Колядование на Руси: древний смысл обряда колядования. Святки на Руси: празднуем, колядуем, гадаем

Зимние святки были одним из наиболее почитаемых и любимых праздников русского народа.

Начинались они с сочельника, кануна Рождества - 24 декабря и длились две недели до Крещения - 6 января (по старому стилю). Новый год (1 января) как бы делил святки на две половины. Время от Рождества Христова до 1 января называли «святыми вечерами», а от новолетия до Крещения - «страшными вечерами». Святые вечера - это дни празднования Рождества Христова. Страшные вечера назывались так потому, что существовало поверье, будто бы в эти дни черти и другая нечистая сила гуляют по белому свету. По церковной легенде, разгул нечистой силы в этот период связан с искушением Христа перед его крещением. По народной же версии (представлениям), в эти дни Бог, празднуя рождение сына, отворял ворота ада и позволял «праздновать бесам» на земле рождение Христа. Подобное разделение святок велось, видимо, с древности, так как оно известно и нехристианским народам. Да и вообще святки имеют дохристианское происхождение; изначально эти дни были посвящены встрече и началу солнечного года, возрождению солнца, первым шагам пробуждающейся природы. Вместе с этим праздновали начало годового цикла сельскохозяйственных работ, а также почитали предков. Одновременно прощались с силами мрака, зимой, холодами, соответствующими периоду «умирания» солнца. Страшные силы в эти дни, казалось, достигали вершины своего могущества, но солнце уже начинало победоносное шествие, одолевая мертвенные силы зимы. Говорили: «Солнце на лето - зима на мороз».

Святки на Руси представляли собой причудливую смесь языческих обрядов с элементами православия. Вместе с тем они не были результатом механического соединения двух традиций - народной и церковной. Элементы разных эпох и культур органически соединялись, образуя особый сплав, - так называемое бытовое православие. Тема жизни и смерти, возрождения и воскрешения через смерть, гибель, сожжение, постоянного перехода из одного состояния в другое присуща как дохристианской, так и христианской культуре. Эта двойственность, органичная для обеих культур, облегчила их взаимодействие и взаимопроникновение. Церковные праздники легко поддавались мирскому - трудовому и бытовому - осмыслению.

25 декабря праздновался великий христианский праздник Рождества Христова. Ему предшествовал сорокадневный Рождественский (Филиппов) пост. Навечерие (канун) этого праздника проходило в особо строгом посте и называлось сочельником, или сочевником, так как по церковному уставу в этот день полагалось употреблять в пищу сочиво, то есть хлебные зерна, размоченные водой. Пост соблюдался до вечерней звезды. В этот вечер вспоминали ветхозаветные пророчества и события, относящиеся к Рождеству Спасителя, готовились к празднику. Рождество (как большой праздник) праздновали повсеместно в течение нескольких дней, особенно в тех местах, где оно было храмовым (престольным) праздником.

В более древней (дохристианской) традиции святки также начинались вечером 24 декабря, когда праздновалась Коляда (южная и западная Россия), Авсень, или Таусень (центр и северо-восток России).

Историк Н.М.Карамзин считал, что Коляда - древний славянский бог пиршеств и мира, но это лишь одна из многих трактовок этого образа.

Когда-то, как сообщал И.Снегирев («Русские простонародные праздники и суеверные обряды». Вып. II., 1837, с. 29), и под Москвой был обычай называть сочельник Колядою и в ночь на Рождество возить в санях девушку, одетую поверх всей теплой одежды в рубашку, которую выдавали за Коляду. В народной традиции существовали еще две коляды: Васильевская, канун Нового года, и крещенская, накануне Крещения или Водокрещей. Первая именовалась богатой, а вторая бедной или постной.

Зимние Святки стали самым длительным, шумным и веселым праздником, связанным с поворотом солнца на лето и началом нового года. В нем причудливо переплелись обычаи из языческих обрядов с христианскими воспоминаниями о Спасителе мира. Конец года, знаменовавший окончание старого времени и нарастание хаоса, разрушения, породил веру в оживление нечистой силы. Это тревожное состояние усиливалось ряжеными, рассказами о встречах с нежитью вещими гаданиями.

Первые шесть вечеров Святок назывались "святыми", а последующие шесть - "страшными", потому что вся нечистая сила пускалась в разгул и могла встретиться в любом месте. Старики и старухи прежде всего ставят мелом на всех дверях и оконных рамах знаки креста, чтобы оградить свое жилье от бесовского посещения.

Временное умирание мира накануне Нового года символизировалось обычаем резать и приготовлять свинью, называемую Колядой. В ее ритуальном поедании могли участвовать все односельчане, после чего умирание переходило в возрождение и торжество нового мира.

Коляда

КОЛЯДА - забытый солнечный божок, представитель Начала Времен, бог дружбы и мира. «Коляда почитался богом мира. Славяне верили, что он употреблял всякие средства, дабы народы, его почитавшие, жили в согласии; но счастию сему препятствовал Чернобог, наушая их ссориться между собою: от сего возгорались войны и кровь человеческая лилась невинно. ...Славяне после войны с другим племенем или народом всякой раз, когда приобретали мир, из признательности к сему богу делали продолжительные, всеобщие и великолепные торжества» (С.Ушаков). В его честь в Саксонии был назван город Koelleda. Его праздник - 24 декабря. С плясками и песнями ходили по домам колядовать - петь песни в честь Коляды. Выражение «молиться Коляде» вошло в русский словарь как слово «КОЛЯДОВАТЬ» и «КОЛДОВАТЬ». Жрец Коляды - колдун.

КОЛЯДА - нисхождение Всевышнего в эпоху Коляды. Второе воплощение Крышня, сын Дажьбоuа и 3латогорки. Дал славянам - "Звездную Книгу", победил Чернобога.

24 декабря (здесь и далее старый стиль) славяне язычники славили Коляду. По словам историка Карамзина, Коляда был богом пиршеств и мира. Хотя, по созвучию с римскими календами (Kalendae), можно предположить, что этот праздник происходит оттуда, но римские торжества с этим названием отмечались во всех месяцах.

Значение слова "коляда" у разных народов различно: у одних Koleda (коледа) почитается за божество празднеств, и так же называются некоторые церковные обряды, а koledowati (коледовати) означало хождение детей по разным домам с песнями и плясками. По другой версии, Коляда - уменьшительно-ласкательное от слова коло, солнце-младенец (представлялось мальчиком или девочкой). Это божество возникло из праздника зимнего солнцеворота, из поэтического представления о рождении молодого солнца - то есть солнца будущего года. Это древнее представление о ежегодном младенце не умерло и по сей день. Оно перенесено на понятие "новый год". На открытках и в новогоднем оформлении празднеств художники не случайно изображают новый год в виде мальчика, спешащего на смену старому году.

25 декабря (месяц студень) начинается поворот солнца на весну. Коляду (коло - колесо, круг - солярный знак солнца) представляли прекрасным младенцем, захваченным в плен злою ведьмою Зимою, которая превращает его в волчонка (можно сравнить синоним волка - лютый - с праславянским названием самого сурового месяца зимы: февраль - лютый). Только тогда, когда будет снята с него волчья шкура и сожжена на огне (весеннее тепло), Коляда явится во всем блеске своей красоты.

Позже колядой стали называть рождественский обряд прославления праздника Рождества Христова песнями, а также и саму песню. В святочные ночи ходили из дома в дом, угощались, колядовали, то есть пели колядки - старинные рождественские и новогодние обрядовые песни. Колядование было любимым развлечением молодежи в Сочельник накануне Рождества. Народ веселился вовсю. Даже цари ходили к своим подданным - поздравить и поколядовать.

Н.Карамзин отмечает, что и царь Иван Грозный со своими опричниками маскировался подобно скоморохам, и даже казнил князя М.Репнина за то, что тот не надел личины. Петр I также любил святочные игрища, в которых сам принимал участие. В его время святочные игры бывали не только в городах и селах, но и в царских теремах, где царевны святочничали с сенными девушками и боярынями.

У простого народа праздничная процессия шла обычно с бумажной звездой и вертепом - ярко раскрашенным ящиком в два яруса. С помощью деревянных фигурок в нем разыгрывались сценки, относящиеся к Рождеству Христову. Не принять христославов считалось за грех для домочадцев и оскорблением для христославов. Колядование начинали дети, молодые парни и девушки. Они пели под окнами изб колядки и получали за то различное угощение. Рядились по-разному. В деревнях парни надевали вывернутые овчиной наверх полушубки, маски и изображали различных животных - медведей, быков, баранов и т. д.

Вероятно, празднования в честь Велеса не ограничивались только заключительным днем зимних Святок, а продолжались все те шесть дней января, которые считаются временем разгула нечисти. Это видно из болгарских новогодних обрядов. Двенадцать старцев (суркаваров, иногда их именовали "медведями"), одетых в звериные маски и обвешанных по поясу коровьими бубенцами-боталами, сходились в ночь под Новый год из разных деревень в село и проводили заклинательные обряды, устраивали сражения между двумя группами ряженых. Среди масок часто встречались маски медведя и быка. Второго января болгары устраивали особый воловий праздник: в этот день прежним суркаварам и колядникам полагалось чистить стойла и хлева. А в последний день Святок у болгар (7 января) вожак колядников угощал свою дружину, являвшуюся на пир в масках, причем маска медведя была обязательна.

По-видимому, зимние Святки делились на две половины. Первая половина, включавшая новогоднюю ночь, посвящалась будущему урожаю и гаданиям о замужестве, а вторая была связана со скотом и зверьем и представляла собой "велесовы дни". Велес мог выступать как в виде медведя - царя леса, так и в виде быка-тура - представителя рогатого богатства.

Я - Велес, мирный бог. Меж спящих стад дозором
Незримый я хожу, чтоб отвращать недуг
И чары хитрых ведьм, пока дымится луг
И звезды ночь пестрят серебряным узором.
Когда исчезла мгла перед Даждьбожьим взором,
Там рею ветерком, где человека друг,
Спокойный, добрый вол, влачит тяжелый туг, -
И доблестным его любуюсь я позором.
Иль от коров порой я пастуха маню
Под зыбкий свод ветвей - и тихо запою...
Он думает: над ним листва шумит лесная;
Но песенки мои таинственной мечтой
В душе его звенят, и он поет, не зная...
И вещие слова хранит народ родной.

П. Бутурлин

Святки: Сборник. - М.: ЗАО РИФМЭ, 1997. - 128 с.

Книга посвящена празднованиям Святых вечеров на Руси. В ней собраны колядки, хороводы, сценарии, гадания, игры, святочные рассказы. Издание содержит богатое нотное приложение.

Вступительная статья подробно рассказывает об отечественных святочных традициях и обычаях.

ПРИШЛА КОЛЯДА - ОТВОРЯЙ ВОРОТА! (Святки и колядки в живописи Часть 1)

Обращение к теме святок-колядок, которые обычно проводятся после Рождества и длятся почти две недели, связано, скорее всего, с воспоминаниями детства. Две недели зимних праздников, с Рождественского сочельника (6 января) до Крещения (19 января) были в древности временем отдыха и «гостевания», поэтому и устраивали в это время походы с поздравлениями, а в длинные зимние вечера гадали на суженного.
Сейчас уже не встретишь весело смеющихся ряженых, которые с гармошкой идут от дома к дому, поют и приговаривают рифмованные пожелания-поздравления хозяевам, выпрашивают угощения и продолжают путь дальше. Впрочем, в России особо и не было принято такое времяпровождение, этим славились украинцы, белорусы, поляки и болгары. Там до сих пор сохранились эти традиции, преобразованные в новые формы – от концертов и уличных шествий до конкурсов и народных гуляний. В этом тонкая грань между Рождеством церковным и Рождеством, как дань уважения традициям народа, рожденным еще в язычестве.
В интернетном издании «Православие и мир» нашел интересную статью Серафима Ореханова, которую с радостью цитирую, поскольку в ней и подробная история праздника и обычаев, и мысли-размышления, созвучные моим.

Михайло Мороз Колядки.

Константин Трутовский Колядки в Малороссии 1864 г.

Владимир Чумаков–Орлеанский Коляда.

Истоки

Традиция празднования святок уходит корнями в такую глубокую древность, что от тех времен не осталось даже устных преданий. Когда князь Владимир сбрасывал в Днепр языческих идолов, обычаю уже было лет пятьсот. И даже когда Рюрик основывал Новгород, святки были уже немолоды.
Сотрудники Русского этнографического музея утверждают, что в дохристианской Руси святки связывали с именем бога Святовита. Что это за бог и почему ему выделили особый двухнедельный праздник, ученые спорят до сих пор. Предполагают, что «Святовит» - просто одно из имен верховного бога Перуна. Как бы там ни было, славяне всячески старались этого бога ублажить, в первую очередь затем, чтобы он послал обильный урожай. На святки Святовиту полагалось оставить немного праздничной еды, которую специально для него бросали в печь. Славяне верили, что в начале зимы духи богов и души предков спускаются на землю, и в этот момент у них можно «выпросить» и обильный урожай, и пригожего мужа, и денег, и вообще все, что угодно.

Николай Пимоненко Колядки 1880-е г.

Селиванова Елена Иллюстрация к книге Ольги Першиной "За окошком Рождество".

Марина Яндоленко Колядки 2008 г.

Церковь о святках

Христианская традиция празднования святок также известна с древности.
Еще в IV веке греческие христиане отдыхали, веселились и сугубо праздновали две недели после Рождества (по одной из версий, слово «святки» произошло от глагола «святить», так как на святки народ «святит», то есть прославляет Христа и Рождение Христа). Особое внимание уделялось тому, чтобы радостное настроение было у всех: бедняков, рабов, заключенных. В Византии стало обычаем на святки приносить еду и подарки в тюрьмы и больницы, помогать бедным. Упоминания о святках, как об особом послерождественском торжестве, можно встретить в трудах Амвросия Медиоланского, Григория Нисского и Ефрема Сирина.
С пришествием христианства святки на Руси начали наполняться новым смыслом. Тем не менее, отношение Русской Церкви к святочным гуляниям всегда было неоднозначным. Многие иерархи высказывались не только против гаданий, но и против колядования и обычая «рядиться» на основании постановления VI Вселенского собора, которое гласит: «Прибегающие к волшебникам или другим подобным, чтобы узнать от них что-либо сокровенное, да подлежат правилу шестилетней епитимьи (т. е. на шесть лет отстраняются от Причастия)… пляски и обряды, совершаемые по старинному и чуждому христианского жития обряду, отвергаем и определяем: никому из мужей не одеваться в женскую одежду, не свойственную мужу; не носить масок».
Тогда сторонники святок придумали остроумное «решение» проблемы: на Крещение во льду реки или озера делали прорубь в форме креста, и все население деревни окуналось в нее, смывая с себя грехи, совершенные на святках.
Со временем религиозный смысл языческих традиций окончательно забылся, и святки стали временем, когда народ сугубо славит Рождество и милосердие Господа, пославшего на Землю Иисуса Христа. От древних дохристианских святок осталось лишь зимнее, чисто русское неуемное веселье.

Леонид Соломаткин Славильщики-городовые. 1867 г.

Леонид Соломаткин Славильщики-городовые. 1872 г.

Леонид Соломаткин Славильщики-городовые.

Святки

Алла Гончарук Коляда. 2005 г.

Ефим Честняков Коляда (фрагмент).

Колядки

Откуда пошло само слово «коляда», установить крайне сложно. В разных частях России это слово имеет разный смысл. На севере это просто «сочельник», в деревнях Новгородской области «коляда» - подарки, получаемые на Рождество. В Белоруссии «колядовать» значит «славить Христа». А вот ученые-этнографы считают, что этим словом древние славяне называли праздник зимнего солнцеворота.
В нашем понимании, колядки - это что-то вроде кричалок Винни-Пуха, в которых восхваляется хозяин дома и посредством которых у этого самого хозяина выпрашиваются угощение.
Песни часто сочинялись прямо на ходу, но существовали в этом искусстве традиционные, идущие из стародавних времен правила. Хозяина, например, величали не иначе, как «светел месяц », хозяюшку - «красным солнцем», детей их - « чистыми звездами».
Впрочем, кто умел, придумывал величания более выразительные: «Хозяин в дому - как Адам на раю; хозяйка в дому - что оладьи на меду; малы детушки - что виноградье красно-зеленое… » Колядующие обещали богатый урожай и счастливую жизнь тем, кто дает угощение, и всяческие бедствия скупым. Иногда в песнях звучали даже угрозы: « Кто не даст пирога - сведем корову за рога, кто не даст ветчины - тем расколем чугуны… » Все это, конечно, в шутку. Иногда пели абсолютно, даже нарочито бессмысленные приговорки. Хозяева принимали гостей, давали кто что мог.

Федот Сычков Христославы (Дети старой деревни). 1935 г.

Обычаи

В древнейшие, допетровские времена был обычай в день Рождества в каждой деревне зажигать костер, который своим огоньком в темноте зимней ночи символизировал Вифлеемскую звезду и горел до самого крещения.
Еще один святочный обычай - собираться всей семьей по вечерам, звать гостей (как можно больше), рассказывать сказки и загадывать загадки (как можно более сложные). Эта традиция, как и колядование, жила не только в деревнях, но и среди городского дворянства.
Литературовед Ю. М. Лотман в своих комментариях к «Евгению Онегину» пишет, что было принято разделять «святые вечера» и «страшные вечера» (первая и вторая недели после Рождества соответственно). В «святые вечера» устраивали веселые ночные посиделки, в «страшные вечера» - гадали.
Молодежь собиралась поплясать, днем - покататься на санях, поиграть в снежки. Кстати, после святок всегда было много свадеб. «В посиделках, гаданиях, играх, песнях все направлено к одной цели - к сближению суженых. Только в святочные дни юноши и девушки запросто сидят рука об руку», - писал фольклорист И. Снегирев книге «Песни русского народа».

Константин Прусов Коляды. 2010 г.

Анастасия Швецова Колядки 2010 г.

Хулиганство, освященное традицией

Самая «антиобщественная» святочная традиция - «баловство». Дети и подростки собирались по ночам большими ватагами и озорничали как могли. Классической шуткой было заколотить снаружи ворота в каком-нибудь доме или разворошить поленницу дров.
Еще одно развлечение - ритуальное похищение чего-либо. Похищать можно было все что угодно, но обязательно с шумом и песнями, а не тайком. В советские времена, несмотря на все запреты, нередко «похищали» колхозные трактора. Сразу же после праздников их, разумеется, возвращали на место.
Последние дни Святок были посвящены подготовке к Крещению. Лучшие деревенские мастера прорубали крестообразную прорубь в замерзших водоемах и украшали ее узорами изо льда.

Гавриил Горелов Ряженые в деревне. 1906 г.

Иван Лысенко Коляда.

Традиции святок на Руси

История государственного урегулирования святочных празднеств очень разнообразна. Первые законодательные акты по этому поводу были изданы при Петре I .
«Царь Петр очень любил колядование и сам с удовольствием ходил по домам в компании ряженых. А тех, кто отказывался принимать участие в этой забаве, приказывал бить плетьми», - рассказывают сотрудники Русского этнографического музея.
После смерти Петра I отношение к колядованию резко изменилось. Во второй половине XVIII было даже запрещено колядование и ряжение: «Запрещается в навечерие Рождества Христова и в продолжение святок заводить, по старинным идолопоклонническим преданиям, игрища и, наряжаясь в кумирские одеяния, производить по улицам пляски и петь соблазнительные песни», - гласила императорская грамота.
Скорее всего, власти просто боялись массового пьянства и хулиганств, а не беспокоились о нравственном облике ряженых. Как бы там ни было, это был, наверное, один из наиболее часто нарушаемых законов Российской империи, и о нем вскоре забыли.
После революции никаких специальных постановлений на этот счет не было, однако святки, как и другие праздники, носящие религиозный характер, постоянно преследовались, поэтому вскоре ушли из городов в далекие глухие деревни.

Елена Ревуцкая Рождество 2007 г.

Новое рождение старых традиций

Что же делаем мы во время святок? В лучшем случае, ходим друг к другу в гости. А большинство россиян вообще проводят свои зимние каникулы у телевизора, слушая новогодние поздравления звезд шоу-бизнеса. Правда, некоторые родители стараются устроить в эти дни домашний праздник своим чадам. Но ведь святки на самом деле не сводятся к детскому утреннику - наши предки отмечали их всей семьей, от мала до велика.
Ведь есть масса святочных обычаев, делающих это время особенно радостным. Почему бы не вспомнить о них?
В Коломне, например, нашлись энтузиасты - артисты фольклорного театра «Пилимгрим», сумевшие организовать настоящие городские святочные гуляния. С начала 1990-х они каждый год ходят колядовать по улицам старой Коломны. Сначала к ним присоединились ученики коломенских воскресных школ, потом - прихожане близлежащих храмов. А в 2008 году в таком колядовании участвовало уже несколько сотен взрослых и детей.
Колядующих можно встретить не только в Коломне. Автор статьи рассказывает о том, как собираются дети и под руководством взрослых идут колядовать с мешком по всем этажам в обычном многоэтажном московском доме, в котором он живет.

Елена Ревуцкая Рождественская песня 2005 г.

Елена Ревуцкая Рождественская песня 2010 г.

Завершает статью автор вопросом: Почему бы вам не попробовать организовать что-то похожее там, где живете вы? Поверьте, ничто так не поднимает настроение, как два десятка веселых и беззубых малышей, нестройно орущих что-то поздравительное.

Серафим Ореханов

Екатерина Белоглазова
Вечерние посиделки «Святки –колядки»

«Святочные посиделки »

«Святочные посиделки » . Приобщение детей к народным традициям. Конспект занятия-беседы с детьми старшего дошкольного возраста

Святочные посиделки .

Конспект занятия - беседа

1 часть праздника – беседа, знакомство детей с праздником, его традициями, заучивание наизусть некоторых текстов.

2 часть – колядование в соседских группах , поздравление персонал детского сада.

Цель : приобщение детей к народным традициям.

Орг. момент : беда проходит в вечернее время ; в группе украшена елка, приглушен свет, горят свечи. Воспитатель обращает внимание детей на книгу, лежащую под елкой. Это «Рождественская книга» . 1 страница – Рождество, 2 – Святки , 3 – Колядки , 4 – Ряженые, 5 – Зимние забавы, 6 – Посиделки : Частушки, Загадки, 7 – Гадание.

Рождество Христово – один из самых главных христианских праздников. В нашу жизнь Рождество «вернулось» совсем недавно. Давайте мы сегодня отпразднуем Рождество, как встречали его много лет до нас…

У нас ещё стоит елка. А это - свеча. Рождественская свеча – символ домашнего очага. Много лет назад, когда в каждом доме был очаг, с сочельника (день перед Рождеством) все следующие 12 дней и ночей в очаге горело рождественское полено. Теперь очагов нет, полено заменили свечи.

Рождество издавна сопровождалось красочными народными обычаями. 12 дней с 7 по 19 января – это время зимних святок на Руси . Колядки , хождение со звездой, ряжение, зимние забавы, посиделки , гадания всем этим сопровождался праздник святки .

КОЛЯДКИ – специальные песни с пожеланиями богатого урожая, здоровья, согласия в семье. Мало, кто знает сейчас эти песни. Я предлагаю вам, выучить несколько колядок , они нам ещё пригодятся.

Сеем, сеем, посеваем,

С Рождеством вас поздравляем!

Открывайте сундучки,

Доставайте пятачки!

Открывайте крынки,

Подавайте полтинники!

Ты нас будешь дарить –

Мы будем хвалить,

Ане будешь дарить-

Мы будем корить.

- Коляда ! Коляда !

Подавай пирога.

Диванчик хрупь – гони рубь.

За привет, за угощенье,

Все примите поздравленье.

Сеем, сеем, посеваем,

С новым годом поздравляем!

Счастье будет вам горой!

Урожая воз большой!

Колядующие разбрасывали по дому овес, пшеницу, желая богатства, плодородия. А хозяева одаривали, угощали гостей.

Непременными участниками рождественских праздников были РЯЖЕНЫЕ. Рядились в медведей, стариков, чертями, петрушками. Ряженым дозволялось пошалить, похулиганить, в разумных пределах, конечно же.

А на свежем воздухе любили устраивать ЗИМНИЕ ЗАБАВЫ наши предки. Это и катания на санях с горы, метание снежков, петушиные бои на льду, перетягивание каната и др.

Когда же наступал вечер , все девушки отправлялись на ПОСИДЕЛКИ . Они вскладчину снимали избу, где долгими зимними вечерами , пряли, вышивали, вязали. И обязательно пели. Я предлагаю вам выучить несколько частушек :

Хорошо колядка пелась ,

Милые подружки.

Только, что за посиделки

Без милой частушки.

Дай, бог, снежку,

Гладеньку дорожечку,

Неудача, чтоб ушла

От моего окошечка.

Я приду с гармошечкой

Под твоё окошечко.

Погляди, гармошечка,

Откроется ль окошечко.

Ой, пол, провались,

Потолок, обвались.

На доске остануся

С колядкой не растануся .

Ещё больше любили загадывать и отгадывать загадки.

Весь день ушами шевелит,

И время узнавать велит. (часы)

Пухом землю замело –

За окном белым бело.

Эти белые пушинки,

Не годятся для перинки. (снег)

Покружилась звездочка

В воздухе немножко.

Села и растаяла

На моей ладошке. (снежинка)

(сосулька)

Святки – это особое время . Издавна на святках занимаются ГАДАНИЕМ . Гадание – опасная игра, всегда есть риск встретиться с какой-нибудь нечистью. Но на святках риск значительно меньше. Во время святок различают «святые вечера » (7 по 13 января) для весёлых смешных гаданий – и «страшные вечера » (14 – 19 января) – для опасных, рискованных. Самыми верными считаются гадания на Васильев вечер – канун 14 января , т. е. на старый Новый год. Т. е., сегодня. Итак, погадаем.

фигур :

Веер – трудности на службе.

Колокол – вести.

Штаны - развилка пути.

Яйцо – начало нового.

Все эти обычаи дошли и до наших дней. К вам в дом, наверняка, эти дни стучатся знакомые, друзья, просто посторонние люди.

Сегодня колядкам не придают такого большого значения, как в старину. Теперь это детская забава или возможность для розыгрышей.

Муз. руководитель. Дорогие ребята, я предлагаю вам, к нашим соседям – поколядовать , попеть, загадать им несколько загадок, поиграть, погадать… Но для этого нам с вами необходимо переодеться в разные костюмы, как в старину. У нас есть корзины с овсом, пшеницей, их мы будем «сеять» .

Слова произносят дети и воспитатель, некоторые слова - дети.

Ехал, было, мимо,

Да завернул до дыма.

Скок на крылечко,

Бряк во колечко.

Нежданный гость,

Лучше жданных двух.

Поют колядки , посевают.

Пою Сеем, сеем, посеваем,

С Рождеством вас поздравляем!

Открывайте сундучки,

Доставайте пятачки!

Открывайте крынки,

Подавайте полтинники!

Ты нас будешь дарить –

Мы будем хвалить,

Ане будешь дарить-

Мы будем корить.

- Коляда ! Коляда !

Подавай пирога.

Маленький мальчик сел на диванчик.

Диванчик хрупь – гони рубь.

За привет, за угощенье,

Все примите поздравленье.

Сеем, сеем, посеваем,

С новым годом поздравляем!

Счастье будет вам горой!

Урожая воз большой!

Поют вместе частушки :

Хорошо колядка пелась ,

Милые подружки.

Только, что за посиделки

Без милой частушки.

Дай, бог, снежку,

Гладеньку дорожечку,

Неудача, чтоб ушла

От моего окошечка.

Я приду с гармошечкой

Под твоё окошечко.

Погляди, гармошечка,

Откроется ль окошечко.

Ой, пол, провались,

Потолок, обвались.

На доске остануся

Загадывают загадки :

Весь день ушами шевелит,

И время узнавать велит. (часы)

Пухом землю замело –

За окном белым бело.

Эти белые пушинки,

Не годятся для перинки. (снег)

Покружилась звездочка

В воздухе немножко.

Села и растаяла

На моей ладошке. (снежинка)

Висит за окошком кулёк ледяной.

Он полон капели и пахнет весной. (сосулька)

Гадают :

Гадание на воске. Необходимы - миска с водой и свеча. Когда свеча разгорится, вылить воск в миску с водой. Значения фигур :

Много круглых мелких капель – к деньгам.

Веер – трудности на службе.

Виноград – любовь, дружба, удача, достаток.

Гриб – жизненная сила, упорство, долголетие.

Дракон – высокий полёт, осуществление надежд, завершение труда или рождение ребёнка.

Колокол – вести.

Лист дерева – зависть, интриги со стороны окружающих.

Обезьяна – ложный друг, притворство.

Штаны - развилка пути.

Яблоко – символ жизни, мудрости, здоровья.

Яйцо – начало нового.

Мы попели, поплясали,

Что ж, хозяева, устали?

С новым годом!

С новым счастьем!

Жить нам вместе

Есть в начале каждого года замечательные 12 дней - с Рождества до Крещения, с вечера 6 января по 19 января, в православной традиции. И называется это время - Святки . А прямо в середине Святок - в ночь с 13 на 14 января - наступает Новый год.

Святки - время праздника, песен, переодеваний, розыгрышей, колядующих. Обычно колядовать выходили дети и молодежь. Они стучались в дома, пели песни, возвещали о рождении Христа и славили щедрых хозяев.

Коляда, коляда!

А бывает коляда

Накануне Рождества.

Коляда пришла,

Рождество принесла.

Дай тебе, Господи,

На поле природ,

На гумне примолот,

Квашни гущина,

На столе спорина,

Сметаны ти толсты,

Коровы ти дойны!

Было принято тогда и сейчас одаривать гостей пирогами, сладостями и деньгами. Колядующие благодарили хозяев обрядовыми песнями.

У доброго мужика

Родись рожь хороша:

Колоском густа,

Соломкой пуста!

Не открыть колядующим дверь - плохая примета.

В православии Коляда перед Новым Годом носит название Васильевская или богатая. Вторая, накануне Богоявления - Крещенская или постная.

А еще Святки - это время, когда по ещё некрещеному земному миру свободно разгуливают духи, которых можно спросить о будущем. Традиция языческая, но даже царский указ 1649 года, грозящий ослушникам страшными карами, не удержал людей от желания проводить старинные обряды, которые могли предсказать судьбу.

Обычно колядующая молодежь собиралась в одной избе и устраивала настоящий пир из собранной снеди, потом танцевали, чтобы год был урожайным и гадали. Самыми верными святочными гаданиями считались гадания о женихах, замужестве и семейной жизни.

Жениха могли определить по вытянутому из дровницы полену : гладкое - хороший, с сучками - много детей в семье будет, кривоватое - плохонький да хроменький достанется, толстое полено - муж богатый, а тонкое - за бедняка пойдешь. А чтобы гадание правдивое вышло, нужно к поленнице спиной подойти.

В деревне и сейчас можно погадать, запустив в избу, где на полу разбросаны разные предметы, петуха . Захочет петух воды напиться - муж пьяницей окажется, зерно клевать станет - муж богатым будет, к деньгам подбежит - про мужа-игрока поведает, возле золы крутиться будет - выйдет девица за заядлого курильщика, в зеркало заглянет - будет муж красивым и нежным, к курице подбежит - муж гулящим будет.

Если вы живете на перекрестке улиц, то можно в полночь - на Рождество, старый Новый Год или Крещение - выйти на перекресток и кинуть через плечо сапожок или туфельку. Носок укажет, откуда милый придет.

Если в святочный вечер собралась целая компания, то можно узнать, кто раньше замуж выйдет. Для этого нарезаются одинаковые по длине нити для каждой барышни и одновременно поджигаются. Чья нитка быстрее сгорит, та замуж раньше выйдет. А если нить потухла, не догорев и до половины, то замуж можно и совсем не выйти. Хотя, ведь хорошее дело браком не назовут. Парни тоже могут попробовать.

Хочешь узнать имя суженого ? Выйди в святочную полночь на улицу, да спроси имя у первого попавшегося прохожего. Какое назовет, того и ищи.

Еще можно подслушать, как соседи себя ведут. Если через окно видно, что ссорятся да ругаются, то год вряд ли будет тихим и спокойным.

Очень популярно гадание на расческе или гребне для волос . Для этого нужно причесаться перед сном, налить в подходящую посуду воды, положить сверху расческу, как мостик, и поставить под кровать. Внимательно смотрите святочные сны - суженый через мосток обязательно пройдет.

Возможно, вас интересуют финансовые перспективы наступающего года . И здесь можно погадать. Нарежьте 40 одинаковых бумажек, на 20-ти нарисуйте или напишите слово «деньги», сверните все бумажки в трубочку и положите в мешок. Подумайте о том, для чего вам нужны деньги, засуньте руку в мешок и достаньте как можно больше. Разверните бумажки и посмотрите каких больше - денежных или пустых. Таковы ваши перспективы, если вы в это верите.

Можно желание загадать и об исполнении погадать.

Удивительно, но в этом деле метла - хороший помощник. Правда и зима должна быть снежная. Итак. В полночь выходите на улицу, загадываете желание и втыкаете метлу в снег, поглубже. Если поутру метла стоит прямо - быть по-вашему, если покосилась - то может и не сбудется, а коль упала - то придумайте что-нибудь другое, а о загаданном забудьте.

Есть вариант попроще. Пишите 12 желаний на 12 листках бумаги , которые сворачиваете в трубочки и кладете под подушку. Утром, проснувшись, левой рукой достаете 3 бумажки и узнаете 3 желания, которые точно исполнятся в наступившем году.

Из всех годовых праздников на Руси наиболее ярким, торжественным и, пожалуй, самым древним, были зимние Святки. Считалось, что в период от Рождества Христова (с 7 января) и до Крещения Господня (19 января) по земле ходит маленький Бог, поэтому в это время люди старались совершить как можно больше добрых дел. Ведь, чем больше миру добра отдашь, тем больше его и в ответ получишь.

Святки праздновали все, особенно молодёжь: играли, пели песни, собирались на посиделки, гадали. На Святках трижды (в рождественский сочельник, под Новый год и на¬кануне Крещения) каждая семья ожидала колядовщиков, готовила для них угощение.

Колядовщики:

Ой, Коляда, ще на улице шатёр,
Ой, Коляда, соломою защищен.
Ой, Коляда, во том шатре,
Ой, Коляда, две девицы сидят.
Ой, Коляда, монисты куют.
Ой, Коляда, на тарелочку кладут.
Здравствуйте, хозяин с хозяйкой!
Дозвольте поколядовать, вас повеличать!
А дай Бог тому, кто в этом дому!
Ему рожь густа да ужиниста!
Ему с колоса осьмина, из зерна ему коврига,
Из полузерна - пирог.
Наделил бы вас Господь и житьём, и бытьём, и богатством!
Коляда, Коляда! Уродилась Коляда!
Кто подаст пирога, тому двор живота.
А кто не даст ни копейки - завалим лазейки.
Кто не даст лепёшки - завалим окошки.
Кто не даст пирога - сведём корову за рога.
Кто не даст хлеба - уведём деда.
Кто не даст ветчины - тому расколем чугуны!

Накануне Нового года девчата «меланковали», водили «козу».

Колядовщики:

Хозяин, хозяйка, будьте к нам сердечны,
Чем богаты в доме, то и нам подайте,
Пирога да каши, а наверх - козульку,
А под низ - копейку, денежку-монетку!
Коляда, коляда, не жадись никогда.
Хлеба дай ломтину, а денег полтину
Или курочку с хохлом, петушка с гребешком!
Мы не сами идём, мы козу с собой ведём!
У нас коза непростая: по древнему поверью, она - символ жизненной силы земли и урожая.
Где коза проходит, там пшеница родит.
Где коза махнёт хвостом, там и рожь взойдёт кустом.
Где коза шагнёт ногою, там хлеба взойдут стеною.
А где заденет рогом - там взметнуться стогом,
(коза пляшет, потом спотыкается и падает).

Эта коза особенная, она встанет только тогда, когда ей подарят подарок или угостят на славу. Нашей козе немного надо: ведёрочко гречки на перепечки да горшок овса на кончик хвоста. Решето овса, поверх него - колбаса, да три куска сала, чтоб коза встала!

Святочные гадания

Девушка выходила за ворота и спрашивала у первого встречного имя - так будут звать жениха.
Бросали в чужой дом лаптем. Если хозяева засмеются, попадёшь в весёлую семью; если будут ругать - в сварливую.

Несколько девушек брали по лепёшке и, выйдя во двор, бросали их собаке. Чью лепёшку первой съест собака, та первой выйдет замуж.

Девушки ходили по улице, и каждая по очереди стучала деревянно ложкой под окнами домов. Если на стук девушки отзовётся женский голос, то эта девушка не выйдет в этом году замуж, если же ответит мужской голос, то замуж выйдет.

Собравшиеся для гадания девушки выходили из дома, хозяйка клала под горшок каждой девушке разные предметы (не зная, где чей горшок). Кажая из пришедших девиц брала свой горшок. Которой из них доставался гребень - жених будет щеголь, которой плеть - муж будет грозный, которой чайная ложка - муж будет богатый, рюмка - муж будет пьяница.

Ставили кошёлку, ведро и квашню, гадающей завязывали глаза и смотрели, что она выберет: кошёлку - к бедности, ведро - будет муж пьяница, квашню к богатству. Клали на ночь расчёску под подушку, приговаривая:"Суженый, ряженый, приходи наряженый, расчеши мне волосы." По преданию суженый должен был присниться в эту ночь.

Гадали каким будет новый год: В неглубокую миску наливали воду и говорили:Ты, вода не блажи, не греми, через край не лейся, а как есть новолетье держи, о грядущем скажи. Миску выносили на улицу, а утром смотрели как замёрзла вода: лё в гору пойдёт - будет добрым год, лёд застынет ровнёшенько - быть жизни прямёшенькой, лёд вымерзнет лункой - год будет ущербный. Гадание на зеркало.

На стол ставят зеркало, перед ним - две зажжённые свечи. Девушка с полотенцем садится перед зеркалом и говорит:!Суженый, ряженый, приди ко мне." Минут за пять до появления изображения зеркало начинает тускнеть, и девушка протирает его полотенцем. Потом видит отражение стоящего за ней мужчины. Рассмотрев его черты, девушка говорит:"Чур сего места!"- и образ исчезает. На такое гадание решались только самые смелые, поскольку при гадании девушка должна быть в комнате одна.

Как пробьёт полночь, гадающая девушка накрывает стол на два прибора. Ножей и вилок не кладут, только тарелки, ложки, хлеб.ю Девушка, говоря:"Суженый, ряженый, приди ко мне ужинат,"- садится за стол. Через некоторое время за другим прибором должен появиться мужчина, за которого она выйдет замуж в наступившем году. Гадание заканчивается словами:"Чур сего места!" На столе раскладывают хлеб, бутылку, зеркало, соль, нож. Гадающему завязывают глаза и подводят к столу. Правой рукой он должен взять первый попавшийся предмет.

Если это нож - невеста будет скандальной особой,хлеб - невеста будет богатой, бутылку - пьяницей, соль - вредной, зеркало -модницей. Подслушивали под окнами чужих домов. По долетающим словам пытаются угадать свою судьбу. В зависимости от тоо, какие слова, приятный или неприятный разговор, какой голос: старый или молодой, пьяный, трезвый, мужской, женский и т. п. - определяют, какой будет муж, радостная или скучная будет жизнь. Выходят за ворота и говорят:"Залай, залай, собаченька, залай, серенький волчок." В какой стороне послышится лай, в той стороне живёт суженый. Близкий лай обещает жениха из близких мест, дальний лай - из дальних.

Колядки

Здравствуй, хозяюшка! Позвольте в горницу войти! В горенку войти да на лавочку сесть!На лавочку сесть да песенку спеть!

Пришла Коляда накануне Рождества.
Хозяюшка, родна матушка, не ленись, подымись.
Ты подай пирога.
Как подашь пирога - полон дом живота. Не подашь пирога - мы корову за рога! Хозяюшка в дому, как оладейка в меду.
Что вы нам, хозяюшка, подарите?
Денег горшок или каши горшок?
Кувшин молока или кусок пирога?
Копеечки или конфеточки?
Или гривеннички на прянички? Открывайте сундучок, подавайте пятачок.
Хоть блина, хоть сала клин,
Хоть печенья, хоть варенья нам на угощенье!
Будете нас дарить, будем вас хвалить.
А не будете хвалить, будем вас корить.
Кто подаст пирожок - тому рожь густа да ужиниста:
С колоска полмерки, с зёрнышка пирог,
С полузёрнышка блинок.
Кто даст пирога - и кола, и двора, и милого живота,
И телушек, и ярушек, на столе много кормушек.
Кто не даст пирога, тому куричья нога,
Вилы да лопата, корова горбата.
Коляда, Коляда, накануне Рождества.
Тётенька добренька, пирожка бы сдобненька. Не режь, не ломай, поскорее подавай,
Двоим, троим, давно стоим.
Печка- то топится, пирожка-то хочется!
С Рождеством вас!
Коляд, коляд, коляда, весела да богата.
Как пошла Коляда вдоль по улице гулять
Вдоль по улице гулять,
С новым годом поздравлять.
Коляда, коляда, где ты раньше была?
Я во поле ночевала, а теперь к вам пришла.
Коляд, коляд, колядин, я у батюшки один,
Коротенький кожушок, дай, хозяйка, пирожок.
Я маленький мальчик, забрался в чуланчик,
Надел красный колпачок, пожалуйте пятачок.
Я маленький мальчик, на дудке играю,
На дудке играю, вас всех забавляю.
А вы люди знайте, копейку подайте.

Вот пришла Коляда впереди Рождества.
И что ты, Коляда,хозяевам принесла?
Добрым хозяевам - корову с теленком,
Лошадь с жеребёнком, свинью с поросёнком.

У хозяина в дому велись бы телятки,
Ягнятки, жеребятки, козлятки, поросятки, цыплятки да утятки.

Коляда- коляда, золотая борода,
Золотой усок - по рублю волосок,
Вдоль по улице бежит - хлеба каравай тащит.
Заходила Коляда ко Петрову ко двору,
У Петрова во дворе три терема стоят.
Как во первом терему - месяц- батюшка,
Во втором терему - красно солнышко,
А во третьем терему часты звёздочки. Месяц-батюшка - Пётр Иванович,
Красно солнышко - Дарья Васильевна
Часты звёздочки - их детушки.
Щедрики- ведрики, дайте вареники, Вареника мало, выносите сало!
Ковшик кашки да кольцо колбаски.
А не дашь пирога, сведём быка за рога,
А свинью - за хвост, отведём её под мост!

Что еще почитать