Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №147 общеразвивающего вида г. Владивостока»
«Приобщение детей к истокам русской народной культуры»
II младшая группа
Разработала:
Воспитатель
Сологуб Л.В.
Цель:
Развивать у детей понимание культурного наследия и воспитывать бережное отношение к нему.
Формировать духовно-нравственное отношение и чувство сопричастности к культурному наследию.
Воспитывать уважение к своей нации, понимание своих национальных особенностей
Воспитывать чувство собственного достоинства как представителя своего народа и уважительное отношение к представителям других национальностей.
Задачи: развивать интерес и любовь к устному народному творчеству, вызвать желание активно использовать его в повседневной жизни. Воспитывать патриотическое чувство, чувство гордости за свою страну - Россию через малые фольклорные формы, художественную литературу. Развивать познавательную активность у детей, любознательность. Учить детей анализировать, обобщать, сравнивать предметы и явления окружающей жизни. Создать у детей эмоционально-положительное настроение. Доставить детям радость от общения с малыми фольклорными формами.
«Приобщение детей к русскому народному творчеству»
Задачи: развивать интерес и любовь к устному народному творчеству, вызвать желание активно использовать его в повседневной жизни. Учить выразительно рассказывать.
Воспитывать патриотическое чувство, чувство гордости за свою страну – Россию через малые фольклорные формы, художественную литературу.
Развивать познавательную активность у детей, любознательность.
Учить детей анализировать, обобщать, сравнивать предметы и явления окружающей жизни.
Создать у детей эмоционально-положительное настроение. Доставить детям радость от общения с малыми фольклорными формами.
Сентябрь
Тема: «Русские потешки»
Цель: Познакомить детей с потешками (что это такое, для чего их сочиняли). Разучить потешки, создать особый ритм и построение, развивать воображение, учить слушать и запоминать. Воспитывать любовь к устному народному творчеству.
«Водичка, водичка, умой мое личико»
«Расти, коса, до пояса»
«Как у нашего кота»
«Идет коза рогатая»
«Ладушки-ладушки»
«Кисонька - мурысенька, где была?»
«Сорока-сорока»
«Пальчик - мальчик»
Занятие
Тема: «Ладушки в гостях у бабушки»
Цель: Закрепить русские народные потешки, вызвать желание рассказывать их на занятии. Учить выразительно рассказывать. Воспитывать воображение, любознательность.
Октябрь
Тема: «Колыбельные песенки»
Цель: Познакомить детей с колыбельными песенками. Создать атмосферу тепла, любви, покоя. Учить неторопливо с интонацией петь, заучивать текст, повторяя за воспитателем. Воспитывать любовь к народному творчеству.
«А качи, качи, качи»
«Ой, лю-ли, ой, лю-ли»
«Серенький волчок»
«Баю-баю-баю-бай, ты, собаченька, не лай»
«Баю-баюшки, баю, баю Машеньку мою»
«Ходит по ночам коза»
Занятие
Тема: «Ходит сон близ окон»
Цель: «Закрепить колыбельные песенки, учить петь с интонацией, правильно проговаривая слова. Воспитывать любовь к народному творчеству.
Ноябрь
Тема: «народные игры. Считалки»
Цель : Познакомить детей с русскими народными играми, создать хорошее настроение, бодрость, радость от общения со сверстниками, способствовать укреплению здоровья и лучшему духовному развитию.
Русская народная игра «Заинька»
Русская народная игра «Воробей»
Русская народная игра «Кот и мыши»
Русская народная игра «У медведя во бору»
Русская народная игра «Птички»
Считалки
1) Начинается считалка
На березу села галка
Две ворона, воробей
Две сороки, соловей.
2) Раз, два - домой пора
Ребят кормить, тебе водить!
3) Пчелы в поле полетели
Зажужжали, загудели
Сели пчелы на цветы
Мы играем - водишь ты.
4) Ниточка - иголочка
Синенько стеколочко,
Рыба - карась
Ты убирайсь.
Занятие
Тема: «Кот Васька - именинник»
Цель: Закрепить русские народные игры, учить проговаривать слова, соблюдать правила игры. Создать у ребят радостное настроение.
Декабрь
Цель: Познакомить ребят с закличками, разучить, четко их проговаривать, соблюдая интонацию. Развивать память.
Ты Мороз, Мороз, Мороз
Не показывай свой нос!
Уходи-ка ты домой
Стужу уноси с собой.
А мы саночки возьмем
Да на улицу пойдем
Сядем в саночки - самокаточки
Весна - Красна!
На чем пришла?
Туман - Туман,
Не стелись по лугам
А стелись по болотам
По крутым поволокам.
Дождик-дождик посильней
Будет травка зеленей
Вырастут цветочки
На кругленьком лужочке.
Солнышко - ведрышко
Выгляни в окошко
Твои детки плачут
По камушкам скачут
Солнышко-ведрышко
Выгляни из-за облачка
Сядь на пенек
Погуляй весь денек
Занятие
Тема: «УЖ ты зимушка, зима»
Цель: Закрепить с ребятами заклички. Объяснить. Что заклички - это обращение к явлениям природы. Учить выразительно рассказывать, развивать память, воображение. Воспитывать любовь к народному творчеству.
Январь
Тема: «Потешный фольклор» (дразнилки)
Цель: Познакомить ребят с потешным фольклором, разучить дразнилки. Развивать внимание, память, активизировать и совершенствовать словарный запас. Развивать патриотическое чувство.
Рева-корова, дай молока!
Сколько стоит? Три пятака.
Андрей - ротозей, не гоняй голубей!
Голуби боятся, на крышу садятся
Крыша ломается, хозяин ругается
Волк - волчок, шерстяной бочок
Через ельник бежал, в можжевельник попал.
Прилетели журавли
И сказали нам: «Замри!»
А кто первый отомрет,
Тот получит шишку в лоб!
Жили-были два павлина, вот и сказки половина.
Жили-были два гуся, вот и сказка вся
Жил был царь Ватута
Вот и вся сказка тута
Чок-чок, чок, зубки на крючок
Кто слово скажет, тому в лоб щелчок.
Занятие
Тема: «Шутку - шутить - людей насмешить»
Цель: закрепить с ребятами дразнилки, учить выразительно их рассказывать. Развивать внимание и память активизировать и совершенствовать словарный запас. Воспитывать любовь к устному народному творчеству.
Февраль
Тема: Русские народные песни
Цель: Рассказать Детям о любви русского народа к песне. Разучить с ребятами русские народные песни. Познакомить с хороводной песней. Разучить хороводную песню «Во поле березка стояла»
«Бабушкин Козлик»
«Петушок»
«Курочка - рябушка»
«Гуси вы гуси»
«Два веселых гуся»
Развлечение: «Песня - душа народа»
Цель: Закрепить русские народные песни, учить их правильно петь. Воспитывать любовь к творению русского народа, истории русского народа.
Март
Тема: Пестушки
Цель: Познакомить с пестушками, рассказать почему они так называются. Разучить, формировать внутреннюю готовность к восприятию устного народного творчества.
Не плачь, не плачь
Куплю калач.
Не плачь, дорогой
Куплю другой.
Не плачь, не кричи
Куплю тебе три.
2. Ах, ты мой детеночек
Маленький козленочек
Серенький зайчоночек
Косолапый медвежоночек.
3. Не плачь, не плачь, Детка
Прискачет к тебе белка
Принесет орешки
Для нашей потешки.
4. Наша березонька маленька
Наша девулечка сладенькая.
Дидактическая игра «Поиграем с куклой Машей»
Цель: Закрепить пестушки, учить использовать их в игре. Развивать память, фантазию, воображение.
Апрель
Тема: Русская народная сказка «Колобок»
Цель: Рассказать русскую народную сказку с использованием настольного театра. Учить анализировать, обобщать явления окружающей жизни. Активизировать словарный запас, грамматический строй речи.
Тема: Русская народная сказка «Теремок»
Цель: рассказать русскую народную сказку с использованием настольного театра. Учить внимательно слушать, сопереживать с героями сказки. Развивать внимание, совершенствовать словарный запас.
Тема: русская народная сказка «Гуси - лебеди»
Цель: Рассказать сказку с использованием настольного театра. Учить внимательно слушать, активизировать словарный запас, грамматический строй речи.
В. –Здравствуй, Матрешка!
М. –Здравствуйте, ребята!
Я – Матрешечка!
Я – Круглешечка!
Улыбаюсь я всегда
И ребята мне друзья!
Деревянной родилась
И на славу удалась!
Щечки пухленькие,
Сама кругленькая,
А на голове платок,
Словно солнечный цветок!
В. – И, правда, посмотрите, ребята, какая красивая игрушка! Матрешка родилась давным-давно в России. Мы с вами тоже родились и живем в России. В России живет много мастеров. Они-то и сделали Матрешку. Матрешка изготовлена из дерева. А какие еще деревянные игрушки вы знаете?
Д. –Пирамидки, грибочки… и т.д.
В. – Молодцы, правильно!
А посмотрите, ребята, как красиво украсили Матрешку русские мастера! Они нарядили Матрешку в русский народный костюм: платок и сарафан. Давайте повторим новое слово – сарафан .
Д. Сарафан.
В. –Во что одета Матрешка?
Д. В сарафан.
В. Что надето на голове у Матрешки?
Д. Платок.
В. Молодцы, правильно!
Матрешка, а ты знаешь, наши ребята приготовили для тебя стихи. Сейчас Алекса и Костя прочитают стихи.
Алый шелковый платочек,
Яркий сарафан в цветочек,
Упирается рука в деревянные бока.
А внутри секреты есть,
Может три, а может шесть.
Разрумянилась немножко:
Это русская Матрешка!
М. –Ой, спасибо! Какие стихи интересные: они и мне понравились, и моим подружкам!
В. –А где же твои подружки? Я никого не вижу. А вы, ребята, не знаете, где спрятались подружки Матрешки?
Д. –В Матрешке! Нужно Матрешку раскрыть и подружек достать!
/ В-ль раскрывает Матрешку и ставит на стол Матрешек поменьше/
В. –Ой, правда, как много у тебя подружек! Эта самая большая, эта поменьше, а эта самая маленькая! Как все Матрешки похожи, будто сестры! Посмотрите, ребята, все Матрешки одеты в сарафаны. Все сарафаны украшены цветочками, листочками. На всех Матрешках платочки разного цвета. Очень красивая игрушка!
Ребята, а давайте станцуем для Матрешки. Встаем в круг, руки на пояс.
Мы веселые Матрешки,
Ладушки, ладушки.
На ногах у нас сапожки,
Ладушки, ладушки.
В сарафанах ходим пестрых,
Ладушки, ладушки.
Мы похожи словно сестры,
Ладушки, ладушки.
М. –Молодцы, ребятки! И стихи читаете, и танцуете, а хотите сами побыть мастерами-умельцами, украсить Матрешку, а потом подарить своей маме?
Д. –Да, хотим!
В. – Тогда, ребята, давайте пройдем к столам, там вас ждут заготовки Матрешек.
/ рассадить детей за столы/
Опыт работы воспитателя ДОУ
Тема : Устное народное творчество в развитии речи детей младшего возрастаЦель:
Развитие разговорной речи, творческих, познавательных, коммуникативных способностей детей на основе устного народного творчества
Повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности Задачи:
Познакомить детей с устным народным творчеством.
Учить внимательно слушать и запоминать потешки, художественные произведения, отгадывать загадки.
Воспитывать положительное отношение к режимным моментам: умыванию, одеванию и т.д.
Воспитывать дружеские чувства и гуманные взаимоотношения между детьми.
Повысить собственный уровень знаний путём изучения необходимой литературы.
Развить творческие способности, любознательность, наблюдательность;
Сплотить детский коллектив.
При составлении плана руководствовалась следующими принципами:
1. Принцип активности и посильной самостоятельности.
Этот принцип предполагает, что создаются все условия, чтобы у детей возникала потребность речевого взаимодействия со взрослым, педагог вызывает у ребёнка чувство сопереживания с действиями персонажа, предлагает малышу включиться в игровое взаимодействие по ходу текста.
2. Принцип познавательной активности.
Один из важнейших принципов ознакомления детей с фольклором. Достигнуть его можно эмоциональностью. Именно с помощью эмоционального изложения педагог поддерживает внимание детей.
3. Принцип наглядности.
Не менее важен в ходе фольклорных занятий с детьми раннего возраста. Предполагает. использование наглядных средств (игрушки, картинки, пособия и т. д.), с помощью которых создаётся развёрнутая картина действий и результата, использование приема инсценирования.
4. Принцип поэтапности.
В передаче смыслового содержания позволяет осуществить эту связь на деле практически: организованная образовательная деятельность должна состоять из нескольких взаимосвязанных частей, рассчитанных на постепенное освоение смыслового содержания произведения. Смена частей организованной образовательной деятельности обусловлена постепенностью освоения, отработки понимания и какого-либо навыка.
5. Принцип вариативности.
Поможет закрепить и расширить знания детей. (Принцип вариативности – повторение пройденного материала в организованной образовательной деятельности и в совместно-партнерской деятельности в несколько изменённом варианте).Таким образом, целенаправленное и систематическое использование малых форм фольклора в работе с детьми помогает им овладеть первоначальными навыками самостоятельной художественно – речевой деятельности.
Срок реализации
: 2015-2016 учебный год.
План работы «Устное народное творчество в развитии речи детей младшего возраста»
Сентябрь.
Цель. Знакомить детей с русским народным фольклором- потешками, прибаутками, играми. НООД Тема: «Ладушки в гостях у бабушки»
НООД Тема: «Как у нашего кота» Цель: Помочь детям понять содержание потешки.
Октябрь.
НООД «У бабушки в деревне»
Цель: Знакомство с русскими народными загадками о домашних животных.
НООД «Баю – баюшки баю, баю Машеньку мою»
Цель: выучить колыбельную для младенца куклы Маши.
Ноябрь.
НООД «Петушок и бобовое зернышко»
Цель: Развивать познавательный интерес, любознательность к русскому фольклору.
НООД «Фока воду кипятит и как зеркало блестит»
Цель: познакомить с историей возникновения чайника, его предшественником - самоваром; расширять словарный запас, используя малые формы фольклора; воспитывать культуру поведения за столом.
Фольклор для малышей 2-4 лет
Мини проект «Фольклор для малышей», рассчитан на детей в возрасте 2-4 лет, материал будет интересен воспитателям, родителям.
1 этап – подготовительный
Для достижения цели я создала все необходимые условия для приобщения детей к народному творчеству и народной культуре. Вместе с родителями создала в группе уголок в русском, народном стиле. Который называется -"Русское народное творчество".
Во время умывания:
«Водичка, водичка,
Умой Паше (Юли) личико,
Чтобы щёчки краснели,
Чтобы глазки блестели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок».
При причесывании:
«Чешу, чешу волосыньки,
Расчесываю косыньку,
Расти коса до пояса,
Не вырани не волоса…»
Приятно было наблюдать, как дети используют потешки во время игры в «дочки-матери», как бережно и с любовью относились к куклам.
Большое внимание уделила колыбельным песням,они формируют первый словарный запас ребёнка, образную картину мира, выраженную в слове. Они содержат широкий круг сведений об окружающем мире, прежде всего о тех предметах, которые близки детям.
В них создаются хорошо знакомые детям образы, например, образ кота. При чём это не просто кот, а котенька, коток, котик, котя.
Котя, котенька, коток,
Котя, серенький хвосток,
Приди, котик, ночевать,
Нашу деточку качать.
Уж как я тебе коту
За работу заплачу -
Дам кусочек пирога
И кувшинчик молока.
Формируется образ голубей, которых ласково называют гуленьки
Люли, люли, люленьки.
Прилетели гуленьки.
Прилетели гуленьки,
Сели возле люленьки.
Стали люленьку качать.
Стали Катю усыплять.
В группе мы начали использовать такой прием, как прослушивание аудиозаписи с колыбельными песнями во время тихого часа при подготовке детей ко сну.
В группе был оформлен музыкальный уголок, где я поместила народные музыкальные инструменты. Это: колокольчики, трещётки, балалайка,дудочка, гармошка. Ребятишки под аккомпанемент музыкальных инструментов исполняли песенки, пляски, что способствовало музыкальному развитию детей.
На третьем этапе, знакомлю детей с народными играми, танцами.
Особым интересом у детей пользуются игры русского народа, такие как «Утица», «Пчёлы и ласточка», «Кот и мыши», «Солнышко – ведрышко» и другими, которые развивают ловкость, быстроту движений, меткость, приучают к сообразительности, вниманию. Разученные с детьми прибаутки, потешки делают процесс игры более интересным и содержательным.
Особое место занимают народные праздники, в которых наши малыши с удовольствием участвуют. Праздники объединяют в себе почти все элементы воспитания: песню, игру, сказку, загадку, художественную деятельность.
3 этап заключительный
Создание памятки для родителей - «Роль родителей в возрождении русских традиций»
Цель: приобщение детей младшего дошкольного возраста к устному народному творчеству.
Задачи:
- воспитывать желание заучивать наизусть и рассказывать русские народные потешки, способствовать воспитанию интонационной выразительности речи.
- продолжать знакомить с устным народным творчеством, учить выразительно рассказывать потешки; обогащать словарь детей.
– развивать творческие способности детей.
Образовательные области: «Речевое развитие », «Познавательно развитие» , «Социально-коммуникативное развитие»
Предлагаю с ней поиграть.
Инсценировка русской народной потешки «Кисонька- мурысынька!»
Предложить рассказать кошке потешки.
«Пошёл котик на торжок»
«Кто на печку пошел»
Кошка устала, надо её спать уложить. Давайте вместе с Кисонькой – мурысонькой послушаем колыбельную песенку. Прослушивание русской народной колыбельной «А котики серые…»
«Солнышко, солнышко, выгляни в окошко…»
«Петушок, петушок, золотой гребешок…»
Русская народная игра «Кот и мыши» Считалкой выбираем ведущего.
Считалка:
Раз, два, три, четыре, пять
Мы собрались поиграть,
Вдруг сорока прилетела,
И тебе водить велела.
На ковре из цветной голубой бумаги «озеро» и в нём игрушечный зайка.
Воспитатель рассказывает потешку
«Заяц Егорка
Свалился в озёрко.
Бегите под горку
Спасайте Егорку»
Достаём зайца из «озера» и рассказываем ему потешку
«Зайка серый умывается…»
«Пальчиковая гимнастика:
Мы капусту рубим, рубим,
Мы морковку трём, трём.
Мы капусту солим, солим.
Мы капусту жмём, жмём,
Сок капустный пьём, пьём»
А теперь заинька хочет снами поплясать. Русская народная пляска «Заинька попляши…»
(Зайка, кошечка, петушок) Давайте теперь с ними поиграем.
sampfuncs.ru - В женской косметичке. Портал для любимых дам