Как сделать мышку своими руками: выкройки и описание процесса. Как сделать мышку из мягкой ткани и синтепона Что можно использовать вместо коврика для мыши

Мышки - маленькие и милые игрушки. Сделать их своими руками можно быстро и легко. Такая поделка может создаваться из ненужных лоскутков ткани, фетра, резинок и даже обычного носка. Все зависит от вашей фантазии и имеющихся материалов. Мышку можно подарить в качестве сувенира, изготовить под Новый год как украшение на ёлку, повесить на брелок, использовать как декор для интерьера.

Тканевая мышка по выкройке

Сделать тканевую мышку своими руками очень просто. Нужны минимальные навыки рукоделия и буквально обрезки материала. Для работы вам необходимо подготовить:

  • понравившуюся выкройку;
  • ткань серого или розового цвета;
  • нитки соответствующих цветов;
  • наполнитель для игрушки, к примеру, синтепон или даже обычную вату;
  • бусины для глаз;
  • иголка, ножницы и карандаш.

Этапы создания игрушки:

Игрушка из резинок своими руками

Техника плетения игрушек из резинок предполагает использование специального станка. Но если такового нет в наличии, можно воспользоваться подручными средствами: крючком, карандашом или спицей. Подробная инструкция по созданию мыши из резинок с помощью крючка:

Изготовление мыши из фетра

Для создания мышки из фетра нужны те же инструменты, что и в случае с тканевым зверьком. Но в качестве основного материала выступает разноцветный фетр и клей Момент. Ведь есть детали, которые лучше приклеить.

Пошаговая инструкция мышки из фетра своими руками:

Крыса из носка своими руками

Заранее подготовьте следующие материалы и инструменты:

Этапы создания игрушки из носка:

Эти варианты создания мыши своими руками достаточно просты и не требуют каких-либо особых знаний и навыков. Поэтому делать поделки можно не только самостоятельно, но и со своими детьми. Такое совместное проведение времени с ребёнком позволит его занять и просто приятно пообщаться.

Внимание, только СЕГОДНЯ!

Мышки - серенькие пушистенькие зверюшки. Наверняка многие в детстве если и не хотели иметь кота или собаку, обязательно обзаводились мышками или крысами. Не всем родителям по душе живые грызуны, а вот игрушечные зверьки способны умилить даже взрослого. Чтобы создать собственного «пушистика», потребуется выкройка мыши. А ее вы можете найти в Мастерской Pretty Toys. Мы предлагаем вам сшить любопытную мышь с длинным носом, Минни, Микки, мышонка Санту, Джерри или кого-то еще. Наша коллекция пестрит игрушками различных размеров и форм. Задумавшись над тем, как сшить мышку, вы наверняка и представить не могли, что существует такое количество вариантов. Серенькие, цветные, длинноногие, с большими ушами, в костюмчиках и без них.

Сшить мышку своими руками лучше всего из фетра или любой неосыпающейся ткани. Выбор цветов, как и фактур – за вами. Для шитья своими руками мы предлагаем выкройки мышек различной сложности. Есть простые игрушки, состоящие из двух деталей и хвостика. Сложные игрушки имеют большое количество деталей поэтому при раскрое и сборке следует четко следить за обозначениями.

Шьем крыску в костюмчике или без него

Есть немного свободного времени? Тогда предлагаем вам сшить очаровательную крыску. Одну, парочку или целое семейство. Подобная милашка способна наполнить дом уютом и теплом, ведь в игрушке, пошитой собственными руками, находится частичка человеческой души, которая всегда будет согревать своего обладателя. Выкройки крысок вы всегда найдете в Мастерской Pretty Toys. Мы предлагаем не только подробное описание всего процесса изготовления, но и выкройку всех необходимых деталей, что поможет закончить работу легко и быстро. Вас ожидают фотографии и полезные рекомендации от мастериц.

Оригинальная игрушка непременно привлечет внимание гостей. Да и кто сможет, не остановив взгляд, пройти мимо крысы в костюмчике или в шляпке. Можно сшить крыску Лариску из известного мультфильма, сердитую Чучундру, крыса Деда Мороза, реалистичного крысенка. Каждая игрушка, сшитая своими руками уникальна.

Есть очень простенькие в исполнении мягкие игрушки, на изготовление которых не требуется много времени. Например, такая маленькая мягкая игрушка мышка.

Когда я сшила эту мышку, она просто очаровала всех членов нашей семьи. Первоначально она предназначалась в подарок маленькой девочке, но отдать ее было выше наших сил.

Поэтому сшилась вторая мышка, её сестра, которая и живет сейчас у девочки Насти. А мышка №1 осталась в родной семье. Она обожает конфетки и дружит с совой, тоже из фетра.

Для чудесной серой мышки вам понадобится (рис.1):

  • Серый фетр размером 12см х 18см
  • Розовый фетр размером 1,5см х 3см
  • Для набивки вата либо синтепон
  • нитки под цвет ткани
  • иголка
  • ножницы
  • клей ПВА
  • кисточка для клея
  • кусок картона 7,5 см х 5,0 см
  • черный крупный бисер 3 шт

Мы использовали для нашей мышки синтетический фетр. Этот материал без труда принимает и сохраняет нужную форму. При этом он не осыпается. Если вы пожелаете использовать другую ткань, то выбирайте такую, чтобы она не осыпалась.

По шаблонам на рис.2 изготовьте детали выкройки. Чтобы увидеть их в полном размере, кликните по картинке.

Наложите детали на ткань, выкройте, добавляя припуск для швов по 0,5см (рис.3):

  • Бока мышки – 2 детали
  • Живот – 1 деталь
  • Хвостик – 1 деталь
  • Ухо (внешняя часть) – 2 детали
  • Ухо (внутренняя часть) – 2 детали

Боковые части мышки сложите лицевой стороной ткани внутрь и сшейте (рис.4).

Обрежьте припуски шва на расстоянии 2 – 2,5мм от самого шва. Это нужно сделать осторожно, чтобы его не разрезать. После этого выворачиваем. Должно получиться как на рис.5.

Хвостик сшиваем не до конца, оставляя в широкой части несшитыми примерно 1см (рис.6):

Недошитую часть пришиваем к лицевой стороне спины мышки (рис.7).

Соединяем животик мышки со сшитыми боковыми частями. Для этого складываем все детальки лицевыми сторонами внутрь и сшиваем их по периметру, оставляя один бок незашитым (рис.8).

Теперь выворачиваем мышку через незашитую часть и вставляем в ее животик деталь для устойчивости. Мы применили пенорезину, но можно заменить ее картоном (рис.9).

Набиваем мышку синтепоном (рис.10).

После этого зашиваем бок до конца (рис.11).

Приступаем к ушкам: склеиваем клеем ПВА внутреннюю и внешнюю части ушей и оставляем их для высыхания (рис.12).

После высыхания клея пришиваем ушки к головке мышки (рис.13).

Для глазок и носика используем крупный черный бисер, пришивая его в нужные места. Усики делаются крупными стежками черных ниток (рис.14).

Получилась вот такая славная мышка-норушка (рис.15)!

Порадуйте вашего ребёночка, сшейте для него маленькую забавную мышку. Она будет замечательным подарком, тем более сделанным мамиными руками. Сколько радости это доставит вашему ребёнку! И как он будет восхищаться своей мамой, которая все умеет!

Дети постарше могут попробовать сшить мягкую игрушку мышку своими руками или с помощью родителей.

Чем хороши игрушки из носков?

  1. Экономичный вариант. Делается из того, что лежит без дела – например, из носка, потерявшего свою пару в расцвете молодости.
  2. У носков, особенно детских, яркие расцветки и симпатичные рисунки, которые можно обыграть в игрушке.
  3. Полет фантазии. Каждая ваша игрушка, даже сделанная по одной выкройке, будет уникальной, а главное – рукотворной.

Их можно дарить, ими можно украсить интерьер. Они симпатичные и милые. Делаются просто и быстро. За час можно сотворить не одну мышь, а целую мышиную семью. Количество членов мышиной семьи будет зависеть от ваших навыков и умений.





Итак, за дело!

Вариант №1. Мышка, стоящая на задних лапках, с сердечком.

Нам понадобится:

  • носок,
  • холофайбер или синтепон. Вата не приветствуется – игрушка будет тяжелой и плохо сохнуть после стирки.
  • нитка с иголкой или клей, который быстро сохнет. Отлично, если это будет клеевой пистолет.
  • три маленькие пуговицы или бусины (два глаза и нос),
  • ткань, из которой будут вырезаны сердечко и хвостик.
  • фетр на ушки.
  • нитки для усиков.
  • ножницы.


Этапы рождения мыши из носка

  1. Вскрываем живот носку – по всей его длине делаем разрез вдоль.
  2. Делаем аппликацию-сердечко. Из ткани, которую приготовили. Сердечко будет на животе у мышки, поэтому кроим его подходящего размера. Вырезаем, не забывая про припуски на швы. Пришиваем.
  3. Хвостик можно соорудить из толстой нитки или тесьмы. Можно выкроить из той же ткани, что и сердечко мыши. Будет гармония.
  4. Дно мышки, на которой она будет стоять, зашиваем в последнюю очередь. Через него наполнитель попадет внутрь. Не забудьте перед закрытием дна вставить хвост.
  5. Ушки – два кружочка – выкраиваются из фетра, можно из оставшейся части носка.
  6. Носик и глазки оставляем напоследок. Их можно пришить, а можно и приклеить.

Совет: в работе использовать шов «вперед иголку» или «назад иголку». Стежки должны быть мелкие, чтобы не побежали петли трикотажного носка.

Для набивки можно использовать спицы или китайские палочки.

Вариант №2. Мышка на четырех лапках


  1. Носок кладем пяткой кверху. Тело будущей мышки – длина носка до пятки. Чем меньше носок, тем миниатюрнее будет мышка.
  2. Отрезаем возле пятки, чуть закругляя.
  3. Через отверстие сзади набиваем мышь синтепоном.
  4. Из резинки носка выкраиваем ушки-кружочки. Каждое двойное. Для объема набиваем их.
  5. Самый край резинки отрезаем полосой. Это будущий хвост. Можно набить его тоже.
  6. Готовый хвост вставляем и зашиваем окончательно мышку сзади.
  7. Ушки внизу прихватываем ниткой, формируя складочку. Затем в таком, типичном для мышиных ушей виде, пришиваем к мышке.
  8. Глазки-пуговки и носик, усики-ниточки завершат образ.

Вариант №3. Это облегченный аналог предыдущих вариантов. Нитки и иголка не нужны. Эта мышка по силам даже ребенку.

  1. Тело делается точно также, как в предыдущем варианте, за исключением того момента, когда дело доходит до зашивания зада. В этот раз мы ничего не шьем – просто ниткой туго перевязываем место среза. Тело готово!
  2. Привязываем хвост. Он может быть и из крученой шерстяной нитки, и из тесьмы… Фантазия не ограничивается. Длина хвоста тоже – на ваш вкус.
  3. Делаем ушки из фетра. Можно сделать ушки двойные – то есть понадобится на каждое ушко по два кружочка фетра разного цвета. Один накладываем на другой, внизу сжимаем, образуя мягкую складку. Можно складочку зафиксировать клеем.
  4. В том месте, где будет ушко, делаем маленький разрез. Ровно такой, чтобы низ ушка туда прошел. Вставляем ушко, фиксируем клеем. Готово!
  5. Ушастую, хвостатую мышку наделяем глазками, носиком и усиками. Фиксируем их клеевым пистолетом. Тут тоже – полет фантазии. Глазками могут стать пуговки, бусинки, бисеринки. Та же история и с носиком. Усики – обрезки ниточек. Хотите усатую

Вы когда-нибудь задумывались, как устроены вещи, какой путь они проходят от идеи до реализации, насколько просты простые вещи? Насколько просто сделать расческу? А компьютерную мышь? А деревянную компьютерную мышь из цельного бруска красного дерева с ЖК-экранчиком, с собственной электронной начинкой и изготовленным и оплетенным специально для нее кабелем? Думаю, вам будет интересен мой путь, который я прошел за 2,5 года создания моей мышки.

Дизайн, конструирование, моделирование

Поскольку в конструировании я был полный ноль, то и к делу я подошел как полный профан. Купил пластилин и начал лепить мышь своей мечты.

Сначала я слепил мышь, которая идеально мне подходит для работы на десктопе. Она на фотографии большая темно-серая. Затем я слепил мышь, которая подошла бы мне на роль мобильной (темно-серая маленькая). А затем я отнес сворованный у детей кусок пластилина на работу, и коллеги вылепили мышь, претендующую на звание «народной». Она идеально ложилась в руку большинству мужского населения нашего коллектива (на фото разноцветная). И что же? Получились банальные и унылые формы, которые мы денно и нощно дергаем руками на все лады. Видимо, среди трех стандартных мышей любой пользователь найдет для себя удобную. Торжество идеала?

В результате за компьютером была смоделирована мышь, которая, с моей точки зрения, претендовала на роль изящной и красивой.

На тот момент она мне безумно нравилась. И, недолго думая, я разделил компьютерную модель на детали. Были продуманы элементы крепления и сопряжения с электронной начинкой. Звучит просто, а на деле были потрачены сотни часов кропотливой работы.

После этого полученные детали были выращены на 3D-станке для проверки собираемости.

Материал - полиамид. В руке сидит хорошо, как влитая. Все детали подходят друг к другу, технологическая сборка также прошла без проблем

Следующий этап - фрезерование в дереве. Приобрел, наверное, с десяток различных пород красных деревьев, но начал с дерева сапеле, остальные породы ждут своего часа.

Вживую дизайн не понравился. Вертикальные щели между кнопками и корпусом выглядели плохо и неопрятно. Видны технологические «болячки» при работе с деревом - сколы и увод дерева. Ну и главное - клавиши не гнулись, клика не было.

Долго думал над дизайном. Что-то смущало, и не было чувства удовлетворения. Потом понял - мыши не хватает солидности. Решил вернуться к первоначальному варианту мыши, который я лепил в самом начале, только на профессиональном уровне и с использованием скульптурного пластилина. В одной мыши сделано два варианта дизайна. Удобно для сравнения и принятия решения.

После получения финального варианта было сделано 3D-сканирование и перенос поверхностей в SolidWorks.

Вторая модель получилась не намного удачнее первой. Кнопки не нажимались, и исправить это в текущей модели было невозможно. Брак модели был заложен на уровне ДНК. Нужен более комплексный подход с одновременным контролем и дизайна, и технологии. Иначе ничего не получится. Будет или технологическое совершенство, или хороший дизайн, но не все сразу. Эти характеристики сидят на разных сторонах качелей. Поэтому выкидываю все в помойку и начинаю с начала. Эскиз-дизайн-лепка-тестирование-выращивание и так далее, но с технологическим контролем критических параметров с одной стороны, и дизайна с другой. Ищем золотую середину.

Третью модель делал уже в рамках классического цикла проектирования продукта. Начал с эскиза.

Нарисовались контуры.

И, наконец, утвержденный дизайн.

Пластилиновый макет.

3D-сканер, получение поверхности.

Компьютерная модель.

Затем начался процесс доводки корпуса. На станке ЧПУ выпиливался корпус, тестировался, дорабатывался, затем снова выпиливался. В итоге работоспособным получилась только десятая версия корпуса. Самой большой проблемой было сделать комфортным нажатие клавиш. В итоге в некоторых местах толщина дерева уменьшалась до 0,7 мм! На процесс доработки корпуса у меня ушел год.

Деревянными были сделаны также колесико и разъем.

На колесико я нанес лазерную гравировку с брендом Clickwood.

На подходе одиннадцатая версия корпуса, куда я внесу незначительные изменения. Также я начал разработку беспроводной версии мыши. Беспроводный модуль базируется на технологии Bluetooth, оптосенсор - лазерный. Аккумуляторы типоразмера ААА, 2 штуки, с возможностью замены. При подзарядке мышь будет продолжать работать. Все элементы расположены очень плотно, при компоновке пришлось изрядно поломать голову. В качестве контейнера для батареек служит полость, специально вырезанная в деревянном корпусе мыши.

Деревянные детали

Работа с деревом начинается с отбора древесины. Доски должны быть правильной геометрии, иметь минимум сучков и пороков, и иметь необходимую влажность.

Поначалу доски сушатся дома. Минимум полгода.

После этого доска распиливается на бруски небольшого размера, которые досушиваются несколько недель на месте их дальнейшей обработки. На всех этапах влажность контролируется специальным прибором. Если пренебречь процессом сушки, дерево теряет геометрическую стабильность, и изготовление и эксплуатация мыши становятся невозможными.

Подготовленные бруски обрабатываются на станке ЧПУ с помощью специально созданной программы.

С самого начала создания детали и до окончательной сборки мыши детали жестко фиксируются на металлической оснастке, чтобы ни на одном из этапов деталь не изменила своей формы и геометрических размеров.

Обработку верхней детали мыши приходится делать с ювелирной точностью, поскольку профиль ее разработан для мягкого клика и в некоторых местах очень тонок. Усилие нажатия я контролирую граммометром. В обычных мышах оно колеблется от 50 до 75 ГС. Я стараюсь добиться 50 ГС.

С деревом в моем проекте связаны самые большие трудности. Мало того, что это самая существенная часть себестоимости, так и доля брака тут весьма высока. Дерево - анизотропный материал. Его может и повести, могут попасться пороки, возникнуть сколы, да и просто ошибка в технологии финишного покрытия может привести к тому, что корпус мышки отправляется в помойку. Признаюсь, что технологию обработки я до сих пор совершенствую, и до конца не уверен, что нашел правильную. Для статистики: в первой партии из десяти корпусов до готового продукта дошло только три. Поэтому часть технологической цепочки, связанной с деревом, критически важна для себестоимости и качества готового продукта. Над ней идет постоянная работа.

В дальнейшем планирую поработать с костью. В частности, уже занимаюсь созданием колесика из кости.

Электронная часть

Первую схему мыши я разработал самостоятельно. В качестве сенсора взял топовый оптический датчик ADNS-3090 фирмы Avago, мозгами стал контроллер фирмы Atmel, остальные комплектующие брендовых компаний типа Murata, Yageo, Geyer, Omron и Molex.

Особое внимание уделил качественному питанию мыши, тут, по-моему, своим перфекционизмом достиг абсолюта

Первая работающая макетка.

В черном исполнении, финальная.

Также были эксперименты с различными кнопками. Я всегда пытался среди прочих подобрать себе тихую мышь. Ну а раз я ее делаю сам, то решил провести эксперимент и сделать такую мышь и опробовать ее в работе. Для этого щелкавшие левый и правый «микрики» заменил на мягкие и тихие, использовавшиеся для центральной кнопки (замечали, что центральная кнопка всегда щелкает тише?). Была создана специальная версия платы, куда и были смонтированы все три одинаковых «микрика».

Подобрал и купил для мыши партию позолоченных разъемов. Как обычно, в Китае. Не знаю как насчет «лучшего контакта», но с деревом гармонируют отлично.

Экранчик, прошивка

Увлекшись идеей разместить в мышке дисплей, начал его поиски среди сотен поставщиков. Требования были простые: жесткие габаритные ограничения и возможность хотя бы символьного отображения минимум восьми знакомест. Пока подбирал, узнал о дисплеях практически все. Они различаются по типам: символьные и графические, по технологии: TAB, COG, TFT, OLED, LCD, E-Paper и другие. Каждый тип или технология имеет еще массу разновидностей, размеров, цветов, подсветки, и пр. В общем, было в чем покопаться.

Перерыв половину интернета, выяснил, что нужный мне размер изготавливает всего одна фирма на всем белом свете. Все остальные варианты однозначно больше по габаритам. И даже найденный мной дисплей еле-еле помещался внутрь мыши. Как вариант рассматривался кастомный дисплей, который мне могли изготовить по моим требованиям, но это очень дорогой вариант для меня (около ста тысяч рублей). Для первой модели вполне подойдет графический дисплей с разрешением 128 на 64 пикселей, который я и выбрал.

Для того, чтобы разобраться в том, как реально выглядит и сочетается с моей мышью дисплей, мне пришлось заказать у производителей все разновидности этого дисплея. Что означают эти разновидности? Имя модели состоит из цифро-буквенных непроизносимых сочетаний типа FP12P629AU12. Все они компонуются из различных блоков и четко расшифровываются в спецификации. Например, приведенный пример может быть собран из блоков FP.12.P.629A.U12, где зашифрован тип, размер, вольтаж, контроллер, диапазон рабочих температур и прочая информация о модели. А последний блок самый хитрый. Он может иметь несколько десятков значений, каждое из которых означает ту или иную комбинацию из таких характеристик, как наличие и цвет подсветки, цвет фона, цвет символов, диапазон градусов, с которого четко читается информация. Вот как раз эти параметры мне были интересны.

В результате «для пробы» я заказал 18 различных модификаций. Производитель согласился, но сообщил, что минимальный заказ - 5 дисплеев для каждой модификации. Деваться было некуда, и мне пришлось согласиться, зная, что 90% уйдет в помойное ведро. И вот в один из пасмурных дней служба экспресс-доставки привезла мне домой огромную коробку, в которой можно жить бомжу средней комплекции. В коробе было 18 коробок поменьше, в каждой из которой вольготно размещались 5 дисплейчиков, надежно зафиксированных для дальней поездки в холодную Россию. Сопутствующей упаковки было столько, что теще хватило укрыть несколько грядок на зиму.

В итоге, после тщательных тестов на специально собранном стенде, годными для серии оказались два дисплея. Отличаются они только фоном: серый и желто-зеленый. Именно их я и буду предлагать для комплектации мыши. По умолчанию планирую ставить желто-зеленый, но будут доступны еще два варианта: дисплей с серым фоном и мышь совсем без дисплея.

Но главная интрига заключалась в том, какую информацию можно показывать на экранчике? Мне предлагали разные идеи: температуру окружающего воздуха, индикацию прихода писем, что-то еще не очень оригинальное.

Мой ход мыслей шел по другому пути. Начнем с того, что есть два существенных ограничения на показ оперативной информации: наличие перед пользователем огромного и качественного источника любой информации (монитор) и необходимость переворачивать мышь для получения информации. Кроме того, экранчик маленький, разрешение небольшое, светодиод мешает нормальному чтению. Поэтому вывод у меня получился один: информация должна носить только развлекательный характер, прикладная ценность которой стремится к нулю, но при этом WOW!-эффект должен быть убойным.

Какая же информация может обладать такими свойствами у заурядного по сложности устройства? Ее немного: пробег, время пользования, скорость перемещения, количество кликов и прокрутки колесика. От последнего параметра я решил отказаться, так как мне он показался неинтересным. Остальные все параметры имеют привязку к сессии (последнее время использования мыши от момента подачи на нее питания, т.е. подключения к компьютеру или включения самого компьютера) и ко всему времени существования мыши. Например, пользователь может в любой момент мыши узнать сколько раз он нажал левую кнопку мыши или сколько его мышка пробежала в метрах за сегодня или со времени ее покупки. Информация абсолютно бесполезная, зато особо любопытным поможет понять, как сильно он терзает мышь. Если появятся другие интересные идеи, то их можно будет реализовать новой прошивкой.

Также добавил общую информацию по мыши (модель, номер мыши и прошивки, месяц изготовления) и экранчик настроек. Можно будет выбрать язык и систему мер (английская или метрическая). Для хранения всех этой информации пришлось добавлять в схему flash-память постоянного хранения.

Чтобы поместить такой объем информации, мне пришлось все разбить на экраны. На каждом экране отображается один тип информации, и показываются значения параметров за сессию и за все время. Всего получилось шесть экранов, которые меняются колесиком мыши.

Первый вариант был реализован в чисто текстовом ключе, для чего даже были разработаны несколько вариантов шрифтов.

Сделал прошивку, чтобы оценить как выглядит текст с использованием созданного шрифта на экранчике мышки. Ужасно выглядит, что сказать.

Теперь стало очевидным, что на экранчике нужна графика, а не набор символьной информации. Поэтому я привлек к работе дизайнера, и мы вместе подготовили три варианта графического исполнения, в итоге самым удачным был признан второй вариант.

Конечно, такой дизайн требовал большего разрешения, поэтому его пришлось адаптировать.

Но это еще не конец истории. После того, как подобрал экранчик для мыши, я сделал заказ пробной партии для макеток. В итоге пришли экранчики, но почему-то количеством выводов отличающиеся от того, что указано в спецификации (datasheet). На запрос производителю пришел ответ, что, мол, все нормально, это небольшая модификация, и она никак не повлияет на работоспособность. Между тем, недостающие два проводника отвечали за яркость отображаемой графики.

Все это было очень подозрительно. И точно, как в воду глядел. Переделали плату под модифицированный экранчик, спаяли, и тут выяснилось, что экранчик совсем тусклый. Как будто у устройства сели батарейки. И выяснилось это после долгой и кропотливой работы по поиску и отбору экранчиков, закупке пробной партии всех модификаций и их испытаний. Время, деньги, и так далее.

Но история оказалась с хорошим концом. После переписки с китайцами выяснилось, что экранчик теперь может регулировать свою контрастность прямо из прошивки. Подлечили прошивку, и все стало показывать просто замечательно!

Все показывается, как и планировалось: пробег, скорость, количество кликов и прочее.

В дальнейшем прошивка также неоднократно менялась: появилась настройка для смены языка. Два языка на одном экране это плохо - ухудшается читаемость, англоязычного пользователя кириллическая абракадабра будет только раздражать, да и в будущем может понадобится поддержка других языков. Трудности начались, когда я пытался отъюстировать пробег мыши. Кажется, что там сложного: оптический сенсор передает приращение по двум координатам, которые нужно привести к системе мер и прибавлять по модулю к текущему значению. Вот и весь пробег.

Но, как оказалось, не все так просто. Двое людей с мышами, где установлен один и тот же сенсор могут получать кардинально различающиеся результаты! Все дело в том, что разрешающая способность сенсора (чувствительность) весьма сильно зависит от поверхности, по которой катается мышь. Лучший результат получается, когда мышь катается по белой бумаге. Чуть хуже по дереву и ткани. По ламинату и пленке совсем плохо. Заявленная паспортная чувствительность достигается только на идеальных, с точки зрения сенсора, поверхностях.

Для конечного пользователя это не имеет никакого значения. Он подключает мышь и методом проб и ошибок выставляет в операционной системе комфортную скорость движения курсора. Система запоминает этот коэффициент и использует его для увеличения или уменьшения значений приращения координат передвижения.

Но совсем другое дело, если вы задумали считывать эти параметры непосредственно с мыши. Мышь на одной поверхности покажет результат пробега один метр, на другой - полтора. Скорость также будет «врать». И с этим надо что-то делать.

Для решений этой задачи пришлось вводить параметр «Дискретность (Sensitivity)», который позволяет индивидуально подобрать коэффициент для каждой поверхности. По-умолчанию он равен единице, что соответствует поверхности белой бумаги. Его можно в настройках как увеличивать, так и уменьшать. Его можно вообще не трогать, все будет прекрасно работать и так. Но для истинных перфекционистов в прилагаемой к мышке листовке будет дана таблица, из которой можно подобрать коэффициент к имеющейся поверхности и инструкция, как можно самостоятельно настроить мышь для показа точного пробега.

При разработке прошивки обнаружился еще один побочный эффект работы сенсора. Если взять мышку и просто помахать ею в воздухе, то показания пробега также будут изменяться. Это связано с тем, что сенсор определяет окружающее пространство как некую поверхность и также пытается получать значения смещения мыши. Поэтому можно наблюдать такой эффект: вы переворачиваете мышь, смотрите на параметры пробега и удивляетесь тому, что они прямо у вас на глазах меняются в большую сторону. Конечно, можно установить в мыши датчик угла наклона, отключающего сенсор на время ее переворота, но делать это только для описанной ситуации неразумно. Возможно, в следующей версии он и появится, но не сейчас. Ведь мышь поднимают только чтобы посмотреть на показатели, а 99,9% процентов времени она находится на поверхности и получает правильную информацию.

Кабель

Кабель решил делать максимально гибким, чтобы он не мешал движению мышки и был «невидимым» для кинематики. Ну не нравится лично мне «пружинный» кабель.

Порой кажется, что при создании изделия кабель - самая несущественная часть изделия. Чего проще - купить в магазине нужное количество кабеля и распаять его. Плевое дело. Но, увы, не у нас в России. Порой кажется, что у нас промышленность уже не приспособлена делать ничего сложнее чугунных утюгов. Попытки найти кабель вылились в трехнедельные поиски и перетряхивание ассортимента абсолютно всех производителей российской кабельной продукции. Выяснилось: наши стандарты не описывают кабель, подходящий к современным электронным устройствам. Например, микрофонный четырехжильный кабель с оплеткой КММ 4х0.12 мм2 имеет наружный диаметр 5 мм. Это очень много. Старые мыши и клавиатуры имеют кажущимся толстый кабель, внешний диаметр которого составляет всего 3,5 мм. Ближайший аналог в продаже был кабель немецкой фирмы Lapp Kabel, но и у него внешний диаметр как раз и составлял 3,5 мм. А теперь представьте еще и оплетку на таком кабеле. Представили? Я вам скажу, что подобный кабель я видел на сетевых шнурах для утюгов

Итак, выяснилось: в России такой кабель не купить. Точка. Ну что же, мы не привыкли отступать. Иду в производство и пробую заказать, благо в России еще кабель делают. А для этого определимся с моими требованиями. Итак, что мне нужно:
Жилы - медные, из плетеных проволок (для гибкости).
Количество жил - 4.
Экран - да.
Гибкость - максимальная.
Внешний диаметр кабеля - строго не более 3 мм.
Цвет - Pantone 4625 C.
Итог: пытался списаться, наверное, с десятком возможных производителей кабельной продукции, никому не интересно возиться с моим заказом. Даже не спрашивали, какой километраж мне нужен. Итог: в России такой кабель не купить и не произвести. Грустно. Но мы не привыкли отступать.

Иду на Alibaba.com. Нахожу первого попавшегося китайского производителя, пишу письмо и буквально через несколько часов получаю ответ: сделаем для вас любой кабель! Я в шоке. Кидаю ему спецификацию, денег на доставку, и через неделю получаю образец. Вот это да! А я почти три месяца потерял, пытаюсь патриотично разместить заказ в России. Оказалось, что китайцы совершенно спокойно могут сделать мне кабель с внешним диаметром 2,5 мм.

В итоге: я заказал в Китае 4 различных сэмпла. Сначала не устроила царапаемость и матовость внешней оболочки, затем не устроила гибкость кабеля, затем опять не устроила гибкость, и в конце концов остановился на последнем присланном семпле, который готов был заказать. Гибче они не могут. Кабель имеет память. В итоге случайно получил кабель с памятью, хотя хотел максимально гибкий как веревка

Заказал километр, через две недели кабель был у меня. Общее потраченное время: шесть месяцев.

Оплел свой километр кабеля. Получилось два варианта.

Примерно 10% кабеля ушло на отбраковку. Это начало бухт, где оплетка расплетается и станок еще не вошел в рабочий режим. И некоторые места, где по какой-то причине образовались петли и узлы нитей оплетки.

Если конец кабеля не заделать термоусадкой, то он в момент распушится, нити-то синтетические! Поэтому монтаж кабельной сборки затрудняется превентивной насадкой термоусадки.

Внешний диаметр кабеля с оплеткой получился 3,2 мм, т.е. оплетка прибавила к диаметру кабеля 0,7 мм. Кажется немного, но у обычной мыши кабель идет в основном с диаметром 3,5 мм, и он в эпоху беспроводных мышей кажется толстым и тяжелым. В последнее время не бюджетные мыши начали комплектоваться кабелями диаметром 3 мм, и они уже не так мешают при работе, их практически незаметно. А вот кабель клавиатуры может быть с внешним диаметром 4 мм. И даже больше. Но для клавиатуры это не важно.

Пластиковые детали

Как бы я ни хотел сделать корпусные части мыши полностью из дерева, но без пластмассы здесь не обойтись. Нужны ножки, ось для колесика, саппорт для оси и стеклышко для дисплея.

Поэтому пришлось заказывать у китайцев пресс-форму.

После каждой тестовой отливки китайцы присылали мне десяток сэмплов, которые я тестировал на моей мышке.

В итоге я трижды дорабатывал пресс-форму, до тех пор, пока качество не стало меня удовлетворять. Проблемы были разные. Например, после сборки я получил проблему пыли, которая образуется между дисплеем и защитным стеклом. Выглядит это неопрятно. Тем более мышь будет скрести по поверхности, и пыль там будет постепенно скапливаться. Пришлось преобразовывать стеклышко в контейнер с бортиками, куда будет вкладываться дисплей, после чего контур будет герметизироваться.

Получилась вот такая деталька.

Доработка пресс-формы - совсем непростая задача, и изменения могут делаться только в сторону увеличения детали. Поэтому любая неточность или ошибка могут испортить всю работу. Для справки: каждая доработка - это полтора месяца ожидания новых семплов. А само изменение могло быть микроскопическим, но необходимым.

Не буду останавливаться на пластиковых деталях, эта технология сейчас лидирует, и ничего нового и интересного я здесь рассказать вам не смогу. Скажу лишь о ножках, для которых я долго подбирал материал с пониженным трением, после чего проводил испытания и «забеги» мышей с целью определения победителя с минимальным трением.

Обработка и покрытие

Вначале идет тщательная работа с удалением ворса, ошкуриванием и полировкой поверхности.

Передо мной стояла сложная задача. Нужно было стабилизировать дерево, чтобы геометрия мышки не менялась в зависимости от влажности, и защитить дерево от работы в агрессивной среде (пот и жир от руки).

С самого начала отказался от лака. Лак - это поверхностная пленка, которая со временем трескается, разрушается, и дерево оказывается оголенным. Пот и жир проникают в поры, дерево темнеет, и начинается необратимый процесс его деградации. Поэтому было решено использовать масло в качестве пропитки и защиты, а воск для придания коммерческого вида.

Чтобы было понятно: дерево насквозь пропитано порами, в которых содержится либо воздух, либо масло самого дерева (если дерево каучуконос). Наша задача - насколько возможно заполнить поры своим маслом, которое потом должно полимеризоваться и защитить дерево.

Чтобы не растягивать повествование, скажу что испробовал множество масел: льняное, тиковое, тунговое, вазелиновое, датское. Каждое масло имеет свой характер. Например, на тиковое масло очень плохо наносится воск, а льняное масло очень долго полимеризуется. Поэтому приходится в него вводить катализатор - сиккатив.

В итоге я разработал две технологии. Первая - технология вакуумной пропитки дерева. Работает она так: создаю в среде с маслом и деревом вакуум. Из пор начинает выходить воздух. После снятия вакуума поры заполняются маслом. Как плюс - дерево хорошо стабилизируется. Как минус - оно сильно темнеет. Смотрится хорошо, но на любителя.

Вторая технология - это поверхностное покрытие маслом. Масло наносится 1-2 или больше раз нетканой салфеткой.

Наносим карнаубский воск.

И растираем муслиновым кругом.

Затем с помощью монтажного фена «растворяю» сухие остатки воска в узких и сложных местах. В случае «нерастворимого» мусора беру в руки зубную щетку с жесткой щетиной, удаляю мусор и потом опять локально повторяю процедуру нанесения воска.

Если оценивать трудозатраты обработки, то ручного труда на одну мышь получается около четырех часов.

Сборка

Дальше идет операция монтажа, но перед ней нужно еще удалить следы обработки из технологических отверстий. Затем с помощью специальной ленты 3М юстирую и наклеиваю ножки (корпус может повести на доли миллиметра, и это сразу будет заметно: он будет шататься как хромоногая табуретка). Затем прокладываю кабель, монтирую плату, саппорт, устанавливаю колесико и также, при необходимости, юстирую кнопки (не должно быть дребезга) и силу нажатия. Эта операция также может занимать до четырех часов.

Что еще почитать