Федеральный закон 400 ф3

В России в декабре 2013-го года был принят федеральный закон о страховых пенсиях. Позже он вступил в силу и остается актуальным до сих пор. Его основные положения и комментария определили целый ряд изменений. Например, ранее называемая трудовая пенсия начала именоваться страховой. Этот ФЗ определяет размер выплат, условия их назначения и другие особенности всех процессов, связанных со страховой пенсией. Скачать и ознакомиться с этим ФЗ можно по ссылке ниже.

Федеральный закон 400 ФЗ о страховых пенсиях

На данный момент федеральный закон РФ под номером 400 состоит из семи глав, в каждую из которых входит определенное количество статей. Всего статей – 36. Ниже приведены основные главы данного нормативно-правового акта:

  • общие положения;
  • условия назначения страховых пенсий (СП);
  • страховой стаж;
  • размер СП и фиксированная выплата;
  • установление, выплата и доставка СП;
  • сохранение права на пенсионное обеспечение в досрочном порядке по старости;
  • заключительные положения.

Особенностью этого федерального закона является наличие пяти приложений, необходимых для расчета различных показателей. Например, есть приложения со списком коэффициентов повышения фиксированной выплаты.

О чем гласит закон — общие положения

Из названия ФЗ нетрудно понять, о страховых пенсиях федеральный закон о чем гласит. Его основная цель, указанная в общих положениях – защита гражданских прав на предоставление СП. При этом, прежде всего учитывается трудовая деятельность граждан. Именно этот ФЗ определяет размеры и порядок выплаты СП. Право на СП имеют застрахованные граждане, а также в некоторых случаях – нетрудоспособные граждане или лица с иностранным гражданством (или без него). СП выплачивается при потере кормильца, а также по старости и по инвалидности.

Дополнительную информацию о том, что содержит закон 400 ФЗ «о трудовых пенсиях» в РФ, в последней редакции, можно найти .


Комментарии

Закон 400 ФЗ о страховых пенсиях 2017 с комментариями, принятый в декабре 2013-го, в действие полностью вступил в силу Российской Федерации только в 2015-ом г. Этот ФЗ стал одной из частью комплекса реформирования пенсионной системы. Он реализуется право граждан на СП. Новый установленный порядок выплат должен сбалансировать всю пенсионную систему РФ и даже стимулировать ее. При помощи данного акта ожидают, что в 2030-м г размер СП достигнет 3-кратного прожиточного минимума.

Закон о страховых пенсиях с изменениями для работающих пенсионеров

Долгие годы на государственном уровне обсуждается вопрос о том, чтобы изменить размер выплат или даже полностью их отменить для работающих пенсионеров. Однако внесение таких поправок в проекты будущих редакций не планируется. Более того, действующая редакция закона требует от ПФР ежегодного перерасчета этих выплат для работающих пенсионеров. С учетом дополнительных взносов, которые ежемесячно вносит работодатель за работающего пенсионера, его ИПК будет меняться, а по этому случаю поправки должны быть внесены и в СП гражданина. Перерасчет проводится в августе каждого года.

ФЗ 400 о страховых пенсиях по инвалидности

Все инвалиды 1-3 группы имеют право на СП – это устанавливается российским действующим законодательством. Причины инвалидности являются несущественными для установления этих выплат. Если же лицо-инвалид никогда не было застрахованным, и соответственно его стаж равен нулю, то ему будут выплачивать соцпенсию согласно 166-му ФЗ .

Федеральный закон 400 о страховых пенсиях по старости

Больше внимания сосредоточено на восьмой статье закона. В ней сказано, что по старости назначается СП в 60 и 55 лет (соответственно – мужчинам и женщинам). Однако возраст – это не единственное условие. ФЗ-400 требует еще и стаж как минимум 15 лет. При этом увеличение минимального стажа – постепенное (начиная с 6 лет). То есть установленные 15 лет будут достигнуты только в 2024 г. Третье условие – индивидуальный пенсионный коэффициент должен быть равен как минимум 11,4.

В случае потери кормильца

Нетрудоспособным гражданам, находившимся на иждивении умершего человека, закон о страховых пенсиях по случаю потери кормильца гарантирует выплаты от государства. В 10 статье перечислен список нетрудоспособных лиц, которые могут претендовать на СП. Например, в этот перечень входят несовершеннолетние дети, внуки, сестра и братья умершего, а также родители или супруги старше 55 и 60 лет.

Действующий

Важным является то, что размеры страховых пенсий лицам, которым по состоянию на 1 января 2015 г. установлены трудовые пенсии, в том числе доля страховой части трудовой пенсии, уточняются в порядке, установленном . В ст. 35 законодателем определен механизм перехода от назначения и выплаты трудовых пенсий, выплачиваемых до 1 января 2015 г., к страховым. Индивидуальный пенсионный коэффициент, в который переводятся пенсионные права, сформированные до вступления Закона в силу, рассчитывается путем деления расчетного размера страховой части трудовой пенсии на стоимость одного конвертационного пенсионного коэффициента по состоянию на 1 января 2015 г.

С 1 января 2015 г. "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" утрачивает силу, за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с комментируемым в части, не противоречащей комментируемому Закону. Другими словами, отдельные положения ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" продолжают применяться, но как вспомогательные для целей исчисления размеров пенсий.

Закон нацелен на защиту прав граждан РФ на страховую пенсию, которая предоставляется на основе обязательного пенсионного страхования. Обязательное пенсионное страхование в России существует как одна из разновидностей обязательного социального страхования, наряду с системой обязательного медицинского страхования и социального страхования от несчастных случаев. Понятие "обязательного пенсионного страхования" раскрывается в ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" и подразумевает систему мер, направленных на компенсацию гражданам заработка (выплат, вознаграждений в пользу застрахованного лица), получаемого ими до установления обязательного страхового обеспечения. Обязательное пенсионное страхование изначально создавалось для страхования работающих граждан от возможного изменения их материального, социального положения, в том числе по независящим от них обстоятельствам. Оно направлено на защиту граждан престарелого возраста, а также инвалидов, лиц, потерявших кормильца, лиц в беспомощном состоянии.

Обязательное пенсионное страхование закладывает основу для пенсионного обеспечения. До 1 января 2015 г. большинство пенсионеров России получали трудовые пенсии, и точно так же с даты вступления в силу комментируемого Закона большей части пенсионеров будут устанавливаться и выплачиваться страховые пенсии (наряду с накопительными, о которых см. "О накопительной пенсии").

1. Пенсионная система Российской Федерации состоит из государственного пенсионного обеспечения, обязательного пенсионного страхования, добровольного (дополнительного) пенсионного обеспечения (страхования). До 1 января 2014 г. также в нее входило профессиональное пенсионное страхование, которое перестало быть актуальным (подробнее см. Правительства РФ от 20 мая 1998 г. N 463, которым одобрена федеральная пенсионной реформы, определившая основные принципы и направления развития новой пенсионной модели).

Законодательство РФ о страховых пенсиях является частью законодательства о пенсионной системе (т.е. пенсионного законодательства) и одновременно - частью законодательства о государственном пенсионном обеспечении.

Гарантии обязательного пенсионного страхования, прежде всего, изложены в Конституции РФ. Норма Конституции РФ провозглашает Российскую Федерацию социальным государством, в котором обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты. Права каждого человека, в том числе и на обязательное пенсионное страхование, независимо от его возраста и иных присущих ему качеств, являются равными.

В комментируемой статьи названы отдельные федеральные законы, которые составляют основу законодательства о страховых пенсиях. Надо сказать, что само понятие законодательства является объемным и включает в себя нормативные акты разной юридической силы, в том числе и подзаконные акты (о них речь пойдет ниже).

Предметом регулирования "Об основах обязательного социального страхования" являются отношения в системе обязательного социального страхования, определяет правовое положение субъектов обязательного социального страхования, основания возникновения и порядок осуществления их прав и обязанностей, ответственность субъектов обязательного социального страхования, а также устанавливает основы государственного регулирования обязательного социального страхования.

Названный закон рассматривает обязательное социальное страхование как часть государственной системы социальной защиты населения, и одновременно - как систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и (или) социального положения работающих граждан, а в случаях, предусмотренных законодательством РФ, иных категорий граждан вследствие достижения пенсионного возраста, наступления инвалидности, потери кормильца и некоторых других событий. В контексте этого закона выплата социальных пенсий является одной из составляющих комплекса мер, принимаемых государством в рамках функционирования системы обязательного социального страхования.

В ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" пенсия по старости, пенсия по инвалидности и пенсия по случаю потери кормильца названы видами страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию.

Законом регулируются права и обязанности застрахованных лиц, страховщиков, страхователей, особенности управления системой обязательного социального страхования, основы функционирования финансовой системы обязательного страхования. Так, согласно денежные средства обязательного социального страхования учитываются на счетах, открытых территориальным органам Федерального казначейства в подразделениях Центрального банка РФ для учета операций со средствами бюджетов Пенсионного фонда РФ. Добавим, что денежные средства, учтенные на упомянутых счетах, направляются в том числе и на выплату страховых пенсий.

Обязательное страховое обеспечение понимается в законе как "исполнение страховщиком своих обязательств перед застрахованным лицом при наступлении страхового случая посредством выплаты страховой пенсии", а также иных пенсий и выплат.

Субъектами обязательного пенсионного страхования названы страхователи, страховщик и застрахованные лица, в числе страховых рисков и страховых случаев названы достижение пенсионного возраста, наступление инвалидности, потеря кормильца. В "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" урегулированы отдельные вопросы уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд РФ, регистрации и снятия с регистрационного учета страхователей в органах страховщика, права, обязанности и ответственность страховщика, страхователей, застрахованных лиц.

В комментируемого Закона содержится ссылка на "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" в части, касающейся установления порядка финансового обеспечения выплаты страховых пенсий. В данном случае следует руководствоваться положениями главы IV, посвященной финансовой системе обязательного пенсионного страхования, в том числе вопросам формирования и расходования средств бюджета Пенсионного фонда РФ. В ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" отмечается, что индивидуальный пенсионный коэффициент застрахованного лица, сумма индивидуальных пенсионных коэффициентов застрахованных лиц и стоимость одного пенсионного коэффициента определяются в соответствии со комментируемого Закона. Таким образом, в обоих рассматриваемых законах содержатся взаимные ссылки, что объясняется тем, что сферы их регулирования тесно соприкасаются друг с другом.

Структура закона подразделяется на 7 глав, включающие в себя 36 статей. Дополнительно к главам прилагается 5 приложений, в которых подробно рассматриваются коэффициенты и соответствующие данные относительно расчетов предлагаемых выплат.

Федеральный закон 400-ФЗ «О страховых пенсиях» был принят Государственной Думой 23 декабря 2013 года и одобрен Советом Федерации 25 декабря того же года. Главная причина введения нового законопроекта - наличие проблем, связанных с финансированием пенсионных выплат. Законодательством РФ была установлена цель - увеличить размер пенсий к 2030 году до уровня трех прожиточных минимумов.

Главные идеи, которые содержат главы Федерального закона 400:

  • общие положения;
  • условия и нормы назначения;
  • страховой стаж;
  • размеры выплат;
  • установление и порядок получения выплат;
  • основные права на досрочное пенсионное обеспечение;
  • заключительные положения;
  • главные приложения.

Закон регламентирует три основных вида пенсий: по старости, по инвалидности и по потери кормильца. Право на получение страховой пенсии по старости, согласно Федеральному закону №400-ФЗ, имеют граждане, достигшие определенного возраста. Для мужчин - 60 лет, для женщин - 55 лет. Главные требования: наличие трудового стажа не менее 15 лет и наличие величины индивидуального пенсионного коэффициента не менее 30.

Так же изучите основные положения о негосударственных пенсионных фондах.

Скачать ФЗ 400

ФЗ 400 «О страховых пенсиях» претерпел следующие изменения:

  • по видоизмененному закону, размер пенсионных отчислений будет зависеть от набранных пенсионных коэффициентов (ПК) на протяжении всего периода трудовой деятельности, а также от общей стоимости ПК на момент оформления пенсии;
  • размер пенсии будет зависеть от окладной части за весь период работы;
  • закон №400-ФЗ «О страховых пенсиях» регламентирует, что граждане, которые оформляют пенсионные выплаты в более поздние сроки, смогут получать дополнительный пенсионный коэффициент (ПК);
  • теперь к страховым выплатам добавляют еще и ежемесячные фиксированные выплаты - 3935 рублей. Соответствующая сумма подлежит ежегодной индексации. Инвалиды, многодетные матери и ветераны будут получать повышенную фиксированную выплату. Ознакомиться и скачать ФЗ 400 с видоизмененными правовыми аспектами можно ;
  • пожилые люди, получающие пенсионные отчисления, переходят на новый порядок расчета. Главное условие в этом случае - размер страховых пенсионных выплат не может быть ниже ранее установленных трудовых отчислений.

Комментарии

Нововведения не меняют сути документа, но наиболее актуальной версией является новая редакция, вступившая в силу в начале 2017 года. Именно этот вариант документации содержит всю информацию, которая соответствует всем изменениям и поправкам.

Правовое регулирование и порядок начисления пенсий по Федеральному закону 400-ФЗ должен подтверждаться комментариями, с которыми можно ознакомиться, перейдя .

Последние изменения 400 ФЗ «О страховых пенсиях»

С момента своего существования, ФЗ 400 о страховых пенсиях претерпел изменения. Последние были внесены 19 декабря 2016, которые вступили в законную силу с 01 января текущего года.

Изменения затронули отдельные положения соответствующего акта. Стоит отметить, что несмотря на нововведения, все закрепленные здесь нормы сохраняют свою правовую силу.

Статья 8

В конце 2016 года, законодательство России дополнило 1.1 часть 8 статьи. Страховая пенсия по старости для лиц, которые замещают государственные должности РФ, а также должности госслужбы и должности городской службы, назначается по достижению ими соответствующего возраста, приписанного в приложении 5 настоящего Федерального закона.

Статья 9

Соответствующая статья закона №400-ФЗ, которая рассматривает условия назначения страховой пенсии по инвалидности никаким изменениям не подвергалась. То есть право на получение страховки имеют лица, признанные инвалидами 1, 2 или 3 группы.

Статья 10

Раздел 10 Федерального закона №400-ФЗ регламентирует положения назначения страховой пенсии по случаю потери кормильца. Право на получение соцстраха имеют нетрудоспособные члены семьи умершего кормильца, которые находились на его иждивении. Поправкам или доработкам ст 10 не подвергалась.

Статья 12

В декабре 2016 г. был дополнен 10 пункт 1 части рассматриваемого закона. Изменился период, в течение которого лица ошибочно были привлечены к уголовной ответственности и позже реабилитированы, а также временно отстранены от работы в порядке, установленным уголовно-процессуальным законодательством РФ.

Статья 15

Больше всех изменений в Федеральном законе 400-ФЗ претерпела ст 15. Нововведения касаются следующих частей:

  • 11 часть четвертого абзаца . Сумма индивидуальных пенсионных показателей теперь назначается в соответствии с законодательством России о налогах и сборах и Федеральным законом от 15 декабря 2001 года ;
  • 12 часть первого абзаца. Коэффициент за полный календарный год, который засчитывает страховой стаж, предусматривается теперь пунктами 1, 6, 8 и 10 части 1 статьи 12;
  • 15.1 часть. 01 января 2017 вступает в силу назначение страховой пенсии по старости при возникновении права на данную пенсию, включая возраст, предусмотренный ст 8 части 1.1 рассматриваемого закона;
  • 18 часть. Изменилась величина индивидуального пенсионного коэффициента, а также сменилось законодательство, в соответствии с которым высчитывают сумму и размер страховых взносов;
  • 19 часть. При расчете максимального значения индивидуального пенсионного коэффициента, полагаться следует на законодательство России о налогах и сборах и на кодексы РФ об обязательном социальном страховании;
  • 24 часть. Норма, относительно страхового обеспечения по старости, регламентируется частью 1 или 1.1 статьей 8 закона 400.

Статья 17

Поправки в ст 17 закона №400-ФЗ в предыдущем году не вносились. Условия повышения установленной выплаты к страховой пенсии остались теми же, которые были прописаны в первоначальной редакции документа.

Статья 21

Последние изменения в 21 положении заносились 29 декабря 2015 года. На территории России, выплата страховой пенсии пенсионерам производится соответствующим органом, за исключением тех случаев, которые предусмотрены ст 26.1 Федерального закона №400.

Статья 30

В новой редакции изменения коснулись периода работы, засчитываемого в стаж работы. Обязательные нормы устанавливаются .

Изучив последнюю редакцию документа, можно будет решить любой вопрос, касающийся страховых выплат. В акте представлены все поправки, дополнения и изменения, внесенные в редакцию закона №400-ФЗ.

400-ФЗ от 28.12.2013 г. принят во исполнение Конституции и в соответствии с Законом от 15 декабря 2001 года № 167. Цель нормативного акта состоит в обеспечении гражданам гарантий в получении денежных средств в связи с окончанием трудовой деятельности. Рассмотрим далее некоторые положения Закона "О страховых пенсиях".

Общая характеристика

Рассматриваемый нормативный акт определяет в первую очередь . При этом во внимание принимается существенность трудовой деятельности или другого общественно-полезного занятия людей в государстве с социально-ориентированной экономической моделью. В соответствии с документом формируется материальная основа для финансового обеспечения граждан конкретных категорий для удовлетворения их ключевых жизненных потребностей. На базе этого нормативного акта реализуется субсидиарная ответственность государства.

Категории граждан

Лица, имеющие право на страховую пенсию , перечисляются в ст. 4 комментируемого акта. Соответствующие юридические возможности получают:


Особые случаи

В законодательстве предусматривается право на досрочное назначение страховой пенсии. Согласно рассматриваемому нормативному акту, им могут воспользоваться граждане, индивидуальный коэффициент которых не меньше 30 и которые работали в особенных трудовых либо природно-климатических условиях. Соответствующие положения устанавливают статьи 30-32.

Выбор выплат

В российском законодательстве устанавливаются разные. Если статус гражданина предусматривает одновременное получение нескольких выплат, то субъект должен выбрать одну из них. Для некоторых лиц, однако, может быть сделано исключение. Соответствующие случаи установлены в Законе №167. Согласно нормативному акту, допускается одновременное получение выплаты по государственному обеспечению и страховой пенсии. Расчет и предоставление последней при этом осуществляются вне зависимости от накопительной суммы. Обратиться за назначением страховой выплаты гражданин может в любое время с момента возникновения соответствующего права.

Классификация

Рассматриваемый Закон определяет такие , как:

  1. По старости.
  2. По инвалидности.
  3. Вследствие потери кормильца.

Для каждого типа предусматриваются общие и специальные правила получения.

Финансовое обеспечение

Оно устанавливается в соответствии с Законом №167. В нормах определен порядок финансирования выплат страховых пенсий, фиксированных сумм к ним и их повышений. В случае внесения в ФЗ 400 изменений, влекущих увеличение затрат на денежное обеспечение, должны быть приняты корректирующие положения к бюджетному законодательству на текущий и предстоящий периоды. Кроме этого, дополнению подлежит Закон о финансировании ПФР.

Выплаты по старости

Закон "О страховых пенсиях " устанавливает требования, которым должны соответствовать граждане для получения соответствующих сумм. Основными требованиями являются:

  1. Достижение установленного возраста. Для мужчин он составляет 60, для женщин - 55 лет.
  2. Наличие страхового стажа, продолжительностью не менее 15 лет.
  3. Величина индивидуального коэффициента должна быть не меньше 30.

Выплаты по инвалидности

ФЗ 400 устанавливает, что возможностью получать денежные суммы данного типа могут воспользоваться граждане, имеющие 1, 2 гр. Признание субъекта инвалидом, установление соответствующей группы осуществляется федеральными учреждениями МСЭ. Правила проведения освидетельствования установлены в Законе №181. Страховая выплата назначается вне зависимости от причины инвалидности, длительности стажа. Не имеет значения, продолжает ли гражданин трудовую деятельность или выполняет другую общественно-полезную работу. Во внимание также не принимается время наступления инвалидности (во время работы, после ее прекращения или до поступления на предприятие). Если у субъекта полностью отсутствует страховой стаж, ему назначается социальное пособие по правилам, предусмотренным в Законе №166.

Выплаты вследствие потери кормильца

Правом на получение пенсии обладают нетрудоспособные близкие умершего застрахованного лица, если они состояли на его иждивении. Исключение из данной категории составляют субъекты, совершившие преступление, повлекшее гибель указанного гражданина и установленное в порядке уголовного судопроизводства. Один из супругов, родителей или иной член семьи может получить выплату вне зависимости от того, были ли они на иждивении умершего или нет. В ряде случаев кормилец в семье признается безвестно отсутствующим. При наличии соответствующего решения суда его родственники приравниваются к близким умершего гражданина.

Нетрудоспособные категории

В пункте втором 10 статьи ФЗ 400 определены граждане, которые обладают возможностью получить выплаты вследствие потери кормильца. К ним относят нетрудоспособных:


Нюансы

Близкие умершего будут считаться состоявшими на иждивении, если они получали помощь, которая выступала как постоянный и основной источник дохода, или были на полном содержании умершего. Особое положение в ФЗ 400 предусмотрено для детей. Они считаются иждивенцами по умолчанию, если не объявлены полностью дееспособными в соответствии с законодательством или не достигли 18 лет. Нетрудоспособные супруг/супруга или родители, которые не состояли на иждивении, могут рассчитывать на получение выплаты, если вне зависимости от времени, прошедшего с момента смерти застрахованного лица, утратили основной и постоянный источник средств своего существования.

Дополнительно

Страховая выплата вследствие потери кормильца-супруга при вступлении в новый официально зарегистрированный брак сохраняется. На пособие могут рассчитывать также усыновители и усыновленные наравне с родителями и родными детьми. Мачеха и отчим имеют право на получение пенсии так же, как и родные мать и отец, если они содержали и воспитывали умершего ребенка не меньше пяти лет. Выплата семье, потерявшей кормильца, предусматривается вне зависимости от продолжительности стажа умершего, времени и причины смерти. Исключение составляют случаи, определенные в 11 статье ФЗ 400. В соответствии с ней при полном отсутствии стажа у умершего или при совершении нетрудоспособными близкими уголовного деяния, повлекшего его гибель, начисляется социальное пособие по правилам Закона № 166.

"1. Установить, что граждане Российской Федерации, замещавшие должности в аппарате Исполнительного Комитета Союза Беларуси и России и в Секретариате Парламентского Собрания Союза Беларуси и России (далее - должностные лица), при наличии на день увольнения из аппарата Исполнительного Комитета Союза Беларуси и России и из Секретариата Парламентского Собрания Союза Беларуси и России (далее - аппараты органов Союза) стажа государственной службы не менее предусмотренного приложением к Федеральному закону от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" имеют право на ежемесячную доплату к страховой пенсии по старости (инвалидности), назначенной в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", либо к пенсии, досрочно назначенной в соответствии с Законом Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" (далее - ежемесячная доплата к пенсии), при увольнении из аппаратов органов Союза в случае:";


Что еще почитать