Охарактеризовать особенности периода раннего детства и раскрыть его значение. Особый период детства особенности развития и воспитания детей раннего возраста Раннее детство охватывает период

Раннее детство!

Все детство от рождения до 18 лет делится на ряд возрастных периодов, каждый из них имеет качественные особенности. Разные исследователи предлагают различную классификацию. В СССР большинство физиологов, психологов и педагогов (Н. М. Щелованов, Ю. А. Аршавский, Д. А. Эльконин, А. А. Люблинская, С. М. Громбах и др.) выделяют первые три года жизни в особый период, называемый периодом раннего детства. Период раннего детства имеет ряд качественных физиологических и психических особенностей, требующих создания для детей этого возраста специальных условий окружающей среды, всего уклада жизни, питания . Отличны также содержание и методы воспитания.

Анатомо-физиологические особенности раннего детства

На втором году жизни сохраняется еще достаточно быстрый темп физического развития ребенка. Это проявляется в интенсивном росте и увеличении массы тела, хотя и не таком значительном, как на первом году жизни. В первом полугодии длина тела увеличивается на 6-7 см, масса – на 1-1,5 кг. Продолжается созревание различных функциональных систем организма. Растет грудная клетка, опускается диафрагма. Ребра принимают косое положение, мышцы диафрагмы становятся крепче. Одновременно с грудной клеткой развиваются и легкие, совершенствуется их функция, частота дыхания уменьшается за счет увеличения дыхательного объема. Продолжается интенсивное развитие иммунной системы, относительно велики аденоиды и миндалины. Растет сердце, совершенствуется его работа. Повышен обмен веществ, органы пищеварения приобретают способность переваривать самую разнообразную пищу. Сохраняется высокая ранимость организма ребенка, его подверженность различным заболеваниям. Относительная слабость и малая подвижность нервных процессов, низкий предел работоспособности нервных клеток коры головного мозга приводят к быстрому утомлению. В первом полугодии второго года жизни ребенка совершенствуются его двигательные навыки. Он уже может подолгу ходить, не присаживаясь, меняет положение (приседает, наклоняется, поворачивается, пятится), может перешагнуть через невысокое препятствие. Может есть ложкой сначала густую, а к 1,5 годам и жидкую пищу.

Во втором полугодии второго года жизни ощутимо повышается сопротивляемость организма неблагоприятным условиям внешней среды. Более совершенной становится система терморегуляции, иммунная система надежнее защищает организм от инфекции. Повышается работоспособность нервной системы: если ребенок в начале второго года, не отвлекаясь, может заниматься с картинкой всего 1–2 мин., то к концу второго года это время увеличивается до 7–8 мин. Быстро развивается речь, увеличивается запас слов. К концу второго года заметно меняются пропорции тела малыша, особенно за счет длины рук и ног, объем груди становится больше объема головы. Совершенствуется координация движений, ребенок более ловок, может пройти по доске шириной 15-29 см, приподнятой над полом на 15-20 см, перешагивая через препятствия чередующимся шагом. Заканчивается прорезывание всех 20 молочных зубов. В этот период дети начинают контролировать акт дефекации, а иногда и мочеиспускания, становится возможным привитие ребенку гигиенических навыков.

За второй год жизни ребенок увеличивает массу тела приблизительно на 2-2,5 кг, длину – на 12-13 см.

На третьем году жизни ребенок по-прежнему быстро растет: его вес увеличивается на 1,5-2 кг, рост – на 8-11 см. Несовершенство нейрогуморальной регуляции, незрелость кровеносной, дыхательной, пищеварительной систем в сочетании с быстрым ростом, интенсивным развитием, активной деятельностью делают детский организм в этом возрасте очень уязвимым. К тому же на третьем году, как правило, расширяется круг общения малыша, он больше передвигается, более самостоятельно исследует окружающий мир, в связи с чем резко возрастает вероятность инфицирования, травм, отравлений. Ребенок любознателен, активен, контактен – это прекрасно, это необходимо для его развития, но полагаться на его самостоятельность нельзя ни в коем случае.

Продолжает активно созревать нервная система ребенка. Она более вынослива, чем у двухлетнего малыша, но если созревание клеток коры головного мозга уже заканчивается, то продолговатый мозг, отвечающий за регуляцию жизненно важных функций, еще далек от совершенства. Повышенная возбудимость подкорковых отделов, несовершенство и слабость регулирующей функции коры ведут к тому, что реакции ребенка сопровождаются сильными эмоциями. На третьем году жизни начинает функционировать долгосрочная память, причем особенности ее таковы, что события раннего детства фиксируются в ней наиболее прочно, сохраняясь во взрослом возрасте часто в подсознании, вновь «выплывая» и исчезая последними в старости. Активно идет развитие второй сигнальной системы: у ребенка расширяется словарный запас, малыш лучше понимает речь взрослого. К концу года свободное владение речью достигает степени автоматизма. Как показали специальные исследования, развитие речи тесно связано с развитием двигательного анализатора: дети, хорошо владеющие речью, более активны, легче включаются в игры, четко связывают слово с движением. Особенно важно на третьем году развитие мелких точных движений кистей и пальцев рук, которые оказывают непосредственное стимулирующее действие на развитие речевого центра и артикуляционного аппарата.

Правильно организованная внешняя среда имеет для ребенка в этом возрасте колоссальное значение, особенно неблагоприятными факторами являются отсутствие условий для активной деятельности и ограничение сенсорных впечатлений. Ограничение в движениях препятствует физическому развитию малыша, снижает познавательную активность, недостаток адекватной информации приводит к снижению возбудимости и восприимчивости ребенка, и то и другое вместе – к отставанию в развитии. В связи с интенсивной ходьбой, лазаньем, другими активными движениями развиваются скелет и мускулатура малыша. К трем годам появляется более или менее характерная конфигурация позвоночника, хотя постоянство шейной и поясничной кривизны установится значительно позже. Позвоночник отличается большой гибкостью, неблагоприятные воздействия легко способствуют формированию неправильной осанки. Развитие мышечной системы идет параллельно с костной. На третьем году объем мышц увеличивается, количество жировой ткани в них уменьшается, совершенствуется иннервация и кровоснабжение. Ощутимыми становятся половые различия в развитии мышечной системы – у мальчиков мышцы сильнее, объем их больше. Развитие двигательной функции малыша зависит не только от естественного роста и развития мышц, созревания нервной системы, но все большее значение имеет тренированность определенных функций. Это относится не только к развитию и совершенствованию движений, но и к деятельности всех жизнеобеспечивающих систем: дыхательной, кровеносной, пищеварительной.

Нервная система

В раннем и дошкольном возрасте совершенствуются функциональные возможности центральной нервной системы, основные дифференцировки нервных клеток. В процессе взаимодействия с внешней средой у детей формируются умения и навыки, новые, белее сложные условные рефлексы образуются на основе уже имеющихся. Следует учитывать особенность центральной нервной системы ребенка сохранять следы тех процессов, которые в ней происходили. Отсюда понятна способность детей быстро и легко запоминать показанные им движения. Однако для закрепления и совершенствования усвоенного необходимы многократные повторения. Большая возбудимость, реактивность, высокая пластичность нервной системы у детей способствует лучшему, а иногда и более быстрому, чем у взрослых, освоению довольно сложных двигательных навыков: ходьбы на лыжах, фигурного катания на коньках, плавания. При¬чем очень важно с самого начала правильно формировать двигательные навыки у дошкольников, так как исправлять их очень трудно.

Опорно-двигательный аппарат

Развитие скелета, суставно-связочного аппарата у детей до 7 лет еще не окончено. По сравнению со взрослыми костная система ребенка богаче хрящевой тканью и содержит больше органических веществ и меньше минеральных солей, поэтому кости ребенка, легко поддающиеся искривлению, могут при¬обрести неправильную форму под влиянием неблагоприятных внешних фак¬торов. Окостенение скелета происходит постепенно на протяжении всего пе¬риода детства. В это время почти каждая из 206 костей скелета продолжает значительно изменяться по форме, размерам и внутреннему строению. Костная система дошкольников характеризуется незавершенностью костеобразовательного процесса и сохраняет в отдельных местах хрящевое строение (кисти рук, берцовые кости, некоторые части позвоночника), поэтому очень важно следить за правильной осанкой детей, за правильным положением тела во время сна, предупреждая возникновение деформаций позвоночника, груд¬ной клетки, костей таза, конечностей. Следует помнить, что чрезмерные нагрузки отрицательно сказываются на развитии скелета, вызывают искривление костей, и наоборот, умеренные по нагрузке и доступные для данного возраста физические упражнения - бег, лазание, прыжки - стимулируют рост костей, способствуют их укреплению. Формирование костного скелета продолжается до периода полового созревания.

Мышечная система

Она развита у детей значительно слабее, чем у взрослых. Общая масса мус¬кулатуры у ребенка дошкольного возраста составляет 20-22% по отношению к массе тела, т.е. в 2 раза меньше, чем у взрослого. Мышцы ребенка имеют волокнистую структуру, и по мере его роста, наряду с удлинением, происходит рост мышц, главным образом, в толщину. Скелетная мускулатура ребенка до 7 лет характеризуется слабым развитием сухожилий, фасций и связок. Брюшной пресс развит слабо и не в состоянии выдерживать большие физические напряжения. Происходит расслабление волокон и могут образовываться грыжи (пупочные). У мальчиков 6 лет слабо развито паховое мышечное кольцо, поэтому недопустимы чрезмерные нагрузки (возможно образование паховых грыж). Хорошо развиты крупные мышцы туловища и конечностей, однако мелкие мышцы спины, имеющие большое значение для удержания правильного положения позвоночного столба, развиты слабее. Вот почему уже в этом возрасте необходимо следить за осанкой ребенка. Относительно слабо развиты мелкие мышцы кисти, поэтому дети не обладают точной координацией движений пальцев. Масса мышц нижних конечностей по отношению к массе тела увеличивается интенсивнее, чем масса верхних конечностей, что связано с высокой двигательной активностью ребенка. Несмотря на то что уже к 5 годам значительно увеличивается мышечная масса, возрастает сила и работоспособность мышц, однако дети еще не способны к значительным мы¬шечным напряжениям, к длительным физическим нагрузкам. Систематически тренируя мышечный аппарат, надо помнить: деятельность с попеременным напряжением и расслаблением мышц меньше утомляет, чем та, которая требует статических усилий (длительное стояние или сидение). Учитывая быст¬рую утомляемость, необходимо избегать чрезмерных физических усилий при выполнении физических упражнений. Исследования показывают, что в зависимости от состояния центральной нервной системы (сильные уравновешенные нервные процессы, сильные неуравновешенные нервные процессы, слабые нервные процессы и т. д.) дети осваивают движения по-разному и только три движения формируются у всех детей одновременно:

1) поднимание и удерживание головы в вертикальном положении (1-1,5 месяцев);

2) поднимание головы из положения лежа на животе (4-5 месяцев);

3) поднимание туловища с опорой на предплечья (5-6 месяцев).

Психологические особенности раннего детства

1. Основной особенностью периода раннего детства является наиболее интенсивный темп развития. К 3 годам ребенок овладевает всеми основными движениями (ходьба, бег, лазание, бросание в цель, плясовые движения) и тонкими движениями пальцев. Он приобретает много знаний и представлений об окружающих предметах, ориентируется в форме, цвете, величине предметов. Особенно большое значение в психическом развитии отводится овладению речью: ребенок, не умея при рождении произнести ни одного членораздельного звука, к 1 году употребляет около 10 слов и понимает название многих действий и предметов, а к 3 годам его словарь содержит более 1000 слов. На протяжении 3 лет у ребенка развиваются и все функции речи, а с ней и мышление. Речь становится средством общения с окружающими и средством познания. Речь взрослых является средством воспитания, при помощи речи можно регулировать поведение ребенка, его эмоциональное состояние. У детей развивается мышление: они сравнивают, устанавливают сходство, обобщают, делают элементарные умозаключения. У детей быстро развиваются и такие психические процессы, как внимание, память, а на 3-м году - и воображение. За 3 года в зависимости от условий воспитания быстро формируются различные навыки (как положительные, так и отрицательные). Развиваются многие виды деятельности (детские игры , наблюдение, конструктивная и изобразительная деятельность и др.). Закладывается эмоциональная основа личности: дети по-разному реагируют на все, у них формируется различное отношение к окружающему - одно им нравится, вызывает улыбку, радость, на другое они сердятся, плачут. В поведении ребенка можно видеть проявления многих свойственных человеку эмоций - радость, гнев, страх, смущение, удовлетворение, эстетическое чувство, застенчивость, обида и др. Уже на 1-м году у детей начинают устанавливаться различные взаимоотношения со взрослыми, закладываются основные черты характера и элементарные нравственные качества личности. Таким образом, первые 3 года жизни являются периодом быстрого становления и развития всех особенностей, свойственных человеку. 2. Характерной особенностью периода раннего детства является высокая пластичность всего организма, и в первую очередь пластичность высшей нервной и психической деятельности, легкая обучаемость. Всякое систематическое воздействие быстро оказывает влияние на ход развития и изменение поведения ребенка. 3. Здоровый ребенок обладает богатыми потенциалами (возможностями) развития. Применяя различные специальные меры, можно получить значительно более высокий уровень той или иной линии развития. Так, например, ребенка значительно раньше можно научить различать все цвета, плавать, читать, выучить наизусть длинное стихотворение и др. Задача воспитания - полнее использовать богатые природные возможности ребенка, но без ущерба для здоровья и их нервной системы, и правильно отобрать наиболее существенное, значимое для данного возраста детей. 4. В первые годы жизни велика взаимозависимость и единство физического и психического развития. Ребенок не может хорошо физически развиваться, если он мало двигается или часто находится в отрицательном эмоциональном состоянии, если отсутствуют условия для его активной деятельности. Крепкий, физически полноценно развивающийся ребенок не только меньше подвержен заболеваниям, но и психически лучше развивается, а веселые, подвижные дети лучше развиваются не только психически, но и физически более развиты и выносливы. Вместе с тем даже незначительные нарушения в состоянии здоровья детей вызывают изменения их общего самочувствия - они становятся раздражительными или вялыми, быстро утомляются. И наоборот, любое заболевание легче протекает, если удается поддержать хорошее эмоциональное состояние заболевшего ребенка. 5. Большое значение в развитии и поведении ребенка имеет эмоциональное состояние ребенка и его эмоциональное отношение к окружающему. Все поведение маленького ребенка, его действия, устойчивость внимания, работоспособность зависят в основном от того, нравится это ему, интересно, доставляет удовольствие или нет. Только то, что ребенок воспринимает охотно, с интересом, дает хороший результат. Например, обливание водой принесет пользу для здоровья только в том случае, если ребенок бежит в ванную с удовольствием, и, наоборот, бесполезно обливать ребенка, если он каждый раз при этом плачет. Если проводимое воспитательницей занятие интересно ему, он занимается длительно, внимательно следит за ее действиями и словами, если нет - скучно или непонятно - то дети отвлекаются, не слушают, и такое занятие не приносит пользы. Ведущее значение эмоционального состояния сохраняется на всем протяжении раннего детства - оно одинаково важно как для 3-5-месячного ребенка, так и для 2-3-летнего. Характерной чертой раннего детства является лабильность их эмоционального состояния, изменчивость. В результате самых ничтожных поводов бодрое состояние ребенка может смениться плачем и наоборот, еще не высохли слезы от обиды, как он уже снова улыбается. Очень велика внушаемость и тонкая дифференцировка эмоций окружающих - еще не понимая слов, ребенок уже рано хорошо понимает: сердятся на него или нет. Дети рано улавливают характер взаимоотношений между близкими, чувствуют настроение окружающих и легко им заражаются. Стоит в манеже заплакать одному ребенку, как часто может заплакать другой. Если мать, укладывая ребенка спать, чем-то взволнована, то ее настроение часто передается ребенку, и он дольше не может заснуть. 6. Ребенок рождается с врожденной сенсомоторной потребностью, т. е. с потребностью получать различные (зрительные, слуховые, тактильные и др.) раздражения, и с потребностью в разнообразной двигательной активности. С момента рождения ребенок проявляет активный поиск этих раздражений, ярко выраженный ориентировочный рефлекс «что такое?» (И. П. Павлов) или рефлекс «новизны». На основе этого ориентировочного рефлекса при правильном отношении взрослых позже появляется интерес ко всему окружающему, особенно новому, что затем превращается в специальную ориентировочно-познавательную деятельность, желание узнать «а что?», «а почему?», «а как?», «куда?» и т. д. Очень высока у детей и потребность в двигательной активности. Они много и разнообразно двигаются, различно действуют и почти все время активно что-то делают. Все это является ярко выраженной особенностью маленького ребенка и способствует быстрому физическому и умственному его развитию. Ограничение движений ребенка (гиподинамия), бедность и однообразие впечатлений от окружающего ведут к резкому отставанию в психическом развитии. 7. Очень рано (с первых месяцев) у ребенка формируется потребность в общении со взрослым, которая быстро становится такой же сильной, как и органические потребности. В конце 1-го и на 2-м месяце лицо говорящего взрослого является наиболее сильно действующим раздражителем, вызывающим сначала длительное сосредоточение, а несколько позже и большую радость. Без частого общения со взрослым нельзя обеспечить эмоционально-положительное состояние детей этого возраста, неизбежны нарушения возбудимости, нельзя достигнуть своевременного психического развития и формирования нравственных качеств личности. 8. Отлична в раннем возрасте и роль непосредственных воздействий взрослых на ход развития. Ребенок рождается крайне беспомощным, не имея почти никаких готовых форм поведения. Только после показа взрослого ребенок может складывать пирамиду, ставить кубик на кубик, произносить слова, рисовать, лепить и др. Дети раннего возраста нуждаются в значительно более частом непосредственном обучающем руководстве взрослого. 9. Для детей раннего возраста характерна неустойчивость и незавершенность формирующихся умений, навыков. Ребенок 3 лет способен на сравнительную устойчивость внимания, но в то же время он легко отвлекается по самым незначительным поводам (например, приход во время интересного занятия постороннего лица). 10. Неустойчиво и очень лабильно физическое и психическое состояние ребенка. Маленьким детям свойственна физическая и психическая ранимость. Дети этого возраста легко заболевают при незначительных ошибках в уходе и при недостаточном удовлетворении их органических потребностей. Легко нарушается и состояние возбудимости их нервной системы. Хотя на протяжении 3 лет длительность периода непрерывного активного бодрствования значительно увеличивается и к 3 годам достигает 5 1/2-6 ч (т. е. почти так же, как и у дошкольника 6 лет), однако ребенку раннего возраста нужен более частый отдых в течение одного отрезка бодрствования в виде более частой смены разных видов деятельности. Периоды непрерывной продуктивной деятельности у этих детей меньше, они больше утомляются. 11. Процесс развития скачкообразен и неравномерен. Резко, скачкообразно, в 1 год 5 мес - 1 год 6 мес удлиняется работоспособность (удлиняется период бодрствования), так же скачкообразно увеличивается количество слов в этот период. В 2 года 8-10 мес скачкообразен переход к качественно новому виду игры - переход от игры воспроизведения окружающих действий к ролевой игре и др. Темп и значение разных линий развития в различные периоды жизни ребенка неодинаковы. На каждом возрастном этапе есть свои «ведущие» (т.е. наиболее значимые) линии развития. Они имеют наибольшее значение для данного возраста, своевременное развитие их обеспечивает переход на качественно новый этап. Так, например, в возрасте 7-8 мес ведущим движением является ползание, так как оно полезно для общего физического развития и расширяет ориентировку в окружающем. В возрасте 1 года 6 мес - 1 года 9 мес очень важно овладеть способностью обобщать предметы по существенным признакам, так как это будет способствовать дальнейшему развитию мышления, формированию понятий. В 1 год - 1 год 5 мес происходит быстрое развитие понимания речи, но медленнее нарастание активного словаря. Научившись новому, приобретя новое умение, действие, на какой-то период времени оно становится доминирующим в поведении ребенка. Так, например, научившись ходить самостоятельно, ребенок почти перестает играть, а «неудержимо» ходит. Произнеся впервые какое-то слово, он многократно повторяет его в течение дня. На разных возрастных этапах ребенок оказывается особо чувствительным к определенного рода воздействиям. «... При наличии соответствующих педагогических условий наиболее легко развиваются определенные психические процессы и качества, которые очень трудно сформировать на более поздних возрастных этапах» (Л. С. Выготский). 12. Реакция детей раннего возраста имеет более длительный латентный период, т. е. время от начала действия раздражителя до ответной реакции ребенка. Например, когда взрослый задает ребенку 1 года 3 мес - 1 года 5 мес какой-либо вопрос или предлагает произвести какое-то действие, то его ответная реакция наступает не сразу, а лишь через некоторое время.

Раннее детство охватывает возраст от 1 до 3-х лет.

После года начинается новый этап развития ребенка.

Ребенок приобретает некоторую самостоятельность, он становится биологически независимым. Начинает раз­рушаться ситуация неразрывного единства ребенка и взрос­лого — ситуация «Мы» (как назвал ее Л.С. Выготский). И следующий этап — психологическое отделение от матери — наступает уже в раннем детстве. Это связано с тем, что у ребенка не только возникают новые физические возмож­ности, но и интенсивно развиваются психические функ­ции, а к концу периода появляются первоначальные осно­вы (зачатки) самосознания.

С этого времени ребенок уже не беспомощное существо, он чрезвычайно активен в своих действиях и в стремлении к общению со взрослыми. Ребенок после 1 года начинает ходить. Это приобретение имеет такое большое значение, что иногда этот период называют «ходячее детство». На первых порах ходьба — это особая задача, связанная с сильными переживаниями, для решения которой необходима поддержка, участие и одобрение взрослых. Постепенно ходьба становится уверенной, увеличивается автономность ребенка от взрослых и складывается более свободное и самостоятельное общение с внешним миром. Расширяется круг доступных ребенку предметов, появляется ориентировка в пространстве и определенная самостоятельность. Основная потребность ребенка раннего возраста — познание окружающего мира через действия с предметами.

Овладе­ние ходьбой развивает возмож­ности ориентировки в простран­стве. Мышечное чувство стано­вится мерой отсчета расстоя­ния и пространственного рас­положения предмета. Прибли­жаясь к предмету, на который он смотрит, ребенок практичес­ки осваивает его направление и удаленность относительно исходного места.

Совершенствуются дви­гательные навыки, в частности развивается грубая и тон­кая моторика. А совершенствова­ние движений стимулирует появление инициативных дви­жений: ребенок начинает играть, строить, рисовать, а от­сюда и развитие творческих действий.

Динамика развития «грубой» и «тонкой» моторики

Возраст «Грубая» моторика «Тонкая» моторика
12-13 мес. Ходит самостоятельно. Заползает вверх по лест­нице. Неуклюже бросает предмет. Берет и бросает большие игрушки Чертит по бумаге цвет­ными мелками. Вставля­ет предмет в отверстие. Держит ложку, поднося ее ко рту. Сам надевает шапку и обувь.
15-18 мес. Ходит боком и задом на­перед. Взбирается и спус­кается по лестнице с по­мощью взрослых. Бро­сает мяч на 1-1,5 метра. Переворачивает страни­цы книги(по 2 3 страни­цы сразу).
18-21 мес. Сам поднимается и спус­кается по лестнице, дер­жась за перила, наступая на ступеньки одной и той же ногой, затем пристав­ляет другую. Выводит каракули, рос­черки.
21-24 мес. Пинает ногой большой мяч. Легко наклоняется, чтобы поднять предмет. Открывает дверь, пово­рачивая ручку. Нанизы­вает три и более бусинок. Переворачивает страни­цы книги по одной за раз.
24-30 мес. Недолго стоит и балан­сирует на одной ноге без посторонней помощи. Стоит на цыпочках. Че­редует ноги, поднимаясь и спускаясь по лестнице. Ездит на трехколесном велосипеде, крутя пе­дали. Держит пальцами мелок или карандаш: большой палец с одной стороны, остальные — с другой.

Социальная ситуация развития, характерная для раннего детства, может быть обозначена формулой: «ребенок — предмет — взрослый». Ребенку все хочется потрогать, повертеть в руках, он постоянно обращается к взрослому с просьбой, с требованием внимания, с предложением поиграть вместе. Разворачивается совершенно новая форма общения — ситуативно-деловое общение, которое представляет собой практическое, деловое сотрудничество по поводу действий с предметами и составляет основу взаимодействия ребенка со взрослым вплоть до 3 лет.

Теперь необходимо соучастие взрослого, одновременная практическая деятельность вместе с ним, выполнение одного и того же дела. В ходе такого сотрудничества ребенок одновременно получает и внимание взрослого, и его участие в действиях ребенка, и главное – новые, адекватные способы действия с предметами. Взрослый теперь не только дает ребенку в руки предметы, но вместе с предметом передает способ действия с ним. В таком деловом сотрудничестве общение перестает быть ведущей деятельностью, оно становится средством овладения общественными способами употребления предметов. Ребенком движет деловой мотив, стремление действовать с предметами, а взрослый выступает как условие этого действия, как образец для подражания. Общение со взрослым протекает как бы на фоне практического взаимодействия с предметами.

Характеристики полноценного общения ребенка раннего возраста со взрослыми:

— инициативность по отношению к старшему, стремление привлечь его внимание к своим действиям;
— предпочтение предметного сотрудничества со взрослым, настойчивое требование от взрослого соучастия в своих делах;
— доверчивость, открытость и эмоциональность отношения к взрослому, проявление к нему своей любви и охотный отклик на ласку;
— чувствительность к отношению взрослого, к его оценке и перестраивание своего поведения в зависимости от поведения взрослого, тонкое различение похвалы и порицания;
— активное использование речи во взаимодействии.

Качественные преобразования, которые претерпевает ребенок за первые 3 года, столь значительны, что некоторые психологи, размышляя о том, где же середина пути развития человека от момента рождения до зрелого возраста, относят ее к трем годам. Действительно, трехлетний ребенок владеет употреблением многих предметов обихода. Он способен к самообслуживанию, умеет вступать во взаимоотношения с окружающими людьми. Он общается со взрослыми и другими детьми при помощи речи, выполняет элементарные правила поведения.

На 3-м году малыш открывает для себя: «Я могу», что порождает и новые потребности и но­вую форму самосознания, что выражается в его желани­ях — «Я хочу!»

Ирина Базан

Литература:
В.С. Мухина «Детская психология»
Л.Ц. Кагермазова «Возрастная психология»
И.Ю. Кулагина «Возрастная психология. Полный жизненный цикл развития человека»
В.А. Аверин «Психология детей и подростков»

Раннее детство – особый период становления органов и систем и, прежде всего, функций мозга. Доказано, что функции коры головного мозга не только фиксированы наследственно, они развиваются в результате взаимодействия организма с окружающей средой. Особенно интенсивно это происходит в первые три года жизни. В данный период наблюдается максимальный темп формирования предпосылок, обусловливающих все дальнейшее развитие организма, поэтому важно своевременно закладывать основы для полноценного развития и здоровья ребенка.

Для охраны и укрепления здоровья детей особое значение имеет профилактическая оздоровительная работа: соблюдение режима, рациональное питание, закаливание, гимнастика, медицинский и педагогический контроль за развитием и здоровьем.

Впервые весь комплекс особенностей раннего детства был сформирован одним из основателей ясельного дела в нашей стране профессором Н.М. Аксариной.

В чем они заключатся?

1. Для раннего возраста характерен быстрый темп развития организма. Ни в каком другом периоде детства не наблюдается такого быстрого увеличения массы и длины тела, развития всех функций мозга. Ребенок рождается беспомощным существом. Однако уже к 2 месяцам у него образуются условные рефлексы (привычки), на протяжении первого года жизни формируются реакции торможения. В это время активно развиваются сенсорика, движения, малыш овладевает речью.

Быстрый темп развития ребенка раннего возраста, в свою очередь, имеет ряд особенностей. Прежде всего – скачкообразность развития. При этом выделяются периоды медленного накопления, когда отмечается замедление в становлении некоторых функций организма, и чередующиеся с ними так называемые критические периоды (скачки), когда на протяжении короткого времени меняется облик ребенка. Это можно проследить на примере развития функции понимания речи ребенком второго года жизни. Так, в возрасте от 1 года до 1 года 3 месяцев наблюдается медленное накопление запаса понимаемых слов. В этот период малыш овладевает самостоятельной ходьбой, что расширяет для него возможность непосредственного общения с окружающим миром. С одной стороны, ходьба как бы на время задерживает проявление реакций, связанных с пониманием речи. С другой – именно ходьба способствует непосредственному общению детей с окружающими предметами (которые взрослый обозначает словом), помогает им установить прочную связь между предметом и словом, ведет к скачку в развитии понимания речи.

Критические периоды в развитии ребенка – 1 год, 2 года, 3 года, 6–7 лет, 12–13 лет. Именно в это время происходят резкие изменения, дающие новое качество в развитии детей: 1 год – овладение ходьбой; 2 года – формирование наглядно-действенного мышления, переломный период в развитии речи; 3 года – период, когда особенно ясно выступает связь между поведением и развитием ребенка со второй сигнальной системой, малыш осознает себя как личность; 6–7 лет – период школьной зрелости; 12–13 лет – пубертатный период, период полового созревания (Л.С. Выготский).

Скачкообразность отражает нормальный, закономерный процесс развития организма ребенка, и, наоборот, отсутствие скачков является следствием дефектов в развитии и воспитании детей. Поэтому так важно в период накопления ребенком опыта создавать оптимальные условия для своевременного созревания нового качества в развитии той или иной функции. Однако и критические периоды трудны для ребенка. Они могут сопровождаться снижением работоспособности малыша и другими функциональными расстройствами. В это время малыш особенно нуждается в хорошем уходе, в щадящем его нервную систему режиме.

Быстрый темп развития ребенка обусловлен быстрым установлением связей с окружающим миром и в то же время медленным закреплением реакций. Для детей раннего возраста характерна неустойчивость и незавершенность формирующихся умений и навыков. (Учитывая это, предусматриваются повторность в обучении, обеспечение связи между воздействиями окружающих ребенка взрослых и его самостоятельной деятельностью.)

Неравномерность в развитии ребенка раннего возраста определяется созреванием различных функций в определенные сроки. Наблюдая эту закономерность, Н.М. Щелованов и Н.М. Аксарина выявили периоды особой чувствительности малыша к определенным видам воздействия и наметили ведущие линии в его развитии. Они подчеркивали, что при воспитании детей особое внимание должно быть уделено формированию тех реакций, которые созревают впервые и которые не могут развиваться самостоятельно, без целенаправленных воздействий взрослого. Например, «комплекс оживления», появляющийся у малыша в 3 месяца, умение пользоваться несложными предложениями при общении со взрослым в 2 года, появление ролевых игр в 3 года.

В первые три года жизни ребенка отмечаются большая ранимость, лабильность его состояния, обусловленные быстрым темпом развития организма. Дети этого возраста легко заболевают, часто (даже от малозначительных причин) меняется их эмоциональное состояние, ребенок легко утомляется. Частая заболеваемость, а также повышенная возбудимость нервной системы особенно характерны для стрессовых состояний (в период адаптации при поступлении детей в ясли и др.).

Однако быстрый темп развития возможен только при большой пластичности организма, больших его компенсаторных возможностях. Особенно это касается функций мозга. В коре головного мозга ребенка много так называемого незанятого поля, поэтому путем специально направленных воздействий можно достигнуть очень высокого уровня развития малыша и более раннего формирования той или иной функции.

В основу обучения детей раннего возраста должно быть положено в первую очередь развитие таких способностей, как подражание, воспроизведение, умение смотреть и слушать, сравнивать, различать, сопоставлять, обобщать и др., которые будут необходимы в дальнейшем для приобретения определенных умений, знаний, жизненного опыта.

2. Существенной особенностью раннего детства являются взаимосвязь и взаимозависимость состояния здоровья, физического и нервно-психического развития детей. Крепкий, физически полноценный ребенок не только меньше подвергается заболеваниям, но и лучше развивается психически. Но даже незначительные нарушения в состоянии здоровья малыша влияют на его эмоциональную сферу. Течение болезни и выздоровление в большой степени связано с настроением ребенка, и если удается поддержать положительные эмоции, самочувствие его улучшается и выздоровление наступает быстро. Н.М. Щелованов установил, что развитие гипотрофии часто связано с дефицитом эмоций, неудовлетворением двигательной активности малыша. Выявлено, что нервно-психическое развитие, в частности функция речи, во многом зависит от факторов биологических: течения беременности, осложнений при родах матери, состояния здоровья малыша и др.

3. Для каждого здорового ребенка в первые три года жизни характерна высокая степень ориентировочных реакций на все окружающее. Эта возрастная особенность стимулирует так называемые сенсомоторные потребности. Доказано, что если дети ограничены в получении информации и переработке ее в соответствии с возрастными возможностями, темп их развития более замедленный. Поэтому важно, чтобы жизнь малышей была разнообразной, богатой впечатлениями.

Сенсорные потребности вызывают и высокую двигательную активность, а движение – естественное состояние малыша, способствующее его интеллектуальному развитию.

4. Особое значение в раннем детстве приобретают эмоции, так необходимые при проведении режимных процессов – при кормлении, бодрствовании ребенка, формировании его поведения и навыков, обеспечении всестороннего его развития. Раннее формирование положительных эмоций на основе установления социальных связей со взрослыми, а в дальнейшем со сверстниками – залог становления личности ребенка. Эмоциональная сфера оказывает большое влияние и на формирование познавательных способностей детей.

Интерес к окружающему в раннем детстве является непроизвольным и в значительной степени обусловлен социально. Заставить малыша смотреть или слушать невозможно, однако заинтересовать его можно многим, поэтому в обучении детей раннего возраста особую роль играют положительные эмоции. Часто, еще не понимая смысла обращенной к нему речи взрослого, дети реагируют на ее интонацию, эмоциональный настрой, легко их улавливают и заражаются таким же настроением. В этом и простота, и сложность воспитания детей раннего возраста.

5. В развитии детей раннего возраста ведущая роль принадлежит взрослому. Он обеспечивает все условия, необходимые для развития и оптимального состояния здоровья малыша. Общаясь с ним, несет тепло, ласку и информацию, которая необходима для развития ума и души ребенка. Доброжелательный тон, спокойное, ровное к нему отношение – залог уравновешенного состояния малыша.

Одним из условий, обеспечивающих нормальное развитие, хорошее самочувствие детей раннего возраста, является единство педагогических воздействий со стороны всех, кто участвует в их воспитании, особенно в семье, где нередко с ребенком занимаются несколько человек: мать, отец, бабушка и другие взрослые – и действия их в отношениях с малышом не всегда согласуются и не всегда постоянны. В этих случаях малыш не понимает, как он должен поступать, как действовать. Одни дети, легко возбудимые, перестают подчиняться требованиям взрослых, другие, более сильные, пытаются приспособиться, каждый раз меняя свое поведение, что является для них непосильной задачей. Так сами взрослые часто бывают причиной неуравновешенного поведения детей. Поэтому очень важно, чтобы не только в семье, но и в дошкольном учреждении требования были одинаково посильными для малышей, согласованными между родителями и воспитателями.

Принимая ребенка впервые в группу, воспитатель должен все о нем знать, получив сведения у врача, в беседе с родителями, в общении с ребенком еще до его прихода в дошкольное учреждение. В первые дни пребывания малыша в группе не следует резко нарушать то, к чему он привык дома, даже если эти привычки и не совсем правильны. Например, ребенок привык дома спать с пустышкой, и на первых порах отучать его не следует. Но воспитатель должен терпеливо объяснять родителям, что по возможности они должны постепенно готовить малыша к отвыканию: рассказывать, какие навыки, умения нужно формировать у детей дома, какими методами при этом пользоваться.

Дети раннего возраста внушаемы, им легко передается настроение окружающих. Повышенный, раздражительный тон, резкие переходы от ласки к холодности, крику отрицательно влияют на поведение малыша.

Очень важно в воспитании ребенка правильно пользоваться запретами. Нельзя разрешать малышу делать все, что он хочет. Как частые запреты, так и позволение делать все, что заблагорассудится, ребенку вредны. В одном случае у ребенка не формируются умения и навыки, необходимые для жизни, в другом малыш бывает вынужден себя специально сдерживать, что для него составляет большой труд. Как же поступать в общении с детьми раннего возраста? Прежде всего запреты, если в них есть необходимость, должны быть обоснованными, требования к их выполнению должны предъявляться спокойным голосом. Нельзя разрешать то, что раньше запрещалось, например всегда надо требовать, чтобы ребенок не садился есть с немытыми руками, не подходил к открытому окну, горящей плите, не брал вещи со стола воспитателя и т. п. Однако запретов должно быть гораздо меньше того, что ему позволено делать.

Предъявляемые требования должны быть посильными для выполнения детьми раннего возраста. Так, ребенку трудно длительное время не двигаться – сидеть или стоять, сохраняя одну и ту же позу, ждать, пока, например, дойдет до него очередь одеваться на прогулку.

С раннего возраста у детей формируют самостоятельность. Выполнение действий без помощи взрослого очень рано начинает доставлять малышу удовольствие. Едва научившись говорить, он обращается к взрослому со словами «Я сам». Эту потребность малыша в проявлении активности, самоутверждении следует, насколько возможно, всячески поддерживать. В игре часто дети сами пытаются преодолеть какие-то трудности, и не надо стремиться тотчас же им помогать. Пусть ребенок пытается самостоятельно выполнить действие. Это одно из условий формирования умений и хорошего настроения малыша.

Часто причиной неуравновешенного поведения ребенка является нарушение его деятельности. В раннем возрасте малыш не может быстро, произвольно переключаться с одного вида деятельности на другой, и поэтому резкий срыв, требование немедленно прекратить, например, игру и заняться чем-то другим ему непосильно, вызывает резкий протест. И наоборот, если взрослый делает это постепенно – вначале предлагает закончить игру, положить игрушки на место, затем дает установку на новый вид деятельности: «Сейчас пойдем умываться, мыло душистое. А на обед вкусные оладушки. Ты мне поможешь поставить тарелки на стол?» – ребенок охотно подчиняется.

В воспитании следует учитывать индивидуальные особенности ребенка. У детей с разным типом нервной деятельности предел работоспособности неодинаков: одни утомляются быстрее, им чаще требуется смена во время игры спокойных и подвижных игр, более раннее укладывание спать, чем другим. Есть дети, которые сами вступают в контакт с окружающими, требуют, чтобы их вызывали на такие контакты, чаще поддерживали их положительное эмоциональное состояние. Засыпают дети также не одинаково: одни медленно, беспокойно, просят, чтобы с ними рядом побыл воспитатель; к другим сон приходит быстро, и они не нуждаются в особых воздействиях. Во время игры одни малыши легко выполняют задания взрослого (поэтому важно, чтобы задание было достаточно трудным, решалось ребенком самостоятельно). Другие ждут помощи, поддержки, поощрения. Знание индивидуальных особенностей ребенка не только помогает воспитателю найти нужный подход, но и способствует формированию определенных черт личности подрастающего человека.

Часто причиной неуравновешенного поведения детей бывает неправильная организация деятельности: когда не удовлетворяется двигательная активность, ребенок не получает достаточно впечатлений, испытывает дефицит в общении со взрослыми. Срывы в поведении могут происходить и в результате того, что своевременно не удовлетворены органические потребности, – неудобства в одежде, опрелости, ребенок голоден, не выспался. Поэтому режим дня, тщательный гигиенический уход, методически правильное проведение всех режимных процессов – сна, кормления, отправления гигиенических потребностей, своевременная организация самостоятельной деятельности ребенка, занятий, осуществление правильных воспитательных подходов являются залогом формирования правильного поведения ребенка, создания у него уравновешенного настроения.

Особенностям периода раннего детства соответствуют задачи и средства воспитания ребенка, они включают физическое, умственное, нравственное и эстетическое воспитание.

Задачи физического воспитания: охрана здоровья детей, их движений, полноценное физическое развитие; привитие культурно-гигиенических навыков.

Основные средства физического воспитания: обеспечение санитарно-гигиенического ухода, проведение закаливающих мероприятий – широкое пользование воздухом, солнцем, водой; рациональное вскармливание и питание; организация массажа и гимнастики; организация режима дня; методически правильное проведение всех режимных процессов (кормление, сон, бодрствование); обеспечение двигательной активности ребенка (простор для движений, наличие в детских учреждениях специальных пособий).

Задачи умственного воспитания: формирование действия с предметами; сенсорное развитие; развитие речи; развитие игровой и других видов деятельности; формирование основных психических процессов (внимание, память), развитие наглядно-действенного мышления, эмоциональное развитие, формирование первичных представлений и понятий об окружающем мире, развитие умственных способностей (умения сравнивать, различать, обобщать, устанавливать причинную зависимость между отдельными явлениями); формирование познавательных потребностей (потребность в получении информации, активность на занятиях, самостоятельность в познании окружающего мира).

Основные средства умственного воспитания: эмоционально-деловое общение взрослого с ребенком во время собственной деятельности малыша; специальное обучение, которое осуществляет воспитатель на занятиях; самостоятельная практика самого ребенка в быту, играх, общении.

Основные виды деятельности в раннем возрасте – общение со взрослым, а также развитие действий с предметами. Для своевременного их развития необходимо создавать оптимальные условия.

Задачи нравственного воспитания: формирование положительных взаимоотношений со взрослыми (умения спокойно выполнять их требования, проявлять привязанность и любовь к родителям, членам семьи, воспитателям, желание оказывать другому помощь, проявлять ласковое отношение, сочувствие); воспитание положительных черт личности (доброта, отзывчивость, дружелюбие, инициатива, находчивость, умения преодолевать трудности, доводить начатое дело до конца); воспитание дружеских взаимоотношений между детьми (умения играть рядом, не мешая другим детям, делиться игрушками, проявлять сочувствие, оказывать помощь при затруднениях и др.); воспитание положительных привычек (умения здороваться, благодарить, убирать на место игрушки и др.); обучение начальным формам трудовой деятельности (все формы самообслуживания, посильная помощь младшим и взрослым, например вместе со взрослыми полить цветы, принести к обеду салфетки, почистить дорожки на участке и др.).

Средства нравственного воспитания: образцы поведения взрослых, одобрение хороших поступков, обучение детей положительным поступкам; организация специальных соответствующих ситуаций, чтение книг.

Для полноценного и гармоничного развития детей важно с раннего возраста воспитывать у них любовь к красивому в окружающей обстановке, природе, быту, т. е. формировать эстетические чувства.

Задачи эстетического воспитания: воспитание умения замечать красивое в природе, окружающей действительности, поступках людей, одежде, развитие творческих способностей (музыкальный слух, изобразительная деятельность).

Средства эстетического воспитания: ознакомление с природой, музыкой, обучение пению, рисованию, лепке, чтение народных потешек, стихотворений, сказок.

Все перечисленные задачи решаются совместными усилиями дошкольного учреждения и семьи. Правильная организация жизни детей в условиях коллектива позволяет матери успешно трудиться, а ребенку – гармонично развиваться под руководством специалистов (педиатры, воспитатели, музыкальные работники).

Рассмотрим подробнее особенности развития ребенка на каждом этапе раннего детства.

  • Адаптивные организационные структуры: достоинства, недостатки, особенности применения на практике
  • Административная ответственность: основания и особенности. Порядок назначения административных наказаний.
  • Акцизы: налогоплательщики и объекты налогообложения. Особенности определения налоговой базы при перемещении подакцизных товаров через таможенную границу РФ.
  • Анатомической особенностью среднего уха у детей раннего возраста является какая слуховая труба
  • Андрогинность и особенности мужского и женского личного влияния
  • Античная философия: идеалистические школы и направления досократического периода (пифагорейцы, элейская школа).
  • Назвать источники развития педагогики как науки. Дать понятие народной педагогики. Охарактеризовать белорусскую народную педагогику, назвать ее основные задачи и средства воспитания.

    Современная педагогическая наука возникла не на пусто месте. Она имеет ряд источников:

    1. Прогрессивные идеи прошлого , которые актуальны и сегодня. Например, дидактические принципы, разработанные Коменским, составляют основу современной дидактики.

    2. Педагогическая практика, опыт воспитания и обучения детей и молодежи , который сложился ранее. Например, система сенсорного воспитания Марии Монтессори.

    3. Смежные науки, которые предоставляют свои данные для развития педагогической мысли. Прежде всего, это психология, анатомия, физиология, социология.

    4. Религия, под влиянием которой складывался опыт воспитания прошлых веков. В религиозных учениях сконцентрированы представления человечества о морали и нравственности, раскрыты идеалы отношений между людьми.

    5. Экспериментальные исследования, позволяющие практическим путем проверять научные гипотезы и получать новые, научно доказанные факты и сведения, необходимые для совершенствования педагогического процесса.

    6. Инструктивно-директивные документы и законодательные акты в области образования, которые отражают цели, задачи, основные направления и содержание педагогического процесса, определяют требования к нему. Сегодня это, прежде всего, Закон РБ «Об Образовании» и Кодекс РБ об образовании, а также образовательные стандарты и образовательные и учебные программы и планы.

    7. Важнейшим источником педагогических представлений о воспитании и развитии подрастающего поколения является народная педагогика , которая представляет собойпедагогический опыт, сложившийся за историю существования того или иного народы, закрепленный и отраженный в его традициях, обычаях, героическом эпосе, фольклоре, пословицах, поговорках, народных играх и т.д.

    Народная педагогика – исторически сложившаяся совокупность педагогических сведений и воспитательного опыта, сохранившихся в устном народном творчестве, героическом эпосе, своде правил поведения и воспитания, обычаях, обрядах, традициях, детских играх и игрушках.

    Традиции белорусской народной педагогики складывались в течение многих веков под влиянием исторических, экономических, географических, политических, религиозных факторов. Огромное влияние на формирование ее идеалов и традиций оказало ее географическое положение и политический статус. Богатые лесами, озерами и другими богатствами земли этнических белорусов способствовала развитию охоты, земледелия, ремесел. Труд - центральное понятие белорусской народной педагогики. Трудовое воспитание - ее основа. Трудолюбие – одна из черт, присущих белорусскому народу.

    В составе Киевской Руси белорусские земли принимают христианство, библейские заповеди лежат в основе нравственного воспитания, они учат терпению, гостеприимству, неосуждению, милосердию все эти качества в полной мере присущи белорусскому народу. Понятие добра – также является важнейшей категорией белорусской народной педагогики.

    Кроме того, Беларусь всегда была страной просвещенной, тянувшейся к знаниям и достижениям мировой культуры. Полоцкое княжество в свое время было одним из крупнейших и известнейших центров культуры и ремесел, соперничавших с такими великими княжествами, как Киевское, Новгородское, Московское. Всемирно известны имена белорусских просветителей – Сымона Будного, Симеона Полоцкого, Ефросиньи Полоцкой, Франциска Скорины и др. Беларусь подарила миру множество ученых, поэтов, художников.

    Бесчисленные беды и лишения, обрушившиеся на Беларусь за долгую историю ее существования не смогли искоренить сложившихся традиций и идеалов. С оружием в руках защитники белорусской земли встречали врагов, отдавая жизнь за свою родину. Память о героях войны 1812г., Великой Отечественной хранят новые поколения. Патриотизм всегда был присущ белорусскому народу.

    Главным творцом и хранителем традиций всегда являлась семья. Именно в семье определялись правила и нормы, которых придерживались все члены общества. Задачами белорусской народной педагогики всегда были: воспитание труженика, семьянина и патриота своей Родины. Основными средствами воспитания в белорусской народной педагогике являются труд, игра, традиции, обычаи, обряды, праздники, песни, танцы, устное народное творчество, родной язык.

    Охарактеризовать особенности периода раннего детства и раскрыть его значение.

    Ранний возраст охватывает период от года до трех лет. Это период формирования всех свойственных человеку психофизических процессов. Своевременно начатое и правильно осуществляемое воспитание детей раннего возраста является важным условием их полноценного развития. Следует учитывать особенности, свойственные детям раннего возраста:

    1. Для физического и нервно-психического развития д етей первых лет жизни характерен быстрый темп и скачкообразность, неравномерность развития: - интенсивно увеличивается рост и вес ребенка; - усиленно развиваются все функции организма; - к году ребенок овладевает ходьбой, на 2-ом и 3-ем г. совершенствуются основные движения; - ребенок делает большие успехи в овладении речью (к году – 10 – 12 слов, к 2 г. – 200 – 300 слов, к 3 г. – до 1500слов в активном словаре).

    2. Еще одной особенностью раннего возраста является повышенная психическая и физическая ранимость организма, низкая сопротивляемость заболеваниям. Каждое перенесенное заболевание отрицательно сказывается на общем развитии детей.

    3. В первые годы жизни особенно велика взаимосвязь между физическим и психическим развитием : крепкий, здоровый ребенок меньше подвержен заболеваниям, более вынослив, бодр и весел, что положительно сказывается на психическом развитии. Незначительные нарушения в состоянии здоровья приводят к ухудшению в самочувствии, что, в свою очередь, вызывает раздражительность, вялость, быстрое утомление, капризы. Все это в результате приводит к замедлению, ухудшению психического развития.

    4. В раннем детстве проявляется высокая эмоциональность детей. Эмоции играют огромную роль в развитии ребенка. Дети искренне и глубоко переживают как положительные, так и отрицательные эмоции. Следует оберегать ранимую психику малышей от нежелательных воздействий окружающей среды (в т.ч. и слишком сильных положительных впечатлений). Необходимо обеспечить организацию жизнедеятельности детей таким образом, чтобы поддерживать хорошее, уравновешенное настроение детей.

    5. В раннем возрасте дети отличаются высокой подражательностью инеустойчивостью эмоционального состояния. Плачущий малыш быстро забывает о своем огорчении, если его отвлечь яркой игрушкой или интересной деятельностью. Когда кто-то из детей в группе начинает плакать, и если его вовремя не успокоить, то остальные дети тоже могут начать плакать.

    6. Процессы возбуждения преобладают над процессами торможения . Это проявляется в неумении детей ждать, импульсивности и непосредственности. Дети не могут быстро переключиться с одного вида деятельности на другой. Поэтому к каждому новому виду деятельности или к новому режимному процессу детей нужно подготавливать постепенно, несколько раз терпеливо и спокойно повторять указания, просьбы т т.п.

    7. Ранний возраст характеризуется незавершенностью формирующихся умений и навыков . Формирующиеся умения и навыки (например, держать ложку, пользоваться носовым платком и др.) требуют упражнения, иначе они быстро распадаются.

    8. Одной из важнейших особенностей раннего возраста является высокая пластичность функция мозга и психики, т.е. всей нервной системы в целом. Эта особенность обуславливает высокую обучаемость детей при условии, что процесс обучения организуется в игровой, занимательной форме. С другой стороны, условные рефлексы, лежащие в основе поведения ребенка, начинают образовываться с первых дней, они достаточно быстро формируются и становятся привычками, которые могут быть как хорошими, так и вредными (сосать палец, засыпать только при покачивании, бодрствовать на руках у взрослого и т.п.). Сравнительно легко закрепляясь, привычки с трудом поддаются изменению. Перевоспитание – дело сложное и вредное для нервной системы ребенка. Это следует учитывать.

    9. Еще одной особенность раннего возраста является индивидуальный темп развития личности ребенка. Дети раннего возраста требуют особого внимания и индивидуального подхода в процессе обучения и воспитания.

    10. У детей раннего возраста еще очень небольшой жизненный опыт, очень ограниченный круг представлений об окружающем мире, не сформированы навыки самообслуживания. Без целенаправленного и планомерного воздействия со стороны взрослого невозможно полноценное развитие личности ребенка раннего возраста. Ведущая роль взрослого в развитии ребенка раннего возраста является важной особенностью в развитии детей раннего возраста.

    Значение раннего детства в жизни человека трудно переоценить. Это время, когда закладываются основы физического, психического, личностного развития человека. Потери, допущенные в этот период, невосполнимы в полной мере в последующей жизни.сей нервной системы в целом. яется высокая пластичность функция мозга и психики, т.е. збуждения преобладают над процессами торм


    1 | | |

    В этом возрасте происходит разделение линий психического развития мальчиков и девочек. Им присущи разные типы ведущей деятельности. У мальчиков на основе предметной деятельности формируется предметно-орудийная. У девочек на основе речевой деятельности – коммуникативная.

    Предметно-орудийная деятельность включает манипуляцию с человеческими предметами, зачатки конструирования, в результате чего у мужчин лучше развито отвлеченное, абстрактное мышление. Коммуникативная деятельность предполагает освоение логики человеческих отношений. Большинство женщин обладает более развитым, чем у мужчин, социальным мышлением, сфера проявления которого – общение людей. У женщин тоньше интуиция, такт, они более склонны к эмпатии.

    Половые различия в поведении детей обусловлены не столько биологическими и физиологическими причинами, сколько характером их социального общения. Ориентация мальчиков и девочек на разные типы деятельности задана социально, вследствие культурных образцов. На самом деле между малышами мужского и женского пола больше сходства, чем различий. Различия появляются позже. В основном же мальчики и девочки развиваются параллельно и проходят одинаковые этапы.

    Так, к трем годам у детей того и другого пола складываются следующие новообразования возраста: начатки самосознания, развитие Я-концепции, самооценка. Ребенок проделывает 90% работы по усвоению языка. За три года человек проходит половину пути своего психического развития. Первые представления о себе возникают у ребенка к году.

    Это представления о частях своего тела, но обобщить их малыш пока не может. При специальном обучении взрослыми к полутора годам ребенок может узнавать себя в зеркале, осваивает идентичность отражения и своей внешности.

    К 3 годам – новый этап самоидентификации: с помощью зеркала ребенок получает возможность формировать свое представление о себе настоящем.

    Половая идентификация

    К 3 годам ребенок уже знает, мальчик он или девочка. Подобные знания дети черпают из наблюдений за поведением родителей, старших братьев и сестер. Это позволяет ребенку понять, каких форм поведения в соответствии с его половой принадлежностью ждут от него окружающие.



    Уяснение ребенком принадлежности к конкретному полу происходит в первые 2-3 года жизни, и наличие отца при этом крайне важно. Для мальчиков потеря отца после 4 лет мало сказывается на усвоении социальных ролей. Последствия отсутствия отца у девочек начинают сказываться в подростковом возрасте, когда у многих из них возникают трудности в приспособлении к женской роли при общении с представителями другого пола.

    Возникновение самосознания

    К трем годам ребенок проявляет начатки самосознания, у него развивается притязание на признание со стороны взрослых. Положительно оценивая те или иные действия, взрослые придают им привлекательность в глазах детей, пробуждают в детях желание заслужить похвалу, признание.

    Усвоение языка

    Словарный запас детей 1,5 лет обычно содержит около 10 слов, в 1,8 – 50 слов, в 2 года – примерно 200. К трем годам словарный запас составляет уже 900 – 1000 слов. Установлена прямая зависимость между качеством языковой стимуляции в домашнем окружении и развитием речи ребенка в 3 года.

    Критическим периодом в развитии детской речи является, по мнению исследователей, возраст от 10 месяцев до 1,5 лет. Именно в это время нужны спокойные и развивающие игры и нежелательны стрессы.

    При усвоении языка дети всех народов проходят стадии односоставных, двусоставных и полных предложений. Во всех существующих на земле языках есть правила грамматики, синтаксиса, семантики. Поначалу дети предельно обобщают правила.

    Умственное развитие

    Главным стимулом совершенствования умственной деятельности у "ходячих" детей является их чувственно-двигательная активность. Дети 1-2 лет находятся в первом (сенсомоторном) периоде умственного развития, который Пиаже разделил на 6 стадий. 4 из них ребенок проходит до года.

    5 стадия – третичные круговые реакции (1 – 1,5 лет) – экспериментирование с предметами. Цель экспериментов – в них самих: малыши любят наблюдать, как ведут себя предметы в новых ситуациях. На смену рефлекторному поведению приходит истинно мыслительная деятельность: ребенок ищет новые способы взаимодействия с неизвестными ранее предметами.

    6 стадия (1,5 – 2 года). Появление символического мышления, то есть способности по запечатленным в мозгу психологическим образам (символам предметов) воспринимать их в тот или иной момент. Теперь ребенок может проделывать операции не с реальными, а с идеальными предметами. Ребенок становится способным решать простейшие задачи в уме, не прибегая к методу проб и ошибок. Физические действия способствуют успешной работе мышления.

    Для восприятия внешнего мира на данной стадии умственного развития характерен эгоцентризм. Ребенок 1,5 – 2 лет уже осознает свою обособленность, отдаленность от других людей и предметов, а также понимает, что некоторые события могут происходить и независимо от их желаний. Однако продолжает считать, что все видят мир так же, как и он. Формула восприятия младенца: "Я центр вселенной", "Весь мир вращается вокруг меня".


    Базовая потребность возраста

    Если в младенческом возрасте потребность в безопасности была насыщена, то актуализируется потребность в любви. Дети в возрасте от 1 до 3 лет все еще зависят от родителей, они постоянно хотят чувствовать физическую близость отца и матери. Ведущая роль в удовлетворении базовой потребности отдается родителю противоположного пола. Важное значение приобретает тактильный контакт. Ребенок осваивает язык ощущений.

    Трехлетний малыш интересуется всем, с ним связанным, например, тенью. Начинает использовать местоимение "я", усваивает свое имя, пол. Идентификация с собственным именем выражается в особом интересе к людям, которые носят такое же имя.

    Что еще почитать