Уголки дежурства в старшей группе оформление. Памятка по организации дежурства по столовой во всех возрастных группах. Требования к уголку дежурства в детском саду

ДЕЖУРСТВО ПО СТОЛОВОЙ В МЛАДШИХ ГРУППАХ

· Дежурства имеют большое значение в воспитании детей:

· Дежурные всегда выполняют работу, имеющую общественную значимость, необходимую для коллектива. Формирует желание потрудиться ради других, проявлять заботливое отношение к своим товарищам, воспитывать умение помогать взрослому, замечать, в чём необходима помощь.

· Дежурство по столовой формирует у детей нравственно-волевые качества и навыки, умение принимать цель и достигать результата.

· С 2-х летнего возраста дети привлекаются к участию в подготовке процесса питания, выполняют простейшие поручения: правильно поставить за стол стульчики, на середину столов - тарелочки с хлебом, с правой стороны стоящих на столе тарелок разложить ложки.

· Дежурство по столовой проводится со 2 младшей группы.

· Задачи: помочь помощнику воспитателя накрыть на стол, за которым сидят он и его товарищи. Раздать ложки, поставить хлебницы, вазочки с салфетками.

· Перед тем, как ввести дежурство, педагог организует специальные занятия, на которых показывает и подробно объясняет все действия, привлекая детей к их выполнению.

· Во время дежурства воспитатель объясняет необходимость потрудиться, поощряет любую попытку ребёнка проявить самостоятельность.

· Напоминает об очерёдности в выполнении порученного дела:

«Сегодня Ира позаботится о своих товарищах, будет дежурным за своим столом. На этот стол будет накрывать Дима…Пусть сегодня они потрудятся для всех, а завтра - другие дети».


· Воспитатель обучает детей выполнять порученное дело не отвлекаясь, не суетясь, не спеша, не закончив одного дела, не переходить к другому.

Воспитатель в доброжелательном тоне говорит: «Коля, не торопись. Зачем ты так спешишь? Ты всё успеешь. Разложи ложки внимательно, всем детям».

Руководя работой дежурных, воспитатель закрепляет навыки раскладывания приборов: «Ложки нужно брать за ручку, по одной, класть с правой стороны от тарелки». Если даются вилки, то вилка лежит ближе к тарелке острыми концами вверх, а затем ложка выпуклой стороной вниз. Теперь на самую середину стола поставь хлебницу, чтобы всем было удобно доставать, а потом салфетки поставишь. Сначала надо одно дело закончить, а потом другое начинать».


· «Давай посмотрим, как ты разложил ложки. Никого не пропустил?»

· Воспитатель поддерживает нерешительных детей, поощряет:

«Я знаю, Надюша, ты сейчас хорошо накроешь на стол. Начинай раздавать ложки: и Кате, и Саше, и своей подружке Ане».

· Не стоит постоянно ставить в пример одних и тех же детей и назначать их дежурными. К ним можно предъявить чуть повыше требования.

· По мере освоения детьми навыков, роль воспитателя в руководстве дежурными меняется. Первоначально он напоминает малышам приёмы работы, последовательность операций, помогает справиться с делом.

· Позднее взрослый ограничивается советом, общим напоминанием, контролем, одобрением.

· Важно, чтобы обязанности дежурных выполняли все воспитанники, а не только активные и умелые.

ДЕЖУРСТВО ПО СТОЛОВОЙ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ

· Задачи:

Формировать ответственное отношение за порученное дело.

Воспитывать заботу друг о друге, желание оказать помощь пом. воспитателя, работать аккуратно и старательно.

Уметь правильно сервировать стол.

· Ребёнок, дежурящий по столовой, должен самостоятельно разложить вилки, ножи и ложки; поставить хлебницы, вазочки с салфетками; раздавать второе блюдо; собрать посуду.

· В уголке дежурного должно быть всё необходимое для работы: фартуки, шапочки, совки, подносы. Вазочки для салфеток и хлебницы на таком месте, чтобы детям было удобно самостоятельно брать их и убирать после использования.

· В средней группе ножи впервые появляются в сервировке стола, и навык обращения с ними ещё не сформирован.

· Объём работы в средней группе увеличивается: дети расставляют блюдечки, чашки с раздаточного стола на детские столы, наполняют вазочки салфетками, раскладывают приборы (ложки, вилки, ножи).

· В средней группе каждый дежурный обслуживает один стол.

Таким образом, дежурства повторяются часто, и поэтому дети быстрее и лучше осваивают необходимые навыки. Воспитателю необходимо учитывать индивидуальные особенности детей и уровень сформированности их трудовых навыков.

Чтобы работать без спешки, дежурные должны первыми закончить игру и вернуться в помещение после прогулки.

Когда основная часть детей ещё только начинает собирать игрушки, педагог напоминает дежурным об их обязанностях и посылает в группу.

Там их встречает помощник воспитателя (в это время она уже протёрла столы и поставила на каждый стол посуду стопкой).

Воспитатель и помощник воспитателя учат дежурных правильно раскладывать приборы.

Дежурные расставляют тарелки, каждую против стульчика, справа от них кладут ложки, на середину стола ставят стаканчик с салфетками. Чашки ставятся так, чтобы ручка была с правой стороны.

· Если на обед подаётся нож, то его кладут справа от тарелки лезвием к тарелке, рядом ложку, потом вилку для салата.

Вилка для второго лежит с левой стороны тарелки.

Маленькую ложечку - в блюдце или рядом с тарелкой параллельно краю стола, ручка ложки должна быть справа.

· Воспитатель должен быть терпеливым, поощрять дежурных:

«Серёжа сегодня был настоящим дежурным, обо всех позаботился, всё помнил сам, ни о чём не забыл».

· Дежурные убирают со стола хлебницы, стаканы с салфетками. Сметают крошки со стола, складывают скатерти, обращаясь за помощью к другому дежурному.

· Не следует перегружать дежурных такими обязанностями, которые каждый ребёнок должен выполнять сам, например, задвинуть стул, сложить тарелки стопкой, положить на место использованную салфетку.

· В конце учебного года дети обычно самостоятельно справляются с дежурством по столовой, и воспитатель ограничивается контролем и отдельными напоминаниями.

· Важно, чтобы дети дежурные не только выполняли свои обязанности, но и сами поели без спешки и перерывов. Поэтому, когда столы накрыты, дежурным наливают суп раньше других детей. Таким образом, дежурные обычно первыми заканчивают обед, после чего могут приступить к выполнению своих обязанностей.

(Скатерть дежурные складывают на столе пополам, а затем ещё раз пополам и только потом складывают по длине).

ДЕЖУРСТВО ПО СТОЛОВОЙ В СТАРШИХ ГРУППАХ

Дежурство по столовой в старших группах постепенно усложняется как по содержанию труда, так и по форме объединения детей, по требованию к самостоятельности и самоорганизации в работе.

· Задачи: формирование у детей ответственности за порученное дело, стремления работать на пользу коллектива, привычки к систематическому выполнению обязанностей. Приучать благодарить дежурных за оказанную услугу, относиться с уважением к их труду.

· На дежурство по столовой назначается по 2 ребёнка.

· Дежурные заходят пораньше, моют руки, надевают фартуки, косынки или колпачки и полностью сервируют стол в соответствии с числом детей и убирают после еды.

· Частично дети убирают каждый сам за собой. Каждый ребёнок после еды отодвигает свою тарелку на середину стола, складывает её на другие (если пом. воспитателя не успела её убрать), а чашку с блюдцем относит на раздаточный стол (блюдца на стопку, а чашку на поднос).

· Дежурные должны убирать посуду, салфетницы, хлебницы, скатерти, чтобы, не задерживаясь, лечь спать вместе с другими детьми.

· Дети благодарят дежурных за оказанную помощь.

· Дети должны сами твёрдо знать очерёдность своего дежурства и без напоминания приступать к нему.

· Дежурные должны накрывать на стол в соответствии с меню, которое должно быть им известно от воспитателя.

· Воспитатель проверяет выполнение дежурными их работы, делает соответствующую оценку и привлекает к ней детей.

· Увеличиваются требования к темпу работы, проявлению организованности в её процессе, деловитости и самостоятельности.

· Работа дежурных должна сочетаться с самообслуживанием детей.

· Дежурные сами или с помощью воспитателя распределяют, кто что будет делать.

· Воспитатель обращается к ним как к своим помощникам, учит их выполнять задание ловко, экономными приёмами, подбадривает неумелых, одобряет инициативу и старательность.

· В старших группах дежурных можно назначать на целую неделю.

· Дежурные проявляют выдумку в украшении стола (цветы, салфетки разложить интересно, необычно и т.д.).

Юрий Ульяновский, корр. ИТАР-ТАСС в Париже

По мнению Молни, в этом году военная мощь стран ЕС была поставлена под сомнение сразу по двум направлениям. На уровне отдельных государств к этому вынудила кризисная ситуация в экономике и финансах, что привело к существенному сокращению военных бюджетов. На глобальном уровне в целом наблюдался аналогичный процесс, поскольку интеграция в рамках самого Евросоюза, столь необходимая в этот трудный момент, буксует. Ярким примером тому могут служить продолжавшиеся и в минувшем году злоключения военно-транспортного самолета А-400 М, который был призван стать символом единства Европы в сфере вооружений. Более того, в последние 10 лет не было принято ни одной новой общеевропейской оборонной программы, пишет автор.

Что же касается Франции, в настоящий момент страна экспортирует в основном военную технику, производимую внутри страны. Это подводные лодки, боевые самолеты "Рафаль" и десантно-командные корабли "Мистраль". "Однако все эксперты признают, что отступление на национальную территорию поможет сохранить рабочие места в краткосрочном плане, но ослабит промышленный европейский потенциал в области вооружений в долгосрочной перспективе, - резюмирует Молни. - Однако есть опасение, что наша оборонная политика в ближайшие годы не изменится".

Красивый и интересный уголок дежурства в детском саду позволит детям с удовольствием обучаться хозяйственным делам, а также воспитать дисциплину и трудолюбие. Такой уголок приучит малышей еще и к аккуратности, самостоятельности, уверенности в действиях. Оформление уголка дежурства должно быть красочным, включать в себя яркие фартучки и, по желанию, чепчики. Можно вывесить график дежурства и присвоить каждому малышу наклейку с мордочкой зверька, или распечатать фотографии и вклеить их в веселые обрамления. Тогда малыши будут сами понимать – кто сегодня дежурный. В основном, уголок дежурства воспитатели и родители делают своими руками, потому что в детских садах они не предусмотрены, либо скудно оформлены и не интересуют малышей. Как вариант, оформить уголок дежурства можно не только красочными рисунками, а живыми цветами и аквариумом, чтобы прививать любовь и бережное отношение к живой природе.

Обязанности дежурных малышей

Хорошие воспитатели стараются превратить процесс дежурства в настоящее приключение, придают детям значимости в этом процессе, от чего они чувствуют ответственность и гордятся своими действиями. Конечно, обязанности у детей простые: прибрать игрушки, поухаживать за , помочь расставить салфеточки и столовые приборы перед едой.

Как было сказано ранее, уголок должен заинтересовывать малышей, поэтому при подборе украшения фантазия ничем не ограничена, но оно должно обязательно соответствовать тематике. К оформлению уголка дежурства в группе хорошо привлекать и деток. С ними можно обсудить любимых персонажей мультфильмов и включить их в украшение уголка, а также предложить совместно клеить картинки на стенд. В табличках дежурства можно сделать кармашки и вкладывать в них цветные квадратики или кружочки с ассоциативными рисунками и наклейками, которые означают разные обязанности малышей, например, для ухода за живым уголком нарисовать на карточке цветочек, для дежурных по столовой – тарелочки и вилочки с ложечками и т.д. Во многих детских садах в оформлении интерьера и прочих деталей стараются отразить его название. Например, если садик носит название «Золотая рыбка», то можно в живом уголке завести золотую рыбку, если «Пчелка», то сделать обрамление стенда в виде пчелиных сот и т.д.

Украсить уголок дежурства в ДОУ проще простого, главное приобщать к этому воспитанников и правильно воспринимать их пожелания. В статье приведены только общие примеры, но когда вы начнете , то можно вносить любые дополнения, которые воспитатель посчитает нужными.

Уголок дежурства в детском саду – это отличная возможность приучить ребенка к труду, воспитать в нём дисциплину и ответственность. Помимо прочего, развиваются аккуратность, уверенность в своих действиях и самостоятельность. Оформить такой полезный уголок проще простого, много времени это не займёт, тем более, что найти примеры симпатичных стендов можно в интернете. Такой стенд не менее важен, чем например, который знакомит малышей с окружающим миром флоры и фауны.

Для вас немного ниже будут представлены несколько работ, но сначала разберем парочку важных аспектов.

Ярко и красочно

В чём состоят обязанности дежурного?

  • Ухаживать за уголком природы (поливать цветы);
  • Накрывать на стол в столовой;
  • Убирать игрушки.

Хорошие воспитатели стремятся превратить этот процесс в приключение, чтобы дети чувствовали себя увлеченными, а не обязанными. Здесь важно понимать, что оформление дежурства играет очень большую роль: чем ярче и красочнее исполнено, тем интереснее будет ребенку.

Какая информация должна присутствовать на стенде?

Стенд – это расписание дежурств. Он представляет собой полотно со специальными объемными кармашками. Сюда раскладываются карточки для детей, каждому из которых предназначается своя картинка (впрочем, вместо мультяшных персонажей и нарисованных животных можно использовать фотографии ребятишек). Каждый кармашек должен быть подписан в соответствии с днём недели. Лучше, чтобы определенная обязанность имела свой собственный цвет и ячейки для карточек.

Виды уголков дежурства

Существуют различные виды уголков:

  • он может быть однодневным, тогда придется менять карточки по окончании каждого рабочего дня;
  • трёхдневным;
  • на полную неделю (в зависимости от графика работы учреждения).

Количество обязанностей определяется оснащением детского сада. Цены очень разнятся, исходя из количества ячеек. Чем удобнее, тем дороже. Намного выгоднее оформить такой стенд своими руками. Для этого нам потребуются ватман, фломастеры, краски, бумага, клей, картон, ножницы, линейка, карандаши и немножко фантазии.

Уголок дежурства своими руками – с чего начать?

Вам уже известно, что должен заинтересовывать, поэтому попытайтесь узнать, какие мультипликационные герои нравятся ребятишкам – можно попросить их рассказать о своем любимом персонаже. Эта информация будет очень полезной в дальнейшем.


В целом – не так уж и сложно. Разумеется, это общие советы – как будет оформлен уголок дежурства в зависит лишь от вашей фантазии и умения понимать детей.

Юлия Погодаева

Дежурства дошкольников подготовительной группы усложняются как по содержанию труда, так и по формам объединения детей, по требованию к самостоятельности и самоорганизации в работе.

Одной из важных задач организации дежурств является формирование у детей ответственности за порученное дело, стремление работать на пользу коллектива, привычки к систематическому выполнению обязанностей.

Важным помощником в организации дежурств в подготовительной группе является уголок , где воспитанники, придя утром в детский сад, могут увидеть какую пользу они могут принести сегодня своей группе.

В практике нашего детского сада дети регулярно дежурят по столовой , по подготовке к занятиям, по уголку природы . Обычно на каждый вид дежурств назначается по два ребенка. Смена дежурных проводится ежедневно. Именно исходя из этой практики я оформила уголок дежурства .

Мною был разработан и оформлен уголок дежурства в подготовительной группе.

Уголок был оформлен на белой потолочной плитке акриловыми красками. Я выделила три зоны дежурства : "В уголке природы ", "Накрывают на столы", "Помогают воспитателю" - помогают готовиться к занятиям.




Из картона я сделала кармашек для фотографий детей.

Фотографии будут крепиться с помощью ленты-липучки.


Уголок готов , осталось составить график дежурств .


Публикации по теме:

Уголок для родителей в ДОУ - это один из способов взаимодействия воспитателей с родителями и ознакомление их с жизнью группы. Но не всегда.

Вопрос организации предметно-развивающей среды ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением нового Федерального.

Новый год-время когда происходит чудо, исполняются желания. Каждый ребенок любит чудеса, а кто помогает нам, воспитателям, сделать для детей.

В группе был оформлен уголок по Южному Уралу. Цель: познакомить детей с традициями Южного Урала, национальной одеждой и утварью древнего.

В нашем детском саду "Березка" недавно состоялся конкурс на лучшее оформление уголка тетральной деятельности. Каждая группа начала готовиться.

Уважаемые коллеги и посетители моего блога, приглашаю вас ко мне в гости! Все воспитатели в начале учебного года сталкиваются с одной и.

Оформление уголка для родителей, размещение важной информации. Все это направлено на создание благоприятной атмосферы, необходимой.

Что еще почитать