Спокойно сидеть на месте и не отвлекаться могут далеко не все малыши. Обычно в возрасте 3−6 лет они настолько любопытны и активны, что сосредоточиться на чем-то одном им крайне сложно. Детские психологи советуют уже в дошкольном возрасте приучить детей к дисциплине, чтобы во время обучения в школе не возникла проблема дефицита внимания.
Почему родителей должен интересовать вопрос, как воспитать усидчивость у ребенка? Потому что именно усидчивость во многом определяет способность малыша к обучению. Чтобы изучаемый материал эффективно усваивался и запоминался, необходимо сконцентрировать внимание и сохранять терпение. Если же малыш будет постоянно отвлекаться и стремиться переключиться на другие занятия, процесс обучения не даст ожидаемых результатов.
Кроме того, отсутствие усидчивости является сигналом о том, что у малыша может быть диагностирована детская гиперактивность — СДВГ. Подтвердить/опровергнуть наличие синдрома могут только профессионалы, однако неусидчивость в дошкольном возрасте — один из его основных симптомов, поэтому не будет лишним посещение детского психолога.
Многие взрослые считают усидчивость особенностью темперамента малыша. Но ее также можно рассматривать как навык, который можно приобрести или развить. «Сломать» привычку ребенка отвлекаться не так просто — нужно во многом пересмотреть его образ жизни, график дня и даже список занятий. К тому же, родителям следует понимать, что усидчивость появляется с возрастом, и выработать ее за несколько недель невозможно. Развитие этого «навыка» требует терпения, выдержки и выполнения некоторых правил, позволяющих изменить отношение малыша к происходящим вокруг событиям. Развитие усидчивости у ребенка возможно при следующих условиях:
Помимо общих правил общения с чрезмерно активными детьми, психологи предлагают выполнять упражнения на и проводить занятия, требующие концентрации и сосредоточенности. К ним относятся:
Очень важно родителям создавать для неусидчивых детей во время занятий благоприятные условия. Уберите все лишнее из виду, выключите телевизор. И обязательно хвалите малыша, когда он завершит работу — умеренные похвалы от взрослых всегда мотивируют детей.
Были ли у вашего малыша проблемы с усидчивостью? Как вы их решали? Делитесь своими советами и мнениями в комментариями.
Прошлая публикация была посвящена вопросу, что делать родителям, если ребенок неусидчивый и мало какие дела доводит до конца. Сегодня предлагаю детально рассмотреть упражнения, благодаря которым полезное качество усидчивость можно постепенно формировать у наших любимых дошколят.
Способность ребенка концентрировать внимание обусловлена также его темпераментом и самочувствием. Мамы холериков не должны брать в пример детей флегматичных, а педагогам стоит быть очень острожными с ярлыками «непоседа» и «неусидчивый ребенок».
Одно из значимых умений человеческого организма – усидчивость. Она включает в себя такие качества, как внимательность, терпение, аккуратность, целеустремленность и самоконтроль. Развивая в себе усидчивость, человек становится способным достичь любой поставленной цели, довести до логического завершения любую «нудную» работу.
Ребенок в возрасте двух лет может заниматься одним делом не более 5 минут. Старшему дошкольнику нужно научиться работать не менее получаса. Это связано с будущей учебой – если первоклассник сможет концентрировать свое внимание достаточно долго, он не упустит ничего важного в течение урока. Поэтому заниматься с малышом нужно начинать рано. До этого времени следует поощрять действия, требующие концентрации внимания и терпения .
Большое количество игрушек может навредить в развитию усидчивости: глаза ребенка будут разбегаться при таком изобилии, он будет хвататься то за одну, то за другую игрушку, не останавливая свой выбор ни на чем. О каком развитии внимания или терпения в этом случае может идти речь?
То же самое будет происходить, если предложить малышу для игры сразу все игрушки, которые есть, даже если их немного. При игре нужно следить, чтобы он брал в руки по одному предмету, не обращая внимания во время игры на другие. Так он научится концентрировать свое внимание на чем-то одном какое-то время.
Важным моментом является время работы – сколько ребенок сможет, столько и должен заниматься.
Нормы у каждого возраста свои:
Если малыш не укладывается в эти границы – ничего страшного, может, ему просто не нравится это делать или он устал. Когда он начнет отвлекаться на другие предметы, нужно сделать перерыв на 5-10 минут . После этого снова вернуться к занятию, пояснив, что любая работа должна быть закончена. Можно пояснить это утверждение примерами из жизни: родители работают строго установленное время, а ученик учится весь урок.
Если кто-то не доделает работу, то может навредить самому себе или окружающим:
Основной принцип работы с детьми – это терпение и любовь. Только в этом случае ребенок поймет, что ему это по силам. А осознание своей силы и возможностей – это уже повод довести дело до победного конца.
Немаловажную роль в развитии усидчивости играет режим дня. Если ребенок знает, что после завтрака он будет играть, затем собираться на прогулку, после обеда – читать и рисовать, то ему будет легче выполнять все действия. Ведь он уверен, что после одного режимного момента обязательно наступит другой, поэтому не нужно торопиться, например, раскрасить картинку, потому что в любом случае после этого будет время для обеда.
Перед тем, как требовать от ребенка каких-то действий, нужно его им научить.
Зачастую дети отказываются играть или заниматься не из-за отсутствия интереса, а потому что не знают, что и как нужно делать.
На что еще нужно обратить внимание:
Каждая деятельность должна подходить ребенку по возрасту и его способностям : малышам предлагают яркие и красивые игрушки и книги, старшим дошкольникам подбирают книгу, опираясь на ее сюжет.
Сосредоточивать внимание на чем-либо, учиться достигать поставленной цели в результате «сидячей» работы, контролировать свои действия – все эти качества позволят малышу в будущем стать успешным человеком. Но для этого важно не только развить их, но и научиться применять.
С этой целью проводят такие игры и упражнения:
Способствуют развитию усидчивости из, дня рождения и других знаменательных событий. Разноцветные серпантины, снежинки, бумажные цветы ребенок с удовольствием будет создавать из любого материала. Сначала, конечно, количество украшений должно быть небольшим, все действия выполняются вместе с взрослым, а когда малыш станет более усидчивым и терпеливым, то можно попросить его сделать это самостоятельно.
С малых лет ребенка нужно приучать к тому, что после игры, чтения, занятий нужно убрать свое рабочее место – игрушки, книги и принадлежности в специально отведенные места. Конечно, дожидаться осознанных действий у трехлетнего малыша не стоит – он будет лишь помогать маме, к четырем годам уже будет действовать сам под контролем, а к 6-7 годам научится делать это самостоятельно.
Вопрос как развить усидчивость у ребенка является актуальным для многих думающих родителей. В своем подавляющем большинстве дети от природы неусидчивы в силу своей любознательности.
Усидчивость
– способность человека сосредотачивать внимание и проявлять терпение, выполняя определенную работу в течение обозначенного промежутка времени. Задача родителей – научить ребенка быть усидчивым и внимательным, доводить начатое дело до конца. Именно на Вас лежит ответственность за формирование этих качеств у малыша в процессе взросления. В Ваших силах оказать необходимую поддержку и привить ребенку усидчивость.
Ниже мы рассмотрим основные способы привить ребенку усидчивость:
Потом, когда ребенок сам обратится к Вам, Вы можете дать ему совет, не умаляя его достижений при этом. Если же малышу, напротив, сложно, он просит о помощи, обязательно подбодрите его, помогите, подскажите, не дайте ему разочароваться в своих способностях. Говорите ребенку чаще, что он справится, что у него все получится, таким образом, Вы формируете у него уверенность в своих силах, желание идти дальше, стремиться к большему. Поверьте, по жизни все эти качества ему очень пригодятся.
Запомните, Ваша основная цель, если ребенок неусидчив, — научить его быть усидчивым в игровой форме, не заставляя, не ругая, не порицая. Другими словами, он сам должен захотеть развивать усидчивость. Выбирайте время, когда ребенок отдохнувший и спокойный. Для этого важно соблюдать .
Залог спокойной психики ребенка – ежедневный сложившийся график. Он должен привыкнуть к тому, что в определенное время он есть, спит, играет, занимается, он будет знать, что ожидать. Формируя у ребенка усидчивость, не перегружайте его занятиями. Чередуйте спокойные игры с активными, подвижными. Прежде всего, осознайте, что для малыша этот мир абсолютно новый, ему интересно все, что он видит, дайте ему время на познание окружающей обстановки, будьте сами терпимы и терпеливы.
Существуют игры, развивающие усидчивость у ребенка. Стать усидчивым ему помогут рисование, лепка, аппликации, мозаики и пазлы, пирамидки. Начиная с 2-ух лет ребенок самостоятельно может раскладывать игрушки по цветам и форме. Также, можно сделать отверстие в крышке банки и просить ребенка кидать туда монетки (это может быть и копилка). Эта игра отлично разрабатывает координацию движений и мелкую моторику рук. Главное, следите, чтобы .
Придумывайте и подвижные игры, чтобы сформировать усидчивость, ведь основное в этом вопросе – концентрация внимания. Разбросайте мягкие грибы и ягоды по дому и собирайте их в корзинку вместе с ребенком. Для детей 5-6 лет вполне подойдут бисероплетение, вышивание, если мы говорим о девочках, и конструирование – для мальчиков. Проявите свою фантазию и найдите дело, которое будет по душе Вашему чаду.
Гиперактивный ребенок — как воспитывать? (видео):
Обязательно доводите игру до конца. Если не успели утром, закончите вечером или на следующий день. Также, обязательно приучайте ребенка к порядку, учите убирать за собой игрушки. Желательно, чтобы малыш доставал одну игрушку, играл с ней, клал на место и только потом брал другую. Все это может Вам при ответе на главный вопрос «Как развить усидчивость у ребенка» .
Многие маленькие детки очень подвижны, они могут совершать 1000 дел за очень короткий промежуток времени, и даже пара – минут для них кажется вечностью. 2-3 летние малыши в силу своей любознательности постоянно «прыгают» от одного дела к другому. Минуту назад он еще только рисовал, а не успели Вы оглянуться, как он принялся строить дом из кубиков, но через пару минут забросил и это дело, не закончив начатое. Конечно, по мере взросления ребенок научится концентрировать внимание на чем-то одном, но для успешного развития родителям тоже нужно уделять вопросу о том как научить усидчивости ребенка .
Для того, чтобы привить малышу усидчивость, обязательно нужно развивать у него внимание. В таком возрасте внимание у ребенка непроизвольное, что говорит о том, что ему достаточно трудно сконцентрироваться на чем-то одном по требованию родителей. Именно это свойство помогает ребенку получить и переработать огромный объем информации и попробовать все на свете. И, конечно же, двух-трехлетнему ребенку для того, чтобы вызвать заинтересованность поможет что-то яркое и привлекательное.
Если Вы хотите, чтобы ребенок что-то сделал, увлеките его этим заданием. Например, расскажите ему сказочную историю, которая связана с Вашим заданием, или устройте соревнования.
Естественно для занятий, требующих сосредоточения нужно исключить торопливость и нервозность. Обстановка должна быть спокойной. Стоит убрать лишние игрушки из поля зрения малыша, и обязательно выключить телевизор.
Когда ребенок делает что-то верно, не скупитесь на эмоции. Радуйтесь и восхищайтесь вместе с ним, и обязательно хвалите его.
У 2-3 летних детей активно формируется речь и расширяется словарный запас, поэтому немаловажно комментировать свои действия, просить малыша делиться своими мыслями о том, что он хочет делать. Благодаря активному развитию речи и проговариванию своих намерений, ребенок научится планировать свои действия.
Никогда не требуйте от ребенка сидеть над одним заданием больше, чем он способен в силу возрастных особенностей.
Очень действенным способом по выработке усидчивости является привлечение чада к домашнему труду. Очень часто малыши этом возрасте любят подражать родителям и с удовольствием вызываются помочь помыть полы или посуду. Хотя некоторые родители не очень рады такой инициативе, ведь после мытья полов придется убирать лужи, а тарелок после уборки со стола тоже можно не досчитаться. Ругать ребенка и пресекать его инициативу просто недопустимо, иначе Вы напрочь лишите его желания что-либо делать для Вас.
Существует множество игр, требующих внимания и усидчивости: рисование, лепка, шнуровки, пазлы, мозаика, пересыпания и переливания. При этом учитывайте настроение ребенка, если сейчас он хочет побегать, позвольте ему выплеснуть накопившуюся энергию, а затем предложите тихие игры. И никогда не сравнивайте свое чадо с другими. Если ребенок способен уделить внимание игре только 10 минут, не стоит заставлять сидеть его больше, только потому, что соседский мальчик может заниматься полчаса. Самое главное – это систематические занятия, которые неизменно дадут нужный результат.
sampfuncs.ru - В женской косметичке. Портал для любимых дам