Сегодня в центрах торговли обувью модницы легко подберут для себя стильную и удобную обновку по разумным ценам - дилемма выбора между удобными сапогами с низкой посадкой или модными на шпильках осталась в прошлом. Но еще в XX века женских сапог вообще не существовало в торговой сети.
Прежде определимся - сапогами называется высокая обувь, закрывающая голени их владелицы. С полной уверенностью назвать место и временной период, подарившие современному миру обувь с высоким голенищем, сейчас уже невозможно. Большинство ученых склоняются к версии о древнегреческом происхождении сапог, летние модели которых - с высокой шнуровкой, обхватывающей голени - популярны по сей день.
Греческие сапоги-сандалии носили мужчины и женщины Древней Греции. Кстати, именно в этой стране были созданы еще два вида модных сапог - ботфорты с голенищем-чулком и летние модели с открытым носом. Их расцветка варьировалась от классических черного и белого тонов до ярких оттенков, в том числе красного. Сапоги считались праздничной обувью - древние греки обоих полов обували их, собираясь на званый прием.
Племена, населявшие обширные равнины от Азии до Восточной Европы в античном периоде и раннем средневековье, относились к сапогам, как к непременному элементу своего гардероба. Особым предпочтением среди скифов пользовались сапоги с широким и мягким голенищем, позволяющим заправлять внутрь нижнюю часть штанов.
Каждая пара сапог отделывалась тонкой вышивкой или мозаичной аппликацией, подчеркивающей принадлежность владельца к племени скифов. Женщины этого народа носили невысокие красные сапоги из мягкой кожи, отороченные мехом.
Среди населения Европы в эпоху средневековья сапоги не были популярны, прежде всего, из-за неприглядного вида - кожа грубой выделки и очень длинное голенище, закрывающее колено. Такую обувь носили лишь мужчины, обувая ее перед длительной верховой поездкой. Элегантность женских ножек в те времена подчеркивалась при помощи миниатюрных ботинок из мягкой кожи.
Надежная защита ног владельца от холода и влаги обеспечили сапогам популярность во время холодных сезонов среди населения Руси. По мнению исследователей, сапоги были завезены Древнюю Русь кочевниками тюркских племен, носивших эту обувь во время верховой езды.
Сапоги определяли статус их владельца - носить их могли лишь представители русской знати, крестьяне же в любое время года обували лапти. Среди населения Сибири были распространены жесткие сапоги из толстой кожи и на массивной подошве, мехом внутрь. Для северных народов такие сапоги были остро необходимы, их носили все слои населения, независимо от пола и возраста.
В конце XIX века технологии обувного производства подверглись глубокой модернизации. Стельки асимметричной формы, технология создания обуви, максимально совпадающей с формой стопы, разработка дешевых материалов для пошива - сапоги впервые становятся доступны по цене для населения нашей планеты. Первые десятилетия прошлого века эту обувь носили исключительно мужчины.
Женские сапоги впервые появились около середины XX века - оснащенные молнией, украшенные аппликацией, вышивкой и бантами, они стали шедеврами обувного дизайна. А вот у современных мужчин сапоги мало популярны - они превратились в элемент военной амуниции и спецодежды.
), в последующем получили распространение твёрдые сапоги .
Сапоги , закрывающие колени, получили название ботфортов и были популярны в эпоху барокко . До середины XX века сапоги в России были мужской и женской обувью . Известный генерал А. А. Брусилов писал: «… к г. … чуть ли не все население России ходило в солдатских сапогах …». Женщины носили коты - укороченные сапожки, отороченные сверху красным сукном или сафьяном .
Популярность сапог несколько снизилась после того, как Пётр I ограничил ношение традиционной русской одежды .
Сапоги хромовые для личного состава взводов Сухопутных войск и Военно-воздушных сил Сапоги хромовые чёрного цвета состоят из голенищ, передов и низа . Голенища с жесткими футорами или лампасами , переда с поднарядами . Поднаряды и футора из подкладочной кожи. Носки жесткие. По заднему шву голенищ проходит прошва , а в верхней их части пришиты ушки из льняной тесьмы . Подошвы, стельки, задники и подноски из подошвенной кожи. Каблуки кожаные с набойками из резины или кожи. Крепление низа рантовое или деревянно-шпилечное - для офицеров и деревянно-шпилечное - для солдат и сержантов . Высота каблука 24 - 26 мм .
В настоящее время опять всё большую популярность приобретают резиновые сапоги .
В эпоху инквизиции испанским сапогом называли орудие пытки.
Юфтевые солдатские сапоги.jpg
Юфтевые солдатские сапоги .
Сапоги для верховой езды.
Сапоги из кирзы коллекция.JPG
Армейские сапоги.
Графиня так устала от визитов, что не велела принимать больше никого, и швейцару приказано было только звать непременно кушать всех, кто будет еще приезжать с поздравлениями. Графине хотелось с глазу на глаз поговорить с другом своего детства, княгиней Анной Михайловной, которую она не видала хорошенько с ее приезда из Петербурга. Анна Михайловна, с своим исплаканным и приятным лицом, подвинулась ближе к креслу графини.
– С тобой я буду совершенно откровенна, – сказала Анна Михайловна. – Уж мало нас осталось, старых друзей! От этого я так и дорожу твоею дружбой.
Анна Михайловна посмотрела на Веру и остановилась. Графиня пожала руку своему другу.
– Вера, – сказала графиня, обращаясь к старшей дочери, очевидно, нелюбимой. – Как у вас ни на что понятия нет? Разве ты не чувствуешь, что ты здесь лишняя? Поди к сестрам, или…
Красивая Вера презрительно улыбнулась, видимо не чувствуя ни малейшего оскорбления.
– Ежели бы вы мне сказали давно, маменька, я бы тотчас ушла, – сказала она, и пошла в свою комнату.
Но, проходя мимо диванной, она заметила, что в ней у двух окошек симметрично сидели две пары. Она остановилась и презрительно улыбнулась. Соня сидела близко подле Николая, который переписывал ей стихи, в первый раз сочиненные им. Борис с Наташей сидели у другого окна и замолчали, когда вошла Вера. Соня и Наташа с виноватыми и счастливыми лицами взглянули на Веру.
Весело и трогательно было смотреть на этих влюбленных девочек, но вид их, очевидно, не возбуждал в Вере приятного чувства.
– Сколько раз я вас просила, – сказала она, – не брать моих вещей, у вас есть своя комната.
Она взяла от Николая чернильницу.
– Сейчас, сейчас, – сказал он, мокая перо.
– Вы всё умеете делать не во время, – сказала Вера. – То прибежали в гостиную, так что всем совестно сделалось за вас.
Несмотря на то, или именно потому, что сказанное ею было совершенно справедливо, никто ей не отвечал, и все четверо только переглядывались между собой. Она медлила в комнате с чернильницей в руке.
– И какие могут быть в ваши года секреты между Наташей и Борисом и между вами, – всё одни глупости!
Сапоги - в отличии от ботинок не имеют переднего разреза в верхней части. В зависимости от материалов, из которых они были изготовлены, сапоги подразделялись на кожаные, резиновые и валяные.
Сапог рыбацкий из чёрной яловой юфти. Подошва кожаная. Крепление деревянно-шпилечное.
Сапоги кожаные — наиболее разнообразная по применяемым материалам, конструкциям и методам крепления низа группа. По материалу верха разделялись на юфтевые, хромовые, текстильные, комбинированные и фетровые.
Юфтевые сапоги вырабатывались как бытовые, так и производственные, остальные — только бытовые . Сапоги юфтевые были рассчитаны на тяжёлые условия повседневной носки; используются в условиях повышенной влажности грунта. Изготовляются из материалов повышенной толщины, плотности, прочности и водоустойчивости и отличались высокой стойкостью, повышенной водонепроницаемостью швов и скреплений, увеличенными размерами. Основные виды юфтевых сапог — вытяжные и прикройные.
Вытяжные юфтевые сапоги являлись развитием древнерусской обуви; перед и голенище составляли у них одну крупную деталь (вытяжку), которая в процессе произаодства в области переда посаживалась (получала объёмную форму), повторно обкраивалась и отделывалась. Заготовки вытяжных сапог сшивались только по задней линии и не имели шва, скрепляющего перед с голенищем, что способствовало повышению их водоустойчивости. В прошлом основная масса юфтевых сапог делалась вытяжными. Однако выкраивание очень крупной детали сложной конфигурации с последующим её обкроем приводили к полезному использованию кожи только на 60— 62%, что примерно на 20% меньше нормального. Вытяжные сапоги выпускались по специальным заказам и только производственного назначения (так называемые рыбацкие и болотные), у которых для большей устойчивости голенища иногда удлинялись, оканчиваясь раструбом, а между верхом и поднарядом в области переда прокладывался бычий пузырь (см. ).
Прикройные сапоги составляли основную массу как юфтевых сапог, так и сапог с верхом из других материалов. Конструкция одного из распространённых видов юфтевых прикройных сапог с кожаным голенищем показана на рисунке ниже с выделением основных деталей. Перечень деталей с указанием их количества и материала, шедшего на их изготовление, приведён в таблице.
Сапоги юфтевые: 1 — перед; 2 — голенище; 3 — прошва; 4 — закрепка; 5 — подшивка; 6 — поднаряд; 7 — ушки; 8 — подошва; 9 — подмётка наружная; 10 — каблук; 11 — набойка; 12 — стелька; 13 — задник (мягкий пласт); 14 — задник (жёсткий пласт); 15 — простилка; 16 — теленок
Сапог мужской из чёрной юфти. Подошва кожаная. Крепление винтовое.
Юфтевые прикройные сапоги выпускались с голенищами, настроченными на переда, либо с передами, настроченными на голенища; без задинок и с отрезными задинками; с задними наружными ремнями, задними наружными ремнями и прошвой, задними внутренними ремнями и прошвой. Голенища изготовлялись из кожи и из заменителей кожи (кирза, шарголин). Кожаные сапоги бывали с кожаными поднарядом и подшивкой, с кожаными поднарядом и сквозным футором, с кожаным поднарядом и подшивкой из текстильных материалов, с текстильным поднарядом и сквозным футором. Голенища из заменителей кожи были с кожаным поднарядом и с текстильным поднарядом. Юфтевые прикройные сапоги изготовлялись преимущественно с мягким носком, т. е. без подносков; лишь небольшая часть с кожаными голенищами имела жёсткие подноски, выкроенные из гранитоля или кожи.
По конструкции низа юфтевые сапоги были с подошвой: из кожи с кожаной обводкой; из пласткожи с кожаной обводкой или подложкой; из резины непористой или пористой с обводкой, подложкой или без них (при методе горячей вулканизации); из кожи с наружной подмёткой из пласткожи, кожи или резины или с внутренней кожаной подмёткой. Способы крепления низа: гвоздевой, винтовой, деревянно-шпилечный с винчением (см. ).
Характерными для прикройных юфтевых сапог деталями являлись: перед, голенища, задний наружный ремень, прошва, закрепка, задинка, подшивка, задний внутренний ремень, поднаряд, подмётка, задник.
Если подкладка захватывала всю площадь кожаного голенища, то она называлась футором, а сапоги — сапогами со сквозным мягким футором . Футор был только кожаным.
Иногда в сопогах с кожаным голенищем с подшивкой применялся задний внутренний ремень, проходивший от задника до края подшивки и пришитый потайным швом; повышал водонепроницаемость заднего шва, упрочнял его, обеспечивал большое удобство надевания сапога и предохранял ногу от натирания задним швом при ходьбе.
С целью повышения сопротивления истираемости низа обуви кожаный низ юфтевых сапог часто укреплялся металлоукрепителями (косячки, скобы, подковки и др.).
Материалом для наружных деталей верха юфтевых сапог служила юфть яловичная и конская чёрного и натурального цвета, удовлетворяющая требованиям ГОСТ 485—52, частично спилок для верха обуви, вырабатывавшейся по ГОСТ 1838—42, кирза и шарголин; для внутренних деталей верха сверх того хромовая подкладочная кожа (кроме хромовой овчины), удовлетворявшая требованиям ГОСТ 939—41, х.-б. ткани для подшивки (ГОСТ 7287—54) и полудвуниток (ОСТ 30288—40). В сапогах с голенищами из заменителей кожи наружные кожаные детали верха могли быть выкроены лицом или бахтармой наружу; с голенищами из спилка допускалась постановка на бахтарму только передов. Подошвы для юфтевых сапог, кроме детских, выкраивались из кожи и резины; подмётки — из кожи, резины и пласткожи. Кожа должна была удовлетворять требованиям ГОСТ 461—51, резина и пласткожа — требованиям ТУ. Детские сапоги изготовлялись только на кожаной подошве.
Сапог мальчиковый. Союзка из чёрной юфти, голенища из кирзы. Подошка резиновая. Крепление гвоздевое.
По поло-возрастному признаку юфтевые сапоги делились на мужские (№№ 38—47), женские (№№ 37—42), мальчиковые и девичьи (№№ 35—37), школьные (№№ 31—34) и детские (№№ 27—30). Обувь для детей была в двух полнотах; для взрослых — в трёх полнотах повышенных номеров.
Сапог женский. Союзка из чёрной юфти, голенища из кирзы. Подошка резиновая. Крепление гвоздевое.
Сапоги хромовые — более нарядные, предназначенные для эксплуатации в лучших условиях. Хромовые сапоги вырабатывались в виде прикройных сапог с втачными передами, с голенищами из кожи или из заменителей (ворсит и текстовинит). Первые делались с кожаным поднарядом и сквозным мягким футором, с прошвой, жёстким носком, с верхом из лицевых или тиснёных кож и шевро; в небольшом количестве ручным способом в порядке индивидуального пошива выпускались также мужские с жёстким футором, у которых кожаные голенища натягивались на каркас объёмной формы, выкроенный из жёсткой кожи полувального типа; вторые — с кожаным или текстильным поднарядом и сквозным текстильным футором, с передами и отрезными задинками из лицевых, тиснёных и свиных кож, с жёстким носком и прошвой.
Материалом для наружных деталей верха хромовых сапог служили кожи хромового дубления — опоёк, выросток, полукожник, шевро, козлина, конская и свиная кожи чёрного или коричневого цвета, удовлетворявшие требованиям ГОСТ 939—41, а также (для голенищ) шлифованный ворсит и текстовинит, удовлетворявший требованиям ТУ. По материалам подкладки и деталей низа хромовые сапоги не отличались от юфтевых. По конструкции низа были с подошвой из кожи с кожаной обводкой или подложкой, из кожи с кожаным рантом, из резины непористой или пористой. Методы крепления низа хромовых сапог — рантовый, винтовой, деревянно-шпилечный, горячей вулканизации. По поло-возрастному признаку делились на мужские (№№ 38—47), женские (№№ 34—42), мальчиковые (№№ 35— 37) и школьные (№№ 31—34). Мужские имели полноты 8, 9 и 10, женские и мальчиковые -— 7, 8 и 9.
Юфтевые и хромовые сапоги в небольшом количестве выпускались на меху, со сплошной подкладкой, выкроенной из натурального меха овчины метиса второй группы (при юфтевом верхе) или овчины крашеной (при хромовом верхе). Для лучшего удерживания на ноге юфтевые сапоги на меху делались с узким круговым ремнём на пряжке в верхней части голенища; вырабатывались на кожаной подошве винтовым методом крепления низа, на непористой резиновой подошве с кожаной подложкой — гвоздевым методом. Хромовые сапоги на меху в верхней части голенищ обычно имели короткий продольный разрез с клапаном и боковой шнуровкой, выпускались на двойной кожаной подошве рантовым методом крепления. Сапоги на меху использовались большей частью в условиях низких температур.
Сапоги текстильные предназначались для носки в сухих климатических условиях. Изготовлялись в виде прикройных сапог с втачными или настрочными передами. Детали верха выкраивались из тканей. Вырабатывались чёрного, коричневого, серого и защитного цветов. Подкладочные детали состояли из текстильного футора и поднаряда и кожаного заднего внутреннего ремня; сапоги делались большей частью с разрезом, блочками для шнуровки и клапанами в верхней части голенищ с наружной стороны или по заднему шву; разрез имел длину 9—10 см, с каждой его стороны ставилось по пять блочков, закреплённых подблочниками. В сапогах, не имевших разреза, было обязательно применение ушков из х.-б. тесьмы шир. 32 мм. По деталям низа текстильные сапоги не отличались от хромовых, за исключением того, что наряду с обычными задниками они могли вырабатываться с трёхслойным гранитолевым задником, помещаемым в настрочной карман из жёсткой кожи. Могли иметь подошву кожаную, пласткожаную, пористую резиновую (при рантовом методе) и резиновую (при методе горячей вулканизации). Способы крепления: винтовой, рантовый и горячей вулканизации. Материалы для изготовления текстильных сапог: дублированные и сдублированные обувные ткани, кирза двухслойная (ТУ 243—49) на детали верха; башмачная палатка (ОСТ 30293—40) — на детали верха, поднаряд и футор; тик-саржа и другие равноценные по физико-механическим свойствам ткани — на футор; кожи хромовые — на кожаные детали верха и задний внутренний ремень (ГОСТ 939—42); кожи подкладочные для обуви (ГОСТ 940— 41) — на задний внутренний ремень; кожи для низа обуви (ГОСТ 1010—41 и 461—51), сходы кожевенные для низа обуви (ГОСТ 1903—54), а также пласткожа и резина — для низа сапог.
Сапоги комбинированные отличались от текстильных наличием кожаных задинок и кожаных фигурных союзок. Кожаные детали верха выкраивались из хромовых кож (ГОСТ 939—41) — опойка, выростка, полукожника и конских передин.
В соответствии с ВТУ 1288—55 сапоги текстильные и комбинированные выпускались только мужские (№№ 38—47) в трёх полнотах (7, 8 и 9).
Сапоги фетровые использовались для носки в условиях относительно низкой температуры. Вырабатывались с рядом накладных деталей из кожи, что предохраняло наиболее изнашиваемые участки верха и низа и способствовало повышению общего срока службы сапог. Для улучшения эксплуатационных свойств низ зачастую подшивался кожей. К группе фетровых сапог относились: сапоги с верхом из крашеного и некрашеного фетра с кожаными союзками и задинками, с обшивкой швов и верхнего канта кожей, на кожаной, пласткожаной, резиновой и войлочной подошве, с низким каблуком; сапоги с верхом из некрашеного (натурального белого цвета) фетра с удлинёнными голенищами (охотничьи), с кожаными союзками и задинками, на кожаной подошве, с низким кожаным каблуком (только мужские); сапоги с верхом из войлока, кавказской бурки или сукна с кожаными союзками и задинками, с обшивкой швов и верхнего канта кожей, на кожаной, пласткожаной и резиновой подошве; бурки и чулки-ноговицы.
Основным материалом для изготовления фетровых сапог служил фетр; кожаные детали верха выкраивались из определённых участков хромовых кож, удовлетворявших требованиям ГОСТ 939—41. По материалам низа фетровые сапоги не отличались от других видов хромовых сапог. По поло-возрастному признаку разделялись на мужские (№№ 26—32), женские (№№ 23—26), детские школьные (№№ 20—23), дошкольные (№№ 13—19). Нумерация соответствовала длине стельки в сантиметрах.
Размеры кожаных сапог . Минимальные размеры высоты и ширины голенищ бытовых кожаных сапог были следующие (в мм ): мужские — высота 390, ширина внизу 170,5, вверху 191; женские — высота 345, ширина внизу 157,5, вверху 190; мальчиковые — высота 350, ширина внизу 155, вверху 175; школьные — высота 300, ширина внизу 138, вверху 158; детские — высота 250, ширина внизу 121, вверху 141. Разница между смежными номерами юфтевых, хромовых и текстильных сапог следующая (в мм ): по высоте 5, по ширине голенищ 2,5 (при голенище, сложенном вдвое и измеренном вверху в самом широком месте, внизу — на уровне шейки переда). Показатели размеров фетровых сапог — см. Фетровая обувь.
Сапоги резиновые: 1 — голенище и перед резиновый; 2 — подошва; 3 — стелька; 4 — каблук; 5 — подкладка голенища; 6 — подкладка передов; 7 — задник; 8 — стелька текстильная
Сапоги резиновые по назначению подразделялись на бытовые и производственные. Надевались непосредственно на ногу (поверх носка, чулка или портянки). Бытовые применялись в сырых местах или в дождливое время; производственные — при работе в воде, с растворами кислот и щелочей, с бензином и нефтью, в горнорудной и химической промышленности, в сельском хозяйстве, на лесных разработках, при рыбной ловле. Изготовлялись методом ручной клейки отдельных деталей либо методом формования (см. ).
На рисунке выше показан изготовленный формовым методом сапог с указанием восьми деталей: текстильные — подкладка голенищ, подкладка передов, задник и стелька (сшивались в чулок); резиновые — голенище с передом, подошва, стелька и каблук.
Основные типы, виды и размеры резиновых сапог приведены в таблице ниже.
Сапоги артикула 150 (клееные) — наиболее распространённый тип резиновых сапог; пригодны для различных условий носки. Перечень наиболее важных деталей этих сапог и применяемые на их изготовление резиновые и текстильные материалыв таблице ниже.
Другие артикуло-фасоны резиновых сапог отличаюлись от клееных арт. 150 количеством деталей и калибром применявшихся текстильных тканей и каландрированной резины.
Сапог мужской. Союзка из чёрной юфти, голенища из кирзы. Крепление гвоздевое.
Горнорудные сапоги арт. 118-а для усиления конструкции и увеличения стойкости против механических повреждений снабжались дополнительными деталями-усилителями (передним, боковым и задним), состоящими из текстильных тканей, промазанных и резиновой смесью; имели низкое голенище из промазанной и обложенной резиной текстильной ткани и обсоюзки из резиновой смеси.
Противокислотные и противощелочные сапоги
арт. 11150 и 11114. Для голенищ и передов применялась более толстая каландрированная резина калибра 1,85—2,05 мм. Для бензостойких сапог в резиновую смесь добавлялся дибутилфталат. У горняцких и проходческих сапог низ обуви имел усиленную сплошную подошву толщиной 14—15 мм; на нижней части голенища имеется дополнительное усиление — фигурное полуголенище, которое устраняло трещины по бокам в местах перехода головки и задника к голенищу и на нижней части голенища; фигурный задник и фигурная головка имели удлинённый язык для предохранения трещин в процессе эксплуатации в местах перехода головки и задника к голенищу; каблук клееный высотой 11—12 мм был не подвержен оклейке и обладал повышенной прочностью на износ; голенище было сдублировано с подкладкой на каландре, что значительно увеличивало силу их сцепления, устраняло отклейку и уменьшало изнашиваемость подкладки; вместо наружной рифлёной ленты — резиновая под головкой, что затрудняло её отклеивание от сапога.
Сапог мужской. Союзка из чёрной юфти, голенища из кирзы. Крепление гвоздевое.
Для изготовления рыбацких формовых сапог артикула 151 к ним с помощью резиновой соединительной ленты приформовывали резиновую штанину на подкладке из саржи или трикотажного полотна; толщина штанины с подкладкой 1,4 ± 0,1 мм.
Утепленные сапоги артикула 156 УВ дополнительно состояли из двух теплоизолирующих слоёв, внутренней войлочной стельки (толщиной 8—12 мм), обрезиненной текстильной подкладки из технического трикотажного полотна. Внутренние теплоизолирующие слои для передка и голенища состояли из комбинации полушерстяного полотна с начёсом (для первого слоя) и галошной байки шерстяной (для второго слоя). Подошва с рифлёной подмёткой и каблуком толщиной не менее в подмёточной части 8 мм и в пяточной части 20 мм; накладывалась с «завалом» по всей нижней части сапога. Наружный профильный рант накладывался встык к подошве, перекрывая место соединения подошвы с резиновым верхом.
Сапоги – это высокая обувь, охватывающая голени. Сапоги широко распространены в женском, мужском и детском гардеробах.
Родиной сапог считаются бескрайние азиатские степи. Их история насчитывает не одну сотню лет. На территории России сапоги распространились благодаря кочевым племенам.
Такой вид обуви был незаменим при верховой езде, поэтому у тюрков, не мысливших себя без лошадей, сапоги были в почете. Изначально сапоги могли себе позволить лишь аристократы и царские особы, но в начале XX века их стали носить представители всех сословий.
Много лет назад для изготовления сапог использовали так называемую юфтевую кожу. Женские модели представляли собой сапоги с укороченным голенищем и отороченным сафьяном или сукном. Какое-то время на Руси были популярны сапоги со скрипом, у которых между стелькой и подошвой располагалась подкладка из бересты.
Сегодня сапоги являются неотъемлемой деталью женского гардероба, также они широко распространены среди туристов, рыбаков и военных. В настоящее время существует довольно много брендов, специализирующихся на выпуске обуви, среди них: Centro , ECCO , Alexander McQueen , Baldinini , Christian Louboutin, Grand Style, J&Elisabeth, Timberland и др.
Сапоги должны быть не только красивыми, но и комфортными, удобными и способными справится с поставленными перед ними задачами, в частности, защитой ног от влаги и холода. Порой, бывает очень сложно найти ту самую заветную пару, совмещающую эти качества. Итак, после примерки сапог не стоит сразу идти на кассу, необходимо осмотреть приобретаемый товар, и убедиться в его качестве.
Материал верха должен быть однородным без потертостей и царапин. Швы должны быть росными, строчки без припусков. Недопустимы следы клея, заломы и разнообразные пятна. Застежка-молния должна свободно скользить, а язычок, застегивающий молнию, должен быть оснащен фиксатором, не позволяющим замку расстегнуться во время ходьбы.
При покупке сапог стоит обратить внимание и на подошву, в том случае, если обувь приобретается для зимнего времени года – лучше отдать предпочтение рифленой подошве, она предотвратит падение на скользких поверхностях. Сапоги, имеющие высокий каблук или шпильку, предпочтительнее приобретать в осенний или весенний период, зимой такая обувь может привести к травме ног.
sampfuncs.ru - В женской косметичке. Портал для любимых дам