Волшебная сила сказки или Сказкотерапия как средство развития связной речи, творческих способностей и эмоционального мира детей с речевыми патологиями. Приемы, применяемые в речевой сказкотерапии. Развитие речи с помощью сказок

, Коррекционная педагогика

В настоящее время модернизация образования предусматривает комплексное, всестороннее обновление всех звеньев образовательной системы в соответствии с ФГТ. Изменения касаются вопросов организации образовательной деятельности, технологий и содержания воспитательно-образовательного процесса.

Одним из эффективных средств в работе с детьми, имеющими речевые нарушения является использование сказки, которая оказывает значительное коррекционное влияние, комплексно воздействуя на детей.

Сказка не даёт прямых наставлений, но в содержании всегда заложен урок: быть дружными, трудолюбивыми, мужественными, смелыми, честными.

Сказки, несут в себе активизирующее воздействие - как на эмоциональную сферу ребенка, так и на речевую деятельность, обеспечивая комплексный подход в развитии ребёнка.

Благодаря сказке ребёнок познает мир не только умом, но и сердцем. И не только познает, но и откликается на события и явления окружающего мира, выражая своё отношение к добру и злу. Дети лучше, чем взрослые, чувствуют притягательную силу сказки.

При организации сказочно-игровых ситуаций идёт постепенный переход от невербальных форм взаимодействия к вербальным. При этом активизируется словарь ребёнка.

Воспитательные и обучающие свойства сказки, как педагогического средства, известны с давних времён. В науке существует концепция сказкотерапии, разработанная зарубежными (Э. Фромм, Э. Берн, Э.Гарднер, А.Менегетти) и российскими (Е.Лисина, Е.Петрова, Р.Азовцева, М.Осорина, Т.Зинкевич-Евстигнеева) учёными.

Огромный вклад в исследование и разработку данной проблемы внесли: А. В. Гнездилов, Т. М.Грабенко, Н.А.Погосова, М.А.Поваляева, Д.Ю.Соколов, О.В.Защиринская, С.А.Черняева и многие другие.

Сказка применяется в различных областях работы с детьми дошкольного возраста, имеющими речевые нарушения, в том числе и в работе над связной речью.

Формирование умений и навыков связной речи у дошкольников - это одна из важнейших задач педагогов, поскольку от степени их сформированности зависит дальнейшее развитие личности ребенка и приобретение им учебных знаний. Умения и навыки связной речи при спонтанном их развитии не достигают того уровня, который необходим для полноценного обучения ребёнка в школе.

Сказка выполняет исключительно важные речевые и коммуникативные функции:

  • лексико-образную, поскольку формирует языковую культуру личности;
  • активизирует и развивает внутреннюю слухоречевую память ребенка.
  • при слушании и чтении сказок происходит интериоризация вербально-знаковых форм сказок;
  • при пересказе, драматизации - становление речевой культуры;
  • развиваются основные языковые функции - экспрессивная (вербально-образный компонент речи) и коммуникативная (способность к общению, пониманию, диалогу);
  • развивающе-терапевтическую, поскольку имеет психотерапевтический эффект, который Аристотель обозначил термином катарсис (очищение души, умиротворение, снятие стресса).

Занятия по сказкам строятся по следующему алгоритму: слушаем, рассказываем, проживаем и сочиняем сказку.

Перед прочтением сказок проводится пропедевтическая работа, цель которой - организовать внимание детей, подготовить их к восприятию. Это отгадывание загадок о персонажах произведения, уточнение отдельных слов или словосочетаний, содержащихся в тексте, демонстрация соответствующих картинок. Тексты сказок читаются детям дважды, в медленном темпе. При повторном чтении используется прием завершения детьми отдельных предложений.

В качестве вспомогательного средства, при обучении детей дошкольного возраста навыкам связной речи, можно использовать метод моделирования плана высказывания.

Самостоятельное сочинение сказок, историй приближает ребенка к тому уровню монологической речи, который потребуется ему для перехода к новой ведущей (учебной) деятельности. Дети придумывают и завершают сказку, составляют сказку на предложенную тему с опорой на иллюстрированный материал и коллективно сочиняют сказку.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что возможности сказкотерапии уникальны в коррекционной работе, поскольку никакой иной вид деятельности не может обеспечить такого комплексного воздействия на речевую сферу ребенка.

Сказка для ребёнка - это игра, волшебство, и не столь важен результат, сколько поддержание игровой, необходимой для ребёнка, истинно сказочной атмосферы. Немного сказки, немного чуда, и вы уже видите перед собой счастливого ребёнка.

Список литературы.

  1. Быстрова Г.А., Сизова Э.А., Шуйская Т.А. Логосказки - СПб.: КАРО, 2001. - 128 с, ил.
  2. Глухов В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с ОНР. - М. 2004.
  3. Зинкевич-Евстигнеева. Т.Д. “Путь к волшебству. Теория и практика сказкотерапии” Спб.-1998 г.
  4. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Формы и методы работы со сказками. - СПб.: Речь, 2008. – 240 с.
  5. Колодяжная Т.П. Колунова Л.А. “Речевое развитие ребёнка в детском саду: новые подходы”. Ростов-н/Д: ТЦ “Учитель”,2002 г.
  6. Короткова Л.Д. “Сказкотерапия для дошкольников и младшего школьного возраста” Москва: “ЦГЛ”, 2004 г.
  7. МакунинаЕ.Ж. Придумываем истории и сказки. Ребенок в детском саду 6-2005г. с.35.
  8. Нищева Н.В. Разноцветные сказки. - СПб., “Детство-пресс”, 1999.
  9. Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с ОНР. - СПб., “Детство-пресс, 2001.
  10. Шорохова О.А. “Играем в сказку” ТЦ “Сфера” Москва 2006г.
Пичугина Любовь Юрьевна
Учебное заведение: МБДОУ №23 «Буратино» г. Мыски
Краткое описание работы:

Дата публикации: 2017-05-12 Статья на тему: «Сказкотерапия как средство развития речи детей дошкольного возраста» Пичугина Любовь Юрьевна В статье описана актуальность и теоретический материал работы со сказкотерапией для развития речи детей дошкольного возраста.

Просмотреть свитедельство о публикации

Статья на тему: «Сказкотерапия как средство развития речи детей дошкольного возраста»

Одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве является овладение родным языком, как общая основа воспитания и обучения детей. Современная стратегия обучения родному языку дошкольников включает в себя: владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие звуковой и интонационной культуры, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; развитие звуковой и интонационной культуры; формирование звуковой аналитической активности как предпосылки обучения грамоте; развитие речевого творчества.

К сожалению, практика показывает, что на сегодняшний день у дошкольников существуют множество проблем в речевом развитии. Односложная речь, бедная диалогическая речь, недостаточный словарный запас, употребление нелитературных слов и выражений и т.д. Поэтому очень актуальной и значимой, для дошкольного образовательного учреждения является задача развития речи детей.

Возможность обновить и качественно улучшить речевое развитие детей даёт поиск новых форм и методов обучения, развития и воспитания детей. Один из методов, активно разрабатываемых психологами и педагогами, в последнее годы, и применяемых в работе с детьми - использование сказки.

В методике развития речи детей дошкольного возраста имеется немало исследований, посвященных использованию сказкотерапии в развитии речи детей: Е.Н. Водовозовой, Н.В. Гавриш, Е.М. Струниной, О.С. Ушаковой В.Н. Макаровой, Е.А. Ставцевой, М.Н. Мирошкиной и др. Все они свидетельствуют о возможности эффективного использования сказкотерапии для развития речи детей.

Сказкотерапия – это метод, использующий сказочную форму для интеграции личности, развития творческих способностей, расширения сознания, совершенствования взаимодействий с окружающим миром. С помощью сазкотерапии происходит воспитание и лечение сказкой, которая не только учит переживать, радоваться, сочувствовать, грустить но и побуждает детей к речевому общению.

Очень важно отметить тот факт, что сказкотерапия — это наиболее эффективный способ коррекционного воздействия на ребенка, в котором наиболее ярко проявляется принцип обучения: учить играя.

Именно поэтому у меня возникло желание использовать в своей работе

сказкотеропию, как средство для развития речи детей дошкольного возраста.

Работа по развитию речи с применением приема сказкотерапии ведется в различных видах деятельности.

В самостоятельной деятельности, в процессе игры используются различные виды театров: настольный, пальчиковый, теневой, магнитный, перчаточный театр на ложках, шапочки-маски, ширмы для кукольного театра, аудиотека набор для прослушивания сказок. Дети учатся самостоятельно организовывать сюжетно-ролевые игры, воссоздавая в действительности сказочные сюжеты, Разыгрывать сюжеты сказок в театральных, режиссерских играх и в играх-драматизациях. Участвуют в показе кукольного театра. Так же дети рисуют любимых героев или отдельные сюжеты из сказок, в лепке, аппликации дети удовлетворяют свою потребность в действенном образном выражении своих впечатлений

Работа с дошкольниками в непосредственно образовательной деятельности по сказкотерапии очень разнообразна и включает в себя: чтение или рассказ сказки, затем ее обсуждение. пересказ сказок ; рассказывание сказок от третьего лица; групповое рассказывание сказок; рассказывание сказок по кругу, сочинения сказок; драматизация, проигрывание сказки в ролях и т.д. Детям предоставляется возможность: приобретения непосредственного эмоционально-чувственного опыта общения с предметами, с которыми дети затем встречаются в сказке; освоения содержания сказочного произведения; овладевают средствами построения самостоятельного активного взаимодействия со сказочными образами; самостоятельная творческая деятельность детей по придумыванию сказок.

Важную роль играет заинтересованность родителей в данном вопросе поэтому в педагогической работе особую роль следует отводить просвещению родителей. Рассказывать о роли сказки в развитии речи. Консультировать по использованию сказки как средства нравственного воспитания подрастающего поколения. Привлекать родителей для изготовления дидактического материала.

В итоге применения сказкотерапии как эффективного метода в развитии речи, у ребёнка формируется активный речевой запас, умение налаживать контакты с взрослыми и сверстниками, взаимодействовать с ними, адекватно реагировать на происходящее вокруг, эмоционально откликаться на возникающие ситуации в общении, проявлять свои эмоциональные состояния, принятые в человеческом обществе.

Используемая литература:

Василькова О.Ф., Политыкина А.А. Сказкотерапия как средство развития речи детей дошкольного возраста. – СПб., 2012.

Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Практикум по сказкотерапии. – СПб.: Речь, 2

Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Основы сказкотерапии.- СПб.: Речь, 200

Зинкевич-Евстигнеева Т.Д.Формы и методы работы со сказками.- СПб.: Речь, 2006

Рыжова Л.В. Методика работы со сказкой: методическое пособие.- СП, 201

Соколов Д. Сказки и сказкотерапия. М.: Эксмо-пресс,2001

Сказкотерапия, как средство развития детей дошкольного возраста.

«Сказка развивает внутренние силы ребенка,

благодаря которым человек не может не делать добра, то есть учит сопереживать.»

Сказкотерапия – это направление практической психологии, использующее ресурсы сказок для решения целого ряда задач: воспитание, образование, развитие личности и коррекция поведения. Так как сказки, в широком смысле, окружают человека всю его жизнь, то это направление идеально подходит и детям, и взрослым; людям с высшим образованием и не имеющим никакого образования.

Сказкотерапия имеет значительные преимущества перед другими методами психологии:

    Сказкотерапия позволяет психологу установить идеальный контакт с ребёнком, даёт удивительную возможность найти и буквально говорить с ним на одном языке, языке сказочных метафор. Сказкотерапия позволяет ловко обойти психологическое сопротивление ребёнка и даже поработать с проблемой, которую он по той или иной причине пока не готов озвучить открыто. Сказкотерапия позволяет выйти за те искусственные рамки, что выстраивает ребёнок в реальной жизни, расширить фокус внимания и арсенал возможностей. Это помогает увидеть другие возможные пути развития событий и решения жизненных проблем. Сказкотерапия даёт ребёнку возможность преобразить внутренний и внешний мир, увидеть и принять его красоту и уникальность, ведь в сказках всё наполнено гармонией, которая передаётся малышу. Сказкотерапия способствует пробуждению творческих сил в самом психологе. Сказкотерапия даёт специалисту большую свободу для творчества, позволяет гармонично интегрировать и применять техники других направлений психологии (психодрамы, гештальт-психологии, арт-терапии).

Сказка обычно выполняет три функции:

    Диагностическую Развивающую (профилактическую) Психотерапевтическую (коррекционную)

Как инструмент диагностики сказка предполагает выявление уже имеющихся жизненных сценариев и стратегий поведения ребенка.

Можно узнать, какая сказка больше всего нравится малышу, а, следовательно, какую модель поведения он будет реализовывать в жизни: Буратино или Джека-Воробья, Золушки или хитрой лисички. Исследования психологов показывают, что в любимых сказках запрограммирована жизнь ребенка. "Скажи мне, какая твоя любимая сказка, и я скажу, кто ты" - так перефразировали известную пословицу психоаналитики.

В диагностических целях ребёнку можно предъявить такую инструкцию: «Сочини сказку о мальчике пяти лет» или «Сочини любую сказку»; затем провести анализ сказки.

Существуют и специальные методики, использующие сказку для диагностики различных проблем детей: CAT, проективная методика Луизы Дюсс, др. Для выявления страхов перед различными стихиями можно применять сказку об Иванушке, предложенную Виталией Лаврентьевой

Как инструмент познавательного и сказка позволяет в ненавязчивой форме передать ребёнку опыт поколений, моральные нормы и правила поведения в обществе, а также позволяет развить фантазию, творческое воображение, мышление, речь, внимание и память малыша, обогатить его представления об окружающем мире.

Как инструмент коррекции и терапии, сказка позволяет расширить поле сознания и поведения ребёнка, найти нестандартные, оптимальные выходы из различных ситуаций и, в конечном итоге, вернуть ребёнку гармоничное самоощущение.

Воздействие на ребёнка осуществляется с помощью следующих видов сказок (по -Евстигнеевой):

    художественных дидактических психокоррекционных психотерапевтических медитативных

Художественные сказки – всё литературное наследие наших предков: сказки, мифы, легенды и пр. Художественные сказки могут быть народными и авторскими (, Ш. Перро, др.). Они содержат опыт, мировоззрение, систему ценностей как отдельного автора, так и этноса в целом.

Дидактические сказки – это сказки, которые придумывают педагоги для создания положительной мотивации к учебному процессу. Эта категория сказок призвана передавать в доступной форме дидактический материал, учебные задания и инструкции. Одним из первых создателей дидактических произведений был. Он считал, что рассказ учителя даст ребенку намного больше знаний, чем сухой материал учебника.

Психокоррекционные сказки – это сказки, сочиняемые психологами, педагогами и родителями. Создаются для мягкого влияния на поведение ребенка

Психотерапевтические сказки – сказки, раскрывающие глубинный смысл происходящих событий. Истории, помогающие увидеть происходящее, с другой стороны. Такие сказки не всегда однозначны, не всегда имеют традиционно счастливый конец, но всегда глубоки и проникновенны.

Существуют сказки, воспитывающие женскую мудрость («Морозко», «Крошечка-Хаврошечка», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Снегурочка», «Аленький цветочек», «Золушка», «Спящая красавица» Ш. Перро, «Госпожа Метелица» братьев Гримм и другие, и качества настоящего героя-мужчины и главы семьи («Царевна-лягушка», где хотя и просматривается женский путь, но главным героем является мужчина)

Медитативные сказки нацелены на создание какого-то положительного эмоционального состояния (например, перед сном); снятия усталости, напряжения, возбуждения; развития личностного ресурса. Эти сказки нужно слушать в комфортной располагающей обстановке. Отличительной особенностью этих сказок – является отсутствие конфликтов и злых героев.

Сказкотерапевтические технологии (формы работы со сказкой).

Медитации

Первая задача, которую решает психолог на коррекционных занятиях, Ї это снятие психоэмоционального напряжения у детей, накопление положительных эмоций, установление доверительных отношений и настрой на дальнейшую работу. Для этого с детьми проводятся медитации. Они могут быть статическими или динамическими, и в их основе лежат сказки-путешествия, не содержащие конфликтов.

Психодинамическая медитация связана с перевоплощениями (в сказочных героев, в животных, в камень, в растения, пр.) или с погружением в различные стихии (земля, вода, воздух, огонь), а также с движениями в танце.

В случае статической медитации участники, находясь в лежачем или сидячем положении, в расслабленном состоянии, слушают медитативную сказку. Медитативная сказка рассказывается чаще всего под музыку и способствует ещё большему расслаблению, погружению в собственное бессознательное и достижению эмоционального равновесия.

Сказочные задачи, сказочные головоломки.

Сказочные задачи встречаются почти в каждой сказке. Как правило, это те испытания, с которыми сталкиваются сказочные герои и которые они должны преодолеть. Справляясь с трудностями, наши герои приобретают новые качества, меняются, трансформируются. По сути, это зашифрованные в сказке алгоритмы способов преодоления жизненных проблем. Разрешая сказочные задачи и разбирая их с детьми, мы обучаем их различным способам преодоления трудностей.

Сказочные головоломки можно использовать в коррекционно-развивающих занятиях, направленных на развитие познавательной сферы, либо на занятиях с одаренными детьми. Это не просто интеллектуальное развлечение, а увлекательный способ научиться логически мыслить. Математические игры лежат в основе многих наук. Любые логические головоломки вы можете «упаковать» в сказочный контекст, и они приобретут новую, яркую и удивительную форму. Мир сказочных героев будит детское воображение, превращая обдумывание задачек в увлекательное путешествие.

Сочинение и рассказывание сказок

«Фантастический бином»

Детям дают слова, на основе которых они должны придумать какую-нибудь историю. Например, пять слов, подсказывающих сюжет Красной Шапочки: «девочка», «лес», «цветы», «волк», «бабушка», плюс шестое слово, постороннее, например, « ».

Учителя или другие авторы эксперимента исследуют с помощью такой игры-упражнения способность детей реагировать на новый, и по отношению к определенному ряду фактов неожиданный, элемент, их умение исполь­зовать такое слово в уже известном сюжете, заставлять привычные слова реагировать на новый контекст.

Сказки «наизнанку»

Один из вариантов игры в «перевирание» сказок состоит в умышленном и более органичном «выворачивании наизнанку» ска­зочной темы.

    Красная Шапочка злая, а волк добрый... Мальчик с пальчик сговорился с братьями убежать из дому, бросить бедных родителей, но те оказались дальновидными и продырявили ему карман, в карман насыпали риса, который понемножку сыплется вдоль всего пути бегства. Все согласно первоначальному варианту, но — как в зеркале: то, что было справа, оказывается слева... Золушка, дрянная девчонка, довела до белого каления покладистую мачеху и отбила у смирных сводных сестер жениха... Белоснежка встретила в дремучем лесу не семь гномов, а семь и стала сообщницей их бандитских набегов.

Карты Проппа

Согласно системе Проппа, сказка состоит из функций — их тридцать одна. Если учесть, что внутри они еще варьируются и видоизменяются, то материала вполне достаточно для того, чтобы составить сказки с опорой на эти функции, оформленные в виде карт.

Отлучка кого-либо из членов семьи; запрет, обращенный к герою; нарушение запрета; выведывание; выдача; подвох; невольное пособничество; вредительство (или недостача); посредничество; начинающееся противодействие; герой покидает дом; даритель испытывает героя; герой реагирует на действия будущего дарителя; получение волшебного средства; герой переносится, доставляется или приводится к месту нахождения предмета поисков; герой и вступают в борьбу; героя метят; антагонист побежден; беда или недостача ликвидируется;

20) возвращение героя;

21) герой подвергается преследованиям;

22) герой спасается от преследования;

23) герой неузнанным прибывает домой или в дру­гую страну;

24) ложный герой предъявляет необоснованные притязания;

25) герою предлагается трудная задача;

26) задача решается;

27) героя узнают;

28) ложный герой или антагонист изобличается;

29) герою дается новый облик;

30) враг наказывается;

31) герой вступает в брак.

С помощью этих «карт» ребятам ничего не стоит сочинить сказку, потому что каждое слово ряда (обозначающее функцию или сказочную тему) насыщено сказочным материалом и легко поддается варьированию. Ребята любят также тасовать карты и придумы­вать свои правила; например, строить рассказ на вы­тащенных наугад трех картах, или начать сочинять с кон­ца, или поделить колоду пополам и действовать двумя группами, соревнуясь, у кого рассказ получится занима­тельнее.

Колоду «пропповских карт» может сделать каждый: достаточно написать на картах названия функций или сказочных тем; без иллю­страции можно и обойтись.

Групповое придумывание сказки

Сказка из 10 слов

Необходимо придумать 10 слов: существительных нарицательных. Желательно, чтобы они изначально не вызывали у ребенка (взрослого) смысло­вых ассоциаций и были из разных областей жизни.

Затем нужно сочинить рассказ или сказку, где бы эти 10 слов были использованы и связаны по смыслу. При этом разрешается преобразовывать слова: делать из них име­на собственные, другие , читать наоборот и пр.

Сочинение сказки по кругу.

Дети, сидя в кругу, поочередно достают из мешочка картинки со сказочными персонажами или волшебными животными. Первый ребенок, взявший картинку, придумывает начало сказки, затем подключается второй ребенок со своим героем, он сочиняет еще пару предложений и так продолжается до тех пор, пока все дети в кругу не придумают по несколько предложений. В итоге получается новая, интересная сказка.

Рассказывание сказок

Среди психологов, работающих с детьми, бытует мнение, что лучше использовать аудиокассеты, на которых записаны коррекционные сказки. Обычно это объясняется легкостью использования такого сказочного материала для работы и тем, что «актер профессионально рассказывает». Это действительно так, но нельзя забывать о «личностном» факторе в такой работе. Слушая кассету, ребенок активизирует свой аудиальный канал восприятия. Остальные же не задействованы. Когда сказку рассказывает человек, другой человек видит его эмоциональные реакции, мимику. Подключается визуальный канал восприятия. Если в момент рассказывания сказки мама или психолог держит ребенка за руку, то подключается и сенсорный канал восприятия.

Рассказываются сказки несколькими способами: от имени рассказчика; от имени сказочного героя (здесь есть возможность рассказать одну и ту же сказку от имени всех героев) и др.

После рассказанной сказки можно побеседовать с ребенком о смыслах, заложенных в ней; о том, что происходило с главным героем; каким образом он решал сложные ситуации.

4. Сочинение сценария спектакля и его постановка

Когда мы работаем с проблемой ребенка, мы ищем пути ее разрешения. При использовании метода сказкотерапии мы можем зашифровать проблему в сказочный контекст. Это может сделать и сам ребенок, если вы попросите его придумать сказочную историю. Если для ребенка, с которым вы работаете, это сложная задача, ее решите вы, сочинив для него коррекционную сказку и предложив ее проиграть в виде спектакля. Психолог исполняет роль рассказчика или ведущего спектакль, а ребенок играет все роли по очереди.

При групповой работе чаще всего разыгрывается сказка, сочиненная группой под какую-то проблему или поставленную ей задачу. Роли распределяются внутри группы. Возможно многократное проигрывание одного сценария, при смене ролей в группе.

5. «Сказочные» игры

Можно бесконечно говорить о пользе игры в психологической практике. Существует огромное количество игр, направленных на решение различных психологических задач: развитие сенсорно-перцептивной сферы, развитие познавательных процессов (дидактические игры), развитие коммуникативной сферы (коммуникативные игры, и многие другие). Задача психолога, использующего сказкотерапию, Ї «упаковать» их в сказочный контекст. Это легко сделать с любой игрой. Например, всем известной Ї «Хвост дракона». Если вы работаете с группой агрессивных детей, то она может быть включена в одно из занятий и обыграна, как встреча со сказочным драконом, который только и делает, что пытается поймать свой хвост, а тот норовит убежать. Вообще, вокруг этого дракона можно построить все занятие.

Обычно игры подбираются к уже продуманному сказочному контексту занятия, исходя из того, какие психологические задачи вы хотите на нем решить.

Попадая в сказку дети легко воспринимают «сказочные законы» нормы и правила поведения.

Эмоционально разряжаясь, сбрасывая зажимы, отыгрывая спрятанные глубоко в подсознании страх, беспокойство, агрессию или чувство вины дети становятся мягче, добрее, увереннее в себе, восприимчивее к людям и окружающему миру.


Вступление. Сегодня педагогу недостаточно знаний об уже существующих образовательных технологиях, необходимо ещё и умение применять их в практической деятельности в соответствии с федеральными государственными требованиями. Овладение современными технологиями становится приоритетным направлением в образовании, что отмечено президентом в инициативе «Наша новая школа»: «Воспитание инициативности, способности творчески мыслить и находить нестандартные решения – условие для успешности ребёнка… »

В 2006 году я прошла курсы повышения квалификации по теме «Теория и практика сказкотерапии» и с тех пор успешно применяю полученные знания в работе с детьми дошкольного возраста.

«Сказкотерапия» - здоровьесберегающая педагогическая технология, включающая в себя систему мер, обеспечивающих сохранение здоровья ребёнка на всех этапах его обучения и развития.

Основной принцип сказкотерапии: педагогическая поддержка – решение сложной проблемы совместными, приемлемыми для конкретного воспитанника способами и приёмами. Главный критерий реализации данного принципа – удовлетворённость детей самой деятельностью и её результатами, снятие эмоциональной напряжённости.

Хотелось бы отметить, что сказкотерапия часто приходит на помощь в сложных ситуациях с поведением детей, в работе с родителями. Больше всего мне нравятся сказки, которые помогают закреплять знания об основах безопасности собственной жизнедеятельности детей:

Знакомят с правилами безопасного поведения во время игр в разное время года;

Обогащают знания об источниках опасности в быту;

Формируют умение обращаться за помощью к взрослым.

В этой статье предлагается разработка сказки на эмоциональное развитие детей. Думаю, она поможет в воспитании детей, в развитии их внутреннего мира, снятии эмоционального напряжения.

План – конспект непосредственно образовательной деятельности

«Удивительная каша»

для детей старшего дошкольного возраста.

Цель. Развитие способности эмоционально откликаться на воображаемые события; закрепление осознанного отношения к правилам безопасности жизнедеятельности; упражнение в мимических движениях.

Интеграция образовательных областей.

«Безопасность»: создать атмосферу психологического комфорта, способствовать снятию эмоционального напряжения, формировать у детей элементарные представления о здоровом образе жизни: о полезных продуктах питания; расширить знания о различных эмоциях человека, их воздействии на организм, воспитывать привычку заботиться о своём здоровье.

«Чтение художественной литературы»: развивать художественное восприятие, приобщить детей к словесному искусству.

«Социализация»: побуждать детей по собственной инициативе высказываться о действиях персонажей; проявлять отзывчивость, умение пожалеть, посочувствовать, порадоваться.

«Коммуникация»: помочь детям развить дискуссию по содержанию сказки, привлечь замкнутых, застенчивых детей к участию в обсуждении; объяснить им, что не надо стесняться своих чувств и их проявлений.

«Художественное творчество»: формировать умение передавать образы героев сказок средствами изобразительной деятельности, развивать фантазию, творчество.

Оборудование: краски, кисточки, бумага, геркулесовая каша, салфетки, одноразовые ложечки; зарисовки лиц с различными эмоциями: радость, удивление, печаль, страх, гнев.

Ход деятельности:

Вступительная часть. Воспитатель приглашает детей пройти в комнату Сказок (здесь развешаны иллюстрации из сказок, на полочках книги и сказочные герои – куклы) .

Дети рассаживаются на подушечки по кругу, а в центре стоит чашка с кашей, покрытая салфеткой.

Воспитатель загадывает детям загадку:

«Под крышкой я пыхчу – пыхчу,

а если будет тесно -

по молочной дорожке убегу… ».

Дети отгадывают загадку, воспитатель показывает им, что у неё под салфеткой. Дети, узнают, что главный герой сказки – геркулесовая каша.

Воспитатель: «Дети, послушайте сказку, а называется она - «Удивительная каша».

Жила-была в кастрюле Геркулесовая Каша. Она была очень мягкая и могла превращаться в кого угодно. В кастрюле ей было очень тесно и скучно, и ничего нового она там не могла узнать.

Однажды, она попала в детский сад. Её разложили в тарелочки, и она стала плоской, если попадала на стол – была каплей, в ложке - овальной. Но ребята очень плохо ели Геркулесовую Кашу, а ведь она была кашей «силачей». Обиделась каша на ребят и убежала от них. Решила она посмотреть на мир вокруг себя. Превратилась в Геркулесовую Девочку и «топ-топ» ногами по улицам города. Протопала Геркулесовая Девочка до парка. Смотрит, кругом цветы, деревья, белки прыгают с ветки на ветку. Красота! Хотела она сесть на лавочку, полюбоваться природой, но растеклась по ней Геркулесовой Кашей. Увидел это милиционер, засвистел в свисток. Но Геркулесовая Каша превратилась в белый велосипед и уехала. По дороге шёл дядя Вася и, увидев велосипед из каши, хотел его остановить. Но он разлился по его рукам Геркулесовой Кашей. Рассердился дядя Вася, а Геркулесовая Каша превратилась в белую белку и прыг на дерево. Испугались рыжие белки. Что это за белка-снегурочка скачет по веткам? Но белая белка спряталась в дупло. Тепло там, тихо, уютно. И вспомнила она свою любимую кастрюлю, где ей было очень хорошо. Свернулась она клубочком и заснула.

И видит она сон. Рыжие белки набросились на неё, а так как она была вкусной и сладкой – съели всю до кусочка. От белой белки не осталось и следа, а рыжие белки стали расти не по часам, а по минутам. И превратились они в гигантских белок. Сильные и смелые они стали бегать по парку и пугать отдыхающих. И парк совсем опустел.

Проснулась белая белка в ужасном страхе. Что же она наделала? Надо быстрее возвращаться в детский сад к ребятам, в свою кастрюлю. Вылезла она из дупла и «прыг, прыг» по дорожке в детский сад. Шлёпнулась в кастрюлю и снова стала сама собой, простой Геркулесовой Кашей. «Нет, - подумала она - незачем мне, Геркулесовой Каше, по улицам топать. Пусть лучше меня дети едят, как положено и становятся сильными, крепкими. И вместе с ними я на мир посмотрю».

Сказка ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок.

Вопросы к детям:

1. Дети, кто главный герой этой сказки? (Геркулесовая каша) .

2. Скажите, какая она была в кастрюле? (Мягкая) .

3. Как вы думаете, почему Геркулесовая Каша ушла из детского сада? (Ей было скучно, она обиделась на ребят) .

4. В кого превратилась Геркулесовая Каша? (В Геркулесовую Девочку) .

5. Покажите, как огорчилась каша, когда уходила из детского сада? (Дети показывают обиду, грусть) .

6. А когда на её лице появилась радость? (Когда пришла в парк) .

7. Что почувствовал дядя Вася, когда увидел велосипед из каши? Покажите это. (Удивление) .

8. Почему же рыжие белки съели белую белку? (Она была вкусная) .

9. Покажите, какими они стали. (Показывают «белок-силачей») .

10. Расскажите, какие вы знаете полезные продукты питания?

11., - Проснулись белки в ужасном страхе! ” Как это? Покажите. (Дети изображают страх, ужас) .

12. Вспомните эмоции, которые испытали герои сказки, назовите отрицательные и положительные.

13. Как вы думаете, может такое произойти в нашей группе? Почему? (Многие дети нашей группы плохо едят каши, особенно геркулесовую, а ведь она очень полезная – это каша здоровья и силы) .

Воспитатель предлагает детям пройти за столы и нарисовать, в кого ещё могла бы превратиться Геркулесовая Каша.

Рассмотреть рисунки детей. Отметить их творчество и фантазию.

Заключительная часть. Рефлексия. Выходя из комнаты Сказок, дети выбирают эмоцию (схематическое изображение, которая вызвала у них эта сказка, и прикрепляют её на мольберт. (Радость, удивление, печаль, страх, гнев.)

Примечание. По желанию дети могут одноразовыми ложечками попробовать геркулесовую кашу.

Желаю удачи всем педагогам в поиске и реализации новых педагогических технологий!

www.maam.ru

Сказкотерапия как средство нравственного развития детей дошкольного возраста

Основой моей методической системы является идея формирования нравственного мира детей дошкольного возраста.

Целью своего профессионального развития, в рамках методической системы, считаю необходимое использование в работе сказок для развития нравственных представлений и общечеловеческих ценностей.

Трудно переоценить значение сказки. Сказка – наш спутник в течении жизни, начиная с раннего детства и до глубокой старости.

Для ребёнка этот жанр литературы не просто вымысел, фантазия, это особая реальность. Ребёнок наполовину живёт в воображаемом мире, и не просто живёт, а активно действует в нём, преобразует его и себя. Сказка позволяет усвоить здоровую в своей основе идею: всё можно улучшить, усовершенствовать, изменить для блага людей. Воображаемая ситуация роднит сказку с игрой – основным видом деятельности дошкольников.

Актуальность выбранной темы.

Передо мной встала проблема: как сформировать у детей ценностное отношение к жизни, обеспечивающее устойчивое и гармоничное развитие личности.

Именно поэтому у меня возникло желание использовать в своей работе сказкотеропию, как средство для развития нравственных представлении детей дошкольного возраста.

Для развития личностно значимых качеств детей важна не сама по себе среда, которую создаёт сказка, а её восприятие ребёнком, то, как она ему преподноситься. Сказки преподносятся дошкольникам недостаточно разнообразно, в основном это чтение, рассказывание, просмотр театральных спектаклей, мультфильмов, кинофильмов по мотивам сказок. Сказки далеко не в полной мере используются для развития у детей воображения, мышления, речевого творчества и активного воспитания добрых чувств.

Изучение проблемы использования сказкотерапии для формирования нравственного мира, общечеловеческих ценностей особенно актуально в настоящее время, поскольку, во-первых, отечественной педагогической наукой недостаточно исследованы потенциальные возможности сказкотерапии, во-вторых, в условиях плюрализации отечественной культуры сведены к минимуму традиции семейного чтения, родителями уделяется мало внимания формированию нравственных представлений дошкольников. Использование сказкотерапии для воздействия на эмоциональное состояние ребенка, мотивации дошкольника представляет практический интерес.

Сказкотерапия - это воспитание и лечение сказкой. Сказка не только учит детей переживать, радоваться, сочувствовать, грустить, но и побуждать их к речевому контакту. Это наиболее эффективный способ коррекционного воздействия на ребенка, в котором наиболее ярко проявляется принцип обучения: учить играя. В результате активизируются и совершенствуются словарный запас, грамматический строй речи, звукопроизношение, навыки связной речи, мелодико-интонационная сторона речи, темп, выразительность речи.

Сказкотерапия – это процесс образования связи между сказочными событиями и поведением в реально жизни. Это процесс переноса сказочных смыслов в реальность.

Сказкотерапии – процесс объективизации проблемных ситуаций. Самое важное – создать ситуацию, в которой ребенок может задуматься над смыслом и неоднозначностью ситуации. В этот момент ребенок познает философию жизни: нет однозначных событий, даже внешне неприятная ситуация может через некоторое время обернуться благом.

4) Таким образом, целью данной работы является формирование позитивной Я- концепции с помощью сказкотерапии у детей дошкольного возраста.

Для достижения данной цели поставила следующие задачи:

1. Формирование у детей адекватных реакции в отношении себя, своих возможностей.

2. Формирование у детей опыта конструктивного взаимодействия как со взрослыми, так и со сверстниками.

3. Развивать нравственные ценности, эмоциональную отзывчивость.

4. Воспитывать доброжелательные отношения к взрослым и детям: быть приветливым, проявлять интерес к действиям и поступкам люде, желание помочь, порадовать окружающих.

Поставленные мной задачи отвечают требованиям ФГОС ДО.

Для того чтобы ребенок чувствовал себя счастливым, был способен лучше адаптироваться и преодолевать трудности, ему необходимо иметь положительное представление о себе. В современной социально-культурной ситуации становится очевидным, что работа над формированием самосознания, пониманием себя и другого человека необходима не только в младшем школьном возрасте (Е. А. Сорокоумова, но и в дошкольном детстве.

Свою работу через погружение в сказку я начала с создания предметно-развивающей среды. Это разнообразные уголки развития детей, атрибуты для проведения образовательной деятельности и организации досуга, фонотека музыкальных произведений, сборники сказок с аудиосопровождением, оформлен уголок сказки с возможностью самостоятельных театрализованных игр и драматизаций.

Подобран список произведений, которые в дальнейшем использовались в образовательной деятельности. На основе этого списка составлен перспективный план работы по формированию навыков социализации личности в процессе организации детской деятельности.

Работу со сказкой я связываю со всеми видами деятельности. Мы рисуем любимых героев или отдельные сюжеты из сказок, в лепке, аппликации дети удовлетворяют свою потребность в действенном образном выражении своих впечатлений. Часто даю задания домой, тем самым привлекаю родителей активно учувствовать в эмоциональном становлении детей.

Поскольку разнообразные виды детской деятельности связаны с определенной сказкой, то у детей формируется целостное и разностороннее восприятие этого произведения, происходит его осмысление и эмоциональное осознание.

По данному направлению разработала и апробировала ряд занятий с использованием сказок: «Путешествие в зимний лес», «Заяц Коська и Родничок», «Пузырь, Соломинка и Лапоть», «Что за чудо – эти сказки», «Чудесное лукошко», «Волшебный ключик» и др.

В своей работе я использую различные традиционные и нетрадиционные формы, методы и приемы, учитывая возрастные и индивидуальные особенности детей. Чтобы более широко раскрыть индивидуальные способности и углубить знания детей, использую ИКТ. Они, благодаря своей наглядности, красочности позволяют мне более эффективно строить процесс изучения новых для детей понятий, систематизации знаний.

Сказкотерапия оказывает многоплановое воздействие на личность ребёнка. На занятиях по сказкотеропии учу составлять словесные образы, в процессы чего у детей увеличивается словарный запас, внутренний мир ребёнка становиться интереснее, богаче.

Использую в своей работе и элементы куклотерапии. Например, игрушечная ворона загадывает детям загадки или приносит новую книжку со сказками в группу.

Погружаясь в сказку вместе с детьми я использую и такие методы и приёмы, которые позволяют не только послушать сказку, но и посмотреть, потрогать, услышать. Например, сказку можно сложить из ткани. Мы на полу изображаем место, где происходит действие сказки, с помощью отрезков ткани, различающихся по форме, размеру, цвету. Например, вышел Иван-царевич в широкое поле – на полу расстилаются лоскуты с ромашками и васильками: длинная голубая лента из шифона – ручеёк. Можно нарисовать сказку, можно услышать. Например, изобразить шум леса; одни дети машут лоскутками ткани, а другие переливают воду из стакана в стакан, а кто-то медленно трясёт баночку с гречкой. Создать звуки можно и с помощью голоса. Использую и подбор музыки с учётом места действия (лес, пруд, замок и т. д.) и характера действия.

Также использую такие методы как сравнение, узнавание, беседы-суждения (о жанре, об авторе, любимой сказке или любимом герое, игры-драматизации.

Опыт моей работы показывает, что с помощью сказок происходит становление ребёнка как личности. Однако сегодня, во многом сложилась такая ситуация, что сказка стала сдавать свои позиции обучения, так как на смену книге пришли компьютерные игры, зарубежные мультики, в которых зачастую отсутствует нравственное и воспитательное содержание.

Большое внимание я уделю созданию предметно-игровой среды, чтобы каждый ребенок имел возможность заниматься любимым делом, учитывала интересы мальчиков и девочек, создавая условия для активной, самостоятельной, творческой игровой деятельности.

Дети на сегодняшний день самостоятельно умеют организовывать сюжетно-ролевые игры и играют в них, воссоздавая различные стороны действительности и сказочные сюжеты. Ребятишки самостоятельно придумывают сюжет, ролевые диалоги, элементы игровой обстановки. Разыгрывали сюжеты сказок, литературных произведений в театральных, режиссерских играх и в играх-драматизациях. Участвуют в показе кукольного театра, куклы для которого я сделала своими руками.

Целенаправленная работа по формированию Я - концепции у детей дошкольного возраста дала определённый эффект: проводя диагностику в старших группах, выявилось, что в экспериментальной группе у детей более глубже сформированы личностные и социальные качества, чем в контрольной группе, где не проводилась данная методика. У детей лучше развиты нравственные ценности, социальный и эмоциональный интеллект, эмоциональная отзывчивость. Дети экспериментальной группы положительно относятся к миру, активно взаимодействуют со сверстниками и взрослыми, умеют договариваться.

Уровень сформированности нравственного развития определялся с помощью диагностики.

Особенности методики проведения диагностики заключается в том, что она позволяет обследовать одновременно двоих детей и сделать выводы о динамике отношений и личности каждого. Используемая процедура предельно проста: испытуемым дается стандартная проективная инструкция: «Сочините вместе сказку» без каких-либо наводящих комментариев. Сочиняемый текст и особенности процесса взаимодействия заносятся в протокол. Диагностическую информацию можно получить из двух источников: непосредственно из содержания сказки (сочиненный текст) и характера межличностного взаимодействия испытуемых в процессе сочинения.

Так же использовались тестовые диагностические методики:

«Страхи в домиках»

«Найди время года»

«Числа заблудились»

«Красная шапочка»

«Подбор иллюстраций к тексту сказки»

Методика данной диагностики позволила выявить следующие результаты: развитие нравственных отношений в экспериментальной группе выше на 29%, чем в контрольной группе.

Сравнительный анализ обычных занятий и «сказочных» показывает, что второй вариант более результативен, так как у детей отмечается повышенный интерес к содержанию тех задач, которые решаются на таких занятиях, появляется особая широта интересов – что в последующем может стать основой многообразного опыта.

www.maam.ru

Использование в работе воспитателя сказкотерапии, как средства коммуникативного общения детей дошкольного возраста

Использование в работе воспитателя сказкотерапии, как средства коммуникативного общения детей дошкольного возрас

Развитие интеллектуально – творческого потенциала личности ребенка одна из основных образовательных задач. Педагогам необходимо научить детей жить в динамичном, быстро изменяющемся мире. Научить детей ориентироваться в мире, самостоятельно принимать решения, не теряться при встрече с новым, непонятным, развить мыслительные умения, эмоциональную сферу, коммуникативные качества и помощь сказки в решении этих вопросов очень велика.

Цель: познакомить детей с миром человеческих эмоций по средствам сказки.

1. Научить детей понимать собственное эмоциональное состояние.

2. Выражать свои чувства и распознавать чувства других людей посредством – сказкотерапии.

3. Создавать условия для развития внутреннего потенциала и творческой активности ребенка.

Многие психологи, педагоги, дефектологи, воспитатели и родители применяют магическое воздействие сказки в своей работе и процессе воспитания. Поэтому основной задачей сказкотерапии стало синтезирование наиболее эффективных психологических технологий в рамках сказочной формы; объединение и адаптация множества психотерапевтических приемов в единый сказочный контекст. В этом заключается актуальность и новизна в использовании комплексной сказкотерапии в детском саду.

Сказкотерапия как средство коммуникативного общения.

Все мы хорошо знаем, что развитие ребенка теснейшим образом взаимосвязано с особенностями мира его чувств и переживаний. Эмоции, с одной стороны, являются «индикатором» состояния ребенка, с другой – самым существенным образом влияют на познавательные процессы и поведение. Маленькие дети часто находятся «в плену эмоций»; поскольку еще не могут управлять своими чувствами, что может приводить к импульсивности поведения, осложнениям в общении со сверстниками и взрослыми. Формировать способность осознавать и контролировать свои переживания, понимать эмоциональное состояние других людей помогает нам сказкотерапия.

Основные возможности сказкотерапии заключаются в следующем: интеграции личности, развитие творческих способностей и адаптивных навыков, совершенствование способов взаимодействия с окружающим миром, а также обучение, диагностика и коррекция.

Восприятие сказки оказывает сильное воздействие на эмоциональное развитие детей, процесс ознакомления со сказкой создает реальные психологические условия для формирования социальной адаптации ребенка. Во все времена сказка способствовала развитию позитивных межличностных отношений, социальных умений и навыков поведения, а также нравственных качеств личности ребенка, которые определяют его внутренний мир. При этом сказка остается одним из самых доступных средств для развития ребенка, которое во все времена использовали и педагоги, и родители.

Людям свойственно обмениваться историями. Для того чтобы их рассказать и послушать мы собираемся вместе. Поэтому сказкотерапия – естественная форма общения и передачи опыта. Научившись рассказывать, пересказывать, творчески мыслить, ребенок совершит огромный скачок в развитии, который будет способствовать развитию личности.

Форма метафоры, в которой созданы сказки, истории, притчи, анекдоты, наиболее доступна для восприятия ребенка. Это делает ее привлекательной для работы, направленной на коррекцию, обучение и развитие. Кроме того, работа со сказкой, моделирование в рамках сказочной формы развивают личность педагога, создают невидимый мост между ребенком и взрослым, сближают родителей и детей. Это метод, использующий сказочную форму, ореол волшебства для интеграции личности, развития творческих способностей, развития адаптивных навыков, совершенствования способов взаимодействия с окружающим миром, а также обучения, диагностики и коррекции.

Вера в чудеса живет внутри нашей души, как ее потенциальная способность. Поэтому очень важно создать такие условия для психологической и педагогической работы с детьми, в которых эта способность проявляется, усиливается и помогает преодолевать то, что тормозит развитие. Этот аспект стал основополагающим в создании концепции сказкотерапии. Ибо сказкотерапия – это и терапия средой, особой сказочной обстановкой, в которой могут проявляться потенциальные части личности.

В настоящее время существует два основных вида сказок: народные и авторские. И народные, и авторские сказки в свою очередь могут быть разделены на сказки о животных, бытовые, страшные и волшебные сказки.

В народных сказках: можно выделить общие чрезвычайно важные идеи:

1. Окружающий нас мир - живой. В любой момент все может заговорить с нами. Это идея важна для формирования бережного и осмысленного отношения к тому, что нас окружает. Начиная от людей, и заканчивая растениями и рукотворными вещами.

2. Ожившие объекты окружающего мира способны действовать самостоятельно, они имеют право на собственную жизнь. Эта идея важна для формирования чувства принятия другого.

3. Разделение добра, зла, победа добра. Это идея - важное для поддержания бодрости духа и развития стремления к лучшему, т. е. для морально-нравственное развития.

4. Самое ценное достается через испытание, а то, что далось даром, может быстро уйти. Эта идея важна для формирования механизма целеполагания и терпения.

5. Вокруг нас множество помощников. Но они приходят на помощь только в том случае, если мы не можем справиться с ситуацией или заданием сами. Эта идея важна для формирования чувства самостоятельности, а также доверия к окружающему миру. Наша жизнь многогранна, поэтому сюжеты народных сказок многообразны.

Сказки о животных. Дети до 5 лет идентифицируют себя с животными, стараются быть похожими на них. Поэтому, сказки о животных лучше всего передадут маленьким детям жизненный опыт. Представители животного царства знакомы ему либо как товарищи по играм, либо как промелькнувшие в зоопарке фигуры, внушающие то ужас, то восхищение, либо как полувоображаемые существа с непонятными свойствами, о которых он только слышал или читал

Бытовые сказки. Это сказки, рассказывающие о превратностях семейной жизни, показывают способы разрешения конфликтных ситуаций, формируют позицию здравого смысла и здорового чувства юмора по отношению к невзгодам, рассказывают о маленьких семейных хитростях. Поэтому бытовые сказки незаменимы в семейном консультировании и при работе с подростками, направленной на формирование образа семейных отношений.

Страшные сказки. Эти сказки рассказывают про нечистую силу. В современной детской субкультуре различают также сказки - страшилки. По-видимому, здесь мы имеем дело с опытом детской самотерапии: многократно моделируя и проживая тревожную ситуацию в сказке, дети освобождаются от напряжения и приобретают новые способы реагирования.

Таким образом, использование сказки на занятиях, играет огромную роль в развитии личности ребенка. Оказывая большое влияние как на сознательные, так и на бессознательные его личности, сказка косвенно позволяет приобрести значимый для ребенка жизненный опыт. Она помогает сделать процесс эмоционально-нравственного развития ребенка контролируемым и целенаправленным, оказывает влияние на общее психическое развитие, формирование умственной, эмоциональной и волевой сферы.

«Быть может, действительно в наше непростое время, когда у многих теряется смысл жизни, вера и надежда, сказки с хорошим концом могут помочь найти маленьким и взрослым свой Путь. »

www.maam.ru

Сказкотерапия как средство развития речи старших дошкольников.

Развитие речи становится всё более актуальной проблемой в нашем обществе. Предпосылки и прямую угрозу надвигающейся языковой катастрофы создают такие явления как неуклонно снижающийся уровень общей и бытовой культуры, широкое распространение бульварной литературы, агрессивно-примитивная речь телевизионной рекламы, зарубежных боевиков и мультфильмов.

На современном этапе поиск новых форм и методов обучения, развития и воспитания детей – один из насущных вопросов дошкольной педагогики. В настоящее время наблюдается повышенное внимание к развитию личности ребёнка. Это связывает возможность обновления и качественного улучшения его речевого развития. Показатели речи и свойства личности взаимосвязаны и они должны быть в центре внимания взрослых, заботящихся о своевременном и гармоничном развитии ребёнка.

Сказка как жанр художественной литературы и сокровищница русского народа находит применение в различных областях работы с детьми – дошкольниками, имеющими нарушения речи. Многочисленные исследования учёных-педагогов в области дошкольной и коррекционной педагогики (Зинкевич-Евстигнеева Т. Д., Аникин В. П., Большунова Н. Я., Кабачек О. А. и др.) показали, что проблему общего недоразвития речи детей старшего дошкольного возраста можно решать через использование метода сказкотерапии, потому как именно старший дошкольный возраст (5-7 лет) является сензитивным периодом речевого развития и творчества детей.

Совокупность различных методов и приёмов, предметная среда, общение являются внутренними движущими силами речевого и умственного развития старших дошкольников. Но при этом необходима опора на сказку, которая исключает нравоучительность и включает игровое общение.

При использовании сказкотерапии в развитии речи создаётся коммуникативная направленность каждого слова и высказывания ребёнка, происходит совершенствование лексико – грамматических средств языка, звуковой стороны речи в сфере произношения, восприятия и выразительности, развитие диалогической и монологической речи, возникает взаимосвязь зрительного, слухового и моторного анализаторов. Вместе с тем, на занятиях создаётся благоприятная психологическая атмосфера, обогащение эмоционально – чувственной сферы ребёнка, а также приобщение детей к народному творчеству.

Сказка помогает ребёнку самосовершенствоваться, активизировать различные стороны мыслительных процессов. У детей повышается речевая активность в процессе приобретения умения узнавать и пересказывать сказку, определять её героев и отношения между ними. Прослушивание и понимание сказки помогает ребёнку словесно устанавливать связь между событиями и строить речевые умозаключения, связывать сказки с приобретённым опытои и знаниями. У детей совершенствуется выразительность речи в процессе создания сказочных образов, расширяется словарный запас.

Для успешного осуществления коррекционно – развивающей работы с детьми старшего дошкольного возраста, имеющими нарушения речи, необходимы следующие условия:

Наличие научно-методической и материальной базы (художественная литература, пособия, оборудование, ТСО, канцтовары) ;

Практические материалы, разработанные для обеспечения педагогического процесса при использовании метода сказкотерапии (конспекты занятий и т. д.) ;

Консультации для педагогов и родителей (цель: обновление и качественное улучшение речевого развития детей старшего дошкольного возраста с использованием сказки) ;

Педагогическими условиями эффективности сказкотерапии являются:

Диалоговые взаимоотношения логопеда, воспитателей, родителей и ребёнка на основе сказки;

Взаимодействие старшего дошкольника с окружающим миром посредством сказки;

Насыщение самостоятельной игровой деятельности детей атрибутами сказки;

При подборе материала для работы с детьми, необходимо руководствоваться эмоциональной и нравственной содержательностью заданий, их влиянием на развитие не только речи, но и его личности в целом. Ведь сказка учит отличать зло и добро, не отвечать злом на зло, а следовать дорогой добра. Сказка призывает не быть равнодушным к чужому горю, воспитывать в себе честность, трудолюбие, доброжелательность – главные общечеловеческие ценности.

В педагогической работе особую роль следует отводить просвещению родителей. Рассказывать о роли сказки в развитии речи и становлении личности детей. Консультировать по использованию сказки как средства нравственного воспитания подрастающего поколения. Разъяснить им о значимости семейного чтения, подчёркивать его весомый вклад при формировании у ребёнка нравственно ценных ориентиров на основе нравственно положительных эмоциях. Такая работа в дальнейшем повлияет на развитие словесного творчества будущих школьников при стремлении сочинять свои собственные сказки. Чтение и обсуждение сказок может стать доброй семейной традицией, создать тёплую задушевную атмосферу в доме.

В детском саду разнообразие методов и приёмов, используемых в коррекционно-педагогической работе с детьми старшего дошкольного возраста, позволяет варьировать задания, обогащать содержание и формы работы, использовать материал как в виде непосредственно образовательной деятельности, так и в режимных моментах для развития речи.

www.maam.ru

В октябре была проведена первичная диагностика социально-эмоционального развития

детей и для отслеживания динамики развития, повторная – в мае.

В ходе работы были использованы следующие методики:

Численность группы – 8 – 10 человек.

Групповые занятия проводились во второй половине дня, один раз в неделю, продолжительностью 30 мин.

Занятия также включали в себя игры и упражнения на развитие творческого мышления и воображения, решение проблемных ситуаций, свободное и тематическое рисование, релаксационные этюды и др.

Основные этапы работы

Ознакомление родителей с методом сказкотерапии. Для этого была проведена групповая консультация, на которой была дана информация о том, что такое сказкотерапия, какие проблемы она решает.

Пальчиковые игры. Дети, находясь в сказке, изображали животных, играли в различные пальчиковые игры.

Сказкотерапевтическое рисование.Конечно, дети еще и рисовали сказки: любимого сказочного героя, сказочную страну и т.д. Это тоже относится к сказкотерапии, ибо в задании используются метафора и идея превращения. В сказкотерапевтическом рисовании используются:проективное диагностическое рисование, спонтанное рисование.

В первую группу вошли такие рисунки, как «Моя семья в образах сказочных животных», «Моя семья в образах сказочных героев.

Решение сказочных задач– это сбор психодиагностического материала, развитие творческого мышления и воображения. Как сказочные задачи, так и ответы детей были разные. Задания были направлены на то, чтобы не повторять ответы друзей.

Работа со страхами детей.

В работе с психокоррекционными сказками особое внимание уделялось страхам детей. Психокоррекционные сказки создаются для мягкого влияния на поведение ребенка.

Не все сказки обсуждались в группе после прочитывания, иногда ребенку давалась возможность побыть наедине с собой и подумать. При помощи этого вида сказок решались проблемы темноты, хвастовства, детских капризов, навязчивых вопросов.

Психодинамические медитации – это вид медитаций, связанный с движениями, перевоплощениями, с развитием различного рода чувствительности, получением позитивного двигательного опыта.

Самостоятельное сочинение сказок.Составляя сказку, ребенку нужно самостоятельно придумать содержание, логически выстроить повествование, облечь в словесную форму, соответствующую этому содержанию. При обучении детей рассказыванию использовалось несколько приемов:

Групповое придумывание сказки

Итогом работы послужило проведение открытых занятий для родителей, постоянно проводились индивидуальные консультации, короткие беседы.

Считаю, что работа кружка по сказкотерапии дала хорошие результаты. Дети научились думать, уважать мнение друзей и прислушиваться к нему, научились вставать на место другого и видеть мир с разных сторон. Дети стали более раскованны, они свободнее вступают в контакт со взрослыми и со сверстниками.

По теме:

2. Активизировать и обогащать словарный запас.

3. Выявить и поддержать творческие способности.

3. Снизить уровень тревожности и страхов.

4. Развивать коммуникативные навыки.

5. Развивать навыки конструктивного выражения эмоций.

6. Повысить уровень самооценки.

7. Укрепить союз «Ребенок – Педагог - Родитель».

Этапы работы:

1. В начале учебного года была проведена диагностика эмоционального состояния детей. Исходя из полученных результатов, был разработан перспективный план работы с детьми и родителями.

2. Работа с родителями. Были разработаны и проведены заседания семейного клуба «Сотрудничество» по темам: «Большие проблемы маленьких детей», «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста, через обучение составлению рассказов по картинке и серии картинок», «Готовы ли Вы и Ваш ребёнок к школе».

3. На протяжении учебного года проводилась непосредственно-образовательная деятельность с детьми совместно с учителем-логопедом и педагогом-психологом.

Основные этапы работы

  • Пальчиковые игры.

На данном этапе большое внимание уделялось мелкой моторике пальцев рук. Дети, находясь в сказке, изображали животных, в повседневной жизни играли в различные пальчиковые игры.

  • Сказкотерапевтическое рисование.

Мы просили детей нарисовать любимого сказачного героя, сказочную страну и так далее. Были такие рисунки, как «Моя семья в образах сказочных животных», «Моя семья в образах сказочных героев». В своих работах дети находили много разных существ и придумывали о них истории и сказки, что является прекрасным средством обогащения словаря, проявлением творчества и фантазии.

  • Решение сказочных задач.

Решение сказочных задач- это сбор психодиагностического материала, развитие творческого мышления и воображения.

Например: «выехал Иван-царевич из родного дома, чтобы невесту себе найти и белый свет посмотреть. Ехал, ехал, да почти всю еду, что из дома прихватил, и съел. Осталось у него только одна горбушка хлеба.

Вдруг видит- навстречу ему идет старичок- лесовичок, от голода спотыкается.

Что делать Ивану- царевечу? Что будет с ним, если он отдаст последний хлеб?».

Игорь: конечно поделится с лесовичком!!!

Вова: тогда он с голоду умрет, лучше он сам его съест, а старичок старый уже все равно.

Лера: Иван- царевич поделится хлебом, а сам в лесу будет охотится и ягоды, грибы кушать. Вот и все.

Как сказочные задачи, так и ответы детей были разные. При решении сказочных задач дети оказываются в ситуации выбора, в котором важны опыт ребенка, его мировоззрение. Даже дети логопедической группы с общим недоразвитием речи терялись в ситуации выбора только на первом занятии, затем их ответы становились не похожими на ответы товарищей. Решая сказочные задачи, ребенок также совершенствует вербальный язык, то есть учится доходчиво и правильно формулировать свои мысли.

  • Работа со страхами детей.

В работе с психокоррекционными сказками особое внимание уделялось страхам детей (по просьбе родителей) . Психокоррекционные сказки создаются для мягкого влияния на поведения ребенка. Не все сказки обсуждались в группе после прочитывания, иногда мы давали возможность по быть наедине с собой и подумать. При помощи этого вида сказок решались проблемы темноты, воды, пожара, мышей, лягушек.

  • Психодинамические медитации и танцы.

Психодинамические медитации- это вид медитации, связанный с движением, перевоплощениями, получением позитивного двигательного опыта.

Танец- это телесное выражение различных эмоциональных состояний. Он раскрепощает и наполняет новой силой. Танцуя, ребенок начинает чувствовать свое тело и лучше владеть им.

  • Погружение в стихи

В своей работе мы использовали приемы, связанные с погружением в различные стихи.

Например: мы находимся в сказочном лесу. Здесь все меняется быстро, как в сказке: идет дождь, и земля стала мокрая, мы с вами идем по мокрой земле, а вот солнышко выглянуло, земля высохла, и мы идем по песку, затем по камушкам…

Эти упражнения помогают стабилизации психических процессов, снимают напряжения и заряжают энергией.

  • Самостоятельное сочинение сказок и историй.

Состовляя творческий рассказ или сказку, ребенку нужно самомтоятельно придумать содержание, логически выстроить повествование, облечь в словесную форму, соответствующую этому содержанию.

  • Групповое рассказывание сказок.

Каждый участник группы по очереди рассказывает небольшой кусочек знакомой сказки, передавая Синеглазку.

  • Рассказывание известной сказки и придумывание к ней продолжения.

Здесь последний ребенок, сидящий в кругу, должен закончить сказку, иначе она может продолжатся бесконечно.

  • Групповое придумывание сказки.

Мы использовали несколько вариантов группового придумывания сказки. У кого Синеглазка тот начинает рассказ, затем ее передает, дети продолжают, рассказ обычно заканчивается после первого же круга.

В нашей работе был использован такой прием, как придумывание и рассказывание детьми нарисованной сказки. Дети рисовали на общем листе бумаги. Правили всех волшебников: не толкаться и не ссориться.

Каждый ребенок рисует кусочек сказочной страны, затем придумывают общую сказку о том, что было в этой стране, что там происходило сейчас и что будет происходить. Так же использовали любимые игрушки и просили придумать сказку о том, что с ней приключилось в сказочной стране.

Таким образом, разные формы рассказывания позволили обогатить речь детей: она стала более образной, дети стали легче и свободнее выражать свои мысли, улучшилась память, внимание стало более устойчивым, у детей развилось способность слушать другого.

Наиболее интересные и оригинальные сочинения мы стались записать. Очень оживляло и стимулировало творческую активность детей прослушивание сказок собственного сочинения. Итогом работы послужило театрализация сказки «Принцесса и король» придумана детьми.

И вот, что у них получилось…

Жили-были «Принцесса и Король» в царстве «Добрых животных». И вот однажды Принцесса пошла, кормить животных, и её похитили разбойники…

Мудрец, наблюдая за Принцессой, увидел, что её похитили, и сообщил Королю!

Преодолев, множество препятствий Король и Мудрец отыскали Принцессу!

Но разбойники её просто так не хотели отдавать… И завязался бой подушками между Королем, Мудрецом и разбойниками.

Король и Принцесса вернулись домой, и жили долго и счастливо!!!

Бурю положительных эмоций получили дети после театрализации сказки, от радости и счастья до определения будущей профессии. Дети захотели быть актёрами и сниматься в фильмах!

Постоянно проводились индивидуальные консультации, короткие беседы. Все наши советы и пожелания не оставались без внимания. Такое творческое сотрудничество («Ребенок-Родитель-Педагог») способствует дружбе, взаимопониманию, укрепляют доверие и уважение к работе педагога.

Наши результаты:

В ходе работы мы отмечаем, что дети изменились, стали более спокойными, усидчивыми, повысился познавательный интерес. Дети научились думать, уважать мнение друзей и прислушиваться к нему, научились встовать на место другого и видеть мир с разных сторон.

Дети стаки более раскованны, они свободнее вступают в контакт со взрослыми и со сверстниками. Их речь стала понятней и грамотней, они стали свободней выражать свои мысли.

Дети научились социально-приемлемым способом выражать свои эмоции, родители их поддерживают и играют вместе. Мы считаем, что такая совместная работа учителя-логопеда, педагога-психолога, детей и родителей способствуют гармоничному развитию личности ребёнка, успешной подготовки к обучению в школе.

По теме:

  1. Выявить и поддержать творческие способности.
  2. Снизить уровень тревожности и агрессивности.
  3. Развить способности к эмоциональной регуляции и естественной коммуникации.
  4. Формировать навыки конструктивного выражения эмоций.

В ходе работы можно использовать следующие методики:

  1. «Лесенка» - исследование самооценки.
  2. Тест «Дорисовывание» - исследование образного мышления.
  3. Беседа о страхах. Модификация по: Захаров А. И.

Занятия также могут включать в себя игры и упражнения на развитие творческого мышления и воображения, решение проблемных ситуаций, свободное и тематическое рисование, релаксационные этюды и др.

Основные этапы работы

Ознакомление родителей с методом сказкотерапии.

Пальчиковые игры.Дети, находясь в сказке, изображают животных, играли в различные пальчиковые игры.

Сказкотерапевтическое рисование. Конечно, дети еще и рисовали сказки: любимого сказочного героя, сказочную страну и т.д. Это тоже относится к сказкотерапии, ибо в задании используются метафора и идея превращения.

В сказкотерапевтическом рисовании используются: проективное диагностическое рисование, спонтанное рисование.

Сначала работу по методу сказкотерапии составляют такие рисунки, как «Моя семья в образах сказочных животных», «Моя семья в образах сказочных героев.

Детские рисунки – это и звездное небо, и поляна с колокольчиками и ромашками, и сказочный лес, в котором есть избушка на курьих ножках, и пещера гнома… В своих работах дети находили много разных существ и придумывали о них истории и сказки, что является прекрасным средством обогащения словаря, проявления творчества и фантазии.

Решение сказочных задач – это сбор психодиагностического материала, развитие творческого мышления и воображения. Как сказочные задачи, так и ответы детей были разные. Задания были направлены на то, чтобы не повторять ответы друзей.

При решении сказочных задач дети оказываются в ситуации выбора, в котором важны опыт ребенка, его мировосприятие, наиболее понятные и результативные для него способы взаимодействия с миром. Вначале дети терялись в ситуации выбора, затем их ответы становились не похожими на ответы других детей. Процесс группового решения и обсуждения обогащает жизненный опыт ребенка: чем больше он будет слышать ответы детей, тем более адаптированным он будет в жизни.

Решая сказочные задачи, ребенок также совершенствует вербальный язык, то есть учится доходчиво и правильно формулировать свои мысли.

Работа со страхами детей.

В работе с психокоррекционными сказками особое внимание уделяется страхам детей. Психокоррекционные сказки создаются для мягкого влияния на поведение ребенка.

Не все сказки обсуждаются в группе после прочитывания, иногда ребенку нужна возможность побыть наедине с собой и подумать. При помощи этого вида сказок решаются проблемы темноты, хвастовства, детских капризов, навязчивых вопросов.

Психодинамические медитации– это вид медитаций, связанный с движениями, перевоплощениями, с развитием различного рода чувствительности, получением позитивного двигательного опыта.

Например, находясь в сказочном лесу, дети изображают разных животных: лису, зайца, волка, медведя, птиц. Застенчивые дети чувствуют себя в такие минуты более свободными, уверенными.

Погружение в различные стихии. Эти упражнения помогают стабилизации психических процессов, снимают напряжение и заряжают энергией. Выполняя задания, дети приобретают умения, необходимые для перехода ко второму периоду, способствующему активизации речи детей: самостоятельное сочинение сказок.

Самостоятельное сочинение сказок. Составляя сказку, ребенку нужно самостоятельно придумать содержание, логически выстроить повествование, облечь в словесную форму, соответствующую этому содержанию. При обучении детей рассказыванию может использоваться несколько приемов:

  1. Рассказывание новой или известной сказки от 3-го или от 1-го лица
  2. Групповое рассказывание сказок
  3. Рассказывание известной сказки и придумывание к ней продолжения
  4. Групповое придумывание сказки

По итогам работы можно провести открытые занятия для родителей, индивидуальные консультации, короткие беседы.

После комплексной работы по методу сказкотерапии дети научаются думать, уважать мнение друзей и прислушиваться к нему, вставать на место другого, и видеть мир с разных сторон. Дети становятся более раскованными, они свободнее вступают в контакт со взрослыми и со сверстниками.

Сказка - это волшебный мир, в который мы часто окунаемся.
Мы испытываем чувство грусти, радости... Сказка - это чудо!

Модернизация образования в настоящее время предусматривает комплексное, всестороннее обновление всех звеньев образовательной системы в соответствии с ФГОС. Изменения касаются вопросов организации образовательной деятельности, технологий и содержания воспитательно-образовательного процесса.

Ограниченность речевого общения могут отрицательно влиять на формирование личности ребенка, вызывать психические наслоения, специфические особенности эмоционально-волевой сферы, способствовать развитию отрицательных качеств характера.

Поэтому к числу важнейших задач с дошкольниками, имеющими недоразвитие речи, относится формирование у них связной монологической речи. Это необходимо как для наиболее полного преодоления системного речевого недоразвития, так и для подготовки детей к предстоящему школьному обучению.

Один из методов, активно разрабатываемых психологами и педагогами, в последнее годы, и применяемых в работе с детьми - использование сказки.

В своей работе мы исходили из утвердившегося в психолингвистике положения, что речь представляет собой совокупность отдельных речевых действий, которые следует формировать поэтапно. При этом опирались на следующие принципиальные положения:

  • принцип постепенного перехода от более простого к более сложному
  • принцип дифференциации, заключающегося в создании оптимальных условий для самореализации каждого ребенка в процессе усвоения знаний, накопленного им опыта, эмоциональной и познавательной сферы
  • принцип деятельности. В непосредственно образовательной деятельности ребенок находится в постоянном процессе открытия новых знаний
  • принцип непрерывности и интегративности. Процесс развития связной речи не заканчивается в деятельности педагога, а продолжается в совместной деятельности ребенка и родителя.

Сказкотерапия – это метод, использующий сказочную форму для интеграции личности, развития творческих способностей, расширения сознания, совершенствования взаимодействий с окружающим миром (Т. Зинкевич-Евстигнеева, Т. Грабенко, Д. Фролов, Н. Погосова) .

Воспитательные и обучающие свойства сказки, как педагогического средства, известны с давних времён. Сказка формирует и поддерживает у детей дошкольного возраста созидательную систему ценностей человека, воспитывает, решает проблемы, успокаивает, и, являясь языком ребёнка, помогает педагогам многому его научить. Сказка применяется в различных областях работы с детьми дошкольного возраста, в том числе и в работе над связной речью.

Связная речь, являясь самостоятельным видом речемыслительной деятельности, вместе с тем выполняет важную роль в процессе воспитания и обучения детей, так как выступает в виде средства получения знаний и средства контроля за этими знаниями.

Формирование умений и навыков связной речи у дошкольников - это одна из важнейших задач педагогов, поскольку от степени их сформированности зависит дальнейшее развитие личности ребенка и приобретение им учебных знаний. Умения и навыки связной речи при спонтанном их развитии не достигают того уровня, который необходим для полноценного обучения ребёнка в школе. Этим умениям и навыкам нужно обучать специально.

Сказка не только повышает познавательный интерес и мотивацию к учебной деятельности, но и побуждает ребёнка анализировать, рассуждать, отыскивать причинно-следственные взаимосвязи, делать выводы. Поэтому не случайно сегодня сказки используются, обеспечивая комплексный подход в развитии ребёнка.

Сказкотерапия в системе коррекционной работы по развитию связной речи преследует такие цели:

  • создание коммуникативной направленности речевых высказываний
  • совершенствование лексико-грамматических средств языка, звуковой стороны речи
  • развитие просодической стороны речи
  • развитие диалогической и монологической речи
  • приобщение детей к истокам народной культуры.

Возможности сказки при условии творческого подхода к ней настолько велики, что, позволяют предлагать «сказочные» занятия по развитию связной речи детям самых различных возрастов с различным уровнем речевого и интеллектуального развития.

Сказка для ребёнка - это игра, волшебство, и не столь важен результат, сколько поддержание игровой, необходимой для ребёнка, истинно сказочной атмосферы. Немного сказки, немного чуда, и вы уже видите перед собой счастливого и здорового малыша.

Работа по развитию связной речи осуществляется во фронтальной и индивидуальной непосредственно образовательной деятельности в соответствии с программными требованиями.

Дидактическим материалом работы служат различные виды театров: настольный, пальчиковый, бибабо. Также используется фланелеграф и драматизация сказок.

Непосредственно образовательная деятельность с применением приема сказкотерапии состоит из нескольких этапов.

На первом этапе детям предоставляется возможность приобретения непосредственного эмоционально-чувственного опыта общения с предметами, с которыми дети затем встречаются в сказке.

На втором этапе дети входят в область активного действенного освоения содержания сказочного произведения;

На третьем – овладевают средствами построения самостоятельного активного взаимодействия со сказочными образами, одно из фундаментальных средств – включение сказочных героев в различные ситуации;

На четвертом – творческое использование этих средств в самостоятельной деятельности.

В соответствии с вышеизложенной системой работы со сказкой были определены дифференцированные задачи и разработана методика, способствующая реализации каждого этапа.

I этап. Цикл кратковременных наблюдений, разработанных в соответствии с содержанием сказочного произведения. Основная цель наблюдений – подготовить детей к пониманию содержания сказки.

Задачи:

II этап. Знакомство со сказкой.

Задачи:

  • подводить детей к пониманию содержания сказки, опираясь на непосредственный чувственный опыт, с которым дети встречаются в сказке;
  • развивать у детей интерес и чуткость к образному языку сказки;
  • расширять знания о художественном слове, его эмоциональной окраске;
  • способствовать усвоению различных изобразительно-выразительных средств раскрытия сказочного образа и применению их в своих рассказах;
  • развивать у детей умение излагать сказку связно, последовательно, логично, передавать в пересказе основные моменты сказочного произведения;
  • развивать у детей умение вживаться в образ, передавать его эмоционально.

Читая сказку, используем эмоциональные средства (выделение голосом ярких выражений, мимика, жесты, пантомимика, использование игрушек, ярких иллюстраций, продуктов детской деятельности) . В беседе по содержанию сказочного произведения используем вопросы, направленные на уточнение последовательности событий и понимание особенностей сказки. Во время беседы постоянно обращаемся к личному опыту детей, поощряя высказывания детей.

III этап. Путешествие по сказке.

Задачи:

  • побуждать детей к видоизменению содержания сказки;
  • использовать позитивную направленность сюжетов сказок на разрешение проблем;
  • развивать умения детей высказывать оценочные суждения о содержании и качестве придуманных сказок (как своих, так и сверстников) ;
  • воспитывать доброжелательное отношение к сочинениям товарищей, умение внимательно выслушивать их, давать оценку.

Предлагая детям сочинить продолжение сказки, сказочного героя ставлю в различные проблемные ситуации, в которых ему требуется помощь ребенка. Эффективным приемом "путешествия" по сказке может стать участие самого ребенка в решении проблемы или перенесение на себя одного из сказочных образов. При этом мною используются различные приемы: вариативные схемы-образцы продолжения сказки, речевой пример, вопросы, побуждающие к продолжению сказки, побуждение к обдумыванию замысла, составления плана сказки. После рассказывания привлекаю детей к разносторонней оценке сказок, придуманных детьми, обращая внимание на использование выразительных средств языка при составлении сказки.

IV этап. Самостоятельная творческая деятельность детей по придумыванию сказок.

Задачи:

  • развивать у детей интерес к творческому рассказыванию, желание фантазировать и сочинять сказки;
  • побуждать детей к самостоятельной творческой деятельности по сочинению сказок по различным лексическим темам;
  • развивать у детей желание и умение совершенствовать свое сочинение (целенаправленность, композиционная целостность, художественная выразительность и оригинальность) ;
  • побуждать к творческому рассказыванию сказок лексического содержания, созданию несколько вариантов на одну тему.

Для этого мною используются разнообразные приемы побуждения детей к сочинению сказок, предлагая детям разнообразные сюжеты и интересные темы.

Заключительный этап. Продолжительность данного этапа – 2 недели.

Цель заключительного этапа: проведение контрольной диагностики.

Задачи:

  • получить информацию об уровне сформированности связной речи
  • определить наиболее результативные приёмы развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

Использование приема сказкотерапии в системе коррекционной работы дает положительный результат, что подтверждается данными диагностики уровня речевого развития детей.

Заключение

Таким образом, на основании вышеприведенных материалов, можно сделать следующие выводы о значении сказкотерапии в коррекционной работе по развитию связной речи:

  • У ребенка исчезают переживания связанные с дефектами речи, укрепляется психическое здоровье, что способствует улучшению социальной адаптации.
  • Использование комплексной системы коррекционно-воспитательной работы приводит к стойкой положительной динамике в речевом развитии и эмоционально-волевой сфере.

Используемая литература:

  1. Быстрова Г. А., Сизова Э. А., Шуйская Т. А. Логосказки - СПб.: КАРО, 2001. - 128 с, ил.
  2. Глухов В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с ОНР. - М. 2004.
  3. Зинкевич-Евстигнеева. Т.Д. «Путь к волшебству. Теория и практика сказкотерапии» Спб. -1998 г.
  4. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Формы и методы работы со сказками. - СПб.: Речь, 2008. – 240 с.
  5. Короткова Л.Д. «Сказкотерапия для дошкольников и младшего школьного возраста» Москва: «ЦГЛ» , 2004 г.
  6. МакунинаЕ. Ж.Придумываем истории и сказки. Ребенок в детском саду 6-2005г. с.35.
  7. Нищева Н. В. Разноцветные сказки. - СПб., «Детство-пресс» , 1999.
  8. Шорохова О.А. «Играем в сказку» ТЦ «Сфера» Москва 2006г.

Что еще почитать