Конспект
организованной образовательной деятельности по коммуникативному развитию в подготовительной группе.
Автор Пушкарева Ольга Александровна.
Тема: «Составление рассказа по серии сюжетных картин «Как щенок нашел друзей».
Реализация содержания программы в образовательных областях: «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие».
Виды детской деятельности: коммуникативная, познавательно-исследовательская, восприятие художественной литературы.
Цель: обучение связному, последовательному изложению событий по серии сюжетных картин.
Задачи: развитие долговременной памяти, словесно-логического мышления и произвольного внимания; составление рассказа по серии сюжетных картин с опорой на план и с помощью слова-подсказки воспитателя. Обогащение повествования рассказа выразительными средствами русского языка (однородными членами предложения, эпитетами, синонимами); стимулирование положительных эмоций детей. Воспитание бережного заботливого отношения к животным. Целевые ориентиры дошкольного образования: Имеет долговременную память, словесно-логическое мышление и произвольное внимание. Составляет рассказ по серии сюжетных картин. Умеет составить повествовательный план рассказа по серии сюжетных картин и использовать его в своем рассказе. Бережно и заботливо относиться к животным.
Материалы и оборудование: серия сюжетных картин «Как щенок нашел друзей», пиктограммы для составления плана рассказа.
Содержание организованной деятельности детей.
Воспитатель предлагает детям послушать стихотворение:
Он забавный неуклюжий,
Прямо в нос меня лизнул,
Напустил в прихожей лужу
И хвостом слегка вильнул.
Я чесал его за ухом, щекотал ему живот,
Стал он самым лучшим другом
И теперь, у нас живет. (Щенок).
1 часть. Рассматривание картин.
Вступительное слово воспитателя: Сегодня на занятии вы узнаете интересную историю, нарисованную на четырех картинах. Рассмотрев картины, вы сами расскажите, что произошло и о ком эта история.
На магнитную доску по очереди выставляются сюжетные картины. Воспитатель предлагает детям внимательно рассмотреть каждую картину и ответить на вопросы.
Картина № 1: Какое время года изображено на этой картине? Почему вы так думаете? Кто изображен на картине? Что делает щенок? Как он выглядит? Какое у щенка настроение? Почему вы так думаете? Как вы думаете, щенок находится в городе или в деревне? Почему вы так решили? Почему щенок такой печальный? Почему щенок никуда не уходит?
Картина № 2: Кого вы видите на этой картине? Как одеты девочки? Что у них в руках? Почему девочки остановились возле щенка? Как выглядит щенок? Почему он опустил голову? Какой идет дождик? Что почувствовали девочки к щенку? А как чувствовал себя щенок?
Картина № 3: Кого вы видите на этой картине? Где находятся девочки и щенок? Как одеты девочки? А как выглядит щенок? Что он делает? Как смотрят девочки на щенка? Что изображено на картине, висящей на стене?
Картина № 4: Что делают девочки на этой картине? А что делает Щенок? Почему он уснул? О чем говорят девочки? Почему они решили забрать щенка домой? Как девочки смотрят на щенка?
По ходу стихотворения дети выполняют соответствующие движения.
У собаки мокрый носик,
Есть и шейка,
Есть и хвостик.
2 часть. Обучение детей составлению повествовательного плана.
Воспитатель предлагает рассматривание каждой картины серии отдельно. Выделение в ней главной мысли. Выбор наиболее подходящего к данной картине предложения из предложенных воспитателем и выставление на доску соответствующей пиктограммы (схематичного рисунка).
Картина № 1: Щенок гуляет. Щенок и кот. Щенок остался во дворе под дождем… Дети и собака. И т.д.
Картина № 2: Девочки и дождик. Девочки увидели щенка. Щенок под дождем. Зонтик и щенок. Щенок у девочек. И т.д.
Картина № 3: Девочки смотрят на щенка. Девочки и щенок. Щенок играет. Дети едят. Девочки кормят щенка. И т.д.
Картина № 4: Щенок ест. Щенок уснул на коврике… Щенок прыгает. Девочки сидят на диване. И т.д.
Воспитатель делает вывод: Мы подобрали главные предложения или названия к каждой картине:
Щенок остался в парке под дождем (1).
Девочки увидели щенка (2).
Девочки кормят щенка (3).
Щенок уснул на коврике(4).
Эти главные предложения вместе называются планом рассказа.
А теперь пользуясь этим планом рассказа, мы попробуем составить рассказ «Как щенок нашел друзей».
Заслушиваем 3-4 рассказа. Чей рассказ вам понравился?
3-я часть.
Подведение итогов занятия.
Воспитатель: Чем занимались на занятии? Что делали? Чему научились? Какие новые слова запомнили? Как отнеслись девочки к щенку в рассказе? Как должны люди относиться к животным, природе?
ВВЕДЕНИЕ
Формирование связной устной речи у детей с общим недоразвитием речи (ОНР) вызывает трудности у логопедов-практиков. Именно поэтому обучение детей с ОНР лексически богатой, четкой и правильно грамматически оформленной связной речи - одна из основных задач в системе логопедических занятий на протяжении всех периодов обучения. Помимо дефектного произношения у детей с ОНР имеет место недоразвитие лексико-грамматического строя:
Вниманию логопедов предлагается комплект, включающий серию из четырех больших сюжетных картин «Как щенок нашел друзей», 2 набора маленьких сюжетных картин и соответствующие им пиктограммы (для индивидуальной работы логопеда или воспитателя с детьми) и конспекты комплексных подгруп-повых занятий по обучению детей с ОНР навыкам рассказывания. Обучение детей с ОНР рассказыванию по серии картин данного пособия логопед проводит с подгруппой детей на трех занятиях (подготовительном, основном и итоговом).
Цель подготовительного занятия состоит в проведении подготовительных лексических упражнений по серии сюжетных картин. Логопед:
Рассказывание по зрительному восприятию серии сюжетных картин имеет большое влияние на сенсорное развитие ребенка. Чем больше каналов восприятия информации педагог сможет задействовать у детей с ОНР, тем лучше и быстрее они смогут прочувствовать, проанализировать и систематизировать в содержательном и речевом аспекте поток поступающей на занятии информации, так как такие сложные психические процессы, как мышление, воображение, развиваются только на основе различных видов восприятий и ощущений.
При проведении занятий педагог может использовать различные современные средства обучения:
В ходе целенаправленного обучения дети постепенно овладевают необходимыми речевыми умениями и навыками, на основе которых возможно составление развернутых, правильно составленных рассказов по восприятию. У детей формируются представления об основных принципах построения связного сообщения: последовательное изложение произошедших событий, отражение причинно-следственных связей, определение основной мысли и выбор лингвистических средств, необходимых для составления рассказа. Все это подготовит ребенка с ОНР к связному изложению любых событий и самостоятельному творческому рассказу.
КОНСПЕКТЫ КОМПЛЕКСНЫХ ПОДГРУППОВЫХ ЗАНЯТИЙ
ПО ОБУЧЕНИЮ ДЕТЕЙ РАССКАЗЫВАНИЮ
ПО СЕРИИ СЮЖЕТНЫХ КАРТИН
ЗАНЯТИЕ № 1
Тема: Подготовительные лексические упражнения
по серии сюжетных картин «Как щенок нашел друзей»
Цель: формирование лексико-семантической готовности к составлению рассказа по серии сюжетных картин (ССК).
Задачи: расширение, уточнение и активизация предметного, глагольного словаря и словаря признаков у детей по ССК; развитие произвольного внимания , зрительной и словесно-логической памяти, логического мышления; упражнение детей в подборе вариантов, придумывании названия рассказа по данной ССК; стимулирование мыслительной и речевой активности детей; воспитание бережного отношения, любви к живой природе.
Оборудование: серия сюжетных картин «Как щенок нашел друзей» (№ 1-4), мяч.
Ход занятия
/. Интеллектуальная разминка
Логопед предлагает детям вспомнить и назвать детенышей домашних животных, а затем логопед просит детей внимательно послушать стихотворение-загадку Т.А. Шорыгиной:
Он забавный, неуклюжий, Прямо в нос меня лизнул, Напустил в прихожей лужу И хвостом слегка вильнул. Я чесал его за ухом, Щекотал ему живот, Стал он самым лучшим другом И теперь у нас живет. (Щенок)
Логопед просит детей объяснить, почему они так решили, а затем предлагает детям еще раз послушать это стихотворение, запомнить и назвать слова, которые помогли догадаться , что это стихотворение-загадка о щенке. Дети вместе с логопедом рассматривают игрушечного щенка, называют части его тела.
1. Лексические игры с мячом. Игра «Подбери действие».
Логопед предлагает детям, передавая мяч друг другу, назвать отдельные действия (словосочетания), которые может выполнять щенок.
Щенок (что делает?) - играет (с мячиком), спит (сладко), лает (громко), скулит (жалобно), кусается, грызет (косточку), лакает (воду)...
При затруднениях детей логопед использует вопросы-подсказки типа «что делает щенок с мячиком?» «с костью?»
2. Лексические игры с мячом. Игра «Подбери признак».
Выполняется аналогично, но дети, передавая мяч, подбирают слова-признаки.
Щенок (какой?) - пушистый, гладкошерстный, ласковый, умный, толстый, маленький, рыжий, серый, пятнистый, забавный, веселый и т.д.
П. Основная часть занятия
1. Вступительное слово логопеда.
Логопед: Сегодня на занятии вы узнаете интересную историю, нарисованную на четырех картинах. Рассмотрев картины, вы сами расскажете, что произошло и о ком эта история.
2. Беседа по содержанию каждой картины.
На магнитную доску по очереди выставляются сюжетные картины. Логопед предлагает детям внимательно рассмотреть каждую картину и ответить на вопросы.
По ходу стихотворения дети выполняют соответствующие движения.
и 4 картинами серии.
4. Рассказывание детьми по иепочке (принимают участие все дети).
Логопед дает детям установку на внимание: необходимо следить за рассказом товарища и быть готовым продолжить*.
III. Подведение итогов занятия
Логопед задает детям различные вопросы: Чем занимались на трех заняти
ях? Что делали? Чему научились? Какие новые слова запомнили? Как отнес
лись девочки к щенку в рассказе? Как должны люди относиться к животным,
природе?
И т.д. ^ *
* Используя маленькие картинки серии «Как щенок нашел друзей», логопед и воспитатель закрепляют навыки рассказывания у каждого ребенка на индивидуальных занятиях.
Кузнецова Лиля Алексеевна
Должность:
воспитатель
Учебное заведение:
МБДОУ детский сад № 122 "Лучистый"
Населённый пункт:
г.Брянск
Наименование материала:
Конспект занятия по развитию речи
Тема:
Составление рассказа по серии сюжетных картинок "Как щенок нашел друзей"
Дата публикации:
13.11.2016
Раздел:
дошкольное образование
Конспект занятия
по развитию речи
Составление рассказа по серии сюжетных
картинок
«Как щенок нашел друзей»
в старшей группе компенсирующей направленности
Подготовила и провела
Воспитатель: Кузнецова Л.А.
МБДОУ д/с № 122 «Лучистый»
г.Брянск
2016 г.
Цель:
Составление рассказа по серии сюжетных картин.
Задачи:
Коррекционно – образовательные:
Учить связному, последовательному изложению событий по серии сюжетных
картинок.
Формировать умение объединять действия на отдельных картинках в единую
сюжетную ситуацию.
Совершенствовать умение строить рассказ в соответствии с
грамматическими нормами языка.
Учить детей отвечать на поставленные вопросы полными предложениями.
Обогащение активного словаря прилагательными и глаголами.
Учить детей работать сообща, помогать друг другу;
Коррекционно-развивающие:
Развитие произвольного внимания, зрительной и словесно- логической
памяти, логического мышления; координации речи с движением,
совершенствовать общую и мелкую моторику.
Коррекционно-воспитательные:
- Воспитывать культуру речевого общения.
- Воспитывать чувство взаимопомощи.
Воспитание бережного, заботливого отношения к животным.
Предварительная работа:
наблюдение за погодой, беседы о приметах
осени, чтение стихов об осени: А.С.Пушкин «Уж небо осенью дышало», Е.
Трутнева «Осень», Ф. Тютчев «Есть в осени первоначальной…», А. Плещеев
«Осень наступила», А.К. Толстой «Осень! Обсыпается наш бедный сад»,
рассматривание картин, просмотр презентаций «Осень в лесу», «Листопад».
Оборудование и материалы:
серия сюжетных картин «Как щенок нашел
друзей» (1-4), наборное полотно, листочки с изображением точек, простой
карандаш, магнитофон, игрушка щенок, мяч.
Ход занятия
1. Оргмомент:
чтение ребенком стихотворенияИ. Михайловой
«Как обидно»
Осень длинной тонкой кистью
Перекрашивает листья.
Красный, желтый, золотой -
Как хорош ты лист цветной!
А ветер щеки толстые
Надул, надул, надул,
И на деревья пестрые
Подул, подул, подул!
Красный, жёлтый, золотой...
Облетел весь лист цветной.
Как обидно, как обидно!
Листьев нет - лишь ветки видно.
Воспитатель:
- Ребята, о чем говорится в этом стихотворении? (об осени, листопаде).
- Давайте поиграем в игру «Листопад»
2. Игра «Листопад»
Мы листики осенние, (Плавное покачивание руками вверху над головой.)
На ветках мы сидим.
Дунул ветер - полетели. (Руки в стороны.)
Мы летели, мы летели
И на землю тихо сели. (Присели.)
Ветер снова набежал
И листочки все поднял. (Плавное покачивание руками вверху над головой.)
Закружились, полетели
И на землю снова сели. (Присели.)
Воспитатель:
- Вот какой красивый букет подарила нам золотая осень!
- Ребята, а какое сейчас время года? (поздняя осень)
- Поздней осенью погода какая? (дождливая, пасмурная, хмурая, ветреная,
прохладная, сырая...)
- Ребята, кто-то спрятался от холода в кучу сухих листьев и скучит, давайте
посмотрим!
Сюрпризный момент: дети достают щенка
Воспитатель:
Дети, щенка зовут «Дружок». Он спешил к нам в детский сад и замерз.
Давайте с ним поиграем и согреем его.
3.Дидактическая игра «Придумай красивые слова»
Щенок (какой?) – пушистый, мокрый, гладкошерстный, умный, ласковый,
маленький, толстый, рыжий, серый, веселый, забавный, промокший,
замерзший, продрогший.
4. Дидактическая игра
«
Подбери действие».
Щенок (что делает?) – скулит, играет, спит, лает, скулит, кусается, грызет,
лакает, прыгает, бегает.
На первой картинке - мокнет, дрожит, мерзнет.
Воспитатель:
- Дети, Дружок хотел вам рассказать интересную историю, которая с ним
произошла, но все картинки перепутал. Поможем Дружку составить рассказ
по картинкам.
(Дети садятся на стулья).
5. Сообщение темы.
Воспитатель:
- Ребята, сейчас мы будем составлять интересный рассказ по картинкам
«Как щенок нашел друзей». Но для этого нужно правильно расставить
картинки, чтобы было начало рассказа, середина, конец рассказа.
(Дети расставляют картинки в логической последовательности на доске).
6. Вопросы по содержанию картинок.
Воспитатель:
А теперь посмотрите на первую картинку и ответьте вопросы.
-Картинка№1:
Какое время года изображено на этой картинке и почему вы так решили?
Какая стояла погода? (дождливая)
Кто изображен на картине? (грустный, мокрый щенок)
Что делает щенок? (сидит, скулит)
Как вы думаете, почему щенок никуда не уходит?
- Картинка №2
Кого вы видите на картине?
Как одеты девочки и что у них в руках?
Почему девочки остановились около щенка? (жалобно скулил)
Как вы думаете, что решили сделать девочки?
Почему подружки решили забрать щенка?
-Картинка №3:
Кого вы видите на этой картинке?
Где находятся девочки и щенок?
Что он делает?
Какое настроение у подружек?
Как смотрят на щенка девочки? (с любовью..)
-Картинка №4:
Что делают девочки на этой картине?
А что делает щенок?
Почему он уснул?
Почему девочки решили забрать щенка к себе домой?
7. Игровое упражнение «Закончи предложение»
(с мячом)
Это было……(поздней осенью)
С деревьев облетели….(желтые листья)
Шел сильный…(осенний дождь)
Маленький щенок…(сидит один в парке)
Он сильно…(промок и замерз)
Через парк….(шли девочки)
Подружки увидели….(мокрого грустного щенка)
Они решили…(взять мокрого щенка домой)
Дома девочки…(накормили щенка)
В комнате было…(тихо и уютно)
Довольный щенок…(уснул на коврике)
Подружки сидели на диване…(и любовались щенком)
Они решили…(оставить щенка)
Девочки назвали щенка…(Дружок)
8. Физминутка «Осенний дождь»
Воспитатель:
А сейчас мы отдохнем и поиграем с Дружком в игру «Осенний дождь»
Тучи в небе кружатся;
Плавно покачиваются с ноги на ногу
Что ни шаг, то лужица.
Ходьба на месте с высоким подниманием калений.
День осенний хмуриться,
Руки на поясе, повороты в стороны.
Листопад на улице.
Кружатся на месте.
По дороге стелется,
Желтая метелица.
Легкий бег по кругу.
Дует ветер с высоты,
гнет деревья до земли.
Дождь, дождь, надо нам расходиться по домам.
(появляется Дружок)
«Гав, гав!» - разбегайтесь по домам!
(Дети убегают на стулья)
9. Составление детьми рассказов по отдельным картинкам.
1 ребенок – начало
2 ребенок – середина
3ебенок – конец
3-4 ребенка по серии картинок целый рассказ
Воспитатель:
- Ребята, а как бы вы по-другому назвали эту историю?
Дружку очень понравились ваши рассказы. Он дарит вам картинки. Когда вы
соедините все точки, то узнаете, что на них изображено. Но сначала поиграем
с пальчиками.
10. Пальчиковая гимнастика
На двери висел замок,
(сжать руку в кулачок)
Взаперти сидел щенок.
(разжать указательный палец)
Хвостиком вилял,
(двигать указательным пальцем со стороны в сторону)
Ребяток поджидал.(покачивают мизинцем)
«Гав», «гав»- я не пугаю
Я с ребятами играю (большой и указательный палец соединяются в кольцо)
11. Упражнение «Соединяем точки»
Воспитатель: Ребята, подойдите к столам и приступайте к выполнению
задания.
(звучит музыка)
- Кто получился у вас на картинке? (щенок)
Дружок дарит вам свой портрет, который вы раскрасите вечером.
13. Анализ детских рассказов.
14. Итог занятия.
Воспитатель:
Чем вы занимались на занятии? Чему научились? Какие новые слова
запомнили? Как должны люди относиться к животным?
Ребята, Дружок остается жить с вами в группе.
sampfuncs.ru - В женской косметичке. Портал для любимых дам