Белый жидкий камень своими руками. Последовательность изготовления литьевого мрамора. Искусственный мрамор с бетонным наполнителем

Мрамор, имеющий прекрасные декоративные свойства, всегда ценился в строительстве. Но в силу дороговизны материала не каждый может позволить себе использовать его для оформления помещений. Поэтому в качестве альтернативы был разработан искусственный материал, имитирующий камень. Он был назван искусственным мрамором.

Описание и виды материала

Искусственный мрамор – материал, который используется преимущественно в сантехнике, при изготовлении погонных, облицовочных материалов. Из него делают подоконники, ванны, столешницы, ступени, декоративные фонтаны и скульптуры. Его применяют для отделки офисов и помещений административного предназначения.

Под термином «искусственный мрамор» подразумевается не только литьевой мрамор, который является имитацией натурального камня. Существуют и иные его разновидности, которые находят широкое применение в строительстве, промышленности и отделке помещений.

Разновидности искусственного мрамора:

  1. литьевой;
  2. оселковый (или гипсовый);
  3. молотый (или колотый);
  4. гибкий (или жидкий).

Литьевой

Набольшей популярностью пользуется литьевой мрамор — композитный материал, основу которого составляют отвержденная полиэфирная смола и минеральный наполнитель. Наполнителем может быть крошка из мрамора, кварцевый песок и т. п.

В зависимости от того, какие смолы и наполнители выбраны, материал может быть выполнен как имитация натурального мрамора, яшмы, гранита, малахита, оникса.

Так на фото выглядит литьевой искусственный мрамор

Оселковый

Оселковый мрамор – это окрашенная масса из гипса, затворенная клеевой водой, которая наносится на основание и доводится до зеркального блеска с помощью полировки и шлифования. Она может быть тонирована под различные материалы, такие как ляпис-лазурь, малахит, разные виды мрамора.

Основным материалом для производства оселкового мрамора является гипс. В него добавляют специальные вещества, которые замедляют схватывание гипса. Чаще всего используются клей, разведенный в воде.

Преимуществами гипсового мрамора является малый вес и высокая прочность. С его помощью можно возводить облегченные конструкции. Применение этого материала в жилых помещениях помогает улучшить микроклимат: он абсорбирует лишнюю влагу или отдает ее, если в комнате слишком сухо.

Фото оселкового мрамора

Молотый (микрокальцит)

Молотый, или колотый мрамор является тонкодисперсным наполнителем минерального происхождения. Он представляет собой порошкообразное вещество белого или серого цвета. Его изготавливают, измельчая белый мрамор.

Этот материал отличается прочностью, невысокой химической активностью, стойкостью и ультрафиолетовым лучам. Он имеет яркий белый цвет и практически не впитывает влагу. Чаще всего его применяют для производства изделий из пластмассы, лакокрасочной продукции, абразивных чистящих средств, бумаги, линолеума и т. п.

Жидкий

Эта разновидность мрамора является одним из самых новых материалов для отделки. В его состав входит крошка из мрамора и акриловые полимеры.

Жидкий мрамор очень гибкий, легкий и экологичный. Его можно легко резать ножницами или ножом и клеить на стены вместо обоев. Используя этот материал, можно получить идеально ровную, бесшовную поверхность. Поэтому его часто применяют для облицовки сооружений неправильной формы, такие как арки, колонны, сферические предметы.

Применение жидкого мрамора

Производство литьевого искусственного мрамора

Технология изготовления материала достаточно проста и потребует только специального оборудования, помещения, времени и финансовых ресурсов.

Оборудование

Для получения литьевого мрамора используется небольшой набор оборудования:

  • заливочные формы (матрицы);
  • распылитель для гелькоута;
  • миксер для размешивания состава;
  • кисти для смазывания форм.

Формы для получения мрамора выполняются на основе полиуретановой резины. Качественные матрицы, которые характеризуются прочностью и не склонны к сильным деформациям, стоят очень дорого. Однако их стоимость окупается сполна, поскольку производство имеет высокую рентабельность.

Состав сырья

Для изготовления материала смешивают акриловую или полиэфирную смолу и мраморную крошку в соотношении 4:1. Для связывания можно также использовать цементный раствор, строительный гипс, известковый раствор с добавлением цемента. Но чаще всего применяют именно смолы, поскольку они обеспечивают высокую прочность материала.

Функцию наполнителя иногда выполняют декоративные материалы (цветной песок, гальку, окрашенный кварц). В таком случае готовые изделия представляют собой не аналог натурального камня, а принципиально новый вид отделочных материалов.

Для достижения требуемой окраски в смесь вводят минеральные пигменты. Материал изготавливается в разных цветовых вариантах, с вкраплениями и разводами. С этой целью применяется особенная методика смешивания пигментов. Пигменты не только окрашивают материал, но и делают его более устойчивым к внешним влияниям. Наружный защитный слой из гелькоута придает покрытию глянцевый блеск.

Технология производства

Технология изготовления материала очень простая и нетрудоемкая. Она предусматривает подготовку матрицы, смешивание полиэфирной смолы и наполнителя, заливку полученной смеси в матрицу и ее отверждение.

Процесс литья искусственного мрамора можно разделить на такие этапы:

  1. Полируются формы, наносится материал для предупреждения адгезии.
  2. На формы наносится гелькоут. С этой целью применяется особая установка или чашечный распылитель.
  3. Гелькоут отверждается.
  4. Готовится смесь из полиэфирной смолы, наполнителя, пигментов и отвердителя.
  5. Смесь заливается в формы.
  6. Формы вибрируются, чтобы удалить воздух из смеси.
  7. Материал отверждается.
  8. Изделия извлекаются из форм.
  9. Выполняется дальнейшая обработка материала (в отдельных случаях).

На видео, изготовление литьевого мрамора и раковины из него:

Литьевой мрамор своими руками

Искусственный литьевой мрамор вполне реально сделать самостоятельно. Нужно лишь приобрести все компоненты материала, формы для заливки и следовать инструкциям.

Для изготовления литьевого мрамора понадобятся:

  • полиуретановая заливочная форма;
  • пленка;
  • смеситель;
  • кисточка.

На производстве наполнителем служит CaMg(CO3)2, а отвердителем – Бутанокс М–50. В домашних условиях вместо этих веществ можно использовать гальку и цемент.

Материалы для изготовления искусственного мрамора:

  1. песок (речной) – 2 части;
  2. цемент – 1 часть;
  3. вода – 0,2 части;
  4. галька (как наполнитель) – 25% от общего объема;
  5. пигмент – 1% веса цемента;
  6. пластификатор – 1% веса цемента;
  7. гелькоут.

Последовательность изготовления литьевого мрамора:

  • Сухую и чистую форму смазывают гелькоутом и дают ему высохнуть.
  • Смешивают песок, гальку и цемент. В смесь добавляют пластификатор, красящий пигмент и воду (80%), перемешивают с помощью смесителя, чтобы получилась пластичная масса (около 30 секунд). Затем добавляют остаток воды и вновь перемешивают смесь до однородности.
  • Смесь выкладывают в форму, удаляют излишки с краев, накрывают пленкой и оставляют для застывания на 10 часов.
  • Материал вынимают из формы и оставляют не некоторое время на открытом воздухе.

Таким незатейливым способом можно получить материал, который можно использовать в исходном виде или подвергнуть дальнейшей обработке, чтобы придать необходимую форму.

Технология самостоятельного изготовления искусственного литьевого мрамора показана на видео ниже:

Плюсы и минусы, отзывы

Хотя по составу искусственный мрамор принципиально отличается от природного аналога, он имеет такие же технические свойства. Более того, уровень прочности и износостойкости произведенного искусственным путем материала в разы выше, чем натурального.

Основные преимущества искусственного мрамора:

  • имеет высокий уровень механической прочности, не боится ударов;
  • отличается долговечностью, имеет длительный период эксплуатации;
  • почти не проводит тепло и электричество, обладает высоким уровнем пожарной безопасности. Поэтому его можно использовать для декорирования радиаторов отопления, электроплит и т. д.;
  • материал не греется, не расслаивается, не боится воздействий кислот, щелочей, растворителей, не впитывает жир, на нем не остается пятен. Благодаря такой практичности его часто используют для оформления кухонь и ванных комнат, отделки полов в жилых, производственных и общественных помещениях;
  • не выделяет вредных веществ, обладает экологичностью;
  • благодаря внешнему гелькоутовому покрытию, выглядит эстетично и может применяться в декоративных целях.

Он комбинирует в себе твердость натурального камня и простоту обработки. В отличие от натурального мрамора, искусственный материал обеспечивает большую степень комфорта и всегда теплый на ощупь.

Среди недостатков искусственного камня многие отмечают то, что его нельзя считать полным аналогом натурального материала. На ощупь он больше напоминает пластик, а верхнее покрытие выглядит как полиуретановое.

Кроме того, гелевое покрытие с течением времени часто трескается. В результате материал обесцвечивается и разрушается.

Средняя стоимость искусственного мрамора

Процесс изготовления мрамора предусматривает минимальные инвестиции и очень высокую рентабельность. Первоначально делаются затраты на покупку оборудования, сырье, аренду помещения и изготовление матриц. В дальнейшем себестоимость изделий определяется в основном стоимостью сырья.

Себестоимость производства оценивается примерно в 5$ за 1 кв. м., в то время как рыночная цена достигает 30$ за 1 кв. м. или даже выше.

Различные считаются столь же красивыми, прочными и долговечными, как и изделия из настоящего природного камня. Ведь его производство усовершенствовалось на протяжении 30 лет и достигло высоких результатов.

На строительном рынке появилась альтернатива цементу, который с точки зрения экологичности производства не безопасен для атмосферы. Ежегодно в мире производится около 2 миллиардов тонн цемента, при этом каждая тонна выделяет 0,4 тонны углекислого газа в атмосферу. Инженеры усиленно работали над этой проблемой в течение долгого времени, пока не изобрели жидкий гранит – новое слово в технологии производства отделочного материала. Он имеет множество преимуществ по сравнению с другими отделочными материалами: огнестойкость, универсальность, качественность, безопасность, прочность.

Определения

Жидкий гранит — это искусственный жидкий камень.

Его преимущества обусловлены тем, что в отличии от состава гранита, в состав жидкого гранита входит очищенная мраморная крошки (80%) и полиэфирная смола (20%). Он затвердевает при добавлении к нему ускорителя и отвердителя. В процессе химических реакций выходят все вредные вещества, и в готовом состоянии изделие будет уже экологически безопасным.

Жидкий гранит может использоваться в любых помещениях: квартирах, офисах, школах и так далее. В качестве поверхности для напыления выступают: дерево, камень, металл, фарфор, фибергласс, керамика, древесно-стружечные и древесноволокнистые плиты. Изделия из жидкого гранита напоминают изделия из натурального камня, потому что в его состав входит мраморная крошка, и уже не нужно использовать крупные куски камня. Цветовая гамма материала разнообразна благодаря сотне цветовых красителей, которые позволяют жидкому граниту вписаться в любое помещение.

Особенности

  • Цвет грунта не влияет на цвет жидкого камня;
  • Приятный на ощупь;
  • Материал не токсичен, без запаха;
  • Влагостойкость достигается путем добавления отвердителя;
  • Не теряет своего вида с течением времени, долговечен – срок службы изделий более 25 лет;
  • С поверхности легко удалять загрязнения;
  • При перепадах температур изделие из жидкого камня не теряет формы и свойства.

Компоненты для жидкого камня:

  • Пластилин;
  • Стеклоткань;
  • Химическая смола;
  • Наполнитель;
  • Отвердитель;
  • Ацетон;
  • Кальцинит;
  • Гелькоут;
  • Термоклей;
  • ДСП, ДВП.

Методы изготовления

  1. Метод литья – готовая смесь заливается в специальную форму до полного высыхания. Затем готовое изделие извлекают и проводят обработку.
  2. Метод напыления – распылителем на поверхность наноситься жидкий камень слоем в несколько миллиметров.

Метод прямого напыления

Метод прямого напыления – на заготовку наносят специальный грунт, дают ему высохнуть. Распылителем наносят слой жидкого камня. Шлифовка и полировка осуществляются после высыхания.

Метод обратного опыления

Метод обратного опыления – применяется, если заготовка не является частью мебели. Заготовку кладут на формовочную поверхность (ДСП, лист стекла, стол) и обводят ее по контуру. По контуру устанавливается бортик из ДСП или пластика. Наносится слой антиадгезива. После него по поверхности распыляется жидкий камень. Когда он частично затвердеет, напыляется грунт, чтобы слой камня не просвечивал. Получается форма, куда заливается полиэфирная смола. Изделие извлекают из формы, когда оно полностью затвердеет.

Технология изготовления

Помещение, в котором происходит изготовление жидкого гранита, должно состоять из двух комнат . Первая комната необходима для непосредственного производства, а вторая – для шлифовки полученного изделия. Температура в комнатах должна поддерживаться на уровне 20-24 градусов. Обязательно должна быть вентиляция.

Подготовка поверхности начинается с удаления с нее грязи и пыли. Перед покрытием поверхность промывается водой и тщательно просушивается. Все повреждения, царапины, трещины должны быть отремонтированы.

Этапы изготовления:

  1. Подготовка смеси путем смешения с помощью дрели прозрачного гелькоута (полимерная смола) с гранулами в соотношении 2:1. Отвердитель добавляется перед напылением.
  2. Полученная смесь наносится на изделие. Существует два способа ее нанесения: прямое напыление и обратное напыление.
  3. Поверхность готового изделия шлифуют и полируют.

Область применения

Жидкий камень – универсален в использовании . Он подойдет для отделки элементов декора, для облицовки печей и каминов. Его применяют для изготовления сантехники для ванных комнат и туалетов, а также для столешниц и других элементов комнатной мебели.

Жидкий гранит позволяет создавать различные вазы, цветочные горшки, статуи.

Уход за жидким гранитом

Чтобы ванны из литьевого мрамора и жидкого гранита радовали глаз долгое время, за ним нужно правильно ухаживать.

  1. Не стоит разделывать пищу на поверхности, покрытой жидким гранитов, иначе будут появляться царапины. Их можно ремонтировать, но это приведет к быстрому износу поверхности.
  2. На столешницы с покрытием из жидкого камня нельзя ставить горячие кружки, тарелки, кастрюли и другую посуду. Высокая температура может повредить поверхность. В мойки из этого материала тоже нельзя выливать горячую воду. Температура не должна превышать 80 градусов, и быть не ниже -50.
  3. Очищать поверхность следует мягким полотенцем или губкой без абразивного слоя. Чтобы покрытие дольше служило, можно применять полироль.
  4. Мойки из жидкого гранита можно чистить средствами, содержащими хлор. Это будет способствовать обновлению внешнего вида. Если поверхность матовая, то лучше использовать чистящие средства в виде геля. Они наносятся на несколько минут, затем смываются губкой.

Производители

  • GRANITO-FARFALLA – компания, занимающаяся производством столешниц, подоконников из жидкого гранита. Качество продукции обеспечивается материалами и оборудованием от известных мировых производителей. Фирма постоянно стремится к совершенствованию технологий, улучшению технического исполнения.
  • «ГРАНИТ» — компания, выпускающая декоративный наполнитель GraniStone для производства жидкого камня, и готовый к использованию жидкий состав AquaGranit, изготовленный из полиэфирной изофталевой смолы и акрила.
  • «Жидкий гранит» — компания по производству столешниц, подоконников из искусственного камня, стеновых панелей и накладок для дверей под гранит.

  • MASTERCOMPOSIT – производитель покрытий и изделий из искусственного камня по технологии GraniStone.
  • ColGran – компания выпускает жидкий полиэфирный камень 150 цветов.
  • Hi-Macs – производитель – корпорация LG выпускает камень, состоящий из 70% натуральных материалов, основу составляет акриловая смола.

Изделия из жидкого камня имеют красивый привлекательный вид, разнообразны по цветовым решениям и по текстуре похожи на бесшовный мрамор. Они прекрасно сочетаются с любыми отделочными материалами. Качество, безопасность и прочность дополняют список плюсов этого материала.

Производство изделий из жидкого гранита: видео

Выводы

При уходе за жидким гранитом как и за декоративной штукатуркой в ванной комнате следует ответственно подходить к выбору чистящих средств, иначе он быстро износится и деформируется. Еще одним недостатком использования камня является низкая степень сцепления смолы с поверхностью, поэтому могут появляться пузыри и отслоения. Чтобы не допустить этого, не нужно обрабатывать поверхность. Необоснованно завышенная цена камня – недостаток для покупателей. Производители завышают ее, ссылаясь на время изготовления, вредные условия труда и трудозатраты.

Технология производства различных отделочных материалов постоянно развивается. Появляются все новые способы отделки поверхностей различных изделий. Одна из них, имеющих сравнительно не большой период использования, но нашедшая за это время широкое применение – жидкий камень.

Использование определенных химических компонентов и красящих пигментов позволяет практически на любом материале получить даже своими руками имитацию каменной поверхности.

Технология выполнения отделки настолько проста, что может с легкостью быть выполнена самостоятельно при наличии необходимых инструментов и материалов.

Работа с жидким камнем

При выполнении самостоятельных работ по изготовлению изделий на основе жидкого камня могут понадобиться следующие инструменты:

  • Дрель электрическая;
  • Компрессор;
  • Лобзик электрический;
  • Шуруповерт;
  • Пистолет для напыления;
  • Шлифмашинка ручная;
  • Фрезер ручной;
  • Пистолет для термоклея;
  • Насадка для дрели – миксер;
  • Рабочий стол.

Производство изделий по данной технологии немыслимо без применения специализированных материалов, составляющих основу покрытия. Необходимо подготовить:

  • Листы древесно-стружечных плит (можно необлицованных);
  • Листы древесноволокнистых плит;
  • Стеклоткань;
  • Пластилин;
  • Смола химическая общего назначения;
  • Наполнитель;
  • Цветные пасты;
  • Отвердитель;
  • Ацетон;
  • Термоклей;
  • Кальцит;
  • Гелькоут.

После подготовки всех компонентов жидкого камня и необходимого оборудования можно приступать к выполнению пробных изделий. Перечень их велик. Это и подоконники, и столешницы, и сантехника. Для получения первоначальных навыков попробуйте изготовить какое-либо не сложное изделие, например, столешницу для кухонного стола.

Данная технология имеет два основных метода получения изделий – прямой и обратный. При первом методе на поверхность готового изделия или заготовки из ДСП или ДВП производят напыление рабочего состава с последующей его сушкой и шлифовкой. Толщина нанесения составляет около двух миллиметров. Большая толщина слоя делает метод более дорогим. При этом декоративный эффект могут приобрести уже готовые изделия. Второй метод более длителен, но требует меньшего расхода дорогостоящих материалов. Остановимся именно на нем.

Для изготовления столешницы из жидкого камня своими руками необходимо из листа ДВП выпилить электролобзиком две детали, размер которых больше по пять миллиметров с каждой стороны будущего изделия. Затем они склеиваются между собой. В случае расхождения формы соединенных деталей их дополнительно обрабатывают по кромкам. Затем полученную заготовку переносят на рабочий стол.

На столе по кромке заготовки крепят полоски листовых материалов – фанеры, ДСП или пластика, устанавливая их на ребро и фиксируя термоклеем. Заготовку удаляют из полученной матрицы и обрезают по пять миллиметров с каждой стороны. Место будущей кромки столешницы промазывают пластилином и придают ему форму фигурным шаблоном, повторяющим форму фрезы. Для лучшего отделения выполненного изделия от поверхности стола, все внутренние поверхности матрицы обрабатывают разделительным составом. После его впитывания, через пятнадцать минут, выполняют следующие операции.

Подготовленную смесь компонентов с помощью пистолета распыляют на нижнюю и боковые поверхности матрицы. Нанесенный состав должен застыть в течение получаса. Затем для увеличения прочности его прокладывают стеклотканью и заливают грунтом — смесью смолы, красящего пигмента и наполнителя (кальцита). В залитую матрицу укладывают вырезанную ранее заготовку столешницы и пригружают ее равномерно. После застывания грунта через полтора часа грузы удаляют, а поверхность заготовки окончательно грунтуют небольшим слоем.

Для придания полученному изделию максимальной декоративности, кромки после окончательного затвердения фрезеруют, а поверхность шлифуют в течение полутора часов абразивными материалами различной зернистости и полируют.

Как следует из статьи, описанная выше технология не требует специализированной техники. Главная задача домашнего мастера, решившего проводить работы с жидким камнем своими руками – приобретение качественного расходного материала и наличие достаточных рабочих площадей, оснащенных системой приточно-вытяжной вентиляции.

Уважаемые читатели, комментируйте статью, задавайте вопросы, подписывайтесь на новые публикации - нам интересно ваше мнение:)

Искусственный камень известен с незапамятных времен: обычный кирпич и застывший известковый раствор – тоже искусственные камни. Но только в наши дни искусственный камень признали материалом №1 для отделки помещений и самодеятельного ландшафтного дизайна. Причина – используя современные материалы и технологии, можно сделать вполне приличный искусственный камень своими руками. По крайней мере, некоторые его разновидности, т.к. видов искусственного камня очень много.

А зачем?

Природный камень – дорогой и, как это ни странно, капризный материал. Взгляните на рисунок. Традиционный японский садик тобииси и столь же традиционный европейский альпинарий стоят дороже виллы, показанной слева. Для тобииси глыбы нужно подобрать в соответствии с сакральными требованиями дзен, а плиты сланца для альпинария – по условиям дизайна. И камень подойдет лишь из определенных месторождений, уже по требованиям прочности и стойкости. И привезти его нужно так, чтобы по дороге он не превратился в щебень.

Пиленый или колотый отделочный камень дешевле, хотя все-таки очень дорог. И дорога работа по нему: не плитка, каждый нужно примерять и подбирать по месту. И сильно нагружает стену или перекрытие – тяжел. Тонкими слоями не наколешь и не напилишь – расколется, хрупок.

Искусственный камень по механическим свойствам и стойкости может превосходить дикий природный камень и уж точно не уступает ему даже изготовленный в домашних условиях. Вдобавок имеет важные преимущества:

  • Может изготавливаться тонкими плитками, что в несколько раз уменьшает вес объекта без потери прочности.
  • При богатстве или уникальности колеров и фактур поверхности может быть изготовлен стандартной формы и размера в плане или фасонным точно по месту.
  • Может изготавливаться на месте применения, что исключает транспортировочный отход.
  • Может быть изготовлен сразу гладким до блеска, что исключает затраты на распиловку, шлифовку и полировку.
  • Может быть изготовлен неправильной формы, полностью имитируя бутовый камень, но заранее заданного размера и конфигурации.

Дополнительно : имитация камня с помощью полимерных связующих (см. далее) дает изделия термопластичные, которые уже после изготовления можно изгибать, формовать, соединять друг с другом без швов.

На что он годен?

Видов изделий из искусственного камня не счесть. Им облицовывают стены, внутренние и наружные, из него делают декоративные элементы для интерьера и мебели, кухонные мойки, подоконники, столешницы и мебель целиком, см. рис. В последнем случае используется термопластичность полимерного искусственного камня.

Кроме того, дома из него можно изготовлять статуэтки, безделушки, сувениры. Существуют технологии, позволяющие получать эффекты тигрового, кошачьего и змеиного глаза. Есть умельцы, делающие из искусственного камня нэцке, которые эксперты-японцы не сразу отличают от настоящих. Но это все относится уже к области ювелирного мастерства, а вот искусственный декоративный камень можно наловчиться делать своими руками необычайно похожий на лабрадорит, розовый орлец или серпентинит. До чароита с малахитом Данилы-мастера XXI в, похоже, еще не добрались, но, имея в виду возможности материала, это дело наживное.

Виды декоративного искусственного камня

По исходным материалам и способам изготовления искусственный камень разделяется на следующие виды:

  1. Керамический – в процессе изготовления проходит обжиг в определенном температурном режиме. Производство требует больших площадей, обученного персонала и значительного расхода энергии.
  2. Гипсовый формовой (литой) – производство возможно в домашних условиях при минимальных затратах, но пригоден только для внутренней отделки, т.к. не морозостоек. Минимальная температура в производственном помещении +18 градусов Цельсия.
  3. Бетонный (цементно-песчаный) формовой , слева на рис. – по себестоимости несколько дороже гипсового, т.к. ресурс формы для бетона меньше, но тоже пригоден для производства дома или в небольшом подсобном помещении. Морозостоек, производство возможно при +12 Цельсия и выше.
  4. Бетонный армированный свободной формовки (монументальный) – изготавливается штучно, чаще всего на месте использования. Методом свободной формовки делают искусственные валуны, булыжники, плиты естественного вида.
  5. Полиэфирный с минеральным наполнителем горячего отверждения (в центре на рис.) – по декоративным и механическим качествам может превосходить естественные аналоги, но затвердевание компаунда проходит при повышенной температуре в вакууме, поэтому для домашнего или мелкотоварного производства непригоден.
  6. Литой акриловый холодного отверждения – пригоден для домашнего изготовления в тех же условиях, что и гипсовый. Если затвердевание проводится на вибростенде (см. далее), по совокупности качеств приближается к камню горячего отверждения. Термопластичен при 175-210 градусах, допускает дополнительную формовку после отливки без потери качества готового изделия.
  7. Жидкий искусственный камень приготовляется на гелевом акриловом связующем – гелькоуте (gel coat, гелевое покрытие). По механическим свойствам несколько уступает литому, т.к. в гель можно вводить меньшую долю минерального наполнителя, но в домашних условиях на гелькоуте можно формировать пространственные изделия сложной конфигурации.

Об акриловом камне

Главные достоинства акрилового камня – полное отсутствие пор и химическая стойкость. В быту это обеспечивает отменную санитарию и гигиеной: влагопоглощение акрилового камня составляет около 0,02% по весу; для сравнения у гранита – 0,33% а у мрамора – 0,55%. Акриловый камень можно мыть любыми бытовыми моющими средствами.

Второе, уже декоративное достоинство – сочетание вязкости с прочностью, характерное более для пластиков, чем для минеральных материалов, что позволяет делать каменные обои. Плиты акрилового камня промышленного изготовления имеют толщину в 6, 9 и 12 мм, но это обусловлено его последующей транспортировкой. Для использования на месте акриловый камень можно делать листами в 3-4 мм толщиной. Разумеется, такие листы требуют очень бережного обращения, но при наличии подходящей формы могут быть изготовлены во всю высоту стены.

И, наконец, декоративный искусственный камень на акриловом связующем обладает невысокой теплопроводностью в сочетании с большой теплоемкостью. Это дает при прикосновении ощущение живого тепла, вплоть до того, что в непрогретую пустую ванну из жидкого камня можно садиться раздетым, не испытывая дискомфорта.

О кварцевом искусственном камне

Среди жидкого камня горячего отверждения выделяется кварцевый искусственный камень (справа на рис. с образцами камней) – молотый жильный кварц (наполнитель) со связующим из полиэфирной смолы ПМММ (полиметилметакрилат). Его термопрочность ограничена 140 градусов, но по механическим свойствам и стойкости он превосходит лучшие из природных камней. Дадим некоторые данные для сравнения; в скобках через дробь указаны значения для гранита рапакиви и мрамора:

  • Ударостойкость DIN, см – 135 (63/29).
  • Прочность на изгиб, кг/кв.см – 515 (134/60).
  • Прочность на сжатие, кг/кв.см – 2200 (1930/2161).
  • То же, после 25 циклов «термокачелей» от –50 до +50 Цельсия – 2082 (1912/2082).

Примечание : гранит рапакиви или глазчатый гранит – особо качественный его сорт из месторождений Фенноскандии. Рапакиви отделаны некоторые станции метро в Санкт-Петербурге.

Оборудование и материалы

Для изготовления литого искусственного камня, кроме камней свободной формовки (жидкого и монументального), требуются специфические материалы и оборудование:

  1. Вибростенд.
  2. Модели для изготовления литейных форм (если не используются готовые формы).
  3. Разделительный состав – им покрывают как модель при изготовлении формы, так и форму перед отливкой изделия, чтобы не прилипали друг к другу.
  4. Литейные формы.
  5. Литейные смеси – компаунды.
  6. Пигменты.
  7. Песчаный поддон-подушка для самодельных форм из силикона.
  8. Термопистолет – для окончательной формовки и сваривания деталей из акрилового камня.

Примечание : изделия из жидкого камня виброобработке при отверждении не подлежат, даже если помещаются на вибростенд – расползутся.

Вибростенд

Вибростенд – сердце всего процесса изготовления декоративного камня и залог качества конечной продукции. Его конструкция, обеспечивающая отвердевание при надлежащей гомогенности (однородности) смеси, показана на рисунке. Такой стенд несложно сделать самому. Главный принцип – колебания платформы стенда должны происходить преимущественно в горизонтальной плоскости. При условии виброобработки возможно самостоятельное изготовление искусственного камня, сравнимого по качеству с промышленным.

Примечание : советы осуществлять виброотверждение покачиванием, подвижкой или подергиванием формы вручную исходят от людей, понятия не имеющих о физико-химии затвердевания компаундов для искусственного камня.

В качестве вибраторов используются любые маломощные электромоторы; общая их мощность – 30-50 Вт на 1 кв. м площади платформы стенда. Желательно ставить хотя бы два моторчика по углам платформы, а лучше – 4. Если используется один, то его лучше поместить в центре платформы, а поддоны с формами ставить по бокам. Запитываются моторы через реостат или тиристорный регулятор; это нужно для регулировки силы вибрации, см. ниже.

На валы моторов насажены эксцентрики. Точеные делать не обязательно, вполне подойдут U-образно изогнутые куски прутка или полосы, стянутые винтами. Скорость вращения моторов – 600-3000 об/мин. Меньшая скорость вызовет расслоение смеси, а большая не даст вибрацию нужной силы. Вибраторы туго, безо всяких прокладок, притягиваются к платформе стальными лентами и винтами или саморезами.

Платформа делается из плотного слоистого материала толщиной 8-20 мм: хорошей фанеры, стеклотекстолита, гетинакса. Ее слоистость важна: механические колебания в платформе должны более-менее свободно распространяться в горизонтальном направлении и быстро затухать по вертикали. Поддон с формами закрепляется на платформе скобками на винтах или саморезах.

Пружины должны быть одинаковыми и достаточно жесткими: под весом платформы в полном грузу они должны сжиматься не более чем на 1/5 своей длины. Кроме того, пружины должны быть широкими, чтобы заметно не изгибались в вертикальной плоскости под весом полностью нагруженной платформы.

Механическая характеристика пружин – линейная, т.е. они должны быть цилиндрическими из проволоки равномерного сечения. Любые прогрессивные пружины, в частности мебельные, непригодны. Шаг установки пружин – 300-600 мм по длине и ширине платформы, т.е. на платформу 1х1 м понадобится 9 пружин. В платформе и шасси (основании) стенда под концы пружин должны быть выбраны лунки или кольцевые канавки, иначе платформа соскользнет.

Шасси стенда лучше делать деревянное, ради поглощения тех же обертонов; металлическое может подзванивать. На опору (стол) его устанавливают на регулировочных винтах – горизонтальность платформы должна быть выдержана точно.

Регулировка стенда

Для регулировки стенд с выключенными вибраторами полностью нагружают: ставят на него поддон с заполненными формами и закрепляют его. Чтобы не расходовать зря рабочую смесь, в формы для веса кладут модели, по которым они делались.

Затем пузырьковым уровнем выверяют и выставляют регулировочными винтами шасси горизонтальность платформы. После этого прямо на формы ставят обычное фаянсовое блюдечко с шариком от подшипника диаметром 5-6 мм, выводят регулятор вибраторов на минимум и включают их.

Плавно добавляя мощность, добиваются, чтобы шарик начал подскакивать на блюдечке, а затем осторожно ее сбавляют, пока он не начнет опять просто бегать по блюдечку и временами подзванивать. На этом регулировка стенда заканчивается.

Примечания:

  1. При переходе на другой вид изделия регулировку стенда нужно делать заново, как по горизонтальности, так и по силе вибрации.
  2. Ориентация эксцентриков на валах моторов большого значения не имеет; вибраторы лишь вводят в резонанс систему платформа-пружины-гасители. Для облегчения регулировок можно включить вибраторы на полную мощность при пустой платформе, выключить, заметить, в каком положении остановились эксцентрики, и переставить их единообразно, но это уж для любителей повозиться по мелочам.

Видео: изготовление декоративного камня из цемента с использованием вибростенда

Модели

В качестве моделей для литейных форм обычно используются готовые декоративные камни промышленного производства или подходящие природные. И в том, и в другом случае набор размеров, форм и рельефов конечной продукции ограничен. Между тем почти везде буквально под ногами валяется прекрасный материал для изготовления собственных уникальных моделей: простецкая овражная глина. Никаких разрешений на ее использование в умеренных количествах не требуется; овражная глина не считается полезным ископаемым, т.к. на гончарные изделия и в строительство не годится. Но для моделей вполне подойдет.

Анализов на жирность, адгезию, примеси органики и т.п. тоже не нужно, лишь месилась и лепилась. Для объемных моделей глину замешивают густо, до консистенции пластилина. Чтобы модель при сушке не потрескалась, вылепляют ее на болване из отходов древесины, пенопласта, упаковочного картона, кусков пластиковых бутылок и т.п. Подводят болван пластилином до такой степени, чтобы слой глины был не толще 6-12 мм.

Для изготовления моделей облицовочных плиток определенного размера делают решетку из полосок тонкого гладкого пластика. Металл использовать нежелательно: может приржаветь или зацепиться заусенцем. Какой должна быть высота решетки? Тут возможны два случая:

  • 6-12 мм для гипсового и бетонного камня и от 3 мм для акрилового – под жидкую глину без лепки.
  • 20-40 мм под густую глину с лепниной.

В обоих случаях ровный щит застилают полиэтиленовой пленкой, ставят на него решетку и заполняют ее ячейки глиной. Щит нужно заранее разместить в защищенном от прямых солнечных лучей месте, иначе модели при сушке потрескаются. Рядом с решеткой «ляпают» комочек глиняного раствора для контроля сушки.

В низкую решетку наливают глину доверху и оставляют сохнуть как есть. По высыхании каждая плитка сама по себе приобретет естественный уникальный рельеф. В высокую решетку густую глину накладывают слоем толщины под конечный материал (см. выше) и формируют нужный рельеф вручную. Можно делать надписи, барельефы, иероглифы, магические знаки и пр.

Сушат модели под навесом в тени на легком сквознячке. Сушка занимает 2-5 суток в зависимости от погоды. Ее можно ускорить, подвесив не ниже 2 м над моделями инфракрасную лампу 100-200 Вт или электрокамин (не масляный конвекционный!), включенный через мощный диод, чтобы работал на половину мощности. За сушкой следят по контрольному комочку: если его испод высох, и под пальцами не мнется, можно делать формы.

Формы

Формы для искусственного камня в основном используются следующих видов:

  1. Разовые глиняные на выплавляемой восковой модели – для ваяния и художественного литья.
  2. Полиуретановые промышленного изготовления (на рис. слева) – для мелкотоварного производства; стоят денег, но долговечны.
  3. Силиконовые самодельные (справа на рис.) – для домашнего мастерства или штучного производства. Ресурс – до нескольких десятков отливок.

Для изготовления силиконовой формы модель, или набор моделей для плитки, выкладывают на ровную устойчивую поверхность, застеленную полиэтиленом и окружают бортиком на 10-20 мм выше верхушек моделей. Модели и внутренность бортика смазывают консистентной смазкой: солидолом, циатимом, шахтолом. Щит с формами выставляют горизонтально по уровню, чтобы верхняя поверхность силикона (которая затем будет днищем формы) также оказалась горизонтальной.

Силикон нужен кислотный, тот дешевый, от которого вовсю несет уксусом. Силикон из тубы выдавливают на модели по спирали от центра к краям и к бортику до заполнения ячейки. Чтобы избежать пузырей, силикон разгоняют флейцевой кистью, каждый раз макая ее в пенистый раствор любого жидкого моющего средства для посуды. Мыльный раствор не годится, он имеет щелочную реакцию, что может испортить кислотный силикон. По заполнении ячейки с моделью поверхность силикона заглаживают шпателем, также смачивая его в моющем.

Сушат форму так же, как и глину, но уже без инфракрасной подсветки, иначе пойдут пузыри. Зато значительно ускоряет сушку проветривание. Скорость высыхания силикона составляет около 2 мм/сутки. Для контроля сушки можно рядом с формами поставить колечко (обрезок трубы) и заполнить его силиконом. Сушить нужно до полного высыхания.

Видео: самодельные формы для искусственного камня

Литейные смеси

Гипсовый камень

Смесь для гипсового камня готовят мелкими порциями на одно-несколько изделий; ее живучесть – до 10 мин. Желательно смесь заливать в форму в течение 3-4 мин от начала замеса. Состав:

  • Гипс;
  • Лимонная кислота – 0,3% по весу от гипса, для замедления затвердевания;
  • Вода – 0,8-0,9 по объему от гипса для стартового слоя и 0,6 от объема гипса для основной массы;
  • Пигмент – 2-6% по весу от гипса в зависимости от колера, подбирается на пробных образцах.

Бетонный камень

Основа – цементно-песчаный раствор, но соотношение компонент обратное строительному: на 3 части цемента 1 часть песка. Пропорция пигмента – как для гипса. Допустимы полимерные присадки. Подробнее об изготовлении бетона .

Литой акриловый камень

Акриловый камень делают на основе акриловой смолы с отвердителем. Допустимая доля минерального наполнителя, включая пигмент – 3:1 в расчете на готовую смесь; доля пигмента (те же 2-6%) считается по весу от наполнителя.

Например, по инструкции смолу с отвердителем нужно смешивать 5:1; это даст 25% веса компаунда. На наполнитель с пигментом остается 75%. Допустим, пигмента по результатам пробы требуется 4%. Тогда конечный состав выйдет таким: смола – 20%; отвердитель – 5%; наполнитель – 71% и пигмент – 4%.

Т.е., расчет состава компаунда ведем от связующего – смолы с отвердителем. Уменьшение доли наполнителя улучшает термопластичность изделия и его упругость, но уменьшает механическую прочность. В качестве наполнителя берут каменную крошку, гравий, отсев. Наполнитель нужно промыть с моющим для посуды, прокалить и снова промыть чистой водой.

Сначала пигмент вводят в наполнитель, затем смолу смешивают с отвердителем, вводят наполнитель с пигментом и перемешивают. Жизнеспособность смеси от введения отвердителя в смолу – 15-20 мин; время схватывания – 30-40 мин; время готовности к использованию – сутки.

Жидкий камень

Материалы для жидкого камня довольно дороги, поэтому используются два состава: лицевой и грунтовочный. Различаются они составом и долей наполнителя. Грунтовочный состав, в порядке введения компонент:

  • Гелькоут – 20%.
  • Микрокальцит – 73%.
  • Отвердитель – 1%.
  • Ускоритель – 6%.
    На лицевой состав идет 40% гелькоута, отвердителя с ускорителем как для грунта; остальное – наполнитель с пигментом. Времена жизнеспособности, схватывания и готовности те же, что и для акрилового камня.

Пигменты

Пигменты для искусственного камня применяются сухие порошкообразные, пастообразные и жидкие, минеральные и синтетические. Пигмент-порошок вводят в сухой наполнитель или гипс; жидкий пигмент вводят в замес. С помощью пигментной пасты можно добиться пятнистой или полосатой окраски камня. Для этого ее вводят шприцем в замес перед самым концом замешивания.

Разделители

Разделительные составы для разных видов искусственного камня используются различные:

  • Для гипсового – раствор воска в скипидаре 1:7. Восковую стружку мелкими порциями при помешивании добавляют в скипидар, разогретый на водяной бане до 50-60 градусов.
  • Для бетонного – консистентные смазки, как для глиняных форм.
  • Для акрилового литого – раствор стеарина в стироле 1:10; в крайнем случае – высококачественная консистентная смазка (циатим, фиол).
  • Для жидкого камня – стеарин в стироле в указанной пропорции.

Песчаная подушка

Объемную силиконовую форму от вибрации и нагревания застывающего гипсового или акрилового компаунда может распереть, поэтому ее перед литьем углубляют в чистый сухой мелкий песок, насыпанный на поддон, на 2/3 или 3/4. Горизонтальность зева формы проверяют уровнем.

Термопистолет

Термопистолет – это что-то вроде миниатюрного строительного фена, дающий тонкую сильную струю горячего воздуха. Кроме сваривания готовых деталей из акрилового камня, с его помощью удобно собирать пластиковые рамки при изготовлении силиконовых форм.

Литье

Полная технология литья жидкого камня предполагает стартовый и базовый этапы. Соответственно, ради экономии и качества готовят стартовую (лицевую) и базовую смеси. Если наполняются мелкие плоские формы без рельефа на поверхности, то используют сразу лицевые смеси.

Стартовая смесь – жидкая, хорошо облекающая поверхность формы, с декоративным наполнителем и пигментом. Ее наносят на форму кистью. Гипс и цемент с песком для старта разводят жидко; в акриловой смеси уменьшают долю наполнителя с пигментом до 60-50%, увеличивая соответственно долю смолы с отвердителем.

Базовым составом доливают форму после схватывания стартового. Наполнителем для акрила берут микрокальцит без пигмента; он даст хороший фон, на котором проявятся декоративные достоинства лицевого наполнителя. Базовый гипс замешивают до густоты сметаны.

При литье бетона базовую заливку делают в два приема: налив форму до половины, накладывают пластиковую армирующую сетку, не доходящую до края формы, затем доливают до края. Базовую заливку разглаживают вровень с краем формы шпателем. При заливке акрилом шпатель должен быть чистым, обезжиренным, из полированного металла.

В начале схватывания по поверхности отливки (которая будет исподом изделия) прочерчивают канавки для лучшего сцепления со связующим при . На время всех операций с отливкой вибростенд выключают. Гипсовый литой камень для повышения стойкости после выемки из формы обрабатывают разогретым на водяной бане растительным маслом.

Видео: простое изготовление искусственного камня — от смеси до готового материала

Часть 1

Часть 2

Формовка жидкого камня

Изделия из жидкого камня делают напылением или обволакиванием, прямым или обратным. При прямом нанесении основу из дерева, ДВП, ДСП, МДФ покрывают сначала грунтом слоем 3-4 мм, а затем наносят декоративный слой. Это просто, но поверхность изделия выходит шершавой из-за выступающих гранул наполнителя, что требует трудоемкой шлифовки и полировки.

Более технологичен обратный способ: с чашей для мойки может быть изготовлена им самостоятельно за 2-4 часа, а при наличии готовых матриц возможно массовое производство. При обратном способе матрицу, обратную изделию, покрывают разделителем, наносят компаунд, накладывают доску древесной основы и придавливают пригрузами. Если внутренняя поверхность матрицы зеркально-гладкая, то такой же выйдет и столешница без дополнительной обработки.

Монументальная формовка

Валуны, глыбы, плитняк формуют из бетонного состава на болване, обтянутом кусками тонкой гибкой арматурной сетки на проволочных скрепках. Сначала готовят очень сухой, с минимальным количеством воды, раствор без пигмента. Лепешками из него облепляют болван так, чтобы их края соприкасались. После схватывания основы, но пока она еще влажная, готовят рабочий раствор нормальной консистенции с пигментом, и доводят им изделие до формы. От дождя на период полного застывания (40 суток) закрывают навесом из пленки.

Стоунхендж на огороде

Ландшафтный искусственный камень должен иметь древний вид, для этого его спустя сутки-двое после схватывания состаривают:

  • Натирают весь, более солнечную сторону, охрой с примесью газовой сажи; сажа как пигмент есть в продаже. Это создаст видимость коры выветривания.

Сейчас Вам будет представлена технология изготовления искусственного камня на примере стола.

Размер стола 1100 мм х 630 мм. В первую очередь используется два вида материала – ДСП 16 мм и фанера 12 мм. Заготовки вырезаются на 1 см. меньше, т.е. 1090 мм х 620 мм. Это объясняется тем,что в процессе заливки края заготовки R.S. мы нарастим до нужных размеров(толщина искусственного камня по периметру 0,5 см.). При изготовлении столешниц и подоконников используем только ДСП. Фанеру используют для того, чтобы в процессе эксплуатации стола ножки не разбалтывались.
Первый этап: склейка заготовки. Сейчас происходит склейка. Склеивать оба материала можно разными видами клеёв. В нашем случае мы используем ПВА. После того, как клей будет нанесен, мы производим склеивание двух листов. Если фанера имеет изгиб, то мы используем саморезы, которые выполняют роль груза (стяжки). Сильно стол давить не нужно. Чтобы столешница (далее заготовка) получилась ровной, то все зависит от поверхности рабочего стола. Поверхность рабочего стола должна быть идеально ровной, иначе в процессе давления столешница (заготовка) может принять неровности рабочего стола. Нагрузка должна составлять приблизительно 20 кг. на 1 кв. м., не более.
Следующий этап: фрезерование ДСП. После процесса склейки будет происходить фрезеровка края заготовки. В нашем случае используется ручной фрезерный станок с фрезой радиусом 25 мм. (или другую фрезу по желанию клиента).
Следующий этап: изготовления листа (листового пластика) . На мягкую тряпочку наносится восковая мастика и растирается по поверхности стекла тонким слоем, после 15 минут наносится повторно и полируется. От качества нанесенного воскового покрытия зависит качество Вашего листа. В случае, если на лист попали пыль или другие твердые включения, то их желательно убрать. Если Вы это не сделаете, то на лицевой поверхности листа будут видны ямки.
На стекле, как Вы видите, с обратной стороны наклеен скотч, который показывает границы нашего листа. При изготовлении можно использовать шаблон, как в данном случае, т.е ложится шаблон и по шаблону вклеивается бортик. Мы применяем текстолитовые полоски и скотч малярный. Толщина эбонитовой полоски 4- 6 мм. или можно использовать стеклянные полосы и т. д. Далее проверяются размеры нашей кромки. Поверхность готова. Рамка изготавливается на 1 см. больше размеров нашего стола, потому что в процессе полимеризации происходит линейная усадка до 1 %. В отдельное ведро, предварительно хорошо перемешав отливается камень ROYAL STONE из расчета на 3-2,7кг на 1 кв.м. В нашем случае площадь стола составляет 0,710 кв.м. умножаем 3 кг. и получаем 2,1 кг. R.S. В R.S. добавляется 1- 1,5 процента катализатора на 1 кг., также можно добавить кобальт, если температура в помещении не очень высокая (меньше 20 грд. С). Отмериваем шприцем и выливаем в отдельную кружечку. Отдельно выливаем кобальт (из расчета 0,2-1 кубик на 1 кг. R.S.) и перемешиваем ручной дрелью с насадкой, а затем катализатор. Процесс перемешивания занимает в среднем 1-3 мин.

Замес идет в таком порядке: 1. В смолу добавляем отвердитель и перемешиваем 5 секунд. 2. Высыпаем камень(крошку) в смолу и перемешиваем.Как только мы видим однородную массу в ведре сразу переходим к формированию листа. 3. Во избежание образования пузырьков воздуха камне- не перемешивайте долго и не поднимайте миксер из жидкости.

НЕЛЬЗЯ СМЕШИВАТЬ КОБАЛЬТ И КАТАЛИЗАТОР ВМЕСТЕ ВО ИЗБЕЖАНИЕ ВЗРЫВА!!!

Фильм 1. Вакса - разделительный слой для полимергранита.

Смесь выливается на подготовленное стекло, смазанное парафином, и разравнивается шпателем или другим плоским материалом. Визуально измеряется толщина наносимого материала на стекло. Можно использовать вибратор, но уже после того, как лист сформирован. Вибратор должен работать не больше двух минут.
Нашу заготовку ДСП + фанера желательно прогрунтовать дешевой полиэфирной смолой из расчета 200-300 гр. на кв.м. (кобальт 0,5-1 % и 1-2% отвеса смолы плюс 20% талька).Поверхность загрунтована. Даем ей возможность пропитать древесину и полимеризоваться, но не до конца до отлипа.
После того, как наш лист начал полимеризоваться, а это проверяется способом на отлип, когда палец оставляет на нем отпечаток, но не прилипает. Далее мы разбираем форму, и пока лист еще не полностью полимеризовался, подрываем его. Это надо делать очень аккуратно, т.к. лист тонкий. В случае, если Вы нанесли очень мало разделительной пасты, то лист может прилипнуть к стеклу и порваться. Обратите на это внимание!
Когда лист полностью оторван, то мы его накрываем стеклом, для того, чтобы процесс полимеризации полностью закончился и лист не покоробило. Хватает одного листа стекла чуть большего размера. Если у Вас возникли сомнения, можно сверху положить дополнительный груз и в результате лист получится ровный. Лист оставляем на сутки.
Следующий этап: приклейка листа. Готовим 650 гр. дешевой полиэфирной смолы с 20 % талька(с кобальтом и катализатором), которая шла на склейку и грунтовку, причем, количество вылитой смолы на лист должно быть в 3 раза больше, чем на заготовку. Смолу можно подкрасить пигментными пастами в тон камня R.S. Цвет: желательно к светлому покрытию R.S. подобрать светлые тона и на оборот. Расход смолы на склеивания листа R.S. с заготовкой – 1- 0,9 кг. на кв. м. При поклейке листа обязательно визуально проверяйте правильность наклейки, чтобы с каждой стороны был одинаковый развес, чтобы наш лист выходил за размеры стола приблизительно на 0,5 см.
Следующая операция: закрытие тыльной стороны заготовки. С тыльной стороны на фанеру наносится дешевая смола с красителем под цвет R.S.из расчета 1,4 кг смолы.В данном случае желательно использовать салатный цвет.

Заливка тыльной стороны происходит в несколько этапов: - оклейка края малярной лентой - заливка тыльной стороны. - Посыпка сверху на смолу гранулы R.S.

Данную операцию можно совмещать с наклейкой листа на заготовку
Следующая операция: залив края. Со стороны фанеры наклеивается малярная лента. Свободный край ленты должен выходить на 1 см. Используется лента шириной 25 мм. Особое внимание обратите на углы. Углы должны быть хорошо заделаны, чтобы не было протечки смолы и камня. Желательно, чтобы стол стоял у нас горизонтально. Это проверяется с помощью уровня. На одну сторону идет 280 гр. R.S.на 1,1 метр погонный заготовки. Кобальт ускоряет процесс полимеризации. Много кобальта добавлять не рекомендуется, чтобы самостоятельно вышел воздух. Полученная смесь медленно разливается по всей плоскости. Когда первый замес R.S. разлит по торцу заготовки, далее вручную доформировываем край. После того, как гелеобразование закончено, мы переходим к следующей стороне и так далее по кругу. Даем сутки для полимеризации.
Следующий этап: фрезеровка. Так как все стороны стола залиты, то мы должны сделать торец стола ровным, поэтому мы снова используем ручной фрезерный станок с пальчиковой фрезой. Выставляем фрезу так, чтобы было снято приблизительно около 1 мм. Также фрезерование края заготовки позволяет проявить камень. Если где-то остались неровности, то еще сдвигаем на 0,5 мм и еще раз проходим фрезерным станком. Все четыре стороны отфрезерованы. Следующий момент. Ручным фрезерным станком мы делаем овал 25 мм. по периметру. Можно использовать фрезы с разным полукругом. Все зависит от желания заказчика.
Следующий этап: шлифовка и полировка. Для этого процесса используются шкурки, начиная с крупного размера и заканчивая нулевкой. Желательно начинать со 120-й и уходим в низ. Самая последняя шкурка – 320. Изделие получается матовое. Если заказчик желает, чтобы изделие имело блестящую поверхность, то мы применяем полировку. Периодически пыль с поверхности стола надо убирать сухой тряпочкой. Процесс шлифовки занимает в среднем 1 кв.м. в час.

Технические данные: 1. Смолы R.S.- 50-60% (гелькаут прозрачный под кисть 50% +50% смолы общего применения). 2. Крошки R.S. 40-50% ,в зависимости от фракции. 3. Катализатора 1-2% от веса смолы.

Теперь Вы можете своими руками изготовить искусственный гранит.

Расчет материалов для изготовления столешницы «СНЕГОПАД» из искусственного камня 2,31м на 0,6м толщиной 40 мм. крупная гранула.

Вид работы Смола RS, кг Гранула RS, кг Дешевая смола, кг Тальк, кг Отвердитель, см.куб. Итого, кг
Изготовление листа 3.56 3.50 71.0 7.060
Грунтовка заготовки (ДСП) 0.330 0.083 6.6 0.413
Приклейка листа 1.386 0.416 27.0 1.800
Заливка обратной стороны 2.770 0.550 55.0 3.320
Заливка видимого края – 2.31 м 0.37 0.37 7.50 0.740
Заливка видимого края – 2х0.6 м 0.19 0.19 4.0 0.380
ИТОГО 4.12 4.06 4.486 1.049 171.0
Расход 1 м. кв. 2.97 2.93 3.237 0.760 123.0

Формулы расчета.

1.ИЗГОТОВЛЕНИЕ ЛИСТА,расчет смеси –V. V = (длина+1% Х ширина+1%) Х на желаемую толщину(в нашем случае 5 мм) V = (2,31+0,02 Х 0,6+0,006) Х 5 мм =7,06 кг Здесь 1 % это усадка полиэфирной смолы в процессе полимеризации. 2.ГРУНТОВКА ЗАГОТОВКИ, расчет смеси –V. V= (S заготовки Х 0,24 кг) +25 % (талька) или 100% омикарба V=(2,31 Х 0,6 Х 0,24 кг) +25 % или 100% омикарба V=0,33 кг +0,0825 кг (талька)=0,413 кг 3.ПРИКЛЕЙКА ЛИСТА, расчет смеси –V. V = S заготовки +30%(талька) или 100% омикарба V=1,138 кг(смолы)+0,416 кг(талька) =1,8 кг 4.ЗАЛИВКА ОБРАТНОЙ СТОРОНЫ, расчет смеси –V. V = 2 S заготовки + 20%(талька) или 100% омикарба V = 2 Х 1,386 + 20% V = 2,77 + 0,55 = 3,32 кг 5.ЗАЛИВКА ВИДИМОГО КРАЯ, расчет смеси –V. ДЛИННАЯ СТОРОНА(2,31 м) V = 2,31м Х 0,04 м(толщ.заготовки) Х 8 V =0,0924 Х 8 =0,74 кг КОРОТКАЯ СТОРОНА (0,6 м) V=0,6 м Х 0,04 Х 8 (толщина края) V=0,024 Х 8 = 0,19 кг. Но коротких стороны у нас две Поэтому 2 Х 0,19 = 0,38 кг.

При изготовлении искусственного гранита с начало произведите и запишите расчет расхода материала для вашего изделия. Это поможет Вам избежать ошибок.

Что еще почитать