Дом Герлен – каждый аромат его – это уникальное творение, единственное и неповторимое. Это лучшие духи мира, это истинные художественные произведения.
Духи Герлена – нежные, страстные, волнующие, таинственные и даже дерзкие – Apres l’Ondee, Shalimar, Samsara, Mitsouko,…. Духи Герлена вне моды, они вечность.
Династия Guerlain: вначале было мыло.
В поисках счастья мещанин Пьер-Франсуа-Паскаль Герлен (Pierre-Francois-Pascal Guerlain) покинул свой городишко Абвиль и перебрался в Лондон, где устроился на мыловарню. Всерьёз заинтересовавшись химией, он быстро продвинулся по службе и вернулся на родину уже в качестве представителя английской фирмы. Вскоре ему удалось создать в Париже собственную мыльную фабрику, для реализации продукции которой он в 1828 году открыл на улице Риволи маленький магазинчик. Дела пошли хорошо: в те времена французы ещё не были так патриотичны и предпочитали товар, имевший хоть какое-то отношение к соседней высокоразвитой Англии.
В том же году Пьер-Франсуа-Паскаль Герлен создал и свои первые одеколоны: Senteur des Champs и Esprit de Fleurs. В его лавочке можно было купить и другие ароматические товары: лосьоны для бритья, лавандовую воду, душистую пудру. Предприятие имело такой успех, что спустя десять лет магазин Герлена смог переехать в район получше, на рю де ля Пэ (rue de la Paix).
Особенной популярностью пользовались парфюмерные композиции, которые хозяин заведения составлял собственноручно, находя в этом не только коммерческую выгоду, но и удовольствие.
Его клиентура становилась всё более знатной: персональные ароматы у него заказывали Оноре де Бальзак и княгиня Меттерних. Наконец о нём узнали и высшие слои общества: 29 января 1853 года состоялась свадьба императора Наполеона III и испанской принцессы Евгении (Eugenia Maria de Montijo de Guzman), и к этому дню Герлен создал одеколон «Eau Imperiale» и преподнёс его новобрачным.
Флакон из тёмного стекла, созданный по этому случаю, был украшен эмблемой Бонапартов - золотыми пчёлами, впоследствии превратившимся в фирменные герленовские соты. Новоиспеченная императрица пришла в восторг от этого аромата, и слава о замечательном парфюмере разнеслась по всем европейским династиям: в последующее десятилетие Герлен создал несколько королевских композиций, и для Габсбургов, и для Романовых, и для Вюртембергов.
Скончавшись в 1964 году, Пьер-Франсуа-Паскаль Герлен оставил сыновьям своё парфюмерное предприятие в превосходном состоянии.
Ссор из-за наследства не было: младший, Габриель (Gabriel) занялся коммерцией, а старший, Эме (Aime, «любимый») сосредоточился на создании новых ароматов.
Пик его творчества приходится на 1889 год, когда он придумал революционный аромат «Guerlain Jicky»: незадолго до этого было синтезировано вещество «кумарин», обладающее интенсивным запахом свежескошенного сена, и Эме Герлен рассчитывал создать на его основе одеколон для мужчин.
Однако благодаря тёплым оттенкам майорана и сандалового дерева «Jicky» стал невероятно популярен у жаждущих эмансипации дам, став, по сути, прообразом современных unisex-ароматов.
Интересно, что «двуполость» запаха проявилась и в названии: «Jicky» - это имя одной англичанки, приятельницы Эме, и домашнее прозвище его племянника Жака (Jacques).
Именно Жак стал самым ярким парфюмером династии Герлен,oн активно развивал восточную тему: в 1919 году появились духи «Mitsouko», воплотившие в себе таинственные японские мотивы, а в 1925-м - роскошный аромат «Shalimar», воссоздающий атмосферу пышных садов эпохи Великих Моголов, когда был создан Shalimar (1927г.) произошёл феноменальный успех – слава Дома Герлена достигла берега Америки.
Следует признать, что духи Шалимар - это классика, не имеющая возраста, он вечен. Эти духи и по сей день в числе самых продаваемых.
Он продолжает и семейную традицию посвящать ароматы известным людям, - так, вышедший в 1933 году одеколон «Vol de Nuit» («ночной полёт») посвящен лётчику и писателю Антуану Сент-Экзюпери.
В 1955 году состарившийся Жак Герлен создал аромат «Ode» совместно со своим 19-летним внуком Жан-Полем, и понял, что его империя переходит в надёжные и талантливые руки.
Jean-Paul Guerlain
О ныне здравствующем наследнике знаменитой парфюмерной династии известно едва ли не меньше, чем о его почивших в бозе предках. Скупо просачивающиеся в прессу сведения рисуют положительный, но несколько скучноватый образ: Жан-Поль Герлен любит литературу, музыку, хорошую французскую кухню. Заядлый мотоциклист и наездник, много путешествует по экзотическим странам (в издательстве «Cherche Midi» вышла книга, в которой он рассказывает о своих поездках).
Очень богат: в 1996 году его состояние оценивалось в 3,5 миллиарда франков. Владеет плантациями иланг-иланга на острове Майотта и заводом по производству эфирных масел в Тунисе.
Единственная по-настоящему пикантная деталь его биографии заключается в том, что до недавнего время он много курил, нисколько не заботясь о сохранности своего обонятельного аппарата. И действительно: несмотря на это обстоятельство, парфюмер из него получился отменный.
Уже его первый самостоятельный аромат «Vetiver» (1959 год) стал настоящей удачей: за свою нарядную свежесть он и по сей день любим активными деловыми мужчинами. В дальнейшем Жан-Поль Герлен «выстреливал» новинками каждые три - четыре года, и все они попадали в цель: провалов у него не было. Залогом успеха он считал неукоснительное следование традициям, заложенным его предками.
Во-первых, герленовские композиции никогда не бывают вычурными, «навороченными»: их составляющие не «играют в прятки» и не загораживают друг друга, поскольку их немного.
К примеру, в духах «Нахэма» («Nahema»), которые в 1979 году парфюмер посвятил своей любимой актрисе Катрин Денев, всего двенадцать компонентов.
Во-вторых, явное предпочтение отдаётся натуральным ингредиентам. Конечно, без искусственных материалов не обойтись, но их доля не должна превышать 20 процентов. Герлены всегда строго следили за качеством сырья, и ныне Жан-Поль ежегодно инспектирует плантации пахучих растений и заводы по производству эфирных масел.
В-третьих, очень большое значение придаётся дизайну флаконов: «флакон для аромата - что платье для женщины».
И, наконец, самое главное: герленовские композиции хорошо узнаваемы, поскольку в них почти всегда используется фирменный аккорд, называемый «Герлинад» («Guerlinade»). Точный состав его, конечно, держится в секрете, но известно, что туда входят бобы тонка, роза и ваниль.
В 1998 году Жан-Поль прославил этот аккорд, назвав его именем своё новое творение. Этот год был ознаменован для дома Герлен двойным юбилеем: исполнилось двести лет со дня рождения Пьера-Франсуа-Паскаля Герлена, и сто семьдесят лет со дня открытия первого магазина.
Аромат денег
На исходе XX века дом Герлен оказался в непростом положении. Вышеизложенные принципы создания ароматов, которые на протяжении многих лет являлись гарантией стабильного успеха, стали мешать дальнейшему развитию: они никак не вписывались в новые реалии парфюмерной моды. Как ни странно, но некоторую долю ответственности за это можно возложить на науку химию.
В 1969 году было синтезировано вещество «этилмальтол», обладающее насыщенно-сладким запахом. Благодаря этому появились так называемые «гурманские» ароматы с ощутимыми, даже назойливыми карамельно-шоколадными нотами (например, «Angel» Тьери Мюглера).
В 1974 году было создано вещество «калон», которое пахло морем. Естественно, в скором времени возникла доселе не существовавшая группа ароматов - спортивных, чистых, свежих (типичный представитель - «L"eau d"Issey» Иссея Мияке). Неожиданно в моду стали входить и такие курьёзы, как запах асфальта или пыли, попавшей на электрическую лампочку.
Новые веяния радикально изменили роль парфюмерии в жизни общества: из символа элегантности, утонченности, соблазна духи превратились в элемент игры, повседневного маскарада. Оказалось, что аромат, наряду с одеждой и косметикой, - это вовсе не украшение, а могущественный инструмент для создания того или иного образа. Люди почувствовали себя актёрами, и им это понравилось. А Жан-Поль Герлен, скованный вековыми консервативными традициями, оказался к этому психологически не готов.
Если раньше Герлен никуда не спешил и каждую новинку готовил несколько лет, то теперь в одном лишь 1999 году на рынок было выброшено девять ароматов, многие из которых - «Limited Edition», то есть изначально рассчитаны не на вечность, а на сиюминутный спрос.
Ещё одно новшество: поскольку духи Герлена пользуются особенной любовью японцев, то специально для этой целевой группы была создана туалетная вода «Cherry Blossom», нигде, кроме Японии, не продававшаяся. И даже Франция осталась лишённой аромата великого мастера!..
Герлен достиг пенсионного возраста и покидает дом своего имени.
Уходит он на пике славы, сделав восхитительную серию «Аква Аллегория», в которой ему удалось наконец разрешить конфликт традиций и новаций: это очень чистые и естественные ароматы, посвящённые любимым герленовским нотам («Rosa magnifica», «Ylang&Vanille», «Lilia bella», «Gentiana» и другим).
Он доказал, что и бескомпромиссно придерживаясь фамильных принципов, можно идти в ногу со временем: два аромата из этой серии (грейпфрутовый «Pamplelune» и травянистый «Herba Fresca») пользуются огромной популярностью у молодёжи.
Создавать новые ароматы под маркой «»Guerlain» будет команда сильных, но безымянных профессионалов. А эпоха великих творцов, воплощавших в себе стиль, талант и традиции, вместе с Герленом ушла навсегда.
Аромат способен затмить красоту и блеск бриллиантов. Он может обладать магической силой, пробуждая чувства и фантазию. И это своими творениями доказали потомки Пьера Франсуа Герлена.
Самые знаменитые духи дома Герлен
● 1853 - Eau de cologne Imperiale ● 1889 - Jicky ● 1904 - Champs Elysees (1996 год - римейк) ● 1904 - Mouchoir de Monsieur ● 1906 - Apres l"Ondee ● 1912 - L"Heure Bleue ● 1919 - Mitsouko ● 1925 - Shalimar ● 1929 - Liu ● 1933 - Vol de Nuit ● 1959 - Vetiver ● 1962 - Chant d"Aromes ● 1965 - Habit Rouge ● 1969 - Chamade ● 1974 - Eau de Guerlain ● 1979 - Nahema ● 1985 - Derby ● 1989 - Samsara ● 1992 - Heritage ● 1998 - Guerlinade ● 1998 - Coriolan ● 1999 - 2001 серия Aqua Allegoria ● 2009 - La Petite Robe Noire
История берет свое начало, когда на свет появился Пьер Франсуа Герлен, который выучившись на химика, открыл свое аптекарское дело. Именно этот небольшой магазинчик выпустил первые флаконы духов Guerlain c поэтическим названием «Душа цветов». Покупатели нашлись быстро, однако, великую славу принес , который был специально создан для Наполеона III.
На подготовку одеколона «Империал» ушло немало времени, но результат того требовал. Паскаль преподнес хрустальный флакон, на котором позолоченным рельефом красовалась пчела, на императора. И восторгу Наполеона не было предела. Этот день стал очень знаменательным для Паскаля: его назначают официальным императорским парфюмером, а высокопоставленные особы не перестают делать ему заказы. Чтобы сохранить память о взлете в карьере, Герлен решает сохранить гравировку, которая оказалась такой удачной, и делает ее своим логотипом. Пчелиные соты и сегодня наносят на флаконы Guerlain.
В 1864 году Пьер умирает, а его дело подхватывают сыновья - Габриэль и Эмме. У Габриэля склонность к коммерции, и он берет управление на себя. А романтичный парень Эме берется за парфюмерию.
В 1889 году Эме выпускает аромат-сенсацию: Jicky посвящается его первой любви, это первые духи, которые имеют начальную, среднюю и базовые ноты аромата. В этих духах стали использовать синтетические вместе с натуральными компонентами. Jicky был ароматом, который подходил и мужчинам, и женщинам. А имя Jicky - это имя молодой особы, которая навсегда осталась в сердце Эме Герлена.
В 1910 году Эме Герлен покидает мир, и его дело продолжают племянники - Жак и Пьер. История любит повторяться: Пьер занимается коммерцией, а Жак составляет . Шедевр Shalimar - , который создал Жак Герлен, имеет популярность и в наше время. В 1955 году внук Жан Поль помогает деду в создании аромата Ode. «Ода» - первое творение Жан Поля и, как не печально, последнее творение Жака - в 1956 году он умирает. Жан Поль обучался у деда парфюмерному ремеслу с 15 лет, и хотя не имел образования и был рассеянным, дед оставил дело именно ему: именно Жан с точностью сумел передать запах нарциссов, получая его из искусственного элемента.
Жан Поль не подвел деда. Много работая, по истечении четырех лет Жан выпускает популярный аромат для мужчин - Guerlain – Vetiver. Парень работает день и ночь, договаривается с поставщиками сырья, привносит совершенство в химические формулировки, проводит эксперименты с запахами.
Главным источником для вдохновения Жан Поля были женщины. Первой своей жене он посвятил духи Guerlain Chant d’Aromes, вторая жена получила аромат Samsara. Вышел фильм Франсуазы Саган, и специально для главной героини Катрин Денев был выпущен аромат Chamade. «Только запах может превратить страшную женщину в красавицу» - заявил Жан-Поль. Жан прекрасно понимал, что парфюмерия и своего рода родственники.
Успешная парфюмерная компания Guerlain добилась мировой славы: огромное количество хитов мужчинам и женщинам создал гениальный парфюмер. Однако прогресс не стоит на месте, и парфюмерия Guerlain переживает коррективы. Синтетические компоненты вытесняют натуральные с поразительной быстротой, и многие модные дома пользуются этим и снижают себестоимость на . Конкурировать с парфюмерными ароматами, которые втрое дешевле, совсем нелегко, но и переходить на синтетические материалы Жан Поль отказался. Окончательно разочаровавшись, Жан Герлен продает свое дело LVMH, довольно известной корпорации.
И вот впервые за почти 200 лет ароматы полностью видоизменяют, заменяя натуральный компонент синтетическим. Запахи вроде такие же, они даже приобрели особую стойкость и яркость, но душа великой династии Guerlain в этих ароматах уже не заложена.
Роскошь, сдержанность и неизменно высокое качество – вот основные черты Guerlain. Парфюмерный дом из Франции знаменит по всему свету и считается одним из самых старинных в стране и мире. С 1828 года во главе компании сменилось несколько поколений этой знаменитой своими парфюмерами семьи. За 190 лет существования дома было создано около 700 ароматов. Уважение к ценностям и традициям прошлых лет в сочетании с инновациями выгодно выделяют Guerlain среди прочих парфюмерных брендов.
Пьер-Франсуа-Паскаль Герлен – уроженец Франции, он появился на свет в 1798 г. в городке Абвиль. О его ранних годах информации сохранилось мало, но еще в юном возрасте он отправился покорять Париж, где некоторое время работал у разных производителей парфюмерии и косметики, в том числе, в знаменитом L.T. Piver. Затем, после обучения химии в Англии Пьер вернулся в столицу Франции, где в 1828 г. открыл уже собственный магазинчик Guerlain, торговавший ароматами, мылом и другой косметикой.
Дела шли хорошо, магазин неоднократно переезжал в более просторные и удобно расположенные помещения, а Герлен быстро прославился простотой своих идей при непревзойденном качестве продукции. Известно, что парфюмер , Наполеона Бонапарта, Королевы Виктории и других известных личностей того времени, деятелей культуры, знати и членов королевских семей Европы. Первый женский парфюм от Guerlain под названием Esprit de Fleurs появился в 1829 г. и был посвящен супруге Пьера.
Скончался основатель парфюмерного дома Герлен в 1864 г., оставив свое дело двум сыновьям – Эме и Габриэлю. Первый занялся разработкой новых ароматов, второй – организационными вопросами и продажами. Период их управления домом Герлен был очень успешным, ознаменовался выпуском множества новинок и некоторыми парфюмерными достижениями. Именно Эме Герлену принадлежит идея разделения композиций на верхние, средние и базовые ноты и первый в истории частично синтетический и унисекс аромат. Композиция Jicky изначально создавалась для мужчин, но теплое травянистое звучание кумарина в ее составе привлекло к ней внимание женщин. Другие знаменитые женские композиции этого времени – Fleur d’Italie (1884 г.), Skine (1885 г.) и Rococo à la Parisienne (1887 г.).
В 1910 г. управление парфюмерной компанией перешло в руки следующего поколения семьи Герлен – Жаку, посвятившему себя созданию духов, и Пьеру, взявшему на себя развитие и продвижение. Бренд Guerlain становится все популярнее, создаются ароматы для знаменитостей, начинаются продажи за пределами Франции.
В период с 1956 по 1994 гг. брендом руководил Жан-Поль, один из внуков Жака. Под его руководством компания Guerlain завоевала всемирную известность. Для женщин были созданы такие знаменитые парфюмы как:
В 1994 г. Guerlain был продан корпорации LVMH, в чьем владении остается и на сегодняшний день. Жан-Поль некоторое время продолжал творить для бренда, но в 2008 г. окончательно ушел на покой. Ныне должность главного парфюмера компании занимает Тьерри Вассер.
Что интересного было создано для женщин в Герлен в конце 20 и начале 21 веков:
Главными парфюмерами бренда долгое время оставались мужчины династии Герлен: Пьер-Франсуа-Паскаль, Эме, Пьер, Жан-Поль. И только с 2008 г. руководить созданием новых духов в компании стал человек со стороны – Тьерри Вассер.
К созданию одного или нескольких ароматов для Guerlain привлекались и другие парфюмеры:
Помимо них с Герлен сотрудничали: Оливье Польж, Соня Констант, Софи Лабе, Кристоф Рейно и иные известные парфюмеры.
При всем нынешнем разнообразии ароматов и парфюмерных домов творения Guerlain остаются узнаваемыми благодаря своему изысканному стилю. Пирамидки композиций от Герлен редко насчитывают много нот, но зато как тщательно они подобраны и как гармонично скомпонованы.
Парфюмерный бренд Guerlain славится своей любовью к натуральным ингредиентам, и содержание синтетических молекул в пирамидках ароматов не превышает 20%. Тщательно следят в компании и за качеством этих самых ингредиентов – руководство Герлен регулярно инспектирует плантации, где они выращиваются, и заводы по переработке.
Каждый без исключения аромат от Герлен может похвастаться примечательным дизайном упаковки. В бренде уверены, что в восприятии всей парфюмерной композиции ее внешний вид играет не последнюю роль. Ценность красивого флакона в Guerlain сравнивают с важностью хорошего платья для женщины.
Еще одна характерная черта многих творений Guerlain – фирменный парфюмерный аккорд, прозванный «герлинад». В нем есть ноты , и бобов Тонка, но точная формула, естественно, держится в секрете.
Материал из Википедии - свободной энциклопедии
Guerlain (Герлен, Герлэн) - один из старейших в мире домов парфюмерии , основанный в 1828 году Пьером Франсуа Паскалем Герленом.
С 1994 года исключительное право на использование бренда Guerlain принадлежит корпорации Louis Vuitton Moet Hennessy .
Герлен уволился из своей компании в 2002 году.
Ольга Вайнштейн так описывает основные принципы : «на парфюмерных принципах дома Guerlain стоит остановиться подробнее.
Первым мужским ароматом стал одеколон «Империал», созданный специально для Наполеона III Бонапарта. Первый аромат Guerlain для женщин называется «Душа Цветов» - он был создан Паскалем Герленом в 1829 году для его жены. Jicky стал первым в мире ароматом унисекс и одним из первых с использованием синтетики.
Всего с 1828 года дом создал более 300 ароматов.
1828 - 1956 | Жак Герлен | Жан-Поль Герлен | |
---|---|---|---|
Пьер Герлен
Эме Герлен |
Жан-Поль Герлен для LVMH; другие парфюмеры
|
||
LVMH | LVMH | ||
2003
Kadine, Sous Le Vent, Djedi, Mouchoir de Monsieur,
|
2009
2010
|
2014
|
Для русской культуры эти французские духи издавна считались синонимом роскоши.
«Тут был и петербургский „свет“ и „полусвет“, последний старавшийся затмить первый искусственным сиянием - сиянием драгоценностей и вполне этого достигавший. Скромные „светские розы“, нежные цветы с тонким ароматом чистоты и невинности, робко жались в сторонке перед пышными „камелиями“, получавшими свой одуряющий аромат от современного парижского алхимика Герлена, нашедшего средство возвращать молодость и красоту и путём этого средства делать себе золото».
«Я коснулся её пальцев.
- …после нашего «социалистического» переворота я пришел к выводу, что русский народ не окончательно лишен юмора.
Ольга подошла к округлому зеркалу в кружевах позолоченной рамы.
- А как вы думаете, Владимир…
Она взглянула в зеркало.
- …может случиться, что в Москве нельзя будет достать французской краски для губ?
Она взяла со столика золотой герленовский карандашик:
- Как же тогда жить?».
Девица хоть и с хрипотцой, но сладко запела, картавя, что-то малопонятное, но, судя по женским лицам в партере, очень соблазнительное:- Герлэн, шанель номер пять , мицуко, нарсис нуар , вечерние платья, платья коктейль…
«Прогретый калориферами воздух Астории пахнул как-то томительно. Это была тонкая смесь, где было всего понемногу: Н. Герлен, и дух контрразведок, и египетский табак, и кровь…»
«высший тип женщины - небожительница: красавица, по преимуществу блондинка с бриллиантами в ушах, нежных как розовый лепесток, в длинном вечернем платье с оголенной спиной, стройная, длинноногая, в серебряных туфельках, накрашенная, напудренная, поражающая длиной загнутых ресниц, за решеткой которых наркотически блестят глаза, благоухающая духами Коти, даже Герлена, - на узкой руке с малиновыми ноготками золотые часики, осыпанные алмазами, в сумочке пудреница с зеркальцем и пуховка. Продукт нэпа . Она неприкосновенна и недоступна для нашего брата. Её можно видеть в „Метрополе“ вечером».
...180 см, тонкокостная, длинноногая, узколицая, с каштановой гривой и карими миндалевидными глазами, с приличным русским на фантастических очертаний устах и с ослепительной улыбкой там же, в потрясающей, плотности папиросной бумаги, замше и чулках в тон, гипнотически благоухая незнакомыми духами, – картина была, бесспорно, самым элегантным существом женского пола, сумасводящая нога которого когда-либо ступала в наш круг. Она была сделана из того, что увлажняет сны женатого человека. Кроме того, венецианкой.
Одним из самых осязательных и выгодных отступлений от так называемых правил войны есть действие разрозненных людей против людей, жмущихся в кучу. Такого рода действия всегда проявляются в войне, принимающей народный характер. Действия эти состоят в том, что, вместо того чтобы становиться толпой против толпы, люди расходятся врозь, нападают поодиночке и тотчас же бегут, когда на них нападают большими силами, а потом опять нападают, когда представляется случай. Это делали гверильясы в Испании; это делали горцы на Кавказе; это делали русские в 1812 м году.
Войну такого рода назвали партизанскою и полагали, что, назвав ее так, объяснили ее значение. Между тем такого рода война не только не подходит ни под какие правила, но прямо противоположна известному и признанному за непогрешимое тактическому правилу. Правило это говорит, что атакующий должен сосредоточивать свои войска с тем, чтобы в момент боя быть сильнее противника.
Партизанская война (всегда успешная, как показывает история) прямо противуположна этому правилу.
Противоречие это происходит оттого, что военная наука принимает силу войск тождественною с их числительностию. Военная наука говорит, что чем больше войска, тем больше силы. Les gros bataillons ont toujours raison. [Право всегда на стороне больших армий.]
Говоря это, военная наука подобна той механике, которая, основываясь на рассмотрении сил только по отношению к их массам, сказала бы, что силы равны или не равны между собою, потому что равны или не равны их массы.
Сила (количество движения) есть произведение из массы на скорость.
В военном деле сила войска есть также произведение из массы на что то такое, на какое то неизвестное х.
Военная наука, видя в истории бесчисленное количество примеров того, что масса войск не совпадает с силой, что малые отряды побеждают большие, смутно признает существование этого неизвестного множителя и старается отыскать его то в геометрическом построении, то в вооружении, то – самое обыкновенное – в гениальности полководцев. Но подстановление всех этих значений множителя не доставляет результатов, согласных с историческими фактами.
А между тем стоит только отрешиться от установившегося, в угоду героям, ложного взгляда на действительность распоряжений высших властей во время войны для того, чтобы отыскать этот неизвестный х.
Х этот есть дух войска, то есть большее или меньшее желание драться и подвергать себя опасностям всех людей, составляющих войско, совершенно независимо от того, дерутся ли люди под командой гениев или не гениев, в трех или двух линиях, дубинами или ружьями, стреляющими тридцать раз в минуту. Люди, имеющие наибольшее желание драться, всегда поставят себя и в наивыгоднейшие условия для драки.
Дух войска – есть множитель на массу, дающий произведение силы. Определить и выразить значение духа войска, этого неизвестного множителя, есть задача науки.
Задача эта возможна только тогда, когда мы перестанем произвольно подставлять вместо значения всего неизвестного Х те условия, при которых проявляется сила, как то: распоряжения полководца, вооружение и т. д., принимая их за значение множителя, а признаем это неизвестное во всей его цельности, то есть как большее или меньшее желание драться и подвергать себя опасности. Тогда только, выражая уравнениями известные исторические факты, из сравнения относительного значения этого неизвестного можно надеяться на определение самого неизвестного.
Десять человек, батальонов или дивизий, сражаясь с пятнадцатью человеками, батальонами или дивизиями, победили пятнадцать, то есть убили и забрали в плен всех без остатка и сами потеряли четыре; стало быть, уничтожились с одной стороны четыре, с другой стороны пятнадцать. Следовательно, четыре были равны пятнадцати, и, следовательно, 4а:=15у. Следовательно, ж: г/==15:4. Уравнение это не дает значения неизвестного, но оно дает отношение между двумя неизвестными. И из подведения под таковые уравнения исторических различно взятых единиц (сражений, кампаний, периодов войн) получатся ряды чисел, в которых должны существовать и могут быть открыты законы.
Тактическое правило о том, что надо действовать массами при наступлении и разрозненно при отступлении, бессознательно подтверждает только ту истину, что сила войска зависит от его духа. Для того чтобы вести людей под ядра, нужно больше дисциплины, достигаемой только движением в массах, чем для того, чтобы отбиваться от нападающих. Но правило это, при котором упускается из вида дух войска, беспрестанно оказывается неверным и в особенности поразительно противоречит действительности там, где является сильный подъем или упадок духа войска, – во всех народных войнах.
Французы, отступая в 1812 м году, хотя и должны бы защищаться отдельно, по тактике, жмутся в кучу, потому что дух войска упал так, что только масса сдерживает войско вместе. Русские, напротив, по тактике должны бы были нападать массой, на деле же раздробляются, потому что дух поднят так, что отдельные лица бьют без приказания французов и не нуждаются в принуждении для того, чтобы подвергать себя трудам и опасностям.
Так называемая партизанская война началась со вступления неприятеля в Смоленск.
Прежде чем партизанская война была официально принята нашим правительством, уже тысячи людей неприятельской армии – отсталые мародеры, фуражиры – были истреблены казаками и мужиками, побивавшими этих людей так же бессознательно, как бессознательно собаки загрызают забеглую бешеную собаку. Денис Давыдов своим русским чутьем первый понял значение той страшной дубины, которая, не спрашивая правил военного искусства, уничтожала французов, и ему принадлежит слава первого шага для узаконения этого приема войны.
24 го августа был учрежден первый партизанский отряд Давыдова, и вслед за его отрядом стали учреждаться другие. Чем дальше подвигалась кампания, тем более увеличивалось число этих отрядов.
Партизаны уничтожали Великую армию по частям. Они подбирали те отпадавшие листья, которые сами собою сыпались с иссохшего дерева – французского войска, и иногда трясли это дерево. В октябре, в то время как французы бежали к Смоленску, этих партий различных величин и характеров были сотни. Были партии, перенимавшие все приемы армии, с пехотой, артиллерией, штабами, с удобствами жизни; были одни казачьи, кавалерийские; были мелкие, сборные, пешие и конные, были мужицкие и помещичьи, никому не известные. Был дьячок начальником партии, взявший в месяц несколько сот пленных. Была старостиха Василиса, побившая сотни французов.
Последние числа октября было время самого разгара партизанской войны. Тот первый период этой войны, во время которого партизаны, сами удивляясь своей дерзости, боялись всякую минуту быть пойманными и окруженными французами и, не расседлывая и почти не слезая с лошадей, прятались по лесам, ожидая всякую минуту погони, – уже прошел. Теперь уже война эта определилась, всем стало ясно, что можно было предпринять с французами и чего нельзя было предпринимать. Теперь уже только те начальники отрядов, которые с штабами, по правилам ходили вдали от французов, считали еще многое невозможным. Мелкие же партизаны, давно уже начавшие свое дело и близко высматривавшие французов, считали возможным то, о чем не смели и думать начальники больших отрядов. Казаки же и мужики, лазившие между французами, считали, что теперь уже все было возможно.
22 го октября Денисов, бывший одним из партизанов, находился с своей партией в самом разгаре партизанской страсти. С утра он с своей партией был на ходу. Он целый день по лесам, примыкавшим к большой дороге, следил за большим французским транспортом кавалерийских вещей и русских пленных, отделившимся от других войск и под сильным прикрытием, как это было известно от лазутчиков и пленных, направлявшимся к Смоленску. Про этот транспорт было известно не только Денисову и Долохову (тоже партизану с небольшой партией), ходившему близко от Денисова, но и начальникам больших отрядов с штабами: все знали про этот транспорт и, как говорил Денисов, точили на него зубы. Двое из этих больших отрядных начальников – один поляк, другой немец – почти в одно и то же время прислали Денисову приглашение присоединиться каждый к своему отряду, с тем чтобы напасть на транспорт.
– Нет, бг"ат, я сам с усам, – сказал Денисов, прочтя эти бумаги, и написал немцу, что, несмотря на душевное желание, которое он имел служить под начальством столь доблестного и знаменитого генерала, он должен лишить себя этого счастья, потому что уже поступил под начальство генерала поляка. Генералу же поляку он написал то же самое, уведомляя его, что он уже поступил под начальство немца.
Распорядившись таким образом, Денисов намеревался, без донесения о том высшим начальникам, вместе с Долоховым атаковать и взять этот транспорт своими небольшими силами. Транспорт шел 22 октября от деревни Микулиной к деревне Шамшевой. С левой стороны дороги от Микулина к Шамшеву шли большие леса, местами подходившие к самой дороге, местами отдалявшиеся от дороги на версту и больше. По этим то лесам целый день, то углубляясь в середину их, то выезжая на опушку, ехал с партией Денисов, не выпуская из виду двигавшихся французов. С утра, недалеко от Микулина, там, где лес близко подходил к дороге, казаки из партии Денисова захватили две ставшие в грязи французские фуры с кавалерийскими седлами и увезли их в лес. С тех пор и до самого вечера партия, не нападая, следила за движением французов. Надо было, не испугав их, дать спокойно дойти до Шамшева и тогда, соединившись с Долоховым, который должен был к вечеру приехать на совещание к караулке в лесу (в версте от Шамшева), на рассвете пасть с двух сторон как снег на голову и побить и забрать всех разом.
Позади, в двух верстах от Микулина, там, где лес подходил к самой дороге, было оставлено шесть казаков, которые должны были донести сейчас же, как только покажутся новые колонны французов.
Впереди Шамшева точно так же Долохов должен был исследовать дорогу, чтобы знать, на каком расстоянии есть еще другие французские войска. При транспорте предполагалось тысяча пятьсот человек. У Денисова было двести человек, у Долохова могло быть столько же. Но превосходство числа не останавливало Денисова. Одно только, что еще нужно было знать ему, это то, какие именно были эти войска; и для этой цели Денисову нужно было взять языка (то есть человека из неприятельской колонны). В утреннее нападение на фуры дело сделалось с такою поспешностью, что бывших при фурах французов всех перебили и захватили живым только мальчишку барабанщика, который был отсталый и ничего не мог сказать положительно о том, какие были войска в колонне.
sampfuncs.ru - В женской косметичке. Портал для любимых дам