Когда празднуется день железнодорожника в году. День железнодорожника — все о празднике

Железная дорога - одна из самых важных транспортных систем государства. Она соединяет разные города и населенные пункты, обеспечивает связь с другими странами. Чтобы эта структура работала без перебоев, приходится задействовать труд огромного количества людей. Машинисты, инженеры, мастера по ремонту, проводники, работники вокзалов - перечислять можно долго. Все эти люди заслуженно празднуют День железнодорожника. Он всегда выпадает на первое воскресенье августа.

История праздника

День железнодорожника, отмечаемый ежегодно в первое воскресенье августа в ряде стран - бывших республиках Советского Союза, ведет свою историю еще из 19 века. В жизни каждой страны железные дороги всегда играют особую роль. Они были и остаются главной транспортной артерией, связывающей воедино города.

В 1896 году (28 июня) в России был подписан указ о том, что все работники, связанные с поездами и их движением, отныне имеют собственный праздник. Николай I, которого справедливо считали основателем железнодорожного направления, имеет прямое отношение к этой истории.

Именно в честь его дня рождения и выбрали дату празднования. Этот день сделали официальным выходным. Но когда пришла советская власть, традицию ликвидировали, как это произошло со многими вещами. А вернули ее лишь в 1936 году. Сразу под праздник отвели 30 июля, но в 1940 году правила еще раз поменяли, поэтому время торжества стало подвижным.

День железнодорожных войск Российской Федерации – это профессиональный праздник военнослужащих, военнообязанных, рабочих и служащих (гражданский персонал) Железнодорожных войск РФ (ЖДВ ВС России). Данный профессиональный праздник отмечается в нашей стране ежегодно 6 августа. В 2017 году праздничная дата совпадает с Днем железнодорожника, который традиционно отмечается в России в первое воскресенье августа.

Впервые дата праздника была официально установлена указом президента России от 19 июля 1996 года «Об установлении Дня железнодорожных войск Российской Федерации». В настоящее время праздник отмечается как памятный день в соответствии с указом от 18 июля 2006 года «Об установлении профессиональных праздников и памятных дней в Вооруженных Силах Российской Федерации».


Железнодорожные войска – это специальные войска, предназначением которых является строительство, восстановление, эксплуатация и техническое прикрытие железных дорог, которые используются для воинских перевозок. Свою эти формирования берут еще с 6 августа 1851 года, когда российский император Николай I на завершающем этапе постройки Санкт-Петербургско-Московской железной дороги утвердил Положение о составе управления данной железной дороги. Отсюда и современная дата празднования – 6 августа. В соответствии с данным положением и были основаны первые специальные воинские формирования, предназначенные для эксплуатации и охраны железной дороги. Им было предписано охранять станции, мосты и транспортные узлы новой дороги. Вот уже на протяжении более 160 лет военные железнодорожники в нашей стране самоотверженно и беззаветно несут службу в интересах своего Отечества.

Уже в ходе русско-турецкой войны 1877-1878 годов военные железнодорожники обеспечивали непрерывное снабжение соединений русской армии по специально построенному железнодорожному участку Бендеры-Галац. Очень важную роль сыграли железнодорожные войска и во время Первой мировой войны, за время которой ими было построено порядка 300 километров ширококолейных железных дорог и около четырех тысяч километров узкоколеек. Также железнодорожными войсками было восстановлено более 4,6 тысяч километров путей.

После Октябрьской революции 1917 года в жизни железнодорожных войск начался новый этап. Железнодорожные войска Красной Армии были созданы уже 5 октября 1918 года, после того как приказом главнокомандующего ВС республики было объявлено об их формировании. В мирные годы после завершения гражданской войны в России они занимались реконструкцией существующих и сооружением новых железнодорожных путей. Весомым был и их вклад в победоносное для Советского Союза завершение Великой Отечественной войны. Советские железнодорожные части и соединения сумели особым образом отличиться во время обороны Ленинграда, Москвы, а также в Сталинградской битве, битве на Курской дуге и других стратегических операциях на территории СССР и стран Восточной Европы. Выполняя свои задачи в крайне тяжелых, очень часто боевых условиях они сумели восстановить порядка 120 тысяч километров путей, а также более 15 тысяч мостов, построили более 10 тысяч километров новых железнодорожных путей, обезвредили и уничтожили более двух миллионов фугасов и мин, способствуя безопасности железнодорожных перевозок.

После завершения Великой Отечественной войны железнодорожные войска приняли активное участие в восстановлении и реконструкции разрушенных войной железных дорог и постройке новых магистралей. Наиболее существенными из них считаются железнодорожные линии Кизел – Пермь, Усть-Каменогорск – Зыряновск, Абакан – Тайшет, Тюмень – Сургут, Ивдель – Обь, Трансмонгольская магистраль, Байкало-Амурская магистраль (БАМ). При этом необходимо помнить о том, что каждый 9-й километр железных дорог в СССР был электрифицирован с помощью военных железнодорожников. Одновременно с этим подразделения железнодорожных войск на регулярной основе привлекались к ликвидации последствий стихийных бедствий, аварий и катастроф, в том числе техногенных. В частности военные железнодорожники работали над ликвидацией последствий аварии на Чернобыльской АЭС, землетрясения в Армении, наводнения в Крымском районе Краснодарского края.


В период с 1991 по 2005 год железнодорожные войска входили в силовую компоненту российского государства, но находились вне численности Вооруженных Сил страны. Так в сентябре 1995 года указом российского президента была образована Федеральная служба железнодорожных войск РФ. Данная управленческая структура просуществовала до интеграции железнодорожных войск обратно в состав Вооруженных Сил, интеграция произошла в 2005 году. 27 ноября 2010 года приказом министра обороны страны было утверждено Положение о Главном управлении начальника железнодорожных войск.

Современные железнодорожные войска согласно своей организационно-штатной структуре включают в себя Главное управление железнодорожных войск, а также управления железнодорожных войск военных округов. В составе российских железнодорожных войсках имеются отдельные железнодорожные бригады постоянной готовности, а также части центрального подчинения. На данном этапе развития российских ВС Главное управление начальника железнодорожных войск входит в структуру центрального аппарата Материально-технического обеспечения Вооруженных Сил РФ (МТО ВС РФ).

В своей работе военные железнодорожники активно используют спецтехнику: мостовые краны, путеукладчики, буровзрывное оборудование. Только в 2013-2014 годах российские железнодорожные войска получили более 500 единиц автомобильной техники и 40 единиц различного инженерного вооружения. В результате этого доля современных (со сроком эксплуатации до 6 лет) образцов автомобильной техники общевойскового назначения была доведена до 35%. В целом же, как и все Вооруженные Силы РФ, железнодорожные войска активно перевооружаются. В соответствии с действующей программой Гособоронзаказа до 2020 года доля новой техники в войсках должна быть доведена до 75%. При этом численность железнодорожных войск в России составляет сегодня около 23 тысяч человек, из которых порядка 5 тысяч человек являются контрактниками.


В 2013-2014 годах российские железнодорожные войска каждый год осуществляли ремонт около 140 километров железнодорожных путей необщего пользования. Также можно отметить, что в 2015 году группировка железнодорожных войск начала процесс строительства участка железной дороги Журавка – Миллерово на территории Воронежской и Ростовской областей России. Они строят дорогу в обход Украины. Поезда, следовавшие из Москвы в сторону Ростова-на-Дону и Сочи, вынуждены были без остановок преодолевать участок Луганской области. Длина новой, строящейся дороги составит 122,5 километра, движение по новой ветке может быть запущено уже в середине августа 2017 года.

Стоит отметить, что основной целью совершенствования железнодорожных войск России до 2020 года является придание им инновационного облика, который будет удовлетворять потребностям обеспечения вооруженной защиты национальных интересов России, в соответствии с мобилизационными и экономическими возможностями нашей страны.

В этот день коллектив «Военного обозрения» поздравляет всех военнослужащих, гражданский персонал и ветеранов, чей жизненный путь по-прежнему связан или ранее был связан с железнодорожными войсками, с их профессиональным праздником. Достойно продолжайте славные традиции российских железнодорожных войск, ведь ваш труд при строительстве железнодорожных магистралей важен не только армии, он оказывает серьезную поддержку и социально-экономическому развитию страны.

По материалам из открытых источников

В этой статье не просто расскажем о точной дате, День железнодорожника в 2018 году, какого числа, но также вспомним историю развития железных дорог у нас в стране, а также оценим современное состояние этой транспортной отрасли, в которой занято много людей в больших и маленьких городках.

В 2018 году праздника День железнодорожника выпадает на 5 августа. Без железнодорожного транспорта сегодня сложно представить весь мир и России в частности. Это быстрый, надежный и дешевый способ перемещения людей, а также грузов. Понятное дело, что у работников железной дороги имеется и свой профессиональный праздник, который в этом году приходится на седьмой день последнего месяца лета. Как приготовить к празднику .

Как установилась дата

Роль развития железных дорог в нашей стране оценивают очень высоко, потому что, они помогли в свое время Российский Империи стать мировой развитой державой. С той же поры начинается пора людей, которые посвящают свои жизни работе на железной дороге. Понятное дело, что профессиональный праздник железнодорожников появился сразу после того, как рельс и шпал в России стало много.

В частности, речь идет о далеком 1896 году. Правда, Николай Первый тогда решил, что отмечать День железнодорожников и этой отрасли нужно 25 июня, в его день рождения. Именно этот российский император сделал первый и важный шаг в строительстве железных дорог в стране. После 1917 года, когда произошла революция, все царские праздники, в том числе, День железнодорожника, были отменены. Вновь отмечать событие стали только спустя два десятка лет. В 1936 году было издано постановление Правительства, чтобы установить официальную дату Дня железнодорожника на 30 июля.

Уже потом отмечать День железнодорожника в России стали в первое воскресенье августа, из чего и получилось, что День железнодорожника в 2018 году, какого числа в России - это 5 августа.

Об истории железной дороги в России

Тут сразу хочется вспомнить 1834 год и город Нижний Тагил. Там находился важный для императорской России металлургический завод во владении местных купцов. Отец и сын Черепановы были крепостными купцов, которые владели заводом. Так получилось, что крепостные много читали, были образованными и у них просто страсть была к изобретательству. Уже в то время они много говорили о том, как важно развитие железных дорог для страны, но в полной мере страна была еще не готова к тому, чтобы оценить и понять эти преимущества. Поэтому, железные дороги в тот период активно использовались, но в нуждах металлургической, горнодобывающей промышленности.

Только в 1836 году Николай Первый, посмотрев и оценив опыт Западной Европы в деле строительства и активной эксплуатации железных дорог, понял, что нужно развивать этот вид транспорта. В итоге, по его приказу построили железную дорогу от Петербурга до Царского села, открытие которой прошло уже в 1837 году. Длина этой дороги была 25 верст, ширина колеи - 0,857 саженей. Строительство длилось чуть менее двух лет, а на стройку в общей сложности ушло 5 миллионов рублей.

Из этого опыта было понятно, что за железными дорогами будущее страны. Так что, в 1843 году начинается строительство дороги, которая свяжет Петербург и Москву. За год до начала строительства образовали специальный Департамент железных дорог, который занимался контролем стройки, прокладки других рельсовых путей на территории России.

Потом эту железную дорогу назовут Николаевской и так она будет именоваться до Октябрьской революции. На строительство путей из казны выделили 43 миллиона серебренных рублей, длина дороги должна была составить по итогу 604 версты. В итоге денег пришлось добавить, но все равно общая стоимость строительства была ниже аналогичных отрезков железной дороги в Европе.

Николаевскую железную дорогу строили почти девять лет, за это время инженеры и строители набрались значительно опыта. Уникальные инженерные находки того времени до сих пор применяются в России при строительстве железных дорог. А что касается того, День железнодорожника в 2018 году, какого числа, то праздник приходится каждый год на первое воскресенье августа - это 5 число в текущем году.

Интересно! Среди уникальных разработок инженеров, которые были открыты при строительстве Николаевской железной дороги, можно отметить ширину колеи, которая составляет 1524 мм. Также здания всех вокзалов проектировались по индивидуальным проектам специально приглашенных архитекторов. До сих пор дорога, построенная в 1851 году, отлично функционирует и справляется со всеми, возложенными на нее задачами.

Современные российские железные дороги: из истории в наши дни

Настоящий бум строительства железных дорог в России пришелся на конец 19 века. Тогда точно было понятно, что нужно осваивать пассажирские перевозки, а плюс к этому, налаживать сообщение с Криворожским и Донецким угольным бассейном, улучшать транспортные отношения с Уралом и Сибирью.

Накануне нового 20 века руководство страны принимает важное решение - строительство Транссибирской железнодорожной магистрали. Это был смелый проект, сочетание инженерной мысли и тяжелого физического труда. Кроме того, что требовалось проложить полотно, строительство магистрали подразумевало множество мостов через большие и активные сибирские реки.

Важно! Во время войны Российской Империи с Японией именно Транссибирская магистраль стала основным путем обеспечения российских войск оружием и продовольствие. На праздничном столе актуальна .

Если говорить о современной России, то, конечно, железные дороги продолжают оставаться популярными видом транспорта среди граждан, а также они постоянно перевозят самые разные грузы. Именно железнодорожный пассажирский и грузовой транспорт до сих пор является одним из наиболее дешевых способов добраться до нужного пункта назначения. Постоянно обновляются пассажирские составы и поезда становятся гораздо более удобными, чтобы обеспечивать пассажирам современные условия мирового уровня при проезде на Российских железных дорогах.

День железнодорожника в 2018 году, какого числа - 5 августа. Напоминаем, что это не постоянная дата этого профессионального праздника. Официально день празднования - это первое воскресенье августа, так что, для каждого года нужно смотреть отдельно, на какой период выпадает этот день.

Профессиональный праздник работников железнодорожного транспорта и соответствующей отрасли в целом отмечается в первое августовское воскресение года. В 2013 году День железнодорожника в России, а также Болгарии и Киргизии будут праздновать 4 августа.

История

Впервые День железнодорожника Российская империя отмечала в 1896 году по приказу князя Михаила Хилкова, который в то время возглавлял министерство путей сообщения. Новый профессиональный праздник стали отмечать не только в России, но и в странах Европы. Изначально дата была привязана ко дню рождения императора Николая ІІ, который выпадал на 6 июля (25 июня по старому стилю). Николай ІІ – признанный основатель железнодорожной отрасли в Российской империи. Именно при нем появилась магистраль Санкт-Петербург-Москва и прогулочная железная дорога до Царского села. Традиционно празднование Дня железнодорожника проходило на Павловском вокзале, где устраивался концерт и ужин для высокопоставленных гостей. Местные и центральные железнодорожные российские учреждения не работали, а на крупных вокзалах проходили богослужения. Этот праздник был в почете до 1917 года. И только спустя почти два десятилетия. Йосиф Сталин вновь постановил ввести данный общегосударственный праздник в календарь. Его стали праздновать 30 июля, так как в этот день в 1935 году Сталин подписал соответствующее постановление. Назывался праздник тогда Днем железнодорожного транспорта СССР. В 1940 году стало окончательно известно, какого числа День железнодорожника работники данной отрасли будут праздновать ежегодно. В постановлении СНК СССР указывалось, что Всесоюзный день железнодорожника страна будет отмечать в первое августовское воскресенье каждого года. В восьмидесятых годах закрепилось и окончательное название – День железнодорожника.

День железнодорожника в странах бывшего СССР

Сегодня этот праздник во многих постсоветских странах приходится на один и тот же день. Так, День железнодорожника в Беларуси с 1995 года тоже отмечается первого августа, несмотря на то, что в этой стране первая станция была открыта в декабре 1862 года в городе Гродно. До 1995 года официальное чествование железнодорожников происходило в ноябре, так как именно в этом месяце в 1871 году открылась главная магистраль Беларуси, соединившая Смоленск и Брест.

В первое воскресенье последнего летнего месяца отмечают День железнодорожника в Казахстане, Киргизии. А вот Латвия поздравляет своих доблестных железнодорожников 5 августа, так как в 1919 году в этот день была официально основана государственная железная дорога в стране. Литва отмечает этот праздник 28 августа, Эстония – 21 августа. А вот в Украине День железнодорожника празднуется ежегодно 4 ноября, когда в 1861 году на львовский вокзал прибыл из Вены первый поезд.

День железнодорожника сегодня

На железных дорогах России сегодня работают около одного миллиона человек. Все эти сотрудники РЖД трудоустроены в самом ОАО «РЖД» или на его филиалах, дочерних обществах, структурных подразделениях. Транспортная система России уступает по длине эксплуатационных путей только США, а по протяженности электрифицированных магистралей Российская Федерация – безусловный мировой лидер.

Если ваш близкий человек или друг связал свою жизнь с железной дорогой, не забудьте приготовить ему подарки ко дню железнодорожника, которые станут символом его важной и значимой работы. Подарок не обязательно должен быть дорогостоящим. К примеру, на День железнодорожника 2012 года особенно популярными подарками были различные сувениры с соответствующей символикой: ручки, блокноты, чашки с эмблемами РЖД и книги о развитии транспортной системы в стране.

Российские путейцы, как гражданские, так и военные, в начале августа отмечают свои профессиональные праздники - День железнодорожника и День Железнодорожных войск Российской Федерации .

Когда отмечаются День железнодорожника и День Железнодорожных войск РФ

Первыми празднуют военные. День Железнодорожных войск России (ЖДВ ВС РФ) отмечается каждый год в один и тот же день - 6 августа .

А День железнодорожника всегда отмечается в первое воскресенье августа - в 2016 году праздник приходится на 7 августа .

Кто отмечает День железнодорожника и День ЖДВ ВС России

День железнодорожника - это профессиональный корпоративный праздник сотрудников ОАО «РЖД», в который отмечаются профессиональные заслуги работников железнодорожного транспорта и достижения отрасли.

День Железнодорожных войск России - это профессиональный праздник военнослужащих ЖДВ, а также гражданских лиц, несущих службу и работающих в военно-железнодорожной отрасли.

История военного и гражданского Дня железнодорожника

Поскольку в 2016 году День российских ЖДВ наступает раньше Дня железнодорожника, сначала несколько слов об истории военного праздника.

День российских ЖДВ был впервые установлен указом президента России от 19 июля 1996 года. Позже дата праздника была подтверждена указом от 31 мая 2006 года. День Железнодорожных войск России приурочен к дате образования специальных военизированных подразделений для охраны и эксплуатации железной дороги Санкт-Петербург - Москва.

А вот история праздника гражданских путейцев гораздо интереснее.

День железнодорожника появился в России еще в позапрошлом веке - впервые он был установлен приказом министра путей сообщения Российской империи князя Михаила Хилкова от 28 июня (10 июля по новому стилю) 1896 года.

Праздник был приурочен ко дню рождения императора Николая I (25 июня, 6 июля по новому стилю), при котором было положено начало сооружению и эксплуатации железных дорог в России. Именно при императоре Николае I были построены первая прогулочная железная дорога из Санкт-Петербурга в Царское село и первая всероссийская магистраль от Петербурга до Москвы.

Вскоре день рождения Николая I стал праздником всех путейцев не только в России, но и в Европе. С учреждением этого праздника возникла знаменитая традиция устраивать торжественный ужин с концертом в зале Павловского вокзала Царскосельской железной дороги. Пышные торжества и молебны проходили и на набережной Фонтанки у дома 117, где до революции располагалось российское Министерство путей сообщения. День железнодорожника регулярно отмечался в России вплоть до 25 июня 1917 года.

После Октябрьской революции День железнодорожника, как и все «царские» праздники, был отменен.

Традиция празднования теперь уже советского Дня железнодорожника возобновилась лишь в 1936 году. Указом председателя президиума ЦИК СССР Михаила Калинина праздник решено было проводить ежегодно 30 июля, поскольку именно в этот день в 1935 году Иосиф Сталин принял делегацию советских железнодорожников. В честь этого праздник сначала назывался Всесоюзный сталинский день железнодорожников. В 1940 году праздник был перенесен на первое воскресенье августа, и такая традиция сохранилась до наших дней. Вернулось и дореволюционное название праздника - День железнодорожника.

Помимо России в первое воскресенье августа свой профессиональный праздник отмечают путейцы Белоруссии и Киргизии. В остальных странах, образовавшихся на месте бывших советских республик, Дни работников железнодорожного транспорта отмечаются в другие дни.

Поздравления с Днем железнодорожника

***
Для кого-то рельсы - просто рельсы.
Музыка колес скучна, груба,
А для вас - по-своему прелестна,
Потому что с нею связана судьба.

Поздравляем! Ведь железная дорога
Не работа, а, скорее, в жизни путь.
Пожелаем вам ни мало и ни много -
Шар земной в вагоне обогнуть!

Пусть успех сопутствует, удача
Никогда не покидает вас.
С легкостью решайте все задачи,
В жизни всё пусть будет «высший класс»!

***
С Днем железнодорожника
Примите поздравления.
Желаем счастья и добра,
Всех благ преумножения.

Пускай по жизни вас везет
Локомотив удачи,
Пусть с легкостью решаются
Рабочие задачи.

Пусть радостных и ярких дней-
Как шпал на рельсах прочных,
Здоровья и любви - вагон,
И красок жизни сочных.

Пусть стук колес в пути
Оставит позади
Заботы, огорчения,
Даря вам настроение.
Работать и любить,
А иногда ценить
Волшебной тишины
Оттенок, звук струны.
Красивые места!
Родные пусть края -
У вас в душе всегда!

***
Желаю от всей я души
Побольше вам солнечных дней.
Пусть, если ваш поезд спешит,
Колеса стучат веселей.

Пусть редко бывает вам сложно,
Обходят по жизни тревоги.
Пусть гордо звучит ваша должность -
Работник железной дороги!

Что еще почитать