Семик. Семик (Русалчин Велик день)

В воскресенье 24 марта 2019 года в квалификации группового этапа Евро-2020 встретятся футбольные сборные России и Казахстана .

В текущем отборочном турнире это будет второй матч российской команды. Напомним, в первой встрече Россия встречалась с Бельгией, которой уступила со счетом 1:3.

Встреча Россия - Казахстан состоится 24 марта 2019 года в столице Республики Казахстан - городе Астане (который 20 марта буквально за пару часов был переименован в Нур-Султан по решению депутатов парламента). И как уж тут не вспомнить одну из шуток, посвященных переименованию города, и не сказать применительно к сборной России по футболу что она "Улетела в Астану, а прилетела в Нур-Султан". Официально город сменил название с 23 марта 2019 года, после подписания соответствующего Указа новым главой государства Касым-Жомартом Токаевым.

Проведен матч будет на стадионе "Астана Арена" ("Нур-Султан Арена"). Начало - в 17:00 по московскому времени (в 20:00 по местному времени).

То есть:
* Место проведения матча - Казахстан, г. Астана (г. Нур-Султан), "Астана Арена".
* Время начала трансляции - 17:00 мск.

Где смотреть в прямом эфире матч Россия - Казахстан:

В России прямую трансляцию футбольного поединка покажет федеральный телеканал "Матч!" . Передача, посвященная игре, начнется в 16:35 мск., сама прямая трансляция - в 17:00 мск.

В Казахстане прямой эфир игры сборных по футболу можно будет увидеть на канале "QAZAQSTAN" в 20:00 по местному времени.

18 марта в Крыму - это выходной или рабочий день:

Согласно указанным выше законам, на территории Республики Крым и г. Севастополь дата "18 марта" является нерабочим праздничным днем, дополнительным выходным .

То есть:
* 18 марта в Крыму и г. Севастополь - выходной день.

Если 18 марта совпадает с выходным днем (как, например, происходит в 2023 году), выходной переносится на ближайший рабочий день.

При совпадении праздничной даты с ежегодным оплачиваемым отпуском, 18 марта не входит в число календарных дней отпуска, а продлевает его.

Является ли 17 марта сокращенным рабочим днем:

Если календарная дата 17 марта приходится на рабочий день, то продолжительность работы в этот день сокращается на 1 час.

Данная норма установлена в 95-й статье Трудового кодекса РФ и распространяется на рабочие дни, предшествующие в том числе и региональным праздникам.

Международный женский день 8 марта является памятной датой ООН, а в состав организации входит 193 государства. Памятные даты, объявленные Генасамблеей, призваны стимулировать членов ООН проявлять повышенный интерес к указанным событиям. Однако, на данный момент не все государства-члены Организации объединенных наций утвердили празднование женского дня на своих территориях в указанную дату.

Ниже приводим список стран, в которых празднуют Международный женский день. Страны сгруппированы в группы: в ряде государств праздник является официальным нерабочим днем (выходным) для всех граждан, где-то на 8 марта отдыхают только женщины, а есть государства где 8 марта работают.

В каких странах праздник 8 марта - выходной день (для всех):

* В России - 8 марта является одним из самых любимых праздников, когда мужчины поздравляют всех без исключения женщин.

* В Украине - Международный женский день продолжает оставаться дополнительным выходным, несмотря на регулярные предложения исключить событие из числа нерабочих дней и заменить его, к примеру, на Шевченковский день, который будет отмечаться 9 марта.
* В Абхазии .
* В Азербайджане .
* В Алжире .
* В Анголе .
* В Армении .
* В Афганистане .
* В Беларуси .
* В Буркина-Фасо .
* Во Вьетнаме .
* В Гвинее-Бисау .
* В Грузии .
* В Замбии .
* В Казахстане .
* В Камбодже .
* В Кении .
* В Кыргызстане .
* В КНДР .
* На Кубе .
* В Лаосе .
* В Латвии .
* В Мадагаскаре .
* В Молдове .
* В Монголии .
* В Непале .
* В Таджикистане - с 2009-го года праздник был переименован в День матери.
* В Туркменистане .
* В Уганде .
* В Узбекистане .
* В Эритрее .
* В Южной Осетии .

Страны, в которых 8 марта - выходной день только для женщин:

Есть страны, в которых в Международный женский день освобождены от работы только женщины. Данное правило утверждено:

* В Китае .
* На Мадагаскаре .

Какие страны отмечают 8 марта, но это рабочий день:

В некоторых странах Международный женский день широко отмечается, однако является рабочим днем. Это:

* Австрия .
* Болгария .
* Босния и Герцеговина .
* Германия - в Берлине с 2019-го года 8 марта - это выходной день, в целом по стране - рабочий.
* Дания .
* Италия .
* Камерун .
* Румыния .
* Хорватия .
* Чили .
* Швейцария .

В каких странах 8 марта НЕ отмечают:

* В Бразилии - большинство жителей которой о "международном" празднике 8 марта даже и не слышали. Главным событием конца февраля - начала марта для бразильцев и бразильянок является вовсе не женский день, а крупнейший в мире по версии Книги рекордов Гиннеса Бразильский фестиваль, называемый также карнавалом в Рио-де-Жанейро. В честь фестиваля жители Бразилии отдыхают несколько дней подряд, с пятницы до полудня католической Пепельной среды, которая знаменует собой начало Великого поста (который у католиков имеет подвижную дату и начинается за 40 дней до католической Пасхи).

* В США - праздник не является официальным праздничным днем. В 1994 году попытка активистов утвердить празднование в Конгрессе не увенчалась успехом.

* В Чешской республике (Чехии) - большая часть населения страны рассматривает праздник как пережиток коммунистического прошлого и главный символ старого режима.

Семик - весенний народный праздник, отмечавшийся в четверг на седьмой неделе после Пасхи. Неделя, на которую он приходился, называлась семицкой (семиковой) неделей и заканчивалась Троицей.

Семик считается древним языческим праздником, одним из тех, что играли важную роль в весеннем периоде жизни людей. Ритуалы Семика и семицкой недели включали в себя действия, связанные с поминовением умерших, а также празднества девушек.

Обряды поминовения всех усопших начинались во вторник, когда на кладбищах устраивали поминальную трапезу с раскладыванием на могилах яиц, окрашенных в желтый цвет, лепешек, блинов. Эти поминки назывались задушными, то есть поминками, устроенными для душ умерших, которые, по поверью, бродили в семицкую неделю по земле, не находя себе пристанища Поминальные тризны продолжались и в четверг. Причем во многих губерниях России поминовение умерших в Семик считалось едва ли не главным поминовением года Очевидец из Пермской губернии писал: «Ни один день из поминальных, установленных церковью, не почитается как Семик - четверг перед Троицыным днем Хотя церковью в этот день не установлено поминовение умерших, оно, по установившемуся обычаю, совершается во многих приходах епархии, не исключая и некоторых городов. В этот день на кладбище собиралось много народу даже из смежных, если у кого-либо там были схоронены умершие» (Русские 1997, 529).

В Семик поминали также заложенных покойников, то есть людей, умерших неестественной смертью: самоубийц, опойцев, людей, погибших в результате насилия. Этот обычай был распространен на большей части территории Европейской России, но особенно в ее северо-восточных, центральных и западных губерниях. Верили, что их души не находят покоя после смерти, бродят по земле и являются опасными для живых. Для их успокоения женатые мужчины и замужние женщины в этот день выстаивали в церкви панихиду, то есть службу, состоящую из молитв о прощении грехов и упокоении умерших в Царстве Небесном. Обряды Семика восходят к средневековому обычаю хоронить в этот день людей, умерших на улицах, погибших от рук злодеев и не востребованных родственниками. Обычно в течение года их не хоронили, а свозили в специальные помещения, называвшиеся убогими домами, божедомками, скудельницами, и только в Семик с отпеванием погребали в землю. В конце XVIII в. убогие дома перестали существовать, обнаруженных мертвецов сразу же хоронили в специально отведенных для этого местах, но традиционная панихида по ним в Семик сохранилась. Впоследствии поминание в церкви умерших неестественной смертью было перенесено на Троицкую субботу. В южнорусских губерниях в Семик матери устраивали поминки по своим умершим детям (малолетним, некрещеным, мертворожденным). Они приглашали соседских детей и угощали их кашей и медовой сытой.

На Семик девушки гурьбою шли в лес, выбирали молодую берёзку и заламывали её.

Семик был также днем веселья и гуляний, которые продолжались вплоть до Троицы. Его характерной чертой была трапеза в лесу, в поле, как говорили, «под ракитовыми кустами». В трапезе принимали участие как женщины, так и мужчины. В складчину готовили яичницы, караваи, сочни, сырники, варили пиво, настаивали брагу и бузу - хмельной напиток из гречневой муки. Празднество сопровождалось весельем, плясками, пением песен. Семицкий четверг и следовавшие за ними дни отмечались в старину девичьими гуляньями: хороводами около берез в роще, кумлением, плетением венков и гаданием на них о женихах. С течением времени часть этих обрядов была перенесена на Троицу.

На Семик девушки гурьбою шли в лес, выбирали молодую берёзку и заламывали её (чаще всего вершинку). Не отламывали совсем, а оставляли висеть и заломанную ветвь заплетали венком. Затем около берёзки начинался весёлый обряд. Из веточек и травы делали чучело кукушки и забавным образом «крестили» её. Во время «крещения» девушки «кумились»: будущие «кумы», просунув лицо в завитый берёзовый венок, целовались и тут же обменивались нательными крестиками. Шуточная церемония роднила их, и покумившиеся зачастую оставались добрыми подругами на долгие годы.

Cемик, Четверток. Четверг на седьмой неделе после Пасхи, за три дня до Троицы. Неделя, на которую он приходился, называлась семицкой (семиковой) неделей и заканчивалась Троицей. Семик открывает троицко-семицкий празднично-обрядовый цикл. В народном сознании он знаменовал собой переходный период от весны к лету, характеризующийся в природе зеленением растений. Семик знаменовал прощание с весной и встречу лета. В некоторых местностях с Семиком связывался посев ячменя.

Семицкие аграрные обряды и ритуальные действия – обходы полей, гуляние и трапезы девушек и молодых женщин на поле, величание ржи, «вождение колоска», качание молодежи на качелях, исполнение круговых игр с мотивами сеяния, роста, созревания мака, льна, проса – были направлены на стимуляцию роста посевов. Девушки и молодухи, не имеющие детей, устраивали в Семик обряд кумления, направленный на получение ими продуцирующей силы, необходимой для деторождения. Участие девушек-подростков в семицких девичьих гуляниях, кумлении, хороводах закрепляло за ними статус достигших брачного возраста.
В этот день деревенские девушки, собравшись гурьбой, направлялись в рощи, леса или на берега озер, и рек и устраивали игры, пляски, пели песни, завивали венки. Затем их бросали в воду и по тому, что происходило с венком в воде, гадали о своей судьбе.

Другой важнейшей составной частью семицких обрядов было почитание мертвых, их поминовение и чествование. Считалось, что от благорасположения духов предков зависит хозяйственное и личное благополучие: урожай, приплод скота, здоровье и жизнь людей. Посещали могилы умерших, обметали их зеленью, украшали березовыми ветками и цветами.
Семик являлся единственным в году днем поминовения заложных покойников – самоубийц, опоиц, умерших без покаяния, проклятых родителями, казненных преступников, колдунов. На кладбищах и местах массовых погребений служили вселенскую панихиду. На могилы заложных покойников приносили ритуальную пищу: крашенные яйца, вино, блины и булки, испеченные из муки, собранной «по завету» по всем домам селения. Прямо на кладбище после поминовения также раздавали нуждающимся милостыню.

Семик считался одним из лучших, веселых летних праздников: каждая изба украшалась березками, пол посыпался свежескошенной травой. Молодые девушки срубали в лесу молодую березку, украшали ее лентами и цветами, приносили на место гуляний и под семицкой березкой устраивали веселый пир, пели обрядовые песни, водили хороводы. Березовыми (или кленовыми) ветками и цветами девушки украшали и себя. Это называлось заламыванием или завиванием березки.
В этих обрядах отчетливо виден отголосок дохристианских верований. Семицкие обряды – с традиционной березкой и зеленью в центре их, видимо, ставили целью восхвалить духов растительности и задобрить их.
С принятием христианства функции Семика в значительной степени перешли на Троицу, обрядность которой впитала в себя множество языческих ритуалов.

Другие популярные православные праздники:












Семик — Зеленые святки — открывает обрядовый комплекс троицко-семицкого празднества. Другие его названия: Русалии, Велик четверг, Троица умерших, Тюльпа (Сибирь), Сёмуха (Белоруссия), Русалчин Велик день, Мавский Велик день, Навская Троица, Рипей (Азов).

Седьмая неделя после Пасхи, завершаемая праздниками Троицы и Духова дня со второй половины 12 в. упоминается в летописях (Киевск.) как «Русальная неделя». Еще ее называют Семицкой неделей, Зеленой, Клечальной.

Древние обряды Семика (Зеленых святок), изначально направленные на приветствие первой зелени и начала летних полевых работ, в течение нескольких веков постепенно переносились на .

Как у нас в году три праздника:
Первый праздник - семик честный,
Другой праздник - Троицын день,
А третий праздник - купальница.

С четверга седьмой недели после Пасхи (в 2017 году он выпадает на 1 июня), суеверный народ выполнением некоторых обрядов в старину справлял так называемый «Семик». От сложившихся в суеверном народе понятий, что с четверга означенной недели выходят из воды русалки, живут на суше, бегают по ржам и щекочут попавшихся им девушек, Семик называется «Русальной» неделей.

К. Е. Маковский — Русалки

Отправление Семика, несомненно, имеет основой языческое воззрение людей на природу и представляет … бренные остатки языческого культа, как это отчасти доказывается аналогичными обычаями древнего дохристианского мира и свидетельствами историков, описывавших быт народа. К обрядам Русальной семицкой недели относятся следующие обычаи:

Это - поминовение усопших на могилах. Этот обычай введен при распространении христианства в России, именно для противодействия языческим обрядам. Св. церковь хотела противоположить языческому Семику христолюбивое погребение странников, чувственному веселью - мысль о смерти. Но народ наш, относясь с искренним усердием к новому обычаю, тут же по привычке впадал в старое, чувственное.

Поминки не кладбище. 1865 г. Корзухин А.И.

В старину родственники усопших разбивали красные яйца, призывая при этом обряде русалок, которым оставляли в жертву часть блинов, приносимых для поминовения, или же приносили на кладбище вино, которое, по окончании поминовения, выливали на могилы с пением обрядовых песен.

Наблюдавший этот обычай диакон Лев Калойский находит его происхождение у языческих народов, и, характеризуя состояние Руси, говорит: «русские, следуя языческим обрядам греков, совершали жертвы и возлияния в честь усопших».

Вместе с этим, в старину делали поминовение убогих на убогих домах, или божедомках, скудельниках¹, жальниках. В такие дома свозились покойники, люди или несчастно умершие, удавленники, утопленники, или найденные в окрестностях. Для них зажиточные рыли могилы, давали саваны и хоронили на свой счет и даже, по примеру язычников, нанимали «жальников», плакальщиц.

Против таких языческих обрядов в царствование Иоанна Грозного Стоглавый собор говорил: «в Троицкую субботу… по селам и погостам сходятся мужи и жены на жальниках и плачутся по гробам с великим кричанием, и егда учнут скоморохи и гудцы и прегудницы играючи, они же от плача преставше, начнут скакати и плясати, и в ладоши бити и песни сатанинския пети».

В виду такого развращения нравов, Стоглавым собором было предписано священникам, чтобы они по всем городам и селам своими поучениями и наставлениями отклоняли своих духовных детей от языческих обрядов.

Семик. Лубок

Но так как тогда свет культуры едва заметно пробивался в Русь и был ею враждебно изгоняем, а сами священники того времени (по свидетельству Стоглава) были неученые, «грамоте мало умели», учились у своих отцов или у своих мастеров, а больше и учиться было негде, и потому не были способны рассеять мрак суеверия, то прежние понятия, суеверные обычаи и грубость прорвались и в следующие поколения, и, точно могучей волной, охватили народ устарелым мраком языческих обрядностей.

Остатки прежнего «жалинья» и вытья можно видеть в причитаниях, отправляемых на могилах деревенскими женщинами с воплем нараспев. Такого рода причитания собраны в сборнике г. Барсова, где есть причитания вдовы по умершему мужу, дочери по отцу, по родному брату, по убитому громом-молнией, плачь о старосте, писаре, об отце духовном.

Завивание венков

Обряд завивания венков с древних времен известен во всей России. Обряд этот совершался не только по деревням, но и по городам и даже в столицах, как например в Москве. В конце 18 века в Семик вся Москва представляла зрелище разгульного народного праздника. Почти в каждом дворе, в виде кущи, обставлялся березками стол с яичницей и драченой.

А. Грачев. Семик, или Гулянья в Марьиной роще. 1845

Везде раздавались семицкие песни, по улицам толпы народа в венках из полевых цветов и березовых ветвей носили березку, украшенную лентами и разноцветными лоскутьями. Поселяне в Семик (Зеленые святки) идут в ближайший лес, поют обрядовые песни, завивают венки, срубают молодое березовое дерево, одевают его в пестрое женское платье и с торжеством приносят его в село.

Ткаченко Николай Иванович (1866-1920) Накануне Троицы. 1903 г.

Дерево это, называющееся в нашем народе гостейкою, до Троицына дня оставляют в доме, избранном с общего согласия. В пятницу и субботу перед Троицей навещают гостейку, и при этом повторяют семицкие обрядовые песни, а на самый Троицын день выносят ее к реке и бросают в воду с гаданием: потонет венок или нет?

При этом наблюдают: на одном ли он месте остановится, или поплывет в сторону? Чей венок плывет впереди и чей остается позади? И по этим признакам делают то или другое заключение. Подруги бросают свои венки вместе.

Бывали примеры, говорит Сахаров, что матери не отдавали своих дочерей за тех женихов, у которых семицкие венки тонут в воде, думая, что такие суженые скоро умирают или спиваются с круга. Ленты, которыми перевязывались венки, бабушками сохранялись всю жизнь, а при браке этими лентами у новобрачных связывали венчальные свечи.

Молодежь, отправляясь в лес, или рощу, пела: «Благослови Троица, Богородица! Нам в лес пойти, нам венки завивать. Ай, Дидо, ой Ладо! Мы цветов нарвем и венков навьем. Ай, Дидо, ой Ладо!»

Покумимся, кума, Покумимся!
Нам с тобой не браниться, Вечно дружиться.

Проводы русалок

От языческих народов, благоговевших к воде и создавших верование, что реки (русла их) населены различными существами, и что водою заведует особое божество, речные нимфы. У русских, бывших прежде язычниками, удержалось понятие о речных существах под именем «русалок», русоволосых девицах, господствующих в реках.

Вследствие веры в существование русалок, в прежние времена русские приносили жертвы рекам, болотам и колодцам, где предполагалось их пребывание. Теперь же по народному поверью, в течение дней, начиная от Семика до Петрова дня, т. е. в лучшую часть года, когда все цветет, русалки будто бы странствуют на берегах рек в близлежащих лесах и рощах, качаются на ветвях дерев, или разматывают пряжу, похищенную у тех поселянок, которые ложатся спать без молитвы.

Иван Крамской. Русалки.

По народному поверью эти русалки обладают вечной красотой, и входят в любовь с некоторыми мужчинами, поэтому суеверные опасаются Троицкой субботы, когда русалки, бегая по ржам, хлопают в ладоши и распевают: «бух! бух! соломяный дух! мене маты породила, не хрещену положила».

… в четверток перед Троицыным днем, который Россияне именуют Семиком, празднуют еще и поныне молодые деревенские девки с песнями и венками стихотворческим образом древней Славянской богине любви Ладе и сыну ее Диду, поелику, как сказывают, сие празднество и в языческие времена в сей же самый день отправляемо было.

Паллас П.С. Путешествие по разным провинциям .

В эту субботу, по понятию суеверов, будто бы русалки, защекотав мужчин, уносят их в свои жилища, где они оживают и делаются их мужьями. Окруженные невообразимой роскошью, они начинают там новую жизнь, непонятную для живущих на земле, но бывают ограничены только желанием хоть на мгновение оставить водяное царство.

В виду такой опасности, трусливые мужчины накануне Троицкой субботы запасаются разными травами для предохранения себя от обаяния русалок, чтобы не сделаться жителями водяного царства. Некоторые думают, что русалки это души младенцев, умерших без крещения. Другие уверяют, что каждая утопленница может обратиться в русалку, если покойница похожа была на нее при жизни.

Но большинство крестьян считает их нечистыми духами или просто дьявольским наваждением. В некоторых местах в Троицкую субботу делают проводы русалок. С вечера поселяне собираются на полях и поют песни. С наступлением же ночи они бегают по полям с помелами, машут ими по воздуху и кричат: «догоняй! догоняй!»

Только после этого считают безопасным купание в реке, а до прогнания русалок купание в реках признается опасным, ибо тогда купаются сами русалки и всякого неосторожного защекочивают до смерти.

Из сделанного краткого очерка семицкого праздника достаточно объясняется его настоящий смысл. Существенные принадлежности этого праздника составляют: рощи, леса, ветки, березки и др., которые указывают на языческий характер этого народного праздника.

Суходольский Петр Троицын день. 1884

Леса, рощи или дубравы искони служили у нас священными местами, под покровами их совершались заветные таинственные обряды языческого богослужения. Среди деревьев заветных рощ некоторые пользовались в народе особенным уважением, почитались за священные.

К числу этих деревьев относятся: белая береза и липа, которые постоянно упоминаются в семицких обрядовых песнях и играют главную роль в самих обрядах празднества.

Употребление на этом празднике венков из березовых ветвей также указывает на религиозное чествование березы и на языческий богослужебный обряд, совершавшийся в этот праздник.

Таким образом, семицкое празднество с его обрядами представляет остаток грубых древнеязыческих верований и богослужения наших предков-язычников. В нем почти без всякой перемены сохранились те формы, в каких празднество это совершалось у нас в языческую старину.

¹ Скудельница (скудельня), общая могила во время мора, или общая могила погибших по какому-либо несчастному случаю или насильственно, или общая могила вне святой земли (вне кладбища), где погребают самоубийц, пьяниц, утопленников, неопознанные трупы странников. При этой общей могиле обычно существовала часовня (иногда даже церковь), в которой раз в год в Дмитриеву субботу служили панихиды и читали молитвы. Погребение и поминовение убитых, странников или умерших в убогих домах в Древней Руси совершалось в Семик. (Энциклопедия «Русская цивилизация»)

Скудельница - старинное название погоста или кладбища, происходящее от евангельского сказания, по которому Иуда за 30 серебреников купил село скудельниче в погребение странным. (См. Снегирев, О скудельницах или убогих домах в России, М., 1826)

Источники:

Снегирев, III, 101-102
Стоглав
Энциклопедический Словарь Ф.А.Брокгауза и И.А.Ефрона. Семик.
Энциклопедия «Русская цивилизация»
Сахаров. Народные праздники и обычаи. Замечания старых людей по дням и неделям.
Этнографическое обозрение, 1900 г.

admin


Если вы относите себя к верующим людям, и стараетесь соблюдать обряды и обычаи, предписанные церковью, то вам необходимо знать точные даты всех христианских праздников, которые будут в 2017 году. Для этих целей каждый год рассчитывается церковный календарь, способный дать человеку нужные ориентиры.

В этой статье вы сможете найти подробный православный календарь на 2017 год , где указаны дни празднования главных двенадцати дат, которые чтит церковь, не считая Великой Пасхи.

Рассуждая о целесообразности церковного календаря, следует все праздники делить на Господние (приуроченные Иисусу Христу) и Богородичные. Долгожданным и всеми любимым праздник, которого с нетерпением ждет весь православный люд, считается Великая Пасха — день воскрешения Иисуса Христа.

Впрочем, не все праздники припадают на один и тот же день каждый год. Они называются переходящими. В зависимости от того, какого числа Пасха, устанавливается дата таких праздников. Те торжества, которые имеют постоянную дату, нарекли непереходящими. Вот главная особенность церковного календаря, о которой верующий человек должен знать в первую очередь.

Кроме церковных праздников, в православном календаре принято отмечать даты проведения постов. Большинство торжеств, чествуемых церковью, предполагают преодоление специального ритуала — поста. Он помогает очистить душу, разум и впустить с сердце Господа Бога нашего.

Каждый, кто пожелает поститься, должен в добровольной форме отказаться от неподходящей еды и всяческих развлечений. Это обязательное условие поста. Как показывает практика, придерживаться таких несложных правил не сложно и с каждым годом ряды постящихся пополняются новыми “участниками”.

Самый главный пост — Великий Пост. Наступает он сразу перед Страстной Седьмицей, тобишь, перед Великой Пасхой. Исходя от , начало и конец Великого поста каждый год меняется.

Двунадесятые неподвижные (непереходящие) праздники

  • 19.01.2017 — Крещение Господне (Богоявление)
  • 21.09.2017 — Рождество Пресвятой Богородицы
  • 04.12.2017 — Введение во храм Пресвятой Богородицы

Двунадесятые подвижные (переходящие) праздники

  • 09.04.2017 — Вход Господень в Иерусалим
  • 25. 05.2017 — Вознесение Господне
  • 04.06.2017 — День Святой Троицы. Пятидесятница

Перечень недвунадесятых праздников

  • 14.01.2017 — Обрезание Господне
  • 12.07.2017 — Святых апостолов Петра и Павла
  • 14.10.2017 — Покров Пресвятой Богородицы

  • 18.02.2017 — Суббота мясопустная (Вселенская родительская)
  • 11.03.2017 — Суббота второй седмицы Великого Поста
  • 18.03.217 — Суббота третьей седмицы Великого Поста
  • 25.03.2017 — Суббота четвертой седмицы Великого Поста
  • 25.04.2017 — Радоница
  • 9.05.2017 — Поминовение усопших воинов
  • 03.06.2017 — Суббота Троицкая

Церковные посты

Многодневные:

  • с 27.02.2017 по 15.04.2017 — Великий Пост
  • с 12.06.2017 по 11.07.2017 — (Апостольский)
  • с 14.08.2017 по 27.08.2017 — Успенский пост
  • с 28.11.2017 — 06.01.2018 — Рождественский пост

Однодневные:

  • 18.01.2017 — Крещенский сочельник
  • 11.09.2017 — Усекновение главы Ионна Предтечи
  • 27.09.2017 — Воздвижение Креста Господня

Сплошные седмицы (в этих неделях нет поста в среду и пятницу)

  • с 06.02.217 по 11.02.2017 — Мытаря и фарисея
  • с 20.02.2017 по 26.02.2017 — Масленица
  • с 17.04.2017 по 22.04.2017 — Пасхальная седмица

Что такое Великие праздники

Эти праздники чрезвычайно ценятся церковью, и все они отличаются особым торжественным богослужением. Наиболее значимым и самым светлым днем в году для православного люда является Пасха. Она всегда выделяется ярким цветом в церковном календаре.

Этот праздник имеет особый статус и сопровождается наиболее торжественной службой. Дата празднования уникальна для каждого года и высчитывается по солнечно-лунному календарю. Зачастую она припадает на период с 4 апреля по 8 мая.

Другие же праздники можно разделить на двунадесятые и недвунадесятые.

К двунадесятым церковным торжествам относятся 12 особо значимых для церкви событий, связанных с земной жизнью Иисуса Христа и Богородицы. В свою очередь эти праздники делят на:

  • Переходящие или подвижные. Для них ежегодно высчитывается уникальная дата, которая зависит от дня чествования Пасхи и двигается вместе с нею. Всего существует 3 таких двунадесятых праздника.
  • Непереходящие или неподвижные. У этих церковных праздников фиксированная дата — каждый год они припадают на одно и тоже число. Известно 9 таких православных торжеств.

К недвунадесятым праздникам относятся 5 дат, имеющих огромное значение для всего православного народа. Они посвящены рождению и смерти Ионна Предтечи (крестил Иисуса Христа), явлению Богородицы, обрезанию Господню, двум апостолам Петра и Павла, а также памяти святителя Василия.

Православные посты и сплошные седмицы

Теперь поговорим о постах. Пост — это особая форма религиозного аскетизма, успокоение души, тела и разума ради спасения в рамках религиозного воззрения. Постящиеся люди добровольно ограничивают себя в еде, пище и развлечениях. Условно пост можно разделить на несколько видов:

  • Душевные пост — когда человек ограничивает себя от внешних удовольствий и впечатлений. Сюда можно отнести молчание, смирение, успокоение, уединение и молитвенное сосредоточение.
  • Телесный пост — соблюдая его, человек отказывается от большого разнообразия в еде.
  • Духовный пост — постящийся борется со своими “внутренними телесными прихотями”. Духовный пост подразумевает периоды особо напряженной молитвы.

Стоит отметить, что пост телесный без духовного невозможен. Не соблюдая хоть один из вышеперечисленных видов, человек не добьется желаемого результата. Некоторые ученые умы считают, что придерживаясь одного поста, а игнорируя другой, мы только наносим себе вред. Пост — это не только воздержание от пищи.

Иоанн Златоуст (святитель) учит, что настоящий пост является периодом, когда человек отрекается от зла, следит за своим языком, подавляет гнев, усмиряет похоть, прекращает клеветать, лгать и перестает совершать кляствопреступления.

Нельзя считать пост целью, достичь чего-то, ведь он является средством отвлечения от желаний своего тела и помогает сконцентрироваться на будущем и духовном состоянии. Если забыть про все это, пост станет самой простой диетой!

В церковном календаре можно выделить 4 многодневных поста:

  • Великий Пост — самый главный и самый длинный пост у христиан. Его основной целью является очищение и подготовка тела к Пасхе. Пост разделен на четыре части — Четыредесятница, Лазарева суббота, Вход Господень в Иерусалим и Страстная седмица.
  • Петров Пост или Апостольский — летний пост, который раньше еще называли Пятидесятница. По примеру святых апостолов, которые приняли святой дух в день Пятидесятницы, люди начинают поститься. Пост может быть как длинный, так и короткий. Все зависит от того, на какое число выпадет Пасха.
  • Успенский пост — считается самым коротким постом, ведь он длится всего две недели. Посвящен пресвятой Богородице.
  • Рождественский пост — называют еще Филипповским . Его продолжительность составляет 40 дней.

Также существует 3 однодневных поста:

  • Крещенский сочельник
  • Усекновение главы Ионна Предтечи
  • Воздвижение Креста Господня

К тому же, принято поститься по средам и пятницам.

Сплошными седмицами называют недели, во время которых пост по средам и пятницам отменяется. В церковном календаре существует 5 таких седмиц — Святки, Сырная (мясо запрещено), Троицкая, Пасхальная, Мытаря и фарисея.

Дни особого поминовения усопших

В эти дни принято вспоминать всех усопших христиан, приходить на могилы умерших родственников, молиться о них. Это такие дни, как Вселенская родительская суббота, 2-4 суббота Великого поста, Радоница, Поминовение усопших воинов, Дмитриевская и Троицкая субботы.

Январь

с 28.12.2016 года по 06.01.2017 года Рождественский пост

06.01.2017 — Сочельник или Навечерие Рождества Христова

07.01.2017 — Рождество Христово

с 07.01.2017 по 17.01.2017 — Святки

14.01.2017 — Обрезание Господне. Праздник Нового года по старому стилю.

18.01.2017 — Крещенский сочельник или Навечерие Богоявления Господня

19.01.2017 — Крещение Господе или Святое Богоявление

25.01.2017 — День памяти великомученицы Татьяны или Татьянин День

Февраль

15.02.2017 — Стретение Господне

с 05.02.2017 по 26.02.2017 — Триоды. Подготовка к Великому Посту

с 06.02.217 по 12.02.2017 — Неделя о мытаре и фарисее

12.02.2017 — Неделя о блудном сыне

с 13.02.2017 по 19.02.2017 — Мясопустная неделя

18.02.2017 — Вселенская мясопустная Родительская суббота

с 20.02.2017 по 26.02.2017 — Масленица или Сырная неделя

26.02.2017 — Прощенное воскресение

С 27.02.2017 года по 15.04.2017 года — Великий Пост

Март

09.03.217 — Обретение Головы Ионна Предтечи

22.03.2017 — Сорок Севайстийских мучеников или Жаворонки

11.03.2017 — Родительская вселенская суббота 2-й недели Великого поста

18.03.2017 — Родительская вселенская суббота 3-й недели Великого поста

25.03.2017 — Родительская вселенская суббота 4-й недели Великого поста

Апрель

07.04.2017 — Благовещение Пресвятой Богородицы

08.08.2017 — Лазарева Суббота

09.04.2017 — Вход Гоподень в Иерусалим (Вербное воскресение)

16.04.2017 — Пасха (Светлое Воскресение Христово)

с 16.04.2017 по 22.04.2017 — Сплошная Светлая Пасхальная седмица

С 23.04.2017 года по 11.06.2017 года — Весенний мясоед

с 23.04.2017 по 29.04.2017 года — Радоницкая неделя или Красная горка

23.04.2017 — Антипасха

25.04.2017 — Радоница или Родительский день

Май

09.05.2017 — День поминовения усопших

23.05.2017 — Симон Зилот

25.05.2017 — Вознесение Господне

Июнь

01.06.2017 — Семик (седьмой четверг после Пасхи)

03.06.2017 — Троицкая суббота

04.06.2017 — День святой Троицы

с 05.06.2017 по 11.06.2017 — Троицкая седмица

07.06.2017 — Обретение главы Ионна Предтечи

08.06.2017 — Троицкая седмица

С 12.06.2017 года по 11.07.2017 года — Петров пост

Июль

Ночь с 06.07.2017 на 07.07.2017 — Праздник Ивана Купала

07.07.2017 — Рождество Ионна Предтечи

08.07.2017 — День Петра и Февронии

12.07.2017 — Святых первоверховных апостолов Петра и Павла

С 12.07.2017 года по 13.08.2017 года — Летний мясоед

Август

02.08.2017 — Ильин день

14.08.2017 — Медовый спас

С 14.08.2017 по 27.08.2017 — Успенский пост

19.08.2017 — Преображение Господне. Яблочный спас

28.08.2017 — Успение Пресвятой Богородицы

С 28.08.2017 года по 27.11.2017 года — Осенний Мясоед

29.08.2017 — Ореховый Спас

Сентябрь

11.09.2017 — Усекновение главы Ионна Предтечи

Что еще почитать