Специалисты считают, что в 2 года в словарном запасе ребенка должно быть не менее 50 слов. Но что делать родителям, если двухлетний малыш не говорит? От усилий взрослых многое зависит, а именно: раннее развитие речи у малыша и содержательная направленность речевого развития крохи, его способность активно воспринимать слова. Конечно, каждый ребенок индивидуален и начинает разговаривать в положенный ему срок, но помочь развить этот навык все-таки можно при помощи специальных упражнений и развивающих игр.
Самый распространенный метод развития речи малыша, которые используют родители, это прием под названием «скажи мама». Да, действительно, такой метод приносит пользу, но он далеко не единственный. Этот прием подходит для совсем маленьких деток, которые только начали произносить первые звуки. Но, если данный метод побуждает кроху просто подражать и неосознанно повторять за родителями, то следующие методики помогут ребенку произносить слова осмыслено и понимать, о чем идет речь.
Познаем предметы вместе
Желая развить речевые навыки у ребенка, старайтесь выразительно описывать все, что он делает. В возрасте от года дети начинают активно познавать окружающий их мир. Они трогают предметы, открывают и закрывают двери, трогают все ручками.
Возьмите за правило описывать его действия. Например, при открытии и закрытии дверок говорите: «Открывай дверцу, закрывай». Если ребенок взял в руки какой-либо предмет, опишите его. Например, если ребенок взял ложку можно сказать: «Смотри, у тебя в руках ложка. Это ложка». Поощряйте любую активность крохи и акцентируйте внимание на том, что он делает.
Знакомство с картинками
Есть масса развивающих книг с красочными картинками, которые могут помочь малышу познакомиться с миром. Покупайте ребенку книги для самых маленьких, например, из рубрики о животных под названием «Кто я?». Показывая в книжке или на карточке, рисунок с кошкой, можно говорить: «Как делает кошка? – Мяу». Посредством этих занятий вы сможете познакомить кроху с животными и помочь проговаривать определенные звуки. Этот метод идеален для малыша, так как он уже понимает, что каждому зверьку принадлежит тот или иной звук. Старайтесь изучать животных, которых вы можете видеть на улице. Малыш, увидев собачку или кошечку, начнет уже говорить «гав» или «мяу».
Образование с помощью звука
Чтобы ребенок ни делал, старайтесь обозначить его действия определенным звуком. Например, если он хлопает, говорите «хлоп-хлоп», даже если он упал не бегите сразу поднимать малыша и при этом ахать и охать, а лучше скажите «бух, бум». Детей такой подход даже веселит и они быстро забывают, что только что шлепнулись. Этот метод поможет крохе осознать, что каждое движение имеет определенный звук, у него будет развиваться активно память.
Речевое сопровождение
Когда малыш произносит любые звуки, попросите его повторить. Например, скажите ребенку: «Как делают гуси? – Га-га-га». Если он произносит что-то, по вашему мнению, несуразное типа «агу, бубу» повторяйте за ним. Ребенка нужно побуждать говорить, проговаривать любой звук и поощрять его в этом.
Фонематический слух – это тонкий систематизированный слух, который позволяет различать и узнавать фонемы родного языка. Это врожденная способность, позволяющая различать между собой слова, состоящие из одних и тех же фонем. Например, «кабан-банка, нос-сон» и т.д. Существует масса интересных и развлекательных игр, которые помогут развить фонематический слух у ребенка. Рассмотрим несколько таких .
Упражнения и игры для развития фонематического слуха у детей 2-3 лет
Суть этой игры заключается в следующем: поставьте ребенка спиной к играющим. Желательно, чтобы участвовало как можно больше людей, но не менее 3 человек. Ведущий просит произнести кого-то из членов семьи имя ребенка, а тот в свою очередь, должен отгадать, кто его позвал.
Играй со звуками
Если дома есть различные инструменты, к примеру, пианино, бубен, гармошка или иные, предложите крохе отгадать, на каком именно инструменте вы играете. Соответственно, малыш не должен видеть, какой предмет вы выбрали, нужно, чтобы он на слух определил, какой инструмент звучал.
Кто говорит?
Предложите ребенку произнести звуки, свойственные разным животным. Обязательно приготовьте картинки зверей с их детишками. Например, попросите показать, как «говорит» мама-кошка — громко и звонко, и как говорит котенок – тихо и тонко. Затем собака и щенок, корова и теленок и т.д.
Повторяй за мной
Эта игра проводится по такому принципу: мама или папа отстукивает какой-то элементарный ритм, а малыш должен повторить. Затем звуки усложняются. Когда ребенок освоит игру, предложите ему создавать звуки, а вы будете повторять. И весело, и полезно.
Эти игры не сразу дадут положительный результат. Ребенок в процессе игр будет развивать память и мышление, что и послужит прекрасной основой для развития фонематического слуха.
Пальчиковые игры – прекрасный и легкий рук, который способствуют развитию речи у детей. Посвящайте пальчиковым играм по 10-15 минут в день, но не более. Также, не пытайтесь разучить все игры сразу, для начала достаточно будет 2-3 игр, после можно поменять игры на новые.
Как пальчиковые игры могут помочь ребенку говорить? Очень просто. Суть игр заключается в том, что родитель по ходу занятий рассказывает стихотворения, где часто повторяются одни и те же слова. Таким образом, ребенок на слух воспринимает слова мамы и понимает, о чем идет речь. А затем и сам пытается повторить звуки.
Можно начать заниматься с ребенком с самых элементарных пальчиковых игр типа «сорока-белобока» или «идет коза рогатая». Предложите малышу еще такую игру: возьмите ручку малыша, и, загибая его пальчики, произносите имена родственников. Например, этот пальчик – папа, этот пальчик – мама и т.д.
Игра «встали пальчики»
Пригибайте пальчики малыша, а затем большим пальцем «будите» всех остальных. С восклицанием «Ура!» разожмите полностью кулачок, будто все пальчики проснулись.
Дети познают мир посредством касаний. Можно устроить целый театр пальчиковый, связать или пошить интересных животных для более интересной и красочной игры.
Развивая речь малыша с раннего возраста, вы поможете крохе быстрее выражать свои мысли и желания посредством слов. Главная цель артикуляционной гимнастики заключается в том, чтобы дать ребенку выработать определенный навык для грамотного произношения звуков. Тренируя речевой аппарат, вы помогаете ребенку правильно осваивать слова.
В 2-х летнем возрасте у детей не ярко выражена речевая проблема, но ради профилактики следует выполнять несложные занятные упражнения.
Артикуляционная гимнастика:
Обязательно проводите занятия вместе. Эти упражнения вырабатывают подвижность органов речевого аппарата. Артикуляционная гимнастика – залог красивого и правильного звукопроизношения у деток в раннем возрасте.
Родители часто начинают паниковать, когда их ребенок не желает начинать разговаривать. По поводу затрудненной речи авторитетный врач-педиатр Е. О. Комаровский говорит следующее:
«Затрудненность речи может быть вызвана тем, что с ребенком активно не общаются взрослые. Но, когда малыш пойдет в детский сад, он наверстает упущенное, так как дети быстро стараются адаптироваться в обществе, чисто инстинктивно. Но высока вероятность, что у него будут проблемы с произношением, поэтому лучше заниматься с ребенком с раннего возраста».
Р. Левыкин, психолог:
Для развития речи полезно:
Из книги И. А. Ермаковой «Поговори со мной, мама! Развивающие занятия для малышей» :
Правильному развитию речи помогает логопедический массаж лицевых мышц. Лёгкий массаж щёк, лба, губ способствует регуляции кровообращения, улучшает эластичность мышц и служит эффективным способом профилактики речевых нарушений. Лёгкие круговые движения следует выполнять подушечками пальцев обеих рук так, чтобы на коже не образовывались складочки. Массаж нужно делать медленно и плавно в течение 2-5 минут 2 раза в день. Продолжительность курса - 10-15 сеансов. Перед тем как приступить к массажу, вам необходимо остричь длинные ногти, тщательно вымыть и согреть руки, смазать кончики пальцев питательным или детским кремом.
Ю.С. Косьмина, учитель-логопед высшей категории:
В семье для ребёнка нужно создавать такие условия, чтобы он испытывал удовлетворение от общения с взрослыми, получал от них не только новые знания, но и обогащал свой словарный запас, учился правильно строить предложения, чётко произносить звуки, интересно рассказывать.
Расширяя круг представлений ребёнка об окружающих предметах и явлениях, беседуя с ним на различные бытовые темы, близкие и доступные пониманию малыша, родители будут тем самым не только расширять его кругозор, но и способствовать овладению правильной речью.
Логопед-дефектолог Анна Маковей о методах развитии речи у двойняшек:
Двойняшки - тема особая. Они друг у друга есть и этим все сказано. Особый язык, полное взаимопонимание и отсутствие стимула осваивать язык общепринятый. Самым гуманным из всех испытанных средств (тут и разделение/развоз по бабушкам и разделение обязанностей по воспитанию каждого между папой и мамой) мне кажется введение деток в коллектив сверстников. Там малыши осознают необходимость овладения речью и научатся озвучивать свои потребности (что в детском саду жизненно необходимо).
Индивидуальное общение с родителями тоже помогает «разговорить» таких деток. Тут уж Ваша фантазия и находчивость. Один с папой идет в магазин за… (чем-то очень нужным!!! Один Вы никак не справитесь!), второй остается с мамой …. кипятить чайник, мыть посуду и т.п.
Не стоит переживать, если ребенок в 1,5-2,5 года не начал разговаривать. Опасаться стоит, если ребенок на 3 году жизни не желает произносить ни единого звука. Это повод обратиться к специалисту, который поможет найти ответ на вопрос о том, .
Учите своих детей, развивайте их речь, мышление, память, ведь многое от родителей зависит. А с таким набором современных методик, книг, развивающих игр можно разукрасить бытовые будни не только малыша, но и свои.
Психологи и педагоги не устанавливают чёткие временные рамки, когда малыш должен активно разговаривать. Некоторые детки пополняют словарный запас, высказывают мнение на любую тему уже к двум годам, зачастую надоедают родителям навязчивыми расспросами. «Рот не закрывается», – измученного вздыхают мамы и папы.
Иногда возникает другая проблема: ребёнок не говорит в 3 года. «Что делать?» – спрашивают родители. В чём причина отказа от общения со сверстниками и взрослыми? В каком возрасте нужна помощь специалиста? Давайте разбираться.
Ознакомьтесь с ориентировочными показателями развития речи. При заметных отклонениях от сроков не медлите, обращайтесь к специалистам.
Особенности:
Односложные ответы не побуждают к новым вопросам, зачастую, это мягкий намёк: «Отстань», «Не спрашивай больше», «У меня нет желания тебе всё объяснять». Чем чаще вы будете отмалчиваться, сквозь зубы произносить малопонятные слова, фразы, тем реже сын или дочка будут задавать вопросы. Помните: недостаток общения с родителями зачастую делает отношения в семье более прохладными.
Чаще всего проблема развивается под воздействием нескольких факторов. Нередко к врождённым аномалиям добавляется неправильное поведение родителей, нежелание общаться с малышом на достаточном уровне.
Если вы заметили, что дочка или сын мало разговаривают, подумайте: ребёнок не может произнести определённые звуки (слова) или просто не хочет общаться, предпочитает отмалчиваться. Возможно, существуют неврологические нарушения, требуется медицинская помощь. Иногда детки комфортно себя чувствуют без произнесения лишних фраз, отвечают короткими словами. При отсутствии поощрения со стороны родителей малыши вряд ли будут произносить длинные тирады или размышлять о чём-то интересном.
Основные причины:
Совет родителям! Вы нашли сходство с ситуациями, которые часто происходят у вас дома? Вы понимаете, что мало общаетесь с малышом? Главное: признать ошибки, понять, что проблема существует, как можно скорее обратиться за помощью к психологу и логопеду.
Больше всего родителей волнует ситуация, если ребёнок совсем не говорит в 3 года. В такой ситуации важна своевременная помощь врача. Если вам не удаётся найти подход к молчуну, посетите опытных специалистов.
Для решения проблемы потребуется консультация у нескольких врачей:
Коррекция нарушений речевого развития зависит от факторов, спровоцировавших проблему. Если слабая речь – это последствие родовой травмы, доктор назначит специальные препараты для нормализации мозгового кровообращения, порекомендует терапевтические методики, снижающие негативное воздействие неврологических нарушений. Обязательны занятия с логопедом, психологом, посещение детского развивающего центра.
Если ребёнок не хочет говорить из-за «педагогической запущенности», придётся изменить отношение к общению. Чем скорее взрослые поймут важность общения с сынишкой или дочуркой, тем скорее наладится речь. Постепенно уйдёт смущение, малыш избавится от «скорлупы», в которую он спрятался по вине родителей.
Взрослые должны искренне интересоваться делами малыша, побуждать к вопросам на любые темы и, конечно, находить ответы. Выгода от изучения нового, интересного материала есть для всех сторон – кругозор расширяется не только у деток, но и у родителей.
О причинах развития железодефицитной анемии у детей написано странице.
Полезные советы:
Ещё несколько полезных советов:
Теперь вы знаете причины и методы решения проблемы, если ребёнок мало или плохо говорит в 3 года. Обязательно проконсультируйтесь у специалистов, измените стиль общения с дочкой или сыном. Терпение и любовь к ребёнку помогут исправить ситуацию.
Что делать, если ребенок не говорит в 3 года? Видео — советы родителям:
21 КОММЕНТАРИИ
Считать малыши начинают гораздо раньше, чем полагают многие. Уже в 18 месяцев - том нежном возрасте, когда у многих младенцев ещё нет ни речи, ни развитой моторики - дети активно интересуются количеством предметов, разрабатывают собственные стратегии их подсчёта и достаточно нервно реагируют на специально допускаемые взрослыми ошибки, связанные с числами.
Поэтому первые игры для знакомства ребёнка со счётом можно начинать уже в полтора года.
Однако важно не торопиться и не ждать от совсем маленьких детей чудес. Умение замечать собственные ошибки и устанавливать чёткие закономерности, связывающие цифры, приходит чуть позже - между 3 и 5 годамиLearning to count begins in infancy: evidence from 18 month olds’ visual preferencess . Именно этот возраст считается оптимальным для начала осмысленных математических занятий.
К 3–5 годам малыш уже нарабатывает неплохой словарный запас и с любопытством относится к пока ещё непонятным словам. Чем чаще в вашей речи будут звучать числа («Пора просыпаться: уже восемь!», «Мы ждём трамвай № 3! А этот - № 11, он нам не подходит», «Тебе три года, а Мише из садика уже четыре», «Чтобы взять эту булочку, нужно отдать тёте 12 рублей»), тем больше внимания ребёнок будет им уделять, любопытствуя и пытаясь проникнуть в суть.
Можно пересчитывать ступеньки. Можно отсчитывать секунды до того, как откроются двери лифта. Можно использовать считалки перед началом любых дел: «Раз-два-три - ёлочка, гори», «Раз-два-три-четыре-пять - побежали». Это важно, чтобы малыш понял: цифры не нечто абстрактное, а часть повседневной жизни.
Это один из самых доступных, простых и весёлых способов познакомить ребёнка с цифрами, их порядком и простейшими правилами сложения и вычитания. Как ни удивительно это звучит, но эффективнее всего дети учатся математике, когда слышат привычную и понятную устную речьTransforming the Workforce for Children Birth Through Age 8: A Unifying Foundation .
На YouTube, например, уйма песен-считалок, которые можно включать малышу в поездке или напевать вместе в течение дня. Вот современная городская песенка-считалочка на русском языке:
А вот прекрасный англоязычный сборник для самых маленьких:
В общем, выбирайте, что понравится вашему малышу, - и вперёд: смотреть, слушать и подпевать.
Простейший пример - отметки на игровом ростомере . «Смотри, в прошлый день рождения твой рост был 92 сантиметра, а сейчас уже целых 100! Давай померим тебя через месяц - интересно, ты вырастешь до 101 сантиметра?» Дошкольник активно нащупывает своё место, себя в окружающем мире. Он уже осознаёт, что растёт. И цифры, растущие вместе с ним, вызывают естественный интерес как один из способов познания себя.
Сортировка - один из важнейших математических приёмов. Мы отделяем чётные числа от нечётных, целые от дробных, простые от составных… Естественно, до подобных понятий малышу ещё далеко, однако логике будущих арифметических действий его можно учить уже в 3–4 года.
Это знакомые многим картонные картинки, где цифры изображены рядом с соответствующим количеством предметов. Например, 1 может изображаться рядом с яблоком, 2 - с парой бананов, 3 - с тремя вишенками и так далее. Основная цель таких карточек - создать устойчивую связь между изображением цифры и её фактическим значением.
Хорошо, если подобные мнемонические элементы будут встречаться малышу как можно чаще. Например, карточки на магнитной основе можно повесить на намагниченную доску детского мольберта либо на холодильник. Время от времени, не надоедая ребёнку, важно вместе с ним пробегаться по карточкам, считая от 1 до 9 и обратно. Это закрепляет в памяти последовательность счёта и понимание, что именно скрыто за абстрактными и пока непонятными малышу словами типа «два», «три» или «девять».
Ну а чтобы малышу и самому было интересно возиться с карточками, есть модели «с секретом». Например, раздвигающиеся .
Легендарный педагог Мария Монтессори в своей книге «Мой метод. Руководство по воспитанию детей от 3 до 6 лет » рассказывала, что едва ли не лучшие результаты в обучении дошкольников счёту показывали занятия с деньгами (или их муляжами).
Я даю детям монеты в один, два или четыре сантима, и с их помощью малыши учатся считать до десяти. Самый практичный способ преподать детям счёт - это показать им монеты в их употреблении, а самое полезное упражнение - это размен денег. Подобные упражнения настолько тесно связаны с повседневной жизнью, что вызывают живой интерес у всех без исключения детей.
Мария Монтессори
На следующих этапах подключаются математические игры с другими предметами. Например, яблоками: их ребёнку предлагается подсчитать и раздать поровну всем присутствующим детям). Или, положим, чашками, когда малыша просят: «Мы сейчас будем пить чай, принеси столько чашек, чтобы хватило всем» (то есть ребёнку приходится для начала подсчитать число присутствующих, а затем принести необходимое количество утвари).
Также Монтессори считала необходимым связывать математику с ощущениями. Это может выглядеть так. Предложите ребёнку несколько ярко окрашенных палочек разной длины (их можно просто высыпать на стол) и попросите на глаз выбрать самую длинную. Когда малыш сделает выбор, спросите, уверен ли он, что его палочка - чемпион? Для проверки последовательно сравните её с другими, оставшимися в общей куче. Хорошо, если на каждой из палочек будет обозначена её длина в виде заметной цифры: 1, 2, 3, 4, 5 сантиметров и так далее. Так ребёнок научится чувствовать длину.
Американский врач Глен Доман полагал, что мозг маленького ребёнка гораздо мощнее, чем принято считать: он способен моментально анализировать и воспринимать огромные потоки информации, даже если взрослым кажется, что малыш «ничего не понимает».
Методика Домана основана примерно на том же принципе, что и мнемонические карты: на установке связи между числами и тем, что они обозначают. Для старта Доман предлагал родителям изготовить карточки из картона: на одной их стороне пишется число (в случае 2–3-летних малышей - от 1 до 10), на противоположную наносится соответствующее количество хорошо различимых точек.
По мнению Домана, заниматься математикой нужно, когда у ребёнка хорошее настроение.
Для занятия хватит буквально пары минут. Покажите малышу карту с одной точкой и внятно произнесите: «Один». Затем перейдите к карточке «два» и так далее. Не задерживайтесь: на демонстрацию одной карточки должно уходить не больше времени, чем на произнесение соответствующей цифры.
В первые занятия ребёнок должен просто наблюдать. Не надо просить его повторить или выполнить иные действия. После показа всех карточек обязательно скажите малышу, как вы его любите, как вам нравится его , погладьте по голове, обнимите и по возможности угостите чем-то вкусным: физическое поощрение - важная часть методики Домана.
На паре первых уроков карточки должны следовать одна за другой в чётком цифровом порядке - от 1 до 10. Начиная с третьего или четвёртого их можно тасовать, как колоду. И не забывайте: показываем быстро, хвалим щедро. Это позволит ребёнку, не заскучав в процессе обучения и даже получив от него удовольствие, прочно усвоить связь между цифровыми символами и количеством.
С помощью перечисленных выше методик малыш сможет играючи научиться считать до 10 и в обратном порядке, а также выполнять простейшие арифметические действия: складывать и вычитать. Ему это будет даваться легко, ведь он оперирует не непонятными символами, а скрывающимся за ним смыслом - количеством предметов. Для ребёнка 4–5 лет такой уровень математических познаний вполне достаточен.
Следующая ступень - последовательно учиться считать до 20, затем до 100, знакомиться с более сложными операциями: умножением и делением. Однако и на высших ступенях важно следовать ключевому принципу: математика не должна превращаться в тяжкую повинность. Чем больше в счёте будет радости и игры, тем проще и легче ребёнку (а затем и подростку) будет даваться общение с цифрами.
С ростом и взрослением малыша у него формируются новые навыки и умения, он уже свободно складывает предложения в речи, различает и называет цвета, немного разбирается в буквах и цифрах. Но вот как научить ребенка читать в домашних условиях? Какой подход к этому вопросу будет наиболее оптимальным?
Если начать обучение в 3 года, то к 4 ребенок сможет уже свободно читать
Сейчас родителям доступны многочисленные обучающие методики: уникальный способ Домана, бархатные буквы Марии Монтессори, оригинальные кубики Зайцева. Перечислять подобные способы можно достаточно долго. Вся методология рассчитана на обучение ребенка в домашних условиях, также имеются специальные кружки, где малыша могут научить читать с группой детей.
Но как определить полную готовность малыша к обучению?
Раньше родителей не беспокоил этот момент, дети учились читать в 6-7-летнем возрасте. Сейчас ситуация в корне другая, многие родители учат своих малышей читать в 3 года.
Чтобы точно определить готовность ребенка к обучению, нужно обратить внимание на следующие важные факторы:
Многие ребята начинают проявлять интерес к книжному миру еще в 3 года, важно их правильно наставить в этом возрасте, объяснить, как это нужно делать.
Для проведения первого развивающего занятия по методу Домана нужно изготовить несколько картонных карточек. Нужно учить ребенка чтению с простых, знакомых ему слов и выражений.
Для успешного обучения чтению важна спокойная обстановка, никакие посторонние предметы не должны отвлекать внимание ребенка. Кроха должен быть здоровым, в хорошем расположении духа, быть готовым к восприятию нового.
Первое слово, которое нужно научить кроху читать в 3 года, - это «МАМА». Необходимо показать ему карточку и произнести: «Это значит мама». На этой карточке останавливаемся в течение 1 секунды, не надо ничего дополнительно проговаривать ребенку. После этого сразу же приступаем к следующей карточке. Когда все 5 карточек показаны, можно обнять и поцеловать своего ребенка, какой он молодец, что внимательно все изучал вместе с мамой.
В первый день нужно продемонстрировать карточки крохе еще 3 раза, делая передышку между обучением по 30 минут.
На второй день обучение чтению продолжается. В этот день мама также показывает ребенку 5 вчерашних карточек 3 последовательных раза, после чего к старым добавляется 5 новых ярких карточек, их тоже нужно будет показать 3 раза, в итоге получиться 6 коротких занятий, чтобы научить малыша читать в 3 года.
Карточки с буквами и картинкамиНа третий день к 10 карточкам добавляют еще 5 новых, выходит 15 штук и 9 небольших занятий.
Четвертый день: это 20 карточек и 12 коротких занятий.
Пятый день: 25 самодельных карточек и 15 занятий.
Начиная с 6-го дня, нужно действовать немного по-другому, убирая из каждого небольшого набора карточек по одному слову, вместо него добавляется новое. Подобным образом нужно поступать каждый день, во избежание путаницы нужно фиксировать дату первого показа слова на обратной стороне карты. Главное в методике Домана – это действия по системе, только так они смогут принести ощутимый результат.
По методике Домана все наборы карточек подчинены определенным тематикам: основные предметы быта, личные вещи, важные части тела, домашние питомцы, нужные продукты питания.
Сначала идет работа только с существительными, а когда число изученных предметов достигнет 50, то к ним добавляются самые важные глаголы.
У ребенка уже сформировался конкретный словарный запас, в этот момент он готов соединять слова. Второй шаг методики Доман предполагает введение новых карточек, где фигурируют названия цветов. После того как кроха усвоит названия цветов, можно научить его читать словосочетания. Для этого нужно самостоятельно подготовить карточки с использованием цветов.
После системных упражнений будет видно, когда кроха будет готов к следующему этапу.
Использование этой методики подходит для обучения чтению в 3 года. Далее нужно сделать небольшие карточки с антонимами, например, «БОЛЬШОЙ СТОЛ», «МАЛЕНЬКИЙ СТОЛ».
После освоения словосочетаний можно переходить к простым предложениям. Для этого этапа нужно самостоятельно изготовить карточки с простыми предложениями, например, «СЛОН ЕСТ».
Размер букв нужно сократить на этом этапе до 5 сантиметров. Этот этап важен тем, что тут родителям нужно сделать специальную книгу. В этой книге должно содержаться 5 небольших предложений и небольшая иллюстрация к каждому. Стандартный размер самодельного пособия – 20*45 см, желательно использовать красный цвет шрифта.
Самодельная книжка по методике Домана
Если в доме есть цифровой фотоаппарат, то можно проиллюстрировать эту книгу его собственными снимками. Многие дети просто в восторге от таких дневников.
На этом этапе крохе демонстрируются карточки, где написаны усложненные предложения, состоящие из 3-х и более слов. В данном случае высота букв будет 4 см. Постепенно число слов в предложении нужно увеличивать, а величин шрифта сокращать до 2,5 см, а потом и до 1 см. Цвет шрифта нужно постепенно заменить на черный.
Теперь можно с уверенность сказать, что ребенок созрел для чтения настоящих книг. Добиться этого уровня можно в 3 года, если научить его читать немного раньше. Нужную для первого чтения книгу можно раздобыть в магазине либо сделать самостоятельно. Кинга должна соответствовать следующим параметрам:
Книгу крохе читать нужно неспешно, с выражением 2-3 раза ежедневно в течение нескольких дней. После окончания занятий книгу нужно ставить на полку, а малышу давать читать по требованию. Одной иллюстрированной книги будет мало для крохи в 3 года, ведь это такой любознательный возраст. Из ситуации есть неплохой выход – можно самостоятельно переписывать известные книги большим шрифтом, придумывая собственные иллюстрации. Потихоньку у малыша соберется целая личная библиотека.
В качестве положительных моментов стоит выделить следующее:
Педагоги выделяют следующие недостатки этой современной методики:
Предлагаем родителям следующие простые правила, которые помогут научить малыша чтению в 3 года:
Обучение ребенка чтению в раннем возрасте – это, конечно, прекрасно, но для чего же это? В школе разве не обучают этому? Такие вопросы волнуют многих родителей на сегодня.
Многие специалисты советуют начинать обучение чтению пораньше, исходя из следующих причин:
Родителям нужно понять, что в первом классе он будет читать не только простейшие слова, но и условия задачки по математике, прочитать и осознать ее условия неподготовленному ребенку будет непросто. Поэтому подготовка является половиной успеха в данном случае. Облегчите ребенку участь, научив его хорошо складывать слоги в дошкольном возрасте, не перекладывая эти обязанности на школу и учителей. Не превращайте чтение в рутинный процесс, сделайте из него приятную, увлекательную игру.
В среднем, максимальные сроки, за которые кроха научиться чтению, - это 6 месяцев. За это время есть возможность хорошо научиться чтению по слогам, в раннем возрасте это абсолютно реально.
Помимо описанного выше метода, можно воспользоваться методикой Зайцева, успешно функционирующей в течение 20 лет. Здесь используются статичные кубики. В этом дидактическом наборе присутствуют 20 групп. Кубики могут быть выполнены из дерева, железа, окрашены в золотой цвет. В легкой игровой форме дети обучаются различать гласные и согласные звуки. В наборе для раннего обучения находятся не только статичные кубики Зайцева, но и особые яркие таблицы, которые нужно размещать немного выше самого роста малыша.
В этой методике широко применяются «попевки», то есть родители не проговаривают слова, а поют.
Более активному запоминанию способствуют специальные таблицы. Скорость усвоения материала зависит от текущего возраста ребенка, его способностей и мотивации. Нужно проводить занятия по этой методике систематично, дважды в неделю. продолжительность одного занятия – 15-30 минут.
Педагоги понимают, что эта методика далека от совершенства. Как и любое новшество, методика Зайцева, обладает своими выгодными достоинствами и недостатками. В качестве положительных сторон такого обучения они выделяют следующие качества:
В качестве негативных моментов стоит выделить следующие качества:
Это пособие содержит яркие картинки и изображения любимых героев. Суть этой методик заключается в том, что ребенок обучается соединять в целые слоги отдельные звуки, а полученные звуки – в слова. При этом вниманию ребенка предлагаются освоить специальные предложения на сочетания гласного с согласными и наоборот. При этом очень важно, чтобы в приобретенном букваре содержались не все буквы алфавита, а дальше была представлена подробная информация об их соединении между собой.
Стоит отметить, что многие молодые родители, опробовав современные методики, закончившиеся неудачей, вновь возвращаются к традиционным методам обучения.
Так обучали своих детей наши бабушки и дедушки. Нужно признать, что эта методика не является такой простой, как другие предложенные методы. Обучение букварем предоставляет возможность малышу самостоятельно анализировать полученную информацию, читать первые в жизни слова, а затем словосочетания и предложения.
Какую из предложенных методик вы бы ни выбрали, главное, не перегружать информацией малыша. Объясняйте материал четко и лаконично, чтобы ему было понятно. При обучении родители должны обращать внимание на индивидуальные качества своего малыша, ни в коем случае не спешить обучать его чтению, если он пока не готов к этому. От того, как родители правильно научат ребенка читать, напрямую зависит, вырастет ли из него грамотный читатель.
Любовь к чтению и книгам начинается с родителей, поэтому они должны показывать личный пример.
Ни в коем случае не стоит сравнивать успехи своего крохи с результатами других детей. Здесь все индивидуально, зависит от личных качеств и систематических действий родителей. Не стоит изобретать волшебные способы обучения чтению, торопить события, всему свое время, если малыш пока не готов к обучению, лучше повременить с этим.
Нужно помнить, что обучение чтению является длительным по времени процессом, когда у малыша формируется личный темп освоения науки чтения.
Здесь главное, что нужно, - это запастись терпением и пониманием того, что ваш малыш – индивидуальность, которую нельзя ни с кем сравнивать. Научить ребенка чтению в раннем возрасте – это реально, тут все зависит от желания родителей и готовности малыша к обучению.
Ребёнок слышит человеческую речь сразу после рождения. Со временем кроха тоже начинает выражать свои эмоции, пытается произносить первые звуки, строить целые предложения. Однако все дети индивидуальны, поэтому развитие речи у них происходит по-разному. Тогда обеспокоенные родители задаются вопросом о том, как научить ребёнка говорить в домашних условиях.
Существуют разные возрастные периоды, с помощью которых можно определить насколько правильно развивается речь у младенца. Как утверждают педиатры, обучение нужно начинать с первых дней жизни. Мать должна петь новорожденному песни, рассказывать сказки и просто почаще с ним беседовать. Кроме того, существует множество методик для развития речи у детей разного возраста.
Во время каждого периода взросления ребёнок произносит определённые звуки, слова, предложения. Таким образом кроха выражает свои эмоции и налаживает контакт с окружающими.
Спустя 2 месяца после появления на свет младенец не только кричит и плачет, но и произносит звук «-гу», а также с удовольствием протягивает гласную «а». При этом родители должны отвечать ему, чтобы он понял, что общение важно. Ещё через несколько месяцев новорожденный уже пытается озвучить более сложные комбинации. Чтобы его речь развивалась, нужно читать ему книги, включать музыку, аудиокниги и т. д. Словарный запас годовалого ребёнка состоит из 5 – 10 простых слов.
Дети от 1 до 1.5 года уже знают больше слов и ежедневно узнают новые. Они понимают, что им говорят родители, например, «идём погуляем», «давай покушаем», «пора спать» и т. д. Когда ребёнок достигает 18 месяцев, он пополняет свой словарный запас 20 новыми словами.
Младенец с удовольствием познаёт всё новое, запоминает слова и пытается их повторить. Чтобы развивать эти навыки. нужно читать и рассматривать книжки с объёмными картинками, рассказывать, что на них изображено.
К 2 годам ребёнок уже знает около 70 слов, а ещё через год его словарный запас пополняет ещё 200 новых фраз и до 1000 слов. К тому же, он уже умеет склонять слова по падежам и вставлять местоимения в предложения. Звуки он всё ещё произносит нечётко, но к возрасту 5 лет эта проблема решается самостоятельно.
В 3 – 4 года дети могут выучить простой стишок, запомнить песенку, отгадать загадку. Речь его не очень чётка, так как он ошибается в употреблении рода, числа и падежа, однако вполне понятна. Словарный запас достигает около 2000 слов.
Кроха фантазирует, выдумывает свои слова, выражения. Его речь пополняется наречиями, местоимениями, прилагательными, числительными. Единственная проблема у ребёнка около 4 лет в том, что он меняет слоги местами и не умеет выговаривать звук «р», «л», «ц».
Дети от 4 до 5 лет знают около 3000 слов кроме тех, которые они переделывают на свой лад. В предложениях встречаются разные предлоги, прилагательные. Малыш прекрасно описывает предметы, может пересказать простую сказку, выучить стих и рассказать его с выражением. Многие дети умеют считать до 10.
Иногда случается так, что годовалый малыш отстаёт в речевом развитии или вообще не разговаривает. Тогда родители задаются вопросом о том, как научить ребенка говорить в 1 год. Чтобы решить эту проблему следует выполнять следующие правила:
Почаще задавайте вопросы вашему чаду, делитесь своими впечатлениями. Например, после купания спросите его, какую пижаму он хочет надеть. Конечно малыш ещё не сможет полноценно ответить на этот вопрос, но может произнести несколько связанных звуков, а это достаточно неплохо.
Побольше разговаривайте с ребёнком где бы вы ни были: на улице, в магазине, в гостях.
Во время выполнения работы по дому рассказывайте ему, что вы делаете. Обсуждайте домашних питомцев, описывайте сюжет игры, которой вы сейчас заняты.
Старайтесь говорить правильно, не сокращайте и не коверкайте слова. Приучайте себя говорить с младенцем, как со взрослым человеком.
Если после выполнения этих правил новорожденный всё равно молчит, не паникуйте. Иногда годовалые дети просто не готовы к полноценному общению. Тогда просто продолжайте соблюдать вышеописанные рекомендации.
Если малыш разговаривает с трудом или вообще молчит, то нужно заниматься его развитием. Достаточно актуален вопрос о том, как научить ребенка говорить в 2 года. В таком случае родителям рекомендуется сделать следующее:
Поиграйте с крохой в алфавит, ему понравиться повторят за вами буквы. Чтобы малыш смог отобразить звук правильно, чётко выговаривайте их.
Разговаривайте с младенцем так, чтобы он не смог ответить «да» или «нет», а ему пришлось отвечать на вопрос.
Несколько раз в день чётко произносите те слова, которые плохо даются малышу. Со временем у него получиться правильно их повторить.
Для любого проблемного звука подбирайте стишки и песенки. При этом проговаривайте каждую строчку вместе с крохой, чтобы он запоминал, как это правильно делать.
Ненавязчиво исправляйте ребёнка, когда он заменяет сложный звук (л, ж, р, с) на более простой.
Включайте детские песни, познавательные мультики, привлекайте к общению новых людей (сверстников и взрослых). Часто общение ускоряет его развитие.
Теперь вы знаете, как научить ребенка говорить в 2 – 3 года. Следуйте советам специалистов, и кроха порадует вас своей речью.
Не стоит переживать, что малыш не выговаривает звук «р» в 5 лет. Если эта проблема не решиться к 6 годам, то можно привлечь логопеда.
Развивать речевой аппарат у детей в 4 года нужно с помощью игр, специальных упражнений и регулярных тренировок:
Рекомендуется тренировать лицевые мышцы и язык. Чаще всего для этой цели используют следующие упражнения: качели, рыбка, слон, часы, хомячок. Они помогают развивать речевой аппарат и выговаривать звуки членораздельно.
Интересные игры. Существует огромное количество упражнений в интернете, мамы могут выбрать любой из понравившихся вариантов. Главное, чтобы игра соответствовала возрасту ребёнка. В 5 лет дети могут определять, где находиться звук, который назвали родители: в начале, середине или конце слова. Например, расположение звука «р» в слове «рыба» и т. д.
Чтобы научить ребёнка правильно говорить, родители могут воспользоваться следующими методиками:
1. Буквограмма. Эту программу разработала кандидат психологических наук С.Шишкова. Она основана на принципах нейропсихологии, логопедии и дефектологии. Она подходит не только дошкольникам, которые не умеют концентрироваться на материале, но и подросткам. С помощью Буквограммы активизируется память, внимание, корректируется речь. Во время занятий чередуется умственная деятельность с дыхательными и физическими упражнениями. По мнению Шишковой, правильное дыхание стимулирует работу головного мозга. Методика состоит из 20 занятий, которые рекомендуется выполнять регулярно.
2. Мультфильмы для развития речевого аппарата. Как известно, дети обожают смотреть мультики. Однако это развлечение может быть не только интересным, но и полезным, если правильно подобрать материал. Этот метод подходит малышам от 3 до 5 лет, которые в этом возрасте впитывают увиденную и услышанную информацию, как губка. Поэтому рекомендуется время от времени включать ребенку красочные мультфильмы. Отличный вариант для дошкольников – это «Клуб Микки Мауса», «Уроки тётушки Совы» и т. д. А школьники младших классов с удовольствием посмотрят «Смешарики» или «Фиксики».
3. Развивающие игры. Чтобы развивать речевой аппарат малыша. поиграйте в «Забавные гримасы», эта игра подходит детишкам, которые обожают строить рожицы. По сюжету игры папа или мама садятся напротив ребенка и рассказывает, что он должен сделать. Например, предложите крохе надуть щёки, вытянуть язык или подвигать нижней челюстью в разные стороны. Главное, чтобы во время игры было задействовано больше мышц лица.
Существует ещё один вариант предыдущей игры «Часики». Предложите ребёнку высунуть язык и подвигать им, как будто это стрелка часов. Во время движения нужно постоянно менять скорость и направление.
Поиграйте в «Жирафа и мышку», согласно сюжету, кроха должен стать на колени, сжать руки в кулаках и поднять их как можно выше во время вдоха. При выдохе он показывает мышку, для этого нужно присесть, опустить голову и обхватить колени руками. Главное выполнить упражнение многократно.
4. Методика Ушаковой. Развитие речи – это длительный и достаточно сложный процесс. Для этой цели родители могут воспользоваться программой доктора педагогических наук О.Ушаковой. Она помогает усовершенствовать произношение звуков, улучшить дикцию. Во время упражнений применяют маленькие стихотворения, скороговорки, потешки, игры. Чтобы ускорить развитие осмысленной и связной речи задействуется синтаксический, лексический и фонетический строй. С помощью методики Ушаковой можно исправить дефекты речи у дошкольников и детей постарше.
5. Скороговорки помогают не только познать родной язык, но и совершенствовать речевой аппарат. К тому же многим детям больше нравиться произносить именно скороговорки, а не стихи или песни, так как это занятие увлекательное и весёлое. Ребенок должен быстро произносить трудно построенную фразу, после чего он избавляется от многих проблем с речью. Для годовалого малыша больше подойдут скороговорки с красочными иллюстрациями. Начинать рекомендуется с простых скороговорок («Щеночкам щёточками чистили щёчки» или «Жил жираф, жир жевал» и т. д.), если у ребёнка всё получается, непременно хвалите его, и постепенно повышайте степень сложности фразы. Тогда ваше чадо будет получать удовольствие от занятий и будет стремиться к новым высотам.
Существует ещё множество методик для развития речи у детей разного возраста. Родители могут выбрать одну из вышеописанных программ или посоветоваться со специалистом, который подскажет на каком варианте остановить выбор.
Когда ребёнку исполниться 2 года, нужно начинать развивать мелкую моторику. По утверждению известного педиатра Е. Комаровского, речь малыша тесно связана с движениями пальчиков. Поэтому важно развивать мелкую моторику с помощью следующих игр:
Пусть кроха закроет глаза, потом дайте ему в руки какой-нибудь знакомый предмет. Предложите ему пощупать его и угадать, что он держит в руках.
Играйте в конструктор, попытайтесь сложить домик, дерево, лодку и т. д.
Разложите перед малышом бельевые прищепки и картонные круги. Потом вместе соберите солнышко из этих предметов.
Дайте крохе шнур, кольца, предложите ему нанизать колечки на верёвку. Если ему удалось справить с поставленной задачей, то усложните её. Дайте ребёнку толстую нить и крупные пуговицы и предложите повторить процедуру.
Если вашему чаду 1 год, то научите его застёгивать пуговицы или шнуровать обувь. Положите перед ним вещь или обувь, чтобы малыш потренировался, но находитесь рядом, чтобы помочь при необходимости.
Родители могут выбрать одну из вышеописанных игр или поискать более интересные варианты в интернете.
Как упоминалось ранее, не стоит переживать, если ваш малыш немножко отстаёт в речевом развитии. Родители могут самостоятельно справится с проблемой, главное подойти к делу ответственно и заниматься регулярно. Чтобы сделать речь ребёнка правильной, нужно соблюдать следующие рекомендации:
Разговаривайте с малышом как со сверстником, не стоит использовать уменьшительно-ласкательные суффиксы.
Если ваше чадо молчит на протяжении длительного времени, то пришла пора отправлять его в детский сад. Как правило, многие дети раскрепощаются в компании однолеток.
С раннего возраста включайте крохе забавные песенки (от детских до классики), мультфильмы, сказки. Таким образом ваш ребёнок будет воспринимать речь, звуки и окружающий мир.
Старайтесь как можно чаще беседовать с малышом. Вы можете рассказывать ему, что вы делаете в настоящее время, обсуждать окружающих во время прогулки, рассказать о животном, которое вы увидели на улице и т. д. Главное во время беседы использовать побольше прилагательных.
Регулярно задавайте вопросы своему ребёнку, даже если он пока не отвечает на них.
Со временем вы заметите положительную динамику, однако это возможно только в том случае, если малыш здоров и у него отсутствуют физиологические отклонения.
Таким образом, не стоит паниковать, если ребёнок не разговаривает в возрасте 1 – 2 года, ведь речь у всех развивается по-разному. Не существует одного правила обучения, поэтому родители должны самостоятельно выбирать из массы предложенных вариантов. Главное, при выборе методики учитывать возраст крохи. Будьте терпеливы и прислушивайтесь к вашим детям, тогда вы получите положительный результат.
sampfuncs.ru - В женской косметичке. Портал для любимых дам