Образовательная программа для монтессори сада. План работы с детьми по Монтессори педагогике. Спорные моменты в методике Монтессори

Содержание

Уникальную систему раннего развития детей выбирают многие родители как в России, так и многих других странах мира. Эта программа развивающих занятий универсальна, поэтому подходит и для коррекционных классов. Методика Монтессори поощряет свободное воспитание ребенка и позволяет проводить раннее обучение даже самых маленьких крох возрастом до года.

Что такое методика Монтессори

Это система воспитания ребенка, которую разработала в начале двадцатого века Мария Монтессори – итальянский педагог. Она создала особую развивающую среду и основной своей задачей видела адаптацию малышей к обществу и развитие у них навыков самообслуживания. Педагогика Монтессори не ставила цель повысить уровень интеллекта, но результаты обучения были неожиданными – в течение нескольких месяцев дети с отклонениями в развитии догнали и в некоторых случаях даже перегнали своих здоровых ровесников.

После обобщения теоретических работ других ученых и самостоятельно проведенных экспериментов педагог создала авторскую методику развития детей, которая была названа ее именем. Вскоре после этого программа Монтессори была внедрена в образование деток с нормальным уровнем психического развития и показала впечатляющие результаты. Главное отличие методики от других подобных систем – это стремление к саморазвитию крохи.

Развитие ребенка по системе Монтессори

Главный девиз итальянского педагога – «помоги ребенку сделать самостоятельно». Предоставив малышу полную свободу выбора занятий и организовав индивидуальный подход к каждому, Монтессори умело направляла деток на самостоятельное развитие, не стремясь переделать их, а признавая их право оставаться самими собой. Это помогало ребятам легче раскрывать творческий потенциал и достигнуть более высоких результатов в развитии мышления, чем у их сверстников, которых обучали иначе.

Занятия по методике Монтессори не допускали сравнения детей или соревновательных настроений. В ее педагогике не было общепринятых критериев оценивания или поощрения ребят, как запрещены были и принуждения, наказания. По наблюдению педагога, каждый ребенок хочет быстрее стать взрослым, а достичь этого у него выйдет только, получая свой жизненный опыт, поэтому воспитатель должен дать ему право быть независимым, выступая преимущественно наблюдателем, а помогать лишь при необходимости. Предоставление крохе свободы приводит к воспитанию самостоятельности.

Детям разрешено самостоятельно выбирать скорость и ритм занятий, который будет для них максимально эффективным. Они сами определяют, сколько времени отвести на игру, какой материал использовать в обучении. При желании ученик меняет окружающую обстановку. И самое главное – кроха самостоятельно выбирает направление, в котором хочет развиваться.

Основная философия педагогики

Школа Монтессори ставит перед собой цель в направлении к самостоятельной деятельности. Задачей педагога является использование всех доступных средств для развития независимости, чувственного восприятия ребят, особое внимание уделяя осязанию. Воспитатель должен с уважением относиться к выбору малыша и создать для него среду, в которой будет комфортно развиваться. Педагог в процессе обучения соблюдает нейтралитет и выступает наблюдателем, помогая ребенку лишь, если тот сам обратиться к нему с просьбой об этом. Монтессори в процессе своей работы прошла к таким выводам:

  • ребенок является уникальной личностью уже с момента появления на свет;
  • родители и учителя должны лишь помогать малышу раскрывать потенциал, не выступая при этом идеалом в способностях и характере;
  • взрослые должны лишь подсказывать малышу в его самостоятельной деятельности, терпеливо дожидаясь проявления инициативы от самого ученика.

Основные принципы

Ключевую роль методики играет идея самовоспитания. Родителям и учителям следует определить, что деткам интересно и создать подходящие развивающие условия, объяснив, как можно получать знания. Авторская методика Марии Монтессори предполагает действие по принципу ответа на запрос ребенка: «Помоги мне сделать это самому». Постулаты данного педагогического подхода:

  • малыш принимает решения самостоятельно, без помощи взрослых;
  • развивающая среда предоставляет ребенку возможность обучаться;
  • воспитатель вмешивается в процесс обучения лишь по просьбе ребенка.

Автор методики говорила, что нет необходимости обучать чему-то детей специально, следует лишь увидеть в них личностей. Ребята самостоятельно реализуют свои способности и возможности, для этого их помещают в подготовленную среду. Чтобы развитие проходило в оптимальном режиме, Монтессори сформировала ключевые принципы обучения:

  1. Индивидуальность. Главнейшее правило построение методики обучения – индивидуальный подход. От педагога требуется помочь подопечному максимально реализовать уже заложенный в нем от рождения потенциал.
  2. Самокоррекция. Дети сами должны заметить свои ошибки и попробовать исправить это самостоятельно.
  3. Личное пространство. Данный принцип подразумевает осознание собственного положения в группе и понимание того, что каждый предмет имеет свое место. Подход помогает ненавязчиво привить крохе знания о порядке.
  4. Социальное взаимодействие. Методика предлагает создавать группы с детками разных возрастов, при этом младшие будут получать помощь от старших. Такие социальные навыки прививают ребятам стремление заботиться о близких.
  5. Жизненный опыт. Развитие происходит с помощью настоящих бытовых предметов. При взаимодействии с ними малыши учатся завязывать шнурки, сервировать стол, пр. Так ребята получают полезный жизненный опыт с ранних лет.

Достоинства и недостатки системы

Невзирая на то, что педагогика Марии Монтессори признана одной из лучших в мире, многие не поддерживают ее идеи. Родителям следует внимательно изучить ее положительные и отрицательные стороны. Плюсы системы воспитания:

  • детки развиваются самостоятельно, без вмешательства и давления взрослых;
  • ребята открывают мир опытным путем, что способствует лучшему усвоению материала;
  • подбирается индивидуальный комфортный темп развития;
  • малыши учатся уважать личное пространство других;
  • нет негатива, насилия или критики по отношения к ученикам;
  • умственное развитие происходит через органы чувств, при этом большое внимание уделяется мелкой моторики;
  • разновозрастные группы формируются с учетом интересов деток;
  • такой подход помогает вырастить самостоятельную личность;
  • ребята с самого раннего возраста учатся принимать решения самостоятельно;
  • малыши учатся заботиться о других через помощь более младшим ученикам в группе;
  • развивается навык взаимодействия в социуме, воспитывается самодисциплина.

Недостатков у системы Монтессори меньше, но для некоторых родителей они являются принципиально важными при выборе методики воспитания. Минусами такого подхода к воспитанию являются:

  • недостаточное внимание уделяется развитию фантазии, креативности, навыков коммуникации;
  • для дошкольников игра – главный вид деятельности, однако Монтессори считала, что игрушки не дают ребенку пользы для практической жизни;
  • поступая в школу ученику сложно перестроиться на другой вариант взаимодействия с педагогом;
  • детки мало знакомятся со сказками, которые дают представление о добре и зле, учат выходить их разных жизненных ситуаций;
  • ребята, воспитанные по методике Монтессори, иногда с трудом адаптируются к дисциплине традиционной школы;
  • система не предлагает выполнение физических упражнений, поэтому малышам недостает двигательной активности.

Особенности разделения учебного пространства по Монтессори

Главный элемент авторской педагогики – развивающая среда: все оборудование и мебель должны строго соответствовать росту, возрасту, пропорциям ребенка. Ребята должны самостоятельно справляться с необходимостью перестановки предметов в комнате, при этом делать это максимально тихо, чтобы не мешать другим. Такие действия, по мнению Монтессори, прекрасно развивают моторику.

Ученикам предоставляется свобода выбора место, где они будут заниматься. Помещение должно иметь много свободного пространства, доступ свежего воздуха, быть хорошо освещенным. Приветствуется панорамное остекление для максимального обеспечения зоны дневным светом. При этом интерьер должен быть элегантным и красивым, со спокойной цветовой палитрой, не отвлекающей внимание детей. Обязательное использование хрупких предметов в обстановке, чтобы малыши учились ими пользоваться и понимать их ценность.

Обязательно предусматривается возможность использовать учениками воду, с этой целью раковины устанавливаются на доступной малышам высоте. Учебные пособия находятся на уровне глаз учеников, чтобы они могли использовать их без помощи взрослых. При этом всех материалов, предоставленных детям, должно быть по одному – это учит ребят поведению в обществе, учитывать потребности других людей. Основное правило эксплуатации материалов – пользуется тот, кто первый взял. Ребята должны уметь договариваться, обмениваться друг с другом.

Развивающая среда делится на несколько зон, для каждой из которых предусмотрены определенные материалы для занятий. Ими выступают игрушки и предметы из натуральных материалов. Авторская система выделяет такие основные зоны:

  • практическую;
  • сенсорную;
  • языковую;
  • математическую;
  • космическую.

Зона реальной жизни

Данную область обучения еще называют практической. Основная функция материалов здесь – обучить ребят бытовым делам, сформировать гигиенические привычки. Занятия в зоне реальной жизни помогают малышам научиться:

  • ухаживать за собой (менять одежду, готовить, пр.);
  • коммуницировать с другими учениками, педагогом;
  • ухаживать за вещами (поливать цветы, убирать помещение, кормить животных);
  • передвигаться разными способами (ходить по линии, бесшумно, пр.).

Обычные игрушки в практической зоне не приветствуются, а все учебные материалы должны быть настоящими. Детям предлагаются:

  • сосуды для переливания воды;
  • комнатные цветы в горшках;
  • бизиборды или «умные доски»;
  • ножницы;
  • срезанные цветы;
  • лейки;
  • скатерти;
  • совок с веником;
  • полоски, которые наклеивают на пол (по ним ребята ходят, перенося разные предметы).

Зона сенсорного развития

В данной части используются материалы для развития сенсорного восприятия, с помощью которых малыш также тренирует мелкую моторику. Использование этих вещей готовит ребят к знакомству с разными предметами, преподающимися в школе. В зоне сенсорного развития используются:

  • звонки, шумовые цилиндры;
  • наборы блоков с цилиндрами-вкладышами, коричневая лестница, розовая башня, пр.;
  • цветные таблички;
  • таблички разного веса (учат различать массу предметов);
  • коробочки с запахами;
  • теплые кувшины;
  • шершавые таблички, клавишная доска, разные типы тканей, доска для ощупывания;
  • сортеры, сенсорные мешочки, биологический комод, конструктор;
  • вкусовые баночки.

Зона математики

Эта часть помещения связана с сенсорной: кроха сравнивает, упорядочивает, измеряет предметы. Такие материалы, как штанги, розовая башня, цилиндры отлично готовят к усваиванию математических знаний. В данной зоне предполагается взаимодействие с конкретным материалом, что облегчает усвоение математики. С этой целью используют:

  • конструктивные треугольники, геометрический комод;
  • цепочки из бусин (помогают изучать линейные числа);
  • цифры, числовые штанги из шершавой бумаги, веретена (нужны для самых маленьких, которые еще не знакомы с числами от 0 до 10);
  • башня из разноцветных бусин (знакомят ребенка я числами от 11 до 99);
  • числовой и золотой материал из бусин (при их комбинировании ребят учат десятичной системе);
  • таблицы математических действий, марки.

Языковая зона

Материалы, которые используются в части сенсорного развития способствуют речи малыша, поэтому эти 2 зоны тоже тесно связаны между собой. Педагоги, которые работают в детских садиках и развивающих центрах по методике Монтессори, ежедневно предлагают ребятам игры и упражнения на развитие речи, следят за правильным произношением и использованием слов. При этом используются различные ролевые и творческие игры, где малыши учатся сочинять рассказы, описывать действия и предметы, пр. Для отработки навыков чтения и речи применяют:

  • книги;
  • рамки для штриховки;
  • буквы из шершавой бумаги;
  • коробочки с фигурками для интуитивного чтения;
  • подвижный алфавит;
  • подписи к предметам;
  • карточки с изображением разных предметов;
  • металлические фигурки-вкладыши.

Космическая зона

Это часть класса, где ребята получают знания об окружающей среде. Педагогу здесь нужно учитывать, что построение занятия происходит абстрактно. Часто деткам предлагают наглядный пример с каким-то явлением, благодаря чему он самостоятельно приходит к определенным выводам. В космической зоне работают с:

  • литературой, содержащей информацию на ту или иную тему;
  • календарями, линией времени;
  • макетом солнечной системы, континентов, ландшафтов;
  • классификацией животных и растений;
  • материалами для проведения опытов, экспериментов.

Метод Монтессори в домашних условиях

Чтобы воплотить в жизнь методику, родителям стоит создать для малыша подходящую атмосферу – заняться зонирование пространства. Место для индивидуальных занятий обустраивается дидактическим материалом, помогая взрослым поддерживать порядок, а ребенку хорошо ориентироваться в «игрушках». Пять основных зон свободно располагаются даже в небольшой комнате, главное требование – чтобы все предметы были упорядочены и доступны для ученика. Чтобы добиться успеха при обучении ребенка по методике Монтессори, к зонам предъявляются такие требования:

  1. Практическая. Дети получают в ней элементарные бытовые умения. Инвентарем могут служить щетки, совки, пуговицы, шнурки, наборы для чистки обуви, пр.
  2. Зона восприятия. Элементы должны отличаться формой, цветом, размером, весом (крышки, бутылки, коробочки, баночки, пр.). Мелкие предметы помогают развить мелкую моторику, отработать движения, развить память, внимание.
  3. Математический уголок. Предметы должны совершенствовать навыки абстрактного мышления, тренировать усидчивость и терпеливость. Материалами выступают наборы геометрических фигур, счетные палочки, пр.
  4. Языковая зона. Малышу предлагают все, что необходимо для письма и чтения – кубики, объемные буквы, азбуку, прописи.
  5. Космическая часть. Знакомит с окружающим миром (загадками природы, погодными явлениями, пр.). Материалом выступают карты, фигурки или изображения животных, камешки, ракушки, книжки, пр.

Компоненты, необходимые для организации обучения в домашних условиях

Процесс обучения построен на взаимодействии ученика с материалом, которым могут выступать любые предметы – специально купленные или сделанные игрушки, бытовые вещи (баночки, кусочки ткани, щеточки, пр.), книжки, объемные цифры и буквы, геометрические фигуры, краски, пластилин. Важным элементом в методике Монтессори является музыкальные приветствия, которые помогают к каждой фразе подобрать несложные действия, легко повторяемые малышом. Это предоставляет возможность дополнить занятия физической активностью, развивать память.

Систему Монтессори по желанию можно использовать при воспитании деток в домашних условиях. Все необходимые обучающие и игровые материалы родители покупают или делают собственноручно. Детские песенки легко найти и скачать из интернета. От родителей требуется лишь обустройство помещения для занятий и пассивная помощь ребенку во время уроков. При этом, большим плюсом методики является ее универсальность, то есть даже разновозрастные детки могут одновременно заниматься в игровых зонах, выполняя разные упражнения.

Методика Монтессори для детей от 1 года

На данном этапе тренируется моторика пальцев и продолжается развитие сенсорного восприятия. Кроме того, деткам дают элементарные знания о порядке. Система Монтессори для самых маленьких предполагает использование безопасных материалов и игр, выполненных из натурального сырья (дерево, каучук, ткани). Кроха возрастом 1 год и старше уже умеет концентрировать внимание, активно повторяет действия за взрослыми, учиться связывать действия с последствиями.

Специальные упражнения

Методика Монтессори гармонично вписывается в любую систему семейных отношений. Малыша не нужно заставлять выполнять какие-либо действия, вместо этого проследите, к чему он больше тянется, чем любит заниматься, и направьте энергию в нужное русло. С этой целью можно использовать творческие, логические, дидактические игры. К примеру:

  1. Секретная коробочка. Сложите в большой сундучок баночки, флакончики, маленькие коробочки. В каждый из предметов положите еще что-то более мелкое. Раскручивая и раскрывая предметы, детки тренируют мелкую моторику.
  2. Рыбалка. Любимую игрушку крохи помещают в глубокую/широкую миску, засыпают крупой, макаронами. Дополнительно в сыпучем содержимом зарывают каштаны, небольшие колбочки и другие предметы. Ученик должен отыскать спрятанное.
  3. Художник. Распечатайте шаблон рисунка, дайте его крохе вместе с кусочками цветной бумаги. Смажьте фигурку клеем и предложите разукрасить ее с помощью цветных кусочков.

Игротека для ребенка от 2 до 3 лет

По ходу взросления деток роль родителей все больше должна переходить в наблюдательную позицию. В возрасте 2-3 лет ребята уже понимают, что для получения определенного результата, нужно учиться, причем процесс обучения становится им интересен. Походящими играми будут:

  1. Пазлы. Разрежьте старые открытки на 4-6 частей, покажите крохе, как их можно сложить в одну картинку и предложите повторить.
  2. Конструктор. Используются лоскутки ткани, камушки, бусинки, веревочки, пр. Задача родителей – предоставить чаду материалы и наблюдать. Карапуз сам найдет способ их комбинировать.
  3. Сортировщик. Игра призвана приучить кроху к тому, что у каждого предмета в доме есть свое место. Кроме того, малыш будет привыкать группировать вещи по цвету, способу применения, размеру. Обеспечьте его разными предметами, корочками и ящичками, установив правила и несколько раз показав место каждой вещи.

Спорные моменты в методике Монтессори

Основным преимуществом методики является самостоятельное развитие ребенка, при комфортной ему скорости, без строгого вмешательства взрослых. Тем не менее, есть несколько спорных аспектов, которые ставят под сомнение эффективность системы Монтессори, к примеру:

  1. Обучение больше направлено на умственное развитие, при этом физическому уделяется минимум внимания.
  2. Большинство пособий развивают аналитическое, логическое мышление, мелкую моторику, интеллект. Эмоциональная и творческие сферы практически не затрагиваются.
  3. Замкнутым, стеснительным деткам методика Монтессори, по мнению психологов, не подходит. Она предполагает самостоятельность и свободу, а тихие детки вряд ли попросят помощи, если вдруг не смогут что-то сделать.
  4. Педагоги отмечают, что после обучения по данной системе ребята с трудом адаптируются под школьные условия.

Видео

Нашли в тексте ошибку? Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Улыбка»

Педагогический проект по методике

М. Монтессори.

«Помоги мне это сделать самому»

Составила: Валей Т. В.

Актуальность:

У детей младшего дошкольного возраста слабо развиты тактильные ощущения, зрительные, слуховые восприятия, отчего страдает речь, память, внимание, воображение. Восприятие происходит при непосредственном участии органов чувств (глаз, ушей, рецепторов кожи, слизистой носа и рта).

Монтессори-методика хороша тем, что полностью погружает детей в мир самых разнообразных, трансформирующихся игр, которые никогда не заканчиваются, не ломаются, не надоедают. Более того эти игры обучают ребенка навыкам, которые в дальнейшем помогут ему легче ориентироваться в жизни, в быту, и даже в отношениях.

Качественное развитие детей можно организовать совершенно бесплатно с помощью самых обыкновенных предметов, находящихся у нас под рукой.

Цель проекта:

Знакомство детей раннего возраста с многообразием окружающего мира.

Задачи проекта:

    Помочь ребенку в процессе ориентировочно - исследовательской деятельности приобрести чувственный опыт.

    Развивать представления о цвете, форме, величине и других свойствах предметов.

    Развивать представление о звуках окружающего мира (детские музыкальные инструменты, звуки природы, человеческая речь и т.д.)

    Развивать и расширять словарь детей.

    Воспитывать живой интерес ко всему новому необычному.

Участники проекта:

Воспитатель, дети, родители.

Формы работы:

Работа с родителями:

Консультации для родителей: «Помоги мне это сделать самому», «Гуляем зимой», «Играем с водой и песком».

«Мамины книжки»

«Развиваем мелкую моторику» (индивидуально)

Предложение к родителям:

«Шьём мешочки», «Изготовим погремушки», Изготовим рамки», « Делаем карточки», «Соберём винтики и болтики»,

Методика: дидактические, подвижные, словесные игры, использование дидактического материала, природного и бросового материала.

Прогнозируемый результат:

    Накопление разнообразного сенсорного опыта, который на следующих этапах обучения позволит систематизировать накопленные знания, приобрести новые, а так же использовать их в разнообразных ситуациях.

    У детей развиты представления о цвете, форме, величине и других свойствах предметов.

    Развиты представление о звуках окружающего мира (детские музыкальные инструменты, звуки природы, человеческая речь и т.д.)

    Активизирован словарный запас.

    Родители принимают активное участие в совместной деятельности с педагогом по данной теме.

    Расширены представления о разнообразии окружающего мира.

Этапы реализации проекта:

1. Подготовительный этап. Октябрь 2014 г.

Анкетирование родителей.

Изучение литературы по теме проекта.

Разработка перспективного плана работы по методике М.Монтессори.

Подбор наглядно-методических пособий, наборов бросового материала.

Оформление родительского уголка.

Мероприятия

участники

Игры с водой: «Переливаем», «Цветная вода» 1.

Знакомство со свойствами жидкости (течёт, перекрашивается)

Знакомство с цветом

Воспитатель и дети

Игры с крупой: «Пересыпаем», «Наполним кастрюлю» 1.

Развитие мелкой моторики. Учить определять количество сыпучего материала (много – мало, больше – меньше, столько же)

Воспитатель и дети

Игры детей с коробочками (по боковым сторонам отверстия): «Угадай на слух» (ощупь)

Развитие тактильных, слуховых ощущений, речи и словаря детей

Воспитатель, родители и дети

Мешочки с наполнением

Развитие тактильных и зрительных ощущений

Воспитатель, родители, дети

«Тени на стене»

Изготовление теневого театра

«Гуляем в темноте», «Фонарик», «Свеча»

Развитие зрительного восприятия (свет и тень).

Формирование представлений о свете и темноте.

Развитие словаря (темно – светло, тускло – ярко)

Воспитатель, родители и дети

Показ русской народной сказки «Теремок» (теневой театр)

Развитие зрительных ощущений, восприятие света и тени

Воспитатель родители и дети

Игра « Холодно – тепло – горячо»

Игра «Помоем посуду»

Знакомство со свойствами льда снега и агрегатным состоянием воды

Воспитатель и дети

Игры: «2 коробки», «Где твоё место»

Закреплять знания о величине в ходе практических действий с игрушками

Воспитатель родители и дети

Игра «Назови правильно»

Расширение словарного запаса, умение классифицировать предметы по категориям

Игра «Разложи фигуры по местам»

Знакомство с геометрическими фигурами (плоские формы)

Воспитатель и дети

Игры с объёмными геометрическими фигурами (одного цвета): «Найди такую же фигуру», «Лишняя фигура»

Подбирать нужную форму путём зрительного соотношения

Воспитатель и дети

Игры со шнурами, пуговицами, крючками, петлями, бантиками, липучками, застёжками «молния»

Развитие мелкой моторики пальцев рук

Воспитатель, родители и дети

Игра «Разложи по порядку»

Расширение представлений о живой природе. Расширение словарного запаса (зёрнышко -росток - подсолнух; яйцо- цыплёнок - курица).

Воспитатель и дети

Игра: «Винтики – болтики»

Развитие кисти, концентрация внимания

Воспитатель, родители и дети

Игра: «Солнышко свети»

Развитие трёх пишущих пальцев

Воспитатель, родители и дети

Литература:

1. Е. А. Янушко «Сенсорное развитие детей раннего возраста»

2. Программа воспитания и обучения в детском саду. Под редакцией М.А. Васильевой.

3. К. Сумнительный (кан. Пед. Наук) «Помоги мне это сделать самому» (школа Монтессори).

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида № 7» МО

«Лениногорского муниципального района» Республики Татарстан

Рабочая программа

дополнительной образовательной деятельности

«Круг Монтессори»

Для детей первой младшей группы

(2 - 3 лет)

Составила воспитатель

первой квалификационной категории

Галимова Лилия Рихватовна

Лениногорск 2015 г.

Пояснительная записка

Программа «Круг Монтессори» предназначена для работы с детьми от 1,5 лет. Она способствует постижению маленькими детьми обыденной жизни, их самостоятельному развитию в окружении простых вещей. И направлена на раннее развитие детей. Программа включает в себя к упражнения по методу Марии Монтессори и ее последователей. Раннее развитие – интенсивное развитие способностей ребенка до 3-4 лет. Получение информации для ребенка является необходимостью. Методики раннего развития существуют как раз для того, чтобы помочь малышу справиться с этой нелегкой задачей.

Почему в основу программы положены идеи М. Монтессори? Развивающих методик много, но методика Марии Монтессори не только признана – в некоторых странах (Италии, Японии, Германии), она является ведущей. Метод Марии Монтессори пробуждает и развивает естественное желание учиться, узнавать новое – в том объеме, который ребенок в состоянии освоить. Он делает не просто то, что хочет, а то, к чему готов.

В процессе развития личности бывают периоды спада и подъема. Когда наступает благоприятный (сенситивный) период, малыш становится наиболее восприимчивым к формированию определенных умений и навыков, а заложенные в нем способности развиваются без особых усилий с его стороны. Но благоприятные периоды приходят и уходят безвозвратно. К сожалению, повлиять на этот процесс невозможно. Но можно в нужное время создать максимально подходящие условия для развития малыша. Можно также предвидеть наступление следующего благоприятного периода и заранее подготовиться к нему. Так, период от рождения до 6 лет – период активного развития речи, от рождения до 5 лет – период активного чувственного (сенсорного) развития, от рождения до 3,5 лет – движение как способ познания мира, от 2 до 4 лет – период формирования представления о порядке и аккуратности, от 2,5 до 6 лет – период усвоения норм поведения в обществе.

Упражнения по методу Марии Монтессори позволяют создать условия для развития тех или иных способностей.

Основной девиз методики: «Помоги мне это сделать самому».

Основные принципы:

Создать развивающую среду, предоставив объекты для изучения;

Не мешать ребенку самостоятельно приобретать знания, помогая только в случае необходимости, или если ребенок сам вас об этом попросит;

Помочь ребенку освоиться в окружающем мире, подготовить для этого условия;

Поддерживать детский интерес.

Цель программы:

Изучение окружающего мира доступным для ребенка способом – опираясь на чувственный опыт и развитие мелкой моторики рук.

Задачи:

    Образовательно-развивающие:

    Обучение навыкам практической жизни и развитие самостоятельности;

    Сенсорное развитие ребенка;

    Развитие математических способностей;

    Расширение кругозора ребенка;

    Развитие речи ребенка путем развития мелкой моторики рук.

    Оздоровительные:

    Создание благоприятного эмоционального фона у ребенка;

    Организация максимально подходящих условий для развития ребенка.

    Воспитательные:

    Формирование у ребенка интереса к работе с различным материалом;

    Усвоение социальных норм поведения;

    Развитие навыков общения: учить детей играть, не мешая друг другу; уметь договариваться.

Методы и приемы:

Наглядный, словесный, практический

Кружок «Круг Монтессори» проводится один раз в неделю по 10 минут, с сентября по май 2015– 16уч. года.

Для методики Марии Монтессори не существует понятия: дети должны. Есть свои критерии:

Дети естественным образом развивают математические способности;

Отличаются развитым словарным запасом;

Развивается культура речи (учимся слушать тишину);

Развивается чувство собственного достоинства (свобода выбора);

Развивается чувство сопереживания.

Формы работы с родителями.

Родительское собрание «Педагогика Марии Монтессори» - ознакомление родителей с программой ДОД

Октябрь

Не традиционное родительское собрание «Путешествие в страну Сенсорику»

(игровой практикум)

Ноябрь

1.Изготовление пособий для развития мелкой моторики рук

2. Конкурс «Лучшая дидактическая игра из бросового материала»

Декабрь

1.Мастер – класс для родителей «Учимся играть с детьми»

2. «Вечер вопросов и ответов» - обсуждение интересующих вопросов

Январь

Родительское собрание «Как я играю с ребенком» - родительские презентации

Февраль

Показ видео занятия по ДОД

Март

Фотовыставка

Апрель

Открытый показ ДОД для родителей «День открытых дверей»

Май

«Мама, папа, я – лучшая семья» - обсуждение достигнутых результатов,

Перспективный план кружковой работы

«Круг Монтессори»

Сентябрь

Темы

Задачи

Методические приемы

Оборудование

Построение на линию

Учить детей выполнять задание, развивать равновесие, двигательную активность,

Наглядный показ воспитателя

Ходьба по линии

Показательные движения. Объяснение

Полоса длиной 4 м и шириной 4 см., нарисованная на полу (элипс),

Пальчиковые упражнения

Показ. Объяснение

Октябрь

Построение на линию

Учить детей выполнять задание, развивать равновесие, двигательную активность

Наглядный показ воспитателя

Пальчиковые упражнения

Учить детей выполнять вслед за воспитателем, развивать мелкую моторику рук, речь, память

Показ. Объяснение

Книга «Здравствуй пальчик» 2-4 года Т.Ю. Бардышева

Рамки с застежками

Учить детей завязывать и развязывать банты, развивать мелкую моторику рук.

Наглядный показ воспитателя

Рамки с лентами

Розовая башня

Ноябрь

Ходьба по линии

Учить детей ходить по линии полосы, ставить ступни полностью, развивать равновесие

Наглядный показ воспитателя

Полоса длиной 4 м и шириной 4 см., нарисованная на полу (элипс)

Пальчиковая игра «Семья»

Учить детей выполнять вслед за воспитателем, развивать мелкую моторику рук, речь, память

Показ. Объяснение

Книга «Здравствуй пальчик» 2-4 года Т.Ю. Бардышева

Упражнение в тишине «Подойди ко мне»

Диск

Шумящие коробочки

Показ с помощью демонстрационного материала

Два ящика по 6 коробочек. Коробочки 2 –х цветов – синий и красный, заполненные различным материалом и шумовым эффектом (громкий – тихий»

Декабрь

Ходьба по линии с игрушкой

Учить детей ходить по линии держа в руках игрушку, развивать равновесие

Наглядный показ воспитателя

Полоса длиной 4 м и шириной 4 см., нарисованная на полу (элипс). Игрушка

Упражнение в тишине

Учить детей сидеть тихо, не разговаривать, развивать усидчивость, терпение

Аутотренинг (музыка для расслабления)

Диск. Аудиомагнитофон

Рамки с застежками -пуговицы

Учить застегивать и расстегивать пуговицы

Наглядный показ воспитателя

Рамки с застежками - пуговицы

Баночки с запахами

Учить детей различать различные запахи, развивать обоняние.

Показ с помощью демонстрационного материала

Баночки наполненные остро пахнущими веществами

Январь

Клавишная доска

Показ с помощью демонстрационного материала

Переливание воды

Наглядный показ воспитателя

Сосуды с водой

Вкусовые баночки

Учить детей различать различные вкусы, развивать вкусовые качества

Баночки с различными вкусами

Подкрашивание воды

Учить детей окрашивать воду в различные цвета, развивать восприятие

Наглядный показ воспитателя

Баночки с водой гуашь, кисточки

Февраль

Ходьба по линии с колокольчиками

Учить детей ходить по линии держа в руках колокольчик, развивать равновесие

Показ с помощью наглядного пособия

Полоса длиной 4 м и шириной 4 см., нарисованная на полу (элипс). Колокольчик

Пальчиковая игра «Засолка капусты»

Наглядный показ воспитателя

Книга «Здравствуй пальчик» 2-4 года Т.Ю. Бардышева

Розовая башня

Формировать понятие большой – маленький, развивать умение упорядочивать предметы

Показ с помощью демонстрационного материала

10 деревянных окрашенных в розовый цвет кубиков. Длина наименьшего 1см., длина наибольшего 10 см.

Показ с помощью демонстрационного материала

Март

Ходьба по линии с бутылочками

Продолжать тренировать в ходьбе по линии, соблюдая цепочку друг за другом, удерживая равновесие, держа в руке бутылочку

Показ с помощью наглядного пособия

Полоса длиной 4 м и шириной 4 см., нарисованная на полу (элипс). Бутылочка с водой.

Переливание воды

Учить детей переливать воду из одного сосуда в другой, развивать координацию движений, усидчивость, аккуратность

Наглядный показ воспитателя

Сосуды с водой

Клавишная доска

Учить детей различать различные поверхности, развивать осязание

Показ с помощью демонстрационного материала

Доска обтянутая различным материалом

Пальчиковая игра «Мылом мою..»

Продолжать учить детей выполнять пальчиковые упражнения

Наглядный показ воспитателя

Книга «Здравствуй пальчик» 2-4 года Т.Ю. Бардышева

Апрель

Ходьба по линии со стаканчиками

Продолжать тренировать в ходьбе по линии, соблюдая цепочку друг за другом, удерживая равновесие, держа в стакан с водой

Показ с помощью наглядного пособия

Полоса длиной 4 м и шириной 4 см., нарисованная на полу (элипс). Стакан с водой

Игры с застежками - замочки

Учить детей застегивать и расстегивать замочки,

Показ с помощью наглядного пособия

Рамки застежки - замочки

Шумящие коробочки

Учить детей прислушиваться к различным шумам, развивать слуховое восприятие

Показ с помощью демонстрационного материала

Шумовые коробочки

Перебирание крупы

Развивать мелкую моторику рук

Показ с помощью наглядного пособия

Крупа двух видов, тарелочки

Май

Ходьба по линии под музыку

Продолжать тренировать в ходьбе по линии, соблюдая цепочку друг за другом, удерживая равновесие,

Наглядный показ

Полоса длиной 4 м и шириной 4 см., нарисованная на полу (элипс). Музыка

Ящик с кусочками ткани

Развивать чувство осязания, моторику рук

Показ с помощью наглядного пособия

Коробка наполненная кусочками ткани разной фактуры и цвета

Конструирование из треугольников

Учить детей конструировать из треугольников, составлять фигуры, развивать логическое мышление

Показ с помощью демонстрационного материала

Набор пластиковых треугольников

Перебирание крупы

Развивать мелкую моторику рук

Наглядный показ

Крупа двух видов, тарелочки

Список литературы

    Хилтунен Е. А. Практическая Монтессори-педагогика: книга для педагогов и родителей. – М.: Астрель: АСТ, 2010. – 399 с.

    Книга «Здравствуй пальчик» 2-4 года Т.Ю. Бардышева

Что еще почитать