Формы установления и поддержания дипломатических отношений. Установление дипломатических отношений. Понятие разрыва дипломатических отношений

  • Дипломатические отношения - основная форма поддержания официальных отношений между суверенными государствами, а также между государствами и другими субъектами международного публичного права в соответствии с нормами международного права и практикой международного общения.

    Дипломатические отношения призваны способствовать развитию дружественных отношений между государствами, поддержанию мира и безопасности.

    Согласно Венской конвенции о дипломатических сношениях 1961 года, установление дипломатических отношений осуществляется по взаимному согласию.

    Установлению дипломатических отношений обычно предшествует юридическое признание государства и его правительства со стороны другого государства, сам факт их установления всегда говорит о наличии такого признания.

    Дипломатические отношения между государствами и государствоподобными образованиями в общем случае - это дружеские контакты любого характера между их правительствами, они могут существовать даже при отсутствии посольств. Однако полноценный характер дипломатические отношения приобретают только после открытия дипломатической миссии или, что более предпочтительно, обмене ими.

    Разрыв или приостановление дипломатических отношений может произойти вследствие того, что правительство в другом государстве перестаёт считаться законным. В этом случае дипломатические отношения могут быть впоследствии установлены с другим (альтернативным) правительством того же государства, которое пришло к власти в результате революции или переворота. С другой стороны, продолжение дипломатических отношений с опеределённым государством после произошедшей там революции или переворота (например, при помощи продолжения официальных дипломатических контактов между диппредставительством одного государства и новыми властями другого) свидетельствует о дипломатическом признании нового правительства.

    В другой ситуации разрыв или приостановление дипломатических отношений может официально свидетельствовать о том, что отношения между государствами более не являются дружескими; такое может произойти при наличии очень серьёзных проблем во взаимоотношениях вследствие, например, вспыхнувшей между государствами войны. В частности, состояние войны между государствами обязательно влечёт за собой разрыв дипломатических отношений. Также дипломатические отношения прекращаются вследствие ликвидации данного субъекта международного права, например благодаря объединению государств, или прекращения признания его правосубъектности.

    Существование (а также установление, возобновление) дипломатических отношений всегда свидетельствует о том, что стороны признают друг друга в целом невраждебными друг другу субъектами международного права; также оно свидетельствует и об обоюдном признании законности той власти, которая руководит каждым из субъектов и представляет его на международной арене. В некоторых случаях, как, например, в случае КНР и Китайской республики на Тайване, установление дипломатических отношений с одним из правительств делает невозможным их установление с другим, так как оба режима считают себя единственной законной властью на всей территории единой страны. При этом наличие реального контроля данного правительства над территорией своего государства как раз не является необходимым условием: известны случаи, когда дипломатические отношения устанавливались с правительствами в изгнании.

    Установление дипломатических отношений происходит в результате переговоров между представителями заинтересованных государств непосредственно или через дипломатических представителей третьих государств и оформляется в виде обмена посланиями, письмами, нотами между главами государств и правительств или министрами иностранных дел. Стороны договариваются о самом факте установления дипломатических отношений, уровне дипломатических представительств (посольство или миссия), дате вступления в силу соглашения, сроке и порядке его опубликования.

Введение.......................................................................................................... стр. 3

1. Дипломатические отношения.................................................................... стр. 4

2. «Венская конвенции о дипломатических отношениях»......................... стр. 7

Заключение.................................................................................................... стр. 29

Список литературы....................................................................................... стр. 30

Введение.

Преамбула Венской Конвенции гласит, что государства, являющиеся Сторонами настоящей Конвенции, отмечая, что народы всех стран с древних времен признают статус дипломатических агентов, принимая во внимание цели и принципы Устава Организации Объединенных Наций в отношении суверенного равенства государств, поддержания международного мира и безопасности и содействия развитию дружественных отношений между государствами, будучи убеждены, что заключение международной конвенции о дипломатических отношениях, привилегиях и иммунитетах будет способствовать развитию дружественных отношений между государствами, независимо от различий в их государственном и общественном строе, сознавая, что такие привилегии и иммунитеты предоставляются не для выгод отдельных лиц, а для обеспечения эффективного осуществления функций дипломатических представительств как органов, представляющих государства, подтверждая, что нормы международного обычного права будут продолжать регулировать вопросы, прямо не предусмотренные положениями настоящей Конвенции, согласились о подписании данной Конвенции.

1. Дипломатические отношения.

Дипломатические отношения - основная форма поддержания официальных отношений между государствами в соответствии с нормами международного права и практикой международного общения.

Дипломатические отношения призваны способствовать развитию дружественных отношений между государствами, поддержанию мира и безопасности.

Согласно Венской конвенции о дипломатических отношениях 1961 года, установление дипломатических отношений осуществляется по взаимному согласию.

Установлению дипломатических отношений обычно предшествует фактическое или юридическое признание государства и его правительства со стороны другого государства.

Установление дипломатических отношений происходит в результате переговоров между представителями заинтересованных государств непосредственно или через дипломатических представителей третьих государств и оформляется в виде обмена посланиями, письмами, нотами между главами государств и правительств или министрами иностранных дел. Стороны договариваются о самом факте установления дипломатических отношений, уровне дипломатических представительств (посольство или миссия), дате вступления в силу соглашения, сроке и порядке его опубликования.

В случае разрыва дипломатических отношений между двумя государствами либо окончательного или временного отозвания представительства:

Рассмотрим как строятся дипломатические отношения на примере КНР.

В 1954 году Китайская Народная Республика, совместно с Бирмой и Индией выдвинула пять принципов мирного сосуществования, а именно: взаимное ненападение, взаимное уважение суверенитета и территориальной целостности, равенство и взаимные выгоды, взаимное невмешательство во внутренние дела других стран, мирное сосуществование. Вышеуказанные пять принципов стали основными нормами международных отношений. Именно на их основе Китай развивает торгово-экономические, научно-технические и культурные контакты и связи. К 2007-му году КНР установила дипломатические отношения с 165-ю странами мира. Политика пяти справедливых принципов имеет огромный успех на международной арене, ибо менее двадцати лет назад Китай имел дипломатические отношения всего со 137-ю государствами.

В нынешние дни в Китае широко обсуждается вопрос намерений Ватикана по восстановлению дипломатических отношений, разорванных в 1951 году. Причиной расторжения таковых являлось создание в КНР собственной католической церкви, не подчиняющейся Папе. Ватикан не устраивал такой порядок. А ещё причиной разрыва отношений в 1951-м году явился арест более чем двадцати католических священников из храмов, которые сохраняли верность Святому Престолу. Ватикан выразил надежду на дружественный диалог с китайским правительством. В меморандуме Ватикана отмечается, что Папа Римский Бенедикт XVI намерен составить письмо китайским католикам.

Позиция Китая по данному вопросу более политическая, нежели религиозная. Дипломатия КНР считает, что Ватикану необходимо уважать целостность Китая и разорвать дипломатические отношения с Тайванем, тем самым, признавая правительство КНР в качестве единственного законного представителя Китая.

2. Венская конвенция о дипломатических отношениях.

В настоящей Конвенции приводимые ниже термины имеют следующее значение:

а) «глава представительства» есть лицо, на которое аккредитующим государством возложена обязанность действовать в этом качестве;

b) «сотрудниками представительства» являются глава представительства и члены персонала представительства;

с) «членами персонала представительства» являются члены дипломатического персонала, административно-технического персонала и обслуживающего персонала представительства;

d) «членами дипломатического персонала» являются члены персонала представительства, имеющие дипломатический ранг;

е) «дипломатический агент» есть глава представительства или член дипломатического персонала представительства;

f) «членами административно-технического персонала» являются члены персонала представительства, осуществляющие административно-техническое обслуживание представительства;

g) «членами обслуживающего персонала» являются члены персонала представительства, выполняющие обязанности по обслуживанию представительства;

h) «частный домашний работник» есть лицо, выполняющее обязанности домашнего работника у сотрудника представительства и не являющееся служащим аккредитующего государства;

i) «помещения представительства» означают здания или части зданий, используемые для целей представительства, включая резиденцию главы представительства, кому бы ни принадлежало право собственности на них, включая обслуживающий данное здание или часть здания земельный участок.

Установление дипломатических отношений между государствами и учреждение постоянных дипломатических представительств осуществляются по взаимному согласию.

1. Функции дипломатического представительства состоят, в частности:

а) в представительстве аккредитующего государства в государстве пребывания;

b) в защите в государстве пребывания интересов аккредитующего государства и его граждан в пределах, допускаемых международным правом;

c) в ведении переговоров с правительством государства пребывания;

d) в выяснении всеми законными средствами условий и событий в государстве пребывания и сообщения о них правительству аккредитующего государства;

е) в поощрении дружественных отношений между аккредитующим государством и государством пребывания и в развитии их взаимоотношений в области экономики, культуры и науки.

2. Ни одно из положений настоящей Конвенции не должно истолковываться как препятствующее выполнению дипломатическим представительством консульских функций.

1. Аккредитующее государство должно убедиться в том, что государство пребывания дало агреман на то лицо, которое оно предполагает аккредитовать как главу представительства в этом государстве.

2. Государство пребывания не обязано сообщать аккредитующему государству мотивы отказа в агремане.

1. Аккредитующее государство может, надлежащим образом уведомив соответствующие государства пребывания, аккредитовать главу представительства или назначить любого члена дипломатического персонала, смотря по обстоятельствам, в одно или несколько других государств, если не заявлено возражений со стороны любого из государств пребывания.

2. Если аккредитующее государство аккредитует главу представительства в одном или нескольких других государствах, то оно может учредить дипломатические представительства, возглавляемые временными поверенными в делах, в каждом государстве, где глава представительства не имеет постоянного местопребывания.

3. Глава представительства или любой член дипломатического персонала представительства может действовать в качестве представителя аккредитующего государства при любой международной организации.

Два или несколько государств могут аккредитовать одно и то же лицо в качестве главы представительства в другом государстве, если государство пребывания не возражает против этого.

С исключениями, предусмотренными в статьях 5, 8, 9 и 11, аккредитующее государство может свободно назначать членов персонала представительства. Что касается военных, морских или авиационных атташе, то государство пребывания может предложить, чтобы их имена заранее сообщались на его одобрение.

1. Члены дипломатического персонала представительства в принципе должны быть гражданами аккредитующего государства.

2. Члены дипломатического персонала представительства не могут назначаться из числа лиц, являющихся гражданами государства пребывания, иначе как с согласия этого государства, причем это согласие может быть в любое время аннулировано.

3. Государство пребывания может оговорить за собой то же право в отношении граждан третьего государства, которые не являются одновременно гражданами аккредитующего государства.

1. Государство пребывания может в любое время, не будучи обязано мотивировать свое решение, уведомить аккредитующее государство, что глава представительства или какой-либо из членов дипломатического персонала представительства является persona non grata или что любой другой член персонала представительства является неприемлемым. В таком случае аккредитующее государство должно соответственно отозвать данное лицо или прекратить его функции в представительстве. То или иное лицо может быть объявлено persona non grata или неприемлемым до прибытия на территорию государства пребывания.

2. Если аккредитующее государство откажется выполнить или не выполнит в течение разумного срока свои обязательства, предусматриваемые в пункте 1 настоящей статьи, государство пребывания может отказаться признавать данное лицо сотрудником представительства.

1. Министерство иностранных дел государства пребывания или другое министерство, в отношении которого имеется договоренность, уведомляется:

а) о назначении сотрудников представительства, их прибытии и об их окончательном отбытии или о прекращении их функций в представительстве;

b) о прибытии и окончательном отбытии лица, принадлежащего к семье сотрудника представительства, и, в надлежащих случаях, о том, что то или иное лицо становится или перестает быть членом семьи сотрудника представительства;

с) о прибытии и окончательном отбытии частных домашних работников, состоящих на службе у лиц, упомянутых в подпункте «а» настоящего пункта, и, в надлежащих случаях, об оставлении ими службы у таких лиц;

d) о найме и увольнении лиц, проживающих в государстве пребывания, в качестве сотрудников представительства или домашних работников, имеющих право на привилегии и иммунитеты.

2. Уведомление о прибытии и окончательном отбытии, по возможности, должно делаться также предварительно.

1. При отсутствии конкретного соглашения о численности персонала представительства государство пребывания может предложить, чтобы численность персонала представительства сохранялась в пределах, которые оно считает разумными и нормальными, учитывая обстоятельства и условия, существующие в государстве пребывания, и потребности данного представительства.

2. Государство пребывания может также, на тех же основаниях и без дискриминации, отказаться принять должностных лиц какой-либо определенной категории.

Аккредитующее государство не может, без предварительного определенно выраженного согласия государства пребывания, учреждать канцелярии, составляющие часть дипломатического представительства, в других населенных пунктах, кроме тех, где учреждено само представительство.

1. Глава представительства считается приступившим к выполнению своих функций в государстве пребывания в зависимости от практики, существующей в этом государстве, которая должна применяться единообразно, либо с момента вручения своих верительных грамот, либо с момента сообщения о своем прибытии и представления заверенных копий верительных грамот министерству иностранных дел государства пребывания или другому министерству, в отношении которого имеется договоренность.

2. Очередность вручения верительных грамот или представления их заверенных копий определяется датой и часом прибытия главы представительства.

1. Главы представительств подразделяются на три класса, а именно:

а) класс послов и нунциев, аккредитуемых при главах государств, и других глав представительств эквивалентного ранга;

b) класс посланников и интернунциев, аккредитуемых при главах государств;

с) класс поверенных в делах, аккредитуемых при министрах иностранных дел.

2. Иначе как в отношении старшинства и этикета не должно проводиться никакого различия между главами представительств вследствие их принадлежности к тому или иному классу.

Класс, к которому должны принадлежать главы представительств, определяется по соглашению между государствами.

1. Старшинство глав представительств соответствующего класса определяется датой и часом вступления ими в выполнение своих функций согласно статье 13.

2. Изменения в верительных грамотах главы представительства, которые не влекут за собой перемены класса, не отражаются на его старшинстве.

3. Настоящая статья не затрагивает принятой в государстве пребывания практики относительно старшинства представителя Ватикана.

Старшинство членов дипломатического персонала представительства сообщается главой представительства министерству иностранных дел или другому министерству, в отношении которого имеется договоренность.

Порядок, соблюдаемый в каждом государстве при приеме глав представительств, должен быть одинаков в отношении каждого класса.

1. Если пост главы представительства вакантен или если глава представительства не может выполнять своих функций, временно исполняющим обязанности главы представительства является временный поверенный в делах. Фамилия временного поверенного в делах сообщается министерству иностранных дел государства пребывания или другому министерству, в отношении которого имеется договоренность, либо главой представительства, либо, если он не в состоянии это сделать, министерством иностранных дел аккредитующего государства.

2. В тех случаях, когда ни один дипломатический сотрудник представительства не находится в государстве пребывания, член административно-технического персонала может, с согласия государства пребывания, быть назначен аккредитующим государством ответственным за ведение текущих административных дел представительства.

Представительству и его главе принадлежит право пользоваться флагом и эмблемой аккредитующего государства на помещениях представительства, включая резиденцию главы представительства, а также на его средствах передвижения.

1. Государство пребывания должно либо оказать содействие аккредитующему государству в приобретении на своей территории, согласно своим законам, помещений, необходимых для его представительства, либо оказать помощь аккредитующему государству в получении помещений каким-либо иным путем.

2. Оно должно также, в случае необходимости, оказывать помощь представительствам в получении подходящих помещений для их сотрудников.

1. Помещения представительства неприкосновенны. Власти государства пребывания не могут вступать в эти помещения иначе, как с согласия главы представительства.

2. На государстве пребывания лежит специальная обязанность принимать все надлежащие меры для защиты помещений представительства от всякого вторжения или нанесения ущерба и для предотвращения всякого нарушения спокойствия представительства или оскорбления его достоинства.

3. Помещения представительства, предметы их обстановки и другое находящееся в них имущество, а также средства передвижения представительства пользуются иммунитетом от обыска, реквизиции, ареста и исполнительных действий.

1. Аккредитующее государство и глава представительства освобождаются от всех государственных, районных и муниципальных налогов, сборов и пошлин в отношении помещений представительства, собственных или наемных, кроме таких налогов, сборов и пошлин, которые представляют собой плату за конкретные виды обслуживания.

2. Фискальные изъятия, о которых говорится в настоящей статье, не касаются тех налогов, сборов и пошлин, которыми, согласно законам государства пребывания, облагаются лица, заключающие контракты с аккредитующим государством или главой представительства.

Архивы и документы представительства неприкосновенны в любое время и независимо от их местонахождения.

Государство пребывания должно предоставить все возможности для выполнения функций представительства.

Поскольку это не противоречит законам и правилам о зонах, въезд в которые запрещается или регулируется по соображениям государственной безопасности, государство пребывания должно обеспечивать всем сотрудникам представительства свободу передвижения по его территории.

1. Государство пребывания должно разрешать и охранять свободные сношения представительства для всех официальных целей. При сношениях с правительством и другими представительствами и консульствами аккредитующего государства, где бы они ни находились, представительство может пользоваться всеми подходящими средствами, включая дипломатических курьеров и закодированные или шифрованные депеши. Тем не менее, представительство может устанавливать и эксплуатировать радиопередатчик лишь с согласия государства пребывания.

2. Официальная корреспонденция представительства неприкосновенна. Под официальной корреспонденцией понимается вся корреспонденция, относящаяся к представительству и его функциям.

3. Дипломатическая почта не подлежит ни вскрытию, ни задержанию.

4. Все места, составляющие дипломатическую почту, должны иметь видимые внешние знаки, указывающие на их характер, и они могут содержать только дипломатические документы и предметы, предназначенные для официального пользования.

5. Дипломатический курьер, который должен быть снабжен официальным документом с указанием его статуса и числа мест, составляющих дипломатическую почту, пользуется при исполнении своих обязанностей защитой государства пребывания. Он пользуется личной неприкосновенностью и не подлежит аресту или задержанию в какой бы то ни было форме.

6. Аккредитующее государство или представительство могут назначать дипломатических курьеров ad hoc. В таких случаях положения пункта 5 настоящей статьи также применяются, с тем исключением, что упомянутые в нем иммунитеты прекращаются в момент доставки таким курьером порученной ему дипломатической почты по назначению.

7. Дипломатическая почта может быть вверена командиру экипажа гражданского самолета, направляющегося в аэропорт, прибытие в который разрешено. Командир должен быть снабжен официальным документом с указанием числа мест, составляющих почту, но он не считается дипломатическим курьером. Представительство может направить одного из своих сотрудников принять дипломатическую почту непосредственно и беспрепятственно от командира самолета.

Вознаграждения и сборы, взимаемые представительством при выполнении своих официальных обязанностей, освобождаются от всех налогов, сборов и пошлин.

Личность дипломатического агента неприкосновенна. Он не подлежит аресту или задержанию в какой бы то ни было форме. Государство пребывания обязано относиться к нему с должным уважением и принимать все надлежащие меры для предупреждения каких-либо посягательств на его личность, свободу или достоинство.

1. Частная резиденция дипломатического агента пользуется той же неприкосновенностью и защитой, что и помещения представительства.

2. Его бумаги, корреспонденция и, с исключениями, предусмотренными в пункте 3 статьи 31, его имущество равным образом пользуются неприкосновенностью.

1. Дипломатический агент пользуется иммунитетом от уголовной юрисдикции государства пребывания. Он пользуется также иммунитетом от гражданской и административной юрисдикции, кроме случаев:

а) вещных исков, относящихся к частному недвижимому имуществу, находящемуся на территории государства пребывания, если только он не владеет им от имени аккредитующего государства для целей представительства;

b) исков, касающихся наследования, в отношении которых дипломатический агент выступает в качестве исполнителя завещания, попечителя над наследственным имуществом, наследника или отказополучателя как частное лицо, а не от имени аккредитующего государства;

с) исков, относящихся к любой профессиональной или коммерческой деятельности, осуществляемой дипломатическим агентом в государстве пребывания за пределами своих официальных функций.

2. Дипломатический агент не обязан давать показаний в качестве свидетеля.

3. Никакие исполнительные меры не могут приниматься в отношении дипломатического агента, за исключением тех случаев, которые подпадают под подпункты «а», «b» и «с» пункта 1 настоящей статьи, и иначе как при условии, что соответствующие меры могут приниматься без нарушения неприкосновенности его личности или его резиденции.

4. Иммунитет дипломатического агента от юрисдикции государства пребывания не освобождает его от юрисдикции аккредитующего государства.

1. От иммунитета от юрисдикции дипломатических агентов и лиц, пользующихся иммунитетом согласно статье 37, может отказаться аккредитующее государство.

2. Отказ должен быть всегда определенно выраженным.

3. Возбуждение дела дипломатическим агентом или лицом, пользующимся иммунитетом от юрисдикции согласно статье 37, лишает его права ссылаться на иммунитет от юрисдикции в отношении встречных исков, непосредственно связанных с основным иском.

4. Отказ от иммунитета от юрисдикции в отношении гражданского или административного дела не означает отказа от иммунитета в отношении исполнения решения, для чего требуется особый отказ.

1. При условии соблюдения положения пункта 3 настоящей статьи, постановления о социальном обеспечении, действующие в государстве пребывания, не распространяются на дипломатического агента в отношении услуг, оказываемых аккредитующему государству.

2. Изъятие, предусмотренное в пункте 1 настоящей статьи, распространяется также на домашних работников, которые находятся исключительно на службе у дипломатического агента, при условии:

а) что они не являются гражданами государства пребывания или не проживают в нем постоянно;

b) что на них распространяются постановления о социальном обеспечении, действующие в аккредитующем государстве или в третьем государстве.

3. Дипломатический агент, нанимающий лиц, на которых не распространяется изъятие, предусмотренное в пункте 2 настоящей статьи, должен выполнять обязательства, налагаемые на работодателей постановлениями о социальном обеспечении, действующими в государстве пребывания.

4. Изъятие, предусмотренное в пунктах 1 и 2 настоящей статьи, не препятствует добровольному участию в системе социального обеспечения государства пребывания, при условии, что такое участие допускается этим государством.

5. Положения настоящей статьи не затрагивают двусторонних или многосторонних соглашений о социальном обеспечении, заключенных ранее, и не препятствуют заключению таких соглашений в будущем.

Дипломатический агент освобождается от всех налогов, сборов и пошлин, личных и имущественных, государственных, районных и муниципальных, за исключением:

а) косвенных налогов, которые обычно включаются в цену товаров или обслуживания;

b) сборов и налогов на частное недвижимое имущество, находящееся на территории государства пребывания, если он не владеет им от имени аккредитующего государства для целей представительства;

с) налогов на наследство и пошлин на наследование, взимаемых государством пребывания, с изъятиями, предусмотренными в пункте 4 статьи 39;

d) сборов и налогов на частный доход, источник которого находится в государстве пребывания, и налогов на капиталовложения в коммерческие предприятия в государстве пребывания;

е) сборов, взимаемых за конкретные виды обслуживания;

f) регистрационных, судебных и реестровых пошлин, ипотечных сборов и гербового сбора в отношении недвижимого имущества, с изъятиями, предусмотренными в статье 23.

Государство пребывания обязано освобождать дипломатических агентов от всех трудовых и государственных повинностей, независимо от их характера, а также от военных повинностей, таких как реквизиции, контрибуции и военный постой.

1. Государство пребывания, в соответствии с принятыми им законами и правилами, разрешает ввозить и освобождает от всех таможенных пошлин, налогов и связанных с этим сборов, за исключением складских сборов, сборов за перевозку и подобного рода услуги:

а) предметы, предназначенные для официального пользования представительства;

b) предметы, предназначенные для личного пользования дипломатического агента или членов его семьи, живущих вместе с ним, включая предметы, предназначенные для его обзаведения.

2. Личный багаж дипломатического агента освобождается от досмотра, если нет серьезных оснований предполагать, что он содержит предметы, на которые не распространяются изъятия, упомянутые в пункте 1 настоящей статьи, или предметы, ввоз или вывоз которых запрещен законом или регулируется карантинными правилами государства пребывания. Такой досмотр должен производиться только в присутствии дипломатического агента или его уполномоченного представителя.

1. Члены семьи дипломатического агента, живущие вместе с ним, пользуются, если они не являются гражданами государства пребывания, привилегиями и иммунитетами, указанными в статьях 29-36.

2. Члены административно-технического персонала представительства и члены их семей, живущие вместе с ними, пользуются, если они не являются гражданами государства пребывания или не проживают в нем постоянно, привилегиями и иммунитетами, указанными в статьях 29-35, с тем исключением, что иммунитет от гражданской и административной юрисдикции государства пребывания, указанный в пункте 1 статьи 31, не распространяется на действия, совершенные ими не при исполнении своих обязанностей. Они пользуются также привилегиями, указанными в пункте 1 статьи 36, в отношении предметов первоначального обзаведения.

3. Члены обслуживающего персонала представительства, которые не являются гражданами государства пребывания или не проживают в нем постоянно, пользуются иммунитетом в отношении действий, совершенных ими при исполнении своих обязанностей, и освобождаются от налогов, сборов и пошлин на заработок, получаемый ими по своей службе, а также пользуются освобождением, упомянутым в статье 33.

4. Домашние работники сотрудников представительства, если они не являются гражданами государства пребывания или не проживают в нем постоянно, освобождаются от налогов, сборов и пошлин на заработок, получаемый ими по своей службе. В других отношениях они могут пользоваться привилегиями и иммунитетами только в той мере, в какой это допускает государство пребывания. Однако государство пребывания должно осуществлять свою юрисдикцию над этими лицами так, чтобы не вмешиваться ненадлежащим образом в осуществление функций представительства.

1. Помимо дополнительных привилегий и иммунитетов, которые могут быть предоставлены государством пребывания, дипломатический агент, который является гражданином государства пребывания или постоянно в нем проживает, пользуется лишь иммунитетом от юрисдикции и неприкосновенностью в отношении официальных действий, совершенных им при выполнении своих функций.

2. Другие члены персонала представительства и домашние работники, которые являются гражданами государства пребывания или постоянно в нем проживают, пользуются привилегиями и иммунитетами только в той мере, в какой это допускает государство пребывания. Однако государство пребывания должно осуществлять свою юрисдикцию над этими лицами так, чтобы не вмешиваться ненадлежащим образом в осуществление функций представительства.

1. Каждое лицо, имеющее право на привилегии и иммунитеты, пользуется ими с момента вступления его на территорию государства пребывания при следовании для занятия своего поста или, если оно уже находится на этой территории, с того момента, когда о его назначении сообщается министерству иностранных дел или другому министерству, в отношении которого имеется договоренность.

2. Если функции лица, пользующегося привилегиями и иммунитетами, заканчиваются, эти привилегии и иммунитеты нормально прекращаются в тот момент, когда оно оставляет страну, или по истечении разумного срока для того, чтобы это сделать, но продолжают существовать до этого времени даже в случае вооруженного конфликта. Однако в отношении действий, совершенных таким лицом при выполнении своих функций сотрудника представительства, иммунитет продолжает существовать.

3. В случае смерти сотрудника представительства члены его семьи продолжают пользоваться привилегиями и иммунитетами, на которые они имеют право, до истечения разумного срока для оставления страны пребывания.

4. В случае смерти сотрудника представительства, который не был гражданином государства пребывания или не проживал в нем постоянно, или члена его семьи, жившего вместе с ним, государство пребывания должно разрешить вывоз движимого имущества умершего, за исключением всего того имущества, которое приобретено в этой стране и вывоз которого был запрещен ко времени его смерти. Налог на наследство и пошлины на наследование не взимаются с движимого имущества, нахождение которого в государстве пребывания обусловлено исключительно пребыванием здесь умершего как сотрудника представительства или члена семьи сотрудника представительства.

1. Если дипломатический агент проезжает через территорию третьего государства, которое выдало ему визу, если таковая необходима, или находится на этой территории, следуя для занятия своего поста или возвращаясь на этот пост или же в свою страну, это третье государство предоставляет ему неприкосновенность и такие другие иммунитеты, какие могут потребоваться для обеспечения его проезда или возвращения. Это относится также к любым членам его семьи, пользующимся привилегиями или иммунитетами, которые сопровождают дипломатического агента или следуют отдельно, чтобы присоединиться к нему или возвратиться в свою страну.

2. При обстоятельствах, подобных тем, которые указаны в пункте 1 настоящей статьи, третьи государства не должны препятствовать проезду через их территорию членов административно-технического или обслуживающего персонала представительства и членов их семей.

3. Третьи государства должны предоставлять официальной корреспонденции и другим официальным сообщениям, следующим транзитом, включая закодированные или шифрованные депеши, ту же свободу и защиту, которая предоставляется государством пребывания. Они должны предоставлять дипломатическим курьерам, которым выдана виза, если таковая необходима, и дипломатической почте, следующей транзитом, ту же неприкосновенность и защиту, которую обязано предоставлять государство пребывания.

4. Обязанности третьих государств, предусмотренные пунктами 1, 2 и 3 настоящей статьи, относятся также к лицам, упомянутым в этих пунктах, и к официальным сообщениям и дипломатической почте, нахождение которых на территории третьего государства вызвано форс-мажорными обстоятельствами.

1. Без ущерба для их привилегий и иммунитетов все лица, пользующиеся такими привилегиями и иммунитетами, обязаны уважать законы и постановления государства пребывания. Они также обязаны не вмешиваться во внутренние дела этого государства.

2. Все официальные дела с государством пребывания, вверенные представительству аккредитующим государством, ведутся с министерством иностранных дел государства пребывания или через это министерство, либо с другим министерством, в отношении которого имеется договоренность, или через это другое министерство.

3. Помещения представительства не должны использоваться в целях, не совместимых с функциями представительства, предусмотренными настоящей Конвенцией или другими нормами общего международного права, или же какими-либо специальными соглашениями, действующими между аккредитующим государством и государством пребывания.

Дипломатический агент не должен заниматься в государстве пребывания профессиональной или коммерческой деятельностью в целях личной выгоды.

Функции дипломатического агента прекращаются, в частности:

а) по уведомлении аккредитующим государством государства пребывания о том, что функции дипломатического агента прекращены;

b) по уведомлении государством пребывания аккредитующего государства, что, согласно пункту 2 статьи 9, оно отказывается признавать дипломатического агента сотрудником представительства.

Государство пребывания должно, даже в случае вооруженного конфликта, оказать содействие, необходимое для возможно скорого выезда пользующихся привилегиями и иммунитетами лиц, не являющихся гражданами государства пребывания, и членов семей таких лиц, независимо от их гражданства. Оно должно, в частности, предоставить в случае необходимости в их распоряжение перевозочные средства, которые требуются для них самих и их имущества.

В случае разрыва дипломатических сношений между двумя государствами либо окончательного или временного отозвания представительства:

а) государство пребывания должно, даже в случае вооруженного конфликта, уважать и охранять помещения представительства вместе с его имуществом и архивами;

b) аккредитующее государство может вверить охрану помещений своего представительства вместе с его имуществом и архивами третьему государству, приемлемому для государства пребывания;

с) аккредитующее государство может вверить защиту своих интересов и интересов своих граждан третьему государству, приемлемому для государства пребывания.

Аккредитующее государство может, с предварительного согласия государства пребывания и по просьбе третьего государства, не представленного в государстве пребывания, взять на себя временную защиту интересов этого третьего государства и его граждан.

1. При применении положений настоящей Конвенции государство пребывания не должно проводить дискриминации между государствами.

2. Однако не считается, что имеет место дискриминация:

а) если государство пребывания применяет какое-либо из положений настоящей Конвенции ограничительно ввиду ограничительного применения этого положения к его представительству в аккредитующем государстве;

b) если по обычаю или соглашению государства предоставляют друг другу режим более благоприятный, чем тот, который требуется положениями настоящей Конвенции.

Настоящая Конвенция открыта для подписания всеми государствами - членами Организации Объединенных Наций или специализированных учреждений, государствами, являющимися участниками Статута Международного Суда, а также любым другим государством, приглашенным Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций стать участником Конвенции: до 31 октября 1961 года - в Федеральном министерстве иностранных дел Австрии, а затем, до 31 марта 1962 года, - в центральных учреждениях Организации Объединенных Наций в Нью-Йорке.

Настоящая Конвенция подлежит ратификации. Ратификационные грамоты сдаются на хранение Генеральному Секретарю Организации Объединенных Наций.

Настоящая Конвенция открыта для присоединения любого государства, принадлежащего к одной из четырех категорий, перечисленных в статье 48. Акты о присоединении сдаются на хранение Генеральному Секретарю Организации Объединенных Наций.

1. Настоящая Конвенция вступит в силу на тридцатый день после сдачи на хранение двадцать второй ратификационной грамоты или акта о присоединении Генеральному Секретарю Организации Объединенных Наций.

2. В отношении каждого государства, которое ратифицирует Конвенцию или присоединится к ней после сдачи на хранение двадцать второй ратификационной грамоты или акта о присоединении, Конвенция вступит в силу на тридцатый день после сдачи на хранение этим государством своей ратификационной грамоты или акта о присоединении.

Генеральный Секретарь Организации Объединенных Наций уведомляет все государства, принадлежащие к одной из четырех категорий, перечисленных в статье 48:

а) о подписании настоящей Конвенции и о сдаче на хранение ратификационных грамот или актов о присоединении в соответствии со статьями 48, 49 и 50;

b) о дате вступления в силу настоящей Конвенции в соответствии со статьей 51.

Заключение.

В своей работе я рассмотрела вопрос о том, что такое дипломатические отношения и как они строятся на примере КНР. Также я включила в свою работу полную версию Венской Конвенции, так как она наиболее полно раскрывает структуру дипломатических отношений между государствами.

В заключение моей работы можно сделать вывод, что Венская Конвенция была создана для урегулирования дипломатических отношений между государствами.

Список литературы.

1. Венская конвенция о дипломатических сношениях (Вена, 18 апреля 1961 г.). Ратифицирована Президиумом Верховного Совета СССР 11 февраля 1964 г. с оговоркой по пункту 1 статьи 11 и с заявлением по статьям 48 и 50 Конвенции. Ратификационная грамота СССР депонирована Генеральному Секретарю ООН 25 марта 1964 г. Конвенция вступила в силу 24 апреля 1964 г. Текст Конвенции опубликован в Ведомостях Верховного Совета СССР, 1964 г., N 18, ст. 221.

2. http://www.chinaportal.ru/golden/polity/mid/relations/

Вопрос 18. Понятие «дипломатические отношения». Установление дипломатических отношений как следствие международно-правового признания государств.

В одной из первых статей ООН говориться об установлении добрососедских отношений. Поэтому нужна некая форма взаимодействий между государствами. Дипломатические отношения помогают определить форму таких добрососедских отношений. Это общепринятая абсолютно распространенная в современном мире форма взаимодействия между государствами.

Все суверенные государства взаимодействуют друг с другом в тех или иных международно-правовых формах, представляя мировое сообщество. Каждое новое государство нуждается в правовом акте – признание. Под признанием понимается признание другими государствами новой страны, возникшей в тех или иных условиях. Во время процесса деколонизации (1960-е годы) в мире появилось огромное количество новых государств. Только в 1960 году в Африке образовалось 30 независимых государств. Новые государства появляются и в результате распада федераций (СССР, Югославия, Чехословакия). Совсем недавно независимыми стали Абхазия и Южная Осетия. Вопрос о признании нового государства имеет важное политическое значение для нового государства. Советское государство долгие годы не признавалось большинством государств. 1924 год – год признания СССР. 2 февраля 1924 года Англия признала Советскую Россию в силу определенных экономических условий (кризис). Но и экономические и торговые связи России в основном были ориентированы на Великобританию в тот период. 7 февраля ее признала Италия, 24 февраля – Австрия, 8 марта – Греция, 10 мая установлены дипломатические отношения с Китаем, 28 октября – с Францией. В декабре 1933 года установили дипломатические отношения с США. То, что страну не признали сразу, не значит, что ее дни сочтены.

Существует 2 формы признания:

    Де-факто – полупризнание, официальное признание, но не полное (например, Советская Россия). В современной практике признание де-факто применялось довольно редко, но последние события в Косово, Абхазии и Южной Осетии подтверждают, что такая форма признания существовала и существует. Например, Россия признает Тайвань де-факто, но не де-юре. Признание де–факто предполагает, что государства могут иметь торговые, культурные, экономические отношения, и даже открывать консульства. Так, в Испании после переворота Франко, Советская Россия не признала его, и дипломатических отношений не было, но реально они были. В Испании было торговое представительство России, а в нем была консульская сетка, которая имела много работы. Когда государство признает другое де-факто, нет политических отношений.

    Де-юре. Когда вновь появившегося государство признается другими официально. Такое признание создает базу для установления дипломатических отношений.

Признание де-факто и де-юре – односторонние акты, тут решает одно государство, признать или не признать, а установление дипломатических отношений – двусторонний акт. Тут нужно согласие обоих сторон. После признания устанавливаются контакты между правительствами стран.

Установление дипломатических отношений выливается в обмен нотами между правительствами или публикацию совместного коммюнике. Общественность информируется об этом в один и тот же день и один и тот же час. Установление дипломатических отношений проходит в несколько этапов:

1 этап – начинаются переговоры об установлении дипломатических отношений. Для этого представители одного государства начинают зондировать вопрос о желании представителей другого государства по вопросу установления дипломатических отношений. Как было с Саудовской Аравией и СССР. В посольстве СССР в Лондоне получили указ установить отношения с посольством Саудовской Аравии на уровне советника-посланника после предложения аравийского посла на это.

2 этап – оформление дипломатических отношений. Нота – от министерства иностранных дел посольству другого государства. Еще есть вариант публиковать краткое коммюнике (2 -3 строчки). Указываются дипломатические (и консульские отношения). И главное указывается уровень дипломатических отношений. Когда устанавливаются дипломатические отношения, то подразумевается, что устанавливаются и консульские отношения. Иногда отношения устанавливаются в 2 этапа: сначала консульские, затем дипломатические.

Форма поверенных в делах форма очень редкая. Имеется в виду ПОСТОЯННЫЙ поверенный в делах. Потому что еще есть временный поверенный в делах, то есть человек, который заменяет посла в случае его болезни или отпуска.

Ноты, которыми обмениваются государства, по содержанию примерно одинаковы, но могут быть и нюансы в зависимости от особенности культуры страны.

При переговорах стороны договариваются об уровне дипломатических отношений (3 класса: послы и нунции, посланники и интернунции, поверенные в делах). В ноте надо определить уровень отношений. Сейчас Россия устанавливает дипломатические отношения обычно на уровне послов, когда устанавливают отношения на более низком уровне, это уже скорее исключение из правил.

Главы правительств могут обменяться телеграммами, или сообщить о намерении установить дипломатические отношения любым другим удобным способом. Во всех случаях при установлений дипломатических отношений устанавливается уровень.

Разрыв дипломатических отношений – односторонний акт. Может быть или в виде ноты, или в виде заявления. Необходимо информировать и население по СМИ. Иногда нота посылается другому государству по всем нормам протокола и этикета (с выражением всех комплиментов и выражение уважения), либо просто четко и ясно объяснить правительство о своих действиях и решениях. Так четно и ясно было написано в ноте СССР, направленной в Израиль, когда тот напал на арабские государства.

В 1983 году в Гренаде установился новый дипломатический режим, который стал вести новый курс, далекий от интересов США. Но с помощью американцев там произошел новый военный переворот, и новое правительство стало вести новый проамериканский курс и разорвало отношения с СССР. Нота, направленная к советскому послу была сформулирована с соблюдением всех правил этикета.

Восстановление дипломатических отношений происходит обычно так же, как и установление. В каком-то там году Кот-Дивуар разорвал отношения с СССР, но затем новое правительство решило восстановить отношения и выпустили совместное коммюнике.

Понятие международных отношений включает в себя всю гамму процессов, происходящих между народами. Они включают деятельность между организациями различный партий, движений и организаций и так далее. Хотя дипломатические отношения и составляют и большую часть МО, но понятие международных отношений гораздо шире.

Дипломатические отношения – официальные отношения, добровольно устанавливаемые между суверенными государствами во всех сферах деятельности и дающие право обмена дипломатическими представителями и представительствами.

Согласно Венской конвенции 1961 года, установление дипломатических отношений осуществляется по взаимному согласию.

Первым шагом к установлению дип. отношений является признание того или иного государства и его правительства со стороны другого государства. В соответствии с международным правом существуют две формы признания нового государства:признание де-факто и признание де-юре .

Признание де-факто носит неполный характер. Будучи не в состоянии отрицать факт существования государства, правительство другой страны не устанавливает с ним дипломатических отношений, но в то же время вступает в деловые контакты, развивает торговые связи. В современной международной практике признание де-факто применяется сравнительно редко.

Признание де-юре, или полное дип признание, предполагает установление документально оформленных официальных дипотношений, учреждение взаимной договоренности дип представительств, развитие взаимовыгодных торговых, экономических, культурных и иных связей.

Специально оговоренного где-либо единого порядка установления дипотношений между государствами не существует. Государства предпочитают закреплять договоренности о признании и установлении дипотношений письменно с тем, чтобы избежать в будущем различных недоразумений. В этих же целях обычно осуществляется тщательная подготовка к переговорам об установлении отношений, которые поручаются либо специальной правительственной делегации, выезжающей в страну по случаю провозглашения ее независимости, либо одному из диппредставительств за рубежом - (по «дипломатическим каналам»)

Формы документального закрепления признания государств и установления с ними дип отношений:

1) обмен личными нотами;

2) подписание специального соглашения;

3)публикация обеими сторонами согласованного коммюнике (Официальное правительственное сообщение по вопросам международного значения);

4)обмен письмами или телеграммами на высшем уровне.

Дип отношения между государствами в общем случае - это дружеские контакты любого характера между их правительствами, они могут существовать даже при отсутствии посольств. Однако полноценный характер дип отношения приобретают только после открытия дип представительства или, что более предпочтительно, обмене ими.

Обмен дипломатическими представительствами между государствами возможен на одном из трех уровней. Каждому уровню соответствует определенный класс главы представительства. Наиболее высокий уровень - посольство, во главе которого стоит дипломатический представитель, имеющий класс посла. Далее следуют миссия, возглавляемая посланником, и затем миссия, возглавляемая поверенным в делах.

Функции дипломатического представительства состоят, в частности:

a ) в представительстве аккредитующего государства в государстве пребывания;

b ) в защите в государстве пребывания интересов аккредитующего государства и его граждан в пределах, допускаемых международным правом;

c ) в ведении переговоров с правительством государства пребывания;

d ) в выяснении всеми законными средствами условий и событий в государстве пребывания и сообщении о них правительству аккредитующего государства;

e ) в поощрении дружественных отношений между аккредитующим государством и государством пребывания и в развитии их взаимоотношений.

Согласно дип праву, перед назначением главы диппредставительства правительство государства запрашивает (агреман) на принятие назначаемого лица в качестве представителя. Отказ в выдаче агремана не требует мотивировки. При отбытии к месту назначения послу или посланнику выдается верительная грамота, подписанная главой посылающего государства и адресованная главе государства пребывания. Венская Конвенция 1961 г. устанавливает, что глава дип представительства считается вступившим к выполнению своих функций в государстве пребывания в зависимости от практики, существующей в этом государстве: либо с момента вручения верительных грамот, либо с момента сообщения о прибытии и представления заверенных копий верительных грамот МИДу государства пребывания.

Известны случаи, когда государства приостанавливают или прекращают (разрывают) дипломатические отношения . Эти отношения прекращаются, например, вследствие войны, вооруженной агрессии против суверенного гос-ва, военного путча или когда один из партнеров изменяет свой государственный статус (например, слияние с другим государством, вступление в федерацию или конфедерацию), при котором ведение внешнеполитических дел передается общему верховному органу.

Разрыв дипломатических отношенийсопровождается полным прекращением контактов между государствами, отзывом дипломатических представителей и закрытием дипломатических представительств .Восстановление дипломатических отношений происходит, как правило, так же, как и их установление, т.е.путем переговоров и обмена соответствующими документами .

На четвертый год военного конфликта на востоке Украины Киев собирается разорвать дипломатические отношения с Москвой. Что изменится после такого действия? Как отреагирует Россия? И чего ждать трудовым мигрантам и политзаключенным? Об этом в студии Радио Донбасс.Реалии мы расспросили эксперта Центра исследований России, экс-посла Украины в Иране Александра Самарского.

– Наличие дипломатических отношений свидетельствует о дружеском характере отношений между двумя государствами, их отсутствие – о враждебном. А какой сейчас характер наших отношений с Россией? Мы дружим? Мы стратегические партнеры?

Мы говорим о том, что Россию нужно привлечь к ответственности. Но если мы обратимся в международный суд, первое, что там скажет Россия, отрицая факт агрессии: «Подождите. У нас дипломатические отношения. Была бы в наших действиях какая-то антиукраинская позиция, Украина бы разорвала отношения». Таким образом, Украина играет на пользу России. Мы вводим в заблуждение международное общество тем, что не разрываем дипломатические отношения с Россией, подменяем понятия «АТО» и «война», оккупированные территории не называем оккупированными и тому подобное.

– Это такой дипломатический сигнал миру, что Украина признает Россию агрессором?

– Это язык дипломатии, свидетельствующий о характере отношений между государствами. На каком основании государства разрывают дипломатические отношения? Даже на основании подозрения, что одна страна должна была поставить оружие в другую и им кого-то убить. Мы же имеем какое количество убитых, миллионы беженцев, при этом считаем Россию стратегическим партнером? Это выгодно Украине? Нет!

Отсутствие с Россией визового режима – это негатив для нашей безопасности

Вопрос от слушателя: «Ваше мнение о введении визового режима с Россией?»

– Отсутствие с Россией визового режима – это негатив для нашей безопасности. Сколько у нас террористических актов против людей было совершено за последнее время? Я как гражданин не чувствую себя в безопасности.

– Если правительство в ближайшее время разрывает отношения с Россией. Как это происходит процессуально?

– Дипломатические отношения были введены постановлением Кабмина и будут другим постановлением разрываться. Это не основная проблема. Признание агрессии России, оккупации Крыма и Донбасса – это должно автоматически вести к разрыву дипломатических отношений.

– Но Украина уже два года не имеет посла в России.

Признание агрессии России, оккупации Крыма и Донбасса – это должно автоматически вести к разрыву дипломатических отношений

– И что? У нас два года не было посла в НАТО. Кроме того, после Крыма и Донбасса за каких-то два месяца были отозваны почти 40% послов, причем профессионалов. Этим был нанесен удар по возможности Украины за рубежом достучаться до иностранного руководства.

– То есть ничего не изменится. Только закроют «крепость» в Киеве, которая называется посольством России?

– Ни для кого не секрет, что посольство российское уже давно там не работает, а сотрудники не ездят на машинах с российскими номерами. И вообще они работают в другом месте. Это посольство, официально здесь имеющее иммунитет, в основном состоит из сотрудников ГРУ.

– Не воспримет ли такое решение Россия как объявление войны?

– Россия непредсказуема. Вот у нас были с ними дипломатические отношения и договоры. Это нас спасло? Крым забрали, на Донбассе вообще непонятно, что происходит.

Вот пишут, что Россия полностью прекратит экономическое сотрудничество. Если бы это ей было выгодно, она бы это сделала давно.

– Если Украина прекратит свои дипломатические отношения с Россией, как тогда быть с трудовыми мигрантами?

– Мне кажется, что на этой теме очень много спекулируют. Разве вопрос украинских гастарбайтеров в России дипломатический? Он экономический. Тот, кто хочет защитить права наших работников, прежде всего должен требовать от правительства создать нормальные рабочие места и условия для развития бизнеса. А не тотально обдирать всех, загоняя бизнес в тень, а людей провоцировать на выезд.

Разрыв дипломатических отношений не ведет к разрыву консульских. Дипломатические учреждения, например, посольства, занимаются политическим и экономическим сотрудничеством. Консульские учреждения отвечают за защиту прав граждан.

Например, Грузия и Россия разорвали дипломатические и консульские отношения. Но есть практика, когда интересы одной страны в другой представляет третья. Кажется, там это была Швейцария.

Не забываем о политзаключенных, заложниках, украинских гражданах, которые живут в Крыму, крымских татарах. Консул третьего государства сделает весомый вклад в решение этих проблем

Таким образом, если будут какие-то проблемы с украинскими трудовыми мигрантами, то их будет решать другое государство, хотя бы Швейцария. И вот вопрос: к кому российская сторона будет проявлять больше уважения и прислушиваться – к украинскому представителю или швейцарскому?

Нужно понимать, что все-таки трудовые мигранты в России – это не тот слой, который там более всего незащищен. Не забываем о политзаключенных, заложниках, украинских гражданах, которые живут в Крыму, крымских татарах. И как раз в этой ситуации консул третьего государства сделает весомый вклад в решение этих проблем.

Вопрос от слушателя: «​Кто будет выбирать эту третью страну?»

– Придется согласовывать кандидатуру с Россией.

– Не затянется ли поиск третьей стороны на годы?

– Нет. Потому что Россия в этом тоже заинтересована. Ведь и ее граждане приезжают в нашу страну.

Вопрос от слушателя: «​Донбасс будет автономным. Как бы мы иначе ни хотели. Следовательно, нужно на каких-то условиях компромиссных, когда будут недовольны и Украина, и Россия, но сделать Донбасс автономным. А, кроме того, без России наша экономика всегда будет слабой, а мы будем бедной окраиной Европы. Поэтому нужно искать пути восстановления экономических отношений с Россией».

Донбасс не будет автономным. Не для того было положено столько жизней, чтобы потом создавалась модель, которая ослабит Украину

– Донбасс не будет автономным. Нет для этого никаких оснований. Это будет другая модель, может, абхазская или югоосетинская, но не приднестровская. Наше общество не позволит этого, ведь не для того было положено столько жизней, чтобы потом создавалась модель, которая ослабит Украину.

Что касается экономики... Россия 25 лет вела экономическую войну с Украиной. Лишь дважды она ее прекращала, когда была первая и вторая чеченская война. На тот момент России было не до игрушек. Таким образом, мы должны сделать так, чтобы Россия сосредоточилась на внутренних проблемах.

– Президент Украины Петр Порошенко говорит, что Украина отдает предпочтение политико-дипломатическому способу разрешения конфликта на Донбассе и аннексии Крыма. Как решать конфликт дипломатично, если нет дипломатических отношений?

– Мы имеем массу примеров, когда проблемы решаются без наличия дипломатических отношений. То же соглашение по ядерной программе Ирана. Кто сидел за столом переговоров? США и Великобритания, а между ними были разорваны дипломатические отношения.

Но я считаю, что никакая дипломатия без силы ничего решить не может. И надеяться на то, что придет Запад и все «порешает», тоже не нужно. Они могут помочь или помешать, но решать все мы должны сами.

Что еще почитать