Актуальность исследования проблемы правового воспитания обусловлена двумя
факторами: прежде всего разработкой и внедрением в жизнь новых основ российского
законодательства, а также присоединением России к международным документам о
правах детей и юношества и повышением уровня правовой культуры населения.
В наше
время важность правовой культуры в условиях становления подлинно
демократического правового государства все возрастает.
Право играет особую роль
в процессе становления правового государства и гражданского общества. Суть
проблемы в том, что необходимо найти оптимальное сочетание вмешательства
государства и свободы усмотрения общества во всех сферах жизни людей. На
современном этапе необходимо конструктивное взаимодействие общества и
государства, в том числе и по вопросам образования. Единственным инструментом,
позволяющим обеспечить участие общества в делах государственных, гарантом его
интересов выступает закон.
Но недостаточно только наличия хороших законов. Во
всем обществе должна сложиться обстановка безусловного уважения закона. Иначе
закон, гарантирующий самые передовые демократические нововведения, будет
фикцией, пустым звуком. То есть необходимо наличие высокого правосознания
личности и общества, высокой правовой культуры.
Ведущими принципами в
осуществлении системы правого воспитания являются принцип гуманизма и принцип
законности.
Принцип гуманизма
предполагает признание человека высшей ценностью,
защиту его достоинства и гражданских прав, создание условий свободного и
всестороннего проявления способностей личности.
Принцип законности
предполагает
строгое исполнение законов и основанных на них правовых актов всеми
государственными органами, должностными лицами, общественными организациями и
гражданами.
Назначение правового воспитания состоит в том, чтобы служить
осуществлению политики государства, прежде всего по социальной защите детей и
молодежи, но эту роль оно может выполнять только при условии строжайшего
соблюдения всех норм права.
Кому из нас не хотелось бы жить в правовом государстве, чувствовать, что ты защищен
дома, на улице, на работе? Россия идет по пути коренного обновления правовой
системы. Но более полувека назад выдающимся русским мыслителем, правоведом и
философом И. А. Ильиным были сказаны следующие слова: "Государственное и
политическое обновление может прийти только из глубины правосознания и
человеческого сердца". Справедливость этих слов ежедневно подтверждается нашей
жизнью. Вот почему правовое воспитание личности относится к числу ключевых
проблем, стоящих перед нашим государством. Это направление может быть названо
глобальным в силу своего влияния на все сферы общественной жизни.
Система мер,
направленных на интеграцию в сознание людей политико-правовых идей, норм,
принципов, представляющих ценности мировой и национальной правовой культуры,
выступает как правовое воспитание.
Правовое воспитание
- целенаправленная
деятельность государства, общественных организаций, отдельных граждан по
передаче юридического опыта; систематическое воздействие на сознание и поведение
человека в целях формирования определенных позитивных представлений, взглядов
ценностных ориентаций, установок, обеспечивающих соблюдение, исполнение и
использование юридических норм.
Правовое воспитание сложная и многоаспектная
система деятельности, особая роль в которой принадлежит образовательной системе.
Именно в юношеском возрасте, когда формируются личностные установки человека,
необходимо закладывать основы для становления человека, уважающего закон.
Конечно, многие правовые ценности, имея основу и происхождение в моральных
нормах, усваиваются личностью в процессе разнообразной социальной практики,
через иные не правовые формы и каналы общественного сознания. Однако правовое
воспитание предполагает создание специального инструментария по донесению до
разума и чувств каждого человека правовых ценностей, превращение их в личные
убеждения и внутренний ориентир поведения.
Правовое воспитание является основным
средством формирования и повышения уровня правосознания и правовой культуры
граждан, инструментом духовного воспитания личности в условиях построения в
России правового государства.
Правовое воспитание - сложная и
многоаспектная деятельность, проявляющаяся в нескольких формах. Среди них:
Правовое воспитание - это система мер, направленных на внедрение в сознание индивидов демократических правовых и моральных ценностей, принципов права, стойких убеждений в необходимости и справедливости норм. Целями правового воспитания являются:
"…естественная свобода человека состоит в том, чтобы не зависеть ни от какой верховной власти на Земле и не быть подчиненным воле или законодательной власти человека, а подчиняться только законам природы. Свобода человека в обществе состоит не в том, чтобы не подчиняться никакой другой законодательной власти, кроме той, которая установлена с согласия общества…."
(Джон Локк, британский философ (1632 - 1704 г.г.), из работы "О гражданском управлении" (1690)). Содержание, субъективный и объективный состав правового воспитания зависят от того какие цели ставятся перед воспитательным процессом. Так, если целью воспитания ставится распространение правовых знаний, то тогда оно сводится к правовому просвещению. Если же направлена на формирование правовых убеждений, чувства уважения к нормам права, тогда процесс правового воспитания ограничен набором таких средств и методов, воздействие которых направленно в основном на формирование правового сознания личности. Превентивная цель правового воспитания искусственно сужает круг объектов и субъектов системы, ограничивает применение разнообразных средств и методов воздействия. И только ставя перед правовым воспитанием комплексную цель по формированию правовой культуры личности, возможно доведение правовоспитательного процесса от распространения правовой информации через этап формирования ценностных ориентации и навыков правомерного поведения до вовлечения личности во все сферы государственной и общественной жизни, урегулированные правом, т.е. до формирования социально-правовой активности.Система правового воспитания - совокупность основных частей (элементов) правовоспитательного процесса, обеспечивающая его определенный порядок и организацию.
Систему правового воспитания составляют такие элементы:
1) субъекты - государственные органы, организации, специально уполномоченные государством лица, которые осуществляют правовоспитательную деятельность;
Раздел IV. Теория права
2) объекты - воспитуемые граждане или общественные группы;
3) совокупность правовоспитательных мероприятий, определенных способов и средств.
Субъект правового воспитания может иметь правовоспита-тельную функцию в качестве основной (Национальная юридическая академия Украины, Одесская юридическая академия, Киевская академия внутренних дел, Университет внутренних дел, юридические факультеты государственных университетов и др.) или в качестве одной из многих (Советы народных депутатов, прокуратура, адвокатура, органы юстиции, МВД и др.
).Объект правового воспитания (граждане) в ходе правовоспи-тательного процесса испытывает влияние двух факторов, от которых зависит эффективность правового воспитания:
1) объективный фактор - позитивные внешние условия, которые способствуют правовоспитательной деятельности (демократизация общества, защита прав личности, успехи правотвор-ческой деятельности, юридической практики и др.), или негативные условия, которые затрудняют правовоспитательную деятельность (несовершенство законодательства, неотработанность способов и средств правового воспитания и др.);
2) субъективный фактор - позитивное внутреннее духовно-правовое состояние личности (ее правовая воспитанность, установка на правомерное поведение) или негативное (правовая установка на неправомерное поведение, одним из оснований которой является правовой нигилизм).
Совокупность правовоспитательных мероприятий может быть представлена в виде способов и средств правового воспитания.
Способы правового воспитания:
Правовое образование (или иначе: правовой всеобуч);
Правовая пропаганда;
Юридическая практика государственных органов и других организаций (напр., правовоспитательная деятельность суда, прокуратуры, органов внутренних дел, юстиции, адвокатуры и т.д.);
Правомерное поведение граждан, их личное участие в осуществлении (реализации) и охране правовых норм;
Самовоспитание.
Средства правового воспитания:
1) нормативно-правовые акты, акты применения норм права;
Глава 26. Правовое воспитание. Правовой всеобуч
2) ознакамливающие и разъясняющие материалы о правовых актах в прессе (в каждой газете должны быть рубрики типа «Правовое образование», «Юридический всеобуч», «Консультирует юрист», «Спрашивайте - отвечаем»);
3) правовые радио и телевизионные журналы типа «Право», «Закон» и др. в республиканском (Автономная республика Крым), областных, городских и районных центрах, систематически информирующие о законодательных и иных нормативных актах Украины, о деятельности органов законодательной, исполнительной и судебной власти, органов юстиции, а также о состоянии правопорядка, борьбы с правонарушениями и т.п.;
4) юридические газеты, целью которых является распространение правовых знаний;
5) организационно-образовательные: пресс-конференции", брифинги2, встречи3, лекции, беседы, семинары, вечера вопросов и ответов, консультации и др.
Заслуживающим внимания является предложение о создании справочной информационно-правовой телефонной службы для оперативных ответов на вопросы индивидов, испытывающих потребность в выборе линии своего поведения с точки зрения соответствия нормам права, закона.
Механизм правового воспитания - порядок перевода правовых идей и установок, содержащихся в общественном правосознании, в сознание воспитуемых (личности, общественной группы).
Функциональными элементами механизма правового воспитания являются следующие:
1) общественное правосознание;
2) система норм права;
3) способы и средства правового воспитания;
4) правосознание воспитуемых, которое необходимо обогатить правовыми идеями и установками, содержащимися в общественном правосознании.
Пресс-конференция - собрание представителей прессы, телевидения, радио, которое официально созывается управлением юстиции (возможно совместно с УВД, прокуратурой, областным и арбитражным судами, организацией союза юристов и другими) для важной информации правового характера, ответов на вопросы.
Брифинг - короткая пресс-конференция.
Встреча - беседа руководителя или специалиста с одним или группой журналистов, как правило, по их инициативе.
Раздел IV. Теория праве
Стержневой нитью, связывающей все звенья (структурные элементы) механизма правового воспитания, является правовая информация, которая на уровне первых трех элементов выступает как оповещающая (дескриптивная), а на уровне четвертого элемента - как информация командная (прескриптивная).
Общественное правосознание и правосознание воспитуемых - это внутренняя, духовная часть механизма правового воспитания, а система норм права, способы и средства правового воспитания - его внешняя, инструментальная часть.
Механизм правового воспитания личности в духовном внутреннем срезе (правовоспитательныч процесс личности), может быть представлен в виде таких стадий:
1) накопление правовых знаний, правовой информации;
2) превращение накопленной информации в правовые убеждения, привычки правомерного поведения;
3) готовность действовать, руководствуясь этими правовыми убеждениями, т.е. поступать правомерно, в соответствии с законом.
Результатом действия механизма правового воспитания является уровень правовой воспитанности личности, ее правовая культура.
Правовая воспитанность - внутреннее духовно-правовое состояние, в котором находится личность в момент принятия решения о том, как поступить в тех или иных обстоятельствах. Это состояние правосознания личности, уровень ее правовой культуры, готовность к правомерному или противоправному поведению. Уровень правовой воспитанности - это не только знание права и понимание необходимости исполнять правовые предписания. Он определяется степенью сформированности отношения к праву и правовому закону как к ценностям, находящимся в демократическом обществе вне конкуренции.
История свидетельствует о том, что во всех государствах осуществляется особая деятельность по распространению знаний о праве и правопорядке, для чего используются имеющиеся в распоряжении средства: школа (всех уровней), печать, радио, телевидение, церковь, литература, искусство, юридические учебные заведения. Иными словами, правовое воспитание является составным компонентом идеологической функции любого государства.
Воспитание – это передача жизненного опыта и накопленных знаний от старшего поколения граждан к младшему поколению. Воспитательный процесс носит целенаправленный характер. Целью воспитательного процесса является становление и развитие личности в обществе. Государство обеспечивает управление воспитательным процессом в соответствии с задачами, которые ставит перед ним общество.
Существуют различные формы (виды) воспитания личности: семейное, школьное, патриотическое, нравственное, культурное, политическое, правовое, трудовое и т. д. Все они тесно взаимосвязаны, поскольку образуют единый процесс духовного воздействия на сознание и поведение людей.
Правовое воспитание есть составная часть общегражданского воспитания, важный социальный канал, который дает возможность прививать гражданам правовые знания. В условиях построения правового государства ощущается острая потребность в правовых знаниях.
Правовое воспитание – это целенаправленная деятельность государства, общественных структур, средств массовой информации, трудовых коллективов по формированию в правосознании граждан устойчивых правовых знаний, убеждений, ценностей, потребностей и привычек правомерного поведения.
Обычно говорят о правовом воспитании в широком и узком смысле . В первом случае речь идет о правовой социализации человека, когда человек воспитывается окружающей обстановкой в целом, всей юридической практикой и поведением людей, в том числе и должностных лиц, у которых нет прямой цели оказать на других правовоспитательное воздействие. Что касается правового воспитания в узком смысле, то оно отличается своей целенаправленностью на повышение правовой культуры человека, группы людей и общества в целом.
Правовое воспитание тесно связано с правовым обучением: воспитание не может происходить без обучения, а обучение оказывает и воспитательный эффект. При этом воспитание влияет в основном на эмоционально-волевую, ценностную, мировоззренческую сторону сознания, а обучение – на рационально-познавательную, с целью информационно-ознакоми-тельного воздействия на человека.
Основной задачей правового воспитания является формирование и совершенствование в избранном направлении правового сознания индивидов и общественных групп. Усиление правового просвещения населения, преодоление правового нигилизма – одна из задач проводимой в стране правовой реформы.
Исходя из основной задачи, правовое воспитание следует сосредоточить на формировании в правосознании людей такой совокупности, которая включала бы:
1) знание системы основных правовых предписаний, правильное понимание и уяснение их содержания и значения;
2) глубокое внутреннее уважение к праву, законам, законности и правопорядку;
3) умение самостоятельно применять правовые знания на практике, согласовывать повседневное поведение и личное отношение к реальной действительности, свою практическую деятельность с полученными правовыми знаниями;
4) привычку поведения в точном соответствии с полученными правовыми знаниями;
5) прочный и устойчивый духовный правовой иммунитет (невосприимчивость) к совершению любых нарушений правовых норм.
Входящие в эту совокупность компоненты правосознания образуют необходимую психологическую и идеологическую установку личности – быть в постоянной готовности к активному применению правовых знаний в жизни.
Эффективный процесс правового воспитания предполагает активную деятельность не только воспитателей, но и воспитуемых. Человек, как существо активное, не механически воспринимает предлагаемые ему правовые знания, выступает не только как объект, но одновременно и как субъект правового воспитания. Деятельная активность воспитуемого предопределяется уже тем, что он по своей человеческой природе способен направлять и развивать себя, обеспечивать постоянное самосовершенствование.
Основные функции правового воспитания:
1) передача воспитуемым (индивидам, общественным группам) определенной суммы правовых знаний, навыков и умений;
2) формирование правовых идей, убеждений и чувств в правосознании людей.
Механизм правового воспитания – это механизм перевода идей, содержащихся в общественном правосознании, особенно в его идеологической части, в правосознание воспитуемых. В систему правового воспитания входят такие элементы, как субъекты , объекты , совокупность правовоспитательных мероприятий , осуществляемых в определенных формах с использованием специальных правовых средств и методов.
1. Субъектами правового воспитания являются:
Органы и учреждения государства, должностные лица, для которых реализация воспитательной функции права является, как правило, одним из направлений деятельности;
Государственные и негосударственные образовательные учреждения юридического профиля;
Общественные организации и объединения граждан, на которые возлагается обязанность проводить работу среди населения. Примером могут служить общественные организации юристов, правозащитные организации и фонды.
Органы внутренних дел, относясь к первой из выделенных групп, имеют широкое поле взаимодействия с обществом. На них возложены задачи по противодействию преступным проявлениям, охране общественного порядка, обеспечению безопасности граждан. В качестве непосредственного субъекта реализации воспитательной функции права следует рассматривать низовое структурное подразделение МВД – территориальный или транспортный орган.
2. Второй составной частью системы правового воспитания являются объекты . Объектами правового воспитания выступают отдельные граждане, различные категории населения, в отношении которых осуществляется правовоспитательная работа. Точнее говоря, объектом правовоспитательного воздействия являются сознание, мировоззрение, взгляды, установки, а в процессе правового воспитания – мнения, оценки, суждения и, как конечный результат, правомерное поведение.
3. Третьей составной частью системы правового воспитания являются правовоспитательные действия. Они проводятся для достижения намеченных целей, прогнозированных результатов, положительного эффекта, с помощью определенных средств, с использованием соответствующих форм и методов. Их содержание – правовоспитательное воздействие субъектов на объекты; цель – воспитание граждан в духе уважения, соблюдения и исполнения законов, содействие формированию у них правосознания, привитие им навыков правомерного поведения и повышение их социально-правовой активности.
Формы правового воспитания – это:
1. Правовое образование граждан – изучение законодательства в общеобразовательных школах, колледжах, техникумах и вузах. Полученные знания должны превращаться в личное убеждение, в прочную установку строго следовать правовым предписаниям, а затем – во внутреннюю потребность и привычку соблюдать нормативно-правовые акты, проявлять правовую активность.
2. Профессиональная подготовка специалистов в области права через юридические вузы, факультеты, специальные курсы повышения квалификации и т. д.
3. Правовая пропаганда в средствах массовой информации – распространение правовых идей и правовых требований среди населения. Проводится при помощи газет, журналов, телевидения, радио. Для этой формы характерен широкий охват аудитории.
4. Издание литературы по юридической проблематике (популярные брошюры, комментарии к законам, обзоры правовой практики и др.).
5. Создание компьютерных баз данных («Гарант», «Консультант-плюс», «Кодекс», «Референт» и др.), распространение правовой информации через Интернет.
6. Наглядная правовая информация (стенды фотографий правонарушителей, стенгазеты, боевые листки и т. д.).
7. Влияние юридической практики – законотворческой деятельности государства, Конституционного Суда РФ, работы общих судов, других правоохранительных органов. Например, участие в судебных процессах в качестве истца, ответчика, потерпевшего, народного заседателя, присяжного; заключение разного рода гражданско-правовых сделок, пользование услугами адвоката и т. п. Таким образом, юридическая практика предполагает практическое использование полученных знаний и умений в ситуациях, когда гражданин, с одной стороны, без посторонней помощи правильно выбирает ту или иную организацию или учреждение, куда ему необходимо обратиться для правового решения возникшей у него проблемы.
8. Влияние произведений литературы и искусства : романов и повестей, кинофильмов, театральных постановок, посвященных правовым проблемам.
9. Самовоспитание – заключается в формировании у себя глубокого уважения к праву, потребности строго следовать правовым предписаниям путем самообучения, самостоятельного анализа правовой действительности и личной практики.
Каждая форма правового воспитания имеет свои особенности. В процессе правового воспитания должны активно использоваться все имеющиеся правовоспитательные формы: профессиональное юридическое образование, правовое воспитание населения (кинолектории правовых знаний), тематические вечера по юридическим вопросам, общественные юридические консультации, правовое воспитание правонарушителей (деятельность суда, прокуратуры, органов внутренних дел и исполнения наказания и т. д.).
Формы правового воспитания можно подразделить на формы непосредственного и формы опосредованного воздействия на воспитуемых.
При опосредованном воздействии отсутствует непосредственное общение субъекта и объекта правовоспитательной работы. Опосредованное воздействие производится в основном с помощью СМИ. Оно рассчитано чаще всего на самую широкую аудиторию. Вместе с тем имеет место и передача правовой информации для определенной категории населения: для рабочих и служащих (например, по вопросам трудового права), для молодежи.
Непосредственное воздействие на воспитуемых наиболее полно проявляется при проведении правовоспитательной работы с конкретным лицом, например, в индивидуальных беседах. Такому воздействию свойственны, как правило, непосредственное общение воспитателей и воспитуемых, прямая и обратная связь между ними.
Методы правового воспитания – это способы целенаправленного воздействия субъекта правового воспитания на правосознание коллектива, группы или одного человека.
Методами правового воспитания являются: убеждение, поощрение, профилактика, предупреждение, потенциальная угроза применения санкции, принуждение, наказание, другие способы и приемы воздействия на сознание воспитуемых. Использование тех или иных методов зависит от конкретных обстоятельств.
В современный период, к сожалению, внимание к правовому воспитанию в значительной степени ослабло. Многие его формы вообще исчезли, другие используются явно недостаточно. Между тем они показали свою достаточную эффективность в прошлом и вполне могут быть использованы и усовершенствованы ныне, когда роль закона и юриспруденции в стране значительно выросла.
Правовое воспитание представляет собой целенаправленный процесс, необходимый для воздействия на сознание людей для формирования . Правовое воспитание необходимо, чтобы создалась устойчивая установка на законопослушное поведение. Дети должны следовать законам не потому, что их будут ругать родители или посадят в тюрьму, а по своему внутреннему убеждению жить по законам государства.
Правовое воспитание является активной целенаправленной деятельностью государства, общественных структур, СМИ, трудовых коллективов, педагогов для создания у граждан осознанного желания соблюдать законы.
Для эффективного правового воспитания есть особые формы и методы, все они подчинены единой цели – подготовить социально активного члена общества, который знает свои права, готов их отстаивать, а также обладает прогрессивным юридическим мировоззрением.
Содержанием правового воспитания является приобщение людей к знаниям о государстве и праве, законности, правах и свободах личности, понимание сущности правовых учений, доктрин, выработка у граждан устойчивой ориентации на законопослушное поведение. Конечно, некоторые правовые ценности, имея основу и происхождение в моральных нормах, усваиваются личностью в процессе разнообразной социальной практики.
Есть несколько основных способов, с помощью которых учащимся в доступной форме объясняют, что именно нужно делать, чтобы жить в рамках закона.
Основные формы воспитания:
Правильное воспитание каждой отдельной личности ведет к созданию культурного, социально активного и законопослушного общества. В российском современном обществе, надо признать, правовое воспитание становится общегосударственной задачей, т.к. показатели и качество правовой воспитанности граждан напрямую влияют на развитие страны, особенно это важно для развития правового государства, цель построения которого провозглашается в ст. 1 Конституции Российской Федерации.
Укрепление норм воспитанности в сознании человека вырабатывает прочное правовое сознание. В данном случае воспитание, как процесс - это средство, а сознание, как результат - цель.
Обратимся к определениям правового воспитания, данных отдельными авторами.
Правовое воспитание представляет собой целенаправленное, организованное и систематическое воздействие на личность формирующее правосознание, правовые установки, навыки и привычки активного правомерного поведения, правовую культуру.
Правовое воспитание есть планомерный, управляемый, организованный, систематический и целенаправленный процесс воздействия на сознание, психологию граждан Российской Федерации всей совокупности многообразных право-воспитательных форм, средств и методов, имеющихся в арсенале современной правовой деятельности, с целью формирования в их правосознании глубоких и устойчивых правовых знаний, убеждений, потребностей, ценностей, привычек правомерного поведения.
Кваша А.А. определяет правовое воспитание через его составные элементы: «правовое воспитание состоит в передаче, накоплении и усвоении знаний принципов и норм права, а также в формировании соответствующего отношения к праву и практике его реализации, умении использовать свои права, соблюдать запреты и исполнять обязанности». «Отсюда» - продолжает автор, «необходимость в осознанном усвоении основных, нужных положений законодательства, выработке чувства глубокого уважения к праву. Полученные знания должны превратиться в личное убеждение, в прочную установку строго следовать правовым предписаниям, а затем - во внутреннюю потребность соблюдать закон».
«Правовое воспитание можно определить, как систему мер, направленных на формирование правовых идей, норм, принципов, представляющих ценности мировой и национальной правовой культуры».
Каждое из этих определений несет в себе субъективное видение автора, но все они объединены общим пониманием необходимости формирования в человеке идеи права, воспитания уважения к закону, порядку.
Подытожим: правовое воспитание есть формирование уважительного отношения к закону, видение закона большой социальной ценностью, относящейся непосредственно к каждому индивиду; развитие чувства ответственности, непримиримости к произволу, коррупции.
Правоведы-практики указывают на юридический аспект понятия «правовое воспитание» как особой разновидности юридической практики, связанной со становлением в России правовой государственности. В современную действительность входят такие понятия как «право-воспитательная деятельность» государства, «институт правового воспитания», что говорит о том, что правовое воспитание рассматривается как вид государственной деятельности.
Воспитание плавно перетекает в сознание, формирует общую правовую культуру граждан.
Правовое воспитание неразрывно связано и реализуется через правовое образование - непосредственное получение знаний. Правовое обучение - это «способ внешнего выражения и организации передачи теоретического правового материала объекту воспитания». Целью правового обучения является формирование теоретической основы правового сознания и правовой культуры, обеспечения необходимого уровня систематизации знаний о праве, развитии правовых интересов, чувств, правового мышления, формирование научного правового мировоззрения. Общие требования общества к правовому (юридическому) воспитанию и обучению граждан (школьному обучению), оформились в официальных документах, так, стандарт основного общего образования по обществознания (включая экономику и право) формулирует цели правового обучения школьников, заключающиеся в «развитие познавательных интересов в процессе восприятия правовой информации, развитие нравственной и правовой культуры; воспитание гражданской ответственности, приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации; освоение знаний, о механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина».
Итак, определив понятия «право воспитание» и «право обучение», мы переходим к результатам реализации данных процессов. Правосознание, как понятие более обширное, часто фигурирующее наряду с понятием «правовая культура», более употребляемо в научной литературе. Даже в обиходе обыватели употребляют его для обозначения отношения человека к правовой действительности, закону в общем смысле - чаще в негативной форме: «отсутствие правосознания, сознание права на нуле, не осознает как нужно поступать по закону» и пр. Ключевым здесь является сознание, осознание - т.е. процессы внутренние, саморегуляция, своеобразные социальные стереотипы поведения личности. Сознание формируется через деятельность человека (принцип единства сознания и деятельности), определяет предварительную мысленную модель действий. По отношению к праву сознание выражается в активной вовлеченности человека в правовую действительность: реализация им гражданских прав, исполнение обязанностей.
Правосознание является социальным продуктом. Общество является носителем того правового опыта, который ему исторически сопутствует. Правовой опыт предыдущих поколений переосознается, трансформируется в сознании следующих поколений, и превращается в субъективное представление человека, группы людей, общества в целом об объективном праве, существующем в настоящем, существовавшем в прошлом и должном существовать в будущем.
Принято выделять в структуре правосознание две взаимосвязанные части: правовую психологию и правовую идеологию. Правовая психология формируется в результате повседневной практики. В эту область правосознания включаются правовые чувства, настроения, желания, привычки, характерные для личности, социальной группы или общества в целом. Правовая психология отражает эмоции людей, возникающие в правовой сфере. Для нее свойственны стихийность, связь с личными интересами и ценностями. Правовая идеология - это совокупность систематизированных теоретически обоснованных юридических знаний, идей и оценок права. В ней отражаются требования общества и социальных групп, которые предъявляются к личности. В демократических обществах правовая идеология обладает большим нравственным потенциалом, выражающимся в утверждении высокой ценности прав и свобод личности.
Получение правового воспитания и обучения - это процесс, реализация которого возможна, по нашему мнению, только в определенный период жизни человека. При недостатке воспитания в конкретном временном промежутке, дальнейшее его получение становится затруднительным, и это обосновано возрастными особенностями, когда все психические процессы становятся менее восприимчивы к внешнему воздействия в форме воспитания.
Поясним: Если человек до 30-ти лет не получил должного воспитания, в том числе и правового, то вряд ли он станет восприимчив к перевоспитанию его в том направлении, которого требует от него общество. Сформировавшиеся мнения и убеждения трудно поколебать. Поэтому в российском обществе среди людей без специального юридического образования старше 30-35 лет такой большой процент правовых нигилистов. До 30 лет больше правовых идеалистов и людей, относящихся к праву ровно и просто законопослушных - их психические и познавательные процессы (память, внимание, восприятие, воображение, мышление, ощущения) более приспособляемы к действительности, они более гибкие и достаточно легко реагируют на изменения в обществе, в том числе и правовой ситуации, им легче уследить за изменениями в законодательстве, касающемся их трудовой деятельности, их социального статуса. После 30 лет все заметно сложнее - укрепляются бытовые, не всегда верные понятия о праве, человек не стремится заниматься правовым самовоспитанием. А между тем, как известно, право пронизывает всю нашу жизнь. От рождения и до самой смерти. Каждую секунду мы связаны сотнями тончайших невидимых нитей права. Их незнание (не замечание) может привести к тому, что человек запутается, разорвет невидимые связи, не только свои, но и окружающих его людей. Незнание права ведет к заблуждению в нашей сложной и разнообразной жизни. Знание права может поспособствовать не совершению «ошибок молодости», уберечь имущество, восстановить справедливость в отношениях с государственными органами. Подумайте только - сколько раз за жизнь мы нарушаем закон? Если, к примеру, тот же самый не достаточно право воспитанный тридцатилетний человек на минуту задумается и оглянется назад, то всплывет не один пример административных правонарушений (перебежал дорогу на красный свет, нарушал общественное спокойствие, не оплатил проезд в общественном транспорте). Более того, в жизни любого человека присутствуют и уголовные преступления (оскорбил кого-то, обманул кого-то, вынес с работы что-то…).
sampfuncs.ru - В женской косметичке. Портал для любимых дам