Что делать, если ребенка напугал мультфильм . Восемь причин, по которым появляется комплекс «я плохая мать

Включаете ребенку мультфильм, чтобы наконец отдохнуть, а он прибегает через 5 минут весь заплаканный. И не потому что в мультике было что-то грустное и вызывающее слезы, а потому что он испугался. И теперь он не хочет смотреть этот мультик, спать по ночам и еще выбросьте все игрушки в виде мышей, пожалуйста.

Наверное, у каждого есть такая фобия из детства. Кто-то боялся «Ежика в тумане», кто-то до сих пор с мурашками вспоминает Бармалея, а кто-то не пересматривает «Буратино» из-за Карабаса-Барабаса. Как сделать так, чтобы у наших детей не осталось таких пугающих ассоциаций?

Редакция Tlum.Ru разбирается, что делать, если ребенок сильно испугался чего-то в мультфильме, и приводит примеры подобных историй с форумов и соцсетей.

Если дело в сюжете

Для начала надо разобраться, чего именно испугался малыш. Если вы не были рядом, пока он смотрел мультфильм, предложите посмотреть его вместе еще раз или просто спросите, что именно напугало ребенка. Это может быть какая-то неприятная ситуация (темный пугающий лес или момент, мучительный для героя), пугающий персонаж, возможно дело в стиле анимации или в звуковом сопровождении. Вариантов может быть очень много.

Если ребенка испугала страшная ситуация, которая потом в мультике разрешится хорошо, лучше всего попробовать перемотать пугающий момент и показать, что будет дальше. Например, лучшие друзья ссорятся, и малыш от этого начинает плакать. Остановите кадр и объясните, что ссоры иногда случаются, куда же без них, но, если друзья настоящие - обязательно помирятся. И перемотайте на тот момент, где ситуация благополучно разрешается.

Эту сцену можно включить в игру, обыграв ее по-своему. Например, та же ссора - попробуйте показать на примере игрушек или какой-то сказки, как протекает ссора. Вот конфликт - и вот его разрешение. Играйте в эту ситуацию столько, сколько нужно, чтобы убедиться, что у ребенка нет отрицательной реакции на такие действия.

В следующий раз, если ребенок захочет пересмотреть мультфильм, попробуйте не перематывать страшную сцену. Но если малыша все равно расстраивает этот момент, лучше не показывайте ребенку или его, или весь мультфильм (серию).

Если дело в герое

Если дело в плохом персонаже, который делает пакости, пугая этим малыша, то тут очень помогает додумывание. Сядьте с ребенком и подумайте, а почему этот медведь так плохо себя ведет? Если в мультике нет подсказок, то придумайте сами: например, его кто-то обидел, поэтому он злится и хулиганит, а после мультика он исправится и станет дружить с героями.

Игра, как и в случае с ситуацией, тоже вам поможет. Возьмите на себя роль «злодея» и покажите его со смешной стороны, добавьте ему самому страхов и недостатков, чтобы малыш понял - бояться совершенно нечего.

Если ребенку не нравится герой, но не за его характер, а за то, как он выглядит, то тут особо ничего не исправить. Если дети решили, что Чебурашка уродливый и страшный, то вряд ли на них подействует довод: «Ну он же хороший!». Просто откажитесь от того, что не нравится вашему малышу. Пусть смотрит то, что визуально его привлекает.

Не решаем за детей

В любом случае очень важно докопаться до истины и выяснить причину. Иногда результаты могут быть весьма неожиданными. Если ребенок плачет на моменте, когда Волка из «Ну, погоди!» начинает преследовать лев, который был в маске зайчика, это вовсе не значит, что ребенок боится львов. Может быть он боится, что под одним лицом окажется другое. И ваша антильвиная терапия ему никак не поможет.

Родители очень часто решают, что знают причину слез, и начинают внушать ее ребенку. Например, малыш заплакал на моменте, когда герои оказались в темном лесу, где воют волки. Мама знает, говорить детям, что ночью в лесу не опасно - неправильно, поэтому убеждает малыша, что хоть герои и зря пошли одни ночью в страшный, темный лес, с ними все будет хорошо.

На ребенка воздействует фраза «страшный, темный лес», и за грибами он больше с вами не пойдет. Хотя, если бы мама спросила, что его напугало, он бы сказал «я не понял, что это за звук» или «мне показалось, что там была тень», или даже «не хочу останавливаться, но хочу в туалет». В общем, что-то другое, совсем не то, от чего малыша начали «спасать». По итогу он будет бояться и того, и другого. Так что, когда малыш испуган, первым делом спрашивайте его: «Что тебя напугало?».

Истории родителей

«Мой ребенок испугался Няни из Смешариков. Той самой, которая всех занянчит. А белконоидов из Черепашек не боится. Так что не угадаешь».

«Помню в одной передаче рассказывали про такие страхи: нужно перетянуть врага на свою сторону! придумайте легенду про этого монстрика (ну, что он там во рту у человека что-то полезное делал, зубки лечил или от боролся с вирусами изнутри). Можно купить игрушку или просто нарисовать его. Как он находит себе семью белок, и они его принимают как своего родного (как в маме для мамонтенка). А можно придумать историю, как он перевоспитался и присоединился к черепашкам-ниндзя) Короче, что он хороший, просто стесняется своего облика и пытается хулиганить, но вы его пригрели, и он перешел на сторону добра)))».

«Просто не показывайте больше этот мультик и все! У каждого ребенка свой мультик-„ужастик“, мой даже в Лунтике находит страшные серии и не смотрит их!».

«Для моего сына нет ничего страшнее Чебурашки. Со временем поняла, что его не ушастый мутант пугает, а куклы в мультиках, потому что на 38 попугаев в итоге тоже реакция плохая. Он боялся, что игрушки по ночам оживают. Просто перестали такие мульты смотреть и со временем прошло».

«Моя дочка в мультике «Ну, погоди» (на пароходе) увидела, что выключается свет, что заяц пугает волка тенью от своих рук и очень сильно этого испугалась. Стала любых теней бояться. Мы вышли из положения таким образом: устроили сами дома театр теней и малыш показывал папе «спектакль», который записывала на камеру, затем показали малышу что получилось. Дочка поняла, что сама делала тени и успокоилась».

«Ребенок может бояться предстоящих неприятностей по сюжету. Вы не пробовали быстренько промотать мультик, пересказывая его своими словами, порадоваться, как все здорово закончится, а потом уже показать полную версию?».

«У меня дочь в вашем возрасте испугалась обезьяну из Истории игрушек-которая била в тарелки… плакала ночью, боялась вставать и ходить в темноте… продолжалось пока я ее в хорошее настроение и днем уговорила посмотреть этот отрывок вместе и разобраться. все прошло …».

Хороших и нестрашных вам мультфильмов!

Несколько лет назад российские продюсеры анимационных фильмов начали задумываться о создании 3D-картин. Первый российский 3D-мультфильм «Наша Маша и волшебный орех» вышел в 2009 году, а первый большой успех на этом рынке пришёл к мультфильму «Белка и Стрелка. Звёздные собаки», выпущенному в 2010 году. 3D-сериалы «Маша и медведь» и «Фиксики» сейчас пользуются огромной популярностью и даже успешно конкурируют с западными детскими мультфильмами. Как результат бурного роста индустрии, она как никогда нуждается в 3D-аниматорах.

Профессии в области 3D-графики не только невероятно перспективные и высокооплачиваемые, но и очень разнообразные: например, 3D-моделирование и 3D-анимация требуют разных навыков. О 3D-моделировании мы , на этот раз Look At Me разбирается, какими навыками и талантами должен обладать человек, решивший посвятить свою жизнь 3D-мультипликации.

Денис Буйе об образовании и мечтах аниматоров

Я решил стать 3D-аниматором, когда мне было 15 лет. Каждые выходные по обучающему каналу показывали передачу о спецэффектах в кино: куклах, зелёном экране и основах 3D. Мне это казалось чем-то потрясающим, магическим. Тогда я начал тестировать разные эффекты при помощи своей плохенькой веб-камеры. Вместе с братом мы имитировали взрывы или делали оптические иллюзии - он был гигантским, а я очень маленьким. Совсем не обязательно иметь дорогое оборудование или где-то специально учиться, чтобы начать заниматься 3D-анимацией. Конечно, если хочется работать в индустрии, необходимо подучиться, чтобы понять, как делать всё правильно, но это уже следующий этап.

Вообще академическое образование важно: ты быстрее всему учишься и приобретаешь необходимые в индустрии связи. Выбирая для себя высшее учебное заведение, нужно обращать внимание на работы студентов и выпускников этого вуза. Но даже поступив в вуз, нельзя отказываться от самообразования, необходимо постоянно себя мотивировать, работать над чем-то, создавать что-то новое. Каждому 3D-аниматору необходима своя коллекция вдохновляющих работ коллег - нужно собирать понравившиеся картинки, хранить их в одном месте, смотреть на них постоянно. Во-первых, это может вдохновить на что-нибудь своё, а во-вторых, подтолкнуть на ещё более активную работу над собой: всегда хочется научиться делать так, как умеют супермастера.

Иван Пшонкин о том , что компьютер
не поможет тем, у кого нет вкуса

Иван Пшонкин

3D-аниматор и режиссёр студии «Аэроплан», работает над анимационным сериалом «Фиксики», участвовал в создании мультфильмов «Белка и Стрелка», «Алёнушка и Ерёма», «Незнайка и Барабас»

Моим первым учителем стал Леонид Каюков, которому я очень благодарен, - он взял меня в свою команду анимации на «Союзмультфильм» практически с улицы, прорисовщиком. Примерно в 2005 году я принял участие в проекте «Маша и волшебный орех» - с этого началась моя работа в трёхмерной анимации. В это время 2D-мультфильмов было очень мало, так что пришлось переквалифицироваться из 2D-аниматора в 3D. Сейчас я режиссёр и аниматор на студии «Аэроплан», в данный момент мы работаем над проектом «Фиксики».

Некоторые люди про 3D-анимацию думают: «Компьютер за меня всё сделает». Это не так! Стоит иметь ввиду, что 3D-программы не сильно облегчат процесс анимирования. Чтобы сделать хорошую сцену, придётся так же, как и в рисованной анимации, следовать законам, знать их, иметь художественный вкус. Вообще сейчас компьютерная анимация старается всё больше походить на рисованную, и ей это здорово удаётся.



Кадры из мультфильма Ивана Пшонкина The devil knows

Важно понять, что 3D-программа, будь то Maya , 3d max или XSI , - это всего лишь инструмент, как карандаш или кисть, при помощи которого вы создаёте свою работу. Поэтому надо хорошо изучить эти программы, чтобы потом техническая составляющая не стала проблемой, - курсов и литературы сейчас предостаточно. Для начала стоит поставить программу и найти обучающий материал. Потом скачать бесплатного персонажа (такие есть в Сети) и попробовать его санимировать.

Для тех, кто мечтает работать над полнометражными мультиками, замечу, что в индустрии, по сравнению с предыдущими годами, упор сместился с полных метров на производство сериалов. Изменился ритм производства: работа над полным метром более размеренная, у сериала же есть жёсткие сроки - это дисциплинирует.

Марат Давлетшин о том , как важно быть
наблюдательным и не прекращать учиться и узнавать новое, даже устроившись на хорошую работу

Марат Давлетшин

Ассистент аниматора на студии Disney, работал аниматором на проекте The Walking Dead: The Game, а также аниматором на полнометражных лентах «Смешарики. Начало» и «Белка и стрелка»

Я учился в техникуме, совершенно не связанном с искусством. В последний год учёбы я был настолько увлечён компьютерной графикой, что совсем забросил свои основные занятия. С трудом защитил диплом и начал готовиться к поступлению во ВГИК. Начал делать свой первый короткий метр в 3D, сделал кое-какие тесты персонажей, локаций и выложил короткий трейлер на всеобщее обозрение на форуме cgtalk.ru , который, к сожалению, уже не существует. Я торопился закончить фильм, чтобы отправить его для вступительного экзамена во ВГИК, но внезапно получил письмо от питерской студии «АЛС-групп», которая занималась 3D-играми для слот-машин - они предложили мне работу и обучение на студии. Я согласился не задумываясь. Так началось моё профессиональное путешествие, мне было 19 лет.

Повзрослев, я поехал учиться в Сан-Франциско, в Animation Collaborative - это школа анимации, которая находится прямо напротив студии Pixar, художники оттуда приходили к нам преподавать. Сейчас я работаю на студии Disney в роли ассистента аниматора, в ноябре должен выйти наш анимационный фильм Frozen («Замёрзшая сердцем»). При этом я не прекращаю своего обучения: на студии постоянно проводят мастер-классы и курсы для аниматоров.

Будущему мультипликатору очень важно определиться, почему он выбрал именно 3D: можно использовать миллион других техник, чтобы выразить свою идею, и 3D - одна из самых сложных из них, особенно если осваивать её в одиночку. Но, кстати, могу сказать, что Disney и Pixar вообще не смотрят, умеешь ли ты пользоваться компьютером, при приёме на работу. Главное - чтобы в твоей анимации была жизнь, оригинальность и интересная актёрская игра.

Если мы говорим об узкой специализации, профессии персонажного аниматора, то 3D - это самый гибкий инструмент в руках художника, с помощью которого можно выразить любую эмоцию и любое чувство, добавив к этому художественный стиль и чистоту исполнения.

Пару недель назад я наблюдал, как у книжной палатки люди выбирали книги. Вроде ничего особенного, но если присмотреться, можно увидеть персонажа за каждым из них. Один, важный и гордый, перебирает книги, не открывая их - сразу видно, что судит по обложкам. Второй тщательно вчитывается, листает и держит книгу близко к лицу, щурясь. Наверное, книжный червь. Третий вообще разговаривает по телефону и перебирает книги не глядя, видимо, просто нашёл, чем занять руки во время беседы. Аниматор должен такое подмечать - он должен быть любознательным, наблюдательным и открытым. Невозможно стать аниматором, если ты просто сидишь дома и смотришь мультфильмы - так ты просто начинаешь копировать то, что смотришь. Вокруг нас кипит жизнь: в парке, в кафе, в аэропорту, в гостях у друзей, - эту жизнь необходимо запечатлеть, и рисование в этом отличный помощник.

Вы наверняка сталкивались с тем, что, посмотрев какой-то мультик или мультсериал, ребенок может пересматривать его по 100 раз. У родителей уже нервный тик при звуке заставки начинается, а детям весело и хорошо.

Нормально ли то, что ребенок не хочет смотреть ничего кроме одного любимого мультика? Нужно ли что-то с этим делать?. Приводим для вас мнение психологов и родителей с форумов и соцсетей.

В чем причина?

Причин, почему ребенок раз за разом смотрит один и тот же мультфильм или фильм, может быть несколько. Первая - ребенок пытается самостоятельно разобраться с какой-то проблемой, описанной в этом мультфильме. И чтобы понять, что происходит, почему, кто и как в такой ситуации поступает - ребенок пересматривает эту картину. Ведь и мы часто повторяем ребенку, что перед едой надо мыть руки, чем больше раз повторить, тем лучше запомнится. С мультфильмами то же самое.

Вторая причина - ребенок борется со своими страхами. И поэтому наблюдает за тем, как его побеждает главный герой, переносит этот опыт на себя. Он пытается понять основные жизненные правила и не бояться тех ситуаций, которые возникают в данном мультфильме.

И третья, самая очевидная - ребенку просто нравится этот мультфильм! Вспомните себя в детстве, разве вы не бросались к голубому экрану на каждую серию ? У современных детей чуть больше возможностей, они могут не ждать мультик, сидя у телевизора, а включить его, когда хотят. А хотят они всегда, потому что дети любят повторять одни и те же действия раз за разом, для них это комфортное времяпрепровождение, они точно знают, что их ждет и это их не испугает. Поэтому они и любят один и тот же мультик, играют в один и тот же конструктор и повторяют одни и те же фразочки.

Не вредно ли это?

В основном, пересматривание мультфильмов совершенно безвредно. Если, конечно, сам мультфильм не наносит травму психике ребенка. Ребенок перенимает правильные нормы поведения и грамотно поставленную речь у героев, учится делать выбор в сложной ситуации. Мультфильмы обучают детей жизни, как и книги.

Но в некоторых случаях, родителям стоит присмотреться к своим детям. Насторожиться можно, если ребенок смотрит раз за разом то, что ему не нравится. Вы видите, что он боится или становится агрессивен после просмотра, но все равно просит включить именно этот мультфильм. В данном случае ребенка, скорее всего, очень беспокоит происходящее на экране, возможно он чего-то не понимает, что-то его пугает. Спросите, почему он смотрит этот мультик, что ему там нравится, что не нравится, и попытайтесь выяснить причину тревожности.

ДЕТИ, КОТОРЫЕ НЕ ЛЮБЯТ МУЛЬТИКИ

Многие родители на форумах нагоняют волну паники, говоря, что просмотр одних и тех же мультфильмов - признак аутизма, но это не совсем так. Это может быть признаком аутизма, но далеко не основным, кроме этого должно быть еще очень много других симптомов. Если ваш ребенок кроме просмотра одних и тех же мультфильмов еще и смотрит в одну точку, не откликается на свое имя и ведет себя странно, только тогда можно задуматься о таком диагнозе, в остальных случаях - ребенок просто хочет посмотреть этот мультфильм. Без паники.

Что делать, если вы хотите это прекратить?

Если вы уже не можете выносить просмотр того или иного мультфильма, а ребенку он все еще не надоедает, можно попробовать поговорить с ним об этом и заинтересовать чем-то другим. Это может быть какая-то совместная деятельность (в идеале - на основе этого же мультфильма) или просмотр чего-то другого, но схожего.

Например, вы узнали, что ребенку в мультфильме больше всего нравится то, как трусишка становится храбрецом. Вспомните похожие сюжеты в других лентах и предложите посмотреть их вместе, чтобы узнать, а как другие герои справляются со своими страхами? Постарайтесь показать максимальную заинтересованность, посмотрите этот мультик вместе.

ПЛЮСЫ И МИНУСЫ ДЕТСКОГО ФАНАТИЗМА

Запрещать пересматривать мультфильм не стоит, только если это не обычный для вас запрет вроде: «Мультики только по часу в день». Но никаких: «Больше мы это смотреть не будем, потому что мне надоело». Это нечестно по отношению к ребенку. А если уговоры не помогают - терпите, рано или поздно ваш малыш переключится на что-то другое.

Мнение родителей

А как мамы и папы относятся к тому, что их дети смотрят одно и то же, как они справляются с тем, что видеть этого больше не могут? Мы собрали мнения родителей с форумов и соцсетей.

«Мне каж-ся, что дети не могут с 1го раза „переварить“ сюжет, поэтому им необходимо несколько просмотров, тем более дети смотрят очень внимательно, подмечая каждую мелочь, анализируя. Дочка по 100 вопросов может задать по одной сцене или по одному выражению».

«Помню, нам в пед. училище психолог рассказывал, что если ребенок требует читать какую-нибудь книжку много раз, значит, в этом сюжете что-то есть для ребенка важное, терпеть и читать… думаю, про мультики то же самое».

«Вспоминаю себя в детстве. Тысячу раз смотренные мультики не надоедали! А повторение дети любят, потому что им нужна стабильность, это как с ритуалами укладывания. Стабильно-значит хорошо, спокойно, мир не перевернулся. Это своими словами, но из какого-то умного источника».

«Многим детям нравится что-то одно. Насколько я знаю, у Лунтика столько серий, что можно целый год смотреть не повторяясь. Предлагайте ребенку и другие мультфильмы, может хотя бы один из них ему придется по душе».

«Да-да, и мультик один и тот же смотрит, и сказку одну и ту же просит рассказать на ночь, и книгу одну и ту же помногу раз перечитывает. Такова природа человеческая. Только у одних это больше выражено, у других - меньше. Я и сама в сотый раз любимые книги и фильмы пересматриваю. А вы себе попробуйте при ребенке поставить интересный мультик. И от души им насладитесь. Может, и ему захочется».

САМЫЕ ДЛИННЫЕ МУЛЬТСЕРИАЛЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ

«Этот мультик заинтересовал малыша. Он пытается его изучить в деталях. Мультфильм доставляет ему удовольствие. Это естественно для деток дошкольного возраста. Если Вас именно этот мультик „достал“, стоит предложить малышу другой для совместного просмотра и обсуждения. Возможно, Ваш ребенок заинтересуется новым фильмом, но и его он будет пересматривать снова и снова. Если Ваши усилия зашли в тупик, а ребенок упорствует, попробуйте подробно расспросить малыша о любимом мультфильме. Беседа должна помочь крохе более полно понять информацию из фильма и перейти на еще не изученный».

«Переживать об этом не стоит. Посмотрите вместе с ребенком мультик, обратите внимание на эмоции, которые в него появляться во время просмотра. После, поговорите, что ему запомнилось, какой любимый момент и ситуация станет понятной».

«Через это проходят все дети. Относитесь к происходящему спокойно. Пройдет время и ребенку это самому надоест».

«Маленькие детки (в определенном возрасте) очень любят одни и те же сказки, диафильмы (у нас вместо мультиков были), потому, что это вселяет в них уверенность. Они иногда с опаской относятся к чему-то новому. Потом это проходит. Но год смотреть одно и тоже - не совсем здорово, как мне кажется: они должны накапливать больше информации и впечатлений».

Это интервью с двукратной чемпионкой мира корреспондент РИА Новости Андрей Симоненко сделал давно. Еще до смены произвольной программы, травмы и всех драматических обстоятельств, через которые фигуристке предстояло пройти на пути к . Тогда все думали, что золотой. Но нет никаких сомнений - Медведева с серебром отвечала бы на те же вопросы так же. Собственно, на главный вопрос, комментируя второе место, она так и ответила.

Говорила маме: "Хочу, чтобы все на меня смотрели"

- Женя, с чего начинался ваш путь в фигурном катании?

Я не помню свой первый выход на лед. Вообще, абсолютно. Первые два года своего катания, а это было в возрасте с трех до пяти лет, я тоже не помню. Самое раннее, что вспоминается, у нас на катке проходили показательные выступления. И девочки, которые были старше меня, делали на льду "винт" - когда вращаются быстро-быстро, с двумя руками наверх. И у меня от этого был шок - как они крутятся так быстро?!

- А ведь для профессионального фигуриста это же один из самых простых элементов.

Да. Но в том возрасте я это совсем по-другому воспринимала.

Получается, вы пришли в фигурное катание не так, как многие другие спортсмены, которые увидели кого-то на льду и захотели попробовать так же?

Меня привели на каток мама с бабушкой. Мама была фигуристкой.

- Освоить тот самый "винт" долго было пределом мечтаний?

Да я как-то на этом "винте" не зацикливалась, - смеется Медведева. - Это не то, что меня мотивировало.

- А что тогда? Изящно кататься в красивом платье?

Вот это было. Сама не помню, но мама мне рассказывала, как я ей говорила: "Хочу выйти на середину льда в платье с блестками, и чтобы меня осветил луч софита. И чтобы все на меня смотрели".

- Кстати, хотел спросить, вы участвуете в дизайне своих ледовых нарядов?

В основном, мой выбор - это цветовая гамма. Наверное, все заметили, что я люблю достаточно темные, пастельные цвета. У меня было много платьев серо-синего оттенка. Мне кажется, этот цвет мне идет.

- Но вы в предыдущем сезоне еще и создавали тренировочные костюмы.

Это, скорее, было такое дуновение вдохновения. Но вообще не могу себя назвать человеком не творческим, стараюсь себя в этом плане развивать. Сегодня я рисую, завтра я вышиваю, послезавтра я сошью себе перчатки для тренировки, послепослезавтра свяжу себе гетры, в которых буду ходить. Могу сидеть-сидеть, а потом подумаю: "Так, я хочу шить", пойду, возьму иголку и сошью себе что-нибудь. Это в моем репертуаре.

- Времени хватает и на это?

А я прямо в перерыве между тренировками иногда шью. И после тренировок.

- Отвлекаетесь таким образом от рутины?

Да я бы не сказала. Просто я думаю, что если что-то попробую и у меня это получится, то я себя как-то разовью.

- Самые первые соревнования помните?

Помню, что первую свою золотую медаль завоевала в Ростове-на-Дону. Это были мои то ли вторые, то ли третьи соревнования в жизни. Программу тогда откатала очень плохо, но счастью не было предела, потому что у меня была блестящая золотая медалька.

- Блестки на платьях, блестящая медалька, внешние эффекты.

Да, - смеется Женя.

На судей не обижаюсь: там, где я училась, они преподавали

- Как вам удавалось совмещать тренировки и учебу?

С трудом. Индивидуальное расписание в школе, до тренировки могла успеть позаниматься с учителями. Справились, ура!

- И ЕГЭ сдали, и поступили…

В РГУФК, учиться на тренера.

- Были моменты, когда не то чтобы хотелось фигурное катание бросить, но сомнения возникали - зачем оно мне?

В детстве такого точно не было. Правда, мама мне рассказывала, что однажды я пришла с тренировки домой, швырнула в стенку коньки и заявила: "Я больше не буду кататься". Но я этого не помню. А если я этого не помню, значит, этого не было!

- Мама не рассказывала, как отреагировала на заявление, - не ремнем?

Нет, у меня родители никогда к таким методам воспитания не прибегали. Разговаривали всегда со мной. Воспитание шло через разум. Но возвращаясь к вопросу, хотела ли я фигурное катание бросить - правда, не помню такого. Всегда знала, что фигурное катание - это мое.

У вашего тренера Этери Георгиевны Тутберидзе есть знаменитый рассказ о том, как она валяла вас по льду, держа за ноги, когда вы плохо тренировались и падали.

Как же мне было обидно, как я злилась тогда… Ух! Но, в принципе, все для этого и делалось, чтобы я разозлилась и пошла тренироваться.

Вы всегда говорили, что выигрывать вам не так важно, как чисто кататься. Но все же: если вы не на первой строчке, это мотивирует?

У меня такая система мышления: если ты исполняешь чисто свои программы, то ты делаешь свой максимум. А этот максимум уже оценивается судьями. Если ты каждый день работаешь и поднимаешь свою планку, то и техническая оценка, и компоненты должны расти. Если ты становишься сильнее и в физическом плане, и в психологическом, укрепляешь свое тело и разум, от этого будут расти оценки. Все взаимосвязано. Так что мысли "ах, я не первая, пойду убьюсь о стенку" у меня быть не может.

- Значит ли это, что вы никогда не обижаетесь на судей?

Никогда не обижаюсь. Я так говорю: "Там, где я училась, они преподавали". Да, ощущения бывают обманчивы, тебе кажется, что ты классно откатала, а на самом деле тут недокрут, там неправильное ребро на прыжке. А от технической оценки зависят и компоненты. Так что я все принимаю к сведению и работаю.

Мысли о том, что вы находитесь в очень и очень субъективном виде спорта, к вам приходили, или та система мышления, о которой вы рассказали, их исключает?

Я не могу сказать, что наш вид спорта - одиночное фигурное катание - субъективный. Не могу так сказать. У нас есть перечень элементов, есть оценки за них, четкие понятия, сколько ты получишь за исполнение. Ошибся - баллы у тебя вычтут. Так что я думаю, что наша разновидность фигурного катания достаточно честная.

Перед стартом я кусаюсь

Вы рассказывали не раз, что перед стартом в наушниках погружаетесь в особое состояние, в котором можете не заметить стоящего рядом знакомого. Этому пришлось учиться?

Отчасти да. Но вообще я сама к этому пришла. Методом подбора того, что нужно моему мозгу, чтобы настроиться на старт. Какая музыка, нужна ли она вообще. Методом тыка определилась. Но перед стартом ко мне действительно лучше не подходить, потому что я кусаюсь, - смеется Медведева.

- Почему? У вас в глазах программа? Соперницы, которых вы хотите выйти и растерзать?

Основная моя мысль в таком состоянии - мне абсолютно все равно, кто на меня смотрит и как на меня смотрит. Состояние, как будто я под таким особым куполом. Я прекрасно понимаю, что мне сейчас надо выходить на лед, будет разминка, там зрители. Но тебе при этом абсолютно все пофигу. Да, может быть, я хожу в этот момент со злым лицом, пою в голос, скачу, танцую. На меня люди смотрят как на сумасшедшую, но… Меня это не волнует!

- А если в этот момент к вам подойдет Этери Георгиевна?

Тренер - единственный человек, с которым я разговариваю перед стартом.

- На льду это состояние продолжается?

Конечно, для этого я и настраиваюсь.

- Фигуристы иногда рассказывают, что способны мгновенно найти на трибунах своих родных.

Я не могу.

- Получается, вам неважно, есть мама на трибуне или нет?

Нет. Я под куполом. Наушники снимаю, на лед выхожу, а купол остается.

- А когда программа заканчивается?

Купол разбивается. Я начинаю видеть зал! Музыка закончилась, и я вдруг вижу: как ярко, как много людей. Здравствуй, мир!

- За все время выступлений где больше всего было радости после проката?

На чемпионате мира в Бостоне. После короткой программы я там шла третьей, выступила не очень хорошо. Залез таракан в голову, чесал изнутри черепушку. Вот после того как в произвольной программе себя преодолела, очень радовалась.

У вас в программах все последние годы есть драматические истории - иногда философские, иногда очевидные. Настроение, с которым вы катаетесь, навевается этими историями?

Я всегда стараюсь во всем находить середину. Никогда полностью не погружаюсь в музыку, потому что может пострадать техническая часть. Точно так же никогда не зацикливаюсь на технической части, потому что может "полететь" интерпретивная часть. В образ я, конечно, погружаюсь, но как подводная лодка. Сама погрузилась, а перископ - вот он, на поверхности.

Сложно было перейти от простеньких юниорских программ к тем историям, которые вы сейчас рассказываете на льду?

Это в первую очередь было очень интересно. Я тогда, если честно, вообще не отличала юниоров от взрослых. И первым серьезным опытом для меня стала программа под "Мелодии белой ночи". Но я люблю все свои программы и всегда вживаюсь в них.

Влюбилась в героя аниме

- Все уже знают про вашу любовь к Японии. С чего она началась - с картинки, книги, мультфильма?

Посмотрела мультик "Ходячий замок Хаула". Я в главного персонажа этого аниме, Хаула, как сейчас помню, просто влюбилась. Даже диву давалась: как люди создают рисованного персонажа, который вызывает чувство влюбленности! Это было очень классно! С тех пор мое увлечение Японией изменилось, стало шире, но когда меня спрашивают, с чего все началось, вспоминаю тот самый мультфильм. Не знаю, сколько раз я его пересмотрела.

- Вас даже одевали героиней аниме…

Сейлор Мун. Ко мне два раза приезжала создатель этого сериала Наоко Такэути.

- Сказала: "Натуральная Сейлор Мун"?

Да, очень много подарков мне подарила: одежда, косметика, все, посвященное "Сейлор Мун".

- В наушниках японская музыка перед выступлениями?

Я много слушаю группу Hi-Fi Camp, это японская рок-группа. Но в основном в моем плейлисте K-Pop, корейская поп-музыка. Если за мной внимательно наблюдать перед соревнованиями, то можно догадаться, какую песню я в данный момент слушаю. Потому что у групп K-Pop в клипах к песне обязательно есть какой-то танец. И я этот танец всегда хотя бы слегка заучиваю. Так что как только слышу припев, танцую - и иду дальше. Не просто абстрактные движения делаю, а конкретный соответствующий песне танец.

- Какой ваш любимый город в Японии?

У меня есть небольшой список любимых городов мира, и на первом месте в нем Токио. Это огромный мегаполис, все постоянно в работе, но при этом настолько спокойно! Да, суета, но ты ее не чувствуешь. Все довольные ходят, радостные.

- И даже когда по пятницам вечером напиваются, все равно радостные.

Все всегда на позитиве. А второй мой любимый город - это Барселона. Я там была уже много раз. А третий город - Сеул. Там очень просторно. Много построек, но пышная природа, растения совсем другие, и намного больше пространства, чем в Японии.

Не могу не спросить - есть ощущение, что Япония в какой-то степени стала вашей второй родиной, очень близкой вам страной?

Мне, если честно, задавали несколько раз вопросы, не хочу ли я выступать за Японию, и я впадала в такое вопросительное состояние… А что, похоже, что ли? Нет, я патриот! Я безумно люблю свою страну, горжусь тем, что я русская, но при этом стараюсь быть человеком мира.

Вопрос психологу

Не имеет значения кто этот персонаж. Просто из-за осознания того, что я никогда не встречусь с ним заставляет меня нервничать и я не могу нормально спать. Это как настоящая любовь . Со мной уже не первый раз.Мне кажется, что это какой-то сдвиг. Мне 16. Но думаю, что возраст особой роли не играет.
Моя первая "любовь" длилась почти год. И это случилось опять. Конечно это приятно кого-то любить, но не так же. У меня была настоящая подружка. Я её любил ни чуть не меньше.
Я не понимаю что делать

Здравствуйте Артур, ваша влюбленность в персонажи -приятные,но все же вымышленные говорит о вашем богатом воображении, умении фантазировать, скорее вы более тонкий по натуре, творческий человек. Возможно ваши героини соответствуют вашим критериям-красивые,добрые, понимающие и конечно в ваших воображениях,отвечают вам взаимностью Это вам нравится и вы чувствуете свою уверенность. В реальной жизни есть определенные страхи и присутствует неуверенность в себе и в своих возможностях. То,что у вас была девушка в реальности и то что вы испытывали к ней такие же сильные чувства уже замечательно. Вам стоит больше уделять свое внимание девушкам из настоящей жизни, ведь здесь вы можете строить серьезные и долгосрочные отношения со всеми ее плюсами. Мультяшные же персонажи из области выдумки и даже несмотря на свои красивые внешние данные и умение двигаться на экране и говорить при этом, они все равно остаются творением тех же людей-кто то их рисует или аннимирует, кто то говорит за них своим голосом, а кто то создает монтаж,кто то пишет сюжет этого фильма. За каждым персонажем стоит большой и кропотливый труд людей. Предлагаю свою любовь к этим мультяшкам рассмотреть как свою будущую профессию -может пойдете учиться на рисование, может в дальнейшем сможете поступить именно на факультет по созданию мултипликационных фильмов. Подумайте над этим и сможете долгое время позволить себе заниматься тем,что для вас приятно и несет положительный эффект.Главное сохранить золотую середину и четко для себя понимать,где заканчивается фантазия и выдумка,а где уже начинается реальная жизнь ваша. Всего хорошего.

Бекежанова Ботагоз Искракызы, психолог Алматы

Хороший ответ 12 Плохой ответ 1

Здравствуйте, Артур.

Влюбленность в вымышленного персонажа явление очень частое. В вашем возрасте, происходит процесс становления личности. И персонажи, в которых вы влюбляетесь, обладают качествами, которые вы бы хотели видеть либо в себе, либо в людях окружающих вас. Возможно, вам не хватает в жизни каких то эмоций, или, что чаще, не хватает понимания. Размышлять можно долго, но ответ на этот вопрос знаете только вы. Подумайте, что вы чувствуете, когда понимаете что влюбляетесь в персонажа. Для чего вам это нужно. На первый взгляд может быть вопрос и глупый, но это не так. Поймете, для чего это вам, и это поможет решить какие то сложности связанные с вами. В общем ничего страшного в вашей влюбленности нет, это просто говорит о том, что чего то в жизни вам не хватает, и психика добирает недостающее там, где может.

С уважением, Шумакова Марина. Психолог Алматы.

Хороший ответ 11 Плохой ответ 1

Биржанова Жанат Амантаевна

Что еще почитать