Цвет темная маджента. Базовые и дополнительные цвета чернил для струйной печати. Бледная маджента или розовая

Базовые цвета принтера

В процессе под базовыми цветами понимают четыре цвета субтрактивной цветовой модели CMYK (C – cyan, голубой; M – magenta, пурпурный; Y – yellow, желтый; K – blacK, черный). Цветовая модель CMYK описывает реальные красители, которые используются в полиграфическом производстве и в оборудовании для широкоформатной печати. Четыре базовых цвета CMYK составляют необходимый минимум для цветной печати, т.к. при смешении данных цветов в определенных пропорциях теоретически можно получить любые другие.

Дополнительные цвета принтера

Однако, принтеры CMYK плохо справляются с градиентами (плавные переходы из цвета в цвет). Для расширения цветового охвата и улучшения естественности цветопередачи к базовым цветам CMYK были добавлены два дополнительных светлых цвета Light Magenta (светло-пурпурный) и Light Cyan (светло-голубой). Именно цветной картридж с шестью цветами стал основным отличием фотопринтеров Epson линейки Stylus Photo.

Поскольку базовые обычные и дополнительные светлые чернила обладают разной концентрацией красителя, удалось достичь более высокого качества печати светлых участков - отсутствие зернистости в светлых областях. Стало возможным воспроизводить в 4 раза (!) большее количество оттенков. Например, традиционно более широкая цветовая гамма для печати на тканях была расширена до - CMYK + Blue. Сегодня принятая схема в цифровой струйной печати по текстилю - CMYK + Orange (Red) + Blue.

В 1994 году была предложена цветовая модель Pantone Hexachrome (CMYKOG). К четырем цветам CMYK были добавлены два новых цвета: зеленый (G) и оранжевый (О). Благодаря чему стали доступны многие оттенки Pantone (до 90%), в то время как CMYK передавала порядка 50%. А диапазон воспроизводимых цветов CMYKOG превышает цветовой охват RGB.

Сегодня пигментные чернила Epson UltraChrome HDR, обеспечивают 98% цветового охвата Pantone. В набор вошли чернила 10 цветов: стандартный или матовый черный, серый, светло-серый, голубой, светло-голубой, насыщенный пурпурный, насыщенный светло-пурпурный, желтый, зеленый и оранжевый.

В качестве дополнительных цветов стали использовать белый и металлик, позволяющие печатать яркие изображения с ярко-белым цветом и эффектом металлической печати на пленках, виниле, холстах, фотобумаге и др. Например, эекосольвентные чернила второго поколения Epson UltraChrome GSX содержат белые чернила и серебряный металлик. Однако сразу стоит оговориться, что эти чернила имеют особенный химический состав и стоимость их довольно высока. Чернила не рассчитаны на сплошную заливку, речь идет о фрагментарном использовании на темных и прозрачных носителях.

Для получения идеального результата на различных видах бумаги специально разработаны 2 вида черных чернил. Для печати на матовых носителях - Matte Black, гарантирующий максимально глубокий черный цвет, а для глянцевых и полуглянцевых - Photo Black.

Стоит помнить, что цветовую схему менять нельзя. К примеру, 8-цветный принтер, пользователь не может апгрейдить до 10-цветной модели. Также и обратно, в 10-цветной модели нельзя заблокировать дополнительные цвета.

Цвета в одежде освежают цвет лица женщины. Кроме того, тонизирующее действие розового цвета улучшает кровообращение и ускоряет метаболизм клеток.

Мы остановимся на самых популярных оттенках розового - малиновом, мадженте, цвете фуксии и бледно-лиловом (лавандово-розовом) .

Малиновый - это гремучая смесь пламенного и сумасбродного ярко-розового и холодного и расчетливого . При всей своей яркости, в одежде не воспринимается как излишне женский - чувственный, наивный или настраивающий на романтический лад, а значит, его можно носить и в 18-ней девушке, и (и особенно - в сочетании с темными цветами).

Малиновый прекрасно сочетается с нейтральным черным и белым. Одежда в такой цветовой гамме уместна как днем - для лука в деловом стиле, так и вечером. Кроме черного и белого, малиновый можно сочетать с зеленым, салатовым, желто-салатовым или оранжевым.

Аутфит в малиново-зеленых и малиново-оранжевых тонах наиболее уместен для вечерних выходов или викендов.

Цвет маджента в одежде

По сути, маджента - это целая группа цветов , которые получаются при смешивании в определенных пропорциях и синего цветов. Из-за того, что цвет маджента состоит из двух волн разной длины, мадженту нельзя назвать ни холодным, ни теплым цветом. Как следствие, маджента подходит почти всем девушкам и женщинам, полным и худощавым, и , молодым и не очень.

В качестве эталона цвета рассматривают краситель фуксин, который впервые был получен в 1859 году в Италии вскоре после битвы близ итальянского городка Маджента. Изначально итальянцы так и назвали этот цвет - фуксин, но уже через год, в 1860 году, переименовали его в манженту дабы увековечить память о воинах, которые сражались за Мадженту.

В группу цветов маджента входят 3 цвета:

Изначальный цвет маджента

Это цвет 1860 года (его также называют насыщенной маджентой), см. образец:

Типографский цвет маджента

Этот цвет появился в 1980 году и широко использовался в типографии и выглядел вот так:

Электронная маджента (цвет фуксия)

Электронная маджента - это и есть популярный и практически не покидающий подиумы цвет фуксии. Этот цвет имеет характерный оттенок, благодаря чему цвет фуксии в одежде смотрится более благородно, изысканно и утонченно по сравнению с розовым.

Один из оттенков фуксии - ультра- или shocking pink - впервые появился на подиумах с легкой руки дизайнера и одного из главных реформаторов моды Эльзы Скиапарелли в 1936 году.

У цвета фуксии (или электронной мадженты) есть множество оттенков: это бледная маджента, или светло-розовая :

Бледная маджента или розовая :

Ультра-розовый (ultra pink):

И, наконец, шокирующий розовый цвет в одежде или, как его иногда называют, неоново-розовый , появлению которого мы и обязаны итальянке Скиапарелли.


Цвет маджента - один из основных цветов, неотъемлемая часть базовой палитры для живописи . Краситель маджента был синтезирован в 1856 году и обязан своим названием кровопролитной битве под итальянским городом Маджента (Magenta). Краситель маджента обладает очень низким уровнем светостойкости, поэтому подобные красно-розовые цвета в наше время производятся на основе хинакридоновых пигментов.

История


Промышленная революция 19-го века привела к тому, что многие красящие вещества, ранее добываемые из естественных источников, стало возможным химически синтезировать. С тех пор разделяют синтетические красители и пигменты. Названия натуральных красящих веществ (пигментов) часто содержат название растения, животного или географического региона, откуда они произошли. Например, цвет «марена» (от растения «Марена красильная»), цвет сепия (от латинского «squid» - моллюск или кальмар), цвет «желтый индийский». Пигмент, синтезированный в 1856 году, носил труднопроизносимое название "хлорид триаминотрифенилкарбоната". Оттенок очень напоминал цвет растения фуксия, поэтому часто так и назывался «Фуксия», уже позже цвет получил название «Маджента».

Битва, в честь которой назвали цвет маджента, состоялась в 1859 году в Италии близ города Маджента между франко-сардинскими войсками и австрийскими. Франция, несмотря на численный перевес соперника, смогла одержать победу ценой внушительных потерь (4000 убитых и раненых со стороны Франции и 5700 - со стороны Австрии). Современники событий говорили, что поле битвы было красным от крови. В честь этой схватки был назван полученный тремя годами раннее краситель.


Полученный краситель не подходил для создания густых художественных красок. Прежде всего необходимо было «осадить» цвет на бесцветный пигмент, чтобы получить «лакированный пигмент». После реализации этого химического процесса полученный пигмент можно использовать для приготовления красок. Но даже после этого светостойкость далека от идеальной. В наше время цвет «маджента» производится на основе хинакридонового пигмента, который имеет максимальный уровень светостойкости .

Краситель или пигмент, в чём отличие


В сухом виде красители и пигменты легко перепутать. Разница становится очевидна после смешивания сухого вещества со связующим или растворителем. Если вещество растворяется, как сахар в горячей воде, то это краситель, который подойдёт для применения в жидких чернилах. Пигменты не растворяются в связующем или растворителе и подходят для производства густых пастообразных красок.

Одно из самых важных для профессиональных художников свойств – светостойкость. Красители под воздействием света постепенно выцветают . В то время как пигменты сохраняют изначальный цвет долгое время .

Цвет маджента (квинакридон) с максимальным уровнем светостойкости представлен в следующих сериях художественных красок Royal Talens:

Масляные краски Royal Talens Rembrandt, цвет 366 ()

Акварельные краски Royal Talens Rembrandt, цвет 366 ( )

Масляные краски Royal Talens Van Gogh, цвет 366 (

Акварельные краски Royal Talens Van Gogh, цвет 366 (

Наверное, может показаться, что получить пурпурную краску практически невозможно. Всех нас учили, что мы можем получить пурпурный цвет, смешав красный и синий цвета, однако нередко нам сложно добиться нужного результата: вместо яркого пурпурного оттенка мы получаем серо-фиолетовый или темно-бордовый цвет. В этой статье мы расскажем, как достичь пурпурных и фиолетовых оттенков.

Способ 1. Маджента и голубые, синие оттенки

1. В первую очередь нам понадобиться краска цвета маджента. Часто, когда мы смешиваем красный и синий цвета, нам не удается получить яркий пурпурный оттенок. И причина заключается в том, что красная краска поглощает зеленый и синий оттенки. Поскольку синяя краска в свою очередь поглощает красный и зеленый оттенки, наше зрение воспринимает только конкретные цвета в диапазоне«красный, синий, зеленый». Здесь наше зрение практически не воспринимает красный и синий оттенки, и поэтому наш мозг интерпретирует сочетание этих цветов как темно-фиолетовый оттенок. Краска цветового спектра маджента поглощает только зеленый тон, поэтому зрительно мы можем различать множество синих и красных оттенков. Смешайте краску маджента с небольшим количеством синей краски (которая поглощает красный и зеленый оттенки) или голубой краски (которая поглощает только красный оттенок). В результате наш мозг воспримет сильный сигнал с синим цветом и слабый сигнал с красным цветом, и в итоге у вас получится яркий пурпурный цвет!

Маджента является одним из субтрактивных основных цветов, используемых графическими дизайнерами. К таким цветам также относятся желтый и голубой.

Найдите краску с пигментом PR122 или PV19, при этом избегайте краски с пигментом PB (синий) и PW (белый).

Если вы ищите плакатную краску цвета маджента, вы можете сравнить ее с краской, которую вы используете в принтере. Просто распечатайте страничку с этим цветом и отправляйтесь за краской.

Поскольку маджента является основным цветом, его нельзя получить, смешивая другие оттенки. При смешивании мадженты с желтым в разных пропорциях можно получить множество оттенков красного и оранжевого. При смешивании мадженты с голубым цветом в разных пропорциях можно получить целый ряд синих и фиолетовых оттенков.

2. Смешайте краску цвета маджента с ярко-синим или бирюзовым цветами. Используйте небольшое количество синего цвета, иначе вы можете получить зеленоватый тон. Добавьте к мадженте немного синего цвета и затем постепенно увеличивайте его количество, пока вы не получите желаемый оттенок.

Способ 2. Пурпурный цвет из красного и зеленого

1. Здесь вам потребуется красная и синяя краска. Часто, смешивая синий и красный, нам не удается получить желаемый пурпурный оттенок. Так происходит, потому что нередко к синей и красной краске примешены другие оттенки. В банке с красной краской могут присутствовать оранжевые и желтые пигменты, а в синей краске может быть примесь красных и желтых оттенков. Если вы смешаете красный и синий, в состав которых входят другие пигменты, то вы получите коричневый оттенок.

Найдите настоящую красную краску без желтых и оранжевых примесей: эти цвета при смешивании с синим дают коричневый оттенок.

Также вам стоит найти настоящую синюю краску без желтых и зеленых оттенков.
Если вы не уверены, настоящая ли у вас краска, вы всегда можете это проверить. Возьмите немного краски (синей или красной) и смешайте ее с белым цветом. Какой оттенок у вас получился? Белый цвет помогает выяснить, есть ли в краске лишние пигменты. Если у вас краска без примесей, то при смешивании красного с белым должен получиться розовый, а не персиковый оттенок. При смешивании синего с белым должен получится небесно-голубой оттенок, а не цвет морской волны.

2. Перемешайте синий и красный. Возьмите цвета в равных пропорциях и смешайте их на палитре с помощью кисти: у вас должен получиться богатый пурпурный оттенок.

Если вы хотите, чтобы ваш пурпурный имел фиолетовый оттенок, добавьте немного синего.

Если же вы хотите, чтобы ваш пурпурный имел более теплый, розоватый оттенок, то добавьте красный цвет.

Способ 3. Белый и черный

1. Добавьте белый цвет. Неважно, получили ли вы пурпурный, смешав синий и красный или мадженту и голубой, белый цвет сделает полученный вами оттенок светлее и ярче. Вначале добавьте немного белой краски, затем постепенно увеличивайте количество краски, пока вы не получите желаемый оттенок. Благодаря белому цвету ваш пурпурный приобретет пастельный оттенок.

2. Добавьте черную краску. Смешав ваш пурпурный с черной краской, вы получите богатый темный оттенок. Но добавляйте черный понемногу, чтобы ваш цвет не получился слишком темным.

3. Перемешайте белый и черный с пурпурным. В результате вы получите сероватый бледно-лиловый оттенок, который по вашему желанию может быть темнее или светлее. Вы можете добавить к полученному оттенку красный или мадженту и тогда получите более розовый тон. Если вы хотите, чтобы пурпурный стал фиолетовым, смешайте его с синим или голубым цветом.

Вконтакте

Что еще почитать