Психологические тесты для семейных пар. Тесты для семьи

Семейные, гендерные тесты

Совместимость с брачным партнёром. Отношения внутри семьи. Сексуальность. Созревание ребёнка и его воспитание. Тип характера, мужской или женский. Нормы поведения мужчины и женщины. ... Направлена на изучение отношения родителей к разным сторонам семейной жизни. Консультационное исследование семейных ценностей. Интерпретация шкал семейных ценностей. Определение степени ролевой адекватности супружеской пары в пяти сферах межличностного взаимодействия в семье. Анализ представлений о семейных ценностях и ролевых установок. Равноправный или неравноправный союз. Первичная ячейка общества, тесно сплочённая социальная группа, объединённая родственными отношениями и целым рядом социально значимых функций (продолжение рода, воспитание и т.д.) Диагностика общего психологического климата в семье. Если Вы - девушка или молодая женщина, которой порой очень сложно разобраться в своих чувствах к другому человеку (молодому человеку), то будем надеяться, что этот тест, разработанный профессором Ковалевым, в какой-то степени поможет вам разобраться в своих чувствах. Насколько секс и связанное с ним важно для вас и вашей жизни? Эксгибиционизм, гомосексуализм, мазохизм, садизм, полигамия, извращенность, анимализм, нарциссизм, вуайеризм. Та ли Вы женщина, от которой мужчины могут потерять голову? Предлагаемый тест, составленный французским психологом, является одновременно и упражнением, которое позволит родителям лучше разобраться в вопросах воспитания мальчиков и девочек. Существует восемь видов любви к партнёру: приязнь, страстная любовь, формальная, романтическая, дружеская, роковая, совершенная любовь, отсутствие любви (или очень слабая). С помощью данного короткого теста можно определить какой тип любви у вас с ва Самоанализ характера. Эту таблицу для оценки мужей, кандидатов в мужья - предложили американские и канадские сексологи. Достойный мужчина должен набрать не меньше 100 положительных и не больше 45 отрицательных баллов. С помощью данного теста можно проверить свои представления о характере и поведении, присущих людям разного пола, знание социальных стереотипов. Каков он, отец семейства?.. Чтобы узнать это лучше, жена должна ответить на 24 вопроса. Рациональный ханжа или буйный развратник. Вероятность мастурбации. Возможность эксгибиционизма. Предрасположенность к деформированным отношениям со сверстниками. Давно замечено, что мужчины и женщины зачастую очень сильно различаются в своем поведении. Опыты психологов показали, что в присутствии других людей эти различия проявляются вдвойне. Объясняется это тем, что мы привыкли играть роли, роли мужчин и роли женщин. Как говаривал Шекспир, "Весь мир театр, и люди в нем актеры". А знаете ли Вы свою роль? Самоанализ степени ревнивости. Цель применения данной проективной методики: выявление особенностей внутри-семейных отношений. Задачи: на основе выполнения изображения, ответов на вопросы оценить особенности восприятия и переживаний ребенком отношений в семье. Уровень честолюбия и готовности к карьере. Степень напряженности в отношениях. Уровень уважения к чувствам партнера. Умение уступать. Вопросы к мужу. Вопросы к жене. Поддерживаете и сохраняте ли ее, несмотря на все трудности и перипетии, которые встречают в жизни двое любящих людей? Данный тест это покажет. На вопросы теста отвечает ребёнок. Чем выше сумма баллов, полученных при ответе на опросник, тем вероятнее обмен положительной энергией и энергопсихологическая совместимость супругов (как ее ощущает сам ответивший). Чем меньше баллов набирает опрашиваемый, тем вероятнее проявление негативной психической энергии и энергопсихическая несовместимость партнеров. Уровень энергофизиологической совместимости с брачным партнером.

Цель: выявить основные стратегии отношения родителей к ребёнку.

Выделяются следующие аспекты родительского отношения:

А. Принятие – общее эмоционально-положительное отношение, отвержение – эмоционально-отрицательное отношение к ребёнку.

Б. Кооперация – стремление взрослых к сотрудничеству с ребёнком, проявление с их стороны искренней заинтересованности и участия в его делах.

В. Симбиоз – стремление взрослых к полному единению с ребёнком, сокращение психологической дистанции между собой и ребёнком до нуля.

Д. Отношение к неудачам ребёнка – отношение к способностям ребёнка, к его достоинствам и недостаткам, успехам и неудачам.

Инструкция : ответьте на 60 вопросов опросника. Если он согласен, то ответ – «да или +», если не согласен, то «нет или -».

    Мои родители всегда меня жалеют.

    Мои родители считают своим долгом знать всё, о чём я думаю.

    Моим родителя иногда кажется, что моё поведение отклоняется от норм.

    Мои родители меня уважают.

    Мои родители стараются оградить меня от трудностей жизни.

    Я чувствую, что часто бываю неприятен моим родителям.

    Мои родители всегда стараются мне помочь.

    Иногда жёсткое отношение родителей ко мне приносит пользу.

    Иногда мои поступки вызывают чувство досады у моих родителей.

    Мои родители считают, что я ничего не добьюсь в жизни.

    Моим родителям кажется, что другие надо мной смеются.

    Я часто совершаю поступки, которые осуждаются родителями.

    Родители мне говорят, что для своего возраста я недостаточно развит.

    Я специально веду себя плохо, чтобы досадить родителям.

    Родители считают, что я впитываю, как губка, только плохое.

    Родители уверены, что меня трудно научить хорошим манерам

    Родители убеждены, что детей с детства нужно держать в жестких рамках, только тогда вырастет хороший человек.

    Мои родители любят, когда мои друзья приходят ко мне.

    Мои родители принимают участие в моих делах.

    Родители мне говорят, что ко мне «липнет» всё дурное.

    Родители считают, что я не добьюсь успехов в жизни.

    В компании родителям бывает стыдно, что я не такой умный и способный, как другие дети.

    Мои родители мне сочувствуют.

    Мои родители сравнивают меня с другими сверстниками и им кажется, что они воспитаннее и разумнее меня.

    Если у родителей есть свободное время, то они стараются провести его вместе со мной.

    Родители жалеют о том, что я взрослею и, часто вспоминают то время, когда я был совсем маленьким.

    Я чувствую, что иногда родители относятся ко мне с неприязнью.

    Родители мечтают о том, чтобы я достиг того, что им не удалось.

    Родители уважают во мне личность.

    В основном, родители выполняют мои желания.

    Моё мнение в семье учитывается.

    Родители интересуются моей жизнью.

    Я признаю, что требования родителей ко мне правомерны.

    Родители признаются в своих ошибках.

    Мои родители считаются со мной.

    По отношению ко мне родители испытывают дружеские чувства.

    Когда я капризничаю, мои родители считают, что это проявление эгоизма, лени и упрямства.

    Родители уверены, что отпуск нужно проводить всей семьёй.

    Родители заботятся о том, чтобы у меня было спокойное и беззаботное детство.

    Иногда мне родители говорят, что я не способен ни на что хорошее.

    Моим родителям нравятся мои увлечения.

    Своим поведением я могу вывести родителей из себя.

    Родители понимают мои огорчения.

    Иногда моё поведение или поступок раздражает родителей.

    Родители говорят, что меня воспитывать – это нервы трепать.

    Мои родители сторонники строгой дисциплины, которая развивает в ребёнке сильный характер.

    Я чувствую, что родители мне не доверяют.

    За строгое воспитание я благодарен своим родителям.

    Иногда мне кажется, что мои родители меня ненавидят.

    Родители считают, что во мне больше недостатков, чем достоинств.

    Родителям близки мои интересы, они их разделяют.

    Родители упрекают меня в том, что я не в состоянии сделать что-либо самостоятельно.

    Родители убеждены, что расту неприспособленным к жизни.

    Я знаю, что своим родителям я нравлюсь таким, какой я есть.

    Родители тщательно следят за моим здоровьем.

    Родители мной восхищаются.

    Я не имею секретов от моих родителей.

    Родители невысокого мнения о моих способностях и всё время мне об этом говорят.

    Родители хотят, чтобы я дружил с теми, кто нравится им.

Обработка и оценка результатов.

За совпадение с ключом начисляется 1 балл. Баллы суммируются по каждой шкале.

А. Принятие – отвержение:

«ДА» -3,7,9,11,13,14,15,17,23,25,28,29,38,39,41,43,45,46,48,50,51,54,59;

«НЕТ» - 5,19,26,36,37,42,44,52,55.

Б. Кооперация:

«ДА» - 8,20,24,30,32,33,34,35.

В. Симбиоз:

«ДА» - 2,18,29,47,49,56,58,60.

Д. Отношение к неудачам ребёнка:

«ДА» - 10,12,16,21,53.

Интерпретация результатов:

А. Принятие – отвержение.

24 – 32 балла. Родители низко оценивают способности ребёнка, не верят в его будущее, испытывают отрицательные чувства (раздражение, злость, досаду) по отношению к нему.

0-8 баллов. Родители принимают ребёнка таким, какой он есть, уважают его индивидуальность, одобряют интересы, проводят с ним достаточно много времени.

Б. Кооперация.

7-8 баллов. Родители проявляют искренний интерес к сфере деятельности ребёнка, высоко оценивают его способности, поощряют его самостоятельность и инициативу, стараются быть с ним на равных.

1-2 балла. Родители не проявляют внимания к интересам ребёнка, подавляют его инициативу.

В. Симбиоз.

6-7 баллов. Родители отказываются от каких-либо других важных целей своей жизни, кроме воспитания ребёнка, желая полностью оградить его от забот и трудностей реальной жизни. Вряд ли такое воспитание действительно поможет ребёнку в жизни.

      балл. Родители не считают полезным для ребёнка жить только ради него, уважают психологическое пространство сына или дочери.

      балл. Контроль за действиями ребёнка со стороны родителей почти отсутствует.

Д. Отношение к неудачам ребёнка.

5-6 баллов. Родители считают ребёнка маленьким неудачником и относятся к нему как к несмышленому существу. Интересы, увлечения, мысли и чувства ребёнка кажутся родителям несерьёзными.

      балл. Неудачи ребёнка родители считают случайными и верят в него, в его способности, в его будущее.

Цель: Предназначена для раскрытия отношения ребенка к родственникам и самому себе


Тест семейных отношений

Тест семейных отношений - проективная методика исследования личности, опубликованная Е. Антонии и Е. Бене в 1952 г. и предназначенная для раскрытия отношения ребенка к родственникам и самому себе.

Тест семейных отношений состоит из двух частей. Первая часть представляет собой стандартный комплект из 20 контуров фигур людей, которые при соответствующем, поддерживаемом в ходе обследования, внушении со стороны экспериментатора должны быть приняты ребенком за членов семьи. Среди этих фигур самой важной является та, которая названа «Господин Никто». Вторая часть теста семейных отношений – стандартный набор из 86 карточек, на которых написаны разные высказывания (информация, сообщение, исходящее от определенного человека и обращенное к другому человеку). Эти высказывания – выражение чувств ребенка к родителям, другим членам семьи, а также тех чувств, которые эти лица испытывают к ребенку (как он это себе представляет).

В наборе имеется 68 карточек с эмоционально положительными и эмоционально отрицательными высказываниями, свидетельствующими об избытке родительской заботы, опеки. Все карточки пронумерованы, их вручают обследуемому в определенной последовательности. Кроме того, карточки подразделяются на две группы: А и В. в первой группе 54 карточки с негативно и позитивно эмоциональными высказываниями-обращениями к членам семьи (18), самому себе (18) и господину Никто (18), т.е. здесь речь идет о чувствах реальных. Например:

· Этого человека из нашей семьи я очень люблю.

· Этот человек из нашей семьи мне приятен.

· На этого человека из нашей семьи я часто злюсь.

Во второй группе содержатся по 16 карточек с отрицательно и положительно эмоциональными высказываниями, однако здесь отражены чувства лиц, окружающих ребенка, т.е. мы имеем дело с чувствами воображаемыми. Например:

· Этот человек из нашей семьи меня крепко любит.

· Этот человек из нашей семьи на меня часто злится.

· Этот человек из нашей семьи на меня часто жалуется.

Процедура обследования состоит в выборе ребенком из набора фигур тех, которые представляют членов его семьи, и добавлении к ним господина Никто. Фигуры прикрепляются к небольшим картонным коробкам. После этого экспериментатор начинает играть с ребенком в «почту». Он зачитывает высказывания, написанные на карточках, и отдает их ребенку. Получив карточку, обследуемый должен опустить ее (выступает в роли почтальона) в «почтовый ящик» той фигуры, которой, по его мнению, адресовано это сообщение. Если «письмо», как считает ребенок, никому не подходит, оно опускается в коробку-ящик господина Никто. Экспериментатор должен стремиться к тому, чтобы процедура была максимально приближена к игровой ситуации.

Тест позволяет раскрыть отношение ребенка к его ближайшим родственникам, самому себе. Все имеющиеся данные свидетельствуют о высокой надежности и валидности теста семейных отношений.

В отечественной психологии методика Е. Антони и Е. Бене известна, как тест «Диагностика эмоциональных отношений в семье», адаптированный А.Г. Лидерсом и И.В. Анисимовой.

Методики имеет две формы:

1. Для дошкольников и младших школьников.

2. Для подростков.

Вариант для старших детей направлен на исследование следующих отношений:

1) двух видов положительного отношения: слабого и сильного. Слабые чувства связаны с дружеским одобрением и принятием, сильные – с «сексуализированными» переживаниями, относящимися к интимному психическому контакту и манипуляции;

2) двух видов отрицательного отношения: слабого и сильного. Слабые связаны с недружественностью и неодобрением, сильные выражают ненависть и враждебность;

3) родительского потакания, выражающегося в утверждениях типа «этого члена семьи мама слишком балует»;

4) родительской сверхопеки, представленной в вопросах типа «мама беспокоится, что этот человек может простудиться».

Первые два пункта представляют две направленности чувств: исходят ли чувства от ребенка и направляются другим людям, или ребенок ощущает себя объектом чувств других.

Вариант для маленьких детей содержит следующие отношения:

1) положительные чувства. Оба вида исходят от ребенка и переживаются ребенком как исходящие от других;

2) отрицательные чувства. Оба вида исходят от ребенка и переживаются ребенком как исходящие от других.

Тестовый материал

Ситуация теста предполагает инсценировку семейной ситуации. Тестовый материал состоит из 21 фигуры, представляющих людей различных возрастов, форм и размеров, достаточно стереотипных, чтобы воссоздать различных членов семьи ребенка, достаточно двусмысленных, чтобы представить специфическую семью. Все это дает возможность создать из них свой семейный круг. Кроме представителей семьи в тест включены другие важные фигуры, в частности, фигура господина «Никто». Каждая фигура снабжена коробочкой наподобие почтового ящичка со щелью. Тест содержит также ряд вопросов. Каждый вопрос написан на отдельной маленькой карточке. Ребенку говорится, что карточки содержат послания, и что его задача – положить карточку в ящичек той фигуры, которой она соответствует больше всего. Фигура «Никто» используется для тех вопросов, которые нельзя адресовать ни одному члену семьи. Тестовая ситуация становится, таким образом, игровой ситуацией, и тестовый материал должен подготовить ребенка к предстоящему эмоциональному реагированию. Ребенок сидит в удобной позе недалеко от фигур, представляющих его семью. Он выбрал их из всего набора. Он и экспериментатор видят в них семью ребенка. К ним обращаются как к членам семьи, и эта иллюзия сохраняется в течение всей тестовой ситуации.

Процедура проведения теста

Все фигуры должны быть поставлены перед входящим в комнату ребенком и распределены в следующем порядке по группам: 4 женщины, 4 мужчины, 5 девочек, 5 мальчиков, старик (старушка), грудной ребенок и «Никто».

1. Выяснение состава семьи ребенка

После установления контакта с ребенком экспериментатор задает следующие вопросы, с помощью которых он стремится выяснить концепцию семьи ребенка:

1) расскажи мне о людях, которые живут с тобой в доме;

2) расскажи мне, кто входит в твою семью.

Люди, упомянутые ребенком, вносятся в список на листе бумаги. Чтобы интерпретировать результаты теста, важно знать полная или неполная семья у ребенка, не умерли ли один или оба родителя, не разведены ли они и не живут ли раздельно, не отсутствует ли временно один из родителей, и с кем ребенок живет сейчас. То же самое нужно узнать о братьях и сестрах, если они есть. Может случиться так, что мать ребенка умерла, отец женился снова, и ребенок говорит, что у него две мамы. Для более точного понимания чувств ребенка желательно обеих мам включить в тест. На бланке есть место для описания и других членов семьи: дяди, тети, бабушки, или (и) дедушки, любого родственника, которого ребенок может назвать. Этот размеченный бланк также содержит место для имен и возрастов братьев и сестер. Если ребенок не знает, сколько ему лет, тестирующий может задать следующие вопросы: «Он больше, чем ты?», «Кто старше, Коля или Лена?», «Коля ходит в школу или он ходит на работу?». Ответы на подобные вопросы помогут выявить хронологический порядок и приблизительно определить возраст братьев и сестер. Включение ребенком в список семьи собаки, канарейки или других четвероногих или пернатых любимцев семьи не учитывается и не оценивается.

2. Установление семейного круга ребенка

После того, как экспериментатор установил, кто составляет семью ребенка, и записал членов семьи на бланке, он говорит ребенку: «Мы сейчас с тобой сыграем в такую притворную игру. Ты видишь все фигуры, которые там стоят? Мы притворимся, будто некоторые из них – члены твоей семьи».

Затем экспериментатор подводит ребенка поближе к фигурам, указывая на четыре женские фигуры и спрашивает: «Как ты думаешь, какая из них была бы самой лучшей «мамой»?». Он дает возможность ребенку сделать выбор и указать на выбранную фигуру, затем просит поставить ее на стол или парту. Потом указывает на мужские фигуры и спрашивает: «А теперь скажи мне, какую из них лучше всего сделать папой?» Выбранная фигура ставится ребенком на тот же стол. Затем экспериментатор указывает на фигуры мальчиков и девочек (в зависимости от пола испытуемого) и спрашивает: «Какой из них тебе хотелось бы быть самому (ой)?», - и фигура переносится на стол. Так продолжается до тех пор, пока ребенок не поставит на стол фигуры для каждого члена семьи. Если ребенок хочет сделать несколько выборов, ему это разрешается. Он также может включить забытых братьев, сестер, бабушку. Когда семейный круг составлен, экспериментатор говорит: «Теперь у нас все члены семьи в сборе, но в нашей игре будет еще одна фигура». Он достает фигуру «Никто», ставит возле членов семьи и говорит: «Имя этого человека «Никто». Он тоже будет играть. Сейчас я расскажу тебе, что он будет делать».

3. Правильное проведение теста

Ребенок усаживается за стол с фигурами на удобном расстоянии. Если он хочет разместить фигуры в определенном порядке, ему разрешается сделать это. Экспериментатор размещает вопросы теста кучкой перед собой и говорит: «Видишь, здесь много маленьких карточек с написанными на них посланиями. Я прочитаю тебе, что на них сказано, и ты положишь каждую карточку к той фигуре, к которой она подходит больше всего. Если послание на карточке никому не подходит, ты отдаешь его «Никому». Понятно, что я имею в виду? Иногда тебе кажется, что послание подходит нескольким людям. Тогда скажи об этом и дай мне эту карточку. А теперь внимание! Я повторяю: если карточка подходит одному человеку больше всего, ты кладешь эту карточку к той фигуре, если карточка не подходит никому, ты даешь ее фигуре «Никто»; если карточка подходит нескольким людям, ты даешь ее мне».

Экспериментатор переходит к тестированию, зачитывая карточки и передавая их одну за другой. Если вопрос теста подходит нескольким членам семьи, экспериментатор записывает на бланке, кто эти люди, и откладывает карточку в сторону. Вопросы зачитываются ребенку в случайном порядке, чтобы предотвратить появление одинакового вида вопросов рядом. Однако порядок зачитывания вопросов все время должен быть под контролем. Начало должно быть осторожным, чтобы дать ребенку возможность привыкнуть к этому заданию, избежать появления тревожности и не вызвать сопротивления. Две первые карточки должны выражать нежные положительные чувства, следующие 8 вопросов - смесь слабых положительных и слабых отрицательных чувств. Остаток вопросов, за исключением двух последних, может быть прочитан как угодно, при условии того, что подряд не будут долго идти вопросы из одной группы, чтобы не создать установку у ребенка. Если выпало три вопроса, выражающих одинаковый вид чувств, то экспериментатор подбирает четвертый вопрос так, чтобы он непременно был из другого вида. Он должен подобрать две последних карточки с вопросами положительного характера, чтобы ребенок не ушел с отголоском агрессии в сердце.

Для того, чтобы решить вопрос о том, какую форму тестирования (форму для меленьких детей или форму для старших детей) выбрать, исследователь должен в ходе предыдущих этапов тестирования установить, насколько ребенок взросл и сообразителен. Линия границы проходит где-то между 6-8 годами.

Если кажется, что ребенок сам бы хотел читать вопросы и к этому нет никаких препятствий, то экспериментатор прекращает чтение после первых четырех вопросов и спрашивает ребенка, не хочет ли он прочитать послания сам. При утвердительном ответе исследователь отдает ему пачку карточек и предлагает читать про себя или вслух, как захочется.

Процедура тестирования не вызывает у ребенка затруднений и занимает не более 25 минут.

4. Обработка и интерпретация результатов теста

Когда ребенок закончит задание, исследователь забирает у фигур карточки и отмечает на бланке, кому оказалась адресована каждая карточка. Бланк состоит из рядов и колонок. Есть колонки для «Никто», себя, папы, мамы, братьев, сестер и других членов семьи; строки же предназначены для номеров вопросов. (См. примерный образец бланка).

Бланк «Распределение чувств»

Обработка состоит в записи номеров вопросов в соответствующих клеточках и суммировании количества вопросов, которые были присвоены каждому человеку, в пределах каждой группы вопросов. Это покажет, сколько каждого «вида чувств» направляется ребенком каждому члену семьи.

Интерпретация результатов теста проводится по следующим направлениям:

1. Относительная психологическая значимость члена семьи .

Выстраивается диаграмма относительного (ожидаемого) распределения вопросов.

Важно установить, не смещено ли распределение чувств от родителей к другим членам семьи, не ли преувеличенной реакции – положительной или отрицательной – на одного из родителей.

2. Эгоцентрические ответы.

3. Амбивалентность .

Амбивалентность (двойственность) имеет место, если члену семьи было направлено положительных пунктов не более, чем в два раза больше, чем отрицательных, или если количество отрицательных пунктов, направленных члену семьи, не превышает количество положительных не более, чем в два раза. Те вопросы, которые выражают получаемые ребенком чувства, и те, которые выражают исходящие чувства, рассматриваются независимо друг от друга.

4. Чувства, исходящие от ребенка и получаемые им.

Исходящие – это те чувства, источником которых является ребенок и которые делают его любящим, амбивалентным или ненавидящим. В случае обычного ребенка можно ожидать, что эти чувства будут связаны с его поведением. Сдержанный ребенок, не способный выразить свои чувства в реальной ситуации, возможно сможет это сделать в тестовой ситуации, но он может быть также сдержан в обеих ситуациях. Выраженные ребенком получаемые чувства зависят от его жизненного опыта и от его системы защиты. Данные о полученных чувствах ставят нас перед двумя «реальностями» ребенка – реальность «действительных» эмоций, направленных на ребенка, и его «психической» реальностью воспринятых эмоций в соответствии с тем, каких он хотел и в каких он нуждался. Чувства, которые ребенок направляет другим, тесно соотносятся с чувствами, которые направляются ему.

5. Защиты.

Тестовая ситуация имеет тенденцию создавать систему «защиты» против чувств, вызывающих у ребенка ощущение вины. Здесь могут быть обнаружены следующие защитные механизмы:

а) отказ, т.е. ребенок отдает большинство положительных и отрицательных пунктов «Никому»;

б) идеализация , т.е. ребенок отдает преимущественно положительные вопросы членам семьи, в то время как отрицательные – «Никому»;

в) смещение, т.е. ребенок отдает большинство пунктов периферическим членам семьи;

г) осуществление желаний, регрессия , т.е. ребенок направляет на себя большинство вопросов, выражающих сверхпокровительственные, сверхпотакающие чувства;

д) проекция, т.е. ребенок преувеличенно и нереально приписывает положительные и отрицательные чувства другим и в то же время отрицает их у себя;

е) реакция формирования , т.е. ребенок подменяет свои ответы противоположными с целью скрыть слишком положительные или отрицательные чувства.

6. Отсутствие нормальной защищенности.

Если результаты показывают чрезмерное проявление сильных положительных или отрицательных чувств, мы можем говорить о недостатке защищенности.


* Детский тест «Диагностика эмоциональных отношений в семье» / Под ред. А.Г. Лидерса и И.В. Анисимовой. Обнинск, 1993.

00. Этот член семьи очень хороший.

07. Этот член семьи – хороший спортсмен.

01. Этот член семьи очень веселый.

08. С этим членом семьи хорошо играть.

02. Этот член семьи всегда помогает другим.

09. Этот член семьи очень добрый.

03. Этот член семьи имеет великолепные возможности.

10. Мне нравится прижиматься к этому члену семьи.

04. Этот член семьи никогда не подведет тебя.

12. Иногда мне хочется, чтобы я спал в одной кровати с этим членом семьи.

05. Этот член семьи много шутит.

13. Мне хотелось бы, чтобы этот человек был возле меня всегда.

06. Этот член семьи заслуживает хорошего подарка.

14. Мне бы хотелось, чтобы этот человек заботился обо мне больше, чем о ком-либо другом.

15. Я хотел (а) бы, чтобы мой будущий супруг (а) напоми­нал этого члена семьи.

16. Мне нравится, когда этот член семьи щекочет меня.

17. Мне нравится обнимать этого члена семьи.

20. Этот член семьи иногда слишком суетится.

21. Этот член семьи иногда придирается.

22. Этот человек иногда портит чужие забавы.

23. Этот член семьи иногда вспыльчив.

24. Этот член семьи бывает в плохом настроении.

25. Этот член семьи временами слишком много жалуете

26. Этот член семьи иногда досаждает мне без всякого повода

27. Этот член семьи никогда не удовлетворен.

28. Этот человек очень терпелив.

29. Этот член семьи иногда слишком зол.

30. Иногда мне хочется убить этого члена семьи.

31. Иногда у меня возникает желание, чтобы этот человек убирался прочь.

32. Иногда я ненавижу этого члена семьи.

33. Иногда я представляю себя бьющим этого члена семь

34. Иногда я думаю, что был бы счастливей, если бы эта человека не было в семье.

35. Иногда я чувствую, что «сыт этим человеком по горло

36. Временами я хочу сделать что-то только для того, чтобы доса­дить этому человеку.

37. Этот член семьи может сильно разозлить меня.

40. Этот член семьи добр ко мне.

41. Этот член семьи очень тактичен со мной.

42. Этот член семьи очень меня любит.

43. Этот член семьи очень внимателен ко мне.

44. Этот член семьи готов помочь мне.

45. Этот член семьи любит забавляться со мной.

46. Этот член семьи действительно понимает меня.

47. Этот член семьи всегда выслушает меня.

50. Этот член семьи любит баловать меня,

51. Этот член семьи любит крепко обнимать меня.

52. Этот член семьи любит прижимать меня к себе.

53. Этот член семьи любит помогать мне мыться.

54. Этот член семьи любит пощекотать меня.

55. Этот член семьи любит быть со мной в постели.

56. Этот член семьи хочет всегда быть со мной.

57. Этот член семьи заботится больше обо мне, чем о ком-либо другом.

60. Этот член семьи иногда смотрит на меня неодоб­рительно.

61. Этот член семьи любит подразнить меня.

62. Этот член семьи иногда ругает меня.

63. Этот член семьи не соглашается со мной, когда мне хотелось бы того.

64. Этот член семьи не всегда соглашается помочь мне, когда у меня трудности.

65. Этот член семьи иногда ворчит на меня.

66. Этот член семьи иногда зол со мной.

67. Этот член семьи слишком занят, чтобы у него остава­лось на меня время.

70. Этот член семьи часто бьет меня.

71. Этот член семьи слишком часто наказывает меня.

72. Этот член семьи дает мне почувствовать себя глупым.

73. Этот член семьи заставляет меня бояться.

74. Этот член семьи неодобрителен ко мне.

75. Этот член семьи заставляет меня чувствовать себя не­счастным (ой).

76. Этот член семьи всегда недоволен мной.

77. Этот член семьи недостаточно любит меня.

80. Мама беспокоится, что этот член семьи может про­студиться.

81. Мама беспокоится, что этот член семьи может заболеть.

82. Мама беспокоится, чтобы этот член семьи не попал бы под машину.

83.Мама беспокоится, что этот член семьи может уда­риться и что-то себе повредить.

84. Мама беспокоится, что с этим человеком может что-нибудь случиться.

85. Мама боится разрешить этому члену семьи слишком много резвиться.

86. Мама боится разрешить играть этому члену семьи с озорными детьми.

87. Мама беспокоится, что этот член семьи очень мало ест.

90. Об этом члене семьи папа зачастую попусту волнуется.

91. Этому члену семьи папа уделяет слишком много внимания.

92. Этого члена семьи папа слишком балует.

93. С этим членом семьи папа проводит слишком мной времени.

94. Этого члена семьи папа любит больше всех.

95. Об этом члене семьи мама зачастую много волнуется

96. Этому члену семьи мама уделяет слишком мной внимания.

97. Этого члена семьи мама слишком балует.

98. С этим членом семьи мама проводит слишком много времени.

99. Этого члена семьи мама любит больше всех.

Семейные отношения отличаются от романтической любви как реальная игра в футбол от просмотра матча по телевизору. Почти все семьи сталкиваются с кризисами и очень многие оказываются не готовыми к их преодолению. Трудности - это не конец отношений, а переход на их новый уровень.

Для женщин в любви заключается смысл жизни - это старая новость. Мужская психология отличается от женской, и из-за этого возникают разногласия в отношениях. Вы можете стать режиссером и главной героиней своей истории счастья, пишите сценарий собственной жизни сами.

Образ мужчины-романтика несколько поблек, но где-то в глубине души каждая женщина хотела бы, чтобы ее избранник был галантным, преданным, внимательным и предупредительным. Из этих и других положительных качеств складывается характер романтика.

Сексологи говорят, что сексуальная жизнь полна драматизма, так как дисгармония заложена самой природой - мужчина и женщина немного по-разному реализуют свои потребности в телесном контакте. Стереть различия помогает хороший психологический контакт.

Вряд ли можно говорить о готовности к браку, если мотивации заключаются в том, что она хочет уйти из родительского дома, а ему надоело бегать на свидания. Влюбленным кажется, что вместе они легко преодолеют бытовые и другие проблемы, хотелось бы, чтобы эта уверенность не покинула и после 50 лет совместной жизни.

Удивительно, но зрелые, здравомыслящие, умные и хорошие люди умудряются вступать в брак с теми, кто им совершенно не подходит. Жизнь превращается в ад, если решающим фактором при выборе партнера становится влюбленность, при сознательном подходе неудачи случаются реже.

Отношения между людьми зависят от многих факторов. Психологи утверждают, что существуют явные признаки того, что человек намерен прекратить отношения и, обнаружив такие признаки, можно попытаться предупредить такое развитие событий или подготовить себя к неизбежному.

Когда мужчина влюблен, он помимо воли подает невербальные сигналы с сексуальным подтекстом. К таким относится, например, копирование движений, дыхания, громкости и скорости речи желанной женщины. К более ясным знакам относятся контакты третьего уровня - прикосновения.

Чтобы уличить мужа в измене, не нужно ходить за ним по пятам и ставить жучки. Достаточно наблюдать за ним, сопоставлять факты и улавливать все перемены в его поведении. Но даже явные улики - это не повод для скандала, сохраняйте самообладание.

Объединение людей, которое основано на браке или родственной общности, называется семьей. Люди в семье связаны общим бытом, ответственностью, обязанностью взаимопомощи. В общественном развитии семья как социальный институт общества играет очень важную роль. Поколения людей сменяют друг друга, продолжая в род - в семье происходит первое познание ребенком общества., члены семьи поддерживают нетрудоспособных членов.

В основе семьи лежит брачный союз, заключенный мужчиной и женщиной и зарегистрированный государством. Причиной возникновения, существования и развития семьи являются общественные потребности и нормы, которые предписывают членам семьи заботиться друг о друге и о потомстве. Семья живет в обществе и зависит от него. В процессе развития общества семья развивается вместе с ним и все-таки остается самостоятельным образованием.

Данная диагностическая методика предназначена для исследования особенностей взаимоотношения ребенка и членов его семьи как основного ядра возможной напряженности в семейных межличностных отношениях.

Задача исследователя - помочь ребенку включить по эмоциональным или логическим причинам или исключить из семейного круга важных лиц. При этом созданная им в тестовой ситуации семейная группа не обязательно должна соответствовать его социологической семье. Полученное различие между идеей семьи, выраженной ребенком, и его семьей дает информацию о домашней эмоциональной жизни ребенка.

Эмоциональный фон, играющий главную роль в интерперсональных отношениях ребенка, включает: сильные переживания любви или ненависти, "сексуального или агрессивного" в широком смысле этих слов, более слабые переживания типа "нравится - не нравится", "приятно - не приятно" и реакцию ревности и соперничества. Он также включает переживания ребенка, направленные на себя, "аутоэротические" или "аутоагрессивные", и защиту против осознания направленных на него чувств. Переживания старших детей различаются более тонко, чем чувства младших. У маленьких детей переживания чего-либо или любви к кому либо, неприятности или сильной ненависти легко перетекают из одного в другое.

В этом смысле тест изучает менее оформленные отношения в работе с маленькими детьми. Вариант для старших детей направлен на исследование следующих отношений:

1) двух видов положительного отношения: слабого и сильного. Слабые чувства связаны с дружеским одобрением и принятием, сильные - с "сексуализированными" переживаниями, относящимися к интимному психическому контакту и манипуляции,

2) двух видов отрицательного отношения: слабого и сильного. Слабые связаны с недружественностью и неодобрением, сильные выражают ненависть и враждебность,

3) родительского потакания, выражающегося вопросами типа "этого члена семьи мама слишком балует ",

4) родительской сверхопеки, представленной в вопросах типа "мама беспокоится, что этот человек может простудиться ".

Все эти пункты, кроме пунктов, касающихся сверхопеки и потакания, представляют две направленности чувств: исходят ли чувства от ребенка и направляются другим людям, или ребенок ощущает себя объектом чувств других. Примером первой категории будет: "я люблю прижиматься к этому члену семьи ". А примером второй - "этот человек любит крепко обнимать меня ".

Вариант для маленьких детей содержит следующие отношения:

1) положительные чувства. Оба вида исходят от ребенка и переживаются ребенком как исходящие от других,

2) отрицательные чувства. Оба вида исходят от ребенка и переживаются им как исходящие от других,

3) зависимость от других.

Тестовый материал.

Тест семейных отношений призван дать конкретные представления о семье ребенка. Он состоит из 20 фигур, представляющих людей различных возрастов, форм и размеров, достаточно стереотипных, чтобы воссоздать различных членов семьи ребенка, и достаточно двусмысленных, чтобы представить специфическую семью. Присутствуют фигуры от дедушек и бабушек до новорожденных детей. Это дает ребенку возможность создать из них свой семейный круг. Кроме представителей семьи в тест включены другие важные фигуры. Для тех вопросов, которые не соответствуют ни одному члену семьи, приспособлена фигура "никто".

Каждая фигура снабжена коробочкой наподобие почтового ящичка со щелью. Каждый вопрос написан на отдельной маленькой карточке. Ребенку говорится, что карточки содержат послания и что его задача - положить карточку в ящичек той фигуры, которой она соответствует больше всего. Тестовая ситуация становится, таким образом, игровой ситуацией, и тестовый материал должен подготовить субъекта к предстоящему эмоциональному реагированию.

Ребенок сидит в удобной позе недалеко от фигур, представляющих его семью. Он выбрал их из всего набора. Он и исследователь видят в них семью ребенка. К ним обращаются как к членам семьи, и эта иллюзия сохраняется в течение всей тестовой ситуации.

Задача ребенка - подчиняться маневрам теста. Его не просят проанализировать сложный комплекс чувств, испытываемых им к семье. От ребенка ожидается, что он выразит себя в выборе эмоциональной позиции, которая будет собрана из различных источников, достаточных для того, чтобы понять основу отношений ребенка. Вопрос, таким образом, фиксирован. Но его место жестко не определено и позволяется отдать вопрос фигуре "Никто".

Чувства, "брошенные" в фигуру, немедленно исчезают из поля зрения, не оставляя обвиняющего следа. Таким образом, у ребенка отсутствует зримое напоминание распределения его любви или ненависти, и, следовательно, чувство вины не мешает свободе самовыражения.

Процедура проведения исследования.

Комната, в которой проходит тестирование, должна содержать стол для записи результатов тестирования и стол, на который помещается 21 фигура теста. Все фигуры должны быть поставлены перед входящим в комнату ребенком и распределены в следующем порядке по группам - 4 женщины, 4 мужчины, 5 девочек, 5 мальчиков, старик и грудной ребенок, "никто".

На первом этапе исследования необходимо выяснить, кто составляет семью ребенка. Когда ребенок вошел в комнату и контакт установился, тестирующий задает ребенку следующие вопросы:

1) расскажи мне о людях, которые живут с тобой в доме;

2) расскажи мне, кто входит в твою семью.

Задача состоит в том, чтобы выяснить у ребенка его концепцию семьи, и оба указанных вопроса могут быть повторены и уточнены, если это покажется необходимым. Люди, упомянутые ребенком, вносятся в список на листе бумаги. Этот лист не имеет специального места, чтобы записать, что у ребенка есть отец и мать. Но если приходит ребенок из неполной семьи, то этот факт должен быть отмечен в графе бланка.

Чтобы интерпретировать результаты теста, важно знать, не умер ли один или оба родителя, не разведены ли они и не живут ли раздельно, не отсутствует ли временно один из родителей и с кем ребенок живет сейчас. То же самое нужно узнать о братьях и сестрах ребенка, если они есть. Может случиться так, что мать ребенка умерла, отец женился снова, и ребенок говорит, что у него две мамы. Для более точного понимания чувств ребенка желательно обеих мам включить в тест. Существует место на бланке для описания других членов семьи, где такие мама и папа могут быть отмечены.

То же самое место на бланке позволяет отметить тетю или дядю, бабушку или дедушку, кормилицу ребенка или старшую сестру. Этот размеченный бланк также содержит место для имен и возрастов братьев и сестер. Если ребенок не знает, сколько им лет, тестирующий может задать следующие вопросы: "Он больше, чем ты ?", "Кто старше: Саша или Оля ?", "Саша ходит в школу или он ходит на работу ?".

На втором этапе исследования необходимо установить семейный круг ребенка. После того как тестирующий установил, кто составляет семью ребенка, и записал членов семьи на бланке, он говорит ребенку: "Мы сейчас с тобой сыграем в такую игру. Ты видишь все фигуры, которые там стоят? Мы притворимся, будто некоторые из них - члены твоей семьи ".

Затем тестирующий подводит ребенка поближе к фигурам, указывая на четыре женские фигуры и спрашивает: "Как ты думаешь, кого из них лучше сделать мамой ?" Он дает ребенку сделать выбор и указать на выбранную фигуру, затем просит поставить ее на стол или парту. Потом указывает на мужские фигуры и спрашивает: "А теперь скажи мне, кого из них лучше всего сделать папой? " Выбранная фигура ставится ребенком на тот же стол.

Затем экспериментатор указывает на фигуры мальчиков и девочек (в зависимости от пола испытуемого) и спрашивает: "Какой из них тебе хотелось бы быть самому (ой)? ", - и фигура переносится на стол. Так продолжается до тех пор, пока ребенок не поставит на стол фигуры для каждого члена семьи. Если ребенок хочет сделать несколько выборов, ему разрешается это сделать. Он также может включить забытых братьев, сестер, бабушку.

Когда семейный круг составлен, тестируюмый может сказать: "Теперь у нас все члены семьи в сборе, но в нашей игре будет еще одна фигура ". Он вынимает фигуру "никто", ставит возле членов семьи и говорит: "Имя этого человека - "никто". Он тоже будет играть. Сейчас я тебе расскажу, что он будет делать ".

Третий этап - исследование эмоциональных отношений в семье. Ребенок усажен за стол с фигурами на удобном расстоянии. Если он хочет разместить фигуры в определенном порядке, это разрешается сделать. Тестирующий размещает вопросы теста кучкой перед собой и говорит: "Видишь, здесь много маленьких карточек с написанными на них посланиями Я прочитаю тебе, что на них сказано, и ты положишь каждую карточку той фигуре, к которой она подходит больше всего. Если послание на карточке никому не подходит, ты отдаешь его "никому" Понятно, что я имею в виду? Иногда тебе кажется, что послание подходит нескольким людям. Тогда скажи об этом и дай мне эту карточки. А теперь внимание! Я повторяю: если карточка подходит одному человеку больше всего, ты кладешь эту карточку той фигуре, если карточка не подходит никому, ты даешь ее фигуре "никто", если карточка подходит нескольким людям, ты даешь ее мне ".

Вопросы теста

Нежные чувства, исходящие от ребенка

Этот член семьи очень хороший

Этот член семьи очень веселый

Этот член семьи всегда помогает другим

Этот член семьи имеет великолепные возможности

Этот член семьи никогда не подведет тебя

Этот член семьи много шутит

Этот член семьи заслуживает хорошего подарка

Этот член семьи хороший спортсмен

С этим членом семьи хорошо играть

Этот член семьи очень добрый

Сильные положительные с сексуальным оттенком чувства, исходящие от ребенка

Мне нравится прижиматься к этому члену семьи

Я люблю, когда меня он (она) целует

Иногда мне хочется, чтобы он (она) спал со мной в одной кровати

Мне хотелось бы, чтобы этот человек был со мной всегда

Мне хотелось бы, чтобы этот человек заботился обо мне больше, чем о других

Я хотел(а) бы, чтобы мой будущий супруг был похож на него

Мне нравится, когда он (она) щекочет меня

Мне нравится его (ее) обнимать

Слабые отрицательные чувства, исходящие от ребенка

Этот член семь иногда слишком суетится

Он (она) иногда придирается

Он (она) иногда портит чужие забавы

Он (она) иногда вспыльчив

Он (она) иногда в плохом настроении

Он (она) иногда слишком много жалуется

Он (она) иногда досаждает без всякого повода

Он (она) никогда не удовлетворен

Он (она) не очень терпелив

Он (она) иногда слишком зол

Сильные отрицательные (враждебные) чувства, исходящие от ребенка

Иногда мне хочется убить его

Иногда у меня возникает желание, чтобы он (она) поскорее убирался прочь

Иногда я ненавижу его (ее)

Иногда я представляю себя бьющим этого человека

Иногда мне кажется, что я был бы счастливей, если бы этого человека не было в семье

Иногда я чувствую, что «сыт этим человеком по горло»

Временами я хочу сделать что-то только для того, чтобы досадить этому человеку

Он (она) может сильно разозлить меня

Нежные чувства, получаемые ребенком

Этот член семьи добр ко мне

Он (она) очень тактичен со мною

Он (она) очень меня любит

Он (она) очень внимателен ко мне

Он (она) готов помочь мне

Он (она) любит забавляться со мной

Он (она) действительно понимает меня

Сильные положительные, с сексуальным оттенком чувства, получаемые ребенком

Этот член семьи любит баловать меня

Он (она) любит крепко обнимать меня

Он (она) любит прижимать меня к себе

Он (она) любит помогать мне мыться

Он (она) любит пощекотать меня

Он (она) любит быть со мной в постели

Он (она) всегда хочет быть со мной

Он (она) заботится обо мне больше, чем о ком-нибудь другом

Слабые отрицательные чувства, получаемые ребенком

Этот член семьи иногда смотрит на меня неодобрительно

Он (она) любит подразнить меня

Он (она) иногда ругает меня

Он (она) не соглашается со мной, когда мне хотелось бы того

Он (она) не всегда соглашается помочь мне, когда у меня трудности

Он (она) иногда ворчит на меня

Он (она) иногда зол на меня

Он (она) слишком занят, чтобы у него оставалось на меня время

Сильные отрицательные (враждебные) чувства, получаемые ребенком

Этот член семьи часто бьет меня

Он (она) слишком часто наказывает меня

Он (она) дает мне почувствовать себя глупым

Он (она) заставляет меня бояться

Он (она) неодобрителен ко мне

Он (она) заставляет чувствовать себя несчастным

Он (она) всегда недоволен мной

Он (она) недостаточно любит меня

Материнская сверхопека

Мама беспокоится, что этот член семьи может простудиться

Мама беспокоится, что этот член семьи может заболеть

Мама беспокоится, что этот член семьи не попал бы под машину

Мама беспокоится, что этот член семьи может удариться и что-то себе повредить

Мама беспокоится, что с этим человеком может что-то случиться

Мама боится разрешить этому члену семьи резвиться

Мама боится разрешить играть этому члену семьи с другими детьми

Мама беспокоится, что этот член семьи очень мало ест

Отцовская сверхопека

Об этом члене семьи папа часто волнуется понапрасну

Этому члену семьи папа уделяет слишком много внимания

Этого члена семьи папа слишком балует

С этим членом семьи папа проводит слишком много времени

Этого члена семьи папа любит больше всех

Материнское сверхпотакание

Об этом члене семьи мама зачастую слишком волнуется

Этому члену семьи мама уделяет слишком много внимания

Этого члена семьи мама слишком балует

С этим членом семьи мама проводит слишком много времени

Его (ее) мама любит больше всех

Тестовая ситуация имеет тенденцию создавать систему "защиты" против чувств, вызывающих у ребенка ощущение вины. Эти защиты - обычные способы защиты, видоизмененные ограничениями, накладываемыми тестовым материалом. Результаты теста могут обнаружить следующие защитные механизмы:

отказ, т. е. ребенок отдает большинство положительных и отрицательных пунктов "никому";

идеализация, т. е. ребенок отдает преимущественное количество вопросов положительного характера членам семьи, в то время как большинство отрицательных отдает "никому";

смешение, т. е. ребенок отдает большинство пунктов периферическим членам семьи;

осуществление желаний, регрессия. Эти защиты могут быть выявлены, если ребенок направляет на себя большинство вопросов, выражающих сверхпокровительственные, сверхпотакающие чувства.

Результаты, полученные при проведении теста в клинике, помогли обнаружить следующие виды защит:

Проекция, т. е. ребенок преувеличенно и нереально приписывает положительные и отрицательные чувства и в то же время отрицает их у себя;
- реакция формирования, т. е. ребенок подменяет свои ответы противоположными в целях скрыть слишком яркие положительные или отрицательные чувства.

Если исследование показывает чрезмерное проявление сильных положительных или отрицательных чувств, мы можем говорить о недостатке защищенности.

Оформление результатов .

Когда ребенок закончит задание, исследователь забирает у фигур карточки и отмечает на бланке, кому оказался адресован каждый пункт. Обработка состоит в записи номеров вопросов в соответствующих клеточках и суммировании количества вопросов, которые были присвоены каждому человеку, в пределах каждой группы вопросов. Это покажет, сколько "каждого вида чувств" направляется ребенком каждому члену семьи.

Следующий шаг - оформление данных в таблицу.

Характеристика особенностей эмоциональных отношений в семье

мамапапабабушкадедушкасестрабрат№ выбранных ответов

Света, 7 лет. Сильная боязнь школы, зависимость от материСтаршая из двух девочекАвторитарный7,8,

10,15

В заключение записываются выводы, сделанные на базе количественных и качественных результатов.

Проведение теста обычно занимает 20-25 минут. Обработка полученных данных еще около 15 минут.

В таблицу заносится структура семьи, т. е. все те, кто был выбран на этапе установления семейного круга ребенка, указываются характерные особенности данного случая, семейный статус ребенка, стиль воспитания, а также номера карточек, полученных каждым членом семьи.

Кроме общей таблицы методика дает возможность проанализировать то, каким образом в семье распределяются чувства между ее членами. С этой целью определяемые опросником различные виды отношений представляются в виде таблицы:

Распределение чувств

Исходящие позитивные

Исходящие негативные

Получаемые позитивные

Получаемые негативные

Степень вовлеченности

Количество выборов

Что еще почитать