Чертеж человека. Антропометрические данные фигуры людей. Учебное пособие "Фигура человека" своими руками. Мастер-класс с фото

Изготовление учебного пособия «Фигура человека» своими руками поэтапно с фото.

Мастер класс педагога дополнительного образования. Изготовление учебного пособия «Фигура человека» своими руками.

Гарбузенко Марина Николаевна, преподаватель ИЗО, МБУ ДО АР «ДШИ г. Аксая»
Описание: мастер-класс рассчитан для преподавателей ИЗО, также для детей 8-12 лет - при условии, что им будет помогать учитель!
Назначение: Учебное пособие.
Цель: изготовление методического учебного пособия (шаблона) для изучения пропорций, движения, поз человеческой фигуры.
Задачи:
- помочь учащимся изучить пропорции, движение, позы человеческой фигуры.
- с помощью картонного человечка понять пластику и подвижность фигуры человека, закрепить понятия о пропорциональных особенностях фигуры взрослого человека, использовать ее для сюжетных композиций;
- развивать мелкую моторику рук учащихся;
- активизировать творческие навыки учащихся;
- воспитывать у учеников аккуратность и трудолюбие;
- развивать фантазию и воображение учащихся.

Работая с детьми младшего школьного возраста, я сталкивалась с их проблемами в изображении человека. Многие восьми-, девятилетние школьники изображают взрослого человека неправильно, непропорционально. Порою такие проблемы возникают у детей и более старшего возраста. Это может быть связано с многими факторами. Но бывает, что по заданной теме необходимо нарисовать пропорциональную фигуру взрослого человека. Кроме того, осознание и закрепление понятий пропорциональности фигуры человека будет иметь важное значение в дальнейшей изобразительной деятельности ребенка и способствовать гармоничному мировосприятию.

Для изображения человека с правильными пропорциями мы используем шаблон. У меня в классе все дети сделали себе таких картонных человечков, конечно с моей помощью. Как только не получается нарисовать человека, или забыли пропорции, это пособие очень выручает! Мало того, играть в танцующих человечков очень весело и интересно – можно придумывать миллион выразительных поз. Правда изображение в профиль или в три четверти поворота не сделаешь, но зато большое количество прекрасных поз в анфас – пожалуйста!



Для этой работы нам необходимо:
- распечатанный трафарет на листе офисной бумаги формата А4;
- чистый лист картона формата А4;
- карандаш;
- ножницы;
- шило;
- 15 кусков медной проволоки диаметром 1 мм., длиной приблизительно 7 см.


Итак, сначала я предлагаю скачать мой рисунок шаблона и распечатать его на обычной офисной бумаге формата А4


Перевести рисунок на картон. Если сможете, распечатайте сразу на картоне, хотя это едва ли получится.
Затем аккуратно вырезать из него детали.
Проткнуть отверствия шилом по меткам. Не давайте этого делать детям! ЭТУ ЧАСТЬ РАБОТЫ ВЫПОЛНЯЕТ ВЗРОСЛЫЙ!!!


Соединяем детали с помощью медной гибкой проволоки. Проволока не должна быть слишком толстой – не сможете свернуть ее спиралькой, да и картон порвется. Продеваем через два отверстия и сворачиваем проволоку по кругу с одной и с другой изнаночной стороны. Сначала обороты маленькие, потом большие. Получается похоже на малюсенькие розочки-спиральки.
Первыми скрепляем голову, шею, грудную клетку и таз. Шея и таз остаются снизу (на втором плане).


Вторыми соединяем руки и туловище. Обратите внимание – плечи прикрепляются сверху туловища, предплечья сверху плеч, кисти рук сверху предплечий. На схеме руки пронумерованы, поэтому перепутать правую с левой трудно. Хотя если вы их перепутаете, все равно получится неплохо.



Третьими скрепляем ноги. Бедра прикрепляем сверху голеней, а голени – сверху ступней.


Соединяем ноги с туловищем.


Все – картонный человечек готов!


Надеюсь, что человечек поможет кому-то в своей деятельности, как помог мне!
Ну а пример его использования при рисовании человека приведен ниже и может ограничиваться только полетом фантазии.

Для выполнения эскизов моделей одежды очень важно приобрести навыки прорисовки модели на фигуре человека. В этом случае необходимо руководствоваться данными о пропорциях фигуры и уметь передавать пластику человеческого тела и пластику его движений. Костюм органически связан с фигурой человека и художник, изображая фигуру в одежде в различных позах, использует целый арсенал тех или иных графических приемов и техник художественной выразительности.

Рисунки моделей одежды, как правило, отличаются некоторой условностью и обобщенностью. В них нет детальной проработки фигуры человека. Для выполнения этих рисунков можно использовать схемы, в основе которых лежат данные о пластической анатомии и пропорциях фигуры человека. Конечно же, все пропорциональные схемы условны, однако их применение позволяет достаточно выразительно передавать различные позы стоящего человека.

При рисовании моделей одежды на фигуре человека удобно использовать 8-модульную схему. Рассмотрим этапы рисования женской фигуры с использованием этой схемы. За единицу измерения, модуль (М), принимается голова (рис. 4.40, а). Проводим вертикальную линию и откладываем на ней восемь одинаковых отрезков и через полученные точки проводим горизонтальные линии: подбородка, плеч, груди, талии, таза, середины бедер, коленного сустава, середины икр, стопы.

Линия плеч проводится через верхнюю треть расстояния от подбородка до груди, а линия лодыжек - через нижнюю треть расстояния от середины икр до стопы.

На горизонтальных линиях откладываем величины ширины фигуры: длина плеча - 3/4 М; ширина талии - М; ширина таза - 1,5 М; ширина шеи - 1/2 длины плеча; ширина сдвинутых колен равна длине плеча;

ширина сдвинутых лодыжек равна ширине шеи;

ширина стопы равна ширине колена.

При построении пропорций руки следует учесть, что локоть расположен на уровне линии талии, кисть руки доходит до середины бедра, а длина кисти руки равна 3/4 М. Перпендикуляры, опущенные из середины каждой плечевой линии на линию груди, определяют положение сосков грудных желез. Линию наклона плеча получаем, соединив среднюю точку высоты шеи с крайней точкой плеча (рис. 4.40, б).

При определении ширины руки необходимо помнить, что она не должна превышать ширину шеи. Далее плавными линиями очерчиваем фигуру. При обведении внутренней поверхности ног следует учесть наличие просветов между бедрами, коленями и лодыжками (рис. 4.40, в).

Схема мужской фигуры строится аналогично, только длина плеча соответствует модулю М, а ширина таза определяется построением (рис. 4.41).

Рис. 4.40. Построение пропорциональной схемы женской фигуры

Рис. 4.41. Построение пропорциональной схемы мужской фигуры

Мы рассмотрели рисование женской и мужской фигуры по схеме в положении фас с опорой на обе ноги. Теперь рассмотрим этапы рисования фигуры человека, опирающегося на одну ногу (рис. 4.42).

Проводим вертикальную линию, откладываем на ней отрезок, равный высоте фигуры, и делим его на восемь частей. Строим основные конструктивные линии фигуры с учетом изменения их направления при данном положении фигуры. Линии плеч и груди будут направлены вниз к опорной ноге, а линии талии, бедер и колен - вверх, в сторону опорной ноги.

От линии плеч до линии бедер проводим новую серединную линию. Изменим наклон головы и шеи также в сторону опорной ноги. Все размеры ширины фигуры намечаем относительно новой серединной линии по линиям груди, талии и бедер.

Рис. 4.42. Этапы рисования фигуры человека, опирающегося на одну ногу, с применением пропорциональных схем

Далее схематично прорисовываем голову, торс, намечаем направление движения конечностей. Для передачи в рисунке устойчивого положения фигуры линия движения опорной ноги должна быть направлена от бедра к концу вертикального отрезка, который проходит через центр тяжести. Затем, начиная с внешнего контура, прорисовываем очертания фигуры.

Свои особенности имеет рисование схемы фигуры человека в повороте (рис. 4.43). Следует отметить, что предлагаемые построения очень условны, однако они помогут избежать ошибок при рисовании и получить более грамотное изображение.

При небольшом повороте средняя линия изогнута в области груди у женщин больше, чем у мужчин. Основные конструктивные линии направлены в глубину с учетом законов перспективы. Фигура будет иметь более естественный вид, если линия горизонта совпадет с линией груди. Таким образом, проведя через вертикальную осевую линию основные конструктивные горизонтальные линии, прорисуем среднюю линию.

От точки пересечения линии плеч с осевой до линии груди она пройдет под небольшим наклоном к осевой. Далее до линии бедер она будет параллельна вертикальной осевой линии.

Отрезки величин ширины фигуры откладываем от вертикальной осевой линии в ближнюю к нам сторону, а величины ширины плеч - в обе стороны, причем ширина дальнего плеча будет немного меньше. Такое построение позволит наиболее верно определить соотношение передней и боковой частей торса.

Из середин каждого из двух плечевых отрезков проводим линии, параллельные серединной линии, определяя таким образом на рисунке переднюю поверхность туловища. Затем намечаем боковую часть туловища, а также движение конечностей, наклон головы и шеи.

На заключительном этапе обрисовываем фигуру, корректируя ее форму.

При рисовании фигуры человека по представлению необходимо правильно определить центр тяжести, расположение относительно него и относительно друг друга частей фигуры, чтобы наиболее точно передать характер движения человека (рис. 4.44). Важным моментом является правильное изображение головы и шеи и их положения относительно плечевого пояса. Человек может держать голову прямо, наклонить ее набок или вперед, закинуть назад, повернуть влево или вправо. Соответственно положению головы и нужно строить ее общую форму. Намеченная серединная линия поможет правильно определить поворот головы и разметить части лица (рис. 4.45).

Рис. 4.43. Этапы рисования схемы фигуры человека в повороте

Рис. 4.44. Схемы различных движений и поворотов фигуры человека

Рис. 4.45. Схемы различных поворотов головы с плечевым поясом

Варианты схематичного изображения человека в различных движениях представлены в приложении 2.


"Это невозможно"- вздохнуло сомнение. "Это безрассудно"- заметил опыт. "Это бесполезно"- отрезала гордость. "Попробуй"- шепнула мечта.







  • Ни один самый хороший мастер не может поручиться, что два одинаковых сложных изделия из древесины, которые ему приходится изготовлять сравнительно редко и по памяти, получатся совершенно одинаковыми по размерам и форме, если у него нет под рукой образца или точной и полной записи нужных ему данных. Такой записью и является чертеж, на котором обычно указаны размеры и форма изделия и всех его частей.
  • Взяв любой чертеж, легко заметить отличие его от рисунка. На рисунке художник изображает все предметы, так как они представляются его глазу. На чертежах же условно принято изображать предметы в определенной плоскости и в трех основных положениях: 1) вид спереди, 2) вид сбоку и 3) вид сверху. При этом каждый из видов всегда располагают на определенном месте относительно других.
  • На чертеже весь предмет следует изображать тщательно и четко. На нем не должно быть ни одной лишней черточки. Каждая линия чертежа, ее место, форма и сам вид должны что-то условно изображать.



Проекция – изображение предмета на плоскости, полученное с помощью проецирующих лучей.

Проекция - своеобразная тень предмета


1. Центральное – проецирующие лучи выходят из одного центра

  • Изображение больше проецируемого предмета

  • работа проектора;
  • кинотеатр;
  • фотография.

2. Параллельное – проецирующие лучи проходят параллельно друг другу.

  • косоугольное;
  • прямоугольное.

  • тень от предметов;
  • овалы.

  • отвес для проверки вертикальности линии, стены;
  • строят чертежи.

Построение объёмной фигуры в изометрической проекции.

Отношение отрезков в 3 и 5 клеток

даёт наклон оси в 30 градусов.


Если вначале многие из вас, вероятно, сомневались, думали, что это невозможно. Мы попробовали и получилось!!!

Пробуйте всегда и во всём!!!

Ещё древние художники, рисуя тело человека, установили ос­новные правила соотношения между отдельными частями тела и всей фигурой в целом. Знание этих правил очень облегчает рисова­ние человека, но при этом важно помнить, что каждый человек всё-таки имеет свои особенности.

При рисовании человека за единицу измерения принимается размер головы.

У взрослого человека размер головы укладывается в высоте фигуры 8 раз. У подростка - 7 раз. У младенца размер головы ук­ладывается в высоте фигуры 4 раза, у школьника - 5 раз.

Руки доходят до середины бедра, локти находятся на уровне талии, колени - посередине ноги.

У взрослого человека в длине руки голова укладывается 3 раза, а в плечах - 2 раза. Ширина таза мужчины - полторы головы, а женщины - около 1,25. Длина ног - четыре высоты головы. Туловище с головой равняется половине высоты фигуры.

Высота головы равняется длине кисти с запястьем. Пальцы опу­щенной вниз руки находятся на уровне середины бедра. Высота сто­пы равна высоте носа, а длина стопы - длине предплечья. Высота тела равна длине распростёртых в стороны рук. Высота головы у муж­чин равна половине ширины плеч, а у женщин - расстоянию между выпуклыми точками груди. Ширина кисти руки примерно равна дли­не среднего пальца. Обхват талии равен двум обхватам шеи.

Рисуя женскую и мужскую фигуры, обрати внимание на раз­личие пропорций в их изображении.

Пропорции женской фигуры

Пропорции мужской фигуры

Первое деление - вся голова, второе - середина груди, тре­тье - талия, четвёртое - верхняя часть бедра, пятое - середина бедра, шестое - голень, седьмое - на уровне щиколотки.

Пропорции фигуры подростка

Первое деление - вся голова, второе - середина груди, тре­тье - талия, четвёртое - бедро, пятое - верхняя часть колена, шестое - середина голени.

Начинать рисунок нужно с определения пропорций. Для этого нужно отметить высоту и ширину изображения и чётко им следо­вать. Без этого предварительного замера фигура в процессе рисо­вания может не уместиться на листе.

Как сделать человечка

Для того чтобы правильно изображать человека в движении, нужно сделать подвижную модель его фигуры из плотной бумаги.

Вырежь фрагменты туловища человечка из цветного картона.

Там, где нарисованы кружочки, фигуры соединяются кнопкой, гайкой и болтиком или ниткой так, чтобы части оставались под­вижными.

Передвигая у человечка руки и ноги, сгибая их, можно легко составить изображение фигуры в разных положениях.

А можно это же сделать при помощи полосочек бумаги. Нужно разделить квадратный листок бумаги по вертикали на три части и потом ещё, как показано на рисунке.

Можно также из разделённых таким же способом цветных ку­сочков составить аппликацию.

Обрати внимание на последовательность изображения девочки с флагом,

марширующего солдата,

бегущего лыжника.

Рисуем руки человека. Длина распрямлённой ладони чуть мень­ше ширины лба.

Рисуем ноги человека. Длина ступней ног равна длине головы.

Что еще почитать