Период рождества. Праздник Рождества в России. Сочельник: православные традиции

Рождество Христово - любимейший праздник, овеянный светом и радостью. В нем заключено столько тепла, доброты и любви, что хочется раздаривать эти чувства вместе с подарками друзьям и близким. Но иногда так получается, что они отмечают это событие совсем в другой день. Как такое возможно? Когда Рождество нужно праздновать, и с чем связаны разночтения? Попытаемся разобраться.

История праздника

Евангелие гласит: Иисус родился в Вифлееме, куда Его мать Мария с Иосифом Обручником отправились для того, чтобы принять участие в объявленной переписи населения. Из-за наплыва приезжих все гостиницы оказались заняты, поэтому им пришлось расположиться в пещере, которая служила хлевом для скота. Именно там и появился на свет Сын Божий. Весть о Его рождении ангел принес пастухам, которые поспешили к Нему на поклон. Еще одним знаменем явления Мессии стала восхитительная которая зажглась на небе и указала путь волхвам. Они принесли Младенцу дары - ладан, смирну и золото - и почтили Его как Царя Иудейского.

Первое празднование

Удивительно, но нигде нет точных свидетельств о том, когда Рождество наступило по календарю, то есть точная дата не указана. По этой причине первые христиане вообще не отмечали этот праздник. Появлению самой даты - с 6 на 7 января - способствовали копты, египетские христиане, у них вера в Бога, который рождается, умирает и воскресает, существовала издревле. Именно от них, из Александрии, центра знаний и наук, традиция праздновать данное событие в эти дни распространилась на весь христианский мир, и первоначально все последователи Иисуса отмечали одновременно Рождество Христово и Богоявление. Но в IV веке Римская империя перенесла торжества по случаю появления на свет Мессии на 25 декабря. Этому примеру последовали далеко не все, например, остается верной древней традиции отмечать два праздника одновременно.

Календарные перипетии

Дальнейшие события сложились так, что в XVI веке Григорий VIII, бывший в то время на папском престоле, ввел свое летоисчисление, которое получило название "новый стиль". До этого в ходу был введенный Юлием Цезарем, за ним закрепилось определение "старый стиль". Сейчас разница между ними насчитывает 13 дней.

Европа вслед за своим духовным пастырем перешла на новый календарь, а Россия сделала это только после победы революции в 1917 году. Но церковь такое новшество не одобрила и осталась при своем летоисчислении.

Было еще одно интересное событие: в 1923 году на Соборе православных церквей по инициативе константинопольского патриарха в юлианский календарь были внесены исправления: возник "новоюлианский" календарь, который пока полностью совпадает с григорианским. Представители России из-за политической обстановки на совещании не присутствовали, попытки тогдашнего патриарха Тихона привести решение большинства не увенчались успехом, поэтому здесь по-прежнему в силе юлианское летоисчисление.

Когда празднуют Рождество разные группы христиан?

Итогом распространения различных систем летоисчисления стала путаница с датами. В результате приверженцы Ватикана и протестанты отмечают когда 24 декабря сменяется 25-м. С ними вместе почитают эти даты 11 поместных православных церквей, но они сверяются со своим, новоюлианским, календарем.

С 6 на 7 января Рождество наступает для русской, грузинской, украинской, иерусалимской, сербской православных церквей, афонских монастырей, признающих только старый стиль, многих католиков восточного обряда и части российских протестантов.

Получается, что все празднуют появление на свет Сына Божьего 25 декабря, но каждый делает это по своему календарю.

Сочельник: православные традиции

6 января - это особый день, канун Рождества. Его принято называть сочельником. Вечером этого дня начинается Рождественская всенощная, длящаяся около трех часов. Обычно вся семья собирается в церкви. Именно после завершения службы наступает момент, когда начинается официально. Верующие поздравляют друг друга и спешат домой за праздничный стол.

Традиционно в сочельник было не принято есть до появления первой звезды или церковной службы. Но и после этого на стол выставлялись хоть и праздничные, но постные блюда. Среди прочего съестного ассортимента особое место занимало сочиво, или кутья, - каша из пшеницы или риса с медом, орехами и маком. Ее готовили только в эту Рождественскую ночь.

В сочельник украшали дом, наряжали елку и раскладывали под ней подарки, трогать которые можно было только после праздничного ужина. Затем семья собиралась у зеленой красавицы, и кто-нибудь из детей раздавал всем предназначенные им сувениры. Получивший подарок разворачивал и показывал его всем, благодарил.

Вечер было принято посвящать близким, семье, но можно было пригласить одиноких людей вместе встретить праздник и разделить трапезу.

Народные поверья

Вечер сочельника считался благоприятным временем для всевозможных прогнозов на будущее. Перед ужином было принято выходить на улицу и "смотреть звезды", которые благодаря различным приметам могли рассказать о предстоящем урожае, а значит, и о благосостоянии семьи. Так, метель предвещала, что пчелы будут роиться хорошо. А звездная ночь сулила хороший приплод скота и обилие лесных ягод. Иней на деревьях был предвестником удачного урожая зерновых.

Перед трапезой хозяин должен был обойти с горшочком кутьи вокруг дома трижды и затем выбросить несколько ложек каши за порог - угощение для духов. Чтобы задобрить "мороз", для него открывали двери и приглашали к столу.

До конца кутью не съедали, в ней оставляли ложки, что было символической данью беднякам.

Первый день праздника

7 января Рождество Христово начинали отмечать со всей широтой души. После утренней Литургии православные отправлялись друг к другу в гости. Праздничный скоромный стол ломился от разносолов, его не убирали, поскольку знакомые, которые явились поздравить хозяев, постоянно сменялись. Считалось хорошей традицией посетить всех родственников, особенно тех, кто стар и одинок.

Католические обычаи

По мнению западных христиан, никто в Рождественскую ночь не должен остаться без подарка. Главным дарителем выступал Святой Николай (Санта Клаус). Раздавал он подарки весьма примечательным способом: раскладывал их в носки и развешивал над камином, а затем сам исчезал в трубе.

Сохранился обычай колядования, когда дети и молодежь ходили от дома к дому с песнями. При этом участники действа обряжались в различные костюмы и маски. В благодарность за поздравления и добрые пожелания взрослые дарили им сладости.

Еще один атрибут праздника - "рождественский хлеб" - это специальные пресные облатки, освещенные во время Адвента. Их вкушали, когда Рождество отмечали за праздничным столом или во время поздравлений друг друга.

В качестве праздничного украшения могла выступать не только ель, но и другие породы деревьев. Кроме того, дом декорировали специальными венками из веточек и цветов, которые являлись символом Солнца.

Рождество Христово - замечательный праздник, согретый теплом близких и любовью Бога, который позволил совершиться этому чуду. Может, поэтому так хочется доставить приятное тем, кто находится рядом. Ведь не так важно, когда Рождество наступает для тех или иных людей, главное, что оно приходит и обновляет человеческую душу.

РОЖДЕСТВО
церковный праздник, посвященный воспоминанию о рождении Иисуса Христа, отмечается 25 декабря (в Православной церкви - 25 декабря по старому стилю). Английское слово Christmas восходит к древнеанглийскому Cristes maesse (Месса Христова) и впервые вошло в обиход в 11 в. В Германии праздник носит название Weihnachten (Святая ночь); аналогичное название употребляется в некоторых славянских языках. В романских языках обычно используются производные от латинского Dies natalis Domini (День рождества Господа), например, Il Natale в итальянском, La Navidad в испанском. Французское Nol, вероятно, также образовано от латинского natalis. Ни евангельские свидетельства, ни какая-либо надежная традиция не позволяют определить точную дату рождения Христа. На протяжении трех первых веков истории христианства церковь выступала против языческого обычая празднования дней рождения, хотя имеются указания на то, что чисто религиозное воспоминание рождества Христова было включено в чин праздника Богоявления. Климент Александрийский упоминает о существовании такой практики в Египте на рубеже 2 и 3 вв.; есть свидетельства о том, что этот праздник отмечался и в других землях. После победы Константина Великого Римская церковь установила 25 декабря в качестве даты празднования Рождества Христова (ок. 320 или 353). Уже с конца 4 в. весь христианский мир праздновал Рождество именно в этот день (за исключением восточных церквей, где этот праздник отмечался 6 января). Выбор даты, возможно, связан и с тем, что 25 декабря в Риме отмечался митраистский праздник бога-Солнца (natalis solis invicti) и в это время праздновались также сатурналии. Церковь таким образом использовала возможность отвлечь народ от соблюдения языческого праздника зимнего солнцестояния, превратив этот день в праздник поклонения Христу. Указания на это можно обнаружить и в сочинениях Киприана, и у Иоанна Златоуста. В Северной Европе германские племена также праздновали зимнее солнцестояние, с чем было связано много обычаев и традиций, которые позднее, после обращения этих племен в христианство, вошли в круг рождественских обычаев. В результате в эпоху Средневековья Рождество стало самым популярным праздником: оно праздновалось и в церкви, и дома, причем христианское благочестие тесно переплеталось в нем с языческими элементами. Отказ от мессы в эпоху Реформации во многих странах привел к изменению характера празднования Рождества. В Англии пуритане осудили этот праздник, и в 1642-1652 был издан ряд постановлений, запрещавших отмечать этот день церковными службами и празднествами. Эти настроения принесли с собой в Америку выходцы из пуританской среды, и лишь после притока в Америку новой волны иммигрантов из Ирландии и Германии начал распространяться обычай праздновать Рождество. Все возражения были забыты, и старые традиции возродились в среде не только католиков, но и протестантов.
Рождественские песнопения. Древнейший из дошедших до нас гимнов, посвященных Рождеству Христову, Иисус озарил всех (Jesus refulsit omnium), принадлежит Иларию Пиктавийскому (ум. 368). Вплоть до 13 в. рождественские гимны носили в основном торжественный и строго религиозный характер. Подлинные рождественские песнопения, более легкие, живые и неформальные, родились в Италии в францисканской среде. Самый любимый из этих гимнов, Придите, верные (Adeste fideles), иногда приписывался Бонавентуре (ум. 1274), хотя самая ранняя рукопись этого гимна датируется 1790 и подписана Дж.Ф.Вейдом, который был кантором в католической колонии в Дуэ (Франция). Происхождение гимна Да возрадует вас Бог, люди добрые (God Rest You Merry, Gentlemen) также неизвестно; некоторые исследователи связывают его с Корнуоллом и датируют 16 в. Гимн Внимайте пению ангелов-вестников (Hark! The Herald Angels Sing) был написан Ч.Уэсли в 1737. Лютеру принадлежит гимн С Небес гряду Я к вам (Vom Himmel hoch da komm" ich her). Исполненный воодушевления гимн Joy to the World (Радость миру) был написан И.Уотсом в 1719, а современная музыка к нему была сочинена Л.Мейсоном на темы из Мессии Генделя. Рождественская песенка Тихая ночь, святая ночь (Stille Nacht, heilige Nacht) была сочинена в 1818 Й.Мором, приходским священником из Оберндорфа в Тирольских Альпах.
Рождественские украшения. Обычай украшать и освещать рождественское дерево, возможно, восходит к средневековым германским мистериям, где т.н. Райское древо (Paradeisbaum), символизировало сад Эдема. После запрещения этих мистерий дерево начали ставить в домах, и постепенно сложился обычай украшать его сладостями, фруктами, а затем и свечами. Некоторые исследователи видят здесь пережиток языческого культа дерева, восходящего к Древнему Риму и Древнему Египту. К началу 19 в. этот германский обычай распространился в большинстве стран Северной Европы. В Англии он был введен в 1841 герцогом Альбертом, супругом королевы Виктории. Выходцы из Германии принесли его в США. Обычай устанавливать украшенные огнями рождественские ели в общественных местах возник именно в этой стране. Украшение домов на Рождество вечнозелеными растениями имеет дохристианское происхождение. Во время празднования сатурналий в Риме ветви лавра и других растений широко использовались в торжественных процессиях и для украшения домов. В странах Северной Европы вечнозеленые растения, не сбрасывающие листву на зиму, воспринимались как символ вечной жизни и были объектами религиозного поклонения. Омела считалась священной у друидов Британских островов, которые приписывали ей множество волшебных свойств. Для римлян она была символом мира: если враги встречались под ее сенью, это означало, что они сложили оружие и заключили перемирие (отсюда обычай целоваться под омелой). Другим популярным рождественским украшением был и остается остролист, которому также приписывались чудесные свойства. Согласно одной из легенд, Христу перед распятием возложили на голову венец из колючего остролиста; отсюда - обычай украшать дома рождественскими венками. В Средневековье рождественское полено у германских племен Северной Европы было элементом обрядов, связанных с праздником зимнего солнцестояния. Полено (а иногда и целый ствол дерева) выбиралось на Сретение и тщательно сберегалось, чтобы за лето оно успело как следует просохнуть. В рождественский сочельник полено сжигалось в очаге вместе с углями от прошлогоднего полена. Рождественские свечи своим происхождением обязаны еврейскому празднику Ханукка (посвященному повторному освящению Второго храма в Иерусалиме, 164 до н.э.). В Средние века существовал обычай устанавливать свечу в центр венка из лавровых ветвей и зажигать ее в рождественский сочельник, а затем и в каждый вечер рождественской недели. Этот обычай был особенно распространен в Ирландии, где в рождественский сочельник католики в период гонений ставили свечи на подоконники в своих домах, чтобы священник, оказавшийся поблизости, мог найти этот дом и отслужить в нем мессу. В Америку этот обычай принесли ирландские иммигранты в 19 в. Именно он положил начало современному обычаю украшения домов и общественных зданий иллюминацией. В католических странах символом праздника и элементом праздничного убранства служит не столько рождественское дерево, сколько рождественские ясли (франц. crche, итал. presepe, исп. nacimento, нем. Krippe). Обычно они представляют собой уменьшенную копию вертепа (пещеры), в котором родился Христос, с фигурками Марии, Иосифа, пастухов, волхвов и животных, окружающих ясли с младенцем Иисусом. По преданию, этот обычай установил св. Франциск Ассизский в Греччо (Италия): в рождественский сочельник 1223 он устроил ясли с настоящими людьми и животными в роли евангельских персонажей.
Подарки и открытки. Обычай обмениваться на Рождество подарками восходит к существовавшему в Древнем Риме обычаю, именовавшемуся "стрены". Во время праздника сатурналий римляне дарили в день Нового года друзьям подарки "на счастье" (strenae) - плоды, сладости или золото. Этот обычай сохранился - не потеряв даже своего имени (trennes) - во Франции. В Англии день св. Стефана, 26 декабря, носит название Boxing Day ("день подарков"). В Средние века в этот день священники обычно открывали ящики для пожертвований и раздавали их содержимое бедным людям прихода. Впоследствии отсюда развился обычай раздачи рождественских денежных подарков ("boxes") прислуге и государственным служащим. В Германии рождественские подарки называют "Христовыми узелками". В большинстве христианских стран дети верят, что на Рождество подарки им приносит Младенец Христос, хотя в некоторых странах считается, что детей одаривает св. Николай в канун своего праздника (6 декабря). Происхождение рождественских открыток остается неясным. Согласно одной из гипотез, английский художник У. Игли в 1842 нарисовал первую такую открытку и, размножив ее, разослал друзьям. Другие историки утверждают, что Игли нарисовал открытку в 1849, и отдают пальму первенства художнику Дж. Хорсли, которому сэр Генри Коул заказал для себя рождественскую открытку в 1846.
Рождественские яства. По традиции праздник Рождества во всем мире отмечается особым угощением. В средневековой Англии кульминацией праздничного пира был момент, когда повар и слуги вносили на блюде голову кабана, а все присутствующие распевали песнь "Кабанью голову несу". Другим излюбленным рождественским блюдом был жареный павлин. Традиционный рождественский напиток в Англии готовился из эля, печеных яблок, яиц, сахара, мускатного ореха, гвоздики и имбиря и подавался горячим. (В настоящее время его заменил пунш.) Выпекались особые пирожки продолговатой формы со сладкой начинкой, символизировавшие ясли. Традиционным английским рождественским блюдом был жареный гусь или каплун, однако с конца 16 в. их вытеснила индейка, завезенная из Мексики. Почти во всех христианских странах на Рождество пекутся особые пироги, булки, печенья и пряники.
Рождественские обычаи. Одни обычаи распространены повсеместно, другие носят местный характер. В некоторых славянских странах в рождественский сочельник дети укладываются спать на постелях из сена и соломы, подражая Младенцу Иисусу в яслях. В Голландии в канун дня св. Николая ребятишки набивают свои деревянные башмаки соломой для белой лошади святого в надежде, что взамен он наполнит их игрушками и сладостями. В Италии дети выставляют наружу свои башмаки для женской ипостаси Санта-Клауса, Бефены, чтобы она наполнила их подарками. В Чехии принято с наступлением Адвента ставить в воду веточку вишневого дерева, и если на Рождество она зацветет, это считается добрым предзнаменованием. В Центральной Америке дети играют в игру, центром которой служит глиняный сосуд, наполненный сладостями и подвешенный на веревке к потолку. Ребенку завязывают глаза, и он с трех попыток должен разбить сосуд палкой. Тот, кому это удается, становится героем дня, а сладости делятся между всеми. В южном полушарии то обстоятельство, что Рождество приходится на летний период, наложило свой отпечаток на характер его празднования. В Бразилии 24 декабря царит атмосфера летнего карнавала с цветами, пикниками, фейерверками, отдыхом и экскурсиями. Процессии священников, направляющихся в церкви, чтобы отслужить рождественскую мессу, придают особый колорит и торжественность празднику. В США потомки переселенцев из Моравии в штате Пенсильвания сохранили верность рождественским яслям. В рождественский сочельник и в каждый вечер рождественской недели они и сейчас приходят поклониться яслям, облачившись в национальные костюмы. Представители других национальных групп также сохраняют обычаи, существовавшие на родине их предков. Одни открывают подарки (которые кладутся под елку или другое рождественское дерево, засовываются в подвешенные чулки и т.д.) в рождественский сочельник, а другие - в самый день Рождества. Но почти повсюду в США в рождественский сочельник многочисленные хоры распевают на улицах рождественские песнопения, а в день Рождества люди отправляются в церковь, а затем отмечают праздник семейной встречей за традиционным рождественским обедом.
ЛИТЕРАТУРА
Рашковский Е.Б. С высоты Востока... Двунадесятый праздничный цикл в православном богослужении. М., 1993 Христианство. Энциклопедический словарь, тт. 1-3. М., 1993-1995

Энциклопедия Кольера. - Открытое общество . 2000 .

Синонимы :

Смотреть что такое "РОЖДЕСТВО" в других словарях:

    - «Рождество Христово», икона Андрея Рублева Запрос «Рождество» перенаправляется сюда. Cм. также другие значения. Рождество Христово (современное полное название в Русской православной церкви Еже по плоти Рождество Господа Бога и Спаса нашего… … Википедия

    РОЖДЕСТВО, а, ср. 1. (Р прописное). Один из христианских (у православных один из двенадцати основных) праздников в память рождения Иисуса Христа (25 декабря/7 января). Ночная служба под Р. Торжественное богослужение на Р. В ночь перед Рождеством… … Толковый словарь Ожегова

    Сущ., с., употр. нечасто Морфология: (нет) чего? Рождества, чему? Рождеству, (вижу) что? Рождество, чем? Рождеством, о чём? о Рождестве 1. В христианстве Рождеством называют праздник рождения Иисуса Христа. Поздравить с Рождеством. | Зажечь свечи … Толковый словарь Дмитриева

    Христово, божич Словарь русских синонимов. рождество сущ., кол во синонимов: 5 божич (2) ноель … Словарь синонимов

    А; ср. [с прописной буквы] В христианской религии: праздник рождения Иисуса Христа (отмечается 25 декабря (7 января); в православной церкви: один из двунадесятых праздников). Поздравить с Рождеством. Зажечь свечи на Р. ◊ Рождество Христово. =… … Энциклопедический словарь

    Ср. Один из главных христианских церковных праздников, установленный согласно церковному вероучению в честь рождения Иисуса Христа (отмечающийся православными 25 декабря по старому стилю или 7 января по новому, а остальными верующими 25 декабря); … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

Православной церкви.

Согласно Евангелию от Луки, Иисус Христос родился от Девы Марии в царствование императора Августа (Октавия) в городе Вифлееме. Август повелел сделать всенародную перепись во всей своей империи, к которой относилась тогда и Палестина. У евреев был обычай вести народные переписи по коленам, племенам и родам, всякое колено и род имели свои определенные города и праотеческие места, потому Дева Мария и праведный Иосиф, происходившие от рода Давидова, должны были идти в Вифлеем (город Давида), чтобы внести и свои имена в список подданных кесаря. В Вифлееме в связи с переписью все места в гостиницах были заняты, Мария и Иосиф смогли найти ночлег лишь в известняковой пещере, предназначенной для стойла скота. Когда же они там расположились, Марии наступило время родить. Среди сена и соломы в холодную зимнюю ночь родился младенец Иисус Христос. Безболезненно родившая Богомладенца Пресвятая Дева спеленала Его и положила в ясли — кормушку для скота. Но среди полночной тишины, когда все человечество было объято сном, весть о рождении Спасителя мира услышали пастухи, сторожившие стадо. Им явился Ангел и сказал: "Не бойтесь: благовествую вам радость великую, которая будет всем людям. Сегодня родился Спаситель мира — Христос Господь! И вот вам знак: вы найдете Младенца в пеленах, лежащего в яслях". И внезапно явилось с Ангелом многочисленное воинство небесное, славящее Бога. Когда Ангелы исчезли, пастухи сказали друг другу: пойдем в Вифлеем и посмотрим, что там случилось. И, поспешив, они нашли пещеру, где находились Мария, Иосиф и Младенец, лежащий в яслях. Пастухи рассказали святому семейству о том, что было возвещено им о Младенце.

В это время, согласно Евангелию от Матфея, с дарами к Богомладенцу шли волхвы (древние мудрецы) с востока. Они ждали, что вскоре на землю должен прийти великий Царь мира. Волхвы, по преданию их называли Гаспар, Мельхиор и Валтасар, направились в Иерусалим, чтобы расспросить, где нужно искать Спасителя мира. Прослышав об этом, царь Ирод, правивший в то время Иудеей, взволновался и призвал их к себе. Он выведал у волхвов время появления звезды — возможный возраст будущего царя, которого он опасался как соперника своему царствованию. Ирод лицемерно просил, чтобы волхвы известили о месте рождения младенца, "чтобы и мне пойти поклониться Ему".

Следуя за путеводной звездой, волхвы достигли Вифлеема, где поклонились новорожденному Спасителю и принесли дары Востока: золото, ладан и смирну. Эти дары имели глубокий смысл: золото принесли как царю в виде дани, ладан как Богу, а смирну как человеку, который должен умереть (смирной в те далекие времена помазывали умерших). Затем, получив от Бога откровение не возвращаться в Иерусалим, другим путем отошли в свою страну.

Разгневанный Ирод, обнаружив, что волхвы не послушались его, отправил в Вифлеем солдат с приказом предать смерти всех младенцев мужского пола до двух лет. Евангелие повествует о том, что Иосиф, получив во сне предупреждение об опасности, бежал с Пресвятой Девой Марией и Младенцем в Египет, где Святое семейство и находилось до смерти Ирода.

В воспоминание о рождении (рождестве) Иисуса Христа установлен церковью праздник — Рождество Христово . Начало его празднования относится ко временам апостолов. В Апостольских постановлениях говорится: "Храните, братия, дни праздничные, и, во‑первых, день Рождества Христова, которое да празднуется вами в 25‑й день десятаго месяца" (от марта).

В первые три века новой эры во время гонения христиан в некоторых церквах праздник Рождества Христова соединялся с праздником Крещения 19 января (6 января по старому стилю) под общим именем Богоявления. Причиной этого, вероятно, было мнение, что Христос крестился в день своего рождения.

Дата Рождества — 25 декабря — принята Церковью с IV века. До 70‑х годов I века подавляющее большинство христиан составляли иудеи, и среди них вопрос о дате рождения Спасителя не поднимался, потому что у иудеев вообще не принято было точно знать дни рождения. Ко II‑III векам относятся первые попытки установить дату Рождества Христова и отмечать этот день как один из главных христианских праздников.

В 337 году папа римский Юлий I утвердил дату 25 декабря как дату Рождества Христова. С тех пор весь христианский мир празднует Рождество 25 декабря (исключение составляет армянская Церковь, которая отмечает Рождество и Крещение Господне, как единый праздник Богоявления). Русская православная церковь также празднует Рождество Христово 25 декабря, но по старому стилю — по юлианскому календарю (так как Русская православная церковь не приняла реформу календаря папы Григория XIII), то есть 7 января — по новому григорианскому стилю.

Праздник Рождества Христова предваряет Рождественский пост , чтобы душа христиан очистилась молитвой и покаянием, а тело — воздержанием в пище. Пост начинается 28 ноября (15 ноября по юлианскому календарю) и длится до 7 января (25 декабря по старому стилю). Последний день Рождественского поста — Навечерие Рождества, Рождественский сочельник, когда пост становится особенно строгим и служится вечерня (вечернее богослужение) Рождества Христова. К Рождественскому сочельнику храмы украшают по‑праздничному — еловыми ветвями, гирляндами с цветами и огнями.

Поскольку праздничная вечерня уже была отслужена, всенощное бдение начинается с радостного возгласа пророка Исаии: "С нами Бог!" Утреня совершается по чину великих праздников. На ней впервые полностью поется один из самых красивых канонов в православном богослужении: "Христос рождается, славите! Христос в небеси, срящите (встречайте)! Христос на земли, возноситеся! Пойте Господеви вся земля!"

Заключает празднование Рождества Христова Божественная литургия — богослужение, на котором совершается таинство Причащения.

На следующий день совершается празднование Собора Пресвятой Богородицы. Соединяя рождественские гимны с песнопениями, прославляющими Божию Матерь, церковь указывает на Марию как на того человека, благодаря которому стало возможным Боговоплощение. Праздник Собора Пресвятой Богородицы в христианской традиции является наиболее древним праздником в честь Девы Марии, началом Ее церковного почитания.

Период от Рождества Христова до Крещения называют Святыми днями, или Святками. По сути, это продолжение Праздника Рождества.

К Рождеству Христову во многих семьях существует обычай наряжать елку, дарить друг другу подарки. Елочные ветви украшают различными сладостями и светящимися огоньками.

В праздник после богослужения разговлялись всевозможными мясными и рыбными закусками, заливным и запеченным гусем с яблоками. Жареная птица была украшением рождественского стола. Курицу подавали холодной, гуся или утку — горячими. Холодную птицу гарнировали солеными огурцами, помидорами и зеленью, горячую — жареным картофелем. На Рождество в каждом доме выпекали пироги, пряники, колядки (маленькие по форме изделия из ржаного пресного теста с различными начинками), которыми угощали и тех, кто приходил колядовать — петь народные песни о Рождестве Христовом.

С 1917 года в атеистическом советском государстве Рождество Христово

Значение праздника было навсегда предопределено по масштабам после того, как всемирное летоисчисление разделили на «до рождества», и «после». Сын Божий своим приходом не только обозначил зарождение новой религии, но и сформировал мировоззрение тысяч и даже миллионов людей. Мы не задумываемся, но мораль, нормы приличия, понятия о добре и зле - все это открыл миру Иисус Христос. Не удивительно, что все верующие отмечают праздник с большим размахом. Но как все начиналось?

Как была установлена дата

Начиная со второго века нашей эры и до четвертого все христиане отмечали Богоявление шестого января. Тогда же они упоминали и день, когда появился Иисус.


Найти сведения о сдвоенном праздновании можно в первоисточниках, оставленных Климентом Александрийским. Автор разделял ту точку зрения, что сын Бога появился на свет двадцатого мая.

По его мнению, зимняя пора выбрана специально. Вера в единого Бога больше не желала мириться с языческими пережитками, достаточно сильными в Империи Рима. После принятия христианства они продолжали отмечать свои праздники.

До того как праздник Рождество Христово был перенесен на двадцать пятое декабря, римляне организовывали свои гуляния в честь Непобедимого Солнца. Это было самое главное торжество. Культ языческого божества стал дополнением к христианскому, и началась история Рождества. И первая запись в «Календаре Филокала» за триста тридцать шестой год нашей эры.

Отличия в церквях

С давних пор история Рождества берет свое начало 25 декабря по григорианскому календарю Римской католической церковью.

В то же время Русский храм, а также Афон, Грузия, Иерусалим и Сербия отмечают в это время, но только по старому юлианскому летоисчислению. Если учитывать пересчет дней, получается, что Рождество Христово седьмого января.

Но есть и другие варианты дат. Кипр, Константинополь, территория Эллады, Румыния, Болгария и Александрийская церковь празднуют пока что двадцать пятого декабря. Они придерживаются ново-юлианского календаря. До 2800 года так и будет продолжаться, пока даты не перестанут совпадать.


В Армении в один день отмечают Крещение и Рождество Христово. Праздник во многих древних царствах отмечался именно шестого января. Таким образом два торжества соединялись в одно.

Дата рождения сына Бога

По сей день продолжаются споры ученых о том, когда началась история Рождества. Дату двадцать пятое декабря установила Римская церковь, а утвердил ее Вселенский собор. Начиная с четвертого века, появляются первые воспоминания о Рождестве.

Историки не могут доподлинно установить существование такого человека, как Иисус Христос. И тем не менее, если он существовал, то даты его жизни очень расплывчаты. Скорее всего, он был рожден в период между седьмым и пятым годом до нашей эры.

Впервые 25 декабря записал в своем календаре писатель и древний историк Секст Юлий Африкан в двести двадцать первый год рождества Христова.

Дата была подтверждена уже в нашей эре Дионисием Малым, служившим архивариусом при Папе. Он принял во внимание ранние хроники триста пятьдесят четвертого года и решил, что Иисус родился в то время, когда Римской империей управлял Цезарь. Дионисий причислил его правление к первому году новой эры.

Некоторые исследователи, используя Новый Завет как источник, утверждают, что Вифлеемской звездой, осиявшей небо, была комета Галлея. Она проносилась над Землей в двенадцатом году до новой эры.

Вполне возможно, что он родился в седьмом году нашей эры, когда и проводилась указанная перепись всего населения Израиля.

Даты после 4 года до нового времени выглядят маловероятными. И в посланиях евангелистов, и в апокрифах упоминается то, что Иисус жил в период правления Ирода. А тот умер только в четвертом году до Рождества Христова.

Позднее время не подходит и потому, что есть приблизительное время казни. Если брать нашу эру, то получается, что его убили в совсем юном возрасте.


В послании от Луки говорится, что во время рождения сына Господа на поле спали пастухи. Это указывает на пору года: раннюю осень или же лето. Но в Палестине и в феврале могли пасти животных, если год был теплым.

История Рождества

День появления Иисуса Христа на свет описывается в нескольких источниках, канонических и апокрифических.

    В первых текстах история Рождества Христова рассказывается достаточно подробно. Основными источниками являются послания Матфея и Луки.

В Евангелии от Матфея идет речь о том, почему Мария и ее муж Иосиф пошли в Вифлеем, хоть они жили в Назарете. Они спешили на перепись населения, при которой представители одной национальности должны были находиться вместе со своими.

Иосиф, который женился на прелестной Марии, узнав о беременности до свадьбы, собирался аннулировать брак. Но к нему пришел ангел. Он рассказал, что этот сын - благословение Бога, и что Иосиф должен его воспитать как своего.

Когда начались схватки, в гостинице для них не было места, и паре пришлось располагаться в хлеву, где лежала солома для животных.

Первые, кто увидел новорожденного, были пастухи. Им указал дорогу ангел, в виде звезды, что засияла над Вифлеемом. То же небесное светило привело в хлев и трех волхвов. Они щедро одарили его, как царя: миррой, ладаном и золотом.

Злой царь Ирод, предупрежденный о рождении нового лидера, поубивал всех малышей в городе, которым еще не исполнилось два года.

Но Иисус уцелел, поскольку ангел, который следил за ним, подсказал Иосифу бежать в Египет. Там они и жили до смерти злого тирана.

    Апокрифические тексты добавляют некоторые фрагменты, и история Рождества Христова становится более точной. В них описывается, что Мария и Иосиф провели ту знаменательную ночь в пещере, куда приходил скот, чтобы защититься от непогоды. Пока супруг ходил за повитухой Соломией, женщина успела родить Христа сама, без помощи. Тексты указывают на то, что процесс был очень легким.

Соломия только подтвердила тот факт, что Мария ранее была невинной. В текстах сказано, что Иисус родился, и солнце ослепило пришедших. Когда сияние прекратилось, ребенок подошел к матери и лег у ее груди.

История возникновения Рождества

Церковь долгое время не могла определить, когда следует отмечать столь существенный и масштабный религиозный праздник.


Поскольку первыми христианами стали евреи, для которых рождение считается началом боли и несчастий, то таким было и Рождество Христово. Праздник никак не отмечался.

Среди церковных дат более важной была Пасха, момент воскресения.

Но когда к христианству присоединились греки, то они привнесли с собой традицию праздновать рождение сына Бога.

Первоначально торжество называлось Богоявлением. В него входили и появление Иисуса на свет, и его крещение. Со временем церковь разделила события на два.

Первое упоминание о рождении Спасителя было сделано в триста пятьдесят четвертом году в римском источнике «Хронограф». Запись в нем наталкивает на мысль, что Рождество появилось как праздник уже после великого собора в Никее.

Другие исследователи считают, что ранние христиане отмечали праздник еще до церковного раскола, то есть даже в третьем веке. Тогда же и появилась, по их мнению, точная дата.

Рождество: история праздника в России

Этот праздник долгое время преследовался, истреблялся, его переносили, но все равно он сохранил свое изначальное сакральное значение. Еще в допетровские времена праздновали этот день, и рассказы об Иисусе передавались от старшего поколения к младшему.

Дореволюционный праздник

При царе Петре Первом в обиход пришла традиция устанавливать и наряжать в домах рождественское дерево - елку. Она символизировала, как и лавр, и омела, бессмертие, долгую жизнь в процветании.


Двадцать пятого декабря проходило богослужение в честь дня рождения Иисуса. В каждом российском храме начиналось празднование. Все любили и чтили Рождество. История праздника повествует о том, что молодые люди красиво наряжались, брали в руки звезду на палке, как символ той, что указала дорогу волхвам к младенцу. Они носили ее от дома к дому, рассказывая, что Иисус родился. Детей наряжали ангелами, в честь того, который рассказал пастухам о случившемся чуде. Некоторые играли в животных, которые, согласно православной традиции, также находились в хлеву, где Мария дала жизнь ребенку. Торжественная процессия пела рождественские гимны и колядки, прославляя мать и дитя.

Об этих красивых традициях в дореволюционной Российской империи сохранились в воспоминания писателя Ивана Шмелева. Находясь в Париже, в эмиграции, он с тоской отзывался о былых временах.

В империи настолько любили этот день, что сначала появилась одна церковь Рождества Христова, а потом количество увеличивалось с каждым годом. Такие святыни появлялись во всех больших городах.

Нужно заметить, что самый известный тематический храм расположился в столице России. Он называется в честь Рождества - Христа Спасителя. У него своя длинная и удивительная история. Прошли годы. Церковь Рождества Христова до сих пор стоит там, где и прежде.

В 1812 году, когда армия Александра Первого разбила французов, двадцать пятого декабря вышел императорский указ о постройке нового храма. В нем говорилось о том, что именно Бог помог спасти страну от неминуемой гибели. В честь этого Александр велел построить храм, который простоит долгие века.

Запрет Рождества

Но пришли времена, когда религия стала под запретом. С 1917 года о Рождестве говорить было запрещено. Церкви падали одна за другой. Их грабили. Мародеры сдирали позолоту с нефов. В религиозные праздники принято было работать, чтобы доказать свою преданность партии.


Звезда стала пятиконечной. Даже елку на светлое Рождество Христово сначала преследовали, как символ веры. А в 1933 году появился Указ о том, что эту традицию можно вернуть. Только елка стала новогодней.

Будет неправильным утверждать, что после запрета на рождественские праздники их не отмечали. Люди тайно вносили в дом еловые ветки, виделись со священнослужителями, совершали обряды, крестили детей. Они исполняли рождественские гимны у себя дома. Даже в политических тюрьмах или в ссылках, где держали многих священников, традиции были достаточно сильны.

Празднование запрещенного события могло закончиться не только увольнением с работы, но и годами репрессий, лишением воли, расстрелом.

Люди тайком проникали и в полуразрушенные храмы, чтобы послушать службу в Рождество Христово православное.

Новое время в истории Рождества

В 1991 году, уже после распада Советского Союза, празднование дня появления Христа на свет разрешили официально.

Сила привычки, воспитания людей, которым долгое время запрещали отмечать религиозные события, была настолько велика, что праздник и теперь у многих ассоциируется с второстепенным. Он уступает по популярности Новому году.

С момента становления Российской Федерации возрождаются традиции рождественских колядок, использования определенных символов на празднике.

Особенности Рождества

В это древнее священное действо заложено очень много смысла. В нем множество символов, которые трактует церковь. Каждый из них дополняет целую картину.


Самые распространенные символы Рождества:

    Свет - это то, что первым появилось в момент родов. Путь, который посланец Бога прошел, чтобы спуститься вниз, к греховным людям, был озарен.

    Звезда - согласно Новому Завету во время Рождения Иисуса над Вифлеемом появился знак. Он был в виде яркой звезды на небе. Только истинно верующие смогли правильно его понять.

    Перепись людей. При Августе, который на то время руководил Римской империей, был проведен пересчет всех граждан. Сделал он это для того, чтобы ввести упорядоченную систему обложения налогами. Те, кто проживал в других городах на время переписи, должны были вернуться и отметиться. Так и поступили Иосиф с Марией.

    Зима. Спорный вопрос, родился ли Христос зимой. Однако для церкви эта пора года стала символом темноты, которую осветил сын Бога. Он также появился в тот момент, когда зима начала убывать.

    Пастухи. Весь город спал в то время, когда на свет пришел спаситель. Никто этого не заметил, кроме обычных бедных пастухов, стерегших отару в Рождество Христово. Ангел сошел к ним с неба, чтобы сообщить благую весть. Пастухи олицетворяют собой чистые души, не развращенные богатством или тщеславием. Они больше всего общались с животными.

    Вифлеем - город, который у многих верующих ассоциируется с духовной слепотой. Все люди в нем были так одержимы собственными проблемами, что они даже не заметили того, как к ним пришло Рождество Христово в Вифлееме. А потом не сумели распознать Спасителя.

    Волхвы. Первыми перед Иисусом появились с дарами своими мудрецы, философы. Они не были царями, не владели большими богатствами. Волхвы - это те верующие, которые постоянно искали мудрость в священных писаниях. Они познали истину. Долгая дорога к самопознанию, вере, увенчалась благословением.

    Дары. Иисус получил на свое Рождение ладан, золото и мирру. Драгоценный металл был символом власти, ладан - знаком божественности, а мирра означала будущее Христа, его самопожертвование за род людской и смерть с дальнейшим воскрешением.

    Мир. С рождением сына Божьего на Земле воцарилось спокойствие на целый год. После люди сами начали портить идиллию и воевать.

    Пещера. Когда в гостинице закрыли двери перед Марией и Иосифом, они нашли себе новое убежище. Пара пришла в дом, где жил скот. Согласно церковным верованиям, души животных абсолютно невинные. Они согревали дыханием младенца Иисуса. Животные отказались от собственной еды, чтобы из сена смогла получиться импровизированная детская кровать.

    Ночь. Это время суток до сих пор ассоциируется с закатом веры. В этот момент и появился Спаситель, словно давая надежду всем людям на будущее.

    Ожидание. Человечество страдало за собственные грехи. После изгнания Адама и Евы люди не могли надеяться на то, что Бог будет благосклонен к ним. Но Господь сжалился над своими созданиями и послал им в искупление их грехов собственного сына. Иисус принял на себя все страдания. Согласно библейскому канону, он искупил первородный грех Адама.

– великий христианский праздник, отмечаемый во всём мире.

Это праздник мира и спокойствия. Рождество официально является праздником рождения Иисуса Христа, сына Божьего в Вифлееме.

Первые данные о празднике относятся к IV веку. Именно с той поры отмечается великий праздник. Хотя само рождение, его дата и место рождения Иисуса является спорным вопросом даже среди церковных людей.

До V века все христиане разных конфессий праздновали Рождества Христова и Крещения в январе 6 числа. Это было вызвано гонениями и стеснением свободы всего христианского Богослужения.

Во многих церквях на востоке этот праздник был назван общим названием – . Причиной такого было то, что считалось, будто бы Христос принял крещение в день своего рождения.

Об этом заявлял Иоанн Златоуст в беседах о Рождестве Христа: «…не тот день, в который родился Иисус, называется Богоявлением, а тот, в который он крестился». Об этом свидетельствовал и евангелист Лука.

Свидетельством слияния праздников Рождества и Богоявления по сей день является сходство в праздновании Православной церковью этих дат. Общим является сочельник, с одинаковым преданием, что надо пост хранить до утренней звезды.

День Рождества Христова отнесён христианской Церковью к великим праздникам, к событию величайшему и чудесному. Это событие сопровождается дивной вестью, «яко родися Спас», поклонением Спасителю.

Рождество Христово начали отмечать отдельно от остальных праздников только после V века. Именно тогда этот праздник дошёл до Запада.

При введении двух календарей: юлианского и григорианского празднования этого светлого дня стало отмечаться разными церквями в разные дни.

По григорианскому летоисчислению рождество отмечается 25 декабря. Именно в этот день встречают Рождество христиане римско-католической и протестантской церкви. Именно в этот день когда-то отмечали языческий праздник «Рождение Солнца Непобедимого».

Остальные церкви: Русская, сербская, Грузинская, Иерусалимская, Афон, восточно-католическая и древневосточная; все они отмечают Рождество 7 января. Это соответствует дате на григорианском календаре.

По гипотезе современных историков, выбор дня празднования Рождества был сделан по причине празднования в один день Боговоплощения (дня зачатия Христа) и Пасхи. Если добавить к дате (25 марта) 9 месяцев, то получается 25 декабря – день зимнего солнцестояния.

В принципе, 25 декабря – день Рождества, которое отмечают большинство христиан. Сам праздник довольно широк. Он делится на предварительные празднества, длящиеся с 20 по 24 декабря, и послепразднества (до самого Нового года).

В канун или сочельник соблюдается строгий пост. Согласно традициям в этот день употреблять в пищу можно только сочиво – зёрна ячменя или пшеницы, сваренные с медом. Пост прекращается с появлением на небе первой вечерней звезды.

В канун праздника верующие вспоминают пророчества ветхого завета, события связанные с рождением Христа. Богослужения, посвящённые этому великому празднику, совершаются церковниками 3 раза, символизируя:

1. В полночь — Рождество Христово в лоне Бога Отца
2. На заре – во чреве Девы Марии Богоматери
3. Днём – в душе каждого человека.

Только в XIII веке, с наступлением времён Франциска Ассизского, пришёл обычай поклонения Иисусу в яслях. С годами ясли начали устанавливать не только в храмах, но и в жилищах в канун Рождества. Часто изображались сценки из жизни, где рядом со святыми располагались фигурки обычных людей.

В праздновании Рождества Христова переплелись обычаи народов и церковные обряды. Это хорошо видно в колядовании.

Когда дети и молодежь ходят по домам, поздравляя их жителей. За пожелания и поздравления колядующие получают вкусные подарки: конфеты, сладости, фрукты. Скупым хозяевам грозятся бедами.

Во время колядок проходят ряженые в разных одеждах. Церковные власти осуждали этот обряд. Со временем колядовать стали, навещая соседей или родственников.

Попыткой примирения язычества и христианства было сожжение в домашнем очаге «рождественского полена». В дом вносили полено, творили обряды, вырезали на нём крест и, творя молитву, сжигали.

В Рождество появился обряд вкушать перед праздничной едой пресные облатки, освящённые в церкви. При преломлении пресного хлеба произносились поздравления.

Именно с началом празднования Рождества повсеместно установился обычай ставить в жилищах наряженное хвойное дерево.

Эта традиция когда-то была языческой и имеет начало зарождения у германских народностей. Ель считается символом жизни и плодородия.

Впервые о ели упоминается в VIII веке, когда монах Бонифаций срубил дуб, но тот, падая, сломал все деревья в округе, кроме ели. Увидев это чудо, монах осветил оставшееся дерево и объявил ель «древом Христа». Со временем эта традиция получила новую символичность.

Украшенная шарами и игрушками ель, установленная в канун Рождества, символизирует райское дерево с плодами изобилия.

Вечнозелёный венок с колокольчиками и свечами, который привычно вывешивают на входную дверь, символизирует Небесные Колокола , изгоняет нечисть.

В Рождество дарят открытки, зажигают свечи, поют гимны. 12 дней рождественских праздников принято дарить подарки и петь радостные песни, восхваляющие Иисуса.

На Рождество часто гадают, загадывают желания. Это тоже часть язычества, перешедшая в христианство. Существует поверье, что если переложить вещи в шкафах, поменяв их местами накануне Рождества, то в семье будет весь год изобилие.

До наших времён дошла традиция поздравлять всех родственников и друзей в Рождество, желая им всяческого благополучия.

Что еще почитать