Эксперименты с магнитом в средней группе. Эксперименты с магнитом

Мастер-класс.

Тема: «Удивительный магнит».

Цель: представление опыта работы с детьми по развитию познавательной активности через поисково-исследовательскую деятельность.

Задачи:

Повысить уровень профессиональной компетенции участников мастер- класса по развитию познавательной активности дошкольников через поисково-исследоватекльскую деятельность;

Представить участникам мастер – класса одну из форм проведения опытно-экспериментальной деятельности с детьми;

Сформировать у участников мотивацию на использование в воспитательно-образовательном процессе опытно-экспериментальной деятельности для развития познавательной активности дошкольников.

Ход мастер-класса.

Здравствуйте, уважаемые коллеги! Мы рады приветствовать Вас!

Детство, это пора поисков и ответов на самые разные вопросы. Ребенок настроен на познание окружающего мира, он хочет познавать. Процесс познания – творческий, и наша задача – поддержать и развивать в ребенке интерес к исследованию, открытиям, создать необходимые для этого условия.

Сегодня мы на миг окажемся в волшебной стране «Экспериментов», поэтому я хоть и не волшебник и не маг, превращаю вас в юных исследователей! Я буду к вам обращаться как к детям.

Ребята! Я предлагаю Вам отправиться в волшебную страну. В этой стране учились волшебству разные волшебники из сказок.

Вспомните, каких волшебников, вы знаете? (Хоттабыч, Фея, Баба-Яга)

Ребята, что у нас за цветочек на доске?

Это - «Цветик-семицветик, он поможет нам открыть тайны волшебства (берем один лепесток).

- Лети, лети, лепесток,

Через север на восток,

Через запад, через юг,

Возвращайся, сделав круг,

Лишь коснешься, ты, земли,

Быть по-моему вели!

Вели, чтобы все мы превратились в волшебников!

1 задание – Давайте, дети оденем шляпы и превратимся волшебниками. Я тоже одену и вместе с вами стану волшебницей.

Ой, на доске еще какое – то письмо, давайте, прочитаем его.

Ребята, вы догадались, как называлась эта гора?

Какой способ нашел Магнитолик, чтобы освободиться от этой горы (снял доспехи, сделанные из железа)

(показываю магнит)

-«Вот перед вами обычный магнит,

Много секретов в себе он хранит ».

Если магнит такой сильный и притягивает предметы из железа, то притягивает ли он другие предметы? Чтобы проверить это, давайте поэкспериментируем! Мы проведем опыт и узнаем все ли притягивает магнит? Ребята, давайте посмотрим, какими чудесными свойствами обладает наш волшебный камень – магнит.

Волшебство начинается…

Только надо обязательно соблюдать правила безопасности с острыми предметами.

Опыт 1. Для этого вам надо поднести магнит к каждому из предметов на столе.

- На красный квадрат положите предметы , которые не притягивает магнит ,

а зеленый – которые притягивает. Приступайте!

Расскажите, что вы делали и что у вас получилось.

Вывод : все железные предметы притягиваются к нему, значит, магнит притягивает железные предметы: шурупы, гвоздики, скрепки монеты и т.д.

А какие предметы не притянул? (Пуговицы, ткань, резину, карандаш, ластик и т.д.)

Опыт 2. А теперь положите на железные предметы лист бумаги и поднесите к нему магнит. Что произошло?

Вывод: Железные предметы притягиваются через бумагу.

Опыт 3. Сейчас накройте железные предметы кусочками ткани и поднесите магнит. Что произошло, покажите.

Вывод: Магнит действует через ткань.

Опыт 4. Положите все железные предметы в пластмассовые тарелочки, а магнитом проведите под тарелочкой. Что происходит?

Вывод : Предметы двигаются. Магнит действует через тонкий пластмасс.

Обобщение : магнит притягивает только железные предметы.

Опыт 5.

А сейчас чтобы нам стало веселее мы устроим

дискотеку для сказочных героев.

Через картон (магниты один сверху, другой снизу) делаем разнообразные движения.

Вывод: магниты притягиваются друг к другу.

Опыт 6

Вы любите фокусы?

* «Магнитный фокус – кораблики»

Оборудование: таз с водой, кораблики.

Ход опыта : опустить лодочки с иголочками на мачте в воду, управлять лодочками, двигая над тазом (не касаясь их). Магнит приводит лодки в движение, даже если не касается их.

Вывод: магнит действует даже на расстоянии.

Опыт 7

* Мы будем совершать следующее волшебство.

Оно называется «Рыбалка».

Нужно достать рыбок из воды не замочив рук и магнита.

Опыт 8: В стакан с водой кладем рыбок, как достать с помощью магнита?

Магнитом надо вести по стенке стакана. Магнит поднимает рыбку.

Что же это за волшебство? Как вы думаете, почему у вас получилось достать рыбки из воды, не замочив рук?

Вывод:

Магнит может действовать на предметы через стекло.

Опыт 9

Сейчас я предлагаю вам игру «Волшебный лабиринт».

У вас у всех лежат карточки с дорожками. Попробуем по этим дорожкам провести железный предмет (монетку) с помощью магнита через бумагу. Для этого монетку положите сверху на дорожку, а магнит приложите снизу. Нужно двигать монетку с помощью магнита как можно точнее, не сходить с намеченного пути.

Воспитатель: что происходит с монеткой?

Вывод: Магнит снова оказывает свое волшебное действие через бумагу.

Опыт 10

В сказке «Золушка» злая мачеха перемешала чечевицу с горохом и заставила перебирать Золушку. И помогли Золушке в этом птички. Но коварная злая мачеха снова смешала крупы с шурупами, болтами и гайками и опять заставила перебирать Золушку. Птицы помочь не могут, боятся сломать клювики.

Может быть, мы сможем помочь? Как это сделать быстрее? (при помощи магнитов).

Вы хорошо сегодня поработали и много узнали интересного про волшебный камень – магнит…

Довольны ли, вы, секретам волшебства?

Так как приближается праздник Новый год. Про него говорят – он подарки принесет. И я на память хочу подарить магнитики, которые вы украсите сами.

Возьмите - горсточку счастья, любви и везения! (бисер). Украсьте свои магнит.

Предварительный просмотр:

Памятка

ЧЕГО НЕЛЬЗЯ и ЧТО НУЖНО ДЕЛАТЬ

для поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию.

ЧЕГО НЕЛЬЗЯ

ЧТО НУЖНО ДЕЛАТЬ

Не следует отмахиваться от желаний ребёнка, даже если они вам кажутся импульсивными. Ведь в основе этих желаний может лежать такое важнейшее качество, как любознательность.

Поощрять любопытство, которое порождает потребность в новых впечатлениях, любознательность: она порождает потребность в исследовании

Нельзя отказываться от совместных действий с ребенком, игр и т.п. – ребёнок не может развиваться в обстановке безучастности к нему взрослых.

Предоставлять возможность ребёнку действовать с разными предметами и материалами, поощрять экспериментирование с ними, формируя в детях мотив, связанный с внутренними желаниями узнавать что-то новое, потому что это интересно и приятно, помогать ему в этом своим участием.

Сиюминутные запреты без объяснений сковывают активность и самостоятельность ребёнка.

Если у вас возникает необходимость что-то запретить, то обязательно объясните, почему вы это запрещаете и помогите определить, что можно и как можно.

Не следует бесконечно указывать на ошибки и недостатки деятельности ребёнка. Осознание своей не успешности приводит к потере всякого интереса к этому виду деятельности.

С раннего детства побуждайте малыша доводить начатое дело до конца, эмоционально оценивайте его волевые усилия и активность. Ваша положительная оценка для него важнее всего.

Импульсивное поведение дошкольника в сочетании с познавательной активностью, а также неумение его предвидеть последствия своих действий часто приводят к поступкам, которые мы, взрослые, считаем нарушением правил, требований.

Так ли это?

Если поступок сопровождается положительными эмоциями ребёнка, инициативностью и изобретательностью и при этом не преследуется цель навредить кому-либо, то это не проступок, а шалость.

Проявляя заинтересованность к деятельности ребёнка, беседуйте с ним о его намерениях, целях (это научит его целеполаганию), о том, как добиться желаемого результата (это поможет осознать процесс деятельности). Расспросите о результатах деятельности, о том, как ребёнок их достиг (он приобретает умение формулировать выводы, рассуждая и аргументируя).

«Самое лучшее открытие – то, которое ребёнок делает сам».

Ральф У. Эмерсон


Конспект занятия по экспериментированию в средней группе
с использованием современной образовательной технологии:
исследовательская деятельность.
Образовательная область «Познание»

Знакомство с магнитом и его свойствами

Бозванова Оксана Анатольевна,
воспитатель I категории ГБОУ СОШ №38,
отделение дошкольного образования детей
Приморского района Санкт-Петербурга

Количество детей: подгруппа.

Цель : развитие познавательной активности детей в процессе знакомства со свойствами магнитов.

Задачи:

Знакомство с понятием "магнит".

Формирование представлений о свойствах магнита.

Актуализация знаний об использовании свойств магнита человеком.

Формирование умений приобретать знания посредством проведения практических опытов,

делать выводы, обобщения.

Воспитание навыков сотрудничества, взаимопомощи.

1 часть: Вводная (информационно-познавательная)

Воспитатель: Здравствуйте, ребята!
Сегодня мы с вами отправимся в мир знаний, открытий, экспериментов и исследования.
Мы узнаем с вами что такое Магнит и познакомимся с его свойствами.
Ребята, а кто-нибудь знает что такое магнит? Из чего он сделан? (дети высказывают свои предположения).

Воспитатель: Магнит сделан из сплавов, которые способны создавать магнитное поле, в основном это железо или сталь.
Любой магнит, любого размера, даже самый маленький имеет северный и южный полюса. Разные полюса притягиваются друг к другу, а одинаковые полюса отталкиваются друг от друга
Детям предлагается рассмотреть магниты разной формы и величины(дети рассматривают магниты и пробуют экспериментировать).

2 часть Практическая (опытно-экспериментальная)

Воспитатель: А теперь я приглашаю вас в лабораторию.
А кто знает что такое лаборатория? (ответы детей).

Воспитатель: в нашей лаборатории вы все сможете поэкспериментировать с магнитом и различными предметами, которые находятся перед вами.

Воспитатель: А для начала, я расскажу вам почему магнит так назвали.

По старинной легенде в давние времена на горе Ида пастух по имени Магнис пас овец. Он заметил, что его сандалии, подбитые железом, и деревянная палка с железным наконечником липнут к черным камням, которые в изобилии валялись под ногами. Пастух перевернул палку наконечником вверх и убедился, что дерево не притягивается странными камнями. Снял сандалии и увидел, что босые ноги тоже не притягиваются. Магнис понял, что эти странные черные камни не признают никаких других материалов, кроме железа. Пастух захватил несколько таких камней домой и поразил этим своих соседей. От имени пастуха и появилось название "магнит".

Воспитатель : ребята, а вы любите опыты? Да.

Опыт 1
Что магнит не притягивает к себе?

Детям предлагается: брусочки дерева, кусочки ткани, полиэтилен, резина, бумага.

Вывод: магнит не притягивается к телу, бумаге, дереву, ткани, полиэтилену, пластмассе, резине.

Опыт 2
Что притягивается к магниту?

На столе у каждого лежат скрепки, винтики, гвозди, шурупы, монетки

Вывод: Скрепки, винтики, гвозди, шурупы, монетки — притягиваются к магниту.

Опыт 3
Может ли магнит действовать через препятствие?

Детям предлагается стеклянный стакан с водой, скрепка и магнит. В стакан с водой бросаем скрепку. Прислоняем магнит к стакану на уровне скрепки. После того как скрепка приблизится к стенке стакана, медленно двигаем магнит по стенке вверх. Скрепка следует за движением магнита и поднимается вверх до тех пор, пока не приблизится к поверхности воды.
(дети проводят эксперименты и делают вывод) .

Вывод: Магнит может действовать через препятствие.
Опыт 4
Может ли магнит действовать через другие материалы?

Для опыта предложены: бумага, ткань, пластмасса, полиэтилен.

Вывод: магнит может действовать через другие материалы.

Воспитатель: Ребята, давайте немного поиграем.
Игра называется «Магнит и скрепки».

Цель игры:

Я, буду магнитом (показать детям магнит и как он взаимодействует со скрепками), а вы детки будете скрепками.
Звучит команда: Магнит, включился. Дети подбегают со скрепки к магниту. Звучит команда: Магнит, выключился. Дети отбегают от магнита, бегают в разные стороны и бегают.
Звучит команда: Магнит, включился, дети опять прибегают к магниту. (Повтор несколько раз.)

Воспитатель: ну, а теперь, мы продолжим пополнять наши знания о магните.

Опыт 5
Может ли магнит намагничивать другие предметы?
(дети проводят эксперименты и делают вывод).

Для того чтобы намагнитить железный предмет, к примеру, скрепку, нужно потереть примерно 30 раз скрепку о магнит, в одном и том же направлении.

Вывод: Магнит может намагничивать другие предметы. Вокруг магнита есть что-то, чем он может действовать на предметы на расстоянии. Это что-то назвали "магнитным полем".

Опыт 6
Можно ли создать магнитное поле искусственно?

К сильному магниту подвесить снизу скрепку. Если поднести к ней еще одну, то окажется, что верхняя скрепка притягивает нижнюю.
Для эксперимента предлагается магнит и маленькие и большие скрепки (дети проводят эксперимент и делают вывод).

Вывод: магнитное поле можно создать искусственно.

Воспитатель: мы с вами сегодня отправлялись в мир знаний и экспериментов, а значит мы с вами исследователи. А исследователи и путешественники имеют компас. Компас очень нужная вещь. А компас у нас нет, но мы благодаря своим новым знаниям, сможем его смастерить, и сделаем это благодаря магниту. Мы возьмем магнит и намагнитим гвоздь, приклеим его к круглому плоскому кусочку пробки и опустим в чашку с водой. Когда гвоздь придет в состояние покоя, он укажет кончиком на север (рядом не должно быть других магнитов).

Наша земля имеет магнитные полюсы, которые тянутся от одного до другого полюса. Как-будто в самом центре планеты у нас движется огромный магнит. Иголка компаса отыскивает магнитное поле Земли и поэтому всегда указывает намагниченным острием в сторону севера.

Я очень надеюсь, что вам понравилось изучать новое, и мы с вами теперь знаем что такое магнит и его волшебные свойства. Вы сможете использовать свои знания в дальнейшем.

Исследовательский проект
«ВОЛШЕБНЫЙ КАМЕНЬ - МАГНИТ»

Актуальность:

Экспериментирование - эффективный метод познания закономерностей и явлений окружающего мира, является одной из актуальнейшей проблем современности.

Главное достоинство экспериментирования в том, что оно даёт детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и средой обитания.

В детском экспериментировании наиболее мощно проявляется собственная активность детей, направленная на получение новых знаний, сведений.

Экспериментирование связано со всеми видами деятельности, такими, как наблюдение и труд, развитие речи, изобразительная деятельность, ФЭМП.

Цель проекта:

Задачи проекта:

Формировать у детей дошкольного возраста диалектическое мышление, т.е. способность видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей;

Развивать собственный познавательный опыт в обобщенном виде с помощью наглядных средств (символов, схем);

Расширять перспективы развития поисково-познавательной деятельности детей путём включения их в мыслительные, моделирующие и преобразующие действия;

Поддерживать у детей инициативу, сообразительность, пытливость, критичность, самостоятельность.

Участники: воспитанники подготовительной логопедической группы, воспитатели, учитель-логопед, родители воспитанников.

Этапы проведения проекта:

I. Подготовительный этап:

1. Разработка плана проекта «Мой магнит меня манит».

2. Разработка перспективного тематического плана работы с детьми.

Подготовка методической литературы.

3. Подборка рассказов, картин, иллюстраций по теме «Опыты, экспериментирование с магнитом».

4. Подготовка дидактического и практического материала для проведения опытов.

5. Оформление информационно-просветительского материала для родителей в виде, папок-передвижек, материала в уголке для родителей

7. Помощь родителей в оформлении уголка экспериментирования.

II. Основной этап:

1. Чтение сказки «Мечты одного магнита». Легенды о магнитах.

2. НОД «Ознакомление с природным происхождением магнита».

Разучивание стихотворения о магните.

3. Игра с игрушками «Бакуган».

4. Просмотр мультфильма «Фиксики» («Магнит», «Компас»).

5. Проведение опытов с магнитами дома.

6. Игры с магнитным конструктором, азбукой, мозаикой.

7. НОД «Волшебный камень - магнит».

8. Оформление стенда «Экспериментируем дома».

III. Заключительный этап:

1. Оформление альбома «Использование магнита в медицине, космонавтике, судостроении и т.д.

2. Оформление магнитного театра по сказке «Рукавичка».

Список литературы:

1. «Неизведанное рядом. Опыты и эксперименты для дошкольников».

Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. 2010 г.

2. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста». Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. 2010 г.

3. «Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет». Мартынова Е. А., И. М. Сучкова. 2011 г.

4. «365 научных экспериментов». 2010 г.

Поисково-познавательная
непосредственно образовательная деятельность
для детей старшего дошкольного возраста
«Волшебный камень - магнит»

Цель: развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста через экспериментирование.

Задачи:

Образовательные

1. Формировать представления детей о физическом явлении - магнетизм.

2. Расширять знания детей о свойствах магнита, опытным путем выявить его свойства (притягивать предметы; действие магнита через стекло, картон, воду).

3. Пополнить словарь детей терминами: «магнетизм», «полюса магнита».

Развивающие

1. Развивать активность, любознательность, стремление к самостоятельному поиску причин, способов действий, проявление творческого потенциала и проявление индивидуальности.

2. Развивать свободное общение со взрослыми и детьми, компоненты устной речи детей в различных формах и видах деятельности.

Воспитательные

1. Развивать художественное восприятие при знакомстве с художественным словом по теме «Магнит».

2. Формировать навыки безопасного обращения с предметами в ходе проведения опытов.

3. Развивать умение детей работать сообща, умение обсуждать, договариваться.

Материал и оборудование:

Демонстрационный: 2 магнита, скрепки большие и маленькие, «Автомобильная трасса», банка со змейкой, аквариум.

Раздаточный: по 2 маленьких магнита на каждого ребенка, набор предметов из различных материалов: мягкая игрушка, деревянный карандаш, пластмассовая пуговица, стеклянная баночка, металлические скрепка и гвоздик, заготовки для рыбок, ножницы.

Логика образовательной деятельности

Воспитатель приглашает детей в зал, оформленный под научную лабораторию….

Задает детям вопрос - «Куда мы пришли?»

Дети рассматривают материалы, «оборудование», предлагают вариант ответа.

Педагог, используя подсказку (слайды с изображением научной лаборатории), подводит детей к выводу, что оказались они в научно-исследовательском институте.

Спрашивает детей, кто работает в научно-исследовательских институтах и чем занимаются люди данной профессии.

Воспитатель: - Ребята! Я предлагаю вам посетить наш институт и на некоторое время стать учеными - исследователями.

Предлагает надеть халаты, шапочки, очки.

Обращает внимание детей на стенд со схемами «Правила безопасности работы в лаборатории». Проводит беседу «Как нужно вести себя в научной лаборатории». Изучают правила, распределяют роли.

Воспитатель выступает в качестве старшего научного сотрудника, так как он уже побывал в данной лаборатории и знает, чем интересным здесь можно заняться. Детям предлагаются роли младших сотрудников и лаборантов и бейджик с соответствующим обозначением.

Воспитатель вносит коробку с большим магнитом. Коробка - закрыта.

Сегодня к нам в институт привезли какой-то предмет для исследования, попробуйте угадать что это?

Бывает маленьким, большим,

Железо очень дружит с ним,

С ним и незрячий, непременно,

Найдет иголку в стоге сена.

Ответы детей…

Вот перед нами обычный магнит.

Много секретов в себе он хранит.

Воспитатель: - « Наша задача - познакомиться поближе с этим удивительным камнем». Показывает магнит детям, дает потрогать (какой на ощупь? Гладкий, холодный), определяют вес (тяжелый - легкий?), цвет…

Дают определение - «Магнит это камень, поверхность его холодная, гладкая, имеет вес…..».

Воспитатель задает вопрос - «Какое еще свойство имеет магнит, отличающее его от обычных камней?»

Ответы детей…..

Воспитатель: - « Ребята, как вы думаете, все ли предметы притягивает магнит?» Ответы детей.

Чтобы проверить ваши предположения, предлагаю пройти всем младшим сотрудникам и лаборантам в лабораторию № 1…

- «Посмотрите, какие предметы лежат у вас на столах?»

Дети перечисляют…

1. мягкая игрушка

2. деревянный карандаш

3. пластмассовая пуговица

4. стеклянная баночка

5. металлические скрепка и шайба.

Опыт № 1.

«Предлагаю вам выбрать те предметы, которые, по вашему мнению, может притянуть к себе магнит». Дети выполняют задание…

«Как проверить правильный ли выбор вы сделали?» Дети предлагают решение проблемы (с помощью магнита).

- «Какие предметы притянул магнит?» (Скрепка, шайба).

- «А какие не притянул?» (Мягкую игрушку, деревянный карандаш, пластмассовую пуговицу, стеклянный шарик).

« Какой можно сделать вывод?»

Вывод: Магнит притягивает только металлические предметы.

Изучение следующих свойств магнита можно продолжить в лаборатории № 2.

На столе лежит и одновременно демонстрируется на экране схема «Отталкивание и притяжение магнитов» и самолеты с магнитными концами (красный - синий).

Коллеги, обратите внимание на схему, как вы думаете, какое исследование нам нужно провести? Ответы детей…

Воспитатель обращает внимание детей на магнит, раскрашенный в красный и синий цвет. А также на самолетики, лежащие на столах, с такой же окраской. Спрашивает, почему магнит покрашен в два цвета? Дети ведут рассуждения… Затем воспитатель предлагает соединить самолетики двумя одинаковыми концами. Что происходит? (самолетики отталкиваются). Если соединить разными концами- красным и синим (самолетики соединяются). Почему? Ответы детей… Воспитатель дает пояснение: у магнита два полюса, если соединять два одинаковых полюса, то магниты будут отталкиваться, а если соединить два разных, то они притянутся друг к другу.

Динамическая пауза

Воспитатель предлагает пройти к аэродрому. - Посмотрите, я принесла сделанные вами самолетики: синие и красные, как полюсы магнита. Обратите внимание - наши аэродромы тоже имеют два цвета (красный и синий). Как только заиграет музыка, вы полетите по кругу, когда музыка остановится, вам нужно посадить самолет на тот аэродром, который его притянет. 2-3 детей объясняют, почему самолёты приземлились на тот или иной аэродром.

Ребята, посмотрите, в лаборатории № 3 стоит какой-то сосуд, а что в нем находится, не видно. Но, по всей вероятности, там находится какое-то существо, возможно, ядовитое. Как узнать, кто находится в банке, не опуская туда руки?

Ответы детей, обсуждение, догадки.

Попробуем магнитом достать обитателя банки?

Опыт № 3. Достать магнитом змейку из банки.

Воспитатель: - У вас на столах стоят банки, в которых лежат змейки-скрепки. Достаньте из банки скрепки магнитом.

Воспитатель: - Ребята, какой можно сделать вывод?

Дети: - Магнит действует через стекло.

(Демонстрация схемы через проектор).

- Как вы думаете, только ли через стекло действует магнит?

Ответы детей.

Опыт № 4.

На мольберте нарисована трасса для машинок, на столе лежат маленькие металлические машинки и магниты. Устанавливается магнит за машинкой, который двигает ее по трассе.

А теперь попробуйте сами. Возьмите по машинке, попробуйте управлять ими с помощью магнита.

Какой можно сделать вывод?

- Магнит действует через картон.

(Демонстрация всех схем через проектор одновременно).

Детям предлагается игра «Рыболов». Магнитными удочками дети вылавливают рыбок из аквариумов.

В конце игры обсуждается следующее свойство: «Магнит действует через воду».

(Демонстрация слайда).

Воспитатель обращает внимание детей на коробку с магнитом.

Дорогие коллеги, сегодня у нас с вами был трудный, но интересный день. Мы изучали свойства магнита.

Какими свойствами обладает магнит?

(На доске выставлены схемы - подсказки).

Дети называют свойства и выбирают соответствующую схему. (Одновременно схемы появляются на экране).

1. Магнит притягивает только металлические предметы.

2. Магнит имеет два полюса: разные полюсы - притягиваются, а одинаковые - отталкиваются.

3. Магнит действует через стекло, картон, воду.

Дети вместе с воспитателем складывают магнит и карточки, отправляют посылку с выполненным заданием.

Ребенок читает стихотворение про магнит:

Уже давно люблю магнит.

Он и теперь меня манит

Камня маленький кусок,

Невзрачный, серенький брусок.

Воспитатель обращает внимание детей на экран «Практическое применение магнита».

Воспитатель ориентирует детей на дальнейшее ознакомление со свойствами и применением магнита. - Как и где найти нужную информацию. Дети предлагают ответы. (Спросить у родителей, позвонить родственникам или друзьям, прочитать энциклопедию, посмотреть ТV, обратиться к Интернет-ресурсам и др.).

Дорогие младшие сотрудники и лаборанты, руководство научно-исследовательского института благодарит вас за проделанную работу и награждает вас ценными памятными подарками - магнитными играми.

Номинация: Детский сад, подготовительная группа, старшая группа, Конспекты занятий, НОД, опытно-экспериментальная деятельность
Название: Конспект НОД по опытно-экспериментальная деятельности для детей старшего дошкольного возраста «Волшебный камень – магнит»

, воспитатель высшей квалиф. категории, МБДОУ д/с № 110 г. Самара, Россия.
Автор презентации:
Гришина Ирина Юрьевна
, учитель-логопед высшей квалиф. категории, МБДОУ д/с № 110 г. Самара, Россия.

Снопко Елена Александровна
Воспитатель МАДОУ ЦРР Д/с 30 г. Соликамск, Пермский край

Задачи: 1. Развивать у детей представление о свойствах магнита.
2. Помочь детям в освоении действий экспериментирования.
3. Развивать познавательную активность дошкольников.
4. Формировать желание помогать ближнему.
Материал: незнайка-кукла, магниты 10 шт. на верёвочках, мелкие металлические предметы (винтики, болтики, гаечный ключ, скрепки и т. д.), ваза с цветами, ёмкость с водой, пластилин, палочки, бумага, машинки со скрепками на днище, многоуровневый гараж.
Словарная работа – магнит, примагничивать, притягивать, отталкивать, металлические и неметалические предметы.
Предварительная работа: просмотр м/ф «Незнайка и его друзья»
Время: 15 минут.
Ход занятия.

1 часть.
(звучит «Гимн Незнайки и его друзей)
Незнайка: (плачет) Что теперь мне будет? Где мне их искать? Почему я такой невезучий?
Воспитатель: Кто это такой, ребята? Узнали? Подойдите поближе. Поздоровайтесь.
Н: Здравствуйте, ребята.
В: Ты что, Незнайка, плачешь?
Н: Винтик со Шпунтиком машину чинили, а мы с Гунькой играли и бросили куда-то запчасти. Теперь Винтик ругается, что машина не заводится.
В: Конечно, если в машине не хватает болтиков и гаечек, то она никуда не сможет поехать. Правда, ребята? А мы знаем какой ты растеряйка.
Н: Мы уже везде искали, и в коробках, и в гараже, и в других группах – нигде не нашли. Что же мне делать?
В: Как помочь Незнайке? (ответы детей)
В: А что ты потерял, напомни нам.
Н: Запчасти от машины: гайку, болтик и гаечный ключ.
В: Ребята, вы хотите помочь Незнайке найти запчасти? (Да). Пойдёмте искать.
Н: Здесь нет, я уже смотрел.
В: Ой, посмотрите, что это? Ваза для цветов, но что в ней лежит?
Н: Ура! Точно, это они, запчасти от машины Винтика! Нашлись! (пытается достать) Ой! А достать я их не могу! Что же делать?
В: Ну, Незнайка, нашёл куда складывать! Как нам помочь Незнайке? У кого самая узкая рука? (предположения и попытки детей).
В: Надо найти что-то такое, чтобы запчасти прилепились. Что же это может быть? (магнит). А у нас в группе он есть? (На доске) Несите скорее. И мне возьмите.
Н: О! Это гайка от руля! А это, гаечный ключ Винтика. Ура! Достали.
В: Ребята, а как это у нас получилось? Что нам помогло? Незнайка, а из чего твои запчасти сделаны?
Н: Не знаю! Из пластмассы, наверное.
В: А вы, ребята, знаете? (из металла). А если бы у Незнайки детали действительно были бы пластмассовые, магнит помог бы нам? Проверим? Найдите в группе предметы, которые магнитятся. Что ты нашёл Илья, из чего стол сделан? Магнитится?
В: Расскажите теперь Незнайке какие предметы магнитятся. (металлические). Запоминай, Незнайка.
2 часть.
Н: Ой, да что же это такое? Ведь Винтик не сможет машину завести.
В: Что ещё случилось?
Н: Запчасти-то мы нашли, а ключи нет! Мы с Гунькой их в озеро уронили, а там глубоко, вода холодная, да и руки мочить не хочется. Ну, здесь ваш магнит точно не поможет.
В: В наше озеро? (Да). А как вы думаете, дети, из воды можно достать ключи магнитом? Почему ты так думаешь? Незнайка, а ключи твои из чего сделаны? (из металла). Ну, тогда не расстраивайся! Ребята возьмите магниты с верёвочками и пойдёмте попробуем достать ключи. Примагнитились? Убедился Незнайка? Нашему магниту и вода не помеха, главное, чтобы предметы были сделаны из (метелла). Павильно. Знаете, я недавно видела передачу по телевизору о затонувших кораблях. Их поднимали со дна океана при помощи очень большого магнита. Вот как магнит помогает людям! Выбирай, Незнайка, какие ключи твои? Ох, и растеряйка же ты!
Н: Вот какая у вас есть полезная вещь. С ней вы всё что угодно достать сможете. А меня такой вещи нет.
В: Ну, что будем делать, ребята? (Подарим). Что бы вы хотели сказать Незнайке? Не расстраивайся, будет и у тебя такая вещь. Держи!
Н: Спасибо, вы такие добрые! Ой, да у вас тоже гараж есть? Сколько здесь машин. Только наверное машины ваши не ездят.
В: А вот и неправда, ездят, да ещё как! (Показ). Попробуй и ты с ребятами, покатай.
Смотрите, какой магнит, даже через пол гаража может двигать предметы!
3 часть.
Н: Хорошо с вами, но мне так не терпится обрадовать и удивить своих друзей! Ведь теперь у меня есть такая полезная вещь – магнит, подарок от ребят.
В: Ну, что ж, беги!
Н: До свидания, ребята!
В и дети: До свидания, Незнайка!
(Звучит песня «Всё то, что неизвестно»).

Разработка Prototype в разделе Без рубрики и опубликована 1st Декабрь, 2015
Вы находитесь:

Организация экспериментальной деятельности с магнитом для дошкольников

Дошкольники – прирождённые исследователи, любознайки, почемучки. Они стримяться экспериментировать с предметами, делая умозаключение и выводы.

Формирование интеллектуальных способностей дошкольников должны осуществляться при целенаправленном руководстве взрослых, которые ставят перед ребёнком определённую задачу, дают средства её решения и контролируют процесс превращение знаний в инструмент творческого освоения мира.

Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребёнка, он настроен на познание мира.

В ходе экспериментальной деятельности дошкольник учиться наблюдать, размышлять, сравнивать, отвечать на вопросы, делать выводы, устанавливать причинно-следственную связь, соблюдать правила безопасности.

Экспериментальная деятельность, наряду с игровой, является ведущей деятельностью дошкольника. Например в младшем и среднем возрасте можно использовать игры – эксперименты предметного содержания, поскольку познавательная жизнь младшего дошкольника строится вокруг мира предметов и воздействий с ними(пощупать, понюхать, попробовать на вкус). Цель таких игр приобретение знаний о предмете(погладь кошечку она мягкая, пушистая – кубик твердый, гладкий, лёгкий).

В старшем возрасте экспериментальная деятельность приобретает познавательный характер, в таких играх ребёнок должен получить ответ на все интересующий его вопрос. Ребёнок старшого возраста уже применяет те знания и умения о предмете, которые он приобрёл в младшем возрасте. Такая практика позволяет ребёнку самостоятельно обобщить имеющие у него знания и представления в единую систему знаний, сделать соответствующие выводы.

Магнит – самый необычный и в тоже время самый обычный предмет для экспериментирования с детьми. При помощи магнитов можно проводить различные фокусы, приводящие в восторг детей.

В моей программе «Юные исследователи» в разделе «физические явления» можно найти понятие «магнит и магнитизм». Задача – объяснить, какие предметы притягиваются к магниту, помочь выяснить особенности действия магнитных сил.

Прежде чем я вам предложу некоторые эксперименты с магнитами, я предлагаю вам послушать легенду о магните.

В давние времена, поговаривали, что в далёкой стране Греция есть огромная гора Ида. Однажды мимо этой горы брёл путник по имени Магнис. Он заметил, что его сандалии, подбитые железными подковками, и деревянная палка с железным наконечником липнут к чёрным камням, которые лежали под ногами. Магнис перевернул палку наконечником вверх и убедился, что дерево не притягивается к странным камням. И в народе стали называть «камни Магнуса» или просто магнитом.

Существует и другое объяснение название «магнит» - по названию древнего города – Магнесия, где эти камни нашли древние греки. Сейчас эта местность называется Маниса, и там до сих пор встречаются эти камни – магниты.

Я предлагаю несколько экспериментов с магнитами для детей младшего и среднего возраста.

Прежде чем проводить экспериментирование с магнитом, нужно познакомить детей что такое магнит – это предмет, чёрного цвета, твёрдый, тяжёлый т.к. тонет в воде, гладкий, похож на железо.

Опыт№1 Какие предметы притягивает магнит?

На столе лежат предметы нужно отложить предметы содержащие железо и которые не содержат, поверить магнитом.

Опыт№2 Посчитай и проверь

В миске с крупой спрятаны скрепки, нужно посчитать на ощупь сколько скрепок, проверить поднести магнит, сколько примагнитится скрепок.

Опыт№3 Волшебная рукавичка

На стол поставить машинку из железа и поднести рукавичку с магнитом к машинке, она поедет.

Для детей младшего и среднего возраста можно предложить посмотреть мультфильм «Лунтик- Магнит»

Для детей старшего возраста я предлагаю эксперименты более сложнее.

Опыт№1 Магнитное поле

Дать понятие «магнитное поле»- это расстояние вокруг магнита. Проверяем действие магнита через стекло, бумагу, ткань, фольгу, книгу, стол. Увеличиваем расстояние от магнита к магниту или железному предмету, чем больше расстояние, тем слабее магнитное поле.

Опыт№2 Действие магнита в воде

В воду бросаем железные предметы, на ниточку привязываем магнит. Магнит действует в воде, достаёт предметы.

Опыт№3 Намагниченные скрепки

Скрепку присоединяем к магниту, затем к первой скрепке присоединяем последующие, получится цепочка из скрепок. Когда мы убираем магнит скрепки держатся между собой, они намагнитились.

Опыт№4 Какие металлы притягивает магнит?

На столе разложить различные металлы – железо, золото, медь, серебро, алюминий. Предложить магнитом проверить, какие металлы притянутся.

Магнитный театр. Участвуют 2 и более человек, натягивается экран из белой ткани. Первый участник ведёт замену героев, а другой осуществляет движение.

Игры- соревнования «Перенести железные шарики с помощью магнитов»

Опыт№5 Магнитное свойство Земли, компас.

Предложить детям сделать компас, на вертикальную палочку посадить намагниченную иголку и одеть стрелочки с синим и красным цветом. Синий- север, красный-юг.

Управление образования администрации города Шахтёрска дошкольное образовательное учреждение комбинированного типа №8 «Малыш»

Консультация – практикум для педагогов

«Организация экспериментальной деятельности с магнитами в детском саду»

Подготовила:

Воспитатель гр№8

ДНЗ№8 «Малыш»

Кузеванова Л.В.

Что еще почитать