Как научить детей уважению. Золотые слова: учим ребенка быть вежливым

«Пожалуйста. Спасибо. Не за что.» — в от слова, которые некоторые родители, без сомнения, хотели бы слышать намного чаще. Хотя хорошие манеры сейчас, вероятно, не так важны, как раньше, родители могут - и должны - начинать учить своих детей этим социальным навыкам с самого раннего возраста.

Как первый учитель своих детей, вы должны подумать о том, каким должно быть их поведение. Вам не надо навязывать им все формы хорошего поведения сразу! Конечно, важно также, чтобы вы подавали пример хороших манер; если один из родителей этого не делает, дети тоже не будут. Важно также понять, каким именно манерам нужно учить детей, учитывая их возраст. Таким образом, вполне разумно ожидать, что подросток будет вести себя намного учтивее малыша.

Как научить малыша вежливости

Приступы гнева, отходчивость, капризность в еде и бьющая через край энергия - вот всего некоторые из трудностей, встающих перед родителями малышей каждый божий день! Хотя вам бывает трудно просто удержать своего отпрыска на стуле во время обеда, вы можете уже в этом возрасте постепенно, шаг за шагом, начинать обучать его основным манерам.

Манеры за столом

Обучение поведению за столом уже полдела в обучении детей манерам в этом возрасте. Родителям обед вместе с малышами может причинять крайнее неудобство, потому что никто не может расслабиться и спокойно поесть, когда при нем так ерзают и болтают ногами. Начните с короткого объяснения правил поведения за столом. Например, скажите детям, что из-за стола нельзя вставать. Если ребенок все же встает, усадите его обратно на стул и повторите правило. Если непослушание продолжается - обед заканчивается. Ваш ребенок может плакать в качестве протеста, но вы просто повторите правило и попробуйте применить его снова на следующий день.

К трем годам дети должны уметь дольше сидеть за столом. Когда ваш трехлетний ребенок заканчивает есть, он должен попросить разрешения встать из-за стола, убрать тарелку и задвинуть стул. Это простые, но необходимые правила поведения за столом. Если ребенку надо встать из-за стола во время обеда, чтобы пойти в ванную или взять салфетку, сначала он должен попросить разрешения.

Вежливость по отношению к другим людям

Малышам часто бывает сложно проявлять вежливость по отношению к другим, потому что по природе своей они эгоцентричны. От вас зависит, научите ли вы их не драться, не кричать и делиться с окружающими. С трехлетнего возраста учите детей спрашивать разрешения использовать какую-то вещь словом: «Можно?» Для детей в возрасте около трех лет и старше естественно просто вопить, что они хотят что-то - и немедленно! Одной из реакций может быть ответ, что вы не можете им помочь. Сбитый с толку ребенок может спросить, почему нет, и вы спокойно объясните ему, что не можете ничего сделать для кого бы то ни было, кто выражает свое требование таким образом. Тренируйте ребенка выражать свои просьбы вежливо. Когда такое повторится снова, просто, ответьте ребенку, что вы не сможете ему помочь, пока он не выразит свою просьбу по-другому.

С трехлетнего возраста ваш ребенок должен использовать простые формулы вежливости, такие как «спасибо», «нет, спасибо» и «да, пожалуйста». Если он не использует такие фразы, вежливо напоминайте ему о соответствующих способах выражения просьбы. Постепенно вежливость станет второй натурой. Родители друзей и учителя будут вам благодарны!

Манеры на публике

Обучение детей тому, как вести себя на публике, тоже очень важно. Понаблюдайте за поведением своего ребенка: если оно будет беспокоить вас, когда вы вдвоем пойдете на концерт, в кино или ресторан, скорее всего, оно будет беспокоить и всех окружающих.

Как только вы заметите, что ребенок ведет себя плохо - встает из-за стола без спроса, громко визжит, бегает, капризничает, - немедленно начинайте отучать его от этих привычек. Черпайте уверенность в том, что вы можете обозначить, какого поведения ждете от ребенка, до того, как придете в гости или в ресторан. Расскажите ребенку, какое поведение будет неприемлемым и какие у него будут последствия. Оговорите заранее с супругом наказание и следуйте ему, даже если для этого потребуется немедленно уйти домой. В таких ситуациях может оказаться сложным строго придерживаться своих правил. Однако, если ваш ребенок не увидит никаких последствий своего плохого поведения, он не сумеет научиться достойно вести себя на людях.

Вежливость и телефон

Часто может казаться, что ничто так не привлекает ребенка, как мама или папа, которые только что сняли телефонную трубку. По каким-то причинам детей непреодолимо тянет к разговаривающим родителям - они стремятся помешать им любой ценой; задают им насущные вопросы, отпускают замечания, жестикулируют или громко плачут. Детей надо учить, что мешать взрослым нельзя. Например, можно сказать детям, что вам надо десять минут личного времени, пока вы говорите по телефону, и что вам нельзя мешать, разве что в экстренном случае. И еще: говорите по телефону в уединенном месте.

Если ребенку надо что-то вам сообщить, научите его подавать знаки руками. Для этого пусть дети во время разговора прикоснутся к вашим ладоням, когда вы говорите. Сожмите их руки, чтобы показать, что вы все поняли, затем извинитесь перед собеседником, поблагодарите детей за то, что они не перебивали вас, и спросите, что им надо. Обучая детей этому методу, объясните им, что он должен использоваться исключительно когда вы говорите по телефону. Если вы говорите с кем-то лично, дети должны учиться молча ждать.

Решите со своим супругом, в каком возрасте ваши дети могут начать отвечать на телефонные звонки. Как только они достигнут этого возраста, потренируйтесь с ними, как они должны говорить по телефону. Также объясните, что именно они должны говорить, если вы, скажем, принимаете душ или почему-либо недоступны. Время от времени напоминайте детям о правилах вежливости при разговорах по телефону, если замечаете, что дети начинают о них забывать.

Дети школьного возраста

Когда дети достигнут школьного возраста, вам по-прежнему придется напоминать им о хороших манерах дома, в гостях и за столом. Также вы можете начать обучать их новым правилам, о которых мы расскажем ниже.

Приветствие

Начиная с детского сада обучайте детей приветствовать других. Тренируйтесь дома в семье. Стандартное приветствие включает в себя:

  1. рукопожатие;
  2. умение смотреть взрослым в глаза, говоря «здравствуйте»;
  3. ответы взрослым, когда они вас спрашивают.

Выполнить последний пункт детям бывает трудно, особенно если они застенчивы. Однако робость не оправдание для грубости. Все взрослые, даже робкие, должны вежливо общаться между собой. Для детей все должно быть точно так же. Объясните робкому ребенку, что ему надо отвечать взрослому, когда тот с ним заговаривает, пусть даже кратко. Отсутствие ответа - это грубость, и дети всех возрастов должны это усвоить.

В гостях

Прежде чем отправить ребенка в гости к другу, убедитесь, что он помнит, как себя вести в чужом доме. Например, можете напомнить детям, что надо убрать игрушки после игры, ладить с братьями и сестрами друга и не забыть поблагодарить его родителей за приглашение.

Благодарственные записки и открытки

Благодарственные записки - еще одна важная составляющая хороших манер. Все дети, начиная с детского сада, должны писать благодарственные записки за полученные подарки. Конечно, вам придется помогать им и напоминать об этой обязанности на протяжении еще многих лет! Возможно, вам кажется, что проще вовсе не вводить это правило, чем спорить из-за него с детьми, но, поверьте, стоит постараться, чтобы дети не уклонялись от этого домашнего правила. Обучение детей выражать свою благодарность с раннего возраста закладывает основы вежливости на будущее.

Уважение к взрослым

Обучение детей уважать взрослых - еще один краеугольный камень хороших манер. Не забывайте, что в разных семьях бытуют разные представления о том, как ребенок должен обращаться к взрослому. В одних семьях обращение к взрослому по имени покажется неслыханной грубостью, а другие родители совершенно спокойно позволяют своим детям обращаться к их друзьям так же, как они сами. Это решение, которое вы должны принять, исходя из ваших убеждений. То, как именно дети обращаются к взрослым, не так важно, чем обучение их делать это в уважительном тоне, вежливо и глядя в глаза.

Дети и вежливость

Хотя проще постоянно одергивать детей за то, что они делают неправильно, возможно, важнее хвалить их за старание быть вежливыми. Помнить об этом непросто, особенно если ваши дети постоянно забывают о вежливости! Но дети любят похвалу и отзываются на нее. Когда вы говорите о том, как гордитесь своими детьми за то, что они не забыли посмотреть взрослому в глаза и сказать «спасибо», вы побуждаете их и в будущем проявлять хорошие манеры. Одергивания с вашей стороны станут постепенно менее необходимы и вскоре вообще не понадобятся!

Источник — http://5psy.ru

Ольга Бондаренко
Памятка «Как научить ребёнка вежливости?»

ПАМЯТКА

«Как научить ребёнка вежливости

КАК НАУЧИТЬ РЕБЕНКА ВЕЖЛИВОСТИ

Вежливый , воспитанный ребенок – гордость родителей и радость окружающих. Такой малыш всегда поблагодарит за малейшую услугу, поможет по мере сил и, уж конечно, никогда не закричит и не устроит истерику!

Для того, чтобы научить ребенка вежливости , нужно приложить немало усилий. Да и понятия о вежливости у всех родителей разные. Каковы же базовые универсальные правила, которые помогут любому родителю научить ребенка вежливости ?

Правила поведения в обществе

Чтобы научить ребенка вежливости , необходимо, прежде всего, сформировать у него представление о базовых правилах поведения в обществе.

Примерно с 2 лет ребенка уже можно знакомить с этими правилами. Например, малыш должен знать, что в театре во время спектакля нужно вести себя тихо, не шуршать фантиками и не играть с музыкальными игрушками. В магазине или поликлинике нужно спокойно идти по коридору в место назначения, а не бегать, кричать и ползать по полу. Играя в песочнице, нельзя отбирать игрушки у партнеров по игре, драться или задирать других детей Если базовые правила поведения в обществе не привить ребенку с раннего детства, потом будет очень сложно наверстать упущенное и научить ребенка вежливости . Если Вы не хотите, чтобы Ваш малыш стал невоспитанным подростком, а затем и взрослым – начинайте учить ребенка вежливости с раннего возраста .

Вежливое общение с окружающими

Наверное, каждый из нас видел такую картину : на день рождения или какой-то другой праздник малышу преподнесли прекрасный подарок. Счастливый именинник, вместо того, чтобы сказать «спасибо» , хватает этот подарок и начинает спешно его распаковывать.

Обескураженная мама недоуменно спрашивает : «Что надо сказать, Петя?» . Рассердившийся Петя бурчит что-то вроде «спасибо» и продолжает возиться с подарком. Как Вы думаете, мама Пети сможет научить ребенка вежливости такими методами ?

Да, Петя поблагодарил за подарок, но он сделал это не потому что посчитал нужным, а потому что его заставили. Но обучение ребенка вежливости должно проходить по совсем другому сценарию. Именно родители должны быть примером вежливости и приличного поведения в обществе для своего ребенка. Мама Пети должна была сама поблагодарить гостя за подарок, а Петя спустя какое-то время с удовольствием за ней повторил бы. Не в этот – так в другой раз.

Чтобы научить ребенка вежливости , следите за своим поведением. Если Ваша цель – добиться, чтобы малыш благодарил за подарки и услуги – говорите «спасибо» сами. Пусть ребенок слышит Ваше общение с окружающими и постепенно понимает, что это нормально. Чтобы научить ребенка вежливости , можно также обращать его внимание на общение других людей друг с другом – причем, здесь должен быть как отрицательный пример, так и положительный. Естественно, каждую ситуацию необходимо сопровождать соответствующими комментариями.

Частой является и другая ситуация. Малыш, прося что-то у родителей или сверстников, коротко говорит : «Дай!» . Как научить ребенка вежливости и употреблению слова «пожалуйста» в таких случаях? Необходимо сформировать у малыша установку : вежливые слова «пожалуйста» , «спасибо» , «извини» и т. д. необходимы в повседневной жизни. И начать нужно со слова «нельзя» . Наряду с тем, что нельзя трогать горячее, прыгать с пятого этажа, засовывать пальцы в розетку, должно быть нельзя обижать других людей.

«Тебе было бы приятно, если бы с тобой разговаривали так грубо, как ты разговариваешь с окружающими? Наверное, нет. Так зачем же ты сам обижаешь других людей?» - вот каким должен быть разговор с ребенком.

Чтобы научить ребенка вежливости , Вы должны добиться того, чтобы малыш сам захотел произносить все вышеперечисленные слова. Истинная детская вежливость – в глубинном понимании смысла и цели вежливого обращения . Тут не подойдет классическая зубрежка «вежливых слов » . Малыш просто не должен позволять самому себе общаться с окружающими невежливо .

Имеет смысл разграничить стиль общения ребенка со взрослыми и со сверстниками. Если в общении со сверстниками можно употребить некоторые «своеобразные» выражения – в разговоре со взрослыми это должно быть табу.

Маленькие дети часто перебивают друг друга и взрослых, встревают в разговор, что тоже является проявлением невежливости . В этом случае не нужно грубо одергивать малыша – ведь с Вашей стороны это также будет невежливо . Лучше скажите : «Я хотела бы закончить. Давай, я договорю, что хотела, а потом ты обязательно выскажешься».

Желая научить ребенка вежливости , не отвечайте грубостью на грубость, не говорите постоянно ребенку, что он невыносимый, грубый и невежливый . В этом случае малыш на самом деле будет изо всех сил стараться вести себя так, чтобы соответствовать.

Краткое содержание: Надо ли учить ребенка вежливости? Невоспитанный ребенок. Как воспитать вежливость у ребенка. Правила вежливости и воспитание искренности. Как развить у ребенка сердечный слух?

Возьму на себя смелость поставить под сомнение одну, казалось бы, бесспорную истину: а надо ли учить детей вежливости?

Ничто, пожалуй, не возмущает нас так сильно, как человек вежливый, но бессердечный. Мы прекрасно знаем: одной внешней культуры мало, нужна ещё культура внутренняя.

Но не все понимают, что два эти вида культуры, хоть и объединяются они одним словом, – явления, совершенно разные по своей природе. Внешняя культура – набор привычек, навыков поведения; в основе культуры внутренней лежит некая психическая способность, такая же, как память, внимание или музыкальный слух. Её, эту способность, можно по аналогии назвать сердечным слухом .

Не нужно быть специалистом, чтобы заметить: привычки (навыки) и способности приходят к людям по-разному. Навыки прививают, способности развивают. Привычка связана с автоматизмом, способность – с творческим отношением к жизни. То, что полезно для образования привычки, чаще всего вредно для развития способностей, и наоборот.

Вы пришли в гости, принесли маленькому мальчику подарок. "Что надо сказать?" – строго напоминает мама. "Спасибо", – бурчит сын. Сказав одно это "волшебное слово", он как бы рассчитался с гостем. Ему вроде бы и незачем теперь выражать благодарность улыбкой, радостью. Привычка к вежливости укрепилась, сердечный слух притупился... Сто или тысяча таких упражнений – и от драгоценного этого природного свойства не останется и следа.

Мне кажется, далеко не каждый ребенок может одновременно и приучаться к вежливости, и развивать сердечный слух. Ибо правила вежливости как раз и рассчитаны на то, чтобы человек, например, выражал благодарность, даже если он её не чувствует. Преждевременно приучая сына или дочь выказывать словами чувства, которых он ещё не испытывает, мы можем заглушить эти чувства навсегда.

Зачем мы, например, заставляем ребенка говорить "спасибо"? Думаю, чаще всего, чтобы хорошо выглядеть перед людьми, показать воспитанность сына или дочери.

Воспитание вежливости так похоже на воспитание! Но уверен: подлинное воспитание происходит тогда и только тогда, когда приходится нам отдавать хоть каплю душевных сил. Однако согласитесь: обучая вежливости, мы обычно тратим не душу, а нервы – это совсем не одно и то же. Обучать вежливости можно не будучи отцом или матерью. И даже – не любя ребенка. Если бы Гек Финн задержался у вдовы Дуглас чуть подольше, она наверняка сделала бы и из него вежливого мальчика!

Даже чуткость – например, чуткость продавца к покупателю – можно заметно увеличить беседой, выговором и особенно премиальными. Сердечный же слух подобным воздействиям не поддаётся. Это слух не на слово, а на состояние. Поэтому все обычные методы воспитания – от убеждения до наказания – оказываются негодными для развития этой способности, ибо они рассчитаны прежде всего на слово.

Как же развить у ребенка сердечный слух?

Задача куда более сложная, чем освоение слов "спасибо" и "пожалуйста".

Мама учит сынишку важному понятию – "нельзя". Он дотронулся до горячего, плачет. Мама поучает: "Видишь? Больно! Слушайся, когда мама говорит "нельзя". Иначе будет больно". И так – на каждом шагу: "Нельзя, упадёшь!", "Нельзя, разобьёшься!", "Нельзя, простудишься!", "Нельзя, зубки будут болеть!"...

А ведь истинное "нельзя" не тогда, когда тебе больно, а когда больно другому! Направленность на другого, чувство другого – вот первое условие развития сердечного слуха. Семья смотрит телевизор, мальчику надо пройти мимо экрана – пригнётся он? Поторопится? Значит, с сыном всё в порядке: он чувствует присутствие других людей, боится помешать им. Если же проходит спокойно, не спеша, значит, в доме зреет беда и пора собирать семейный консилиум.

Чтобы ребенок научился чувствовать другого, надо и в нём этого другого признавать. Вот мама решила воспитывать трудолюбие: "Подай... Принеси... Помоги..." Учит любить: "Я так устала... Пожалей маму... Покажи, как ты любишь маму... Кого ты больше любишь – маму или папу?" Какой же пример видит он перед собой с первых дней жизни? Перед ним всегда человек (да такой авторитетный – мама!), который постоянно жалуется, устаёт, нуждается в помощи, не может сам пойти и взять напёрсток, не считает зазорным каждую минуту обращаться с пустяковыми просьбами. Значит, и мне тоже можно жаловаться, затруднять других и, если больно, громогласно объявлять о своей боли – пусть мама тоже страдает!

Думаю, в такой семье ребенок никогда не поймёт: жаловаться любящим тебя – это бессовестно. Не затрудняй людей ни в чём, не огорчай их своими неприятностями, обходись по возможности сам! Этот урок должны преподать мы, взрослые. Ну а уж коли просим ребенка о чем-нибудь, скажем ему не одно, а десять "пожалуйста", чтобы он видел, как это нелегко – просить, затруднять, а потому, чтобы не смог отказать в просьбе. Если мы делаем замечание ребенку, мы вроде бы исправляем его поведение, но порой притупляем его сердечный слух.

Другой, чувство другого! Между фразами отца "Я устал" и "Мама устала" – водораздел в воспитании.

Детям так трудно разгадать состояние другого человека, что многие из них ни с того ни с сего начинают думать, будто родители их не любят. Мы узнаём об этих страданиях много лет спустя...

Да, сердечный слух поначалу и обманывает. А может, и не обманывает, может, в какой-то момент мы действительно меньше любили ребенка?.. Мы возмутились бы, если бы нам об этом сказали, – а он почувствовал.

Малышу легче понять состояние другого человека, если он сам вызывает это состояние. Не затрудняй другого – и старайся обрадовать его. Первая семейная забота – кому и что мы подарим?

Женщина-инженер сказала мне о двух своих маленьких детях:
– Я стараюсь научить их отдавать. Брать они сами научатся...

И действительно, четырёхлетняя её дочка приходит с мамой в гости не иначе как с подарком в руках: мама сумела сделать так, что для девочки удовольствие – отдавать, дарить и радоваться чужой радости.

В обычном нашем представлении сердечный человек прежде всего отзывчив к чужой боли. Несладко жилось людям, и в языке осталось: "со-страдание", "со-жаление", "со-чувствие". А вот "со-радости" в языке нет. Чаще хотелось бы слышать и сердечное: "Я за тебя рад", нежели: "Я тебе завидую".

Научим ребенка радоваться за других, причём радоваться бескорыстно, не соотнося чужую удачу со своими неудачами. Если дочь рассказывает, что в классе появилась отличница, от души порадуемся за незнакомую девочку и не будем торопиться с упреком: "Вот видишь? А ты?" С примерами вообще нужно быть поосторожнее. Ставя в пример сверстника, мы чаще всего возбуждаем не желание подражать, а зависть.

И – никаких упрёков, если ребенок не торопится отдать, подарить, если не умеет пока что радоваться за другого. От нас требуется только одно: самим дарить, самим радоваться и... ждать. Ждать, ждать и ждать с тревожной верой в то, что наступит же день, когда ребенок сделает свой первый подарок другому человеку (а не только маме! Не только дедушке!). Будем изредка доставлять ребенку сильные впечатления. Для питания полезнее каждый день давать по яблоку, для воспитания лучше раз в году принести мешок яблок...

Воспитание сердечного слуха требует нравственной тишины. В котельном цехе – какой слух?

Там, где достаточно было огорчения, – там ненужное раздражение.

А ведь для воспитанного ребенка наказанием служит едва заметное удивление в голосе старшего, чуть-чуть приподнятая бровь: "Да что же это с тобой, миленький?" Если родителям приходится выговаривать, делать замечания, осуждать ребенка, значит, воспитание приняло опасное направление. Ребенок должен сердечным слухом своим слышать огорчение старших. Когда же огорчение это выливается в слова, в упрёки, в попрёки – сердечный слух становится как бы ненужным и, следовательно, притупляется. Если я сегодня только упрекнул сына, завтра мне придётся долго выговаривать ему. И с каждым днём он будет слышать меня всё хуже и хуже. Тогда вслед за малым педагогическим набором – "Ты что, не слышишь? Оглох? Я кому говорю? Русского языка не понимаешь?" – неминуемо последует большой педагогический: сжатые кулаки, подзатыльники, ремень – и так вплоть до детской комнаты милиции. Ребенка, у которого отбит сердечный слух, воспитывать, на мой взгляд, почти невозможно. Приходится лишь пожалеть учителя, которому такой ребенок достанется.

По расстроенному пианино можно, конечно, ударить кулаком. Но ни один инструмент в мире не стал от этого звучать чище.

Неприятно видеть мальчика, который постоянно судит и осуждает товарищей, а тем более взрослых людей. Если ребенок плохо говорит о нашем госте, мы обычно стараемся поправить его. Но вот каждый вечер семья смотрит телевизор, передачу за передачей, и начинается: тот актер плох, тот повторяется, и вообще – ерунда. Эта ежевечерняя домашняя школа злословия – кошмарная тренировка в бессердечии. Незаметно для себя мы разрешаем детям судить и обсуждать взрослых без толку и без жалости. Потом мы станем требовать: "Не ругай учителя! Учитель всегда прав!" Отчего же не ругать, если всех остальных взрослых ругать можно? Кстати сказать, очередь отца и матери придёт ещё раньше учителя...

Не нравится передача – выключим телевизор под любым предлогом. Не зовем же мы в дом гостей только для того, чтобы потом разобрать их по косточкам?

Научим ребят любить людей – судить они научатся сами...

Сердечный слух не моральное качество, а, повторим, психическая способность. Из этого следует, что человек с развитым сердечным слухом может быть и достойным, и дурным. Каждый из нас встречал сердечных людей, которые по слабости своей приносят близким ужасные страдания.

С другой стороны, слабость вовсе не обязательный спутник сердечности, и сердечный ребенок не всегда пай-мальчик. Он может быть заводилой: ребята любят его, потому что он обидит только наглеца, а если и посмеётся над кем-нибудь, то весело. Он может и забыться, как все дети, может натворить невесть что, но тут же и спохватится, когда увидит, что зашёл далеко и от его проказ кому-то больно. Он охотно берёт чужую вину на себя, и главная его роль – роль заступника. Не потому, что он сильнее всех, а потому, что острее других чувствует чужую боль. Никого так не любят в этом мире, как сердечных людей, и хотя мальчишка с тонким сердечным слухом легко уступает и легко отдаёт, отчего-то он и больше всех получает.

Наградить ребенка сердечным слухом – лучшее, что могут сделать родители для его счастья.

Что же касается правил вежливости, то когда человек подрастёт, он, наделённый сердечным слухом, сам овладеет ими – быстро и легко, по примеру старших.

Сердечный слух и вежливость – конечные свойства. Бесконечен лишь труд понимания людей. Понимать людей мы учимся всю жизнь.

Но до последней своей минуты человек с развитым сердечным слухом, даже прикованный к постели, будет беспокоиться: он затрудняет врачей и близких, доставляет им хлопоты.

Оттого, наверное, сердечные люди меньше болеют и дольше живут. Принимая жизнь близко к сердцу, они постоянно питают его жизнью.

Другие публикации по теме данной статьи:

КАК НАУЧИТЬ РЕБЕНКА ВЕЖЛИВОСТИ

Вежливый, воспитанный ребенок – гордость родителей и радость окружающих. Такой малыш всегда поблагодарит за малейшую услугу, поможет по мере сил и, уж конечно, никогда не закричит и не устроит истерику!

Для того, чтобы научить ребенка вежливости, нужно приложить немало усилий. Да и понятия о вежливости у всех родителей разные. Каковы же базовые универсальные правила, которые помогут любому родителю научить ребенка вежливости?

Правила поведения в обществе

Чтобы научить ребенка вежливости, необходимо, прежде всего, сформировать у него представление о базовых правилах поведения в обществе.

Примерно с 2 лет ребенка уже можно знакомить с этими правилами. Например, малыш должен знать, что в театре во время спектакля нужно вести себя тихо, не шуршать фантиками и не играть с музыкальными игрушками. В магазине или поликлинике нужно спокойно идти по коридору в место назначения, а не бегать, кричать и ползать по полу. Играя в песочнице, нельзя отбирать игрушки у партнеров по игре, драться или задирать других детей.

Если базовые правила поведения в обществе не привить ребенку с раннего детства, потом будет очень сложно наверстать упущенное и научить ребенка вежливости. Если Вы не хотите, чтобы Ваш малыш стал невоспитанным подростком, а затем и взрослым – начинайте учить ребенка вежливости с раннего возраста.

Вежливое общение с окружающими

Наверное, каждый из нас видел такую картину: на день рождения или какой-то другой праздник малышу преподнесли прекрасный подарок. Счастливый именинник, вместо того, чтобы сказать «спасибо», хватает этот подарок и начинает спешно его распаковывать.

Обескураженная мама недоуменно спрашивает: «Что надо сказать, Петя?». Рассердившийся Петя бурчит что-то вроде «спасибо» и продолжает возиться с подарком. Как Вы думаете, мама Пети сможет научить ребенка вежливости такими методами?

Да, Петя поблагодарил за подарок, но он сделал это не потому что посчитал нужным, а потому что его заставили. Но обучение ребенка вежливости должно проходить по совсем другому сценарию. Именно родители должны быть примером вежливости и приличного поведения в обществе для своего ребенка. Мама Пети должна была сама поблагодарить гостя за подарок, а Петя спустя какое-то время с удовольствием за ней повторил бы. Не в этот – так в другой раз.

Чтобы научить ребенка вежливости, следите за своим поведением. Если Ваша цель – добиться, чтобы малыш благодарил за подарки и услуги – говорите «спасибо» сами. Пусть ребенок слышит Ваше общение с окружающими и постепенно понимает, что это нормально. Чтобы научить ребенка вежливости, можно также обращать его внимание на общение других людей друг с другом – причем, здесь должен быть как отрицательный пример, так и положительный. Естественно, каждую ситуацию необходимо сопровождать соответствующими комментариями.

Частой является и другая ситуация. Малыш, прося что-то у родителей или сверстников, коротко говорит: «Дай!». Как научить ребенка вежливости и употреблению слова «пожалуйста» в таких случаях? Необходимо сформировать у малыша установку: вежливые слова «пожалуйста», «спасибо», «извини» и т.д. необходимы в повседневной жизни. И начать нужно со слова «нельзя». Наряду с тем, что нельзя трогать горячее, прыгать с пятого этажа, засовывать пальцы в розетку, должно быть нельзя обижать других людей.

«Тебе было бы приятно, если бы с тобой разговаривали так грубо, как ты разговариваешь с окружающими? Наверное, нет. Так зачем же ты сам обижаешь других людей?» - вот каким должен быть разговор с ребенком.

Чтобы научить ребенка вежливости, Вы должны добиться того, чтобы малыш сам захотел произносить все вышеперечисленные слова. Истинная детская вежливость – в глубинном понимании смысла и цели вежливого обращения. Тут не подойдет классическая зубрежка «вежливых слов». Малыш просто не должен позволять самому себе общаться с окружающими невежливо.

Имеет смысл разграничить стиль общения ребенка со взрослыми и со сверстниками. Если в общении со сверстниками можно употребить некоторые «своеобразные» выражения – в разговоре со взрослыми это должно быть табу.

Маленькие дети часто перебивают друг друга и взрослых, встревают в разговор, что тоже является проявлением невежливости. В этом случае не нужно грубо одергивать малыша – ведь с Вашей стороны это также будет невежливо. Лучше скажите: «Я хотела бы закончить. Давай, я договорю, что хотела, а потом ты обязательно выскажешься».

Желая научить ребенка вежливости, не отвечайте грубостью на грубость, не говорите постоянно ребенку, что он невыносимый, грубый и невежливый. В этом случае малыш на самом деле будет изо всех сил стараться вести себя так, чтобы соответствовать Вашим характеристикам.

Научить вежливости ребенка раннего возраста с помощью пространных объяснений достаточно тяжело. Специально для этого психологи советуют заинтересовать малыша в употреблении «волшебных слов». Сделать это можно с помощью обычной игры – например, «Путешествие в Страну Вежливости», где малышу будут предложены различные игровые ситуации, в которых нужно будет тренировать употреблять те или иные «волшебные» слова. По ходу игры ребенку будет легче запомнить и сами слова, и причину их употребления. Спустя некоторое время употребление «волшебных» слов просто войдет в привычку у ребенка.

Как научить ребенка чуткости?

Пытаясь научить ребенка вежливости, очень важно научить его чуткости. Простого знания и умения применять «волшебные» слова в повседневной жизни недостаточно. Ребенок должен чувствовать другого человека и понимать, что ощущает этот человек в связи с какими-то поступками ребенка.

Например, стандартный пример конфликта в песочнице. Два мальчика (скажем, Коля и Андрей) не поделили солдатика и Андрей толкнул Колю. Коля расплакался и начал прогонять Андрея из песочницы. Андрей подбежал к маме и пожаловался на то, что Коля не хочет с ним играть. Мама, не разобравшись в ситуации, лишь отрешенно сказала: «Ну, пойди поиграй с Сережей. Он как раз вынес новую машинку».

В этом случае мама допустила роковую ошибку, по сути убедив Андрея в том, что что бы не чувствовал Коля – его вины здесь нет. Неудивительно, если в следующий раз Андрей снова допустит подобную ситуацию, мотивируя это тем, что он всегда прав, а чувства других его не касаются.

Пытаясь научить ребенка вежливости, необходимо дать ему понять, что каждый человек бывает не прав. И нужно уметь просить прощения за свои неверные поступки. Причем извинение не должно говорить о том, что ребенок плохой. Извинение – это лишь показатель того, что он не прав и сожалеет об этом. И совсем необязательно, что человек, перед которым Ваш ребенок извиняется, потом будет относиться хуже к нему.Научите ребенка чуткости

Чуткости можно научить ребенка, объяснив ему, почему нужно уступать место в общественном транспорте пожилым людям, почему нужно делиться конфетами с домочадцами и т.д. Фразы могут быть такими:

- «Бабушкам и дедушкам тяжело стоять, у них болят ножки»,

- «Конфеты, наверное, вкусные – мама и папа тоже хотят попробовать. Не хочешь угостить нас?».

Еще несколько эффективных способов научить ребенка вежливости:

Показывайте ребенку мультфильмы, в которых вопросам вежливости уделяется особое внимание,

Подбирайте книжки, которые учат вежливости, и обращайте внимание ребенка на эти моменты,

Следите за своим поведением: в Вашей семье все должны обращаться к друг другу в доброжелательном тоне, употребляя вежливые слова и проявляя чуткость друг к другу,

Хвалите ребенка, когда он поступает правильно и проявляет вежливость в то или иной ситуации,

Напоминайте ребенку о том, для чего нужна вежливость – ведь в цивилизованном мире жить намного приятнее, чем в том, где все друг с другом ругаются.

Мы уже уходили из гостей и прощались у выхода. Наша четырехлетняя дочь, обычно приветливая и обходительная, как только ей подарили шоколадку, схватила ее, но отказалась благодарить. Я попыталась растормошить ее и призвать к учтивости, но бесполезно. Мы уходили с некоторым чувством досады и неловкости из-за такого нетактичного поведения. Кристина

Ваши действия: Научить ребенка: «Что нужно говорить в таких случаях? “Спасибо”» . Оставить в покое и поблагодарить вместо ребенка: «Вы знаете, она сегодня не в духе. Но спасибо за подарок!» Пристыдить: «Если тебе дают подарок, нужно поблагодарить человека. Просто молча взять подарок некрасиво». Наказать и пригрозить: «Если ты не будешь вежлива, люди перестанут с тобой общаться». Ошибка

Если мы начинаем давить на ребенка, он замыкается и с трудом реагирует на воспитательное воздействие. И наоборот, если мы отпускаем и не обращаем внимания, не поправляем его, когда он не проявляет должного поведения, ничему не учится.

Причина

Дети постоянно чего-то просят: «Хочу пить» , «Дай конфету» , «Завяжи мне шнурок ». И это звучит как распоряжение или приказ. Но если малыш добавит «волшебное слово» - «пожалуйста », приказ превращается в просьбу и приобретает совсем другое звучание. Людям нравится, когда дети вежливы и умеют правильно выражать свои желания. Нам приятнее выполнять просьбы, а не требования. Но как объяснить это ребенку?

В действительности дети вовсе не хотят казаться невежливыми, когда отказываются говорить «пожалуйста» или «спасибо».

Во-первых, они просто могут не догадываться перенести благовоспитанную модель поведения на ситуацию в гостях. Для ребенка подарки, полученные из рук родного человека и незнакомого, вызывают совершенно разные реакции. Поэтому на шоколадку от родной тети он скорее всего смело ответит: «Спасибо!». А реакцией на подарок от малознакомых людей, гостей у ребенка может быть замешательство: «Кто это? Что им от меня надо?».

Во-вторых, ребенок может просто бояться говорить с незнакомыми и смущаться , когда его просят произнести слова вежливости в их присутствии. Скромный ребенок может даже расплакаться, если взрослые начнут на него давить по этому поводу: «Ну, что нужно сказать, когда тебе что-то дарят?»

Ну и в третьих, малыш, получивший подарок, всецело им поглощен, и, поверьте, ему не до любезностей. Дети не учитывают желаний взрослых и просто забывают о том, что «надо сказать». Более того, чем младше ребенок, тем сложнее ему удерживать правила приветливости. А значит, нужно то и дело напоминать ему о вежливости – он о ней попросту не помнит.

Решение

Уважительному отношению к другим ребенок учится у своих родителей. Вы для него – лучшая модель вежливого отношения. Если родители вежливы с ребенком и другими людьми или наоборот, ребенок, так или иначе, будет копировать это поведение. Ребенок скорее учится у поступков, а не у слов.

Совет

  • Отмечайте каждый раз, когда ребенок ведет себя вежливо, и сразу реагируйте на это подкрепляющей репликой: «Мне нравится, как ты попросил».
  • Если ребенок стесняется и затрудняется говорить слова благодарности, сделайте это за него. Вам будет комфортней, а ребенок получит очередное мягкое напоминание.
  • Если вам не нравится манера, в которой ребенок озвучивает свою просьбу, скажите ему: «Попробуй попросить иначе. Когда ты просишь так, мне не хочется тебе помочь». Подскажите, как это сделать правильно: «Если ты скажешь: “Дай, пожалуйста”, это будет звучать более вежливо, и я тебе обязательно помогу».
  • Обратите внимание: если на слова ребенка, которые звучат грубо, вы будете отвечать резко («А где твое “Пожалуйста”?» ), вы загоните процесс в замкнутый круг, где грубость порождает грубость. Чтобы избежать этого, возьмите себя в руки, пытайтесь отвечать спокойно и доброжелательно. Тогда ребенок быстрее поймет, чего вы от него требуете.
  • Обратите внимание на то, как часто вы и ваши близкие используете слова вежливости в повседневном общении между собой и ребенком. Если недостаточно много, попробуйте это исправить.

Практикум

Устройте игру «Королевский прием»: обращайтесь друг к другу особо галантно и учтиво. Покажите ребенку, что такое хорошие манеры и воспитанность. Пусть примерит на себя роль принца или принцессы и ведет себя в соответствии со статусом.

Эту игру можно растянуть на целый «День вежливости», когда вы относитесь друг к другу подчеркнуто дружелюбно, обходительно и тактично.

Вывод

Ребенок хочет походить на вас, поэтому копирует ваше поведение. В том числе и в вопросах вежливости. Когда он слышит слова «пожалуйста» и «спасибо» от вас, он начинает употреблять их сам. Так что проще всего обеспечить ему такую возможность – и уроки вежливости он усвоит самостоятельно.

Что еще почитать