Мастер-класс.
Тема: «Удивительный магнит».
Цель: представление опыта работы с детьми по развитию познавательной активности через поисково-исследовательскую деятельность.
Задачи:
Повысить уровень профессиональной компетенции участников мастер- класса по развитию познавательной активности дошкольников через поисково-исследоватекльскую деятельность;
Представить участникам мастер – класса одну из форм проведения опытно-экспериментальной деятельности с детьми;
Сформировать у участников мотивацию на использование в воспитательно-образовательном процессе опытно-экспериментальной деятельности для развития познавательной активности дошкольников.
Ход мастер-класса.
Здравствуйте, уважаемые коллеги! Мы рады приветствовать Вас!
Детство, это пора поисков и ответов на самые разные вопросы. Ребенок настроен на познание окружающего мира, он хочет познавать. Процесс познания – творческий, и наша задача – поддержать и развивать в ребенке интерес к исследованию, открытиям, создать необходимые для этого условия.
Сегодня мы на миг окажемся в волшебной стране «Экспериментов», поэтому я хоть и не волшебник и не маг, превращаю вас в юных исследователей! Я буду к вам обращаться как к детям.
Ребята! Я предлагаю Вам отправиться в волшебную страну. В этой стране учились волшебству разные волшебники из сказок.
Вспомните, каких волшебников, вы знаете? (Хоттабыч, Фея, Баба-Яга)
Ребята, что у нас за цветочек на доске?
Это - «Цветик-семицветик, он поможет нам открыть тайны волшебства (берем один лепесток).
- Лети, лети, лепесток,
Через север на восток,
Через запад, через юг,
Возвращайся, сделав круг,
Лишь коснешься, ты, земли,
Быть по-моему вели!
Вели, чтобы все мы превратились в волшебников!
1 задание – Давайте, дети оденем шляпы и превратимся волшебниками. Я тоже одену и вместе с вами стану волшебницей.
Ой, на доске еще какое – то письмо, давайте, прочитаем его.
Ребята, вы догадались, как называлась эта гора?
Какой способ нашел Магнитолик, чтобы освободиться от этой горы (снял доспехи, сделанные из железа)
(показываю магнит)
-«Вот перед вами обычный магнит,
Много секретов в себе он хранит ».
Если магнит такой сильный и притягивает предметы из железа, то притягивает ли он другие предметы? Чтобы проверить это, давайте поэкспериментируем! Мы проведем опыт и узнаем все ли притягивает магнит? Ребята, давайте посмотрим, какими чудесными свойствами обладает наш волшебный камень – магнит.
Волшебство начинается…
Только надо обязательно соблюдать правила безопасности с острыми предметами.
Опыт 1. Для этого вам надо поднести магнит к каждому из предметов на столе.
- На красный квадрат положите предметы , которые не притягивает магнит ,
а зеленый – которые притягивает. Приступайте!
Расскажите, что вы делали и что у вас получилось.
Вывод : все железные предметы притягиваются к нему, значит, магнит притягивает железные предметы: шурупы, гвоздики, скрепки монеты и т.д.
А какие предметы не притянул? (Пуговицы, ткань, резину, карандаш, ластик и т.д.)
Опыт 2. А теперь положите на железные предметы лист бумаги и поднесите к нему магнит. Что произошло?
Вывод: Железные предметы притягиваются через бумагу.
Опыт 3. Сейчас накройте железные предметы кусочками ткани и поднесите магнит. Что произошло, покажите.
Вывод: Магнит действует через ткань.
Опыт 4. Положите все железные предметы в пластмассовые тарелочки, а магнитом проведите под тарелочкой. Что происходит?
Вывод : Предметы двигаются. Магнит действует через тонкий пластмасс.
Обобщение : магнит притягивает только железные предметы.
Опыт 5.
А сейчас чтобы нам стало веселее мы устроим
дискотеку для сказочных героев.
Через картон (магниты один сверху, другой снизу) делаем разнообразные движения.
Вывод: магниты притягиваются друг к другу.
Опыт 6
Вы любите фокусы?
* «Магнитный фокус – кораблики»
Оборудование: таз с водой, кораблики.
Ход опыта : опустить лодочки с иголочками на мачте в воду, управлять лодочками, двигая над тазом (не касаясь их). Магнит приводит лодки в движение, даже если не касается их.
Вывод: магнит действует даже на расстоянии.
Опыт 7
* Мы будем совершать следующее волшебство.
Оно называется «Рыбалка».
Нужно достать рыбок из воды не замочив рук и магнита.
Опыт 8: В стакан с водой кладем рыбок, как достать с помощью магнита?
Магнитом надо вести по стенке стакана. Магнит поднимает рыбку.
Что же это за волшебство? Как вы думаете, почему у вас получилось достать рыбки из воды, не замочив рук?
Вывод:
Магнит может действовать на предметы через стекло.
Опыт 9
Сейчас я предлагаю вам игру «Волшебный лабиринт».
У вас у всех лежат карточки с дорожками. Попробуем по этим дорожкам провести железный предмет (монетку) с помощью магнита через бумагу. Для этого монетку положите сверху на дорожку, а магнит приложите снизу. Нужно двигать монетку с помощью магнита как можно точнее, не сходить с намеченного пути.
Воспитатель: что происходит с монеткой?
Вывод: Магнит снова оказывает свое волшебное действие через бумагу.
Опыт 10
В сказке «Золушка» злая мачеха перемешала чечевицу с горохом и заставила перебирать Золушку. И помогли Золушке в этом птички. Но коварная злая мачеха снова смешала крупы с шурупами, болтами и гайками и опять заставила перебирать Золушку. Птицы помочь не могут, боятся сломать клювики.
Может быть, мы сможем помочь? Как это сделать быстрее? (при помощи магнитов).
Вы хорошо сегодня поработали и много узнали интересного про волшебный камень – магнит…
Довольны ли, вы, секретам волшебства?
Так как приближается праздник Новый год. Про него говорят – он подарки принесет. И я на память хочу подарить магнитики, которые вы украсите сами.
Возьмите - горсточку счастья, любви и везения! (бисер). Украсьте свои магнит.
Памятка
ЧЕГО НЕЛЬЗЯ и ЧТО НУЖНО ДЕЛАТЬ
для поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию.
ЧЕГО НЕЛЬЗЯ | ЧТО НУЖНО ДЕЛАТЬ |
Не следует отмахиваться от желаний ребёнка, даже если они вам кажутся импульсивными. Ведь в основе этих желаний может лежать такое важнейшее качество, как любознательность. | Поощрять любопытство, которое порождает потребность в новых впечатлениях, любознательность: она порождает потребность в исследовании |
Нельзя отказываться от совместных действий с ребенком, игр и т.п. – ребёнок не может развиваться в обстановке безучастности к нему взрослых. | Предоставлять возможность ребёнку действовать с разными предметами и материалами, поощрять экспериментирование с ними, формируя в детях мотив, связанный с внутренними желаниями узнавать что-то новое, потому что это интересно и приятно, помогать ему в этом своим участием. |
Сиюминутные запреты без объяснений сковывают активность и самостоятельность ребёнка. | Если у вас возникает необходимость что-то запретить, то обязательно объясните, почему вы это запрещаете и помогите определить, что можно и как можно. |
Не следует бесконечно указывать на ошибки и недостатки деятельности ребёнка. Осознание своей не успешности приводит к потере всякого интереса к этому виду деятельности. | С раннего детства побуждайте малыша доводить начатое дело до конца, эмоционально оценивайте его волевые усилия и активность. Ваша положительная оценка для него важнее всего. |
Импульсивное поведение дошкольника в сочетании с познавательной активностью, а также неумение его предвидеть последствия своих действий часто приводят к поступкам, которые мы, взрослые, считаем нарушением правил, требований. Так ли это? Если поступок сопровождается положительными эмоциями ребёнка, инициативностью и изобретательностью и при этом не преследуется цель навредить кому-либо, то это не проступок, а шалость. | Проявляя заинтересованность к деятельности ребёнка, беседуйте с ним о его намерениях, целях (это научит его целеполаганию), о том, как добиться желаемого результата (это поможет осознать процесс деятельности). Расспросите о результатах деятельности, о том, как ребёнок их достиг (он приобретает умение формулировать выводы, рассуждая и аргументируя). |
«Самое лучшее открытие – то, которое ребёнок делает сам».
Ральф У. Эмерсон
Конспект занятия по экспериментированию в
средней группе
с использованием современной образовательной технологии:
исследовательская деятельность.
Образовательная область «Познание»
Бозванова Оксана Анатольевна,
воспитатель I категории ГБОУ СОШ №38,
отделение дошкольного образования детей
Приморского района Санкт-Петербурга
Количество детей: подгруппа.
Цель : развитие познавательной активности детей в процессе знакомства со свойствами магнитов.
Задачи:
Знакомство с понятием "магнит".
Формирование представлений о свойствах магнита.
Актуализация знаний об использовании свойств магнита человеком.
Формирование умений приобретать знания посредством проведения практических опытов,
делать выводы, обобщения.
Воспитание навыков сотрудничества, взаимопомощи.
1 часть: Вводная (информационно-познавательная)
Воспитатель:
Здравствуйте, ребята!
Сегодня мы с вами отправимся в мир знаний, открытий, экспериментов и исследования.
Мы узнаем с вами что такое Магнит и познакомимся с его свойствами.
Ребята, а кто-нибудь знает что такое магнит? Из чего он сделан? (дети высказывают свои предположения).
Воспитатель:
Магнит сделан из сплавов, которые способны создавать магнитное поле, в основном это железо или сталь.
Любой магнит, любого размера, даже самый маленький имеет северный и южный полюса. Разные полюса притягиваются друг к другу, а одинаковые полюса отталкиваются друг от друга
Детям предлагается рассмотреть магниты разной формы и величины(дети рассматривают магниты и пробуют экспериментировать).
2 часть Практическая (опытно-экспериментальная)
Воспитатель:
А теперь я приглашаю вас в лабораторию.
А кто знает что такое лаборатория? (ответы детей).
Воспитатель: в нашей лаборатории вы все сможете поэкспериментировать с магнитом и различными предметами, которые находятся перед вами.
Воспитатель: А для начала, я расскажу вам почему магнит так назвали.
По старинной легенде в давние времена на горе Ида пастух по имени Магнис пас овец. Он заметил, что его сандалии, подбитые железом, и деревянная палка с железным наконечником липнут к черным камням, которые в изобилии валялись под ногами. Пастух перевернул палку наконечником вверх и убедился, что дерево не притягивается странными камнями. Снял сандалии и увидел, что босые ноги тоже не притягиваются. Магнис понял, что эти странные черные камни не признают никаких других материалов, кроме железа. Пастух захватил несколько таких камней домой и поразил этим своих соседей. От имени пастуха и появилось название "магнит".
Воспитатель : ребята, а вы любите опыты? Да.
Опыт 1
Что магнит не притягивает к себе?
Детям предлагается: брусочки дерева, кусочки ткани, полиэтилен, резина, бумага.
Вывод: магнит не притягивается к телу, бумаге, дереву, ткани, полиэтилену, пластмассе, резине.
Опыт 2
Что притягивается к магниту?
На столе у каждого лежат скрепки, винтики, гвозди, шурупы, монетки
Вывод: Скрепки, винтики, гвозди, шурупы, монетки — притягиваются к магниту.
Опыт 3
Может ли магнит действовать через препятствие?
Детям предлагается стеклянный стакан с водой, скрепка и магнит. В стакан с водой бросаем скрепку. Прислоняем магнит к стакану на уровне скрепки. После того как скрепка приблизится к стенке стакана, медленно двигаем магнит по стенке вверх. Скрепка следует за движением магнита и поднимается вверх до тех пор, пока не приблизится к поверхности воды.
(дети проводят эксперименты и делают вывод)
.
Вывод:
Магнит может действовать через препятствие.
Опыт 4
Может ли магнит действовать через другие материалы?
Для опыта предложены: бумага, ткань, пластмасса, полиэтилен.
Вывод: магнит может действовать через другие материалы.
Воспитатель:
Ребята, давайте немного поиграем.
Игра называется «Магнит и скрепки».
Цель игры:
Я, буду магнитом (показать детям магнит и как он взаимодействует со скрепками), а вы детки будете скрепками.
Звучит команда: Магнит, включился. Дети подбегают со скрепки к магниту. Звучит команда: Магнит, выключился. Дети отбегают от магнита, бегают в разные стороны и бегают.
Звучит команда: Магнит, включился, дети опять прибегают к магниту. (Повтор несколько раз.)
Воспитатель: ну, а теперь, мы продолжим пополнять наши знания о магните.
Опыт 5
Может ли магнит намагничивать другие предметы?
(дети проводят эксперименты и делают вывод).
Для того чтобы намагнитить железный предмет, к примеру, скрепку, нужно потереть примерно 30 раз скрепку о магнит, в одном и том же направлении.
Вывод: Магнит может намагничивать другие предметы. Вокруг магнита есть что-то, чем он может действовать на предметы на расстоянии. Это что-то назвали "магнитным полем".
Опыт 6
Можно ли создать магнитное поле искусственно?
К сильному магниту подвесить снизу скрепку. Если поднести к ней еще одну, то окажется, что верхняя скрепка притягивает нижнюю.
Для эксперимента предлагается магнит и маленькие и большие скрепки (дети проводят эксперимент и делают вывод).
Вывод: магнитное поле можно создать искусственно.
Воспитатель: мы с вами сегодня отправлялись в мир знаний и экспериментов, а значит мы с вами исследователи. А исследователи и путешественники имеют компас. Компас очень нужная вещь. А компас у нас нет, но мы благодаря своим новым знаниям, сможем его смастерить, и сделаем это благодаря магниту. Мы возьмем магнит и намагнитим гвоздь, приклеим его к круглому плоскому кусочку пробки и опустим в чашку с водой. Когда гвоздь придет в состояние покоя, он укажет кончиком на север (рядом не должно быть других магнитов).
Наша земля имеет магнитные полюсы, которые тянутся от одного до другого полюса. Как-будто в самом центре планеты у нас движется огромный магнит. Иголка компаса отыскивает магнитное поле Земли и поэтому всегда указывает намагниченным острием в сторону севера.
Я очень надеюсь, что вам понравилось изучать новое, и мы с вами теперь знаем что такое магнит и его волшебные свойства. Вы сможете использовать свои знания в дальнейшем.
Актуальность:
Экспериментирование - эффективный метод познания закономерностей и явлений окружающего мира, является одной из актуальнейшей проблем современности.
Главное достоинство экспериментирования в том, что оно даёт детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и средой обитания.
В детском экспериментировании наиболее мощно проявляется собственная активность детей, направленная на получение новых знаний, сведений.
Экспериментирование связано со всеми видами деятельности, такими, как наблюдение и труд, развитие речи, изобразительная деятельность, ФЭМП.
Цель проекта:
Задачи проекта:
Формировать у детей дошкольного возраста диалектическое мышление, т.е. способность видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей;
Развивать собственный познавательный опыт в обобщенном виде с помощью наглядных средств (символов, схем);
Расширять перспективы развития поисково-познавательной деятельности детей путём включения их в мыслительные, моделирующие и преобразующие действия;
Поддерживать у детей инициативу, сообразительность, пытливость, критичность, самостоятельность.
Участники: воспитанники подготовительной логопедической группы, воспитатели, учитель-логопед, родители воспитанников.
Этапы проведения проекта:
I. Подготовительный этап:
1. Разработка плана проекта «Мой магнит меня манит».
2. Разработка перспективного тематического плана работы с детьми.
Подготовка методической литературы.
3. Подборка рассказов, картин, иллюстраций по теме «Опыты, экспериментирование с магнитом».
4. Подготовка дидактического и практического материала для проведения опытов.
5. Оформление информационно-просветительского материала для родителей в виде, папок-передвижек, материала в уголке для родителей
7. Помощь родителей в оформлении уголка экспериментирования.
II. Основной этап:
1. Чтение сказки «Мечты одного магнита». Легенды о магнитах.
2. НОД «Ознакомление с природным происхождением магнита».
Разучивание стихотворения о магните.
3. Игра с игрушками «Бакуган».
4. Просмотр мультфильма «Фиксики» («Магнит», «Компас»).
5. Проведение опытов с магнитами дома.
6. Игры с магнитным конструктором, азбукой, мозаикой.
7. НОД «Волшебный камень - магнит».
8. Оформление стенда «Экспериментируем дома».
III. Заключительный этап:
1. Оформление альбома «Использование магнита в медицине, космонавтике, судостроении и т.д.
2. Оформление магнитного театра по сказке «Рукавичка».
Список литературы:
1. «Неизведанное рядом. Опыты и эксперименты для дошкольников».
Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. 2010 г.
2. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста». Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. 2010 г.
3. «Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет». Мартынова Е. А., И. М. Сучкова. 2011 г.
4. «365 научных экспериментов». 2010 г.
Поисково-познавательная
непосредственно образовательная деятельность
для детей старшего дошкольного возраста
«Волшебный камень - магнит»
Цель: развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста через экспериментирование.
Задачи:
Образовательные
1. Формировать представления детей о физическом явлении - магнетизм.
2. Расширять знания детей о свойствах магнита, опытным путем выявить его свойства (притягивать предметы; действие магнита через стекло, картон, воду).
3. Пополнить словарь детей терминами: «магнетизм», «полюса магнита».
Развивающие
1. Развивать активность, любознательность, стремление к самостоятельному поиску причин, способов действий, проявление творческого потенциала и проявление индивидуальности.
2. Развивать свободное общение со взрослыми и детьми, компоненты устной речи детей в различных формах и видах деятельности.
Воспитательные
1. Развивать художественное восприятие при знакомстве с художественным словом по теме «Магнит».
2. Формировать навыки безопасного обращения с предметами в ходе проведения опытов.
3. Развивать умение детей работать сообща, умение обсуждать, договариваться.
Материал и оборудование:
Демонстрационный: 2 магнита, скрепки большие и маленькие, «Автомобильная трасса», банка со змейкой, аквариум.
Раздаточный: по 2 маленьких магнита на каждого ребенка, набор предметов из различных материалов: мягкая игрушка, деревянный карандаш, пластмассовая пуговица, стеклянная баночка, металлические скрепка и гвоздик, заготовки для рыбок, ножницы.
Логика образовательной деятельности
Воспитатель приглашает детей в зал, оформленный под научную лабораторию….
Задает детям вопрос - «Куда мы пришли?»
Дети рассматривают материалы, «оборудование», предлагают вариант ответа.
Педагог, используя подсказку (слайды с изображением научной лаборатории), подводит детей к выводу, что оказались они в научно-исследовательском институте.
Спрашивает детей, кто работает в научно-исследовательских институтах и чем занимаются люди данной профессии.
Воспитатель: - Ребята! Я предлагаю вам посетить наш институт и на некоторое время стать учеными - исследователями.
Предлагает надеть халаты, шапочки, очки.
Обращает внимание детей на стенд со схемами «Правила безопасности работы в лаборатории». Проводит беседу «Как нужно вести себя в научной лаборатории». Изучают правила, распределяют роли.
Воспитатель выступает в качестве старшего научного сотрудника, так как он уже побывал в данной лаборатории и знает, чем интересным здесь можно заняться. Детям предлагаются роли младших сотрудников и лаборантов и бейджик с соответствующим обозначением.
Воспитатель вносит коробку с большим магнитом. Коробка - закрыта.
Сегодня к нам в институт привезли какой-то предмет для исследования, попробуйте угадать что это?
Бывает маленьким, большим,
Железо очень дружит с ним,
С ним и незрячий, непременно,
Найдет иголку в стоге сена.
Ответы детей…
Вот перед нами обычный магнит.
Много секретов в себе он хранит.
Воспитатель: - « Наша задача - познакомиться поближе с этим удивительным камнем». Показывает магнит детям, дает потрогать (какой на ощупь? Гладкий, холодный), определяют вес (тяжелый - легкий?), цвет…
Дают определение - «Магнит это камень, поверхность его холодная, гладкая, имеет вес…..».
Воспитатель задает вопрос - «Какое еще свойство имеет магнит, отличающее его от обычных камней?»
Ответы детей…..
Воспитатель: - « Ребята, как вы думаете, все ли предметы притягивает магнит?» Ответы детей.
Чтобы проверить ваши предположения, предлагаю пройти всем младшим сотрудникам и лаборантам в лабораторию № 1…
- «Посмотрите, какие предметы лежат у вас на столах?»
Дети перечисляют…
1. мягкая игрушка
2. деревянный карандаш
3. пластмассовая пуговица
4. стеклянная баночка
5. металлические скрепка и шайба.
Опыт № 1.
«Предлагаю вам выбрать те предметы, которые, по вашему мнению, может притянуть к себе магнит». Дети выполняют задание…
«Как проверить правильный ли выбор вы сделали?» Дети предлагают решение проблемы (с помощью магнита).
- «Какие предметы притянул магнит?» (Скрепка, шайба).
- «А какие не притянул?» (Мягкую игрушку, деревянный карандаш, пластмассовую пуговицу, стеклянный шарик).
« Какой можно сделать вывод?»
Вывод: Магнит притягивает только металлические предметы.
Изучение следующих свойств магнита можно продолжить в лаборатории № 2.
На столе лежит и одновременно демонстрируется на экране схема «Отталкивание и притяжение магнитов» и самолеты с магнитными концами (красный - синий).
Коллеги, обратите внимание на схему, как вы думаете, какое исследование нам нужно провести? Ответы детей…
Воспитатель обращает внимание детей на магнит, раскрашенный в красный и синий цвет. А также на самолетики, лежащие на столах, с такой же окраской. Спрашивает, почему магнит покрашен в два цвета? Дети ведут рассуждения… Затем воспитатель предлагает соединить самолетики двумя одинаковыми концами. Что происходит? (самолетики отталкиваются). Если соединить разными концами- красным и синим (самолетики соединяются). Почему? Ответы детей… Воспитатель дает пояснение: у магнита два полюса, если соединять два одинаковых полюса, то магниты будут отталкиваться, а если соединить два разных, то они притянутся друг к другу.
Динамическая пауза
Воспитатель предлагает пройти к аэродрому. - Посмотрите, я принесла сделанные вами самолетики: синие и красные, как полюсы магнита. Обратите внимание - наши аэродромы тоже имеют два цвета (красный и синий). Как только заиграет музыка, вы полетите по кругу, когда музыка остановится, вам нужно посадить самолет на тот аэродром, который его притянет. 2-3 детей объясняют, почему самолёты приземлились на тот или иной аэродром.
Ребята, посмотрите, в лаборатории № 3 стоит какой-то сосуд, а что в нем находится, не видно. Но, по всей вероятности, там находится какое-то существо, возможно, ядовитое. Как узнать, кто находится в банке, не опуская туда руки?
Ответы детей, обсуждение, догадки.
Попробуем магнитом достать обитателя банки?
Опыт № 3. Достать магнитом змейку из банки.
Воспитатель: - У вас на столах стоят банки, в которых лежат змейки-скрепки. Достаньте из банки скрепки магнитом.
Воспитатель: - Ребята, какой можно сделать вывод?
Дети: - Магнит действует через стекло.
(Демонстрация схемы через проектор).
- Как вы думаете, только ли через стекло действует магнит?
Ответы детей.
Опыт № 4.
На мольберте нарисована трасса для машинок, на столе лежат маленькие металлические машинки и магниты. Устанавливается магнит за машинкой, который двигает ее по трассе.
А теперь попробуйте сами. Возьмите по машинке, попробуйте управлять ими с помощью магнита.
Какой можно сделать вывод?
- Магнит действует через картон.
(Демонстрация всех схем через проектор одновременно).
Детям предлагается игра «Рыболов». Магнитными удочками дети вылавливают рыбок из аквариумов.
В конце игры обсуждается следующее свойство: «Магнит действует через воду».
(Демонстрация слайда).
Воспитатель обращает внимание детей на коробку с магнитом.
Дорогие коллеги, сегодня у нас с вами был трудный, но интересный день. Мы изучали свойства магнита.
Какими свойствами обладает магнит?
(На доске выставлены схемы - подсказки).
Дети называют свойства и выбирают соответствующую схему. (Одновременно схемы появляются на экране).
1. Магнит притягивает только металлические предметы.
2. Магнит имеет два полюса: разные полюсы - притягиваются, а одинаковые - отталкиваются.
3. Магнит действует через стекло, картон, воду.
Дети вместе с воспитателем складывают магнит и карточки, отправляют посылку с выполненным заданием.
Ребенок читает стихотворение про магнит:
Уже давно люблю магнит.
Он и теперь меня манит
Камня маленький кусок,
Невзрачный, серенький брусок.
Воспитатель обращает внимание детей на экран «Практическое применение магнита».
Воспитатель ориентирует детей на дальнейшее ознакомление со свойствами и применением магнита. - Как и где найти нужную информацию. Дети предлагают ответы. (Спросить у родителей, позвонить родственникам или друзьям, прочитать энциклопедию, посмотреть ТV, обратиться к Интернет-ресурсам и др.).
Дорогие младшие сотрудники и лаборанты, руководство научно-исследовательского института благодарит вас за проделанную работу и награждает вас ценными памятными подарками - магнитными играми.
Номинация: Детский сад, подготовительная группа, старшая группа, Конспекты занятий, НОД, опытно-экспериментальная деятельность
Название: Конспект НОД по опытно-экспериментальная деятельности для детей старшего дошкольного возраста «Волшебный камень – магнит»
, воспитатель высшей квалиф. категории, МБДОУ д/с № 110 г. Самара, Россия.
Автор презентации:
Гришина Ирина Юрьевна
, учитель-логопед высшей квалиф. категории, МБДОУ д/с № 110 г. Самара, Россия.
Снопко Елена Александровна
Воспитатель МАДОУ ЦРР Д/с 30 г. Соликамск, Пермский край
Задачи: 1. Развивать у детей представление о свойствах магнита.
2. Помочь детям в освоении действий экспериментирования.
3. Развивать познавательную активность дошкольников.
4. Формировать желание помогать ближнему.
Материал: незнайка-кукла, магниты 10 шт. на верёвочках, мелкие металлические предметы (винтики, болтики, гаечный ключ, скрепки и т. д.), ваза с цветами, ёмкость с водой, пластилин, палочки, бумага, машинки со скрепками на днище, многоуровневый гараж.
Словарная работа – магнит, примагничивать, притягивать, отталкивать, металлические и неметалические предметы.
Предварительная работа: просмотр м/ф «Незнайка и его друзья»
Время: 15 минут.
Ход занятия.
1 часть.
(звучит «Гимн Незнайки и его друзей)
Незнайка: (плачет) Что теперь мне будет? Где мне их искать? Почему я такой невезучий?
Воспитатель: Кто это такой, ребята? Узнали? Подойдите поближе. Поздоровайтесь.
Н: Здравствуйте, ребята.
В: Ты что, Незнайка, плачешь?
Н: Винтик со Шпунтиком машину чинили, а мы с Гунькой играли и бросили куда-то запчасти. Теперь Винтик ругается, что машина не заводится.
В: Конечно, если в машине не хватает болтиков и гаечек, то она никуда не сможет поехать. Правда, ребята? А мы знаем какой ты растеряйка.
Н: Мы уже везде искали, и в коробках, и в гараже, и в других группах – нигде не нашли. Что же мне делать?
В: Как помочь Незнайке? (ответы детей)
В: А что ты потерял, напомни нам.
Н: Запчасти от машины: гайку, болтик и гаечный ключ.
В: Ребята, вы хотите помочь Незнайке найти запчасти? (Да). Пойдёмте искать.
Н: Здесь нет, я уже смотрел.
В: Ой, посмотрите, что это? Ваза для цветов, но что в ней лежит?
Н: Ура! Точно, это они, запчасти от машины Винтика! Нашлись! (пытается достать) Ой! А достать я их не могу! Что же делать?
В: Ну, Незнайка, нашёл куда складывать! Как нам помочь Незнайке? У кого самая узкая рука? (предположения и попытки детей).
В: Надо найти что-то такое, чтобы запчасти прилепились. Что же это может быть? (магнит). А у нас в группе он есть? (На доске) Несите скорее. И мне возьмите.
Н: О! Это гайка от руля! А это, гаечный ключ Винтика. Ура! Достали.
В: Ребята, а как это у нас получилось? Что нам помогло? Незнайка, а из чего твои запчасти сделаны?
Н: Не знаю! Из пластмассы, наверное.
В: А вы, ребята, знаете? (из металла). А если бы у Незнайки детали действительно были бы пластмассовые, магнит помог бы нам? Проверим? Найдите в группе предметы, которые магнитятся. Что ты нашёл Илья, из чего стол сделан? Магнитится?
В: Расскажите теперь Незнайке какие предметы магнитятся. (металлические). Запоминай, Незнайка.
2 часть.
Н: Ой, да что же это такое? Ведь Винтик не сможет машину завести.
В: Что ещё случилось?
Н: Запчасти-то мы нашли, а ключи нет! Мы с Гунькой их в озеро уронили, а там глубоко, вода холодная, да и руки мочить не хочется. Ну, здесь ваш магнит точно не поможет.
В: В наше озеро? (Да). А как вы думаете, дети, из воды можно достать ключи магнитом? Почему ты так думаешь? Незнайка, а ключи твои из чего сделаны? (из металла). Ну, тогда не расстраивайся! Ребята возьмите магниты с верёвочками и пойдёмте попробуем достать ключи. Примагнитились? Убедился Незнайка? Нашему магниту и вода не помеха, главное, чтобы предметы были сделаны из (метелла). Павильно. Знаете, я недавно видела передачу по телевизору о затонувших кораблях. Их поднимали со дна океана при помощи очень большого магнита. Вот как магнит помогает людям! Выбирай, Незнайка, какие ключи твои? Ох, и растеряйка же ты!
Н: Вот какая у вас есть полезная вещь. С ней вы всё что угодно достать сможете. А меня такой вещи нет.
В: Ну, что будем делать, ребята? (Подарим). Что бы вы хотели сказать Незнайке? Не расстраивайся, будет и у тебя такая вещь. Держи!
Н: Спасибо, вы такие добрые! Ой, да у вас тоже гараж есть? Сколько здесь машин. Только наверное машины ваши не ездят.
В: А вот и неправда, ездят, да ещё как! (Показ). Попробуй и ты с ребятами, покатай.
Смотрите, какой магнит, даже через пол гаража может двигать предметы!
3 часть.
Н: Хорошо с вами, но мне так не терпится обрадовать и удивить своих друзей! Ведь теперь у меня есть такая полезная вещь – магнит, подарок от ребят.
В: Ну, что ж, беги!
Н: До свидания, ребята!
В и дети: До свидания, Незнайка!
(Звучит песня «Всё то, что неизвестно»).
Разработка Prototype в разделе Без рубрики и опубликована 1st Декабрь, 2015
Вы находитесь:
Организация экспериментальной деятельности с магнитом для дошкольников
Дошкольники – прирождённые исследователи, любознайки, почемучки. Они стримяться экспериментировать с предметами, делая умозаключение и выводы.
Формирование интеллектуальных способностей дошкольников должны осуществляться при целенаправленном руководстве взрослых, которые ставят перед ребёнком определённую задачу, дают средства её решения и контролируют процесс превращение знаний в инструмент творческого освоения мира.
Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребёнка, он настроен на познание мира.
В ходе экспериментальной деятельности дошкольник учиться наблюдать, размышлять, сравнивать, отвечать на вопросы, делать выводы, устанавливать причинно-следственную связь, соблюдать правила безопасности.
Экспериментальная деятельность, наряду с игровой, является ведущей деятельностью дошкольника. Например в младшем и среднем возрасте можно использовать игры – эксперименты предметного содержания, поскольку познавательная жизнь младшего дошкольника строится вокруг мира предметов и воздействий с ними(пощупать, понюхать, попробовать на вкус). Цель таких игр приобретение знаний о предмете(погладь кошечку она мягкая, пушистая – кубик твердый, гладкий, лёгкий).
В старшем возрасте экспериментальная деятельность приобретает познавательный характер, в таких играх ребёнок должен получить ответ на все интересующий его вопрос. Ребёнок старшого возраста уже применяет те знания и умения о предмете, которые он приобрёл в младшем возрасте. Такая практика позволяет ребёнку самостоятельно обобщить имеющие у него знания и представления в единую систему знаний, сделать соответствующие выводы.
Магнит – самый необычный и в тоже время самый обычный предмет для экспериментирования с детьми. При помощи магнитов можно проводить различные фокусы, приводящие в восторг детей.
В моей программе «Юные исследователи» в разделе «физические явления» можно найти понятие «магнит и магнитизм». Задача – объяснить, какие предметы притягиваются к магниту, помочь выяснить особенности действия магнитных сил.
Прежде чем я вам предложу некоторые эксперименты с магнитами, я предлагаю вам послушать легенду о магните.
В давние времена, поговаривали, что в далёкой стране Греция есть огромная гора Ида. Однажды мимо этой горы брёл путник по имени Магнис. Он заметил, что его сандалии, подбитые железными подковками, и деревянная палка с железным наконечником липнут к чёрным камням, которые лежали под ногами. Магнис перевернул палку наконечником вверх и убедился, что дерево не притягивается к странным камням. И в народе стали называть «камни Магнуса» или просто магнитом.
Существует и другое объяснение название «магнит» - по названию древнего города – Магнесия, где эти камни нашли древние греки. Сейчас эта местность называется Маниса, и там до сих пор встречаются эти камни – магниты.
Я предлагаю несколько экспериментов с магнитами для детей младшего и среднего возраста.
Прежде чем проводить экспериментирование с магнитом, нужно познакомить детей что такое магнит – это предмет, чёрного цвета, твёрдый, тяжёлый т.к. тонет в воде, гладкий, похож на железо.
Опыт№1 Какие предметы притягивает магнит?
На столе лежат предметы нужно отложить предметы содержащие железо и которые не содержат, поверить магнитом.
Опыт№2 Посчитай и проверь
В миске с крупой спрятаны скрепки, нужно посчитать на ощупь сколько скрепок, проверить поднести магнит, сколько примагнитится скрепок.
Опыт№3 Волшебная рукавичка
На стол поставить машинку из железа и поднести рукавичку с магнитом к машинке, она поедет.
Для детей младшего и среднего возраста можно предложить посмотреть мультфильм «Лунтик- Магнит»
Для детей старшего возраста я предлагаю эксперименты более сложнее.
Опыт№1 Магнитное поле
Дать понятие «магнитное поле»- это расстояние вокруг магнита. Проверяем действие магнита через стекло, бумагу, ткань, фольгу, книгу, стол. Увеличиваем расстояние от магнита к магниту или железному предмету, чем больше расстояние, тем слабее магнитное поле.
Опыт№2 Действие магнита в воде
В воду бросаем железные предметы, на ниточку привязываем магнит. Магнит действует в воде, достаёт предметы.
Опыт№3 Намагниченные скрепки
Скрепку присоединяем к магниту, затем к первой скрепке присоединяем последующие, получится цепочка из скрепок. Когда мы убираем магнит скрепки держатся между собой, они намагнитились.
Опыт№4 Какие металлы притягивает магнит?
На столе разложить различные металлы – железо, золото, медь, серебро, алюминий. Предложить магнитом проверить, какие металлы притянутся.
Магнитный театр. Участвуют 2 и более человек, натягивается экран из белой ткани. Первый участник ведёт замену героев, а другой осуществляет движение.
Игры- соревнования «Перенести железные шарики с помощью магнитов»
Опыт№5 Магнитное свойство Земли, компас.
Предложить детям сделать компас, на вертикальную палочку посадить намагниченную иголку и одеть стрелочки с синим и красным цветом. Синий- север, красный-юг.
Управление образования администрации города Шахтёрска дошкольное образовательное учреждение комбинированного типа №8 «Малыш»
Консультация – практикум для педагогов
«Организация экспериментальной деятельности с магнитами в детском саду»
Подготовила:
Воспитатель гр№8
ДНЗ№8 «Малыш»
Кузеванова Л.В.
sampfuncs.ru - В женской косметичке. Портал для любимых дам