С кем библейский каин пошел размножаться. Откуда взялись жены у детей Адама и Евы 

ВОПРОС:
"И познал Каин жену свою; и она зачала и родила Еноха. И построил он город; и назвал город по имени сына своего: Енох». Откуда взялась у Каина жена? И раз он решил построить город, то человечество тогда не было одной лишь семьей из четырех человек? Кто бы жил в этом городе?

А дальше написано: «И познал Адам еще жену свою, и она родила сына, и нарекла ему имя: Сиф, потому что, говорила она , Бог положил мне другое семя, вместо Авеля, которого убил Каин. У Сифа также родился сын, и он нарек ему имя: Енос; тогда начали призывать имя Господа».
Получается, что Сиф как бы возместил смерть Авеля? А от кого родил сына Сиф?

ОТВЕТ:
Прежде чем перейти к ответу на конкретные поставленные вопросы, необходимо сказать несколько слов о том, как вообще следует читать Книгу Бытия.
30 июня 1909 года Библейская комиссия опубликовала Декрет об историческом характере первых трех глав Книги Бытия. Посредством этого Декрета, во-первых, отвергаются суждения, согласно которым Бытие представляет собой восточные мифы, просто-напросто «очищенные» от политеизма и приспособленные к еврейской религии. Отвергается также мнение, что Бытие содержит в себе аллегории и символы религиозных и философских истин, которые не соответствуют объективной реальности. И, наконец, Декрет отвергает мнение, согласно которому Бытие - это легенды, которые были отчасти выдуманы с назидательнымой целью.
В Декрете перечисляются факты, описанные в Книге Бытия, которые не подвергаются сомнению: такие, как сотворение всех вещей Богом в начале времен, сотворение человека, грехопадение первых людей. Что касается вопроса о том, каким образом все эти факты происходили, Декрет гласит: «В написании первой части Бытия священный автор не намеревался дать научное объяснение сокровенной сути видимых вещей и описать точный порядок сотворения, но он стремился дать своему народу доступное ему пояснение, соответствующее стилю общения того времени и чувствам людей. Поэтому в ее толковании не следует стремиться с точностью и постоянством к стилю научного языка».
И далее: «Не следует всегда и непременно воспринимать в собственном смысле все отдельные слова и фразы, встречающиеся в этих главах. Поэтому допустимо отвлечься от этого смысла в тех случаях, когда использованные выражения представляются очевидно неточными или метафорическими, или же антропоморфическими, когда какой-то довод отменяет буквальный смысл или же какая-то необходимость заставляет от него отказаться». «Интерпретируя отрывки, которые Отцы и Учители Церкви воспринимали по-разному, не высказываясь определенно и точно, допустимо поддерживать и защищать мнения, которые каждому кажутся разумно доказуемыми, учитывая суждение Церкви и сохраняя аналогию веры». И еще: «В названии и разделении шести дней, о которых идет речь в первой части Бытия, слово «yom» -- «день» -- можно понимать в буквальном смысле, как естественный день, или же в ином смысле, как некоторый отрезок времени. Не возбраняется также свободно дискутировать по этому вопросу».
В 1948 году Папская Библейская комиссия направляет письмо Парижскому архиепископу, в котором разъясняет: «Вопрос литературных форм первых 11 глав Бытия весьма неясен и многосложен. Эти литературные формы не отвечают ни одной из классических категорий и не могут быть проанализированы в свете греко-латинских или современных литературных жанров. Поэтому нельзя отрицать или утверждать их историчность в целом, не применяя к ним несправедливо правила какого-либо литературного жанра (…) Заявляя априори, что эти повествования не содержат истории в современном смысле этого слова, можно без труда прийти к выводу, что они ее не содержат ни в каком смысле. Однако, прибегая к простому образному языку, соответствующему мышлению менее продвинутого человечества, они передают основные истины, стоящие в основе домостроительства спасения, и в то же время народное описание истоков человеческого рода и избранного народа».
Энциклика «Humani generis», на которую мы уже ссылались в одной из наших передач, объясняя некоторые моменты Книги Бытия, подчеркивает и обобщает, по сути, ту же мысль: автор первых глав Бытия использует простой и метафорический язык, отвечающий менталитету народа. И если какие-то элементы взяты из народных сказаний, то нельзя забывать, что это было сделано по Божественному наитию, которое уберегло их от всякого заблуждения в выборе и оценке этих источников. Таким образом, народные предания, включенные в Библию, нельзя ставить на один уровень с мифологией, плодом фантазии народов.
Итак, перейдем к конкретным вопросам: Откуда взялась жена у Каина? если, кроме его родителей, не существует ни одного человека? Откуда взялась жена для Сифа и кто будет жить в городе, основанном Каином? Ответ, наверное, наш слушатель уже нашел сам: его нужно искать как раз в ключе всего вышесказанного. Согласно священному тексту, Адам прожил долго и оставил после себя множество сыновей и дочерей, об именах которых не сообщается. Когда евреи рассказывали своим детям о сотворении мира и о священной истории, то они должны были отвечать им на те же самые вопросы, какие ставит сегодняшний читатель Библии. И ответ нужно искать в пятой главе Бытия: «Вот родословие Адама: когда Бог сотворил человека, по подобию Божию создал его, мужчину и женщину сотворил их, и благословил их, и нарек им имя: человек, в день сотворения их. Адам жил сто тридцать лет и родил сына по подобию своему по образу своему, и нарек ему имя: Сиф. Дней Адама по рождении им Сифа было восемьсот лет, и родил он сынов и дочерей. Всех же дней жизни Адамовой было девятьсот тридцать лет; и он умер». Перечитав еще раз эти фразы, мы не только находим ответ на наши вопросы о количестве людей, но и больше ясности в том, что означает следствие первородного греха, пряовляющееся в повреждении человеческой природы. А также понимаем смысл обетования о спасении человечества, спасении человека от повреждения его естества. Это обетование постепенно шло к своему исполнению вместе с движением человечества к этому спасению, вплоть до пришествия Иисуса Христа, Воскресение Которого стало залогом для нашего преображения, преображения нашей человеческой природы.
Еще раз возвращаясь к способу чтения Священного Писания, приглашаем Вас послушать нашу рубрику «Как читать Библию», которая выходит по четвергам в это же время, а также напомним рекомендации, которым мы всегда должны следовать, когда приобщаемся к чтению священных текстов. Их дает нам Второй Ватиканский собор в догматической конституции «Dei Verbum»: «Поскольку Бог говорил в Священном Писании через людей и по человечеству, то истолкователь Священного Писания, дабы уяснить, что Бог хотел нам сообщить, должен внимательно исследовать, что священнописатели в действительности намеревались сказать и что Богу было угодно открыть нам через их слова. Чтобы выяснить намерение священнописателей, нужно, кроме всего прочего, принимать во внимание и "литературный жанр". Действительно, истина излагается и выражается по-разному и различными способами в текстах исторических, пророческих, поэтических или в других "речевых жанрах". Поэтому нужно, чтобы толкователь исследовал смысл, который священнописатель хотел выразить и выразил в определённых обстоятельствах, соответственно условиям своего времени и своей культуры, посредством употреблявшихся в его время литературных жанров. Ведь для правильного понимания того, что священнописатель хотел утверждать своим писанием, нужно обратить должное внимание как на привычные, прирождённые способы восприятия, изъяснения и повествования, бытовавшие во времена агиографа, так и на те, что в ту эпоху повсеместно употреблялись в общении людей друг с другом. Но, так как Священное Писание надлежит читать и толковать с помощью того же Духа, под воздействием Которого оно было написано, для верного выяснения смысла священных текстов нужно не менее усердно обращать внимание на содержание и единство всего Писания, учитывая живое Предание всей Церкви и согласие веры. Задача же экзегетов - согласно этим нормам способствовать более глубокому пониманию и изложению смысла Священного Писания, чтобы благодаря этому изучению, в некотором смысле подготовительному, вызревало суждение Церкви. Ибо всё, что было сказано о толковании Писания, в конечном счете подлежит суждению Церкви, которая исполняет Божественное поручение и служение: хранить и толковать Слово Божие».

Два вопроса по книге Бытие:

  1. Почему в Библии дважды повествуется о происхождении человека: один раз в шестой [Быт. 1:23-29], а второй раз – седьмой день творения [Быт. 2:2-8] и [Быт. 2:15-24]?
  2. Почему отличается создание/сотворение человека в шестой и седьмой дни творения?

Владимир

Священник Михаил Самохин

Здравствуйте, Владимир!

Некоторые исследователи считают, что во время Ездры, при редактировании книг Ветхого Завета, были соединены два рассказа о сотворении человека: более краткий и, поясняющий его, более подробный.

***

Бог создал Адама и Еву, первых людей. У них родились дети, Каин и Авель, затем Каин убил брата. В качестве наказания Каину было предписано «изгнание и вечное скитание по земле» («и пошёл Каин от лица Господня и поселился в земле Нод, на восток от Едема. И познал Каин жену свою»).

Откуда взялась его жена?

Татьяна

Здравствуйте, Татьяна!

В Библии говорится: «Адам родил сынов и дочерей» (Быт. 5:4-5).
Адам жил 930 лет. Исследователи Библии утверждают, что если бы Каин был так долговечен, как его отец, и женился в трехсотлетнем возрасте, то он имел бы к тому времени 100000 невест, из которых мог бы выбрать себе жену.
Конечно, легко могло случиться, что невестой Каина оказалась бы его сестра, племянница или кузина. В те времена, когда род людской еще не был так захвачен грехом, близкое родство не представляло собою угрозы вырождения, предотвращенной позже законом Моисея.

С уважением, протоиерей Михаил Самохин

***

Почему большинство заповедей даны Богом через отрицание? Ведь, казалось бы, проще и понятнее вместо фразы «не убий» использовать «сохрани жизнь», вместо «не укради» – «живи честно» и так далее.

Сергей

Здравствуйте, Сергей!

То, что Вы имеете в виду, дополнил Иисус Христос в Новом Завете, в Нагорной проповеди, в частности. Это большая высота, планка здесь сильно поднята по сравнению с Ветхим Заветом, откуда и идут все эти заповеди. Но большинству людей, чтобы дорасти до большего, сначала доступнее и понятнее ограничения через отрицание чего-то недолжного, нежелательного (между прочим, детей именно так и воспитывают с самого начала, да и множество взрослых Ветхий Завет еще отнюдь не переросло).

Все 10 заповедей, по сути, сводятся к следующему: не делайте другим того, чего самим себе не хотите. Иисус говорит иначе: «Во всём, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними» (Мф. 7, 12).

***

В книге Чисел (14:18) сказано: «Господь карает детей за грехи отцов, карает внуков и правнуков». В книге пророка Иезекииля (18:20) сказано: «Душа согрешающая, она умрет, сын не понесет вины отца, и отец не понесет вины сына, правда праведного при нем и остается, и беззаконие беззаконного при нем и остается».

Эти два утверждения не противоречат ли друг другу? Если да, то какое из них истинное?

Мария

Священник Филипп Парфенов

Дорогая Мария!

Безусловно, истинное утверждение второе. Бог есть любовь, в свете христианского откровения, и Он никому не желает зла, но всем желает спасения.

Другое дело, что от родителей в наследство детям могут передаваться какие-то изъяны в их здоровье или дурные предрасположенности, склонности. Это известные вещи на уровне генетики. Они наблюдались и в древности, и тогда их объясняли «карой» Бога или проклятием. Христианский взгляд не может удовлетвориться подобным объяснением, но в таком случае скорее призывает к ответственности родителей за их собственную жизнь, которая, если погрязает в грехах, то может пагубно влиять на их детей (мы все так или иначе друг с другом связаны, и тем более родители с детьми).

С уважением, священник Филипп Парфенов

***

В Евангелии от Марка (3 глава) читаем: «И пришли Матерь и братья Его и, стоя вне дома, послали к Нему звать Его. Около Него сидел народ. И сказали Ему: вот, Матерь Твоя и братья Твои и сестры Твои, вне дома, спрашивают Тебя». Конечно, я знаю продолжение («…кто будет исполнять волю Божию, тот Мне брат, и сестра, и матерь»), но все-таки меня волнует вопрос: неужели у Господа нашего Иисуса Христа могли быть братья и сестры? И дальше, в 6 главе: «Не плотник ли Он, сын Марии, брат Иакова, Иосии, Иуды и Симона? Не здесь ли, между нами, Его сестры? И соблазнялись о Нем».

Пожалуйста, объясните!

Екатерина

Протоиерей Александр Ильяшенко

Здравствуйте, Екатерина!

Братьями у евреев назывались не только родные братья, но и двоюродные, троюродные, и дальние родственники. Упоминаемые в Евангелии братья Христа не были родными Его братьями – это дети праведного Иосифа от первого брака, также братьями Его называются дети Марии Клеоповой, которую евангелист Иоанн Богослов называет сестрой Богородицы (Ин., 19:25).

***

Какая у Иисуса Христа была профессия? Я знаю, что Он был плотником, но в Священном Писании сказано только, что Он был сыном плотника: «Не плотников ли Он сын? не Его ли Мать называется Мария, и братья Его Иаков и Иосий, и Симон, и Иуда?» (Мф.13:55). Как тогда узнали, что Иисус был плотником, раз об этом не сказано прямо?

Дарья

Здравствуйте, Дарья!

Вопрос о профессии Христа имеет разные предположения. Известный богослов архиепископ Аверкий (Таушев) писал, что греческое слово «тектон», употребленное в Евангелии, может быть переведено не только как «плотник», но и как «строитель» или «каменщик».

Священник Антоний Скрынников

Как бы то ни было, нужно сказать, что в те времена дети чаще всего продолжали дело своих родителей, и если святой Иосиф был плотником (в русском варианте), то логично предположить, что Христос был с детства обучен этому ремеслу.

С уважением, священник Антоний Скрынников

***

В чем причина негативной оценки предательства Христа в руки Пилата, инкриминируемое евреям, осуществившееся через предательство Иуды? Ведь не предай Иуда Иисуса первосвященникам, не умри Тот на кресте за грехи, не осуществились бы ветхозаветные пророчества о мессии (Пс. 21, Ис. 53 и др.), не реализовался бы Божественный проект спасения человечества. Умер бы Иисус глубоким старичком где-нибудь в провинции Галилеи, почитаемый за пророка (как признавали его апостолы (Лк. 24:19)), и не было бы христианства.

Не должны ли мы, по логике мышления, быть благодарны евреям и лично Иуде? Простите, если звучит несколько кощунственно, но так выходит.

Светлана

Здравствуйте, Светлана!

Во-первых, история не знает сослагательного наклонения – «если бы» не случилось того-то, могло ли произойти другое – и т.д. Мы исходим из того, что случилось, а не что могло бы случиться при разных предполагаемых вариантах (а умножать всякие дополнительные предположения можно до бесконечности, сами понимаете).

Во-вторых, промысл Бога чаще всего проявляется таким образом в истории людей, что, попуская какое-то зло, Он в дальнейшем обращает его к благим последствиям. Зло от этого не перестаёт быть злом самим по себе; люди, его совершающие, грешат и несут свою долю ответственности за грехи, но Бог в конце концов готов простить всех и спасти всех…

Наглядная библейская история, изображающая одну из таких ситуаций, - это судьба праведного Иосифа, сына патриарха Иакова. У Иосифа было одиннадцать братьев, они его недолюбливали и ему завидовали за его красоту и другие способности. Однажды они сговорились убить его, а отцу сообщить, что брата растерзали звери. В последний момент они не убили его, а продали в рабство. Иосиф попал в Египет, скоро возрос в служебном положении, потом был оклеветан, посажен в тюрьму, затем оправдан, и в итоге стал вторым человеком в стране после фараона.

На его родине однажды начался голод вследствие неурожая, а в Египте были хлебные запасы. Семейство Иакова двинулось из земли Ханаанской в Египет, чтобы спастись от голодной смерти. Там они встречаются с Иосифом, своим братом, который в итоге спасает всё семейство. Братья боялись, естественно, что он станет им мстить за прошлое, но Иосиф уверяет: «Не бойтесь, ибо я боюсь Бога; вот, вы умышляли против меня зло, но Господь обратил это в добро, чтобы сделать то, что теперь есть: сохранить жизнь великому числу людей…» (Быт. 50, 20).

Иосиф – один из ярких прообразов Христа в Ветхом Завете (он даже вспоминается на богослужении Страстной седмицы, в Великий понедельник). Насколько Иуда или Пилат сами понимали, что они делали, или же они были своеобразными орудиями Промысла, как братья Иосифа, и не более того? Это другой вопрос, и тут могут быть разные точки зрения. Поступки, которые они совершали, никак не могут быть одобрены в любом случае, это очевидно.

Рассудите сами: нужно ли вообще делать зло каждому из нас, чтобы вышло добро?.. Вряд ли Вы ответите на этот вопрос положительно. Бог за нами постоянно исправляет ситуацию, ремонтирует всё вокруг. Но если бы люди жили в большей степени добра и любви, то Богу потребовались бы, соответственно, менее радикальные способы исправлять ситуацию и вмешиваться в неё! Есть небезосновательное мнение, которое выражали некоторые святые отцы, что Бог воплотился бы даже в том случае, если человечество и не отпало бы через Адама и Еву. Просто тогда история людей была бы совершенно иной! Впрочем, это опять-таки из серии «если бы…».

С уважением, священник Филипп Парфенов

***

«Павел, устремив взор на синедрион, сказал: мужи братия! я всею доброю совестью жил пред Богом до сего дня. Первосвященник же Анания стоявшим перед ним приказал бить его по устам. Тогда Павел сказал ему: Бог будет бить тебя, стена подбеленная! ты сидишь, чтобы судить по закону, и, вопреки закону, велишь бить меня. Предстоящие же сказали: первосвященника Божия поносишь? Павел сказал: я не знал, братия, что он первосвященник; ибо написано: начальствующего в народе твоем не злословь» (Деян. 23:1-5).

Вопрос: а что должен был сделать Павел, если бы он знал, кто пред ним? Терпеть удары по губам и отвечать одновременно? Как же он смог бы ответить?

Дмитрий

Здравствуйте, Дмитрий!

Апостол Павел, находясь в синедрионе, мог не узнать первосвященника. Узнав же, он сам сказал, что действовать ему следовало несколько мягче. Прежде всего потому, что апостол имел миссионерскую цель. А оскорбление старшего и наиболее уважаемого в собрании человека очень плохо способствовало бы миссионерству. Поэтому апостол и извинился, сославшись на Священное Писание.

С уважением, протоиерей Михаил Самохин

***

Почему священнослужители и богословы говорят, что толковать Писание самому нельзя? А как же фраза Христа: «Ибо, говорю вам, если праведность ваша не превзойдет праведности книжников и фарисеев, то вы не войдете в Царство Небесное»? Чтобы что-то превзойти, нужно досконально знать этот предмет и понимать.

Да и отвечать на Суде у Бога будем по одному, каждый за свои помыслы и слова, а не с толкователями Священного Писания. Можно ли ответить Богу: «Это такой-то святой сказал»?

Алексей

Здравствуйте, Алексей!

Позвольте встречный вопрос: можно ли ответить Богу на суде: «Ну и что? А я вот так считаю!» Толкование Священного Писания – это еще и научная работа, это исследование. Прежде чем приступать к исследованию, необходимо хотя бы ознакомиться с тем, что сделали другие люди в этом же направлении. Вот такими людьми являются православные богословы. Это профессионалы в своей области.

Кроме того, неверное толкование Священного Писания иногда является грехом. Вспомните искушение Христа в пустыне от диавола.

С уважением, священник Николай Гулейко

***

Не из Библии ли фраза: «Нет жалости к не знающему жалости»?

Светлана

Здравствуйте, Светлана!

В Новом Завете есть фраза: «Суд без милости не оказавшему милости», но относится это только к ожидающему нас Суду Божию, а не к нашему отношению к окружающим нас людям. В отношении к окружающим мы должны руководствоваться словами Спасителя: «Поступайте с другими так, как хотите, чтобы поступали с вами».

С уважением, протоиерей Александр Ильяшенко

Она упомянута в пьесе и фильме «Ветер в наследство» а также в книге и фильме «Контакт», её обсуждали во всех странах мира. Не стала ли она самой обсуждаемой женой в истории?

Скептики вновь и вновь использовали жену Каина пытаясь дискредитировать Книгу Бытие как запись подлинных исторических фактов. Печально, но большинство христиан не могли дать удовлетворительный ответ на этот вопрос. В результате мир думает, что христиане не могут защитить авторитет Писания, а значит, и христианскую веру.

Например, в 1925 г. на историческом процессе Скоупса в Теннеси Вильяму Дженнингсу Брайану, прокурору, выступавшему за христианскую веру, не удалось найти ответа на вопрос о жене Каина, заданный Кларенсом Дэрроу – юристом из Союза для защиты гражданских свобод, занимавшим откровенно антихристианскую позицию.

Этот процесс был в центре внимания мировой прессы и всё, что слышали журналисты, вредит христианству до сих пор – христиан считают неспособными защитить факты, изложенные в Библии. И скептики делают затем логически неверный скачок к выводу о том, что библейскую историю защитить нельзя!

Агностик Карл Саган использовал тот же вопрос в своей книге «Контакт» (которую газета «Нью-Йорк Таймс» включила в список бестселлеров) и он вошёл также в фильм «Контакт», основанный на книге Сагана.

В книге вымышленная героиня Элли не смогла добиться ответов о жене Каина и на другие вопросы от жены церковнослужителя, руководившего дискуссионной группой в церкви.

Саган умело использовал обычные вопросы – такие как «Кем была жена Каина?» – вопросы, которые часто задают христианам, пытаясь доказать, что Библию нельзя защитить.

К сожалению, большинство христиан не могут ответить на эти вопросы! И всё же, ответы есть. Но поскольку большинству церквей не хватает подготовки в плане апологетики особенно в том, что касается Книги Бытие , большинство верующих в церкви не «всегда готовы всякому, требующему у вас отчёта в вашем уповании, дать ответ» (1 Петра 3:15).

Почему это важно?

Многие скептики заявляли, что для того, чтобы Каин мог найти жену, должны были существовать другие «роды» людей на земле, которые не происходили от Адама и Евы . Длдя многих людей этот вопрос является камнем преткновения для принятия рассказа Книги Бытие о сотворении и его утверждения будто бы история началась всего лишь с одного мужчины и одной женщины – рассказа, от которого зависят многие ветхо- и новозаветные доктрины.

Защитники Евангелия должны уметь показать, что все люди являются потомками одного мужчины и одной женщины (Адама и Евы) – поскольку спасены могут быть только те люди, которые происходят от Адама и Евы. (Соответствующим библейским текстом является Бытие 4:1-5:5 .)

Прежде чем ответить на этот вопрос, мы сначала покажем, насколько он важен для значения Евангелия.

Первый человек

«Посему, как одним человеком грех вошел в мир, и грехом смерть, так и смерть перешла во всех человеков, потому что в нем все согрешили» (Римлянам 5:12).

Таким образом, спасены могут быть лишь потомки первого человека Адама.

Все находятся в родстве

Таким образом, в начале был только один человек – созданный из праха земного (Бытие 2:7).

Это значит также и то, что жена Каина происходила от Адама. Она не могла произойти от другого «рода» людей и должна была быть среди потомков Адама.

Библия не говорит нам, сколько детей родилось у Адама и Евы. Однако, учитывая их долгую жизнь, (Адам прожил 930 лет-Бытие 5:5), казалось бы разумным предположить, что их было много! Помните, им была дана заповедь «плодитесь и размножайтесь» (Genesis 1:28).

Если мы будем теперь полностью основываться на Писании, без каких бы то ни было личных предрассудков или иных внебиблейских идей, то в самом начале, когда было только первое поколение, братья должны были иметь возможность жениться на сёстрах, а иначе не могло бы быть никакого продолжения рода!

Каин женился прежде чем он отправился в землю Нод . Он не нашёл жену там, а «познал» её (вступил с ней в половую связь)

Другие утверждали, что поскольку Каин построил «город» в земле Нод, то там долно было быть много людей. Однако древнееврейское слово, переведённое как «город», не обязательно значит то, что мы представляем себе из-за сегодняшних коннотаций «города». Это слово означает «обнесённый стенами посёлок» или укреплённый лагерь. Даже сотни людей для такого города было бы много. Тем не менее, ко времени смерти Авеля на земле могли быть и другие потомки Адама (см. ниже).

Некоторые утверждают, что на земле должно было быть много других людей, кроме потомков Адама и Евы, а иначе Каин не боялся бы того, что люди захотят убить его за убийство Авеля.

Прежде всего, во времена до установления гражданских органов власти для наказания преступников (Бытие 9:6), кто-то мог пожелать причинить Каину вред только будучи близким родственником Авеля! Чужакам вряд ли было до этого дело. Поэтому люди, которых боялся Каин, не могли быть из другого рода.

Из-за интенсивного вдалбливания в голову эволюционных идей многие люди сегодня думают, что нынешнее поколение – самое умное из всех живших на нашей планете. Но если у нас есть реактивные самолёты и компьютеры, это ещё не значит, что мы умнее всех. Современные технологии – это результат накопления знаний. Мы стоим на плечах всех тех, кто был до нас.

Наш мозг пострадал от 6 000 лет Проклятия (со времён Адама). Мы сильно выродились по сравнению с людьми, жившими много поколений назад. Возможно, теперь мы не идём ни в какое сравнение по уму или изобретательности с детьми Адама и Евы. Писание проливает нам немного света на то, что представляется огромной первоначальной изобретательностью.

Заключение

Многие христиане не могут ответить на вопрос о жене Каина, потому что их внимание направлено на сегодняшний мир (и проблемы, связанные с браками между близкими родственниками), и не понимают ясного исторического свидетельства, оставленного нам Богом.

Они пытаются истолковать Бытие, исходя из нашей нынешней ситуации, вместо того, чтобы понять истинную библейскую историю мира и перемены, произошедшие в нём из-за греха. Поскольку они строят своё мировоззрении не на Библии, а переносят на Библию свой мирской образ мышления, они не видят ответов на простые вопросы.

Книга Бытие написана Богом, который присутствовал там, где происходили эти исторические события. Это слово Того, кто знает всё, и кто является надёжным свидетелем из прошлого. Таким образом, используя Бытие в качестве основы для понимания истории, мы можем найти ответы на вопросы, которые иначе оставались бы загадкой.

Библия не сообщает конкретно, кем была жена Каина. Единственным возможным ответом является, что жена Каина была его сестрой или племянницей. В Библии не указан возраст Каина в момент убийства Авеля (Бытие 4:8). А так как они оба возделывали землю, то, скорее всего, уже были взрослыми мужчинами и, возможно, имели собственные семьи.

Адам и Ева имели и других детей кроме Каина и Авеля.

Тот факт, что после убийства Авеля Каин опасался за свою жизнь, указывает, что в это время были и другие дети, а может даже и внуки Адама и Евы.

  1. вот, Ты теперь сгоняешь меня с лица земли, и от лица Твоего я скроюсь, и буду изгнанником и скитальцем на земле; и всякий, кто встретится со мною, убьет меня.

Таким образом, жена Каина была дочерью или внучкой Адама.

  1. И познал Каин жену свою; и она зачала и родила Еноха. И построил он город; и назвал город по имени сына своего: Енох.

Поскольку Адам и Ева были первыми (и единственными) людьми, то их детям приходилось вступать в брак друг с другом. Бог запретил внутрисемейные браки значительно позже, когда людей было достаточно для того, чтобы устранить потребность в таких браках.

  1. Никто ни к какой родственнице по плоти не должен приближаться с тем, чтобы открыть наготу. Я Господь.
  2. Наготы отца твоего и наготы матери твоей не открывай: она мать твоя, не открывай наготы ее.
  3. Наготы жены отца твоего не открывай: это нагота отца твоего.
  4. Наготы сестры твоей, дочери отца твоего или дочери матери твоей, родившейся в доме или вне дома, не открывай наготы их.
  5. Наготы дочери сына твоего или дочери дочери твоей, не открывай наготы их, ибо они твоя нагота.
  6. Наготы дочери жены отца твоего, родившейся от отца твоего, она сестра твоя по отцу , не открывай наготы ее.
  7. Наготы сестры отца твоего не открывай, она единокровная отцу твоему.
  8. Наготы сестры матери твоей не открывай, ибо она единокровная матери твоей.
  9. Наготы брата отца твоего не открывай и к жене его не приближайся: она тетка твоя.
  10. Наготы невестки твоей не открывай: она жена сына твоего, не открывай наготы ее.
  11. Наготы жены брата твоего не открывай, это нагота брата твоего.
  12. Наготы жены и дочери ее не открывай; дочери сына ее и дочери дочери ее не бери, чтоб открыть наготу их, они единокровные ее; это беззаконие.
  13. Не бери жены вместе с сестрою ее, чтобы сделать ее соперницей, чтоб открыть наготу ее при ней, при жизни ее.

Кровосмешение людей с похожей генетикой часто приводит к генетическим отклонениям у их потомков. Вероятность генетических отклонений повышается, если отец и мать имеют одинаковые генетические проблемы (например, брат и сестра). У супругов из разных семей возможность совпадения генетических дефектов минимальна. На протяжении веков человеческий генетический код стал чрезвычайно «загрязненным», ведь генетические дефекты накоплялись, видоизменялись и передавались от поколения к поколению. Так как Адам и Ева не имели генетических дефектов, это позволило им и первым поколениям их потомков владеть намного лучшим здоровьем, чем мы имеем зараз. Дети Адама и Евы, если даже и имели генетические дефекты, то очень незначительные, то есть, внутрисемейные браки были безопасными для них. Нам трудно представить, что жена Каина была его сестрой, но сначала, так как Бог сотворил одного мужчину и одну женщину, у второго поколения людей просто не было другого выбора, как только вступать в брак с братьями и сестрами.

При написании данного ответа на сайте частично или полностью использовались материалы сайта gotQuestions? org!

Владельцы ресурса Библия Онлайн, могут частично или вовсе не разделять мнение данной статьи.

Это, может быть, такая же легенда, как рассказы про короля Артура и рыцарей Круглого Стола… Хотя я, как мне кажется, привожу неплохие аргументы против креационизма, они всё же со мной не соглашаются. Это нормально, но есть один вопрос, который их, кажется, сбивает с толку: «Если и были первыми людьми нашей планете, то как же она населилась без инцеста? Разве в Библии не сказано, что браки между родственниками не дозволительны…?» Искренне Ваш, Йондри.

М ы даже не знаем, как её звали, но о ней говорили на , она упомянута в пьесе и фильме «Ветер в наследство» а также в книге и фильме «Контакт», её обсуждали во всех странах мира. Не стала ли она самой обсуждаемой женой в истории?

Скептики вновь и вновь использовали жену пытаясь дискредитировать как запись подлинных исторических фактов. Печально, но большинство христиан не могли дать удовлетворительный ответ на этот вопрос. В результате мир думает, что христиане не могут защитить авторитет Писания, а значит, и христианскую веру.

Например, в 1925 г. на историческом процессе Скоупса в Теннеси Вильяму Дженнингсу Брайану, прокурору, выступавшему за христианскую веру, не удалось найти ответа на вопрос о жене Каина, заданный Кларенсом Дэрроу - юристом из Союза для защиты гражданских свобод, занимавшим откровенно антихристианскую позицию.

Этот процесс был в центре внимания мировой прессы и всё, что слышали журналисты, вредит христианству до сих пор - христиан считают неспособными защитить факты, изложенные в Библии. И скептики делают затем логически неверный скачок к выводу о том, что библейскую историю защитить нельзя!

Агностик Карл Саган использовал тот же вопрос в своей книге «Контакт» (которую газета «Нью-Йорк Таймс» включила в список бестселлеров) и он вошёл также в фильм «Контакт», основанный на книге Сагана.

В книге вымышленная героиня Элли не смогла добиться ответов о жене Каина и на другие вопросы от жены церковнослужителя, руководившего дискуссионной группой в церкви.

Саган умело использовал обычные вопросы - такие как «Кем была жена Каина?» - вопросы, которые часто задают христианам, пытаясь доказать, что Библию нельзя защитить.

К сожалению, большинство христиан не могут ответить на эти вопросы! И всё же, ответы есть. Но поскольку большинству церквей не хватает подготовки в плане апологетики особенно в том, что касается , большинство верующих в церкви не «всегда готовы всякому, требующему у вас отчёта в вашем уповании, дать ответ» ().

Почему это важно?

Многие скептики заявляли, что для того, чтобы Каин мог найти жену, должны были существовать другие «роды» людей на земле, которые не происходили от . Длдя многих людей этот вопрос является камнем преткновения для принятия рассказа Книги Бытие о сотворении и его утверждения будто бы история началась всего лишь с одного мужчины и одной женщины - рассказа, от которого зависят многие ветхо- и новозаветные доктрины.

Защитники Евангелия должны уметь показать, что все люди являются потомками одного мужчины и одной женщины (Адама и Евы) - поскольку спасены могут быть только те люди, которые происходят от Адама и Евы. (Соответствующим библейским текстом является .)

Прежде чем ответить на этот вопрос, мы сначала покажем, насколько он важен для значения Евангелия.

Первый человек

«Посему, как одним человеком грех вошел в мир, и грехом смерть, так и смерть перешла во всех человеков, потому что в нем все согрешили» ().

Последний Адам

Бог нашёл решение - способ избавления человека от его несчастного положения. в объясняет, что Бог дал нам другого Адама! Сын Божий принял вдобавок к своей полной божественности ещё и человеческую природу, став совершенным Богочеловеком - Иисусом Христом. Как человек, Он был потомком Адама (через , и )—таким образом, Он стал нашим родственником! Он назван «последним Адамом (), потому что он занял место первого Адама. Он стал новым главой и, поскольку был безгрешным, Он смог понести взыскании за грех:

Христос претерпел смерть (наказание за грех) на кресте, пролив свою кровь («без пролития крови не бывает прощения» ) чтобы все раскаявшиеся в своём грехе богоборчества и доверившиеся тому, что Он совершил на кресте, могли примириться с Богом.

Поскольку Библия говорит, что все люди, кроме Богочеловека Иисуса, грешны, и все мы находимся друг с другом в родстве («От одной крови Он произвел весь род человеческий для обитания по всему лицу земли» ), евангелие имеет смысл, только если все ныне живущие и когда-либо жившие на земле люди произошли от первого человека Адама. Если бы это было не так, то евангелие нельзя было бы объяснить или защитить.

Таким образом, спасены могут быть лишь потомки первого человека Адама.

Все находятся в родстве

Таким образом, в начале был только один человек - созданный из праха земного ().

Это значит также и то, что жена Каина происходила от Адама. Она не могла произойти от другого «рода» людей и должна была быть среди потомков Адама.

Библия не говорит нам, сколько детей родилось у Адама и Евы. Однако, учитывая их долгую жизнь, (Адам прожил 930 лет—), казалось бы разумным предположить, что их было много! Помните, им была дана заповедь «плодитесь и размножайтесь» ().

Если мы будем теперь полностью основываться на Писании, без каких бы то ни было личных предрассудков или иных внебиблейских идей, то в самом начале, когда было только первое поколение, братья должны были иметь возможность жениться на сёстрах, а иначе не могло бы быть никакого продолжения рода!

Каин женился прежде чем он отправился в землю . Он не нашёл жену там, а «познал» её (вступил с ней в половую связь)

Другие утверждали, что поскольку Каин построил «город» в земле Нод, то там долно было быть много людей. Однако древнееврейское слово, переведённое как «город», не обязательно значит то, что мы представляем себе из-за сегодняшних коннотаций «города». Это слово означает «обнесённый стенами посёлок» или укреплённый лагерь. Даже сотни людей для такого города было бы много. Тем не менее, ко времени смерти на земле могли быть и другие потомки Адама (см. ниже).

Некоторые утверждают, что на земле должно было быть много других людей, кроме потомков Адама и Евы, а иначе Каин не боялся бы того, что люди захотят убить его за убийство Авеля.

Прежде всего, во времена до установления гражданских органов власти для наказания преступников (), кто-то мог пожелать причинить Каину вред только будучи близким родственником Авеля! Чужакам вряд ли было до этого дело. Поэтому люди, которых боялся Каин, не могли быть из другого рода.

Во-вторых, Каин и родились за некоторое время до смерти Авеля. В сказано:

Обратите внимание на выражение «спустя несколько времени». Мы знаем, что родился у Адама, когда тому было 130 лет (), и Ева увидела в нём «замену» Авелю (). Значит, период от рождения Каина до смерти Авеля мог быть длиной в 100 лет и больше - что оставляет много времени для того, чтобы другие дети Адама и Евы переженились, и у них родились дети и внуки. К тому времени, как был убит Авель, у Адама и Евы могло быть значительное число потомков, и даже несколько их поколений.

Откуда взялась технология?

Некоторые заявляют, что для того, чтобы Каин отправился в землю и построил город, ему потребовалась бы технология, которая уже должна была существовать в той земле, и предполагается, что она была разработана другими «родами».

Что еще почитать