Метод игрового моделирования как элемент деловой игры. Виды моделирования в дошкольном образовательном учреждении

Наталья Сафонова
Использование метода моделирования в ДОУ

Метод моделирования - достаточно распространенный способ познания оригинального объекта (предмета) посредством разработки его модели и её анализа .

Внедрение в практику моделирующего метода предполагает , что представленная воспитателем информация будет осмысленна детьми самостоятельно. Ведь фундаментом моделирования является создание и оперирование моделями . Раскрывая содержание заменяемого объекта, метод моделирования осуществляет познавательную функцию. Дети познают предмет через его признаки. Познавательные преобразования выполняются непосредственно на объекте, которым выступает модель . Моделью может выступать конструкция или идеальный образец. Но далеко не все предметы можно использовать в качестве модели . Необходимо соблюдать условие, при котором объекты - моделирующий и моделируемый- были взаимоподобны .

Зависимость подобия, естественно, не должна и не может выделяться по всем признакам, которыми обладает моделируемый объект . Важнейшее условие при использовании моделирующего метода- это обладание моделирующим предметом теми свойствами моделируемого , знакомство с которыми осуществляется на конкретном задании.

Использование метода моделирования на практике предполагает использование различных видов моделей :

1) Графическую;

2) Предметную;

3) Предметно- схематическую.

Графическая модель характеризуется познанием предмета или явления посредством использования графика или схемы . Например, воспитатель использует календарную форму при изучении светового дня и его продолжительности. Графическая модель передает отдельные , характерные для явлений или предметов , характеристики, взаимосвязь этих свойств и их отношение.

Предметная модель несет в себе конструктивную и пропорциональную основу составляющих предмет частей. Такая модель аналогична изучаемому объекту. Предметная модель при формировании элементов математических представлений выступает инструментом в педагогическом процессе. Использование таких моделей воспитывает у дошкольников внимание, что особенно актуально в математической работе.

При работе с детьми старшего дошкольного возраста можно применять и более сложные модели - предметно- схематические, которые позволяют более тонко представить особенности объекта, нежели это делают предменые модели . В основе таких моделей лежит замена признака предмета предметами- заменителями. В качестве заменителей выступают, макеты, графические знаки. В настоящее время использование указанного вида моделей достаточно распространено. Например, широко применяются модели величины - больше- меньше, численность группы -мало- много.

В тоже время, использование на практике моделей предметно-схематического характера, подразумевает использование определенной иерархии этапов :

1)На первом этапе воспитатель дает детям возможность отработать новый материал по старой, уже усвоенной детьми, схеме.

2) Воспитатель позволяет детям самостоятельно (или используя наводку ) выделить определенные признаки, сравнивая предмет/ явление с другими предметами/явлениями.

3)На третьем этапе необходимо увеличить предметы или объекты не менее, чем до трех.

4)Группа отбирает и моделирует значимые признаки объектов, например, геометрические фигуры.

5) На пятом этапе воспитатель наталкивает дошкольников на создание модели элементарных свойств объектов (круг или треугольник) .

Не зависимо от вида используемых моделей , необходимо верно организовывать процесс моделирования . Так, процесс моделирования включает в себя следующие составляющие :

1)Субъект-дошкольники;

2) Объект-исследуемый предмет или объект;

3)Модель , отражающую взаимоотношение субъекта и объекта.

Кроме того, классификация моделей осуществляется и в соответствии с временным фактором.

В этой группе выделяют следующие виды моделей : 1) статистический вид;

2) динамический вид.

Статистические модели наиболее распространены у детей дошкольного возраста. Данные модели предоставляют сведения по объекту в определенный временной момент

(знакомство детей с частями суток- утро или день) .

Динамические же модели основаны на процессе изменения объекта (его свойств и признаков) во времени (знакомство детей с сутками) .

По признаку назначения выделены модели :

1)игровая,

2)учебная,

3)опытная.

Игровая, она же ролевая, модель используется в процессе определения сценария поведения объекта в определенный временной промежуток при определенных условиях. Учебные модели в ДОУ используются достаточно редко и предполагают глубокое изучение признаков одного объекта. Опытные модели по сути представляют собой уменьшенную или увеличенную копию моделируемого объекта . Зачастую воспитатель использует данный вид модели при демонстрации прогноза будущих свойств предмета.

Стоит отметить, что использование моделей любого вида стимулирует познавательную деятельность и активность ребенка. Кроме того, ребенок- дошкольник обладает способностью самостоятельно вводить отдельные модели благодаря наглядно-действенному и наглядно-образному мышлению.

Абсолютно любое понятие из области математики воспитатель преподносит детям, как модель , существующую в реальной действительности, в тоже время, модель рассматривается , как средство дидактики.

Рассмотрев множество видов моделей , можно сделать вывод о том, что модели играют и множество ролей. Выделим из них базисные : 1)Воспроизведение внешних связей, незамечаемых дошкольниками;

2) Воспроизведение, наоборот, искомых, но скрытых связей, содержание которых не воспринимается ребенком в должной мере. Модель помогает выразить содержание новых, неизвестных для детей математических понятий через их образ. Включение резерва образного мышления облегчает усвоение дошкольниками материала, помогает разгрузить память, так как образ по своей природе- компактное представление.

Кроме того, как показывают результаты последних психологических исследований, у детей, часто работающих с моделями , развитие психических процессов - внимания, мышления, памяти- протекает быстрее. На практике воспитатель использует сочитание разных видов моделей . Этот способ оптимизирует процесс овладения знаниями и позволяет : 1)Поэтапно усложнять систему работы по формированию знаний в области математике; 2) Повышать интерес дошкольников к получению знаний, а также обучать их наблюдению за предметами/ явлениями; 3) Использовать в жизнедеятельности детей модели , изученные на занятии; 4) Повышать уровень мышления посредством познания содержания объектов; 5) Накапливать непосредственный опыт работы с моделями .

Публикации по теме:

Использование метода моделирования в развитии временных представлений у детей старшего дошкольного возраста Статья воспитателя группы Рязановой С. В. «Использование метода моделирования в развитии временных представлений у детей старшего дошкольного.

Использование метода наглядного моделирования на этапах «Слог», «Слово», «Предложение», «Речь» в работе учителя-логопеда «Использование метода наглядного моделирования на этапах: «Слог», «Слово», «Предложение», «Речь» в работе учителя-логопеда ДОУ с детьми.

Иcпользование в работе с одаренными детьми метода моделирования. По мнению учёных, около 5% детей, независимо от национальности, возраста, финансовой обеспеченности семьи, рождаются одарёнными. Одарённый.

Использование метода наглядного моделирования на логопедических занятиях с детьми старшей группы Обоснование выбранной темы: Нарушения звукопроизношения у детей являются достаточно изученным разделом в логопедии, и методика их преодоления.

Использование метода проектов в ДОУ. Создание современной системы дошкольного образования, ориентированного на полноценное развитие личности каждого ребенка, выдвигает постоянно.

Опыт работы «Использование метода моделирования в развитии связной речи детей старшей группы дошкольного возраста» Цель работы: определить влияние использования метода моделирования в развитии умений структурирования связных высказываний дошкольниками.

Открытое занятие «Составление описательного рассказа по игрушке с использованием метода наглядного моделирования» «Составление описательно рассказа по игрушке «зайчик» с использованием метода наглядного моделирования» (младший возраст). Программное содержание:.

Проект «Развитие речи детей дошкольного возраста на основе метода наглядного моделирования» Проект: долгосрочный Участники проекта: дети, воспитатели, родители воспитанников. Актуальность темы Связная речь занимает важное место.

Использование метода наглядного моделирования Соловьева Дарья Юрьевна Воспитатель, МБДОУ ЦРР детский сад «Солнышко» г. Сорск ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА НАГЛЯДНОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ.

Сущность метода моделирования и его связь с изобразительной деятельностью Моделирование - наглядно-практический метод обучения. Модель представляет собой обобщенный образ существенных свойств моделируемого объекта.

Библиотека изображений:

Подготовила старший воспитатель Рузанова Л.В.
Новому тысячелетию нужна новая современная система образования, которая бы удовлетворяла требованиям государства и общества,то есть необходимо идти в ногу со временем. Сегодня, как отмечают многие ученые всего мира, вместо базового образования, служившего человеку фундаментом всей его профессиональной деятельности, требуется «образование на всю жизнь».Основным механизмом деятельности развивающегося дошкольного учреждения является поиск и освоение инноваций, способствующих качественным изменениям в работе дошкольного учреждения. В наше время профессия педагога не терпит отставаний от времени. Поэтому в образовательной деятельности нашего детского сада сочетаются технологии, проверенные временем и новые разработки. Наше дошкольное учреждение работает по инновационному направлению: «Метод моделирования в формировании креативных способностей дошкольников». Моделирование является одним из относительно «молодых» методов умственного воспитания.
Один из ведущих специалистов в области воспитания дошкольников, Н.Н. Поддьяков справедливо подчеркивает, что на современном этапе надо давать детям ключ к познанию действительности, а не стремиться к исчерпывающей сумме знаний, как это имело место в традиционной системе воспитания. В дошкольной педагогике инструментом познания как раз может стать модель. В основе моделирования лежит принцип замещения - реальный предмет может быть замещен в деятельности детей другим знаком, предметом, изображением. Заключается он в том, что мышление ребенка развивают с помощью специальных схем, моделей, которые в наглядной и доступной для него форме воспроизводят скрытые свойства и связи того или иного объекта.
Для дошкольников применяются разные виды моделей:
1. Прежде всего предметные, в которых воспроизводятся конструктивные особенности, пропорции, взаимосвязь частей каких-либо объектов. Это могут быть технические игрушки, в которых отражен принцип устройства механизма; моделипостроек. Предметная модель - глобус земли или аквариум, моделирующий экосистему в миниатюре.
2. Предметно-схематические модели. В них существенные признаки, связи и отношения представлены в виде предметов-макетов. Распространенными предметно-схематическими моделями также являются календари природы.
3. Графические модели (графики, схемы и т. д.) передают обобщенно (условно) признаки, связи и отношения явлений. Примером такой модели может быть календарь погоды, который ведут дети, используя специальные значки-символы для обозначения явлений в неживой и живой природе. Или план комнаты, кукольного уголка, схемы маршрута (путь из дома в детский сад), лабиринты.
С целью знакомства, а также закрепления образов моделей служат дидактические, сюжетно-ролевые игры, игры, которые удовлетворяют детскую любознательность, помогают вовлечь ребенка в активное усвоение окружающего мира, помогают овладеть способами познания связей между предметами и явлениями. Модель, обнажая необходимые для познания связи и отношения, упрощает объект, представляет лишь его отдельные стороны, отдельные связи. Следовательно, модель не может быть единственным методом познания: она используется тогда, когда нужно вскрыть для детей, то или иное существенное содержание в объекте. Это означает, что условием введения моделей в процесс познания является предварительное ознакомление детей с реальными предметами, явлениями, их внешними особенностями, конкретно представленными связями и опосредованиями в окружающей действительности.Введение модели требует определённого уровня сформированности умственной деятельности: умения анализировать, абстрагировать особенности предметов, явлений; образного мышления, позволяющего замещать объекты; умения устанавливать связи. И хотя все эти умения формируются у детей в процессе использования моделей в познавательной деятельности, для введения их, освоения и самой модели и использования её в целях дальнейшего познания требуется уже достаточно высокий для дошкольника уровень дифференцированного восприятия, образного мышления, связной речи и богатого словаря.Таким образом, само освоение модели представлено в виде участия детей в создании модели, участия в процессе замещения предметов схематическими образами. Это предварительное освоение модели является условием её использования для раскрытия отражённой в ней связи.Наглядное моделирование стимулирует развитие исследовательских способностей детей, привлекает их внимание к признакам предмета, помогает определять способы сенсорного обследования предмета и закреплять результаты обследования в наглядном виде.
Используя в своей работе наглядное моделирование, мы учим детей:
добывать информацию, проводить исследование, делать сравнения, составлять четкий внутренний план умственных действий, речевого высказывания;
формулировать и высказывать суждения, делать умозаключения;
применение наглядного моделирования оказывает положительное влияние на развитие не только речевых процессов, но и неречевых: внимания, памяти, мышления.
Метод моделирования эффективен потому, что позволяет педагогу удерживать познавательный интерес дошкольников на протяжении всего занятия. Именно познавательный интерес детей способствует активной мыслительной деятельности, длительной и устойчивой сосредоточенности внимания. С помощью схем и моделей дошкольники учатся преодолевать различные затруднения, переживаемые при этом положительные эмоции - удивление, радость успеха - придают им уверенность в своих силах.
В подготовительном периоде мы используем следующие игры: «На что похоже?», «Кто спрятался?»
На начальном этапе работы, в младшем дошкольном возрасте используются модели, имеющие сходство с реальными предметами, персонажами, затем можно использовать геометрические фигуры, своей формой и цветом напоминающие замещаемый предмет. Начиная со средней группы применяем модели с минимумом деталей, а также приём мнемотехнику для составления описательных рассказов, пересказывания сказок, загадывания загадок, самостоятельного составления сказок детьми старшего дошкольного возраста.
Универсальность опорных схем позволяет использовать их в различных видах детской деятельности.Моделирование используется в непосредственно-организованной деятельностив (ОО «Познавательное развитие», «Речевое развитие», Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие») и в самостоятельной деятельности детей для обобщения у них представлений об окружающем.
Для успешного достижения целей в деятельности образовательного учреждения необходимы разнообразные материальные ресурсы и подготовленный персонал, а также стремление самих педагогов работать эффективно и творчески. За последние годы в результате внедрения в работу воспитателей достижений психолого-педагогической науки и передового педагогического опыта возникло немало новых эффективных форм и методов повышения профессионального мастерства педагогов.Опыт нашего детского сада показывает,что наиболее эффективными формами являются мастер-классы, педагогические брейн-ринги, семинары-практикумы, открытые просмотры непосредственно-организованной деятельности и интегрированных мероприятий.
На современном этапе работы ДОУ актуализирована тема взаимодействия всех участников образовательного процесса. Наиболее значимым направлением является сотрудничество с семьями воспитанников.
В настоящее время и в дальнейшей своей работе мы применяем метод моделирования в интеграции образовательного процесса.
ВЫВОДЫ:
Используя в своей работе опорные схемы, мы учим детей добывать информацию, проводить исследование, делать сравнения, составлять чёткий внутренний план умственных действий, речевого высказывания; формулировать и высказывать суждения, делать умозаключения, не боясь этого. Анализируя материал и графически его обозначая, ребёнок (под руководством взрослых) учится самостоятельности, усидчивости, зрительно воспринимает план своих действий. У него повышается чувство заинтересованности и ответственности, появляется удовлетворённость результатами своего труда, совершенствуются такие психические процессы, как память, внимание, воображение, мышление, речь, что положительно сказывается на результативности педагогической работы.
Однако важно помнить, что работа с опорными схемами, символами – это лишь небольшая часть работы с детьми, она не заменит непосредственного общения педагога с ребёнком. Всегда главным есть и остаётся живое общение, мимика, жесты, эмоции.

В наш динамичный век значительно увеличился поток разнообразной информации, которую человек получает со всех сторон. Соответственно, усложняются процессы восприятия этой информации. И в сфере образования процесс обучения неизбежно должен быть более наглядным и динамичным. Одними из самых эффективных способов обучения являются методы моделирования (реального, математического, наглядного, символьного, мысленного). Моделирование исключает формальную передачу знаний – изучение объекта или явления происходит в ходе интенсивной практической и умственной деятельности, развивая мышление и творческие способности человека любого возраста.

Один из ведущих специалистов в области воспитания дошкольников, Н.Н. Поддьяков справедливо подчеркивает, что на современном этапе надо давать детям ключ к познанию действительности, а не стремиться к исчерпывающей сумме знаний. В дошкольной педагогике инструментом познания как раз может стать модель. В основе моделирования лежит принцип замещения - реальный предмет может быть замещен в деятельности детей другим знаком, предметом, изображением. Заключается он в том, что мышление ребенка развивают с помощью специальных схем, моделей, которые в наглядной и доступной для него форме воспроизводят скрытые свойства и связи того или иного объекта.

Приемы моделирования особенно эффективны для дошкольников, так как у них развито наглядно-действенное мышление, память носит непроизвольный характер, а мыслительные задачи решаются с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального. Метод наглядного моделирования помогает ребенку зрительно представить абстрактные понятия (звук, слово, предложение, текст) научиться работать с ними.

Наглядное моделирование – воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним.

Использование наглядного моделирования уточняет знания детей, развивает активность и самостоятельность в усвоении и передачи ими информации; вызывает интерес и способствует большей концентрации на занятии; ускоряет процесс запоминания и усвоения материала. Применяя графическую аналогию, ребенок учится видеть главное, систематизировать полученные знания.

Для дошкольников применяются разные виды моделей:
1. Прежде всего, предметные, в которых воспроизводятся конструктивные особенности, пропорции, взаимосвязь частей каких-либо объектов. Это могут быть технические игрушки, в которых отражен принцип устройства механизма; модели построек.
2. Предметно-схематические модели. В них существенные признаки, связи и отношения представлены в виде предметов-макетов. Распространенными предметно-схематическими моделями также являются календари природы.
3. Графические модели (графики, схемы и т. д.) передают обобщенно (условно) признаки, связи и отношения явлений. Примером такой модели может быть календарь погоды, который ведут дети, используя специальные значки-символы для обозначения явлений в неживой и живой природе. Или план комнаты, кукольного уголка, схемы маршрута (путь из дома в детский сад), лабиринты.

С целью знакомства, а также закрепления образов моделей служат дидактические, сюжетно-ролевые игры, игры, которые удовлетворяют детскую любознательность, помогают вовлечь ребенка в активное усвоение окружающего мира, помогают овладеть способами познания связей между предметами и явлениями.

Я работаю по теме самообразования «Познавательно - речевое развитие средствами технологии ТРИЗ и РТВ с детьми дошкольного возраста»

ТРИЗ (Теория Решения Изобретательских Задач) – это технология, как универсальный инструментарий можно использовать практически во всех видах деятельности (как в образовательной так и в играх и режимных моментах). Это позволяет формировать единую, гармоничную, научно обоснованную модель мира в сознание ребёнка дошкольника. Создаётся ситуация успеха, идёт взаимообмен результатами решения, решение одного ребёнка активизирует мысль другого, расширяет диапазон воображения, стимулирует его развитие. Технология даёт возможность каждому ребёнку проявить свою индивидуальность, учит дошкольников нестандартному мышлению.

Главная задача данной методики – научить ребенка думать нестандартно и находить собственные решения. С созданием ТРИЗ появилась база обучения, повышающая творческий потенциал ребенка. Это такое обучение, которое выводит ребенка из привычных стереотипов, учит самостоятельно принимать решения, а самое главное это интересное и необычное обучение.

В арсенале технологии ТРИЗ существует множество методов, которые хорошо зарекомендовали себя в работе с детьми дошкольного возраста. В детских садах используются следующие методы ТРИЗ

Я хочу вам предложить один из методов наглядного моделирования из технологий ТРИЗ - это метод Моделирование Маленькими Человечками (ММЧ), который помогает формированию диалектических представлений о различных объектах и процессах живой и неживой природы, развивает мышление и речь ребенка, стимулирует его любознательность.

Этот метод позволяет наглядно увидеть и почувствовать природные явления, характер взаимодействия и их элементов. Моделирование маленькими человечками позволяет каждому ребенку испытать, прежде всего, на себе, что чувствует моделируемый объект; не только объяснить ребенку окружающие его явления, но и наглядно показать их изменения.

Сущность использования ММЧ состоит в том, что нужно представить себе: все, что нас окружает, состоит из множества маленьких человечков. Человечки могут думать, производить действия, вести себя по–разному. У них разные характеры и привычки, они подчиняются разным командам.

Человечки не видны, но они есть и очень похожи на детей (людей). Можно предложить детям подуть на ладошки и почувствовать, как они бегут по ладошкам (воздушные) человечки; посмотреть на тонкие тюлевые шторы – там тканевые человечки; если посмотреть на пар, который выходит из чайника, там можно «увидеть» горячих человечков и так далее.

Для того, чтобы детям было интересно и более понятно, следует сделать карточки с изображением человечков: твердые, жидкие газообразные.

Еще лучше, если человечки будут придуманы и нарисованы вместе с детьми. Так они быстрее их запомнят. Схема ознакомления с явлениями неживой природы на основе ММЧ включает в себя постанову проблемы, наблюдения, опыты, решение проблемных задач и организацию практической деятельности, проводимой совместно с взрослым. Подобная организация способствует не только получению новых знаний, но и развитию любознательности, сообразительности, логического мышления. Возможность высказать свои суждения, отстоять личную точку зрения, произвести поиск истины, даже допуская ошибку. Все это формирует активную личность, способную к самостоятельному добыванию знаний, конструированию способов умственной деятельности.

Суть методики в том, что дети представляют себе маленьких человечков, которые живут, действуют в окружающих предметах и явлениях.

Но есть определенные правила, которым нужно следовать:

  1. 1. Так как деревянные, каменные, стеклянные, тканевые, пластмассовые человечки обладают общим свойством – держать форму, то они держаться за руки, причем человечки камня держатся крепче,


чем человечки стекла (на карточках – символах руки этих человечков подняты вверх или опущены вниз)

2. Человечки молока, чая, воды, киселя и так далее – человечки – капельки (жидкие); они принимают форму того сосуда, в который их наливают; эти человечки не держатся за руки; руки у них на поясе.

3. Воздушные или газообразные человечки постоянно в движении: они все время куда – то бегут, летят (газ, дым, пар, запах); обозначения у них могут быть любые; главное, чтобы они были в движении.

На основе этого метода разработала игры и упражнения, в которые дети с удовольствием играют, обсуждают предложенные объекты, обучают другдруга. Например игра «Маленькие человечки», принцип обычного домино - прямоугольные костяшки домино разделены на 2 квадрата. На одном квадрате – человечек или схема из нескольких человечков со знаками - или +, а на другой части пластины - один предмет или несколько (кубик, мяч, гвоздь, чашка с горячим чаем, от которого поднимается пар, из крана течёт вода, из фена дует воздух и т.д.). Игроки делят между собой костяшки, устанавливают очерёдность и выстраивают цепочку.

Подвижная игра «Мы - маленькие человечки». Дети встают в круг и в зависимости от того, какое слово произносит взрослый, дети либо стоят, крепко держась за руки (если, например, воспитатель говорит «камень»), не очень крепко держатся за руки, т.е. взрослый может легко эти руки разъединить («бумага»), начинают бегать (слово «пар», «дым», «запах»), стоят рядом, касаясь плечами («вода», «молоко», «сок» и др).

Каждый ребенок берет на себя роль определенного человечка и взаимодействует с другими согласно выбранной роли. Модели становятся динамичными, дети через движение, взаимодействие чувствуют перемены, переходят из одной роли в другую, отражая изменения в модели; попутно идет отработка мимики, жестов, выразительных движений. Этот вариант моделирования маленькими человечками можно использовать уже в младшем дошкольном возрасте. С помощью этой игры дети не только знакомятся с многосложностью взаимодействия окружающего мира, но и развиваются социальные умения и коммуникативные навыки детей

С чего начать?

  1. 1. Сначала педагог вместе с детьми выясняет, что явления и объекты бывают твердыми, жидкими, газообразными, что можно отнести к этим понятиям. Дети учатся обозначать камень, воду в стакане, пар или дым с помощью нескольких МЧ.
  2. 2. Затем моделируют объекты и явления, состоящие из сочетания разнообразных человечков: вода в аквариуме, чашка на блюдце и т.д.
  3. 3. На следующем этапе можно рассматривать объекты и явления не только в статике, но и в движении: льющаяся из крана вода, кипящий чайник. Это необходимо для того, чтобы плавно подвести детей к умению схематизировать взаимодействие, неизбежно возникающее между системами.

Рассмотрим пример перехода вещества из одного состояния в другое.

Сосулька зимой не тает. Почему? Потому что МЧ (маленьким человечкам) льда холодно, и они крепко держатся друг за друга.

Но вот пришла весна, стало солнце пригревать. Человечки согрелись, начали двигаться, перестали держаться за руки – они лишь касаются друг друга.

Лед из твердого состояния перешел в жидкое, т.е. получилась вода.

Солнце греет сильнее, человечкам становится жарко.

Они сначала отодвинулись друг от друга, а потом разбежались в разные стороны. Вода исчезла, превратилась в пар, т.е. испарилась.

С помощью моделирования маленьких человечков, можно изобразить любой предмет, например воздушный шар.

После освоения детьми механического ММЧ целесообразно выходить на новый уровень рассмотрения взаимодействия объектов и явлений – схематизацию.

Схема в отличие от механической модели позволяет показать многосложность взаимодействия окружающего мира и отдельно взятого маленького человечка, представляющего твердое, жидкое или газообразное состояние, с помощью определенных символов – математических знаков «+», «-». Таким образом, отпадает необходимость рисовать много маленьких человечков.

Чтобы показать соединение, используют «+», знак «-» используется в том случае, когда мы убираем, отнимаем какой-либо элемент. Можно составлять схемы явления с несколькими знаками.

Одной из важнейших задач умственного воспитания дошкольников является формирование элементарной системы знаний об окружающем, которая предполагает познание определенных закономерностей развития систем. Помочь ребенку понять сущность физических явлений, происходящих в неживой природе, с научной точки зрения – непросто, используя такие методы как наблюдение, анализ, выводы. Эти методы не дают понимания внутренних, существенных связей и отношений, не раскрывают глубинный смысл рассматриваемых процессов. Ввести же ребенка в мир молекул, помочь проникнуть в их тайный мир, увидеть изменение их в связи с каким – либо явлением, можно через игровой прием ММЧ.

В процессе использования ММЧ в организации поисково-познавательной деятельности дети становятся не пассивными наблюдателями, а активными участниками практической части опыта, учатся высказывать предположения, пусть даже и ошибочные, анализировать полученные результаты. Становятся более самостоятельными, активными.

Моделирование - это метод для самостоятельного открытия и осмысливания детьми заложенной информации. В историческом плане он зародился как идея вместе с принципами наглядности в теории Я.А.Коменского. Моделирование наглядно - действенное, основано на практических действиях и в его основе лежит принцип замещения, что значит замещение реальных предметов в деятельности детей другими предметами, изображениями и знаками. Этот метод является действием, направленом к созданию и оперированию моделями. Можно сказать, что моделирование выполнило свою познавательную функцию только когда раскрывает сущность заменяевого содержания, обективизируя его в разных видах моделей.

Моделирование напрямую связано с моделью и представляет собой систему, обеспечивающую знания о другой подобной. Познавательные переобразования совершаются на объекте - модели, но результаты соотносятся к реальному объекту. Идеализированный объект тоже вид моделирования, но воображаемого конструированного предмета, не имеющего аналога в действительности. Моделирование это логическая операция, при помощи которой делается обследование данного объекта и характеристик, недоступных для восприятия. В основном, модели бывают: предметные, предметно схематические и графические.

Понятием „модели" подразумеваются разные вещи: определенную конструкцию, воспороизведение объекта с определенной целью, идеальный образец. Не каждый объект модель, но может стать моделью, если у него есть резепрентативность, знания об объекте, правдивость знания и действия для овладения им. Чтобы выполнить эти свойства моделирующий и моделированный объект должны быть в зависимости подобия. Воспроизводство не полностью, а объект представлен в форме для анализа. Он может быть идеальным или материальным в естественной или в искусственной форме. Содержание объекта определяется тем, что получили в процессе моделирования. В нем могут быть представлены вещи, свойства или отношения структурного, функционального или генетического типа. У моделей есть: наглядность, абстрактность и фантазия, гипотетичность и подобие. Имея ввиду свойства объекта, которого воспроизводят, модели могут быть: субстратные, структурные и функциональные. Они еще бывают: познавательные и непознавательные /учебные/. Имеют креативную, репрезентативную и евристическую функцию. Обеспечивая проникновения в обект и воспоизведения его свойств и отношений, модель воплощает цель и является инструментом для ее достижения. Моделирование предполагает предварительные знания об объекте, переношение знаний от модели к объекту, практическую проверку полученных знаний. Моделирование всегда имеет предварительно фиксированную цель и является не просто формой материализации предварительно открытого в сознании отношения, а действие его конструирования, что придает ему евристический характер. Познавательные модели обеспечивают получение нового знания, а учебные - для овладения этим знанием.

В.В.Давидов и А.У.Ваданяк выделяют следующие особенности моделирования для овладения знаниями:

  • знаковость, наглядность и искусственность
  • единство знаковости и образности
  • оперативность - дает организацию познавательных действий и их осмысленность
  • евристичность

По мнению В.В.Давыдова, евристичность моделей выражается в возможности открыть сущность.

Моделирование это познавательный акт, обеспечивающий оперирование заместителями объектов. Развитие познавательной деятельности в раннем онтогенезе непосредствено связано с развитием моделирования, как форма его опосредствования. В игре ребенок моделирует взаимоотношения с взрослыми, в рисовании и в конструктивной деятельности создает наглядные схематические модели. Моделирование лежит в основе обвладения символикой языка. В процессе моделирования окружающей среды ребенок не только создает наглядные модели, но и предлагает замену адекватными символами. На этом Выготский обосновал свою гипотезу, что детский символизм не просто построение индивидуальных символов, а и усвоение общественно выработанных знаков, как овладение елементарными математическими представлениями, елементами живой природы, добиться грамотности, овладеть пространством. Тиха Делчева определяет моделирование как систему действия по построению, переобразованию, использованию видимо воспринимаемых моделей. Л.М.Фридман говорит, что модель определяется обычно как некий объект, систему, исследование которых служит как средство для использования знаний о другом объекте. В.В.Давидов обращает внимание на одну очень важную характеристику модели „она динамическая и визуализирует содержание объекта. С помощью моделирования можно осуществить определенное действие." В.А.Шоффт подчеркивает, что модель не только заместитель объектов, а и „его елементы отделены и закреплены и есть связи между ними, осуществленные и необходимые связи между ними, которые образуют определенную структуру". Универсальный характер моделирования определяется его спецификой, которая позволяет ребенку усваивать обобщенные знания о связи и закономерностях между явлениями в действительности. Основные характеристики, которые утверждают его как универсальный метод это:

  • наглядное моделирование, которое является специфической формой опосредственной мысловной деятельности ребенка
  • овладение моделирования стоит в основе общих интелектуальных способностей, которые необходимы для решения определенного круга вопросов
  • источник формирования умений для наглядного моделирования это моделирующий характер детской деятельности
  • при формировании умений для наглядного моделирования овладевается действием „замещение"

Использование модели объектов, процессов и явлений, бывающих в природе позволяет глубже осмыслить и гарантировать точность детских знаний. Замещение одного предмета другим в деятельности ребенка или в его воображении делает его целесообразным мотодом формирования природо поведенческих знаний. Как метод моделирование предполагает определенную степень в развитии общих умственных способностей, как и умение детей анализировать, синтезировать, абстрахировать, обобщать и открывать связи и зависимости между явлениями, происходящих в природе и причины, которые их пораждают. Для познания ребенком окружающей среды самые подходящие три типа моделей, описанных в педагогической литературе:

  • предметные модели, которые должны быть аналогичными объектам. Все они орудия труда, при помощи которых мы можем онаглядить педагогический процесс.
  • предметно - схематичные модели, используемые широко в практике, так как с их помощью точнее моделируется объект, явление или процесс, при помощи рисования можем онагледить
  • графические модели, которые обобщенно пересоздают характерные свойства и шрам предметов. Они очень подходящие для отражения изменений, наступающих в процессах во время проведения элементарных опытов с участием детей. Например, природные календари.

Благодаря моделированию, как педагогическое взаимодействие, дети открывают причины, зависимости, связи и изменения в природе.

Может быть, главная причина для создания этого метода практическая и выражается в том, что в детских садах нет возможности, нет базы показывать детям все полезное и интересное. Моделирование помагает оформить в детских представлениях правила поведения экологического воспитания, взаимосвязи и последовательности в мире и в природе. Детское сознание чистое, градивное. На него можем оказать всякое воздействие, но главная цель педагога состоит в том, чтобы это воздействие помогало в развитии ребенка и в правильных представлениях о мире. Очень важна основа, которую будущее поколение получит и, в основном, эту основу можно укрепить в дошкольном возрасте. Моделирование основной метод для получения обощенной картины представлений о мире в сознании ребенка. Значение моделирования для формирования умений, навыков и эстетических критериев у детей очень большое. Моделирование это деятельность, при выполнении которой ребенок открыватель и творец. В нем спрятано научность, искусство, мастерство, как и во всем, связанном с обучением и воспитанием детей в дошкольном возрасте.

Актуальность проблемы подготовки высококвалифицированного, свободно мыслящего, активно действующего воспитателя на современном этапе в связи с возрождающимся подходом к человеку как самоценности очевидна для всех.

Для успешного достижения целей в деятельности образовательного учреждения необходимы разнообразные материальные ресурсы и подготовленный персонал, а также стремление самих педагогов работать эффективно.

За последние годы в результате внедрения в работу воспитателей достижений психолого-педагогической науки и передового педагогического опыта возникло немало новых эффективных форм и методов повышения профессионального мастерства педагогов. Как следствие, возросли требования к организации методической работы в ДОУ, которая, в свою очередь, должна быть направлена на совершенствование всей работы с детьми в соответствии с современными требованиями к повышению качества образования.

Для активизации деятельности педагогического коллектива при подготовке к очередному методическому мероприятию, для привлечения их интереса к тематике предстоящего события старшему воспитателю важно знать основные методы и формы активизации педагогов.

Все методы активизации педагогов могут быть использованы изолированно в соответствии с темой и задачами проводимого методического мероприятия. Но не менее интересно и эффективно сочетание разнообразных методов активизации в разных вариантах.

Использование метода игрового моделирования как элемент деловой игры, позволяет сочетать методы и приемы активизации педагогов с целью оказания помощи воспитателям в организации педагогического процесса, обучения и знакомства с новыми методами работы с детьми.

Благодаря игровому моделированию разворачивается широкое поле деятельности, появляется возможность по индивидуализации этой работы, с одной стороны, и созданию сплоченного коллектива - с другой.

Цель работы заключается в эффективности использования метода игрового моделирования как элемента деловой игры.

Задачи:

  • Изучить научно-теоретические основы методов активного обучения.
  • Раскрыть метод игрового моделирования.
  • Практическое изучение метода игрового моделирования на эффективность методической работы с педагогами.
  • Практическая значимость состоит в разработке методических рекомендаций по методу использования игрового моделирования на основе деловой игры в дошкольном образовательном учреждении, и может быть использована руководителями детских садов.

Наталья Геббасовна увлекается чтением художественной литературы, разгадыванием кроссвордов, интересуется программным обеспечением для ПК, принимает активное участие в педагогических конкурсах.

Метод игрового моделирования как элемент деловой игры

тод игрового моделирования как элемент деловой игры

Актуальность проблемы подготовки высококвалифицированного, свободно мыслящего, активно действующего воспитателя на современном этапе в связи с возрождающимся подходом к человеку как самоценности очевидна для всех. Для успешного достижения целей в деятельности образовательного учреждения необходимы разнообразные материальные ресурсы и подготовленный персонал, а также стремление самих педагогов работать эффективно. За последние годы в результате внедрения в работу воспитателей достижений психолого-педагогической науки и передового педагогического опыта возникло немало новых эффективных форм и методов повышения профессионального мастерства педагогов. Как следствие, возросли требования к организации методической работы в ДОУ, которая, в свою очередь, должна быть направлена на совершенствование всей работы с детьми в соответствии с современными требованиями к повышению качества образования.

Для активизации деятельности педагогического коллектива при подготовке к очередному методическому мероприятию, для привлечения их интереса к тематике предстоящего события старшему воспитателю важно знать основные методы и формы активизации педагогов. Все методы активизации педагогов могут быть использованы изолированно в соответствии с темой и задачами проводимого методического мероприятия. Но не менее интересно и эффективно сочетание разнообразных методов активизации в разных вариантах.

Использование метода игрового моделирования как элемент деловой игры, позволяет сочетать методы и приемы активизации педагогов с целью оказания помощи воспитателям в организации педагогического процесса, обучения и знакомства с новыми методами работы с детьми. Благодаря игровому моделированию разворачивается широкое поле деятельности, появляется возможность по индивидуализации этой работы, с одной стороны, и созданию сплоченного коллектива - с другой.

Цель работы заключается в эффективности использования метода игрового моделирования как элемента деловой игры.

Задачи:

1. Изучить научно-теоретические основы методов активного обучения.

2. Раскрыть метод игрового моделирования.

3. Практическое изучение метода игрового моделирования на эффективность методической работы с педагогами.

Практическая значимость состоит в разработке методических рекомендаций по методу использования игрового моделирования на основе деловой игры в дошкольном образовательном учреждении, и может быть использована руководителями детских садов.

Теоретико-методологической основой явились работы Г.С. Абрамо-вой, Я.М. Бельчиковой, М.М. Бирштейн,В.Н. Бурковой, Ю.В. Геронимуса, Н.Н. Козленке, В.Ф.Комаровой, Л.Н. Матросовой, С.Н. Павлова, В.Я. Платова, В.А. Степановича,В.А. Трайнева и др.

Общая характеристика методов активного обучения

Методы активного обучения - совокупность педагогиче-ских действий и приемов, направленных на организацию учеб-ного процесса и создающих специальными средствами условия, мотивирующие обучающихся к самостоятельному, инициатив-ному и творческому освоению учебного материала в процессе познавательной деятельности (В. Н. Крутиков).

Особенности методов состоят в их направленности на акти-визацию познавательной, коммуникативной, профессиональ-ной деятельности и повышение их качества.

Мышление, речь, действия, эмоционально-личностные отношения, что согласу-ется с экспериментальными данными, которые свидетельству-ют, что при лекционной подаче материала усваивается не более 20 - 30%информации, при самостоятельной работе с литерату-рой - до 50%, при проговаривании - до 70%, а при личном участии в изучаемой деятельности (например, в деловой иг-ре) - до 90%). (см. Прил.1).

Традиционные формы методи-ческой работы, в которых все еще главное место отводится докладам, прямой передаче знаний, утрачива-ют значение из-за низкой эффек-тивности и недостаточной обрат-ной связи. Все шире используется непосредственное вовлечение пе-дагогов в активную учебно-позна-вательную деятельность с приме-нением приемов и методов, полу-чивших обобщенное название «активные методы обучения».

Активными называют методы, при использовании которых учеб-ная деятельность носит творчес-кий характер, формируются позна-вательный интерес и творческое мышление. Они строятся в основ-ном на диалоге, предполагающем свободный обмен мнениями о пу-тях решения той или иной пробле-мы, на самостоятельном овладении обучающимися знаниями в про-цессе активной познавательной деятельности.

Таким образом, ак-тивные методы обучения характе-ризуются высоким уровнем актив-ности как обучающих, так и обуча-емых. Возможности разных методов обучения в плане активизации учебной и профессиональной дея-тельности различны и зависят от природы и содержания соответ-ствующих методов, способов их использования, мастерства педагога, подготовленности воспитанников. Использование активных методов обучения, по мнению М.М. Бирштейн, расширяет кругозор, формиру-ет умения и навыки профессиональ-ной деятельности, при этом развива-ются и вырабатываются техника перегруппировки, реорганизации и систематизации чего-либо, умение формулировать вопросы.

К воспитательным задачам ак-тивных методов обучения отно-сятся: развитие самостоятельнос-ти, воли, активность; формирование определенного подхода, позиции, мировоззренческой установки, раз-витие коммуникативных качеств, умения работать в коллективе. Целью активных методов обу-чения является развитие внимания, речи, творческих способностей, рефлексии, умения находить опти-мальные или наиболее простые решения, предсказывать результат.

Таким образом, активные мето-ды обучения - это обучение в деятельности. Л. С. Выготским сформулирован закон, по которому обучение влечет за собой развитие, так как личность развивается в процессе деятельности, что в полной мере относится и к методичес-кой работе с педагогами.

Классификация методов активного обучения

Специалисты предлагают разные классификации активных методов обучения. Н.Н. Козленко к актив-ным методам обучения относит дело-вые игры, метод анализа конкретных ситуаций и метод разыгрывания ро-лей. В.Я. Платов выделяет две группы активных методов обуче-ния: анализ конкретных ситуаций и игры, которые разделяет на виды.

При использовании метода ана-лиза конкретных ситуаций обуча-емым предъявляется ситуация, свя-занная с некоторым моментом функ-ционирования конкретной системы. Особенность этого метода состоит в отсутствии ролей. К таким мето-дам относится решение педагогичес-ких ситуаций, ситуационных задач, включающих анализ высказываний детей и родителей, детского поведе-ния, творчества и т.д.

В ролевых играх игровой комп-лекс является динамичной системой, в которой есть ролевое общение. При этом под воздействием решений могут измениться структура и пара-метры игрового комплекса. Для ро-левой игры принципиально важно наличие именно модели управляю-щей системы. Примером такой игры может служить «разыгрывание» пе-дагогом организации занятия с деть-ми, роли которых выполняют воспи-татели. Руководитель игры может изменять «возраст» детей, от чего зависит изменение методических приемов педагога. В имитационных играх часто имеется только одна тиражируе-мая роль, не моделируется деятель-ность руководства, остается лишь модель среды. Примером может быть имитация действий воспита-телей в чрезвычайных обстоятель-ствах, при пожаре и др.

Организационно - деятельност-ные игры применяют для решения сложных социально-производствен-ных задач, требующих объединения усилий различных специалистов (например, для разработки програм-мы развития ДОУ, организации праздника и т.д.).

В деловых играх сочетаются признаки метода анализа конкрет-ных ситуаций и ролевых игр, т.е. в основе деловой игры лежит цельная модель, включающая и объект управ-ления, и управляющую систему.

Классификацию активных мето-дов обучения дают в своей работе «Деловые игры»Я.М. Бельчиков и М.М. Бирштейн. Все активные методы обучения авторы делят на два типа: имитационные методы, бази-рующиеся на имитации профессиональной деятельности, и неимитационные. (рис.1)

Имитационные методы в свою очередь подразделяют на и неигровые. При этом к неигровым относят анализ конкретных ситуаций (АКС), разбор деловой почты руково-дителя, действия по инструкции и т.д. Игровые методы подразделяют на:

. деловые игры;

. дидактические или учебные игры;

. игровые ситуации;

. игровые приемы и процедуры.

Имитационные (воспроизведение существующей модели деятельности)

Неимитационные (там, где нет и не может быть модели предполагаемой деятельности)

неигровые

игровые

Стажировка без выполнения должностной роли

Анализ конкретных (живых) ситуаций, анализ классических ситуаций

Деловые игры

Программированное обучение

Организационно-деятельностная игра

Разбор деловой почты руководителя, документов

Дидактические или учебные игры

Мозговой штурм

Инновационная игра

Действия по инструкции

Игровые ситуации

Выпускная работа

Стажировка с выполнением должностной роли

Тренинг

Разыгрывание ролей

Диалог, полилог, дискуссия

Инцидент

Игровые приемы и процедуры

Методы проблемного обучения (проблемное изложение, эвристическая беседа, исследовательский метод)

Игры-проектирование

Рисунок 1.Методы активного обучения

При этом к игровым процедурам и приемам относят сред-ства реализации отдельных, единичных принципов, в первую очередь различные формы активизации лекций и других тра-диционных форм обучения, игровые педагогические приемы, отдельные средства активизации. Сюда относят лекцию с ис-пользованием метода анализа конкретных ситуаций в видеил-люстрации, осуществляемой преподавателем, лекцию с запла-нированными ошибками, лекцию вдвоем, проблемную лек-цию, творческую задачу - реализующие принцип проблемности; лекцию-пресс-конференцию, лекцию - дискус-сию, лекцию - беседу - реализующие принцип диалоговогооб-щения.

Игровые ситуации представляются средством реализации двух и более принципов, не совпадающих с деловой игрой (по количеству) составом элементов и не имеющих формализо-ванной структуры, правил поведения на игровой площадке, регламента. Примером игровой ситуации можно считать дис-куссионные занятия, проводимые в развернутом виде, с неза-планированными выступлениями и оппонированием, когда заранее неизвестно, кто и в каком качестве (докладчика, кри-тика, провокатора) будет участвовать в обсуждении, а также ситуации, используемые для ролевых игр,театрализованных игр, упрощенных управленческих тренингов. Если же игровая ситуация используется в качестве основы, но деятельность участников формализована, то есть имеются правила, жесткая система оценивания, предусмотрен порядок действий, регламент, то можно считать, что мы имеем дело с дидактической игрой.

К деловым играм, соответственно, относятся методы, реа-лизующие всю совокупность элементов, а следовательно, и весь комплекс принципов активизации, характерных для ме-тодов активного обучения.

Под неимитационными методами понимают стажировку на рабочем месте, программированное обучение, проблемную лекцию, выпускную работу. По назначению выделяют моти-вацию познавательной деятельности, сообщение учебной информации, формирование и совершенствование профессио-нальных умений и навыков, освоение передового опыта, конт-роль результатов обучения (А. М. Смолкин, В. Н. Кругликов).

По типу деятельности участников при поиске решения задач выделяют методы, построенные на ранжировании по различным признакам предметов или действий; оптимизации про-цессов и структур; проектировании и конструировании объек-тов; выборе тактики действий в управлении, общении и кон-фликтных ситуациях; решении инженерно-конструкторской, исследовательской, управленческой или социально-психологи-ческой задач; демонстрации и тренинге навыков внимания, вы-думке, оригинальности, быстроты мышления и другие.

По численности участвующих выделяют индивидуальные, групповые, коллективные методы, а также методы, предпола-гающие работу участников в диадах и триадах. По месту проведения различают аудиторные и внеаудитор-ные, выездные, экскурсионные. По принципу использования вычислительной техники выде-ляют ручные (без использования ВТ); компьютерные игры на ЭВМ и игры с компьютерным обеспечением.

Деловая играв педагогической системе

После рассмотрения все-го комплекса активных методов обучения становятся понятными особенности и место деловых игр. Сегодня термин «деловая игра» час-то используется в методической работе ДОУ, однако употребление его не всегда отражает сущность организуемого процесса.

Теоретические основы и прак-тическое применение деловых игризложены в работах Г.С. Абрамо-вой, Я.М. Бельчикова, М.М. Бирштейн, В.Н. Буркова, Ю.В. Геронимуса, Н.Н. Козленке, В.Ф.Комарова, Л.Н. Матросовой, С.Н. Павлова, В.Я. Платова, В.А. Степановича, В.А. Трайнева и др.

Сам термин «игра» у большинства людей ассоциируется с детством, со спортом, профессией актера, в раз-ных языках соответствует понятиям о шутке, смехе, легкости и указывает на связь с положительными эмоция-ми. Вспоминаются развлекательные игры типа КВН или «Поля чудес».

И действительно, игры нас окру-жают постоянно. Ю.В. Геронимус называет следующие факторы, спо-собствующие возникновению игро-вого интереса: удовольствие от контактов с партнерами по игре, от демонстрации партнерам своих воз-можностей как игрока, азарт ожида-ния непредвиденных игровых ситу-аций, удовлетворение от успеха, ко-рыстный интерес к денежному выигрышу и др. Поэтому использо-вание игрового подхода в обучении вполне закономерно. Именно на игровые мотивы, по мнению Д.Н. Кавтарадзе, во многом опира-ются активные методы обучения.

Что же такое деловая игра? Оп-ределений понятия «деловая игра» в литературе много. Я.М. Бельчиков и М.М. Бирштейн предлагают следующую трактовку: деловая игра в широко распространенном, обычном понимании - это метод имитации принятия управленчес-ких решений в различных произ-водственных ситуациях путем игры по заданным правилам группы людей или человека с ЭВМ в диалоговом режиме.

Другой разработчик деловой игры - Ю.С. Арутюнов - счита- ет, что деловую игру можно рас-сматривать как новую область деятельности и научно-техничес-кого знания, как имитационный эксперимент, как форму ролевого общения, как метод обучения, ис-следования и решения производ-ственных задач.

В.Н. Бурков и его последовате-ли называют деловой игрой ими-тацию на модели производствен-ной, хозяйственной и организаци-онной деятельности в учебных и исследовательских целях. Дело-вая игра - это имитация реаль-ных производственно-экономичес-ких процессов на игровой модели с целью формирования у обучае-мых экономического мышления, такое определение дает Н.Н. Козленко. Деловая игра, подчеркиваетС.Н. Павлов, активный метод обу-чения, использующий имитацию реального изучаемого объекта для создания у обучаемых наиболее полного ощущения реальной дея-тельности в роли лица, принима-ющего решения.

Эти определения различаются выделением каких-либо особеннос-тей деловых игр.В первом подчер-кнута роль компьютера, во вто-ром - не только учебная, но и ис-следовательская цель, в третьем - развитие экономического мышле-ния, в четвертом - ролевая осо-бенность деловой игры и отнесе-ниеее к активным методам обуче-ния.

Подготовка и проведение деловой игры - процесс творческий. Взяв модель уже разработанной игры, можно изменить отдельные ее элементы или содержание без изменения модели. Наблюдения позволяют сделать вывод, что часто «не идут» те игры, в которых слабо отработана сама игровая модель действий участников. Необходимо помнить, что они не могут предварять се-минары, практические занятия, а должны проводить в конце обучения.

Структура метода игрового моделирования

Выделяют четыре структурные группы элементов игрового моделирования, которые имеют место при реализации всех форм и методов активного обучения.

1. Проблемное содержание. Имитационная модель - это основной, центральный элемент деловой игры. Если рассмат-ривать весь комплекс методовактивного обучения, то в основе других игровых форм вместо нее могут использоваться творческие (или проблемные) задачи, ситуационные задачи, проблемные вопросы. Вторым элементом реализации проблемного содержания выступает игровая среда,

2. Организация участников игрового действия. Этот элемент игры отражается способах формирования команд, определе нии и распределении ролей,

3. Игровое взаимодействие. Порядок, вид и способы дей- ствий участников определяют правила, которые описываются отдельно илив сценарии игры. Условия,в которых осуществ-ляется игровое взаимодействие, называют игровой обстанов-кой.

4. Методическое обеспечение. Требование формирования дидактической модели игрового действия, реализации прин-ципа двухплановости выполняется при осуществлении всех перечисленных выше игровых элементов, но только дидакти-ческим целям служат такие игровые элементы, как погруже-ние, рефлексия и система оценивания. Они обеспечивают ус-пешность игрового действия и поэтомув наибольшей степени отвечают дидактическим целям игры. Совокупность всех иг-ровых элементов в части их дидактической направленности трактуется как игровая модель.

Метод игрового моделированиякак элемент деловой игры

по опыту работы МДОУ № 86 «Колокольчик»

Проанализировав различную методическую литературу, несложно придти к выводу. Что для активизации деятельности педагогического коллектива при подготовки к очередномуметодическому мероприятию, для привлечения их интереса к тематике предстоящего события старшему воспитателю важно знать основные методы и формы активизации педагогов. Старшие воспитатели часто включают в педсоветыи консультации элементы деловой игры - такие как- метод игрового моделирования.

Этот метод может быть применен на любом методическом мероприятии. Например, в нашем ДОУчастью педагогического совета на тему: «Игра - это серьезно!» стало игровое моделирование «Учим детей, играя! (см. прил.2)

Итак, практика показала, что конечный результат любого методического мероприятия будет высок. А отдача максимальна, если при его проведении использовать разнообразные методы включения педагогов в активную работу. Выбор методики должен определяться целями и задачами мероприятия, особенностями его содержания, контингентом педагогови состоянием воспитательно-образовательного процесса.

Проведение игрового моделирования эффективно в заключительной части методического мероприятия. Творчески организованная методическая работа обеспечит профессиональный рост педагогов, нацелит их на использование своих знаний в конкретных ситуациях и поможет им провести самоанализ деятельности.

Метод игрового моделирования повышает интерес, вызывает высокую активность, совершенствует умения в разрешении реальных педагогических проблем.

Список использованной литературы

1. Афанасьев В.Г. Человек в управлении обществом. - М.:Политиздат,1996. 123 с.

2. Абрамова И.Г. Игротехнические приемы. - СПб.: Образование, 1992. 84 с.

3. Белая К.Ю. Методическая работа в ДОУ: Анализ, планирование, формы и методы. - М.: ТЦ Сфера, 2007. 96 с.

4. Барахсанова Е.А., Барахсанов В.П., Ефимова Д.Г., Саввинова Р.В. Совершенствование образовательной деятельности: применение игровых технологий в дошкольных учреждениях. Под общей редакцией д-ра пед.наук проф. Т.Т. Саввинова. М.: Academia , 2003. 144 с.

5. Дошкольное образование в России./Сборник действующих нормативно-правовых документов и научно-методических материалов. - М., 1995.

6. Елжова Н.В. Педсоветы, семинары, методические объединения в ДОУ. Практическое пособие для старших воспитателей, руководителей, студентов педагогических колледжей и вузов. -. Ростов н/Д: «Феникс», 2007. 342 с.

7. Елжова Н.В.Методическая копилка для педагогов дошкольного образовательного учреждения / Н.В.Ежова. - Изд. 2 -е, перер. и дополн. - Ростов н/Д.:«Феникс», 2010.-250 с.

8. Конаржевский Ю.А. Педагогический анализ как основа управления школой. - Челябинск: ЧГПИ, 1978.

9. Прокопьева М.М. Ксендзова Г.Ф. Менеджмент в ДОУ: теория и практика. Учебное пособие. Якутск. 2003. 47 с.

10. Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения

по использованию метода игрового моделирования

Непосредственная разработка материалов метода игрового моделирования включа-ет в себя следующие этапы:

· создание проекта;

· описание последовательности действий;

· описание организации проведения игры;

· составление заданий для участников;

· подготовка оборудования.

Проект

1. Название игры, ее цели.

2. Состав участников.

3. Время, необходимое для проведения каждого фрагмента игры и на игру

в целом.

4. Суть проблемы, подлежащей решению.

5. Состояние исследуемого вопроса.

6. Руководство игрой.

7. Перечень необходимого оборудования, литература для предва-рительного

изучения.

Для разработки метода игрового моделирования необходимо создать имитацион-ную и игровую модели, которые должны органически наклады-ваться друг на друга, что и определяет структуру игры, необходимо чет-ко сформулировать ее цели: закрепление полученных знаний, вы-работка необходимых навыков; изучение опыта; формирование твор-ческого мышления; обучение культуре взаимоотношений; совершен-ствование навыков принятия коллективных решений и т.д.

Подготовка игры - это не только продумывание целей, конструирование модели, но и выбор технических, наглядных и других средств обеспечения занятий. В сценарии должно быть учте-но, где, когда, кеми какие средства будут использоваться, какие условные обозначения, графики необходимо подготовить.

Важно продумать, как лучше расположить участников игры с учетом требований педагогической техники общения, выбрать свою оптимальную организацию отведенного пространства, при которой цель общения достигается ясно и свободно.

Приложение 1


Приложение 2

Игра - это серьезно!

(Тематический педсовет)

Цель : систематизация знаний педагогов по игровой деятельности детей дошкольного возраста и создание вДОУ условий для их самореализации.

План проведения педсовета:

1. Краткий отчет раннее принятых решений от 1.10.2009.г. - Т.И.Никифорова

2. Анализ создания предметно-развивающей среды для игровой деятельности - выступление и.о. заведующей Никифоровой Т. И.

3. Сообщения из опыта работы:

Влияние игровой терапии на познавательную сферу ребенка - сообщение психолога Павловой М.А. (слайд-шоу)

4 . Игровое моделирование« Учим, детей играя!» - ответственный ст. воспитатель Сметанина Н.Г. (слайд-шоу)

5. Обсуждение проекта решения педагогического совета.

Ход проведения педсовета:

1.Краткий отчет раннее принятых решений на установочном педсовете от 1.10.2009.г. - Т.И.Никифорова

На установочном педсовете педагогами были приняты решения о своевременном посещении ипостоянном контроле утренней гимнастики, закаливании, режиме, проветривании, прогулки. Были проведены оперативные контроли за всеми группами детского сада. В ходе такого контроля все группы выполняют предписанные решения.

2.Выступление и.о.заведующей Никифоровой Т.И. по второму вопросу:

Мир детства имеет свой язык, свои представления, свой способ выражения увиденного. Созидая собственный мир, ребенок формирует свой образ, свою личность, стиль жизни, неповторимый, индивидуальный и отличающийся от взрослого.

Поэтому считаю, что в последнее время возрастает активная роль педагогикив поиске путей совершенствования среды. Выработав образ среды, ребенок начинает сопоставлять его с действительностью, искать или преобразовывать в соответствии со своими представлениями. В дошкольном учреждении обстановка всех помещений служит одной задаче - воспитанию и развитию ребенка в коллективе. Создание такой благоприятной обстановки - большое искусство, включающее в себя разумную и красивую организацию пространства и его элементов. Эта проблема интересна тем, что интерьер создают архитектор, дизайнер и художник, а эстетику интерьера, красоту и порядок в помещении организует и поддерживает воспитатель.

Практическая, продуманная реализация развивающей функции среды ставит педагога перед необходимостью постоянно импровизировать и в непосредственной педагогической деятельности, и в опосредованной. Сегодня это качество - умение импровизировать - актуально, поскольку без него не может быть реализован поиск педагогической технологии, позволяющей взаимодействовать с ребенком на принципах личностно-ориентированной модели.

В ходе тематического контроля «Развивающая среда в группах» было выявлено, что исследуя развивающую среду ДОУ можно сделать вывод о том, что вопросами её модернизации занимаются систематически, для этого имеются условия. Воспитательв соответствии с «Концепцией развития дошкольного образования» старается модернизировать условия развивающей среды. Педагогом подбираются художественные произведения, организованы выставки детских работ, подобрано оборудование для разных видов самостоятельной деятельности.

Анализируя программы обучения и воспитания можно сделать вывод, что перед педагогами выдвигаются задачи по организации и оснащению развивающей среды в разнообразных видах деятельности. Процесс развития детского творчества будет интересен, продуктивен, если систематически модернизировать его новым содержаниеми новыми средствами.

3.Выступление психолога Павловой М.А. по третьему вопросу. (слайд-шоу)

4. Деловая игра « Игра - это серьезно!»

Цели : в нетрадиционной форме показать свои знания в области психологии и педагогики игровой деятельности; формировать способность быстро и логически мыслить,культурно общаться, умение работать в коллективе с коллегами, объединенные одной задачей; вызвать интерес к здоровому соперничеству.

Все участники делятся на две команды и выбирают себе капитана и название команды. Выбор состава жюри, ответы оцениваются баллами, каждый правильный ответ - 1 балл. В конце игры подсчитываются общий балл каждой команды.

1. Разминка. Капитаны команд по очереди бросают куб с цифрами и получают для своей команды вопрос.

1.Средство общения (язык),2. восхваление лучших чертчеловека (комплимент), 3. партнер в диалоге (собеседник), 4. свободное от работы время (досуг), 5. парадное спасибо (ура), 6. подставка под обед (стол).

2. Великие имена - великие идеи. Конкурс «Кто автор высказывания?»

1-вопрос. Кому принадлежат следующие слова: «…игра для них - учеба, игра для них - труд, игра для них - серьезная форма воспитания. Игра для дошкольников - способ познания окружающего» (Н.К.Крупская) 2-вопрос. «Овладеть правилом игры - значить овладеть своим поведением» (Леонтьев) 3-вопрос. «Игрушка, по образному выражению …..- «материальная основа» игры, она необходима для развития игровой деятельности» (Макаренко) 4-вопрос. «Чем больше возможностей игрушка предоставляет для различных действий, тем она интереснее для ребенка, тем больше ее воспитательные возможности» (Е.А.Флерина)

Я предлагаю вам следующие варианты ответов:

1. Макаренко 2. Леонтьев 3. Крупская 4. Сухомлинский 5. Флерина 6. Ушинский 7. Усова

8. Выготский

3 . «Мозговая атака» Замените предложения пословицей (кто быстрее)

Учись всю жизнь (век живи, век учись). Беречь время (делу время, потехе - час).

Береги здоровье (береги платье снову, а здоровье - смолоду). Не болтай (держи язык за зубами). Не торопись, делай все аккуратно (поспешишь - людей насмешишь; делаю наспех - делаю насмех). Доводи начатое дело до конца (не верь началу, верь концу; сделал дело гуляй смело).

  1. «Педагогика за рубежом 1-вопрос. Это направление в педагогике возникло при

работе с трудными детьми. Основополагающими словами в нем являются: «Развивающая среда и действие» А помогающие предметы - богатый сенсорный и дидактический материал». Кто автор этого направления (Монтессори.)2 -вопрос. Это направление имеет два принципа:- действие по подражанию;- близость с природой.Здесь предполагается большое количество взрослых, принимающих активное участие в воспитании, и действии детей с предметами натурального происхождения. О какой педагогике идет речь? (Вальдорфская)3-вопрос. То, что в российской педагогике называется ТРИЗом. Имеет аналог и в зарубежной педагогике. Кто из зарубежных авторов интеллектуальных задач для детей? (Джанни Родари)

4. Игра «Личность» Каждая команда жестами, мимикой показывает выдающуюся личность; если противник угадал, то зарабатывает балл.

5. «Черный ящик» Здесь лежит предмет, который является символом печали, зла, споров и горечи, из-за него начинались войны. Но это людей не останавливало, не отталкивало от этого предмета, а наоборот прельщало. Это предмет встречался не только в сказках, но и в мифологии, и в христианской легенде. Итак, это… (яблоко)

6 . «Ты мне - я тебе» Каждая команда предлагает команде-сопернице по одному теоретическому вопросу проблемного характера игровой деятельности.

7. Конкурс капитанов 1-вопрос: В каких народных играх используется палочка? (Р.Н.И. «палочка-выручалочка», р.н.и. «Шар», «Городки», башк.н.и. «палка-кидалка», дагест.н.и. «палочка-стукалочка».) 2-вопрос: В каких народных играх используется мяч? (р.н.и. «Мячик кверху», «Лапта», «Большой мяч», «Блуждающий мяч», «Выгони мяч», «Гонка мяча по улице»)

8. Фантазеры Команда выбирает самого эрудированного педагога. За 1 минуту ответить быстро на вопросы. Побеждает та команда у кого больше баллов.

«холод» (мороз). Какой воспитатель может развить творчество у ребенка? (Творческий)

Что такое психология? (Наука о душе.) Основоположник ТРИЗа. (Алътшуллср Т. С.)

Что такое ТРИЗ. (Теория развития изобразительных задач.) В какой стране и в каком году начата работа по ТРИЗу? (В нашей в 1946 г.) Уверенность в доброжелательности, добросовестности, искренности другого. (Доверие.) Признак, присущий от рождения. (Врожденный?) Неприязнь к другому, вызванная его преимуществом. (За-висть) Стремление сознательно искажать истину. (Лживость.) Способность мыслить и действовать без посторонней по-мощи. (Самостоятельность) С какого возраста начинать развитие творческого вообра-жения. (3-5 лет.) Человек, не унывающий всегда верит в хороший исход. (Оп-тимист.) Врожденная форма поведения. (Инстинкт.)

В какой области науки была начата работа по ТРИЗу? (Тех-нической.) Человек,которыйможет свернуть горыради достижения своей цели. (Одержимый.) Следование поведению другого. (Подражание) Совокупность высших нравственных принципов личности.
(Честь)
Культурная потребность, свойственная человеку. (Духовная) Чувство и сознательная моральная ответственность за себя и других людей перед самим собой. (Совесть) Заимствованныйобразец,которомуслепоподражают. (Шаблон)

4. Решение педагогического совета

1. Продолжать создавать в детском саду условия для развития игровой деятельности;

v пополнить в группах игровым материалом уголки (ответственные воспитатели,срок - в течение года);

v оформить фотостенд для родителей «Развитие ребенка в игровой деятельности» (ответственные - заведующая, ст.воспитатель; срок - в течение года).

2. отражать в календарных планах индивидуальную работу по развитию игровой деятельности детей дошкольного возраста (ответственный ст. воспитатель, анализ планов - ежемесячно)

Присутствовало:

Отсутствовало:

Председатель педсовета:

Секретарь:

Что еще почитать