Кружковая работа по аппликации средней группе. Программа кружка по аппликации в средней группе

Муниципальное дошкольное учреждение детский сад №44 городского округа город Нефтекамск Республики Башкортостан

Рабочая программа кружка по аппликации

«Умелые ручки»

Воспитатель: Ермакова Н.И.

Г. Нефтекамск

«Источники творческих способностей и дарования детей - на кончиках их пальцев. Другими словами:

чем больше мастерства в детской руке,

тем умнее ребенок»

В. А. Сухомлин ский.

Пояснительная записка

Ребенок узнает мир с помощью манипуляций, то есть действий с различными предметами, которые позволяют ему узнать и изучить их свойства, при этом, познавая и свои творческие способности, изменить то, к чему прикасается. Одним из помощников ребенка в этом важнейшем для его развития деле, является – работа с бумагой.

Аппликация – это один из самых простых, увлекательных и эффективных видов художественной деятельности. Дети с удовольствием работают с бумагой, потому что она легко поддается обработке. Особенно привлекательны для детей нетрадиционные техники работы с бумагой, с нетрадиционным материалом: рванная, скомканная бумага, бумажные салфетки, ватные диски и т.д. Необычное сочетание материалов и инструментов, доступность, простота техники исполнения удовлетворяет в них исследовательскую потребность, пробуждает чувство радости, успеха, развивает трудовые умения и навыки.

Аппликация (техника бумажная пластика) – это синтез разных видов изобразительной деятельности: лепки, аппликации, рисования, конструирования из бумаги. Изображения в бумажной пластике выполняются в полуобъемном варианте, все части и детали наклеиваются на картон, который служит цветовым фоном, что позволяет детям создавать яркие индивидуальные и коллективные композиции.

Создавая красивые аппликации своими руками, видя результат своей работы, дети испытывают положительные эмоции. Работа с бумагой даёт возможность детям проявить терпение, упорство, фантазию и художественный вкус, проявить творческие способности, приобрести ручную умелость, которая позволяет им чувствовать себя самостоятельными. Все это благотворно влияет на формирование здоровой и гармонично развитой личности.

Цель программы: развитие ручной умелости у детей через укрепление мелкой моторики пальцев рук и организацию совместного изобразительного творчества детей и взрослых.

Основные задачи:

  • формирование умения передавать простейший образ предметов, явлений окружающего мира посредством объемной аппликации;
  • учить основным приемам в аппликационной технике «бумажная пластика» (обрывание, сминание, скатывание в комок); умение работать с клеем, приклеивать детали, присоединяя одну к другой;
  • учить работать на заданном пространстве (накопление элементарного опыта в составлении композиции);
  • обогащение сенсорных впечатлений (на уровне ощущений ребенок познает фактуру, плотность, цвет бумаги);
  • развитие мелкой моторики, координации движений рук, глазомер;
  • развитие речевых навыков;
  • развитие творческой фантазии, эстетического и цветового восприятия;
  • воспитание навыков аккуратной работы с бумагой;
  • воспитание желания участвовать в создании индивидуальных и коллективных работах.

Программа рассчитана для детей среднего дошкольного возраста(4-5лет)

Это обусловлено тем, что в данный возраст характеризуется значительным ростом физических возможностей, особенно активным развитием мелких мышц кистей рук, изменением психологической позиции и ощущением дошкольниками "взрослости”, желанием проявить свою индивидуальность и творческие способности.

Занятия кружка проводятся 1 раз в неделю длительностью 20 минут во второй половине дня, по подгруппам. Длительность продуктивной деятельности с детьми может варьироваться в зависимости от ситуации и желания детей. Гибкая форма организации детского труда в досуговой деятельности позволяет учитывать индивидуальные особенности детей, желания, состояние здоровья, уровень овладения навыками, нахождение на определенном этапе реализации замысла и другие возможные факторы. Каждый ребенок работает на своем уровне сложности, начинает работу с того места, где закончил.

Занятия проходит в форме игры, для обыгрывания определенного сюжета используются стихотворные формы, сказки, подвижные и пальчиковые игры, персонажи (игрушки и куклы из различных театров, изображения того или иного персонажа, который обыгрывается).

Срок реализации программы 9 месяцев.

Ожидаемые результаты работы:

Решение задач данной программы поможет детям овладеть основными приемами в технике «бумажная пластика»: разрывать и сминать бумагу, согласовывать свои усилия и действия, передавать образ предмета, явления окружающего мира. Освоению навыков работы с клеем, и самое главное разовьют умелость рук, мелкую моторику, когда движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются.

Итогом в реализации программы является выставки детских работ в детском саду.

Литература : И.В Новикова «Объёмная аппликация в детском саду»

И.В.Новикова «Работа с нетрадиционными материалами в

Детском саду»

А.Н.Малышева, Н.В.Ермолаева «Аппликация в детском саду»

Интернет – ресурсы

Тема

Задачи

Материал

Сентябрь

« Фруктовый сад»

Учить детей аккуратно отрывать небольшие кусочки бумаги от большого, аккуратно приклеивать на картон. Учить мять бумагу, скатывать из нее комочки, обмакивая в клей, приклеивать их к картону.

½ белого картона с изображением дерева, цветная бумага (зеленый, коричневый цвет), бумажные салфетки красного цвета, клей кисть, салфетки.

Октябрь

«Осенние листочки»

Учить детей аккуратно разрывать бумагу на кусочки разного размера и формы, приклеивать кусочки бумаги к картону, создавать изображение листопада, продолжать знакомство с «теплыми» цветами (желтый, оранжевый, красный).

Альбомный лист с изображением дерева, цветная бумага (желтая, оранжевая, красная), клей, кисть, салфетки.

«Ветка рябины»

Продолжать учить скатывать маленькие кусочки бумаги в плотный комочек и составлять из них гроздь рябины. Воспитывать желание делать аппликацию и доводить начатое дело до конца. Укреплять кисть рук, развивать мелкую моторику.

½ лист картона, бумажные салфетки красного цвета, клей, кисти, салфетки.

Ноябрь

«Осенний букет для мамы»

(коллективная работа)

Закреплять приём раскатывания, аккуратно прижимать жгутики пластилина, наклеивать пряжу на листочек, продолжать формировать желание делать приятное для своих мам.

Ватман, пластилин,

Разноцветная пряжа,

Заготовки кленовых листочков, клей, салфетки.

«Петушок – золотой гребешок»

Упражнять в комковании и скатывании в жгутики полосок от бумажных салфеток. Продолжать формировать навыки аппликации (наклеивание бумажных жгутиков на силуэт хвоста, комочков на туловище)

½ тонированного альбомного листа с силуэтом петушка бумажные салфетки, клей.

«Медвежата»

Продолжать учить аккуратно разрывать бумагу на кусочки разного размера, приклеивать кусочки бумаги к картону.

½ картона с контурным изображением медведя, клей, салфетки.

Декабрь

«Сугробы, снег на деревьях»

(коллективная работа)

Закреплять умения детей аккуратно разрывать бумагу на кусочки различного размера и формы, аккуратно приклеивать на основу (на крону деревьев, на землю), пространственное освоение листа, развитие воображения. Продолжать учиться действовать сообща.

½ тонированного листа ватмана с изображением деревьев, листы белой бумаги, клей, салфетки.

«Зимняя картина»

Отрабатывать приёмы работы с разным материалом: бумагой, ватными дисками. Самостоятельно создавать композицию

размещая дерево и снеговика на листе

Образец аппликации,

Фон (1/2 альбомного листа) голубая, синяя или фиолетовая бумага;

Клей, ватные диски,

Простой карандаш,

Фломастеры, ножницы,

Полоски белой и коричневой бумаги,

Салфетка.

«Зайка беленький сидит »

Закреплять умение вырезать фигуры круглой и овальной формы из других геометрических форм

(круг из квадрата, овал- из прямоугольника);

Создавать образ зайца.

Заяц – игрушка,

Бумага чёрная (1/2 альбомного листа) – фон

Заготовки белые размером 6х4 см, 3х4см, 1,5х1,5 см

Полоски размером 1х6 см, 1х4 см, ножницы, клей, карандаш простой,

Салфетка.

«Новогодняя елочка»

Учить детей составлять аппликативное изображение елочки из готовых форм (треугольников), с частичным наложением друг на друга. Продолжать учить скатывать из мелких кусочков бумаги шарики, аккуратно пользоваться клеем.

½ альбомного листа, заготовки из зеленой бумаги (треугольники разных размеров), двусторонняя бумага ярких цветов, фантики, клей, салфетки, кисти.

Январь

«Зайка»

(обрывная аппликация)

Продолжать учить детей отрывать небольшие кусочки бумаги от большого, аккуратно приклеивать на картон.

½ тонированного альбомного листа, белая бумага, ватные диски разрезанные на части, клей, кисти, салфетки.

«Валентинка»

Упражнять в работе по шаблону, вырезании по линии контура

Образец, шаблон сердечка, картон красного цвета 10х10см.

Квадрат из белой бумаги 4х4см., круг диаметром2см, обрезки зелёной бумаги, клей, ножницы, простой карандаш.

«Снегирь на ветке рябины»

Создавать объёмную аппликацию выполняя ягоды рябины в виде комочков и приёмов вытачки и частичного приклеивания крыла снегиря. Упражнять в разрезывании бумаги на узкие полоски. Отрабатывать приемы работы с шаблонами.

Образец, шаблоны фигуры снегиря,1/2 альбомного листа для фона, красная салфеточная бумага, ножницы, клей, коричневая бумага для веточки, фломастеры.

Февраль

«Неваляшка, пирамидка»

Упражнять в умении детей аккуратно разрывать бумагу на кусочки различного размера, приклеивать кусочки бумаги по контуру. Закрепить знания основных цветов. Воспитывать бережное отношение к игрушкам.

½ альбомного листа, цветная бумага (красная, желтая, синяя, зеленая), клей, кисти, салфетка. Игрушки неваляшка, пирамидка.

«Украсим рукавички»

Самостоятельно составлять узор на середине и по краю изделия; выбирать элементы украшения, развивать творчество, воображение.

Рукавички с вариантами украшения, цветные полоски бумаги, ножницы, клей.

«Летят самолеты»

Закреплять умение составлять предмет из нескольких деталей разной формы и размера (прямоугольников, полосок). Аккуратно пользоваться клеем, намазывать всю форму.

½ тонированного альбомного листа (в виде российского флага), заготовки самолетов из цветной бумаги (прямоугольники, полоски).

Март

«Цветы в подарок маме»

Учить детей создавать красивую композицию из цветов (букет) в смешанной технике: бумажная пластика + рванная бумага, развивать эстетическое восприятие, формировать образное представление. Воспитывать заботливое отношение к маме, желание ее порадовать.

½ тонированного альбомного листа с контурным изображением веточки, салфетки желтого цвета, зеленая и красная цветная бумага, клей, кисти, салфетки.

«Смотрит солнышко в окно»

Продолжать учить детей работать в смешанной технике: бумажная пластика + рваная бумага, дополнять по желанию недостающими деталями, развивать воображение, чувство цвета и формы.

Альбомный лист с изображением окна, желтые бумажные салфетки, бумага желтого цвета, клей, салфетки.

«Кот и мышка»

Упражнять детей в скручивании жгутиков разных размеров из бумажных салфеток и использовании их в аппликации, создавать образы животных.

Образец. Фон – плотная

Бумага1/2 альбомного листа, бумажные салфетки разного цвета, ножницы, клей

«Декоративный поднос»

Знакомить детей с жостовской росписью, называть элементы узора, традиционные цветовые оттенки; выполнить элементы украшения из цветной бумаги.

Силуэты подноса овальной и круглой форм, цветные полоски, ножницы, клей, образцы.

Апрель

«Космос»

Упражнять в технике бумагопластики. Наклеивание бумажных шариков на подготовленный темный фон.

картон черного цвета, бумажные салфетки желтого и белого цвета, клей, салфетки.

«Веточка вербы»

Продолжать формировать умение скатывать маленькие кусочки бумаги в плотный комочек, отрывать небольшие кусочки бумаги от большого, аккуратно приклеивать на картон.

½ цветного картона, Желтого цвета бумажные салфетки, коричневая цв.бумага, клей, салфетки.

Май

«Божьи коровки»

Продолжать формировать умение отрывать от листа бумаги кусочки, наклеивать на приготовленную картинку. Воспитывать бережное отношение к насекомым.

½ зеленого цвета картона с контурным изображения Божьей коровки, цветная бумага красного и черного цвета, клей, салфетки.

«Одуванчики в траве»

Наталья Робертус

Рабочая программа кружка по аппликации в средней группе "Бумажный калейдоскоп".

Составила воспитатель Чистопрудненского Д/с "Сказка" Робертус Н. В.

Пояснительная записка

Актуальность программы заключается в приобщении ребят к творчеству, развитии их способностей. Аппликация в развитии моторики позволяет ребенку научиться выполнять тонкие и точные движения пальцев рук, а от этого напрямую зависит работа мыслительных и речевых центров головного мозга.

В настоящее время существует проблема эстетического воспитания дошкольников, которая предусматривает развитие способности воспринимать прекрасное в природе, искусстве, окружающей действительности , пробуждение у детей эстетических чувств, формирование эстетического вкуса, а также умений и навыков в творческой деятельности. Эстетическое воспитание в детском саду создаёт предпосылки для полноценного последующего художественного развития каждого ребёнка, в том числе для формирования изобразительного творчества.

Для поддержки данного интереса необходимо стимулировать воображение, желание включаться в творческую деятельность. На занятиях по рисованию, лепке, аппликации у детей развиваются эмоционально – эстетические чувства, художественное восприятие, совершенствуются навыки изобразительного и конструктивного творчества.

Обучение аппликации предполагает ознакомление с материалом, приобретение умения вырезывать разнообразные формы, располагать их на листе в определенном порядке и наклеивать в соответствии с образом и сюжетом.

Наиболее интересным, занимательным и любимым способом для развития мелкой моторики рук, мы считаем различную работу с бумагой. Для решения этих проблем организовали кружок .

Цель программы

Обучение детей основам изобразительной грамоты и их активное творческое развитие с учётом индивидуальности каждого ребёнка посредством занятий изобразительной деятельностью, приобщения к достижениям мировой художественной культуры.

Формирование у детей дошкольного возраста эстетического отношения и художественно-творческих способностей в изобразительной деятельности.

Задачи программы

Основные задачи обучения аппликации следующие :

Различать геометрические формы, знать их названия (круг, квадрат, овал, прямоугольник, треугольник, ромб) ;

Знакомить с основными, дополнительными цветами и их оттенками, овладевая умением составлять гармоничные сочетания;

-знать величины и количество : большие, маленькие формы; одна форма больше (меньше) другой, одна, несколько, много форм;

Развивать композиционные умения : ритмично располагать одинаковые формы в ряд или чередовать две или несколько форм;

Строить изображение в зависимости от формы листа - на полосе, квадрате, прямоугольнике, круге;

Составлять изображение предмета из отдельных частей;

Располагать предметы в сюжетной аппликации .

Усвоение основных приемов вырезывания :

а) разрезание бумаги по прямой, по сгибам и на глаз;

б) вырезывание округлых форм путем закругления углов, симметричных форм из бумаги, сложенной вдвое, несколько раз, гармошкой;

в) вырезывание несимметричных форм - силуэтное и из отдельных частей; г) вырезывание по контуру;

д) создание формы путем обрывания (отщипывания) кусочков бумаги.

Усвоение основных приемов наклеивания (пользование кистью, клеем, тряпочкой; умение последовательно наклеивать формы).

Формы работы :

Индивидуальная (каждый ребенок должен сделать свою аппликацию ) ;

групповая (при выполнении коллективных работ каждая группа выполняет определенное задание);

Коллективная (в процессе подготовки и выполнения коллективной композиции дети работают все вместе, не разделяя обязанностей).

С родителями (открытое занятие)

Сроки реализации

Режим занятий

2 раза в месяц не более 20 минут

Ожидаемые результаты

Сформирован интерес к искусству аппликации ;

Умеет правильно держать ножницы в правой руке и работать ими;

Умеет резать по прямой;

Умеет составлять из полос изображения разных предметов;

Умеет вырезать круг из квадрата путем скругления углов;

Умеет вырезать овал из прямоугольника путем скругления углов;

Составляет изображения предметов из частей;

Умеет подбирать цвета, сочетающиеся между собой;

Умеет составлять узоры из заготовленных геометрических элементов на полоске, квадрате, прямоугольнике, круге, чередуя их по цвету, форме и величине;

Умеет украшать изделия фломастерами;

Владеет навыками аккуратного вырезания и наклеивания;

Знаком с техникой изготовления фрески;

Литература :

Аппликация с детьми 4 – 5 лет . Д. Н. Колдина

Годовое тематическое планирование занятий.

Сентябрь

Занятие 1 Ширма с овощами Расширять знания детей об овощах. Закреплять приемы нанесения кистью клея на обратную сторону фигуры. Продолжать закреплять умение прикладывать намазанную клеем деталь к листу бумаги и плотно прижимать ее тряпочкой. Цветная бумага. Аппликация из предметов . Коллективное занятие. См. стр. 14 №8

Занятие 2 Ширма с фруктами Расширить и уточнить представления детей о многообразии фруктов. Закреплять приемы аккуратного наклеивания. Развивать внимательность. Цветная бумага. Аппликация из предметов . Коллективное занятие. См. стр. 16 №8

Занятие 3 Ёжик Учить отрывать от листа бумаги кусочки небольшого размера, наносить на них клей и наклеивать на картон внутри контура. Продолжать учить оформлять аппликацию с помощью фломастеров. Цветная двухсторонняя бумага. Обрывание - мозаика. См. стр. 18 №8

Занятие 4 Осеннее дерево Расширять знания детей о приемах осени. Продолжать учить отрывать от листа бумаги маленькие кусочки, наносить на них клей, приклеивать в нужном месте картинки. Цветная двухсторонняя бумага. Обрывание – мозаика. См. стр. 23 №8

Занятие 5 Полоски на чашке Учить детей правильно держать ножницы, сжимать и разжимать кольца, резать по прямой линии, украшать предмет с помощью вырезанных полос. Цветная бумага. Декоративная аппликация . См. стр. 24 №8

Занятие 6 Полосатый коврик Учить детей правильно держать ножницы, сжимать и разжимать кольца, резать по прямой линии. Учить украшать предмет прямоугольной формы цветными полосками, чередуя их по цвету. Цветная бумага. Декоративная аппликация . См. стр. 27 №8

Занятие 7 Белая снежинка Продолжать учить правильно держать ножницы, разрезать квадрат на узкие полосы. Упражнять в составлении задуманного предмета из полос. Закреплять навыки аккуратного и ровного наклеивания. Белая бумага. . См. стр31 №8

Занятие 8 Елка из леса. Закреплять умения правильно держать ножницы. Продолжать учить вырезать круглые формы из квадратов, срезая углы. Учить работать детей вместе. Цветная бумага.

Аппликация из предметов .

Коллективное занятие. См. стр. 34 №8

Занятие 10 Будка для собаки Учить разрезать квадрат на два треугольника, а круг на два полукруга. Продолжать учить составлять и аккуратно наклеивать изображение предмета из нескольких частей. Учить работать в паре. Цветная бумага.

Аппликация из частей предмета . См. стр. 37 №8

Занятие 9 Гирлянда из флажков Учить складывать прямоугольник пополам, соединять с помощью клея стороны сложенного прямоугольника, пропуская между ними нитку. Учить чередовать флажки по цвету. Цветная бумага. Изготовление гирлянды.

Коллективное занятие. См. стр. 32 №8

Занятие 11 Теремок Продолжать формировать навык разрезания прямоугольника на длинные полосы. Закреплять умение составлять из полос задуманный предмет. Учить располагать предмет в центре листа, аккуратно и ровно наклеивать. Цветная бумага.

Аппликация из частей предмета . См. стр. 41 №8

Занятие 12 Военный корабль Учить обрезать прямоугольник до трапеции. Закреплять умение составлять предмет из отдельных частей. Учить располагать предмет в центре листа. Цветная бумага.

Аппликация из частей предмета . См. стр. 44 №8

Занятие 13 Неваляшки Продолжать учить вырезать круги, плавно закругляя углы квадрата, составлять изображаемый предмет из нескольких кругов, правильно располагая их на листе. Цветная бумага.

Аппликация из частей предмета . См. стр47 №8

Занятие 14 Цветок в горшке Продолжать учить вырезать трапецию из квадрата, срезая углы, отрывать от салфетки небольшие кусочки, сминать их в комочек и наклеивать. Цветная бумага и салфетки. Аппликация из скатанных кусочков салфеток. См. стр. 50 №8

Занятие 15 Солнышко Закреплять умения детей разрезать прямоугольник на полосы, вырезать круг из квадрата. Продолжать учить составлять задуманный предмет из частей и наклеивать его на картон, располагать его в центре листа. Цветная бумага.

Аппликация из частей предмета . См. стр. 54 №8

Занятие 16 Ветка вербы Продолжать учить детей отрывать от ваты кусочки, слегка скатывать их между пальцами и наклеивать на альбомный лист в нужном месте. Учить раскрашивать ватные шарики. Цветная бумага и вата.

Аппликация из частей предмета и шариков ваты. См. стр. 57 №8

Занятие 17 Воздушные шары Учить вырезать овалы из прямоугольников и наклеивать их на нарисованные веревочки того же цвета. Развивать мышление и глазомер. Цветная бумага.

Аппликация из предметов . См. стр. 58 №8

Занятие 18 Пирамида Закреплять умение вырезать овалы из прямоугольников, наклеивать овалы, начиная с самого большого и заканчивая самым маленьким. Воспитывать отзывчивость и доброту. Цветная бумага.

Аппликация из предметов . См. стр. 60 №8

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение « Детский сад № 308 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому направлению развития детей »

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КРУЖКА

«НАКЛЕЙ-КА »

в средней группе «Мальвина»

ВОСПИТАТЕЛЬ

МБДОУ № 308

Рудакова А.Ю.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

В дошкольном возрасте процесс познания у ребёнка происходит эмоционально-практическим путём. Каждый дошкольник - маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир. Ребёнок стремится к активной деятельности, и важно не дать этому стремлению угаснуть, и наоборот: способствовать его дальнейшему развитию. Чем полнее и разнообразнее детская деятельность, чем более она значима для ребёнка и отвечает его природе, тем успешнее идёт его развитие, реализуются потенциальные возможности и первые творческие проявления . Одним из наиболее близких и естественных для ребёнка-дошкольника видов деятельности является изобразительная деятельность, в частности, аппликация . Аппликация в детском саду - эффективное средство познания действительности. Она помогает развитию и формированию зрительных восприятий, воображения, пространственных представлений, памяти, чувств и других психических процессов. Формируются такие свойства личности, как настойчивость, целенаправленность, аккуратность, трудолюбие. Аппликация важна для развития мелкой моторики пальцев рук, их мускулатуры, координации движений.

Аппликация в переводе с латинского обозначает «прикладывание». Это один из видов изобразительной техники. В его основе лежит вырезание различных деталей и наложение их на фон в определенном порядке. Детали закрепляют на основе с помощью различных клеев, ниток. В настоящее время в аппликации можно использовать самые разнообразные элементы: различные виды бумаги, ткани, нитки, соломку, мех, скорлупу, песок, бересту, высушенные растения, листья, семена и другие природные материалы .

Виды аппликации:

    предметная, состоящая из отдельных изображений (лист, ветка, дерево, птица, цветок, животное, человек и т.д.);

    сюжетная, отображающая те или иные события;

    декоративная, включающая орнаменты, узоры, которыми можно украсить различные предметы.

Аппликация – это один из самых простых, увлекательных и эффективных видов художественной деятельности. Дети с удовольствием работают с бумагой, потому что она легко поддается обработке. Особенно привлекательны для детей нетрадиционные техники работы с бумагой, с нетрадиционным материалом: рванная, скомканная бумага, бумажные салфетки, ватные диски, крупы, ткани и т.д. Необычное сочетание материалов и инструментов, доступность, простота техники исполнения удовлетворяет в них исследовательскую потребность, пробуждает чувство радости, успеха, развивает трудовые умения и навыки. Создавая красивые аппликации своими руками, видя результат своей работы, дети испытывают положительные эмоции.

Данная программа направлена на развитие у ребенка любви к прекрасному, обогащению его духовного мира, развития воображения, эстетического отношения к окружающей действительности, приобщение к искусству как неотъемлемой части духовной и материальной культуры, эстетического средства формирования и развития личности ребенка.

Кружок дает широкие возможности для творческого самовыражения, способствует осознанному выбору ребенком деятельности на созидание, создание нового, а не на разрушение, желание сломать.

Цель работы кружка : формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности, удовлетворение потребности детей в самовыражении. Раскрытие интеллектуальных и творческих способностей через развитие памяти, мышления, внимания, волевых процессов, умение планировать свою деятельность, предвидеть результат; формирование личности ребенка в творческом его развитии.

Основные задачи :

    формирование умения передавать простейший образ предметов, явлений окружающего мира посредством объемной аппликации;

    учить основным приемам в аппликационной технике «бумажная пластика» (обрывание, сминание, скатывание в комок);

    учить работать с нетрадиционным материалом при создании аппликации;

    умение работать с клеем, приклеивать детали, присоединяя одну к другой;

    учить работать на заданном пространстве (накопление элементарного опыта в составлении композиции);

    обогащение сенсорных впечатлений (на уровне ощущений ребенок познает фактуру, плотность, цвет бумаги);

    развитие мелкой моторики, координации движений рук, глазомер;

    развитие речевых навыков;

    развитие творческой фантазии, эстетического и цветового восприятия;

    воспитание навыков аккуратной работы с бумагой;

    воспитание желания участвовать в создании индивидуальных и коллективных работах.

Форма работы с детьми:

Программа предполагает проведение двух занятий в неделю, во второй половине дня. Продолжительность занятий составляет 20-25 минут.

Программа рассчитана для детей среднего дошкольного возраста (4-5лет). Длительность продуктивной деятельности с детьми может варьироваться в зависимости от ситуации и желания детей. Гибкая форма организации детского труда в досуговой деятельности позволяет учитывать индивидуальные особенности детей, желания, состояние здоровья, уровень овладения навыками, нахождение на определенном этапе реализации замысла и другие возможные факторы. Занятия проходит в форме игры, для обыгрывания определенного сюжета используются стихотворные формы, сказки, подвижные и пальчиковые игры, персонажи (игрушки и куклы из различных театров, изображения того или иного персонажа, который обыгрывается).

Срок реализации программы 9 месяцев .

Ожидаемые результаты работы: решение задач данной программы поможет детям:

    уметь украшать свою работу различными материалами;

    уметь планировать работу по реализации замысла;

    предвидеть результат и достигать его;

    мастерить игрушки, сувениры, создавать объемные картины, композиции.

    развить активность и самостоятельность детей в художественно-эстетической деятельности;

    уметь находить новые способы для художественного изображения;

    передавать в работах свои чувства с помощью различных средств выразительности.

    использовать различные приемы и техники при выполнении аппликации.

Подведение итогов: осуществляется в виде составления книжек раскладушек с фотографиями работ, проведение выставок.

ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА:

    цветной картон для фона,

    гофрированная бумага,

    цветная бумага,

    салфетки,

    фольга,

    клеенки,

    ножницы,

    клей-карандаш,

    простые карандаши,

    различный природный материал,

    разные номера кисточек

    скотч

    крупа

    ткань

    цветная двусторонняя бумага, тонированная бумага

    ватные диски.

Учебно-тематический план:

Месяц

Тема занятий

Кол-во

часов

Сентябрь

Вводное занятие

Мозаичная аппликация

Октябрь

Накладная аппликация

Ноябрь

Обрывная аппликация

Декабрь

Объемная аппликация из бросового материала

Январь

Аппликация из ваты

Февраль

Аппликация из крупы, ниток, яйца, макарон

Март

Подделки из природного материала

Апрель

Аппликации из цветной и гофрированной бумаги

Май

Аппликации из ткани

Перспективный план

Сентябрь (мозаичная аппликация)

Цель занятий : научить приклеивать маленькие квадратики цветной бумаги, соблюдая расстояние между ними, пока не заполнится весь рисунок; учить подбирать квадратики по образцу; учить намазывать клеем небольшой участок рисунка.

1.Вводное занятие.

2. Беседа: «Что такое аппликация и зачем она нужна».

3.«Яблочко».

4.«Листик».

5. «Бабочка».

6. «Грибок».

Октябрь (накладная аппликация)

Цель занятий : научить накладывать и наклеивать детали слоями так, чтобы каждая следующая деталь была меньше предыдущей по размеру; научить задумывать образ и последовательно его создавать; закреплять умение аккуратно намазывать клеем детали аппликации.

1.Беседа: «История ножниц».

2. «Солнышко» (из ладошек).

3. «Цветочки».

4. «Бабочка» (из геометрических фигур).

5. «Петушок» (из ладошек).

6. «Совушка».

7. «Лев» (из кругов).

8. «Веселый осьминожка» (из ладошек).

Ноябрь (обрывная аппликация)

Цель занятий : научить конструировать изображение из клочков бумаги; учить обрывать края бумаги, закругленной формы; учить скатывать большие и маленькие комочки из бумаги; учить самостоятельно придумывать и изготавливать композиции.

1. Беседа: «Виды аппликации».

2. « Деревья».

3 .« Яблочный сад».

4.« В саду много ягод и цветов» (коллективная работа).

5. «Кудрявое облачко».

6. «Первый снегопад».

7. «Море».

8. «Зверюшки» (самостоятельно).

Декабрь (объёмные аппликации из бросового материала)

Цель занятий : научить аккуратно складывать лист бумаги пополам по длинной стороне и вырезать фигурки; воспитывать терпение; продолжать развивать творческие способности.

1.Беседа: «Какая разная бумага».

2. «Зимушка, зима».

3. «Зимушка, зима» (часть 2).
4. «У крашение на елку» (снежинка).

5. «Украшение на елку» (часть 2).

6. «Открытка Веселый хоровод».

7. «Открытка Веселый хоровод» (часть 2).

8.«Елочка».

Январь (аппликации из ваты)

Цель занятий : научить накладывать и наклеивать вату на изображенный силуэт; закреплять знания о новых видах ручного труда; обобщать знания о зиме.

1. Беседа: «Аппликация из …..».

2.« Зайчик».

3. «Барашек».

4. «Веселый снеговик».

5. «Картина зимний лес».

6. Аппликация по замыслу детей.

Февраль (аппликация из крупы, макарон)

Цель занятий : научить накладывать и наклеивать крупу на готовый силуэт; учить оформлять макаронными изделиями; закреплять приемы лепки, как сопутствующие аппликации; развивать фантазию, творчество.

1.Беседа: «Бывает ли съедобная аппликация?».

2. « Декоративные узоры на круге» (поделка из семян тыквы, арбуза и семечек).

3. « Декоративные узоры на круге» (поделка из семян тыквы, арбуза и семечек) (часть 2).

4. «Цыплёнок» (аппликация из крупы).

5.«Цыплёнок» (аппликация из крупы) (часть 2).

6.«Экзотические рыбки» (аппликация из семян тыквы)

7.«Открытка ко дню защитника отечества» (аппликация из макарон).

8.«Открытка ко дню защитника отечества» (аппликация из макарон) (часть 2).

Март (аппликация из природного материала)

Цель занятий : научить изготавливать аппликацию из природного материала; закреплять приемы работы с пластилином; развивать фантазию, творчество.

1.Беседа: «Что такое флористика».

2.«Зверушки» (из шишек).

3.« Зверушки» (часть 2).

4. «Кораблики» (из листьев).

5. «Кораблики» (часть 2).

6. «Цветочки» (корзинка для мамы).

7. «Цветочки» (часть 2).

8. Аппликация по замыслу.

Апрель

(аппликация из цветной и гофрированной бумаги)

Цель занятий : научить самостоятельно вырезать детали для аппликации; продолжать учить создавать образы из цветной и другой бумаги; научить самостоятельно готовить детали для аппликации; воспитывать желание работать в команде.

1.Беседа: «Правила обращения с ножницами».

2. «Первые цветы» (подготовка деталей).

3. «Первые цветы».

4. «Ракеты и кометы» (подготовка деталей).

5. «Ракеты и кометы».

6. «Нарядные крылышки» (подготовка деталей).

7. «Нарядные крылышки».

8. «Корзина с цветами» (коллективная работа).

Май (аппликация из ткани и нити)

Цель занятий : познакомить с техникой вытягивания ваты из комочка; научить технике изготовления аппликации из ниток; продолжать учить равномерно намазывать клеем участки изображения; научить выполнять аппликацию из ткани.

1. Беседа: «Откуда нитки к нам пришли».

2. «Морковка» (из пряжи).

3. «Верба» (из ваты и ниток).

4. «Красивое платье» (из ткани).

Литература

    Гульянц Э.К., Базик И.Я. «Что можно сделать из природного материала», книга для воспитателя детского сада, 2-е издание М, «Просвещение», 2010г.

    Кошелев В.М., Афонькин С.Ю. «Вырезаем и складываем», Спб, изд. «Кристалл», 2006г.

    Куцакова Л.В. «Мама, я умею мастерить», М., изд. «Мой мир», 2007г.

    Лыкова И.А. «Программа «Цветные ладошки»», М., изд. «Цветной мир», 2014 г.

    Макарова Н.Р «Секреты бумажного листа», М., «Мозаика - Синтез», 2007г.

    Макарова Н.Р. «Тайны бумажного листа», М., «Мозаика - Синтез», 2008г.

    Роенко И.П. «Поделки, обереги, картины, открытки, украшения, подарки из природных материалов», Харьков/Белгород, изд. «Клуб семейного досуга», 2012г.

    Цирулик Н.А., Проснякова Т.Н. «Умные руки», изд.дом «Федоров», 2000г.

«Волшебные ручки ».

Пояснительная записка

окружающей действительности

Просмотр содержимого документа
«Перспективный план кружковой работы в младшей группе по аппликации: «Волшебные ручки».»

МБДОУ « Центр развития ребенка – детский сад № 184»

Перспективный план кружковой работы в младшей группе по аппликации: « Волшебные ручки ».

Воспитатель:

Шумкова М.С.

Воронеж 2017

Пояснительная записка

Программа кружка по аппликации , направлена на развитие способности воспринимать прекрасное в природе, искусстве, окружающей действительности , пробуждение у детей эстетических чувств, формирование эстетического вкуса, а также умений и навыков в творческой деятельности.

Актуальность

В настоящее время существует проблема эстетического воспитания дошкольников, которая предусматривает развитие способности воспринимать прекрасное в природе, искусстве, окружающей действительности , пробуждение у детей эстетических чувств, формирование эстетического вкуса, а также умений и навыков в творческой деятельности. Эстетическое воспитание в детском саду создаёт предпосылки для полноценного последующего художественного развития каждого ребёнка, в том числе для формирования изобразительного творчества. Наиболее полно изобразительное творчество у детей дошкольного возраста проявляется в аппликации . Поэтому особую актуальность приобретает развитие творческой личности ребёнка посредством аппликации . Специфика аппликации дает детям возможность активнее усваивать знания о цвете, строении предметов, их величине, о плоскостной форме и композиции. В аппликации есть возможность передвигать вырезанные формы, сравнивать, накладывая одну форму на другую.

Цель:
Развивать фантазию, воображение, творческие способности детей 3-4 лет.

Задачи:

    знакомство с аппликацией как с техникой декоративно-прикладного искусства;

    знакомство с материалами, используемыми в аппликации (бумага, ткань, кожа, растительные и прочие материалы).

    Развитие сенсорных эталонов формы, величины, цвета.

    Развитие у детей тактильной чувствительности, мелкой ручной моторики, эстетического вкуса.

    Воспитание аккуратности;

    Формирование умения доводить начатое дело до конца.

    Совершенствование коммуникативных навыков.

    Умение самостоятельно ориентироваться в задании (анализировать объект, условия работы)

Подготовка предметно–развивающей среды:
Бумага разного формата, цвета, качества, цветной картон;
Краски, клей, ножницы, лак, фломастеры, карандаши, кисточки;
Природный раздаточный материал: зерна, горох, семечки и пр.
Бросовый материал: нитки, пуговицы, стразы, бисер, бусы, перья, вата, спички, ткань и пр.

Литература
1. Е. Румянцева. «Аппликация «Простые поделки»
2. А.С. Галанов. «Занятия с дошкольниками по изобразительному искусству».
3. А. Алексеевская. «Волшебные ножницы».
4. И.М. Петрова. «Объемная аппликация
5. Давыдова Г.Н. «Детский дизайн»
6. Евстигнеева Н.В. »Изобразительное искусство и художественный труд»
7. Дорожин Ю. « Искусство – детям »

План на год

Месяц

Задачи

Сентябрь

Вводное занятие

Знакомство детей с бумагой, ее свойствами, с клеем, с салфеткой

« Витамины в банке»

Знакомство с предметами круглой формы. Учить наклеивать готовые формы.

«Что нам осень принесла»

Учить вырезать круглые формы из квадрата и овальные из прямоугольника путем скругления углов

«Лоскутное одеяло»

Декоративная аппликация с использованием конфетных фантиков Вызвать интерес к созданию лоскутного одеяла из красивых фантиков и составление коллективной композиции из них

«Подсолнухи выросли»

Коллективная работа с использованием природного материала Учить детей создавать сюжетные композиции из природного материала. Вызвать интерес и бережное отношение к природе.

«Мы милашки, куклы- неваляшки»

Учить наклеивать готовые формы (круглые), пользоваться клеем, салфеткой, создавать образ игрушки

«Красивая тарелочка»

Декоративная аппликация
основа- одноразовая пласт. тарелка Продолжать знакомить с предметами круглой формы. Учить выкладывать узор: чередуя по цвету и форме маленькие круги

«Гость из леса»

Конструирование (поделки из природного материала) Создать образ сказочного персонажа из природного материала

Коллективная работа с использованием природного материала Продолжать учить детей создавать сюжетные композиции из природного материала, работать вместе

«Коробка с кубиками»

Знакомство с предметами квадратной формы. Закреплять приемы наклеивания, знания цветов

«Зайчик»

Создавать условия для положительных эмоций, совершенствовать умения работать ножницами, кистью, клеем

« Пчелка»

Учить детей аккуратно создавать сюжетную картинку из разных геометрических форм, приклеивать кусочки бумаги к картону, создавать изображение пчёлки, продолжать знакомство с «тёплыми» цветами (жёлтый, оранжевый, красный) .

«Пирамидка из квадратиков»

Закрепление знаний детей о предметах квадратной формы.

«Новогодняя красавица»

С использованием техники обрывания Закреплять представления детей о геометрических фигурах (треугольнике), выкладывать из них образ елочки.

Елочная игрушка «Зайка»

Изготовление новогодних подарков с использованием компьютерных дисков Создавать у детей радостное настроение в ожидании новогоднего праздника, желание самим сделать елочные украшения. Учить создавать образ зайчика из различных деталей.

«Снеговик»

Воспитывать трудолюбие учить доводить работу до конца. (Ватные диски)

«Зайчонок»

Продолжать создавать образ из ладошек , формировать интерес к аппликации . Самостоятельно создавать игровые ситуации и обыгрывать их.

«Узоры на стекле»

Развитие фантазии и воображения

«Варежка для Деда Мороза»

Декоративная аппликация. Учить раскладывать узор из геометр. фигур по замыслу детей, пользоваться клеем и салфеткой

«Угадай, кто это?»

Работа по образцу воспитателя (Геометр. Фигуры) Показать детям создания образов животных из геометр. фигур, пользуясь готовым образцом.

«Дружный паровозик»

Коллективная работа. Развивать у детей замысел, принимать участие в коллективной работе. Закреплять умение раскладывать и наклеивать готовые формы, дорисовывать детали

«Лягушонок»

Учить детей составлять изображение предмета из одинаковых форм (ладошек ) . Продолжать учить детей пользоваться аппликационными материалами , аккуратно наклеивая детали изображения.

«Цветок в горшке»

Закреплять практические навыки, умение составлять цветок из нескольких кругов цветной бумаги, наклеивая их на картон, правильно располагая

Продолжать учить детей наносить клей на детали и наклеивать их на ладошки . Учить создавать фигуру птицы из ладошки , добавляя характерные для неё детали (из кругов и треугольников). Воспитывать заботливое отношение к птицам

«Флажки на нитке»

Учить детей составлять линейную композицию из флажков, чередуя их по цвету и форме.

«Цветущая весна»

Уточнить знания о строении дерева

«Платье для матрешки»

Декоративная аппликация. Закреплять у детей умение составлять узор, наклеивать готовые формы

«Полосатый кот»

Учимся создавать образ кота из бумаги путем обрыва.

Разрывать бумагу на квадратики и наклеивать их на силуэт птички, добиваясь создания образа птички. (Мозаика)

«Мы построили скворечник – дом веселого скворца»

Воспитывать у детей заботливое отношение к птицам, развивать замысел способом аппликации из частей сделать скворечник

«Пасхальные яички»

Коллективная аппликация. Учить декорировать предмет, используя различный материал (семена, бусины, блестки, бумага и др.)

«Ракета летит в космос»

Учить детей, используя образец воспитателя выкладывать из геометр. фигур ракету и наклеивать ее на лист картона.

«Аквариум»

Учить малышей составлять коллективную работу. Развивать мелкую моторику рук, внимание. Развивать чувство формы и композиции. Воспитывать самостоятельность и аккуратность в работе.

«Весёлая ладошка»

Учить раскладывать узор из геометр. фигур по замыслу детей, пользоваться клеем и салфеткой. Развивать замысел. Воспитывать аккуратность

«Дракон»

Развивать чувство композиции. Закрепить навыки наклеивания. Закрепить знания и представления о цвете (жёлтый, форме (круглый, величине (маленький, количестве (много, качестве (пушистый) предмета; формировать навыки аппликационной техники.

«Здравствуй лето»

Вызвать интерес к созданию коллективного панно из осенних листьев. Учить раскладывать красивые листочки на голубом фоне и приклеивать.

Что еще почитать