Тема: «Совершенствование двигательных способностей у детей дошкольного возраста, через систему игрового стретчинга. Игровой стретчинг как способ повышения гибкости у детей

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждения
«Центр развития ребенка – детский сад № 2»

Утверждаю

Заведующий________ Мубаракшина Г.Н.

СТАТЬЯ ИГРОВОЙ СТРЕТЧИНГ КАК СПОСОБ ПОВЫШЕНИЯ ИНТЕРЕСА К ФИЗКУЛЬТУРНЫМ ЗАНЯТИЯМ

ВОСПИТАТЕЛЬ: АХМАТОВА Ю,А

Каждому ребенку независимо от его происхождения или условий жизни необходимо:

    быть здоровым;

    находиться в безопасной обстановке;

    получать удовольствие от жизни и добиваться поставленных целей.

Проблема здоровья подрастающего поколения дошкольников - одна из важнейших в жизни современного общества. Как добиться того, чтобы ребенок был здоров, что нужно делать для этого, какие меры принять?

В решении этого вопроса педагоги должны прийти к единому мнению: привлечение детей к активному образу жизни, их участие в подвижных играх и спортивных соревнованиях помогает развивать у них позитивное отношение к здоровой жизни.

Современные образовательные программы и требования к содержанию и методам работы, осуществляемым в ДОУ, нацеливают педагогов на формирование широко й двигательной культуры дошкольников, использование на физкультурных занятиях и в повседневной жизни разнообразных физических упражнений, воспитание у дошкольников интереса к двигательной деятельности.

Основные условия такого формирования следующие:

    воспитание у детей осознанного отношения к выполнению двигательных действий;

- развитие воображения в процессе освоения двигательных действий;

    создание условий для творчества и преобладания положительных эмоций на физкультурных занятиях;

    выполнение детьми движений с установкой на легкость - и красоту на занятиях;

    создание оптимальных условий для каждого ребенка в процессе освоения двигательного опыта.

МЕТОДИКА ИГРОВОГО СТРЕТЧИНГА

Для чего же нужен стретчинг и нужен ли он вообще сегодня?

Стретчинг - комплекс упражнений для растягивания определенных мышц, связок и сухожилий. Благодаря ему увеличивается подвижность суставов, мышцы становятся более эластичными и гибкими, меньше подвержены травмам и дольше сохраняют работоспособность. Стретчинг снижает мышечное напряжение, повышает их эластичность, что, в свою очередь, снижает травматичность и болевые ощущения.

Стретчинг обладает и психологическим эффектом: улучшает настроение, поднимает самооценку, создает ощущение комфорта и спокойствия в целом. Он повышает общую двигательную активность, что благоприятно сказывается на суставах и профилактике хрупкости костей. Растяжки полезны во время освоения приемов релаксации, они снижают болевые ощущения. Хорошая гибкость позволяет выполнять упражнения с большей амплитудой движений, а также обеспечивает красивую осанку и снижает вероятность болей в спине.

Занятия игровымстретчингом помогут ребенку развить чувство ритма, укрепить мышцы, выровнять осанку, снять закомплексованность.

Занятия по методике стретчинга проводятся в виде сюжетно-ролевой или тематической игры, в которую входят 8 9 упражнений на различные группы мышц. Дети изображают разных животных и выполняют упражнения в сопровождении определенных отрывков музыкальных произведений из классической и народной музыки. .

Упражнения стретчинга носят имитационный характер и выполняются по ходу сюжетно-ролевой игры, состоящей из взаимосвязанных игровых ситуаций, заданий, упражнений, подобранных таким образом, чтобы содействовать решению оздоровительных и развивающих задач. С подражания образу начинается познание ребенком техники движений спортивных и танцевальных упражнений, игр, театрализованной деятельности и т.д.

Образно-подражательные движения развивают творческую, двигательную деятельность, творческое мышление, двигательную память, быстроту реакции, ориентировку в движении и пространстве, внимание и т.д. Эффективность подражательных движений заключается еще и в том, что через образы можно осуществлять частую смену двигательной деятельности из различных исходных положений с большим разнообразием видов движений, что дает хорошую физическую нагрузку на все группы мышц.

Начиная рассказывать игру-сказку, можно одновременно разыгрывать ее. Игра состоит из нескольких фрагментов, в которые вплетены упражнения на статическую растяжку мышц, прыжки, стимуляцию точек на стопе, расслабление для восстановления дыхания, и длится 20 мин со старшими, а с малышами столько, сколько они сами захотят. После занятий игровымстретчингом у детей улучшается настроение, взаимопонимание. Разучив упражнения, дети самостоятельно разыгрывают сказку и придумывают свои сказки с движениями, тем самым развивая творческие способности.

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ ЗАНЯТИЙ

Выделяются девять основных принципов игрового стретчинга.

    Принцип научности предполагает построение занятий в соответствии с закономерностями социализации, психического и физического развития ребенка.

    Принцип систематичности обусловливает необходимость последовательности, преемственности и регулярности при формировании у детей знаний, двигательных умений, навыков, адекватных особенностям их развития в период дошкольного возраста. Он заключается в непрерывности, планомерности использования средств, во всех возможных формах их проявления в течение всего курса занятий.

    Принцип постепенности определяет необходимость построения занятий физическими упражнениями в соответствии с правилами: «от известного к неизвестному», «от простого к сложному», «от менее привлекательного к более привлекательному» .

    Принцип индивидуальности предполагает такое построение процесса занятий игрового стретчинга и использование его средств, методов и организационных форм, при которых осуществляется индивидуальный подход к детям разного возраста, пола, двигательной подготовки и физического развития, где создаются условия для наибольшего развития двигательных способностей и укрепления здоровья занимающихся. При индивидуальном подходе обязательно учитываются физиологическая и психическая стороны развития ребенка.

    Принцип доступности означает, что изучаемый материал, должен быть легким, гарантирующим свободу в учении и одновременно трудным, чтобы стимулировать мобилизацию сил занимающихся. Умелое соблюдение принципа доступности - залог оздоровительного эффекта физического воспитания.

    Принцип учета возрастного развития движений предусматривает степень развития основных движений у ребенка, его двигательных навыков.

    Принцип чередования нагрузки важен для предупреждения утомления детей и для оздоровительного эффекта от выполнения физических упражнений. Здесь предусматривается такое сочетание, чтобы работа одних мышц, осуществляющих движение или содействующих принятию определенной позы, сменялась работой других, оставляя возможность для восстановительных процессов, т.е. обеспечивало бы чередование нагрузки и отдыха.

    Принцип наглядности - один из главных общеметодических принципов при работе с детьми дошкольного возраста. Наглядность играет важную роль в обучении движениям и является неотъемлемым условием совершенствования двигательной деятельности. Процессы занятий строятся с широким использованием всех видов наглядности: зритель* ной, звуковой и двигательной. Зрительная наглядность - это демонстрация движений. Здесь очень важен показ у п ражнений преподавателем. Он должен быть четким, грамотным, в зеркальном изображении. Звуковая наглядность осуществляется в виде различных звуковых сигналов. Особое значение в занятиях у детей имеет связь чувственного образа к образа слова. Двигательная наглядность является специфической, ее значение важно при освоении сложных движений.

9. Принцип сознательности и активности предполагает формирование у детей устойчивого интереса к освоению новых двйжений, привитие навыков самоконтроля и самокоррекции действий в процессе занятий, развитие сознательности, инициативы и творчества.

Задачи игровогостретчинга состоят в следующем.

    Оптимизировать рост и развитие опорно-двигательного аппарата (формирование правильной осанки, профилактика плоскостопия).

    Совершенствовать физические способности: развивать мышечную силу, подвижность в различных суставах (гибкость), выносливость, скоростные, силовые и координационные способности.

    Развивать психические качества: внимание, память, воображение, умственные способности.

    Развивать и функционально совершенствовать органы дыхания , кровообращения, сердечно-сосудистую и нервную системы организма.

    Создавать условия для положительного психоэмоционального состояния детей.

    Воспитывать умение эмоционального выражения, раскрепощенности и творчества в движений.

    Создавать условия для благотворного влияния музыки на психосоматическую сферу ребенка.

СТРУКТУРА ЗАНЯТИЙ ПО ИГРОВОМУ СТРЕТЧИНГУ

В структуру любого занятия по физической культуре входят три части: вводная, основная и заключительная, продолжительность занятия может длиться от 20 до 35 мин в зависимости от возраста и физической подготовленности детей.

Во вводной част и осуществляется начальная организация занимающихся, сосредоточение их внимания, установка на эмоциональный и психологический настрой. Это достигается с помощью специальных упражнений в различных видах ходьбы, бега, прыжков для принятия правильной осанки и укрепления свода стопы, координации движений, ориентации в пространстве, развития внимания. В качестве общеразвивающих упражнений (далее - ОРУ) используются музыкально-ритмические композиции. Танцевальные упражнения позволяют повысить интерес к занятию, эмоциональное настроение ребенка.

В основной части переходим к игровомустретчингу. Каждый сюжетный материал распределяется на два занятия. На первом - знакомство детей с новыми движениями, закрепление уже известных. На втором - совершенствование и точность выполнения упражнений, передача характерных особенностей образов. Все упражнения выполняются под соответствующую музыку. Музыкальное сопровождение при выполнении упражнений игрового стретчинга более целесообразно исполнять на втором занятии.

На первом обучающем занятии приходится давать много указаний, пожеланий, учитывать индивидуальность выполнения упражнения каждым ребенком. По мере освоения упражнений, достижения определенных навыков, качества и быстроты их выполнения ребенок способен соотносить свои действия с определенным музыкальным ритмом и тогда музыкальное сопровождение становится необходимым. Обучение детей основным движениям не должно остаться без внимания. Поэтому они должны быть включены в содержание занятий. Наиболее эффективной формой организации этой части занятия является круговая тренировка, но формы могут быть различны. Важно осуществить правильный выбор упражнений для всех групп мышц, вариативно менять виды деятельности.

Подвижная игра - также составляющая основной части занятия. Подбор их осуществляется в зависимости от сложности и интереснасти предыдущих действий. Игра может носить более или менее активный характер. В старшем и подготовительном возрасте целесообразно организовать подвижные игры для развития умственных способностей детей.

В заключительной части решается задача восстановления организма после физических нагрузок и переход к другим видам Деятельности. Дыхательные упражнения способствуют более быстрому восстановлению организма и несут оздоровительный характер. Важно научить ребенка дышать носом и соотносить вдох и выдох с движениями. Упражнения на релаксацию в игровой форме нужно включать в каждое занятие; необходимо, чтобы ребенок научился снимать напряжение мышц после физической нагрузки, расслабляться. Желательно использовать музыкальное произведение, отражающее характер выполняемых действий.

Элементы игрового стретчинга можно использовать и в других видах занятий по физической культуре как для снятия напряжения в мышцах, так и для повышения физической работоспособности. Для поддержания интереса, разнообразия упражнений можно использовать стихи, загадки, речевки.

Подбор оборудования и материалов к занятию осуществляется в соответствии с содержанием каждого из них.

, konsultacija_dlja_roditelej_na_temu.doc и ещё 37 файл(а).
Показать все связанные файлы

Влияние игрового стретчинга на физическое развитие дошкольника
(Консультация для воспитателей)



Инстуктор по физической культуре:

Игровой стретчинг – это творческая деятельность, при которой дети живут в мире образов, зачастую не менее реальных для них, чем окружающая действительность . Реализация игровых возможностей в целях оздоровления и развития ребенка и составляет суть стретчинга. Все занятия проводятся в виде сюжетно-ролевой или тематической игры, состоящей из взаимосвязанных ситуаций, заданий и упражнений.
Методика игрового стретчинга основана на статичных растяжках мышц тела и суставно-связочного аппарата рук, ног, позвоночника, позволяющих предотвратить нарушения осанки и исправить ее, оказывающих глубокое оздоровительное воздействие на весь организм.
Упражнения выполняются без воздействия со стороны. Самоманипулирование телом в медленном, а значит, безопасном ритме наиболее эффективно. У детей исчезают комплексы, связанные с физическим несовершенством тела, неумением им управлять. Помимо этого дети приобретают запас двигательных навыков , которые позволяют им чувствовать себя сильными, красивыми, уверенными в себе, создают чувство внутренней свободы.


Занятия игровым стретчингом с детьми дошкольного возраста показывают стабильно высокие результаты: дети гораздо меньше болеют, становятся более открытыми для общения не только со взрослыми, но и между собой. А близкие и понятные детям образы сказочного мира позволяют легко выполнять непростые физические упражнения. Упражнения направлены на профилактику различных деформаций позвоночника, укрепление его связочного аппарата, формирование правильной осанки. Кроме этого, развиваются эластичность мышц, координация движений, воспитываются выносливость и старательность.
Стретчинг – это растяжка, специальная поза, предназначенная для увеличения и сохранения длины мышц.
Растяжки воздействуют на все мышцы и суставы, повышают эластичность связок, снижается опасность отложения в суставах шлаков , увеличивается их подвижность. Упражнения стретчинга рассчитаны на вовлечение в работу всего организма, включая психику, направлены на расслабление, настройку и восстановление функций мышц. Это позволяет без вреда, используя защитные силы организма, предупреждать многие заболевания, т.к. воздействия на позвоночник, органы, мышцы, железы внутренней секреции, дыхательную и нервную системы, вырабатывается естественная сопротивляемость организма.
Сочетание динамических и статичных физических упражнений наиболее соответствует природе опорно-двигательного аппарата человека и является , лучшим методом тренировки для выработок силы, выносливости, координации движений.
Статичные упражнения стретчинга взывают не только воздействие на глубинные мышцы организма, но также нормализуют и усиливают защитные функции организма, в том числе свертываемость крови, количество лейкоцитов, желудочную кислотность, работу кишечника и т.д. Все это связано с изменением корковых процессов в связи с возникновением в коре головного мозга области двигательного анализатора очага возбуждения, поддерживаемого, с одной стороны, формированием волевых импульсов, с другой - возбуждениями, приходящими от работающих мышц.
Переход от мышечных упражнений к расслаблениям позволяют в короткое время нормализовать все функции организма , приобрести активное рабочее настроение. Форма и последовательность упражнений таковы, что если данная группа мышц недостаточно развита упражнения попросту невозможно, выполнить, т.е. само тело регулирует уровень нагрузки.
Ежедневное проведение упражнений стретчинга и включение их во все физкультурно – оздоровительные формы работы в дошкольном учреждении приводит к общему укреплению, развитию организма. Утренняя гимнастика с элементами «игрового» стретчинга создает организованное начало, ровное, бодрое настроение у занимающихся.
Как правило, утренняя гимнастика начинается с ходьбы, которая воздействует на все мышечные группы, постепенно вовлекая в работу все системы организма, но при этом нагрузка на него незначительна. Для того чтобы разогреть стопу, повысить ее гибкость, включается ходьба разными способами.

Поскольку утренняя гимнастика является ежедневной формой работы , то целесообразно во время ходьбы разнообразить размещение детей в пространстве: использовать перемещение змейкой, зигзагообразно, двумя колоннами в разные стороны, по диагонали. Это позволит снять монотонность, однообразие занятий, физиологическая нагрузка при этом будет определяться пройденным расстоянием, произойдет увеличение психологической нагрузки, что вызовет у детей сосредоточенность. Важно, чтобы способы перемещения в пространстве детям были знакомы.
Количество упражнений, их содержание и последовательность соответствуют требованиям входящих в комплекс общеразвивающих упражнений, которые входят в физкультурное занятие, следовательно основное изучение поз «игрового» стретчинга проходит на физкультурных занятиях. Можно использовать медленную музыку, для более точного выполнения техники упражнений.
Существует множество современных спортивных систем , направленных на физическое развитие дошкольников. Обычно педагоги добиваются желаемого результата путем выполнения механических движений и упражнений. Упражнения стретчинга не только развивают тело, но и расширяют пределы психических возможностей человека. Основное различие между упражнениями стретчинга и обычными физическими упражнениями состоит в том, что последние для своего выполнения требуют большого напряжения, а упражнения стретчинга, наоборот, отказываются от движений, требующих напряжения.
В результате занятий гимнастикой с элементами «игрового» стретчинга происходит оздоровление организма ребенка в целом. Регулярные занятия стретчингом воспитывают у детей волю и уверенность в себе.

Вас приветствует муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 20 «СНЕЖОК» городского округа Тольятти

МБУ детский сад № 20 «Снежок» - дошкольное образовательное учреждение для воспитанников в возрасте от двух месяцев до прекращения образовательных отношений.

Основная цель деятельности Учреждения - осуществление образовательной деятельности по образовательным программам дошкольного образования, присмотр и уход за детьми.
Основные виды деятельности Учреждения:

  • реализация образовательных программ дошкольного образования, в том числе адаптированных для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата;
  • присмотр и уход за детьми;
  • организация охраны здоровья воспитанников (за исключением оказания первичной медико-санитарной помощи, прохождения периодических медицинских осмотров и диспансеризации);
  • создание необходимых условий для организации питания воспитанников и работников Учреждения.

Использование игрового стретчинга в работе с детьми дошкольного возраста

Использование игрового стретчинга в работе с детьми дошкольного возраста.

Воспитатель Зверева Ольга Михайловна

Современные подходы к организации работы по реализации задач образовательной области «Физическая культура» предусматривают использование разнообразных организационных форм образовательного процесса, одной из которых является игра.
В условиях введения ФГОС в систему дошкольного образования игра продолжает рассматриваться как основной вид деятельности в образовательном процессе ДОУ. Поэтому в дошкольном учреждении уделяется большое внимание игровым технологиям в образовательном процессе по физическому развитию и оздоровлению детей дошкольного возраста, так как они направлены на решение задач сохранение, укрепление здоровья детей и их физическое развитие.
Приоритетным направлением деятельности нашего ДОУ является физическое развитие и сохранение и укрепления здоровья дошкольников.
Мы в ДОУ используем игровые технологии оздоровительной направленности в организации образовательного процесса по физической культуре, которые направлены не только на физическое развитие детей, но и на их оздоровление: ритмопластика, динамические паузы, подвижные игры, релаксация, пальчиковая гимнастика, самомассаж и другие. Так же и игровой стретчинг.
Итак, для начала определимся, что такое стретчинг - это растяжка, которая предусматривает выполнение комплекса упражнений, направленного на растягивание связок, сухожилий, а главное, мышц.
Игровой стретчинг - это методика комплексного физического развития и оздоровления дошкольников, творческая деятельность, при которой дети живут в мире образов, зачастую не менее реальных для них, чем окружающая действительность. Реализация игровых возможностей в целях оздоровления и развития ребенка и составляет суть стретчинга. Все занятия проводятся в виде сюжетно-ролевой или тематической игры, состоящей из взаимосвязанных ситуаций, заданий и упражнений. Методика игрового стретчинга направлена на профилактику различных деформаций позвоночника, укрепление его связочного аппарата, формирование правильной осанки. Кроме этого, развиваются эластичность мышц, координация движений, воспитываются выносливость и старательность. Основана на статичных растяжках мышц тела и суставно-связочного аппарата рук, ног, позвоночника, позволяющих предотвратить нарушения осанки и исправить ее, оказывающих глубокое оздоровительное воздействие на весь организм. Упражнения выполняются без воздействия со стороны, т.к. человеческое тело само себе тренер. Самоманипулирование телом в медленном, а значит, безопасном ритме наиболее эффективно. У детей исчезают комплексы, связанные с физическим несовершенством тела, неумением им управлять. Помимо этого дети приобретают запас двигательных навыков, которые позволяют им чувствовать себя сильными, красивыми, уверенными в себе, создают чувство внутренней свободы. Близкие и понятные детям образы сказочного мира позволяют легко выполнять непростые физические упражнения.
Заниматься игровымстретчингом можно уже с детьми с 3-4-х лет. Главное в этом плане, не объем выполненных упражнений в одно занятие, а их постоянство – это даст более высокие результаты. Со временем малыши становятся более раскрепощенными в общении, свободными в своих движениях, у них исчезают комплексы и тревожность, а самое главное – дети начинают реже болеть.
Мы проводим занятия игровымстретчингом как элемент физкультурного занятия.
Каждое занятие проходит с разыгрыванием сказки под ритмичную музыку. Вся игра разбивается на несколько фрагментов, и структура такого занятия выглядит следующим образом:
Вводный этап.
Выполняется музыкальная разминка, задача которой подготовить детский организм к дальнейшим нагрузкам: к более сложным и интенсивным упражнения игрового стречинга.
Основной этап.
Дети знакомятся с новыми движениями, учатся их выполнять, а также закрепляют ранее изученные. Именно на этом этапе идет включение упражнений стретчинга, направленных на развитие и укрепление физических данных детей. Все движения должны быть переплетены с сюжетом сказки, которая специально подбирается под тему занятия и постепенно рассказывается в его процессе. Последовательность всех упражнений распределяется таким образом, чтобы тело ребенка получало равномерную нагрузку. В конце этапа дети играют в подвижную игру, цель которой - развитие двигательной активности и коммуникативных качеств. На каждой последующей такой тренировке должна быть задействована новая группа мышц.
Завершающий этап.
Проводится специальная игра для восстановления дыхания, например, пальчиковая гимнастика или игра на внимание. Здесь важно привести организм детей в спокойное состояние.
Чаще упражнения проводиться на ковриках. И под специально подобранную музыку. Звуки живой природы или спокойная классическая мелодия.
Игровой стретчинг - воспитывает понимание ценности физической культуры - важного условия процесса физического воспитания дошкольников и формирования их умений самостоятельного овладения ценностями физической культуры, отношения к здоровому образу жизни, потребности двигательной активности.
Забота о здоровье - одна из важнейших задач каждого человека. Среди всех земных благ здоровье - ценный дар, данный человеку природой, заменить который нельзя ничем, однако люди не заботятся о здоровье так, как это необходимо. Но важно понимать, что забота о здоровье наших детей сегодня - это полноценный трудовой потенциал нашей страны в ближайшем будущем. Все мы, родители, врачи, педагоги, хотим, чтобы наши дети были здоровыми, год от года становились сильнее, вырастали и входили в большую жизнь людьми не только знающими, но и здоровыми. Ведь здоровье - это бесценный дар. Будьте здоровы!

Автореферат «Игровой стретчинг как способ повышения гибкости у детей дошкольного возраста» 2012г. «Растяжка - это гибкость, гибкость – это молодость, молодость – это здоровье, активность, хорошее настроение, раскрепощенность, уверенность в себе» Перед детским садом в настоящее время остро стоит вопрос о путях совершенствования работы по укреплению здоровья физическому развитию детей. Известно, что здоровье только на 7-8% зависит от здравоохранения и болеее чем на половину – от образа жизни человека. С этим неразрывно связано и умение оценивать своё здоровье и свои знания о себе. А самооценка здоровья возможна только в том случае, если дети в состоянии осмыслить это понятие. Исследования, поведённые В.Г. Алямовским и Н.В. Кедяркиной показали, что четырёх-, пятилетние дети относя к критериям здоровья не только физические, но и следующие признаки: эмоциональные – 41% (например, здоровый человек всегда веселый); психической уравновешенности – 19% (например, тот кто, здоровый, тот спокойный, не дерётся, не ругается); интеллектуальные – 4% (например, кто здоровый, тот быстро решает всякие задачки); моральные – 5% (здоровый человек везде себя хорошо чувствует). Дошкольный возраст в развитии ребёнка – период, когда закладывается фундамент здоровья, основы для физического совершенствования и овладения культурой движений.. В своих работах доктор медицинских наук, профессор П.А.Шорин отмечает, что среди функциональных отклонений наибольший удельный вес составляют нарушения опорнодвигательного аппарата – дефекты осанки, плоскостопие. Поэтому ДОУ призвана создать необходимые условия для организации физкультурно-оздоровительной работы. Результаты обследования в нашем ДОУ показывают, что с каждым годом увеличивается количество ослабленных детей. Анализ предыдущей работы, результаты обследований и наблюдений привели к выводу о необходимости моделирования физкультурных занятий нового типа. Физкультурные занятия являются основной организационной формой физкультурнооздоровительной работы. Именно они должны стать основным средством оздоровления детей и профилактики различных заболеваний. В настоящее время появилось много новых методик проведения физкультурных занятий. Наше внимание привлекла методика игрового стретчинга, т.к. она способствует укреплению здоровья, повышению функциональных возможностей организма, гармоничному развитию опорнодвигательного аппарата, формированию правильной осанки, а также потребности в физическом совершенствовании Что же такое стретчинг?- задались мы таким вопросом. Стретчинг – это - хорошая осанка; - снижение травматитичности; - подвижность тела; - здоровое тело и бодрость духа; - отличное настроение. ЧТО ТАКОЕ ИГРОВОЙ СТРЕТЧИНГ? Игровой стретчинг – это творческая деятельность, при которой дети живут в мире образов, зачастую не менее реальных для них, чем окружающая действительность. Методика игрового стретчинга основана на статичных растяжках мышц тела и суставносвязочного аппарата рук, ног, позвоночника, позволяющих предотвратить нарушения осанки и исправить ее, оказывающих глубокое оздоровительное воздействие на весь организм. Упражнения выполняются без воздействия со стороны, т.к. человеческое тело само себе тренер. Самоманипулирование телом в медленном, а значит, безопасном ритме наиболее эффективно. У детей исчезают комплексы, связанные с физическим несовершенством тела, неумением им управлять. Помимо этого дети приобретают запас двигательных навыков, которые позволяют им чувствовать себя сильными, красивыми, уверенными в себе, создают чувство внутренней свободы. Итак, подводим итог: стретчинг – это растяжка, специальная поза, предназначенная для увеличения и сохранения длины мышц; игровой стретчинг – специально подобранные упражнения на растяжку мышц, проводимые с детьми в игровой форме. Упражнения стретчинга рассчитаны на вовлечение в работу всего организма, включая психику, направлены на расслабление, настройку и восстановление функций мышц. Эти упражнения доступны всем, кому врачи не запрещают заниматься общефизической подготовкой. Для их выполнения не требуются спортивные снаряды, большие залы, материальные расходы. А сочетание динамических и статичных физических упражнений наиболее соответствует природе опорно-двигательного аппарата человека и является, лучшим методом тренировки для выработок силы, выносливости, координации движений. Статичные упражнения стретчинга взывают не только воздействие на глубинные мышцы организма, но также нормализуют и усиливают защитные функции организма, в том числе свертываемость крови, количество лейкоцитов, желудочную кислотность, работу кишечника и т.д. Все это связано с изменением коркового процессов в связи с возникновением в коре головного мозга области двигательного анализатора очага возбуждения, поддерживаемого, с одной стороны, формированием волевых импульсов, с другой -возбуждениями, приходящими от работающих мышц Переход от мышечных упражнений к расслаблениям позволяют в короткое время нормализовать все функции организма, приобрести активное рабочее настроение. Форма и последовательность упражнений таковы, что если данная группа мышц недостаточно развита упражнения попросту невозможно выполнить, т.е. само тело регулирует уровень нагрузки. Освоение упражнений стретчинга развивает мышечное чувство, умение определять напряжение в своем теле, расслабляться. А на методах концентрации внимания и расслабления мышц целиком основаны и аутогенная тренировка, и изометрическая гимнастика, и все виды психорегуляции. У детей исчезают комплексы переживаний, связанные с физическим несовершенством тела, неумением им управлять, возникает, по определению И.П.Павлова, "мышечная радость", сознанию которой помогают вводимые в занятия элементы ритмики, игровых и современных танцев, позволяющих обучить детей культуре движения, раскованному владению своим телом, пластике жеста. Помимо общего оздоровительного эффекта умение управлять своим телом, запас целенаправленных двигательных навыков позволяет детям чувствовать себя сильными, уверенными в себе, красивыми, избавляет их от различных комплексов, создает чувство внутренней свободы. Система упражнений стретчинга по характеру своего подхода к оздоровлению человека ближе к восточным оздоровительным методикам, чем к традиционной физкультуре. Система стретчинга не отрицает различные виды спорта, но дополняет их. Игровой стретчинг является одним из важнейших направлений в моей работе В своей работе, я показываю, как превратить занятия физкультурой в увлекательную игру-сказку, где дети становятся персонажами. В эту игру можно играть взрослому с одним ребенком или с группой детей. Занятия по этой методике помогут ребенку укрепить мышцы, выровнять осанку, снять закомплексованность. . Упражнения, охватывающие все группы мышц, носят близкие и понятные детям названия животных или имитационных действий и выполняются по ходу сюжетно-ролевой игры, основанной на сценарии по сказочному материалу. На каждом уроке дается новая сказкаигра, в которой дети превращается в различных животных, насекомых и т.д., выполняя в такой интересной форме сложные упражнения. После занятий игровым стретчингом у детей улучшается настроение, взаимопонимание. Разучив упражнения, дети самостоятельно разыгрывают сказку и придумывают свои сказки с движениями, тем самым развивая свои творческие способности. Организация занятий по методике игрового стретчинга Этими упражнениями можно начинать заниматься уже с ребенком четырех лет, так как в этом возрасте формируется наглядно-образное мышление, что позволяет с наибольшей эффективностью выполнять имитационные движения, наиболее точно и эмоционльно выазительно. Каждое упражнение повторяется 4-6 раз (в зависимости от возраста). Подбирается инструментальная музыка с ярко выраженным ритмом. Занятие состоит из нескольких фрагментов, в которое вплетены упражнения на статическую растяжку мышц, прыжки, расслабление для восстановления дыхания, и длится 25-30 минут. Форма организации учебно - воспитательного процесса - групповая. Процесс обучения игровому стретчингу разделяются на 6 этапов: - знакомство с понятием стретчинга (значение для организма, знакомство с правилами стретчинга) - личностное ориентирование (предполагает помощь педагога воспитаннику в выявлении своих возможностей, реализации своих интересов); - создание представлений об упражнении (последовательность выполнения упражнения, постановка дыхания); - преемственность (после изучения элементарных упражнений переход к усложнению простых упражнений и освоению более сложных); - обучение – творчество (применение изученных упражнений в разыгрывании предложенного сюжета, например сказка «Теремок», «В цирке») Сознательность – Понимание пользы выполнения упражнения, потребность их выполнять. Достигнуть этого можно при помощи решения следующих задач: - обучать детей различным видам имитационных движений игрового стретчинга. - совершенствовать физические возможности: развивать мышечную силу, гибкость, выносливость; - повышать интерес к выполнению упражнений; - воспитывать умение эмоционального выражения, раскрепощенности и творчества в движении; - создавать условия для положительного психоэмоционального состояния детей. В структуру занятия входят три части. Во вводной части осуществляется начальная организация занимающихся, сосредоточение их внимания, установка на эмоциональный и психологический настрой. Это достигается с помощью специальных упражнений в различных видах ходьбы, бега, прыжков для принятия правильной осанки, развития внимания, танцевально- ритмические композиции. В основной части переходим непосредственно к игровому стретчингу. Каждый сюжетный материал распределяется на два занятия. На первом знакомство и закрепление уже известных. На втором – совершенствование и точность выполнения упражнений. На занятия включаются 6-8 стретчинг- упражнений на различные группы мышц. Все упражнения выполняются под соответствующую музыку, но желательно на занятии по закреплению движений, т.к. при изучении новых движений много словесных пояснений. Обучение детей основным видам движений не должно остаться без внимания. Поэтому они должны быть включены в содержание занятий. В конце второй части занятия детям предлагается подвижная игра.. Подбор п/и осуществляется в зависимости от сложности и интересности предыдущих действий. Игра может носить более или менее активный характер. В старшем и подготовительном возрасте целесообразно организовать подвижные игры для развития умственных способностей детей. В заключительной части решается задача восстановления организма после физических нагрузок и переход к другим видам деятельности. Это дыхательные упражнения, релаксация. При внедрении упражнений игрового стретчинга в физкультурно- оздоровительную работу ожидаются следующие результаты: - уменьшение числа детей с неправильной осанкой - совершенствование гибкости тела; - повышение интереса к выполнению физических упражнений; Для повышения качества работы с детьми по данному направлению проводится работа с родителями. Современные мамы и папы должны выступать не только в качестве зрителей, но и быть активными участниками, проводимой в ДОУ в физкультурнооздоровительной работе. Для этого разработаны следующие формы взаимодействия с родителями. В результате анкетирования были выявлены следующие сведения: Было опрошено 180 родителей старших и подготовительных групп Занимаются спортом – 50% из числа опрошенных Есть дома спортивные снаряды – 20% Посещают спортивные секции – 12% Делают утреннюю гимнастику – 15% Установлен режим – 46% Соблюдают режим – 18% Знают методы закаливания – 20% Поводят закаливание – 16% Результаты диагностики за последние три года работы в этом направлении показали следующие результаты: Физическая подготовленность – возрастание на 10% Показатели гибкости – возрастание на 9% Изменение осанки – улучшение на 37% Простудная заболеваемость – снижение на 1,5%

Каждому ребенку необходимо, независимо от условий жизни и его происхождения:

  • Быть здоровым.
  • Находиться в безопасной обстановке.
  • Получать удовольствие от жизни и добиваться поставленных целей.

Одной из важнейших проблем в жизни современного общества является здоровье наших детей. При решении этого вопроса необходимо развивать у них позитивное отношение к здоровой жизни путем привлечения детей к активному образу жизни, их участие в подвижных играх и спортивных соревнованиях. Ведь физиологическое определение здоровья ребенка- это динамическое и вместе с тем устойчивое к патологическим и экстремальным воздействиям состояние детского организма.
Активная двигательная деятельность не только оказывает положительное воздействия на здоровье и физическое развитие, но и обеспечивает психоэмоциональный комфорт ребенка, формирует навыки будущего поведения в обществе.
Основные условия формирования навыков будущего поведения в обществе:

  • воспитание у ребенка осознанного отношения к выполнению двигательных действий;
  • развитие воображения в процессе освоения двигательных действий;
  • выполнение детьми движений с установкой на легкость и красоту на занятиях;
  • создание условий для творчества и преобладания положительных эмоций на физкультурных занятиях;
  • создание оптимальных условий для каждого ребенка в процессе освоения двигательного опыта.

Стретчинг - это комплекс упражнений для растягивания определенных мышц, связок и сухожилий. Благодаря ему увеличивается подвижность суставов, мышцы становятся более эластичными и гибкими, дольше сохраняют работоспособность и меньше травмируются снижаются болевые ощущения. Стретчинг повышает общую двигательную активность, что благоприятно сказывается на суставах и профилактике хрупкости костей. Хорошая гибкость обеспечивает красивую осанку и снижает вероятность болей в спине, позволяет выполнять упражнения с большей амплитудой движений.

Мы знаем, как трудно заставить ребенка целенаправленно заниматься физическими упражнениями, поэтому занятия физкультурой надо превратить в игру-сказку. Занятия игровым стретчингом помогут ребенку развить чувство ритма, снять закомплексованность, укрепить мышцы, выровнять осанку. Занятия проводятся в виде сюжетно-ролевой или тематической игры в ходе, которой дети изображают различных животных и выполняют упражнения на различные группы мышц в сопровождении музыкальных произведений.

Принципы организации занятий:

Принцип научности - это построение занятий в соответствии с закономерностями социализации, физического и психического развития ребенка.

Принцип систематичности - это необходимость последовательности, преемственности и регулярности при формировании у детей знаний, двигательных умений, навыков адекватных особенностей их развития в период дошкольного возраста. Он заключается в непрерывности, планомерности использования средств, во всех возможных формах их проявления в течении всего курса занятий

Принцип постепенности - это необходимость построения занятий физическими упражнениями в соответствии с правилами: «от известного к неизвестному». «от простого к сложному», «от менее привлекательного в более привлекательному».

Принцип индивидуальности - это такое построение процесса занятий, при котором осуществляется индивидуальный подход к детям разного возраста, пола, физического развития, двигательной подготовки. При индивидуальном подходе учитывается психическая и физиологическая стороны развития ребенка.

Принцип доступности означает, что изучаемый материал должен быть легким и одновременно трудным, чтобы стимулировать мобилизацию сил детей. Умелое соблюдение этого принципа - залог оздоровительного эффекта физического воспитания.

Принцип учета возрастного развития движений - это степень развития основных движений у ребенка, его двигательных навыков.

Принцип чередования нагрузки - это такое сочетание физических упражнений, которое обеспечивает чередование нагрузки и отдыха (т.е. работа одних мышц, которые осуществляют движение, сменялась работой других, оставляя возможность для восстановительных процессов).

Принцип наглядности - это один из главных обще-методических принципов при работе с дошкольниками. Занятия строятся с широким использованием всех видов наглядности: зрительной (демонстрация движений), звуковой (осуществляется в виде различных звуковых сигналов) и двигательной (она является специфической, ее значение важно при освоении сложных движений).

Принцип сознательности и активности - это формирование у детей устойчивого интереса к освоению новых движений, привитие навыков самоконтроля и самокоррекции действий в процессе занятий, развитие сознательности, инициативы и творчества.

Задачи игрового стретчинга:

  • Оптимизация роста и развития опорно-двигательного аппарата (формирование правильной осанки, профилактика плоскостопия).
  • Совершенствование физических способностей: развитие мышечной силы, подвижности в суставах (гибкости), выносливости, скоростных, силовых и координационных способностей.
  • Развитие психических качеств: внимания, памяти, воображения, умственных способностей.
  • Развитие и функциональное совершенствование органов дыхания, кровообращения, сердечно- сосудистой и нервной системы организма.
  • Создание условий для положительного психоэмоционального состояния дошкольников.
  • Воспитание умения эмоционального выражения, раскрепощенности и творчества в движении.
  • Создание условий для благотворного влияния музыки и психосоматической сферы ребенка.

Структура занятий по игровому стретчингу.

  • Вводная часть - начальная организация занимающихся, установка на психологический и эмоциональный настрой, сосредоточение их внимания.
  • Основная часть. Каждый сюжетный материал распределяется на два занятия: на первом - знакомство с новыми движениями, закрепление уже известных; на втором - совершенствование и точность выполнения упражнений (все упражнения на втором занятии выполняются при музыкальном сопровождении).
  • Заключительная часть - восстановление организма после физических нагрузок и переход к другим видам деятельности.

Ключ к успеху при занятиях стретчингом является систематичность упражнений. Поэтому проводить его необходимо не только в ДОУ, но и дома.

При выполнении растяжек необходимо придерживаться основных правил стретчинга:

  • разогрев перед упражнениями;
  • медленное и плавное исполнение упражнений;
  • расслабление мышц;
  • «правило ровной спины»: спина при выполнении упражнений должна быть ровной;
  • снижение травматичности;
  • спокойное дыхание;
  • регулярная растяжка.

Упражнения на растяжку необходимо выполнять и в повседневной жизни, так как только в эластичных мышцах осуществляется полноценное кровообращение, мышцы быстрее восстанавливаются после физических нагрузок. Выполнение таких упражнений улучшит осанку, уплотнятся мышцы и станут сильнее.
Упражнения, которые можно выполнять родителям вместе с детьми в домашних условиях:

  • наклоните голову, потяните правое ухо к плечу, Задержаться в таком положении 3с, а затем повторите упражнение в левую сторону;
  • встаньте рядом со стулом, спину выпрямить; обхватите левую стопу пальцами левой руки, осторожно потяните. Задержка на 3с. Повторить упражнение с другой ногой;
  • поднимите руки на уровень плеч, согните локти в поверните ладони вниз. Не поворачивая таза, поверните туловище и шею влево, задержитесь на 30с. Затем в другую сторону;
  • наклон вперед, Выполняется с прямыми ногами и спиной, руки тянутся к полу;
  • «выпад». Одна нога впереди согнута под прямым углом. Вторая сзади прямая, прямая спина. Постараться сесть как можно ниже;
  • растяжение передней поверхности бедра. Стоя на одной ноге, вторую взять руками и притянуть к соответствующей ягодице, колени находятся на одном уровне;
  • растягивание икроножной мышцы. Опереться на стену, одну ногу вынеся вперед и согнув. Нога сзади прямая, пятка тянется к полу;
  • растягивание внутренней поверхности бедра. Сидя, ноги как можно шире в стороны, взяться руками за пальцы ног, тянуть грудь к полу при прямой спине;
  • растягивание бедер. Положение то же, что и выше, только руки прямые тянем перед собой вперед, опуская грудь на пол;
  • очень эффективное упражнение для мышц внутренней поверхности бедер. Ноги широко расставлены, носки в стороны, колени сонаправлены с носками. Приседаем вниз, бедра параллельно полу, спины выпрямить, ягодицы напряжены, таз слегка вперед. Задержка на 1мин. Потом переход с одной ноги на другую в положении «сидя на стуле» таким образом, чтобы одна нога была согнута и напряжена, а вторая - выпрямлена;
  • растяжка на поперечный шпигат. Ноги в стороны как можно шире, локти на пол. Нагрузка на локти и ноги равномерна.
  • Растяжка должна выполняться симметрично, для обеих сторон тела.

Что еще почитать