27 сентября православный мир вспоминает о чудесном обретении Креста, послужившего орудием распятия Спасителя. Церковь и верующие люди свято чтят светлые традиции этого дня.
С праздником Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня связаны два события, о которых гласит Священное Предание.
Спустя 70 лет после того, как Сын Божий принял муки на кресте и, воскреснув, вознесся на небо, Иерусалим был захвачен римскими войсками. Император оказался язычником и поэтому вознамерился изжить память о великом событии и местах, где Христос принял праведные мучения. Было приказано скрыть под землей пещеру, где находился Гроб Господень. На этом месте римляне устроили языческие алтари, в которых молились своим богам.
Однако спустя несколько столетий, в IV веке, христиане снова сумели обрести эти святыни благодаря римскому императору Константину и царице Елене, которая была его матерью. Константин одержал победу в трех войнах, после чего, как гласит предание, увидел в небесах крест и буквы, гласившие: «Сим победивши». Император воспринял это как Божье Знамение и загорелся желанием отыскать крест, на котором когда-то распяли Христа.
Царица Елена, будучи уже в пожилом возрасте, последовала за своим сыном. Ее возмутили языческие алтари и идолы на святой земле Иерусалима. По приказу царицы их взялись разрушить, чтобы не осквернять это место. Елена самостоятельно расспрашивала жителей города о местонахождении христианской святыни, но никто не мог дать точного ответа, где же находится Животворящий Крест. Его нашли тогда, когда христиане до конца уничтожили языческие идолопоклонные места и вырыли из-под земли Гроб Господень. Вместе с ним раскопали гвозди и три креста. По преданию, чтобы определить, на каком из них был казнен Христос, все три орудия распятия приложили к недавно отошедшему в мир иной человеку. Животворящий Крест проявил себя, воскресив мертвого одним соприкосновением. Множество христиан, убедившись в подлинности святыни, воззвали с просьбой поднять Крест повыше и показать его всем желающим. Тогда Крест подняли, воздвигнув настолько высоко, насколько могли. Верующие поклонялись святыне и возносили молитвы Господу.
Царица вернулась в Константинополь с частицей Святого Креста. По велению Константина в Иерусалиме построили храм, который оберегал бы Голгофу и Гроб Господень. Храм был освящен 14 сентября, в тот день и появилась традиция праздновать Воздвижение. По новому стилю верующие вспоминают это событие 27 сентября.
Спустя два столетия после чудесного обретения христианских святынь Крест был похищен персами. Через 14 лет он был возвращен в святую землю. Легенда гласит, что император, несший святыню к храму, остановился, подходя к Голгофе, и не мог двинуться с места. Тогда патриарх, сопровождавший его, напомнил о том, что Спаситель совершал восхождение на Голгофу в униженном виде. Император снял символы власти, облачился в простое одеяние и беспрепятственно продолжил восхождение.
В этот праздничный день в храмах проходят торжественные литургии с богослужениями, которые посещаются всеми верующими. Священнослужитель читает Евангелие не в середине храма, как обычно, а в алтаре.
Наиболее значимым моментом божественной службы в этот день является момент, когда священнослужитель «воздвигает» крест, поднимая его и обращая поочередно во все четыре стороны света. Этот ритуал призван напоминать о том дне, когда верующие вновь смогли поклониться святыне, на которой Спаситель перенес столько мук за людской род. Крест, используемый на богослужении в честь дня Воздвижения, особенный: его практически не выносят во время служб по другим поводам, он массивен и выполнен из дерева. Христиане поклоняются кресту и прикладываются к нему, прося у Небес защиты.
В этот день необходимо соблюдать строгий пост: не есть мясные, рыбные и молочные продукты. По традиции нужно есть блюда из капусты — так делали еще наши предки, начинавшие в праздник Воздвижения готовить припасы на зиму.
На Воздвижение запрещено убираться в доме, выполнять тяжелую работу, а также позволять себе гнев или плохие мысли. В этот день верующие думают о жертве Спасителя, каются в грехах и просят у Бога помощи для исправления своих ошибок и сил для дальнейшего жизненного пути.
Обретение Животворящего Креста помогло язычникам прийти к Богу, а в христианах укрепило стойкость и веру в Божий промысел. Веруйте в чудо, не забывайте о светлых датах календаря и нажимайте на кнопки и
25.09.2015 01:20
Двадцать восьмого октября верующие традиционно поклонятся чудотворной иконе Божией Матери «Спорительница хлебов», прося ее о...
Правильное название церковного праздника 27 сентября звучит следующим образом: Воздвижение Животворящего Креста Господня. Логично предположить, что этот христианский символ был воздвигнут на горе Голгофе, но празднуют не саму установку распятия, а его обнаружение в ходе раскопок.
Воздвижение приурочено к моменту вторичной установки драгоценной находки, как божественного символа спасения и отпущения человеческих грехов. Святую реликвию нашли в Иерусалиме неподалеку от горы Голгофы в 326 г. Поиски проводились по инициативе императора Греции Константина. Он рассудил, что легендарную святыню можно найти именно в том месте, где был распят Иисус, поскольку в те времена кресты закапывали на месте (или неподалеку) казни.
Но 27 сентября отмечают еще одно не менее памятное событие, неотрывно связанное с предыдущим – честной Крест был возвращен из Персидского царства, куда его в свое время насильно увезли. В VII столетии император Греции Ираклий возвратил святыню в земли иерусалимские.
Воздвижение отмечают очень пышно. В этот день во всех крупных городах России делают торжественные крестные ходы со старинными иконами, крестами и церковными реликвиями. В главном храме города священник возлагает на аналой распятие, которое лежит там еще 7 дней. В это время люди молятся и проходят причастие. Если сегодня на календаре отмечен церковный праздник, работать в этот день нельзя, причем это касается и работы по дому (уборка, стирка и т.д.), поэтому все дела необходимо закончить заблаговременно.
Церковный праздник 27 сентября – одно из многодневных религиозных событий. Редко какое божественное празднество длится настолько долго и отмечается так пышно. Все начинается накануне – православные готовятся к главному торжеству, в храмах проводят службы, люди настраиваются на пост, поскольку в сам праздник требуется соблюдать строгую диету (нельзя есть мясо, рыбу, яйца, молоко, творог, сладости и т.д.).
С 28 сентября по 4 октября проходит послепраздничная неделя. В течение этого времени проходят богослужения, верующие молятся и прикладываются к кресту на аналое. По примете все, кто хотел счастливой и удачной жизни, соблюдали строгий пост – можно было есть только каши без масла и меда, пить воду и некоторые отвары. В последний день, 4 октября, проходит церемония отдания, и священник возвращает распятие в алтарь.
Воздвижение является двунадесятным христианским событием, то есть связанным с историей жизни Иисуса и Пресвятой Богородицы. Их делят на Господские и Богородичные. Воздвижение относится к Господским праздничным датам. Согласно примете, новые кресты на церквях и храмах нельзя устанавливать не 27 сентября, иначе ни один грех не может быть отпущен в таком месте.
27 сентября 2017 года - Среда, 270 день 2017 года по григорианскому календарю. 27 сентября соответствует 14 сентября юлианского календаря (по старому стилю).
Воздви́жение Честно́го и Животворящего Креста Господня
Также читайте:
Установлены следующие памятные даты:
26.09.2017
Какой церковный праздник сегодня, 27.09.2017? На 27 сентября 2017 года приходится праздник Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня. Как сообщает сайт, празднование проводится в память обретения и воздвижения Креста Христова. Это событие имело место быть во времена правления Константина Великого.
Константин одним из первых прекратил гонения на христиан. Одержав победу в трех битвах и увидев Божие знамение на небе император решил отыскать Крест, на котором был распят Иисус. Поиски креста он поручил своей матери, благочестивой царице Елене.
После продолжительных поисков ей удалось отыскать Гроб Господень, неподалеку от которого находились три креста. Чтобы выяснить, на каком из них был распят Иисус, патриарх Макарий стал подводить к крестам тяжелобольную женщину. И если два креста не оказали никакого влияния, то после третьего женщина исцелилась. Дальше кресты стали возлагать на умершего и после возложения третьего креста покойный ожил.
Для поклонения Святому Кресту собралась огромная толпа. Пришедшие попросили воздвигнуть Крест как можно выше, чтобы все хотя бы издалека могли созерцать его.
Святая Елена вернулась в Константинополь с частью Животворящего Древа и гвоздями. Император приказал воздвигнуть храм в честь Воскресения Христова, строительство которого шло на протяжении 10 лет. Освящение храма произошло 26 сентября по новому стилю, а на следующий день (27 сентября) было решено праздновать Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня.
История, связанная с Крестом Господа, не закончилась на моменте распятия Иисуса Христа. Можно сказать наоборот – что с Голгофы она только началась. Основные же события развернулись уже во времена, когда христианская Церковь начала делать свои первые шаги в мир.
После завершения евангельского периода, а также трагических для иудеев событий, связанных с противостоянием Риму, многие святые для христиан места на долгие годы были утрачены. Коснулось это и места распятия Господа – горы Голгофы, а вместе с ней и Креста Господня. Так, римский император Адриан (117–138), который в принципе был неплохим правителем и очень любил искусство, приказал уничтожить святые для христиан места. По его повелению Голгофа и Гроб Господень были засыпаны землей. На искусственно созданной насыпи был поставлен храм богини Венеры и статуя бога Юпитера, которые входили в обширный языческий пантеон богов и богинь Рима. После этих изменений почти на 200 лет святое место стало языческим капищем.
Все стало меняться, когда к власти пришел император Константин Великий (306–337), впоследствии – святой равноапостольный, первый из римских императоров, прекративший гонения на христиан.
В начале своего пути к престолу император Константин должен был одержать ряд важных побед над своими соперниками. В 312 году он разбил правителя западной части разделившейся Римской империи Максентия. Как гласит Предание Церкви, незадолго до решающей битвы с Максентием император Константин увидел в небе знамение – изображение Креста с надписью «Сим победиши». После этого видения император Константин действительно одержал победу над своим соперником. Когда позже Константин торжественно вошел в Рим (столицу западной части Империи), он повелел поставить свою статую с крестом в правой руке и надписью: «Этим спасительным знаменем я спас город от ига тирана».
В 313 году по инициативе Константина был издан Миланский эдикт, по которому христиане получали равные права с язычниками. После этого в западной части империи гонения на христиан прекратились. На Востоке же Миланский эдикт начал действовать чуть позже, когда Константину удалось победить своего зятя Ликиния, изначально подписавшего эдикт, но не исполнявшего его постановления. После того как в 323 году император Константин стал единоличным правителем всей территории Римской империи, он вознамерился отыскать главную святыню христиан. С этой целью он направил в Иерусалим свою мать – царицу Елену, которая, как и сам Константин, была христианкой. Для ускорения дела Константин дал царице сопроводительное письмо к иерусалимскому патриарху Макарию.
Прибыв в Иерусалим, Елена приказала уничтожить языческие капища и статуи. Однако главным делом было разыскать Крест Господень, что было совсем не просто, так как прошло уже немало времени. Местное население, будь то христиане или иудеи, не могло помочь чем-то существенным – никто не знал местонахождения Креста. Лишь спустя некоторое время удалось разыскать одного старого еврея, который рассказал, что Крест закопан там, где ныне стоит капище богини Венеры.
Сразу же после этого царица Елена повелела уничтожить это языческое святилище. После, совершив молитву, люди начали вести раскопки в указанном месте. Как говорит предание, вскоре после начала поисков был обнаружен Гроб Господень, а недалеко от него три креста, дощечка с надписью «Царь Иудейский», сделанной по приказанию Понтия Пилата, а также гвозди, которыми Господь был распят.
Однако после всех этих находок появилась новая проблема. Во время поисков было найдено три креста – два из них были теми крестами, на которых распяли разбойников, а вот один был Крестом Господа. Встал вопрос – какой именно? Царица Елена и патриарх Макарий положились на волю и милость Божию. Недалеко от места, где находились найденные кресты, проходила погребальная процессия. Патриарх Макарий, остановив процессию, поочередно возложил на усопшего каждый из найденных крестов. Когда мертвеца коснулся истинный Крест Господень, произошло чудо – умерший человек ожил. Собственно, это событие и стало свидетельством обнаружения Честного и Животворящего Креста Господня.
После произошедшего чуда люди, пришедшие поклониться Кресту, попросили патриарха Макария поднять Крест, чтобы можно было его увидеть. В тот момент, когда патриарх начал поднимать святыню, верующие стали читать молитву: «Господи, помилуй». Как доносит до нас Предание Церкви, при обретении Креста произошло еще несколько чудес. Так, например, от своего недуга исцелилась одна тяжелобольная женщина. Еврей Иуда, который указал на место, где был закопан Крест, вместе с еще несколькими иудеями уверовал в Господа Иисуса Христа и принял Таинство Крещения.
Годом обретения величайшей христианской святыни стал 326 год от Рождества Христова. Заметим, что впоследствии Иуда, получивший в крещении имя Кириак, стал епископом Иерусалимским. В годы правления императора Юлиана Отступника (361–363), пытавшегося возродить языческую веру, он принял мученическую кончину.
Равноапостольная царица Елена вернулась в Константинополь с частью Животворящего Креста Господня и гвоздями. Император Константин повелел построить в Иерусалиме большой храм в честь Воскресения Христова, в который вошли и Гроб Господень, и Голгофа. Этот величественный храм, строившийся десять лет, был освящен 13 сентября 335 года. На следующий же день – 14 сентября (27 сентября по новому стилю) – было установлено празднование в честь Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня.
Необходимо также добавить, что в праздник Воздвижения Креста Господня вспоминается еще одно важное событие – возвращение святыни из 14-летнего персидского плена. В седьмом веке, когда императором Византии был Фока (602–610), персидский царь Хозрой Второй разбил войска ромеев (византийцев), разграбил Иерусалим и увез с собой Крест Господень. Вернуть святыню удалось только через 14 лет, во времена правления императора Ираклия (610–641). Ираклию удалось разбить армию царя Хозроя и договориться с его сыном о возвращении Креста Господня в Иерусалим. Произошло это в 629 году.
Примерно в 638 году, когда Иерусалим захватили мусульмане, Крест Господень был разделен на несколько частей, которые разошлись по разным странам христианского мира . Где-то таких частей сохранилось больше, где-то меньше, но в любом случае, Господь даровал возможность каждому христианскому народу получить свою часть общей для всех святыни.
Поскольку иконография праздника посвящена в первую очередь Честнейшему и Животворящему Кресту Господню, то, естественно, он и является центральным изображением на иконах данного типа.
Есть несколько вариаций иконографии этого праздника. Общая композиция иконографии связана с событием обретения Честного и Животворящего Креста Господня в Иерусалиме в 326 году. На переднем плане, на полукруглом амвоне (возвышении), изображается святой Патриарх Иерусалимский Макарий, который по обретении истинного Креста Господня воздвиг его на обозрение всех верующих.
По бокам от патриарха Макария, как правило, изображаются служители Церкви (диаконы), которые помогают ему воздвигнуть Крест Господень (иногда они изображаются с кадилами в руках или поддерживающими патриарха Макария под руки). Также в окружении патриарха (только ниже) изображаются верующие, которые взирают на воздвигнутый Крест.
По краям иконы праздника по традиции изображаются святой равноапостольный император Константин Великий и равноапостольная царица Елена – главные инициаторы поиска, обнаружения и установления праздника в честь Честного и Животворящего Креста Господня.
На заднем плане изображается храм. В зависимости от традиции это может быть либо большой одноглавый храм, либо собор святой Софии Константинопольской. Во втором случае весь сюжет иконографии Воздвижения Креста Господня связан тогда уже не с Иерусалимом, а с Константинополем – а именно, с днем установления праздника 27 сентября.
"О Пречестный и Животворящий Кресте Господень! Древле убо был еси казни позорныя орудие, ныне же знамение спасения нашего присно почитаемое и прославляемое! Како достойне возмогу аз, недостойный, воспети Тя и како дерзну преклонити колена сердца моего пред Искупителем моим, исповедая грехи свои! Но милосердие и неизреченное человеколюбие Распеншегося на тебе смиренное Дерзновение подает ми, да отверзу уста моя воеже славити Тя; сего ради вопию Ти: радуйся, Кресте, Церкве Христовы красота и основание, всея вселенныя - утверждение, христиан всех - упование, царей - держава, верных - прибежище, Ангелов - слава и воспевание, демонов - страх, губительство и отгнание, нечестивых и неверных - посрамление, праведных - услаждение, обремененных - ослаба, обуреваемых - пристанище, заблудших - наставниче, одержимых страстьми - раскаяние, нищих - обогащение, плавающих - кормчий, слабых - сила, во бранех - победа и одоление, сирых - верное покровение, вдов - заступниче, дев - целомудрия охранение, ненадеянных - надежда, недужных - врач и мертвых - воскресение! Ты, прообразованный чудотворящим жезлом Моисея, животворный источник, напаяющий жаждущия духовныя жизни и услаждающий наши скорби; Ты - одр, на немже царственно почил тридневно Воскресший Победитель ада. Сего ради и утро, и в вечер, и полудне прославляю Тя, треблаженное Древо, и молю волею Распеншегося на Тебе, да просветит Он и укрепит Тобою ум мой, да открыет в сердце моем источник любве совершенней и вся деяния моя и путие мои Тобою осенит, да выну величаю Пригвожденнаго на Тебе, грех моих ради, Господа Спасителя моего. Аминь".
"Кресте Честный, хранитель души и телу буди ми: образом своим бесы низлагая, враги отгоняя, страсти упражняя и благоговение даруя ми, и жизнь, и силу, содействием Святаго Духа и честными Пречистыя Богородицы мольбами. Аминь".
sampfuncs.ru - В женской косметичке. Портал для любимых дам