Презентация и конспект мероприятия «Социализация: совместная деятельность детей и родителей «Моя Семья. «Игра – важная и эффективная форма социализации ребёнка

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад присмотра и оздоровления № 40 г.Сургута

Конспект занятия по социализации

«Добро в семью»

подготовила

социальный педагог

Сафиуллина Галина Николаевна

Г. Сургут

2012

Направление: социализация.

Возраст: 6-7 лет

Цель:

Формировать представление о мире семьи;

Актуализировать эмоциональный опыт детей семейных взаимоотношений;

Воспитывать потребность радовать своих близких добрыми делами и заботливым отношением к ним.

Оборудование: дерево, листочки, цветы, кленовый лист с загадками, фланелеграф.

Ход занятия.

Воспитатель:

— Здравствуйте ребята! Вчера я читала сказку о ребенке, который жил один. И начиналась она так: «Жил был мальчик, который был один – одинешенек на белом свете. И никого-то у него не было – только он…». Но потом, я остановилась на этом месте и подумала: «А так бывает, чтобы у человека никого не было?»

— Как вы считаете? (Дети: «Нет»)

— А у вас есть кто-нибудь родной? (Дети: «Да», «мама, «папа»)

— Как мы называем одним словом родных людей? (Дети: «Семья»

— Что такое семья? (Дети: «родители», «бабушки, дедушки», «люди которые живут вместе», «где все любят друг друга», «родители и дети»)

— У всех ли есть родители, семья? (Дети: «Да», «а у некоторых нет папы»)

— А как родители относятся к своим детям? (Дети: «Они любят их», «заботятся о детях», «следят, чтобы с детьми ничего не случилось»)

— А как дети должны относиться к своим родителям? Я вам помогу…

— Посмотрите, у меня в руках семечко, представим себе, что это ребенок (крепится на фланелеграф).

— Чтобы семечко, а то есть ребенок рос, что необходимо, как вы думаете? (Дети: «Поливать»)

— Правильно. А точнее, необходима забота.

А какая забота? (тепло, помощь, нежность, ласка родителей).

Они вам это дают? (дети: «Да!»)

— И вот семечко, а то есть ребенок, да еще его родители с заботой и теплом – получается семья, которое мы изобразим в виде чего? (крепится ствол с ветками)

— В виде дерева. Дереву, как и семье нужна забота.

— Мне кажется, дереву чего-то не хватает. Чего? (листиков). Дереву нужны листики, как нужна ваша любовь и забота вашим родителям.

Как можно выразить свою любовь к родителям? (Дети предлагают свои варианты: «Помочь, пожалеть», «Сказать я тебя люблю» ..).

— К примеру, я вчера помогла маме вымыть окна, и маме стало приятно, она заулыбалась, и вот у нас на дереве появился листик, (крепится листик к веткам дерева).

— Давайте вспомним, что доброго вы сделали для своих родителей?

— Как вы выразили свою любовь?

— вы будете называть и крепить листочки на дерево по очереди (развеселили, подняли настроение папе или маме, помогли убрать в комнате, полили цветы, подарили что-нибудь сделанное своими руками, пожелали спокойной ночи, доброго утра, сказали спасибо за приготовленный обед).

— Что делать, чтобы не огорчать своих родителей? (слушаться родителей, не разбрасывать одежду, быть вежливым, не грубить, жалеть)

Посмотрите, как наше дерево зазеленело, каким привлекательным оно стало.

— Ваша помощь просто необходима маме. Замечали ли вы как появляется усталость в глазах мамы, когда она видит брошенные вами в беспорядок вещи, игрушки, испачканную одежду?

Вечером я сказала своей маме, что люблю ее – и вот на дереве у нас появляется цветок (креплю к дереву цветок). Представьте, что цветочек это ласковое и нежное слово для наших родителей.

— А какие ласковые слова, которые могут порадовать маму и папу, вы знаете? (называя слова, дети крепят по очереди цветы к дереву).

Посмотрите, как много хороших слов вы можете сказать маме: «красивая, добрая, умная, нежная, заботливая, аккуратная, папа сильный, умный, добрый, храбрый, мужественный»

— Чем больше вы будете помогать маме, чем меньше огорчать, тем дольше она будет молодой, красивой и здоровой. И семья ваша будет крепкой, веселой, счастливой.

— Посмотрите, каким красивым и цветущим стало наше дерево. Листочки – ваши добрые поступки, цветочки – ваши нежные слова папе и маме, такой будет и ваша семья, если все члены семьи будут друг другу помогать, делать приятное друг другу.

— Но, скажите, пожалуйста, неужели мы всегда правы, всегда ли мы правильно себя ведем? А вдруг мы закапризничали, или чем — то обидели родителей. Так бывает? (да)

— Какие неправильные поступки по отношению к вашим родителям вы помните? Что нельзя делать? Какие обидные слова вы говорили своим родителям? (пока дети называют 2-3 варианта, с дерева снимаю листики и цветочки).

— Ой, посмотрите, что происходит с деревом? (Оно становится грустным, скучным, слабым) Это ведь волшебное дерево.

— Нет, нам нельзя обижать родителей (возвращаю листики на место), не будем говорить плохих слов маме и папе (возвращаю цветы на дерево). Это ведь наша семья, нельзя чтобы семья стала гибнуть как наше дерево.

— Будем возвращать листики и цветочки на дерево? (да)

Теперь вы понимаете, что для того чтобы семья была крепкой и дружной, многое зависит от вас, а не только от папы и мамы, и тогда ваша семья будет такой же красивой, как и наше дерево.

Физминутка:

Давайте поиграем. Разобьемся по парам. Один из вас будет «садовником», а другой «семечко».

Воспитатель произносит слова, а дети производят действия.

— «Семечко» присаживается. «Садовник» очень бережно относится к «семенам», поливает их, ухаживает. — Гладим по голове и телу наше «Семечко» (один ребенок гладит другого);

— Солнышко греет землю и наше «семечко» начинает расти («семечко» поднимается);

— У него раскрываются «листочки» («садовник» тянет руки «семечка» вверх);

— Растет «стебелек» («садовник» гладит по спине другого ребенка);

— Появляются «веточки» с «почками» (руки разводятся в стороны, «садовник» гладит пальчики «стебельку»);

— «Росток» превращается в прекрасное сильное «дерево». «Садовник» вытирает лоб – показывает, как он устал.

Дети меняются ролями. Действия повторяются.

По окончанию дети садятся на ковер.

Воспитатель:

— Посмотрите, к нам в окошко залетел листочек. (С окна снимается кленовый лист с загадками).

— Здесь загадки. Давайте, попробуем их разгадать! (Воспитатель читает. Дети хором отвечают)

    Много их на белом свете,

Всей душой их любят дети.

Кто с улыбкой утром рано

Нас разбудит? Это …. (мама)

2. Он не терпит безделья и скуки,

У него умелые, сильные руки.

Как дела? Снимая шляпу

Спросит вечером нас … (папа).

3. Вера ходит в детский сад

Веру в садик водит … (брат).

4. Дружу я с ней давным — давно

Мы с ней в затеях за одно,

Всем нам печет оладушки

Люблю я свою … (бабушку)

5. Он с бабушкой рядышком

Живет уж много лет,

Хочу таким быть умным

Как мой любимый …(дед)

— Молодцы, быстро разгадали загадки.

— Ребята, помогите мне выбрать нужную пословицу из двух. Подумайте и скажите, какая из них больше всего подходит к нашему занятию.

«Старый друг, лучше новых двух»

«Вся семья вместе, так и душа на месте»

— Правильно, вторая пословица подходит больше к нашему занятию. Потому что там говорится о семье.

— А, как вы понимаете эту пословицу? (ответы детей обобщаются «Когда все вместе собираются дома, или делают вместе одно дело, то всем хорошо весело и радостно).

Молодцы.

Заключение:

А сейчас, каждый снимите цветочек с дерева. На каждом, на обратной стороне, написано ласковое слово. Попробуйте, сегодня вечером сказать папе и маме то слово, которое вам досталось. А завтра расскажите своему воспитателю, получилось у вас это сделать или нет.

Задание на дом :

— Напишите вместе с папами в своих альбомах, где выполняете свои домашние задания после наших занятий, все ласковые слова, которые вы часто говорите своей маме. До свидания!

Список использованной литературы

1. Е.А. Алябьева «Коррекционно-развивающие занятия для детей старшего дошкольного возраста» методическое пособие, Творческий Центр, Москва 2002

2. Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. «Учим детей общению», Ярославль «Академия развития»1996.

«Игра – важная и эффективная форма социализации ребёнка»

Воспитатель Немкова Наталья Викторовна МБДОУ «ЦРР-д/с «Мечта» г. Абакан

Дошкольный возраст - это период приобщения ребенка к познанию окружающего мира, период его начальной социализации. Высокая восприимчивость детей дошкольного возраста, легкая обучаемость, благодаря пластичности нервной системы, создают благоприятные возможности для успешного нравственного воспитания и социального развития личности. В эти годы ребенок приобретает первоначальные знания об окружающей жизни, у него начинает формироваться определенное отношение к людям, к труду, вырабатываются навыки и привычки правильного поведения, складывается характер. Этим объясняются огромные воспитательные возможности игры, которую психологи считают ведущей деятельностью дошкольника. Игра - это ведущий вид деятельности, наиболее эффективная форма социализации ребёнка. В игре закладываются основы будущей личности. Играя вместе, дети начинают строить свои взаимоотношения, учатся общению, не всегда гладко и мирно, но это путь обучения, иного нет. Кроме того, в процессе совместных игр со сверстниками, у ребенка формируются важнейшие коммуникативные качества, необходимые ему в сфере общения и межличностного взаимодействия. Принято считать, что игра, это воображаемая или условная деятельность, целенаправленно организуемая среди детей для их отдыха, развлечения и обучения. Игра – не развлечение, а особый метод вовлечения детей в творческую деятельность, метод стимулирования их активности. Поэтому необходимо детальное рассмотрение ресурсов детской игры и изучение тех условий, которые позволяют ей максимально эффективно воздействовать на успешную социализацию. Детство без игры и вне игры ненормально.

Лишение ребенка игровой практики - это лишение его главного источника развития: импульсов творчества, признаков и примет социальной практики, богатства и микроклимата коллективных отношений, активизации процесса познания мира. По мнению психологов, именно в игре ребенок строит свои первые модели окружающего мира, усваивает правила общения между людьми, развивает свои способности и характер.

Игра - это единственная центральная деятельность ребенка, имеющая место во все времена и у всех народов, где происходит активная деятельность воображения, под влиянием которого имеющиеся знания комбинируются, действительные, реальные представления сочетаются с выдумкой, фантазией.

Играя вместе, дети начинают строить свои взаимоотношения, учатся общению, не всегда гладко и мирно, но это путь обучения. Формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу. Наиболее эффективная форма социализации ребёнка, где закладываются основы будущей личности.

Процесс социализации в младшем дошкольном возрасте должен выполнять следующие задачи:

1. Научить воспитанников быть «продуктивными членами общества»;

2. Приобщить их к социальным ролям, правам и обязанностям;

3. Адаптировать к социальной среде;

4. Интегрировать в жизнь общества.

Задача гармоничного развития детей дошкольного возраста предполагает не только определенный уровень развития широкого круга знаний и умений, способов овладения различным содержанием, но и обязательно достаточно высокий уровень развития его эмоциональной сферы и нравственной позиции, что имеет не только узко педагогическое, но и общественное значение. Регулярное проведение совместных игр обогатит дошкольников новыми впечатлениями, будет способствовать формированию навыков социальной компетентности, даст им новый социальный опыт, который так важен для развития их личности.

Согласно С. А. Шмакову, игра ребенка выполняет следующие функции:

1. Функция социализации. Игра - есть сильнейшее средство включения ребенка в систему общественных и межличностных отношений, усвоения им богатств культуры.

2. Функция межнациональной коммуникации. Игра позволяет ребенку усваивать общечеловеческие ценности, культуру различных национальностей, поскольку «игры национальны и в то же время интернациональны, межнациональные, общечеловечны».

3. Функция самореализации ребенка в игре как «полигоне человеческой практики». Игра позволяет, с одной стороны, построить и проверить проект снятия конкретных жизненных затруднений в практике ребенка, с другой - выявить недостатки опыта.

4. Коммуникативная функция игры - (освоение навыков взаимодействия) ярко иллюстрирует тот факт, что игра реализует коммуникативную деятельность, позволяя ребенку войти в реальный контекст сложнейших человеческих коммуникаций.

5. Диагностическая функция игры - (выявление индивидуально – личностных особенностей детей, самопознание в процессе игры) предоставляет возможность педагогу распознавать и фиксировать различные проявления ребенка (интеллектуальные, творческие, эмоциональные и др.) . В то же время игра - «поле самовыражения», в котором ребенок проверяет свои силы, возможности в свободных действиях, самовыражает и самоутверждает себя.

6. Игротерапевтическая функция игры - заключается в использовании игры как средства преодоления различных трудностей, возникающих у ребенка в поведении, общении, учении.

7. Функция коррекции - предполагает внесение позитивных изменений, дополнений в структуру личностных показателей ребенка. В игре этот процесс происходит естественно, мягко.

8. Развлекательная - направлена на достижение удовольствия и пробуждение интереса, воодушевление.

Основные компоненты игры

Игра включает в себя:

1. игровое состояние (мотив)

2. игровые позиции

3. игровые ситуации

4. игровые роли и действия

5. результат игры.

Для детей не всегда важен результат игры, победа, успех. Им нравится сам ее процесс, те роли, те отношения, которые меняют статус ребенка в коллективе.

Виды игр

    Дворовые игры (уличные)

    «Прятки», «Салочки», «Горелки», «Казаки-Разбойники» и др.

    Посиделочные игры

    Жмурочные, словесные, целовальные. «Я садовником родился. », «Колечко, колечко», «Испорченный телефон» и др.

    Хороводные игры

    (это народные игры, движение людей по кругу с пением и каким-либо танцем, игрой) Игра «Ручеек»

    Игра «Плетень»

    «Заря»

    Танцевальные игры

    (главенствует танец, а игра является украшающей его деталью) «Базар цветов»

    «Три круга»

    Познавательные игры

    «Мудрый ворон»

    Викторина - это игра в ответы на вопросы, обычно объединенные какой-либо темой

    Лотерея

    (розыгрыш любых предметов по билетам) Это может быть: лотерея «Поиск», «Твой стул - твоя удача», «Танцевальная».

    Игро - песня

    Необходимо пропеть любую песню

    Игры – пятиминутки

    Любые пальчиковые игры

    Коммуникативные игры

    Игры такого типа выполняют диагностическую, коррекционную, психотерапевтическую роль. Главное условие этих игр – доброжелательность, игровой диалог.

    «Интервью»

    «Комплимент»

    Игры на знакомство

    «Снежный ком»

    «Рассказать о себе в трех словах»

    «Мяч по кругу»

    «Привет! »

    Конкурсные игры

    это соревнование, имеющее целью выделить лучших участников

    «Узнай песню»

    «Золушка»

    Эрудит – игры «Морской бой», «Интеллектуальный хоккей», «55», «Взломщик»

    Игры – шутки

    «Дикая обезьяна»

    «Верблюд»

Игра – это продукт деятельности, посредством которой человек преобразует действительность и изменяет мир. Суть игры - в способности, отображая, преображать действительность. В игре впервые формируется и проявляется потребность ребёнка воздействовать на мир - в этом основное, центральное и самое общее значение игры. Она помогает психологической разрядке, гармоничному вхождению в мир человеческих отношений. Игра особенно важна для детей, которые познают окружающую действительность через воспроизведение в игровом процессе действий взрослых и отношений между ними. Игра необходима для физического, умственного и нравственного воспитания детей.

Классификация игр

По области деятельности

    интеллектуальные

    трудовые

    социальные

    психологические

    физические

По характеру педагогического процесса обучающие

    тренинговые

    познавательные

    развивающие

    воспитательные

    продуктивные

    репродуктивные

    творческие

    коммуникативные

    диагностические

По игровой методике предметные

    сюжетно – ролевые

    деловые

    По игровой среде без предметов

    с предметами

    настольные

    комнатные

    уличные (дворовые)

    на местности

    технические

По предметной области математические

    биологические

    музыкальные

    литературные

    театральные

    спортивные

    трудовые

    народные

    экономические и другие

Игры у детей дошкольного возраста бывают очень разнообразными. Традиционно различают игры подвижные, ролевые, настольные и дидактические.

1. Подвижные игры. Они очень полезны для здоровья. Растущий детский организм не может долгое время сидеть на одном месте, ему нужно движение, высвобождение накопившейся энергии. И подвижные игры являются незаменимым способом этой энергетической разрядки и развития физических качеств младших школьников. Во многих проводится борьба за личное первенство или первенство коллектива. Кроме физических качеств, они развивают такие свойства личности, как смелость, выдержка, настойчивость.

2. Ролевые игры. Они отражают явления и процессы, которые дети наблюдают или о которых слышат из мира взрослых. В этих играх каждый ребенок берет себе определенную роль, например врача, учителя, пожарника, и изображает соответствующую деятельность. Иногда сюжет игры бывает заранее намечен, события и действия развертываются в определенном плане (сюжетные игры) .

3. Настольные игры. Некоторые из них очень полезны для расширения познавательных интересов и для умственного развития. К числу таких игр относятся лото с картинками, словесные игры со всякого рода загадками, шарадами, ребусами, игры-головоломки и т. п.

4. Дидактическая игра. Это активная учебная деятельность по имитационному моделированию изучаемых систем, явлений, процессов. Так как дошкольники очень любят играть, процесс передачи системы знаний, умений и навыков в форме игры является наиболее эффективным. Такие виды игр помогают ребенку лучше усвоить учебный материал. Кроме того, они способствуют активному взаимодействию участников этих игр.

Игра позволяет ребенку получать и обобщать знания об окружающем мире, развивать у него чувство коллективизма, желание и умение помогать другим. Игра есть сильнейшее средство включения ребенка в систему отношений общества, которому он принадлежит, усвоения им культурных и духовных богатств. В игре, развиваются интеллектуальные, личностные качества и физические способности.

Регулярное проведение совместных игр обогатит дошкольников новыми впечатлениями, будет способствовать формированию навыков социальной компетентности, даст им новый социальный опыт, который так важен для развития их личности.

Для социального развития дошкольников огромное значение имеет не только игра. Занятия, беседы, упражнения, знакомство с музыкой, чтение книг, наблюдение, обсуждение различных ситуаций, поощрение взаимопомощи и сотрудничества детей, их нравственных поступков – все это становится кирпичиками, из которых складывается личность человека. Ребенок очень глубоко воспринимает прекрасное – значит, его нужно познакомить с лучшими творениями человека, показать репродукции картин или посетить вместе с ним выставку, музей, галерею. Следует подготовиться к такому походу, потому что ребенок обязательно будет задавать множество вопросов, на которые взрослому придется отвечать. Социальное развитие не менее необходимо личности, чем развитие интеллектуальных, творческих, физических способностей. Современный мир так устроен, что одним из условий успеха является способность плодотворно работать в команде, находить способы взаимодействия, взаимопонимания с людьми, с которыми ты работаешь. И, безусловно, душевный комфорт, эмоциональная удовлетворённость вашего ребёнка будет напрямую зависеть от того, как будут складываться его взаимоотношения с другими людьми, какую роль он будет играть в том коллективе, в котором будет находиться, и кем себя ощущать. И наша задача – правильно и умело помочь ему приобрести социальные навыки.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что такая организация образовательного процесса с детьми способствует социально – личностному развитию каждого ребёнка. Дети становятся более раскрепощёнными и самостоятельными, целеустремлёнными и уверенными в себе, общительными, более внимательными и заботливыми по отношению к сверстникам и взрослым; способными к взаимопониманию и сотрудничеству. У детей формируется способность совместно принимать решения и следовать их выполнению.

Анна Федонова
Занятие с детьми старшего дошкольного возраста (социализация)

КОНСПЕКТ занятия с детьми старшего дошкольного возраста «Жить здорово!»

Составила : воспитатель Федонова А. Д.

Цель : укрепление психического здоровья дошкольников в процессе позитивного общения со сверстниками и взрослыми.

Оборудование :

демонстрационный материал : «волшебная палочка» , три ладошки - красного , жёлтого и синего цветов; лист ватмана к игровому заданию "теневой портрет"; демонстрационный набор из 6 пиктограмм; наклейки-стикеры для игры «Найди пару» , маркеры.

Ход занятия

Введение.

Игра "Ласковое имя" Цель игры : развивать фантазию, помочь ребёнку осмыслить ценность каждого из членов коллектива.

Здравствуйте, ребята!

Слева друг, справа друг

Получился ровный круг.

Давайте поиграем в игру "Ласковое имя". Сейчас будем называть ваши имена. Как? А вот так! (игроки придумывают новое имя каждому ребёнку, используя первую букву его настоящего имени. Например : Саша – светлый, Аня – аккуратная, Вика – весёлая, Имран – интересный. Педагоги помогают детям, затрудняющимся выполнять задания и создают ситуацию успеха)

А теперь, вспомните и назовите, как вас ласково называет ваша мама. А мы запоминаем.

Ласково мама вас называет, когда у неё какое настроение? (хорошее, весёлое, грустное)

"Азбука настроения"

(с использованием пиктограм)

А в стихотворении "Азбука настроения" мы узнаем, каким вообще бывает настроение.

Стихотворение "Азбука настроения"

Бывают чувства у зверей,

У рыбок, птичек и людей.

Влияет без сомнения, на всех

Нас настроение.

Кто веселится!

Кто грустит?

Кто испугался!

Кто сердит?

Рассеет все сомнения

Азбука настроения.

Посмотрите на меня. Как вы думаете, какое сейчас у меня настроение?

А теперь вспомним, какая пиктограмма подходит к такому настроению.

Правильно?

Изобразите такое же выражение лица.

Основная часть.

Появляется грустный клоун - Неумейка

Кто пришёл к нам, грустный и унылый?

Клоун здоровается с детьми , не проявляя ни каких эмоций.

А куда я попал? - говорит клоун (в детский сад)

Как у вас здесь хорошо, красиво. Вы, наверное, любите это место? - говорит клоун. (да)

А давайте расскажем клоуну стихотворение про детский сад и познакомимся с ним. Для начала пусть назовёт своё имя, а мы придумаем, что оно может означать (игра «Ласковое имя» Неумейка – нарядный, нежный, нужный)

Динамическая пауза "Девочки и мальчики"

(с использованием опорных символов : "кричалки" - красная ладонь, "шепталки" - жёлтая, "молчалки" - синяя)

Я люблю свой детский сад

В нём полным полно :

Мышат? – Нет

Цыплят? - Нет!

Утят? - Нет!

Бельчат? - Нет!

Ребят? - Да!

Хорошо, когда мы вместе

Девочки (произносят девочки)

Мальчики (произносят мальчики)

Чтение стихотворения сопровождается соответствующими движениями. Перед произнесением каждого ответа детей и последних двух строк, психолог демонстрирует красную, жёлтую или синюю ладошку . Детские ответы звучат в соответствии с показанной ладошкой - громко , тихо или показывается жестом, молча. Затем игра продолжается. В конце игры психолог показывает красную ладонь. Дети вместе с воспитателем произносят фразу : «Здесь нам жить весело и здорово!» .

Игровое задание "Кто я" Цель : помочь детям осмыслить собственные чувства и переживания, развивать умение концентрироваться и анализировать. Дать детям возможность взглянуть на себя с разных сторон, расширить представление о себе.

Дети по очереди дают ответы на вопрос клоуна : «Кто ты?» . Каждое предложение начинается местоимением «я» . Например : «я – девочка, я занимаюсь танцами, очень люблю рисовать» и т. д.

Уважаемый клоун, у наших детей много достоинств. Они могут рассказать о себе, радоваться, веселиться.

Игровое музыкальное задание «Найди пару» . Цель : развивать быстроту реакции и внимание, умение взаимодействовать друг с другом.

Под лёгкую музыку педагог наклеивает детям на ладошки стикеры разных цветов. Ребёнок должен найти себе пару по цвету. Затем пары танцуют под весёлую музыку.

Дети с одинаковыми стикерами могут быть партнёрами по играм в течение всего дня. Клоун принимает участие в игре.

Игровое задание «Отвечаем пальцами» . Цель : развивать умение детей использовать жесты для выражения эмоций.

Все вы умеете говорить, когда вам весело, грустно. Сейчас мы будем учиться разговаривать и выражать свои эмоции жестами. Я буду задавать вам вопросы, а вы будете отвечать очень быстро с помощью больших пальцев рук. Ответ «да» обозначает большой палец, «смотрящий» вверх. Ответом «нет» является большой палец, «смотрящий» вниз.

Примерные вопросы :

Любите ли вы смотреть мультфильмы?

Нравится ли вам кататься на аттракционах?

Любите ли вы кататься на санках?

На берёзах растут розы?

Рыбы по небу летают?

Собака умеет мурлыкать?

Кошка ходит в сапожках?

Клоун принимает участие в игре.

Динамическая пауза.

Вам весело? А настроение у вас какое? (веселое)

Как и в игре "Как живёшь?"

Как живёшь? - Вот так!

А плывёшь?

А бежишь?

Вдаль глядишь

Ждёшь обед

Машешь вслед

Утром спишь

А шалишь

(дети отвечают любыми жестами на вопросы психолога)

Игра «Волшебная палочка» Цель игры : упражнять в умении приветствовать партнёра по игре приветливой доброй улыбкой. Под песню «Улыбка» ведущий начинает передавать «волшебную палочку» с доброй, открытой улыбкой.

Волшебная палочка по кругу идёт

Добрую улыбку всем передаёт.

Клоун тебе понравилась игра? Чему ты научился у наших ребят?

Мне понравилось улыбаться, играть, я теперь обязательно найду себе друзей. Спасибо, вы мне очень помогли.

Клоун читает стихотворение :

Я не грустный и не злой

Я теперь совсем другой

Весельчак я озорной

Поиграйте все со мной!

Игровое задание «Теневой портрет» Цель : вызвать эмоциональный отклик на игру, создать радостную, таинственную атмосферу.

Клоун решил подарить детям подарок, нарисовать портреты детей необычным способом.

Каждый ребёнок подходит к стене так, чтобы его тень падала на бумагу. Клоун обводит контур каждого ребёнка на плакате.

Я нарисовал каждого из вас, но свои лица вы дорисуете сами, хорошенько рассмотрев себя в зеркале. Не забудьте нарисовать то, что сближает нас и помогает иметь друзей. Что это? (улыбка)

Как мы интересно, весело поиграли. Давайте поможем нашему Клоуну вспомнить что мы делали, во что играли.

Дети припоминают ход занятия , рассказывают о проделанной работе, делятся впечатлениями, говорят друг другу комплименты. Рассказывают, какие игры им понравились.

Всё это происходит сидя на ковре, передавая по кругу «волшебную палочку» .

Помните, в начале занятия , каждый сказал, как его ласково зовёт мама. Давайте, прощаясь, назовём друг друга ласково.

Каждый ребенок прощается с остальными ребятами, называя их ласково по имени.

Плакат дети забирают в группу, и там каждый, дорисовывает свой протрет. Общую картину можно украсить. Готовый коллаж «Жить здорово среди друзей!» воспитатель вешает на стене в группе.

Список литературы :

Детская практическая психология : Учебник / Под ред. проф. Т. Д. Марцинковской. - М.: Гардарики, 2004. - 255 с.

Соколова Ю. А.

Игры и задания на готовность к школе ребенка 6 - 7 лет. - м.: Эксмо. 2009. - 64с.

Куражева Н. Ю., Вараева Н. В.

Психологические занятия с дошкольниками "Цветик - семицветик". - СПб.: Речь, 2004. - 96с. Катаева. Л. И.

Работа психолога с застенчивыми детьми . - М.: Книголюб, 2005. - 56 с. Ткаченко Т. А.

Развиваем мелкую моторику. - М.: Эксмо, 2010. - 64 с. Салмина Н. Г.

Учимся думать. Пособие для детей старшего дошкольного возраста . - М.: Вента - Граф, 2005. - 80 с.

Учимся мыслить; Пособие для психологов и педагогов. - Ирина Коваль Книжный клуб Харьков, 2007г.

Конспект организованной образовательной деятельности по социализации для детей среднего дошкольного возраста «Моя дружная семья»


Автор работы: Чалова Татьяна Анатольевна, воспитатель МАДОУ детский сад «Солнышко», пгт. Каменск.
Описание: данный конспект разработан для проведения организованной образовательной деятельности с детьми среднего дошкольного возраста, в основу занятия взята русская народная сказка «Репка».
Цель: формировать у детей представление о семье, как о людях, которые живут вместе.
Задачи: закреплять знания о своей семье; формировать представление об элементарных родственных связях; развивать мышление, логику, умение рассуждать; воспитывать любящее заботливое отношение к членам своей семьи, чувство гордости за свою семью.
Активизация словаря: семья, бабушка, дедушка;
Обогащение словаря: родственники;
Материалы и оборудование: ЭОР: презентация;
ИКТ: ]проектор, экран;
Раздаточный материал: домики, картинки – члены семьи.
Предварительная работа: знакомство и обсуждение пословиц о семье, чтение рассказов Н. Носов «Бабушка Дина», Л. Толстой «Дедушка и внучек», Е. Благина «Стихи о маме». Чтение сказки «Три медведя», драматизация по сказке; рассматривание семейных альбомов с фотографиями; беседы: «Мои родные и близкие»; «Моя семья»; рассматривание иллюстраций и рисунков по теме «Семья»;
1.Организационный момент:
(воспитатель и дети стоят в кругу)
воспитатель:
- ребята есть хорошая примета всем с утра дарить приветы. Давайте и мы так сделаем.
Солнцу красному…
дети:
-привет!
воспитатель:
- небу ясному…
дети:
- привет!
воспитатель:
- люди взрослые и малыши…
дети:
- вам привет от всей души!
- а чтобы у нас было хорошее настроение улыбнитесь друг другу и нашим гостям.
дети садятся
воспитатель:
- ребята, сегодня нас с вами пригласили в гости герои одной сказки. Её название вы узнаете, если отгадаете загадку:
В огороде шум и гам!
Что же приключилось там?
Всей семьей дружно
Дед-ворчун и бабка с внучкой,
мышь-норушка, кошка с Жучкой
Уцепившись в хвостик крепко
Тащат с грядки... (репку)

ответы детей
воспитатель:
- правильно, это знакомая нам сказка «Репка», где герои сказки это одна дружная семья.

Назовите членов этой семьи.
(дети называют: дедка, бабка, внучка, Жучка, кошка, мышка)
воспитатель:
- репка предлагает нам вспомнить в месте с ней сказки про семью.

(дети называют «Три медведя», «Колобок», «Гуси – лебеди», «Волк и семеро козлят»)
воспитатель: ребята скажите, как вы думаете, что такое семья?

Беседа о понятие «Семья».


(дети высказывают свои предположения, затем воспитатель все ответы объединяет и делает вывод)
- правильно, мама и папа, их дети (сын или дочь), бабушки и дедушки – это члены семьи, все вместе они – семья. В семье могут жить люди разного возраста, как от маленького ребёнка так до пожилого человека. Это самые дорогие и близкие люди. Все члены семьи любят, уважают, заботятся друг о друге.
И сейчас Репка хочет, чтобы вы вспомнили сказку и встретились с семьёй, которая её растила.
Посадил дед репку, выросла репка большая пребольшая.


Пошел дед репку рвать. Тянет, потянет, а вытянуть не может.
Позвал тогда дед на помощь бабку.


- а бабка говорит: «я обязательно помогу тянуть репку, но сначала мне хочется узнать у ребят, какие бывают семьи?»
(дети высказывают свои предположения, что семьи бывают крепкие, дружные, большие, маленькие, добрые, неразлучные….)
- ребята бабка спрашивает, помогаете ли вы в своей семье дома? И хочет с вами поиграть в игру:

Игра «Добрые дела»

Бабка отправила вам корзинку для добрых дел.


- Кому на ладони поставлю корзинку, тот должен положить в нее доброе дело, которое выполняет в своей семье.
(дети стоят в кругу, воспитатель под музыку ходит по кругу, ставит на ладони ребенка корзинку, а тот называет доброе дело: поливает цветы, моет посуду, заправляет свою кровать, складывает свои вещи, убирает со стола…)
воспитатель: бабка благодарит вас за полную корзину добрых дел,
- Бабка за дедку, дедка за репку, тянут -потянут, а вытянуть не могут. Позвала бабка внучку


- а внучка говорит: « С удовольствием помогу вам, но сначала я приглашаю ребят на веселую разминку


А теперь внучка предлагает вам поиграть с ней в игру:

«Кто лишний»


Задание такое:
- нужно найти, кто на картинках не является членом семьи? Для ответа поднять руку
*Бабушка, лунтик, дедушка.
* бабушка, Вини-пух, папа, дедушка, мама.
*мама, бабушка. Сын, чебурашка, дедушка.
* сын, бабушка, папа, Буратино, дочь.

воспитатель: молодцы правильно ответили, порадовали внучку за это вам еще один смайлик.
- сказка продолжается: «Внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку. Тянут-потянут, вытянуть не могут.
Позвала внучка Жучку…»


Жучка поможет вытащить репку, но сначала хочет узнать, как еще можно назвать, тех кто живет в семье.
(ответы детей)
- Маму, папу, бабушку, дедушку, братьев, сестёр, мы называем семьей. А можно назвать по-другому - родственниками. Родственники-близкие по родству люди.
- давайте вместе повторим новое для вас слово – родственники (хоровые и индивидуальные ответы детей).
- запомните: что мамы, папы, братья, сёстры, дедушки, бабушки – это ваши близкие родственники, ваши родные, ваша семья.
- получите смайлик от жучки.
воспитатель: сказка продолжается и репку надо тянуть дальше:
позвала Жучка кошку.


Кошка тоже поможет тянуть репку, но сначала хочет спросить ребят:
-где живет каждая семья. Ответы детей (в доме, в квартире)
- кошка принесла вам ребята домики, сейчас мы подойдем к столам и поиграем в игру:

Речевая игра « Назови, кто живёт в домике ».


- ребята посмотрите, в домиках закрыты окна, а уже утро. Что бы узнать, кто в домиках живет, нужно их открыть, открывать будете те окна, которые я назову, Слушайте внимательно:
- откройте окно, в правом верхнем углу.(дети выполняют, открывают окно в нем - папа)
- это взрослый или ребёнок? (ответы детей)
-это папа или мама
(ответы детей)
- откройте окно в левом верхнем углу (дети выполняют, открывают окно в нем – мама)
- это взрослый или ребёнок? (ответы детей)
- кто это? (ответы детей)
- откройте окно в левом нижнем углу (дети выполняют, открывают окно в нем - сын)
- это взрослый или ребёнок? (ответы детей)
- это сын или дочь?
(ответы детей)
- откройте окно в правом нижнем углу (дети выполняют, открывают окно в нем – дочь)
- это взрослый или ребёнок? (ответы детей)
- кто это? (ответы детей)
- кто находиться в верхних окнах? (ответы детей - папа, мама)
(ответы детей - родители)
- кто находиться в нижних окнах? (ответы сын – дочь)
- как их можно назвать, одним словом? (ответы детей - дети)
- кем они друг другу являются (ответы детей - брат и сестра)
- откройте окно, в центре домика (дети выполняют, открывают пустое окно)
- ребята кого мы еще можем поселить в ваших домиках (ответы детей - бабушку, дедушку)
- выберите из картинок кого вы хотите поселить и вставите в пустое окно.
- молодцы в ваших домиках поселилась кто? (ответы детей)
- дружная семья
- молодцы, получите смайлик от кошки.
воспитатель: дальше кошка позвала мышку.


А мышка и говорит: «Я обязательно помогу, но сначала я хочу узнать у ребята умеют ли они быть ласковыми и поиграть с ними в игру, которая называется:

Игра:«Скажи ласково»

Нужно назвать членов семьи ласково, нежно, любя. Послушайте меня внимательно, я буду называть вам слово, а вы должны назвать это же слово, но только ласково:
Например: «Мама – мамочка…(мамуля)»;
Папа – папочка, папенька, папуля;
Дочь-доченька, дочурка;
Сын – сынок, сыночек;
Сестра – сестрёнка;
Брат – братишка;
Бабушка – бабуля бабулечка;
Дед – дедушка, дедуля»
- мышке очень понравились ваши ласковые слова, и она дарит вам вот такой веселый смайлик
воспитатель: будем сказку продолжать, мышка за кошку, кошка за жучку, жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку - тянут, потянут и вытянули репку.


- ребята, скажите, почему герои сказки вытащили репку?
Ответы детей (Тянули все вместе, дружно всей семьей).
воспитатель: а теперь давайте посчитаем смайлики, которые вы получили от героев сказки.
(дети считают)

Игра теснейшим образом связана с развитием личности, и именно в период её особенно интенсивного развития - в детстве - она имеет особое значение.

Игра - продукт деятельности, посредством которой человек преобразует действительность и изменяет мир. Суть человеческой игры - в способности, отображая, преображать действительность. В игре впервые формируется и проявляется потребность ребёнка воздействовать на мир - в этом основное, центральное и самое общее значение игры.

Игра - один из видов деятельности, значимость которой заключается, в самом процессе, а не в результатах Она помогает психологической разрядке, гармоничному вхождению в мир человеческих отношений. Игра особенно важна для детей, которые познают окружающую действительность через воспроизведение в игровом процессе действий взрослых и отношений между ними. Игра необходима для физического, умственного и нравственного воспитания детей.

Игра ребенка выполняет следующие функции:

1.Функция социализации. Игра есть сильнейшее средство включения ребенка в систему общественных отношений, усвоения им богатств культуры.

2.Функция межнациональной коммуникации. Игра позволяет ребенку усваивать общечеловеческие ценности, культуру различных национальностей - «игры национальны и в то же время интернациональны, межнациональны, общечеловечны».

3.Функция самореализации ребенка в игре как «полигоне человеческой практики». Игра позволяет, с одной стороны, построить и проверить проект снятия конкретных жизненных затруднений в практике ребенка, с другой - выявить недостатки опыта.

4.Коммуникативная функция игры ярко иллюстрирует тот факт, что игра реализует коммуникативную деятельность, позволяя ребенку войти в реальный контекст сложнейших человеческих коммуникаций.

5.Диагностическая функция игры предоставляет возможность педагогу распознавать и фиксировать различные проявления ребенка (интеллектуальные, творческие, эмоциональные и др.). В то же время игра - «поле самовыражения», в котором ребенок проверяет свои силы, возможности в свободных действиях, самовыражает и самоутверждает себя.

6.Терапевтическая функция игры заключается в использовании игры как средства преодоления различных трудностей, возникающих у ребенка в поведении, общении, учении.

7.Функция коррекции - предполагает внесение позитивных изменений, дополнений в структуру личностных показателей ребенка. В игре этот процесс происходит естественно, мягко.

8.Развлекательная - направлена на достижение удовольствия и пробуждение интереса.

Выполняя эти функции, игра имеет большое значение для процесса социализации личности ребенка.

Что еще почитать