Иранский хиджаб Как одеваются женщины в Иране? Повседневная одежда иранок: стильные решения для традиционного мусульманского дресс-кода

Требования к одежде должны соблюдать не только местные, но и приезжие. Главное правило – любая женщина в Иране должна носить хиджаб. Так что иранкам приходится непросто, ведь их форма одежды предполагает уравнивание. Для выделения собственной индивидуальности, женщины прибегают к хитрым уловкам.

Иранский хиджаб

Хиджаб – женская одежда мусульман. Это олицетворение женской скромности в исламе. Чтобы правильно одеться, нужны косынка, плащ, штаны и закрытая обувь. Хиджаб предполагает сокрытие форм женской фигуры.

Элементы хиджаба.

Косынка. Бывает двух видов:

Обычная косынка (шарф, платок). Распространена среди жительниц столицы и крупных городов. Комбинации цветов и моделей могут быть самые разнообразные, в зависимости от новейших тенденций в моде и личных предпочтений. Цветной платок с однотонным плащом, однотонный платок с цветным плащом. Косынка может быть любого цвета, из какого угодно материала. Важно, чтобы она находилась на голове, а не болталась на шее. Встречаются иранки, которые постоянно натягивают косынку на макушку так, чтобы она со временем спадала.

Косынка-капюшон. Такая косынка не имеет краев, которые завязываются или перекручиваются. Она одевается как шапка и равномерно, красиво ложится на голову и плечи. Цвет чаще всего чёрный или темный. Косынка плотно облегает голову, не перекручивается, не съезжает, ее не надо постоянно поправлять, разглаживать, перевязывать. Такие косынки характерны для деловой одежды и школьной формы.

Плащ. Иранки носят традиционный плащ, скрывающий бедра и фигуру. Цвет преимущественно черный. Материал и фасон самый разнообразный. Вместо плащей могут одеваться плотные рубашки, длинные кофты, платья, балахоны. Правила ислама требую скрывать фигуру. Несмотря на это многие девушки подвязываются поясом, чтобы подчеркнуть свои формы. Руки иранок должны быть скрыты до самых кистей. Но в теплую погоду свободолюбивые девушки позволяют себе слегка закатывать рукава или носить рукав 3/4.

Штаны. Не важно, это штаны, брюки, джинсы. Ноги должны быть закрытыми. Иногда девушки носят плотные черные колготы или лосины.

Обувь. Распространены тапки, шлепки, кроссовки, мокасины. По правилам, иранкам нельзя носить открытую обувь, потому они стараются надевать чёрные хлопковые или капроновые носки. Но на самом деле в жаркие летние дни можно встретить девушек в босоножках с голыми пальцами. В ходу обувь, которую можно легко и быстро скинуть с ног заходя в мечеть. Каблуки носят редко. Среди молодежи встречается обувь ярких расцветок. Это смотрится очень хипово.

Чадра – иранская традиционная накидка. Набрасывается на голову и закрывает женщину до самых пят. Ее предпочитают религиозные, зрелые и пожилые иранки. Под чадру одевают хиджаб, чаще всего черного цвета.

Чадра необходима для посещения мечетей. Брать ее с собой необязательно, так как эту часть одежды выдают при входе в святыню.

Разновидности чадры.

Простая накидка. Большой черный отрезок ткани. Это традиционная иранская чадра. Ее одевают, накидывая на голову и придерживая руками. В нее можно замотаться полностью, а при желании поднять рукой до самого носа и скрыться от нескромного взгляда прохожих.

Мантия. Накидка с рукавами, чёрного цвета, длиной до пят, с капюшоном на застежке или на резинке. Этот вид чадры позаимствован из арабских регионов. Он удобнее в носке. Руки женщин остаются свободными, в отличие от традиционной чадры, которую нужно придерживать. Рукава и ободок капюшона мантии могут украшать узоры, камни, вышивка, что делает ее нарядной. Иранские модницы подбирают контрастные цвета косынки, которая красиво выглядывает из-под черного капюшона чадры.

Другие особенности одежды иранок

Цветовые предпочтения. Чаще всего встречаются тёмные цвета: чёрный, коричневый, темно-синий, темно-серый. В крупных городах и столице страны много любительниц красочной одежды.

Макияж. Иранок отличает яркий, насыщенный макияж. Выделяются как глаза, так и губы. Глаза подводят чёрным или цветным, для губ выбирают яркие цвета: красный, малиновый, бордовый и прочие броские оттенки.

Украшения. Иранки с украшениями – на улицах редкость. Даже самое обычное в наших краях тонкое кольцо будет привлекать внимание и вызывать интерес. Еще это дополнительный повод для торговцев повысить цену на товар или обмануть вас при покупке.

Гламур. Гламурные иранки могут носить каблуки, блестки, дорогие украшения и наряды не только дома. Даже те из них, что носят классическую чадру, выделяются сумочкой или обувью от мировых законодателей моды. Но таких девушек сложно встретить на улицах среди народа. Они передвигаются исключительно на машинах и посещают дорогие заведения. Вам они наверняка повстречаются в музеях и ресторанах.

Какую одежду взять женщине в Иран?

Косынка. В Иран обязательно нужно взять косынку, чтобы покрыть голову. Цвет и ткань не имеют значение, главное, чтобы она присутствовала. Прозрачные косынки не рекомендуются, все-таки волосы должны быть скрыты. Шапка или капюшон тоже могут сойти за элемент хиджаба интуриста.

Плащ. Руки и бедра должны быть закрытыми. Поэтому следует подобрать плащ, рубашку или подобный вид одежды. Прозрачные и полупрозрачные ткани не подходят. Возможен вариант, когда на штаны или плотные колготы одевается юбка. В таком случае надо тщательно подбирать кофту, которая не будет обтягивающей или оголяющей участки тела. Если вы хотите максимально слиться с толпой, выбирайте темную одежду в поездку.

Обувь. Удобная, лёгкая, без лишних шнурков, застежек и прочих особенностей, усложняющих обувание. Иначе возникнут затруднения при посещении мечетей, где нужно постоянно снимать и одевать обувь. Долгие шнуровки или застегивания на входе/выходе могут создавать проблемы для окружающих. В традиционных ресторанах и чайных тоже необходимо снимать обувь, так как приходится залазить на стол.

Вы можете сравнить особенности иранской и арабской моды, почитав о египетских женщинах .

Материалы
Дата публикации: 15.03.2015.


В ХII-ХIII вв. до н.э. на юго-западной территории Ирана, исконным населением которой были эламиты, стали селиться мидийские и персидские племена. Впоследствии они заняли все Иранское нагорье.
С конца IV тысячелетия до конца VII в. до н.э. здесь просуществовала древняя эламская цивилизация, со столицей в городе Сузы. На протяжении всей своей истории Элам был тесно связан с Месопотамией: обе страны воевали, торговали и устанавливали культурные связи друг с другом.

Около 549 г. до н.э. Элам захватили персы. 550 год до н.э. принято считать годом основания Персидской державы. Мидийское царство, образовавшееся раньше Персидского, было разгромлено персидским царем Киром и включено в состав Персидской державы.
В империю персидских царей, бывшую огромным рабовладельческим государством, входили завоеванные им области Малой Азии, Элам, Вавилония, Финикия, Сирия, Египет. Культура этих стран оказала большое влияние на культуру Древней Персии. Персы заимствовали у покоренных народов все лучшее, что было ими создано на протяжении тысячелетий.

Знатный мидиец и персы
Александр Макендонский, победивший Дария III при Иссе и Арбелах, положил конец персидскому владычеству.
Одежда древних персов первоначально была простой и служила в основном для защиты тела. Древние персы занимались охотой и скотоводством, и их одеждой были плащи из звериных шкур. Лишь позже, завоевав и поработив соседние народы, добыв огромные богатства, персы познакомились со многими предметами роскоши и стали одеваться в пестрые и богатые наряды.

Знатные мидийцы
Горные условия и континентальный климат требовали, чтобы одежда была удобной и закрывала все тело. Поэтому древние персы, как и шумеры, выкраивали свою одежду, что через много веков получило развитие в европейской одежде.
Климатические условия Ирана и непростая жизнь в горах требовали от жителей выносливости и ловкости.

Одеяние персов было очень неудобным в движениях, оно наглухо закрывало все тело. Новые формы были вызваны жизненной необходимостью. Персы, проявив изобретательность, создают одежду, не стесняющую движений. Удобная одежда, по их представлениям, должна была повторять форму человеческого тела. Получается, что основы кроеной одежды были заложены жителями Древней Персии. Итак, одежда персов - пример древнейшего кроеного костюма. Через 1000 лет основы кроя получили дальнейшее развитие в европейском костюме, но одежда оказалась настолько жизнеспособной, что без нее не могло существовать большинство восточных и западных народов последующих эпох.

Мужская одежда

Главными принадлежностями персидского костюма были в эпоху Сасанидов штаны и кафтан. Штаны были узкими и широкими. То же самое можно сказать о кафтанах, которые, по желанию, или убирались в штаны, или же выпускались наружу. Кафтаны имели длинные рукава, запахивались на груди и всегда перехватывались поясом; иногда кафтан имел разрез спереди от пояса, иногда разрезы делались и с боков. Вместо гладких одноцветных материй, из которых изготовлялась одежда древних персов, высшие сословия стали отдавать предпочтении узорчатым тканям, узоры которых состояли преимущественно из звезд, разнообразно сплетенных цветов и листьев и из изображений фантастических животных. Золотые украшения вышли из моды, но зато усилилось влечение украшать кафтаны и пояса жемчугом. Костюм завершался плащом, башмаками, преимущественно из кожи, окрашенной в красный цвет, и, наконец, шапкой наподобие фригийского колпака.


Мидийская верхняя одежда изготовлялась из тонких шерстяных и шелковых тканей пурпурного и темно-красного цвета (вероятно, это понравилось персидским царям). Она была широкой и длинной, состояла из кафтана-халата, накидки и штанов. Мидийский кафтан был широким, с очень длинными полами, которые подбирали и подпоясывали. При этом по бокам образовывались складки. Рукава у кафтана тоже были очень широкими, с лучеобразными складками во внутренней части (возможно, это зависело от особого покроя кафтана). Иногда складки рукавов делались из ткани другого цвета.

Мидийский костюм носили приближенные царя Кира и высшие придворные чины. Царь также мог жаловать низшим чинам эту одежду в награду за хорошую службу. Простой народ не имел права так одеваться.
Геродот свидетельствовал, что ни один народ не был так подвержен влиянию чужих нравов, как персы. Персидские цари не довольствовались тем, что переняли обычаи и костюм мидийцев; они многое заимствовали и у других народов.

Персам нравились костюмы ассирийцев, вавилонян, фригийцев, лидийцев. Постепенно кожаная одежда простых людей была заменена костюмом, изготовлявшимся из мягкой шерстяной ткани. Узкие кожаные штаны заменили шаровары.
Знатные придворные и члены царствующей династии носили мидийскую одежду пурпурного цвета, а на головном уборе — бело-голубую повязку, как у царя. Придворные менее высокого сана носили такую же одежду, но другого цвета.

Женский костюм

Женский костюм в общем отличался от мужского лишь более значительной длиной и более тонкой материей. Верхнее платье довольно плотно обхватывало верхнюю часть тела и иногда имело на груди разрез, который стягивался при помощи лент. Рукава платья были длинны и узки. Знатные женщины, подобно мужчинам, одновременно надевали несколько верхних платьев, а поверх - накидку наподобие плаща и покрывало.


Древнеассирийские и древнеперсидские барельефы дают нам представление только о мужском костюме древних персов, но изображений женщин на них нет. Возможно, в Древней Персии женщинам не позволялось показываться публично и запрещалось изображать женские фигуры.

О древнеперсидском женском костюме можно судить лишь по изображениям на древнегреческих вазах (здесь он дополнен греческими

гиматиями).

Когда арабы подчинили Персию своему господству, в формах персидской одежды произошли изменения. Среди мужчин стали распространяться древнеарабские рубашка, чалма, плащ и кафтан, который, в сущности, не что иное, как видоизмененный плащ, а также халат с широкими бортами. Рукава этих халатов были разнообразны: они были разрезанными и неразрезанными, могли доходить до локтей, до кистей или опускаться до пола. При очень коротких рукавах их задняя часть удлинялась и в виде широкой полосы ниспадала до земли.

Женские костюмы приобрели турецкий характер. В XIX в. полный костюм персиянки состоял из рубашки из белой бумажной материи с цветочками, снабженной длинными открытыми спереди рукавами длиной 75 см; осень широких чулок из мериносовой шерсти, а сверху их - носков из шерстяной узорчатой материи; широких, цветных, бумажных шаровар, перевязанных у щиколоток и затягивающихся в талии очкуром; нижней бумажной кофты с длинными рукавами, нередко открытыми до локтей; верхней кофты с короткими рукавами; туфель с туго загнутыми вверх остроконечными носками; пояса из шарфа; вуали и шапочки. Выходя из дома, персиянка поверх надевала яркого цвета накидку или плащ и кисейное покрывало.


Костюм знатных персиянок был похож на мужской ассиро-мидийский. Женщины носили широкие и длинные одежды из тонких дорогих тканей с рукавами, часто пестрых расцветок, отделанные каймой.
Царские жены носили пурпурные, затканные золотом одежды, и царскую тиару.

Костюм знатного перса: узорчатый кафтан, расшитый жемчугом, шаровары, остроконечная шапка.

Костюм знатной персиянки: вышитое шелковое одеяние из двух частей, диадема и длинная прозрачная накидка.

Костюм царя

Церемониальное одеяние персидских царей было великолепным. Оно состояло из пурпурного нижнего одеяния с широкой белой полосой от шеи до подола; пурпурной мантии и штанов ярко-красного цвета. Башмаки на толстой подошве были богато украшены. Символами царской власти служили "митра" - головной убор в форме расширяющегося цилиндра с округлым верхом, украшенный золотом и драгоценными камнями, и золотой скипетр в виде посоха. Бороду царь завивал по ассирийскому обычаю.
Царская одежда была расшита золотыми изображениями соколов и ястребов - птиц, посвященных высшему божеству Ормузду.
Это одеяние дополняли драгоценные украшения - браслеты, ожерелья и др.
Царя сопровождали при торжественных выходах придворные, телохранители, носители царского зонтика и опахала.

Обувь

Древние персы носили кожаные башмаки и высокие кожаные сапоги.
Женская обувь украшалась богатой вышивкой.

Прически и головные уборы

Головными уборами древних персов были простые кожаные шапки и высокие войлочные колпаки, подобные фригийскому.
Приближенные царя постоянно носили на голове капюшоны, закрывавшие рот: во время разговора с царем их дыхание не должно было достигать царя.

Форма, а также отделка головного убора персидского царя часто менялась. Так, Кир носил высокую тиару с диадемой. Этот головной убор был очень похож на убор ассирийских царей.
Тиара древнеиерсидских царей имела форму низко усеченного конуса с плоским верхом, украшенного золотыми чеканными пластинками с драгоценными камнями. Основным мотивом орнамента чеканки было символическое изображение солнца — многолепестковый цветок. Другим головным царским убором был «кидарис» — высокая заостренная шапка, обвитая по спирали бело-пурпурной или бело-голубой лентой.

Древние персидские воины и придворные носили подстриженные бороды. У царя борода была длинной. Вообще персы очень заботились о растительности на лице: существуют сведения, что у них даже был обычай надевать на бороду чехлы.
Древние персы пользовались накладными бородами и париками.
Богатые знатные персиянки носили круглые шапочки, украшенные драгоценностями, и покрывало, вышитое золотом.

Костюм воинов

В древние времена оружием персов-кочевников были короткие ножи и длинные арканы, а также лук со стрелами и копье.
При царе Кире началась реорганизация персидской армии.


Кир создал конные полки, заменил легкие военные колесницы на более прочные, а воинов, которые сражались на них, одел в доспехи. Дарий усовершенствовал устройство армии и оружия.
Персидское войско состояло из пехоты, конницы и колесниц.
Все эти воинские части делились на легковооруженных и тяжеловооруженных воинов, а все войско, в свою очередь, было разделено на полки (10 000) человек), отряды (1000) человек) и сотни.
При Дарии основу персидской армии составляла конница. Многое в доспехах и вооружении персами было заимствовано у соседних народов - египтян, мидян, ассирийцев и др.


Доспехами и вооружением персидского воина были панцирь со шлемом, пояс, поножи, щит, лук со стрелами, праща, нож, кинжал, копье и палица. Со времен Кира персидские воины сражались также длинными и короткими мечами, ассирийскими булавами, топорами и секирами. Легкая конница была вооружена луками, мечами и щитами; у тяжелой конницы помимо этого оружия были еще и копья. Легкая пехота вооружалась мечами, щитами, луком и копьями, а также пращой: тяжелая - саблями, топорами, секирами.
Щиты персидских воинов были в основном ассирийские - большие, круглые, металлические, кожаные или плетеные. Царские телохранители носили щиты деревянные, покрытые кожей, с металлической бляхой посередине, по форме напоминающие так называемый беотийский щит, имеющий форму скрипки.

Шлемы (железные или медные) предназначались только тяжеловооруженным воинам и военачальникам. Шлемы воинской знати покрывали золотом и украшали пучком белых конских волос или перьями. Оружием их были изогнутые золотые мидийские сабли (в мирное время слуги носили их за своими господами).


Царское оружие было очень дорогим: у Дария III меч был украшен драгоценными камнями, а ножны висели на серебряной перевязи.
Наряд знатных всадников тоже отличался богатством: дорогие украшения, разноцветные на белой подкладке кафтаны, вышитые штаны, голубой или узорчатый плащ. Всадники надевали этот наряд поверх доспехов или под них. Их защищали чешуйчатые панцири и такие же наручни и поножи; у лошадей круп, грудь и лоб также были защищены латами.
Легкая пехота и легкая конница носила холщовые панцири и легкую чешуйчатую броню; у тяжеловооруженных конников латы защищали все тело, а лошади были покрыты тяжелой броней.


Простые воины защищали голову кожаными шапками. Некоторые носили фригийскую шапку, которая закрывала затылок и уши и завязывалась под подбородком. Для защиты от ветра и пыли поверх шапки или под нее повязывали платок, закрывавший рот и шею. Одеждой простых воинов было персидское кожаное платье, иногда раскрашенное под чешую.
На главном знамени персидских войск был изображен золотой орел - священная птица, военный знак рода Ахененидов. Каждый отряд войска также имел свое знамя с символическим изображением.
Военные сигналы подавали рогами и трубами.


Украшения и косметика

Древние персы любили наряжаться и украшать себя. Украшениями считались и царские награды, почетные подарки, которые высшая власть жаловала за заслуги.


Для привлекательности внешнего вида персы использовали косметические средства. Они румянились и чернили себе брови.
Драгоценными украшениями древних персов были золотые ожерелья и тяжелые цепи, кольца, браслеты, серьги в виде колец, перстни, которые использовались как печати.

Источники

- "История в костюмах. От фараона до денди". Автор - Анна Блейз, художник - Дарья Чалтыкьян.


Костюм стран Востока многообразен, как и сами традиции многочисленных народов, заселяющих просторы Азии. Однако, есть в костюме данных народов и многие общие черты, связанные, в том числе, и с общей для них историей, и с общей религией – исламом.

Жан-Леон Жером (1824-1904)
Арабы, пересекающие пустыню

Влияние Арабского халифата на моду


Традиционный костюм арабских стран сформировался во времена Арабского халифата, а именно в VII-VIII вв. Данное время считается периодом расцвета Халифата, границы которого в те времена начинались в долине реки Инд и заканчивались у берегов Атлантического океана.

Арабский халифат просуществовал до XIII века, но при этом оставил значительное культурное наследие и повлиял на развитие народов всех территорий, которые входили в его состав. А это территории таких современных стран, как Сирия, Палестина, Египет, Судан, Тунис, Испания, Индия, Турция и, конечно же, территория Аравийского полуострова, где и началась история Халифата.


Жан-Леон Жером (1824-1904)
Молитва в мечети

В исламе запрещается изображать человека, поэтому сведения о традиционном арабском костюме можно почерпнуть в литературе, в изображениях жителей мусульманского Востока, созданных европейцами, а также благодаря традиционной одежде, которую и по сей день носят народы Востока.

Одним из таких источников по истории арабского костюма могут стать сказки «Тысяча и одна ночь». Так, Шахерезада описывалась как обладательница изящного стана, белого гладкого лица (оно было «подобно луне в четырнадцатую ночь»), миндалевидных темных глаз под густыми и длинными черными бровями. Считается, что именно таким был идеал женской красоты времен Арабского халифата.


Жан-Леон Жером (1824-1904)
Остановка

Что касается костюма, то представители всех сословий общества (от крестьянина до халифа) носили одинаковую по своему фасону одежду, которая отличалась лишь качеством ткани и богатством декора.

Мужской костюм и мода арабского Востока


В древние времена мужская одежда аравийских племен состояла из широкой и длинной рубахи с рукавами или без них. А также покрывала, которое защищало голову кочевников от палящих лучей солнца. Именно длинная рубаха и покрывало легли в основу традиционного арабского костюма.


Жан-Леон Жером (1824-1904)
Араб с двумя собаками

Такая рубаха состояла из двух сшитых полотнищ и обязательно подпоясывалась ремнем. Сверху на рубаху надевался плащ аббас – плащ из овечьей или верблюжьей шерсти. Покрывало делалось из четырехугольного куска ткани и крепилось на голове при помощи тесьмы.


Жан-Леон Жером (1824-1904)
Спор арабов

В период войн и расширения территорий Халифата в одежде появляются нововведения, зачастую позаимствованные у завоеванных народов. Так, у кочевых народов Азии были заимствованы штаны, ставшие обязательным элементом арабского костюма. Штаны-шаровары были белого цвета, пошиты из хлопчатобумажных тканей и длиной до щиколоток. На талии такие штаны крепились при помощи шнурка.


Жан-Леон Жером (1824-1904)
Торговец мехами в Каире

Вскоре поверх белой нижней рубашки мужчины начинают носить халат (или же хафтан) – одежду с длинными рукавами, украшенными в области предплечья вставками из контрастной ткани с надписями или узорами. Такой халат-кафтан обязательно подпоясывался. Первая подобная одежда, скорее всего, появилась еще во времена Персии. носить кафтаны придет в Европу именно из стран арабского Востока.


Жан-Леон Жером (1824-1904)
Торговец коврами

Также мужчины в холодное время года могли носить шерстяную одежду типа кафтана на подкладке – такая одежда называлась джубба. Когда было холодно, носили и плащ из шерсти, который назывался аба, абай или абайя. Такой плащ могли носить как мужчины, так и женщины.

Мужским головным убором служил тюрбан. А также куфия – покрывало или же мужской головной платок.

Женская одежда арабского Востока


Традиционный женский костюм стран арабского Востока был весьма похож на мужской костюм. Основной особенностью женского, как и мужского костюма, мусульманских стран являлись простота и свобода одежды, а также закрытость всего тела.


Жан-Леон Жером (1824-1904)
Девушки гарема кормят голубей

Женщины также носили нижнюю рубашку, кафтаны и штаны-шаровары, которые назывались шальвары. Такие штаны были стянуты на бедрах и собраны во множество складок.

Женщины могли носить и платья. К примеру, в Эмиратах женщины носили платье гандура – традиционное платье, украшенное вышивкой из золотых либо цветных и серебряных нитей. С таким платьем также носили штаны, которые назывались ширваль – штаны со складками. Еще одно традиционное женское платье – это абайя. Абайя – это длинное платье из темной или же черной ткани. Платья гандура и абайя женщины Востока носят и по сей день.


Жан-Леон Жером (1824-1904)
Сюжет 3

На голове женщины арабских стран с древних времен носили покрывала. Так, во времена Арабского халифата, выходя на улицу, женщины закрывали лицо изаром. Изар – это покрывало, верхний конец которого затягивался сзади на голову и крепился при помощи шнурка на лбу, в то время как вся остальная ткань спереди была закреплена застежкой или придерживалась руками и ниспадала на спину и бока, почти полностью покрывая фигуру.


При этом в разных частях бывшего Арабского халифата женское покрывало со временем приобретет местные особенности и различные названия. Так, в странах Среднего Востока покрывало начнут называть паранджа, скорее всего, еще от персидского слова ферендже, что означает «отверстие», «форточка». Такое покрывало полностью закрывало фигуру и лишь для лица оставлялась своеобразная «форточка» - окошко в виде густой сетчатой ткани.


Фредерик Артур Бриджмен (1847-1928)
В гареме

В арабских странах (страны Аравийского полуострова) покрывало и по сей день чаще всего называют . В переводе с арабского данное слово означает завеса. Под хиджабом чаще всего имеют в виду платок, покрывающий голову и шею, при этом лицо остается открытым. Совместно с хиджабом женщины Востока могут носить и никаб – он закрывает лицо, оставляя открытыми лишь глаза.


Также в мусульманских странах женщины могут носить такое покрывало, как чадра. Чадра полностью покрывает женщину с головы до ног, однако лицо в некоторых случаях может оставаться открытым. Само слово чадра, так же, как и паранджа, персидского происхождения. И в переводе с персидского означает палатка.

Влияние Персии на исламскую моду


Персия так же, как и Арабский халифат, оказала большое влияние на формирование традиционного костюма стран мусульманского Востока.


Фредерик Артур Бриджмен (1847-1928)
Оазис

Именно из Персии арабами были позаимствованы такие элементы одежды, как чадра, паранджа, тюрбан, кафтан.

Персидское царство существовало с VI по IV века до нашей эры на территории современного Ирана.

Мужской костюм персов состоял из кожаных штанов и кожаного кафтана с поясом. Кафтан и штаны также могли шиться и из шерсти. При этом, когда персидский царь Кир завоевал Мидию, он ввел моду среди своих придворных носить мидийскую одежду, которая также оказала влияние и на формирование арабского костюма. Мидийская одежда шилась из шелка либо тонкой шерсти, окрашенной в пурпурный и красный цвета. Она была длинной и состояла из штанов, кафтана-халата и накидки.


Фредерик Артур Бриджмен (1847-1928)

Про женский костюм Персии практически ничего не известно, так как на дошедших до наших дней древнеперсидских барельефах сохранились только мужские изображения – изображения охотников и воинов. Однако, персиянок рисовали древние греки. К примеру, на своих вазах. Так, можно полагать, что в Персии женщины носили одежды из дорогих тканей, длинные и широкие, чем-то напоминающие мужской костюм. Но при этом отличавшиеся богатством декора.


Фредерик Артур Бриджмен (1847-1928)
Королева разбойников

Женским головным убором служили различные покрывала. В то время как мужчины носили колпаки из войлока и кожаные шапки.

Таким образом, традиционный костюм стран арабского Востока вобрал в себя элементы одежды множества народов – от народов древней Мидии и Персии до народов Арабского халифата.

Одним из наиболее распространенных у персов является тип жилища, свойственный не только Ирану, но и другим странам Передней и Средней Азии.

Это глинобитное жилище с каркасом из деревянных столбов, на которых держится плоская земляная крыша, покоящаяся на горизонтальных балках, крытых, чтобы не просыпалась земля, небольшими дощечками и слоем соломы или камыша. Окна в таком жилище отсутствуют, свет проникает через двери или небольшие отверстия в крыше или в стенах. Нередко фасад дома имеет террасу (айван), а самый дом окружен различными хозяйственными постройками. В селении дома стоят вдоль улиц, часто кривых и извилистых, без определенной планировки. Много подобных селений встречается на южных склонах Эльбурса, в частности близ Тегерана, а также южнее, в районе Исфахана. Такие селения обычно называются керъе, или дех.

Другой тип селения - это кале, калаче, палате (буквально: крепость), распространенный, по имеющимся данным, преимущественно в северном Иране, меньше- в центральном и южном. Он представляет собой укрепление в виде высокой квадратной или прямоугольной ограды - глинобитной стены, иногда с башнями по углам. В одной из стен устраивают ворота, запираемые на ночь. Внутри ограды вдоль всех четырех стен в ряд расположены жилища, тесно примыкающие одно к другому. Стены жилища глинобитные или сооружены из сырцового кирпича. Каждое жилище состоит из одной комнаты, площадью в 15-20 м 2 , и имеет куполообразную крышу, сложенную из сырцового кирпича. Окон в этих помещениях нет, их заменяют небольшие отверстия в стене и крыше. Каждая семья обычно занимает три-четыре помещения, расположенные вокруг небольшого внутреннего дворика. Для отопления устраивают печи вроде каминов или же разводят огонь прямо на полу, и дым уходит в отверстия в крыше. Кое-где такие постройки возводятся в два этажа, причем даже и в зтих случаях жители обходятся почти без применения дерева.

Близ деревни-крепости часто можно видеть дом помещика, караван- сарай (если деревня расположена при большой дороге), кофейню - ках- sexane , иногда жандармский пост с башней.

Особый тип жилища распространен в богатых лесом сырых прикаспийских провинциях - Гиляне и Мазандеране. В обеих провинциях деревенские дома строятся из дерева. В Мазандеране стены домов сооружаются из неотесанных бревен или из плетней, заплетенных между рядом деревянных столбов и обмазанных толстым слоем глины. Крыши - двускатные, покрыты корой. В Гиляне дома строят также из бревен, ставят их не прямо на землю, а на высокий деревянный сруб, возводимый для предохранения жилья от сырости. Гилянские дома имеют своеобразные крыши в форме конуса или трапеции, высота которых вдвое превышает высоту дома. Крыши покрыты рисовой соломой; они со всех четырех сторон опущены почти до самой земли и служат крышей также и для устраиваемой вокруг дома деревянной террасы. Для того чтобы попасть в дом, нужно подняться по лестнице, ведущей на террасу. Отметим также весьма своеобразные деревни близ Йезда, сооруженные в скалах, на значительной высоте, и напоминающие собой пещерные города, а также легкие постройки из ветвей кустарника и камыша в жарких долинах юго-восточного Ирана.

Своеобразную особенность некоторых жарких южных и восточных районов Ирана представляют собой так называемые бадгиры («ветрособи- ратели»). Это вертикальные трубы, выведенные над крышами домов и снабженные боковыми отверстиями, через которые вентилируется помещение.

Иранские города, за немногими исключениями (например, европейская часть Тегерана), сохраняют до настоящего времени своеобразный традиционный вид. Хотя средневековая планировка иранского города, делившегося на обнесенные стенами части - цитадель, шахристан и ра- , бат, теперь уже нарушена, кое-где еще сохраняются следы этой планировки, остатки существовавших когда-то стен и т. п. В настоящее время в иранских городах обычно в центре расположена площадь, часто с садом и бассейном с фонтаном посредине. От нее под прямым углом отходят четыре большие улицы. Неподалеку обычно находится и центральный базар, занимающий большую площадь и состоящий из ряда крытых проходов с лавками и мастерскими по обеим сторонам. Центральные улицы довольно широки, часто вымощены, вдоль тротуаров проведены арыки, обсаженные, как, например, в Исфахане, деревьями. Резкий контраст с ними представляют остальные улицы, переулки и проулки, извилистые и кривые, с выходящими на них глухими стенами. На городских окраинах скучены дома беднейшей части населения - невысокие, приземистые постройки, лишенные дворов и зелени.

Городские дома людей зажиточных или среднего достатка сооружаются из жженого кирпича, плоского, небольшой толщины, или же, так же как и в деревнях, из сырцового кирпича или глины. Часто дома из жженого кирпича не оштукатурены, а орнаментация стены, особенно фасада, достигается различной кладкой кирпича. В центральной части больших городов можно увидеть двух- и трехэтажные дома, однако большинство домов имеет один этаж.

Обычно с улицы через небольшую калитку в стене входят во двор, в глубине которого расположен дом. Часто дверь калитки находится в небольшой нише. На двери висит молоточек, заменяющий звонок. Дворы содержатся очень чисто и выложены плитняком. Во дворе иногда разбит цветник, растут деревья. Почти всегда во дворе имеется бассейн, воду из которого берут для различных домашних надобностей, для поливки двора, для омовений; иногда в бассейне купаются. Под домом в подвальном или полуподвальном помещении иногда находится так называемый аб- амбар - помещение с закрытым со всех сторон водохранилищем; воду из аб-амбара берут через кран, устроенный в одной из его стенок. В новые двух- и трехэтажные дома проведен водопровод и в верхние этажи воду накачивают ручным насосом. Кроме аб-амбара, в полуподвальном помещении расположена кухня - агипазхане и особое помещение зирземин, где обитатели дома часто проводят время летом, когда становится особенно жарко. Со двора в дом проходят через террасу, открытую спереди и снабженную колоннами. На террасу выходит много дверей, заменяющих собой также и окна, так как двери эти обычно стеклянные.

В старых домах состоятельных людей сохраняется деление всего дома на две части: бирун - внешние («мужские») комнаты и эндерун - внутренние покои, предназначенные для женщин и детей, куда вход посторонним мужчинам запрещен.

Внутреннее убранство дома всецело зависит от состоятельности его хозяина. Основное убранство жилых помещений составляют ковры, качество которых также определяется имущественным состоянием данной семьи. У персов в комнатах принято стелить четыре ковра: один посреди комнаты, два по обеим его сторонам и один вдоль стены на почетном месте. В прежнее время мебель в персидских домах заменяли расположенные вдоль стен одеяла и валики-подушки. Теперь в зажиточных домах в большом употреблении низкая мягкая мебель хамадани (кресла, диваны, низкие столики). В небогатых домах стены комнат беленые, а у состоятельных людей часто отделаны алебастром и украшены лепным орнаментом. В стенах сделаны ниши, имеются полки, на которых расставлены различные стеклянные предметы, очень распространенные в персидских домах: зеркала, лампы, канделябры, вазочки; чем богаче дом, тем их больше. Они, как правило, не употребляются по прямому назначению и имеют чисто декоративное значение, так же как и искусно украшенный камин - неотъемлемая принадлежность парадных комнат богатого дома.

Для обогревания, наряду с входящими в употребление различного типа печами и паровым отоплением, в новых городских домах служит традиционное курсы - широкий квадратный столик, под который ставится жаровня на металлическом подносе, с раскаленными углями. Сверху это приспособление покрывают большим квадратным стеганым одеялом. Все присутствующие залезают под это одеяло по самые плечи, ногами к жаровне, и таким образом сидят или спят. У бедняков курси служит также для приготовления пищи.

Одежда

В настоящее время значительная часть городского населения Ирана, в особенности же представители зажиточных слоев общества, а также интеллигенции, полностью переняла европейский костюм. Что касается средних слоев города, то и среди них теперь нередко можно встретить людей, носящих европейскую одежду, а среди женщин - платье европейского покроя. Однако наряду с элементами европейской одежды они сохраняют в своем костюме некоторые национальные элементы, главным образом головной убор, обувь, а женщины - покрывало. Полностью сохраняет национальный костюм духовенство,

В городе до недавнего времени мужской костюм состоял из следующих элементов. На тело надевалась белая рубаха - пирахан и широкие штаны из черной материи - шалъеар, или зирджаме. Поверх рубахи иногда носили безрукавку - джалетке, а затем каба - род кафтана. Костюм рабочего или ремесленника этим и ограничивался. Рабочие обычно не носили каба. Ремесленники во время работы надевали длинный передник. На юге костюм рабочего иногда ограничивался рубахой и передником. Обувью, особенно на юге страны, служили гиве - белые туфли с вязаным из бумажной пряжи верхом и подошвой из прессованных тряпок. Рабочие нередко ходили и работали босиком. Часть рабочих и сейчас носит рубаху, штаны и безрукавку национального покроя.

Верхней одеждой более состоятельных горожан являлся сердара из сукна, с отложным или стоячим воротником, с прямой застежкой спереди и множеством сборок на талии. Купцы, духовные лица носили вместо сердари леббоде - также из сукна, нечто вроде длинного камзола. Каба и леббоде обвязывали длинным поясом. В холодное время года поверх всего надевали аба - плащ из верблюжьей шерсти без рукавов. На ногах носили бумажные или шерстяные чулки-джураби кожаные туфли- кяфги.

Крестьяне и сейчас носят рубаху из белой ткани и штаны из синей местной ткани (карбос), а также короткий кафтан- каба, преимущественно из того же синего карбоса. В холодное время года надевается короткий овчинный тулуп - ним тане или же верхняя одежда из войлока - на- мад. На ногах гиве, а зимой также шерстяные чулки - джураб.

Национальный персидский головной убор, сохраняющийся частично в быту и до настоящего времени,- пулах, который имеет различную форму и делается из различного материала. Крестьяне и городская беднота носят овальной формы войлочный кулах - кулахе намад, а средние и высшие классы - исключительно конический кулах. Высшие сословия до недавнего времени носили также эммаме, т. е. чалму, под которую надевалась небольшая шапочка-аракчин. Цвет чалмы и способ ее подвязывания были весьма разнообразны, по ним можно было определить социальное положение человека и из какой местности он происходит.

В связи с затворничеством, составлявшим в недалеком прошлом удел женщины-горожанки и практикующимся отчасти и теперь, в женской одежде обычно различаются уличный и домашний костюмы. Принадлежности домашнего костюма: рубаха - пирахан, штаны - шалъеар, кофточка - рахт, или ялъ, и очень короткая пышная плиссированная юбка - шалите. Часто кофточка надевается прямо на тело, без рубахи. Следует отметить, что подобный домашний костюм среди высших и средних слоев городского общества, особенно в Тегеране, вошел в обиход после путешествия в Европу во второй половине XIX в. Насреддин-шаха, пленившегося там балетом и переодевшего весь свой гарем в балетные костюмы. Эти-то костюмы и послужили образцом для вышеописанного домашнего костюма горожанок.

Принадлежностями уличного костюма служат широкие шаровары - чахмур, обычно черного цвета, с пришитыми к ним чулками; шаровары стягиваются тесьмой на поясе и образуют густые сборки. Далее следует черное же покрывало - чадур, или чадур-куче, которое накидывается

на голову и окутывает всю фигуру с головы до ног. На лицо накидывается белое покрывало-рубенд, с полоской ажурной строчки в виде,сеточки на уровне глаз; иногда вместо рубенда лицо закрывают сеткой из конского волоса, называемой пиче. Дома при выходе из комнат, например во двор или же в.другие помещения, накидывается так называемый чадур-намаз - покрывало, но уже не черное, а цветное. Женщины носят также чаргат - вышитый головной платок. На ноги надевают туфли - кяфги.

Жительницы сельских местностей не знают стеснительного чадура и не закрывают лица. Они носят длин- ную рубаху - джуме и широкую юбку - томмун, а на голове платок - дэстмалъ, или чаргат.

Весьма своеобразен женский костюм в Гиляне и Мазандеране. Он состоит из светлой рубахи, длинных серых штанов, цветной плиссированной юбки и темного кафтана с длинными рукавами и вырезом на шее; бедра повязывают большим платком, который спереди подобран, а сзади свешивается углом. Голову покрывают белым платком.

Отметим персидский обычай окрашивать хной волосы на голове, бороду, а также ногти на руках и ногах.

Пища

Персидская кухня отличается значительным своеобразием. Один из любимейших пищевых продуктов-рис, который подается в вареном виде и снабжается всяческими приправами, большей частью в виде различных соусов, известных под общим названием хораш. Соусы приготовляются мясные, рыбные, овощные. Подаются они обычно в небольших мисочках с крышкой. Блюда из риса носят название пилау или чилау, смотря по тому, варится ли приправа вместе с рисом или подается отдельно от него. Кроме этих рисовых блюд в употреблении также куфте - блюдо вроде котлет или битков из мелко нарубленного мяса, к которому примешивают зелень, сих-кабаб - шашлык, абгушт - мясной суп. Большое распространение имеют различные овощные маринады, так называемые туршиха: маринованные лук, свекла и т. п. Хлеб выпекают в виде лепешек круглой или продолговатой формы. Нередко хлеб во время еды употребляют как тарелку, накладывая на него различные кушанья; пользуются им также вместо ложки: кусок хлеба кладут в суп и, когда он намокает, вылавливают сухим хлебом или просто руками. В летнее и осеннее время весьма употребительны различные фрукты, в частности прессованные финики, отличающиеся большой сахаристостью.

Из напитков прежде всего следует назвать чай, который пьют из маленьких стаканчиков. Кофе гораздо менее употребительно, несмотря на то, что чайные в Иране носят название кахвехане, т. е. кофейных. Чай впервые в Иране упоминается в XVII в., широкое же распространение чая следует относить к более позднему времени, когда он, по-видимому, и вытеснил из употребления кофе. Персы любят также различные шербеты - фруктовые сиропы. Пьют их обычно со льдом. Лед вообще в большом употреблении в жаркое время года. Его кладут в питьевую воду или в шербет, а также употребляют для сохранения продуктов. Лед приготовляется в так называемых ях-чал. На участке, отведенном для этой цели где-либо за городом, сооружается несколько очень высоких кирпичных или глинобитных стен, ориентированных параллельными рядами в направлении с запада на восток. С северной стороны у их основания вырыта широкая траншея, которую заполняют водой. Зимой, в морозные дни, вода в траншеях замерзает и превращается в лед, а высокие стены защищают его от солнца. Нарубленный брусками лед отправляют в находящиеся поблизости полуподземные помещения, где он не тает даже в самое жаркое время года.

Все сказанное о пище персов касается преимущественно средних и высших слоев населения. Нищее крестьянство и городская беднота, как правило, вынуждены довольствоваться куском хлеба, часто ячменного, кусочком овечьего сыра и несколькими глотками дуга - пахтанья. Лишь летом и осенью к этому скудному рациону добавляется небольшое количество фруктов. О характере питания иранской бедноты свидетельствует поговорка: «Ешь столько, чтобы не умереть с голоду».

Персы обычно едят два или три раза в день: утром, в полдень и вечером, после захода солнца. В бедных семьях ужин составляет главную еду. Для трапезы расстилают на полу скатерть; едят главным образом руками. Перед принятием пищи и после нее подается медный кумган с теплой водой для омовения рук.

Во всех слоях персидского общества, как среди мужчин, так и среди женщин, очень распространено куренье кальяна.

Иран

Одежда изолирует нас от крайностей температуры, она удовлетворяет потребность в украшении, она помогает подчеркнуть или замаскировать человеческое тело и фигуру. То, что мы носим, определяет, кто мы, или как о нас думают люди. Традиционный персидский костюм, возможно, увидеть на миниатюрах 16-го столетия. Они показывают нам, что одежду носили в многократных слоях. Другими словами, женщина, носила на себе множество предметов одежды, один одевая на другой.

Одежда на персидских миниатюрных картинах может быть описана как состоящая из четырех основных элементов: штаны, рубашка, кафтан или пальто, и немного разнообразия головных уборов. Пальто, которое было открыто к низу спереди, имело выточки в талии, и длинные рукава, сшитые в проймы. Сначала его длина была до района колена. Брюки были широки, но сужались в лодыжке.

Поскольку хлопок и шелк были широко доступны, вероятно, они обычно использовались в предметах одежды того времени. Персидские миниатюрные картины используют и яркие и приглушенные цвета для одежды. Использовались оттенки коричневого, зеленого, синего, красного, желтого, оранжевого, и розового цвета.

Краски, используемые для текстиля, были получены из животных или растительных источников. Всюду по большей части истории Ислама женщины носили скрывающую их одежду. В Персии было распространено три основных стиля вуалирования: большой платок или плащ, маленькая косынка с или без завесой для лица, и платок объединенный с длинной прямоугольной частью ткани с решеткой для глаз.

Женщины носили одежду с v-образным вырезом на груди. Одежда была очень длинной, и длина платья соответствовала длине рукава. Одна вещь ясна из этих картин: одежда не изменялась в течение 200 лет. Подобную одежду все еще носят. Вырезы различных слоев одежды были все видимы, и большинство вырезов имело v-образную форму.

Штаны носили оба пола в Исламских областях. Есть несколько хадитов (традиции Пророка), которые рекомендуют штаны, которые имеют, по крайней мере, длину ниже колена. Даже при том, что нет никаких доступных представлений или источников, показывающих женщин, носящих короткие штаны под длинными, но это имеет смысл с практической и гигиенической точки зрения.

Оман

У оманских женщин очень красочные костюмы, которые изменяются от области к области. Главные компоненты одежды женщины включают платье, которое носят на брюки (сирвал ) и головной убор, называемый лихаф . Есть многочисленные традиционные стили оманского костюма. Однако есть три главных типа, которые показывают яркие цвета, вышивку и художественные оформления.

Один стиль костюма скорее напоминает одежду, которую носят женщины внутри дома, в то время как другой украшен отличительными серебряными узорами и украшениями. Вышивка подобных платьев может занять приблизительно два месяца.

В области Дхофар платье (или тоб ) известно как Абу Дхаил, что означает "один с хвостом". Это платье короче спереди, и длиннее сзади, и сделано из роскошного бархата или хлопка, украшено золотой и серебряной вышивкой, бусинками и блестками. Это платье имеет квадратный вырез и вообще носится с легким хлопковым или шелковым ше"ла (главное платье), которое может также быть расшито жемчугом, блестками и иногда маленькими золотыми монетами для специальных празднований.

Сложные драгоценности часто носят с этим платьем, вокруг головы, шеи, запястий, лодыжек, пальцев и пальцев ног. Женщины Дхофари редко носят бирка (маска), но старшие женщины, происходящие из Неджда (область пустыни) и гор, могут ее носить. Бирка часто окрашивается золотым или цветом индиго.

Женщины, живущие внутри Омана, носят простое, но все же красочное платье, которое имеет длину чуть ниже колена и вышито с группами шелковой или золотой и серебряной нитями. Сирвал довольно свободное платье и сшитое из широкой шелковой ткани. Лихаф достигает низа спины и вообще сделан из шифона.

Костюмы области А"Шарквийя на востоке развились под влиянием их среды обитания. Этот костюм известен как квубба"а и сделан из шелка или нейлона, часто в черном, красном, фиолетовом или синем цвете. Перед, спина, лифчик и рукава вышиты золотым и серебряным шелком в геометрических и цветочных узорах. Платье иногда покрывается легкой черной верхней одеждой.

Тяжелые золотые драгоценности носят на голове, шее, руках и ногах, с кольцом на каждом пальце, каждый имеет отдельное название. Женщины из Батинаха , Мусандама и Дхахира имеют тенденцию носить кандоуру во всю длину, которая вышита различными узорами. Рукава украшены серебром, золотом, шелком и нитями зири. Вышивка на этих предметах одежды не столь сложна как в других областях, и таким образом процесс производства платья не занимает много времени.

Завесу, которая частично покрывает лицо, часто носят с золотыми и серебряными драгоценностями. Драгоценности, которые носят оманские женщины, вылеплены главным образом из золота, хотя традиционный металл был серебром.

Традиционная обувь была типом обуви на платформе, сделанной из дерева, называемая квурхаф . Однако большинство женщин теперь носит сандалии или ботинки западного образца.

Оманские женщины использовали естественную косметику в течение многих столетий. Много женщин в Омане красят свои руки и ноги с хной, особенно перед особыми событиями, такими как праздник Эйд или свадьба. Оманские костюмы настолько различны, красочны и привлекательный, что Почтовое отделение Омана произвело почтовые марки, изображающие мужские и женские одежды из различных областей.

Национальное платье для оманских мужчин простое, длиной по лодыжку, платье с длинными рукавами, называемое дишдаша . Цвет, который наиболее часто носят, является белым, хотя множество других цветов, таких как черный, синий, коричневый и сиреневый могут также быть замечены. Его главное украшение - кисточка (фураха ) вшитая в вырез.

Оманские мужчины могут носить множество головных уборов: муззар - квадрат из сотканных шерстяной или хлопковой ткани, обернутая и свернутая в тюрбан. Под этим иногда носят куммар , подобие кепки. Шал , длинная полоса ткани, действующая как держатель для ханджара (серебряный нож ручной работы или кинжал).

В формальных случаях дишдаша может быть покрыт черным или бежевым плащом, названным бишт . Вышивка, обрамляющая плащ, часто сделана из серебряной или золотой нити. Оманские мужчины, в целом, носят сандалии.

Ливан

Многие из деталей одежды, обычных среди крестьян и сельских жителей Ливана, происходят от древних стилей одежды древних народов этой земли.

Самым существенным является шерваль , очень широкие брюки обычно называемые мешковатыми штанами. Шерваль - распространенный и практический предмет одежды среди горных людей и сельских жителей. Более богатые люди одевали более широкие штаны и сои шерваль плиссировали в талии, как знак благосостояния. Хороший шерваль был сделан из прекрасной шерсти.

Слово шерваль имеет персидское происхождение. Строго говоря, это - внешний предмет одежды. Когда этот стиль брюк носят как нижнее белье, их называют либас . Некоторые полагают, что шерваль, возможно, были принесены в Ливан из страны называемой Финикией, в шестом столетии до н.э. персами. То, что шерваль были известны во время римского периода, определенно описано в хрониках.

Тип брюк шерваль носится как нижнее белье некоторыми женщинами в этой области. Этот вид отличается от мужских шерваль Ливана, а больше походит на курдский предмет одежды из-за их обилия, они расширяются в ширине к лодыжке, где они заплетены в кольцо или закрепляются шнуром. Сегодня бедуинские и курдские женщины все еще носят этот предмет одежды. Они используют хлопок или шелк для их пошива.

Наряду с шерваль также имеют широкое распостранение традиционные головные уборы. Во многих деревнях сохранились головные уборы, в то время как другие части традиционного костюма уступили западным стилям в одежде. Головной убор - самая верная подсказка о религии его владельца, этот предмет также дает общее представление о части страны из которой человек происходит и о сообществе, в котором он живет.

Например, христианские жители Северного Ливана носят высокий лаббаде , коническую кепку с применением верблюжьей шерсти. Вокруг своих лаббаде люди обертывают черный каффия и иногда агал . Лаббаде - очень древний головной убор простых деревенских жителей. Ученые полагают, что этот головной убор, возможно, носили уже в финикийские времена. Маленькие финикийские статуи, найденные в Ливане, показывают этот стиль конической кепки в цитадели Алеппо.

Из всех мужских головных уборов Ливана самый знакомый западному глазу - тарбуш , также называемый Фесом . Тарбуш всегда имел ту же самую основную форму и всегда был красного цвета, хотя ее форма была немного изменена в различные периоды. Его происхождение было прослежено к частям Малой Азии, где Оттоманские племена пришли к власти.

Популярность тарбуша в Ливане, Сирии и Иордании приписана Оттоманскому вторжению. После его введения тарбуш постепенно заменил маленькую местную кепку, известную как так’иях .

Самыми сложными из всех ливанских головных уборов был тантур , серебряный конус, который носили замужние дворянки. Тантур является устаревшим теперь, но можно получить превосходную возможность увидить его оригинальный вид в Музее Бейт-Эддин.

Что еще почитать