Рисование 1 год. Польза рисования для годовалых детей. «Кисточка гуляет по бумаге»

Как начать учить рисованию ребёнка? Когда начинать ребёнка учить рисованию и лепки?

Пока трудно назвать рисунком то, что изображает десятимесячный или годовалый малыш. Эти каляки-маляки, представляющие собой слабые штрихи и закругленные линии, — первая проба пера. Примерно с восьмимесячного возраста ребенок делает открытие: он осознает связь между движением руки и линией, которая появляется на листе бумаги. Пока что малышу трудно объяснить, что он нарисовал. А мама никак не может догадаться, что же хотел сказать художник?

Из наблюдений психологов

Первая геометрическая фигура, которую учится рисовать ребенок, — это круг. Ни один детский рисунок не обходится без солнца! Круг символизирует мягкость, доброту, бесконфликтность. Маленькие дети не рисуют острые углы, им незачем защищаться.

УРОКИ РИСОВАНИЯ ДЛЯ МАЛЫША. Для первых уроков рисования вам понадобятся:

❀ Цветные карандаши средней мягкости (не остро заточенные), восковые мелки и краски.

❀ Бумага для рисования разного формата. Это может быть лист А4, ватман, длинный кусок обоев. Не ограничивайте малыша узким форматом. Предложите юному художнику разные варианты полотен, пусть он сам выберет, что ему больше по душе.

❀ Если ребенка привлекают стены в качестве полотна и его так и тянет к наскальной живописи, для этих целей оборудуйте в его комнате художественную мастерскую. Для этого прикрепите к стенам (куда достанет кисть мастера) листы ватмана или обои, которых не жалко. Это и будет рабочая зона: широкий, ничем не ограниченный простор для творчества. Учите ребенка рисовать «на стенах» только в одной комнате, обращая внимание, что это — специально отведенное место.

❀ Лучше всего рисовать, расположившись на полу.

С ЧЕГО НАЧАТЬ РИСОВАНИЕ?

❀ Просто дайте ребенку кисть в руки. Он с интересом приступит к новому занятию. Вы можете нарисовать свой рисунок, покажите его малышу, расскажите, что вы нарисовали. Можно также заняться совместным творчеством. Малыш будет наблюдать за вашими действиями и станет их копировать.

❀ Лучше всего рисовать красками. Они помогают, пусть и неосознанно, передать настроение, выразить эмоции, развивают чувство цвета. Помогайте ребенку хорошо мыть кисточку, чтобы он видел не только смешение красок, но и чистые цвета.

❀ Не волнуйтесь, если малыш чаще всего выбирает черный цвет. Просто он любит все яркое и контрастное. Черный цвет в этом возрасте не является средством выражения мрачного внутреннего мира.

❀ Купите специальные нетоксичные краски для пальчикового рисования. Пусть кроха насладится этим действом сполна: размазывает краски по бумаге, ткани, своим штанишкам (надевайте рабочую форму) и по лицу мамы.

❀ Можно рисовать в ванной на кафеле. Это удобно! Рисунок можно тут же смыть и нарисовать новый. Интересно также наблюдать, как смешиваются краски с водой, образуя причудливые узоры.

❀ Не спешите учить рисовать: голубое небо, желтое солнце и зеленую траву. Истинный художник тот, который видит мир по-своему. Дайте ребенку время все усвоить самостоятельно. Позвольте ему остаться наедине с чистым листом.

❀ Обращайте внимание ребенка на естественные краски природы, которые нас окружают. Разноцветные листья осенью, фрукты, овощи, ягоды, трава, земля, небо, облака, цветы...

Обучение лепке детей до 1 года

УРОК ЛЕПКИ. Дайте малышу кусок тугого теста или глины (можно также приобрести специальную массу для лепки, она абсолютно безопасна). Пусть он его помнет, порвет на кусочки, попробует их склеить. Слепите для малыша какую-нибудь фигурку. Для него это будет настоящее чудо. Можете поиграть и в другую игру. Воткните в тесто фасоль, крупные макароны, горох, орехи и другие мелочи. Покажите, как можно их выковыривать из мягкой массы. Обычно детей этот процесс просто завораживает. Если умелец справился с заданием, начните игру сначала. Эта забава хорошо развивает мелкую моторику.

Как приготовить соленое тесто?

Вам понадобятся 1 стакан муки, 1 стакан мелкой соли (экстра), 1 ст. ложка растительного масла, 1/2 стакана воды.

Рисование пальчиковыми красками мало чем отличается от размазывания пюре и киселя по столику во время кормления. Кому-то оно приносит радость - ну и на здоровье! Но об особом развитии для нормально развивающегося ребенка здесь речь не идет. Иное дело - мелки, карандаши и кисточки с красками!

Мелки

Мелки покупай для маленького ребенка, который все пробует на зуб, только детские фирменные. Их можно откусить и съесть без особо печальных последствий для организма.

Дешевые китайские мелки для рисования малышам не подходят!

Возьми его руку с мелком в свою и помоги оставлять след на бумаге. Привлекай его внимание к штрихам. Хороши как восковые мелки, так и пастельные (их можно размазывать пальцем).

Рисуйте как на белой бумаге, так и на цветной, а еще - на картоне и упаковочной бумаге.

Карандаши

После того, как ребенок освоит самую легкую технику - мелки, переходи к карандашам. С ними сложнее, так как рисует только один заточенный кончик, а не вся поверхность. Лучше купить трехграные - они легче ложатся в руку правильно. Но если ребенок берет карандаш неправильно, но при этом с увлечением что-то изображает на бумаге, не поправляй. Перед тобой творческая индивидуальность. Твоя задача - не мешать и вовремя подсовыватить новую бумагу!

Помогай учиться рисовать круги: бери его ручку в свою и вместе рисуйте колечки, блины, солнышки, личики, колеса, баранки, оладушки! Обычно, круги дети учатся рисовать к 2 годам. Но можно ускорить события!

Кисточки с красками

Это уже высший пилотаж! Берем руку ребенка с кисточкой в свою и поехали: водичка - краски - бумага! Водичка - краски - бумага! У ребенка должен закрепиться двигательный стереотип: сначала кисточку смачивают в воде, потом в нужной краске, затем ею проводят по бумаге. Да, это немного дрессировка. Но в овладении любым видом искусства есть элементы дрессировки. Это база мастерства.

Главное - не забывайте рассматривать, какой красивый след остается на бумаге и восхищаться!

Краски лучше бери акварельные: они делаются на меду (если из стран СНГ или Германии. Китайские не бери - отрава). И цвет у них изысканный, не такой плакатный, как в гуаши.

Ребенок больше заинтересовался тем, как окрашивается вода в банке? Отлично! Художественная натура!

Не стол, а мольберт!

Почему дети так любят рисовать на стенах и пренебрегают полом или столом и подоконником? Изображение на вертикальной поверхности дает мощную энергетическую подзарядку! И, кстати, так рисовать намного профессиональнее: изображение не искажается из-за того, что уходит в перспективу.

Нет возможности купить мольберт? Переверни тот же детский столик на бок. И прикрепи к его столешнице лист бумаги скотчем!

Цвета

Маленькие дети любят цвета, которые отчетливее всего видны на бумаге: черный, красный, синий, зеленый. Не забывай называть их во время занятий: при рисовании ребенок особенно хорошо развивает речь (движения пальцев и языка регулируются соседними зонами мозга).

Перед вами стоит задача, как научить ребенка рисовать? Рисование является важным навыком, который дает основы для развития творческих способностей вместе с чтением, письмом и математикой. В то же время, это занятие позволяет получить удовольствие, развивая мелкую моторику и мышление, поэтому очень важно, чтобы этот процесс был интересным, приятным и без принуждения.

Практически все дети, начиная с 1,5 лет, с увлечением рисуют. Сначала это так называемые каракули, представляющие собой бессмысленные линии и формы, а затем - элементарные изображения, поддающиеся некому ритму, в которых можно увидеть реальные предметы, животных, близких малышу людей и т.д. Чем старше становится ребенок, тем более высокие требования он предъявляет к своему рисунку. Многие дети, не владеющие в достаточной мере изобразительными умениями, не могут удовлетворить свою потребность в рисовании и попросту отказываются от этого занимательного занятия. Поэтому только мы - взрослые можем помочь ребенку преодолеть возникающие трудности и научить его изобразительным основам, необходимым для создания самого элементарного рисунка.

Для того, чтобы эффективно и успешно научить ребенка рисовать, нужно вызвать у него интерес к этой деятельности, а так же показать, что все окружающие объекты могут быть представлены в рисунке. С этой целью создайте на глазах у малыша несколько простых изображений. Устойчивость интереса к рисованию любого предмета зависит от его новизны и привлекательности, а так же от разнообразия мест, из которых он будет предъявлен ребенку. Поэтому лучше всего объекты, которые вы будете изображать, предъявлять из разных пространственных точек, например, из-за стола, из коробки, из-за двери и т.д.

Рисование карандашами, фломастерами, мелками, кисточкой и красками - достаточно тяжелое для малыша занятие. Это связано с тем, что ребенку не только нужно представить, как будет выглядеть предмет на листе бумаги, но и уметь пользоваться изобразительными орудиями и материалами. Поэтому покажите ребенку, чем отличается рисунок, сделанный карандашом, от рисунка, созданного фломастером или кисточкой. Также обратите внимание малыша на то, как правильно удерживать карандаш и кисточку, располагать лист бумаги.

С чего начать обучение рисованию?

Если вы задумались, как научить ребенка рисовать, прежде всего следует обратить внимание на . Как показывают наблюдения, практически у всех детей дошкольного возраста отмечаются определенные моторные трудности, которые возникают в процессе действия с изобразительными орудиями. Для устранения этих затруднений нужно подобрать задания, направленные на развитие мелкой моторики пальцев рук. С этой целью можно использовать разнообразные игровые упражнения, способствующие:

  • развитию свободных и легких движений в локтевом и плечевом суставах («Паровозик», «Звенит звонок», «Воробышек машет крылышками» и др.);
  • снятию напряжения и дозировке усилия при сгибании пальцев (нажимание пальцами на пульверизатор, воздушный шарик, резиновый мяч и т.д.);
  • формированию правильного дифференцированного захвата (захват предметов, контрастных по размеру, форме и структуре, перекладывание предметов с одного места на другое, с руки на руку, собирание бус, пирамидки, мозаики, застегивание пуговиц, молний и т.д.)

Все рисунки - это разнообразное сочетание линий. Для того, чтобы научить ребенка рисовать отдельные линии, а затем их объединять в целостное изображение, лучше всего придерживаться определенной последовательности действий. При этом, вы показываете, что и как нужно сделать, а малыш повторяет за вами. Сначала нарисуйте карандашом линию (можно использовать любые материалы). Проведите по ней указательным пальцем (в соответствии с направлением движения карандаша). После этого прорисуйте линию в воздухе (можно указательным пальцем и карандашом). Когда вы вместе с ребенком выполните основные подготовительные действия, можно приступать к непосредственному изображению линии.

Как научить ребенка элементарному рисованию?

Чтобы обучение элементарному рисованию было интересным для ребенка и не утомляло его, создавайте игровые ситуации.

Для изображения вертикальных линий (сверху вниз) можно разыграть сюжет с привязыванием ниточек к шарикам. Для формирования умения проводить горизонтальные линии (слева направо) используйте такие задания, как «Машина едет по дорожке», «Дорожка к домику» и т.д.

Для обучения ребенка умению проводить наклонные, ломанные и замкнутые линии можно предложить игры-занятия на темы: «Ель», «Зайка прыгает», «По кочкам», «Салфетка для мамы», «Красивый мячик», «Цветные клубочки», «Разноцветные колечки» и др.

Когда ребенок освоит элементарные рисуночные умения, поверит в свои силы и возможности, он будет смело экспериментировать, а значит - творить.

Я с детства не умела рисовать. Вернее нет, не так. Я с детства жила с твердой уверенностью, что не умею рисовать. А потому никогда просто не делала этого. Конечно, теперь, после прочтения пачки книг о творческом воспитании и опыта рисования с дочерью, я понимаю, что мое нежелание творить вовсе не было связано с отсутствием у меня природного таланта, но тогда мне так не казалось. В каждом человеке от рождения есть творческое начало. А вот развито оно будет или загублено, напрямую зависит от условий для творчества, которые будут созданы ребенку, и от отклика, который он будет получать в ответ на свои творения.

К счастью, у меня все-таки получилось преодолеть (хоть и с большими трудностями ) свой не самый удачный детский опыт и не спроецировать его на дочь. И теперь с уверенностью могу сказать, что рисование – это любимое занятие Таисии. Полюбила его и я (но художницей уже не стала, конечно ). Эта статья о том, как впустить творчество в свою жизнь, как не отбить у ребенка желание к рисованию, и какого направления в творческих занятиях придерживаться.

Рисование с детьми. Как развить творческий потенциал ребенка?

То, что творчество является важнейшим направлением развития малыша, сейчас ни у кого уже не вызывает сомнений. Только вот что каждый из нас понимает под творчеством? Если дать ребенку заранее подготовленные шаблоны и показать, как все это склеить, или если предоставить ему готовый образец для срисовывания (вроде популярных пособий «Рисуем по шагам»), разовьет ли это творческие способности ребенка? Вряд ли. Это всего лишь копирование и механическое следование шаблону. А если при этом работа ребенка еще и будет оцениваться на предмет «похоже – не похоже», то у малыша и вовсе в дальнейшем пропадет желание экспериментировать и придумывать собственные образы.

Часто подобные «творческие занятия» можно наблюдать в детских садах, где воспитатели стремятся показать родителям готовый результат. А ведь если разобраться, то результат в рисовании с маленькими детьми – это то, на что меньше всего стоит ориентироваться. Для детей более всего важен процесс. Детям необходимо предоставлять возможность экспериментировать , исследовать разные материалы и инструменты для рисования , пробовать различные приемы работы («Что получится, если я смешаю эти две краски? А если пририсую здесь ушки, получится зайка?»). Только тогда ребенок научится создавать свои собственные образы, изменять их и искать новые ассоциации между предметами и их изображениями. Это ли ни есть настоящее творчество?

Частенько, насмотревшись в Инстаграме или Бэбиблоге, фотографий с красивыми рисунками чужих детей, мы начинаем торопить своего малыша – «подсказываем» ему, что и где пририсовать, только бы получить узнаваемый образ. Но если мы хотим, чтобы ребенок действительно любил рисовать и научился творчески мыслить, нужно дать ему возможность самостоятельно разглядеть в штрихах смысл и осознать необходимость добавления новых деталей. Крайне важно, чтобы ребенок свободно и без спешки прошел все закономерные стадии развития рисунка .

Стадии детского рисунка и действия родителей на каждой из них

1-я стадия «Каракули» (1 – 3 года, продолжительность стадии у каждого индивидуальна)

Эта стадия очень важная, хотя на первый взгляд и кажется «несерьезной». Уже на этом этапе и закладывается отношение ребенка к рисованию. Будет он любить его или всячески отказываться со словами «Я не умею».

Как правило, первый интерес к рисованию дети начинают проявлять в возрасте 1 года. Они получают огромное удовольствие от того, что видят наглядный результат своего взаимодействия с миром, увлеченно следят за тем, как карандаш или кисть оставляет след на поверхности. В первую очередь их интересуют именно свойства художественных материалов.

Главная задача родителей на этом этапе – обеспечить ребенку комфортные условия для творчества. В этом возрасте малыш еще плохо чувствует границы листа, поэтому предоставьте ему большие листы бумаги. Можно использовать ватман, рулон крафтовой бумаги или даже обратную сторону рулона обоев. Кроме этого, позвольте ребенку рисовать самыми разными инструментами : кисточками, карандашами, ладошками, валиками , губками и т.д.

Самыми удобными материалами для рисования на этом этапе будут гуашь или пальчиковые краски. Для удобства их можно наливать в неглубокие тарелочки, гуашь можно чуть разбавить водой. Полезно пробовать и другие необычные материалы и инструменты для рисования (о нетрадиционных способах рисования скоро расскажу в отдельной статье).

Защитите ближайшие поверхности клеенкой, наденьте на малыша одежду, которую не жалко, и позвольте ему творить свободно! Важно не ругать малыша за испачканную одежду или стол. Там, где появляется слишком много запретов, пропадает желание творить.

На этом этапе излишне хоть как-то направлять действия ребенка . Как правило, родителям очень не терпится увидеть осмысленные изображения и они начинают торопить малыша, подсказывая, в каком месте нужно подрисовать глазки и ножки, чтобы получился человечек, зайка и т.п. Не торопите события. Малыш должен сам увидеть смысл в картине, установить ассоциацию между знакомым предметом и нарисованным образом. Все обязательно произойдет в том темпе, который необходим самому ребенку.

Старайтесь также не уделять пристального внимания на то, как малыш держит карандаш или кисточку. Для удержания карандаша тремя пальчиками малышу в этом возрасте требуется огромная концентрация, оставляющая мало сил для творчества. Малышу неудобно действовать пишущим инструментом по-взрослому – мелкая моторика еще не настолько развита.

Рисование самодельными пальчиковыми красками

Так как в этом возрасте у малыша основной канал получения информации – сенсорный, дети начинают испытывать художественные средства всем телом, в том числе и на вкус. Не стоит ругать ребенка за это. Старайтесь объяснять, что карандаши не едят, убирайте ручки, которые тянутся ко рту. Если ребенок все равно продолжает исследовать материалы на вкус , можно попробовать порисовать какими-то съедобными материалами, например, кусочком свеклы или соками, замороженными в формочках для льда.

Часто случается, что период «испытания средств» значительно затягивается. Не нужно делать вывод, будто малышу не интересно рисование. Этап освоения инструментов очень важен, и малыш должен задержаться на нем столько, сколько ему потребуется. Чем лучше ребенок «наиграется» с материалами, тем свободнее он будет ими владеть.

2-я стадия «Бесформенные изображения» (2 – 4 года)

Спустя некоторое время этап исследования материалов у ребенка сменяется желанием изобразить что-то конкретное – ребенок пытается отыскать смысл в каракулях. При этом, возможно, вам каракули малыша вовсе не будут казаться похожими на машинку, но ребенок будет указывать на нее со словами «би-би».

Машина, 2 года 10 месяцев

Когда вы увидите у ребенка первые осмысленные изображения, не старайтесь оценить, насколько рисунок похож на предмет, и выносить приговор «хорошо» или «плохо». Для ребенка внешнее соответствие не является главным, он рисует не предмет или явление, а собственные ощущения от него. Вот пример Тасиного ежика, согласитесь, не очень-то похоже на оригинал, но «колючесть» передана хорошо

Ежик, 3 года 4 месяца

Старайтесь на этом этапе не навязывать ребенку никаких шаблонов в рисовании (домик – квадрат с треугольником наверху, и никак иначе, елочка – три поставленных друг на друга треугольника и т.д.). Если взрослые демонстрируют шаблоны, то обычно дети их усваивают и не пытаются изменить. Впоследствии ребенку будет тяжело (а иногда и невозможно) создавать свои неповторимые образы и выработать свой стиль. Это мешает свободному развитию мышления.

Медуза, 3 года 4 мес

То же самое касается и рисования образа человека. Не спешите сразу «приучать» ребенка рисовать привычный шаблон «Голова, туловище, ручки, ножки…». Ребенок должен сам прийти к этому важнейшему образу – образу человека. Однажды в неумело нарисованной окружности он увидит «голову» и назовет ее человеком. Постепенно из окружности вырастут ножки, и получится так называемый «головоног». Такой образ – великое достижение первооткрывателя! Головоног – это психологический портрет самого ребенка, отображающий то, что для ребенка сейчас важнее всего – эмоции (голова) и движение (ноги).

Головоног Саша, 3 года 2 мес

Нередко, увидев первого головонога, родители сразу же указывают на недостающие части. Не стоит этого делать. Позже художник сам заметит, что необходимы другие детали и будет постепенно усложнять сюжет рисунка. Если же «перепрыгнуть» стадию головоногов и сразу научить ребенка рисовать человека со всеми частями тела, то он потом долго будет следовать этому шаблону и критически относиться к любым другим вариантам.

Головоног Мама под дождем, 3 года 2 месяца

3-я стадия «Схемы» (4 – 6 лет)

Полянка, 4 года 8 месяцев

Интереснейшая, на мой взгляд, стадия, на которой, собственно, мы с Таисией сейчас и находимся. Разглядывать рисунки ребенка невероятно любопытно, они становятся более прорисованными и потихоньку обрастают все бОльшим количеством деталей. У рисунка появляется верх и низ и пространственные отношения предметов. Конечно, частенько еще можно увидеть человека, превышающего высоту дома, и другие диспропорции, но это нормальное явление, переживать о котором не стоит – с помощью размера ребенок подсознательно выделяет на рисунке то, что для него наиболее важно.

Фиксики, 4 года 4 месяца

Главное достижение этого периода – на картине появляется сюжет, рассказ о каких-то событиях. И тут, мне кажется, главная задача родителя – подкидывать ребенку как можно больше интересных игровых и жизненных ситуаций, сцен из книг, о которых ребенку захотелось бы рассказать (посещение зоопарка, небольшой поход, просмотр вашего семейного альбома и т.п.).

Свадьба мамы и папы, 4 года 7 мес

И еще. Иной раз может показаться, что ребенок слишком «зациклился» на изображении одного и того же человека и рисует его десятки раз практически без изменений. Как утверждают психологи, в этом нет ничего страшного, если ребенок сам придумал этот образ. Как и любому другому человеку, ребенку нравится делать то, что у него получается, поэтому он с удовольствием повторяет удачное действие.

Так было и у нас с Таисией. Однажды удачно нарисовав принцессу, она принялась рисовать типовых принцесс каждый день штуки по три. И только хорошенько утвердившись в своем умении рисовать красивых девочек, она стала двигаться дальше, добавляя новые детали и сюжеты.

Принцессы, 4 года 1 мес

Если вам кажется, что данный период слишком затянулся, предложите нарисовать любимого героя в какой-нибудь необычной ситуации или нарисовать для него друга. Обращайте внимание на новые детали и хвалите.

4-я стадия «Правдоподобные изображения» и 5-я стадия «Правильные изображения» (6 +)

Теперь ребенок рисует объект, а не впечатление от него, как это было раньше. Появляется масштаб, направление, расположение в пространстве, перспектива, в относительную норму приходят пропорции. Предметы изображаются реальными, наделенными своими настоящими качествами.

Это период, когда ребенка уже можно начинать учить различным техникам рисования и основам изобразительного искусства. Желательно, чтобы рядом с ребенком в это время был какой-то хороший педагог – вы (если умеете рисовать) или другой специалист. Так как, мои навыки рисования затормозились где-то в районе третьей стадии, а рисовать Таисия очень любит, я записала ее со следующего учебного года в художественную школу

Пятая стадия характеризуется уже реалистичными рисунками с перспективой, объемом и светотенью.

Как мотивировать ребенка к рисованию и Что делать, если ребенок не хочет рисовать

В каждом из нас от природы есть творец. У кого-то в большей, у кого-то в меньшей степени, но у всех абсолютно. И когда ребенок не хочет рисовать или отказывается под предлогом того, что не умеет, это вовсе не означает, что природа обделила его творческими способностями. Как это ни больно признавать, но нелюбовь к рисованию, как правило, является результатом воспитания. Ребенок отказывается от творческих занятий, если за ними закрепилось какое-то негативное переживание. Например, испачкался – мама поругала, или получившийся рисунок раскритиковали. Даже если ребенку слишком навязчиво «подсказывают», что и как нужно рисовать, он может воспринять это как признание его несостоятельности в творчестве и потерять всякое желание.

Сама я наделала немало ошибок на нашем творческом пути с Таисией и о нашем опыте (с хорошим концом) я расскажу чуть ниже. Ну а здесь несколько советов, которые действительно помогают преодолеть страх перед рисованием и мотивировать ребенка на создание новых шедевров.

  • Если ребенок совсем не хочет рисовать, отойдите на некоторое время от образных рисунков и поиграйте с материалами: порисуйте абстракции, побалуйтесь с красками, кисточками, карандашами и мелками от души, пробуйте нетрадиционные способы рисования. Словом, делайте что-то такое, где нет эталонов «похоже – не похоже».

  • Старайтесь как можно меньше ограничивать творчество ребенка различными запретами и указывать ему, что и как рисовать. Особенно это касается первой стадии развития рисунка.
  • Правильно реагируйте на рисунок . Любая критика рисунка и его оценка в категориях «похоже – не похоже» может отбить желание рисовать. С похвалой тоже будьте аккуратны, не переборщите. Ведь дети, даже младшего возраста, способны на вполне объективную оценку своих художеств и иногда они переживают из-за того, что еще не могут передать в изображении то, что хочется. Самая правильная реакция – проявить пристальное внимание к рисунку, расспросить, какие детали что изображают, какие цвета были использованы и т.д.
  • Устройте дома выставку работ и регулярно ее обновляйте. Так ребенок будет постоянно видеть свои творческие удачи и понимать, что вы их цените.

  • Чтобы ребенок видел «полезность» творчества, давайте задания, направленные на окружающих (например, нарисовать подарок бабушке), или задания, от которых будет какая-то практическая польза дома (покрасить что-то в квартире, расписать табуретку, кружку и т.д.).
  • Создайте дома «творческий уголок» , где в открытом доступе будут лежать основные материалы для рисования, это даст ребенку возможность спонтанного творчества. Однако не выкладывайте там сразу все имеющиеся у вас материалы, пускай лучше они будут регулярно обновляться.
  • Не выкидывайте при ребенке его рисунки . Конечно, все без исключения работы хранить невозможно. Поэтому нелюбимые рисунки можно выбросить, только не на глазах у автора и спустя некоторое время.

Продолжайте рисовать, даже если ребенок отказывается это делать, — рисуйте при нем, не заставляя и не критикуя, ищите материалы и задания, которые смогут его заинтересовать.

Наш опыт или Немного о том, как мы полюбили рисовать

Как я уже говорила, до рождения дочери я всегда была уверена в том, что рисовать не умею, и потому всячески избегала рисования. Признаться, это очень неудобно, когда не можешь при необходимости элементарную картинку изобразить, и потому мне очень хотелось, чтобы дочь избежала моей участи. Когда я заметила, что Таисия начала проявлять первые признаки осмысленного рисования, я стала активно предлагать ей изображение простых картинок – домиков, солнышек и т.п., искренне веруя в то, что подобными действиями я стимулирую развитие ее художественных навыков.

Иногда Тася, конечно, соглашалась, но чем дальше, тем больше она противилась шаблонным рисункам и упорно выводила каракули. Меня, как человека тогда еще ничего ведавшего о принципах свободного рисования с детьми, это очень расстраивало, и я приговаривала что-то вроде «Ну что ты все непонятности какие-то рисуешь, давай нарисуем то-то и то-то». В итоге Таисия стала вообще отказываться от рисования со словами «Не умею», «Не хочу».

И только когда дочери было 2 года 8 месяцев, мне, к счастью, попалась чудесная книга Марины Озервой «О детском рисовании» , которая в корне переменила мое отношение к рисованию и указала на все мои ошибки. Помню, как вдохновленная идеями книги, я взяла на прогулку ведерко с мелками и предложила дочери нарисовать закалякушки, какие ей только заблагорассудится. На что она спросила меня: «Мама, а тебе понравится?». На меня как ушат холодной воды вылили. Как же мне тогда было стыдно! Ведь и правда, ограничивая ее в рисовании каракулей и предлагая свои заезженные шаблоны, я, по сути, критиковала ее творчество!

В общем, тогда-то и началась новая ступень в нашем совместном рисовании. Я напрочь убрала из творческих занятий изображение каких-либо образов и добавила много новых материалов и экспериментов. Мы рисовали ватой, губками, льдом, машинками и т.д. Одним словом, впустили творчество в нашу жизнь.

Признаюсь я, человек, всю жизнь, считавший себя нетворческим, загорелась так, что не остановить. У меня и у самой пропал страх перед чистым листом и боязнь «что не получится». А у Таси медленно, но верно вновь просыпалась творческая искра, данная каждому из нас от природы. Вот такой способ рисования придумала она сама (это специальные мелки для ванной):

Примечательно, что у Таси, которая ранее была приучена к рисованию шаблонного человечка (с туловищем, руками и ногами) после череды вот таких свободных занятий, стали появляться те самые , о которых так много говорят психологи. Для меня это стало лучшим сигналом того, что мы вступили на правильный путь.

Сейчас Таисии 4 года 8 месяцев, и я с уверенностью могу сказать, что больше всего дочь любит именно рисовать. Заберите у нее любую игрушку, она и не заметит, но если пропадет один из карандашей, то все, нет покоя всей семье

Завтрак принцессы, 4 года 8 мес

Я обязательно напишу статью (и, наверно, даже не одну) с различными вариантами нетрадиционного рисования с малышами. А пока благодарю за внимание и до скорой встречи

Подписывайтесь на обновления блога Вконтакте , Инстаграме , Facebook .

Начинать рисовать с маленькими детьми лучше всего восковыми мелками, гуашевыми красками. Начните с мелков. Они оставляют на бумаге яркий след, легко смываются с рук, правда быстро ломаются, но это не страшно.

При знакомстве с красками покажите, как держать кисточку, как прополаскивать ее в воде. Маленькие дети очень любят рисовать пальчиками, также с удовольствием рисуют ляпушкой. Ляпушки сделать не составит большого труда- намотайте на палочку или карандаш кусочек поролона, закрепите поролон ниткой. Также можно рисовать губкой, штампиками, с помощью трафаретов.

В 1,5 -2 года учим малыша рисовать горизонтальные и вертикальные линии, в 2 года-круги, раскрашивание силуэтов красками. Занятия следует проводить в игровой форме, обязательно используя наглядный материал, художественное слово.

Занятия по рисованию с детьми 1,5-2 лет

Что это

Цель. Учить ребенка держать правильно карандаш, учить видеть изображение предмета в нарисованных линиях, развивать воображение, интерес к рисованию.

Приготовьте лист бумаги желательно формата А4, восковые мелки или карандаши. Пусть малыш рисует, что хочет. Когда ребенок закончит рисовать, спросите его, что он нарисовал. Если он затрудняется с ответом, помогите ему увидеть изображение в линиях, дорисуйте детали, чтобы получилась рыбка, птичка, цветок. Полюбуйтесь рисунком вместе с малышом, похвалите его.

Спрячь мышонка (котенка, зайчонка)

Цель: Учить держать карандаш, заштриховывать изображения горизонтальными и вертикальными штрихами.

Это занятие можно провести несколько раз с разными персонажами. Заранее приготовьте бумаги с нарисованным (контуром) мышонка или другого персонажа. Спросите малыша, кто это, как пищит? Предложите малышу помочь спрятать мышонка от кошки. Покажите, как заштриховать мышонка, сделайте несколько штрихов держа его ручку в своей. Похвалите малыша.

Дождик

Цель: Учить рисовать наклонные вертикальные линии, развивать интерес к рисованию.

На листе бумаги заранее нарисуйте тучки в верхней части листа. А внизу изобразите травку, цветы, грибочки. Как дождик капает? Проведите сплошную вертикальную линию-сильный дождь, и пунктирную линию -слабый дождик. Попросите малыша нарисовать, как дождь поливает травку, цветы, грибы. Спросите, какой дождь он нарисовал: сильный или слабый?

Не забудьте похвалить малыша.

Железная дорога

Приготовьте игрушечный паровозик или трамвай, можно нарисовать и вырезать из бумаги. Рассмотрите с малышом паровозик, придумайте куда он поедет, может быть повезет кого-то(игрушек, зверушек, маму). На листе бумаги заранее нарисуйте две горизонтальные линии на расстоянии 5-6 см. друг от друга. Расскажите, что строители забыли достроить железную дорогу и паровозик теперь не сможет по ней проехать, предложите малышу нарисовать(достроить) вертикальные линии, покажите как. В конце занятия скажите, что все, кто поедет на паровозике очень рады новой железной дороге и благодарны малышу за помощь.

Заборчик

Цель: Учить рисовать вертикальные линии, развивать интерес к рисованию.

На листе бумаги заранее нарисуйте домик. Придумайте для малыша историю о том, кто живет в домике: дедушка с бабушкой, зайчик, девочка- на ваше усмотрение. Предложите нарисовать возле дома заборчик. Нарисуйте рядом с домом две горизонтальные линии на расстоянии друг от друга 5-6 см, а ребенку предложите нарисовать вертикальные палочки-досочки. От имени жителей дома поблагодарите малыша за помощь.

Цветы на полянке

Цель: Учить рисовать вертикальные линии.

Заранее приготовьте лист бумаги с заштрихованной внизу полосой шириной 5-6 см-это полянка. Еще на расстоянии 7-8 см нарисуйте головки разных цветов. Рассмотрите с малышом цветы, расскажите, как они называются, определите, какого они цвета. Предложите дорисовать к ним стебельки - прямые линии от цветов до полянки.

Аналогично проводятся занятия по рисованию воздушных шариков, лопаток, травы.

Рисование красками

Для начала приготовьте краску одного цвета, ведь малыш еще не умеет пользоваться красками, прополаскивать кисточку. Удобнее использовать гуашевые краски. Рисовать можно кисточкой, ляпушкой (примотанный к палочке или карандашу кусочек поролона), пальчиками. Покажите, как мокрая кисточка оставляет след на бумаге, затем полюбуйтесь какой след оставляет кисточка с краской. Пусть ребенок рисует, как хочет, его пока интересует сам процесс. Посмотрите, какой след оставит ляпушка, пальчик. Дорисуйте эти отпечатки до определенного образа: до цветка, колобка, птички, рыбки. Полюбуйтесь вместе рисунком.

Темы для рисования :

Дождик. Рисовать можно кисточкой- струи дождя, ляпушкой и пальчиком-капли дождя.

Снегопад - пальчиком и ляпушкой на синей бумаге.

Листья на заранее нарисованном дереве -пальчиком и ляпушкой.

Яблоки на заранее нарисованном силуэте яблони -пальчиком и ляпушкой.

Цветы -пальчиком, стебельки -кисточкой.

Бабочку -раскрашивая пальчиком или ляпушкой заранее вырезанный силуэт.

Ближе к 2 годам учимся рисовать круг кисточкой. Ставим точку и рисуем клубочек, как бы наматывая нитку на клубок.

Темы для рисования :

Разноцветные клубочки.

Воздушные шарики.

Цыпленок.

Неваляшка.

Снеговик.

Рисование трафаретом

Заранее приготовьте трафарет. Внутри листа вырежьте не сложный силуэт -гриб, елка, зайчик, яблоко. Пусть малыш закрашивает его кисточкой, пальчиком, ляпушкой. Чтобы трафарет был долговечен, вырежьте его из куска линолеума. Можно купить и готовые трафареты.

Рисование манкой

Насыпьте манку в крышку от коробки, чтобы бортики крышки были не слишком высокие. Ребенок может рисовать по манке пальчиком или процарапать рисунок палочкой.

Каждое занятие можно проводить несколько раз. Чаще давайте малышу возможность порисовать самостоятельно, то что он хочет. Пусть придумывает, пробует, творит. Такое рисование поможет развитию воображения и фантазии. Важно развить у маленького человечка любовь к рисованию, для этого восхищайтесь его каракулями, хвалите его, не ругайте за испачканные вещи, наберитесь терпения и у вас вырастет настоящий художник.

Что еще почитать