Точки сборки: как сместить точку сборки? Сознание. Точка сборки и уровни сознания человека

В своих книгах.

Одной из самых драматических черт человеческой природы является ужасная связь между глупостью и саморефлексией. Именно глупость заставляет обычного человека отвергать все, что не согласуется с его рефлексивными ожиданиями. Например, являясь обычными людьми, мы не в состоянии оценить наиболее важный аспект знания, доступного человеческим существам: наличие точки сборки и факт, что ее можно сдвигать.

Карлос Кастанеда «Колесо времени»

Согласно учению Кастанеды, «точка сборки» - чисто условный термин. «Видящие» видят точку сборки именно как светящуюся точку на коконе существа, наделенного осознанием. Положением точки сбоpки полностью определяется взаимодействие человека с миром - а именно, её положением определяется, какие энеpгопотоки нагваля будут задействованы для упорядочивания и сборки образа мира, доступного для осознания. Любое смещение точки сборки приводит к тому, что некоторые из ранее задействованных энеpгопотоков переходят в пассивное состояние, а некоторые из прежде пассивных активизируются и становятся доступными для осознания.

Незначительное смещение точки сборки приводит, условно говоря, к изменению точки зрения на знакомый миp; сильное смещение приводит к попаданию в какой-нибудь из других миров.

Согласно Кастанеде, понятие точки сборки обладает абсолютной универсальностью и приложимостью ко всем без исключения аспектам взаимодействия человека с миром. Именно положением точки сборки определяется тот тональ , который воспринимается осознанием обладателя этого положения точки сборки как целостный образ мира. Поэтому понятно, что носители осознания могут хоть как-то взаимодействовать друг с другом при наличии как минимум согласованности положений их точек сборки.

Точки сборки всех современных людей находятся примерно в одной и той же области, что даёт их обладателям более-менее одинаковое восприятие привычного и знакомого каждому с детства мира. Сумасшествие - случайное и неконтролируемое смещение точки сборки. Как (по словам Кастанеды) говорил дон Хуан , сумасшедшие творят хаос из хаоса; маг, в отличие от сумасшедшего, управляет смещением точки сборки и открывает новые миры. Основное содержание магии - осознанное управление перемещением точки сборки. Ключ к магии - в осознании тайны точки сборки.

Степень подвижности и положение точки сборки определяют разные типы внимания:

  • Первое внимание соответствует повседневному стабильному описанию мира; жёстко фиксированная точка сборки.
  • Второе внимание соответствует вниманию, натренированному на восприятие нескольких различных описаний мира; точка сборки принимает несколько положений.
  • Третье внимание соответствует высшему состоянию развития внимания, при котором происходит полное осознание энергетических полей и свободное перемещение точки сборки в различные положения.

Примечания

В данной статье в сжатой форме представлена информация о точке сборки (ТС) человека и феноменах, появляющихся при её частичном смещении или при тотальном сдвиге.

ТС на коконе

Характерным признаком человеческого существа является пятно интенсивной светимости размером с теннисный мячик, находящийся внутри светящегося шара (кокона, ауры) на расстоянии 60 см позади правой лопаточной кости на расстоянии вытянутой руки от спины человека. ТС всегда окружена дополнительным сиянием сферической формы, немного превышающим её размеры, которое усиливает свечение проходящих через ТС нитей. У людей без сознания или при смерти ТС сильно меркнет, у мертвецов — полностью исчезает.

ТС может смещаться в пределах человеческого мира в любое положение по поверхности светящегося шара или внутри него, а также за пределы светящегося шара, собирая непостижимые миры, при этом ТС вытягивает контур кокона вовне, не разрывая его энергетических границ. Маг может трансформировать светящийся шар в тонкую полоску энергии или во что-то другое. Такой вытянутой полосой маг захватывает в тысячу раз больше волокон, чем шар и учится воспринимать все проходящие сквозь них волокна. Время существования сознания такого мага тоже растягивается.

Помимо обычного известного мира, человек может собрать ещё 7 миров.

Человеческая полоса проходит через весь кокон как диск от передней поверхности до задней. Точка сборки находится высоко, примерно 3/4 высоты кокона, на его поверхности. Когда "учитель Нагваль" надавливает на точку сборки, она углубляется в диск, и, кажется, что она сдвигается влево по поверхности кокона. Сдвинутая точка сборки заставляет светиться дремлющие внутри диска эманации. Впечатление, что ТС движется влево, возникает вследствие прозрачности кокона, на самом же деле она движется внутрь в толще человеческой полосы, к центру светящегося яйца. Термин "сдвиг влево" — не правильный, правильно — "вглубь", поэтому не утрачивается личностное самосознание, т.к. точка сборки останавливается в пределах человеческой полосы. Если ученик может отследить путь, который его точка сборки сделала под воздействием "Удара Нагваля", то говорят, что ученик обрёл полноту или целостность.

Точка сборки заставляет нас воспринимать определённые пучки, блоки эманаций (например, физическое тело) и игнорировать все прочие. Например, эманации, которые дают восприятие светящегося кокона, никогда точкой сборки обычного человека не выделяются и не усиливаются. Точка сборки группирует внутренние эманации в пучки, которые настраиваются на такие же пучки больших эманаций.

  • Неизвестное — это эманации, которые игнорируются ТС.
  • Непознаваемое — это бесконечная область, в которой ТС не может организовать ничего.
  • ТС подобна светящемуся маятнику, перемещаясь внутри человеческой полосы, она притягивает эманации и группирует их. Местоположение ТС с видениями тёмной стороны человека находится в диаметрально противоположном месте от нормального её положения, т.е. на 3/4 внизу, туда смещать её глупо.
  • Эманации вне человеческой полосы внутри кокона можно воспринимать, но они не имеют ни одной человеческой черты и эта область ошеломляюще обширна, описать её невозможно.
  • В коконе есть минимум 600 позиций ТС, которые дают нам целые миры.
  • ТС — это точка контакта с бесконечностью, которая может менять фокусировку.
  • Значение имеет только смещение ТС, но не содержание видений.
  • Все, что мы делаем, всё, что мы думаем, говорим — зависит от положения ТС. В один момент ученик ничего не понимает. Но если он хочет понять, под давлением его желания ТС сдвигается, и в другой момент он уже чувствует, что ясно всё понимает.
  • С помощью силы намерения ТС сдвигается, с помощью воли ТС удерживается неподвижной, фиксированной.
  • Спать — означает сдвинуть ТС от её нормального положения и удержать в новом положении, только в этом состоянии следует пытаться видеть . При некотором опыте, видящие способны находиться в состоянии сна (со сдвинутой ТС) и в бодрствующем состоянии, и в то же время вести себя так, как обычно, будто с ними ничего не произошло.
  • Учитель создаёт надлежащую обстановку для вмешательства намерения.
  • Чтобы заставить ТС сместиться в нужное положение используют намерение и притягивание намерения с помощью глаз. Безжалостность делает глаза "лучистыми" и это сияние притягивает намерение. Каждому положению ТС соответствует особый блеск глаз. Воспроизведя соответствующий этому месту (положению ТС) блеск глаз, можно вспомнить любое событие, место. Глаза связаны с намерением.
  • Как только ты начинаешь воспринимать другой мир, твоё тело начинает растворяться и исчезает из нашего мира.
  • Именно осознание Земли позволяет нам переходить в параллельные большие полосы эманаций, даёт нам толчок, позволяющий осуществить настройку на большие эманации. Чтобы не втянуться в другой мир — вращай глазами против часовой стрелки. Лишь опытные маги могут выходить за пределы нашего мира, чего не могут делать те, у кого такого опыта нет.
  • Сдвинуть ТС и остановить мир, помогают прогулки на дикой природе, темнота, сумерки, свет свечей, релаксация: гипноз, транс, медитации.
  • ТС может достигнуть бесчисленного количества положений.
  • Опыт в изменённом состоянии сознания забывается, т.к. память остаётся в тех позициях ТС , как бы дробится, но рано или поздно ученик вспомнит всё.
  • Значение имеет лишь сдвиг ТС, который зависит от возрастания энергии. В магии не существует процедур, методов, ступеней, т.к. единственное, что имеет значение — сдвиг ТС.
  • Учитель как бы даёт направление, указание, а результат — сдвиг ТС производит Абстрактное, он же Дух. Дух — он же Намерение, не имеет ощутимой сущности.

Когда высвобождается энергия, которая обычно используется для удержания ТС в фиксированном положении, она автоматически фокусируется на связующем звене — намерении, воле, духе. Нет никакой особой техники или приёмов, при помощи которых маг заранее мог научиться перемещать энергию с одного места на другое. Скорее дело здесь в мгновенном смещении, которое происходит после достижения определённой степени чистого понимания, что через намерение можно достичь всего. Простой контакт с намерением может вызвать движение ТС. В действительности для сдвига ТС не существует какой-то особой процедуры. Как только сомнения изгнаны из ума, становится возможным все что угодно. При сдвиге ТС в определённое положение, чудеса становятся чем-то обычным. Маги в долю секунды могут сместить свою ТС в любое место в коконе. Это смещение ТС приводит к моментальному сдвигу восприятия в область совершенно иного мира.

Приёмы, сдвигающие ТС, могут быть бесконечно разнообразными, но результат всегда один — ТС собирает другие миры или, если сдвиг в пределах человеческой полосы, то наш мир, но с другого ракурса.

  • Если ТС сдвигается во время движения, ученик испытывает давление.
  • Настройка ТС должна быть очень мягкой и незаметной, без полётов, шума и суеты.
  • При сдвиге ТС ощущение может быть такое, будто тело скручивают, как волокна верёвки, или что что-то над головой поплыло — "крыша едет", или головокружение, или тошнота.
  • Задумчивость — это сдвиг ТС, делающий возможным вспоминание.
  • Места силы являются расщелинами в иной мир. Места силы также являются своеобразными отверстиями в оболочке, не дающей миру потерять свою форму.
  • Женщины способны проделывать потрясающую вещь: они могут сохранять новое положение ТС постоянно.
  • Существует положение ТС, в котором ученик знает и понимает всё (состояние "Будды", которому в один момент пришло знание сути всех вещей и понимание законов вселенной).

Бывает, что ТС сместившись, начинает беспорядочно перемещаться, что может привести к потере рассудка. Если ТС ученика беспорядочно движется в коконе, приложите губы к его левому уху и шёпотом рассказывайте ему истории о магах, которые испытали то же, что сейчас испытывает ученик, тем самым успокоив его страх, заставив прислушиваться к словам учителя, сконцентрироваться на них, и таким образом стабилизировать ТС. ТС может сместиться в состояние временного затишья, во мрак (или серый, или белый туман), где отсутствует всякое восприятие, как бы застряв между двумя возможностями восприятия, в промежуточное положение. Молодость — старость, превращение в кого-либо, видение частот других миров — все это сдвиг ТС от её бодрствующего обычного человеческого местоположения. Болезни душевнобольных, ранняя старость детей, колдовство "собачья старость" также вызваны сдвигом ТС. Порча снимается путём возвращения ТС в нормальное местоположение.

  • Сдвигу ТС способствует противостояние мелким тиранам.
  • Сдвиг ТС возможен, только если есть свободная энергия.
  • Из состояния повышенного осознания ТС может возвратиться в положение близкое прежнему, или продолжать двигаться в бесконечность.
  • Можно сдвинуть ТС в такое положение, откуда нет возврата. Поэтому — дисциплина и контроль.
  • В конце каждого опыта ты должен сам открыть глаза и пробиться в настоящее.

Маги могут перемещать свою ТС без остановки вдоль всех полей светящейся энергии. Сила, порождаемая таким движением столь велика, что мгновенно уничтожает всю их светящуюся массу, и они сгорают изнутри. ТС ученика может не хватить скорости, чтобы избежать смерти при такой практике. Безмолвное знание (прямое знание) — это генеральное положение ТС. Оно было нормальным для человека много веков назад, работает у животных, но по каким-то причинам ТС сместилась в положение "Разума, рассуждения". Современная ТС человека не находится на месте локации Разума, но в непосредственной близости от него. Перед местом "Разума" находится точка "озабоченности, беспокойства, тревоги, важности, заботы". Маги намерением сдвигают ТС к месту безмолвного знания. Возле места "безмолвного знания" находится точка "без жалости". Особое положение ТС — безжалостность, проявляется через глаза, они покрываются тонкой мерцающей плёнкой. У магов лучистые глаза, чем больше они светятся, тем более безжалостным является маг. Когда ТС сдвигается к месту без жалости, глаза начинают излучать свет, чем прочнее фиксируется ТС в этом месте, тем лучистее глаза. Надо накопить достаточно энергии, чтобы по своей воле перемещать ТС от безмолвного знания к разуму. Только те, кто пребывает точно в одном из этих положений, может ясно видеть другое. Положение разума было ясно видно из положения безмолвного знания, это и привело к эпохе разума. Человек, в распоряжении которого находятся два эти положения, является магом, имеет прямой контакт с Духом, жизненной Силой. Восприятие в месте безмолвного знания как бы разделяется: ты видишь себя здесь, и ты видишь с точки зрения "зверя", как будто находишься в двух местах одновременно: "Здесь" и "здесь", а не "здесь" и "там". Надо больше энергии и опыта, чтобы все это обрело смысл.

Мир повседневной жизни состоит из двух точек отсчёта: здесь-там, внутри-снаружи, верх-низ, добро-зло. Наше восприятие жизни, по сути, является двухмерным. Нет в действиях и в восприятии глубины. Маги воспринимают два места одновременно. Двойственное восприятие включается непосредственно и полностью на оба места сразу, но магу, не достаёт полной ясности обычного восприятия.

Обычный человек то, что рядом, "здесь" воспринимает полностью, мгновенно и непосредственно. Воспринять "там" мы непосредственно не можем, мы предполагаем, ожидаем, но не можем воспринимать непосредственно всеми чувствами. Но когда магу удаётся воспринимать два места одновременно, исчезает полная ясность, но зато достигается непосредственное восприятие "там". Пребывание в двух местах сразу, расщеплённое восприятие, достигнутое собственными усилиями, указывает на свободное движение ТС, а также достижение безмолвного знания. Можно быть двойным; тем или иным по своему выбору, или обоими одновременно, но тогда вещи становятся неопределёнными, и ни одна ипостась мага не будет способна действовать, а только воспринимать.

Когда человек на грани между жизнью и смертью, он может сместить самостоятельно свою ТС:

  • Сместить ТС может сильное нервное возбуждение, стрессы, любовь, голод, усталость, страх, ненависть, война, лишения, беспомощность, уединение, дикая местность. Но маги предпочитают использовать намерение. Надо различать движение ТС и смещение ТС. Движение является глубоким изменением её положения, настолько глубоким, что ТС может достичь других пучков энергии, полосы энергии и воспринять другой мир. Смещение — это незначительный сдвиг в пределах полосы энергетических полей, воспринимаемых как обычный мир.
  • Восторг, страх, гнев, плохое самочувствие, горе — всё это разные положения ТС.
  • У учителя ТС смещается благодаря дисциплине, аскетизму.
  • Другие люди могут увидеть то, что видишь ты при смещении ТС, только если они тоже свою ТС сместят в твоё положение.
  • Только те, кто являются образцами разума, могут легко сдвигать свою ТС и быть образцами безмолвного знания.
  • Ученик должен стремиться входить часто во второе внимание и подольше удерживать ТС в максимальном количестве разных положений и научиться адекватно воспринимать при сдвинутой ТС.
  • Когда человек видит обычные сны — ТС легко смещается вдоль поверхности кокона и внутрь его. Но можно заставить ТС смещаться в положения вне светящегося кокона.
  • Второе внимание само по себе не развивается, а только под давлением намерения. Поэтому человек должен сформировать намерение устойчиво контролируемо смещать ТС.
  • Можно научиться превращаться в любую личность физически.
  • Три метода для сдвига ТС: сталкинг, намерение, сновидение.
  • Сдвиг ТС сопровождается изменением освещённости: днём становится очень темно, а ночью — светло, как в сумерки.
  • ТС изменяет настройку эманаций, формируя тем самым новое восприятие.
  • Результаты сдвига ТС проявляются не только на ментальном плане. Изменение положения ТС меняет нашу форму и местонахождение энергии, может перенести в другой мир.
  • При минимальном сдвиге ТС — получаем игру воображения, чуть-чуть что-то видим, показалось.
  • При ещё большем сдвиге ТС — возникает галлюцинация.
  • Если ТС сдвигается недалеко, то мы видим миры, близкие нашему, и видения такого типа автоматически отбрасываем (поперечный сдвиг, не вглубь, а от края до края). Например — сны.
  • Сдвиг ТС приводит к восприятию недоступных эманаций. Люди выбирают для восприятия одни и те же эманации, потому что:нас так научили. ТС отбирает и подготавливает именно эти эманации.
  • Каждое живое существо имеет ТС. "Видящий" может увидеть, одинаковой картиной мира пользуются существа или нет. Это видно по тому, какие эманации отобраны их точками сборки — одни и те же или различные.
  • Местоположение ТС на коконе не является постоянным, но определяется привычкой. Поэтому новые непривычные действия и практики, новые способы действовать вырабатывают новые привычки и помогают сдвинуть ТС.

Все замысловатые приёмы древних были не более чем средством сдвинуть ТС и заставить её перемещаться, вывести её из-под контроля первого внимания. Ритуалы, заклинания, и прочее отвлекает первое внимание от самопоглощенности или рассудочности, которые являются мощной фиксирующей силой. Неадекватное поведение, повторяясь изо дня в день, несколько уменьшает жёсткость фиксации ТС. Обычный человек при этом думает, что сошёл с ума, воин это знает, что он точно "сошёл с ума" и терпеливо ждёт, когда его ТС вернётся в обычное положение. Когда она сдвинется, наступает сумасшествие в самом буквальном смысле. Воин не должен вести себя как сумасшедший и эмоционально реагировать на странные миры, которые он воспринимает в результате "сдвига по фазе". Он должен бесстрастно и отрешённо ждать, зная, что рано или поздно ТС обязательно вернётся на место. А если не вернётся, значит, он или неизлечимый душевнобольной, чья ТС никогда не сможет собрать обычный мир, или непревзойдённый видящий, отправившийся в путь к неизвестному. Разница между ними в энергии, в безупречности. Безупречные воины никогда не становятся душевнобольными, они пребывают в состоянии постоянной отрешённости, они могут увидеть устрашающие миры и в следующее мгновение — как ни в чем не бывало шутить и смеяться.

При сдвиге ТС теряется координация во времени и пространстве, нарушается сосредоточение, появляется видение странных мест и существ.

Тайна заключена в восприятии. Что заставляет нас воспринимать?

Сдвиг ТС и наши органы чувств, способны воспринять всё что угодно.

Внутренний диалог фиксирует ТС в исходном положении. Сдвинуть ТС можно, только если остановить внутренний диалог. Стоит достичь безмолвия — и всё становится возможным. Невероятны эффекты внутреннего безмолвия — ТС получает свободу движения.

Изъявляя свою волю, мы формируем новое намерение, новую команду. Потом твоя команда становится командой Орла.

ТС ребёнка не фиксирована и плавает по всей человеческой полосе. Эманации внутри кокона перемешаны и находятся в суматошном движении. Окружающие прилагают все возможные усилия, чтобы сделать её фиксированной. А те дети, которые видят , считаются детьми с отклонениями. У детей ТС легко перемещается, как бы под воздействием небольших встряхиваний, легко переходя из одного положения в другое. У взрослых вырабатывается привычка держать её фиксированной.

Другие существа не могут преднамеренно сдвигать ТС. Новорождённые их, как и наши, приучаются делать тоже с ТС, что и делают все особи их вида. Сначала их ТС перемещается по разнообразным траекториям, но потом присутствие взрослых фиксирует её в определённом месте. Это одинаково для всех существ.

При поперечном сдвиге (не вглубь, а от края до края) вправо — видим видения насилия, убийств, чувственных проявлений, физической активности. На левом крае — духовность, религиозность, всё, что связано с Богом. ТС обычно движется влево, это наиболее естественное направление сдвига. Учитель может провести ТС от края до края, чтобы дать ученику представление о всей куче человеческого хлама в целом.

Иногда видящим приходится страдать от случайных сдвигов вниз (внизу "место зверя"). Принятие форм животных — это самый лёгкий сдвиг, какого можно добиться. Но к счастью, ТС не остаётся внизу надолго, это идёт вразрез с нашими интересами. При сдвиге вниз человек действительно превращается в животное и если ему там более удобно, то требуется приложить много усилий и энергии, чтобы преодолеть стремление остаться внизу. Нагваль должен проверить своих учеников на страсть к животному миру. Нечаянные сдвиги вниз периодически случаются с каждым видящим , но это при нормальной безупречности случается все реже и реже. Недостаток сдвига вниз — сила видящего значительно уменьшается и требуется время и усилия на восстановление. Поэтому будь дисциплинирован, контролируй себя 24 часа в сутки. Женщины чаще испытывают сдвиги вниз, чем мужчины, но зато им легко выбраться оттуда. Мужчины задерживаются там надолго, что очень опасно. Женщины обладают способностью удерживать свои ТС в любых местах нижней области. Женщины обладают яростной силой — могут превращаться в животную форму с яркостью, лёгкостью и непревзойдённой дикостью. Внизу лежит зона истинного ужаса. Женщина, избравшая ошибочный путь — чудовище, агрессивна и опасна.

При сдвиге ТС вниз, зрение мага ухудшается, и увидев нечто он может напасть на тебя, находясь в "точке зверя". Если смотреть расфокусированным взглядом, то можно увидеть такого перетворившегося мага как тёмное пятно на фоне растительности.

Сдвиг ТС вниз также даёт видение нашего мира, но очень детальное, зауженное, что нам кажется, будто это совершенно другой мир. Результатом сдвига вниз является не восприятие другого мира, а изменённое восприятие нашего мира, он виден в другой перспективе. Чтобы увидеть другой мир, нужно воспринять другую большую эманацию Орла. Проблема в том, что сдвиг вниз легче всего достигается, но в этом положении видящего может настичь смерть, часто это происходит быстрее, чем в человеческом положении, и смерть более грубая и жестокая. Это положение ТС хорошо для игр и развлечений.

Для ТС человека существует уникальный эффект. Когда мы смотрим на дерево, наша ТС производит настройку и заставляет нас воспринимать блок эманаций, который мы называем деревом. Кроме того, ТС убирает другие эманации из зоны настройки, с целью получить большую чёткость восприятия. Подобно сбору сливок с молока, ТС отбирает с уже отобранных эманаций и формирует из них более рафинированную конструкцию, слишком реальную. Это ловушка для людей — всё выглядит слишком реально.

Другие существа воспринимают мир не очень реальным, так как видят дополнительные блоки эманаций. Человек должен заменить команду воспринимать всё реальным, на команду воспринимать всё таинственное, текучее, волшебное. При достаточной энергии учителя, учитель может без "удара Нагваля" сдвинуть ТС из обычного бодрствующего состояния в глубины левой стороны.

При недостатке энергии (например, во время болезни), ТС разрушает силу настройки (человек не видит чётко "картинку", она кружится, плывёт и т.п.), невозможно выдержать давление эманаций в ином непривычном порядке, блоках. Определённые местности способствуют случайным перемещениям ТС, а также определяют направление сдвига. В определённых местностях имеется специфическое слияние эманаций Орла, способствующих сдвигу ТС в определённом направлении. Какие бы причудливые миры ты не воспринимал, это всего лишь положения ТС на коконе, всё это иллюзия. Ищи истину.

Кто накопил достаточно энергии и смог заглянуть в неизвестное, чувствует как бы отчаяние. Их прежний мир, в котором они провели свою жизнь, такой уютный, скучный, разрушился. Мы обречены на поиски нового дома. Как оказалось, новый дом (мир) огромен, но тоже не столь уютен. Возникает чувство подавленности, нежелания жить. Нужно, как говорят в народе, сменить седло. Вследствие изменения уровня энергии, ТС окажется на новом месте и там зафиксируется. Время от времени ТС будет возвращаться в первоначальное положение. Но ТС воина, начав сдвигаться в коконе, создаст в светимости углубление, в котором начнёт пребывать, зафиксируется прочно.

Можно сдвинуть ТС в эманации полной концентрации и абсолютной памяти.

Полумрак способствует сдвигу ТС.

Истинная смена воспринимаемых миров происходит, если ТС уходит вглубь человеческой полосы и достигает определённой критического порога, начиная с которого задействуется другая большая полоса. Энергия обычного человека позволяет ТС использовать только одну большую полосу эманаций. Если обладаешь избыточной энергией — сила настройки может зацепить и воспринять другие миры. Древние практики смещения ТС новые видящие отвергли, т.к. их манипуляции иногда приводили к совершенно непредвиденным результатам. Новые видящие разработали 3 метода или 3 группы практик, которые исключительно трудно освоить — сталкинг, овладение намерением, сновидение. Учебный процесс включает правильный образ жизни воина, нарушение фиксации ТС, сдвиги ТС в максимально возможное для данного ученика количество позиций, последовательное изложение теории (информации).

В нормальном состоянии сознания ТС всегда находится в одном и том же месте, поэтому вспоминается легко и свободно. После нарушения фиксации точка сборки сдвигается в бесконечное множество позиций, чтобы восстановить память, надо снова настроить те же самые эманации. Главная задача воина — сдвинуть ТС изнутри. Когда она начала перемещаться, ты уже не воин, а видящий . ТС смещается приобретением новых привычек, усилием воли. Наши действия, ощущения, поведение — движутся точкой сборки и наоборот. Маг может заставить чью угодно ТС сдвинуться и настроиться на эманации любых элементов мира — видеть мага молодым или старым, ни с того ни с сего почувствовать страх и др.

Сдвинуть ТС помогает:

  • Отключение всех чувств;
  • Сосредоточение мыслей; созерцание; не-делание.

Везде имеет место отключение чувств, хоть и частичное. Если искусственно изолировать чувства, т.е. не двигаться, сесть или лечь в темноте или закрыть глаза, нет звуков, то автоматически исчезает мышление, а потом появляются галлюцинации.

Превращение в крупных животных (лев, медведь) требует слишком много энергии и опасно, т.к. привлекает лишнее внимание, люди и другие звери могут охотиться за тобой.

У женщин самая яркая часть ТС обращена наружу, а у мужчин внутрь.

Когда ТС сдвигается и достигает определённой глубины, она проходит некий барьер, который на мгновение лишает её способности настраивать эманации, т.е. мгновение без восприятия или восприятие полосы тумана, или представь, что прорываешь всем телом некий экран из плотной бумаги. Видеть стену тумана легче и удобнее, однако минус в том, что непостижимое превратится в нечто мрачное и зловещее, поэтому не вноси непостижимое в инвентарный список первого внимания, а оставь непостижимым. Поэтому лучше воспринимать переход как некую абстракцию. Выбрось инвентарный список и мысли свободно, придумывай себе мир, фантазируй по-доброму. Без инвентарного списка ТС обретает свободу.

Где взять силу для первичного толчка, чтобы собрать другой мир? Все дело в силе намерения, оно заставляет ТС перемещаться. Чтобы сдвинуть ТС в соответствующую позицию и преодолеть барьер восприятия, нужно собрать большое количество энергии.

Прежде, чем ТС примет то, что твоя команда — это команда "Орла", пройдёт немало времени. Пока ТС колеблется: подчиниться команде или нет. Не раздражайся, не теряй уверенности, не подчиняйся поражению. Если чувствуешь нетерпение, отчаяние, гнев или печаль — вращай глазами в любом направлении (Дон Хуан предпочитал по часовой стрелке). Такое движение глаз моментально сдвигает ТС. Когда овладеешь намерением, этот способ можно будет больше не использовать, он для начинающих, временный.

Растения силы очень сильно раскачивают ТС — похожие на сон, но более глубокие и всепоглощающие сдвиги.

Если сместить ТС в место настройки никогда не использованных эманаций, то резкая настройка генерирует мощный выброс энергии. Энергия, заключённая в дремлющих в нас эманациях огромна и неизмерима. Мы в обычной жизни пользуемся энергией 1/10 всего объёма эманаций в коконе. В момент смерти вся энергия разом высвобождается, в этот миг немыслимая сила переполняет всё существо, и оно вырывается через просвет. Если затронуть пассивные эманации, получим выброс энергии. Если открыть просветы, то можно этот выброс втянуть в себя от другого человека.

Миры, как слои в луковице, некоторые миры очень похожи на наш.

Суть магии в тайне ТС. Постоянно повторяй про себя эту формулу.

Через год ТС станет "более подвижной".

В изменённом состоянии сознания ты иногда можешь только видеть, а иногда будут участвовать все органы чувств. Периоды немоты, когда не можешь говорить — обычное дело для мага, несколько часов отдыха и всё приходит в норму.

Все невообразимые миры находятся в позиции ТС.

При сдвигах ТС у тебя может возникнуть тщеславие или неуравновешенность.

Душевнобольные тоже сдвигают ТС, но они не могут её зафиксировать, управлять ею, получается хаос восприятия.

Описание смещения ТС наяву

Мой комментарий: учитель материализовал для учеников некую параллельную линию, пересекая которую их ТС сдвигается и они попадают в другой мир и через эту же линию возвращаются из него. Параллельная линия может быть представлена как тёмная таинственная расщелина, стоящая сама по себе вне всего остального, размером с человеческий рост, "космическое влагалище". Учитель держал открытыми какие-то створки. Когда ученик вошёл туда, почувствовал себя раздавленным — значит ученик не готов, следует довести себя до совершенства, чтобы нам позволили пройти. Не существует какой-то действительно физический переход в другое "я". Расщелина, которую они видели, была просто воплощением их намерения, обусловленного смесью одержимости относительно проходов и странного чувства юмора учителя — расщелина была материализована учителем. Переход из одного "я" в другое не имеет физической материальности.

Описание одного из параллельных миров : "Ужасная пустыня с небольшими круглыми песчаными дюнами. Низкие жёлтые облака, ни неба, ни горизонта не видно из-за клочьев жёлтого тумана. Одним ученикам ходить в этом мире очень трудно, давление намного превосходит привычное. Чем дольше они входили в этот мир, тем темнее становилось, тем труднее двигаться, не могли идти, стали ползти, выбились из сил. Другие ученики в этом мире двигались легко, без усилий, бегали. Надо повторять это путешествие в параллельный мир бесчисленное количество раз, чтобы научиться проникать сквозь оболочку параллельных линий. Можно войти в этот мир в состоянии повышенного осознания (т.е. при чуть сдвинутой влево ТС) — в этом случае это потребует небольшой части нашего полного осознания. Но чтобы войти в этот мир с телом, надо задействовать всё наше существо. В иной мир нужно входить с полным осознанием, иначе твоя жизненная сила опустошится и ты практически умираешь. Но любое существо из того иного мира, которое обладает жизненной энергией, может отдавать её другим, вдувая её в них. Они прикладывают дыхание ко всем точкам, где находятся хранилища энергии".

Попробую сейчас описать, что такое точка сборки в учении толтекских магов. Данное понимание подтверждает то, что мир, воспринимаемый нами, является абсолютной иллюзией.

Точка сборки находится у нас в нашем энергетическом теле, сзади, на уровне лопаток, на расстоянии вытянутой руки. Наше биополе - это клубок энергетических волокон, нитей.

Точка сборки имеет размер теннисного мяча, через который и проходят волокна. Мы воспринимаем наш мир, благодаря зафиксированному положению этой точки. Если точку сборки начинать смещать, то через неё начинают проходить уже другие волокна, и в связи с этим меняется и наше восприятие.

Толтеки сделали открытие, когда увидели, что во время сна эта точка начинает сдвигаться, и тем самым осознали тот факт, что воспринимаемый нами мир - это иллюзия.

В процессе своих исследований они научились сдвигать точку сборки своим намерением и путешествовать по различным мирам. Они насчитали очень много положений точки сборки, то есть миров.

Когда человек находится в привычном состоянии сознания, то точка сборки у него прочно зафиксирована в одном месте.
Стоит человеку принять алкоголь или наркотики - точка сборки начинает смещаться, а человек, соответственно, начинает воспринимать уже иную картину мира.

Дон Хуан много раз сдвигал точку сборки у Карлоса Кастанеды хлопком ладони сзади возле лопаток, не касаясь физического тела.

При таких манипуляциях с точкой сборки Кастанеда удивительным образом перемещался во времени и пространстве. У людей творческих точка сборки намного подвижнее, чем у тех, кто живет по каким-либо правилам.

Для того чтобы эта точка стала подвижной, толтеки использовали сталкинг. Сталкинг - это искусство действовать осознанно, стратегически, находя в любой ситуации наилучший вариант развития события для воина.

В двух словах это не описать, но смысл сталкинга сводится к тому, чтобы играть безупречно роли в игре, под названием жизнь, четко осознавая, что это не имеет никакого значения.

Каждое действо производится, исходя от незнания, когда смерть, стоящая у каждого из нас за левым плечом, похлопает нас по плечу.

Для воина-толтека имеет значение только смерть, поэтому он знает, что ни одна сила на свете не даст ему гарантии, что он проживет хотя бы ещё одну минуту на этой земле.

Основываясь на этом знании, воин производит каждый свой шаг, свое действие, как самое последнее в своей жизни, поэтому все, что он делает, наполнено силой и энергией безупречности.

Почему я ценю книги Карлоса Кастанеды? Потому что эти произведения написаны безупречно, по указанию Дона Хуана, и в них присутствует сила.

Сдвиг точки сборки также осуществляется, благодаря осознанным сновидениям, что позволяет сновидящим проходить различные врата сновидений.
Занятия йогой, различными медитациями, ритуалы - все это производит смещение точки сборки.

Вывод я могу сделать такой: «Чем разнообразнее наша жизнь, чем чаще мы делаем непривычные для нас дела, тем гибче наше сознание, тем меньше становится блоков в нашем теле, тем насыщеннее и интереснее становится наша жизнь».

Материал из энциклопедии Чапараль

Ощущения при перемещении точки сборки

Я не мог согласиться с его точкой зрения, что надо пересечь только один порог.

Дон Хуан с ужасом возвел очи к небесам и тряхнул головой в шутливом жесте отчаяния. Я продолжал настаивать на своем, не то чтобы не соглашаясь с ним, просто пытаясь уяснить все это для себя. Однако возникший было интерес быстро угас. Я вдруг почувствовал, будто мчусь через какой-то туннель.

<...>Ощущение, похожее на скольжение через туннель владело мной еще мгновение, а затем все прояснилось. И тогда я начал смеяться. Странные проблески понимания, заключенные внутри меня, вырвались наружу в виде смеха. Дон Хуан, казалось, читал мои мысли, как книгу.

Что за странное чувство - понимать, что все, что мы думаем, все, что мы говорим, зависит от положения точки сборки, - заметил он.

И это было именно то, о чем я только что подумал и над чем смеялся.

Я знаю, что твоя точка сборки в данный момент сместилась , - продолжал он, - и ты понял секрет наших цепей. Они держат нас в заточении, и приковывая к нашей такой удобной саморефлексии, они защищают нас от яростной атаки неведомого. Для меня наступило одно из тех необычных мгновений, когда представления о мире магов становятся кристально ясными.

... чем больше я понимал, чем яснее становились его утверждения, тем острее становилось мое чувство потери и подавленности. В какой-то момент я искренне решил покончить с собой прямо сейчас. Я чувствовал себя обреченным. Чуть не плача, я сказал дону Хуану, что ему не стоит продолжать объяснения, поскольку я знаю, что сейчас утрачу ясность мышления и что когда я вернусь в состояние обычного осознания, я не буду помнить ничего из того, что только что видел или слышал. Мое мирское осознание навяжет мне свою укоренившуюся привычку повторяться и свою разумную, предсказуемую логику. Вот почему я чувствую себя обреченным. Я сказал ему, что ужасно обижен на свою судьбу.

Дон Хуан заметил, что даже в состоянии повышенного осознания я умудряюсь повторяться и время от времени навязываю ему надоедливое описание своих приступов ощущения бесполезности. Он сказал, что если мне суждено погибнуть, то это должно случиться в борьбе, а не в сожалениях или чувстве жалости к себе. И не имеет значения, какой будет наша собственная судьба, пока мы лицом к лицу встречаем ее с предельной отрешенностью.

Его слова отозвались во мне чувством блаженства и счастья. Слезы текли по моим щекам, и я снова и снова повторял, что согласен с ним. Счастье было таким огромным, что я испугался, как бы моя нервная система не вышла из-под контроля. Я постарался напрячь все свои силы и прекратит, это, и вскоре почувствовал отрезвляющее действие своих умственных усилий. Но, по мере того как я приходил в себя, ясность мышления начала рассеиваться. Я молча боролся, пытаясь стать и менее здравомыслящим, и менее нервным. Дон Хуан не проронил ни звука, предоставив меня самому себе.

К тому времени, как я восстановил равновесие, почти рассвело. Дон Хуан встал, вытянул руки над головой и напряг мышцы. Его суставы при этом похрустывали. Он помог мне встать и заметил, что прошедшая ночь дала мне большое просветление: я испытал, что представляет собой дух, и смог собрать в себе достаточно сил и совершить нечто такое, что внешне проявилось как успокоение нервозности, а на более глубоком уровне было очень успешным сдвигом моей точки сборки собственными усилиями .

В течение долгого времени молодые люди лежали рядом друг с другом, погруженные в свои мысли. Благодаря тому, что их точки сборки были смещены , они могли думать гораздо глубже чем обычно, но это также означало, что они беспокоились, колебались и боялись настолько же сильней.
Слова есть нечто исключительно могущественное и важное, и они являются магическим достоянием того, кому они принадлежат. У магов есть правило большого пальца: они говорят, что чем глубже сдвигается точка сборки, тем сильнее ощущение, что обладаешь знанием и не имеешь слов для его объяснения . Иногда точка сборки и у обычных людей может по неизвестной причине прийти в движение, чего они и сами не осознают, разве что вдруг становятся косноязычными, смущенными и рассеянными.
Спустившись с гор, мы с доном Хуаном сделали привал перед тем, как выйти на равнину. Чувство глубокой печали было таким сильным и охватило меня так внезапно , что я не смог идти дальше. Я сел, затем, следуя совету дона Хуана, лег на живот на вершине большого круглого валуна.

<...> Дон Хуан велел мне расслабиться и позволить своей точке сборки, которая так внезапно сдвинулась, перейти в новое положение.

Не волнуйся, - посоветовал он. - Сейчас ты ощутишь нечто похожее на рывок или хлопок по спине, как если бы кто-нибудь коснулся тебя. После этого тебе сразу же станет лучше.

Неподвижно лежа на валуне и ожидая хлопка по спине, я так и не почувствовал его, поскольку мною внезапно овладело вспоминание такой глубины и силы, какой я никогда не испытывал прежде. Однако я был уверен, что ожидаемое ощущение пришло, поскольку от моей печали не осталось и следа.

Фиксация точки сборки

Дон Хуан сказал, что до него всегда все доходило очень медленно. По крайней мере, так считал он сам. Но проверить это он не мог, так как сравнивать было не с чем. Когда же появился я, и он выступил в совершенно новой для него роли учителя, он обнаружил, что ускорить процесс понимания в принципе невозможно. И одного лишь освобождения точки сборки тут явно недостаточно. А он рассчитывал, что этого хватит. Вскоре, однако, он осознал следующее: во время сна любой человек претерпевает естественный сдвиг точки сборки, причем зачастую весьма и весьма значительный, поэтому в бодрствующем состоянии мы мастерски справляемся с индуцированными сдвигами, тут же их компенсируя. Благо, опыта пробуждения из состояния сна нам не занимать - нам ежедневно приходится восстанавливать равновесие, как ни в чем не бывало продолжая свою повседневную деятельность.

Дон Хуан отметил, что ценность заключений, к которым пришли новые видящие, не становится очевидной до тех пор, пока человек не начинает работать с точкой сборки кого-нибудь другого. Новые видящие утверждают, что в этом отношении имеют значение только усилия, направленные на фиксацию точки сборки в новой позиции. Они считают, что эта часть процесса обучения - единственное, о чем стоит говорить. И им известно, что осуществляется она медленно, понемножку, со скоростью улитки .

Связи

Связь с деревьями

У деревьев точка сборки расположена очень низко на их огромном светящемся шаре, и это позволяет им узнавать о чувствах, испытываемых нами при обсуждении грядущего путешествия.

Связь со сновидением

Каким бы ни было место, в котором точка сборки оказывается во время сна, оно называется позицией сновидения

Связь с арендатором

– Почему ты называешь дары бросившего вызов смерти дарами силы? И в чем тут тайна? – спросил я. – Ведь ты и сам можешь перемещать свою точку сборки куда угодно, разве не так?

– Они называются дарами силы, потому что они являются продуктом особого знания магов древности, – сказал он. – Это – тайна, потому что никто на этой земле, кроме бросившего вызов смерти, не может явить нам пример таких знаний. Я, конечно, могу расположить свою точку сборки там, где хочу, внутри или за пределами энергетической формы человека. Но чего я не могу, и что подвластно лишь бросившему вызов смерти, – это знать, что нужно делать с моим энергетическим телом в каждом из этих положений для того, чтобы достигнуть полного восприятия, полной сцепленности.

Затем он объяснил, что современные маги не знают особенностей многих тысяч возможных позиций точки сборки.

– О каких особенностях ты говоришь? – спросил я.

– Особые способы обращения с энергетическим телом, направленные на достижение прочной фиксации точки сборки в отдельных позициях, – ответил он.

Он привел в пример себя. Он сказал, что дар силы, полученный им от бросившего вызов смерти, заключался в знании позиции точки сборки вороны и способах манипуляции своим энергетическим телом для достижения полного восприятия вороны. Дон Хуан объяснил, что полное восприятие, полная сцепленность – это то, чего старые маги добивались любой ценой, и что в случае с его собственным даром силы полное восприятие пришло к нему в результате постепенного процесса обучения, шаг за шагом, как учатся работать на очень сложной машине.

В дальнейшем дон Хуан объяснил, что большинство сдвигов точки сборки, осуществляемых современными магами, – это умеренные сдвиги в пределах тонкого пучка светящихся энергетических волокон внутри светящегося яйца; пучка, называемого «человеческой полосой» или чисто человеческим аспектом энергии вселенной. За пределами этого пучка, но все еще в пределах светящегося яйца, располагается сфера глубоких сдвигов. Когда точка сборки смещается в любое место этой сферы, восприятие для нас все еще постижимо, но для полноты восприятия требуются крайне детальные процедуры.

– Трюком неорганических существ в твоем последнем путешествии с Кэрол Тиггс было помочь вам обрести полную сцепленность при очень сильном сдвиге, – сказал дон Хуан. – Они сместили ваши точки сборки в максимально отдаленное место и затем помогли вам воспринимать так, словно вы находитесь в своем повседневном мире. Это почти невозможная вещь. Для такого восприятия магу требуются или практические знания или могущественные друзья.

Твои друзья в конце концов предали бы вас с Кэрол, предоставив вам самим стоять за себя и учиться практическим способам борьбы за выживание в том мире. В результате вы оба до краев бы наполнились прагматическими процедурами, уподобившись в этом наиболее знающим магам древности.

– Каждый глубокий сдвиг точки сборки требует особой проработки, – продолжал он, – которую современные маги могли бы изучить, если бы знали, как на достаточно длительное время фиксировать точку сборки при любом таком сдвиге. Только маги древности обладали необходимыми для этого особыми знаниями.

Дон Хуан продолжал объяснять, что знание особых действий, необходимых для таких сдвигов, не было доступны восьми нагуалям нашей линии, предшествовавшим нагуалю Себастьяну. Затем арендатор продемонстрировал нагуалю Себастьяну, как достигнуть полного восприятия в десяти новых позициях точки сборки.

Нагуаль Сантистебан получил семь, нагуаль Лухан – пятьдесят, нагуаль Розендо – шесть, нагуаль Элиас – четыре, нагуаль Хулиан – шестнадцать. Сам он получил две. Всего это составило девяносто пять особых позиций точки сборки, известных его линии.

Он сказал, что на вопрос, считает ли он это преимуществом, он ответил бы «нет», потому что под тяжестью этих даров наша линия явно сместилась в сторону настроения древних магов.

Альтернативные расшифровки

Рецепция и перцепция

Апперцепция - это память, увязывание с памятью. Перцепция - это непосредственный контакт малых эманаций с большими эманациями. Даже можно назвать ещё круче - рецепция - первичные данные органов чувств, необработанные перцепцией, - это автоматическая обработка состояний корреляций внутренних и внешних эманаций и формирование картинки мира, картинки интерпретации этого состояния. Всё это происходит в точке сборки .

Сдвиг точки сборки

У <астральщиков> всё происходит на уровне фантазии - виртуальных событий и мультиков, которые в компании астральщиков принято называть "выходом из тела".

У Кастанеды всё происходит из глубоко бессознательного обморочного состояния. Вы засыпаете и у вас ум выключается. Вы там должны найти себя и потом во сне войти в новый тональ. То есть целенаправленность не в том, чтобы увидеть кучу мультиков, а в том, чтобы создать новый тональ. Конкретная форма и выражение ведений не имеют никакого смысла. Имеет значение только одно - формирование нового тоналя в который нужно научиться переходить. Психо-фи-зи-чес-ки переходить.

Не испытывать галлюцинации и потом их красочно описывать друзьям, а чтобы ваша энергия (нечто физически телесное, как биологическое тело) трансформировалась и сдвинулась точка сборки. Когда она сама по себе в сон сдвигается - это бесполезно. А необходимо осознавать этот сдвиг и он у-жа-са-ет. И всё это вы переживаете и проходите.

Это касается вопроса смерти как советчика. Если вы начинаете энергетически сдвигать точку сборки (по простому это "моё энергетическое тело отделяется"), то вы испытываете жуткие переживания, сродни психозу, поскольку всё ваше естество интерпретирует происходящее, как смерть. И не просто вы себе говорите "ой я умер, ой мне не страшно", а вы переживаете нечто граничащее с безумием и угрожающее вашей жизни .

Чистый субъект

Чистый субъект, субъект как таковой, не вовлечённый субъект, пустотный субъект - энергетическое тело - он и подвергается изменениям о которых пишет Кастанеда.

На практике это происходит безмолвно - вы либо меняетесь, либо нет. Практика, направленная на себя любимого, - это НЕ та практика. Настоящий энергетический субъект он всегда безмолвен.

Как у дзенцев написано: нет человека, есть обстоятельства; есть человек, нет обстоятельств; нет человека, нет обстоятельств; есть человек и есть обстоятельства. Всё это обтекает безмолвный субъект, который присутствует во всех этих четырёх ситуациях, но не обнаруживается. Когнитивный субъект (рациональный субъект), перцептивный субъект (эмпирический субъект) и нечто третье, безмолвие.

Этот субъект очень трудно достижим и многие ищут его либо в эмпирическом, либо в рациональном субъекте. А когда находят третий субъект, они могут двинуться крышей и пытаться заставить его изменяться путём эмпирических или рациональных манипуляций.

Но этому субъекту начхать на манипуляции. Если вы смотрите мультики (в голове или по телевизору), то вы НЕ изменяете субъект. Они просто у вас в голове. Эмпирические мультики, например, 30 раз отжаться от пола, тоже не ведут к изменению субъекта.

Все ждут плодов от своих действий. "Я сейчас намыслю, пойду продам и поимею денег" - это "мышление, продажа и поимение денег", а не изменений субъекта. "Я начну качаться, стану сильнее и стану чемпионом". Это "становление чемпионом", а не изменение внутреннего субъекта. Это всё манипуляции содержаниями энергетического субъекта, а не им самим.

Кто-то скажет "ну тогда им нельзя никак манипулировать!" и повторит установку глубинной психологии о том, что бессознательным манипулировать невозможно. "Мы рабы бессознательного" - и Фрейд и Юнг так говорили. А Кастанеда говорит наоборот - манипулировать не только можно, но и нужно, тогда вы достигните мистицизма. Вы представляете, какая сверх задача поставлена Кастанедой? Скорее всего нет. Ну попытайтесь хотя бы...

Стратегия древности герменевтическую процедуру . Значение слова сталкинг - преследовать, давить, скрытное поведение, тёмная лошадка, маньяк-преследователь - эти значения нам не подходят.

Смотрим смысл. У Кастанеды сталкинг - это фиксация, связывание эманаций в новом положении. Теперь сталкинг берём в кавычки и ищем похожее определение в других областях знания: каким словом обозначается связывание, фиксация, нагрузка, нагружение чего-то тяжелого, чтобы тащить, переживать, в абстрактном смысле, когда связан и фиксирован? Какое это слово? Йога (уоkе - ярмо, старое значение - союз) ! Сталкинг об этом и йога об этом.

Что такое йога? Это "читта вритти ниродха" - контроль ума (в переводе с санскрита означает «йога есть остановка колебаний ума») . Почему? Потому, что именно состояние ума/энергии, его/ее обусловленность - это обусловленность всей нашей жизни. Это в восточных кодах называется карма . Карма - предначертанность в смысле обусловленности вас самим собой. Вы катитесь куда-то и ничего не хотите с этим делать. Карма - это фиксация точки сборки .

Для того что бы оперировать одинаковыми терминами, давайте определимся с тем, что такое точка сборки сознания .

Термин точка сборки , употребляется сейчас очень часто и очень часто без понимания того, что же это такое на самом деле. Много путаницы возникает от того, что за словом точка сборки забывается слово, сознание . Поэтому сокращение ТС не совсем верное, точнее будет говорить ТСС (точка сборки сознания).

Что такое точка сборки - описано в книгах Карлоса Кастанеды. Точка сборки - орган, воспринимающий мир. Точка сборки подобна бегунку радио приёмника, а чакры подобны конкретным частотам передающих станций. То есть чакры - это положение в которые можно поставить ТС . Точка сборки – это некое устройство , которое позволяет нам воспринимать внешний мир. И каждый человек может самостоятельно настраивать это восприятие.

Карлос Кастанеда описывает точку сборки как святящуюся область, находящуюся на поверхности энергетического кокона. При изменении положения ТС у человека меняется восприятие. При небольшом сдвиги точки сборки, человек начинает видеть наш физический мир как бы под другим углом. Самый простой пример, это алкогольное опьянение либо воздействие легких наркотиков. При более сильном сдвиге точки сборки, человек начинает воспринимать другие миры. Точка сборки фиксируется как вашим сознанием, так и внешними факторами. И основная суть сводится к умению управлять своей точкой сборки.

Поэтому говорят о эффекте сонастройки, при котором точки сборки других людей, влияют на положение вашей ТС. Таким образом, они как бы втягивают человека в присущее им положение ТС. Они влияют друг на друга и как бы создают мир, причем не только свой собственный, но и окружающих. Как следствие, наш мир представляет собой нечто среднее между позициями точек сборки всех людей. В магии это называется Договором . Можно сказать что Договор, формируется картинами мира людей участвующих в нем. Глобально Договор – это сонастройка, всех мыслящих существ.

Кастанеда выделяет горизонтальные (право лево вперёд назад) и вертикальные (верх низ) сдвиги точки сборки. Так же, определяется движение точки сборки внутрь кокона и наружу. Обычное же её положение, это как бы на поверхности кокона. И именно это дает нам возможность воспринимать окружающий мир.

Двигаясь по вертикали точка сборки фиксируется в чакрах , но так же возможна фиксация в других местах, количество этих мест очень большое. Позиция ТС, влияет на восприятие человека, а также на мерность воспринимаемого мира.

Для пример: при сдвиге ТС ниже муладхары, может изменяться человеческий облик, и здесь начинается смещение в область животных форм. Сдвиг ТС выше сахасрара чакры, также приводит к потере человеческой формы, но уже в пользу ангела подобных созданий.

Позиция фиксации ТС на определенной чакре , обозначает вашу Варну (Касту). ТС на манипуре или ниже, то это первые три касты. Выше это уже магическое восприятие.

Условно, при сдвиге ТС влево, мы движемся в сторону Воздуха. Вперед, в стихию Земля, назад в Огонь, смещение точки сборки вправо, мы двигаемся в Воду. Таким образом формируется крест стихий.

При более глубоких сдвигах точки сборки, за пределы кокона, мы можем начать воспринимать мир из другой точки, отсюда мы можем говорить о выходе из физического тела.

Поэтому распространенная фраза «где у меня точка сборки». Очень часто встречается, но гораздо реже правильно понимается, теми кто её задает. Этот вопрос подразумевает, то положение точки сборки, которое она занимает большую часть времени . Если человек с помощью магических практик научился выпрыгивать с манипуры на вишудху и удерживаться там несколько минут для того, что бы произвести какую то магическую работу. Это совсем не значит что он на вишудхе! Это значит, что он так и остался на манипуре.. Хотя очень многие такие «специалисты», бегают и всем рассказывают, что они уже на вишудхе.

Отсюда родился старый анекдот.

Встречаются, два адепта ШМА, и один другому говорит:
- У меня ТС на Вишудхе, а у тебя где?

Смысл анекдота в том, что если у тебя ТС на вишудхе, у тебя не будет возникать вопроса где ТС у того или иного человека. Ты будешь это Видеть.
Если человек, работает в социуме по 8 часов в день, то всё это время его ТС находится на манипуре или даже свадхистана чакре, за исключением некоторых творческих личностей. Поэтов (анахата), художников (анахата), некоторых ученых (вишудха), сильные ораторы (вишудха) а также хорошие программисты (вишудха) и тд. Но и даже они в большинстве своём придя домой, падают на манипуру. Поэтому если человек ходит каждый день на простую офисную работу, (не говоря уже о физическом труде), а вечером посвящает 2 часа занятиям магии. Ему в большинстве случаев, очень трудно вырваться с мира образов, с мира манипура чакры.

Более подробно смотри книги Кастанеды:
Огонь изнутри, Искусство сновидения

Что еще почитать