Праздник бабьи каши кому посвящен. Бабьи каши - праздник повитух. Что за диво – эти Бабьи каши

Праздник Бабьих каш имеет очень древние корни и восходит к почитанию богинь-матерей.

В этот день почитали повивальных бабок. Женщины, имеющие детей, приносили подарки и угощения: домашнее пиво или наливку, пироги, блины. Приходили с детьми, чтобы бабки их благословили.

На момент введения Юлианского календаря: 26 декабря
Дата по старому стилю: 26 декабря
Дата по новому стилю: 8 января
Астрономическая дата: день, следующий после Рождества нового Солнца, Зимнего солнцестояния.

Особенно рекомендовалось в этот день ходить к бабкам будущим мамам и молодым девушкам.

Посещение и совместная еда с повивальными бабками иногда проходила с вечера «до белого света». За столом все веселятся, шутят, разговоры почти всегда исполнены сексуальным подтекстом. Сама повивальная бабка иногда проводит ритуалы, которые должны помочь женщинам иметь больше детей. Повитуха варила кашу для рожаниц из проса или гречихи. Этому блюду отводилась важная роль в обрядовых действах. Например, чтобы предупредить низкорослость ребенка, бабка поднимала горшок с кашей, приговаривая: «Расти высоко-высоко». Чтобы малыш поскорее встал на ноги, старшим детям тоже вручался горшок с кашей: её полагалось съесть на улице, а в пустой горшок посадить петуха или курицу (соответственно полу новорожденного). В этот день стригли детям, а в память умерших ставили Роду и Рожаницам особую трапезу.

Бабка повивальная – в деревне всем родня дальняя. Ни одни родины не обходились без повитухи. Бабка пособляла роженице. И была она, как говаривали, с руками. Зная обычаи старины, бабка знала своё дело. При муках роженицы затапливала баньку, вываживала роженицу по солнцу. Бабканье – повиванье – утворялось добрым словцом, добрыми травами, добрыми молитвами. Одымляя роженицу, то есть, запалив берёзовую лучину и поджигая полынь с травой бессмертником, бабка радела о лёгких родинах.

Далеко не любой женщине доверялась сложная и ответственная задача принятия родов. Во-первых, она должна была быть немолодой, т.е. исчерпавшей детородный возраст. Повитьё даже и называлось «бабканьем». Во-вторых, повитухой могла быть только та, что сама рожала детей, и ни в коем случае к повивальному искусству не допускалась девственница. Она обязательно должна была быть «с руками», т.е. ловкой и знающей. При первых схватках роженицы растапливала баньку, чтобы облегчить её муки, окуривала берёзовой лучиной, травами полыни и бессмертника, читала добрые молитвы, поддерживала ласковыми словами.

Надо отметить также, что к родовспоможению привлекались женщины, не запятнавшие свою честь супружеской изменой или сварливым либо вздорным характером. Считалось, что иначе можно нанести вред как здоровью, так и судьбе новорожденного. По этой же причине запрещалось принимать помощь в родах от черноглазых бабок. Исстари существовало поверье, согласно которому между повитухами и принятыми ими младенцами устанавливались духовно-родственные отношения.

В Болгарии сохранился интересный обычай на Бабин-день: Рано утром к повитухе идут женщины, чьи дети в возрасте от 1 до 3 лет.

Там во дворе, под фруктовым деревом проводится ритуал «умывания рук». Молодые женщины, которые захватили с собой из дому ведерко с чистой водой, мыло и новое полотенце, поливают повивальной бабке на руки, а потом подают ей полотенце, которое та принимает в дар (ещё в дар повивальной бабке приносится одежда, полотно – всё это кладут ей на правое плечо). При этом ритуале старуха старается поднять как можно больше брызг с наговором, чтобы ребёнок женщины бегал и прыгал в крепком здоровье. Со своей стороны повитуха тоже дарит матерям детские носочки и рубашечки, а если с матерью пришёл и ребёночек, то она завязывает ему на руку монетку или фигурку лошадки сплетенными нитками (красной и белой).

А ещё, не в столь далёкие времена, матушка собирала ребятишек ввечеру и учила их славить Рождество, обсыпать зерном – на долгий век, на счастье, на благополучие. Проще простого было в праздничный час выдать по ломтю пирога, побаловать детей клюквой на меду. Но матушка знала: «Не во всяком дому каравай выпечен, да ещё, чтобы всему семейству вдосталь». И вот ребятишки должны были заслужить угощение, всем миром ребячьим отведать поровну и сыти, и сладостей. «Подайте коровку, маслену головку, на поду печену, коровку золочёну!»

И в ребячий короб от всякого дома выносили и большухи, и девицы-невесты обрядовое печенье, которое по своему обличью сродни скотинке. А ребятишки подзадоривали: «Ты, хозяюшка, подай! Ты, отрадушка, подай! Подавай – не ломай! Отломишь немножко – будет Ермошка. Отломишь горбушку – будет Андрюшка. А подашь середину – быть свадьбе!». И так, ребячий короб тяжелел. И гурьбой славильщики бежали к чьей-то протопленной баньке, делили между собой угощение. Это было радостное время игр, забав. Дети узнавали друг друга и по-детски были счастливы, запоминая это зимнее чудесное время.

В этот день обращались за помощью к пророку Давиду – музыканту и укротителю гнева. Простолюдин, собираясь в дорогу, испрашивает у него защиты от лютых зверей, от разбойников, считая, что святой псалмопевец своим пением и игрою на гуслях может невидимо утишить этих врагов. Какой чудодейственной силой обладали гусли в руках истинного бояна, рассказали высоким языком эпической поэзии наши сказители, сделав гуслярами двух былинных героев – Добрыню и Садко.

Поговорки и приметы

Коли день выдался ясным, то ожидался хороший урожай проса. Если поутру синички раскричались, то к вечеру грянет мороз, если разгалделись вороны и галки – быть снегопадам и метелям. Подрумянившаяся в печи каша была также знаком обильного снега.

Бабьи каши -чудный праздник
Рожениц и повитух!
В этом празднике витает
Старины забытой дух.

Испокон веков рожали
Дома женщины детей.
Что с традициями стало?
Как рожаем мы теперь?

Слава Богу, есть надежда!
Возрождение идет!
Кто не хочет стен больничных,
Повитуху тот найдет.

Поздравляя акушерок,
От души Благодарю
За Рождение без страха,
За Любовь и Доброту!

Праздник повивальных бабок и рожениц, отмечается на второй день Рождества Христова и в народном восприятии связывается с образом Богоматери-роженицы. В храмах в этот день совершались молебны перед иконой Богоматери «Помощница в родах».
Бабий день в Болгарии
В этот день повитухи приглашались в дома, в которых в течение прошедшего года родились дети. Их одаривали деньгами и угощали специально приготовленной кашей. В некоторых областях, напротив, к повитухе в дом приходили родители детей, которых она приняла во время родов. В подарок тоже приносили деньги, водку, пироги или блины. В «Бабий день», женщины, родившие в прошедший год ребенка, собирают гостей, угощают всю улицу, гремит музыка, все пьяные и радостные танцуют и водят хороводы – радуются вместе с матерями родившимся детям.
Это женский праздник, в котором участвовали бабки-повитухи и замужние женщины, имеющие детей. В День повивальных бабок в свое время мужчины “прятались” по домам, не смели выйти на улицу. Потому что мужчина, оказавшийся случайно на улице, становился объектом шуток празднующих женщин. Они осыпали его острыми шутками и со смехом стягивали с его головы колпак, или даже раздевали его. Разумеется, у мужчин в этот день не было права обижаться. Они могли лишь спастись, заплатив небольшой выкуп. И, по обычаю, на собранные с выкупов деньги, устраивали угощение в конце дня. Только к вечеру мужчины могли подключиться к женскому веселью.
Одаривание и общественные трапезы в этот день являлись актом благодарности повитухам от крестьянской общины. Существовало представление, что что между повитухами и детьми, которых они приняли, на всю жизнь устанавливаются духовно-родственные отношения. Повивальная бабка несла ответственность за повитого ею ребенка и занимала почетное место в ряду родственников ребенка во многих обрядах: во время крестин, свадьбы, и проводов в армию (у мальчиков).
Бабьи каши в быту сибирских казаков
Январские проказы зимы никогда не пугали сибиряков, особенно казачек. На второй день после Рождества Христова 8 января, на Собор Пресвятой Богородицы, сибирские каза чки отмечали свой законный праздник — Бабьи каши. Это еще и день повивальных бабок, которым следует поклониться и угощение отнести.
Славно справляли сию дату в сибирских станицах. Кашу называли «матушкой», «барыней», «застольной атаманшей». Готовили ее в русских печках, в чугунках, в основном ячневую, пшенную, с орехами, изюмом, черносливом, а гречневую — со шкварками. Варилась кулага, хлебный кисель и черемуховая либо боярышная шаньга с густой сметаной, стряпались рыбные пироги со свекольным квасом и хреном, готовилось пиво и медовая брага.
Собирались каза чки в какой-то горнице, а бывало, и в клуне — рабочей женской избушке, где они рукодельничали да посиделки устраивали. Молились, угощались приготовленными яствами сибирской кухни, делились и бедами. Если изводил какой непутевый казачишко женушку, то ходили жаловаться на него атаману. В этот Бабий день он должен был всех выслушать и подсобить, выпоров принародно обидчика…
Полагалось бабам и повыть, покручиниться… Будущих рожениц трижды умывали снегом. В Торгашино каза чки на берегу речки Панюковки расстилали медвежью шкуру, вставали на колени и молились на Рождественскую звезду, прося у Богоматери заступничества.
Казаков на свои «каши» приглашали к вечеру. Тут уж не стенали, а пели и плясали.

8 января - Бабий день, Бабины, День повивальных бабок и рожениц, Празник Рода и рожаниц, Бабинцы (брян.), «Маладзёны» (белорус.), «Зімні пакроўчык» (белорус.), Святая Богородица (белорус.), «Бабинден» (болг.), «Бабин дан» (серб.), День гусляра пророка Давида, Дарий - год дарит, Праздник собора пресвятой Богородицы (христ.).


Праздник Бабьих каш имеет очень древние корни и восходит к почитанию богинь-матерей. В этот день почитали повивальных бабок. Женщины, имеющие детей, приносили подарки и угощения: пироги, блины. Приходили с детьми, чтобы бабки их благословили. Особенно рекомендовалось в этот день ходить к бабкам будущим мамам и молодым девушкам. Посещение и совместная еда с повивальными бабками иногда проходила с вечера «до белого света». Сама повивальная бабка иногда проводит ритуалы, которые должны помочь женщинам иметь больше детей. Повитуха варила кашу для рожаниц из проса или гречихи. Этому блюду отводилась важная роль в обрядовых действах. Например, чтобы предупредить низкорослость ребенка, бабка поднимала горшок с кашей, приговаривая: «Расти высоко-высоко». Чтобы малыш поскорее встал на ноги, старшим детям тоже вручался горшок с кашей: её полагалось съесть на улице, а в пустой горшок посадить петуха или курицу (соответственно полу новорожденного). В этот день стригли первые волосы детям, а в память умерших ставили Роду и Рожаницам особую трапезу.


Бабка повивальная – в деревне всем родня дальняя. Ни одни родины не обходились без повитухи. Бабка пособляла роженице. И была она, как говаривали, с руками. Зная обычаи старины, бабка знала своё дело. При муках роженицы затапливала баньку, вываживала роженицу по солнцу. Бабканье – повиванье – утворялось добрым словцом, добрыми травами, добрыми молитвами. Одымляя роженицу, то есть, запалив берёзовую лучину и поджигая полынь с травой бессмертником, бабка радела о лёгких родинах.


Далеко не любой женщине доверялась сложная и ответственная задача принятия родов. Во-первых, она должна была быть немолодой, т.е. исчерпавшей детородный возраст. Повитьё даже и называлось «бабканьем». Во-вторых, повитухой могла быть только та, что сама рожала детей, и ни в коем случае к повивальному искусству не допускалась девственница. Она обязательно должна была быть «с руками», т.е. ловкой и знающей. При первых схватках роженицы растапливала баньку, чтобы облегчить её муки, окуривала берёзовой лучиной, травами полыни и бессмертника, читала добрые молитвы, поддерживала ласковыми словами.


Надо отметить также, что к родовспоможению привлекались женщины, не запятнавшие свою честь супружеской изменой или сварливым либо вздорным характером. Считалось, что иначе можно нанести вред как здоровью, так и судьбе новорожденного. По этой же причине запрещалось принимать помощь в родах от черноглазых бабок. Исстари существовало поверье, согласно которому между повитухами и принятыми ими младенцами устанавливались духовно-родственные отношения.


В Болгарии сохранился интересный обычай на Бабин-день: Рано утром к повитухе идут женщины, чьи дети в возрасте от 1 до 3 лет. Там во дворе, под фруктовым деревом проводится ритуал «умывания рук». Молодые женщины, которые захватили с собой из дому ведерко с чистой водой, мыло и новое полотенце, поливают повивальной бабке на руки, а потом подают ей полотенце, которое та принимает в дар (ещё в дар повивальной бабке приносится одежда, полотно – всё это кладут ей на правое плечо). При этом ритуале старуха старается поднять как можно больше брызг с наговором, чтобы ребёнок женщины бегал и прыгал в крепком здоровье. Со своей стороны повитуха тоже дарит матерям детские носочки и рубашечки, а если с матерью пришёл и ребёночек, то она завязывает ему на руку монетку или фигурку лошадки сплетенными нитками (красной и белой).


Проще простого было в праздничный час выдать по ломтю пирога, побаловать детей клюквой на меду. Но матушка знала: «Не во всяком дому каравай выпечен, да ещё, чтобы всему семейству вдосталь». И вот ребятишки должны были заслужить угощение, всем миром ребячьим отведать поровну и сыти, и сладостей. «Подайте коровку, маслену головку, на поду печену, коровку золочёну!» И в ребячий короб от всякого дома выносили и большухи, и девицы-невесты обрядовое печенье, которое по своему обличью сродни скотинке. А ребятишки подзадоривали: «Ты, хозяюшка, подай! Ты, отрадушка, подай! Подавай – не ломай! Отломишь немножко – будет Ермошка. Отломишь горбушку – будет Андрюшка. А подашь середину – быть свадьбе!». И так, ребячий короб тяжелел. И гурьбой славильщики бежали к чьей-то протопленной баньке, делили между собой угощение. Это было радостное время игр, забав. Дети узнавали друг друга и по-детски были счастливы, запоминая это зимнее чудесное время.


Поговорки и приметы
Коли день выдался ясным, то ожидался хороший урожай проса. Если поутру синички раскричались, то к вечеру грянет мороз, если разгалделись вороны и галки – быть снегопадам и метелям. Подрумянившаяся в печи каша была также знаком обильного снега.

В этот день РПЦ почитает: попразднство Рождества Христова, собор Пресвятой Богородицы и т.п.

Сегодня роль повитух выполняют профессиональные акушерки. Они смело могут считать этот день 8 января, этот праздник Бабьи каши – своим профессиональным праздником.

Православная церковь в этот день отмечает праздник иконы пресвятой Богородицы.

Известно, что повивальные бабки были на Руси особами чрезвычайно почитаемыми всеми, от мала до велика. Не случайная народная мудрость подметила, что «бабка повивальная – всем в деревне родня дальняя».

Повитухой могла быть не любая женщина. Обязательным требованием был ее возраст. Она не могла быть молодой. Неукоснительное условие – повитуха сама должна быть матерью, то есть сама рожала детей. Бездетных женщин, а тем более девственниц, к повивальному мастерству не допускали.

И еще, непременным условием было то, чтобы родовспоможение проводили женщины, не запятнавшие свою честь, чтобы они имели спокойный, ласковый нрав, потому как считалась, что это отражается на судьбе новорожденного. Исстари идет поверье, что между повитухами и принятыми ими детьми устанавливаются духовные отношения.

Бабка повитуха должна быть ловкой и умелой. «У каждой бабки свои ухватки» - говорит глазастый наш народ и успокаивал «Бабка придет, всякому делу подсобит».

Хорошая повитуха была нарасхват, ведь от нее зависели удачные роды и появление на свет здоровенького малыша.

При первых схватках у роженицы, чтобы облегчить ее мучения, повитуха растапливала баньку, окуривала травами бессмертника, полыни, березовой лучиной, читала молитвы нужные для данного момента.

Почему праздник называется Бабьи каши

Каша, сваренная повивальщицей из гречки или проса для крестильного обеда, носит название бабья. Это блюдо занимало важное место в обрядовых действиях.

Один из обрядов с кашей – чтобы ребенок не был низкорослым, бабка-повитуха поднимала горшочек с кашей высоко над головой и говорила «Расти высоко-высоко».

Угощение в честь бабуль-повитух тоже называлось бабьей кашей. Так как почитание было всеобщим, то и славили повитух всем миром.

Восьмого января, на первый день Святок, на праздник посвященный повитухам, благодарные женщины, уже ранее рожавшие, приносили им домашнее угощение.

Приносили самое вкусное, что наготовили для этого дня, а также наливку, брагу, пироги, нехитрые заготовки, сало, мясо, яйца, молоко, сливки.

И бабья каша в этот день была «богатой» - приготовленной на молоке, щедро сдобрена сливочным маслом. Одним словом очень вкусной и сытной была эта праздничная каша.

Приводили с собой детей, которых приняла бабушка, чтобы она их благословила. Рекомендовалось в этот день будущим мамам и молодым девушкам оказать честь повитухе, поздравить ее.

Бабушка-повитуха привечала всех своих принятых «внучат», угощала их и всех гостей поднесенными угощениями и своей особой сладкой и крутой кашей с медом. Часто посиделки заканчивались под утро.

В этот же день одаривали всех родивших и беременных женщин. То, что праздник Бабьи каши справляется сразу же после Рождества Христова – это говорит о том, какую значимость имеет этот народный праздник.


Как известно наши предки, древние славяне, на протяжении многих столетий были язычниками и поклонялись различным богам. После принятия христианства большая часть знаний наших предков была безвозвратно утрачена, но от этого интерес к прошлому своего народа на сегодняшний день только возрастает. Людей всегда интересует все неизведанное и тайное, особенно если это касается непосредственно их прошлого.

Славянский календарь полон различных праздников и примет, но информацию о настоящей сути празднования найти довольно сложно. Не стоит забывать, что это игра в «испорченный телефон» длиною в тысячи лет, но на нашем сайте Вы сможете найти всю необходимую правдивую и интересующую информацию о каждом празднике.

В современном мире славянские праздники и обряды почти утратили свою силу и влияние, но все же родовая память играет огромную роль. Многие наши соотечественники начинают изучение славянских языческих праздников.

Праздник Бабьи Каши – значение и суть для наших предков.

Одним из наиважнейших праздников по славянскому календарю было 8 января (26 декабря по старому стилю) – праздник Бабьих Каш.

Этот праздник уходит своими корнями в далекую древность и главной его целью является почитание богинь-матерей. Но со временем в этот день стали почитать и бабок–повитух, так как древние славяне верили, что они являются слугами богинь-матерей, которые и даруют новую жизнь.

Существовал целый ритуал по празднованию — уже рожавшие женщины приходили к повитухам вместе с детьми и приносили различные дары и угощения – пироги, блины, пиво и даже наливку. После принятия угощений повитуха обязательно благословляла детей на счастье и здоровье на весь год. Также в этот день бабок-повитух посещали все женщины деревни, которые уже были беременными или же хотели в скором времени выйти замуж.

После этого в доме повитухи начинался настоящий ритуал, все пришедшие в дом должны были сесть за одним большим столом, где будут стоять все угощения и начать свою трапезу. Во время этого должно быть весело и непринужденно, также женщины разговаривали о своих мужьях и семьях. Для женщин, которые не обрели счастья материнства или же хотят еще деток, повитуха проводила специальные обряды. На ритуальном огне она готовила смесь каш из проса и гречки, после чего каждая из участниц обряда должна была съесть хотя бы ложку этой каши. Также в ночь празднования впервые стригли детей и почитали умерших особой трапезой. Все это действие проходит до самого рассвета, и никто не уходил без веской причины и разрешения повитухи.

Наши предки считали, что повитуха это родственница всем семьям, ведь ни одни роды не проходили без ее помощи и присутствия. Ее помощь была необходима женщинам, ведь обезболивающих в то время не было, а бабка чудесно зналась на травах и методах как ускорить роды, чтобы нанести меньший вред ребенку и роженице.

Какой должна быть бабка-повитуха



Конечно, столь ответственная обязанность как принятие родов доверялась далеко не каждой. У древних славян был даже перечень требований к бабе–повитухе:

  • Женщина должна быть уже в возрасте, когда детей она рожать не может, не зря ее называли бабка-повитуха;
  • Она должна была сама пройти этап рождения на свет собственного ребенка, чтобы понимать все, что происходит, и сочувствовать роженице;
  • Знающая лекарственные травы, ловкая, умеющая принимать быстрые решения, как бы сказали в наши дни – стрессоустойчивая.

Для того чтобы облегчить муки роженицы при первых схватках, повитуха растапливала баню, окуривала ее сбором трав и читала молитвы и заговоры «на быстрые и легкие роды». Непосредственно в момент родов повитуха поддерживала роженицу и старалась приободрить ее ласковыми словами. В момент принятия родов никогда не принималась помощь от черноглазых бабок деревни.

Стоит отметить, что еще одним немаловажным фактором выбора в повитухи была репутация женщины, если она прожила тихую и верную
супружескую жизнь только в этом случае на нее возлагали столь ответственную миссию. Наши предки верили, что если допустить к рождению ребенка недостойную женщину, то она может навредить как здоровью, так и судьбе малыша.

Как видим, календарь славянских праздников способен удивить и научить нас, современных людей, выбирать человека, которому доверяется жизнь новорожденного.

Что еще почитать