Синий цвет по другому. Альтернативная радуга или названия оттенков цветов. Бланжевый, или планшевый.

Теория основных цветов иллюстрируется цветовым кругом . Этот круг показывает, как связаны цвета, называемые тонами. Цвета на цветовом круге разделятся на основные и вторичные.

Сочетание этих цветов характеризуется как смежные или как дополнительные, в зависимости от их положения на цветовой шкале .

Для дневного макияжа соответствующие тона являются светло-розовыми, бежевыми, коричневыми и даже красновато-коричневыми, что является одним из самых сложных цветов для теней для глаз. Зеленые глаза подходят к теплым цветам, поэтому бронзовые и медные тени для глаз помогут получить зеленые глаза. То же самое - эффект незаметно пурпурного подводка для глаз или пурпурного глазного карандаша.

Окрашенные глаза - одни из самых сложных для макияжа, хотя они приобретают много цветов, может быть, бежево-коричневые тона лучше, но не слишком интенсивные. Они помогают подчеркнуть коричневую ноту красочных глаз, сделать их более глубокими и выразительными.


Основные цвета - красный, желтый и синий, а оранжевый, зеленый и фиолетовый - дополнительные цвета .

Смежные цвета - это цвета, которые находятся рядом на цветовом круге. Например, красный и оранжевый являются смежными.

Дополнительные цвета - это цвета, которые на цветовом круге находятся друг напротив друга. Так, синий цвет является дополнительным для оранжевого цвета.

Чтобы подчеркнуть желто-зеленые точки в радужной оболочке красочных глаз, добавьте к ним небольшое золотое свечение. Бежевые и карамельные оттенки значительно подчеркивают зеленые ноты в красочных глазах. И ярко-розовые оттенки идеально подходят для романтического видения.

Избегайте создания глаз с глубокими синими тенями для глаз. Если вы все еще хотите использовать синий цвет, сделайте ставку только на один оттенок синего. Мы, конечно, не будем ошибаться, если в новогоднюю ночь мы надеваем золото, ярко-красный, жемчужно-белый и темно-фиолетовый. Эти цвета очень актуальны на данный момент, - говорит макияж Алекс - Солнышко. Губная помада может быть в бургундском цвете, чтобы придать нам женственность и стиль. Лучше всего совместить его с линией глаз и золотом на скулах и веках.

Нейтральные цвета - оттенки белого, серого или бежевого цветов. Большинство нейтральных цветов слегка окрашены в другой цвет.

Тон оттенка - определяется количеством белого и черного и выражается величиной светлоты или темноты.

Насыщенность - описывает яркость оттенка . Насыщенные (яркие) оттенки являются интенсивными оттенками , которые не разбавлены черным, белым или дополнительным оттенком .

Если мы делаем темные глаза, например, с дымчатым макияжем и большими толстыми ресницами, губы должны быть легкими - в цвете тела. Еще один вариант макияжа - красная помада, комбинированная только с линией глаз и оттенками в светлых оттенках. Мы не ошибусь, если посмотрим на нейтральные губы с небольшим блеском, оттенками сине-фиолетового оттенка и густыми ресницами.

За день до праздничного вечера приятно отшелушивать кожу. Перед нанесением макияжа очистите его пеной, водой или гелем. Чтобы сделать макияж более долговечным, мы создаем основу для теней. Затем мы применяем более яркие, телесные тени для всего века. С темным или черным карандашом мы делаем контур над глазом вместо подводки для глаз. И мы продолжаем линию, пока не встретим конец бровь. Мы заполняем этот «угол» снаружи внутрь внутрь темными тенями, насколько мы можем решить. Для смешивания между темнотой и светом мы выбираем средний оттенок - коричневый, бордовый.

Ненасыщенные (приглушенные) цвета - образуются при разбавлении оттенка черным, белым или дополнительным оттенком.

Композиция на основе одного цвета . В композиции на основе одного цвета используются различные оттенки одного и того же цвета. Они придают ощущение покоя.


Композиция на основе смежных цветов. Композиции на основе смежных цветов создаются с помощью различных оттенков двух или трех цветов, расположенных рядом друг с другом на цветовом круге. Смежные светлые цвета оказывают расслабляющее воздействие .

В вогнутой части века мы помещаем этот оттенок, и мы выливаем его на бровь. Наконец, мы можем усилить металлическим порошком с золотом, серебром и положить его на основание глаза. Если глаза более выступают, больше, чтобы закрыть взгляд снизу и стать сексуальным, мы помещаем черный карандаш внутрь глаза. Если глаза меньше, мы выбираем белый или бежевый. Мы можем подчеркнуть глаз под ресницами, применяя темные кремовые тени с кистью в коричневом, черном, бордовом.

Мы очищаем лицо от упавших теней и применяем основу для макияжа. Он увлажняет кожу, выравнивает цвет лица, разглаживает неровность. Яркие женщины выбирают более персиковый цвет. Наносите сверху вниз в направлении роста волос. В верхней части мы применяем порошкообразный порошок с более светлой текстурой для герметизации макияжа и избегаем сияния кожи. Мы подчеркиваем брови блондинками, брюнетками или красноватыми волосами, которые имеют форму спирали.

Композиция на основе дополнительных цветов . Композиция на основе дополнительных цветов изменяется от ярких и живых до задерживающих внимание и впечатляющих. Эти композиции образуются с помощью вариаций цветов , находящихся напротив друг друга на цветовом круге . Простой способ работы с данной композицией - это выбрать одну группу теплых цветов и другую группу холодных цветов .

Если мы выберем темную помаду, мы положим бальзам на полчаса раньше, чтобы увлажнить губы. Наденьте губы карандашом в тон, близкий к губной помаде. В самой глубокой части щекки мы добавляем темный румянец в коричневатые оттенки, а в выпуклой части - розовый, персиковый.

Ваш любимый онлайн-макияж для макияжа. Мы признаем, что мы тоже среди них, и мы часто используем социальную сеть, чтобы собирать идеи обо всем, что касается красоты, моды и стиля. Всего за несколько кликов вы, несомненно, найдете советы экспертов по последним тенденциям в макхиях, урокам для различных видов макияжа и, конечно же, инструкциям о том, что является ведущими брендами и их лучшими продуктами.

Названия цветов и оттенков

Довольно часто мы затрудняемся в определении оттенка и цвета . Восприятие цвета весьма субъективное, поскольку обусловлено как физиологическими, так и культурными особенностями человечества.

Но как тень проблема? Социальная сеть показала, что это пять самых популярных палитр, и мы убеждены, что вы слышали о хотя бы одном из них. Удивительно, но большинство предложений состоят в основном из теплых матовых цветов в области тела. Темные, мерцающие оттенки добавляются к ним, делая палитры абсолютно универсальными. Подходит для ежедневного макияжа или вечернего видения, которое следит за вами.

Тетретная амазонская глянцевая матовая палитра. Тартский бренд содержит 12 оттенков бежевого, коричневого, розового и даже темно-фиолетового оттенков. Лучшая из них может предложить мини-палитру теней для век. С оттенками от песчаного бежевого до серого, вы можете достичь как естественного, так и соблазнительного видения с дымным взглядом.

Также очень часто встречаются такие описания цветов и оттенков тканей, ниток, косметической продукции, красок и др., значение которых иногда бывает непонятно. Некоторые считают это профессиональным цветовым жаргоном , а другим они кажутся просто интересными и забавными.

Бальзамская косметическая компания пользуется популярностью благодаря своим шикарным старомодным упаковкам, и эта палитра является настоящим доказательством этого. В дополнение к цветам кузова вы найдете бордовый, чистый черный, а также белую основу. И мы признаем, что мы ожидали, что этот продукт станет первым! Бежевый, фиолетовый, синий, зеленый и серый здесь, а тени - обаятельная и матовая.

Сама палитра комплектуется теневой базой. Если вы закажете что-нибудь из индийского магазина или отправитесь в Индию, вы можете столкнуться с неожиданной проблемой - названия цветов могут означать нечто совершенно иное, чем то, к чему мы привыкли в Европе. Чтобы избежать неприятных сюрпризов, мы предлагаем список названий цветов с объяснением того, что на самом деле представляют индейцы.

Авантюрин - [от авантюрин "минерал, разновидность кварца, желтоватого, буровато-красного или зеленого цвета, пронизанный блестками мельчайших включений слюды"; открыт случайно (per aventura ) в 1750 г. < фр. aventurine < aventure "приключение"] - серебристо-черный, черный с металлическим блеском.


Аделаида , аделаидин - [от Аделаида (др.-герм. "благородный" + "состояние, положение") - имени героини одноименной песни Бетховена на стихи Ф. Матиссона] - красный оттенок синего или лилового цвета, близкий к пурпурному; название было чрезвычайно модным в середине XIX в. В оригинале текста Матиссона речь идет о пурпурном цвете (purpur), с которым связывается грустное, меланхолическое настроение. "Одет он был в старенький, изорванный сюртук цвета аделаида, или, как у нас говорится, оделлонида" (И. Тургенев. Контора). Цвет дозволенного в Японии.

Чистый белый - это частый камнем преткновения. В попытке отбеливания белого до максимума индийские красители добавляют каплю фиолетового в обесцвечиватель, чтобы придать белому голубоватый оттенок. В результате получается светло-фиолетовый оттенок. Эта проблема не касается вискозного сари, но все хлопок - от сари, юбки до мужской одежды - чистый белый просто означает оттенок фиолетового. Если вы хотите гарантировать, что белый действительно чистый белый, используйте белоснежный.

Индейцы называют это очень тонкой слоновой костью, иногда используемой для светло-бежевого. Слоновая кость редко используется, и если да, то это ярко выраженный желтоватый оттенок. Крем - такой же, как у нас, - цвет ванильной банки. Желтый - не проблема.

Адрианопольский - ярко-красный, от названия краски, которую производили из марены.
У Даля адрианопольский - [по названию турецкого г. Адрианополь, где процветало искусство производства красок] - ярко-красный, краска из марены.

Адский, адского пламени, адского огня - [калька с франц. flame d"enfer] лиловый оттенок красного. Или перламутрово-красный. Или черный с красными разводами.

Оранжевый - также отвечает на наши идеи. Персик - классический абрикос или пастельный апельсин. В этой категории индейцы часто также включают лосося. Красный - тот же, что и в Богемии. Индейцы не знают термин для кирпича, поэтому они могут назвать его оранжевым или коричневым.

Махрон, мерон - относится как к классическому вину, так и к бордо. Для ярко-розового до фуксии используется термин рани. Фиолетовый - это то же самое, что и в Богемии. Светло-голубой - является частым камнем преткновения. Под термином «голубой свет» индейцы обычно представляют светло-сине-серый, ярко выраженный «бледный» синий цвет. Если вы действительно хотите голубого цвета, вам нужно использовать голубой.

Алебастровый, алавастровый - (устар.) - [от алебастр "плотная мелкозернистая разновидность гипса белого цвета, применяемая для строительства и различных поделок" < греч. < Alabastron - название города в Египте] - бледно-желтый с матовым оттенком, матово-белый. Чаще о цвете лица, кожи человека.

Ализариновый - цвет красных ализариновых чернил.

Синий синий - как самые темные оттенки синего. Бирюза - в Индии это означает более темный оттенок в зеленом цвете. Если вам нужен современный голубой оттенок, вы должны использовать фразу «замерз» или «застыть». Бутылка или ботано-зеленый, как и у нас. Особым и очень популярным оттенком является павлин или майур. Это в основном зелено-синий оттенок, который мы находим на перьях.

Светло-зеленый или попугай - попугай зеленый или попугай зеленый - частое жало. Хотя в Индии зеленые попугаи имеют красивый свежий зеленый цвет, это обозначение часто используется для очень популярного оттенка вареной капусты. Мне нравится этот цвет, и мне нравится комбинировать его с розовым. Мы почти не берем тень к Гангу, если так, мы пытаемся выбрать по-настоящему «попугайный» тон. Если вы хотите быть в курсе красивой свежей зелени, попросите зеленый цвет лайма или зеленого цвета.

Альмандиновый - [от альмандин "драгоценный камень из группы гранатов" < верхн.нем. Almandin < по названию горы Алабанда в Малой Азии] - темно-красный с фиолетовым оттенком, темно-вишневый.

Акажу - [от фр. acajou < яз. тупи-гуарани acaju "тропическое дерево семейства сумаховых, т.н. «красное дерево»"] цвет красного дерева.

Амарантовый - цвет, близкий к пурпурному, фиолетовому. От названия растения "амарант" красота, бархатник, бархатка, петуший гребень (щирец - красная трава). Или же цвет древесины розового дерева, сиренево-розовый, светло-лиловый, малиновый.

Браун - это, наверное, самый твердый орех. Индиго Браун едва переносит, и поэтому называть их оттенки очень скучно. Корица Браун Индейцы вообще не знают и как коричневые, они часто предлагают вино, бордо или кирпичный апельсин. Если вы хотите съесть коричневый цвет, вы должны сказать, шоколад или кофе, но даже тогда успех не гарантируется.

Черный - к счастью, ничего не поделаешь. В сегодняшней компиляции мы не будем избегать кулинарных сравнений. «Липкий» цвет можно сравнить с темной, но частично прозрачной горчицей. Гумигута была получена путем испарения сока индийского дерева Гарсиния и первоначально использовалась в качестве желтой краски. В настоящее время используется как слабительное. Интересно, как были обнаружены другие виды использования красителя?

Аметистовая ночь, аметистовый - [от аместист "полудрагоценный камень, прозрачная разновидность кварца" < нем. Amethyst, фр. am?thyste < греч. < "не" + "опьяняю"; название связано с древним поверьем, согласно которому этот камень притягивает винные пары и таким образом предохраняет его обладателя от сильного опьянения] - темный фиолетово-синий, насыщенный искрасна-синий, фиолетово-красный с синевой, вишнево-лиловый.

Это один из многих цветовых терминов, которые, как правило, знают только женщины и энтузиасты геологии. Перидот или оливин - это название травяного минерала, из которого название также приобрело свой цвет. Если вы путешествуете по шведским деревням во время своей поездки, вы, скорее всего, заметите характерные темно-красные дома. Здания окрашены краской, чтобы дерево выглядело как кирпич. Именно тогда красная краска, произведенная на медных шахтах в Фалуне, была самой популярной, и из нее вышло название глубокого красного цвета.

Между тем, оказывается, что под ним есть серо-зеленый цвет. Если бы вы искали слова, которые могли бы описать цвет вашего филодендрона самым точным способом, вы просто нашли их. Так по-немецки «полусерая». Из-за этого цвет, даже если не по имени, хорошо известен людям нашей части мира.

Амиантовый - цвет амианта (разновидности асбеста): белесый, грязновато-белый. аще всего - о цвете неба.

Антрацитовый - [от антрацит "лучший сорт каменного угля" < греч. "уголь"] - насыщенно-черный, с сильным блеском.

Арлекин, арлекиновый - [от Арлекин - имени персонажа итальянского национального театра (так называемой commedia dell"arte), остроумного слуги-шута, характерной принадлежность которого является костюм, сшитый из кусочков материи всевозможных цветов < ит. arleccino] - пестрый, разноцветный. В нач. XIX в. арлекином называли также модную ткань из разноцветных треугольников, а также играющий всеми цветами драгоценный камень - благородный опал. Ныне часто употребляется при характеристике окраса животных. Арлекиновый окрас, при котором цветные пятна разбросаны отдельными участками по голове, холке, спине и крестцу кошки…

Название происходит от латыни, а его буквальное значение - «мертвая голова». Название не слишком весело, но цвет может быть приятным. Краска этого имени была получена из сульфата железа и использовалась в древности в живописи. Многие имена являются синими. Художники в своих работах используют разные оттенки этого цвета.

Синий Прусский синий Теманд Синий туннель Голубой Ультрамарин Синий Индиго Синий Лазурный. Прусская голубая, иначе известная как берлинская синяя, - это цвет, который люди Дж. Толкиена Хоббит, т.е. взад-вперед, коллективный герой; Люди третьего века очень похожи на современных людей. Подробнее Глоссарий литературных героев - средняя школа называется просто синим. Художники используют его как синюю краску. Высокая устойчивость к свету. Это вещество используется для химического анализа качества и производства красок.

Аспидный - цвет сланца-аспида, употреблявшегося в прошлом для изготовления учебных досок: черно-серый.

Афалина - [от афалина "млекопитающее семейства дельфинов отряда китов"] - серебристый зелено-голубой.

Багор - густо-красный с синеватым оттенком, темно-красный с синеватым или лиловым оттенком. Варианты названия: багр , багрец , багрецовый , багровый , багрянец , багрянистый , багряный .

Багрецовый - цвет багреца: яркий багровый.

Багрянистый - устаревшая форма слова багряный.

Базарного огня - определение оттенка почти невозможно ввиду сложности ассоциаций, возникающих в связи с этим названием: огненно-красный с примесью желтовато-синего или серого. Название возникло в конце XIX в. - в память о страшном пожаре на благотворительном базаре в Париже в мае 1897 г., когда в огне и дыму погибло немалое число народу.

Бакан, бакановый, баканный - ярко-красная краска из кошенили, используемая в живописи [< тюрк. и араб. bakkam] - красная краска - ярко-красный, багряный.

Барканский - [от баркан "плотная прочная шерстяная ткань, узорчатая и гладкокрашеная, применявшаяся для обивки мебели вместо дорогого шелкового штофа" <итал. barracano < араб.-перс. barrakan] - один из оттенков красной гаммы. Упоминается как цветообозначение в 30-е-40-е гг. XIX в.

Бедра испуганной нимфы - оттенок розового. Возможно, возникло в начале ХIХ века с появлением нового сорта роз. (Существует еще цвет "бедра нимфы". Это бледно-розовый, нимфа спокойна.) По другим сведениям, это был розовый с примесью охры. Таким цветом при императоре Павле красили подкладку военных мундиров. Но так как ткань для офицеров и солдат была разной по качеству, офицерский оттенок звался "бедром испуганной нимфы", а солдатский "ляжкой испуганной Машки".

Берилловый - по названию берилла, прозрачного зеленовато-голубого камня, зеленовато-голубой.

Берлинская лазурь, берлинская синь — [по названию краски, получаемой при действии солей окиси железа на желтую крове-щелочную соль] интенсивно-синий. Также Прусская синь .

Бизон - темно-оранжевый.

Биллиардного сукна , биллиардной покрышки - ядовито-зелёный.

Бисквитный - [от бисквит - фарфор, не покрытый глазурью, но дважды обожженный < фр. biscuit < bis "дважды" cuit "печеный"] - белый с сероватым или зеленоватым оттенком.

Бискр - цвета желтоватой кожи для обивки мягкой мебели.

Бисмарк - [от Бисмарк - фамилии рейхсканцлера Германской империи в 1871-1890 гг.] - серовато-желтый или коричневый.

Бисмарк-фуриозо - коричневый с красный отливом.

Бисной - арх. седой, серебристый, белый.

Бистровый - [от бистр - прозрачная коричневая краска из древесной сажи, смешанной с растворимым в воде растительным клеем; употреблялась европейскими художниками 15-18 вв. для рисования пером и кистью, после уступила место сепии и туши < фр. bistre < ниж.-герм. biester "темный"] - густой коричневый, бурый.

Бланжевый , или планшевый (от фр. blanc белый), - желтовато-белый, белый с кремовым оттенком, телесный.

Бле-раймондовый , бле-реймон - [от франц. bleu "синий" + мужское имя Raymond (Раймон(д))] - оттенок синего цвета.

Блокитный - (польск.) ярко-синий, сине-голубой. У Даля - голубой, васильковый.

Блондовый - [фр. blonde "золотистая, рыжеватая, русая, белокурая"] - светлый, с золотисто-желтоватым отливом. Чаще о цвете волос. Прилагательное блондовый в XVIII - XIX вв. нередко употреблялось и в ином значении: блондами называли кружево из шелка-сырца первоначально золотистого, а затем также и белого либо черного цвета.

Болкатый - черный, темный.

Бордосского вина (бордо, бордовый) - красно-фиолетовый, темно-красный с лиловым оттенком.

Бороды Абдель-Кадера - [от имени популярной в сер. XIX в. исторической личности: Абд-эль-Кадир - алжирский полководец, оратор и поэт (1807-1883), в 1832-1847 гг. возглавлял восстание арабов против французских колонизаторов] - белый, отливающий в серый.
он же Бороды Абдель-Керима - [от имени популярной в сер. XIX в. исторической личности: Абдул-Керим-паша - турецкий генерал (1811-1885), участник русско-турецких военных конфликтов].

Бронзовой брони - зеленый с фиолетовым оттенком.

Броный - [ср. бронь, брунь, брона "спелый колос", бронеть "зреть" < возможно, др.-инд. Bradhnas "рыжеватый, буланый"] - беловатый, бело-серый.

Брощаный - багряный, пурпурный.

Бристольский голубой - ярко-голубой.

Брусничный - [от названия ягоды брусники] - один из оттенков красного: цвет спелых ягод брусники, светло-красный, густо-розовый. Однако долгое время это слово в русском языке означало зеленый (по цвету листа брусники). Цвет под этим названием входил в описание знамени Ивана Грозного.

Брусьяный , брусвяный - красный, багряный, цвета брусники.

Брэнсолитеровый - [от франц. brun solitaire "единственный (в своем роде) коричневый или смуглый"; другое значение solitaire "драгоценный камень"] - оттенок коричневого.

Буланый - [от тюрк. bulan "олень, лось"] - желтоватый, разных оттенков, особенно светлых; иногда при темном хвосте и гриве и с такой же полоской на хребте.

Бурматный - [возможно, от польск. brunatny "коричневый, бурый" < ср.-в.-н. brûnât "темная ткань", ср.-нем. braun "коричневый"] - темно-серый, как бы подернутый пылью.

Бурнастый , брунастый - то же, что бурый, красновато-коричневый.

Бусый - [возможно, от др.-тюрк. boz "серый, тёмный"] - темный голубовато-серый; иногда о неопределенной окраске. У Даля (сиб). темно-голубо-серый, избура-серый, буро-дымчатый, буро-пепельный; о шерсти, темно-бурый с синевою, сизо-бурый (В. Даль. Толковый словарь живого великорусского языка). Татарский глет зеленовато-бусый / Соседствует с венецианской бусой (М. Волошин).

Бычьей крови - черный с красноватым отливом.

Вайдовый - темно-синий, синь. Вайда использовалась вместо индиго. В дальнейшем, в связи с развитием синтетического производства индиго, возделывание В. почти прекратилось.

Валюта - серо-зеленый, цвета доллара.

Венге - [от венге "твердолиственная порода деревьев, произрастающих в тропических джунглях Западной Африки". Древесина венге отличается разнообразием цветовых оттенков: от золотистого до темно-коричневого с черными прожилками] - темный красновато-коричневый с черными прожилками.
Как бы от себя:) - этот цвет стал моим безумием во время ремонта!!! Сейчас он на пик моды! Посмотрите вокруг! - ламинат или паркетная доска - цвета венге, шкафчик - цвета венге, тумбочка - венге, мойдодыр - венге, стакан - венге, дверь - венге, стул, стол, всевозможная мебель и т.п.! Сплошной ВЕНГЕ!!!

Вердепешевый - [от фр. vert-de-pеche "зелень персика"] - желтоватый или розоватый оттенок зеленого цвета, аналогичный цвету незрелого персика. Более всего такие названия были популярны в первой половине XIX в.

Вердепомовый - [от фр. vert-de-pomme "зелень яблока"] - светло-зелёный, цвет незрелых яблок.

Вердигри - зелено-серый, от франц. vert-de-gris.

Вердрагоновый - [франц. vert dragon "зеленый драгунский"; зеленый цвет драгунской униформы; возможно другое понимание: dragon "дракон"] - оттенок темно-зелёного.

Вермильон , вермильоновый - [франц. vermillion "ярко-красный, алый; румянец"] - ярко-алый с оранжевым оттенком.

Веселая вдова - оттенок розового. Название было популярным в XVIII в.

Виардо - [искаженное фр. vert d"eau "зелень воды"] - светло-зелёный, цвет морской волны. Есть вариант водяная зелень .

Винный - желтовато-красный.

Влюбленной жабы - зеленовато-серый.

Вороний глаз - черный, глубокий черный оттенок - рекомендовался для дорогих фраков, такого цвета могла быть лишь шерсть высочайшего качества. Любая другая очень скоро приобретала рыжеватый оттенок.

Воронова крыла - черный с синеватым отливом.

Вохра , вохряной - то же, что охра.

Вощаный , восковой - цвет воска, от желто-серого, медового до янтарно-желтого.

Выдровый - цвет меха выдры, грязновато-зеленый.

Гавана или гавана-браун - темно-коричневый, шоколадный и более светлый, каштановый или слегка лиловый, напоминает цвет гаванских сигар.

Гаити - или синий и красный - цвета флага Гаити, что символизирует союз черных и мулатов.

Гагатовый - чёрный янтарь, с ярким смолистым блеском, цвет гагата - чёрный или коричнево-чёрный.

Гелиотроповый - 1) цвета гелиотропа (кровавый камень, кровавая яшма, кровавик), минерал, разновидность халцедона; темно-зеленый халцедон с ярко- или темно-красными («кровавыми») пятнами и полосами. 2) цветок гелиотропа, садовое душистое растение с темно-лиловыми цветками. 3) искусств. органич. краска для окрашив. хлопчатобум. тканей в красно-фиолетовый цвет.

Геморроидальный - модное слово начала ХХ в.: красный цвет лица нездорового человека, в словаре Ушакова - серо-желтый, измождённый. Также параличный .

Гиацинтовый - цвета гиацинта (камня), красный или золотисто-оранжевый.

Голова негра - с XVIII столетия выходцы из Африки достаточно часто встречались на московских или петербургских улицах, поэтому один из коричневых оттенков получил такое название.

Голубец , горная синь , английская горная синь - ярко-синяя краска.

Дети Эдуарда - оттенок розового. Картина Делароша "Дети Эдуарда IV" <1830—1831, Париж, Лувр>, принесшая ему большую популярность, в моду даже вошла прическа "под детей Эдуарда").




Джало санто - желтый, полученный из незрелых ягод крушины или жостера.

Дикий , дикенький - светло-серый. естественный цвет исходного материала, не подвергавшегося отбеливанию или окраске

Драконьей зелени - очень темный зелёный.
"Так я впервые увидел драконье стекло.
Я уверен, что ничего подобного ему никогда не существовало. Сначала вы видите только зеленоватую мерцающую прозрачность, как в море, когда плывешь в спокойный летний день под водой и смотришь вверх… По краям всплески алого и золотого, сияние изумруда, сверкание серебра и блеск слоновой кости. А в основании - топазовый диск, обрамленный красным пламенем, искрящимся маленькими желтыми язычками". (АБРАХАМ МЕРРИТ "СКВОЗЬ ДРАКОНЬЕ СТЕКЛО")

Жженого хлеба - сложный оттенок коричневого.

Жиразол - молочный с радужным отливом, жиразол - старое название благородного опала.

Жирафовый - желто-коричневый.

Жирафьего брюха или брюха жирафа - сочетание светло-коричневого и желтого с рыжеватым оттенком. Летом 1827 года в парижском Ботаническом саду появилась маленькая жирафа-самка, присланная Мехметом-Али, вице-королем Египта, в дар французскому королю Карлу Х. Самые модные цвета лета 1827 года получили название цвет «жирафьего брюха» , цвет «влюбленной жирафы» или цвет «жирафы в изгнании» .

Жонкилевый - золотисто-желтый, жонкиль - один из видов рода нарцисса.

Зекрый - светло-синий, сизый. Голубоглазый. Зекры (голубые) очи.

Изабелловый - бледно-соломенный, грязноватый соломенно-розовый. По имени испанской королевы Изабеллы, давшей в 1604г. обет: три года не менять рубашки.

Индиго - темно-синяя краска. Добывается из сока тропического растение семейства бобовых.

Инкарнатный - (от лат. "сarneus" мясной) цвет сырой говядины, пунцовый, малиновый.

Испуганной мыши - нежно-серый цвет.

Иудина дерева - ярко-розовый, как цветки Иудина дерева.




Какао-шуа - (франц. "сacao-сhoix" отбороное какао). Это ликер темно-коричневого цвета. Камелопардовый - желтовато-коричневый.

Кардинал на соломе - сочетание желтого и красного. Когда кардинал де Роган был арестован и заключен в Бастилию, то парижские модистки в насмешку над королевой придумали дамскую шляпу, прозванную "Калиостро" или "Ожерелье Королевы"(259). Так как она делалась из соломы цветов герба кардинала, то ее называли также шляпой "кардинала на соломе " и, чтобы разжалобить публику, распространяли слух, что его преосвященству приходится спать в тюрьме на соломе. Шляпа кроме того украшалась ожерельем, напоминавшим знаменитое ожерелье Бёмэра и Бессанжа.

Кармазинный , кармезинный - (франц. cramoisi) ярко-алый, багряный; из ярко-алого сукна кармазина.

Карминный - ярко-красный.

Кармелитовый , капуциновый - чистый оттенок коричневого. Еще в XVIII столетии получили распространение чистые оттенки коричневого: "кармелитовый", "капуциновый" и т.д. В дальнейшем оттенки коричневого усложнялись, появились сложные цвета. Например, был оттенок "жженого хлеба" или "жженого кофе" и "лесных каштанов".

Касторовый - темно-серый, цвета кастора, суконной шерстяной ткани.

Кастрюльный - красновато-рыжий, цвет начищенной медной посуды, часто применительно к автомобилям.

КашУ или катеху - красно-коричневый, бурый, табачный. Получают из древесины акации катеху (Acacia catechu) семейства мимозовых, родом из Индии и Шри-Ланка (Цейлона). Вывариванием измельченной древесины получают экстракт, упариваемый в твёрдую красно-коричневую массу. КашУ дает с глиноземом - желтый цвет, с солями железа — оливковый, с медн. и хромов.— коричневый и черный.
Иногда кашу обозначает два абсолютно разных цвета: синий или ярко-красный. В толковых словарях этот цвет часто трактуется как табачный.

Кипенный , кипенно-белый - белый, как кипень, белоснежный, цвет белой пены от кипения.

Колумбиновый - (от франц. "colombin" голубь) голубиный, сизый.

Коричный - от "корица" то же, что коричневый.

Королевский голубой - калька с англ. royal blue, ярко-голубой.

Кошенилевый - от краски кошениль, добываемой из насекомых, багрецовый, червцовый, ярко-красный, слегка малиновый.

Краплачный , краповый - алый, мареновый, ярко-красный, от нем. Krapplack, цвет краски крапплака, добываемой из корня марены.

Краска - красный цвет, краснота, краснина.

Кумачовый - иногда знач. красный, алый, по цвету кумача.

Купоросный - пронзительно-голубой, цвет раствора медного купороса.

Кубовый - ярко-синий, густо-синий, от названия растения куб (оно же индиго).

Куропаткины глаза - обозначен в периодике как светло-красный.

Лабрадоровый - цветa лабрадора, камня породы полевого шпата, с радужным отливом, от мельчайших трещин в нем. Сам лабрадор бесцветен, белого или серого цвета, образует сложные двойники, часто с красивой иризацией света сине-зелёных и золотистых оттенков.

Лавальер - кожаный оттенок коричневого - желтовато-светло- коричневый. Вошел в моду, в отличие от юфтевого, только в середине XIX столетия.

Магово-гуляфный - красно-розовый.

Маджента - с итал. - ярко-красный, фуксин, с англ. - пурпурный, между красным и фиолетовым. Цвет от смешения красного и синего света, суженный диапазон из пурпурного сектора. Похож на цветок фуксии. Возможно, название возникло после битвы около г. Magenta (сев.Италия) в 1859г.

Майский жук - цвет из красно-коричневой гамме с золотым отливом.

Маков цвет [чаще всего о лице] — ц вет красного мака: румяный, пунцовый.

Маренго - серый с вкраплениями черного. Оно появилось после битвы при Маренго в 1800 году. Дело в том, что ткани местного производства ручной работы были главным образом темно-серого цвета.

Маренго-клер - светло-серый.

Марин , марина - цвет светлой морской волны, от франц. marine, морской.

Маркизы Помпадур - оттенок розового. Она принимала активное участие в работе над созданием севрского фарфора. Редкий розовый цвет, полученный в результате многочисленных экспериментов, назван в ее честь - Rose Pompadour.

Массака - темно-красный с синим отливом. Хорошо известен в первой половине XIX века. Встречается в "Войне и мире", правда, там он «масака»: "На графине должно было быть масака бархатное платье".

Медвежий , медвежьего ушка - рыжеватый, но довольно темный оттенок коричневого.

Милори - темно-голубой, синий, Берлинской лазури .
Мов - розовато-лиловый. Мовеин (фр. Mauvéine - анилиновый пурпур) - первый синтетический краситель, полученный в 1856 году.

Мордоре , мардоре - цвет из красно-коричневой гаммы с золотым отливом. Название происходит от французского more dore, буквально «позолоченный мавр». Этот цвет был особенно модным в 1-й половине XIX века.

Московского пожара - похож на цвет давленой брусники.

Мурамный , муаровый - травянисто-зеленый.

Нагой - телесный.

Накаратовый - оттенок красного, "жаркий", алый. От франц. naca-rat.

Наваринского пламени с дымом (или дыма с пламенем) - темный оттенок серого, модный цвет сукна, который появился после победы русских над турками в Наваринской бухте в 1827-м. Упоминается в «Мертвых душах».

Нанковый (нанка , нанкинной ) - цвет грубой хлопчато-бумажной ткани, в свое время привозимой из Нанкина: грязно-желтый.

Нефритовый - насыщенный золотисто-жёлтый, как некоторые сорта чая. рисование

Этот цвет является одним из трех основных, но при этом красный – самый яркий. Наши предки считали его божественным, поэтому название цвета переводится, как «самый лучший». Этому цвету отдают предпочтение смелые и решительные девушки, потому что красный обязывает обладать отменным вкусом. Если в вашем гардеробе есть вещи красного цвета или его оттенков, то вы должны знать о нем больше.

Многообразие оттенков

Согласно общепринятой классификации, оттенки этого цвета условно подразделяются на три группы: яркие, темные, приглушенные. Основных оттенков красного всего 26. Если вы относитесь к числу поклонниц интернет-покупок, то информация о названиях оттенков красного, приведенная ниже, вам пригодится.

Красный цвет в одежде

Выбирая одежду этого обязывающего цвета, помните, что далеко не каждому он к лицу. Если у вас кожа имеет золотистый теплый оттенок (цветотип «весна») или, наоборот, холодного оттенка, но глаза выразительные, а волосы темные (цветотип «зима»), то большая часть оттенков красного подойдет. А вот красноватый оттенок кожи, наличие прыщиков и воспалений – это прямое «противопоказание». Ярко-красный цвет подчеркнет эти недостатки кожи.

Всем известно, что придает лишние сантиметры и килограммы одежда белого цвета, но и красный обладает аналогичной спецификой. Если в платье красно-коричневого или красно-фиолетового цвета ваши недостатки останутся незамеченными, то кроваво-красный буквально обнажит их. Этот оттенок идеально подходит девушкам с . Не забывайте и о том, что одежда красного цвета на окружающих действует аналогично призыву «Обратите на меня внимание!». Образ, созданный на основе красной доминанты, получается очень сильным, поэтому вы всегда будете пребывать под пристальным вниманием окружающих.

Удачные сочетания

Розовый – это, пожалуй, наиболее спорный цвет в сочетании с красным. Несмотря на то, что в его основе лежит красный, синий и белый, розовый крайне редко гармонично миксуется с холодными оттенками красного. А вот теплые тона (красно-оранжевый, цвет «красное вино») отлично сочетаются с нежными оттенками розового. В результате образ получается необычным и женственным. К слову, оранжевый, который относится совсем к другой гамме, превосходно дополняет красный. Этот микс дарит образу жизненную энергию, страсть. Можно в одном образе сочетать чистый красный с алым, темно-красным, кармином, бордовым. Союз этих оттенков позволяет углубить и насытить основной тон.

Что еще почитать