Самые фотогеничные люди. Что такое фотогеничность, как развить ее в себе? раскрываем секреты

» – эту фразу, следующую сразу же за приветственным «здрасте», слышат фотографы от 4 из 5 клиенток. Фотогеничность и красота – далеко не тождественные понятия. Исключительной фотогеничностью, как правило, обладают люди с резкими, выразительными чертами лица, которые в реальной жизни могут выглядеть грубовато и даже непривлекательно. С точки зрения психологии, успех съемки во многом зависит от эмоционального посыла, уверенности в себе и умения себя подать. Когда модель себя любит и получает удовольствие от процесса съемки, она раскрепощается, каждый жест и движение приобретают смысл, выглядят органично и в кадре все получается просто замечательно. А выразительности помогут придать маленькие хитрости визажа, правильный подбор прически, одежды, а главное – удачные ракурсы и светотень. Кстати, даже топ-модели предпочитают фотографироваться всего в двух-трех удачных ракурсах, так что если в какой-то позе вы выглядите не слишком привлекательно, не спешите расстраиваться – для вас непременно найдется своя поза.

Настоящий фотограф – не просто мастер своего дела, общающийся с камерой на «ты», а еще и хороший психолог, умеющий находить подход к людям, проявляющий к самой заурядной модели неподдельный интерес. Результат его работы – удачные, красивые, а главное – содержательные снимки, на которых отражена не только внешность, но и внутренний мир человека. Такие фото не надоедают. На них можно смотреть и смотреть, то и дело обнаруживая новые грани. Когда мы слышим имена Че Гевары, Эрнеста Хемингуэя или Альберта Эйнштейна, перед нашим взором сразу же предстают их самые известные фотопортреты: Че в знаменитом черном берете со звездой, Хемингуэй в белом шерстяном свитере, Эйнштейн с высунутым языком. При жизни они попадали в объективы фотокамер сотни раз, но помним мы их именно по этим единичным снимкам, в которых чувствуется присутствие духа. Полная противоположность этим шедеврам – фото на документах. С паспортов, водительских прав, студенческих билетов на нас смотрят перепуганные, перекошенные, подозрительные личности. А все из-за отсутствия контакта фотографа с моделью, а порой и отсутствия самого фотографа как такового, ведь, не секрет, что часто такую шаблонную работу выполняют люди далекие от высокого искусства фотографии.


Как правильно фотографироваться, чтобы хорошо получаться на снимках
Долой страх!
Обычно не любят и бояться сниматься те, кто судят о себе лишь по нескольким неудачным снимкам. Это неправильно. Сниматься нужно чаще и больше. Это же просто снимок! Подумаешь, не понравится! Порвете, сожжете, а в случае с цифрой просто сотрете. Анализируя различные фотографии, вы непременно найдете самые удачные позы, интересные выражения лица и сможете ими пользоваться в дальнейшем. Чем больше вы фотографируетесь, тем лучше узнаете себя, свои преимущества и недостатки, свои возможности, свои удачные и неудачные ракурсы. А благодаря нашим советам вы быстрее научитесь правильно фотографироваться и сможете подобрать для себя интересные позы для фотографирования.


Остаемся самими собой
Услышав слова «Приготовились! Сейчас вылетит птичка. Чиииз…» и прочий подобный бред, многих словно подменяют: они замирают в нелепой позе, с несвойственным им выражением лица и фальшивой улыбкой. Ждать чудес от такого снимка не приходится. А нужно лишь оставаться самими собой. Красивой и интересной может оказаться не только улыбка, но и грусть, и задумчивость, и даже безбашенность. Но лишь в том случае, если эти эмоции не наиграны, а идут изнутри. Естественность не исключает игривости. Поиграйте перед камерой, ведь вы можете быть такой разной! Играйте с элементами одежды, аксессуарами, с волосами, застенчиво прикрывайтесь руками, имитируйте ходьбу по тонкой рейке, играйте в прятки, представьте себя в образе какого-нибудь животного… раскрепоститесь и дайте волю эмоциям! Хороший фотограф обязательно поймает то, что надо. Не забывайте, что фотография интересна лишь тогда, когда в ней есть эмоция, действие и сюжет.


Фотомакияж
Меньше блеска. Чтобы вместо качественного снимка не получить мазню, макияж для съемки должен быть без блеска, матовым. Без пудры с матирующим эффектом просто не обойтись! Даже если кожа у вас не жирная, на фото она может заблестеть. Немного блеска можно нанести лишь на середину губ, чтобы сделать их полнее. Но только самую малость! Вам ведь не нужен снимок, на котором кроме губ больше ничего не видно. Откажитесь и от лака с блестками, которые на фото превратятся в обычную «перхоть».
Придаем лицу «скульптурность». Чтобы на фотографии лицо не получилось плоским и безликим, его необходимо сделать более выразительным и рельефным. Для этого матовыми румянами коричнево-бежевого оттенка или темной пудрой слегка затемняем скулы, подчеркиваем линию подбородка и выделяем крылья носа.
Визуально укоротить длинноватый нос можно, затемнив его кончик, с помощью румян нейтрального тона или темной пудры. А затенив щеки, можно зрительно сузить слишком широкое лицо.
Избегайте слишком темных, ярких и ядовитых цветов. На фотографии любые неестественные оттенки будут смотреться еще неестественней.
Наиболее беспощадна фотография при дневном освещении: камера поймает все несовершенства кожи и погрешности применения косметических средств. Поэтому макияж лучше свести к минимуму, тщательно замаскировав консилером все проблемные зоны. Желательно использовать палитру теплых оттенков и хорошенько растушевывать границы нанесения косметики.
Для черно-белой фотографии и вечерней съемки важно дополнительно подчеркнуть контуры лица: лоб, скулы, нос, подбородок. Обязательно ярко выделяем глаза и брови, а вот от помад темных оттенков лучше отказаться. На черно-белом фото они сделают губы черными и узкими.
Цифровая фотография усиливает розовый цвет. Нейтрализовать возможную красноту поможет тональная основа или пудра желтоватых оттенков.
Фотосессия на открытом воздухе
На улице лучше фотографироваться до 9 часов утра или после 17 часов вечера. Для удачного портрета хорошо подойдет пасмурный день. В солнечный день не стоит стоять лицом прямо к палящему светилу. С особой осторожностью следует фотографироваться в тени деревьев – солнечные лучи пробиваются даже через очень густую крону, бросая на лицо неравномерные тени. Снимаясь в головном уборе, выбирайте позицию, в которой тень от полей шляпы или козырька кепи не падает на лицо.

Правильная работа с фотографом
Если уж вы решились на фотосессию, целиком и полностью доверьтесь фотографу. Слушайте все, что он вам говорит, внимайте и строго выполняйте все его указания – в отличие от вас он видит, каким получается кадр. Если он молчит как рыба и ничем вам не помогает, скорее всего, вы ошиблись в выборе фотографа и ничего хорошего от такой съемки можно не ждать. Процесс должен быть обоюдно интересным.

Учтите, что перед объективом все нужно делать медленно, поэтому если вас просят повернуть голову к свету, делайте это со скоростью улитки. Если слышите команду «Замри», замрите, пока не услышите «Все».

Доверяйте, но не позволяйте навязывать некомфортные для вас образы. Окончательное решение всегда должно быть за вами.

Удачные позы для фото
Самая выигрышная поза, которая прекрасно работает практически для всех, – вполоборота. Это просто находка для обладательниц круглых или крупных лиц с пухлыми щечками.
На групповых снимках дамам в теле лучше устраиваться не в центре, а сбоку, так они будут смотреться стройнее.
Контролируйте свои руки. Они не должны висеть как плети. Лучше всего слегка согнуть их в локтях, взять что-нибудь в руки или опереться о какой-нибудь предмет.
«Примерить» на себя различные позы поможет и наша фотоподборка.

  • Немного истории
  • Умение любить себя
  • Тяжкий труд фотографа
  • Секреты фотогеничности

Как же часто мы слышим фразу: «Не снимай меня, я не фотогеничный». Это означает, что человек плохо получается на фотографиях. Иногда, разглядывая совместные фото шумных компаний, мы с недовольством отмечаем, что все получились хорошо, и только у вас одного глупое, неестественное, неузнаваемое лицо. Если эта проблема вам знакома, если вы страдаете от недостатка хороших фотографий, то стоит получше разобраться в том, что такое фотогеничность. Можно ли развить это качество, или до конца жизни придется удалять неудавшиеся снимки?

Немного истории

Фотография как искусство возникла достаточно давно, но в контексте истории до сих пор считается молодым жанром. Поэтому и фотогеничности как понятию немного лет. Упоминание о ней впервые появилось в работе Луи Деллюка «Фотогения», написанной в 20-х годах прошлого века. То есть, термину еще не исполнилось и ста лет. Кстати, сама «Фотогения» была посвящена вовсе не фотографии, а кинематографу. Это понятие до сих пор используется в обоих контекстах. Фотогеничность была описана в трудах последователей Деллюка. Из-за небольшого возраста явления и возникают вопросы, от чего зависит фотогеничность. Некоторые утверждают, что это качество является врожденным, что яркие и выразительные черты лица позволяют хорошо получиться на снимке. Другие говорят, что плохое фото – это исключительно вина фотографа, а у хорошего мастера любой человек будет фотогеничным. Есть мнение, что все зависит от самооценки человека . Людям с заниженной самооценкой будет казаться, что они выглядят плохо на фотографиях, даже если в реальности это не так. На самом деле есть способы, как стать более фотогеничным , и это не так и сложно.

Зачем нужно быть фотогеничным?

Современное общество нельзя представить без фотографий. Возможности фотоаппаратов, планшетов и смартфонов позволяют запечатлевать каждый момент своей жизни. И далеко не самое последнее место среди снимков занимает наша любимая персона. Согласитесь, что все мы хотим получить красивые снимки, которые можно отправить в социальные сети, показать друзьям. И здесь даже не идет речи о гипернарциссических девушках, добавляющих в новостную ленту десятки селфи в день. Любой человек хочет, чтобы его фотографии нравились ему и окружающим. Психиатр и психоаналитик Ваннина Мишели-Рехтман объясняет это влиянием виртуального пространства. В Интернете человек часто воспринимается исключительно через изображение, поэтому все хотят, чтобы их снимки были на уровне.

Что оправдывает отсутствие фотогеничности?

Многие из нас были недовольны, когда впервые услышали свой голос в записи. Обычно он звучит совсем не так, как мы слышим. Но этому есть свое объяснение – ведь черепная коробка искажает звуки, поэтому голос воспринимается по-другому. Но как объяснить то, что наше лицо в застывшем виде вовсе нам не нравится? Списывать это на отсутствие привлекательности? Такой радикальный подход существенно бьет по самооценке. Вот и появляется упоминание о фотогеничности. «Я не фотогеничный человек» - этим можно оправдать плохие фотографии, не задев свое эго. Стоит отметить, что подобное чувство возникает не только у простых людей, но и у знаменитых актрис. Казалось бы, их снимки всегда выглядят великолепно, ведь над ними трудятся талантливые фотографы, визажисты и парикмахеры. Студийные фотографии часто дополнительно ретушируются и обрабатываются. Но нет, некоторые звезды недовольны своим внешним видом на фото. Одной из таких недовольных актрис является Шарлотта Генсбур, любимица арт-хаусного режиссера Ларса фон Триера. Ей больше нравится смотреть на себя в движении, в кино или на видео. А свои фотографии в журналах Генсбур не любит. Психоаналитик Альберто Эйгер в своей книге «Нарциссическая перверсия и ее сообщник» объясняет это тем, что человек представляет себя совсем иначе, чем он выглядит со стороны, моложе, чем на снимке. Поэтому часто мы испытываем дискомфорт, видя свое застывшее лицо, которое выглядит совсем чужим.

Умение любить себя

Фотоснимок – это лишняя возможность увидеть и рассмотреть все свои недостатки. Естественно, что все мы неидеальны, но застывшее изображение заставляет нас критично оценивать свою внешность. Мы слишком сурово относимся к себе, придираемся к каждой черточке своего лица, к каждой неловкой позе. Однако мы вовсе не задумываемся, что окружающие совершенно не замечают этих недостатков. Мы создаем для себя идеальный образ, стараемся ему соответствовать. И если результат нас не удовлетворяет, то списываем все на отсутствие фотогеничности.

Есть люди, которые панически боятся камер, которые застывают перед объективом с каменным лицом, не могут пошевелиться. Причина такого поведения кроется в боязни окружения. Человек опасается, что окружающие люди будут оценивать снимок с такой же критичностью и строгостью. Боязнь камеры может иметь и более глубокие корни, уходящие в детство. Недостаток любви и внимания связан с этой фобией.

В Интернете полно фотографий детей, все они выглядят просто потрясающе. На снимки приятно посмотреть. То есть, все дети априори являются фотогеничными, а потом это качество куда-то пропадает? Или как иначе объяснить этот феномен? На самом деле все дело в уверенности в себе . Ребенок просто не боится камеры, он знает, как выглядеть фотогенично – он радуется и наслаждается процессом, поэтому снимки получаются живыми, а дети на них – красивыми и фотогеничными. Взрослые из-за своих комплексов и проблем с самооценкой зажимаются, начинают неестественно улыбаться или вставать в странные позы. Поэтому фотографии получаются плоскими, неживыми. Таким образом, чтобы стать фотогеничным, нужно просто полюбить себя, держаться перед камерой уверенно и естественно.

Тяжкий труд фотографа

Не стоит думать, что от фотографа ничего не зависит. Наоборот, умение показать человека привлекательным на снимке – это настоящее мастерство. Из-за доступности камер мы часто фотографируем себя сами – в зеркало, делаем селфи дома, лежа на кровати, в лифте. Задайте себе вопрос, действительно ли хорошо вы выглядите в этот момент? Вероятно, что отсутствие фотогеничности связано с тем, что вы плохо спали ночью, поэтому выглядите усталым. Или вы подобрали плохое освещение, и, например, нос смотрится слишком длинным. Если вы не подготовились к фотографии, сделали ее на скорую руку, то не ждите, что с экрана на вас посмотрит идеальное лицо. Даже самые красивые люди с самыми правильными чертами лица будут выглядеть плохо без должной подготовки.

Это касается селфи или других непрофессиональных фотографий. Но что можно сказать о фотосессиях, сделанных у реальных мастеров своего дела? Стоит отметить, что у хорошего фотографа не может быть плохих снимков, все люди выглядят естественно. Мастер подбирает правильную позу, выставляет свет, выбирает угол зрения, словом, знает, как стать фотогеничным. Хороший профессионал может раскрыть человека с той стороны, с которой он раньше себя никогда не видел, показать иные грани его личности. Фотограф Уильям Муро говорит, что каждый человек, который приходит к нему, фотогеничен. Разница заключается во времени, которое нужно потратить. Некоторые люди быстро раскрепощаются, к другим нужно найти свой подход. Именно в этом и заключается мастерство фотографа. Уильям говорит, что однажды потратил целый час на знакомую, которая плохо относилась к своей внешности, была зажата и закомплексована. Но спустя час она расслабилась, тогда и пошла настоящая работа. Увидев результат, женщина расплакалась, ведь она и подумать не могла, что может выглядеть настолько красивой. Фотограф Пьер-Антони Аллар уверен, что все люди фотогеничны. Если они отдаются в руки мастера, перестают чувствовать себя неловко перед камерой, то фотограф сумеет найти идеальный ракурс, свет и момент и сохранит его на пленке.

Секреты фотогеничности

  1. Научитесь понимать свое лицо, находить в нем изюминку. Старайтесь играть перед камерой, но играть роль не кого-то, а себя самого. Это умение позволяет актрисам хорошо получаться на снимках, даже лучше, чем профессиональным моделям.
  2. Многие люди жалуются, что они выглядят полными на фото. На самом деле во всем виноват неправильный ракурс. Постарайтесь подобрать идеальный ракурс перед зеркалом. Лучше всего человек получается, когда стоит перед камерой в пол-оборота.
  3. Если вы хотите получить естественную улыбку, то нужно расслабить мышцы рта. Для этого просто пошевелите губами, тогда они будут выглядеть максимально естественно и привлекательно.
  4. Постарайтесь быть уверенным в себе. Не концентрируйтесь на своих недостатках. Забудьте об их существовании на время съемок.
  5. Во время фотосессии лучше проявлять побольше эмоций. Если они искренние, то будут смотреться очень хорошо.
  6. Не прячьте глаза. Недаром говорят, что глаза – это зеркало души. С их помощью вы сможете донести свои мысли, настроение, рассказать миру о том, что вы думаете. Ведь именно при помощи взгляда осуществляется коммуникация в фотографии. Красивый взгляд – верное средство, как развить фотогеничность.
  7. Верьте фотографу. Если он действительно профессиональный мастер, то он сможет сделать идеальные снимки. Не нужно бояться объектива, фотограф использует его правильно, а вам только нужно слушаться его во всем.
  8. Тщательно продумайте свой образ. Девушкам стоит обратить внимание на косметику и украшения. Пусть макияж будет немного ярче, чем обычно. А вот с аксессуарами не надо перебарщивать, они добавят вам несколько лет. Одежда должна скрывать все недостатки фигуры. Не нужно выбирать зеленое, иначе лицо получится слишком бледным. Также стоит избегать контрастных цветов в одежде.

Если у вас дома есть снимки, которые вам не нравятся, то удалите их или выкиньте. Сделайте подборку только тех фотографий, где вы действительно хорошо выглядите. Это позволит избавиться от лишних комплексов. Если таких фотографий нет, то сходите к фотографу. Тогда вы сможете увидеть себя с другой стороны, заметите собственную привлекательность и обаяние. Фотогеничность – это то, что у вас в сознании. Если вы окружите себя профессиональными снимками, то научитесь относиться к себе лучше.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

«По-моему, на обложках журналов я очень некрасивая, – признавалась в интервью Psychologies актриса Шарлотта Генсбур. – Я не считаю себя фотогеничной, предпочитаю видеть себя в движении, в кино или на видео». Даже звезды, привыкшие к профессиональным съемкам и уловкам (от макияжа до ретуши), «улучшающим» изображение, не всегда нравятся себе на глянцевой бумаге. «Я не очень фотогеничен» – эту фразу фотографы слышат от знаменитостей в начале почти каждой фотосессии. В блогах и на интернет-форумах тоже не перестают обсуждать фотогеничность и способы, как «хорошо получиться на фото». Эта тема может показаться пустой и банальной, но в гипернарциссическом обществе, где человек существует только через свой облик, свое изображение, она имеет решающее значение. «Мы живем во времена соцсетей, а в них роль изображения возрастает, потому что существует только то, что видимо», – поясняет психиатр и психоаналитик Ваннина Мишели-Рехтман (Vannina Micheli-Rechtman).

Безжалостный взгляд

Каждый из нас испытывал это странное чувство при взгляде на собственное застывшее изображение – как будто слышишь свой голос в автоответчике. Многие стараются объяснить свое разочарование и дискомфорт нехваткой фотогеничности. Нефотогеничность не так болезненна, как физические недостатки, она мягче, чем неуклюжесть, – небольшой дефект, который оправдывает наше нежелание увидеть свой истинный портрет. Правда, которую открывает нам наше застывшее лицо на фотографии, застает врасплох, потому что она показывает неподвижное, неправильное, «чужое» лицо. «Наше внутреннее представление о себе, как правило, моложе лица на фотографии, – говорит психоаналитик Альберто Эйгер (Alberto Eiguer), автор книги «Нарциссическая перверсия и ее сообщник». – Вот почему изображение кажется чужим и вызывает недоумение».

Мы смотрим на себя без снисхождения, пристрастно изучаем каждую черточку, преследуем малейший недостаток, подвергаем злой критике малейшую неловкость, и наш суровый приговор обжалованию не подлежит. Те, кто каменеет перед объективом или избегает его, на самом деле боятся взгляда окружающих. Может, потому что в детстве на них недостаточно смотрели и их мало любили, а может быть, потому, что они предполагают у других такое же отсутствие снисхождения и ту же строгость, с какой они оценивают себя самого.

Позволить себе расслабиться

Освещение, угол зрения, поза – взгляд и мастерство профессионала способны проявить на пленке нашу индивидуальность. Некоторые фотографы известны тем, что им удается открывать неизвестные дотоле аспекты личности человека – почти как психоаналитикам. Но для того, чтобы чудо произошло, необходим баланс между самоощущением, самоуважением модели и уважением к другим, в данном случае к фотографу.

Для профессионального фотографа Уильяма Муро (William Moureaux) все люди без исключения фотогеничны. «Конечно, одни лица фотографировать легче, другие сложнее, но наша работа и состоит в том, чтобы увидеть и обыграть особенности каждого, – говорит он. – Я помню, как однажды попросил свою подругу, панически боявшуюся объектива камеры, прийти ко мне на фотосессию. Сначала мы долго болтали, она рассказала, что ей не нравится в себе: нос, лишние килограммы, складки под подбородком. В начале съемки она была напряженной, нервной, делала все, чтобы испортить фотографию. Понадобился целый час, чтобы она наконец расслабилась. Для хорошего портрета время – определяющий фактор. Когда я показал ей получившиеся фотографии на большом экране, она заплакала – потому что впервые увидела себя красивой. Она никогда не думала, что может быть такой».

Все ли мы фотогеничны? «Ответ – безусловно да, но только если вы согласны довериться фотографу, – уверен Пьер-Антони Аллар (Pierre-Anthony Allard). – Если вы расслабитесь и позволите фотографу направлять вас, он сможет запечатлеть вашу красоту, тот едва уловимый момент, когда ваш внутренний свет встречается со светом внешним, когда что-то непредсказуемое и волнующее просвечивает сквозь кожу, читается во взгляде».

Краткий курс фотогеничности от Пьера-Антони Аллара, фотографа:

1. Посмотрите на себя в зеркало, изучите свое лицо, его выражения, разговаривая при этом сами с собой, как если бы вы играли роль себя самого. Играйте перед объективом – благодаря этой игре актрисы часто получаются на фотографиях лучше, чем модели.

2. Найдите свой лучший ракурс в три четверти.

3. Упражнение, чтобы расслабить мышцы рта перед съемкой: пошевелите беззвучно губами, так они примут идеальное положение.

4. Забудьте о длинном списке своих недостатков: если во время съемки мы стараемся их скрыть, результат получается неестественным. Наоборот – смотрите на них как на уникальные преимущества.

5. Не бойтесь дать волю своим эмоциям – пленка их очень любит.

6. Распахните взгляд – в этом главный секрет фотогеничности. Фотография нема, и тот, кто на ней изображен, может выразить свое желание только во взгляде. Взгляд должен быть устремлен в глаза фотографу, то есть – в камеру.

7. Доверьтесь фотографу, не избегайте объектива даже мысленно, иначе съемка будет похожа на охоту.

...и от Ваннины Мишели-Рехтман, психоаналитика:

1. Определите для себя, в чем коренится ваше недовольство собой (представление о себе, самооценка, красота)?

2. Посмотрите на себя в зеркало и ответьте на вопрос: что я вижу? что меня беспокоит? почему?

3. Примиритесь с мыслью, что существует разрыв между тем, что мы видим, и тем, что мы показываем, и эта разница одинакова для всех.

4. Не забывайте напоминать себе, что другие люди не видят в нас то же, что видим мы сами, и уж точно не замечают мелких деталей внешности, которые нас так расстраивают.

5. Приучайте себя спокойно встречать взгляды других людей – это позволит расслабиться и не напрягать лицо.

Многие люди на фото получаются ужасно — некрасивыми, страшными, просто ужас. Попроси почти у любой девушки посмотреть на её фото в паспорте — и у редкой мускул на лице не дрогнет, ведь там — ой-ой-ой что запечатлено.

Я как практикующий психолог заинтересовалась этим вопросом: почему одни люди на фото всегда получаются красиво, фотогенично, а другие — чаще всего выглядят на фотографиях не очень

Сама я тоже особой фотогеничностью не отличаюсь, поэтому это мини-исследованием было произведено в личных целях. Делюсь с Вами — может, Вам мой опыт будет тоже полезен.

В общем, выводы такие — действительно существует определенная категория фотогеничных людей , фото с которыми получаются практически везде и всегда. Их можно смело назвать «фотогениями».

Они обладают особым типом лица — ярко-выраженные скулы, подбородок, которые как бы не сливаются с окружающей местностью, а создают на картинке довольно привлекательный образ. Например, люди с круглой формой лица, как у меня, на фото получаются хорошо редко.

А вот большинство фото-моделей имеют довольно развитые скулы и либо квадратная, либо овальная форма лица. Посмотрите и сравните.

Когда-то я заказывала профессиональную фото-съемку. Так девушка фотограф в ответ на мои претензии, мол, фото не очень, симметрично и логично вроде бы ответила, что я сама не очень — внешность обычная, средняя, ничем не выдающаяся…

Я, честно говоря, тихонько обалдела от такого ответа — ведь, может и не писанная красавица, но мужчинам умею нравиться и часто выгляжу очень даже хорошо! Но, видимо, фотограф сама по себе была не очень — и её фотостудия уже давно закрылась. Наверное, из-за её высокого профессионализма и низкого мнения о клиентах.

Но внешность — не самый главный фактор при создании красивой фотографии.

Я открыла для себя вот что — личность фотографа имеет не меньшее, если не самое большое значение!

Ведь даже нефотогеничные парни и девушки на некоторых фото получаются очень даже хорошо! Почему так? На одних фото они красиво выглядят, а на других — полными уродами?

Да потому что фотография передает не только внешность фотографируемого субъекта, но и отношение к нему фотографирующего лица!

Тогда я решила проверить эту свою мысль на муже, которого, действительно чаще всего надо просить, чтобы он меня или ребенка сфотографировал, и он это делал чаще всего с неохотой, из-под палки, как говорится.

В общем, я на него наехала и обвинила в том, что я на фотографиях потому так плохо получаюсь, не потому, что я некрасивая (я нормальная по внешности! а иногда очень даже красивая), а потому что он снимает меня без охоты и без желания, лишь бы я отвязалась.

Он слабо защищался, но, в общем, решили сменить его стиль поведения — чтобы он улыбался мне во время фотосъемки и мотивировал раскрепоститься тоже, давал обратную связь — как я выгляжу, что и где надо поправить, чтобы мое изображение на снимке получилось более гармоничным.

Он даже начала танцевать, чтобы меня улыбнуть, придумывать разные приколы, чтобы я улыбалась, когда он меня снимал…

Результаты превзошли все мои ожидания — если обычно раньше из 10 фото я браковала практичеки все, максимум, на 1 можно было смотреть хоть и без умиления, но и без слез…

То после того, как мой фотограф начал быть активно заинтересованным в результате на выходе, начал деятельно принимать участие в том, чтобы сформировать хорошее настроение у «модели», сам начал во время съемки улыбаться и прикалываться, то из 10 фото получилось 5 штук!

Вот на этом фото я фотогенична — т.е. нравлюсь самой себе. Другие фото на этой волне тоже получились классными, но не пригодными к публикации (одна деталь одежды съехала в сторону, так что…)

Как называется — почувствуй разницу.

Действительно, если человек — будь то профессиональный фотограф или твой парень — делает снимок без любви, без вкладывания в него крупицы своей души, то и на выходе получаем никакой результат.

Если же в качестве фото заинтересован и позирующий человек, и тот, кто снимает, то и результат порадует обязательно.

Важно, чтобы фотограф был заинтересован в человеке, которого он фотографирует. Чтобы он в принципе любил людей и жизнь — тогда ему будет легче заметить красоту этого конкретного человека, уловить его тонкие особенности и запечатлеть их, передать с помощью фото.

Так что не все от фотогеничности человека зависит — думаю, большой процент успеха, половина, а может и более, зависят от отношения фотографа к модели.

Так что если хотите хорошо получаться на фото — тщательно выбирайте фотографа, либо заинтересовывайте его в результате, объясняйте, чего от него ждете — участия в процессе, улыбок, позитивного настроения, чтобы давал хорошую связь, советовал, как лучше встать, поправить прическу, одежду, какой фон выбрать…

"– Я не фотогеничен!"
Самая частая фраза, которую слышит фотограф (после традиционного вопроса, сколько мегапикселей у него в камере).

Весьма немалый процент людей считает себя нефотогеничными. Четкого и однозначного определения этого термина я пока не встретил. Будем считать, что фотогеничностью называется несоответствие ожидаемого от фотографий реальности – человек либо считает фотографию недостаточно красивой по его представлениям, либо просто не соответствующей действительности, непохожей на саму модель.

Фотогеничность , как и само восприятие изображения людей – аспект практической психологии. Конечно, есть и объективные показатели, такие как техническое качество (корректная экспозиция снимков, правильность установки баланса белого, резкость) – зелёный оттенок кожи не понравится никому. И если технический брак может определить почти каждый, то с индивидуальным восприятием человеческого изображения всё намного сложнее.

Пример неудачного использования "образа-штампа" без поправки на внешность портретируемого. Фотосъёмка кандидатов в депутаты муниципального совета – традиционно выигрышная поза подходит одним портретируемым и категорически не рекомендуется другим.

Одна из особенностей представления человека о свой внешности состоит в том, что мы никогда не видим себя так, как нас воспринимают другие. Зеркало податливо и сговорчиво, перед ним мы невольно принимаем выигрышные позы, делаем "нужное" лицо. Не менее важно то, что мы видим себя в зеркале только анфас; посмотреть на себя в профиль – задача для Копперфилда. Окружающие люди, в том числе и фотограф , могут смотреть на вас с любого, даже самого неожиданного ракурса.

Значительно помогает в этой ситуации модельная практика. Профессиональных фотомоделей единицы, и с фотогеничностью и представлениями о ней и так всё хорошо – это статья не для них. Но и многие другие люди тоже умеют и любят фотографироваться, у половины студенток в "Одноклассниках" альбом содержит сотни картинок во всех мыслимых позах и ракурсах. Но передовик производства, которого вы фотографируете для доски почёта, последних раз стоял перед камерой двадцать лет назад. Ожидать от него уверенности и раскрепощённости в присутствии незнакомого фотографа с огромным объективом наперевес было бы наивно.

Крайне важна для любого портретируемого его самооценка. Неуверенный, сомневающийся в себе человек с гораздо меньшей вероятностью понравится себе на картинках, чем наглый тип с улыбкой победителя. И если жалующемуся на нефотогеничность мужчине бывает уместно намекнуть на этот непреложный факт, то требовать от хрупкой девушки напористости премьер-министра на переговорах с оппозицией, согласитесь, просто глупо. Её красота (и внешняя в том числе) заключается как раз в нежности, слабости, утончённости. Как раскрыть красоту женщины в портрете – тема для книги, причём писать её я бы лично доверил единицам фотографов в мире. Но с более прозаическими задачами – фотосъёмка интервью , репортажная фотография , отчёты с конференций и семинаров , съёмка для доски почёта – каждый профессиональный фотограф сталкивается ежедневно. Вопрос правильнее перевести в другую плоскость – как именно объяснить человеку, что он прекрасен, а фотографиями лишь доказать сказанное.



У привыкших с детства к вспышкам, подиуму и дядькам с большими объективами гораздо меньше "боязни" камер, и как следствие – больше увененности, чем у того, кто фотографируется раз в пятилетку. Очевидно, и на фото эти люди будут более похожи на себя, чем их менее опытные друзья.

Общайтесь, не скупитесь на слова и улыбки . Хороший фотограф должен уметь расположить к себе людей. Методы же у каждого разные – кто-то расскажет мужчине анекдот, кто-то шепнёт девушке на ушко комплимент. Способов "расшевелить" человека множество, но цель можно сформулировать чётко – вас не должны бояться, на ближайшие двадцать минут вам предстоит стать "своим".

Ещё один аспект фотогеничности, который хотелось бы упомянуть – динамичность мимики. У мимических мышц, ответственных за выражение лица, есть множество фаз, в т.ч промежуточных, не очень удачных. Будем считать, что фотограф знает своё дело хорошо и не менее тщательно подходит к отбору картинок – в его архиве не встретишь закрытых глаз оратора или зевающих слушателей. Но переход выражений лица от спокойствия к удивлению, от веселья к серьёзности, от скепсиса к улыбке тоже занимает определённое время! И время это для каждого человека разное. Мимика должна устояться – ловите не изменение выражения лица, а его результат. Времени рассуждать логически у вас нет – речь идёт о миллисекундах! Все люди разные – с этим фактом фотограф сталкивается постоянно. Человека со стабильной, неторопливой мимикой справедливо можно назвать более фотогеничным, чем того, чьё лицо находится в постоянным движении. И фотографировать его заметно проще – гораздо меньшее количество кадров окажется в браке.

Правильно выбирайте время и место. Снимавший уставшего после тренировки боксера Валуева коллега доверительно сообщил, что привёз с фотосессии три сотни совершенно одинаковых фотографий. В профессионализме своего товарища как фотографа я ничуть не сомневаюсь, общаться он умеет прекрасно. Но и модели надо дать возможность, как минимум, отдышаться. На лице вытащенного насильно из-за станка токаря будет одно и то же выражение (и далеко не самое дружелюбное), каким бы эмоциональным он ни был в повседневной жизни.

Несоответствие образа – также частая причина мнимой нефотогеничности модели. Когда фотограф в паре с моделью стараются создать неестественный образ, ждать успеха не приходится.

1. Школьница с ярким макияжем принимает соблазнительные позы, выгибаясь дугой. Увлекшегося юной сексуальностью фотографа хочется спросить – какого чёрта? Покажите восьмиклассницу такой, какая она есть на самом деле – наивной, доверчивой, открытой миру. Пройдет несколько лет, и всё произойдёт само собой, не стоит опережать события. Повзрослевшая девушка и её родители с сожалением заметят, что вместо школьных картинок в семейном архиве куча нелепых пседвогламурных фотографий, не имеющих ничего общего с моделью.

2. Студент на лекции надувает щёки, нелепо подражая кумиру – соседу-бандиту, который старше на десять лет. Длинной машины и непростой судьбы помощника депутата у него ещё нет, зато есть желание показаться сильнее, богаче и значительнее. Фотограф идёт на поводу, либо просто “не сечёт момент”; его модель – второкурсник на лекции, кем бы он сам себя ни представлял. Фотография получится нелепой, непохожей, а сам студент в очередной раз будет “обозван” друзьями нефотогеничным.

3. Менеджер в отделе продаж строительной компании видит себя героем-любовником, отчаянно изображая нечто среднее между Джорджем Клуни и Брэдом Питом. Факт, что в его внешности, характере и судьбе нет ничего общего с этими двоими, ничуть не смущает ни модель, ни фотографа. Неискренность и ложь чувствуются сразу – друзья скептически ухмыльнутся, незнакомый же человек просто назовёт нашего героя нефотогеничным, т.к на фотографии он и на себя не похож, и в чужой образ толком тоже не вошёл.

© Дмитрий Песочинский, 2003-2017
При перепечатке прямая активная ссылка на сайт www..

Фотосъемка в Петербурге. +7 921 337-24-39. Услуги фотографа. Профессиональная фотосъемка корпоративных мероприятий, праздников, конференций и семинаров. Промышленная и рекламная фотосъемка, фотограф на корпоратив. Сотрудничество с городскими СМИ, PR отделами. Интерьерная, предметная, репортажная, событийная фотосъемка. Опытный фотограф, фотожурналист. Профессиональная обработка и фотопечать. Фоторепортажи на заказ, фотосъемка для каталогов, буклетов, календарей. Деловой портрет, фотосъёмка для корпоративных досок почёта. Виртуальные сферические панорамы, виртуальные туры. Фотоуслуги, разработка и составление фотобанка.

Что еще почитать