Ребенок боится оставаться один 5 лет. Ребенок боится оставаться один дома

Причины, почему ребенок боится остаться один

Специалисты утверждают, что часто фактором развития данного вида детских страхов являются сами родители. Например, родители смотрят кинофильмы, новости или передачи, которые рассказывают об убийствах, грабежах, бандитах и монстрах, которые пробираются в дома и нападают на людей. И все это могут увидеть дети. Часто в разговоре с другими взрослыми родители могут обсуждать какие-то неприятные события, например, как кого-то покусала собака, вор влез в чужой дом и при этом не замечая, что ребенок, который даже занят своими делами, все это слышит. Отсюда у детей и возникает страх, что если они останутся дома одни, с ними непременно что-то случится плохое.

По мнению детских психологов, в основе страха ребенка оставаться дома одному лежит его низкая самооценка. Когда родители рядом, ребенок чувствует себя более защищенно и в большей безопасности. Близость родителей для него является лучшим укрытием, чем даже самая прочная дверь с множеством замков. Разрыв подобной родительской защиты вызывает у ребенка тревогу, чувство незащищенности и одиночества. Малыш начинает думать, что он не нужен родителям и что его могут бросить в любой момент. А если у ребенка слишком развита фантазия, то этот страх может носить особо тяжелый характер.

Подобные детские страхи широко отражены в детском фольклоре. Существует множество страшных историй, которые передаются устно из поколения в поколение. Особую популярность данные истории приобретают у детишек 7-12 лет. Что удивительно, что именно в этом, достаточно уже взрослом возрасте, страх оставаться дома одному встречается чаще всего.

Как справиться со страхом ребенка оставаться одному

Страхи у детей могут быть очень стойкими, но правильная тактика и терпеливость родителей помогут быстро достичь желаемого результата. Для начала родители должны вести себя последовательно. Ни в коем случае нельзя ругать ребенка, обвинять его в трусости и ставить условия. Главным условием эффективной борьбы с детским страхом – любящая семья, то есть ни минуты ребенок не должен чувствовать, что его не любят.

Также психологи родителям дают следующие советы:

  • Перед уходом малышу обязательно следует рассказать, куда вы собираетесь идти, зачем и когда вернетесь. Однако о возможном опоздании непременно нужно упомянуть и назначить время для звонка на мобильный или домашний телефон. Помните, что дети внимательно следят за временем.
  • Если вы решили куда-то отлучиться, не стоит говорить ребенку, что вы можете еще передумать. Такая надежда может усугубить страх малыша. Поэтому следует быть ласковым, но твердым в решении и поведении.
  • Запрещено заставлять ребенка в ваше отсутствие ложиться спать. Лучше включить ему детский фильм или мультфильм, оставить книгу или интересное занятие. Это поможет ему отвлечься от своего страха и время вашего отсутствия пролетит для него быстрее.
  • Категорически запрещено стыдить и высмеивать ребенка – это может усилить его страх и привести к развитию других психологических проблем.
  • Не говорите и не выказывайте озабоченность данной проблемой с родственниками и знакомыми в присутствии ребенка. Дети часто эмоциональны и чувствительны, такие разговоры могут привести к тому, что ребенок решит, что тяжело болен.
  • Возвращаясь домой, приносите малышу какое-то небольшое угощение или подарочек. Такое приятное «событие» поможет ребенку понять, что о нем не забывают.
  • Родители ни в коем случае не должны потакать детским страхам.
  • Запрещайте детям смотреть фильмы со сценами насилия, передачи о катастрофах и авариях, играть в жестокие компьютерные игры. Эмоциональный ребенок склонен примерять подобные ситуации к своей семье.

Если вы будете уделять ребенку достаточно времени, будете внимательны и осторожны по отношению к его проблеме, то со страхом справитесь довольно легко

Вам кажется странным, что самостоятельный довольно взрослый ребенок боится оставаться один дома?

Детские страхи – обычное явление. И совсем не обязательно отпрыск, который боится оставаться без родителей, несамостоятельный или капризный.

У каждого страха есть своя причина, и только разобравшись в ней, можно успокоить ребенка и внушить, что дома он – в полной безопасности, и с ним ничего не случится.

Причины страха

Вина родителей может быть основной причиной, почему ребенок боится оставаться дома один. Мы часто пугаем своих детей , не осознавая последствий происходящего. Даже сказанное вскользь «не будешь кушать – придет Баба Яга и съест тебя» отпечатывается в памяти отпрыска. И теперь он, оставшись один, будет думать, что домой действительно может прийти Баба Яга или серый волк, норовящий «укусить за бочок». Фантазия и образное мышление у наших чад развиваются почти со скоростью света, так что будьте внимательны к своим словам.

Боязнь за жизнь и здоровье мамы с папой тоже может стать причиной такого страха. Сын или дочка переживают, если вы не звоните им каждые 5 минут и не сообщаете, что живы-здоровы. Можно понять и родителей: они решили провести вечер вдвоем, а приходится отчитываться чаду и успокаивать его, что все в порядке, но о чувствах ребенка забывать тоже не стоит.

Стрессовая ситуация в школе или во дворе с друзьями может повлечь боязнь оставаться одному. Даже очередной новостной сюжет по телевизору об ограблении или пожаре нанесет удар по психике и чувству безопасности ребенка. Поэтому постарайтесь оградить свое чадо от негативной информации или объясните, как можно решить экстренную ситуацию.

Как узнать причину

Выясняйте психологическое состояние ребенка в форме игры. Лучший способ выявить детские страхи – это рисование, лепка из пластилина или другие интерактивные игры. Здесь важно не мешать ребенку : попросите его нарисовать свой страх или изобразить ситуацию, которая его пугает. Но ни в коем случае не вмешивайтесь в процесс, не подсказывайте, каким должен быть тот или иной предмет. Пусть он проиграет все ситуации самостоятельно, игрушки могут изобразить ситуацию в ролях.

Конечно, самый простой и быстрый вариант найти причину страха и избавиться от нее – обратиться к профессионалу, детскому психологу . Но это стоит делать лишь в том случае, если самостоятельно вы не можете справиться с этой проблемой.

Избавляемся от страха

1. Уходя из дома, всегда говорите ребенку, куда и зачем вы идете , а также, во сколько вернетесь. Предупредите, что можете опоздать и назначьте конкретное время для телефонного звонка. Обязательно выполните обещанное: ребенок будет следить за временем.

2. Во время своего отсутствия предоставьте отпрыску возможность интересной игры , или купите ему увлекательную книгу. Так он сможет с пользой и весельем скоротать время вашего отсутствия.

3. Не нужно говорить о его страхах с другими людьми , не обсуждайте это по телефону и не акцентируйте внимание при обычном общении в семье. Чувствительный и эмоциональный ребенок может решить, что он тяжело болен.

4. Возвращаясь домой, захватите угощение или маленький подарок для своего чада. Так у него не будет ощущения, что о нем забыли. Помните, как вам было приятно получить конфетку, когда родители возвращались домой из гостей?

5. Ограничьте для ребенка просмотр телепередач о катастрофах , убийствах, авариях, ограблениях. Эмоциональные ребятишки могут применять все эти ужасы к своей семье.

6. Когда ребенок раскроет вам тайну своего страха, ни в коем случае не высмеивайте причину и не стыдите его . Такое поведение родителей лишь ухудшит состояние отпрыска и не избавит его от страхов. Мягко объясните ему, почему не нужно бояться.

С какого возраста можно оставлять ребенка одного дома

Конкретного возраста для того, чтобы начать оставлять ребенка дома одного, не существует. Психологи рекомендуют наблюдать за готовностью отпрыска к такому шагу . Если он в какой-то момент сам говорит, что хочет побыть один, пользуйтесь этим шансом! Как правило, происходит это лет в 5, и является первым звоночком, что он готов к самостоятельности.

В таком возрасте ребенок уже понимает, что такое безопасность , кто такие «свои», а кто – «чужие», кому можно открыть дверь, а кому – ни в коем случае нельзя. Поэтому не нужно, отлучившись из дома, постоянно переживать, в порядке ли он. Но и не злоупотребляйте: не оставляйте его надолго одного, начните с 10-15 минут, которые необходимы, чтобы сбегать, например, в аптеку.

Если вы будете уделять ребенку достаточно времени, будете внимательны и осторожны по отношению к его проблеме, то со страхом справитесь довольно легко.

Главное в семье – это любовь и забота. Окружите ими своего отпрыска – и он забудет о своей боязни!

Читайте также:

Советы родителям

Просмотрено

Контрольный список по защите детей: до прибытия вашего ребенка из роддома!

Просмотрено

Забавный эксперимент — Трое папаш решили попробовать побыть беременными

Просмотрено

Будьте «Больше, чем Мамой»!

Это интересно!

Просмотрено

127 выдержек из школьных сочинений, которые невозможно читать без памперса

Советы родителям

Просмотрено

Нужно помнить: Детское плавание и его польза

Все о воспитании, Детская психология, Советы родителям, Это интересно!

Просмотрено

Почему в школе нет каллиграфии?

Все о воспитании, Советы родителям, Это интересно!

Просмотрено

Если вы делаете эти 4 вещи, это не значит, что вы плохая мать

Все о воспитании, Советы родителям

Просмотрено

Как бороться с плохими привычками у ребенка

Наверняка каждый знаком с семьей, в которой ребенок ни за что не хочет оставаться дома один , даже на десять минут, которые нужны для похода в магазин за хлебом, ходит за мамой хвостиком по дому и категорически не хочет играть в другой комнате.

Если ребенок испытывает страх, это нормально, наличие детского страха – это показатель нормального развития ребенка. Конечно, для каждого возраста своя норма, так ребенок 2-3 лет может бояться остаться без мамы на несколько минут, а дошкольник 6-7 лет может бояться оставаться один дома. Это не значит, что нужно находиться рядом с ребенком круглые сутки, просто не нужно воспринимать его страх как что-то ненормальное, совсем наоборот, ребенок осваивает мир так, как может в этом возрасте.

Другой момент – это помощь ребенку в борьбе с этими страхами, ведь они мешают жить и вам, и ему. Возможно, вы уже пытались объяснить полутора-двухлетнему ребенку, что скоро вернетесь и никуда не исчезнете, но если это не помогает, можно попробовать придумать ребенку занятие на время вашего отсутствия. Вы наверняка знаете, что ему интересно, и что увлечет его на несколько минут, это может быть строительство пирамидки или складывание кубиков, главное, чтобы какое-то время он был сосредоточен на игре, а не на вашем отсутствии. После возвращения, обязательно похвалите малыша, несмотря на качество выполнения задания.

Если ваш ребенок уже постарше, но все равно играет только в одной комнате с вами, то принцип действия можно применить тот же. Например, можно дать ему задание и предложить выполнить его в другой комнате, под предлогом того, что вам может захотеться ему помочь, а сделать его нужно самостоятельно. Не забудьте похвалить его, когда вернетесь, что он успел сделать так много сам. Другой способ – это предложить игру, в которой ему придется некоторое время провести в одиночестве. Это еще и хороший повод обсудить его страхи на примере его персонажа, ведь от его лица ребенку будет проще рассказать, чего именно он боится и почему.

Есть и другие способы помочь ребенку перестать бояться, например, предложить сделать рисунок, на котором он бы находился один в комнате, рассказал о происходящем на нем и о тех, кто изображен на рисунке кроме него. Это могут быть чудища из сказок или мультиков или просто темные пятна в тех местах, которых он боится. Далее страшные места нужно изменить так, чтобы ребенок перестал их бояться, например, дорисовать чудовищам клетки или смешные гримасы. Кроме этого, стоит читать ребенку книжки, в которых есть герои, боящиеся оставаться одни, по ходу книжки герой обязательно справиться со своим страхом, будет радоваться своему достижению и станет хорошим примером для малыша. Стоит помнить, что период, когда ребенок остается один , обязательно должен сменяться другим периодом, когда вы вместе занимаетесь чем-нибудь интересным и общаетесь.

Нельзя ни сказать о том, чего не стоит делать в таких ситуациях, а именно, ругать ребенка за его страхи, убеждать в их бесполезности и бесплодности, ставить в пример других детей и хвалить их смелость . Все это не поможет, а только добавит проблем, ведь чувство страха просто так не пройдет, а к нему еще добавится неуверенность в себе, чувство, что он теряет любовь родителей, что они больше любят другого ребенка, который не боится. Чтобы осознать бесполезность такого поведения, можно поставить себя на место ребенка, если вы боитесь летать, то страх не пройдет от того, что другие говорят о том, что бояться нечего, и смеются над вами, скорее к страху добавится стыд за него. Еще одна неудачная идея – это силой и скандалами заставить ребенка остаться одного , чтобы он привык к отсутствию родителей, от этого страх только усилится. Только забота и терпение помогут вашему малышу привыкнуть заниматься своими делами независимо от ваших.

Ребенок боится оставаться один дома? – Это очень частая проблема, сопровождающая тревожного ребенка. Вам, как родителю, нужно попытаться разобраться в истинных причинах этого страха.

Если ваш ребенок был напуган реальным событием, произошедшим в ваше отсутствие, то возникновение страха и нежелание оставаться одному – вполне уместная реакция на сложившиеся обстоятельства. В этом случае можно рекомендовать посещение детского психолога, вместе с которым ребенок проработает возникшие неприятные, болезненные эмоциональные переживания.

Если данный вид страха появился у вашего ребенка в возрасте четырех-шести лет и никакие конфликтные или драматические события не предшествовали его появлению, то, возможно, причина кроется в том, что ребенок вступил в определенный возрастной период, обусловленный особенностями развития воображения.

В кабинете психолога:

Наталья (25 лет), сын Лев (4 года)

… Вот уже полгода Левушка боится оставаться дома один. Он домашний ребенок, в садик не ходит и очень ко мне привязан. Он боится оставаться один в комнате, говорит: «Я боюсь здесь оставаться. А вдруг под кроватью сидят чудовища?» Боится один даже дойти из комнаты до туалета, просит, чтобы его проводили, потому что чудовища могут поджидать его за углом в коридоре. Чудовищами его специально никто не пугал. Может быть, страх возник после просмотра мультиков? Что делать – не знаю. Он панически боится оставаться один. Когда мне нужно уйти, он закатывает истерику. Как помочь ему преодолеть свой страх?

Приведенный пример иллюстрирует поведение, типичное для детей этого возраста, когда ведущей познавательной функцией является воображение. Ребенок искренне верит в реальность своих фантазий. Спорить с ним, доказывая, что выдуманные чудовища не живут под кроватью, бесполезно.

Не волнуйтесь, это пройдет. В этом случае вы можете обойтись без консультации психолога. Сила детского воображения может не только создавать трудности. Способность ребенка фантазировать и воодушевляться верой в необычные свойства предметов может сослужить и добрую службу. Привлекая фантазию, воспользуйтесь технологией создания «волшебного» предмета-защитника и сделайте для ребенка талисман, оберегающий его от всяческих напастей. Для этих целей можно сделать специальный браслет, наделенный защитными свойствами.

Способ «изготовления» защитного браслета

Купите ребенку обычный браслет в магазине и расскажите ему очень интересную историю: «Несколько лет назад храбрый рыцарь подарил одному ребенку волшебный браслет, охраняющий его от чудовищ. Ребенок путешествовал по всему свету и ничего не боялся. Даже ночью он знал, что с ним ничего не случится. Браслет отпугивал всех чудовищ. Ребенок знал, что с этим браслетом он находится в полной безопасности и что чудовища не смогут ему навредить. Прошло несколько лет, ребенок вырос, и браслет ему уже не нужен». Говоря эти слова, достаньте браслет и скажите, что буквально недавно вы встречались с этим человеком и он, узнав о ваших проблемах, согласился передать свой волшебный талисман вашему ребенку.

Полученный талисман можете наделить различными защитными свойствами, которые могут понадобиться вашему ребенку.

Присутствие страха оставаться в одиночестве обычно не свойственно подросткам. Подростковый возраст предполагает достаточную автономию личности и усиливает обратную тенденцию – получить возможность на время уединиться, стремление создать свой, особый, независимый от родителей мир. Категоричное нежелание подростка оставаться некоторое время в одиночестве позволяет выделить и разграничить две возможные ситуации.

Первый случай: подросток привык, что обычно в доме он не один. В изменившихся обстоятельствах подросток говорит, что ему страшно оставаться одному, однако не может обосновать причину. Это требование, кажется, больше похоже на упрямство или желание, чтобы кто-то находился рядом, чтоб ему не было скучно. Подобные требования позволяют предположить, что сложившийся в семье стиль детско-родительских взаимодействий основывается на отношениях гиперопеки.

Иногда родителям бывает сложно перестроить свое отношение к растущему ребенку. Когда он уже способен справляться с серьезными требованиями, взрослые продолжают относиться к нему, как к маленькому и беззащитному. Причиной гиперопеки может также стать стремление взрослых находить в детях источник собственного самоутверждения, удерживая их в положении малого дитя.

Гиперопека может порождаться присутствием у родителей постоянного чувства страха за своего ребенка, навязчивых опасений за его жизнь, здоровье и благополучие.

Неблагоприятное влияние родительской гиперопеки состоит в том, что ребенку передается избыточное беспокойство, дети «заражаются» от родителей несвойственной возрасту тревогой. Таким образом, безграничная забота порождает беспомощность.

В этом случае родителям важно понять, насколько их собственное отношение к детям окрашено чрезмерной озабоченностью и тревогой.

Если ребенок уже привык к сверхзаботе, ему нелегко бывает отказаться от привычных привилегий. Родителям рекомендуется постепенно передавать ему ответственность и развивать саморуководство. Неожиданно «свалившаяся» на гиперопекаемого подростка свобода вызовет замешательство и растерянность.

Второй случай: подросток в отсутствие старших действительно проявляет беспокойство, возбуждение. Иллюстрацией таких реакций может служить поведение подростка в следующем примере.

В кабинете психолога:

Наталья (43 года), сын Никита (14 лет)

… Мой ребенок боится оставаться один дома. Когда я задерживаюсь на работе даже на 10-15 минут, он звонит на мобильный несколько раз, спрашивая, когда я вернусь, где я и чем занимаюсь. Если я собираюсь в магазин, то он или идет со мной, или дает мне на это 15-20 минут, и если я по какой-то причине задерживаюсь, он опять же начинает звонить…

Психолог: «Никита, а зачем ты это делаешь?»

Никита: «Ну а что такого? До магазина 5 минут идти, там быстро все можно купить и назад. Где можно задерживаться? Чем можно там заниматься? Я же переживаю…»

Психолог: «Я понимаю, ты сильно переживаешь, когда мамы нет рядом. А что может случиться с тобой в это время?»

Никита: «Я боюсь, что мама не придет ко мне. Вдруг с ней что-то случится. Папа бросил нас, ушел к другой женщине. Бабушка не любит меня, ругает меня всегда, говорит: «Чтобы глаза мои тебя не видели!» Что будет со мной, если мама не придет? Я останусь один. Что я буду кушать? Меня заберут в детский дом. Ведь я совсем не нужен ни папе, ни бабушке…»

Конфликтные отношения в семье и последующий развод родителей мальчика заострили его переживание отверженности, усилили страх одиночества и покинутости, побудили судорожное стремление цепляться за мать, как за спасительную соломинку, единственную защиту в жестоком и неустойчивом мире.

В этой ситуации для коррекции глубоких конфликтных переживаний стоит обратиться за помощью к психологу, психотерапевту. В подобном случае одной консультации недостаточно, может потребоваться длительная психотерапевтическая работа.

Детские страхи – природный инструмент самосохранения ребенка. Каждому возрасту свойственны свои переживания и волнения. Для того чтобы помочь дитя справиться со своими фобиями, родитель должен выяснить причину и повод для страха. Если ребенок боится оставаться один, что делать? 10 лет и старше – период зрелой самостоятельности дитя. Боязнь оставаться в одиночестве может сильно досаждать маленькому человечку, ведь несколько часов в день самостоятельного времяпрепровождения неизбежны.

Узнать о страхах.

Ребенок старше 10 лет способен сформулировать свои мысли, чувства, страхи. Родитель должен уделить его переживаниям должное внимание. Откровенные разговоры и совместный анализ ситуации помогут выбрать верное решение проблемы.

Такой взрослый мальчик боится «Бабайку», что прячется под кроватью? А смелая дочка думает, что ее игрушки оживают, когда никого нет? Насмехаться над несущественностью волнений нельзя, иначе вместе с фобией появятся комплексы.

Что, если дитя не хочет делиться своими страхами? Возможно, изобразить свои переживания на бумаге будет проще. После рисования объект фобии можно сжечь, порвать или просто выкинуть. Психологи считают, что подобная практика помогает освободиться от страхов.

Правила для родителей.

1. Перед уходом взрослый обещает вернуться в определенное время. Ребенок будет следить за часами, и знать, сколько времени осталось пробыть в одиночестве.
Важно! Нельзя обманывать дитя. Следует конкретно называть время прибытия и не опаздывать.
2. Во время отсутствия следует периодически звонить или поддерживать связь с ребенком любым другим способом. Школьник не будет переживать о том, что с родителем что-то произошло, и взрослому будет спокойнее.
3. Перед тем, как оставить ребенка одного, следует придумать ему интересное занятие, дать увлекательную игру или захватывающую книгу. Также можно оставить список домашних дел, с которыми он справится. Так время пролетит быстрее и веселее.
4. Маленький сюрприз по возвращению родителя станет приятным для ребенка подтверждением того, что взрослый думает о нем во время разлуки.
5. Время, которое маленький человечек проводит в одиночестве, должно увеличиваться постепенно, осторожно.
6. Нельзя запугивать школьника маньяками, стучащими в дверь, или привидениями, проходящими сквозь стену. Часто родители сами зарождают в сознании ребенка различные страхи.

В случаях, когда ни какие меры не помогают в течение длительного периода, а страх ребенка перед одиночеством превращается в маниакальный, следует обратиться за помощью к детскому психологу. Специалист обязательно поможет семье справиться с проблемой.

Возможно вам также понравится:


Ребенок просится домой из детского лагеря — что делать родителям?
Стоит ли оставлять ребенка на продленке — нужна ли она?
Как развить память и внимание у школьника. Упражнения
Как научить ребёнка считать в уме двузначные числа 1-2 класс Как правильно объяснить ребенку четные и нечетные числа? Как отучить ребенка чавкать за столом? Как помочь ребенку избавиться от компьютерной зависимости

Что еще почитать