Формирование активной родительской позиции посредством создания условий эффективного взаимодействия с семьей. Дошкольное воспитание «Методы и формы активизации родителей как условие повышения эффективности воспитательно-образовательного процесса в доу

Методы активизации родителей

«РАБОТА С ПЕДАГОГАМИ»

В процессе той или иной формы педагоги используют методы активизации родителей, которые направлены на возникновение интереса к обсуждаемому материалу, ассоциаций с собственным опытом, желания родителей активно участвовать в обсуждении предлагаемого им материала. Методы, имеющие активизирующий характер, - это вопросы к родителям в связи с излагаемым материалом, постановка дискуссионных вопросов, предложение родителям для обсуждения двух различных точек зрения, приведение примеров из литературных источников. Например, на родительском собрании можно использовать методы в их совокупности, например беседу, анализ педагогических ситуаций, просмотр видеоматериалов, детских работ и др.

Вопросы к родителям способствуют установлению диалога с ними. Можно начать любую тему с постановки вопроса, например: «Какого ребёнка вы считаете послушным?», «Зачем нужна ребёнку игра?» и др. У родителей могут быть разные точки зрения на воспитание, методы, т.е. разногласия могут возникать по различным вопросам. Можно предложить дискуссионные вопросы, например: «Нужно ли использовать физические наказания?», а примеры из литературных источников повысят интерес родителей.

Существуют так же игровые методы активизации родителей. Например: родителям педагог бросает мяч, и тот, кто его ловит, должен дать ответ на вопрос – «Что вас радует в ребёнке?» и т.д. родителям можно дать игрушечный микрофон и пустить по кругу, они будут высказывать свои мысли; или предложить произвести рейтинг, определить по степени значимости ряд понятий. Родители должны поставить три «призовых» места, определить, что для них стоит на первом, на втором и на третьем плане.

Можно давать родителям небольшие задания, не требующие длительной подготовки. Так, после рассмотрения вопроса о психофизиологических особенностях ребёнка им можно предложить понаблюдать за ребёнком в течении месяца (до следующей встречи), например выявить, как у него проявляются любознательность, импульсивность, внушаемость, непосредственность. Следующую встречу можно начать с обсуждения этих вопросов.

К методам активизации относится просмотр видеороликов с записью занятий, различных режимных моментов. Особенно это актуально в группах раннего возраста, так как родители не могут посещать открытые занятия. Или можно записать режимные моменты, которые помогут родителям увидеть своего ребёнка в новой обстановке, узнать его получше.

Родителям следует не только сообщать педагогические знания, стимулировать их интерес к педагогике, проблемам воспитания детей, но и формировать их родительскую позицию. Важно формировать у родителей умение применять полученные знания, связывать теорию и практику. Под высоким уровнем педагогической подготовленности родителей мы подразумеваем совокупность педагогических знаний, умений и навыков, потребность воспитывать детей грамотно, элементы педагогической рефлексии. В понятие «педагогическая рефлексия» вкладывается следующие содержание: умение родителей анализировать собственную воспитательную деятельность, критически её оценивать, находить причины своих педагогических ошибок, неэффективности используемых методов, осуществлять выбор методов воздействия на ребёнка, адекватных его особенностям и конкретной ситуации.

Помимо методов активизации родителей, рекомендуется использовать в работе формирование педагогической рефлексии: анализ педагогических ситуаций, решение педагогических задач, анализ собственной воспитательной деятельности, применение домашних заданий. Всё это формирует родительскую позицию, повышает активность слушателей, актуализирует полученные знания, помогает посмотреть на ситуацию глазами ребёнка, понять его.

Педагогические ситуации для анализа можно брать из жизненных наблюдений, опыта работы с детьми, литературных источников. Анализ ситуаций поможет связать знания с практикой воспитания детей, повысит интерес к педагогическим знаниям и собственному ребёнку. Чтобы родители не давали однозначных ответов, а пытались рассуждать, следует продумать формулировку вопросов, направленных на выявление условий, причин, последствий поступков детей и взрослых. Родителей нужно подвести к выводу, что методы воспитания детей надо применять гибко, так как одни и те же методы могут быть эффективны в одном случае и неэффективны в другом.

Применение выше изложенных методов приведёт родителей к пониманию того, что невозможно дать готовые рецепты воспитания, а есть лишь общие педагогические рекомендации, которыми следует руководствоваться применительно к индивидуальности ребёнка.

Родительское собрание

"Улыбка малыша в период адаптации"

Практика показывает, что проведение родительских собраний по старой структуре не оправдывает ожидания родителей. Следует помнить, что родители являются заказчиками образовательных услуг и имеют право принимать участие в организации образовательного процесса, создавать свои органы самоуправления и решать некоторые вопросы самостоятельно на родительских собраниях. Поэтому, следует изменить не только их форму и структуру организации, но и считаться с мнением родителей при определении тематики.

Современные исследования показали, что лучше всего проходят, и самое главное, дают больше знания родителям, нетрадиционные родительские собрания. Цель, которых заключается в том, чтобы родители самостоятельно поделились опытом воспитания детей из собственной практики. “За чашечкой чая” родители высказывают свои наработанные методики в воспитании, задают вопросы друг другу и воспитателю, самостоятельно отвечают с позиции собственного опыта.

Программное содержание:

познакомить родителей с понятиями “адаптация”, “адаптационный период”;

помочь родителям понять своих детей, проявить заботу о психологическом здоровье своего ребенка;

помочь родителям и детям уметь понимать друг друга;

создание благоприятной атмосферы общения в семье.

Форма проведения – чаепитие за круглым столом.

Подготовительная работа к собранию:

приглашение родителей на собрание;

анкетирование родителей на тему “Расскажите о своем ребенке”, “Готов ли Ваш ребенок у поступлению в детский сад?”. (Приложение 1, Приложение 2)

Литература

Белкина, Л.В. Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ: [Текст]/ Л.В. Белкина. - Воронеж: Учитель. -2004. -236 с.

Заводчикова, О.Г. Адаптация ребенка в детском саду: взаимодействие дошк. образов. Учреждения и семьи: [Текст]/ О.Г. Заводчикова. -М.: Просвещение. - 2007. - 79с.

Теплюк, С. Улыбка малыша в период адаптации: [Текст]/ С. Теплюк // Дошкольное воспитание. -2006. - №3. С.29-35.

Ход собрания

Уважаемые родители!

Спасибо, что вы нашли время и пришли на родительское собрание.

Сегодня тема нашего собрания “Улыбка малыша в период адаптации”. Сегодня я принесла “волшебный микрофон” он поможет нам. Сейчас тот, у кого окажется в руках микрофон выскажет свою точку зрения, как он понимает что такое “Адаптация”, “адаптационный период”. (Родители, по очереди, передают микрофон и высказывают свои суждения по заданной теме. Воспитатель внимательно выслушивает все высказывания и в конце обобщает все высказывания).

Всем известно, что начало учебного года – трудный период для детей раннего возраста, так как это время привыкания к новым для них условиям. Из привычного мира семьи малыши попадают в совершенно новые условия детской среды. Поэтому вполне понятно, почему дети с первых дней посещения плачут, тяжело переживают разлуку с мамой.

Многочисленные исследования отечественных и зарубежных педагогов и психологов доказали, что привыкание ребенка к новым для него условиям дошкольного учреждения, так называемый период адаптации, в основном зависит от того, как взрослые в семье смогли подготовить малыша к этому ответственному периоду в его жизни. Одна из основоположников науки о раннем возрасте профессор Н. М. Аксарина, не раз возвращаясь к вопросу адаптации детей в дошкольном учреждении, всегда приводила один и тот же пример: садовник, собираясь пересаживать дерево, готовит участок, бережно окапывает дерево, стараясь не повредить корневую I систему, пересаживает вместе с землей. Несмотря на это, дерево болеет на новом месте, пока не приживется.

Взрослые в семье понимают, что адаптационный период - один из самых сложных в жизни ребенка. Все волнуются за него. В один из дней приводят в детский сад и оставляют одного среди незнакомых взрослых и в незнакомой обстановке - это является стрессом для ребенка.

По характеру поведения при поступлении в детский сад детей условно можно разделить на 3 группы.

Первая группа. Большинство детей отрицательно и бурно выражают свое отношение к происходящему: громко плачут, бросаются на пол, кусаются и т.п. они то просятся на руки к взрослому, то бегут к двери. Устав от бурного проявления протеста, малыш может внезапно уснуть, привалившись к взрослому или уткнувшись носом в стол, чтобы через 3-4 минуты с новой энергией продолжить плач до хрипоты. Дети этой группы привыкают в течение 20-30 дней.

Вторая группа – немногочисленная, 2-3 ребенка, которые после расставания с мамой замыкаются, бывают крайне напряжены, насторожены. У них хватает сил только на то, чтобы сделать несколько шагов от порога в сторону и забиться в ближайший угол, спиной к стене, отгородившись от всех стулом, а лучше столом. Эти дети, находясь в крайнем напряжении, еле сдерживают рыдания, сидят, уставившись в одну точку, не притрагиваясь ни к еде, ни к игрушкам. Они молчат, не реагируют ни на одно предложение, отворачиваются при попытке вступить с ними в контакт. Адаптация таких детей длится 2-3 месяца, протекает очень сложно.

Характер и длительность адаптационного периода зависят также и от индивидуально-типологических особенностей детей. Застенчивые, замкнутые, робкие трудно, болезненно переносят разлуку с мамой, более длительное время привыкают, чаще болеют.

В третью группу можно выделить коммуникабельных, общительных малышей. Впервые переступив порог детского сада, такой карапуз совсем не робеет, здоровается с взрослыми, улыбается и тут же берет инициативу общения с ними. Он сообщает, что пришел в гости к детям, хотя даже не смотрит в их сторону, а весь устремлен к взрослому. Вся его энергия направлена на презентацию себя как личности. Он спешит рассказать, какие у него дома необыкновенные игрушки, какой у него брат и т.д. Целый день он рассказывает о своей семье, о том, где успел побывать, что успел повидать. Он с удовольствием демонстрирует свои умения: самостоятельно ест, раздевается и ожидает заслуженной похвалы, хотя лишь пробует еду, а в постели лежит, не выпуская взрослого из поля зрения. Но такая идиллия длится не более 2-3 дней, на большего у него не хватает информации. Теперь же, увидев издали здание детского сада, он впадает в отчаяние, резко протестует, цепляется за маму и по стилю поведения не отличается от детей первой группы.

Проходит время (у каждого свое), и адаптационный период заканчивается. Первые положительные сдвиги можно отметить в стабилизации эмоциональной сферы. Ребенок быстро успокаивается, расставшись с мамой, все реже плачет в течение дня. Спокойное состояние приводит к тому, что у малыша появляется аппетит. Со временем он перестает плакать при расставании с родителями, адекватно реагирует на предложения взрослого. У него появляются положительные сдвиги в поведении: отвечает на вопросы, в какой-то степени обслуживает себя, может заняться игрой. Это свидетельствует о завершении адаптационного периода. Самым последним и значительным показателем окончания адаптационного периода служит спокойный и достаточный по длительности сон малыша как в дневное, так и в ночное время.

А может ли малыш улыбаться в период адаптации? Оказывается, может. Для этого нужны лишь слаженные действия заинтересованных в этом процессе взрослых – родителей и всех сотрудников образовательного учреждения.

(Далее предлагаем родителям за чашкой чая задать вопросы, которые у них возникли по ходу собрания и на которые не получили ответа. Предлагаем всем родителям принять участие в диспуте, совместно отвечать на заданные вопросы)


В процессе той или иной формы педагоги используют методы активизации родителей, которые направлены на возникновение интереса к обсуждаемому материалу, ассоциаций с собственным опытом, желания родителей активно участвовать в обсуждении предлагаемого им материала. Методы, имеющие активизирующий характер, - это вопросы к родителям в связи с излагаемым материалом, постановка дискуссионных вопросов, предложение родителям для обсуждения двух различных точек зрения, приведение примеров из литературных источников. Например, на родительском собрании можно использовать методы в их совокупности, например беседу, анализ педагогических ситуаций, просмотр видеоматериалов, детских работ и др.

Вопросы к родителям способствуют установлению диалога с ними. Можно начать любую тему с постановки вопроса, например: «Какого ребёнка вы считаете послушным?», «Зачем нужна ребёнку игра?» и др. У родителей могут быть разные точки зрения на воспитание, методы, т.е. разногласия могут возникать по различным вопросам. Можно предложить дискуссионные вопросы, например: «Нужно ли использовать физические наказания?», а примеры из литературных источников повысят интерес родителей.

Существуют так же игровые методы активизации родителей. Например: родителям педагог бросает мяч, и тот, кто его ловит, должен дать ответ на вопрос – «Что вас радует в ребёнке?» и т.д. родителям можно дать игрушечный микрофон и пустить по кругу, они будут высказывать свои мысли; или предложить произвести рейтинг, определить по степени значимости ряд понятий. Родители должны поставить три «призовых» места, определить, что для них стоит на первом, на втором и на третьем плане.

Можно давать родителям небольшие задания, не требующие длительной подготовки. Так, после рассмотрения вопроса о психофизиологических особенностях ребёнка им можно предложить понаблюдать за ребёнком в течении месяца (до следующей встречи), например выявить, как у него проявляются любознательность, импульсивность, внушаемость, непосредственность. Следующую встречу можно начать с обсуждения этих вопросов.

К методам активизации относится просмотр видеороликов с записью занятий, различных режимных моментов. Особенно это актуально в группах раннего возраста, так как родители не могут посещать открытые занятия. Или можно записать режимные моменты, которые помогут родителям увидеть своего ребёнка в новой обстановке, узнать его получше.

Родителям следует не только сообщать педагогические знания, стимулировать их интерес к педагогике, проблемам воспитания детей, но и формировать их родительскую позицию. Важно формировать у родителей умение применять полученные знания, связывать теорию и практику. Под высоким уровнем педагогической подготовленности родителей мы подразумеваем совокупность педагогических знаний, умений и навыков, потребность воспитывать детей грамотно, элементы педагогической рефлексии. В понятие «педагогическая рефлексия» вкладывается следующие содержание: умение родителей анализировать собственную воспитательную деятельность, критически её оценивать, находить причины своих педагогических ошибок, неэффективности используемых методов, осуществлять выбор методов воздействия на ребёнка, адекватных его особенностям и конкретной ситуации.

Помимо методов активизации родителей, рекомендуется использовать в работе формирование педагогической рефлексии: анализ педагогических ситуаций, решение педагогических задач, анализ собственной воспитательной деятельности, применение домашних заданий. Всё это формирует родительскую позицию, повышает активность слушателей, актуализирует полученные знания, помогает посмотреть на ситуацию глазами ребёнка, понять его.

Педагогические ситуации для анализа можно брать из жизненных наблюдений, опыта работы с детьми, литературных источников. Анализ ситуаций поможет связать знания с практикой воспитания детей, повысит интерес к педагогическим знаниям и собственному ребёнку. Чтобы родители не давали однозначных ответов, а пытались рассуждать, следует продумать формулировку вопросов, направленных на выявление условий, причин, последствий поступков детей и взрослых. Родителей нужно подвести к выводу, что методы воспитания детей надо применять гибко, так как одни и те же методы могут быть эффективны в одном случае и неэффективны в другом.

Применение выше изложенных методов приведёт родителей к пониманию того, что невозможно дать готовые рецепты воспитания, а есть лишь общие педагогические рекомендации, которыми следует руководствоваться применительно к индивидуальности ребёнка.

Конференция: Современные формы работы с родителями в ДОУ

Организация: МДОБУ «Руэмский детский сад «Лесная сказка»

Населенный пункт: Республика Марий Эл, п. Руэм

Цель: Расширение и уточнение знаний педагогов о современных формах работы с родителями в ДОУ.

В статье 18 Закона РФ «Об образовании» написано

«Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить первые основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем детском возрасте»

Для мыслящих людей разных исторических эпох было очевидным, что качество жизни народа зависит от его нравственности. Поэтому и педагогика нравственного воспитания подрастающих поколений имеет большую историю, истоки её идей кроются в трудах Конфуция ("Беседы и суждения"), Платона ("Государство"), Аристотеля ("Никомаховая этика").

В наше время в общественном сознании уже обозначился обобщённый образ человека, отвечающего требованиям двадцать первого века. Это физически здоровый, образованный творческий человек, способный к общественному труду, строительству собственной жизни, сферы обитания и общения. Но на нравственные качества человека сейчас мало обращают внимания. Главное – чего человек добился, а как он это сделал – лучше не знать… Поэтому проблема нравственного воспитания в детском саду на современном этапе жизни общества приобретает особую актуальность и значимость.

Дошкольное детство - это период усвоения норм морали и социальных способов поведения. Когда ребёнок начинает активную жизнь в человеческом обществе, он сталкивается с множеством проблем и трудностей. И вот в процессе этого сложного познания сам ребёнок становится личностью, со своим мировоззрением, со своим пониманием добра и зла, со своими реакциями на поступки других и собственным поведением.

Это всё - знание принятых в обществе норм и правил поведения и взаимоотношений, переживания, способность к сочувствию, сорадости, действия в отношении других людей, развитие собственных качеств - и составляет понятие нравственность. Без неё человек не может жить среди других людей.

Нравственное воспитание детей проблема очень важная и без поддержки родителей, ее решить невозможно.

Родители - именно те люди, которые первыми начинают обозначать малышу нормы и границы дозволенного и запретного, приемлемого и недопустимого. Поскольку начинаются эти процессы очень рано, когда ребенок впитывает как губка все, что увидел, услышал, пережил, родительское влияние в раннем возрасте невероятно сильно и глубоко оседает в детском опыте.

Как говорит народная мудрость: «Ребенок учится тому, что видит у себя в дому»

Эта работа очень сложная, но важная.

А получается ли так на самом деле?

  1. На мгновение представим себе следующую картину.... Утром мамы и папы приводят детей в детский сад, вежливо говорят: «Здравствуйте!» – и уходят. Целый день дети проводят в детском саду: играют, гуляют, занимаются... А вечером приходят родители и, сказав: «До свидания!», уводят ребятишек домой. Педагоги и родители не общаются, не обсуждают успехи детей и испытываемые ими затруднения, не выясняют, чем живет ребенок, что его интересует, радует, огорчает. А если вдруг возникают вопросы, то родители могут сказать, что было анкетирование, в котором мы обо всем рассказали. А педагоги могут ответить: «Ведь есть же информационные стенды. Прочитайте, там все сказано!»

Согласитесь, картина получилась безрадостная... И конечно так не должно быть. Однако трудностей в организации общения много: это и непонимание родителями важности режима детского сада, и постоянное его нарушение, отсутствие единства требований в семье и детском саду. Сложно складывается общение с молодыми родителями, а так же с родителями из неблагополучных семей или имеющими проблемы личного характера. Они зачастую относятся к педагогам снисходительно или даже пренебрежительно, с ними трудно установить контакт, наладить сотрудничество, стать партнерами в общем деле воспитания ребенка.

Но ведь у педагогов и родителей одна цель, единые задачи: сделать все, чтобы дети росли счастливыми, активными, здоровыми, жизнелюбивыми, общительными, чтобы они стали гармонически развитыми личностями и конечно же, хорошо воспитанными.

И многие из родителей хотели бы общаться с педагогами «на равных», как с коллегами, прийти к доверительному, «душевному» общению.

Семья и детский сад в условиях реализации ФГОС ДО – два общественных института, которые стоят у источников нашего будущего, но зачастую, не всегда хватает взаимопонимания и терпения между родителями и педагогами, хочется, чтобы эти две стороны услышали и поняли друг друга.

В нашем детском саду много делается для того, чтобы общение с родителями было насыщенным и интересным. С одной стороны, педагоги сохраняют все лучшее и проверенное временем, а с другой - ищут и стремятся внедрять новые, эффективные формы взаимодействия с семьями воспитанников, основная задача которых - достижение реального сотрудничества между детским садом и семьей. Детский сад для детей. А сделать так, чтобы детям было хорошо в нем – наша общая с родителями задача.

Конкурс на «Лучший участок» - наглядное подтверждение сотрудничества с родителями. На участках появились интересные постройки, сказочные персонажи,

Успех общения зависит от желания пойти на контакт, наладить отношения, помочь друг другу, увидеть в другом, равного себе партнера, услышать его, признать право другого на иную позицию и понять эту позицию.

Общение будет успешным, если оно содержательно, основано на общих и значимых для обеих сторон темах, если каждая из них в процессе общения обогащает свой информационный багаж.

Ведущая роль в организации такого продуктивного общения, конечно, принадлежит воспитателю.

И чтобы выстроить его важно обладать коммуникативными умениями, ориентироваться в проблемах воспитания и нуждах семьи, быть в курсе последних достижений науки. Педагог должен дать родителям почувствовать свою компетентность и заинтересованность в успешном развитии ребенка, показать родителям, что он видит в них партнеров, единомышленников.

Все это приводит нас к понятию «профессиональная компетентность педагога в сфере общения с родителями воспитанников».

  • личностные качества и установки (личностный компонент);
  • знания (содержательный компонент);
  • умения и навыки (деятельностный компонент).

Составляющими личностного компонента являются:

  • Выдержка, тактичность, наблюдательность, уважительность...
  • Установка на доверительное и безоценочное взаимодействие с родителями
  • Осознание собственных ошибок и трудностей в организации общения с родителями
  • Готовность к непрерывному профессиональному совершенствованию в области общения с родителями воспитанников.
  • о семье, об особенностях семейного воспитания
  • о специфике взаимодействия общественного и семейного воспитания
  • о методах изучения семьи
  • о современных формах организации общения
  • о методах активизации родителей.

Составляющие деятельностного компонента – это:

  • Владение методами изучения семьи
  • Умение преодолевать психологические барьеры общения
  • Умение прогнозировать результаты развития ребенка в семье
  • Умение ориентироваться в информации
  • Умение конструировать программу деятельности с родителями
  • Умение организовать традиционные и нетрадиционные формы общения с родителями
  • Коммуникативные умения и навыки: устанавливать контакт с родителями, понимать их, сопереживать им; предвидеть результаты общения; управлять своим поведением; проявлять гибкость в общении с родителями; владеть этикетными нормами речи и поведения.

Иногда, конечно бывает, когда хочется просто сказать, люди, давайте будем добрее.

Формы работы с родителями: Традиционные и нетрадиционные.

К традиционным формам работы принято относить:

  • консультации
  • беседы (индивидуальные, подгрупповые, групповые)
  • групповые родительские собрания
  • общие родительские собрания
  • книжки-раскладушки и др.

Нетрадиционные формы работы с родителями:

  • тематические выставки
  • семейные встречи (секреты семейного воспитания)
  • деловые игры
  • КВНы, мастер-классы
  • круглый стол
  • конкурс семейных талантов
  • смотры-конкурсы
  • совместные прогулки, экскурсии
  • открытые мероприятия и др.

Наша задача – информировать родителей о педагогической и воспитательной работе, найти в них союзников и единомышленников и вместе идти к общей цели: создание условий для формирования всесторонне развитой, гармоничной личности ребенка-дошкольника.

Таким образом, педагог с высоким уровнем профессиональной компетентности в сфере общения с родителями воспитанников – это

педагог который, понимает, зачем нужно общение и каким оно должно быть, знает, что необходимо, чтобы общение было интересным и содержательным, и, главное, активно действует.

Но над профессиональной компетентностью педагога в общении с родителями нужно постоянно работать. Нужно уметь видеть причины возникающих затруднений – и не только в родителях, но и в себе.

Для примера предлагаю решить две педагогические ситуации.

Решение педагогических ситуаций. Ситуация 1

За Димой в детский сад пришла мама. Он радостно ей: «Мама, а мы сегодня птичку клеили!»

Мама: Почему у тебя вся одежда мокрая?

Дима: Воспитательница сказала, что очень старался.

Мама: Сколько раз тебе говорить – клади штаны и варежки на батарею!

Дима: Я ещё дома попробую такую птичку сделать

Мама: Вот теперь пойдёшь в мокром.

Мальчик замолчал и стал нехотя одеваться.

? В чём мама допускает ошибку? Как бы Вы поступили на её месте?

Решение. гаснет интерес, желание делиться своими переживаниями, не доводит до конца начатое дело; словесный стимул. Надо дать понять значимость его труда для других; заочное поощрение: я знаю, что ты сможешь; будьте рядом с ребёнком, а не над, объяснитесь с ним на равных)

Ситуация 2. Лена (3 года 5 мес) под руководством мамы учится одевать и раздевать куклу, укачивать и укладывать ее в кроватку. Девочка точно выполняет эти действия, но только по указанию мамы и в ее присутствии.

Мама Нины (3 года 6 мес), показывая девочке способы действия с куклой, обращает внимание дочери на то, какая мама заботливая, добрая, внимательная, как любит свою дочку. Она говорит, что так поступают все мамы. Предлагая Нине поиграть одной, она просит дочь уложить куклу в постель, как это делает заботливая мама.

?Рассмотрев данные ситуации, опр-те, у кого из детей скорее сформ-ся игра как деятельность.

Решение. У Нины формирование игры как деятельности будет проходить быстрее, так как у нее шло создание не только игровых действий, как таковых, но была вызвана потребность в доступной для нее форме выполнять функции мамы.

У Лены этого не произошло, так как требования мамы выполнялись строго под ее руководством. Действия не формировали образа мамы и не вызывали у девочки потребности играть “в маму”.

Порою привлечь родителей к какому-то вопросу или делу бывает сложно. Для этого есть некоторые приемы.

Упражнение для всей аудитории педагогов «Подбери аргумент».

Тема: «Убеждение папы для принятия участия в строительстве снежной горки»

Один из аргументов, который вы можете использовать – аргумент, дающий своего рода психологическое удовлетворение, поскольку он апеллирует к позитивным ожиданиям. Его часто используют продавцы одежды и косметики:

Выйдите в этом платье, Вас никто не узнает или муж потеряет дар речи или все Вас будут путать с дочерью и т. п.

А теперь представьте, папа неохотно беседует с Вами на тему зимних построек. Вам необходимо его уговорить, описывая благополучный исход событий после его нелёгкого труда.

Пример:

Сын будет гордиться Вами. Все папы другой группы обзавидуются. Мы с Вашей горкой ещё победим в конкурсе зимних построек. Дети всю зиму будут Вас вспоминать. Заведующая обязательно отметит Ваше участие достойной наградой и т. п.

За каждый предлагаемый вариант - буклет по работе с родителями.

Вопрос к аудитории:

Какой метод Вашей активизации я использовала? (Стимулирования)

Стимулировать – значит побуждать, давать импульс, толчок мысли, чувству и действию.

Работа с группой коллег, у кого собственные дети посещают дошкольное учреждение.

Упражнение «Идеальный воспитатель».

Цель: разъяснить родителям, что главные и первые воспитатели – это они сами.

Уважаемые родители, представьте себе идеального воспитателя для своего ребёнка. Какими важными качествами он должен обладать?

Все эти критерии изложите, пожалуйста, в списке столбиком.

У кого из Вас список будет полнее, тот получит приз. У Вас целая минута.

Какой приём метода стимулирования я сейчас использую в работе с родителями? (соревнование)

Соревнование – это стремление к первенству, приоритету, самоутверждение свойственно всем людям.

Вручается приз тому, у кого полнее список.

Поощрение – сигнал о состоявшемся самоутверждении.

Зачитывается список призёра.

Для ребёнка первые воспитатели - это родители. Вы сами соответствуете этим критериям?

Упражнение «Подтверди свою любовь к ребёнку».

Цель: побуждение к самоконтролю, активизация родителей к желанию помочь своему ребёнку.

Уважаемые родители, Вы любите своего ребёнка? Прошу подтвердить это в своей расписке. После слова «расписка» нужно красиво и понятно написать «Я очень люблю своего ребёнка» левой рукой (музыка) .

Какие ощущения возникли во время заполнения расписки?

Вывод: у ребёнка тоже есть несформированные навыки, также как и Вам, ему трудно учиться новому. Ему очень необходима Ваша помощь и поддержка.

Итог

При использовании различных методов на практике могут быть очень полезными следующие выводы:

  1. Ни один отдельно взятый метод не может дать результата в полном объёме.
  2. Ни один из методов не является универсальным и, потому хороших результатов можно добиться при использовании не просто нескольких, а целого ряда методов.
  3. Каждому замочку нужен свой ключик. Методы убеждения и аргументы, сработавшие в разговоре с одними родителями, могут не привести к ожидаемому результату в разговоре с другими.

Не победить, а убедить – вот что достойно славы!

«Упражнения на развитие коммуникативной компетентности педагогов»

В общении с родителями важное значение имеет все: поза, жесты, мимика, интонация, умение слушать и главное слышать, правильно задать вопрос, передать сообщение.

Вашему вниманию предлагается упражнение «Произнесите текст: «Зайку бросила хозяйка…»

Нескольким участникам предлагается прочесть стихотворение «Зайку бросила хозяйка…» разными способами:

1. Шепотом.
2. С максимальной громкостью.
3. Мягким, успокаивающим голосом

4. Как будто у вас во рту горячая картошка.
5. Как маленькая девочка.

6. Властно, жестко.

После прочтения слушателям предлагается ответить на вопрос:

- Какое сообщение воспринималось вами легче? Почему? (по каким причинам)

Таким образом, правильно подобранная интонация положительно влияет на восприятие собеседником информации, и даже, по мнению психологов, способствует её запоминанию.

Для человека очень важно, чтобы его слушали, слышали и понимали, и если мы научимся быть хорошими слушателями, успех в общении нам обеспечен. Эффективность общения во многом зависит от умения правильно поставить вопрос.

Вопросы бывают открытые и закрытые.

Как стоит задавать родителям вопросы? (индивидуальные? Вопросы для всех?) С какого обращения к взрослому человеку лучше начать?) Скажите пожалуйста.. Будьте так любезны ответьте. Извините, вы не могли бы нам помочь? (решить такую ситуацию) вы не подскажите, почему сегодня…

Ещё одну возможность познакомиться с семьей, установить контакт с родителями, выработать какие-то эффективные решения возможных проблем дают родительские собрания. Организованные в форме зачитывания каких-то непонятных большинству родителей научных докладов, они не представляют для них никакого интереса. Практика показывает, что более эффективными, и наиболее интересными для родителей, в последнее время становятся нетрадиционные родительские собрания. Но чтобы собрание стало полезным и интересным, педагоги могут использовать методы активизации внимания родителей к проблемам семейного воспитания.

Диспут, дискуссия, «круглый стол», «ток-шоу» предполагают обращение к проблемным темам, вызывающим противоречивые суждения родителей. Формулировки тем должны быть «острыми», «задевающими за живое». Например: «Бесконфликтное общение с ребенком миф или реальность?», «Всегда ли родитель прав?», «Почему ребенок лжет?». На подготовительном этапе формируются вопросы, список литературы, статьи из газет и журналов по теме обсуждения, хорошо провести интервьюирование, анкетирование.

Родительское собрание в форме деловой игры, аукциона предполагает формирование групп участников, распределение игровых ролей, поиск варианта решения проблемы, предъявление результатов, выявления наиболее продуктивных решений.

Родительские собрания- конференции, мастер-класс являются формой предъявления результатов семейного воспитания, где активными участниками становятся семьи, имеющий положительный опыт.

Собрание в форме семинара-практикума не только знакомит родителей с какими – то понятиями, но и обучает специальным упражнениям, помогает применить полученную информацию на практике.

Собрания-конкурсы, собрания-КВН предполагают демонстрацию родителями своих успехов и достижений в различных областях посредством выполнения творческих заданий.

Литературная газета . Интересная форма работы, объединяющая семью и детский сад. Цель – показать творческие возможности педагогов, детей и родителей. Все участники пишут статьи, рассказы, сочиняют стихи, делают рисунки.

Какую бы форму организации работы с родителями вы не выбрали, наша основная цель – сделать ее нескучной, полезной, помогающей установить отношения сотрудничества между участниками воспитательно-образовательного процесса (педагогами и родителями).

Правильное нравственное воспитание ребенка немыслимо, если взрослые не интересуются его поведением, если они не осуждают дурных поступков и не поощряют хороших. В таких случаях нравственный опыт детей складывается с трудом, общепринятые нормы поведения усваиваются медленно, у детей нет стимула, побуждающего к хорошим поступкам.

Именно оценка взрослого помогает ребенку осознать, что хорошо в его поступках, а что плохо и почему. Оценка позволяет утвердиться в достигнутом и в следующий раз быть более внимательным, общительным, послушным, вежливым.

Оценивая поведение ребенка, вы всегда должны иметь в виду, прежде всего, конкретный поступок. Когда малыш ведет себя плохо, нельзя закрывать на это глаза, потому что в других случаях (и гораздо чаще) он совсем другой.

Но в целом следует помнить: только гуманный и оптимистический характер оценок помогает воспитать у детей доброжелательность, вежливость, симпатию друг к другу, к взрослым, бережное отношение к вещам, любовь к животным и многие другие ценные качества характера.

Слайд шоу. Из жизни детского сада

Спасибо за внимание и всего доброго!

Используемая литература:

  1. Волобуева Л.М. Работа старшего воспитателя ДОУ с педагогами. Изд. Творческий центр «Сфера», М., 2004.
  1. Волобуева Л.М., Мирко И.А. Активные методы обучения в методической работе. / Управление ДОУ, № 6, 2006.
  2. Голицына Н.С. Система методической работы с кадрами в дошкольном учреждении. Изд. «Скрипторий 2003», М., 2005.
  3. Дуброва В.П., Милашевич Е.П. Организация методической работы в дошкольном учреждении. Изд. «Новая школа», М., 1995.
  4. Зебзеева В., Байкова Г., Мартынова С. Активные методы обучения на методических объединениях. Журнал «Дошкольное воспитание» № 2008.

Бутакова Наталья
«Методы активизации родителей»

С 1 января 2014 года введен в действие Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования который разработан на основе Конституции Российской Федерации и законодательства Российской Федерации с учётом Конвенции ООН о правах ребёнка.

В условиях реализации новых нормативно-содержательных подходов перед дошкольным образованием поставлены целевые ориентиры, предполагающие открытость, тесное сотрудничество и взаимодействие с родителями . Задачи, стоящие сегодня перед системой образования, повышают ответственность родителей за результативность учебно-воспитательного процесса в БДОУ, так как именно родительская общественность непосредственно заинтересована в повышении качества образования и развития своих детей. (ФГОС ДО ч. I п. 1.6 п. п. 9)

Характерной тенденцией современного периода в развитии образования является стремление образовательного учреждения к открытости, которая предполагает и участие общества в жизни БДОУ. (ФГОС ДО ч. III п. 3.1 п. п. 5, 6)

Немаловажную роль в процессе становления открытости играют родители , которые являются основными социальными заказчиками БДОУ.

Проблема вовлечения родителей в единое пространство детского развития в ДОУ решается в трех направлениях :

Повышение педагогической культуры родителей .

Вовлечение родителей в деятельность БДОУ ,

Совместная работа по обмену опытом.

Перед нами поставлена цель : сделать родителей активными участниками педагогического процесса, оказав им помощь в реализации ответственности за воспитание и обучение детей.

Для достижения данной цели, для координации деятельности детского сада и родителей мы работаем над решением следующих задач :

Установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника.

Объединить усилия семьи и детского сада для развития и воспитания детей.

Создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов, позитивный настрой на общение и доброжелательную взаимоподдержку родителей , воспитанников и педагогов детского сада.

Активизировать и обогащать умения родителей по воспитанию детей .

Поддерживать уверенность родителей (законных представителей) в собственных педагогических возможностях

С какими проблемами столкнулись мы педагоги, решая данные задачи :

Не готовность части родителей на партнерское взаимодействие, «мы вам привели, а вы развивайте.» ;

Не желание части родителей активно участвовать в жизни ребенка в детском саду;

Занятость родителей , отсутствие времени на участие в мероприятиях в течение дня;

Стереотипы родителей об участие в совместных мероприятиях, «мы зрители» , «мы пришли отдохнуть»

Со стороны части педагогического коллектива также встретились с непониманием и нежеланием перестроить работу с родителями :

Не желание воспитателей «пустить» родителей в образовательную деятельность «они тут «понаделуют» , а кто это все «разгребать» будет»; «дети при родителях вести себя не могут » ; и т. д. ;

Не желание систематически работать с родителями (если анкетирование, то участие родителей менее 30 % , при этом родители не видят результатов анкетирования, воспитатели не подводят итоги, не планируют работу в соответствии с результатами. Если праздник, то родители зрители , или готовят костюмы, или учат стихи, которые подобрал и раздал педагог, но их не спрашивают, что бы они хотели; Если родительское собрание , то чаще всего это полная неготовность воспитателя к родительскому собранию . Собрания проходят в традиционной форме, когда воспитатель, что – то читает, затем переходят к «разному» , ни повестки, ни решения.

Не желание прислушиваться к потребностям родителей , а точнее не изучать их запрос.

Не желание части педагогов работать с родителями по новому и научиться этому.

Эти проблемы нам необходимо решать, особенно это актуально в свете профессионального стандарта педагога, так как педагог должен владеть :

трудовыми действиями : «Использование конструктивных воспитательных усилий родителей (законных представителей) воспитанников, помощь семье в решении вопросов воспитания ребёнка»; «разработка и реализация совместно с родителями программ индивидуального развития ребёнка»

необходимыми умениями : «создавать разновозрастные детско-взрослые общности воспитанников и их родителей и педагогических работников», «формировать детско-взрослые сообщества»

необходимыми знаниями : «закономерности формирования детско-взрослых сообществ, их социально-психологические особенности и закономерности развития», «социально-психологические особенности и закономерности развития детско-взрослых сообществ», «основные закономерности семейных отношений, позволяющие эффективно работать с родительской общественностью ».

Что уже имеется и используется в нашем учреждении :

Детско-родительский клуб выходного дня «Вместе весело шагать» - совместное посещение музея им. Врубеля (старшая и подготовительные группы, к сожалению, количество участников клуба не увеличивается. Можно использовать посещение не только музея, а кинотеатра, театра, катка, бассейна и т. д. После проведенных мероприятий, выставлять информацию в форме газеты, информационного листа, выставки, чтобы родители не участвовавшие могли, познакомиться с данной формой работы. Вести портфолио клуба : где, когда были, кто участвовал, впечатления, рисунки, фотографии, поделки. Провести фото, видео отчет на родительском собрании . Провести итоговое мероприятие в группе (участвуют и дети и родители , где будут подведены итоги.

День открытых дверей. Очень малое количество родителей , которые участвуют в дне открытых дверей. Необходимо за месяц провести опрос родителей , что бы вы хотели увидеть, как поучаствовать, в какое время. На основании запроса разработать план проведения дня открытых дверей. Провести подготовительную работу с родителями , принимающими активное участие в проведении дня открытых дверей. Разместить не менее, чем за неделю объявление, где будет представлена полная информация, и фразы направленные на мотивирование родителей к участию дня открытых дверей. К сожалению, в последний раз одна группа даже не разместила объявление, а именно подготовительная «Почемучки» (Телятникова Е. А.) .

Совместные мероприятия. Проводятся и родители с удовольствием их посещают. Требуется проработка конспекта мероприятия, с целью определения оптимальных форм участия родителей и детей в мероприятии, сбалансированностью подготовки педагогов и родителей . (из проведенных мероприятий запомнился «День матери» в старшей группе, «Прыгалки-скакалки» подготовительная, «Мой веселый звонкий мяч» 1 младшая и т. д.). Данная форма легче всего вписывается в проводимую работу, т. к., это возможны досуги по ПДД, противопожарной безопасности, традиционные праздники.

Родительские собрания , проводимые в нетрадиционной форме : Круглого стола «Детские капризы и упрямство» , Игротеки «Как провести выходной день с ребёнком» , Тренинг «В школу собирайтесь» , Квест «Родительские директивы » названные родительские собрания уже проведены в нашем учреждении. При разработке данных собраний необходимо продумать мотивацию родителей , их деятельность в ходе родительского собрания , участие в рефлексии и принятии решения. При этом необходимо учитывать, что современные родители грамотные , и они могут сами рассказать и предложить проблему и её решение. Поэтому необходимо помнить педагог и родители должны говорить не менее 50% на 50%. При проведении квеста «Родительские директивы » были продуманы станции, на которых родители говорили даже больше педагогов – это станция «Мы университетов не кончали» , родители сами выбирали вопросы, сами на них отвечали, сами их комментировали, и только при подведении итога участвовали не только родители , но и педагог.

Выставки и конкурсы. Родители с инициативой откликаются на участие в конкурсах и выставках. Но их желание участвовать снижается, если они видят не заинтересованность педагогов (отсутствие красочного объявления, которое мотивирует детей и родителей к участию , отсутствие результатов конкурса, отсутствие награждения, благодарности вывешенной в приемной).

Хочется остановиться на методах активизации родителей при проведении фронтальных форм организации родителей :

1. Продумывание игровых упражнений, тренинговых упражнений на сплочение, сближение. Могут быть использоваться все игры, элементы тренингов, которые мы используем в работе с детьми.

- «Назови себя» участники знакомятся по кругу, называя своё имя, при этом может передаваться предмет, который может вызвать приятную ассоциацию (кусочек меха, солнышко, цветок и т. д.)

- «Снежный ком» участники знакомятся по кругу, называя своё имя, при этом следующий повторяет его и называет своё. И так по кругу. Последний называет имена всех участников.

- «Ласковое имя» «Вспомните, как вас ласково зовут дома. Мы будем бросать друг другу мячик. И тот, кому мячик попадет, называет одно из своих ласковых имен. Кроме того, важно запомнить, кто вам бросил мяч. Когда все назовут свои ласковые имена, мячик пойдет в обратную сторону. Теперь нужно не перепутать и бросить мяч тому, кто вам его бросал первый раз и назвать его ласковое имя»

- «Давайте поздороваемся» ведущий рассказывает о способах приветствия и принятых и шуточных. Затем предлагается поздороваться плечом, рукой, спиной, локтем и т. д. или предлагаем придумать новый способ приветствия для сегодняшнего дня и поздороваться.

- «Встаньте те, кто.» Воспитатель дает задание «Встаньте те, кто.» . любит бегать,. имеет младшую сестру,. любит дарить цветы,. гуляет на природе и т. д.

- «Передай улыбку по кругу»

- «Пирамида любви» Каждый из нас, что-то или кого-то любит. Я люблю свою семью, своих детей, свой дом, работу. Расскажите, что или кого вы любите. А теперь давайте построим «пирамидку любви» из наших с вами рук. Я назову, что-то любимое и положу свою руку, затем каждый из вас будет называть то, что он любит и класть свою руку поверх моей руки. Вы чувствуете тепло рук? Вам приятно? Посмотрите, какая высокая у нас пирамида, а все потому, что мы умеем любить, и сами любимы.

- «Клеевой дождик» Встать в круг, руки на поясе друг другу и вот таким «паровозиком» (склеившими дождевыми каплями) начинают движение. По ходу движения можно давать задание (перепрыгни, пройти по дорожке, прыгаем на одной ножке и т. д.

- «Крепкое рукопожатие» стоя в кругу поздороваться одновременно с соседом слева и справа.

- «Плетём паутину» встать в круг и начать катать клубок, друг другу, при этом каждый оставляет у себя конец нити, получается паутина.

2. Продумать сколько будет групп, при подгрупповой форме работы. Какое оптимальное количество человек в группах, с какой целью идет деление, на какой период.

3. Продумать, как будет проходить деление на группы

С помощью цвета (формы) (осенние листья, цветы и т. д.)

С помощью блоков Дьенеша (цвет, форма, величина, т. е можно быстро создать новые группы (сначала по цвету, потом величина, затем форма) .

С помощью блоков Дьенеша, игра «Сложи предмет» (пейзаж, натюрморт) и т. д.

С помощью игр «Займи место» , «Зайкин домик» , «Подводная лодка» и т. д.

С помощью считалки

С помощью стихотворения, песни «Раз словечко, два словечко, будет песенка.»

4. Продумать как активизировать в ходе деятельности :

Переход хода (по кругу,

Отвечаем вместе, парой,

На каждое задание новый капитан (передается фуражка)

Инсценировка, обыгрывание педагогической ситуации

Игра «Ромашка» , каждая группа работает над своим заданием, через определенное время группы меняются заданием передавая свои записи, следующая группа дописывает, вносит свои коррективы и так до тех пор пока листок с заданием не вернется в свою группу. Затем группа изучает, что дополнили и защищает свое задание. Остальные могут дополнять.

- «Цветик семицветик» пофантазируем, на каждый лепесток чтобы вы хотели увидеть в детском саду, чтобы вы хотели изменить, как вы думаете о чем мечтает ваш ребёнок и т. д.

Круглый стол с заданиями в форме «Ромашки»

Квест - это увлекательная «живая» игра для команды из нескольких человек.

Любые игровые технологии.

5. Продумать как будет проходить итог, будет ли рефлексия, кто подводит итог, кто намечает планы на будущее и т. д. Для этого можно также использовать игровые технологии и элементы тренингов.

Необходимо проводить работу с родителями с дифференцированным подходом, учитывая социальный статус, микроклимат семьи, родительские запросы и степень заинтересованности родителей деятельностью дошкольного учреждения, повышая культуру педагогической грамотности семьи.

Семья и детский сад взаимодействуя друг с другом, создают оптимальные условия для полноценного развития ребенка, накопления определенного социального опыта.

Организация общения педагога с родителями воспитанников остается одной из наиболее сложных проблем в деятельности дошкольного образовательного учреждения. Современные родители в большинстве своем люди грамотные, осведомленные и, конечно, хорошо знающие, как им надо воспитывать своих детей. Поэтому позиция наставления и простой пропаганды педагогических знаний сегодня вряд ли принесет положительные результаты. Гораздо эффективнее будут создание атмосферы взаимопомощи и поддержки семьи в сложных педагогических ситуациях, демонстрация заинтересованности коллектива детского сада разобраться в проблемах семьи и искреннее желание помочь. Мы всеми возможными способами объясняем родителям , что дошкольник не эстафетная палочка, которую семья передает в руки педагога. Очень важен не принцип параллельности, а принцип взаимопонимания и взаимодействия между детским садом и семьёй.

Необходимо активно сотрудничать с родителями , используя разные формы работы :

Нетрадиционные формы организации родительских собраний (квест, круглый стол, игра «Что? Где? Когда?» и т. д.

Мастер-классы,

Дни открытых дверей,

Совместные праздники, досуги, развлечения, чаепития,

Участие родителей в семейных конкурсах, выставках,

Организация совместной трудовой деятельности,

Наглядное оформление стендов, уголков, фотовыставки,

Консультации,

Анкетирование,

Индивидуальные беседы и др.

Для эффективной работы с родителями необходимо начать с анализа социального состава семьи, их настроя и ожиданий от пребывания ребенка в детском саду. Можно воспользоваться для этого наиболее распространёнными методами изучения семьи : анкетирование и личные беседы, наблюдения взаимоотношений и общения родителей и детей , посещение семьи. Все эти действия помогают правильно выстроить работу с родителями

Метод анкетирования позволяет собрать данные, интересующие нас как педагогов о потребностях каждой семьи, их настроя и ожиданий от пребывания ребенка в детском саду, о проблемах воспитания и развития ребенка, возникающих в семье. Что дает возможность учесть ее индивидуальные особенности. Проведение анкетирования, личных бесед на эту тему поможет правильно выстроить работу с родителями , сделать ее эффективной, подобрать интересные формы взаимодействия с семьей.

Что еще почитать