Хромовые сапоги - обувь офицеров и не только. Женские сапоги – история создания

Сегодня в центрах торговли обувью модницы легко подберут для себя стильную и удобную обновку по разумным ценам - дилемма выбора между удобными сапогами с низкой посадкой или модными на шпильках осталась в прошлом. Но еще в XX века женских сапог вообще не существовало в торговой сети.

Первые сапоги

Прежде определимся - сапогами называется высокая обувь, закрывающая голени их владелицы. С полной уверенностью назвать место и временной период, подарившие современному миру обувь с высоким голенищем, сейчас уже невозможно. Большинство ученых склоняются к версии о древнегреческом происхождении сапог, летние модели которых - с высокой шнуровкой, обхватывающей голени - популярны по сей день.

Греческие сапоги-сандалии носили мужчины и женщины Древней Греции. Кстати, именно в этой стране были созданы еще два вида модных сапог - ботфорты с голенищем-чулком и летние модели с открытым носом. Их расцветка варьировалась от классических черного и белого тонов до ярких оттенков, в том числе красного. Сапоги считались праздничной обувью - древние греки обоих полов обували их, собираясь на званый прием.

Сапоги скифов

Племена, населявшие обширные равнины от Азии до Восточной Европы в античном периоде и раннем средневековье, относились к сапогам, как к непременному элементу своего гардероба. Особым предпочтением среди скифов пользовались сапоги с широким и мягким голенищем, позволяющим заправлять внутрь нижнюю часть штанов.
Каждая пара сапог отделывалась тонкой вышивкой или мозаичной аппликацией, подчеркивающей принадлежность владельца к племени скифов. Женщины этого народа носили невысокие красные сапоги из мягкой кожи, отороченные мехом.

Средневековая обувь с высоким голенищем

Среди населения Европы в эпоху средневековья сапоги не были популярны, прежде всего, из-за неприглядного вида - кожа грубой выделки и очень длинное голенище, закрывающее колено. Такую обувь носили лишь мужчины, обувая ее перед длительной верховой поездкой. Элегантность женских ножек в те времена подчеркивалась при помощи миниатюрных ботинок из мягкой кожи.

Сапоги народов Древней Руси

Надежная защита ног владельца от холода и влаги обеспечили сапогам популярность во время холодных сезонов среди населения Руси. По мнению исследователей, сапоги были завезены Древнюю Русь кочевниками тюркских племен, носивших эту обувь во время верховой езды.
Сапоги определяли статус их владельца - носить их могли лишь представители русской знати, крестьяне же в любое время года обували лапти. Среди населения Сибири были распространены жесткие сапоги из толстой кожи и на массивной подошве, мехом внутрь. Для северных народов такие сапоги были остро необходимы, их носили все слои населения, независимо от пола и возраста.

Современные модели сапог

В конце XIX века технологии обувного производства подверглись глубокой модернизации. Стельки асимметричной формы, технология создания обуви, максимально совпадающей с формой стопы, разработка дешевых материалов для пошива - сапоги впервые становятся доступны по цене для населения нашей планеты. Первые десятилетия прошлого века эту обувь носили исключительно мужчины.
Женские сапоги впервые появились около середины XX века - оснащенные молнией, украшенные аппликацией, вышивкой и бантами, они стали шедеврами обувного дизайна. А вот у современных мужчин сапоги мало популярны - они превратились в элемент военной амуниции и спецодежды.

), в последующем получили распространение твёрдые сапоги .

Сапоги , закрывающие колени, получили название ботфортов и были популярны в эпоху барокко . До середины XX века сапоги в России были мужской и женской обувью . Известный генерал А. А. Брусилов писал: «… к г. … чуть ли не все население России ходило в солдатских сапогах …». Женщины носили коты - укороченные сапожки, отороченные сверху красным сукном или сафьяном .

Популярность сапог несколько снизилась после того, как Пётр I ограничил ношение традиционной русской одежды .

Сапоги хромовые для личного состава взводов Сухопутных войск и Военно-воздушных сил Сапоги хромовые чёрного цвета состоят из голенищ, передов и низа . Голенища с жесткими футорами или лампасами , переда с поднарядами . Поднаряды и футора из подкладочной кожи. Носки жесткие. По заднему шву голенищ проходит прошва , а в верхней их части пришиты ушки из льняной тесьмы . Подошвы, стельки, задники и подноски из подошвенной кожи. Каблуки кожаные с набойками из резины или кожи. Крепление низа рантовое или деревянно-шпилечное - для офицеров и деревянно-шпилечное - для солдат и сержантов . Высота каблука 24 - 26 мм .

В настоящее время опять всё большую популярность приобретают резиновые сапоги .

В эпоху инквизиции испанским сапогом называли орудие пытки.

Галерея

    Юфтевые солдатские сапоги.jpg

    Юфтевые солдатские сапоги .

    Сапоги для верховой езды.

    Сапоги из кирзы коллекция.JPG

    Армейские сапоги.

См. также

  • Кирасирские сапоги (в XVI веке ещё не было ботфортов, а доспех имел стальные наколенники, сапоги же нередко имели металлические пластины)

Напишите отзыв о статье "Сапоги"

Примечания

Литература

  • Водарский Я. Е. , Истомина Э. Г. Сельские кустарные промыслы Европейской России на рубеже XIX-XX столетий / . - М.: ИРИ РАН, 2004.

Ссылки

Отрывок, характеризующий Сапоги

Наташа быстро бросилась между кадок цветов и спряталась.
Борис остановился посереди комнаты, оглянулся, смахнул рукой соринки с рукава мундира и подошел к зеркалу, рассматривая свое красивое лицо. Наташа, притихнув, выглядывала из своей засады, ожидая, что он будет делать. Он постоял несколько времени перед зеркалом, улыбнулся и пошел к выходной двери. Наташа хотела его окликнуть, но потом раздумала. «Пускай ищет», сказала она себе. Только что Борис вышел, как из другой двери вышла раскрасневшаяся Соня, сквозь слезы что то злобно шепчущая. Наташа удержалась от своего первого движения выбежать к ней и осталась в своей засаде, как под шапкой невидимкой, высматривая, что делалось на свете. Она испытывала особое новое наслаждение. Соня шептала что то и оглядывалась на дверь гостиной. Из двери вышел Николай.
– Соня! Что с тобой? Можно ли это? – сказал Николай, подбегая к ней.
– Ничего, ничего, оставьте меня! – Соня зарыдала.
– Нет, я знаю что.
– Ну знаете, и прекрасно, и подите к ней.
– Соооня! Одно слово! Можно ли так мучить меня и себя из за фантазии? – говорил Николай, взяв ее за руку.
Соня не вырывала у него руки и перестала плакать.
Наташа, не шевелясь и не дыша, блестящими главами смотрела из своей засады. «Что теперь будет»? думала она.
– Соня! Мне весь мир не нужен! Ты одна для меня всё, – говорил Николай. – Я докажу тебе.
– Я не люблю, когда ты так говоришь.
– Ну не буду, ну прости, Соня! – Он притянул ее к себе и поцеловал.
«Ах, как хорошо!» подумала Наташа, и когда Соня с Николаем вышли из комнаты, она пошла за ними и вызвала к себе Бориса.
– Борис, подите сюда, – сказала она с значительным и хитрым видом. – Мне нужно сказать вам одну вещь. Сюда, сюда, – сказала она и привела его в цветочную на то место между кадок, где она была спрятана. Борис, улыбаясь, шел за нею.
– Какая же это одна вещь? – спросил он.
Она смутилась, оглянулась вокруг себя и, увидев брошенную на кадке свою куклу, взяла ее в руки.
– Поцелуйте куклу, – сказала она.
Борис внимательным, ласковым взглядом смотрел в ее оживленное лицо и ничего не отвечал.
– Не хотите? Ну, так подите сюда, – сказала она и глубже ушла в цветы и бросила куклу. – Ближе, ближе! – шептала она. Она поймала руками офицера за обшлага, и в покрасневшем лице ее видны были торжественность и страх.
– А меня хотите поцеловать? – прошептала она чуть слышно, исподлобья глядя на него, улыбаясь и чуть не плача от волненья.
Борис покраснел.
– Какая вы смешная! – проговорил он, нагибаясь к ней, еще более краснея, но ничего не предпринимая и выжидая.
Она вдруг вскочила на кадку, так что стала выше его, обняла его обеими руками, так что тонкие голые ручки согнулись выше его шеи и, откинув движением головы волосы назад, поцеловала его в самые губы.
Она проскользнула между горшками на другую сторону цветов и, опустив голову, остановилась.
– Наташа, – сказал он, – вы знаете, что я люблю вас, но…
– Вы влюблены в меня? – перебила его Наташа.
– Да, влюблен, но, пожалуйста, не будем делать того, что сейчас… Еще четыре года… Тогда я буду просить вашей руки.
Наташа подумала.
– Тринадцать, четырнадцать, пятнадцать, шестнадцать… – сказала она, считая по тоненьким пальчикам. – Хорошо! Так кончено?
И улыбка радости и успокоения осветила ее оживленное лицо.
– Кончено! – сказал Борис.
– Навсегда? – сказала девочка. – До самой смерти?
И, взяв его под руку, она с счастливым лицом тихо пошла с ним рядом в диванную.

Графиня так устала от визитов, что не велела принимать больше никого, и швейцару приказано было только звать непременно кушать всех, кто будет еще приезжать с поздравлениями. Графине хотелось с глазу на глаз поговорить с другом своего детства, княгиней Анной Михайловной, которую она не видала хорошенько с ее приезда из Петербурга. Анна Михайловна, с своим исплаканным и приятным лицом, подвинулась ближе к креслу графини.
– С тобой я буду совершенно откровенна, – сказала Анна Михайловна. – Уж мало нас осталось, старых друзей! От этого я так и дорожу твоею дружбой.
Анна Михайловна посмотрела на Веру и остановилась. Графиня пожала руку своему другу.
– Вера, – сказала графиня, обращаясь к старшей дочери, очевидно, нелюбимой. – Как у вас ни на что понятия нет? Разве ты не чувствуешь, что ты здесь лишняя? Поди к сестрам, или…
Красивая Вера презрительно улыбнулась, видимо не чувствуя ни малейшего оскорбления.
– Ежели бы вы мне сказали давно, маменька, я бы тотчас ушла, – сказала она, и пошла в свою комнату.
Но, проходя мимо диванной, она заметила, что в ней у двух окошек симметрично сидели две пары. Она остановилась и презрительно улыбнулась. Соня сидела близко подле Николая, который переписывал ей стихи, в первый раз сочиненные им. Борис с Наташей сидели у другого окна и замолчали, когда вошла Вера. Соня и Наташа с виноватыми и счастливыми лицами взглянули на Веру.
Весело и трогательно было смотреть на этих влюбленных девочек, но вид их, очевидно, не возбуждал в Вере приятного чувства.
– Сколько раз я вас просила, – сказала она, – не брать моих вещей, у вас есть своя комната.
Она взяла от Николая чернильницу.
– Сейчас, сейчас, – сказал он, мокая перо.
– Вы всё умеете делать не во время, – сказала Вера. – То прибежали в гостиную, так что всем совестно сделалось за вас.
Несмотря на то, или именно потому, что сказанное ею было совершенно справедливо, никто ей не отвечал, и все четверо только переглядывались между собой. Она медлила в комнате с чернильницей в руке.
– И какие могут быть в ваши года секреты между Наташей и Борисом и между вами, – всё одни глупости!

В самые древние времена наши предки искали способ защитить ноги от холода и грязи. Утверждают, что египтяне первыми догадались пришить к сандалиям голенища. Теи появилась обувь, отдаленно напоминающая современные сапоги. Вначале они практически полностью соответствовали форме ноги. Но у каждого народа существовали свои приемы изготовления данной обуви. Поэтому не удивительно, что фасоны ее были весьма разнообразны. Сапоги тачали в соответствии с национальными традициями, климатом и назначением.

Сапоги считались традиционной обувью персов. По форме они близки к современным моделям, органично дополняя костюм наездника. В VI веке до н.э. в Европу из Персии завезли персиками — тонкокожие сапоги, перетянутые у щиколотки ремнями. Персы, известные своим пристрастием к ярким цветам, предпочитали сапоги желтого цвета с красной оторочкой. Даже представители малоимущих слоев носили такую обувь.

Евреям и грекам больше нравились высокие сапоги. У последних они назывались эмбады. Кроме того, жители Эллады для разнообразия могли надеть эндормисы (эндормиды) — резные сапоги, у которых кожаные голенища закрывали ногу сзади, а спереди они стягивались сложной шнуровкой.

Эндормисы предназначались для торжественных случаев. Их предпочитали военачальники. Полусапожки из тонкой кожи являлись обязательным дополнением к тоге. В этой обуви ходили и женщины.

Существовал еще один вид высоких сапог, голенища которых покрывали всю ногу. Они отличались элегантным кроем. Поэтому греки изображали в такой обуви своих богов. Для того, чтобы иметь о ней представление, достаточно посетить музей, например Эрмитаж.

Любопытно, что в греческих сапогах всех фасонов пальцы, на манер сандалий, оставались открытыми.

Когда древние римляне отправились покорять чужеземные страны, они обули свои ноги в калиги — полусапоги из прочной и грубой обуви. Верх у калиг обычно был плетеным. Известно, что Августа Гая, выросшего в военном лагере Юлия Цезаря, звали Калигулой — Сапожком.

Солдаты легкой пехоты (инфантерии) носили специальные калиги с облегченными подошвами. В них можно было делать многочасовые переходы. Такая обувь очень подходила лазутчикам, потому что она не производила шума.

Калиги кавалеристов, напротив, имели каблуки. В них вбивались гвозди, которые выполняли функцию шпор. Они могли быть серебряными или золотыми. По ним можно было определить чин.

У граждан Рима обувь имела большой спрос, поэтому римские сапожники пользовались особым почетом. Ремесло приносило хорошие доходы. В Милане сохранилось мраморное надгробие с надписью sutor caligariui (тот, кто шил сапоги).

В Византии происходит тот же процесс, что и в других странах: римские сандалии и башмаки были вытеснены высокими сапогами. Позже их сменили богато украшенные полусапожки. С помощью ремней голенища плотно облегали голень и ступню. Женщины также носили полусапожки. Выполненные из мягкой, тонкой кожи, они напоминали чулки. Византийские императоры носили пурпурные полусапожки, расшитые жемчугом, а позже сменили их на высокие красные сапоги.

Скифы, проводившие большую часть жизни в седле, нуждались в обуви, которая соответствовала их образу жизни. Неширокие штаны (анаксириды), чтобы они не мешали при езде, заправлялись в длинные войлочные чулки с пришитой к ним войлочной подошвой. На них надевались сапоги, голенища которых доходили до колен, оставляя открытым верх чулка, богато украшенного орнаментом. Сами сапоги также отличались красотой отделки, поскольку голенища изготавливались из разных квадратиков меха и кожи или меха и цветного войлока. Скифские женщины носили полусапожки с короткими голенищами.

Татарские воины украшали свои сапоги металлическими пластинками и бляхами. На их назначение недвусмысленно указывали острые шипы, прикрепленные на уровне колена.

В эпоху Возрождения (XIV-XVI века) в Англии, стране с сырым климатом, были распространены сапоги с отворотами и длинными голенищами, заходившими за колено.

Жители континентальной Германии в тот же примерно период отдавали предпочтение сапогам, изготовленным из кожи натурального цвета с широким округлым носком. Плоский низкий каблук указывал на то, что эта обувь предназначалась исключительно для охоты и военных походов. В повседневной жизни немцы обходились башмаками, которые носили с чулками.

Французы, которые во псе времена слыли законодателями моды, внесли спою лепту и в сапожное дело. Они ввели новую форму голенищ, которые с тали широкими и очень твердыми и напоминали по форме воронку. Этот фасон особо подчеркивал стройность и крас»» ту ног. Носок у таких сапог оставался широким. Ведь они предназначались для охоты Правда, это не мешало модникам украшать от вороты сапог изящными кружевами. Ввси моду на такую отделку Людовик XVI (1751 1793), слывший большим щеголем.

Сапоги с широким раструбом голенищ дожили до эпохи Директории (существовала по Франции с ноября 1795 по ноябрь 1799 года).

Можно также вспомнить сапоги ковбойские или сапоги в стиле вестерн с узорчатыми аппликациями и инкрустацией. От американских индейцев пришел обычай украшать сапоги длинной бахромой.

Цвет сапог менялся в зависимости от вкусов: широко распространенный желтый сменил светло-коричневый цвет, затем он потемнел до темно-коричневого. Впоследствии желто-коричневую гамму вытеснила чернобелая. Чтобы обувь дольше служила, ее следовало защитить. Начали это делать достаточно рано, для чего шли на всевозможные ухищрения. Например, прикрепляли к сапогам деревянные подвязки-подошвы. Поверх сапог можно было увидеть нечто напоминающее современные галоши. Продлевало жизнь обуви смазывание ее яйцом, кроме того, оно придавало ей немыслимый цвет. Данный рецепт появился в начале XIX века, когда люди еще не знали гуталина и сапожных кремов.

Особо модной обувью сапоги становятся с конца XVIII века, с появлением фрака. Под фрак надевались длинные белые брюки, заостренные или закругленные на подъеме. С боков они снабжались удлинениями, которые настегивались под подошвой сапога.

Военные сапоги в России — предмет особого разговора. Пехотинцы носили низкие сапоги с прямым обрезом. У солдат других родов войск они могли быть достаточно высокими с большим количеством складочек. Сапоги времен Суворова (1730-1800) имели отвороты, закрывавшие колени.

Кавалерийские сапоги практически не имели каблука, поскольку на них приходилось надевать шпоры. Гусарские сапоги отличались от обычных кавалерийских своим щегольским видом: верх вырезался сердечком и был обшит золотым галуном.

Голенища казачьих сапог имели прямую форму, чтобы удобно было заправлять в них шаровары. К тому же казачьи седла не предусматривали ношение шпор.

Матросы носили высокие сапоги пехотного образца. В обычное время брюки надевались навыпуск, но в строю, во время парадов брюки заправлялись в сапоги.

Если солдатские сапоги шились по единому образцу из простых сортов кожи, то офицеры могли позволить себе обувь из шевро или хрома, выполненную на заказ. Фасон, выбирал заказчик, исходя из того, что чем уже будет голенище, тем лучше будет выглядеть нога. Скроенные по икре, правое и левое голенища оказывались разной формы.

Сапоги для парада, чтобы они сидели как влитые, зашивали прямо на ноге. Надевать и снимать узкие сапоги было сущим наказанием. Во время обувания, чтобы облегчить задачу, прибегали к помощи специальных крючков, защепляемых за ушко сапог. Внутрь насыпали тальк или канифоль, которые обеспечивали ступне скольжение внутри сапога.

Снять такие сапоги можно было, использовав приспособление в виде дощечки с вырезом для каблука или крючки. Выглядело это так: офицер упирался на твердый предмет, а денщик становился к нему спиной и тянул сапог.

Особое значение придавалось каблукам, поэтому их изготовление требовало большого искусства. Дело в том, что при ходьбе шпора должна была издавать звон чистого тона. Эффект достигался следующим образом: в основное колечко вставляли два маленьких серебряных. При каждом шаге металлическая шпора толщиной с проволоку падала на каблук, заставляя колечки производить нужный звук. Большим спросом пользовались изделия фирмы Савельева.

Со временем научились шить сапоги из составных частей. Вначале появилось отрезное голенище, что избавляло от складок на месте сочленения стопы и голени, которые во время ходьбы сильно натирали ногу.

Позже уже весь перед сапога кроился отдельно и соединялся с голенищем ниточным швом. Теперь сапог состоял из двух основных частей — переда обуви (головки) и голенища. Переход на машинный способ производства сапог обеспечил более широкое применение кроя: сапоги собирались из отдельных заготовок — носков, задников, голенищ и других деталей.

Усовершенствование модели сапог привело к тому, что они начали активно входить в женскую моду. Сапоги, которые носили паши бабушки и прабабушки, напоминали башмаки с плотно обтягивающим ногу голенищем из тонкой кожи либо ткани. Сапоги украшали бантиками и лентами из черного и золотистого шелка.

Датские сапоги застегивались сбоку на пуговицы. Высота голенища варьировалась. На рубеже XIX и XX веков появились полусапожки. Они просуществовали достаточно доли», Их можно увидеть на фотографиях начали тридцатых годов. Они застегивались либо ни пуговицы, либо имели шнуровку.

В годы революций и войн женщины части носили мужские сапоги. Сапоги с невысоки ми голенищами были распространены во второй половине сороковых годов.

Современный вариант обуви вошел в моду одновременно с возвращением к элементам народного, в частности русского костюма. И пятидесятые годы в моду вошли сарафаны, которые немыслимы были без сапог. На их производство шли самые разные материалы — кожа, замша, атлас, бархат, синтетические материалы. В отдельных случаях их расшивали камнями или жемчугом. В сапогах из ткани или легких кож с прорезным орнаментом женщины ходили и летом.

Сегодня практически ни одна коллекция высокой моды не обходится без сапог. Они шьются из мягкой или плотной кожи, украшаются разнообразными материалами и органически дополняют модель.

История обуви насчитывает около 30 тысяч лет. За это время сменилось множество фасонов и моделей, но по-прежнему она остается самым необходимым и важным предметом гардероба.

Обувь древнейших времен

По заключению ученых, которые изучали и анализировали найденные останки первобытных людей, строение их скелета и костей ног, первые образцы древнейшей обуви появились в конце эпохи палеолита в западной части Европы. Именно в этот период начали происходить изменения в строении стопы древних людей: мизинец стал уменьшаться вместе с общей формой стопы, что происходило из-за ношения узкой обуви.

Начало истории обуви положило произошедшее в этот период похолодание и основание первых древних цивилизаций: чтобы уберечься от холода, люди стали одевать на себя шкуры животных, а ноги обматывать кусками кожи. Для утепления между кожей клали слой сухой травы, в качестве креплений использовали лыко из древесной коры.

История появления обуви в более жарких странах, таких как Древний Египет, связана с появлением сандалий, которые люди одевали, чтобы защитить ноги от горячего песка, причем в помещении они всегда ходили босиком. Сандалии сшивались из папируса или листьев пальмы, к ноге привязывались кожаными ремнями. При их изготовлении пользовались лекалами, которые были одинаковы для обеих ног. Более богатые египтяне носили сандалии с красиво декорированными ремешками. Другой вид популярной в Древнем Египте обуви, найденной на раскопках поселений, очень похож на современные тапочки с закрытым носком.

Обувь в Древней Греции

Как выглядела обувь в Древней Греции, можно судить по фрескам, изображающим греческих богов: это были сандалии «крепиды», которые крепились к ноге шнуровкой почти до колена. По историческим данным, именно греки впервые стали шить обувь по симметричным лекалам для правой и левой ног.

Кроме сандалий, среди древнегреческих женщин были популярны «эндромиды» — высокие сапоги, имеющие подошву и пришитое к ним голенище из кожи, которое перетягивалось длинным шнурком спереди, причем пальцы ног выглядывали наружу. Законодательницами моды были гетеры, которые носили самую изысканную, богато декорированную обувь. Сандалии женские, которые оставляли на песке надпись «Иди за мной» были в моде именно у гетер, также большой популярностью пользовались «персикаи» (сапоги-чулки).

Еще одна разновидность обуви — «котурны» на высокой платформе — стала известна благодаря греческим актерам, которые одевали ее во время спектаклей, чтобы их было видно всей публике.

Обувь в Древнем Риме

Древнеримская обувь делилась по социальному статусу и полу:

  • calceus — закрытые туфли с завязками впереди носили только плебеи;
  • solea — сандалии с ремешками, похожие на греческие, бедные римляне могли использовать только 1 ремешок, а богатые патриции — 4;
  • женщины носили только белую обувь, мужчины — черную;
  • праздничная обувь была красного цвета и богато украшена вышивкой и камнями;
  • военную обувь, которую одевали римские солдаты,— прочные башмаки, у которых подошва была прибита гвоздями, называли caligae;
  • актеры могли одевать только тапочки на веревках socci.

Большим разнообразием прославился древний Израиль, где обувь шили очень высокого качества, применяя шерсть, кожу, дерево и тростник. Это были башмаки и сандалии, туфли и высокие сапоги. На древнеизраильской земле появилась и обувь с высоким каблуком, в эксклюзивные модели которой в каблуки крепились красивые флаконы с благовониями.

Скифская обувь

История обуви скифских народов, которые являлись прародителями восточных славян, свидетельствует, что наибольшей популярностью у них пользовались высокие мягкие кожаные сапоги, которые перетягивались ремнями, в качестве украшения применяли разноцветные орнаменты, сшитые из лоскутов. Одевали сапоги поверх войлочных чулок. Голенища таких сапог сшивались мозаикой из кусочков меха, цветного войлока и кожи. Штаны специально заправляли внутрь сапог, чтобы продемонстрировать именно красоту обуви.

Обувь скифских народов была внешне похожа на унты, которые носят северные народности в России. Женские сапожки были не такими высокими, но делались из красной кожи, они украшались узорами, в месте стыка головки и голенища вшивалась красная шерстяная полоска с

Самая оригинальная черта скифской обуви — богато украшенные подошвы сапог, вышитые бисером, разноцветной нитью из сухожилий. Похожая тенденция украшения подошвы существовала у азиатских степных народов, имевших обычай сидеть со сложенными ногами, выставив пятки наружу.

Обувь в Средневековой Европе

История обуви европейской была ознаменована в Средние Века модой на туфли-«пулены» с загнутыми носами, которые были настолько длинные и так обильно украшены бубенчиками, что их приходилось подвязывать к ноге, чтобы можно было нормально ходить. Такую обувь в 14 веке представители знатных семей были обязаны носить по указу короля Франции Филиппа 4-го.

15 век принес новую моду на обувь: сапожники начинают шить только тупоносые модели, причем по мере расширения и увеличения носовой части, задняя стала сужаться. Уже в начале 16 в. башмаки приходилось привязывать к ногам на уровне подъема. В это время появляются высокие каблуки, отделанные кожей, а также, вследствие увлечения охотой, в моду входят сапоги с очень высокими голенищами - «ботфорты», которые были удобны во время езды верхом на лошадях.

Модная обувь в 16 веке была мужской: именно мужчины могли пощеголять новыми красными ботинками с каблуками, а женщины прятали свои туфельки под пышными юбками, и их никто не видел.

И только с начала 17 в., когда стали модными более короткие юбки, женщины смогли показывать своим поклонникам изящные шелковые, парчовые и бархатные туфли на небольших каблучках. Богатые дамы носили туфельки, богато вышитые и украшенные камнями.

Эпохи барокко и рококо ознаменовались расцветом роскошной бальной обуви, обильно украшенной бантами, бисером, лентами. Сами модели шили из дорогих тканей и кожи разнообразных цветов (красный, желтый, голубой и др.). Для украшения мужских ботфорт и для удобства верховой езды к ним добавили шпоры.

В конце 18 века в эпоху Просвещения место тканевых туфелек заняли более практичные ботинки из кожи, которые с удовольствием стали носить и женщины, и мужчины. Ботинки имели удобные застежки или шнуровку, небольшой каблук-рюмочку, зимние модели украшали мехом.

Деревянная обувь

В древние времена дерево как материал для изготовления обуви использовалось редко, потому что оно считалось достаточно грубым и сковывающим движение. Единственным исключением можно считать изготовление подошв для сандалий, которые в Древнем Риме привязывали к ноге кусками ткани и одевали на ноги пленников, чтобы они не сбежали.

В Европе в 16-18 веках в моду вошли деревянные «клоги» (или сабо) с толстой подошвой, которые крепились металлическим обручем к ноге. Богатые женщины одевали их, чтобы не запачкаться уличной грязью. У бедных крестьян в ходу были галоши, имеющие деревянный низ и кожаный верх, в которых было удобно ходить по горам.

Большую популярность клоги и галоши приобрели в Нидерландах и на севере Франции из-за прочности и удобства: в такой обуви можно ходить по заболоченным районам без риска промочить ноги. Изготовляли ее из пород дерева, которые не растрескивались: тополь, ива и др. В 1570 г. была создана гильдия сапожников, специализирующихся на изготовлении клогов, такую деревянную обувь до сих пор одевают некоторые голландские крестьяне во время полевых работ.

Деревянные башмаки позднее стали популярны и в Англии, где их носили крестьяне в качестве повседневной обуви, которую в праздничные дни заменяли кожаными ботинками.

Обувь для воинов

Древнеримские воины начали использовать сандалии в качестве обуви в связи с тем, что им приходилось проходить большие расстояния по пересеченной местности. Военные сандалии были укреплены ремнями, гвоздями. Позднее стали использовать ботинки, которые шнуровали по верхней части голени, причем по декоративным элементам можно было определить сословие и звание воина.

Начиная с античных времен, воины одевали сапоги, чаще всего красного цвета, потому что на них была не видна кровь во время сражения или кровавые мозоли после учений. Позднее, при введении униформы, военная обувь стала изготовляться черного цвета. В Европе сапоги стали популярны после нашествия степных армий в эпоху Переселения народов, их стали носить не только кавалеристы, но и скотоводы.

В Средневековье, когда состояла из металлических доспехов, также из металла делались и носки рыцарской обуви (сабатонов). Острый латный носок на таком сапоге служил дополнительным орудием для воина: им можно было смертельно поразить врага. Позднее сабатоны стали делать с округлым носком, их называли «утиными лапами».

В 19 веке армия Британии стала шить для своих войск высокие сапоги со шнуровкой, прозванные «блюхерсами». По легенде такие сапоги носили солдаты армии Блюхера во время наполеоновских войн. Они просуществовали в качестве войсковой обуви много лет.

В 20 в. во время Первой мировой войны армии европейских государств оснащались «траншейными ботинками» на прочной подошве из толстой кожи. Начиная с 1941 г., армия США использует кожаные ботинки на шнуровке на синтетической подошве.

Обувь на Руси

История обуви в Древней Руси начинается с самой распространенной, которую носили не только крестьяне, но и бедные горожане — это лапти. Такая обувь существовала только на Руси, материалом для ее изготовления служило березовое лыко (липовое, ивовое, дубовое и др.). Для получения одной пары лаптей нужно было ободрать 3-4 дерева.

Существовали лапти лыковые будничные и праздничные, более нарядные: розовые или красные. Для утепления зимой в лапти стелили солому, а снизу подшивали веревку из конопли. К ноге их крепили оборами (узкими ремешками из кожи) или моченцами (веревками из конопли). Одной пары лаптей хватало крестьянину на 4-10 дней, но стоили они дешево.

Самая древняя кожаная русская обувь — поршни, мягкие туфли из куска целой кожи, присобранной по краю на ремешок. Большую популярность на Руси со временем приобрели сапоги, которые шились одинаково, как для мужчин, так и женщин. Кожаные сапоги появились на Руси благодаря набегам кочевых азиатских племен. Делали их кожевенно-сапожные мастера, которые самостоятельно подготавливали и Подошву шили из нескольких слоев воловьей кожи, из нее же со временем стали делать каблуки.

Голенище древних сапог срезали наискось так, что передняя часть была выше задней. Обычно их делали из черной кожи, а праздничные сафьяновые сапоги, шили из красной, зеленой, голубой кожи, окрашивая ее при выделке. Такие сапоги изготавливались на Руси сначала из привозного материала, затем с середины 17 в., сафьян стали делать в Москве на заводе царя Алексея Михайловича.

Сафьяновые сапоги шились из кожи козы, которую специально вымачивали 2 недели в известковом растворе, а затем тщательно полировали камнем, чтобы получить блестящую поверхность. Окрашивали обычно анилиновыми красителями, дополнительно коже придавали специальный рисунок (шагрень).

В 19 в. появилась исконно русская валяная и катанки, которые делались из овечьей шерсти. Цена их была велика из-за трудоемкости изготовления, поэтому чаще всего в семье имели одну пару валенок, которые одевали по очереди.

В 20 в. в России сапожники получили прозвище «волчки» из-за того, что они работали на отшибе (башмачные мастерские располагались в Марьиной роще), и трудились как волки-одиночки.

19-20 век и появление обувной промышленности

Первые гильдии и обувные цеха появились в Европе в эпоху развития феодализма, тогда же обувь начали изготавливать уже небольшими партиями по заказам. На первое место в их деятельности выходят качество и внешний вид продукции.

В эпоху Возрождения стали основываться мануфактуры, когда обувь начали делать поэтапно, однако каждая пара по-прежнему делалась по индивидуальному заказу. И только в 19 в. на смену бархатным туфлям приходят более практичные и комфортные кожаные ботинки и сапоги.

В эти годы начинается массовое изготовление обуви с учетом конфигурации стопы, асимметрии и разделения пары на левую-правую. Обувная промышленность становится более механизированной, появляются фабрики обуви, где ручной труд заменяют станки. К началу 20 в. производство обувной продукции дорастает до 500 пар на каждого работника, а к середине — до 3 тыс. пар.

В 20 веке обувь стала играть важную роль при создании женского имиджа: вследствие укорочения юбок женщины получили возможность демонстрировать свои красивые ножки и элегантные туфельки или ботинки, опять вошли в моду женские сандалии. В зависимости от погоды и назначения туфли одевали из кожи, атласа, замши или шелка, а ботинки научились делать не только на шнурках, но и с использованием крючков и пуговиц.

В 1930 годы мода на обувь стала меняться: появляются платформы и танкетки. В это время начинают свою деятельность дизайнеры С. Феррагамо и С. Арпад, которые стали профессионально заниматься изготовлением современных моделей и придумывать новые фасоны. Со временем туфли и ботинки начинают делать не только из кожи, применяются также ткани и дерево, резина для изготовления «бот».

Начало 1950 годов ознаменовало появление новинки — небольшого каблука-шпильки, а также фасонов без каблуков, предназначенных для удобства во время танцев (рок-н-ролла и др.). До сих пор не прекращаются споры по поводу того, кто стал родоначальником шпилек: французы Р. Вивьер, Р. Массаро или итальянец
С. Феррагамо.

Фабрики обуви второй половины 20 века работают уже с невероятными мощностями, где процесс полностью автоматизирован и управляется программно. Они производят тысячи пар модной обуви каждый месяц, которая делается, как из натуральных, так и синтетических материалов.

Модная обувь в 21 веке

21 век — время постоянного совершенствования обуви (регулярно придумываются и изготовляются новые колодки, фасоны и стельки), а также изменения форм ее продажи. Обувь теперь можно купить, как в маленьком бутике, большом супермаркете, так и через Интернет.

Коллекции новейших моделей представляются на подиумах в каждом сезоне большим количеством стран и известнейшими дизайнерами, где есть и летняя, и зимняя, и демисезонная, и вечерняя обувь. Современная обувь — это многообразие фасонов и моделей, которых были популярны и много веков назад, и появились совсем недавно: это и сандалии, и ботинки, туфли, мокасины, сабо, сапоги, кроссовки и множество других разнообразных видов. Современные дизайнеры и изготовители, оснащенные по последнему слову техники, могут без труда воплощать все свои идеи в жизнь.

Сапоги – это высокая обувь, охватывающая голени. Сапоги широко распространены в женском, мужском и детском гардеробах.

Краткая история

Родиной сапог считаются бескрайние азиатские степи. Их история насчитывает не одну сотню лет. На территории России сапоги распространились благодаря кочевым племенам.

Такой вид обуви был незаменим при верховой езде, поэтому у тюрков, не мысливших себя без лошадей, сапоги были в почете. Изначально сапоги могли себе позволить лишь аристократы и царские особы, но в начале XX века их стали носить представители всех сословий.

Много лет назад для изготовления сапог использовали так называемую юфтевую кожу. Женские модели представляли собой сапоги с укороченным голенищем и отороченным сафьяном или сукном. Какое-то время на Руси были популярны сапоги со скрипом, у которых между стелькой и подошвой располагалась подкладка из бересты.

Сегодня сапоги являются неотъемлемой деталью женского гардероба, также они широко распространены среди туристов, рыбаков и военных. В настоящее время существует довольно много брендов, специализирующихся на выпуске обуви, среди них: Centro , ECCO , Alexander McQueen , Baldinini , Christian Louboutin, Grand Style, J&Elisabeth, Timberland и др.

Виды

  • Летние сапоги – это сапоги, изготовленные из тонких и дышащих материалов (чаще всего ткани), предназначенные для теплого времени года. По своей конструкции такая модель внешне схожа с традиционными сапогами, однако она может быть снабжена прорезью на пятке, мыске или голенище. В моду летние сапоги вошли сравнительно недавно, но уже успели покорить модниц со всего мира. Текстильные сапожки прекрасно сочетаются со многими нарядами, они вносят изюминку в образ, а также защищают женские ножки в прохладный летний вечер.
  • Полусапожки – это сапоги, имеющие укороченное голенище. Они станут прекрасной альтернативой ботинками или ботильонам . Предназначены для осени и ранней весны. Cуществует довольно много разнообразных моделей, некоторые из них могут быть декорированы искусственным или натуральным мехом , или перфорацией.
  • Жокейские сапоги – это сапоги, обладающие высоким плотным голенищем, плоской подошвой с небольшим каблуком (1-2 см) и круглым чуть вытянутым носком. Раньше такую модель использовали исключительно для верховой езды, сейчас же ее носят многие женщины и мужчины, предпочитающие стиль кантри, бохо , casual или фольклорный стиль. Классические жокейские сапоги декорированы лаконичным ремешком, опоясывающим голенище и имитирующим подпругу. В последнее время пользуются популярностью модели, украшенные лейблами, цепями, заклепками и другими элементами. Жокейские сапоги отличаются особым удобством за счет своей конструкции.
  • Ковбойские сапоги – это сапоги, имеющие острый чуть приподнятый вверх мысок, высокое широкое голенище, характерную строчку и слегка скошенный каблук. Данная модель имеет довольно длинную и интересную историю, ведь много лет назад такая обувь была широко распространена среди ковбоев с Дикого Запада. Сегодня ведущие Дома Моды представили огромный ассортимент ковбойских сапог, выполненных в различных цветовых решениях и декорированных самыми необычайными элементами.
  • Резиновые сапоги – это сапоги, предназначенные для дождливой погоды. В настоящее время резиновые сапоги являются актуальным трендом. Они прекрасно дополняют весенние и осенние образы даже в самый слякотный день. Существуют самые разнообразные модели: на каблуках или без, с замком-молнией или шнуровкой. Также в обувных магазинах представлены утепленные модели, внутри которых имеется специальная меховая или тканевая прокладка.
  • Ботфорты – это сапоги, обладающие высокими, закрывающими колени голенищами. Длина ботфортов варьируется от середины колена до середины бедра. Изначально этот вид сапог являлся неотъемлемой частью формы кавалеристов. Сегодня ботфорты изготавливаются из разнообразных материалов, они могут иметь высокий каблук. К сожалению, данный тип обуви подходит не всем женщинам, а в некоторых сочетаниях ботфорты могут создать вульгарный образ.
  • Дутые сапоги – это сапоги, предназначенные для зимнего времени года. Являются отличной альтернативой сапогам с мехом или валенкам . Такая модель обладает особым удобством. Сегодня на полках обувных бутиков представлены женские, мужские и детские модели. Дутые сапоги подойдут как для повседневных выходов, так и для активного отдыха на природе. Чаще всего они изготавливаются из мягкого нейлона, могут быть декорированы вставками из замши , вязаных деталей или кожи.
  • Угги – это сапоги, изготовленные из овчины, шерстяные внутри и замшевые снаружи. Считается, что впервые такая модель появилась в Австралии. Сегодня угги пользуются популярностью среди женщин любых возрастов. Угги не имеют каблука, и за счет этого очень удобны в носке. Они оснащены водонепроницаемой подошвой. Настоящие угги производит всем известный бренд «Ugg Australia», использующий при их производстве только качественные материалы.
  • Унты – это теплые зимние сапоги, пользующиеся особой популярностью среди жителей северных городов, имеющих холодный климат. В настоящее время унты представлены в двух вариантах: первый – унты имеют резиновую или кожаную подошву и утеплены собачьей и овечьей шерстью; второй – унты снабжены подошвой из войлока и утеплены собачей или оленьей шерстью . Сегодня такая разновидность сапог – это модная и стильная обувь, которая способна согреть даже в самый лютый мороз.

Как выбрать

Сапоги должны быть не только красивыми, но и комфортными, удобными и способными справится с поставленными перед ними задачами, в частности, защитой ног от влаги и холода. Порой, бывает очень сложно найти ту самую заветную пару, совмещающую эти качества. Итак, после примерки сапог не стоит сразу идти на кассу, необходимо осмотреть приобретаемый товар, и убедиться в его качестве.

Материал верха должен быть однородным без потертостей и царапин. Швы должны быть росными, строчки без припусков. Недопустимы следы клея, заломы и разнообразные пятна. Застежка-молния должна свободно скользить, а язычок, застегивающий молнию, должен быть оснащен фиксатором, не позволяющим замку расстегнуться во время ходьбы.

При покупке сапог стоит обратить внимание и на подошву, в том случае, если обувь приобретается для зимнего времени года – лучше отдать предпочтение рифленой подошве, она предотвратит падение на скользких поверхностях. Сапоги, имеющие высокий каблук или шпильку, предпочтительнее приобретать в осенний или весенний период, зимой такая обувь может привести к травме ног.

Ссылки

  • Модные сапоги осень-зима 2013-2014 , социальная сеть Relook.ru
  • Резиновые сапоги. Это модно? , женская социальная сеть myJulia.ru
  • Крепких вам подметок! , женский журнал myJane.ru

Что еще почитать