Что такое настоящая мужественность и женственность. Мужественность и женственность. Притяжение противоположностей

совокупность характерных признаков, обозначающих принадлежность к конкретному полу.

В психоанализе понятие мужественности-женственности не сводится к описанию анатомических признаков и физиологических особенностей биологического пола. Данная полярность рассматривается прежде всего с точки психосексуального развития ребенка и психологического восприятия им своего пола.

В работе «Три очерка по теории сексуальности» (1905) З. Фрейд описал прегенитальную и генитальную сексуальные организации, дающие представление о становлении мужественности-женственности. На первой прегенитальной сексуальной организации, названной им оральной или каннибальной, сексуальная деятельность не отделена от принятия пищи и противоречия в пределах данных влечений еще не дифференцированы. На второй прегенитальной стадии, составляющей садистско-анальную организацию, развивается противоречивость, проходящая через всю сексуальную жизнь. С точки зрения З. Фрейда, эта противоречивость «не может быть названа мужской и женской, а должна называться активной и пассивной». На третьей прегенитальной стадии (фаллической) восприятие ребенком своей телесной организации сопровождается поляризацией фаллического (обладание пенисом) и кастрированного (отсутствие пениса). Только с наступлением половой зрелости, на стадии генитальной сексуальной организации новая сексуальная цель, знаменующая переход от аутоэротизма к поиску другого сексуального объекта, наделяет оба пола различными функциями, а их сексуальное развитие принимает разное направление, образующее полярность мужественности-женственности.

Врожденные мужские и женские свойства заметны в раннем детстве. Однако, как считал З. Фрейд, аутоэротическая деятельность эрогенных зон одинакова у обоих полов и, следовательно, благодаря этому сходству «в детстве отсутствует возможность полового различия, как оно появляется после наступления половой зрелости». Исходя из подобного представления, основатель психоанализа высказал предположение, согласно которому сексуальность маленьких девочек носит мужской характер, а либидо по своей природе обладает мужскими свойствами, независимо от того, встречается ли у мужчины или у женщины, и независимо от своего объекта, будь то мужчина или женщина.

По мере уточнения противопоставления мужественность-женственность З. Фрейд признал, что понятия «мужской» и «женский» являются в науке самыми запутанными и могут быть рассмотрены по меньшей мере в трех направлениях. Во-первых, в психосексуальном значении, то есть в смысле активности и пассивности, что представляется наиболее существенным в психоанализе. Во-вторых, в биологическом значении, когда мужское и женское характеризуются наличием семенных клеток или женских яичек и обусловленных ими функций. В-третьих, в социологическом значении, связанном с различием социальных ролей, которые играют люди в обществе. В конечном счете, как считал основатель психоанализа, «ни в психологическом, ни в биологическом смысле не встречается чистой мужественности или женственности», поскольку у каждой личности в отдельности наблюдается «смесь ее биологических половых признаков с биологическими чертами другого пола и соединение активности и пассивности, все равно зависят эти психические черты от биологических или не зависят». Словом, не отдавая должного бисексуальности, трудно понять фактически наблюдаемые сексуальные проявления мужчины и женщины.

В работе «Три очерка по теории сексуальности» З. Фрейд соотносил мужественность с активностью, а женственность с пассивностью. Дальнейшее развитие теории и практики психоанализа сопровождалось пересмотром данной точки зрения. Так, в «Новом цикле лекций по введению в психоанализ» (1933) З. Фрейд подчеркнул, что восприятие мужского как активного, а женского как пассивного не является психологическим различием. В области сексуальной жизни человека недостаточно характеризовать мужское поведение активностью, а женское пассивностью. За пределами сексуальности женщины в состоянии развивать большую активность в разных направлениях, а мужчины не могут жить вместе с себе подобными, если у них отсутствует пассивная уступчивость.

Если на начальной стадии развития психоанализа З. Фрейд уделял основное внимание пониманию мужской психологии, то в дальнейшем он специально обратился к рассмотрению женственности. При этом он признал недопустимость недооценки социальных устоев, которые как бы загоняют женщину в ситуацию пассивности. Одновременно он полагал, что «развитие женственности по-прежнему подвергается нарушениям со стороны остаточных явлений предварительного периода мужественности». Часто имеют место регрессии к фиксациям доэдиповских фаз и в некоторых историях жизни дело доходит до неоднократного повторения периодов, в которых преобладает то мужественность, то женственность.

Рассматривая различия между мужественостью и женственностью, основатель психоанализа пришел к следующим предположениям: женственность имеет более высокую степень нарциссизма, которая влияет на выбор ее объекта, так что быть любимой для женщины – более сильная потребность, чем любить; действие зависти к пенису сказывается на физическом тщеславии женщины и высокая оценка ею своих прелестей представляется ей компенсацией за первоначальную сексуальную неполноценность; женщине мало свойственно чувство справедливости, что связано с преобладанием зависти в ее душевной жизни; социальные интересы женщин слабее, а способность к сублимации влечений меньше, чем у мужчин; женщины в возрасте около тридцати лет характеризуются своей психической закостенелостью и неизменяемостью, что становится камнем преткновения в процессе психоаналитического лечения, даже если удается устранить психическое расстройство путем разрешения невротического конфликта.

Высказанные З. Фрейдом предположения относительно специфики женственности вызвали возражение у части психоаналитиков. Так, К. Хорни (1885–1952) выступила с критикой фрейдовского понимания психических особенностей женственности. В работе «Новые пути в психоанализе» (1939) она подчеркнула, что хотя З. Фрейд обратил внимание на недопустимость недооценки влияния социальных устоев на становление женственности, тем не менее на основе своих допущений он не смог увидеть, по ее мнению, всего значения этих факторов, оказывающих воздействие в западной культуре на формирование представлений об ущербности женственности, по сравнению с мужественностью.

В современной психоаналитической литературе признается вклад З. Фрейда в попытку психологического объяснения противопоставления мужественности-женственности. Многие психоаналитики акцентируют внимание на ранних стадиях инфантильного развития ребенка, половой идентичности детей, их полоролевому поведению в обществе, а также самооценке человеком своей мужественности-женственности в контексте существующих культурных норм и социальных стандартов жизни.

Многие письма, приходящие ко мне на почту сайта, содержать просьбы мужчин, помочь им разобраться в тех особенностях поведения и восприятия мира, которые отличают их от женщин.

Одно из таких понятий - мужественность .

Мужественностью, с некоторых пор, стали заражаться женщины. Поэтому, не удивительно, что настоящие мужчины хотят разобраться в том, что же по праву принадлежит им.

Обратимся к нескольким толковым словарям. (Д. Н. Ушакова, С. Ожегова, Н. Шведовой.) Вот что можно найти там.

Мужество - это одна из добродетелей, отражающая нравственную силу при преодолении страха.

Мужество зачастую выступает, как способность переносить страдания, включая физическую боль. Храбрость, присутствие духа в опасности.

Два слова тесно сопряжены друг с другом:

Мужчина - мужественность.

С понятием мужественный - связаны явно выраженные физические и психосексуальные качества мужчины:

Сила, душевная стойкость и смелость, присутствие духа в беде и в опасности, храбрость. Обладающий мужеством человек, выражающий мужество. Безбоязненность, бесстрашие, бесстрашность, бестрепетность, бравость, героизм, дерзостность, дерзость, мужество, непоколебимость, непреклонность, несгибаемость, неустрашимость, отвага, решительность, смелость, стоицизм, стойкость, твердость.

Иногда говорят:

Иметь мужество - говорить правду в глаза

В старину говорили - «хорабрый» .

Что означало:

Мужественный, смелый, отважный, неустрашимый среди боя, доблестный в воинстве. Отважный, доблестный, молодецкий, отчаянный, прыткий, неустрашимый, удалой, ухарский, бравый.

Все это мужские качества.

Женские качества иные, и в них нет ничего, похожего на мужественность.

В противоположность мужественности , которое включает в себя понятия твердости, агрессивности, стойкости и т.д. - женственность , связана с такими понятиями, как:

Эмоциональность, нежность, хрупкость, искренность, верность, что вызывает в мужчине желание оберегать и защищать женщину.

Понятие женственности включает в себя как чисто биологические, так и социальные и культурные аспекты и не связано напрямую с женским биологическим полом.

МУЖЕСТВЕННОСТЬ

С мужественностью связывают такие качества, как:

выносливость,

терпеливо переносить боль и экстремальные ситуации,

умение держать слово,

настойчивость,

рациональность,

стремление к первенству,

стремление к победе,

целеустремленность,

твердость,

гордость достигнутым,

Бунт, если ситуация подавляет и принижает человеческое достоинство,

Агрессивность.

Все это в сумме и создает мужественность и мужское поведение.

Некоторые, из описанных здесь качеств, встревожили мужчин. Несомненно, в обществе, где всех учили подчиняться, быть удобным для управления и послушным, бунтарские и агрессивные мужские качества неудобны.

Победители, вернувшиеся с войны, готовы протестовать и бороться с любой несправедливостью. Они вкусили дух победы и гордо и независимо ведут себя. Такими людьми сложно управлять и делать рабами. Поэтому правители стремятся уничтожить их. Так было и в нашей стране, когда репрессии 1948 -49 годов и обвинительные процессы, вплоть до 1954 года освободили правителей от победителей. Бунт - это качество мужественных и смелых мужчин. Так, Спартак поднял восстание, не желая оставаться рабом. Военнопленные бежали из лагерей. Только тот, кто не обладает мужеством и бунтарством, согласиться терпеть унижение и ограничение своей свободы.

Все это - только мужские качества!

Многие женщины выросли с представлением о том, что и у них должны быть эти качества, но они ошибаются. Понятие патриотизма для многих женщин слилась воедино с необходимостью преодолевать трудности, страдать, переносить боль и отдать свою жизнь за Родину. На примере Зои Космодемьянской многих девочек готовили принять пытки и гордо погибнуть. Вот и набирали они мужские качества, готовясь преодолеть страх.

ДВА ЖЕНСКИХ СОСТОЯНИЯ

Природа заложила в женщине возможность жить в двух разных режимах.

Один - когда муж рядом, и она может заниматься детьми, домом, быть нежной, ласковой и заботливой. Такая женщина следит за своим внешним видом, не забывает ухаживать за собой. Ее всегда можно различить по опрятной одежде, милому и доброму выражению лица и улыбке.

Второй - когда мужчина уходит на охоту или войну. На женщину ложиться обязанность сохранить детей и дом, прокормить и обеспечить всех. У нее сразу меняется гормональный фон, выделяется больше мужских гормонов. Ее главная задача - сохранить и прокормить детей. Поэтому, она перестает следить за собой. Зачесывает и убирает волосы, за которыми некогда ухаживать. Надевает мужскую грубую одежду, и постоянно ходит в одном и том же. Ей некогда давать детям любовь и ласку, заниматься с ними. Она зарабатывает, кормит, наводит чистоту. Любой мужчина рядом воспринимается как враг, от которого необходимо отгораживать и защищать детей. Женщине сложно резко переключиться, ведь ее энергия не имеет резких сбросов, как у мужчины. Даже когда муж рядом, она будет продолжать так вести себя. Поэтому, пришедший с войны мужчина, должен заявить о своих правах и показать мужскую силу. В деревенском доме это всегда проще. Пошел, нарубил гору дров, починил дверь, поправил строения. Иначе говоря, сделал то, на что женщине не хватает сил. В городской квартире это нелегкая задача. Однако, всегда можно найти выход и заявить о своем возвращении.

В стране, где войны сменяются революциями, несколько поколений женщины жили в состоянии второго состояния. От бабушки и матери девочка училась терпеть и надеяться только на себя. Образовательная система всеми силами старалась воспитать из девочек мужественных членов общества. Теперь, они умеют зарабатывать, состязаться с мужчинами, терпеть невзгоды, преодолевать трудности. Природа берет свое. Каждому человеку хочется найти себе пару. Как известно, противоположности притягиваются друг к другу. Мужественная женщина - борец, притягивает мужчину с противоположными качествами, или делает из него такого во время совместной жизни.

Чем же обладает настоящая женщина?

Какие качества женские?

ЖЕНСТВЕННОСТЬ

С женственностью связаны такие качества, как:

Грациозность;

Пластичность движений;

Доброта и способность помнить и заботится о нуждах других;

Способность ухаживать и заботиться;

Способность вести хозяйство, не устраивая авралов и показательных уборок;

Непосредственность;

Переменчивость, как погода в течение дня;

Доверчивость;

Способность понимать мужчин;

Умение легко и радостно справляться с хозяйством;

Умение радовать и налаживать мир;

Способность уходить от борьбы и скандалов, решая все мирным путем;

Жертвенность (Ведь матери нужно проводить время у постели детей, несмотря на усталость);

Способность излучать внутреннее счастье,

Спокойствие,

Преданность

Терпеливо и вдумчиво относиться ко всем проявлениям окружающих, находя причину их поведения и стремиться ненавязчиво изменить ситуацию.

Трусливость (От ее страхов ее защитит муж);

Неспособность сказать веское слово и привести необходимый весомый аргумент;

Неумение спорить, доказывать и бороться;

Умение просить помощь;

Умение принимать помощь и подарки;

Умение заботиться о себе и выглядеть свежей и здоровой;

Шереметева Галина

Ближайшие семинары

Нет такой проблемы, которая не происходила бы от генетического фактора. Все проблемы настоящего (сегодняшнего) поколения унаследованы от предыдущего поколения, т.к. они не были решены этим предыдущим поколением

Ожидания и надежды наших предков и то, чего они добились в жизни, переходит по наследству к их потомкам. Часто навыки, благодаря которым предкам удалось выжить и сохранить жизнь своим близким, тоже переходят по наследству через несколько поколений. Кроме того, передаются и страхи, полученные в результате опасных ситуаций и политических событий.

Бывает и так, что человек старается быть чересчур эффективным, авторитетным, обеспеченным. Или напротив, стремиться сопротивляться авторитету, демонстрирует себя окружающим как «бессеребренника», скрытного в своих мыслях человека, жалуется на всех, манипулирует нездоровьем своими близкими, завистливый и злобный, алкоголик или наркоман. В некоторых родах наследуется модель жертвы и покорности или проявляют полную безответственность.

Для того, чтобы ваша жизнь стала цельной и счастливой, необходимы изменения. Для этого, каждый участник семинара может выработать новую модель своей жизни. И ключевые слова для этого: дисциплина и самоконтроль.

М ы должны отказаться от нежелательных моделей, контролирующих нас. Ситуация должна стать обратной. Мы должны контролировать свои модели поведения, свои рефлексы.

Ныне живущие люди должны избавиться от тех комплексов, которые господствовали в жизни их предков. Мы переобучаем наших предков, которые продолжают в нас жить. Деньги - это непростая тема. В каждой семье существует устойчивое представление о деньгах и тех возможностях, которые они дают. Для одних - это обеспеченная жизнь и масса удовольствий. Для других - это власть и возможность унижать остальных. Некоторые тратят деньги, когда им плохо.

От наших родителей достаются нам ограничения нашего материального благополучия и даже потери и бедность.

Мастер-класс по живописи с эффектом арт-терапии состоит из различных техник, с объяснением основных законов творчества. Гуашь, акварель, лепка, рисунок тушью, основы карандашного рисунка и многое другое.

Возможность полнее выявить свои индивидуальные способности, научиться рождать внутри себя вдохновение, получить удовольствие, развить образное мышление и чувственную спонтанность.

Этот авторский тренинг основан на методике интенсивного погружения в творческий процесс, что помогает ощутить прилив энергии и реализовать новые возможности в личной жизни, духовном продвижении и любимом деле. То, что получается во время работы, является отражением вас самих. Каждый человек отражает в своих работах свой портрет, который может быть проанализирован и раскрыт, и, тем самым, появляется возможность освободиться от многих блоков и проблем. Арт-терапия не только позволяет выразить свои чувства и узнать себя лучше, но и развивает новые возможности, открывает скрытый потенциал.

«Качество» женственности зависит от двух факторов (анализ истоков качества мужественности еще в разработке, хотя, её проявления в инфантильной и зрелой формах вполне можно описать, что и будет сделано ниже)):


- Во-первых, от того, насколько преодолено влияние женственности в исполнении собственной матери (идея Карла Юнга). Отсутствие преодоления ведет к тому, что женщина идентифицируется с собственной матерью, что ведет к параличу собственной женственности; это обстоятельство либо усиливает мужское начало (пример: «серая мышь»), либо являет неразвитую женственность в варианте, присвоенном еще девочкой - присвоенном, а не освоенном/развитом/измененном под себя (пример: «вечная дочь», её символ - Персефона). Преодоление же власти материнской женственности приводит к проявлению собственной, развивающейся до зрелого состояния.

Во-вторых, от формы взаимоотношений с мужским началом. Первый вариант связан с тем, что женская природа проходит «огранку», вступая в диалог с мужским началом (символическим фигурами такой - зрелой - женственности можно назвать Геру, Афродиту, Афину). В другой форме отношений женское начало ускользает от процесса её «огранки», предъявляя миру свою природу в «чистоте» (так ведет себя гипертрофированный инфантильный вариант женственности: «роковая женщина», например). В деструктивном варианте монологичной по характеру «огранки» происходит игнорирование, подавление женского начала (пример: фурии/эринии, «стервы»).

Инфантильная женственность. Такие женщины - «вечные девочки»: от них исходит впечатление невинности, беспредельной нежности, наивности; их пластика и ужимки - девичьи, что органично воспринимается по их молодости, а с возрастом становится, мягко сказать, смешным.

Они капризны, обидчивы, ревнивы, требуют к себе пристальной заботы, рассчитывая в пределе на полный захват мужского внимания.

Также, такие женщины, падки на игру, которую они не отличают от самой жизни, и в которую они втягивают окружающих (особенно, мужчин) - чем больше, тем лучше, как им кажется. Их игривость коренится именно в их инфантильности, что отличает их от «стерв», которые отдают себе отчет в том, что они играют, достигая свои цели таким - мужским - способом социального существования. В жизни носительница инфантильной женственности вполне может быть самостоятельной в принятии решений и обеспечении себя, производя при этом впечатление полной своей беззащитности, что только усиливает их притягательность.

Инфантильная женственность стремится к «быть любимой» более, чем «любить», поэтому страстная отданность мужчине не имеет полноты в силу центрирования, замыкания на самою себя в интимных переживаниях, а верность - ситуативна. Последняя зависит от силы любви мужчины, от его "зацикленности" на женщине, или от тщеславной надежды на "быть любимой" теми другими, кто возносит силу личности её мужчины.

Зрелая (совершенная) женственность. Зрелая женственность рождает ощущение женской самодостаточности, выраженной в особой пластике уверенной в себе женщины - этакой статности. Такая женственность довольно рассудочна, излучает спокойствие, подпитываясь, тем не менее, собственной глубокой чувственностью и восприимчивостью. Эта женственность более нуждается в том, чтобы быть качественным фоном - красивым, самоценным, самодостаточным, но фоном - для мужчины (бытие в качестве фона - только в отношениях мужчиной, тогда как в социальной активности женщина вполне может быть и лидером) а не центром его внимания. Рядом с такой женственностью мужчине хорошо, хорошо от исходящей от неё внутренней гармонии и от того, что женщина понимает, сердцем видит и каждой клеточкой воспринимает движения мужской души в самых её глубинах. Эта хорошесть переживается мужчиной как некая гармонизация - не успокоение, - которая приводит его в согласие с самими собой, к пониманию самого себя.

Зрелая женственность, как и инфантильная, - естественно-спонтанна, но спонтанность, здесь, - не форма детской непосредственности, а - проявление стремительности в решениях и действиях, окрашенной мудростью и высоким творчеством в плетении кружев отношений. При этом такая женственность не только не лишена, но обладает глубокой нежностью, исходящей не столько от милого детского облика, сколько из глубин способной любить души (кисейность же, показная недотрожистость, жеманность, напротив, - искусственны; они - либо результат излишней социализированности в мужской культуре, либо - способ манипулирования мужчиной). Да, и страстная отданность мужчине невозможна без этой стремительности. Даже такая черта - способность как будто бы спокойно ждать мужчину - на самом деле, коренится в стремительности как устремленности , настроенности только на этого-вот-мужчину (ведь вероятность оторваться от центра вращения тем меньше, чем интенсивнее скорость вращения вокруг него, пусть и осуществляемого только в ожидающей душе).
__________________

Инфантильная женственность говорит: «я - роза, у которой всего лишь четыре шипа, как я могу с ними выстоять?» Это - беззащитность ребенка, не ведающего себя (хотя, так может сказать и стервозная женщина, манипулятивно
демонстрируя свою якобы-хрупкость).

Зрелая женственность скажет: «я - роза, и у меня есть целых четыре шипа: с ними я могу всё.» Её беззащитность - не аналог детской робости и бессилия, но - базовое свойство любой гармонии, которая хрупка в этом безумной мире.

Я здесь не говорю о том, какой из видов женственности лучше для мужчин (для женщин, понятно, что зрелость предпочтительнее), ведь разным мужчинам по силу разная женственность: и в этом есть какая-то глубокая жизненная правда, правильность.

Незрелая (инфантильная) мужественность покупается либо на женщин с ярко выраженным мужским началом в поведении (например, "стервы" могут так умело манипулировать, что создают в глазах таких мужчин иллюзию их собственной - мужчин - развитой мужественности, способствуя тем самым консервации мужской незрелости), либо на инфантильную женственность. Возможность второго варианта коренится в том, что такой мужчина нуждается в утверждении своей мужественности в собственных глазах: инфантильная женственность с легкостью инициирует поступки по её обереганию, заботе, защите. Так, появляется возможность для мужского взросления, хотя, это - только возможность.

Незрелая мужественность стремится завоёвывать, реализовывать так любимый мужчинами "инстинкт охотника", суть которого не столько в желании обеспечить себя и свое окружение всем жизненно необходимым, сколько - в удовольствии от самой охоты. Последняя здесь становится способом самоутверждения, овладения, самопреодоления (страхов, например), даже самодисцплинирования - т.е. способом взросления. Незрелая мужественность алчет побед над женскими сердцами, дабы мужчина мог предъявить себе самому факт признания его мужественности в глазах женщин (такой мужчина не может жить без постоянного внимания многих женщин), а также уважения или зависти со сторны других мужчин (таких же незрелых).

Зрелая мужественность стремится к иной форме самоутверждения - к реализации владения и контроля над ситуацией (т.е., обращаю внимание: не стремление к овладению, как у незрелого мужчины, а - стремление к реализции уже-наличествующего владения). Напомню, эпоха охоты и собирательства сменилась эпохой земледелия, скотоводства, ремесла и торговли, что означало наступление стадии осуществления наступившего-уже овладения природой и социальными процессами. Так и зрелая мужественность: она стремится в отношениях с женщиной разворачивать своё владение в отношении последней. Владение же предполагает не инфантильное понимание "это моё", не эффект "господина", навязываемый женщине (здесь не говорится о том, что сама зрелая женственность часто переживает мужчину как господина, бога по собственному ощущению), а - право владения как сферы заботы и ответственности за эту-вот-женщину.

Или, по-другому: инфантильная мужественность не может быть вне охоты на женщин, зрелая - вне владения, но там и там присутствуют оттенки игры (в высоких и низменных своих проявлениях), которая так органична мужескому началу. Становящаяся мужественность нуждается в доказательстве её присутствия, ставшая-уже - в самореализации.

Так вот, зрелое, утвердившееся в поступках и/или профессии, мужское начало не нуждается в той, которой постоянно надо заниматься, ибо есть дела и поважнее. Но при этом такой мужчина способен узреть за кажущейся самодостаточностью зрелой женственности уязвимость, женскую беззащитность, реализуя по мере надобности её защиту. А в ответ такой мужчина получает то, что может дать только зрелая женственность - верность, поддержку и предельную чуткость к границам мужского мира.

В зависимости от того, какие признаки доминируют у того или иного типа личности, можно определить степень относительной мужественности или женственности его характера. Этот анализ поможет нам объяснить наблюдаемый уже давно феномен мужественных женщин и женственных мужчин и дополнит ваше понимание характеров описываемых социотипов.

При погружении в сферу межличностных отношений соционических типов открываются мощные неисследованные пласты, на разработку которых потребуется труд не одного поколения исследователей. Одним из таких пластов является природа женского и мужского начала в типе. Эта проблема всегда была актуальной. Менялись стереотипы поведения, стандарты красоты, социальные роли мужчины и женщины, но загадка проявления мужского характера в женщине и женского в мужчине оставалась долгое время неразгаданной.

Что же является первичным в определении мужественности и женственности? Анатомия, физиология или психология мышления? А может быть, комбинация тех и других качеств? Насколько значимы факторы наследственности, воспитания, социальной среды?

Существуют различные, даже полярные мнения об интеллектуальном и духовном потенциале обоих полов, но особенно это касается женщины: бывает, что ее возвышают и даже обожествляют, а иной раз, наоборот, низводят до уровня детородной машины. Это различие во взглядах во многом обусловлено разным отношением к женщине в ведущих мировых религиях: христианстве, исламе и буддизме. Различные христианские конфессии также по-разному относятся к проблеме соотношения женского и мужского духовных начал: в православии доминирует культ мужского начала - Христа, в католицизме - женского - девы Марии. Ортодоксальные мусульмане принижают женщину до уровня бессловесного исполнителя мужской воли и практически отказывают ей в наличии творческого начала. Буддизм наиболее терпим в этом отношении и предполагает равенство возможностей в "просветлении" и "спасении" для мужчины и женщины. Этим он отличается от христианства, где вина за первородный грех в большей степени лежит на женщине - Еве и автоматически переносится на ее сестер по полу. По канонам как Ветхого, так и Нового Заветов роль безусловного лидера в семье и обществе отводится мужчине.

Но взгляды и воззрения людей в последние столетия в значительной мере эволюционировали в направлении идеала равенства (в том числе между полами). На смену религиозным догматам и стереотипам в мышлении и поведении приходит приоритет способностей, заложенных в человеке. Половые различия накладывают свой отпечаток на способ реализации этих способностей, но типные признаки являются определяющими в выборе цели и методах ее достижения.

Различными исследователями в области типологии личности делались попытки классифицировать социотипы по доминированию в них женских и мужских признаков. Нами в практике личного и семейного консультирования накоплен огромный статистический материал в области взаимоотношений между супругами, но имеющаяся информация до выхода этой публикации не подвергалась обобщению, анализу и классификации. Проведенное в процессе работы над книгой сопоставление практического опыта и своих наблюдений с концепциями других авторов позволило нам выйти на новый, более глубокий уровень понимания типных особенностей, в том числе таких понятий, как "женственность" и "мужественность".

Поскольку для большинства цивилизованных народов установились более-менее единые стандарты, касающиеся женских и мужских стереотипов поведения, перечислим их и сопоставим с принятыми в типологии признаками.

Для мужественности:
1.
а) надежность (за мужчиной "как за каменной стеной");
б) последовательность (сказал - сделал);
в) предсказуемость поступков;
г) постоянство привычек и занятий;
д) приверженность системе, нормам, принципам;

2.
а) объективность оценок;
б) независимость поступков и суждений от личных симпатий и антипатий;
в) прямолинейность в высказываниях;
г) бескомпромиссность;
д) суровость, сухость и безэмоциональность (особенно в формальных отношениях);

3.
а) реалистичность (воспринимаю мир таким, каков он есть);
б) практичность;
в) владение ручными навыками;
г) высокая степень выживаемости и приспосабливаемости;
д) хорошие физические данные: сила, реактивность, развитость органов чувств;

4.
а) лидерские задатки;
б) демонстративность;
в) уверенность в словах и поступках;
г) склонность к расширению деятельности и контактов.

Для женственности:
1.
а) гибкость в поведении;
б) спонтанность поступках;
в) сильная зависимость от своего текущего состояния;
г) частая переключаемость;

2.
а) зависимость в поступках от своих чувств и отношений;
б) субъективность в оценках и суждениях;
в) повышенная эмоциональность;
г) эмпатия (сопереживание);

3.
а) наличие элемента непредсказуемости (и, значит, загадочности) в поведении;
б) глубокая проницательность;
в) неуверенность и беззащитность в условиях суровой реальности;
г) склонность к мечтаниям, фантазиям, иллюзиям;

4.
а) скромность и застенчивость;
б) ориентация на внутренние личностные мотивы;
в) уступчивость, склонность подчиняться, а не управлять;
г) узкий круг интересов и контактов.

Взаимосвязь перечисленных качеств с известными юнговскими признаками дает возможность говорить о типах, соответствующих критериям "настоящего мужчины" и "настоящей женщины". Набор признаков для первого образа следующий: рациональность, логика, сенсорика, экстраверсия, а социотип, имеющий эти признаки - логико-сенсорный экстраверт (ЛСЭ) или Управляющий.

Опыт общения с людьми этого типа показывает, что мужчины, принадлежащие к нему, выглядят очень мужественно, и соответственно себя ведут.

Что касается женщин этого типа, им часто присущи мужественные черты, проявляющиеся в плотности (большой мышечной массе) телосложения, высокой физической выносливости, поведенческих реакциях, характерных скорее для мужского стереотипа, чем для женского; резкости, прямолинейности, даже грубоватости. Они склонны подчинять и управлять; аргументируют свои доводы с помощью логики и фактов; мягкость, нежность и податливость расценивают как проявление слабости и зависимости.

Образу "настоящей женщины" соответствует набор совершенно противоположных признаков. Здесь подразумевается иррациональность, этика, интуиция и интроверсия. Тип личности, соответствующий им - интуитивно-этический интроверт (ИЭИ) или Лирик. Мягкость, женственность, обаяние и некоторая загадочность, характерные для этого типа, придают особую привлекательность представительницам прекрасного пола.

Мужчины-Лирики, которым тоже присущи эти качества, сталкиваются в жизни с массой проблем, весьма трудноразрешимых при их женственном характере. С юности они обычно являются объектом повышенного сексуального интереса, особенно для своих очень "мужественных" дуалов - девушек-Лидеров. Поскольку врожденная уступчивость Лирика уравнивает шансы претенденток на его любовь, вокруг него постоянно кипят страсти, которые иногда даже переходят в "разборки" на почве чувств, когда девушки выясняют отношения с соперницами с помощью традиционно мужских "аргументов".

В браке мужчины-Лирики легко уступают лидерство, идя по пути наименьшего сопротивления - ведь лидерство обычно подразумевает и ответственность. Но такая политика вызывает частую агрессию со стороны жены, особенно если ей кроме "женских" обязанностей (кухня, стирка, магазины), приходится заниматься еще и "мужскими" делами: прибить полку к стене, поменять розетку, вставить замок в дверь и т.д. Уклончивость мужей-Лириков в хозяйственно-бытовых вопросах порождает семейные конфликты, а их частые романы на стороне - эмоциональные взрывы. Такие браки часто распадаются, или, сохраняясь, толкают мужских представителей этого типа к разным, компенсирующим их положение, средствам: алкоголю, наркотикам, изменам и т.п.

Мы выделили только два крайних полюса во всей типологии, хотя можно проанализировать каждый тип с точки зрения его андрогинных качеств. Такой анализ был бы интересным, особенно для психологов и психоаналитиков, но важность и специфичность темы требует отдельного рассмотрения, и мы надеемся, что когда-то сможем опубликовать этот материал отдельно. Поэтому здесь мы ограничимся примером дифференцированного подхода к наличию признаков "мужественности" и "женственности" в типах по принципу убывания для обоих полов традиционно мужских характеристик:

Логико-сенсорный экстраверт (Управляющий)
Сенсорно-логический экстраверт (Лидер)
Логико-сенсорный интроверт (Инспектор
Сенсорно-логический интроверт (Мастер)
Логико-интуитивный экстраверт (Экспериментатор)
Интуитивно-логический экстраверт (Новатор)
Логико-интуитивный интроверт (Аналитик)
Интуитивно-логический интроверт (Критик)
Этико-сенсорный экстраверт (Коммуникатор)
Сенсорно-этический экстраверт (Политик)
Этико-сенсорный интроверт (Хранитель)
Сенсорно-этический интроверт (Посредник)
Этико-интуитивный экстраверт (Наставник)
Интуитивно-этический экстраверт (Вдохновитель)
Этико-интуитивный интроверт (Гуманист)
Интуитивно-этический интроверт (Лирик)

Из приведенной классификации видно, что самые "мужественные" типы характеризуются сочетанием логики и сенсорики. Далее, идет четверка с логикой и интуицией. За ними - типы личности с этикой и сенсорикой. Замыкает таблицу самый "женственный" клуб этико-интуитивных типов. В жизни эта классификация подтверждается как внешними данными типов, так и их поведением.

При выборе сферы деятельности и профессии "мужественные" типы женщин часто отдают предпочтение традиционно мужским занятиям: управлению, строительству, вождению транспорта, работе в правоохранительных органах и т. п.

"Женственные" типы мужчин идут в искусство, культуру, сервис, педагогику. Сказанное вовсе не означает, что в 100% случаев мужчина, имеющий в типе "женские" признаки выглядит и ведет себя по-женски. Мы говорим о тенденции типа. При этом нужно учитывать такие дополнительные факторы, как среда, наследственность, воспитание, национальные и социокультурные традиции.

Стереотип женского характера включает такие качества как этику - способность тонко чувствовать и лавировать в отношениях; интроверсию - скромность и осторожность в поступках, ориентацию больше на свой внутренний мир и круг близких, нежели на служение обществу; интуицию - мечтательность, одухотворенность и непрактичность в делах; иррациональность - гибкость и приспосабливаемость к меняющимся ситуациям, непредсказуемость в поведении, быструю восприимчивость. Иными словами - женщина ассоциируется с типом Лирика.

Стереотип мужского характера полностью противоположный. За ним стоит: логика - объективность и разум, господствующий над чувствами; экстраверсия - активность и смелость, ориентация на внешний мир; сенсорика - практичность, расторопность в делах, реализм и лидерство; рациональность - решительность, планомерность, негибкость, устойчивость во взглядах и позициях, надежность и последовательность во всем. Получается, что идеал мужественности - тип Управляющего.

Если создавать женскую и мужскую типологию и описывать отдельно мужские и женские характеры, делать специальные опросники для диагностики, необходимо учитывать, как накладываются эти общие психологические половые признаки на каждую модель типа.

В современной сексопатологии накоплено много данных, подтверждающих, что проявления гомосексуальности и других отклонений в поведении, являются в большей степени врожденными аномалиями, а не признаками развращенности. Наблюдения показывают, что "женственные" типы мужчин и "мужественные" типы женщин чаще склонны к половым аномалиям, чем в случае совпадения половых и типных признаков.

Городская субкультура, особенно в индустриально развитых странах с демократическими традициями, более терпима к свободному проявлению гомо- или гетеросексуальных тенденций. В сельской местности, особенно в странах слаборазвитых, с сохранившимися патриархальными традициями, за природные отклонения приходится дорого платить и в психологическом, и в физическом плане.

Конечно, для благоприятных семейных отношений оптимален вариант, когда муж относится к экстравертному "мужественному" типу, а жена - соответственно к интровертному "женственному". Но, к сожалению, типы в социуме распределены неравномерно. По-видимому, на преобладание в регионах среди населения одних типов над другими влияют различные факторы: этносоциальные, климатические, ландшафтные и другие. Все они требует специального исследования.

Ограниченность вариантов выбора влияет на качество отношений в семье, психологический комфорт и воспитание подрастающего поколения.

Как известно, прочность брака напрямую не связана с романтикой любви и бурными чувствами. Статистика показывает, что чаще распадаются браки, основанные именно на чувствах. Суровые реалии жизни, вмешательство родителей, но чаще всего типная несовместимость разрушают хрупкое здание, созданное любящими. Трезвый, прагматичный подход подчас является для современной семьи более надежной основой.

С учетом уже известных нам характеристик "мужественности" и "женственности" возможны следующие варианты союзов:

А) тождества - оба партнера имеют либо "женственный" либо "мужественный" типы;
б) дополнения - один партнер относится к "женственному" типу, а другой - к "мужественному".

Американские исследователи типологии личности установили, что наибольший процент браков приходится на пары, у которых число сходных типных признаков составляет два и больше, а стремление к тождеству превалирует над комплементарностью (дополняемостью). Опрос семейных пар показывает, что дуальных (т. е. основанных на принципе дополняемости) браков значительно меньше, чем недуальных. При этом установлено, что дуальные браки бывают чаще основаны на любви, а большинство недуальных строятся на основе общих духовных или материальных интересов, уважения или авторитета.

Дуальность способна реализовать свои возможности только при том условии, что каждый из партнеров готов принять ценности другого, но очень часто эти ценности бывают антагонистичны. В союзах же, близких к тождеству, цели и средства их достижения в большинстве случаев совпадают.

В этих вариантах нет четкого разграничения по юнговским типам, они только могут указывать на тенденции отношений. В первом варианте - тождества, если оба партнера имеют "женственные" типы, отношения строятся преимущественно на эмоционально-чувственной основе, постоянно кипят страсти и выплескиваются через край. В паре "мужественных" наоборот - деловое соперничество и столкновение материальных интересов, увязание в хозяйственно-бытовых проблемах и недостаток теплоты в отношениях.

Второй вариант - дополнение, ближе к оптимальному, особенно если он подкреплен определенной автономией в сфере личных интересов. Один партнер всегда интересен другому именно своей непохожестью во всем.

По мере накопления в соционике эмпирического материала становится ясно, что первоначальные описания интертипных отношений не могут удовлетворять специалистов, работающих с реальными людьми, а не с абстрактными типами. Подтипные особенности, темпераменты, психоформы, акценты, половые различия и андрогинные качества типа ("мужественность" и "женственность") вносят свои коррективы в интертипные отношения, делают их гораздо сложнее, но одновременно помогают решать самые запутанные проблемы личной жизни.

О чем мечтают женщины? Конечно же, о мужчинах. Чтобы любил, защищал, решал проблемы, чтобы был настоящим Мужчиной.

Таким, с которым чувствуешь заботу и с которым можно расслабиться и передохнуть, а не бежать сломя голову, пытаясь выполнить мужские обязанности самостоятельно.

И такой мужчина действительно может появиться в жизни любой женщины. Сильный, уверенный, самостоятельно принимающий решения, не терпящий компромиссов. Вот же оно, женское счастье!

Но что испытывает женщина? Панический страх, . Почему? Потому что такому мужчине нужно соответствовать . Рядом с ним нужно быть женственной, терпимой, поддерживающей. С ним нельзя вести себя как угодно – он этого не потерпит. Ему не нужны женские истерики и попытки женщины взять все в свои руки. Ему нужна хрупкая, мудрая хранительница очага.

Какая она, жизнь с настоящим Мужчиной?

Она непредсказуема. Никогда не знаешь, чего ждать от настоящего Мужчины, ведь он принимает решения, женская участь – прислушиваться к нему и содействовать. Рядом с таким мужчиной нельзя переставать быть женщиной, ведь это будет шаг в сторону. А ведь вокруг пути могут быть расставлены мины…. И кто знает, чем закончится очередное отклонение от пути Истинной Женщины.

Именно поэтому женщинам страшно. Страх неизвестности, страх не справиться, страх несоответствия.

То ли дело с обычными мужчинами! Чего от них ждать – известно всегда. Они одинаково не хотят брать ответственность, работать над отношениями. И даже если женщина рядом с таким мужчиной верит, что он когда-нибудь изменится, в душе она понимает, что он не изменится никогда. И ей комфортно, ведь она знает, чего от него ждать . И ей не страшно.

Рядом с обычным мужчиной не нужно развиваться и становиться лучше, рядом с ним можно не быть Истинной Женщиной. Можно иногда примерять на себя маску женственности, но снимать ее можно когда угодно. Не нужно менять свои привычки, образ жизни. Удобно. И ради этого удобства многие женщины отказываются от своего женского счастья, выбирая обычного мужчину. Зато не страшно, хоть и без счастья.

Встретив настоящего мужчину, женское эго может начать бунтовать, пытаться мужчину изменить и сделать удобнее. Ведь мужчина будет принимать решения сам, и не всегда они будут нравиться женщине. Но попытки обуздать настоящего мужчину – это собственноручное убийство мечты о сильном плече рядом и женском счастье. Настоящий мужчина не может стать удобной тряпкой.

Настоящие женщины

Мужчины тоже могут бояться Истинных Женщин. Они пугаются женственности, если мужчина внутри них еще не созрел, еще не готов быть рядом с такой женщиной. Ведь такой женщине тоже нужно соответствовать , с ней нельзя как попало. Она не станет терпеть вечное лежание мужчины на диване, не будет пытаться взять работу на дом, чтобы прокормить семью. Она будет создавать уют, создавать милые вещицы, переживать по поводу отсутствия денег и печь пирожки. Рядом с ней нужно быть сильным, нужно нести ответственность, нужно быть Мужчиной.

Истинную и истинную мужественность можно сравнить с бриллиантом, ценность которого поймет далеко не каждый. Не все смогут позволить себе такую драгоценность, не каждый сможет разглядеть уникальность этого камня. Большинство предпочтет пройти мимо и купить дешевую, но удобную бижутерию. Пусть она будет безвкусной, слишком вычурной и похожей на множество других украшений, но она будет удобна. И с ней не страшно, а вот с бриллиантом страшно.

Именно там, где немного страшно, непривычно и некомфортно, и есть счастье. Только в таких условиях начинается развитие и рост, только там все настоящее. Там женщина всегда мудра, она мать и хранительница домашнего очага, а мужчина – добытчик и воин, он всегда опасен. И эти отношения Истинные: он совершает подвиги ради нее и посвящает ей победы, она же вдохновляет его и принимает его любовь с достоинством.

Учитесь любить друг друга, учитесь истинным женственности и мужественности. Будьте примером для своих детей и для окружающих, и мир будет меняться!

С любовью, Мария Шакти

Душевно близкое:

Что еще почитать