Проект Мы за здоровый образ жизни! Формирование здорового образа жизни у детей дошкольного возраста в проектной деятельности

Особенности использования метода проектов в дошкольном образовательном учреждении при формировании у детей потребности здорового образа жизни

Проектная деятельность в ДОУ при формировании здорового образа жизни у дошкольников

Автор : Фролова Наталия Александровна, воспитатель МДОУ детский сад комбинированного вида № 42 «Теремок »
Описание : данный материал будет интересен и полезен педагогам детских садов, педагогам дополнительного образования при планировании здоровье сберегающих мероприятий, при разработке проектов здоровье сберегающего содержания
Цель : формирование у детей дошкольного возраста потребности в ведении здорового образа жизни.
Задачи :
Воспитывать стремление к здоровому образу жизни; охранять и укреплять физическое и психическое здоровье детей.
Педагогический процесс в ДОУ организован через выбор наиболее эффективных средств обучения и воспитания, широкое внедрение инновационных форм и способов в образовательную деятельность.
Здоровье ребенка превыше всего,
Богатство земли не заменит его,
Здоровье не купишь, никто не продаст,
Его берегите, как сердце, как глаз
.
Федеральные государственные стандарты Дошкольного образования уделяют большое внимание становлению ценностей здорового образа жизни, овладению его элементарными нормами.
На смену традиционному образованию приходит продуктивная форма обучения. Это значит, что на первый план выходит развитие творческих способностей, формирование у детей потребности к активной созидательной деятельности.
Для дошкольного учреждения нет более важной и сложной задачи, чем вырастить здорового человека и не просто здорового, а человека заботящегося о своем здоровье, не только знающего теорию сохранения здоровья, но и применяющего на практике полученные знания.
В.А.Сухомлинский считает:
что, «…забота о здоровье детей – важнейший труд воспитателя, а во главе педагогических мероприятий, проникая через всю воспитательную работу, должна стать забота об укреплении здоровья ребенка »
-Дошкольное детство - период закладывания фундамента здоровья ;
-Периоды интенсивного развития детского организма ;
-Наиболее перспективный период для формирования здорового образа жизни ;
-Выработка фундаментальных жизненных стереотипов .
В ДОУ для этой работы складываются исключительно благоприятные условия. Весь уклад жизни ребенка построен правильно, на научных принципах:
-последовательность режимных процессов ;
-их длительность ;
-рациональное питание ;

-двигательный режим ;
-закаливание
– их проведение формирует у ребенка привычки к здоровому образу жизни. Однако необходимо, чтобы ребенок из объекта для проведения оздоровительных мероприятий превратился в активного участника этого процесса, т.е. научился понимать важность этих процедур для здоровья и осознанно и активно их использовал в повседневной жизни не только в ДОУ, но и дома, а в будущем и в период обучения в школе.
"Проект – есть всякое действие, совершаемое от всего сердца и с определённой целью »
В.Кильпатрик .
«Все, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо и где и как я могу эти знания применить » -вот основной тезис проектной деятельности по здоровье сбережению.
Стержнем такой работы является самостоятельная деятельность детей – исследовательская, познавательная, продуктивная, в процессе которой ребенок познает окружающий мир и воплощает новые знания в реальные продукты. Только действуя самостоятельно, дети учатся разными способами находить информацию об интересующем их предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов в деятельности, необходимо владеть знаниями, а через проектную деятельность показать применение этих знаний на практике. А помочь ребенку сделать свои открытия должны мы – воспитатели.
Основные педагогические принципы проектной деятельности ДОУ по здоровье сбережению:
Принцип формирования здорового образа жизни основывается на ценностях и традициях национальной культуры, строится в соответствии с ценностями и нормами, присущими в данной семье.
Принцип гуманистической ориентации – ребенок главная ценность, осознание ребенком социальной защищенности, уважительное отношение к нему.
Принцип опоры на эмоционально чувственную сферу ребенка – требует создания условий для возникновения эмоциональных реакций и развития эмоций, которые усиливают внимание ребенка на действиях и поступках.
Принцип дифференциации – создание благоприятной среды для усвоения норм и правил здорового образа жизни каждым ребенком.
Принцип стимулирования интереса детей к определенным проблемам;
Принцип сотрудничества педагога и ребенка
Методы :
Учитывая наглядно-образный характер мышления дошкольников, нужно использовать различные методы, наглядно показывающие необходимость выполнения правил:
-моделирование ;
-экспериментирование ;
-создание проблемных ситуаций ;
-проведение опытов ;
-рассматривание иллюстраций ;
-знакомство со схемами ;
-игры и игровые упражнения .
При подведении итога деятельности педагогу следует выделять правила, которых ребенку необходимо придерживаться для охраны и укрепления своего здоровья.
Метод проектов по здоровье сбережению делает образовательную систему ДОУ открытой для активного участия детей и родителей, а основной его целью является воспитание потребности в ведении здорового образа жизни, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей, где взрослые являются помощниками и направляют эту деятельность
Вся жизнь ребенка-дошкольника пронизана игрой, только так он может открыть себя миру и мир для себя. Детство нам для того и дано, чтобы играть.
Доказано, что включение дидактических игр и упражнений значительно повышает эффективность обучения, дает возможность менять виды деятельности, предупреждает утомляемость, сохраняет высокую работоспособность
Любая деятельность носит оздоровительно-педагогическую направленность и способствует воспитанию привычек, а затем и потребностей к здоровому образу жизни, формирует навык принятия самостоятельных решений в отношении сохранения, укрепления и поддержания своего здоровья.
Метод проектной деятельности помогает заинтересовать детей в деятельности оздоровительного характера. Выполнение тех или иных заданий требует волевых усилий, именно поэтому мы соблюдаем заповеди, сформулированные гениальным К.С.Станиславским: трудное надо сделать привычным, а привычное – легким и приятным.
Работа оздоровительно - педагогического характера проходит красной нитью через всю педагогическую деятельность и находит свое отражение во всех режимных моментах образовательной деятельности.
Основные достоинства метода проектов в формировании здоровье сберегающей компетентности :
-усвоение и использование правил носит осознанный характер ;
-понимание необходимости выполнения правил для здоровья ;
-формирование практических умений и мотивов выполнения правил окрашено положительными эмоциями ;
-развитие самоконтроля ;
-возможность достичь объективно и субъективно значимого результата ;
-возможность проявлять свою познавательную, творческую, активность ;
-самостоятельно применять освоенные ранее знания и умения}

Что еще почитать