Какое летоисчисление в древней греции. Заметки о нашем календаре. И.А. Климишин. Время и календарь

Летосчисление по олимпийским играм

Во второй половине III века до н.э. древнегреческим историком Тимеем (около 352-256 гг. до н.э.) и математиком Эратосфеном (около 276 - около 196 гг. до н.э.) было введено летосчисление от первых Олимпийских игр. Игры проводились один раз в четыре года в дни, близкие к летнему солнцестоянию. Начинались они на 11-й и заканчивались на 16-й день после новолуния. При счете лет по олимпиадам каждый год обозначался порядковым номером игр и номером года в четырехлетии, которое ими и начиналось.
В XVIII веке юлианский календарь и принятый теперь счет лет, как говорится, "задним числом" были распространены на те давние времена, когда фактически они еще не действовали. В результате была установлена следующая датировка: первые Олимпийские игры открылись 1 июля 776 года до н.э. по юлианскому календарю.
В VII веке до н.э. в Малой Азии, разделенные рекой Галис (нынешнее название - Кизил-Ирмак), существовали две могущественные в то время державы - Лидия и Мидия. Некогда между ними, как это и водится среди близких соседей, вспыхнул, по современной терминологии, вооруженный конфликт.
"Пять лет, - по Геродоту, - с переменным успехом продолжалась эта затяжная война: верх одерживали то мидяне, то лидийцы... И на шестой год во время одной из битв день внезапно превратился в ночь... Увидев это, лидийцы и мидяне прекратили битву и поспешно заключили мир".
Описывая сражение, которое произошло 28 мая 585 году до н.э. и во время которого за 45 минут до захода дневного светила случилось полное солнечное затмение, Марк Туллий Цицерон датировал знаменательное небесное явление 4-м годом 48-й олимпиады. Именно это обстоятельство и позволило установить время проведения первых Олимпийских игр по юлианскому календарю.
Безусловно, соответствие древнегреческой хронологии системе современного календаря проверено и по другим данным. В частности, Плутарх в книге "Жизнь Никия" упоминает о полном лунном затмении, случившемся в 4-м году 91-й олимпиады. Согласно астрономическим расчетам, это затмение, возвестившее, по историку, гибель афинской армии, военачальником которой был Никий, в битве с сиракузянами в Сицилии, произошло 27 августа 413 года до н.э.
Передававшиеся от поколения к поколению списки победителей олимпийских игр около 300 года н.э. были использованы христианским историком Евсевием Кесарийским (263-338 гг.). В своей "Хронике", начав от Адама, он сопоставил годы правления ряда царей с датами олимпиад вплоть до 249-й включительно.
В 394 году н.э. императором Римской империи Феодосием I олимпийские игры были запрещены. Однако летосчисление по олимпиадам еще некоторое время сохранялось.

Летосчисление по консулам

В Римской республике, а затем империи счет лет осуществлялся по консулам. Историки располагают списками консулов за 1050 лет, начиная от основателей республики.
По Титу Ливию, царская власть в Древнем Риме существовала в течение 244 лет от основания города до его освобождения от тирании. Царь Тарквиний Гордый, который правил в течение 25 лет, своими беззакониями вызвал гнев и негодование граждан. Они заперли перед ним городские ворота и объявили ему изгнание с женой и детьми. Затем были избраны первые консулы. Ими стали Луций Юний Брут и Луций Тарквиний Коллатин, сын Эгерия, сыгравшие решающую роль в свержении последнего римского царя. Это случилось в 509 году до н.э.
После императора Константина I Великого (около 285-337 гг. по Р.Х.), воздвигшего Константинополь на востоке страны, в Римской империи фактически существовали две столицы. Поэтому один консул, по соглашению, избирался в "ветхом", другой - в Новом Риме.
В 537 н.. э. году император Юстиниан I (482-565 гг. по Р.Х.) ввел летосчисление по годам правления императоров, которые с 534 года сосредоточили консульские должности в своих руках. Последний ординарный консул Флавий Василий Меньший избирался в 541 году. Поэтому в империи некоторое время счет лет велся так: 1-й, 2-й и т. д. год post consulatum Basilii - "после консульства Василия".
В качестве примера можно привести датировку одного из заседаний Пятого Вселенского Собора, состоявшегося в мае-июне 553 года еще при богословствовавшем императоре: "В 27 год царствования государя Юстиниана, постоянного августа, в 12 год после консульства славнейшего мужа Василия, в 7 день (до) июньских календ".
Преемники создателя цареградской Софии восстановили обычай объявлять себя 1 января консулами и бросать деньги в народ, как это делалось ранее. Поэтому счет лет "post consulatum" продолжался вплоть до IX века. Лишь император Лев Философ (886-912 гг. по Р.Х.) издал указ, окончательно запретивший использовать счисление времени по консулам.

Эра "от основания города"

Историки Средневековья вплоть до конца XVII века широко пользовались эрой "ab urbe condita" - "от основания Города", то есть Рима, хотя в самой империи она не была столь популярной из-за споров о возрасте столицы.
Выдвигалось около десяти различных дат основания Рима. Марк Теренций Варрон (116-27 гг. до н.э.) ввел и популяризовал следующую: третий год 6-й олимпиады. День города римляне ежегодно отмечали как весенний праздник. Отправной точкой отсчета эры "ab urbe condita" стало считаться 21 апреля 753 года до н.э. по юлианскому календарю. Она и была принята в историографии.
Установлению даты основания Рима, а также определению времени введения юлианского календаря (1 января 45 года до н.э.) в значительной степени способствовало, в частности, упоминание в древних источниках о полном солнечном затмении, которое по астрономическим расчетам (а ученые произвели фантастическое количество таковых!) произошло 20 марта 71 года н.э.

Эра Августа

Как уже говорилось, существует мнение, что слово "aera" ("эра") составлено из первых букв сочетания "ab exordio regni Augusti". Хотя римским сенатом "за мужество, милосердие, справедливость и благочестие" Император Цезарь был провозглашен "возвеличенным богами" в 27 году до н.э., фактически счет лет от начала правления Августа велся от 1 августа 43 года до н.э., то есть 711 года от основания Рима, когда преемник божественного Юлия стал консулом.
Вскоре после знаменитой морской битвы при мысе Акциум, которая произошла 2 сентября 31 года до н.э. и принесла Октавиану окончательную победу над Марком Антонием и египетской царицей Клеопатрой VII, под владычество римлян подпала и страна Нила. И здесь счет лет стали вести от воцарения Августа в Египте. За начало эры было принято 1 августа 30 года до н.э., когда император посетил Александрию. Позднее - в 26 году до н.э. - при проведении календарной реформы и сам египетский календарь был заменен так называемым стабильным александрийским с началом года и эры 29 августа и иной системой високоса, чем в календаре юлианском.
В качестве примера датировки с использованием изложенного приведем по случаю следующий:
Гай Октавий Фурин, после убийства в 44 году до н.э. Цезаря - как его приемный сын - именовавшийся Гай Юлий Цезарь Октавиан, с 40 года до н.э. - Император Цезарь, с 28 года до н.э. - принцепс, т.е. первоприсутствующий в сенате (princeps senatus), с 27 года до н.э. - Император Цезарь Август, сын божественного (Юлия), со 2 года до н.э. - "отец Отечества" ("Сенат в согласии с римским народом приветствует тебя отцом Отечества" (pater patriae)!), но отказавшийся принять царский титул и имя Ромул, восходящее к основателю Рима и первому римскому царю, родился перед восходом Солнца за девять дней до октябрьских календ 691 года от основания Рима, в консульство Марка Туллия Цицерона, знаменитого римского оратора, философа, политического и общественного деятеля, "отца Отечества", вероятно, первым, ранее самого Цезаря получившего это почетное титулование (если не считать консула и диктатора Марка Фурия Камилла, который благодарными римлянами был почтен именованием "отца Отечества" в 390 году до н.э.), и Гая Антония Гибриды, т.е. 23 сентября 63 года до н.э. по юлианскому календарю; скончался в возрасте около 77 лет в девятом часу дня в четырнадцатый день до сентябрьских календ 767 года от основания Рима, в консульство Секста Помпея (сына знаменитого триумвира и союзника, а затем врага Цезаря) и Секста Аппулея, т.е. 19 августа 14 года н.э. по юлианскому календарю.

Эра Диоклетиана

В последующем летосчисление в Римской империи долгое время велось от начала правления императора Диоклетиана (около 243-313 гг. н.э.) - от 29 августа 284 года н.э. В данном случае во внимание было принято начало эры в стабильном александрийском календаре, ибо в действительности правитель пришел к власти 17 сентября.
Летосчисление по эре Диоклетиана, жестокого гонителя христиан, долгое время сохранялось и после того, как император отказался от престола. Оно использовалось не только астрологами при составлении гороскопов, но и александрийскими епископами при расчетах дат празднования христианской Пасхи. Позднее эра была переименована в эру мучеников чистых. Последняя до сих пор применяется христианами-коптами в Египте, Эфиопии и Судане.

Эра "от сотворения мира"

Уже в первые века становления христианства предпринимались попытки перебросить хронологический мост между современностью и священными событиями, описанными в Библии. В результате проведенных подсчетов возникло около 200 различных вариантов эры "от сотворения мира", или "от Адама". Согласно таковым, период времени от сотворения мира до Рождества Христова насчитывал от 3483 до 6984 лет. Наибольшее распространение приобрели три так называемые мировые эры: александрийская (исходная точка - 5501 (фактически 5493) год до Р.Х.), антиохийская (5969 год до Р.Х.) и более поздняя византийская (5508 год до Р.Х.).
Собственно, прецедент уже был: древнееврейский лунно-солнечный календарь с эрой от сотворения мира. Исходный момент (эпоха) эры - 7 октября 3761 года до н.э., понедельник, 5 часов 204 хелека (хелек - 1/1080 часть часа, состоящая из 76 мгновений; при расчетах часто принимается 6 часов) пополудни. Реформированное в 499 году н.э., это летосчисление в настоящее время официально применяется в государстве Израиль, хотя там пользуются и григорианским календарем.
Некогда, описывая все структурные сложности древнееврейского календаря, выдающийся хорезмийский ученый-энциклопедист Аль-Бируни (973-1048 гг. н.э.) восклицал: "Но это только тенета и сети, которые жрецы расставили, чтобы уловить простых людей и подчинить их себе. Они добились того, что люди ничего не предпринимали, не согласуясь с их мнением, и пускались на какое-либо дело только по их предначертаниям, не советуясь с кем-либо другим, словно эти жрецы, а не Аллах - властители мира".
Что же касается непосредственно эры "от сотворения мира", или "от Адама", то здесь, полагаем, небесполезно будет привести мнение одного из исследователей библейской хронологии И. Спасского.
По словам ученого, "хотя в священных книгах (Библии) лета событий не считаются от одной какой-либо эры,.. но чрез снесение, сличение и совокупление хронологических текстов, рассеянных по разным книгам Священного Писания, можно приходить к общему определению времени, протекшего от начала рода человеческого до Иисуса Христа".
Однако далее И. Спасский счел необходимым отметить: "Как ни прост, по-видимому, метод исследования библейской хронологии, однако же он сопряжен с большими затруднениями, окончательно едва ли когда разрешимыми. Они происходят первее всего от того, что хронологические показания, как мы находим их теперь в различных списках одного и того же текста, в различных переводах священных книг и в самом подлиннике, различны между собой, так что трудно определить, какое показание в каком тексте или списке подлинное и верное" (И. Спасский. Исследование по библейской хронологии. - Киев, 1857. - С. 3-4).
Напомним, что к началу нашей эры, кроме древнееврейского текста Библии, в распоряжении хронологов уже находился перевод ее на греческий язык (т.н. перевод 70-ти толковников, Септуагинта), завершенный в Александрии при царе Птолемее VIII около 130 года до н.э. как для нужд проживавших в Египте эллинизированных евреев, так и для "всех прочих, во Вселенной сущих". Затем на рубеже IV-V веков по Рождестве Христове появился перевод Библии на латинский язык, осуществленный с еврейского ученым пресвитером Иеронимом Стридонским (т.н. Вульгата).
Как оказалось, в тексте Библии, который находился в пользовании у иудеев по крайней мере с конца II века н.э., и в латинской Вульгате хронология жизни древних патриархов, правления царей и прочего указана совершенно иная, чем в греческой Септуагинте (и, естественно, главным образом с нее переведенной славянской Библии). Между христианами и иудеями возникли бурные споры, посыпались взаимные обвинения в порче библейского текста исходя из религиозно-богословских соображений.
Кроме того, библейские цифровые данные прекращаются со времени вавилонского пленения еврейского народа (586 г. до н.э.). Поэтому при подсчете лет далее приходилось обращаться к различным небиблейским источникам.
В частности, немаловажное влияние на опыты хронологического упорядочения событий мировой истории в эре "от сотворения мира" имел объемный труд Иосифа Флавия (37-95 гг. по Р.Х.) "Иудейские древности", в котором дано изложение истории еврейского и окрестных народов от Адама до I века нашей эры.
Христианские историки по-разному оценивали те или иные временные промежутки этого в точности тогда еще не известного периода. В итоге - 200 расходящихся между собой более чем на 3500 лет вариаций одной эры.
Едва ли не первым из христианских писателей к этой проблеме около 180 года обратился антиохийский епископ Феофил. Согласно его подсчетам начало эры "от сотворения мира" должно было приходиться на 1 сентября 5969 года до Р.Х. (впрочем, некоторые источники указывают 5515, другие - 5507 год до Р.Х.). Это - так называемая антиохийская эра.
Климент Александрийский около 190 года возводил начало эры к 5472 году до Р.Х. (по другим источникам - к 5624 году).
Составитель пасхального круга епископ Римский Ипполит около 200 года, а через два десятилетия после него и Секст Юлий Африкан определили продолжительность этого промежутка времени ровно в 5500 лет.
Описывая события последних до Христа 500-700 лет, Секст Юлий Африкан в своей "Хронографии" упоминает ряд исторических личностей (например, персидского царя Кира), греческие олимпиады и т.д. По совокупности этих исторических сведений можно установить, что 5500 год по его эре приходится на 2-й год до н.э., а не на 1-й год новой, как это должно было бы быть согласно исходной интенции: до Рождества Христова.
В "Хронике" Евсевия Кесарийского период от сотворения мира до Рождества Христова насчитывает всего 5199 лет.
Вплоть до IX века н.э. многими византийскими историками использовалась так называемая эра Анниана, или александрийская, созданная в начале 400-х годов. Сотворение мира в ней прежде было отнесено на 25 марта 5001 года до Р.Х. (фактически - 5493 года, если устранить деформацию временной шкалы последовательности исторических событий). Однако затем это было сочтено неудобным, так как при подобном исходе Пасха в контексте александрийской эры иногда случалась дважды, а иногда - ни разу в году. По этой причине новолетие в ней было перенесено на 1 сентября.
Уже в VI веке в Византии начала использоваться другая мировая эра с началом 1 марта 5508 года до Р.Х. Счет дней в ней велся от Адама, который, исходя из библейских предпосылок, был создан в пятницу 1 марта 1 года данной эры. Исходя из того, что это произошло в середине шестого дня творения, по аналогии было принято считать, что Спаситель мира снисшел на землю в середине шестого тысячелетия, ибо "у Господа один день, как тысяча лет, и тысяча лет, как один день" (2 Петр. 3, 8), а с небольшими уточнениями, связанными с пасхальными расчетами, - через 5508 лет по Адаме. Именно византийская схема летосчисления на много веков заняла важное место в календарной системе Руси.
Римо-Католическая Церковь долгое время придерживалась принципов восточно-христианской хронологии. Но уже с конца IX века по инициативе архиепископа Вьенского Адона (Франция) предпочтение стало отдаваться временной сетке латинского перевода Библии. Со времени же Тридентского собора, состоявшегося в 1545-1563 гг., когда текст Вульгаты был объявлен каноническим, господствующей в Западной Европе стала "короткая" хронологическая шкала. Так, по одному из сокращенных вариантов эры от сотворения мира до Рождества Христова насчитывается 4713, по другому - лишь 4004 года.

Это был лунно-солнечный календарь с примитивными и нерегулярными правилами интеркаляции. Приблизительно с 500 г. до н.э. получили распространение октатерии (octaeteris ) - 8-летние циклы, в которых пять обычных лет по 12 месяцев сочетались с тремя годами по 13 месяцев. В последствие эти правила были заимствованы римским календарем. Октатерии в Греции продолжали использоваться даже после реформы Юлия Цезаря.

Начало года приходилось на середину лета.

Афинские месяцы:

12. Scirophorion

Летоисчисление

Во второй половине 3 века до н. э. древнегреческим историком Тимеем (около 352 - 256 гг. до н. э.) и математиком Эратосфеном (около 276 - около 196 гг. до н. э., Эратосфен считается отцом хронологии, ему принадлежит идея единой системы отсчета лет) было введено летосчисление от первых Олимпийских игр. Игры проводились один раз в четыре года в дни, близкие к летнему солнцестоянию. Начинались они на 11-й и заканчивались на 16-й день после новолуния. При счёте лет по олимпиадам каждый год обозначался порядковым номером игр и номером года в четырёхлетии. Первые Олимпийские игры открылись 1 июля 776 года до н.э. по юлианскому календарю. В 394 году н.э. императором Феодосием I олимпийские игры были запрещены. Римляне называли их “otium graecum ” (греческим бездельем). Однако летосчисление по олимпиадам ещё некоторое время сохранялось.

Греческая и египетская астрономия

Необходимо отметить следующий факт, который, безусловно, повлиял на развитие европейского календаря. В эпоху Александра Македонского и Селевкидов Египет становится частью греческого мира. В Египте основывается Александрия, которая становится величайшим центром древней науки и астрономии. Именно греческие александрийские астрономы разработали юлианский календарь. В Александрии проводились расчеты первых пасхалий христианского календаря, здесь работал Птолемей Клавдий (2 век н.э.), написавший “Альмагест”, выдающееся произведение, повлиявшее на становление всей современной астрономии.

Афинский календарь

ГЕКАТОМБЕОН - июль - август

ГАМЕЛИОН - январь - февраль

МЕТАГИТНИОН - август - сентябрь

АНТЕСТЕРИОН - февраль - март

БОЭДРОМИОН - сентябрь - октябрь

ЭЛАФЕБОЛИОН - март - апрель

ПИАНОПСИОН - октябрь - ноябрь

МУНИХИОН - апрель - май

МЕМАКТЕРИОН - ноябрь - декабрь

ТАРГЕЛИОН - май - июнь

ПОСИДЕОН - декабрь - январь

СКРОФОРИОН - июнь - июль

Календарь составлен Т.Б. Гвоздевой

Основой греческого календаря долгое время был лунный год в 354 дня, который не совпадал с солнечным годом, что создавало немалые трудности при разделении года на месяцы и при попытке равномерно распределить дни по месяцам. Год состоял из 12 месяцев по 30 или 29 дней; через три года вводили дополнительный месяц. Началом нового года служило первое новолуние после солнцестояния. В Афинах это было примерно в середине июля, так что первый месяц года соответствовал приблизительно второй половине июля - первой половине августа. Названия месяцев в большинстве случаев были заимствованы от имен или прозвищ богов, или от какого-либо праздника, проходившего в данном месяце.

Первоначально летосчисление вели по поколениям (три поколения в столетие), затем по царям, жрецам или эпонимам. Во второй половине IV в. до н. э. сицилийский историк Тимей ввел летосчисление по Олимпиадам, т. е. 4-летним промежуткам от одних Олимпийских игр до других (исходным пунктом была Олимпиада 776 г. до н. э.).

ГЕКАТОМБЕОН

12 - Кронии - праздник окончания уборки хлебов в честь Крона.

16 - Синойкии (в честь Афины) - праздник в память объединения Тезеем 12 аттических общин в одно государство.

21–29 - Великие Парафинеи - торжественный праздник в честь дня рождения Афины Полиады.

МЕТАГИТНИОН

Конкретные числа этих праздников неизвестны: Метагитнии - праздник «смены соседей», т. е. сезон переселений и новоселий в честь Аполлона Метагития (Соседского). Гераклеи - праздник в честь Геракла в Марафоне.

БОЭДРОМИОН

3 - Элевтерии - праздник в честь победы при Платеях.

6 - праздник в честь Марафонской победы, совершались поминовения убитых воинов.

6 - жертвоприношение Артемиде Агротере (Охотнице).

7 - Боэдромии - праздник в честь Аполлона Боэдромия, помощника в битвах.

13–19 - Большие Элевсинские мистерии в честь Деметры, Персефоны и Диониса Иакха. В обрядах и торжествах могли принимать участие только посвященные «мисты». Праздник состоял из очистительного омовения в море в Фалере около Пирея, торжественной процессии из Афин в Элевсин (город в 22 км, от Афин, с которыми был связан «священной дорогой»), совершением таинственных обрядов, разыгрыванием драматических сцен.

ПИАНОПСИОН

5 - Прерозии - праздник в честь Деметры.

7 - Пианопсии - праздник в честь Аполлона как бога света и тепла, способствующего созреванию плодов. В этот день было принято варить различные овощи и подноситьих богу.

7 - Осхофории - праздник в честь Диониса и Афины Скирады в благодарность им за дарованный людям урожай винограда и маслин. В праздник устраивали соревнования мальчиков по бегу с виноградными ветвями, общую трапезу и процессию из Фалера в Афины.

8 - Тезеи - праздник в честь Тезея, был учрежден со времени перенесения останков героя в Афины в 460-х годах до н. э.

8 - Эпитафии - праздник в память граждан, павших в битвах.

9–13 - Фесмофории - праздник в честь Деметры и Персефоны, отмечался в посевную пору женщинами, которые совершали обряды, способствующие плодовитости человека и плодородию природы. в 20-х числах - Апатурии - праздник религиозной связи фратрий в честь Зевса и Афины (длился 3 дня). На третий день записывали во фратрии детей граждан, а молодые мужья записывали своих жен.

30 -Халкеи - праздник ремесленников в честь Афины Эрганы (Работницы) и Гефесты.

Прометеи - праздник в честь Прометея.

Гефестии - праздник в честь Гефеста.

МЕМАКТЕРИОН

20 - жертвоприношение Зевсу - земледельцу.

Мемактерии - праздник в честь Зевса Мемактерия (Бурного).

Помпаи - процессия и жертвоприношения в честь Гермеса.

ПОСИДЕОН

8 -жертвоприношение Посейдону как покровителю растительности.

26 - Халоя - земледельческий праздник молотьбы в честь Деметры, Персефоны и Диониса.

Малые, или Сельские, Дионисии (в честь Диониса) - праздник окончания сбора винограда. Устраивались процессии, в которых вели жертвенных животных, носили священную утварь, фаллосы, пели гимны и фаллические песни в честь Диониса. Праздник заканчивался шутливыми состязаниями. На Малых Дионисиях впервые были поставлены комедии.

ГАМЕЛИОН

С 12-го - Леней - праздник в честь Диониса, который длился несколько дней, в основе - аграрный праздник, приуроченный к началу зимнего солнцеворота, в программу которого входили состязания киклических хоров, драматические состязания, торжественная процессия и жертвоприношение. Во время Ленейского праздника в театре часто ставились комедии Аристофана.

24 - Гамелии - праздник в честь бракосочетания Зевса и Геры.

АНТЕСТЕРИОН

11–13 -Антестерии - праздник в честь Диониса, включал в себя мотив плодородия и мотив поминовения умерших предков, которых призывали повлиять на ее урожайность. На празднике открывали бочки и пробовали новое вино, совершался сакральный брак супруги архонта с Дионисом. В последний день приносили жертвы Гермесу - горшки с вареными плодами.

ЭЛАФЕБОЛИОН

8 - Асклепии - праздник в честь Асклепия. Совершалось жертвоприношение на алтаре Асклепия, пелись гимны.

9–13 - Великие, или Городские, Дионисии - праздник в честь Диониса Элевтерия - Свободного (локального божества Элевтер - пограничного местечка между Афинами и Беотией). Праздник включал в себя торжественную процессию, в которой несли деревянную статую Диониса в Элевтеры, жертвоприношения на алтаре Диониса, ночное шествие в Афины, музыкальные состязания. На празднике впервые было разрешено провести драматические состязания. В театре Диониса шло представление трагедий Эсхила, Софокла, Еврипида, комедий Аристофана.

14 - Пандии - праздник в честь Зевса.

Элафеболии - охотничий праздник в честь Артемиды.

Галаксии - праздник Матери всех богов.

МУНИХИОН

4 - праздник в честь Эроса.

6 -Дельфиний - праздник в честь Аполлона Дельфиния, покровителя мореплавания.

16 - Мунихии - праздник в честь Артемиды, покровительницы Мунихия (город-порт близ Афин).

16 - Бравронии - праздник в честь Артемиды Бравронии (Браврон - местность на восточном берегу р. Эрасин).

16 -праздник в честь Саламинской победы.

ТАРГЕЛИОН

6 - жертвоприношение Деметре Хлое- покровительнице зеленых посевов.

6–7 -Таргелии - праздник в чесгь Аполлона и Артемиды как покровителей жаркого лета.

19 - Бендидии - праздник в честь фракийской богини Бендиды.

24 - Каллинтерии (в честь Афины) - праздник очищения, уборки и украшения храма Афины Полиады.

25 - Плинтерии (в честь Афины) - праздник омовения старой статуи Афины Полиады.

СКИРОФОРИОН

12 - Скирофории (в честь Афины Скирады) - праздник отвращения засухи.

14 -Диполии - праздник в честь Зевса - хранителя города.

30 -Диисотерии - праздник в честь Зевса Сотера - Спасителя и Афины Сотейры - Спасительницы. - Аррефории (в честь Афины) - праздник дарования росы для посевов.

Из книги Древняя Греция. Книга для чтения. Под редакцией С. Л. Утченко. Издание 4-е автора Ботвинник Марк Наумович

Афинский раб (С. Я. Лурье) Вот уже три года, как лидиец Леодавл, отправившийся на корабле по торговым делам на остров Самос, пропал без вести. Три года семья его, жившая в Сардах, главном городе Лидии, ничего не слыхала о нем. Думали, что он утонул в море. Но затем прибыл

Из книги Древняя Греция. Книга для чтения. Под редакцией С. Л. Утченко. Издание 4-е автора Ботвинник Марк Наумович

Афинский рынок (Б. П. Селецкий) На корабле убирали парус. Моряки забегали по палубе, закрепляя канаты. Весла опустились, и гребцы-рабы затянули унылую песню. Невысокий, богато одетый хиосский купец, стоявший опершись о борт, обернулся к своему соседу:- Скоро Афины! Много

Из книги Повседневная жизнь древнегреческих женщин в классическую эпоху автора Брюле Пьер

Сократ Афинский Неравенство между полами: если спартанское многомужие, похоже, свидетельствует о дефиците женщин, то афинский декрет, принятый в период Пелопоннесских войн (431 - 404 гг. до н. э.), декрет, позволяющий «желающим иметь две супруги», выдает дефицит мужчин.

автора Штоль Генрих Вильгельм

6. Солон Афинский По отцу своему Экзекестиду Солон происходил из старинной царской фамилии Кодридов, а по матери находился в родстве с Писистратидами. В юности своей он приобрел богатое всестороннее образование, а частые путешествия, которые он предпринимал в качестве

Из книги История Древней Греции в биографиях автора Штоль Генрих Вильгельм

8. Клисфен Афинский Афины снова были свободны. Но какое же сословие получит теперь правление в республике, знать или народ? Знать много содействовала низвержению тиранов, она и под гнетом тирании не потеряла своего единства, и теперь, под руководством Исогора,

Из книги История Древней Греции в биографиях автора Штоль Генрих Вильгельм

11. Мильтиад Афинский В 560 году, когда Писистрат в первый раз сделался тираном афинским, один знатный человек в Афинах сидел у своего дома, с сердцем, полным горести и злобы по поводу несчастья, постигшего отечество. То был Мильтиад, сын Кипсела, из богатого и знатного рода

Из книги История Древней Греции в биографиях автора Штоль Генрих Вильгельм

13. Фемистокл Афинский Фемистокл, сын Неокла, происходил из древнего, но не очень выдающегося аттического аристократического рода Ликомидов. Он не был афинянином чистой крови, потому что мать его была фракиянка или кариянка. Впрочем, по законам Солона, афиняне смешанного

Из книги История Древней Греции в биографиях автора Штоль Генрих Вильгельм

14. Аристид Афинский Аристид, с которым мы уже познакомились в жизнеописании Фемистокла, как с политическим его противником, но не личным его врагом, был сын Лисимаха из филы Антиохийской. Правда, он не принадлежал к знатным фамилиям Аттики, но по своей поземельной

Из книги История Древней Греции в биографиях автора Штоль Генрих Вильгельм

16. Кимон Афинский Кимон был сын славного Мильтиада и Игисипилы, дочери фракийского царя Олора. Он родился около 500 года до P. X.Так как его отец, за неуплатой им долга в государственную казну, в 50 талантов, умер в бесчестии (атимии), то Кимон, как наследник отцовского

Из книги История Древней Греции в биографиях автора Штоль Генрих Вильгельм

17. Перикл Афинский Перикл был величайший государственный человек Греции. Во время его правления афинская демократия получила свое окончательное развитие, а Афинское государство достигло величайшего могущества и блеска. Перикл был сын Ксантиппа, победителя при Микале,

Из книги История Древней Греции в биографиях автора Штоль Генрих Вильгельм

21. Никий Афинский Никий, сын Никирата, был немного моложе Перикла и уже при жизни последнего пользовался известностью. Вместе с Периклом и один он неоднократно занимал должность главнокомандующего. По смерти Перикла (429) он вскоре сделался одним из первых лиц государстве,

Из книги История Древней Греции в биографиях автора Штоль Генрих Вильгельм

22. Алкивиад Афинский Алкивиад принадлежал как по отцу, так и по матери к самым знатным афинским фамилиям. Его отец Клиний вел родословную своей фамилии от Еврисака, сына Аякса Теламонида. Его мать Диномаха, дочь Мегакла, внучка знаменитого законодателя Клисфена, была из

Из книги История Древней Греции в биографиях автора Штоль Генрих Вильгельм

24. Фразивул Афинский Владычество тридцати тиранов, посаженных в Афинах Лисандром, продолжалось всего восемь месяцев, вероятно, с августа 404 до весны следующего года. На обязанности их лежало «избрать сенаторов, заместить публичные должности и пересмотреть отечественные

Из книги История Древней Греции в биографиях автора Штоль Генрих Вильгельм

25. Конон Афинский Муж, который снова возвел Афины, униженные Спартой и освобожденные Фразивулом, до самостоятельности и доставил им средства для свободного развития силы и могущества, был Конон. Уже в Пелопоннесской войне показал он себя опытным полководцем и

Из книги 100 великих замков автора Ионина Надежда

Афинский акрополь Слово «акрополь» в переводе с греческого означает «верхний город», а на Руси такие укрепленные верхние города называли кремлями. Некогда афинский Акрополь действительно был крепостью, и казалось, сама природа позаботилась о том, чтобы возвышающаяся

Из книги 100 знаменитых памятников архитектуры автора Пернатьев Юрий Сергеевич

Афинский Акрополь Двадцать пять веков назад, в одной из долин Аттики расцвел самый красивый город Древней Греции – Афины. Редко о какой столице сказано столько возвышенных слов и сложено столько вдохновенных строк, что еще раз доказывает: истинная красота нетленна, даже

Историческая (техническая) хронология - специальная историческая дисциплина, изучающая системы летосчисления и календари разных народов и государств, и помогающая устанавливать даты исторических событий и время создания исторических источников.

Астрономическая хронология [ | ]

Наиболее естественным мерилом времени служит вращение Земли вокруг своей оси. Полный оборот (на 360°) Земли называется звёздными сутками , так как во времени он равен промежутку между двумя последовательными кульминациями какой-либо звезды. Вследствие обращения Земли вокруг Солнца солнечные истинные сутки, то есть промежуток времени между двумя кульминациями Солнца, примерно на 4 минуты больше звёздных суток. Эта разница меняется в течение года из-за неравномерности обращения Земли вокруг Солнца в плоскости эклиптики , поэтому истинные сутки не могут служить точной единицей времени. Вместо них обыкновенно употребляются средние сутки , то есть промежуток между кульминациями фиктивного светила - «среднего солнца», движущегося равномерно по эклиптике; его место на небесной сфере в известные эпохи совпадает с местом истинного Солнца.

Для больших интервалов времени вместо суток удобнее использовать другие единицы времени, исторически связанные с наблюдением за видимым положением Луны и Солнца среди звёзд на небесной сфере. Промежуток времени, в который Луна по истечении полного оборота вокруг Земли приходится против тех же звёзд, называется сидерическим (звёздным) месяцем (27 дней 7 часов 43 минуты). В зависимости от перемещения Земли вместе с Луной вокруг Солнца по истечении сидерического месяца взаимное размещение трёх светил несколько изменится, поэтому фаза Луны, видимая с Земли, будет несколько иная, и промежуток, через который Луна возвращается к прежней фазе, так называемый синодический месяц, больше сидерического (29 д. 12 ч. 44 мин.).

Промежуток времени, через который вследствие обращения Земли около Солнца светило возвращается к тем же созвездиям, к «той же звезде», носит название звёздного года . Днём блеск Солнца затмевает звёзды и вместо созвездий, против которых приходится Солнце, можно сравнивать созвездия, противоположные им, кульминирующие в полночь в данное время года. Времена года определяются прохождением Солнца через точки равноденствий и солнцестояний . Вследствие прецессии смещаются точки пересечения плоскостей экватора и эклиптики (равноденствия), а также точки наибольшего удаления Солнца от линии небесного экватора (солнцестояния). Суммарная длительность четырёх сезонов называется тропическим годом и определяется через среднюю скорость движения Солнца по долготе. Тропический год часто определяют как средний интервал между двумя последовательными прохождениями Солнца через точку весеннего равноденствия, что неверно, поскольку точки равноденствий и солнцестояний смещаются друг относительно друга из-за возмущения планет . Тропический год на 20 минут меньше звёздного. Величина звёздного года не изменяется, величина тропического колеблется в зависимости от изменений величины прецессии; в наше время тропический год заключает в средних сутках и часах 365 д. 5 ч. 48 мин. 46 с, в звёздных сутках и часах 366 д 5 ч 48 м 46 с. Во времена Гиппарха (II век до н. э.) тропический год был на 12 секунд длиннее.

Отдельные календарные годы необходимо должны заключать в себе целое число суток; между тем длины года и суток несоизмеримы. Различные системы солнечных календарей явились как следствие большей или меньшей точности принятой в календаре длины года в сутках и тех или иных приёмов подсчёта накапливающихся дробей суток, то есть распределения вставных дней. В свою очередь, лунный месяц несоизмерим с солнечным годом; в известных лунно-солнечных календарях существовали различные приёмы уравнивать накапливающуюся неувязку вставными месяцами. Позже месяц потерял свой характер лунного оборота и стал условной дробью солнечного года. Древние астрономы, не умея наблюдать кульминации звёзд, довольствовались грубым приёмом наблюдения их восхода и захода. Особое значение имел так называемый гелиакический восход звезды. Длина периодов, построенных на гелиакических восходах, требует каждый раз особого подсчёта в зависимости от данной звезды (то есть от её места относительно небесного экватора и эклиптики), широты данного места наблюдения на земле и величины прецессии.

Историческая хронология [ | ]

Календарь [ | ]

Лунные и солнечные календари [ | ]

Первой и естественной единицей счёта времени для древних людей были сутки, разделённые на день и ночь. Впоследствии, при наблюдении за фазами луны, стали выделять лунный месяц, который считали попеременно в 29 и 30 суток. Затем было замечено, что спустя примерно 12 лунных месяцев явления природы повторяются. Так был открыт год. Однако год из 12 лунных месяцев в 354 суток не соответствует астрономическому (солнечному) году, и лунный календарь из 12 лунных месяцев оказался подвижным (календарём этого типа до сих пор пользуются арабы). Для того, чтобы соотнести его с астрономическим годом, по мере накопления ошибки (примерно раз в 3 года) вставлялся добавочный месяц (у римлян, например, он носил название «мерцедоний » и вставлялся между 23-24 февраля). Такого рода лунно-солнечный календарь использовался у большинства древних народов; в наше время он используется евреями (см. еврейский календарь).

Солнечный календарь был изобретён в Египте (см. древнеегипетский календарь). Он состоял из 12 месяцев по 30 дней и 5 добавочных дней. Но поскольку истинный астрономический год превышает 365 суток, то египетский календарь тоже оказался неточным. Впоследствии эллинистические цари Египта, основываясь на расчётах александрийских астрономов, пытались ввести високосные годы; но реформа не прижилась. В 26 году до н. э. Август реформировал египетский календарь по типу юлианского календаря , установив високосные годы и фиксировав начало года (1 тота) на 29 августа , однако счёт «по старому стилю» широко практиковался в Египте до самого конца античности.

Метонов цикл [ | ]

Некоторые календари [ | ]

Хронография [ | ]

Счёт лет. Становление исторической хронологии [ | ]

Необходимость последовательного счёта лет появилась с возникновением письменной культуры и прежде всего исходила из административных потребностей. Как правило, документы датировались годом правления царя; таким образом, список царей с годами их правления давал примитивную хронологическую таблицу. Такие списки дошли от Месопотамии и Древнего Египта, но пользоваться ими следует с осторожностью, так как в них нередко указаны как последовательные правления, в реальности полностью или частично синхронные (например, во времена смут), и допущены тому подобные «упрощения».

В городах-государствах годы датировались по именам избираемых на год должностных лиц, которые, например, в Ашшуре назывались «лимму», в Афинах - «архонты-эпонимы » и т. д. («эпонимический год» ). В Месопотамии также нередко обозначали годы по важным событиям - так что список лет представлял собой что-то вроде краткой хроники.

Острая необходимость хронологических вычислений появилась с возникновением исторической науки, то есть примерно в V век до н. э. Самым простым способом датировки было взаимное относительное датирование событий: событие А произошло за Х лет до события B; событие С случилось через Y лет после события В; при этом одни и те же события упоминаются у разных авторов. Из этого, сопоставляя труды историков, относительно нетрудно высчитать взаимное соотношение упоминаемых ими событий. Так, например, Греко-персидские войны являются центральным событием «Истории » Геродота , затрагивающей и более ранние события - образование Персидского царства; Фукидид , описывая Пелопоннесскую войну , упоминает, что между её началом и уходом Ксеркса из Эллады прошло «приблизительно 50 лет», и вкратце говорит о событиях этого «пятидесятилетия»; Ксенофонт непосредственно продолжает Фукидида - то есть, только из сопоставления этих трёх авторов, можно составить подробную хронологическую последовательность событий примерно за 200 лет, с середины по середину IV век до н. э.

Для событий, отдалённых во времени (как, например, Троянская война), на основе генеалогических таблиц применялся приблизительный расчёт «по поколениям», принимая 3 поколения в столетие. В то же время предпринимались попытки составления системы абсолютной хронологии. Были составлены первые хронологические таблицы: жречества жриц Геры в Аргосе (их автор, Гелланик Лесбосский , по-видимому был первым взявшимся за хронологические вопросы), списки спартанских эфоров , афинских архонтов -эпонимов; у Геродота можно найти годы царствования персидских и других восточных царей. При сопоставлении таких списков появлялась возможность перевести дату из одной системы в другую (например, сказать при каком персидском царе произошло событие, бывшее при таком-то архонте), а также выяснить хронологическое соотношение событий друг с другом (то есть установить их относительную хронологию) и с моментом, в который пишется труд (то есть выяснить абсолютную хронологию). Поскольку единой хронологической системы в Греции не существовало, историку, говоря о каком-нибудь важном событии, было желательно датировать его сразу по нескольким системам: году царствования персидского царя, спартанским эфорам, афинскому архонту-эпониму. Для примера приведём отрывок из Фукидида , в котором содержится как относительная, так и абсолютная датировка ключевого момента его «Истории » - начала Пелопоннесской войны (431 год до н. э.):

В течение 14 лет продолжал существовать тридцатилетний мир, заключённый после завоевания Евбеи . На пятнадцатый же год, сорок восьмой год жречества Хрисиды в Аргосе, когда Энесий был эфором в Спарте , а Пифодору оставалось 4 месяца архонтства в Афинах , на шестнадцатый месяц после битвы при Потидее, в начале весны отряд вооружённых фиванцев (…) в начале ночного сна вторгся в беотийский город Платею…

Все остальные даты в тексте «Истории» Фукидида так или иначе соотнесены с датой начала войны (в приведённом отрывке это видно на примере даты окончания первой афинско-спартанской войны и битвы при Потидее; в дальнейшем даты обозначаются: «на такой-то год войны»). Из систем датировок, использованных Фукидидом, датировки по афинским архонтам существовали в исторической науке на протяжении многих столетий, и это позволило античным хронологам без труда соотнести данные Фукидида с более поздними хронологическими шкалами (по олимпиадам - через неё с римской хронологией по консулам и «от основания Рима» - а уже через последнюю это событие легко переводится в современную систему летосчисления, которая является прямым продолжением римской). Наконец, дата эта поддаётся и астрономической проверке, так как к лету того же года Фукидид относит солнечное затмение, которое, согласно расчётам (впервые проделанным уже Жозефом Скалигером), состоялось 3 августа 431 года до н. э.

Тогда же на эллинистическом Востоке входят в употребление официальные датировки привычного нам типа, отсчитываемые от одной даты - «эпохи эры». Эрой служил приход к власти Селевка Никатора , полководца Александра Македонского - 312 год до н. э. Однако «эра Селевкидов » вплоть до поздней античности оставалась административной и не употреблялась историками. Впоследствии она вошла в арамейскую, затем арабскую историографию (под неверным наименованием «эры Александра») и употреблялась сирийскими христианами вплоть до XIX века. Парфянские Аршакиды , в свою очередь, ввели эру от собственного воцарения (248 год до н. э.), также имевшую хождение на Востоке.

Римляне, которые издавна вели свои «фасты» - списки консулов, служившие также краткой официальной летописью, без труда вписались в греческую хронологическую систему, так что, например, в труде греческого автора римской эпохи Диодора Сицилийского (I век до н. э.) мы встречаем датировки разом: по олимпиадам, по афинским архонтам и по римским консулам. Современником Диодора был римский ученый Варрон , который, на основе консульских фастов и сообщаемых легендой лет правления римских царей, вычислил дату основания Рима (по Варрону - 753 год до н. э.) и ввёл её как эру в научный оборот. Эта эра «от основания Рима» официально не использовалась, но в историографии дожила вплоть до XIX века (поскольку речь шла о событиях римской истории).

Большое значение для хронологии имеет так называемый «Царский канон Птолемея » - список царей, сохранившийся в комментарии Феона к астрономическому труду Птолемея. Это список царствований, с точными астрономическими датами, царей Вавилона (собственно вавилонских царей, а также персидских царей и Александра Македонского в качестве вавилонских), царей эллинистического Египта и римских императоров. Он был составлен александрийскими астрономами для нужд собственных вычислений (собственно, для датировок астрономических явлений) по собственным записям и записям вавилонских жрецов и потом продолжался переписчиками, вносившими в него имена византийских императоров (в некоторых рукописях он доведён до падения Константинополя в 1453 году). Начинается он от восшествия на престол вавилонского царя Набонассара 27 февраля 747 года до н. э. (т. н. «эра Набонассара»), при котором впервые стали вестись систематические астрономические наблюдения, и основан на подвижном египетском календаре (без висококсных лет), который тогда использовался астрономами.

В позднеримский период в астрономических и астрологических текстах получает широкое распространение эра от начала царствования императора Диоклетиана - 284 год , в ней составляются пасхальные таблицы (эта эра до сих пор сохраняется коптско-эфиопской церковью под названием «эры мучеников»).

Исчисление от рождества Христова [ | ]

Интерес к вопросам хронологии вновь появляется в эпоху Возрождения. Считается, что основы современной хронологии заложил Жозеф Скалигер ( -); он ввёл датировку по изобретённому им юлианскому периоду с началом в, что позволило перевести все имеющиеся даты в одну систему; также он первым начал (точнее возобновил, ибо спорадически она применялась и в античности) астрономическую проверку встречающихся в исторических источниках дат (например, он первым дал астрономическую датировку солнечного затмения 431 года до н. э., упоминаемого Фукидидом) . Путём перекрёстных проверок синхронных сведений и с помощью астрономических данных, Скалигер и учёный-иезуит Дионисий Петавий ( -) вычислили основные даты, которые в свою очередь позволили пересчитать по единой системе летосчисления все даты античной истории. Петавий в 1627 году предложил систему «обратного» отсчёта дат «до Рождества Христова». Эта система, получившая всеобщее признание лишь к концу XVIII века, крайне облегчила изучение хронологии.

Полемика, вызванная трудами Скалигера, стимулировала появление большого количества работ по астрономической и технической хронологии. Обобщающим трудом в этой области явился в XVIII веке труд бенедиктинцев д’Антина, Клеменсе и Дюрана «Искусство проверки дат», последнее издание которого включало 44 тома. К началу XX века научная хронология достигла своей вершины. До сего времени не потерял значения труд немецкого астронома и хронолога Христиана-Людвига Идлера «Справочник по математической и технической хронологии». Из современных специалистов по хронологии особенно известен американский учёный российского происхождения Э. Бикерман , автор труда «Хронология древнего мира» (Лондон, 1969; русский перевод М., 1975).

Вопросы достоверности древней хронологии [ | ]

Римская хронология, непосредственным продолжением которой, как указывалось, является наша система летосчисления, является вполне достоверной. Характерно, например, что дата прихода к власти Диоклетиана (284 год) была установлена тремя разными учёными с помощью трёх разных способов. Скалигер исходил из коптско-эфиопской традиции, которая приравнивала 1582 год к 1299 году эры Диоклетиана. Петавий - из того, что Диоклетиан согласно «Пасхальной хронике» пришёл к власти в консульство Карина (второе) и Нумериана, которому, согласно консульским фастам, соответствует 284 год ; Идлер вместо этого воспользовался «Каноном Птолемея» и астрономическим наблюдением, позволяющим вывести синхронную датировку: 81 год после правления Диоклетиана = 1112 лет после воцарения Набонассара ; это уравнение опять-таки приводит к 284 году .

Греческая история может быть синхронизована с римской, так как многие даты известны и в греческой, и в римской системе исчисления. Достоверны и те восточные хронологические данные, в которых есть прямая или косвенная связь с римской хронологией. Так, списки египетских фараонов Манефона включают в себя персидских царей и Птолемеев, даты правления которых точно известны - это позволяет рассчитать и даты правления предыдущих правителей. Здесь, однако, возникают трудности из-за упомянутых особенностей восточных царских списков. Тем не менее считается, что примерно до 800 года до н. э. египетские царствования датируются абсолютно точно [кем? ] [ ] , до XVI века до н. э. (то есть до начала Нового царства) - c допуском в несколько десятилетий. Но длительность переходного периода между Средним и Новым царством точно неизвестна - в результате связь с римской хронологией оказывается утраченной. Важную роль в хронологии Среднего царства играет письмо на папирусе, относящееся к концу XII династии; в нём сообщается, что Сириус взойдёт 16-го числа VIII лунного месяца 7 года. Очевидно имеется в виду год правления Сенусерта III, но может быть и его сына Аменемхета III. Во всяком случае дата этого события - около 1800 года, и это позволяет (поскольку число лет правления фараонов династии известно) заключить, что XII династия правила примерно с 2000 до 1800 года до н. э. Длительность Первого переходного периода между Древним и Средним царствами также неизвестна, и потому хронология Древнего царства ещё более гадательна.

У историков Передней Азии опора несколько более твёрдая. Прежде всего сохранился ассирийский список эпонимов (лимму), между 911 и 648 годом до н. э., который проверяется как «Каноном Птолемея», так и указанным в нём солнечным затмением. Для более ранних веков ключевое значение имеет установление даты начала правления царя Хаммурапи. Она основывается на описанном в клинописном документе наблюдении гелиакального восхода (первый восход на утренней заре) Венеры, произошедшего в 6 году правления Амисадуги, одного из последних царей династии Хаммурапи (тогда как известно, что 1 год его правления отстоит от 1 года правления Хаммурапи на 146 лет). Описанные в документе условия гелиакального восхода повторяются через несколько десятилетий, так что в результате появилось несколько вариантов даты 1 года правления Хаммурапи; исходя из совокупности исторических данных, наиболее правдоподобным из них считается дата - 1792 год до н. э. К этой дате, соответственно, и привязываются датировки предыдущих и последующих царствований.

В Китае всегда была развитая историографическая традиция с собственной подробной хронологией, основывающейся на царствованиях с их девизами, а также на 60-летних циклах (см.

О существовании понятия «год» люди догадались очень давно. А со времен появления земледелия это понятие стало очень важным, нужно было точно определять когда сеять, а когда собирать урожай. Но год на год не похож — и года начала нумеровать. Пусть даже это было сделано для бюрократии, чтобы помнить какой царь сколько правил, но к такому решению рано или поздно пришли все календари.

В этой статье не будут рассматриваться високосные годы и прочая мелочь. К черту подробности, вопрос покрупнее — определение самого номера года.
И вот вываливается попаданец в прошлое и спрашивает «А какой ноныче год?», а ему бодро отвечают «6719!».
Ну и что попаданец с этой информацией будет делать?…

Поэтому я попытался тут собрать информацию про самые распространненые календари.

Во-первых — это византийский календарь , по которому Константинопольская Эра началась в 5509 году до Рождества Христова. Хотя почему-то все считали, что Рождество Христово — 5500 год (вот просто число красивое). Этот календарь использовался и на Руси до ее крещения, да и после крещения его еще нескоро забросили, по этому календарю жил Православный Мир, крещенный в Константинополе. Однако, на Руси этот год тоже считали по-разному. Дело в том, что в Византии Новый Год начинался 1 сентября, а на Руси — в марте. Поэтому византийский календарь у нас может начинаться как от 5508 года, так и от 5509 года. Определить какой именно используется в текущей местности вряд ли возможно. Тут интересен другой факт — разница в определении конкретного текущего года в плюс-минус единицу никого тогда не напрягала. То есть пройдя десяток-другой километров на вопрос «какой ноныче год» можно было получить другой ответ, и это было нормальным событием. Также у болгар эта дата начала исчисления была 5504, а в Византии до 9 века — 5492.
Поэтому просьба помнить — что если по учебнику крещение Руси произошло в 988 году, то попав на место совершенно невозможно будет предсказать — в текущем ли году оно произойдет или в будущем. Просто потому, что неясно в каком году попаданец находится.

Во-вторых важным является юлианский календарь . По этому календарю жили в Древнем Риме. Начало отсчета — 4713 год до н. э.. Календарь древний, вполне возможно что если вы оказались где-то у Этрусков, то вы получите ту же дату. Доведен до ума Юлием Цезарем (собственно, поэтому он юлианский). Однако в Древнем Риме можно встретить и другое исчисление, начинающееся от предполагаемой даты основания Рима — 753 год до н. э.. Как они там в Риме разбирались с двумя исчислениями — бог весть, в любом случае римские цифры не дают возможности качественно считать.

В-третьих — еврейский календарь , начинается от 3761 году до н. э. Если вы оказались в Европе, то, возможно, на него и следует ориентироваться. Просто год нужно спрашивать у евреев-ростовщиков. Календарь очень древний, год определялся без сбоев с древних времен до сегодняшних дней — он второй официальный календарь в Израиле. А так как евреи были разбросаны по всей Европе, то, возможно, это именно тот календарь, на который следует ориентироваться чтобы точно узнать текущий год.

В-четвертых — исламский календарь . Он относительно вышеописанных новый — начат с 622 года, но если вы в средневековье может оказаться очень полезным в определении текущего года. Особенно в Испании или Италии, где мавров хватало.

В-пятых — индийский календарь . Тут также не все так гладко, потому что Индия — это гигантский салат из разных народов и народностей. Но можно выделить несколько летосчислений. Кали-Юга началась с 3102 года до н.э., Эра Нирвана — с 543 года до н.э., Викрам-самват с 57 года н.э. (до сих пор используют это летосчисление в Непале), эра Гаурабта — с 1486 года, эра Фазли с 1550 года.
На самом деле очень неплохо, чехарды мало, точность высокая. Только в Индию попаданцы не едут почему-то.

В-шестых, возможно пользу принесет армянский календарь . Все-таки купцов по миру много разбросано, а они ведут счисление от 552 года. Не слишком давно, но раньше исламского.

В-седьмых можно вспомнить календарь майя , пусть даже 2012 год прошел. Попаданцев к майя пока не замечено, но все же можно сказать, что их летосчисление началось с 3373 до н.э. Или с 3114. Или 3113. Кто их там разберет этих майя с их календарями? Ситуация до сих пор не ясна, однозначного ответа нет, как бы не старались журнализды раздувать мистические темы.

Если же вы попали в другую местность и в другую эпоху, порадовать вас нечем. Скорее огорчить.

Дело в том, что во многих местах (Египет, Китай, Япония) цельного летосчисления не было. Считали каждый раз новое для каждого нового царя.
Вот представьте, вы в Китае. Куча династий, куча правителей, куча календарей. Единственное, что может помочь — китайские гороскопы, которые сводят все к 60-летнему циклу и примерно можно прикинуть, что там в год Огненной Собаки. Но для сопоставления точного года нужна немалая работа и попаданец самостоятельно ее не проведет. Тем более, что по технологиям или модной одежде ничего не менялось столетиями.
То же самое в Японии — но там периоды поменьше и определится легче.

Хуже в Древнем Египте. За все время там сменилось больше 30 династий (!). Царей было немеряно и от каждого шло свое летосчисление.
Такая же чехарда — Вавилон или Шумеры. У шумеров это все усугублялось тем, что в каждом городе был свой царь и как они там считали неясно до сих пор. В их исторических документах цари, между которыми было лет по 150, описаны современниками.
Но это еще ничего. Хуже было в какой-нибудь древнегреческой городе-республике, в которой, за неимением царя — вообще летосчислением не занимались. Там остается надеяться только на иноземцев, из Рима или евреев.

В общем — само определение года, в котором оказался, для попаданца может стать сложной задачей.
Не то, чтобы совсем нерешаемой, но точно непростой.

Что еще почитать