Как улучшить интеллект ребёнка и не утратить собственный. Интеллект ребенка будет расти «прямо на глазах» если вы. Какие способности называют интеллектуальными

Интеллект – это термин, смысл которого можно интерпретировать по-разному. Является ли умным человек, вычисляющий самые трудные математические примеры? Или ум более развит у того, кто обладает хорошими творческими способностями, вербальными навыками и т.д.? О чем идет речь? Как развить интеллект взрослому человеку и ребенку?

Что такое интеллект?

В соответствии со специалистами, интеллект – это здравомыслие, умение самостоятельно разрешать ситуации, способность изучать новые вещи на основе собственного опыта, адаптироваться, правильно определять основные контексты и отношения (в т.ч. социальные), посредством которых решаются повседневные проблемы. Интеллект – это умственная развитость, мыслительная способность, характерная для человека и животных.

Степень интеллекта чрезвычайно важна для жизни. Это ключевой фактор успеха в работе, отношениях, учебе, бизнесе, а также в развлечениях (шахматы, судоку и т.д.). Уровень развитости разума можно измерить с помощью теста IQ (эта аббревиатура означает коэффициент интеллекта).

Определение

Говоря об интеллекте, нельзя игнорировать одну важную, относительно новую, концепцию – теорию типов разума Говарда Гарднера. Гарднер определяет интеллект следующим образом: «…это способность решать проблемы или создавать продукты, имеющие определенную ценность в одной или нескольких культурных средах». Поэтому он подчеркивает, что важность интеллекта всегда находится в широком культурном контексте, тесно связана с реальной жизнью. Интеллект он разделяет на ряд относительно независимых аспектов:

  • языковой – возможность использовать язык для убеждения других людей, умение применять речь для запоминания, объяснения информации, способность контролировать свою деятельность, думать о себе самом;
  • музыкальный – способность восприятия мелодий, ритмов, тонов;
  • логико-математический – область логики и научного – исследовательского – мышления (от объектов к утверждениям, от деятельности к отношениям, от абстракции к конкретным образам);
  • пространственный – способность трансформировать и изменять первоначальные восприятия, формировать из собственного визуального опыта новые идеи (креативность);
  • телесно-двигательный – способность подвижности, умение двигаться плавно с минимальным прерыванием после обработки входящих стимулов (спорт, танцы, актерство, мануальные навыки);
  • персональные формы – внутриличностные и межличностные – двойственная формация, возникающая как предмет исследования 2-х психологических направлений и в социальной психологии:
    • внутриличностная форма – наиболее важным компонентом является осознание себя, выражающееся культурно обусловленным равновесием внутри человека, созданное на основе внутренних чувств, влияния других людей,
    • межличностная форма – способность распознавать и понимать других людей, их настроение, темперамент, мотивы, намерения; умение различать их, работать с ними.

Нельзя игнорировать ни один из этих пунктов. Это связано с тем, что определенная гармония и целостность может вырабатываться только тогда, когда личность человека гармонизирована. Сбалансированная и гармоничная личность – эмоционально стабильна, чувствительна к социальным процессам, восприимчива сама к себе.

Как интеллект влияет на жизнь?

Обсуждения вокруг коэффициента интеллекта (IQ) часто очень бурные. Иметь IQ 120 хотят все (кстати, максимум среди зарегистрированных результатов равен 250-300). Но у большинства людей взрослого (и даже пожилого) возраста он составляет около 100. Люди, у которых уровень интеллекта меньше, считаются глупыми. Общественность часто воспринимает IQ неправильно. Знаете ли вы, что один не именуемый, но всемирно известный режиссер с репутацией гения в своей области, в тесте IQ достиг среднего результата? Объяснение простое. В своей работе режиссер использует совершенно иные навыки, которые тест не учитывает. Например, творчество и общение.

Альберт Эйнштейн, величайший гений человечества, имел посредственные знания в области французского языка. Следовательно, высокий уровень IQ не гарантирует успехов или счастья в жизни. Фактически, одинаково успешными могут быть люди с любым IQ, поэтому уровень интеллекта на качество жизни влияет менее, чем мы склонный считать.

Как можно улучшить интеллект?

Чтобы повысить интеллект и развить память вспомните правило о трёх «учиться». Для максимальной концентрации необходимо спокойствие, но также постоянная умственная деятельность, желание исследовать, рассмотрение проблем, сочетание возможных решений, постоянное использование своего мозга.

Помните: интеллект – это врожденное качество, которое, однако, развивается в течение жизни. Вопреки распространенному мнению, ум у недоношенных детей не отличается от малышей, рожденных в срок. Он зависит от окружающей среды и отношения родителей.

Работайте в прохладной среде

Для максимального действия ума температура в рабочем помещении должна быть на 1-3°C ниже, чем та, при которой вы обычно сидите перед телевизором. Легкий дискомфорт побуждает организм к улучшению производительности. Идеальная рабочая температура индивидуализирована, но для мужчин обычно рекомендуется диапазон 17-20°C, для женщин – 19-22°C.

Кислород и стресс

Для развития интеллекта и мышления необходимо достаточное количество кислорода. Он положительно влияет на активность мозга, следовательно, улучшает мыслительные процессы.

Работа при умеренном стрессе может повлиять на увеличение интеллекта лучше, чем полное спокойствие. Путем преодоления стрессовых ситуаций, минимизации их негативного воздействия, вы можете приобретать полезные навыки.

Ешьте шоколад

Шоколад – это приятный метод повышения сопротивляемости организма, устранения усталости. Это лакомство также является способом развития интеллекта. Благодаря шоколаду в теле высвобождается вещество, вызывающее приятные ощущения.

Бонус: шоколад способствует улучшению настроения, обеспечивает расслабление.

Пейте кофе и стимулирующие напитки

Запланируйте работу на удобное время

Определите, когда для вас удобно работать, а когда – отдыхать. Сравните количество работы, которую вы делали в час в сопоставимых условиях в разные части дня.

Употребляйте продукты, полезные для мозга

Рацион должен быть максимально разнообразным. Его дополнение пищей, полезной для мозга, – это хороший способ для тренировки мозговой деятельности, следовательно, улучшения интеллекта. Такие продукты включают:

  • брокколи;
  • цветную капусту;
  • грецкие орехи;
  • карри;
  • сельдерей;
  • красное мясо;
  • чернику.

Мотивируйте себя, ставьте цели

Исследователи из Университета Филадельфии продемонстрировали мотивацию в эксперименте, в ходе которого попросили студентов пройти тест IQ. Половине студентов пообещали финансовые награды в случае лучших результатов. Мотивированная часть исследуемых показала в среднем на 20 пунктов высшие показатели.

Бесконечная проверка аккаунта в соцсетях, создание идеального профиля, постоянный контроль лайков значительно уменьшают мотивацию, необходимую для достижения лучших результатов (идеализированное видение самого себя настолько удовлетворяет человека, что он не хочет достичь более сложных целей).

Расслабьтесь

Способность сосредоточиться на решении проблемы, устранить нежелательные и отвлекающие влияния, является одним из самых полезных навыков в развитии интеллекта.

Существует множество публикаций о методах релаксационных упражнений. Изучите их и начните практиковать.

Сделайте шпаргалку

Да, создание шпаргалки – это хороший практический способ развить интеллект у взрослого человека и подростка (применяется, например, в экзаменационный период). Записывая ее, вы повторяете и изучаете вещи, укладываете их в памяти.

Проходите тесты IQ, читайте книги

В интернете есть бесчисленное количество тестов IQ, которые помогут не только определить, но и повысить уровень интеллекта. Подготовка к тестам, поиск ответов на тестовые вопросы повысят мыслительные способности.

Постройте стратегию

Первая стадия, с которой должно начинаться прохождение теста IQ, включает рассмотрение всех задач. Затем решайте задачи, которые вам лучше всего даются, излишне не задерживайтесь над вопросами. Не бойтесь иногда угадывать ответы. Контролируйте время, но не беспокойтесь о том, что не успеете пройти тест. IQ тесты составлены таким образом, что обычно невозможно не успеть.

Занимайтесь спортом

Хороший способ развить подвижный интеллект – регулярные занятия спортом. Физическая активность благотворно влияет не только на состояние тела, но и на функциональность мозга. Например, студентам для улучшения способности к обучению рекомендуется тренироваться в беге. Физическая активность способствует притоку крови к части мозга, отвечающей за память и обучение, поддерживает производство новых мозговых клеток.

Учащиеся средней школы Напервиль (Naperville) в Чикаго начинают каждый школьный дня с пробежки. По словам учителей, с началом утренней тренировки существенно улучшились результаты экзаменов.

Играйте в игры

Современные карточные, логические игры развивают умственные способности. Игры также имеют социальный эффект, т.к. речь идет о забаве для всей семьи. Забудьте о кроссвордах, играйте в скрабл и судоку. Кроссворды улучшают память, но «обученная» память действует только на время решения кроссворда. Творческие логические игры, поддерживающие развитие интеллекта, включают шахматы, крестики-нолики.

Решайте головоломки

Регулярное мозговое напряжение над викторинами, ребусами, головоломками поможет достичь состояния, при котором человек способен поддерживать долговременную умственную нагрузку. Это повышает производительность ума и уровень интеллекта.

Тренировка функциональной грамотности

Функциональная грамотность – это сочетание знаний и навыков, позволяющих человеку ориентироваться в мире, понимать и не бояться его, интегрироваться в общество, общаться с окружающими. Только функционально грамотный человек может быть умным, независимо от показателя IQ.

Постоянно учитесь

Мир постоянно меняется, требуя новых навыков и способов решения проблемных ситуаций. Для понятия новых технологий, производственных процессов и современного общества, обучение человека не должно прекращаться в течение всей жизни.

Говорят, что жизненный опыт важнее всех профессий, и во многих отношениях это утверждение верно. Благодаря богатому опыту «дилетант» может решать проблемы легче профессионала без оного.

Потребление йода

Существует известная связь между отсутствием йода у беременных матерей и последующими интеллектуальными проблемами их детей, проявляющимися уже в первые годы жизни. Потребляйте брокколи, вишню, шоколад, используйте йодированную соль.

Не бойтесь сказать «Я не знаю»

Иногда не обидно признавать, что вы что-то не понимаете. Не бойтесь спросить, это лучше притворного понимания проблемы.

Ищите компанию. От друзей и новых знакомых вы можете получить много ценных советов, информации.

Комбинируйте, сочетайте вещи в контекст

Информацию, полученную из разных источников, комбинируйте во взаимный контекст. Интеллект означает не только знание большого количества информации, но и умение использовать ее в нужное время.

Не бойтесь инноваций

Время от времени поменяйте значки на рабочем столе, выберите другой путь на работу – изменение обычных действий поможет уйти от стереотипного мышления.

Достаточный, качественный сон

Потребность во сне индивидуальна. Наполеон спал всего несколько часов в день, кому-то нужно спать 9 часов. Попробуйте выделить для сна разное время после одинаково напряженного дня и оцените самочувствие.

Научитесь молчать

Эта пословица – на вес золота. Подумайте, прежде чем сказать что-нибудь. Если вы промолчите, вас посчитают умным человеком, несмотря на отсутствие осведомленности в конкретной сфере.

Учитесь разговаривать и дискутировать. Это важно в моменты, когда невозможно просто молчать. Важно научиться работать с неизвестной аудиторией.

Будьте активными

Пассивный подход не принесет успеха в жизни. Поэтому интересуйтесь событиями вокруг вас. Интеллект также определяется как увеличение активности мозга.

Мыслите творчески

Благодаря творческому мышлению человек имеет способность передвигаться в нескольких отдельных областях знаний (например, в мире техники, технологий и торговли), мыслить классически и нетрадиционно, взаимно объединяя эти стили.

Способы повышения интеллекта детей

Можно ли развить интеллект ребенка, или это свойство «дано сверху»? Обе возможности действительны. Основа детского ума предопределяется генетически. Однако научные исследования показывают, что все не совсем безнадежно. Хотя врожденные способности – это «отправная точка» для развития мыслительных навыков, способность детей мыслить эффективно и логически может развиваться.

Логические игры

Кроссворды, криптограммы, головоломки, шашки, судоку, шахматы – это способы развлечений и одновременно простой метод повышения интеллекта. Такие игры подходят для учеников начальных и старших классов, т.е., практически, для всех возрастных групп. Игроки должны планировать, строить стратегии, решать сложившиеся ситуации, принимать решения.

Видеоигры

Конечно, речь не идет о бессмысленных «стрелялках», но о стратегических играх. С их помощью дети набираются опыта, тренируют творчество, ищут возможности, планируют, формируют коалиции, учатся групповому сотрудничеству, развивают наблюдение.

Как продемонстрировало исследование, проведенное в Рочестерском Университете Нью-Йорка, игроки видеоигр способны быстрее воспринимать визуальные стимулы в повседневной жизни.

Под интеллектом, как правило, понимается то, что принято называть «ум». Умный человек, интеллектуал, обладает развитым аналитическим мышлением, легко осваивает новые виды деятельности, демонстрирует хорошую память и развитое воображение, умеет управлять своим вниманием и находить эффективные решения для трудностей самого разного характера. Чтобы ваш ребёнок был успешен, легко заводил новые знакомства, уверенно расставлял приоритеты и упорно добивался своей цели, уделяйте внимание развитию его интеллектуальных способностей уже в раннем детстве.

Простые, но эффективные способы развития интеллекта дошкольника

Способ 1: Творите вместе

  • лепите;
  • рисуйте;
  • займитесь оригами;
  • плетите орнаменты из бисера;
  • создавайте простые и сложные аппликации;
  • пойте дуэтом или организуйте семейный ансамбль;
  • делайте оригинальные фигурки из воздушных шариков.

Вы можете выбрать любой приятный для вас вариант совместного досуга, но при этом обеспечить развитие творческого интеллекта ребёнка. Через творчество малыш получает мощный заряд для развития воображения, образного мышления, эмоциональной сферы.

Важно, чтобы творчество было совместным фактически, а не формально. Найдите возможность увлечься процессом. Не обязательно делать занятия ежедневными, но 2-3 часа в неделю на подобное глубокое погружение в совместное созидание можно выделить даже при напряжённом графике.

Способ 2: Читайте вслух

Чтение вслух, когда читает взрослый, а чадо, удобно устроившись рядом, внимательно слушает, вносит в интеллектуальное развитие ребёнка огромнейший вклад:

  • воспитание сопереживания;
  • обогащение словарного запаса;
  • повышение уровня общей эрудиции;
  • поощрение здоровой любознательности;
  • стимулирование мыслительного процесса.


Если ваш ребёнок уже вступил в старший дошкольный возраст (т. е. ему уже исполнилось 5 лет), вы можете подбирать для чтения произведения, интересные и взрослому читателю. Не ограничивайтесь исключительно простыми и увлекательными для ребёнка сюжетами. Расширяйте детский кругозор, обсуждайте с ним прочитанное, фантазируйте на темы «Что было бы, если бы герой поступил иначе» и «Почему герой оказался в такой ситуации».

Вы удивитесь, как быстро при таком подходе ваш кроха будет демонстрировать аналитический ум и способность мыслить критически. Ваш ребёнок станет достойным собеседником, если вы позволите его интеллекту раскрыться.

Способ 3: Настольные игры

  • пазлы;
  • домино;
  • пятнашки;
  • кубик Рубика;
  • конструктор;
  • лабиринты;
  • шахматы;
  • шашки.

Список настольных игр, направленных на развитие интеллектуальных способностей и логического мышления можно продолжать и продолжать. Современным родителям есть из чего выбрать! Детские магазины пестрят красочными упаковками и привлекающими внимание названиями.

Идеально, если вы будете выбирать развивающие настольные игры, ориентируясь на индивидуальные и возрастные особенности ребёнка.

Способ 4: Следите за эмоциональным благополучием ребёнка

Чтобы ваши усилия давали именно те результаты, на которые вы рассчитываете, обратите внимание на то, как ощущает себя ребёнок. Какие эмоции у него доминируют, формируя общий эмоциональный настрой:

  • спокойствие, комфорт;
  • уверенность в своих силах;
  • заинтересованность в занятиях;
  • ощущение себя любимым и желанным.

В старшем дошкольном возрасте ребёнку особенно важно получать образцы здоровых социальных взаимоотношений. Он должен видеть в собственной семье, что значит взаимное уважение и поддержка. Не стесняйтесь говорить ласковые слова, хвалить за успехи и подбадривать, когда что-то не удаётся с первого раза. Избегайте оценочной, негативной лексики. Не допускайте, чтобы ребёнок в 5-6 лет сомневался в своих интеллектуальных способностях.

Каждый ребёнок - потенциальный гений. Раскрыть этот потенциал - задача внимательных, любящих взрослых. Впрочем, не обязательно ставить целью воспитание гения, чтобы понимать, как важно развить интеллект у ребёнка перед школой. Развитый интеллект - это основа для успешности малыша в любых его начинаниях.

Развивайте интеллект ребёнка, получая удовольствие от процесса и испытывая гордость от результатов. Пусть ваше родительство будет наполнено счастьем!

Развитие моторики (прежде всего мелких, «филигранных» движений, в которых задействованы пальчики) как условие развития речи и интеллекта: упражнения, пальчиковые игры

Возраст ребенка от рождения до 2-3 лет можно определить как раннее детство. Ранее эта возрастная категория полностью находилась в ведении медиков, которые отслеживали развитие ребенка, больше заботясь только его физическим состоянием. Тогда считалось, что в раннем детстве не стоит особо уделять внимание умственному, речевому и эмоциональному развитию. Сейчас детскими психологами и педагогами доказана важность раннего возраста. Она заключается в том, что в раннем детстве психика ребенка наиболее восприимчива и чувствительна к всевозможным внешним воздействиям и бурно развивается под их влиянием. Именно в первый год жизни ребенка начинается активное проявление эмоций, интеллекта, формирование двигательных навыков, речи и личности в целом. Именно в первый год жизни ребенка происходит самое бурное развитие всех функций организма. В раннем детстве мозг ребенка невероятно пластичен, что помогает ему все очень быстро запоминать.

В психическом развитии ребенка от рождения до 2—3 лет основное участие принимают органы чувств (зрение, слух, осязание). Ребенок чему-то учится, когда прикасается к предметам, слушает, видит, общается.

Для детей раннего возраста есть множество игрушек и специальных игр, которые способствуют развитию умственных способностей малыша, моторики, а также многих других функций организма. Примером одной из таких игрушек может служить пирамидка, с помощью которой ребенка можно научить классификации предметов по размеру и познакомить с такими понятиями, как «большой — маленький». Также с помощью разноцветных колец пирамидки ребенок учится различать цвета; при пересчете колец пирамидки возможно обучение ребенка счету; при нанизывании колец на штырь пирамидки происходит развитие мелкой моторики.

С пирамидкой может играть 1,5—2-летний малыш. При этом к 2,5—3 годам ребенок уже самостоятельно должен уметь собирать пирамидку с учетом величины ее колец.

Для развития моторики пальцев рук, а также зрительного восприятия можно использовать такую игрушку, как мягкий конструктор. Задача ребенка, который собирает мягкий конструктор, — наиболее правильно соотнести между собой части конструктора, собрав их в единое целое.

Для развития моторики может использоваться и такая игра, как бирюльки. Бирюльки — это мелкие деревянные фигурки. Эта игра подходит для детей 1,5—2-летнего возраста. Играть в нее можно несколькими способами. Приведем пример одного из них: бирюльки высыпаются горкой на ровную поверхность. Игроки берут палочки-крючки и в порядке очередности цепляют фигурки крючками, стараясь при этом не задеть остальные фигурки. Цель игры состоит в том, чтобы растащить фигурки и не дать горке рассыпаться. Если кучка все-таки развалилась, то игра начинается сначала.

Не менее важную роль в развитии моторики оказывает рисование. Для малышей производятся специальные краски для рисования пальчиками. Рисование именно пальчиками развивает мелкую моторику рук, оказывает влияние на развитие интеллекта малыша, дает наиболее сильное восприятие цвета. Кроме того, сам процесс рисования положительно влияет на настроение и поведение малыша, обостряет ощущения и оказывает стимулирующее действие на интеллектуальную деятельность ребенка.

У большинства производителей товаров для детей краски такого плана безвредны и съедобны, но содержат горькое, но совершенно безопасное для организма вещество, чтобы у детей не возникало желания пробовать эти краски на вкус.

Развитие моторики невозможно без использования пальчиковых игр. Всем давно известно, что пальчиковые игры очень полезны. Они улучшают координацию мелких движений, при этом саморазвитие мелкой моторики стимулирует работу речевых центров малыша. Немаловажную роль играет и то, что приговаривают и припевают взрослые во время игр с малышом. Это хорошо запоминается малышом и также оказывает благотворное влияние на развитие речевых функций ребенка.

Улитка

Игра, конечно, не дает точных знаний об улитках, но... от пальчиковых игр это вообще-то и не требуется.

Упражнение 1

Руки малыша находятся на уровне груди: одна ладонь сжата в кулачок, другая ее накрывает, как бы изображая раковину улитки. Одновременно говорим следующий текст:

Улитка-улитка,

Отвори калитку, выходи из дома,

Будем знакомы!

После того как прочитано четверостишье, нужно быстро протолкнуть кулачок ребенка наружу — теперь он не спрятан, а лежит на предплечье другой руки, при этом запястье за кулачком крепко охвачено ладонью другой руки.

Упражнение 2

Помогаем ребенку разжать два пальца кулачка. Улитка получится правдоподобнее, если разжать безымянный и мизинец. Но если малыш разжимает указательный и средний или даже всю ладошку, то не стоит его поправлять и тем более ругать. При этом произносим такое четверостишье:

Улитка-улитка,

Высунь рога —

Дам пирога!

Упражнение 3

«Улитка-улитка, пошли гулять!» — в этом упражнении «улитка» только шевелит рожками, как бы обдумывая предложение. Не нужно долго тянуть время на раздумье «улитки», так как дети, особенно маленькие, очень быстро устают.

Упражнение 4

«Поползли, поползли, поползли» — «улитка» ползет по предплечью, а затем по плечу. Так как «ракушку» улитка за собой тащить не может, то «ракушка» незаметно исчезла.

Упражнение 5

«Ой! Щекотно! Пойду к другой улитке!» — рожки «улитки» щекочут ухо или шею. Затем игра повторяется, но уже с другой рукой.

Капуста

Игра называется «Капуста». Если малышу заранее показать процесс шинкования капусты, то ему будет понятнее. Попутно можно рассказать о том, что капуста — овощ, что есть и другие овощи. Можно указать на то, что капуста круглая, шарообразная, есть еще другие геометрические фигуры — треугольник, квадрат. Можно найти в доме еще что-нибудь похожее на капусту-шар: мячик, арбуз. Таким образом, малыш не только будет развивать мелкую моторику, но и получит множество полезной информации в игровой форме.

Упражнение 1

Ладошки ребенка движутся параллельно друг другу и делают в воздухе рубящее движение:

Мы капусту рубим, рубим.

Упражнение 2

Малыш сжимает пальцы в кулачки и трет ими друг друга:

Мы капусту трем, трем.

Упражнение 3

Ребенок соединяет пальцы обеих рук и «солит» щепоткой:

Мы капусту солим, солим.

Упражнение 4

Затем малыш сжимает и разжимает пальчики:

Мы капусту жмем, жмем.

Для того чтобы игра пошла интереснее, малыша можно привлечь к настоящему процессу засолки капусты: солить, мять.

Рыбка

Упражнение 1

Малыш соединяет ладошки обеих рук и делает плавные движения:

Рыбка в озере живет.

Рыбка в озере плывет.

Упражнение 2

Ребенок разъединяет ладошки и ударяет по коленкам:

Хвостиком ударит вдруг.

Упражнение 3

Ребенок соединяет ладошки у основания и хлопает:

И услышим мы — плюх, плюх.

Зоопарк

Не всегда у взрослых есть время и возможность поиграть с малышом. Научите ребенка простым фигурам из пальчиков (обязательно проговаривайте название пальцев), ему будет интересно играть самому. Можно придумать какие-нибудь рифмованные присказки. Поручите это старшим детям, и они с удовольствием включатся в совместное творчество. Можно найти готовые стихотворения, например, А. Барто или Б. Заходера.

Упражнение «Зайка»

Малыш соединяет пальцы в кулачок, выпрямляет указательный и средний палец в виде буквы V — это ушки «зайчика». Можно ушками помахать, можно поднять или опустить ушко. Вначале предложите ребенку изобразить одного зайчика на правой руке, затем одновременно двух зайчиков. Можно придумать целую сказку, разыграть маленький спектакль.

Упражнение «Уточка»

Ребенок соединяет пальцы в кулачок, вытягивает указательный и большой палец в сторону и соединяет их вместе. Это клювик «уточки». Сверху указательного пальца укладывается средний палец (с первого раза сделать это трудно), а безымянный и мизинец поджимаются внутрь. Вся кисть — голова «уточки».

Упражнение «Ежик»

Ребенок соединяет пальцы обеих рук в замок и растопыривает «иголки»-пальцы.

Божья коровка

Упражнение 1

Ребенок сжимает правую руку в кулачок, левой рукой накрывает его сверху, ладони обеих рук соединены у основания:

Божья коровка — черная головка!

Упражнение 2

Малыш распрямляет кисти рук, не разъединяя основания ладоней, и помахивает пальцами, как крылышками:

Улети на небо, принеси нам хлеба.

Упражнение 3

Ребенок разъединяет руки, поворачивая их, то ладошками, то тыльной стороной:

Черного и белого, только не горелого!

Пекарь

Упражнение 1

Малыш укладывает руки на стол и месит воображаемое тесто (заранее покажите малышу, как это делается, можно дать ему в руки кусок глины или настоящее тесто):

Мешу, мешу тесто,

Есть в печи место.

Упражнение 2

Ребенок поворачивает ладошки и ребрами ладоней стучит по столу по кругу, «лепит» каравай:

Испеку каравай...

Упражнение 3

Ребенок широко открывает ротик:

Только ротик разевай!

Ладошки

Упражнение 1

Ребенок укладывает ладошки на стол и плотно прижимает их к поверхности. Ладошки приклеились.

Упражнение 2

Ладони остаются прижатыми к столу, а малыш шевелит каждым пальцем по очереди, а затем барабанит всеми пальцами одновременно.

Упражнение 3

Малыш «разглаживает» ладошками поверхность стола, не отрывая ладоней.

Белка

Упражнение 1

Малыш сжимает кулачок, распрямляет большой палец и качает им из стороны в сторону. Затем под стихотворные строчки он постепенно разжимает кулак, по очереди дотрагиваясь большим пальцем до указательного, среднего, безымянного и мизинца:

Сидит белка на тележке,

Раздает она орешки:

Лисичке-хитричке,

Воробью, синичке,

Мишке косолапому,

Заиньке усатому.

Упражнение 2

Ребенок размахивает ладонями:

Кому в платок...

Упражнение 3

Малыш накладывает одну ладошку, соединяя у основания, и раздвигает руки (как пасть у крокодила):

Кому в роток...

Упражнение 4

Ребенок складывает ладошки чашечкой:

Кому в лапочку...

Прогулка

Эту игру нужно повторить с малышом много раз, для того что бы пальчики привыкли к нужному положению. Даже если получится не все сразу, продолжайте играть с малышом.

Упражнение 1

Малыш выдвигает перед собой ладошки, выпрямляет пальцы, плотно прижимая их друг к другу:

Засиделись в доме братцы.

Упражнение 2

Ребенок отодвигает мизинец в сторону, на несколько секунд оставляя его в этом положении, и сдвигает его на место:

Решил младший прогуляться...

Упражнение 3

Малыш отодвигает мизинец и безымянный палец в сторону, на несколько секунд задерживает и возвращает на место:

Да скучно ему гулять одному,

Зовет он братца вдвоем прогуляться.

Да скучно им гулять двоим.

Упражнение 4

Ребенок отодвигает в бок три пальчика:

Зовут они братца

Втроем прогуляться.

Упражнение 5

Малыш соединяет пальцы в щепотку, затем сжимает в кулачок:

Грустно старшим сидеть в избе.

Зовут они братцев домой к себе.

Конечно, для младенцев не подойдут все вышеописанные игры и игрушки. Развитие мелкой моторики у грудных детей можно начинать с пальчиковой гимнастики, воздействуя тем самым на активные точки, которые, в свою очередь, оказывают влияние на кору головного мозга. Основу пальчиковой гимнастики составляет массаж пальчиков рук и ладошки в целом. В первый месяц жизни ребенка его ручки сжаты в кулачки. В течение последующих 6 месяцев малыш учится раскрывать кулачок и сжимать его, с интересом подолгу рассматривает свои ручки, может держать игрушку одной ручкой, трясти ее или перекладывать из одной руки в другую. В возрасте от 6 месяцев до года малыш все более оттачивает и совершенствует приобретенные им навыки. Если сначала он захватывал игрушку всей ладошкой, то теперь старается взять ее двумя пальцами и пытается показывать указательным пальцем на игрушки или другие окружающие предметы. Для малыша очень важны кажущиеся взрослому ненужными и глупыми такие детские игры, как «Ладушки» или «Гуси-гуси, га-га-га...» Если малыш еще не научился лепетать, но уже умеет бойко стучать ладошками, услышав знакомый ритм, он старательно повторяет окончания слов, заливается звонким смехом. Если на первых порах, когда взрослые только начинают показывать малышу незамысловатые движения «Ладушек», малыш не может попасть ладошкой, то чем больше родители уделяют времени этому занятию, тем заметнее результат: ребенок все чаще попадает ладошкой о ладошку. Именно с помощью «Ладушек» развивается координация, моторика пальцев, и они очень полезны для развития мышления и речи. Помимо всех упомянутых навыков, эти забавы еще формируют чувство ритма и даже музыкальный слух.

Предлагаем родителям несколько упражнений пальчиковой гимнастики, из которых они смогут выбрать те, которые подходят малышу по возрасту.

1. Ребенок соединяет ладони перед собой, левую ладонь поднимает вверх, проглаживает, как утюжком, правую, захватывает пальцы правой ладони и плотно сжимает их. Затем упражнение повторяется с правой ладонью (рис. 1).

2. Малыш плотно сжимает пальцы обеих рук в кулачки и резко разжимает их, разводя пальцы в сторону (рис. 2).

3. Ребенок прижимает ладони к поверхности стола и барабанит пальчиками, как на пианино. Затем малыш отдельно каждым пальчиком стучит по столу 5—6 раз, не отрывая ладоней от поверхности (рис. 3).

4. Малыш сжимает пальцы в кулаки и делает вращательные движения кистями по часовой стрелке (4 — 5 раз) и против часовой стрелки (4—5 раз). Затем кулачки разжимаются, и ребенок встряхивает кистями (рис. 4).

5. Ребенок соединяет большой и указательный пальцы правой руки в кольцо (знак о,кей), затем резко разъединяет пальцы, после чего соединяет большой и средний пальцы в кольцо и резко разъединяет. Это упражнение проводится со всеми пальцами правой и левой ладони. В конце упражнения ребенок встряхивает кистями (рис. 5).

6. Малыш соединяет большой, средний и безымянный пальцы в кольцо. Мизинец и указательный пальцы остаются прямыми (своеобразная коза). Пальцы распрямляются, затем в кольцо соединяются большой, безымянный и мизинец, среднии и указательный — прямые. Упражнение можно выполнять как по очереди на одной и второй руке, так и одновременно на обеих руках. В конце упражнения ребенок встряхивает ладошками (рис. 6).

7. Малыш массирует (это может сделать и взрослый) круговыми движениями от ногтя к ладони пальчики правой, затем левой руки (рис. 7).

Кроме традиционных пальчиковых игр и упражнений, мелкую моторику рук можно развивать по-другому. Приведем несколько примеров игр на развитие мелкой моторики с учетом возраста ребенка. Как уже отмечалось, именно в первый год жизни ребенка его умение совершать мелкие движения пальцами играет важную роль в психическом здоровье, поэтому очень важно, чтобы ручки малыша своевременно развивались. А этому способствуют следующие игры.

Игра «Пушистая, шершавая, мягкая»

Эта игра подходит детям со второй недели жизни. Она развивает представление ребенка о различных фактурах или свойствах некоторых предметов. Это представление дается малышу с помощью прикосновений ручками к различным вещам.

Для игры понадобится перчатка с нашитыми на каждом пальце кусочками различной материи. Можно использовать шерстяной, шелковый или вельветовый лоскутки, а также мех. Помимо кусочков ткани, на перчатку можно нашить крупные пуговицы.

Чтобы малыш мог более полноценно ощутить разницу, нужно обрезать кончики пальцев у перчатки. Тогда ребенок сможет понять разницу между различными видами фактур и кожей пальцев.

Руку с надетой перчаткой пододвигают близко к ребенку, чтобы тот мог потрогать ее. Кусочки ткани и пуговицы должны быть очень крепко пришиты, чтобы ребенок не мог их оторвать.

Каждое прикосновение к перчатке должно комментироваться взрослым. Например, мех мягкий, шерсть шершавая, пуговица гладкая.

Игра может проводиться вплоть до 7 месяцев. Можно по мере взросления ребенка немного видоизменять перчатку: пришить другой материал, пуговицы более мелкого размера и т. Д.

Начиная с седьмого месяца жизни, малыш овладевает новыми движениями рук, он осознает, что у него две руки, и старается пользоваться ими, извлекая из этого максимальную пользу для себя. Для игр с малышом в этом возрасте хорошо подойдут кубики, игрушки с мягкой набивкой, очень мягкие мячи.

Ребенок продолжает все тянуть в рот, поэтому игрушки не должны быть маленькими, чтобы малыш не мог их проглотить.

Игра «Давай потрогаем»

Эта игра способствует развитию мелкой моторики рук, умению различать окружающие предметы. Все, что необходимо для этой игры, — это предметы домашней обстановки с различными поверхностями.

Нужно взять малыша на руки и пройтись с ним по комнате. Во время этой, так сказать, прогулки, нужно знакомить малыша с вещами, которые находятся в доме, и, что очень важно, давать малышу их трогать, различать на ощупь. В то время, пока малыш исследует очередной предмет, нужно называть этот предмет и его фактуру. Например, холодильник — холодный, пол — твердый, стол — гладкий и т. д.

Развитие мелкой моторики рук ребенка в возрасте от года до 2 лет включает в себя обучение малыша отвинчивать крышки, нанизывать предметы на веревочку, наливать воду в емкость, разрывать бумагу и т. д. Нужно в этот возрастной период учить малыша простейшим навыкам самообслуживания, таким как снимать колготки, носочки, пользоваться ложкой и вилкой. В этом возрасте у ребенка должны быть такие игрушки, которые можно было бы раскручивать на детали. Для развития моторики обязательно среди игрушек малыша должны быть простейший конструктор и пирамидки.

Игра «Прищепки в корзинке»

Эта игра помогает развитию мелкой моторики трех основных пальцев рук: большого, указательного и среднего. Прежде чем приступать к игре, следует обязательно показать ребенку, что и как нужно делать.

Для игры потребуется небольшая корзинка или картонная коробка и несколько разноцветных прищепок.

Прищепки высыпаются в коробку. Малышу предлагается вытаскивать по одной прищепке и, взяв ее тремя пальцами, прищеплять за края коробки. Для ребенка более старшего возраста игру можно усложнить, предложив прикреплять прищепки в определенной цветовой последовательности. Можно дать малышу круглую картонку, и тогда прищепки станут лепестками цветочка. А если малышу показать образец, затем убрать его и попросить повторить последовательность лепестков-прищепок по цветам, игра будет способствовать не только тренировке пальцев, но и памяти.

Игра «Собери в волшебную коробочку»

Напоминаем еще раз, что с мелкими предметами нужно играть только под присмотром взрослых, чтобы они не оказались во рту у малыша. Для игры нужно смастерить «волшебную» коробку. Подойдет любая картонная коробка (шляпная, обувная), которую можно обклеить фольгой, цветной бумагой или раскрасить во все цвета радуги.

В стенках коробки прорезываются разные по размеру и форме отверстия. Понадобятся также различные мелкие предметы. Для безопасности можно подобрать съедобные объекты (изюм, фигурные макароны, мелкое фигурное печенье, хлопья, мармеладные фигурки). Мелкие предметы высыпаются на поверхность стола (в случае если они съедобные) или на пол. Лучше всего высыпать их на лист ватмана, что бы удобнее было собирать всю эту мелочь после завершения игры. Малыш рассматривает предметы и сортирует по размерам отверстий, его задача — собрать все предметы и растолкать по нужным отверстиям. Если взять коробку побольше, то предметы можно подобрать большего размера: малышу будет удобнее их собирать и играть с такими предметами неопасно. Можно использовать катушки разных цветов, прищепки, маленькие мячики для пинг-понга, коробочки и флаконы из-под духов, фломастеры, конфеты. Вместо картонной коробки можно использовать пластиковую упаковку из-под торта, тогда малышу будет видно, что внутри, игра станет гораздо интереснее.

Игра «Что внутри?»

Для игры понадобится плотный мешочек подходящего размера. Внутрь прячется предмет, хорошо знакомый малышу. Ребенок через ткань должен определить, что находится внутри.

Игра «Спрячем секретик»

Для игры понадобится картонная коробка, на дно которой высыпается чистый песок или рис. В него закапывается какой-нибудь мелкий предмет. Малыш, перебирая песок (рис или манку), пальчиками должен найти «секретик». Если в рис (манку) закопать конфетку, орешек или печенье, «секретик» можно съесть.

Игра «Все по домикам»

Для игры понадобится коробка из-под конфет с пластиковой вставкой — ячейками для конфет, разноцветные пуговицы всевозможных форм и размеров. Пуговицы высыпаются на поверхность стола, и малыш укладывает их в ячейки. Для самых маленьких подойдет простое задание: уложить пуговицы в ячейки произвольно. Для детей постарше можно усложнить задачу, вложив в ячейки разноцветные картонные кружочки. Например, ряд красных, ряд синих, ряд желтых, ряд белых. Малыш должен укладывать пуговицы в ячейки согласно цветному кружочку. Вместо пуговиц можно использовать грецкие орехи, завернутые в разноцветную бумагу (орех сложнее затащить в рот и незаметно проглотить). Если для игры используются пуговицы разных форм, можно уложить в начало каждого ряда ячейки по образцу (ряд треугольных, ряд круглых, ряд квадратных) и предложить ребенку разложить пуговицы по заданному образцу. Из разноцветных пуговиц можно выложить узор по образцу, а можно дать волю воображению ребенка.

Игра «Фасолинки внутри»

Для игры понадобится несколько старых ручек или фломастеров с прозрачным корпусом. Заранее необходимо вытащить стержень или сердцевину из них. Малыш должен заполнить корпус ручки или фломастера разноцветными мелкими фасолинками (цветными фигурными макаронами) по заданному шаблону. Например, красная, черная, белая фасолинка или две красные три белые и т. д. Если закрыть корпус колпачком, то получится музыкальный инструмент или погремушка, с которой малыш будет играть с большим удовольствием.

Игра «Рыбалка»

Для игры понадобятся небольшие предметы с дырочками (это «рыбки»), длинный карандаш или деревянная палочка (в качестве удочки), коробка. Игрушки раскладываются на столе или на полу, малыш берет в руки палочку и с ее помощью цепляет (ловит) игрушки. Каждую игрушку ребенок перекладывает в коробку, не дотрагиваясь рукой. Вместо игрушек можно использовать кольца от пирамидки.

Игра «Мозаика из подручных средств»

Для игры понадобятся мелкие камешки (можно с морского или речного берега), мелкие шишечки, фасолинки, засушенные цветы, рис, фигурные макаронные изделия, различные семена. Малыш выкладывает из этого подручного материала свой узор, можно воспользоваться трафаретом, созданным взрослыми. Можно начать с каких-нибудь простых рисунков, таких как солнышко, мячик, божья коровка, домик, грузовичок. Если по плотному картону или деревянной дощечке раскатать пластилин, то мозаику можно укладывать на него. Такую картинку можно даже повесить на стенку или подарить друзьям. Можно кусок картона густо смазать жидким канцелярским клеем и сверху ссыпать на нее семена и зернышки (проклеивать нужно по заранее нанесенному контуру).

Игра «Скатаем коврик»

Хорошим тренингом для детских пальчиков служит совсем несложное упражнение — скатывание и раскатывание чего-ни- будь в рулон. Для этой игры понадобится небольшой коврик или кусок плотной ткани шириной 50—60 см. и длиной 1—1,5 м (смотрите что бы малышу было удобно). Игра состоит в том, что ребенок должен скатать и раскатать коврик в рулон. Затем в середину коврика можно положить какой-нибудь предмет и снова закатать и раскатать коврик. Эту игру с пола можно перенести за стол, если скатывать не большую ткань, а носовой платок или лист бумаги.

«Игрушка с наполнителем»

В продаже сейчас имеется большое количество специальных мягких игрушек с различными наполнителями для развития мелкой моторики. Малыш массирует свои пальчики, разминая в них игрушку, которую можно сшить своими руками. Вместо игрушки можно сшить несколько мешочков из плотной ткани и наполнить их различным материалом: горохом, фасолью, камешками, бусинами, пуговицами, любой крупой. Главное, чтобы мешочки были хорошо зашиты.

Наиболее важную роль в программе подготовки детей старшего дошкольного возраста играет их творческое и интеллектуальное воспитание. Дошкольный возраст – это наиболее благодатное время для формирования и воспитания эстетической и целеустремленной личности. Необходимые базовые знания, заложенные родителями в раннем возрасте, окажут неоспоримую поддержку и в процессе обучения, и в дальнейшей жизни. Исходя из этого, каждый родитель должен четко понимать серьезность роли умственного развития в жизни крохи, и не перекладывать его полностью на учителей и педагогов.

Интеллект – это одно из первостепенных качеств человеческой психики, его становление начинается еще в младенческом возрасте. На формировании характера ребенка отражается каждое новое услышанное слово, полученное ощущение, увиденное явление.

Творческие способности – это индивидуальные черты, присущие каждой личности и влияющие на качество выполнения любых творческих заданий.

Программа формирования творческих способностей

В каждом новорожденном заложен неплохой художественный потенциал, особенности дальнейшего усовершенствования которого ложатся на плечи родителям и воспитателям детских садов. Дошкольный возраст, это самый лучший период для воспитания в детях развитой эстетической личности, а также умения видеть и ценить красоту окружающего мира.

Эстетические способности человека определяются целым рядом его особенностей и навыков.

Опираясь на вышеизложенное, можно сделать заключение, что для формирования творческих способностей в первую очередь необходимо развивать у ребенка воображение, креативное мышление и художественный потенциал.

Методы и средства для быстрого и максимального раскрытия творческих возможностей, заключают в себе определенные условия и программы, следуя которым дети и родители смогут легко достигнуть положительных результатов.

  • Физические занятия с малышом играют важную роль в его развитии, и начинать их необходимо с первых месяцев его жизни.
  • Окружайте ребенка игрушками, немного опережающими его потребности. Их конструктивные особенности будут подталкивать кроху к быстрому становлению креативного мышления и воображения.
  • Предоставьте чаду свободу в выборе видов деятельности. Не навязывайте ему свое мнение, пусть он сам определится какое занятие приходится ему по душе.
  • Во время выполнения обучающей программы оказывайте сыну или дочке посильную, но не чрезмерную помощь, и не подсказывайте им в тех случаях, когда они в состоянии сами додуматься до верного решения.

В семье и детском образовательном учреждении должна сохраняться теплая и дружеская атмосфера. Родители и педагоги должны всячески побуждать детей к занятиям творчеством, поощрять их за это и утешать в случае неудач.

Особенности интеллектуального развития

Умственное развитие дошкольника можно условно разделить на несколько этапов, соответствующих возрасту ребенка. Главный период в формировании интеллекта у крохи начинается в первые месяцы его жизни, и обусловлен изучением окружающего мира и получением новых эмоций и знаний. Уже в это время у чада закладываются зачатки аналитического мышления и накапливается первый приобретенный опыт. Чем больше опыта наберется кроха в начале своего жизненного пути, тем активнее будет его эстетическое развитие и воспитание.

Следующий этап интеллектуального становления выпадает на более осознанный возраст ребенка. Двухгодовалый малыш с интересом наблюдает за происходящим вокруг себя и с удовольствием применяет приобретенный ранее опыт, для достижения новых целей. В этот период кроха много экспериментирует, он активен и любознателен, а задача и роль родителей всеми возможными средствами поощрять его стремления и особенности.

Третий период развития умственных способностей проходит в непростых условиях первого возрастного кризиса 3-х лет. На данном этапе развитие ребенка идет семимильными шагами, он познает окружающий мир, учится сопоставлять увиденное и услышанное с накопленными ранее знаниями, и даже способен делать свои первые самостоятельные выводы. Он очень любознателен и постоянно задает взрослым различные вопросы, которые ни в коем случае нельзя оставлять без ответа. Первостепенная миссия родителей и педагогов удовлетворять и вознаграждать всяческие проявления детской любознательности.

Для детей старшего дошкольного возраста характерен четвертый период, который отличается не только формированием интеллекта у ребенка, но и развитием его коммуникативных особенностей.

Методы и средства воспитания интеллектуальных способностей

Особенности любых занятий для дошкольников и старшего, и младшего возраста, это их проведение в форме игры. В этом случае усвоение программы проходит гораздо легче и быстрее, дети меньше устают и более продолжительное время не теряют интереса к занятиям.

Задача родителей обеспечить кроху необходимыми игрушками, книжками, раскрасками и прочими наглядными пособиями. С самого раннего детства необходимо покупать ему не просто яркие и красивые безделушки, а приобретать те, которые помимо развлекательной будут играть еще и развивающую роль. Для этих целей отлично подходят всевозможные пирамидки, рамки-вкладыши, различные сортеры, волшебные сферы, конструкторы и музыкальные игрушки.

Хорошо влияют на интеллектуальное развитие дошкольников старшего возраста разнообразные ролевые игры и занятия, особенно если тема и план игровой программы будут придуманы самим малышом.

В возрасте 3 – 4 лет отличным обучающим развлечением для крохи станут кукольные спектакли, участие в которых принимает, и он сам, и другие члены семьи. Сюжеты развлекательных программ и постановок могут быть самыми разнообразными, но непременно должны включать в себя нравственную и поучительную составляющую.

Прекрасное содействие в воспитании интеллектуальной личности оказывают загадки, развивающие память и умение мыслить логически. А для развития внимательности и умения красиво излагать свои мысли, хорошую роль сыграет совместное чтение сказок и стихов.

Ведение диалогов с сыном или дочкой играет не последнюю роль в формировании интеллекта, логики и креативного мышления. Отвечайте на их вопросы, объясняйте почему надо сделать именно так, а не иначе, заставляйте анализировать услышанное и увиденное, размышлять и делать выводы.

Положительное влияние на эстетическое и интеллектуальное развитие детей дошкольного возраста оказывает музыка, физкультура, изучение иностранных языков.

Одну из ведущих ролей в воспитании художественных и интеллектуальных способностей детей играет совместное творчество. Не экономьте средства при покупке материала и различных наборов, для таких занятий идеально подойдет тесто для лепки, всевозможные раскраски и аппликации, кинетический песок, краски и многое другое. Если с первого раза вам не удалось заинтересовать своего ребенка, возьмите инициативу на себя, покажите ему, какие замечательные произведения он может создать собственноручно, проявив немного фантазии и воображения.

Роль игр и занятий в формировании интеллектуальных и творческих способностей

В настоящее время в сфере дошкольного образования существует большое количество методик и программ, направленных на эстетическое воспитание детей. Но одной из важных составляющих художественного и интеллектуального воспитания является игра. Начиная занятия с малышом достаточно повторять два-три упражнения, тогда кроха не запутается в правилах, а ваши уроки дадут быстрый положительный результат.

  • Назовите любой предмет и предложите вашему чаду придумать к этому слову хорошие и плохие ассоциации. Например, «зима», хорошие ассоциации – снег, Новый Год, санки, лыжи, плохие – скользко, можно упасть, холодно.
  • Завяжите крохе глаза и дайте ему в руки любой знакомый предмет, с помощью тактильных ощущений он должен догадаться, что держит и рассказать на память как выглядит этот предмет, и перечислить его особенности и характеристики.
  • Даже совсем небольшим деткам будут весьма интересны занятия лепкой. Купите специальные наборы «Теста для лепки» включающие всевозможные формочки, стеки и доски. Разрешите малышу фантазировать и творить, немного помогая ему в этом.
  • Нарисуйте на листе бумаги геометрические фигуры и предложите ему проявить фантазию и превратить их во что-то совершенно новое, дорисовав и раскрасив на свое усмотрение.
  • Во время прогулки предложите сыну или дочке поиграть, придумывая противоположности к загаданным вами словам. Например, «сладкий» — «кислый», «сухой» — «мокрый».

Заинтересуйте ребенка различными игровыми программами с использование дидактического материала: карточек, лото, детского домино, мозаики.

  • Покажите малышу картинку с изображением нескольких различных предметов, один из которых повторяется два раза. Задача ребенка отыскать два одинаковых.
  • Предложите ему карточку, на которой изображено нескольких предметов, 4-5 из которых одинаковые, а один существенно отличается. Предложите найти его.
  • Изобразите на картинке дом без окон или дверей, велосипед без колес, или дерево без листьев, предложите чаду найти недостающие детали и дорисовать их самостоятельно.
  • Разложите на столе несколько предметов и предложите малышу запомнить их расположение, затем он отворачивается, а вы, тем временем, либо убираете одну из них, либо добавляете, либо меняете игрушки местами. Повернувшись, он должен догадаться какие изменения произошли на столе.

Воспитывая ребенка, необходимо уделять внимание не только физическому или умственному развитию, но и воспитывать в нем разностороннюю личность. И пусть из него не выйдет великого художника или музыканта, зато со временем он превратится в гармонично развитого человека, способного найти творческий подход к любой жизненной ситуации.

Развитие интеллекта ребенка напрямую зависит от его памяти, поэтому память необходимо тренировать и с этим хорошо справится стихи, рассказы, сказки, картинки и прочее.

Память ребенка очень необычная вещь, она может работать на полную до 7 лет. Это связано с тем, что мозг у ребенка очень пластичен и способен очень многое запоминать в дошкольном в возрасте. Поэтому очень важно развивать ребенка, тем самым помогая ему узнавать больше нового и полезного.

Есть несколько упражнений, которые способны не только развить интеллект ребенка, но и память. И лучше всего превратить эти упражнения в увлекательную игру, которая вызовет большой интерес у ребенка.

Для того чтоб ребенок полюбил книги, родители должны заранее позаботиться о детской библиотеке у себя дома. Необходимо приобрести много ярких иллюстрированных книг и читать малышу их с самого раннего возраста. Пусть он пока их не очень понимает, но он слышит интонацию голоса, рассматривает яркие картинки, потихоньку привыкая к книгам и к чтению.

Для того чтоб начать упражнения с книгами, необходимо взять книгу наугад, и прочитать первые слова в каждой строчке. Затем попросить ребенка вспомнить эти слова. Начинать можно с пяти слов, постепенно увеличивая их количество.

Цепочка слов

Для этого необходимо сесть перед ребенком и назвать ему десять случайных слов, которые совершенно несвязаны друг с другом. Лучше всего если эти слова будут хорошо знакомы ребенку. Например: телефон, мультики, кукла, чашка, дом, кошка, качели, магазин, озеро, диван. Затем необходимо попросить ребенка повторить эти слова, если у него не получится, то количество слов в цепочке необходимо сократить до пяти. Когда он с легкостью будет справляться с цепочкой слов, можно усложнить задание, попросить назвать слова в обратном порядке. Разбавить слова можно числами, только числа не должны быть большими, и малыш должен быть с ними знаком.

Парные ассоциации

Необходимо придумать для ребенка парные слова ассоциации (озеро – вода, курица – яйцо, небо – облако и прочее). Ребенок должен их запомнить, для лучшего эффекта, слова можно повторить несколько раз. Затем необходимо назвать только одно слова, чтоб ребенок сказал самостоятельно второе слово.

Такая игра поможет ребенку создавать ассоциации, придумывая с чем можно сравнить определенное слово, которое необходимо запомнить. Придумывать ассоциации, один из самых действенных и эффективных метилов для того чтоб развить память.

Развитие зрительной памяти

Для ребенка очень важна зрительная память, потому что в возрасте 6-7 лет ему необходимо идти в школу, где большинство информации в процессе обучения ребенок воспринимает глазами. Поэтому родителям необходимо заранее заняться тренировкой зрительной памяти, наблюдательности и внимания.

Для начала родителям необходимо знать, как у ребенка развита зрительная память. Хорошо ли он запоминает лица людей, дорогу, когда с ним идут в незнакомое место. Может ли ребенок рассказать из чего состоит его комната и что в ней находится и где стоит. Может ли он по памяти описать какой-либо предмет, в деталях рассказать о нем и о его цветах.

Даже если ребенок со всем этим справляется легко, не прилагая особых усилий, все равно необходимо заняться развитием зрительной памяти, чем она острее, тем легче ребенку будет даваться учебный материал в школе.

Некоторые детки обладают хорошей фотографической памятью с рождения. Только лишь взглянув на картинку они с легкостью могут в мельчайших деталях рассказать, что на ней изображено. Фотографическую память у ребенка можно и развить и чем раньше родители этим займутся, тем лучше и быстрее будет результат у их ребенка.

Воображаемая картина

Необходимо посадить ребенка и поставить перед ним определенный предмет, например, какую-нибудь игрушку. Пусть малыш внимательно на неё посмотрит в течении 20-30 секунд, затем закроет глаза и попробует представить эту игрушку в подсознании. С первого раза у ребенка может не получиться представить картинку с игрушкой. Для этого пусть он опять откроет глаза и посмотрит на игрушку. Для того чтоб это упражнение у ребенка получалось все лучше и лучше потребуется время, ежедневные тренировки помогут малышу четко видеть картинку. Для того чтоб ребенку было интересно желать это упражнение, можно придумать сказку про то что сыщики постоянно используют этот метод, и он помогает им раскрыть преступления.

Взрослым так же полезно вместе с малышом тренировать зрительную память.

Рисунок по памяти

Рисунок по памяти - это продолжение предыдущего метода, только после того как ребенок нарисовал у себя в голове изображение, необходимо убрать игрушку и попросить ребенка изобразить на бумаге то что он увидел у себя в голове. Если рисунок получится не очень похожим это не важно, родителей должны интересовать не схожесть игрушки с оригиналом, а точность деталей, таких как цвет, понимание размеров и другое. Если ребенок не хочет рисовать, то можно попросить его рассказать словами о картинке что находится у него в голове, чтоб он как можно детальней описал предмет.

Словесный портрет

Необходимо попросить малыша вспомнить лица близких ему людей, с которыми он часто бывал в контакте. Пускай он постарается описать их лица, или хотя б детали лица (цвет волос, глаз, форму лица). Если у него это не получится, то можно перед ним разложить фотографии чтоб он внимательно на них посмотрел и запомнил детали лица каждого человека. Вначале пусть он запоминает только некоторые детали, а уже со временем все лицо. Это ему поможет в будущем хорошо запоминать лица людей, с которыми ему придется учится и работать.

У девочек, запоминать лица получается гораздо лучше, потому что они внимательней к деталям внешности человека.

Соревнования в наблюдательности

Для этой увлекательной игры необходимо взять пять разных предметов и накрыть их полотенцем или другой тканью, затем на 10 секунд убрать полотенце чтоб малыш мог запомнить предметы, затем снова накрыть. Потом необходимо попросить малыша назвать предметы, которые он видел и как можно точнее описать их. Со временем количество предметов можно увеличивать. Играть можно с несколькими участниками, для того чтоб они соревновались в своей наблюдательности. Такая игра хорошо подойдет для детей в дороге, в очереди к врачу, в гостях.

Так же можно вместо предметов использовать различные карточки с рисунками, игральные карты, костяшки домино. И чтоб он по памяти рассказал, что было изображено или сколько знаков он увидел.

Речевой слух

К четырем годам у ребенка полностью сформировывается слух. Он уже умеет вслушиваться в чужую или свою речь, выделять при этом звуки в слогах. Понимает где находится та или иная буква (где стоит буква Ш в слове коШка, в начале, середине или конце?), без труда из звуков может составить слово.

Родители должны уделять большое внимание речевому развитию ребенка, особенно это касается тех деток, которые не способны в 4 года определять звуки в словах, и у которых имеются нарушения речи.

Стоит обратиться к логопеду, если у малыша имеются нарушения:

— Малыш заменяет звуки в речи, такие как о – у, ц – ч – щ, р – л, й – ль, парных согласных – глухих и звонких, свистящих и шипящих.

— Ребенок пропускает буквы в словах или заменяет её похожей по звучанию.

— В возрасте 5 лет ребенок не говорит букву Р.

— Ребенок допускает очень большие оговорки в предложениях, при этом в некоторых буквах сильно запинается.

Баланс и развитие интеллекта ребенка

Не нужна стремится учить ребенка чтению, письму, счету, иностранным языкам слишком рано. За все эти занятия отвечает левое полушарие ребенка, у детей в возрасте до 7 лет больше должно доминировать правое полушарие, так как оно отвечает за мышление, эмоции и воображение. Если ребенка совсем в младшем возрасте начинать активно развивать, это может привести только к плохим последствиям.

Родителям важно обеспечить гармоничное развитие своего малыша, поэтому не стоит учить его читать в возрасте 4 лет, ведь глазки малыша ещё не способны к такой зрительной нагрузки. И в столь раннем возрасте читать сказку для ребенка очень большой труд, что он не в состоянии понять смысл прочитанного. Лучше если чтением займутся родители, а ребенок у себя в голове представит сказку.

Что еще почитать