Мужественность и женственность в современном мире. Женственность и мужественность: зрелое и инфантильное

совокупность характерных признаков, обозначающих принадлежность к конкретному полу.

В психоанализе понятие мужественности-женственности не сводится к описанию анатомических признаков и физиологических особенностей биологического пола. Данная полярность рассматривается прежде всего с точки психосексуального развития ребенка и психологического восприятия им своего пола.

В работе «Три очерка по теории сексуальности» (1905) З. Фрейд описал прегенитальную и генитальную сексуальные организации, дающие представление о становлении мужественности-женственности. На первой прегенитальной сексуальной организации, названной им оральной или каннибальной, сексуальная деятельность не отделена от принятия пищи и противоречия в пределах данных влечений еще не дифференцированы. На второй прегенитальной стадии, составляющей садистско-анальную организацию, развивается противоречивость, проходящая через всю сексуальную жизнь. С точки зрения З. Фрейда, эта противоречивость «не может быть названа мужской и женской, а должна называться активной и пассивной». На третьей прегенитальной стадии (фаллической) восприятие ребенком своей телесной организации сопровождается поляризацией фаллического (обладание пенисом) и кастрированного (отсутствие пениса). Только с наступлением половой зрелости, на стадии генитальной сексуальной организации новая сексуальная цель, знаменующая переход от аутоэротизма к поиску другого сексуального объекта, наделяет оба пола различными функциями, а их сексуальное развитие принимает разное направление, образующее полярность мужественности-женственности.

Врожденные мужские и женские свойства заметны в раннем детстве. Однако, как считал З. Фрейд, аутоэротическая деятельность эрогенных зон одинакова у обоих полов и, следовательно, благодаря этому сходству «в детстве отсутствует возможность полового различия, как оно появляется после наступления половой зрелости». Исходя из подобного представления, основатель психоанализа высказал предположение, согласно которому сексуальность маленьких девочек носит мужской характер, а либидо по своей природе обладает мужскими свойствами, независимо от того, встречается ли у мужчины или у женщины, и независимо от своего объекта, будь то мужчина или женщина.

По мере уточнения противопоставления мужественность-женственность З. Фрейд признал, что понятия «мужской» и «женский» являются в науке самыми запутанными и могут быть рассмотрены по меньшей мере в трех направлениях. Во-первых, в психосексуальном значении, то есть в смысле активности и пассивности, что представляется наиболее существенным в психоанализе. Во-вторых, в биологическом значении, когда мужское и женское характеризуются наличием семенных клеток или женских яичек и обусловленных ими функций. В-третьих, в социологическом значении, связанном с различием социальных ролей, которые играют люди в обществе. В конечном счете, как считал основатель психоанализа, «ни в психологическом, ни в биологическом смысле не встречается чистой мужественности или женственности», поскольку у каждой личности в отдельности наблюдается «смесь ее биологических половых признаков с биологическими чертами другого пола и соединение активности и пассивности, все равно зависят эти психические черты от биологических или не зависят». Словом, не отдавая должного бисексуальности, трудно понять фактически наблюдаемые сексуальные проявления мужчины и женщины.

В работе «Три очерка по теории сексуальности» З. Фрейд соотносил мужественность с активностью, а женственность с пассивностью. Дальнейшее развитие теории и практики психоанализа сопровождалось пересмотром данной точки зрения. Так, в «Новом цикле лекций по введению в психоанализ» (1933) З. Фрейд подчеркнул, что восприятие мужского как активного, а женского как пассивного не является психологическим различием. В области сексуальной жизни человека недостаточно характеризовать мужское поведение активностью, а женское пассивностью. За пределами сексуальности женщины в состоянии развивать большую активность в разных направлениях, а мужчины не могут жить вместе с себе подобными, если у них отсутствует пассивная уступчивость.

Если на начальной стадии развития психоанализа З. Фрейд уделял основное внимание пониманию мужской психологии, то в дальнейшем он специально обратился к рассмотрению женственности. При этом он признал недопустимость недооценки социальных устоев, которые как бы загоняют женщину в ситуацию пассивности. Одновременно он полагал, что «развитие женственности по-прежнему подвергается нарушениям со стороны остаточных явлений предварительного периода мужественности». Часто имеют место регрессии к фиксациям доэдиповских фаз и в некоторых историях жизни дело доходит до неоднократного повторения периодов, в которых преобладает то мужественность, то женственность.

Рассматривая различия между мужественостью и женственностью, основатель психоанализа пришел к следующим предположениям: женственность имеет более высокую степень нарциссизма, которая влияет на выбор ее объекта, так что быть любимой для женщины – более сильная потребность, чем любить; действие зависти к пенису сказывается на физическом тщеславии женщины и высокая оценка ею своих прелестей представляется ей компенсацией за первоначальную сексуальную неполноценность; женщине мало свойственно чувство справедливости, что связано с преобладанием зависти в ее душевной жизни; социальные интересы женщин слабее, а способность к сублимации влечений меньше, чем у мужчин; женщины в возрасте около тридцати лет характеризуются своей психической закостенелостью и неизменяемостью, что становится камнем преткновения в процессе психоаналитического лечения, даже если удается устранить психическое расстройство путем разрешения невротического конфликта.

Высказанные З. Фрейдом предположения относительно специфики женственности вызвали возражение у части психоаналитиков. Так, К. Хорни (1885–1952) выступила с критикой фрейдовского понимания психических особенностей женственности. В работе «Новые пути в психоанализе» (1939) она подчеркнула, что хотя З. Фрейд обратил внимание на недопустимость недооценки влияния социальных устоев на становление женственности, тем не менее на основе своих допущений он не смог увидеть, по ее мнению, всего значения этих факторов, оказывающих воздействие в западной культуре на формирование представлений об ущербности женственности, по сравнению с мужественностью.

В современной психоаналитической литературе признается вклад З. Фрейда в попытку психологического объяснения противопоставления мужественности-женственности. Многие психоаналитики акцентируют внимание на ранних стадиях инфантильного развития ребенка, половой идентичности детей, их полоролевому поведению в обществе, а также самооценке человеком своей мужественности-женственности в контексте существующих культурных норм и социальных стандартов жизни.

Важно знать: мужественность отвечает за выживание, женственность — за процветание. Именно поэтому мужественности нравится быть кормильцем, спасителем, контролёром, — тем, кто обеспечивает выживание.

Женственности же приятно наполнять собой пространство, умножать свое присутствие, наслаждаться вниманием — быть той, кто чувствует себя процветающей… Интуитивно мужчина всегда будет выбирать ту женщину, находясь рядом с которой, он может перейти из режима выживания в процветание.

Женщине, чтобы вдохновить мужчину захотеть остаться с ней навсегда, нужно отказаться в себе от всего мужского. Мужское в женщине проявляется в виде материнского инстинкта. Инстинкты отвечают за выживание, а материнский заставляет мужчину и женщину меняться ролями. Рядом с такой женщиной он процветает, она выживает. И при этом он все равно будет искать женственную, потому что только рядом с ней он сможет в полной мере почувствовать себя мужчиной — то есть спасителем.

За материнским инстинктом, проявляющимся по отношению к мужчине, у женщины прячутся два страха:

— она боится быть слабой, которой будет трудно выжить, и потому стремится быть сильной, делать и контроливать всё самой. Не осознавая, что сама фокусируется только на такой реальности, она получает подтверждение за подтверждением, что по-другому в ее мире быть и не может;

— она боится быть плохой (неодобренной, неинтересной, непривлекательной…). Ей кажется, что если она позволит себе процветать, это будет проявлением эгоизма, ведь вокруг другие выживают. Она не понимает, что её женская суть противоположна мужской выживающей сути. Она считает, что если другие женщины выживают, значит, так должны жить все женщины в мире. Она боится быть собой — то есть наслаждающейся и процветающей в мире мужественных женщин, борющихся с существованием.

Есть только одна причина, которая может побудить её проснуться от кошмарного сна, в котором она живет по-мужски. Эта причина — желание любить и быть любимой своим единственным. Это желание сильнее навязанного выживания в патриархальном обществе.
Создать семью и наслаждаться семейным кругом — вот, чего хочет женщина. Ради этой цели она готова на всё. Даже на изменение образа жизни своих мужественных мам и бабушек. А для этого ей рано или поздно придется отказаться от мужского в себе.

Женщина раскрывается во всей своей красе только тогда, когда рядом с ней надежный муж, за которым она, как за каменной стеной. Иначе ее душа начинает «каменеть». И мужчина со своей стороны преображается, если рядом с ним находится кроткая и заботливая жена. Супруги, правильно выполняющие свою роль в семье, могут реально изменить или исправить другого. Мужчина, будучи мужественным, делает супругу женственной. Жена, будучи женственной, может сделать мужа главой своей семьи.

Сторми Омартиан, «Сила молящейся жены»


Давайте определимся с терминами. Для начала проясним, что такое быть мужчиной и быть мужественным.

Мужество (согласно словарю Ушакова) - храбрость, присутствие духа в опасности, способность действовать решительно и целесообразно в опасных, рискованных ситуациях, преодолевать при этом страх, борьбу мотивов, неуверенность в себе, нерешительность.

Мужественность – мужское начало – символизирует огонь: силу, могущество, умение действовать, вершить по собственному усмотрению, «я сам».

Мужественный мужчина легко достигает поставленных целей благодаря тому, что понимает и видит, какой мир он строит. Он знает, ради кого он это делает и какой будет жизнь дорогих его сердцу людей.

Все, что делает мужчина – ради женщины, к ногам которой он готов принести из своих походов трофеи и подвиги.

Если мужчина не обладает мужеством – все, что он делает – ради поиска любви своей матери, которую он ищет во всех женщинах, заглядывая им под юбку. Естественно, в других женщинах свою мать он найти не может и разочарованный отправляется к другой юбке.

Часто, когда у него совсем нет сил на поиски, он уходит в глухой бессознательный протест через пьянство. Пьянством он показывает женщине, что он ее «сынок», а она должна быть ему хорошей «мамочкой» и нянчить его. Он не может получить главное, для чего он рожден – обрести способность стремительного движения к признанию обществом и свою мужественность.

Без мужественности огонь в мужчине гаснет и у него пропадает энтузиазм, без которого ему невозможно получить от жизни то, чего он хочет. Тогда его миссию на себя берет женщина. Она становится мужественной женщиной. Она принимает решение, что «она сама», как мужчина, все должна делать в своей жизни. Это решение губит ее счастье.

Женственность - женское начало и символизирует воду: плавность, гибкость, беззаботную текучесть, доверие этому миру, который стремится жить в гармонии с водой.

Если в женщине есть Женственность в полной мере – она может получать от этой жизни ВСЕ, ЧЕГО ПОЖЕЛАЕТ: любви, крепкого семейного союза, счастья, богатства, славы… И это все к ней приходит само по себе, просто потому, что она находится в покое и знает, что мужчина принесет ей все, что она пожелала.

Но чтобы достичь такого положения вещей, женщине нужно выйти из протеста по отношению к своей Женственности. Парадокс, но еще в раннем возрасте, не получив достаточно любви отца, девочка принимает решение «самой» от жизни получить все. Однако теперь Вы уже знаете, что это означает стать мужественной. Тем более, что общество поощряет ее решение через телевидение и культуру.

Женщины, Вы должны знать! В нашем мире есть простая закономерность – если женщина женственная, и никогда ничего не делает такого, что противоречит ее женственности – ей везет напропалую. Ей все падает прямо с неба, как будто сам Бог несет ее в своих ладонях.

Но если женщина особо не стремится быть женственной, и постоянно занимается делами, которые противоречат ее женственности – ей не везет, а удача отворачивается от нее.

Пока Вы исповедуете принцип «Я – сама», Вы стоите на тропе мужчин и вместо женственности развиваете мужественность, которая приведет Вас в мир борьбы, соперничества и неудовлетворения.

О чем мечтают женщины? Конечно же, о мужчинах. Чтобы любил, защищал, решал проблемы, чтобы был настоящим Мужчиной.

Таким, с которым чувствуешь заботу и с которым можно расслабиться и передохнуть, а не бежать сломя голову, пытаясь выполнить мужские обязанности самостоятельно.

И такой мужчина действительно может появиться в жизни любой женщины. Сильный, уверенный, самостоятельно принимающий решения, не терпящий компромиссов. Вот же оно, женское счастье!

Но что испытывает женщина? Панический страх, . Почему? Потому что такому мужчине нужно соответствовать . Рядом с ним нужно быть женственной, терпимой, поддерживающей. С ним нельзя вести себя как угодно – он этого не потерпит. Ему не нужны женские истерики и попытки женщины взять все в свои руки. Ему нужна хрупкая, мудрая хранительница очага.

Какая она, жизнь с настоящим Мужчиной?

Она непредсказуема. Никогда не знаешь, чего ждать от настоящего Мужчины, ведь он принимает решения, женская участь – прислушиваться к нему и содействовать. Рядом с таким мужчиной нельзя переставать быть женщиной, ведь это будет шаг в сторону. А ведь вокруг пути могут быть расставлены мины…. И кто знает, чем закончится очередное отклонение от пути Истинной Женщины.

Именно поэтому женщинам страшно. Страх неизвестности, страх не справиться, страх несоответствия.

То ли дело с обычными мужчинами! Чего от них ждать – известно всегда. Они одинаково не хотят брать ответственность, работать над отношениями. И даже если женщина рядом с таким мужчиной верит, что он когда-нибудь изменится, в душе она понимает, что он не изменится никогда. И ей комфортно, ведь она знает, чего от него ждать . И ей не страшно.

Рядом с обычным мужчиной не нужно развиваться и становиться лучше, рядом с ним можно не быть Истинной Женщиной. Можно иногда примерять на себя маску женственности, но снимать ее можно когда угодно. Не нужно менять свои привычки, образ жизни. Удобно. И ради этого удобства многие женщины отказываются от своего женского счастья, выбирая обычного мужчину. Зато не страшно, хоть и без счастья.

Встретив настоящего мужчину, женское эго может начать бунтовать, пытаться мужчину изменить и сделать удобнее. Ведь мужчина будет принимать решения сам, и не всегда они будут нравиться женщине. Но попытки обуздать настоящего мужчину – это собственноручное убийство мечты о сильном плече рядом и женском счастье. Настоящий мужчина не может стать удобной тряпкой.

Настоящие женщины

Мужчины тоже могут бояться Истинных Женщин. Они пугаются женственности, если мужчина внутри них еще не созрел, еще не готов быть рядом с такой женщиной. Ведь такой женщине тоже нужно соответствовать , с ней нельзя как попало. Она не станет терпеть вечное лежание мужчины на диване, не будет пытаться взять работу на дом, чтобы прокормить семью. Она будет создавать уют, создавать милые вещицы, переживать по поводу отсутствия денег и печь пирожки. Рядом с ней нужно быть сильным, нужно нести ответственность, нужно быть Мужчиной.

Истинную и истинную мужественность можно сравнить с бриллиантом, ценность которого поймет далеко не каждый. Не все смогут позволить себе такую драгоценность, не каждый сможет разглядеть уникальность этого камня. Большинство предпочтет пройти мимо и купить дешевую, но удобную бижутерию. Пусть она будет безвкусной, слишком вычурной и похожей на множество других украшений, но она будет удобна. И с ней не страшно, а вот с бриллиантом страшно.

Именно там, где немного страшно, непривычно и некомфортно, и есть счастье. Только в таких условиях начинается развитие и рост, только там все настоящее. Там женщина всегда мудра, она мать и хранительница домашнего очага, а мужчина – добытчик и воин, он всегда опасен. И эти отношения Истинные: он совершает подвиги ради нее и посвящает ей победы, она же вдохновляет его и принимает его любовь с достоинством.

Учитесь любить друг друга, учитесь истинным женственности и мужественности. Будьте примером для своих детей и для окружающих, и мир будет меняться!

С любовью, Мария Шакти

Душевно близкое:

Сегодня многие хотят развить в себе мужественность или женственность. На этом желании уже вырос целый бизнес. Мужчины ходят на различные тренинги, которые через драки и агрессию якобы делают мужчин более мужественными. Женщины тоже не отстают и ходят на всякие “женские практики”, пытаются в себе развить соблазнительность, а также какие-то качества, которые автор тренинга посчитал женственностью.

В жизни же всё не так. Жизнь не знает стандартов, в ней каждый человек обладает своим собственным набором качеств, которые не могут влезть ни в какие рамки. Однако, можно встретить массу людей, которые искренне считают, что нужно чему-то соответствовать. Вот и начинают они кромсать себя и других, создавая свой идеал.

При этом пропагандируется какой-то фашистский подход, что те кто не отвечают этим рамкам, какие-то неполноценные и должны влачить жалкое существование. А люди слушают эти байки и верят, что кто-то может их судить лишь по каким-то незначительным личностным чертам.

Мужественность

Что такое мужественность? На самом деле если задать этот вопрос случайному человеку, то он вряд ли сразу найдется, что ответить. Скорее-всего скажет что-то насчет силы и кучу вариантов того, что мужчина должен делать.

Проблема всех стереотипов в том, что никто под них не подходит. Если вы вспомните всех мужчин, которых вы встречали, то поймете, что все эти люди непохожи.

Ну и как их загнать под стереотип?

Кстати, каков он стереотип настоящего мужика? Согласно стереотипу — это такой немножко бабуин, немного агрессивный “Самэц”, бесстрашный, как самурай и… немножко тупой. Интересная картина, но которая не соответствует действительности. И мало того, большинство под неё не подходит. И слава богу.

Дело в том, что такие люди не везде нужны. В современном мире ценится не только это(хотя и ценится), но и другие качества. Возьмем, какого-нибудь Билла Гейтса. Он уж точно не соответствует этому стереотипу, но при этом отлично справился со своей жизнью. Разбогател не потому, что он какой-то бабуин, а просто потому, что максимально использовал свои качества, те, которые ему даны от природы.

Люди неимоверно отличаются. Когда ребенок рождается, по нему очень скоро становится видно какой он. И ничем это не изменить. Вот есть у него определенный набор “настроек” и никуда ты их не передвинешь. Можно только найти место в жизни, где эти качества можно максимально реализовать.

А если пытаться стать тем, кем не являешься, то просто откажешься от того, что дано от природы.

Учитывая это, странно, что многие мужчины стремятся восстановить свою мужественность. Например, учатся зачем-то бить друг-друга по мордам(еще и деньги за это платят), как будто это что-то глобально в жизни меняет. Так уж случилось, что этот навык в современном мире совсем не востребован. Разве только в спорте, да в силовых структурах. Там да, полезный навык.

Обычно, когда говорят о том, что кто-то недостаточно мужественен, то речь идет о простейшей манипуляции, когда от мужчины хотят того, что он делать не хочет.

Женственность

С женственностью история еще хуже. Тут наверчено еще больше глупых стереотипов: как надо выглядеть, как женщины себя ведут, что женщины должны хотеть, чем жертвовать и что терпеть.

Но мало того, что на женщин навешано множество традиционных стереотипов, но каждый день добавляются все новые. На женщинах сейчас зарабатывают миллиарды, каким-то образом каждый год навязывая всё новые стандарты. Женственность, как способ манипуляции, еще более распространена, чем мужественность.

Как психолог я прежде всего обращаю внимание на различные тренинги сомнительного содержания. Чего там только нет! И как мужчин обольстить, и соперниц победить, и кого выбирать в мужья. Запросы, конечно, актуальные. Вот только, положа руку на сердце, возможно ли всему этому научить?

Каждая женщина уникальна. То, что делает обольстительной одну, другую делает смешной. Мужчина, который одну сделает счастливой, для другой окажется воплощением ада на земле. Поэтому все рецепты, какой быть и за кого замуж выходить не эффективны и приносят один лишь вред.

В свое время заметил одну закономерность. Женщины, которые читают один очень известный женский журнал, где полно советов — очень быстро разводятся. Ведь там им наконец объясняют как жить. В результате, они свою жизнь разрушают.

В чем заключается настоящая мужественность и женственность?

Как это не удивительно, но рецепт настоящей мужественности и женственности один и он очень просто формулируется. Мужественность и женственность определяется привлекательностью для противоположного пола.

Это значит, что мужественны(женственны) вы или нет, зависит не от вас, а от мнения противоположного пола. Кроме того, это означает, что критерии могут варьироваться чрезвычайно широко, а значит на этот счет вообще не стоит беспокоиться.

Если убрать за скобки красоту, то и мужчин и женщин привлекает индивидуальность, естественность, порядочность и приспособленность к жизни. То есть способность честно и смело представить людям себя, не пытаясь выдать себя за кого-то другого. Когда человек пытается стать не тем, кто он есть, люди это чувствуют и подозревают какой-то подвох. Они не понимают, что именно их отталкивает, но дел иметь не хотят.

Поэтому будьте собой! Это лучшая стратегия.

Что еще почитать