История мужских костюмов. История мужской одежды

Все основные компоненты, входящие в мужской костюм, — пиджак, жилет и брюки — появились в эпоху Возрождения, но их объединение в ансамбль состоялось лишь в середине XVII века.

Первые пиджаки с брюками начали носить немецкие бюргеры. Они хотели отличаться по одежде от представителей аристократических слоев, носивших камзолы и плюдерхозены (панталоны). Примечательно, что в то время брюки не имели гульфика и застегивались с двух сторон. Такая застежка и сегодня присутствует в матросской форме.

Вплоть до конца XVIII века брюки приходилось надевать с подтяжками, поэтому они не подгонялись по фигуре и не имели никаких складок. Лишь в конце XVIII века, когда они составили пару с фраком, их стали кроить так, чтобы они точно соответствовали особенностям фигуры. Тогда на брюках появились складки, благодаря которым они прилегали к талии. Следующее усовершенствование — двусторонняя складка — была заложена на брюках лишь в двадцатые годы XIX века. Существует легенда, что складки придумал один предприимчивый английский торговец. Он хотел, чтобы брюки не сминались при перевозке.

На самом деле, как указывает историк костюма Ф.Буше, стрелку на брюках придумал лондонский портной Ларсен. Один из заказчиков, не отличавшийся стройностью ног, попросил мастера замаскировать этот недостаток. Тот заложил складки, которые придали фигуре стройный силуэт. Но новинка пришлась по вкусу не сразу. Лишь после того, как брюки превратились в самостоятельный элемент одежды, ее необходимость была признана всеми.

В России брюки со складками появились гораздо позже. Дело в том, что вплоть до середины XIX века брюки заправляли в сапоги и складка была не нужна. Если же их надевали навыпуск, то и тогда под ними оказывались сапоги. В таком варианте брюки, не имеющие складок, смотрелись лучше. Появились даже специальные легкие сапоги, доходившие до середины голени. Чтобы не пачкать брюки изнутри, верхние части сапог не покрывали краской. С середины XIX века сапоги начинают уступать место ботинкам и штиблетам. Тогда в России распространилась мода на тщательно разглаженные стрелки. Но вплоть до самого конца века наглаженные стрелки воспринимались как вызов общественному мнению. Их не полагалось гладить на форменных брюках и тех, которые носили с вицмундиром.

Пиджак как элемент мужского костюма появляется в мужском гардеробе к середине XIX века. До этого основной мужской одеждой был фрак или сюртук. В николаевской России ношение пиджаков рассматривалось как признак свободомыслия.

Только в годы правления Александра II пиджак становится повседневной одеждой "чиновников и представителей интеллигенции. Правда, пиджачная пара предназначалась для частной жизни. В ней нельзя было делать визиты или являться на службу. Официальной одеждой считался мундир или заменявший его сюртук.

Ношение застегнутых пиджаков обусловило изменение и других составляющих костюма. В частности, от рубашек с накрахмаленным жабо произошел постепенный переход к рубашкам с небольшими отложными воротничками и цветными галстуками. С пиджаком хорошо сочетался жилет. Уже к середине XIX века на место белых пикейных или шелковых жилетов пришли более практичные модели, согласующиеся по цвету с пиджаком. Английский портной Шанкс создал еще один вариант костюма — тройку. В нем все элементы — брюки, лсилет и пиджак — были сшиты из одной материи. Как дань традиции подобный ансамбль можно было носить и с расстегнутым пиджаком.

В 1890 году английские портные предлагают еще одну новинку — манжеты на брюках. Рассказывают, что идею случайно подсказал принц Уэльский, который выходил из дома в сильный дождь и загнул брюки, чтобы не замочить их. Это произошло еще в середине 80-х годов, потребовалось почти пять лет, чтобы новинкой заинтерееовались и перестали воспринимать ее как проявление бестактности.

Как и все новое, брюки с отворотами прижились далеко не сразу. Особенно долго сопротивлялись манжетам французы. Тогда даже появилась поговорка: «Когда в Лондоне идет дождь, англичане подворачивают брюки». Но на самом деле манжета выполняла чисто практическую функцию — утяжеляла низы, отчего брюки лучше сидели.

Пиджачная пара и тройка оказались настолько удобной и функциональной одеждой, что уже к началу девяностых годов XIX века они вытеснили большую часть предметов мужской одежды предшествующих столетий. В частности, из обихода ушли сюртуки, камзолы, казакины и бекеши.

В 1901 году пиджак становится повседневной одеждой английского короля Эдуарда VII. Его величество даже издал специальный приказ, по которому придворные должны были присутствовать на официальных приемах в пиджачных парах или тройках.

Тогда же появляется мода на костюм, в котором пиджак и брюки были разного цвета. Их сочетание обеспечивали выработка и рисунок ткани, окраска.

После 1910 года в моду входят пиджаки с накладными плечами. Мужчина, одетый в такой пиджак, мгновенно приобретал атлетическую выправку. В России введение моды на ношение накладных плеч связывают с актером А.Сумбатовым-Южиным, который отличался чрезмерно покатыми плечами и таким образом придавал своей фигуре спортивную осанку. Примерно в то же время начинают вшивать под подкладку пластрон — нагрудник из жесткой материи, простеганной конским волосом. Пластрон не был новинкой, еще в XVIII веке его использовали при шитье военной формы. Под таким пиджаком можно было легко скрыть впалую грудь.

В последующие десятилетия XX века покрой пиджака меняется незначительно. Время от времени появляются узкие или широкие лацканы, прорезные карманы заменяются на накладные, однобортная застежка сменяется двубортной, появляется или исчезает хлястик.

В конце XX века модельеры различают две разновидности пиджака: слегка приталенную, придающую фигуре стройность, и более строгую, прямого кроя.

Костюм – одежда, которая уже стала классической для современного делового мужчины. Кроме того, мужской костюм – это показатель вкуса его хозяина, интеллигентности и индивидуальности.

Но откуда же появился этот предмет гардероба? Считается, что из Англии. Правда, не все так просто!

Прародители мужского костюма

Как ни странно, классический мужской костюм придумали крестоносцы, вернувшись из своих первых походов. Тогда-то они и заинтересовались восточным кафтаном с пуговицами. Такая одежда быстро распространялась, и уже к 14 веку ее носили все знатные европейцы.

Людовик XIV и его последователи

  • Людовик XIV был одним из законодателей европейской моды. В том числе к его модным заслугам можно отнести появление жюстокора. Это своеобразный достаточно длинный кафтан без воротничка и с короткими рукавами. Его начали носить все придворные французского короля.
  • В 17 веке популярным стал длинный сюртук.
  • В 18 веке модники носили такой же сюртук. Но он уже был двубортным.

19 век в истории мужского классического костюма

  • До 20-х годов 19 века самой распространенной повседневной мужской одеждой был фрак. Но уже в начале второго десятилетия века его вытеснил сюртук.
  • В 50-е годы из обихода исчезли мужские цветные фраки.
  • В 60-е для каждого уважающего себя джентльмена обязательным было иметь в гардеробе черный фрак. Он предназначался для всевозможных торжественных мероприятий (с 19 века в этом плане ничего не изменилось!)
  • 50-60-е годы знаменательны для истории мужского костюма еще и тем, что появилось разнообразие одежды. Теперь у мужчин были костюмы на все случаи жизни: для дома, для повседневной носки, для светских приемов и многие другие.
  • В 70-е элитарной одеждой становится сюртук. Но более значимым моментом этого десятилетия стало появление знаменитого однотканевого костюма-тройки и костюма «пиджак плюс длинные брюки».

В 19 веке костюм стал утонченнее. При этом каждый сезон в образе костюма что-то менялось. Но общие тенденции на протяжении века оставались прежними.

20 век: мужской костюм уже не роскошь, а необходимость!

В 19 веке мужской классический костюм был неким признаком принадлежности его владельца к высшим слоям общества. Уже ближе к началу 20 века, различия между социальными прослойками пропали. Впрочем, мужской костюм навсегда остался частью этикета.

  • Началось разделение мужских костюмов по их назначению. Появились туалеты для отдыха, дневные и вечерние костюмы и т.д.
  • В первой половине прошлого века популярна была классика и неяркие цвета строго мужского костюма. Модельеры, которые разрабатывали костюмы для сильной половины человечества, делали большой упор на выбор покроя и ткани. Форма костюмов 30-х годов используются до сих пор.
  • 70-е отличились модой на костюмы-тройки из фланели.
  • В 1980-е актуальным стал «шик». С костюмами начали носить дорогие аксессуары: запонки, часы и т.д.
  • В 90-е годы появились всем известные малиновые и зеленые пиджаки. Еще одна новинка этого периода (пиджаки без подплечников) появились в результате того, что «дороговизна» вышла из моды.

Мужской костюм сегодня

Начало третьего тысячелетия открыло дорогу многим дизайнерам и модельерам. Классические черные, яркие и стильные, повседневные и на особый случай пиджаки талантливых мастеров представлены на рынке одежды в изобилии.

Магазин «Престиж» - это огромный выбор качественных и модных мужских костюмов. У нас Вы подберете костюм на свой вкус!

Создателем первого делового женского костюма начала 20 века принято считать английского кутюрье Джона Редферна – именно он создал первые женские сюртуки, напоминавшие по крою мужские.

По сути, эволюция женского делового костюма - это наглядная история эмансипации. На рубеже XIX и XX веков женщины делали первые скромные попытки выйти из-под опеки отцов и мужей и заняться своим собственным делом. В 1871 году император Александр II высочайше повелел допускать женщин на службу в общественные и государственные учреждения. Уже в конце XIX века барышни в присутственных местах никого не удивляли, а с распространением телефона и электричества женская занятость стала массовым явлением.

Добившись наравне с мужчинами права работать и получать вознаграждение за свой труд, женщины задумались, что же носить на службе. Легкомысленные наряды Belle Epoque не удовлетворяли насущным потребностям, и женщины обратили свой взор на мужской костюм, состоявший из длинных брюк и пиджака. Брюкам пришлось дожидаться своего часа почти век, а пиджак сразу же был отмечен как нечто перспективное. Традиционный комплект для тех немногих женщин, которые работали в основном в качестве секретарей и учителей, выглядел сдержанно и максимально просто: белая блузка с высоким воротником-стойкой и неизменной брошью у ворота, длинная узкая черная юбка с поясом и минимум украшений. На улице блузку закрывал длинный пиджак из той же ткани, что и юбка.

Женский деловой костюм начала 20 века

В XX веке история делового костюма претерпела значительные изменения, что в первую очередь было связано со стремительными переменами во всем образе жизни. Особенно радикально менялся внешний облик женщины во время войн. В отсутствие мужчин все больше работы вынуждены были брать на себя представительницы слабого пола, и это отразилось на их облике: платья стали более короткими, одежда - более просторной и удобной.

И хотя конституция развитых стран провозглашала половое равноправие, в первой половине XX века к женщине, претендующей на высокий политический или производственный пост, мужчины относились по меньшей мере снисходительно. Такая женщина должна была проявить немало выдержки и самое неприятное - забыть про свое женское начало и стать похожей на окружающих ее мужчин, по крайней мере внешне. Отсюда возник образ женщины у руля власти. Костюм начала 20 века - это неброское одеяние с юбкой длиннее колена, возможно, блуза с бантом (одно из немногочисленных допустимых украшений) и с внушительный портфель вместо элегантной сумочки. До 40-х годов для женского делового костюма были типичны сдержанность и аскетичность.

История делового стиля одежды претерпела серьезные изменения лишь в послевоенные годы. В тылу представительницам слабого пола часто приходилось выполнять мужскую работу, а потому заимствования из униформы были вполне естественны. К концу 40-х годов сложился унифицированный эталон делового костюма. В моде того времени продолжала главенствовать сдержанность - женщины носили простые юбки темных, чаще защитных цветов и почти мужские сорочки, застегнутые наглухо, - линия фронта была перенесена в офисы возрождающихся после финансового краха корпораций.

История развития женского костюма: 50-е – 90-е годы

В 50-е годы, под руководством Кристиана Диора, женщины поменяли тактику и стратегию борьбы за свое равноправие. Общие настроения в моде не могли не затронуть деловой гардероб. Агрессия и вызов уже были неактуальны. Жесткие линии в мужском духе заменились женственным и цветущим стилем new look. Деловые женщины выбирали приталенные жакеты и удлиненные узкие юбки. Впрочем, в 50-е годы женский труд «вышел из моды» - гораздо предпочтительнее стала роль примерной жены и матери многодетного семейства.

История костюма и моды совершила очередной виток в 70-е годы, когда большинство женщин Европы и Америки имели постоянную работу, то есть проводили на ней как минимум сорок часов в неделю.

На смену строгим костюмам пришли костюм в стиле Шанель и шелковые блузы, . Самой распространенной офисной одеждой стали костюмы из твида. С тех пор деловая одежда не претерпевала кардинальных изменений.

Продолжилось историческое развитие костюма в 80-е годы, с развитием бизнес-стиля. После целого десятилетия господства хип пи-шика, пренебрежительного отношения к собственному внешнему виду и карьере в Америке, а потом и в Европе наконец стало модным зарабатывать деньги и хорошо одеваться. Наступило время, когда женщинам пришлось доказывать свое равенство с мужчинами. Бесценным руководством в подборе деловой одежды стала книга Джона Моллоя «Женская одежда для успеха», выпущенная в 1977 году.

Именно тогда работающая женщина оказалась главной героиней глянцевых историй: обложки журналов украшали сексуальные и успешные красотки, а страницы пестрели советами, как «делать большие деньги». Для бизнес-леди творили лучшие дизайнеры десятилетия, такие как Ральф Лорен, Кельвин Кляйн и Донна Каран, создавая образ суперженщины и «одежду для успеха». За ними потянулись и прочие модные дома, представляя коллекции для определенной прослойки общества, так называемых яппи - young urban professional. Костюм, чаще всего состоящий из блейзера с широкими плечами и сексапильной юбки-карандаша, дополняли не только ослепительно белые сорочки, но и функциональные боди. Не обошлось и без китчевых элементов - тогда любили, чтобы все выглядело дорого и богато. Массивные золотые украшения, крупные пуговицы, обилие ярких деталей - все это могли себе позволить в деловых кругах женщины поколения яппи. В их среде правильный костюм был залогом успеха в продвижении по карьерной лестнице. Впрочем, и европейские модельеры не отставали: миланский и парижский подиумы представляли собой парад успешных и независимых карьеристок. Талантливые дизайнеры давали практические советы о том, как минимальными средствами произвести максимальное впечатление: «Деловой женщине можно ограничиться тремя жакетами, тремя свитерами, двумя юбками и одним платьем. При условии, что все эти вещи будут сшиты из дорогих материалов».

В 80-е годы в моду вошло обилие драгоценностей и бижутерии. Крупные серьги притягивали взгляды к лицу, которое без них терялось посреди гигантских плеч. Камни могли быть натуральными или фальшивыми - главное, чтобы сверкали поярче. Девиз «чем больше, тем лучше» касался и причесок. Всевозможные средства для укладки волос стали лидерами продаж - ведь для одной укладки требовался чуть ли не целый флакон. Сумасшедшую популярность в 80-е приобрел и фитнес: женщины изо всех сил старались приобрести мужественные формы. Однако 80-е нельзя назвать временем андрогенной моды - женская сексуальность прорывалась сквозь образ железной эмансипе: умопомрачительные шпильки и узкие пояса, а порой сногсшибательные декольте дополняли и уравновешивали «мужские» черты в костюме.

К середине 90-х право женщин вести деловые переговоры наравне с мужчинами уже никто не оспаривал. Женщины стали полноправными деловыми партнерами: не только в финансовых кругах, но и в политической элите появились лидеры в юбках. История развития женского костюма на этом этапе превратилась в активное заимствование элементов кроя и стиля из мужского гардероба. Черные брюки стали новой главной составляющей офисной униформы. Безупречно скроенные костюмы определили идеальный офисный стиль для леди-денди. Мужские портные начали выпуск коллекций женской одежды в стиле унисекс. Так, марка Patrick Hellmann одной из первых предложила дамам синесерые и коричнево-бежевые брючные костюмы, дополнив их с немецкой педантичностью сорочками, ремнями, трикотажем, пальто и головными уборами. Такие марки, как Kiton, Brioni, Kilgour, ранее занимавшиеся лишь брутальной мужской модой, уловили настроение бизнес-леди и запустили для них специальные костюмные линии.

С тех пор мода менялась, и не однажды: на смену гранжу пришел минимализм, откровенную сексуальность сменил нейтральный экологичный стиль, пятидесятые и шестидесятые вернулись, чтобы вновь исчезнуть. И только деловой костюм как будто не изменился.

История моды: женский деловой костюм XXI века

В начале нового тысячелетия прекрасному полу уже не надо с прежним рвением доказывать свою состоятельность, а значит, и нет особой необходимости скрывать свою женскую натуру под броней по-мужски скроенного костюма. Многие дамы всерьез стали пользоваться всем тем, что раньше в большом бизнесе было настоящим табу: «железные леди» поняли, что женственность и иногда даже слабость порой могут сыграть им на руку. На деловых переговорах замелькали трикотажные комплекты пастельных оттенков, которые могли быть дополнены кокетливыми юбками в стиле 50-х. Безусловно, сегодня офисный дресс-код более лоялен к модным тенденциям. Женский деловой костюм стал значительно мягче. Плечи пиджаков не такие огромные, в покрое больше свободы. Все стало более элегантным и шикарно-скромным. Главная новость - женщине больше не требуется походить на мужчину, чтобы добиться успеха. Она может оставаться самой собой и носить то, что ей нравится. Женщина стала независимой - лично и финансово. Эта тенденция, возникшая почти двадцать лет назад, все больше определяет стиль деловой одежды в наши дни. Все больше и больше примеров, когда женщины нарушают традиционные правила игры и с легкостью заменяют привычный деловой костюм, ничуть не повредив деловой репутации, и при этом выигрывают. Помимо появления более раскрепощенной и удобной одежды на смену традиционным белому, черному и серому приходят приглушенные оттенки других цветов - коричневого, синего, зеленого, даже желтого и оранжевого. Дизайнеры смогли добавить традиционным «офисным» материалам - твиду и букле - немного пастельной фривольности, вместо сорочек нейтральных оттенков предложили женщинам блузки с цветочным орнаментом и завершили этот свежий образ яркими аксессуарами - перчатками, платками, галстуками, сумка ми, шляпами. Так к деловой хватке прибавились легкость и капелька искреннего юмора. В таких костюмах хочется выйти из образа «железной леди» и по-настоящему искренне улыбнуться своим бизнес-партнерам и конкурентам.

Сегодня выбор одежды для офиса чрезвычайно широк. Главное ограничение, о котором нужно помнить, - деловой наряд не должен быть вызывающе сексуальным. На работе достаточно выглядеть привлекательно, а свою сексапильность лучше приберечь для выходных.

Но, несмотря на свободу выбора, корпоративные дресс-коды оговаривают типичный наряд женщины, работающей в сферах большого бизнеса, права, политики или банковского дела, ориентируясь на старые как мир стереотипы: жакет с небольшими, но жесткими плечами, юбка или брюки, минимальный макияж и неброские украшения.

В современном мире существует разнообразие направлений в одежде как у женщин, так и у мужчин. Стиль, считающийся в наши дни классическим, во времена своего формирования также поддавался волнообразным наплывам, изменяющим структуру покроев в одежде. Поддавались изменениям отдельные элементы, которые в дальнейших сезонах представлялись в больших вариантах выбора для любителей классики.

Сегодня многие знают, что идеально подобранный костюм, рубашка, галстук и правильная обувь – это основные элементы классического мужского стиля, которые можно комбинировать с различными пальто и другими видами одежды, дополняя существующую базу и играя с ней. Никто, конечно же, не умаляет важности аксессуаров, которые вносят разнообразие в образы: это и часы, и нагрудные платки, перчатки в холодное время года, запонки, порой подтяжки – и это лишь малый список вещей, создающих идеальный классический мужской стиль. Однако мало кто задумывается, откуда он берёт свои истоки, какие он потерпел изменения и почему предстал перед нами тем стилем, который мы видим сейчас.

Классический стиль формировался на протяжении очень долгих лет. Само слово «классика» происходит от латинского слова «classicus», в переводе означающее образцовый. Для классики свойственна сдержанность и подчеркнутая пропорциональность. В ней обязательно отсутствуют нефункциональные детали и остромодные элементы. Многие считают, что классический мужской стиль, а в частности костюмы, зародились в Англии, ведь именно эта страна ассоциируется у нас к эталоном мужского сдержанного и благородного стиля. Однако история восходит к совершенно другой эпохе. Возникновение самых первых костюмов относят ко временам Крестовых походов в XIV веке , когда, конечно, их вид был совсем иным. Крестоносцы, возвращаясь из восточных стран, привезли в Европу кафтаны на пуговицах, ставшие частью модного гардероба знати, выделявшей её как среди простолюдинов, так и между собой, ведь уже тогда кафтаны начали шить в разных цветовых гаммах. Постепенно они улучшались и стали дополняться новыми элементами одежды, например, фраками.

Во Франции XVII века, во времена правления всем известного Людовика XIV , костюмы были распространены повсеместно у всего придворного окружения. Мужской костюм представлял собой уже удлиненный пиджак-кафтан до колен. Такой кафтан имел две широких полы сзади и приталенный чёткий силуэт. Мода на яркие фраки стала уходить – теперь их место заняли нейтральные чёрные. Фраки переходят из категории праздничной одежды в одежду на каждый день, становятся более функциональными. Зародился так называемый «дресс-код», то есть определённые наряды предназначались для конкретных событий.

Уже к XIX веку костюмы начали приобретать единообразный крой, в обществе стали появляться и вырабатываться конкретные правила, как нужно носить тот или иной тип одежды. Причинами, повлекшими за собой появление единообразия в классическом стиле, были, с одной стороны, распространение стандартизированного производства одежды, а с другой – влияние войн, где требовалась единая форма, которая уже приобрела к тому времени обличие мундиров.

В Великобритании в XIX веке Джордж Браммел стал создателем строгого мужского костюма, похожего на современный тип. Он состоял из тёмного фрака, белой рубашки, светлого жилета, брюк, высоких сапог и светлого шейного платка. Эта простота и строгость в костюме кардинально отличала классический стиль от предыдущих эпох, наполненных яркими и разнообразными фактурами.

Начиная с конца XIX века – начала XX века появляется новое изменение в мужских костюмах: если раньше цвет брюк отличался от фрака, то теперь появились «костюмы- тройки», состоящие из брюк, жилета и пиджака, сшитых из одной ткани одного цвета. Начало XX века – это эпоха формирования того самого классического стиля, который мы привыкли видеть. Начинают становиться важными детали в одежде: застёгнутые запонки, например, потому что такие аксессуары надеты вместе с костюмом. В XX веке формируется образ джентльмена, характеризующийся манерой держаться в обществе, аккуратностью и благородством. Дресс-код, возникший в связи с разделением одежды по сферам применения, в этот период усилил отличие «правильно» одетого мужчины от других представителей общества. Начинают складываться три основы правильного классического мужского костюма – покрой, цвет и ткань. Этот порядок установлен по уровню важности. Самым значимым является покрой – он определяет весь костюм, в котором должна присутствовать естественность и подчёркнутые свойства мужской фигуры. Цвет важен по отношению к событиям, а ткань дополняет показатель статуса владельца.

В ХХ веке изменения в классическом стиле касались кроя пиджаков и брюк, например, в 20-х годах брюки были укорочены, потом вновь вернули классическую длину. Но стоит отметить, что каждый виток десятилетий мужской классический костюм и классический стиль, претерпевшие небольшие изменения, являются отражением своей эпохи, особенно в ряде социалистических стран: в 70-е годы появились фланелевые костюмы-тройки, а в 80-е на пике было показание дороговизны костюма, которая выражалась в более дорогой и редкой ткани. Эти волнообразные перемены миновали спокойно развивающийся рынок капиталистических классических костюмов. Однако «бунтарские всплески» были недолгими: после этого в обществе снова стали отдавать предпочтение классическому костюму, появившемуся в начале XX века.

Сегодня мужской классический костюм представляет собой разнообразие вариаций кроя, фактуры и цвета. Костюм за счёт своеобразных цветовых решений и использования аксессуаров приобретает индивидуальные очертания, не выходя за рамки уже существующих канонов.

Как же нужно сочетать цвета при выборе галстука или других элементов одежды? В связи с огромным количеством существующих на сегодня в доступе цветовых гамм возникает, с одной стороны, сложность в выборе, а с другой – полёт фантазии.

Не зря говорят, что итальянцы – законодатели моды. Например, яркий итальянец Андреа Лупарелли , владелец ателье Ripense , говорит о том, что «главное – это вкус и пропорции. То, что будет выглядеть хорошо на одной фигуре, покажется смешным на другой. Например, укороченный пиджак на мужчине с длинным ногами и более коротким телом будет смотреться нелепо». Аксессуары играют немаловажную роль. По его словам, главный аксессуар любого образа – это обувь, под которую подбирается и ремень, и ремешок на часах. Андреа любит отдавать предпочтение ярким галстукам и нагрудным платкам, но главное – помнить, что галстук не должен совпадать точь-в-точь по цвету и узору с нагрудным платком. Как говорит сам Андреа: «галстук стоит подбирать не к платку, а к носкам. С классическим костюмом я ношу только тёмно-синие или бордовые носки». Всегда стоит помнить о запретах. которые также существуют в классическом стиле. Во-первых, это белые носки , во-вторых, длинные рукава пиджака . «Рукав пиджака должен быть на 1 сантиметр короче рукава рубашки, так, чтобы из-под него был виден манжет сорочки» – говорит Андреа .

Следование дресс-коду является важным моментом в любой офисной жизни, особенно когда речь идет о работе в крупных компаниях, где каждый работник – это лицо фирмы. В таких ситуациях внешний вид топ-менеджера играет огромную роль. Очень важно выглядеть представительно, сдержанно и официально. Такую задачу прекрасно выполнит строгость и красота которого сделает его вашей любимой вещью в гардеробе.

Кто и когда ввел моду на деловой костюм

Классический костюм в современном виде появился в начале XIX века в Великобритании, хотя его корни уходят во времена короля Луи XIV, в XVII век.

Прошлое столетие принесло новые тенденции: костюм перестал быть повседневной одеждой, а, кроме того, попал не только в мужской, но и женский гардероб.

Мужской костюм

Изначальный вид мужского костюма: сюртук, парик, белая рубашка, жилет, жабо, бриджи, чулки и туфли. Именно так одевались Французские модники при дворе Луи XIV.

Несколько позже, в 1666 году, король Англии Чарльз II также решил внести коррективы во внешний вид своих придворных: мужчины при нём одевались в длинное пальто, шляпу, жилет и повязывали платок на шею. Никуда не делись парик, бриджи, чулки и туфли.

К XIX веку уже Англия выступала законодателем моды в мужской повседневной одежде. Обязательными атрибутами стали: цилиндр, сюртук, визитка и перчатки. Но данный образ прижился не на долго, и уже через пару десятилетий сформировался образ, максимально близкий к современному: брюки, пиджак, жилет, шляпа.

Начало XIX века. Великобритания. The Los Angeles County Museum of Art

Фото © ester-wandrag.livejournal.com

До 60-х годов вносились незначительные штрихи, в частности, произошло разделение на вечерний костюм и неформальный. Устанавливались правила о том, когда носить смокинг, фрак или пиджак. Были введены рекомендации о цветах галстуков.

Затем классические костюмы уступили место более удобным и универсальным вещам: футболкам, ботинкам, джинсам и т.д., а сами заняли нишу формальной одежды для особых случаев.

Женский костюм

Женский прогулочный костюм для верховой езды. Испания, 1893 год

Фото © ocostume.ru

Повседневные женские костюмы возникли ближе к концу XIX века. Эти наряды не рассматривались как соответствие мужским пиджакам и шляпам, а преподносились как вещи, предназначенные для ношения вместе. Что же касается именно женского костюма в сегодняшней форме, то появился он примерно в 20-е годы XX века.

Изначально эти модели были подчёркнуто женственными: использовались более мягкие ткани, одежда предназначалась для повседневного ношения, однако, со временем, женский деловой костюм занял ту же нишу, что и мужской, став к середине 70-х годов официальным нарядом.

  • Деловой дресс-код: формула стиля для руководителей
  • l&g t;

    Как подобрать костюм под деловой стиль

    Деловой костюм – это универсальная вещь в гардеробе Генерального Директора. Умелый крой делового костюма способен скрыть все недостатки фигуры, а строгие очертания силуэта придадут представительности. Как известно, клиенты уважают мнение опытных сотрудников, поэтому, если вы выглядите слишком юно и вас не воспринимают всерьез крупные клиенты, деловой костюм поможет вам решить эту проблему. При этом предпочтительнее иметь не один, а несколько деловых костюмов различных фасонов.

    Формальный деловой стиль

    Если вы привыкли видеть подчиненных в костюме, деловой стиль которого внушает серьезность и доверие, то значит, вы приверженец формально делового стиля. Формально деловой дресс-код имеет наибольший коэффициент консервативности. Во время серьезных переговоров, особенно с иностранными партнерами, в страховых компаниях, в банках и юридических организациях вам необходимо выглядеть максимально презентабельно и строго. Здесь нет места для выражения собственных предпочтений в одежде, выбирать которую необходимо строго в соответствии с правилами формально делового стиля.

    Мужчинам желательно ограничить выбор цветовой гаммы на классическом черном, сером или темно-синем оттенках. Обязательным дополнением будет белоснежная рубашка, запонки и двойной манжет Что касается обуви, то исключительным вариантом будут туфли-дерби или популярные сейчас оксфорды.

    • костюм светлой синей гаммы или же приятного оттенка серого или бежевого цветов;
    • белоснежная блуза;
    • колготки или чулки обязательно телесного цвета;
    • туфли на каблуке 3-5 см;
    • волосы, красиво собранные в пучок или хвост;
    • запрет короткого рукава даже в теплое время года;
    • разрешается дополнить образ нашейным платком или аксессуарами небольших размеров.

    Управленческий деловой стиль

    По градации консервативности управленческий деловой стиль предполагает меньший уровень строгости, а это значит, что костюм может быть выполнен в ткани другого цвета, даже с неброским принтом.

    Женщинам предпочтительнее выбирать платья фасона футляр с жакетом или строгий брючный костюм.

    Что касается короткого рукава, то здесь никаких ограничений нет. В отношении прически допустимы распущенные волосы, а ювелирные украшения могут быть более крупных размеров и ярких расцветок.

    Неформально деловой стиль

    Максимально комфортная одежда для офиса предполагает большую возможность выразить свою индивидуальность. Блестяще подходит для работы в офисах, не придерживающихся строго дресс-кода и, так называемых, Business Friday.

    Мужчины могут позволить себе надеть рубашки и брюки ярких расцветок, поло и жилеты.

    Женщине позволительно не ограничивать себя в выборе трикотажных кардиганов, водолазок, жакетов, юбок и платьев.

    • Правила делового этикета, которым надо следовать всем, кто дорожит репутацией

    Рассказывает практик

    Татьяна Николаева, Бизнес-консультант по этикету, Москва

    Мужчинам рекомендовано надевать на переговоры костюмы темного цвета и однотонные светлые рубашки. При этом прекрасным дополняющим элементом будут выдержанные в строгом стиле галстуки без пестрых принтов и кричащих расцветок. Допускается галстук в полоску или горох, но спокойных оттенков.

    Оксфорды – это классический вариант обуви для переговоров. Не стоит экспериментировать с декоративными элементами, максимум, что можно себе позволить – это декоративный шов по мыску туфли. Ни в коем случае нельзя выбирать лакированную обувь и обувь из кожи редких для нас животных – крокодилов и змей.

    Женщины должны придерживаться строгости в выборе одежды, отдавая предпочтение темным юбкам с жакетом и скромным платьям. Блузы кроя мужской рубашки станут прекрасным дополнением к женскому образу офисного работника. Колготки должны быть только телесного цвета, а туфли – черного на небольшом каблуке со скромными декоративными элементами. На переговорах женщинам запрещается надевать галстук, даже если это веяние современной моды. Строгие и демократичные украшения дополнят строгий образ, однако наличие крупных аксессуаров неприемлемо.

    Как правильно подобрать цвет делового костюма

    Цветовая гамма должна быть подобрана не только со вкусом, но и в соответствии с вашим цветотипом. Таким образом, цвета делового костюма стоит выбирать, руководствуясь цветом ваших волос, глаз и кожи. Не стоит забывать также, что, как правило, для классического делового костюма характерны пастельные или темные однотонные расцветки. Самыми востребованными являются: темно-синий, темный изумруд, серый, хаки, беж, цвет ржавчины, нефрит, оливка, насыщенный шоколад.

    Подбирайте однотонный костюм. Классический деловой костюм не терпит пестрого разноцветья и всегда выполняется в 2-3 цветах. Однако самым элегантным вариантом является однотонная модель, создающая эффектную вертикаль с эффектом стройности.

    Самый модный и широко востребованный материл для пошива мужского делового костюма – это темно-синяя шерсть в тонкую белую полоску или с принтом «полоска мела». Поклонники черных костюмов должны оставить эту вещь в гардеробе до удачного случая.

    Как вариант можете рассмотреть рисунок в полоску, клетку или же с принтом «куриные лапки», «елочки» или букле. Некоторые бизнесмены выбирают модели в широкую полоску, однако это не подходящий вариант для офиса. Это, скорее, фасон для игры в казино и других внерабочих времяпрепровождений.

    Каким должен быть женский деловой костюм

    Женские деловые костюмы – это изюминка офисного гардероба, поэтому к их выбору необходимо подходить ответственно и следовать определенным правилам:

    Правило 1. Субординация

    Работа в офисе предполагает ежедневное взаимодействие с коллективом. Зачастую приход на работу в новом платье сопровождается взглядом коллег и обсуждением вашего выбора. Выбирая деловой костюм для офиса, вы должны знать одно нехитрое правило: традиционно подчиненные должны быть одеты не дороже своих начальников, но и не дешевле своих же подчиненных. Иначе это плохой тон.

    Помимо этого, вы должны придерживаться одной латинской мудрости в выборе своего наряда: степень раскрепощения в одежде определяется той должностью, которую вы занимаете. Таким образом, ваш внешний вид должен соответствовать вашей позиции на служебной лестнице.

    Правило 2. Чувство корпоратива

    Чувство корпоратива, или иначе можно сказать чувство солидарности, – это ключевой момент, который вы должны принимать во внимание, покупая одежду для офиса.

    Фото © becauseiamfabulous.com

    Правило 3. Ткани

    Выбор ткани – вопрос чрезвычайно ответственный. Ткань может быть «говорящей»: например, юбка из плотного твида говорит о том, что Вы готовы к длительному и плодотворному сотрудничеству, а юбка того же фасона, но из атласа – признак вашей готовности отправиться в клуб.

    Натуральные ткани (шерсть, хлопок, лен) – признак хорошего вкуса в выборе делового костюма. Они максимально гигиеничны, подходят для долгой носки и прекрасно держат форму.

  1. Габардин - это воздушный, качественно обработанный материал с четким рубчиком по диагонали. Выглядит эта фактура абсолютно гладкой и прекрасно поддается драпировке. Самые элегантные костюмы создаются из этой ткани.
  2. Креп - это матовый материал с легкими «морщинками», не мнущийся и прекрасно драпирующийся.
  3. Вискоза - ткань искусственного происхождения, отлично драпируется и почти не мнется.

Табу в выборе делового костюма – это синтетические ткани, которые не дышат, обладают низкими показателями гигроскопичности, быстро деформируются и доставляют дискомфорт во время носки.

Правило 4. Покрой

В классическом деловом костюме приветствуются простые, скромные и лаконичные линии. Самое главное здесь выбрать фасон костюма, максимально выгодно подчеркивающий очертания фигуры и скрывающий все недостатки. Костюм должен быть прилегающего, полуприлегающего или прямого кроя.

Длина жакета зависит от особенностей фигуры:

  • дамы с идеальными пропорциями имеют возможность позволить себе выбрать абсолютно любую модель делового костюма;
  • дамам высокого роста позволительно носить длинные юбки и длинные жакеты, но при этом обязательно стоит следить за тем, чтобы одежда выгодным образом подчеркивала пропорциональность верха и низа;
  • невысоким девушкам стоит обратить внимание на короткие жакеты и длинные юбки, а также брюки легкого кроя;
  • длинный жакет – универсальная вещь для девушек любого роста и веса.

Длина жакета зависит также и от выбранных расцветок низа и верха. Чем четче контраст между верхом и низом, тем серьезнее стоит отнестись к выбору этой вещи.

При выборе юбки также имеются свои нюансы:

  • юбка должна быть строгой как по длине, так и по крою;
  • длина юбки определяется рядом факторов: вашим ростом, подобранным фасоном обуви;
  • узкие, по типу «карандаш», юбки прямого кроя выглядят наиболее эффектно, если их длина на 1-2 см выше колена, а если же прямая юбка ниже колена, тогда она утяжелит вашу фигуру;
  • удлиняющей и выигрышной для вас вертикалью в деловом костюме станет юбка, в которой соблюдены верные пропорции кроя: юбка должна бить длиннее, а не шире;
  • широкая юбка объемной формы придаст вашему образу непрофессиональность;
  • трапециевидные юбки визуально расширяют и укорачивают фигуру;
  • тугая линия талии придаст Вам лишних килограммов, поэтому выбирайте свободные модели в зоне талии, так чтобы у Вас легко проходили 3 пальца между поясом и телом;
  • не выбирайте слишком узкие модели, мешающие комфортному времяпрепровождению в офисе;
  • юбка не должна задираться, не должна слишком туго обтягивать бедра, тем более если это не идеальная часть вашего тела.

Принимайте во внимание следующие факторы при выборе брюк :

  • широкие модели брюк сделают ваш низ более объемным, а складки на брюках еще больше подчеркнут изъяны живота и бедер;
  • неправильно подобранный размер брюк приведет к появлению нежелательных складок спереди;
  • узко скроенные брюки обтягивающего типа без карманов лучше дополнить более объемным верхом;
  • мешковатые бесформенные брюки сделают ваши ноги визуально более короткими;
  • чтобы увеличить длину ног, выбирайте брюки с завышенной талией на 2-5 см и драпировками спереди;
  • если же вы все-таки желаете приобрести широкие брюки, тогда ткань выбирайте максимально мягкую и тонкую;
  • при выборе брюк не забудьте взять с собой туфли, которые дополнят ваш образ. Обувь позволит подобрать правильную длину брюк.

Абсолютные табу: майки, футболки, сарафаны, босоножки, мини, макси, гольфы, леггинсы, шлепанцы всех видов, шорты, длинные серьги, огромные фальшивые камни, шпильки, прозрачные ткани.

Выбирать одежду необходимо согласно вашему возрасту, времени года и личным предпочтениям. Не стоит экономить, ведь дорогой деловой костюм сразу выдает успешную бизнес-леди.

Мужской деловой костюм – изюминка корпоративного стиля

«Эффект сорочки» - это именно то, что вы должны чувствовать, надевая качественный деловой костюм. Данное понятие означает, что вещь, которую вы надеваете, дарит вам ощущение легкости, а не утяжеления под весом ткани.

Деловой костюм должен быть дорогим, ведь если вы работаете в компании, то взоры клиентов будут сотни и тысячи раз устремляться именно на ваш костюм. Как ни крути, все-таки встречают по одежке. Это же правило касается и офисных работников.

Если вы располагает средствами, то лучше всего приобрести деловой костюм ручной работы, и это вовсе не потому, что фабричное производство не является качественным, а потому, что вещь, выполненная в ручную, постепенно начинает повторять форму Вашего тела, что дарит невероятный комфорт и удобство. Помимо этого, деловой костюм, выполненный в ручную, это очень престижно, так как не каждый может позволить себе такую роскошь.

Фланелевый костюм-тройка от Gieves & Hawkes

Фото © bond-stinson.ru

Классика делового мира выполняется, в основном, из шерсти. Однако сегодня изготовители тканей предлагают различные ткани, которые никогда не мнутся, не выцветают и не растягиваются.

Несмотря на различные варианты тканей искусственного и естественного происхождения, шерсть продолжает оставаться фаворитом тканей для деловых костюмов. В таком костюме тепло зимой и не жарко летом. Ткань не деформируется и не подвергается заломам. Для повышения износоустойчивости к шерсти добавляют шелк, полиэстер, кашемир.

Уделяйте внимание следующим деталям:

  • рубашка должна выступать над уровнем воротника на 1-3 см, при этом ширина ворота рубашки и пиджака должны отличаться;
  • оба воротника (костюма и рубашки) должны плотно прилегать друг к другу;
  • спинка костюма должна идеально лежать на фигуре, без складок, морщинок и пузырей;
  • рукава вокруг проймы также должны лежать безукоризненно, без малейших дефектов формы;
  • рукав пиджака должен быть оптимальной длины: на 1,5 см короче рукава рубашки;
  • длина делового костюма зависит от Вашего роста, но она не должна быть ни короче, ни длиннее половины всего костюма;
  • низ пиджака должен лежать параллельно полу;
  • брюки в области промежности не должны напоминать мешок;
  • и во время сидения, и во время, когда Вы стоите, костюм должен лежать идеально, без складок и морщинок;
  • подкладка кармана должна быть спрятана от посторонних взглядов;
  • если брюки без манжета, они должны быть на 1,5-2 см ниже каблука и создавать легкий надлом в области складки;
  • следите за манжетой: она должна касаться ботинка параллельно земле.

Если вы часто носите костюмы, то нужно иметь не один, а несколько деловых костюмов. Но даже если у вас только один деловой костюм, тогда позаботьтесь о приобретении 4-5 галстуков и 2-3 рубашек, которые бы сочетались друг с другом по цветовой гамме.

Еще раз скажем, что встречают, к сожалению, не по уму, а по одежке, а значит правильно подобранный деловой костюм будет визитной карточкой.

Несколько важных моментов о мужских сорочках

Мужская сорочка – это обязательный атрибут делового гардероба. В классическом варианте рукав длинный, менее традиционные варианты предполагают наличие и короткого рукава. Для деловых переговоров сорочку необходимо выбирать исключительно нежных тонов пастельного типа и носить их стоит под пиджак для создания образа настоящего бизнесмена.

При выборе ткани отдавайте предпочтение натуральному хлопку, так как именно этот материал будет наилучшим образом подчеркивать Вашу интеллигентность и серьезность. Для того чтобы обеспечить максимальный комфорт от ношения сорочки, производители тканей добавляют к хлопку шелк и немного вискозы. В итоге получается тонкая, воздушная текстура, удобная для ежедневной носки. Выбирайте также фактурные ткани, с рисунком «рубчик» или же мелким геометрическим орнаментом в жаккардовом стиле – такое приобретение заявит о вас, как об уверенной в себе личности.

Покрой деловых сорочек:

  • носите приталенные модели, если у вас фигура типа треугольник (широкие плечи и узкие бедра);
  • носите полуприлегающие фасоны, если ваш низ и верх сбалансированы;
  • носите сорочки прямого, свободного кроя, если ваша фигура «расслабленная» и вам есть что скрыть.

Когда выбираете рубашку, следите за длиной рукава: она должна доходить до начала фаланги большого пальца. Деловые модели сорочки должны быть строгими, не допускающими декора, нашивок, вставок и других видов отделки.

Существует еще несколько важных моментов, которые стоит учитывать при выборе рубашки: не носите короткий рукав под пиджак. Если есть галстук, то обязательно застегивайте верхнюю пуговицу сорочки. Будьте опрятны на работе, всегда выглажены и выстираны.

Ваш идеальный костюм

Все то, о чем говорилось выше, является основой выбора мужских деловых костюмов. Но при помощи костюма можно сделать Джеймса Бонда из любого мужчины. Костюм, как трансформер, может изменить до неузнаваемости абсолютно любого, добавить ему интеллигентности и серьезности, статуса и престижа, авторитета и лидерства. Важно подобрать именно тот деловой костюм, который идеально подойдет именно вам.

Если вы мужчина большого размера

В данном случае однотонность костюма будет как нельзя кстати. Выбирайте строгую цветовую гамму, можно с узором «меловая полоска», которая выгодно удлинит вашу фигуру. Если вы поклонник клетки, то отложите такой костюм до более удобных встреч нежели формальных переговоров. Следите за тем, чтобы костюм идеально садился на вас, чтобы он не стеснял движения, не образовывал лишние складки. Мягкие ткани помогут вам в этом.

Пиджак должен быть более длинным, чем обычно, а рукава более узкими. Брюки должны быть строгими, классическими без новомодных складок на талии. Туго сидящие брюки в зоне талии и слегка расширенные в области бедер придадут Вам стройности. Если у Вас большой живот, тогда используйте подтяжки. Не бойтесь, что они станут объектом всеобщего обозрения! Пиджак скроет все. В случае с подтяжками носите брюки, свободные на талии.

Если вы ниже среднего роста

Темный цвет и однотонная дымка увеличивают рост. Помимо этого, отличным инструментом добавить несколько сантиметров к росту является вертикальная полоска. Узкий галстук также поможет вам решить проблему с ростом. Брюки должны быть узкими внизу, а пиджак идеально подобранной длины с квадратными подплечниками.

Покупая деловой костюм в бутике, обратите внимание на модели, созданные именно для невысоких мужчин. Не укорачивайте купленную вещь, иначе вы рискуете нарушить баланс пропорций. Если вариантов в обычном магазине для вас нет, обратитесь в ателье по пошиву.

Если вы нестандартно худой

Используйте «слои» из одежды, чтобы добавить недостающих килограммов. Что это значит? Например, носите жилет или же джемпер поверх рубашки. Пиджаки с двумя бортами не подходят для худых мужчин. Подбирайте одежду строго по размеру, иначе костюм большего размера будет смотреться на вас так, словно вы донашиваете чью-то вещь. Если у вас мелкие плечи, тогда жесткие подплечники и клетчатые пиджаки исправят эту проблему. Если вы не только худой, но еще и слишком высокий, тогда носите пиджак с двумя бортами и широкий низ.

Если у вас идеальная фигура

Костюм должен быть именно вашего размера. Брюки предпочтительнее выбирать с заниженной талией и свободного покроя. Сорочка с широким воротником и крупным галстуком добавит гармонии вашему образу. Даже при всех застегнутых пуговицах, пиджак должен сидеть свободно, раскрепощая ваши движения. Иначе, вся прелесть накаченного тела будет утеряна.

Не зря говорят, что классика бессмертна. Классика универсальна и вездесуща, чрезвычайно красноречиво указывающая на ваш статус.

Говорит Генеральный Директор

Галина Синцова, Президент ОАО «Мэлон Фэшн Груп», Генеральный Директор ЗАО «Первомайская заря», Санкт-Петербург

Руководитель – это лицо компании, и именно по его внешнему виду строят мнение о всех остальных работниках компании. Уже в течение 30 лет я возглавляю модный бизнес, и дресс-код, в моем мнении, это воплощение моих собственных идей. Я всегда следую современным канонам делового стиля и всегда дополняю свой образ мелкими, но важными аксессуарами. В тканях я не люблю экстравагантности, потому что еще несколько лет назад в цехах «Первомайской зари» работали люди в простых халатах, и это было бы верхом наглости – спуститься одетой по последнему писку моды.

Шоппинг у меня всегда происходит за границей, а в России у меня нет на это времени. В зарубежных торговых центрах я не только приобретаю новые вещи, но и анализирую ассортимент продукции, способы обслуживания и мнения покупателей.

Если говорить о моих бизнес-партнерах, то в их внешнем виде я всегда подчеркиваю чистоту и ухоженность одежды и обуви. Цена их делового костюма меня мало волнует. В перестроечные времена я по долгу службы часто встречалась с партнерами, одетыми в дорогие и качественные костюмы, но не обладающими интеллектом и умом. Кроме своего внешнего вида «с иголочки» они не могли предложить ничего большего.

Деловой костюм для самых ленивых предпринимателей

Данный вид делового костюма придуман для людей, которые не любят уделять чрезмерное внимание своему внешнему виду, либо просто не имеют для этого достаточно времени. Если необходимо экстренно надеть официальную одежду, но не хочется мучиться с подбором и глажкой рубашек, это - эффективное решение.

В сущности, данная одежда - это комбинезон, имеющий внешний вид делового костюма. Удобная молния избавляет от необходимости застёгивать пуговицы. Таким образом, надеть подобную вещь, не сложнее, чем простую пижаму.

Имея в своём гардеробе несколько комбинезонов, можно каждый раз выглядеть по-разному на всевозможных мероприятиях.

Как должны сочетаться обувь и деловой костюм

К классическому костюму, согласно этикету, требуется обувь без украшений, имеющая шнуровку, предпочтительно, закрытую.

Туфли необходимо начистить до блеска. Лакированная обувь подойдёт под фрак, но этот вид не для офиса или переговоров. Предпочтение лучше отдать оксфордам, либо, в качестве альтернативы, можно надеть дерби или блатчеры.

К костюмам свободного стиля, например, узким брюкам, подойдут чёрные лакированные туфли.

Не существует строгих правил о цвете обуви. Единственное требование - они должны сочетаться с одеждой, но не быть светлее, чем брюки.

Классические оксфорды цвета Бургундия

Фото © soletopia.com

Женщинам при выборе обуви к костюму стоит помнить о следующем.

Обувь может быть элегантной, но не экстравагантной, стильной, но не кричащей.

Обувь должна быть либо чёрной, либо одного цвета с одеждой. Кроме того, есть список гармонирующих цветов: светлые костюмы - голубая и серая обувь, тёмные - бежевая или коричневая.

Носок и пятка должны быть закрытыми.

Спортивный стиль недопустим.

Каблук - не выше пяти сантиметров.

Чулки и колготки - обязательно, причём либо кремового, либо телесного цвета. Под светлую обувь разрешаются прозрачные чёрные колготки.

В холодное время года деловую обувь следует держать в офисе.

  • Общение руководителя с подчиненными: этика деловых отношений

С чем носить деловой костюм

Элементы женского делового костюма

Украшения не должны быть чересчур крупными. Скромные украшения прекрасно дополнят ваш стильный офисный наряд, но не станут объектом всеобщего притяжения. Ваша речь, ваш голос и лицо – это самое главное, на чем должно быть сконцентрировано внимание клиента. Именно по этой причине вы должны отказаться от всех украшений, которые шумят, слишком блестят и вообще чересчур привлекают внимание. Золото, серебро и жемчуг – беспроигрышные варианты для деловой дамы.

Сумку надо подбирать так, чтобы она подходила под ваш общий образ. Универсальными вариантами являются гладкие модели темных расцветок, так как они безошибочно подходят к абсолютно любому фасону делового костюма. Стремитесь выбирать достаточно вместительные варианты, но так, чтобы модели не выглядели слишком объемными.

Деловой костюм предполагает обязательное наличие колготок телесного цвета чуть темнее Вашего естественного цвета кожи. Ни в коем случае не надевайте яркие колготки, чулочные изделия с рисунком или другим авангардным принтом. Спортивная обувь допускает ношение непрозрачных плотных колгот, а вот изящная обувь на каблуке будет красиво смотреться только с прозрачными чулочными изделиями.

Обильное пользование парфюмом запрещено в офисном обиходе, но и полный отказ от них – признак плохого вкуса. Самое главное здесь правильно подобрать свой истинный аромат. Свое предпочтение стоит отдать строгим ароматам «одеколонного» типа или же легким, воздушным запахам. Откажитесь от сладких, томных, тяжелых ароматов. Забудьте об эротических вариантах. Грамотно подобранные духи чувствуются окружающими на расстоянии полуметра, а вот шлейф из духов, томно наполняющий комнату в течение всего рабочего дня, не вариант для леди в деловом костюме.

Мужские аксессуары

Небольшие скромные запонки смотрятся очень элегантно. Несмотря на свой миниатюрный размер, запонки очень важны для создания образа. Правильно подобранные запонки добавят нужный акцент к вашему деловому стилю. Золотое правило запонок: они прекрасно подходят к сорочкам с двойной манжетой.

При помощи галстука вы можете добавить ярких и оригинальных акцентов к общему образу. Именно поэтому этот предмет гардероба так и популярен среди мужчин. Галстук может рассказать о многом: об образе жизни владельца, о его привычках и пристрастиях, а также о традициях, существующих в компании.

Существует распространенное мнение, что галстук – это способ выразить себя, проявить свой характер, продемонстрировать свой стержень.

Как уже отмечалось, дресс-код уже не тот, его требования очень смягчились. Однако, что касается галстука, здесь все же есть некоторые правила. Так как галстук свидетельствует о статусе и положении в обществе, к его выбору надо подходить очень ответственно. Так, например, в Америке существует понятие power tie или «галстук силы». Что же это такое? Яркой красный галстук выбирают многие политики во время проведения важных мероприятий. Так, Джордж Буш блистал перед публикой именно в таком галстуке силы.

Выбирая галстук для серьезных переговоров, надо обращать внимание на контраст. К белым рубашкам отлично подходят рубиновые, чернильно- и королевско-синие галстуки, демонстрирующие отличный вкус владельца и его превосходство над другими.

Можно говорить о четырех видах галстуков:

  • классика, шириной в 9,5 см;
  • модные галстуки;
  • галстуки-бабочки для публичных встреч;
  • галстуки-пластроны с характерными двумя концами, придающими образу торжественности.

Лучшие галстуки – это те, в изготовлении которых используется шерсть или шелк.

Настоящие эксперты мира моды заявляют, что самыми модными являются следующие типы галстучных узлов: традиционный «классический», массивный «виндзор», тонкий «нью-классик» и симметричный и не очень объемный «полувиндзор».

Универсальным вариантом является галстук одного цвета, который идеально смотрится с любой рубашкой и любым костюмом. Но даже в этом случае, необходимо учитывать фактурность этого изделия.

  1. Некрупный горох – это признак того, что вы в курсе, как стоит одеваться для консервативных серьезных встреч. Такой галстук идеально подойдет под строгий костюм классического типа, ведь он подчеркивает ваш статус и авторитет в компании. Основной цвет данного предмета гардероба должен соответствовать главной цветовой гамме костюма или, наоборот, играть на контрасте. А вот оттенок гороха и рубашки обязательно должны сочетаться.
  2. Диагональ в галстуке подходит для повседневного использования и является очень популярным фасоном.
  3. Галстуки с геометрическими фигурами подходят для смелых и авторитетных людей, желающих проявить свой характер посредством одежды.
  4. Пейсли, или принт в «жемчужину», это сама элегантность. А если остановить выбор на крупном рисунке в этом стиле, то первые полосы в модных журналах Вам будут обеспечены.
  5. Галстук в клетку не подходит для деловых переговоров, так как наиболее эффектно смотрится в тандеме с костюмами спортивного кроя, кардиганами, в которых можно работать только в свободной, ни к чему не обязывающей обстановке.
  6. Яркий рисунок с животными или любыми другими крупными принтами – это вариант для ночного отдыха в клубе.
  7. Абстракция придаст игривости Вашему образу, однако может отвлечь Вашего клиента на серьезных переговорах. Избегайте абстрактный рисунок во время деловых встреч, но освежайте свой образ при помощи такого галстука в любых других удобных ситуациях, например, во время путешествия.

Галстук – это некрупная, но чрезвычайно яркая и «говорящая» деталь делового костюма. Именно он выделяет вас и ваше лицо из массы других таких же работников.

Примите во внимание несколько простых правил в выборе комбинации «галстук-рубашка-костюм»:

  1. Сочетайте 3 цвета.
  2. Сочетайте 2 цвета с одним принтом.
  3. Сочетайте 1 цвет с 2 разными принтами.
  4. Избегайте большого количества рисунков.
  5. Не бойтесь контраста.
  6. Учитывайте текстуру.
  7. Придерживайтесь одного стиля.
  8. Не переборщите с рисунком. Предпочтительно использовать два принта.

Где купить деловой костюм: бренды

Мужской деловой костюм

Henry Poole & Co. Создан в 1806 г. Специализируется на «bespoke». Ателье шило костюмы для множества глав стран Европы.

Anderson & Sheppard. Основан в 1906 г. Специализируется на «bespoke». Среди клиентов - влиятельные персоны, главы государств.

Gieves & Hawkes. Создано в 1785 г. Специализируется на «bespoke» и «made-to-measure». Среди клиентов - известные актёры, влиятельные политики.

Kilgour French & Stanbury. Создано в 1886 г. . Специализируется на «bespoke» и «made-to-measure». Среди клиентов -президенты, крупные политики, знаменитости.

Dege & Skinner. Создано в 1865 г. Специализируется на «bespoke». Выполняет заказы в Великобритании для королевского двора.

H.Huntsman & Sons, Ltd. Создано в 1849 г. . Специализируется на «bespoke» и «made-to-measure». Среди клиентов - короли, принцы, герцоги.

Norton & Sons. Создано в 1821 г. Специализируется на «bespoke». Среди клиентов - крупные политики, аристократы, монархи, знаменитости.

Davies & Son. в 1804 г. Специализируется на «bespoke» и «made-to-measure». Среди клиентов - монархи, президенты, знаменитости.

Фото © michaelandrews.com

8 брендов женских деловых костюмов

Versace и Saint Laurent, ориентирующийся на мужской стиль и делающий костюмы преимущественно в чёрном цвете.

Roland Mouret и Marc Jacobs, которые делают деловые костюмы преимущественно в пастельных тонах.

Prada также придерживается пастельных тонов и отличается оригинальными узнаваемыми фасонами.

Chanel стараются разбавить деловой стиль неформальными вставками: вязанными кардиганами, медальонами и т.д.

Roberto Cavalli используют тёмную цветовую гамму.

Giorgio Armani создаёт лёгкую одежду с мягкими линиями, дополненную декоративными элементами.

Emilio Pucci любит экспериментировать и под час предлагает смелые варианты деловых костюмов.

Temperley London тоже имеет широкий список необычных моделей на любой вкус.

Что еще почитать