профилю знаний : многопредметный.
По характеру участия ребенка в проекте: участник от зарождения идеи до получения результата.
Участники: воспитатели, дети средней группы.
Предполагаемое распределение ролей в проектной группе:
Воспитатель: организует образовательные ситуации, совместную продуктивную деятельность, консультирование родителей.
Дети: участвуют в образовательной и игровой деятельности.
Необходимые материалы: Логические блоки Дьенеша, Палочки Кюизенера, кубики Никитина «Сложи узор», краски, кисти, альбомы, цветная бумага, цветной картон, клей, цветные карандаши, салфетки, гофрированная бумага, спортивный инвентарь, методическая и художественная литература, муляжи овощей и фруктов, наглядный демонстрационный материал, настольно-печатные игры .
Список литературы:
1 . Анцифирова Н.Г. Необыкновенное рисование// Дошкольная педагогика, №7(72) сентябрь 2011г. «ДЕТСТВО-ПРЕСС» , СПб
2. Колдина Д. Н. Рисование с детьми 4-5 лет. Конспекты занятий – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014 – 48с.
3. Оберемок С.М. Методы проектов в дошкольном образовании. – Новосибирск, 2005
4. Открытые мероприятия для детей средней группы детского сада. Образовательная область «Речевое развитие». Практическое пособие для старших воспитателей, методистов и педагогов ДОУ, родителей, гувернеров – Авт.- сост.: Аджи А. В., Воронеж: ООО «Метода», 2015. – 184 с.
5. Программа воспитания и обучения в детском саду /Под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. – М.: Мозаика-Синтез, 2007
6. Тимофеева А.А. Проектный метод в дошкольном образовании // Детский сад – Теория и практика - 2012, №9
7. Хрестоматия для детей старшего дошкольного возраста: Кн. Для воспитателя дет. сада/ Сост. З. Я. Рез, Л. М. Гурович, Л. Б. Береговая; Под ред. В. И. Логиновой.- М.: Просвещение, 1990 – 120 с.
8. Яковлева Н. Г. Психологическая помощь дошкольнику. – СПб.: Валери СПД; М.: ТЦ Сфера, 2002 – 112с.
Этапы реализации проекта:
Подготовительный этап.
Определение темы проекта.
Формулировка цели и определение задач.
Подбор материалов по теме проекта.
Составление плана основного этапа проекта.
Основной этап
Внедрение в воспитательно-образовательный процесс эффективных методов и приёмов по формированию у дошкольников цветового восприятия.
Список мероприятий основного этапа
Дидактические игры:
«Давайте познакомимся – Я Красный (Оранжевый, Желтый, Зеленый, Голубой, Синий, Фиолетовый)»; «Разноцветная дорожка»; Лото «Цвет и форма»; «Собери картинку»; «Окраска воды»; «Я найду цвета везде»; «Радуга»; «Сложи узор». «Цветные картинки»; «Найди свой домик»; «Разноцветные мячики»; игра на внимание «Цвета»; «Найди свою пару», «Краски», игра с мячом «Назови цвет», «Пройди по голубой дорожке, найдешь синие сапожки», «Найди красные ягоды», «Найди желтые и оранжевые фрукты», игра на определение относительных прилагательных «Загадочные предметы»; «Чего не бывает»; игра с разноцветным мячом «Съедобное - несъедобное».
Пальчиковые игры: «Апельсин», «Дерево», «Синие лужи весны», «Радуга»
Рассматривание иллюстраций : «Что какого цвета», «Гжельская роспись», «Радуга»
Беседа: «Какой твой цвет любимый», «Любимое комнатное растение», «Что в природе меняет цвет и почему?»
Чтение художественной литературы : стихи о радуге, загадки о радуге, цветные загадки, В. Сутеев «Петух и краски», В. Катаев «Цветик-семицветик», М. Пляцковский «Разноцветные зверята», С. Галс «Сказка о зеленом цвете», зеленые стихи: М. Янушкевич «Зеленая травка, зеленый листок…», С. Черный «Зеленеют все опушки…», Ш. Перро «Красная шапочка», С. Я. Маршак «Разноцветная книга», потешки «Радуга-дуга не давай дождя…», «Дождик, дождик веселей…», Сказка в картинках «Сини гном».
Подвижные игры : «Светофор», «Кегли, «Лиса и зайцы», «Цветные автомобили»
Рисование: «Разноцветный петушок»; «Гжельская роспись. Красивый чайник», коллективная работа рисование ладошками «Радуга-красавица»
Аппликации : из комочков гофрированной бумаги «Радуга-дуга»; «Чудо-птица»
Эксперементирование : смешивание цветов «Цветная вода»
Музыка: прослушивание песен: «Песенка Красной Шапочки», «Оранжевая песенка», «Виноватая тучка» (Д. Тухманов); «Колыбельная мамы огуречика» (из м/ф «Приключения Огуречика»), «Синяя вода», «Раз, два – радуга».
Работа с родителями: консультация «Психология детского рисунка: каким цветом рисует ваш ребенок?»
Заключительный этап
Создание «Разноцветной книги» (С. Я. Маршак)
Оформление коллективной композиции «Радуга-красавица»
Составление портфолио проекта.
Вовлечение в деятельность
Объявление о реализации проекта «Разноцветная неделя».
Понедельник - день красного, оранжевого, желтого цвета.
Вторник – день зеленого цвета.
Среда – день голубого и синего цвета.
Пятница – разноцветный день.
План работы
Понедельник – день красного, оранжевого и желтого цвета
У нас секретов нет,
Самый лучший красный цвет.
Цвет оранжевый без сомненья,
Нам поднимет настроенье.
Желтый самый главный цвет,
Потому что это солнышка свет.
1-ая половина дня:
1)утренняя зарядка со спортивным инвентарем красного, оранжевого и желтого цвета (с использованием музыки из к/ф «Красная Шапочка»); 2)отгадывание «красных», «оранжевых» и «желтых» загадок; 3) дидактические игры: «Давайте познакомимся – Я Красный»; «Я найду цвет везде» (красные, оранжевые, желтые предметы); 4) рисование ладошкой красной, оранжевой и желтой полоски на коллективной радуге; 5) комбинированное занятие по развитию речи и аппликации «Разноцветная радуга»: работа с цветными карандашами (д/и «Чудесный мешочек»), дидактическая игра на внимание «Цвета», аппликация «Чудо-птица»
2-ая половина дня:
1) чтение и обсуждение сказки Ш. Перро «Красная шапочка» 2) дидактические игры «Найди красные ягоды», «Найди желтые и оранжевые фрукты» 3) игры с Логическими блоками Дьенеша: «Сортировка предметов», «Логические карточки»; 4) подвижные игры «Кегли», «Лиса и зайцы»; 5) пальчиковая гимнастика «Апельсин»; 6) прослушивание «Оранжевой песенки».
Вторник – день зеленого цвета
Цвет зелёный у листочка,
Подо мхом зелёным кочка,
И зелёные иголки
Целый год растут на ёлке.
В. Косовицкий
1-ая половина дня:
1) утренняя зарядка со спортивным инвентарем зеленого цвета; 2) беседа «Любимое комнатное растение»; 3) дидактические игры: «Давайте познакомимся – Я Зеленый», «Найди и назови все зеленое»; 4) рисование ладошкой зеленой полоски на радуге; 5) пальчиковая гимнастика «Дерево» (У дерева ствол, на стволе много веток, А листья на ветках зеленого цвета); 6) упражнения по формированию элементарных математических представлений «На какую форму похожа крона дерева», «Маленькие и большие елочки», «Покажи правильное количество» (зеленые круги); 7) подвижная игра на прогулке «Светофор»; 8) отгадывание «зеленых» загадок.
2-ая половина дня:
1) НОД на тему: «Зеленая сказка» (цель: развивать восприятие цвета), чтение "Зеленой" сказки с элементами театрализации; 2) заучивание стихотворения М. Янушкевич «Зеленая травка, зеленый листок»; 3) дидактическая игра с кубиками Никитина «Сложи узор»; 4) экспериментирование «Цветная вода» - смешивание красок (красный + желтый = оранжевый, синий + желтый = зеленый); 5) дидактическая игра с зеленым мячом «Назови цвет»; 6) подвижная игра «Мой веселый звонкий мяч». 7) разучивание потешки «Огуречик, огуречик…» и прослушивание «Колыбельной мамы огуречика» (из м/ф «Приключения Огуречика»)
Среда – день синего и голубого цвета
А небесную лазурь,
Море после хмурых бурь
Голубой подарит цвет.
Бесподобен с ним рассвет.
И искриться в Новый год
Голубея снег и лёд
Е. Горева.
1-ая половина дня:
1) утренняя зарядка со спортивным инвентарем синего и голубого цвета; 2) чтение сказки в картинках «Сини гном» (анализ, обсуждение); 3) дидактические игры: "Найди и назови все голубое, синее", «Давайте познакомимся – Я Голубой, Синий»; 4) упражнение на развитие мелкой моторики рук: пальчиковая гимнастика «Синие лужи весны». (Голубые, синие небо и ручьи. В синих лужах плещутся стайкой воробьи); 5) занятие по рисованию «Рисование гжельского узора. Красивый чайник» (цель: знакомить детей с изделиями мастеров гжели, видеть красоту посуды, необычность формы, ее назначение; выделять роспись предметов: элементы, сочетание голубого и синего цвета и расположение узора на форме): рассматривание плаката «Гжель», книги Н. Сурьянинова «Синие цветы гжели»; чтение и обсуждение сказки «Гжельские изделия».
2-ая половина дня:
1) беседа: « Где можно встретить воду»; 2) решение проблемной ситуации: «Что обозначено на глобусе голубым цветом?»; 3) рисование ладошкой голубой и синей полоски на радуге; 4) дидактические игры: «Каждый предмет на свое место»;
«Найди свой домик»; 5) подвижная игра: «Пройди по голубой дорожке, найдешь синие сапожки»; 6) отгадывание «голубых» и «синих загадок»; 7) прослушивание песни «Синяя вода»
Четверг – день фиолетового цвета.
А вот с цветом фиолетом
Повстречаться можно летом.
Фиолетовы бананы?
Нет! На грядке баклажаны!
Солнцем будит ото сна
Цвет фиалковый весна.
В. Черняева
1-ая половина дня:
1) утренняя зарядка со спортивным инвентарем фиолетового цвета, подвижная игра «Веселый старт»; 2) чтение и обсуждение произведения Н. Агошкиной «Фиолетовая сказка»; 3) дидактические игры: «Давайте познакомимся – Я Фиолетовый», «Найди и принеси все предметы фиолетового цвета»; 4) рисование ладошкой фиолетовой полоски на радуге; 5) разучивание потешки ««Радуга-дуга не давай дождя…»; 6) прослушивание песни Д. Тухманова «Виноватая тучка».
2-ая половина дня:
1) беседа: «Какой твой цвет любимый»; 2) отгадывание «фиолетовых» загадок; 3) игра на определение относительных прилагательных «Загадочные предметы»; 4) дидактическая игра «Разноцветные домики» («Стрелка, стрелка, покружись…»), игра с разноцветным мячом «Съедобное - несъедобное»; 5) экспериментирование «Цветная вода» - смешивание красок (красный + синий = фиолетовый); 6) подвижная игра «Краски».
Пятница – разноцветный день (заключительный этап)
Я подарок разноцветный
Подарить решила маме.
Я старалась, рисовала
Четырьмя карандашами.
Но сначала я на красный
Слишком сильно нажимала,
А потом, за красным сразу
Фиолетовый сломала,
А потом сломался синий,
И оранжевый сломала...
Все равно портрет красивый,
Потому что это - мама!
Петр Синявский.
1-ая половина дня:
1) утренняя гимнастика с разноцветным спортивным инвентарем по музыку «Раз, два – радуга»; 2) чтение и обсуждение сказки В. Катаева «Цветик - семицветик»; 3) дидактические игры: «Собери башенку», «Мозаика»; 4) аппликация из комочков гофрированной бумаги «Радуга-дуга»; 5) упражнение на развитие слухового внимания «Письмо от незнайки» (цель: найти и исправить ошибки в тексте); 6) подвижная игра «Разноцветная карусель», «Разноцветная дорожка»; 7) настольно-печатная игра «Цвет и форма».
2-ая половина дня:
1) чтение и обсуждение сказки В. Сутеева «Петух и краски», раскрашивание петушка; 2) дидактические игры: с цветными счетными палочками Кьюзенера; на соотношение цвета «Подбери предмет по цвету»; «Собери картинку»; 3) пальчиковая гимнастика «Радуга» (В небе гром, гроза. Закрывай глаза! Дождь прошел, трава блестит, В небе радуга блестит!); 4) подвижная игра «Здравствуй, радуга-дуга»; 5) чтение и анализ рассказа С. Я. Маршака «Разноцветная книга», творческая деятельность – создание детьми «Разноцветной книги»
Отчёт по проектной деятельности:
Предварительный этап длился 3 дня – была сформулирована цель, определены задачи проекта, подобран дидактический материал, составлен план основного этапа.
Основной этап реализовывался в течение 1 недели. Каждый день был обозначен определенным цветом: понедельник - красный, оранжевый, желтый цвет; вторник – зеленый цвет; среда - голубой и синий цвет; четверг – фиолетовый цвет; пятница – разноцветный день.
В процессе реализации проекта для усвоение детьми сенсорных эталонов цвета, формирования способов обследования цветовых свойств предметов и развития аналитического восприятия цвета были использованы различные виды деятельности: дидактические игры, подвижные игры, пальчиковая гимнастика, чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций, беседы, экспериментирование, художественное творчество, прослушивание музыкальных композиций.
Ведущую роль в нашей проектной деятельности имели дидактические игры, направленные на сенсорное развитие детей, (в частности, на развитие чувства цвета), т. к. они обладают большими возможностями: позволяют знакомить детей с качествами и свойствами предметов, в данном случае с цветом.
В процессе разнообразных дидактических игр дети учились выделять цвет предметов, называть оттенки и цвета, сравнивать предметы по цвету, группировать их по сходству в цвете. Все эти действия развивают и закрепляют знания и представления детей о цвете, способствуют формированию чувства цвета. Дидактические игры, предшествующие изобразительной деятельности, готовили детей к более свободному и точному отражению цветов и оттенков в рисовании, аппликации.
Дети оперируют имеющими знаниями о цвете, которые в ходе игры усваиваются, систематизируются, обогащаются. С помощью игры ребёнок получает новые знания о том или ином цвете. В то же время в процессе игры у детей активизируется цветовой словарь.
В заключении хочется отметить, что все поставленные задачи успешно решены. Дети свободно различают цвета и оттенки; на протяжении недели у всех участников проекта сохранялось радостное настроение; проект дал большой толчок для развития детского творчества, воображения, фантазии, эмоциональности. Ребята приняли активное участие в реализации проекта. Предполагаемый результат достигнут - дети правильно различают и называют цвета и используют свои знания в повседневной деятельности. (Рисунок А. Рыжикова «Радуга»)
Ключевые понятия
Цвет - это качественная субъективная характеристика электромагнитного излучения явление, наблюдаемое при освещении Солнцем множества водяных капель (дождя или тумана ).
Сенсорное восприятие - это целостное отражение в сознании предметов, явлений и событий в результате непосредственного воздействия объектов реального мира на органы чувств.
Сенсорный эталон - это общепринятые образцы внешних свойств предметов.
Эталоны цвета - семь цветов спектра; эталоны формы - геометрические фигуры; эталоны величины - метрическая система мер; эталоны вкусового восприятия - четыре основных вкуса (солёный, сладкий, кислый, горький) и т.д.
Творчество - это процесс деятельности, создающий качественно новые материальные и духовные ценности или итог создания объективно нового.
Воображение – это психический познавательный процесс, заключающийся в создании новых образов, идей, эмоционально-чувственных состояний путем переработки предшествующего опыта.
Эксперимент (также о́пыт ) в научном методе - это метод исследования некоторого явления в управляемых наблюдателем условиях.
Беседа - это метод устного получения сведений от интересующего исследователя человека путем ведения с ним тематически направленного разговора.
Игра - это такой вид деятельности, результатом которого не становится производство какого-либо материального или идеального продукта. Игры часто имеют характер развлечения, преследуют цель получения отдыха.
Дидактическая игра - это вид учебных занятий, организуемых в виде учебных игр, реализующих ряд принципов игрового, активного обучения и отличающихся наличием правил, фиксированной структуры игровой деятельности и системы оценивания, один из методов активного обучения .
Тип проекта:
По доминирующей в проекте деятельности: творческий.
По числу участников проекта: групповой
По профилю знаний: многопредметный.
По характеру участия ребенка в проекте: участник от зарождения идеи до получения результата.
Участники: воспитатели, дети средней группы, родители.
Цель проекта: Усвоение детьми сенсорных эталонов цвета; формирование способов обследования цветовых свойств предметов; развитие аналитического восприятия цвета.
Задачи проекта:
Актуальность
Детство – пора удивительных открытий. Мир предстаёт притягивающим разнообразием форм, цветов, запахов, вкусов, звуков. Окружающее обладает множеством явных и скрытых свойств, которые ребёнок учится открывать для себя. Главным признаком предмета для ребёнка – дошкольника является цвет. Наша жизнь наполнена цветом. И ребёнок устанавливает связи: солнце – жёлтое, трава – зелёная, небо – синее. Знакомство с цветом помогает ему полнее и тоньше воспринимать предметы и явления окружающего мира, развивает наблюдение, мышление, обогащает речь.
Таким образом, возникшее противоречие, с одной стороны важность и необходимость ознакомления детей с цветом, формирование у них сенсорных эталонов цвета, и с другой – недостаточный уровень знаний и умений детей привели к выбору темы проекта.
Предполагаемое распределение ролей в проектной группе:
Воспитатель: организует образовательные ситуации, совместную продуктивную деятельность, консультирование родителей
Дети: участвуют в образовательной и игровой деятельности.
Родители: подготавливают материал для обучения детей, закрепляют полученные детьми знания на практике
Предполагаемый результат проекта:
Дети правильно различают и называют цвета, используют свои знания в повседневной деятельности.
Этапы работы над проектом:
Подготовительный этап
Определение темы проекта.
Формулировка цели и определение задач.
Подбор материалов по теме проекта.
Составление плана основного этапа проекта.
Основной этап
Список мероприятий основного этапа
Дидактические игры:
«Давайте познакомимся – Я Красный (Оранжевый, Желтый, Зеленый, Голубой, Синий, Фиолетовый)»;
«Разноцветные комнаты»;
Лото «Цвет»;
«Окраска воды»;
«Я найду цвета везде»;
«Радуга»;
«Сложи узор».
«Цветные картинки»;
«Найди свой домик»;
«Разноцветные мячики».
О.с. «Какой твой цвет любимый».
Чтение художественной литературы: стихи о радуге, загадки о радуге, «Запутанные истории», В. Сутеев «Петух и краски»
Просмотр мультфильма «Цветик-семицветик».
беседа «Любимое комнатное растение»,
п.и. «Светофор»;
Рисование «Красный карандаш»;
Лепка «Что растёт на грядке»;
Аппликации «Осенняя берёза», «Радуга»;
Работа с родителями – подбор предметов, игрушек, одежды для ребёнка в соответствии с днём недели.
Заключительный этап
Развлечение «В разноцветной стране»
Составление портфолио проекта.
Реализация проекта «Разноцветная неделя»
Объявление о реализации проекта «Разноцветная неделя».
Понедельник — красный цвет.
Вторник – оранжевый и желтый цвет.
Среда – зеленый цвет.
Четверг – голубой и синий цвет.
Пятница – фиолетовый цвет.
Понедельник
Дидактическая игра «Давайте познакомимся – Я Красный».
Дидактическая игра «Я найду цвет везде».
Рисование «Красный карандаш»
Лото «Цвет»
Вторник
Дидактическая игра «Давайте познакомимся – Я Оранжевый, Желтый».
Рассматривание иллюстраций «Что какого цвета».
Дидактическая игра «Сложи узор» — желтый коврик.
Экспериментирование с красками: желтый + красный = оранжевый.
Аппликация «Осенняя берёза»
Среда
Дидактическая игра «Давайте познакомимся – Я Зеленый».
Дидактическая игра «Разноцветные мячики».
Подвижная игра «Светофор».
Беседа «Любимое комнатное растение».
лепка «Что растёт на грядке».
Четверг
Дидактическая игра «Давайте познакомимся – Я Голубой, Синий». Дидактическая игра «Найди свой домик», «Цветные картинки».
Дидактическая игра «Окраска воды»
Чтение художественной литературы: : В. Сутеев «Петух и краски»
Составление рассказа по картинке «Что есть синего цвета».
Пятница
дидактическая Игра «Давайте познакомимся – Я Фиолетовый».
Дидактическая игра «Радуга».
Аппликация «Радуга»
В. Катаев «Цветик-семицветик» — просмотр мультфильма.
Дидактическая игра «Цветные домики».
Развлечение «В цветной стране»
Отчёт по проектной деятельности:
Предварительный этап длился 3 дня – была сформулирована цель, определены задачи проекта, подобран дидактический материал, составлен план основного этапа.
Основной этап реализовывался в течение 1 недели.
Дидактические игры, направленные на сенсорное развитие детей, (в частности, на развитие чувства цвета) обладают большими возможностями: позволяют знакомить детей с качествами и свойствами предметов, в данном случае с цветом.
В процессе разнообразных дидактических игр дети учились выделять цвет предметов, называть оттенки и цвета, сравнивать предметы по цвету, группировать их по сходству в цвете. Все эти действия развивают и закрепляют знания и представления детей о цвете, способствуют формированию чувства цвета. Дидактические игры, предшествующие изобразительной деятельности, готовили детей к более свободному и точному отражению цветов и оттенков в рисовании, аппликации.
Дети оперируют имеющими знаниями о цвете, которые в ходе игры усваиваются, систематизируются, обогащаются. С помощью игры ребёнок получает новые знания о том или ином цвете. В то же время в процессе игры у детей активизируется цветовой словарь.
В заключении хочется отметить, что все поставленные задачи успешно решены, дети и родители приняли активное участие в реализации проекта. Результат достигнут.
Название: Проект для средней группы «Разноцветная неделя»
Должность: воспитатель первой квалификационной категории
Место работы: МБДОУ детский сад «Сказка»
Месторасположение: город Иркутск
СТАТЬЯ
Проведение «Разноцветной недели» в старшей группе ДОУ
Летний период является тем временем, когда наибольшее значение в активной жизни детей уделяется подвижным играм и развлечениям на свежем воздухе и в группе, тем самым укрепляется и закаляется здоровье детей, улучшается их общее самочувствие, психическое и физическое здоровье, а так же бодрое настроение.
Начало лета в детском саду ознаменовалось проведением интересной "Разноцветной недели". Мероприятия, проводимые в этот период были направлены на развитие в детях положительных качеств, высокий эмоциональный подъем, развитие дружеских чувств, доброго отношения друг к другу и развитие эстетического восприятия окружающего мира.
Закреплялись умственные способности детей при разучивании стихов, инсценировке сказок, развивались эстетические чувства при оформлении творческих работ в изобразительной и конструктивной деятельности, дидактических и подвижных игр, в оформлении рисунков на асфальте.
Начало "Разноцветной недели", следуя цветам радуги, отметилось "Путешествием в Красное королевство". И сразу же дети окунулись в яркие оттенки красного цвета, заходя в детский сад в одежде, где присутствует красные цвета. Дидактическая игра "Найди и назови все красное" закрепила внимание детей на нахождение в группе всех предметов красного цвета.
В этот день мы с детьми вспомнили сказку Ш.Перро "Красная шапочка". Дети с большим удовольствием инсценировали эту сказку с помощью "Кукольного театра на лопатках". Без участия не остался ни один ребенок, каждый мог проявить свои театральные способности, все имели возможность оказаться и в роли бабушки, и в роли волка и Красной шапочки, а так же отважных дровосеков. Хорошее настроение осталось на весь день!
Следующим были "Путешествие в Оранжевое королевство" и "Путешествие в Желтое королевство". Буйство оранжевого и желтого цветов присутствовало во всем в эти дни: в нарядах детей и в любимых игрушках из дома, в рисунках на асфальте "Солнышко лучистое", в творческих работах детей: лепка из пластилина "Цыплята", в чтении сказки "У солнышка в гостях" и просмотре иллюстраций, в надувании шариков желтого и оранжевого цвета. Но самым интересным для детей оказались опыты с водой: "Цветная вода", где дети имели возможность познакомиться со свойствами воды изменять цвет. Они с любопытством наблюдали за тем, как прозрачная вода сначала становилась жёлтого цвета при добавлении небольшого количества желтой гуашевой краски, а затем превращалась в яркий оранжевый цвет, когда добавили в желтую воду немного красной краски. Ребята все по очереди перемешивали в стакане воду, чтобы получить красивый цвет. Многие впервые для себя открыли получение оранжевого цвета из желтого и красного. Но практический опыт закрепил в памяти детей этот цветовой эксперимент.
"Путешествие в Зеленое королевство" напомнило ребятам уже знакомую фразу: "Каждый охотник желает знать, где сидит фазан!". Именно по первым буквам слов дети вспоминали следующий цвет дня и в этот раз это - зеленый.
Это цвет всего зеленого на земле: травы, деревьев, цветов. Именно поэтому мы и начали наш день с повторения названий всех комнатных растений в нашей группе, поухаживали за ними - попоили их водой, убрали сухие листочки. Разучили с детьми пальчиковую гимнастику "Дерево" и повторили игровое упражнение "Мы в дремучий лес заходим". Информационная шкатулка "Как все живое растет" познакомила детей с характерными этапами развития живых организмов (люди, животные, растения), что для их роста и развития нужно одно и то же: вода, свет, воздух, питание, любовь и бережное отношение окружающих.
Следующие "Путешествие в Голубое королевство" и "Путешествие в Синее королевство" были наполнены воздушной и морской тематикой. Дидактические игры "Я - цвет неба" и "Найди и назови все синее в одежде друга и в своей, а так же в группе" вызвали неподдельный интерес у детей, ведь сине-голубые оттенки всегда приятны для детского восприятия. В изобразительной деятельности дети красками нарисовали плывущий по волнам "Кораблик", где проявили воображение и свои творческие способности. Прочли сказку А. С. Пушкина "Сказка о царе Салтане", рассмотрели красочные иллюстрации к этой сказке. Дети смогли назвать морскую тематику в этой сказке, какие бывают оттенки синего цвета, сравнили цвет моря в разных сценах сказки, а затем они с удовольствием нарисовали полюбившихся персонажей сказки А. С. Пушкина.
"Путешествие в Фиолетовое королевство" запомнилось детям пластилинографией "Гроздь винограда" и рисованием "Свеклы и баклажана".
Завершало "Разноцветную неделю" "Путешествие в Радужное королевство". В этот день вместе с детьми вспомнили все цвета радуги и, конечно же, постарались изобразить яркую и красивую "Радугу" из пластилина на картоне (пластилинография). Дети проявили выдумку и фантазию, закрепили свое умение крепить пластилин мазками к плоской поверхности. Просмотр мультфильма "Цветик - Семицветик" напомнил ребятам о прочитанной одноименной сказке В.Катаева. Сказка оставила в сердцах детей добрые чувства и желание совершать хорошие поступки, поддерживать дружеские отношения между собой.
Все мероприятия, проведенные в "Разноцветную неделю" запомнились детям своей яркостью и самобытностью, вызвали положительные эмоции и желание к творческому проявлению своей фантазии. Дети получили заряд хорошего настроения и эмоциональный подъем, тем самым вовлекая родителей в свои желания.
Пожалуй, трудно отыскать человека, который не любил бы праздники. Особенно если человек этот - ребенок. Он с нетерпением и радостным предвкушением ждет Новый год, и с сосредоточенным сопением готовит подарок для мамочки к 8 марта. Постоянные, повторяющиеся из года в год праздники и традиции как бы структурируют время малыша, оставляют на жизненном пути четкие вехи. Это очень важно для ребенка, потому что приносит ощущение незыблемости и постоянства окружающего мира. Любимые праздники и традиции станут для него путеводной звездочкой и, возможно, останутся самыми дорогими воспоминаниями детства.
И если к таким праздникам, как Новый год или День рождения мы готовимся заранее, придумываем сценарий, обсуждаем, кого пригласить и что приготовить, то есть множество поводов для веселья, которые не требуют никакой подготовки. Уверяю вас, что праздник можно устраивать хоть каждый день!
В феврале в средней группе нашего детского сада, с целью психологической разгрузки и снятия эмоционального напряжения, прошла Разноцветная Неделя.
Задачи недели - это создание благоприятного психологического климата в группе; расширение и обогащение эмоциональной жизни детей; развитие интереса к своему внутреннему миру и миру другого человека; раскрытие творческого потенциала дошкольников.
Танцевали мы и пели,
Так устали, просто чудо!
Разноцветную неделю
Мы устроим вам повсюду.
Что же это за неделя?
Вы не знаете? Расскажем!
Это дело - не безделье.
Все цвета мы вам покажем.
Этим стихотворением открылась «Разноцветная неделя».
Итак, что же это такое - разноцветная неделя?
Всю неделю ребята были наполнены цветом, разнообразными красками.
Каждый день имел свой «фон»:
· понедельник - красный,
· вторник – желтый,
· среда - зеленый,
· четверг - синий,
· пятница - разноцветная день.
На столах были салфетки определенного цвета, на стенах – картинки и воздушные шары такого же цвета.
Родителям предложили одевать детей так, чтобы в одежде присутствовал данный цвет.
План проведения недели включал в себя следующие мероприятия: ежедневные утренние гимнастики с атрибутами соответствующими данному дню, чтение стихов, пение песен, прослушивание музыки, просмотр мультфильмов о цветах, загадывание «разноцветных» загадок, чтение произведении В. Г. Сутеева, В. Катаева, беседы, просмотр мультимедийных презентаций о значении многих цветов в жизни человека. Дети проявляли свои художественные таланты в рисовании, лепке, аппликации, в познавательско-опытнической деятельности (смешивание красок).
Завершением проекта стало проявление фантазии, индивидуальности и оригинальности каждого ребёнка; психологическая разгрузка, снятие эмоционального напряжения у детей; вовлечение родителей в педагогический процесс, укрепление заинтересованности в сотрудничестве с ДОУ;
Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com
Я предлогаю вам познакомиться с проектом, который поможет закрепить знания цветового спектора в увлекательной форме. Данный прокет предпологает тестное взаимодействие ГБДОУ с семьёй. Он охватывает все...
Проект для средней группы Разноцветная неделя.
Я предлагаю вам познакомиться с проектом, который поможет закрепить знания цветового спектора в увлекательной форме. Данный проект предполагает тесное взаимодействие ГБДОУ с семьёй. Он охватывает все...
Проект для средней группы "Разноцветная неделя"
Сценарий утренника в детском саду, посвященного Дню матери.Добрый вечер, говорим мы вам. Мы не случайно собрались сегодня в этот ноябрьский вечер, в нашем уютном зале....
Проект «Разноцветная неделя» для детей средней группы Проект составила: Зюлькаева Н. А. Воспитатель МБДОУ №53 Паспорт проекта «Разноцветная неделя» Вид проекта: творческий, обучающий Продолжительность проекта: краткосрочный (1 неделя) Участники проекта: воспитатели средней группы, дети и родители средней группы Актуальность проекта Познание человеком окружающего мира начинается с «живого созерцания», с ощущения и восприятия. Однако в последнее время все больше внимания уделяется интеллектуальному развитию ребенка, процессу сенсорного развития внимания уделяется явно недостаточно. Развитая сенсорика – основа для совершенствования практической деятельности современного человека. Поэтому сенсорному развитию дошкольников должно уделяться значительно больше времени в воспитательном процессе. Сенсорное развитие в дошкольном детстве происходит в процессе разнообразных дидактических игр, дети учатся выделять цвет предметов, называть оттенки и цвета, сравнивать предметы по цвету, группировать их по сходству в цвете. Дидактические игры, предшествующие изобразительной деятельности, готовят детей к более свободному и точному отражению цветов и оттенков в рисовании, аппликации. Дети оперируют имеющими знаниями о цвете, которые в ходе игры усваиваются, систематизируются, обогащаются. С помощью игры ребенок получает новые знания о том или ином цвете. В то же время в процессе игры у детей активизируется цветовой словарь детей. Значение сенсорного развития ребенка для его будущей жизни выдвигает перед теорией и практикой дошкольного воспитания задачу разработки и использования наиболее эффективных средств и методов сенсорного воспитания в детском саду. Недостаточное сенсомоторное развитие детей дошкольного возраста приводит к возникновению различных трудностей в ходе начального обучения. Таим образом, возникла необходимость разработки проекта «Разноцветная неделя», направленного на формирование представлений дошкольника о сенсорных эталонах цвета. Цель проекта Закрепление всех цветов и умение находить предметы заданного цвета вокруг себя. Формирование у детей среднего дошкольного возраста представление о сенсорных эталонах цвета. Задачи проекта: Закреплять знания цветового спектра у детей. Научить детей рисовать радугу, правильно называть ее цвета. Учить различать цвета, сопоставлять их с предметами. Учить детей различать теплые и холодные цвета. Упражнять в умении рассказывать о цвете. Научить детей смешивать краски. Учить группировать предметы по заданными признакам, учить работать по образцу. Научить группировать предмет по цвету и отдельным цветовым деталям. Развивать цветовое восприятие, внимание, наблюдательность. Помочь запомнить расположение цветов радуги, развивать речь и словарный запас. Помочь детям открыть многоцветие мира. Педагогические принципы реализации проекта: Принцип научности- предполагающий стимулирование познавательного интереса детей к сфере сенсорной культуры, формирование основ научного мировоззрения. Принцип доступности – обеспечивающий адаптацию научного знания к специфике возрастных особенностей личностного развития детей дошкольного возраста. Принцип последовательности – обеспечивающий постепенное обогащение содержания. Принцип системности - предполагающий формирование у детей обобщенного представления о сенсорной культуре. В которой все процессы, явления, находятся во взаимосвязи и взаимозависимости. Принцип интерактивности- предусматривающий возможность использования содержания познавательных представлений и их реализацию в разных видах деятельности. Интеграция областей Социальнокоммуникативное развитие Познавательное развитие Проект «Разноцветная неделя» Речевое развитие Художественноэстетическое развитие Физическое развитие Этапы реализации проекта: Подготовительный этап: Определение темы проекта, изучение литературы по теме. Постановка целей и задач, определение методов и приемов. Подготовка оборудования и материалов. Составление плана основного этапа проекта Оснащение предметно- развивающей среды Разработка игр по теме. Составление конспектов тематических занятий Составление информационных листов для родителей Основной этап: Проведение наблюдений, занятий, игр по теме. Участие детей в совместной игровой, практической деятельности Участие родителей в совместной деятельности с детьми и педагогом Заключительный этап: Систематизация практического материала (конспекты, игры, фото, детская продуктивная деятельность. Оформление результатов педагогического наблюдения. Выставка рисунков на тему «Радуга» Составление проекта. Ожидаемый результат: У детей сформируются представления о сенсорных эталонов цвета (семи цветах спектра и оттенках) Повысится интерес к сенсорной культуре, и желание принимать участие в совместной деятельности. Обогатится речь детей. Участие родителей в совместной продуктивной деятельности. Изменение отношения родителей к проблеме сенсорного воспитания. Итоги проекта: Построение всего образовательного процесса вокруг одной центральной темы дало большие возможности для развития детей. Тематические недели помогли организовать информацию оптимальным способом. У детей появилась возможность не только закрепить и расширить знания и умения по конкретной теме, но и реализовать их в течении недели во всех видах деятельности. При реализации тематической недели родители стали активными помощниками и участниками воспитательнообразовательного процесса. Они имеют возможность познакомиться с тематикой недели, с мероприятиями, проводимыми в ДОУ по данной теме; получить консультацию и использовать с детьми предложенный практический материал, а также, активно участвуют в подготовке к итоговым мероприятиям, вносят в них свои идеи. Были организованы выставки детских работ. Список используемой литературы: Венгер Л.А. Воспитание сенсорной культуры ребенка – М.: Просвещение, 1988. Иванова О. Васильева И. Выразительные возможности цвета. СПб.: Агентство образовательного сотрудничества, 2005. Киселева Л.С. Данилина Т.А. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения – М.: АРКТИ, 2003. Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. Неизведанное рядом. М.: ТЦ Сфера, 2005. ориентированная на ребенка. М.: Всемирный банк, 2010. Нищева Н.В. Разноцветные сказки. СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2003. Глушанок Т.Г. , Волкова Л.Н. «Тайны здоровья детей», СПб.: 1994. Сенсорное воспитание в детском саду: Пособие для воспитателей. / Под ред. Н.Н.Поддьякова, В.Н. Аванесовой. - М.: Просвещение, 1981. Швайко Г.С. Игры и игровые упражнения на развитие речи. М.: Просвещение, 1983. Шевчук И. Изучаем цвета. ООО Издательство.: Эксмо, 2007. Сайт http://Мама для мам. Реализация проекта «Разноцветная неделя» Понедельник - красный день Вторник – оранжевый и желтый день Среда – зеленый день Четверг – голубой и синий день Пятница- фиолетовый день
sampfuncs.ru - В женской косметичке. Портал для любимых дам