Будущий ученик переживает кризис 7 лет, связанный не столько с объективными изменениями в жизни, сколько с отношением, которое ребенок к ним испытывает. Чем легче он включается в учебный процесс, тем меньше поводов вступать в конфликт с собой, тем выше его успехи и быстрее происходит адаптация. Это благополучное развитие ситуации означает, что ваш ребенок был готов к обучению.
Уровень готовности ребенка к школе обычно определяется перед поступлением в 1 класс. Ребенку задают ряд вопросов, на которые он должен знать ответы в этом возрасте (предполагается, что в детском саду ему дали необходимые начальные знания о цвете, форме, пространстве, времени и др.). Например, такие:
Как твои фамилия, имя, отчество?
Как фамилия, имя, отчество мамы (папы)?
Кем они работают?
Ты мальчик или девочка? Кем ты будешь, когда вырастешь – дядей или тетей?
У тебя есть брат или сестра? Кто из вас старший?
Сейчас утро, день или вечер?
Ты завтракаешь утром или вечером?
Можешь назвать свой адрес?
Какое сейчас время года?
Какого цвета этот предмет?
Покажи свой правый глаз, левое ухо.
Когда бывает снег – зимой или летом?
Ты хочешь пойти в школу?
Зачем в школе нужна парта, звонок?
Каких ты знаешь животных, птиц?
Кто больше: корова или собака?
Чем занимается врач, почтальон, учитель?
Что больше: 3 или 8?
Также при диагностике используется известный тест Керна-Йирасека. Он состоит из трех заданий.
1. Графическое копирование фразы, например, «Ей дан чай» или «Я ем суп».
На листе письменными буквами пишется эта фраза. Ребенок не умеет еще писать, поэтому он должен просто «срисовать» слова. От того, насколько четко скопировано написание, начисляется от 5 до 1 балла (при этом 1 балл рассматривается как высший). В том случае, если ребенок уже умеет писать, предлагается фраза на иностранном языке.
2. Срисовывание группы точек.
На листе нарисована группа точек. Расстояние между ними должно быть около 1 см по горизонтали и вертикали; диаметр точек – 2 мм. Ребенку дается задание – срисовать эти точки.
Чем ближе его работа к образцу, тем лучше. Работа оценивается так же: от 5 до 1 балла, где 1 балл – высшая оценка.
3. Рисование мужской фигуры.
Ребенку дается задание: «Нарисуй дядю». Если он просит нарисовать тетю, разрешите ему это, но потом он должен непременно нарисовать дядю. Дело в том, что анализ проводится именно по мужской фигуре: тетя может быть нарисована в длинном платье, и тогда исследователю не понятно, подразумевает ребенок ноги у фигуры или нет. Качество выполнения задания оценивается с точки зрения наличия всех необходимых частей тела и лица, количества пальцев, соотношения размеров частей тела. Кроме того, рисунок должен быть сделан непрерывной мягкой линией, а не «палка-палка-огуречик». Высший балл – 1. Наименьший – 5.
Затем баллы по трем заданиям суммируются, и определяется уровень психического развития ребенка, степень сформированности глазомера и координации движений:
1-6: высокий уровень
7-11: средний уровень
12-15: низкий уровень
Самостоятельно определить готовность ребенка к школе помогут родителям разработанные американскими специалистами и адаптированные для России вопросы. Вот некоторые из них.
Оценка развития познания:
Различает ли ребенок понятия: правый-левый, большой-маленький, знает ли буквы алфавита?
Может ли удерживать в памяти как минимум три ваших указания?
Оценка базового опыта:
Был ли ребенок с вами на почте, в аптеке, в магазине, в библиотеке?
Читаете ли вы вместе?
Есть ли у него какое-либо увлечение?
Оценка языкового развития:
Может ли ребенок ответить на вопрос взрослого человека или рассказать произошедший с ним случай?
Способен ли слушать, не перебивая?
Знает ли названия окружающих предметов и их назначение?
Может ли объяснить, что где лежит?
Четко ли проговаривает слова?
Оценка уровня физического развития:
Хорошо ли он слышит, видит?
Насколько развиты координация движений и моторика?(умеет играть в мяч, прыгать, ходить по лестнице)
Может ли некоторое время посидеть спокойно?
Существуют и другие диагностики готовности ребенка к школе. Пользуясь ими, вы будете в курсе и сможете предотвратить возможные проблемы в будущем. Зная слабые места в развитии вашего ребенка, вы укрепите их: дадите ему недостающие знания, поможете сформировать полезные привычки, которые помогут благополучно преодолеть кризис 7 лет.
— вопрос, который каждый год вызывает ажиотаж на «мамских» форумах. Мамы будущих школьников хотят точно знать, что ждет их в школах, которые они наметили для ребенка. И надеются, что эта информация обеспечит малышу беспроблемное поступление.
Не смотря на волнения, которые вызывает эта тема, на стоит бояться собеседований перед первым классом. И не нужно настраивать ребенка на борьбу и сложности. Это лишь поднимет его уровень тревожности, но не поможет ему сконцентрироваться и проявить себя.
Разъяснительное письмо Министерства образования о правилах приема в первые классы запрещает сложные тестирования, вступительные экзамены для будущих первоклашек. Задача собеседования — оценить общее развитие ребенка и его функциональную готовность к школе.
Собеседование проводят не чтобы отсеять вашего ребенка по конкурсу, а чтобы посмотреть: готов он учиться в школьном режиме, или ему это пока будет трудно, и стоит еще годик побыть в детском саду.
Если ребенок поступает в школу, к которой приписан по месту жительства, вам не могут отказать в зачислении на основании результатов собеседования.
Единственная причина для отказа — отсутствие свободных мест. В этом случае преимущество будет у тех детей, чьи родители подали заявление на прием раньше.
Собеседование проводит будущий классный руководитель вашего ребенка вместе со школьным психологом. Существует определенный перечень вопросов, на которые они попросят ответить малыша. И, проанализировав его ответы, порекомендуют вам, как подготовить ребенка к началу обучения, с какими специалистами (психолог, логопед, психоневролог) проконсультироваться, и тд.
sampfuncs.ru - В женской косметичке. Портал для любимых дам