Развитие детей в современном мире. Духовное воспитание человека

В наше время большое внимание уделяется воспитанию детей. Открывается большое количество различных школ, которые направлены на развитие ребенка во всестороннем порядке. Каждая школа старается найти индивидуальный подход в воспитании и развитии детей. Очень изменилось отношение к детям, по сравнению с прошлым столетием. Психологи рекомендуют:

1. Воспринимать ребенка как личность.
2. Выделять больше времени на общение с ребенком.
3. Развивать способности ребенка в раннем возрасте.

Чем можно увлечь ребенка на отдыхе?

На данный момент есть большое разнообразие игрушек для детей. Есть выбор на любой вкус.

В магазине можно купить ребенку любую игру для его развития. Родители могут приобрести пособие по развитию и воспитанию ребенка в раннем возрасте. Можно воспользоваться советами специалистов, которые рассказывают, чем можно занять детей на отдыхе или как разнообразить каждодневную жизнь ребенка.

В наше время родители много делают усилий чтобы воспитать и развить способности своего ребенка.

Темная сторона в воспитании детей в нынешнем мире.

Среди всего обилия и разнообразия методов в воспитании детей существует и не очень хорошая сторона этого вопроса. Все чаще дети в наше время ощущают скуку. И, главное, что из этих тоскливых детей, которые не умеют получать радость от жизни, вырастают такие же взрослые люди. Они тоже постоянно скучают и ждут, что кто-то им подарит радость в жизни и восхищение чем-то прекрасным.

Из-за чего возникает такая проблема?

Этому сопутствуют некоторые факты в наше время. Один из факторов то, что развивающиеся игры, которых в наше время огромное количество, препятствуют развитию фантазии у ребенка. Ему уже не надо фантазировать и выдумывать что-то, все уже есть готовое. Ребенку нет смысла проявлять свою фантазию, когда все уже предоставляется само.

Еще один фактор, который сопутствует этой проблеме, — у детей забрали детство. У нынешних детей меньше детства, чем у детей, которые были в прошлые века. У ребенка главным занятием должна быть игра.

Через нее он приобретает опыт общения со своими сверстниками и учиться контролировать свои эмоции.

Игра готовит постепенно ребенка, чтобы он мог войти во взрослую жизнь. Конечно, развитие ребенка в раннем возрасте очень полезно и надо, но это только в том случае, если он не удаляет игру из его жизни.

Когда развитие ребенка происходит через игру, оно не должно удалять из игры ту деятельность, которая направляет ребенка чтобы он познавал мир.

Постепенно дети начинают привыкать к тому, что им не нужно придумывать чем заняться и им не требуется узнавать и исследовать окружающий мир.

Родители, воспитатели и учителя стараются из всех сил заполнить жизнь ребенка во всех направлениях.

Дети, которые живут в современном обществе, нуждаются в том, чтобы их кто-то развлекал. Радоваться жизни самостоятельно они не умеют. Чем больше ребенок взрослеет, тем сильнее он нуждается чтобы кто-то помог ему получить положительные эмоции в жизни. Во взрослую жизнь эти дети приходят людьми, которые не испытывают особого вкуса к жизни.

К. В. Султанов

РЕБЕНОК В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ

Обзор конференции

Под таким названием российскому и международному научному сообществу известна конференция, которую, начиная с 1993 года, ежегодно собирает РГПУ им. А. И. Герцена. Актуальность и значимость этой проблематики трудно переоценить. Известно, что состоянием всего того, что связано с детьми, определяется уровень культурного и экономического развития страны, мера ее цивилизованности и благополучия, социально-психологический и нравственный климат в обществе. Сложнейшие процессы реконструкции российского социума породили комплекс противоречий и кризисных узлов. Наиболее болезненный и опасный - положение ребенка. Достаточно известна удручающая статистика детской смертности, семейного и уличного травматизма, детской преступности и наркомании, бездомности и нищенства. Ситуация детства в России должна быть оценена как катастрофическая, требующая немедленных и решительных действий, особой правительственной программы.

Вместе с тем следует отдавать себе отчет в том, что даже экстренные конкретные меры (приютить, накормить, лечить, обучать и воспитывать), предпринятые государством, не снимут остроты вопросов, встающих перед отечественной гу-манитаристикой, всего комплекса проблематики детства в современном мире: начиная с определения специфики лично-

стного мира ребенка, анализа факторов его изменения-движения в конфликтном социуме и культуре, кончая разработкой новых эффективных педагогических подходов к пониманию детства, установок диалогического общения с ребенком, процедур социокультурной адаптации на путях освоения духовно-практического опыта поколений, осознанием современных образовательных целей для формирования в юной душе ценностных критериев культуро-созидательного действия.

Практика семи международных конференций «Ребенок в современном мире» свидетельствует, что проблема детства отнюдь не локализуется в пределах российских границ, она актуальна для всего мирового сообщества в начале XXI века и связана с экологическими, правовыми, экономическими, политическими, нравственными проблемами современности.

Конференция «Ребенок в современном мире» была задумана на факультете философии человека РГПУ им. А. И. Герцена как долгосрочный проект, который может способствовать сближению специалистов различных областей знания - философов, культурологов, медиков, психологов, педагогов, юристов, экологов, представителей властных структур и общественных организаций - всех тех, кого волнует эта проблематика в силу профессионального интереса или гражданского долга. При этом год от года

расширяется география и круг участников дискуссий: Украина, Белоруссия, Латвия, Германия, Англия, Дания, Израиль, США, Швеция, Финляндия, Япония, Китай, Корея и др.

Задачей первой конференции, проходившей 19-23 апреля 1993 года под эгидой ЮНЕСКО, при участии СевероЗападного отделения Российской Академии образования, Государственного Эрмитажа и других организаций, было определение проблемного поля междисциплинарных исследований и консолидация усилий ученых. Работа шла по направлениям: «Философия детства», «Здоровье ребенка», «Мир ребенка и его язык».

Программа следующей конференции, прошедшей 14-16 июня 1994 года, была расширена и углублена проблемами психоаналитической теории, рассматривались вопросы тифлопедагогики и сурдопедагогики, выступали специалисты, исследующие причины задержки психического развития детей; обсуждались методики и программы различных стратегий психотерапии, понимания «детско-сти» как духовно-интеллектуальной ценности. Обсуждение медико-экологиче-ской тематики обогащалось анализом европейских философско-психологических идей и подходов, развиваемых в контексте культурно-антропологических традиций. Дискуссионной остротой отличалась тематика, связанная с опытом религиозного образования, его отношений к светской школе.

Материалы исследований, представленных на обеих конференциях, были изданы в пяти сборниках тезисов на русском и английском языках. Примечательно: они были опубликованы заранее, участники получили их до начала дискуссий, и этот опыт стал традицией конференции. Надо сказать об особенностях этих изданий: здесь публикуются все присланные материалы с сохранением авторской редакции; редколлегия старается корректно и бережно относиться к тексту, полагая своей задачей лишь про-

блемно-тематическую компоновку материалов. Этот подход имеет ряд преимуществ: участники конференции и все, кто не смог на нее приехать из регионов России, получают полную картину состояния проблемы, могут судить о множественности и своеобразии имеющихся подходов.

Сравнение материалов и принципиальных исследовательских ориентаций двух проведенных конференций показало, что особенностью второй конференции стало более дифференцированное и детальное рассмотрение конкретных тем воспитания и коррекции. Иными словами, можно сказать, что произошел переход от общего описания проблемного поля к детальной и глубинной проработке проблем ребенка в современном мире.

Коль скоро оказалось, что интересы участников весьма многообразны, а круг вопросов, которые подлежат обсуждению, чрезвычайно широк, было решено ежегодно уточнять название конференции, стремясь к системности, преемственности, последовательности дискуссий. Так, в 1996 году это уточнение - «Дети на пороге ХХ1 века»; в 1997 - «Дети Севера»; в 1998 - «Права ребенка»; в 1999 - «Открытое общество и детство»; в 2000 - «Детство и творчество»; в 2001 - «Отечество и детство»; в 2002 - «Дети и город».

Весьма содержательной и актуальной оказалась этнорегиональная тематика конференции 1997 года: «Ребенок в современном мире. Дети Севера». Логическим продолжением конференций стала подготовка (в русле международной программы «Ребенок в современном мире») Международной конференции «Дети Севера» (8-10 октября 1997 года). Ее учредителями стали не только ЮНЕСКО, Министерство общего и профессионального образования РФ, Российская Академия образования и Государственный Эрмитаж, но и Правительство Санкт-Петербурга, и Совет министров Северных стран.

Тот, кто углубленно занимается проблемами детства, понимает, что эколого-социальная нестабильность и острота этнокультурных противоречий региона Севера непредсказуемо и негативно воздействуют на личность ребенка и его судьбу. Только комплексное междисциплинарное исследование проблем детства в условиях Севера, обмен опытом работы, ведущейся в этом направлении в странах Северной Европы и в России, помогут выработать программу необходимых совместных решений и действий, учитывающих фактор детства и обеспечивающих стабильность и безопасность каждой страны.

В 1998 году программа конференции ориентировала ее участников на обсуждение темы «Права ребенка». Здесь в дискуссию включились работники правоохранительных органов, юристы, врачи, социологи, экономисты, политологи. Материалы этой конференции свидетельствуют о том, что участники дискуссий не просто констатируют неудовлетворительность состояния правовой базы детства, но предпринимают попытки определить принципы ее построения, осознают необходимость ее соответствия активно меняющемуся социуму, высказывают прямую озабоченность отсутствием выверенных критериев оценки социокультурной динамики современного мира, принципов ее прогностики в целом для мирового сообщества и для России, в частности. При подведении итогов обсуждения было признано целесообразным в ходе последующей встречи сосредоточиться на имеющихся концепциях общественного строительства, а в этой связи - на возможных направлениях качественного изменения ситуации детства. Так родилось название конференции 1999 года - «Ребенок в современном мире. Открытое общество и детство».

Идея «открытого общества» как нового типа постиндустриального социума, демократического, развивающегося на основе паритетного межгосударственного диалога и ориентированного в своей по-

литике на интересы человека как суверенного гражданина, является сегодня весьма привлекательной для мирового сообщества в целом, а для постсоветской России - особенно. Обсуждая эту перспективу в социально-философском, культурологическом, нравственно-эстетическом, социально-психологическом и политико-экономическом аспектах, участники конференции рассматривали ее сквозь призму проблематики детства, обсуждая имеющиеся тенденции, условия и возможности преодоления современного кризисного состояния.

Конференции 2000 и 2001 годов («Детство и творчество», «Отечество и детство»), по-существу, развивали позитивные интенции предшествующего форума, рассматривая культуротворческий потенциал ребенка как существа био-психо-духовного, не только активно осваивающего мир, но и изменяющего его своим присутствием, своим созидательным действием в нем. Дискуссия развернулась вокруг вопросов культурного наследия, транслируемого современным образованием: что такое традиция, какие именно традиции необходимо и возможно наследовать, как формировать толерантность по отношению к инокультурным феноменам и каким способом это делать - вот далеко не полный круг обсуждаемых проблем.

Надо полагать, что продуктивная дискуссия будет продолжена на конференции 2002 года, тематика которой обозначена как «Дети и город». Ее актуальность связана с проблематикой детства не только в условиях современного мегаполиса, но и периферийных, малых городов России. Грядущий юбилей Санкт-Петербурга позволяет надеяться, что идеи и предложения, сформулированные в ходе конференции, окажутся востребованными в ходе подготовки государственных и муниципальных программ для этих торжеств.

Основные результаты работы Международной конференции «Ребенок в со-

временном мире» на протяжении 1993- 2001 годов можно кратко сформулировать в следующих тезисах:

1. Проблематика детства оформляется в современной гуманитарной науке как особое направление человекознания, осваивая методологию комплексного подхода в процедурах сближения (интеграции) наук - философии, этики, эстетики, культурологии, эдукологии, психологии, социологии, политологии, медицины, экологии, педагогики. Принципы интеграции, претензии каждой из из этих наук на ведущую роль в определении направлений, методов анализа и выводов, на роль инициатора междисциплинарного диалога составляют «нерв» научных дискуссий. При этом становится очевидным, что именно проблематика детства способна наиболее эффективно организовать и направить искомое взаимодействие.

2. Спектр подходов к пониманию ребенка, предъявленных в ходе дискуссии, многообразие определений феномена детства в его сущностных характеристиках обнаружили парадигмальный характер проблемы. Попытки выявления детерминант развития-становления ребен-ка как личности, предпринятые представителями различных областей знания и сфер социальной практики, обсуждение вопросов качества и принципов взаимодействия государства, общества, культурной среды, определяющих ситуацию детства в современном мире, свидетельству-ют о наличии, по крайней мере, трех стратегий философско-культурологиче-ского, психолого-педагогического и социально-экологического дискурсов.

Первый из них - традиционно-просветительский - предполагает понимание детства как «недоразвитой», еще не состоявшейся взрослости. Тогда проблематика развития-становления формализуется в агрессивном воздействии, «формировании», в той или иной мере насильственной социализации ребенка, понятой как адаптация к наличным условиям жизни.

Второй подход, который можно определить как «романтический», предлагает концепцию детства как «иномира», особой реальности, существующей по собственным имманентным законам. В этом случае приемлема стратегия оберегания, разгадывания, попыток (как правило, обреченных на неудачу!) быть признанным «за своего», вступить в диалог равнозначных субъектов. Тогда современная социокультурная и экологическая реальность конфликтного и стрессового мира подлежит безусловному осуждению и отторгается в образовательных конструкциях (элитарные, закрытые школы).

Третья концепция детства, обретающая черты перспективной тенденции, может быть условно названа гуманистической (пока еще термин не определился), где феномен детства предстает как становящаяся реальность личностного мира, как многомерное взаимодействие витального и социального, природного и культурного, психического и интеллектуального. Тогда альтернатива приспособления и сопротивления снимается стратегией понимания и сотворчества ребенка и взрослого, где смыслообнажающий диалог направляется взрослым как совместное проживание исторического и современного культурного опыта человечества.

Понятно, что достоверность научной аналитики детства определяется выбором концепции, поиском возможности взаимопонимания и сближения подходов.

3. Опыт семи международных конференций «Ребенок в современном мире» убедительно свидетельствует о том, что избранная проблема охватывает максимально полный круг вопросов становящейся комплексной «человековедческой» науки, движение к которой определяется как цель, как интегративно-организую-щий принцип, как вектор современного научно-практического поиска эпистемологической целостности гуманитарного знания. Именно проблематика детства становится общим модулем и корреляционной предпосылкой сближения наук, не

требующей взаимоподчинения, но задающей алгоритмы взаимодополнительности.

4. Один из важных выводов, который был общим по результатам секционной работы на всех семи конференциях, состоит в выявленной потребности продолжения контактов с целью разработки методологии междисциплинарных исследований. Понятно, что простое обобщение и суммирование данных различных междисциплинарных, но проблемно и методологически близких исследований (например, медико-биологических и психологических; философских и культурологических; социально-политических и эко-номико-правовых) еще не рождает необходимого системного синтеза. Отсюда идея создания проблемной группы, работающей между конференциями над изданием аналитического доклада по их материалам.

5. Важнейшая задача конференции «Ребенок в современном мире», которая постоянно остается в поле внимания ее участников, но решается крайне неудов-

летворительно, - это задача реализации, практического применения полученных здесь выводов в государственной (федеральной, региональной, муниципальной) социокультурной политике и практике. Решение проблем детства, обеспеченное специальной программой, означает реальное движение к подлинно человечному социуму, обеспечение самой возможности оздоровления общества в России.

В заключение отметим: обзор проводимых в России и за рубежом конференций и симпозиумов по гуманитарной проблематике позволяет говорить об уникальности нашего форума, о его принципиальной значимости для науки и практики воспитания. Здесь феномен детства обсуждается комплексно и системно, а совместная научно-аналитическая и практико-воспитательная работа представителей разных областей знания дает универсальную возможность получения целостного представления об этом феномене.

На вопросы телезрителей отвечает священник Димитрий Беженарь, ответственный по Миссионерской работе Сергиево-Посадского благочиния.

— Здравствуйте, уважаемые телезрители, в студии Александр Сергиенко. Сегодня у нас в гостях ответственный по миссионерской работе Сергиево-Посадского благочиния, клирик Ахтырской церкви села Ахтырка, кандидат богословия, священник Дмитрий Беженарь. Здравствуйте, батюшка.

— Добрый вечер, Александр.

— Благословите наших телезрителей.

— Дорогие братья и сестры, Бог да благословит вас на все доброе! С праздниками Казанской Иконы Пресвятой Богородицы и Пресвятой Богородицы «Всех скорбящих радость»!

— Наша сегодняшняя тема — воспитание детей в современном мире, и о некоторых ошибках, которые мы совершаем .

— Дорогие друзья, среди проблем, с которыми сталкиваются каждый современный христианин, и, в первую очередь, каждая православная семья, — одна из главных проблем, главных задач — это воспитание детей, воспитание нравственной личности в современном, очень непростом мире. И прежде, чем мы непосредственно перейдем к теме нашей сегодняшней беседы и приглашаем вас, дорогие друзья, к активному участию в беседе с нами, хочется рассказать один интересный случай, один интересный диалог, свидетелем которого я был совсем недавно.

Один почтенный господин — весьма почтенного возраста — из тех, кто воцерковился в конце 80-х начале 90-х годов, естественно, читал много церковной православной литературы – читал, естественно, без системы, поэтому у него, мягко сказать, такой сумбур в голове — обвинял Православную Церковь в том, что сейчас в Церкви одна из главных проблем — это чрезмерное благочестие. Обвинял он, в первую очередь, духовенство. Что духовенство людей призывает людей поститься — но не объясняет, для чего нужен пост. Люди постятся, но, якобы — с точки зрения этого господина, — не знают, для чего постятся. Молятся — но не понимают, что такое молитва. И от молитвы, от поста, от благочестивой жизни у них возвышается гордыня, чувство высокого мнения о себе, теряется душевная нищета, смирение и так далее. И когда его собеседник спросил: а как вы можете определить, что именно вот это является действительно серьезной проблемой современного церковного общества, он, как и следовало ожидать, никакого здравого, членораздельного ответа на этот вопрос так и не дал.

Поэтому, дорогие друзья, хочется ваше внимание вот на что обратить. Те проблемы, которые существуют в современном обществе, и на которые святая Церковь всегда реагирует голосом священноначалия — среди этих проблем проблемы чрезмерного благочестия не существует. Если мы смотрим, отслеживаем внимательно, слушаем ежегодное обращение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла к клирикам и монашествующим города Москвы, в каждом ежегодном обращении подводятся итоги предыдущего года, планы и перспективы на будущее. Посмотрите на документы и решения Архиерейских Соборов, которые в последние годы были; на работу Межсоборного присутствия, на православные сайты – например, pravoslavie.ru, где какие-то проблемы, в том числе и светского общества, обсуждаются, даются разные точки зрения, — везде мы видим, что среди проблем, которые стоят перед общественностью, есть какие проблемы? Религиозная безграмотность — это реальная проблема, религиозное невежество. Почему священноначалие и употребляет столько усилий на то, чтобы повышать грамотность православных христиан. Почему это очень обязательное и очень уместное своевременное благословение священноначалия, чтобы каждого приступающего к Крещению необходимо сначала оглашать — если это взрослый человек. И вот эта религиозная безграмотность — не надо далеко ходить за примером. Дмитровская родительская суббота была позавчера, и многие люди подают в храм записки с такими словами: передай в храм записку, пусть они там помолятся. Буквальная фраза «пусть они там помолятся»- чтобы моему близкому родственнику там, в будущей загробной жизни, было хорошо. А когда человека спрашиваешь: а почему же вы сами не хотите идти в храм? — Мне некогда, у меня дела, заботы, проблемы, пусть «они» — духовенство, они там пусть молятся, а моя задача — написать записочку и отдать. Эта форма обрядоверия — тоже один из видов его религиозной безграмотности.

Такие проблемы действительно есть в современной жизни. А проблемы чрезмерного благочестия — такой проблемы нет, и слава Богу, что нет, и диалог этого пожилого господина с его собеседником оставил очень интересное впечатление. Есть хорошо всем известный литературный персонаж Дон Кихот Ламанчский — это пожилой сеньор, который облачился в доспехи, уже проржавевшие от времени, возомнил себя доблестным рыцарем, сел на коня, взял копье, и устремился искать противников. А так как рыцарей, достойных ему, уже не было — времена прошли, — он увидел мельницу, устремился на мельницу — на вымышленного врага. Мельница показалась ему великаном. Точно также беседа с этим господином оставила — по крайней мере, у меня, как свидетеля этого диалога, очень грустное впечатление в сравнении именно с Дон Кихотом, который борется с ветряными мельницами. Потому что если бы среди проблем современной церковной жизни была бы проблема чрезмерного благочестия, тогда бы мы видели что? Наступает многодневный пост, и машины «скорой помощи» не успевали бы увозить в отделения перепостившихся прихожанок, которые падают в изнеможении; или люди попадали бы в психиатрические больницы, потому что перемолились, и таким образом сошли с ума; или люди вериги на себя накладывали, спали бы на голой земле — как «во время оно» подвижники. Поэтому проблемы чрезмерного благочестия нет. И эти выпады отдельных граждан лишь свидетельствуют, что они мечты сердца своего, т. е. плод своего страстного воображения выдают за реальность. К сожалению, с такими людьми приходится общаться, и особенно по миссионерской работе, пытаться отвечать на их выпады в адрес Церкви.

А среди реальных проблем современной церковной жизни, несомненно, одна из главнейших — это как нам научиться воспитать нравственную личность, как наших детей, подростков которые в силу возраста, в силу переоценки ценностей, как они, общаясь с окружающими людьми, воспринимают на себя действие современной массовой культуры — порой агрессивной, тлетворной, развращающей; как им устоять, как привить детям духовный иммунитет, чтобы они через эти непростые годы переходного возраста прошли — не побоюсь этого слова — не запачкавшись нравственно, — или, по крайней мере, с минимальными потерями для своей души. Вот это проблема, которая стоит перед каждым из нас.

— И конечно же, самое опасное, что может произойти со стороны самих родителей — это некоторые ошибки или неточности, или совершенно неправильное поведение по отношению к своим детям. Если какие-то основные категории?

— Да, действительно, Александр, можно условно свести к двум общим основным ошибкам, которые совершают вообще все родители — нельзя сказать, что только верующие, церковные родители, — а вообще все родители. Мудрые люди, педагоги, пастыри с большим опытом обращают всегда внимание своих пасомых прихожан, духовных чад на эти две ошибки.

Первая — это чрезмерная ласка, которая ошибочно называется любовью, хотя любви здесь нет, а это не что иное, как потворство, потакание страстям ребенка, когда ребенок мнит себя некоронованным королем в семье. Худший вариант, если ребенок только один — пока он один, естественно, все внимание к нему, и он, действительно, вырастает эгоистом. Но даже если несколько детей в семье, то последний, как правило, которому больше всего внимания — и родителей, и старших детей, тоже может вырасти с этими эгоистичными наклонностями. И эта чрезмерная ласка, потакание страстям, когда ребенок вырастает и чувствует себя центром внимания. Он убежден – это, может, помимо сознания проходит, но он убежден, что весь мир и родители созданы только для него, чтобы удовлетворять все его похоти. И такой эгоист, перед которым совершается преклонение как перед языческим идолом, как правило, в жизни сталкивается с очень большими проблемами, и это совершенно очевидно, что окружающий мир не будет ведь к нему относиться так же; он обязательно столкнется с отношением к себе более достойным его, на самом деле, но будет это воспринимать с обидой, с огорчением, будет ненавидеть весь мир, на всех обижаться, думать, что ничтожества и недостойные люди стали выше меня, меня недооценили и т.д. И родители, которые чрезмерно потакают ребенку, превращают в его в идола — одна из главных ошибок, — они обрекают его на то, что он будет одинок в жизни, у него не будет настоящих друзей, настоящей поддержки. И он будет в состоянии мысленной перманентной войны с окружающим миром постоянно находиться.

— Значит, первое — это чрезмерная ласка, а второе?

— Вторая ошибка, которую иной раз делают родители, и тоже нередко — это чрезмерная строгость. Это другая крайность. Как очень мудро говорит старец Паисий: все крайности от врага. Чрезмерное потакание — это одна крайность, другая крайность — когда ребенок растет обезличенным, растет как бы в условиях полицейского участка, где каждый его шаг, каждая его мысль, жестко контролируется родителями, и причем родители могут искренно считать, что это они делают для блага ребенка. Ребенок, как правило, в такой семье вырастает слабовольным, забитым безынициативным, запуганным. Вот это внутренняя подавленность — не побоюсь такого резкого сравнения, — «тюремное детство» такого ребенка впоследствии может вылиться в два направления. Или агрессия в адрес всех остальных необъяснимая — сам подросток, юноша не может понять, откуда у него внутри такая агрессия ко всем — на него кто-то не так посмотрел, что-то не так сказал. Или выражается в том, что человек всю жизнь так и останется слабовольным, безынициативным, подавленным. Он как бы ищет людей с более сильной волей, которые бы им управляли. Он везде боится проявить какую-то инициативу, боится окрика, и это также несчастные люди, которые недополучили любви.

Поэтому в отношениях с детьми надо помнить мудрый пример любого опытного садовода: когда садовод сажает маленькое деревце, он его подвязывает, чтобы оно росло ровно, и должен позаботиться, чтобы его поливать вовремя — не перелить, потому что и избыток влаги, и отсутствие влаги одинаково вредит деревцу. Также и избыток любви – точнее, не любви, а потакания, и чрезмерная строгость также вредит личности ребенка.

— Вопрос из Московской области. В Притчах Соломона есть слова «аще кто любит своего ребенка И́же щади́тъ жéзлъ [свóй], ненави́дитъ сы́на своегó» (Пр.13:25). Т.е. воспитание ребенка допускает наказание. И еще вопрос: когда дети уходят в алтарь, зачастую ребенок, облаченный в стихарь, выходит, как бы показаться, что он такой хорошенький.

— Спаси Господи, очень хороший вопрос. Цитата премудрого Соломона продолжается следующим образом: «а кто любит, тот с детства наказывает его». Я еще раз напомню этимологию славянского слова «наказание»: это не месть, это не кара, это не проявление безумной власти и жестокости, не желание как бы насладиться от страдания беспомощного существа, а наказание — это научение, вразумление. Поэтому кто любит своего сына или дочь, то естественно, должен их наказывать – читай: вразумлять и воспитывать.

— Вопрос из Нижегородской области. У моей умершей пять лет назад сестры остался трехлетний сын, и я с его отцом воспитываем его. Два года назад отец купил ребенку компьютер. Ребенок уже не может жить без компьютера, он для него — все. Когда компьютер, наконец, сломался — я обрадовалась, а ребенок на меня сердится. Что мне делать?

— Спаси Господи, достаточно широко распространенная проблема в современной жизни, потому что компьютер стал неотъемлемой частью жизни современных людей, и я не думаю что в программе ТК «Союз» вы услышали фразу, что компьютер — это отрава. Сам компьютер не может быть отравой, потому что это творение рук человеческих, человеческого ума и таланта. Все зависит от того, как его использовать. Сколько православной литературы на компьютере набирается, сколько сайтов интересных познавательных, обогащающих с нравственной точки зрения! Все зависит от того, в чьих руках это орудие. И само собой разумеется, что для ребенка, который еще не умеет распределять свои силы и время, который еще слабоволен, нуждается в опеке родителей, долгое сидение у компьютера для него опасно во всех отношениях — как в физическом — постоянное облучение от этого экрана и поражение определенных частей головного мозга, об этом специалисты уже много говорили, в т. ч. из Центра реабилитации пострадавших от наркомании, лудомании имени св. праведника Иоанна Кронштадтского на Крутицком подворье — Изяслав Александрович Адливанкин, отец Анатолий Берестов, много статей на эту тему написано. Вы можете почитать и ознакомиться с тем, насколько вреден не столько компьютер, а неразумное использование его, особенно когда дети, подростки тратят уйму времени перед ним. Поэтому, конечно, лучше, чтобы все это было дозированно.

Самый лучший вариант, который можно посоветовать, раз уж вы обратились именно ко мне — если бы ребенок вообще до определенного возраста не знал, что существует интернет. Даю себе отчет, что может быть, мои слова окажутся очень категоричными. И лучше, чтобы ребенок до определенного возраста не знал, что существует телевидение. Это не касается телеканала «Союз», а именно светского телевидения. Чтобы он не знал, как присоединяется к телевизору антенна. Сейчас много православных дисков, мультфильмов, старых советских фильмов, которые хоть с каким-то смыслом. Вот, смотри DVD — это лучший вариант, когда родители дозированно дают информацию и заботятся, чтобы этой информацией ребенка не перегрузить. Поэтому дай вам Бог мудрости и терпения, чтобы в этой ситуации найти слова и объяснить ребенку о вредоносности чрезмерного долгого сидения у компьютера.

В чем польза, а в чем вред компьютера для ребенка. Вопрос, который раскрывает темы "компьютерные дети" является актуальным и важным для современного мира. Специалисты педагогических и социологических сфер деятельности не могут дать однозначный ответ. Ведь этот вопрос достаточно многогранен. В этой статье мы попробуем вникнуть в вопрос, кто же такие компьютерные дети, и каковы их особенности.

Пытаясь найти ответ на поставленный вопрос, родители задумываются над новой проблемой - как начинать знакомить ребенка с компьютером и в каком возрасте лучше всего это делать. Многие мамы и папы также задумываются, стоит ли пускать ребенка в Интернет и с какими программами и сайтами позволять ему работать.

Ответ должен прийти лично к родителям. Специалисты говорят, что каждая семья должна индивидуально определить для ребенка и для себя правила пользования компьютером. Во многих случаях родители предпочитают особо не заморачиваются по этому вопросу. Ведь в современном мире у них и так достаточно забот. Таким образом, ребенок пускается на самотек и часами просиживает у монитора. Родители считают, что их любимое чадо превращается в какого-то компьютерного монстра. Но дитя-то даже не подозревает, насколько вредно его злоупотребление компьютером, оно не догадывается, что злит родителей, ведь для него это норма жизни.

Такая картина знакома многим семьям. Компьютерные дети составляют огромную часть современного поколения, а именно компьютерные дети - это большинство детей в настоящее время. Тем родителям, которые владеют компьютерными навыками, повезло. Но есть и такие, которые представления не имеют об этой чудо-машине и о ее работе. Ведь люди старшего поколения относятся с боязнью к современной технике.

За последние 20 лет многое изменилось в нашем мире информационных возможностей. Наши мамы и папы, которые большую часть своей жизни прожили в СССР и в годы своей молодости, не могли догадываться о подобных результатах прогресса в технике или в быту. Нынешнее поколение и юные компьютерные дети будут совсем по-другому воспринимать окружающий мир и по-другому относиться к своим малышам. Когда колоссальная пропасть между поколениями исчезнет, отношение родителей к увлечениям своего ребенка компьютерной техникой станет более приемлемым и лояльным. Ведь это заинтересованность детей в познаниях технического характера является неотъемлемой составляющей современного мира.

Компьютерные дети будущего станут поколением, которое родилось в мире, где уже были мобилки, плоские мониторы и компьютеры. В жизни нашей они появлялись постепенно, а вот в их жизнь они войдут с первых дней появления на свет. Согласитесь, что нас уже не особо удивляют годовалые малыши, которые проявляют интерес к компьютерам. Окружающие крохи не верят, что он уже понимает, как включать и выключать машину. Для наших бабушек такой ребенок становится совершенно непонятным и недоступным человеческому разуму.

ДЕТИ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ

По благословению Епископа Покровского и Николаевского Пахомия в Покровской епархии прошел цикл лекций известного психолога, публициста Татьяны Львовны Шишовой, специализирующейся на проблемных вопросах современного воспитания детей.

28 ноября в Балакове Т.Л.Шишова провела лекцию о духовно-нравственном воспитании детей в современных условиях. Встреча прошла в малом зале драматического театра. На мероприятие собралось 350 человек: прихожане, педагоги средних образовательных школ, представители прессы, молодые семьи с детьми. Участники встречи активно задавали вопросы, которые сегодня в равной степени беспокоят и родителей, и педагогов - вопросы, касающиеся духовно-нравственного воспитания детей, опасности ювенальной юстиции, пагубного воздействия на подростков сексуального просвещения. Интерес у присутствующих вызвала тема соблюдения и установления субординации между родителями и детьми.

Психологическое и психическое состояние детей зависит, прежде всего, от обстановки, которую транслируют взрослые, - подчеркнула Т.Л.Шишова.

Рассказывая о своей деятельности, Татьяна Львовна отметила, что начиная работать в данном направлении, она поставила себе задачу помочь родителям распознать истинные ценности и применить их в воспитании своих чад. В соавторстве с И.Я. Медведевой был написан ряд книг, посвященных детской агрессивности, застенчивости, ревности, упрямству, гиперактивности, а также воспитанию детей в неполных семьях.

Татьяна Львовна подчеркнула, что негативному влиянию, которое сегодня оказывает современное общество на психологию ребенка, должны противостоять семейные устои:

Родители должны следить за нравственным климатом в семье; за тем, какую информацию «поглощает» ребенок и за его кругом общения; объяснять, что вредно для него, а что полезно.

Она отметила, что даже влечение ребенка к Интернету можно и нужно направить в нужное русло. Для этого родителям достаточно выбирать вместе со своим ребенком «пищу для ума и сердца».

Собравшиеся, в свою очередь, задали вопросы, касающиеся деятельности психолога, роли религиозного воспитания детей в современном обществе, жестокости среди подростков и пагубного влияния сексуального просвещения. Подробно обсуждалась перспектива введения некоторых законопроектов, которые, по мнению Татьяны Львовны, могут негативно отразиться на состоянии нашего общества. Психолог дала советы о том, как научить ребенка жить в современном мире, сохраняя христианские принципы, в какой степени следует ограничивать детей в их желании соответствовать духу времени (играть современными игрушками, смотреть телепередачи, покупать дорогие телефоны, общаться со сверстниками, в семьях которых дозволяется вольное, распущенное поведение).

В завершение встречи Т.Л. Шишова сообщила, что ответы на многие вопросы, касающиеся воспитания детей, можно получить из передачи «Родители и дети», которая регулярно выходит на радиостанции «Народное радио». Книги Т.Л.Шишовой в скором времени должны поступить в церковный магазин «Православное Заволжье» г. Покровска, их можно будет приобрести и в храмах епархии.


Число прочтений: 768

Что еще почитать